Дипломатический словарь
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПЕР"-"ПОЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПЕР"-"ПОЛ")

ПЕРЕПИСКА ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ

ПЕРЕПИСКА ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ - письменная форма международных сношений.

Правительства обычно не адресуют друг другу непосредственно письменных обращений, а делают это через своих дипломатических представителей. Таким образом, П. д. осуществляется между дипломатическим представительством с одной стороны, и ведомством иностранных дел страны пребывания - с другой. П. д. облекается в стандартные формы, сводящиеся к следующим типам: 1) нота (личная, или подписная, и вербальная), 2) меморандум, 3) памятная записка, 4) письма и телеграммы главным образом протокольного характера, не подпадающие под указанную классификацию.

Во время второй мировой войны широко практиковался ещё один вид дипломатической переписки - личные послания, которыми обменивались по различным военным, политическим, экономическим и другим вопросам главы правительств СССР, США и Великобритании. Эти послания шли непосредственно от главы одного правительства к главе другого правительства за их личной подписью.

В дипломатической практике бывают случаи, когда адресат отказывается принять присланный или вручённый ему документ, считая его оскорбительным или некорректным, и возвращает его отправителю с письменным или устным объяснением мотивов. При наличии хороших отношений между обоими государствами адресат рекомендует отправителю во избежание огласки взять свою ноту (или иной документ) обратно, после чего она считается как бы не посланной.

"ПЕРЕСТРАХОВОЧНЫЙ ДОГОВОР" 1887

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРЕЯСЛАВСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1654

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРОН, ХУАН ДОМИНГО

ПЕРОН, ХУАН ДОМИНГО (р. 1896), генерал - аргентинский политический деятель, президент Аргентины с 1946.

П. родился в богатой семье в провинции Буэнос-Айрес. Окончил Национальную военную академию. В 1937-38 он был военным атташе в Чили. В 1938-40 по заданию генерального штаба аргентинской армии П. совершил поездку в Германию и Италию, где знакомился с методами обучения войск в итальянской и германской армиях. В течение ряда лет до 1940 П. был одним из лидеров и секретарём военно-фашистской организации ГОУ (Групо Офисиалес Унидос). ГОУ ставила своей целью уничтожение в стране буржуазно-демократических свобод и установление фашистской диктатуры. В период второй мировой войны П. в качестве одного из руководителей армии и её политического центра - ГОУ - оказывал заметное влияние на внутреннюю и внешнюю политику Аргентины.

4. VI 1943 П. вместе с ген. Раусоном и Рамиресом возглавил военный переворот. В созданном после этого правительстве Рамиреса П. был министром труда и социального обеспечения. Вместе с Фаррелем П. выступал против разрыва дипломатических отношений с Германией и Японией, последовавшего 26. I 1944 под давлением США и Англии. В результате раскола в ГОУ по этому вопросу Рамирес вынужден был уйти в отставку и был заменён Фаррелем.

В 1944-46 П. был военным министром, министром труда и вице-президентом. В ноябре 1945 он создал т. н. лабористскую партию, выдвинувшую его кандидатуру на пост президента.

24. II 1946 П. был избран президентом и 4. VI 1946 приступил к исполнению своих обязанностей.

В декларации правительства П. подчёркивалась особая миссия Аргентины как гегемона стран Южной Америки, стремящегося к тесному союзу с Чили, Парагваем, Боливией и Уругваем.

Под давлением широких масс аргентинского народа правительство П. 6. VI 1946 установило дипломатические отношения с СССР.

Поддерживая идею создания "латинского блока" (Аргентина, Испания, Португалия), П. вопреки решениям ООН проводит дружественную франкистской Испании политику. 9. IV 1948 правительство П. заключило с Испанией выгодный для Франко экономический договор.

В своей внешней и внутренней политике правительство П. всё более подчиняется диктату империалистов США.

ПЕРРИ МИССИЯ 1853-54

ПЕРРИ МИССИЯ 1853-54 - американская военно-морская экспедиция, принудившая Японию к заключению неравноправного договора с США.

Во второй четверти 19 в. резко возрос интерес деловых и правительственных кругов США к Японии. Рост пароходостроения в США и увеличившийся объём их торговли со странами Тихого океана (особенно с Китаем, торговый оборот с которым удвоился с 1849 по 1853) толкали американскую буржуазию к созданию баз в Японии на пути к китайскому и другим тихоокеанским рынкам. Это стремление США особенно усилилось после аннексии ими Калифорнии (1848), позволившей американским кораблям делать прямые рейсы Сан-Франциско-Шанхай. США интересовались Японией и как возможным объектом своей экономической экспансии. Ещё в 30-х годах 19 в. США предпринимали неоднократные, но безуспешные попытки установить торговые отношения с Японией. Безрезультатной оказалась и морская экспедиция 1845.

В 1851 правительство США послало в Японию морскую экспедицию, во главе которой был поставлен коммодор Аулик, сменённый в марте 1852 новым командующим ост-индской эскадрой коммодором Мэтью К. Перри.

Перри был снабжён письмом президента США к японскому императору с предложением установить постоянные отношения и специальной инструкцией, согласно которой он должен был заключить с японскими властями договор.

Перри придал своей миссии характер военной демонстрации. 8. VII 1853 находившиеся под его командой 4 военных корабля в полной боевой готовности стали на якорь у входа в бухту Иедо (около г. Урага). С японскими властями Перри держал себя вызывающе. Он наотрез отказался отправиться для вручения письма и для получения ответа на него в Нагасаки, являвшийся по японским законам единственным местом для переговоров с иностранными представителями, и пригрозил высадиться с достаточными военными силами, чтобы заставить принять письмо в Ураге. Японские власти, устрашённые военной мощью американцев, должны были уступить, и 14. VII письмо президента было вручено японским представителям. 17. VII 1853 Перри отбыл в Китай, заявив, что вернётся за ответом следующей весной.

П. м. вызвала панику в правящих кругах Японии. Сторонники изоляции были побеждены умеренными элементами, считавшими, что вооружённое сопротивление американцам - дело безнадёжное. Правительство сегуна решило встретить Перри миролюбиво, но по возможности затянуть переговоры. Однако Перри лишил японские власти и этой последней надежды. Узнав о визите Путятина в Японию (см. Русско-японский договор 1855), он поспешил покинуть Гонконг и в феврале 1854 вновь появился в бухте Иедо со значительно более мощной эскадрой (9 боевых судов, в т. ч. 3 паровых, со 129 пушками и свыше 1 800 чел. экипажа). 8. III 1854 Перри явился во главе 500 вооружённых моряков к месту, назначенному для переговоров. Японская делегация согласилась принять требования президента США, но уклонялась от их оформления в виде договора. Однако Перри ответил, что президент удовлетворится только формальным договором и в случае отказа заключить его может послать в Японию значительно большую экспедицию и с более жёсткими инструкциями.

В результате 31. III 1854 был подписан американо-японский договор "о мире и дружбе", состоявший из 12 статей (см. Ансэйские договоры).

ПЕРСОНА ГРАТА

ПЕРСОНА ГРАТА (Persona grata) (желательное или пользующееся доверием лицо) - латинское выражение, применяемое к дипломатическому представителю, когда его назначение одобрено правительством, при котором он аккредитуется, т. е. практически - с момента получения агремана (см.).

Не пользующегося доверием дипломата, которому отказано в агремане или отозвания которого требует правительство страны пребывания, объявляют персона нон грата (persona non grata). Обычно мотивами объявления персона нон грата являются враждебное отношение данного дипломата к правительству страны пребывания, вмешательство в её внутренние дела, проявление неуважения к её законам, обычаям, учреждениям, неблаговидные поступки и т. п. Объяснение мотивов, по которым дипломат объявляется персона нон грата, не считается обязательным.

ПЕРСОНАЛ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ

ПЕРСОНАЛ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ - штатный состав сотрудников дипломатических представительств. Он состоит из трёх категорий сотрудников: 1) официального, т. е. собственно дипломатического, штата, включающего помимо главы представительства также и всех остальных работников, обладающих дипломатическим качеством, т. е. советников, секретарей, атташе (военных, морских, авиационных и прочих специальных атташе). В практике многих стран, отражённой и в международном праве, принято причислять к дипломатическому штату священников и врачей представительств, несмотря на явно не дипломатический характер их функций, а на Востоке - драгоманов (переводчиков); 2) канцелярского (технического) персонала, в который входят заведующие канцеляриями, архивисты, секретари консульских отделов, личные секретари, машинистки, стенографистки, бухгалтеры, заведующие хозяйством и т. д.; 3) обслуживающего персонала: швейцаров, курьеров, шофёров, лифтёров, дворников, садовников, поваров, камердинеров, домашней прислуги и т. п.

Право лиц, принадлежащих к первой категории, на дипломатические привилегии, в т. ч. на дипломатический иммунитет (см.), является общепризнанным положением международного права со времён Гуго Гроция. После Гаванских конвенций 1928 (см.) о дипломатических должностных лицах это право стало международно-правовой нормой также для всех американских государств. Оно обычно зафиксировано и во внутреннем законодательстве государств. Законодательство СССР, исходя из целевой установки предоставления привилегий - абсолютной независимости и безопасности представителя, - признаёт дипломатические привилегии лишь за официальным персоналом, точно указывая при этом его номенклатуру. "Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР" от 14. I 1927 гласит: "Дипломатическим представителям и членам дипломатических представительств иностранных государств: советникам (в т. ч. торговым), первым, вторым и третьим секретарям и атташе (в т. ч. торговым, финансовым, военным, морским) предоставляются на началах взаимности все права и преимущества, присвоенные им по положению согласно нормам международного права" (ст. 2).

Старые теории международного права и практика многих государств распространяли дипломатические привилегии на персонал второй и третьей категорий, что приводило к серьёзным злоупотреблениям и не оправдывалось необходимостью. В настоящее время считается почти общепризнанным, что обслуживающий персонал не пользуется такими привилегиями. Что касается канцелярского персонала, то вопрос рассматривается как спорный. В последнее время наблюдается всё больше сторонников его решения в отрицательном смысле. В частности Гаванские конвенции 1928 обусловливают неприкосновенность и неподсудность лишь официального персонала, не определяя, правда, детально круга этих лиц.

В практике государств, не признающих дипломатических привилегий за лицами технического персонала, аресты и предание их суду имеют место только в редких случаях, когда дело идёт о тяжёлых преступлениях. Обычно правительства ограничиваются требованием отозвания или высылкой провинившегося лица.

Обязанностью персонала дипломатических представительств, к какой бы категории он ни принадлежал, является уважение к законам страны пребывания и невмешательство в её внутренние дела. Законодательство СССР запрещает советским дипломатическим представителям и персоналу представительств всякое вмешательство во внутренние дела страны пребывания.

ПЕРШИНГА ЭКСПЕДИЦИЯ

ПЕРШИНГА ЭКСПЕДИЦИЯ - вооружённая интервенция США в Мексику в 1916-17, имевшая целью заставить президента Каррансу (см.) отказаться от антиимпериалистической политики.

Предлогом к П. э. послужил налёт отряда мексиканского партизана Вильи на пограничный американский город Колумбус (9. III 1916). 15. III 1916 американские войска под командованием ген. Першинга перешли мексиканскую границу якобы с целью проведения "карательной экспедиции" против Вильи. Интервенты натолкнулись на упорное сопротивление мексиканского народа. Несмотря на борьбу между сторонниками Вильи и Каррансы, и те и другие решительно выступили против американцев. Карранса 12. IV 1916 направил вашингтонскому правительству ноту с требованием отвода американских войск из Мексики.

Состоявшаяся в апреле 1916 в г. Эль-Пасо (США) конференция представителей американского и мексиканского командования не привела ни к какому соглашению ввиду отклонения американцами требования о немедленном отводе войск Першинга. 19. V 1916 Карранса обратился к дипломатическим представителям в Мексике с нотой, в которой говорилось о неизбежности войны с США, если последние будут продолжать свою агрессивную политику. Нотой от 22. V 1916 мексиканское правительство вновь потребовало от США отвода американских войск, угрожая в противном случае войной. 20. VI 1916 последовал отрицательный ответ правительства США на мексиканскую ноту.

Однако американскому правительству было ясно, что дальнейшие военные действия в Мексике потребуют затраты огромных сил и средств. Поскольку США готовились в это время к вступлению в мировую войну и стремились использовать обстановку мировой войны для укрепления своего экономического и политического влияния в Латинской Америке, им пришлось отказаться от продолжения интервенции. В июле 1916 в Нью-Лондоне открылась конференция представителей США и Мексики. 14. XI 1916 участники конференции договорились об эвакуации американских войск из Мексики в течение 40 дней с момента одобрения данного соглашения обоими правительствами. Карранса отказался санкционировать это соглашение, настаивая на немедленном и безоговорочном отводе войск США.

Эвакуация Мексики американскими войсками была закончена 5. II 1917.

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1908

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1908 - о сохранении статус кво в бассейне Балтийского моря- подписана 23. IV представителями России (Извольский), Германии (Пурталес), Дании (Левенерн) и Швеции (Брендстрем).

Намерения Германии привлечь Швецию к Тройственному союзу и - в случае войны с государствами Тройственного согласил или хотя бы с одной Англией - немедленно оккупировать Данию, чтобы упрочить свои позиции в Северном и Балтийском морях, вызвали тревогу России и Англии. Во время свидания Николая II с Вильгельмом II в Свинемюнде (3. VIII 1907) русский министр иностранных дел Извольский заявил канцлеру Бюлову о желательности для России заключения соглашения о поддержании статус кво на Балтике и о гарантии нейтралитета Дании. Этим путём Извольский рассчитывал сохранить целостность Дании и, главное, предотвратить захват Германией входа в Балтийское море в случае войны. Кроме того, русское правительство надеялось таким соглашением облегчить восстановление своих прав на Аландские о-ва (см. Петербургский протокол 1907). Германия, пытавшаяся в этот период (1905-10) оторвать Россию от стран Согласия и шедшая в связи с этим на некоторые уступки ей, согласилась на переговоры по этому вопросу. Дания, которую русское правительство поставило в известность о намерениях Германии и о своей позиции, потребовала гарантии своей территориальной целостности. Английское правительство выдвинуло проект общего соглашения всех держав, расположенных в бассейне Северного и Балтийского морей, аналогичного заключённому незадолго перед этим Картахенскому соглашению 1907 (см.). Однако намерение Англии взять на себя обязательства, касающиеся Балтийского моря, встретило сопротивление балтийских держав. Переговоры раздвоились между двумя группами государств, расположенных на берегах Балтийского и Северного морей, и завершились подписанием двух деклараций: Петербургской и Берлинской.

В П. д. объявлялось о намерении подписавших её держав сохранить в неприкосновенности свои права на сухопутные и островные владения, омываемые Балтийским морем. В случае какой-либо угрозы территориальному статус кво государств, расположенных в бассейне Балтийского моря, державы - участницы П. д.- согласились вступить в переговоры между собой о мерах, которые они сочли бы нужным принять в интересах сохранения статус кво. Одновременно с декларацией по настоянию России был подписан меморандум, оговаривавший, что принцип сохранения статус кво имеет в виду только территориальную неприкосновенность владений держав, подписавших П. д., но не касается права держав в полной мере использовать свою суверенную власть на принадлежащих им территориях. Этой оговоркой Россия стремилась сохранить за собой возможность поставить вопрос об уничтожении Парижской конвенции 1856 об Аландских о-вах, ущемлявшей суверенитет и интересы России.

Одновременно с П. д. в Берлине была подписана представителями Германии, Англии, Франции, Голландии, Дании и Швеции аналогичная декларация относительно сохранения территориального статус кво в бассейне Северного моря.

Эти соглашения, затруднявшие в некоторой степени экспансионистскую политику германского империализма на севере Европы, вызвали недовольство в Германии. Немецкая пресса прямо заявляла, что Германия рассматривает их как "дипломатический фарс". Тем не менее П. д. и Берлинская декларация смягчили на время остроту противоречий на севере Европы.

ПЕТЕРБУРГСКИЕ КОНВЕНЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПРОТОКОЛЫ

ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПРОТОКОЛЫ - 1) П. п. 1907 по балтийскому вопросу - подписан 29. X уполномоченными России и Германии Губастовым и фон Яговым.

Согласно его условиям Россия и Германия объявляли целью своей общей политики в Балтийском море сохранение статус кво, исходя из чего они обязывались сохранять в полной неприкосновенности свои права на континентальные владения и на острова, расположенные в этом районе. Для сохранения статус кво во всём бассейне Балтийского моря обе стороны согласились заключить договор с Швецией и Данией о территориальной неприкосновенности этих государств. Центральным пунктом П. п. было согласие Германии не рассматривать как нарушение статус кво отказ русского правительства от выполнения условий Парижской конвенции 1856 о демилитаризации Аландских о-вов.

России не удалось реализовать в полной мере свои планы в отношении Аландских о-вов до начала первой мировой войны, хотя она и добилась, несмотря на сопротивление Швеции, косвенного согласия держав на укрепление этих островов (см. Петербургская декларация 1908).

2) П. п. 1913 - подписан 9. V; оформил решение Петербургского совещания послов великих держав (России, Англии, Франции, Германии, Австро-Венгрии и Италии) о передаче Румынии болгарского г. Силистрии в качестве "компенсации" за нейтралитет Румынии в первой балканской войне 1912-13.

П. п. не удовлетворил ни Румынию, которая считала его условия недостаточными, ни Болгарию, которая находила их чрезмерными. Фактически П. п. никогда не был реализован, т. к. 29. VI 1913 началась вторая балканская война, Румыния сразу же присоединилась к Сербии и Греции и быстро оккупировала всю Южную Добруджу, которая и была оставлена за Румынией по Бухарестскому мирному договору 1913 (см.).

ПЕТЕРБУРГСКИЕ СОЮЗНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДОГОВОР 1881

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДОГОВОР 1881 - между Россией и Китаем о присоединении к России западной части Илийского края; подписан 12. II в Петербурге управляющим министерством иностранных дел Н. К. Гирсом и чрезвычайным посланником Китая маркизом Цзеном.

Под влиянием английской дипломатии и в расчёте на помощь Англии пекинское правительство отказалось ратифицировать русско-китайский Ливадийский договор 1879 (см.). Более того, военно-феодальные круги Китая под впечатлением своих успехов в борьбе с повстанцами в Западном Китае начали даже требовать продвижения манчжуро-китайских войск за пределы Илийского края - в Казахстан и Западную Сибирь. С обеих сторон началась открытая подготовка к вооружённому столкновению, грозившая вылиться в настоящую войну. Дипломатическое вмешательство Англии, опасавшейся полного разгрома Китая и укрепления России на Дальнем Востоке, предотвратило военный конфликт. В результате последовавших переговоров царское правительство согласилось пересмотреть Ливадийский договор и подписать П. д., который значительно сокращал объём политических и территориальных уступок Китая в пользу России.

Согласно П. д. западная часть Илийского края закреплялась за Россией (ст. I и VII). На остальной территории края восстанавливалась власть китайского императора: Правительство Китая по настоянию русской дипломатии обязалось принять здесь "соответствующие меры" к ограждению жителей, участвовавших в восстании, "от личной и имущественной ответственности" (ст. II). Населению предоставлялось право "остаться в нынешних местах жительства в китайском подданстве" или же "выселиться в пределы России и принять российское подданство". Опрос населения должен был состояться "до восстановления китайской власти в Илийском крае" (ст. III). Китайские власти должны были выплатить России 9 млн. руб. в покрытие расходов по оккупации р. Или и в удовлетворение исков русских подданных, имущественные и прочие интересы которых пострадали в период восстания в Западном Китае (ст. VI). Подтверждались все права и привилегии России и её подданных в Западном Китае и Монголии, зафиксированные в прежних договорах и соглашениях (см. ). Наряду с этим значительно расширялась сфера русской торговой и предпринимательской деятельности в застенных владениях Китая; Россия получала право учредить свои консульства в городах Сучжоу и Турфана, а также "по мере развития торговли и по соглашению с китайским правительством" - в городах Кобдо, Улясутае, Хами,Урумчи и Гучене (ст. X); для русской беспошлинной (впредь до установления таможенного тарифа) торговли открывался г. Сучжоу (ст. XIV), что давало России большие возможности для распространения своего политического и экономического влияния на внутренние районы северо-западных областей Китая; на территориях вновь образуемых консульских округов русские купцы и предприниматели получали право приобретать в собственность недвижимое имущество и возводить всевозможные постройки (ст. XIII). Право беспошлинной торговли распространялось и на Монголию (ст. XII). Ст. XVIII закрепляла право подданных обеих империй плавать на своих судах по рекам Амуру, Сунгари и Уссури и торговать в расположенных по их бассейнам местностях.

Таким образом, по П. д. 1881 Россия, несмотря на частичную неудачу в разрешении своих территориальных притязаний, добилась от Китая целого ряда других уступок, которые способствовали установлению в Синьцзяне преобладающего русского влияния.

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1762

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1762 - между Россией и Пруссией; подписан 5. V канцлером М. Воронцовым и прусским посланником бароном Гольцем.

В 1750 между Россией и Пруссией были прерваны дипломатические отношения. Когда летом 1756 прусский король начал войну против Австрии, Россия, выполняя обязательства, взятые ею на себя по Петербургскому союзному договору 1746 (см.), выступила на стороне Австрии. Русские войска овладели всей Восточной Пруссией, а в 1760 заняли Берлин. Однако вступивший на престол Пётр III круто изменил направление русской внешней политики. В день смерти Елизаветы (5. I 1762) он отправил к Фридриху II своего приближённого Гудовича с известием о своём вступлении на престол и с заявлением о своём намерении восстановить с Пруссией мир и дружбу. 16. III 1762 в померанском городке Старгарде был подписан акт перемирия.

В марте 1762 в Петербург прибыл представитель Фридриха II барон Гольц с поручением поздравить Петра III с восшествием на престол. Оставшись в качестве полномочного министра при русском дворе, Гольц повёл переговоры о заключении мирного договора. Прусский король был уверен, что русский император потребует от него значительных территориальных уступок, и поэтому в инструкции Гольцу разрешал уступить России Восточную Пруссию. Опасения Фридриха оказались напрасными. Пётр III заявил Гольцу, что будет рад принять проект мирного договора, выработанный Фридрихом II. Прусский король не замедлил воспользоваться предложением и прислал проект мирного договора, в котором, конечно, ни о каких уступках не было речи. Когда канцлер Воронцов попытался возражать против прусского проекта, Гольц в личной беседе с Петром III добился полного одобрения проекта. На долю Воронцова выпала только "честь" переписать набело одобренный императором договор.

Согласно П. м. д. состояние войны между Россией и Пруссией объявлялось прекращённым. Русский император обязывался приложить старания к восстановлению европейского мира, для чего в первую очередь отказывался от всех обязательств, в силу которых он должен был участвовать в войне против Пруссии (ст. 2). Все занятые русскими войсками в течение войны прусские территории возвращались прусскому королю, и русские войска отводились на свою территорию в двухмесячный срок (ст. 6). Русский император обязался выступить в качестве посредника в деле заключения мира между Пруссией и Швецией (ст. 7). Договаривающиеся стороны согласились также приложить все усилия к заключению в самом скором времени союзного трактата между Россией и Пруссией.

Заключив этот бесславный мир с Пруссией, которым приносились в жертву Фридриху II интересы России и попирались союзные обязательства, Пётр III задумал новую войну с целью отвоевания у Дании Шлезвига. Для этого немедленно после подписания П. м. д. были начаты переговоры с Пруссией о заключении союзного трактата, который и был подписан 19. VI 1762. Трактат этот, однако, не был ратифицирован ввиду дворцового переворота, низложившего Петра III. По вступлении на престол Екатерина II разорвала союзный трактат с Пруссией, но оставила в силе П. м. д., т. к. Россия нуждалась в передышке после войны, а основная цель войны - истощение и ослабление Пруссии - могла считаться достигнутой.

ПЕТИК ЛОУРЕНСА МИССИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕТЛИНА МИССИЯ 1619

ПЕТЛИНА МИССИЯ 1619 - одна из первых русских дипломатических миссий в Китае. В 1619 тобольский воевода И. С. Куракин отправил сибирского казака Ивана Петлина для разыскания путей в Китай. В сентябре 1619 Петлин, имея при себе грамоты воеводы, прибыл в Пекин, где более месяца вёл переговоры с китайцами. В 1620 он вернулся в Тобольск с грамотой императора Ван Ли на имя русского царя. В ней Ван Ли разрешал русским купцам приезжать в Китай и торговать, но отказывался посылать в Россию китайских купцов и дипломатов. Императорскую китайскую грамоту никто не мог прочесть, но результаты П. м. стали известны из письменного отчёта Петлина. Однако царское правительство вследствие отдалённости и опасности пути решило отказаться от торговли с Китаем. Таким образом, П. м. не имела практических последствий.

ПЁТР I

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ПЕТРА I ЗАВЕЩАНИЕ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕТЭН, АНРИ ФИЛИПП

ПЕТЭН, АНРИ ФИЛИПП (р. 1856) - маршал Франции. Получил военное образование. В 1914 в чине полковника вышел в отставку ввиду достижения предельного возраст. В начале первой мировой войны П. был вновь призван в армию; в 1918 получил звание маршала. Клемансо, Пуанкаре и Фош в своих воспоминаниях характеризуют П. как "неисправимого пессимиста", постоянно ожидавшего поражения.

В период между двумя мировыми войнами П. сохранил положение высшего военного авторитета. Под его влиянием офицерские кадры воспитывались в духе т. н. "оборонительной доктрины", переоценивавшей значение сооружений типа "линии Мажино".

Будучи знаменем наиболее реакционных, фашистских элементов во Франции, П. был тесно связан с агентами Риббентропа - Абецом и де Бриноном, а также с фашистской террористической организацией кагуляров, которая видела в нём своего вождя.

3 III 1939 Даладье и Бонне назначили П. послом при Франко. Пользуясь своим пребыванием в Испании, 83-летний маршал при посредничестве Франко вёл тайные переговоры с Гитлером, от которого получил финансовую поддержку и обещание военной помощи для совершения государственного переворота, который должен был установить во Франции режим фашистской диктатуры во главе с П. и Лавалем (см.).

С самого начала второй мировой войны П. вёл закулисные интриги, стремясь захватить власть и добиться сепаратного мира с Германией, в чём ему деятельно помогал Лаваль. Вскоре после того как немцы перешли в наступление через Голландию и Бельгию и прорвали французский фронт на Маасе, Поль Рейно (18. V 1940) пригласил П. на пост заместителя председателя Совета министров. 16. VI П. ультимативно потребовал от Совета министров, переехавшего в Бордо, обращения к немцам с просьбой о перемирии, грозя в противном случае уйти в отставку. Большинство министров стало на сторону П., и президент Лебрен поручил П. сформировать новый кабинет. П. обратился к Гитлеру с просьбой о перемирии, которое и было подписано 22. VI на исключительно тяжёлых и унизительных для Франции условиях, продиктованных немецким командованием. 10. VII находившиеся в Виши палата и сенат, из которых ещё в начале войны были удалены депутаты коммунисты, приняли решение о пересмотре конституции 1875 и о предоставлении П. полномочий для выработки новой конституции. Это положило начало режиму Виши, созданному по образцу фашистских диктатур. П. присвоил себе звание "главы французского государства". Термин "республика" был изъят из употребления, эмблема республики в государственных учреждениях и мэриях была заменена портретом П.

В мае 1941 "правительство Виши" подписало дополнительные протоколы с Германией о предоставлении ей военно-морских и военно-воздушных баз в Сирии для оказания помощи гитлеровскому агенту в Ираке Рашиду Али Гайлани, об использовании порта Бизерты и ж. д. Бизерта - Габес для снабжения итало-германских войск в Ливии и об использовании Дакара германскими военными судами.

П. оставался на посту "главы французского государства" до изгнания немцев из Франции в 1944, проводя до последнего дня политику "сотрудничества" ("коллаборационизма") с врагом. П. создал широкую систему сыска и кровавого террора для борьбы с патриотическим движением сопротивления.

14. VIII 1945 П. был приговорён к смертной казни, лишению прав и конфискации имущества, но решением главы временного правительства ген. де Голля смертная казнь была заменена П. пожизненным заключением.

ПИЙ XII (ЕВГЕНИЙ ПАЧЕЛЛИ)

ПИЙ XII (ЕВГЕНИЙ ПАЧЕЛЛИ) (р. 1876) - римский папа с 1939.

П. родился в аристократической семье. Его дед был помощником министра иностранных дел в последние 20 лет существования папского государства (1851-70); дядя, Эрнест Пачелли, стоял во главе близкого к Ватикану католического банка "Банко ди Рома"; отец П. много лет служил в Ватикане в качестве юриста; брат, Франческо. участвовал в заключении Латеранских договоров (см). В Ватикане служат и другие члены семьи Пачелли.

С 1901 Евгений Пачелли служил в конгрегации чрезвычайных церковных дел; в апреле 1917 он был послан нунцием в Мюнхен и тогда же посвящен в архиепископы. В 1917 Пачелли от имени папы рекомендовал императору Вильгельму II немедленно заключить мир, чтобы избежать революции в Германии. На посту нунция в Мюнхене Пачелли активно боролся против германской революции, в частности против Баварской советской республики. В 1920 он был назначен нунцием в Берлин, где находился в постоянном контакте с руководством католической партии центра (Брюнингом и священником Каасом) и наиболее реакционными кругами германской буржуазии.

В декабре 1929 Пачелли был отозван в Рим и назначен кардиналом, а в феврале 1930 стал статс-секретарём Ватикана. Пробыв на этом посту до 1939, Пачелли был активным проводником реакционной политики папы Пия XI (см). 2. III 1939 Пачелли сыл избран конклавом кардиналов на папский престол и принял имя Пия XII.

На папском престоле П. продолжал политику, которую он вёл, будучи статс-секретарём Ватикана. Во время войны П. был на стороне держав оси и поддерживал те реакционные круги в США и Англии, которые хотели заключения сепаратного мира с Германией и Италией для спасения реакционных режимов в этих странах. П. больше всего боялся, что поражение фашистских держав приведёт к усилению демократического движения и росту влияния СССР во всём мире.

После окончания второй мировой войны П. стал открытым союзником американского империализма и активно помогает последнему в осуществлении его планов мирового господства и в борьбе с силами демократии и прогресса.

ПИЙ XI (АХИЛЛ РАТТИ)

ПИЙ XI (АХИЛЛ РАТТИ) (1857-1939) - римский папа с 1922 по 1939.

В 1918 Ахилл Ратти, префект Ватиканской библиотеки, был назначен апостолическим визитатором в Россию, Польшу и Прибалтику. В апреле 1918 епископ Ратти прибыл в Варшаву и год спустя был назначен нунцием в Польше. Вместе с другими иностранными дипломатами и с реакционной польской аристократией Ратти стремился превратить Польшу в очаг агрессии и заговоров против Советской России.

Папский нунций благословил нападение белополяков на Советскую Россию. В вопросе о польских границах на западе Ратти занял прогерманскую позицию, что вызвало протесты в Польше. В связи с этим в декабре 1920 Ратти был отозван в Ватикан. В апреле 1921 он был назначен архиепископом в Милан, где тогда находилась главная квартира итальянских фашистов Здесь произошло сближение будущего папы с фашистами.

В июне 1921 архиепископ Ратти был назначен кардиналом, а 6. II 1922, после смерти папы Бенедикта XV, Ратти был избран папой и принял имя Пия XI.

Пий был непримиримым врагом демократии и Советского Союза и сторонником наиболее реакционных режимов. Конкордат с Италией, заключённый в 1929 (см. Латеранские договоры), и конкордат с гитлеровским правительством Германии, заключённый в 1933, являются ярким свидетельством профашистских симпатий П.

За время своего понтификата П. выпустил свыше 20 посланий - не столько по религиозным, сколько по социальным, экономическим и политическим вопросам. В этих посланиях он выступал с клеветническими нападками на социализм и коммунизм, отстаивал буржуазный строй, извечность классов и классового устройства общества.

2. II 1930 П. выступил с призывом организовать "крестовый поход" против СССР В 1937 П. обратился к католикам со специальным посланием против коммунизма.

В годы, предшествовавшие второй мировой войне, П. поддерживал политику соглашений и уступок фашистским агрессорам и стремился направить их экспансию на восток, против СССР. Он всячески препятствовал объединению сил трудящихся-католиков и не-католиков, стремившихся дать отпор фашизму.

ПИЛА ПРОЕКТ

ПИЛА ПРОЕКТ - проект раздела Палестины на три зоны: английскую, еврейскую и арабскою, выработанный британской королевской комиссией под председательством лорда Пила. Комиссия Пила пробыла в Палестине с 15. XI 1936 по 15. I 1937 и опубликовала свой доклад в июле 1937.

П. п., сохраняй английское колониальное господство над Палестиной, дробил Палестину на множество мелких и мельчайших территорий с различным международным статутом. По словам лидера английских либералов Сэмюэля, он создавал "Саар, Польский коридор, полдюжины Данцигов и Мемелей на территории размером в Уэльс".

П. п. вызвал резкие возражения арабских национальных организаций. После опубликования проекта восстание в Палестине возобновилось.

В апреле 1938 английское правительство направило в Палестину комиссию экспертов во главе с Вудхедом для проведения П. п. в жизнь. Комиссия Вудхеда обсудила кроме П. п. ещё два варианта плана раздела Палестины и пришла к выводу, что проведение любого из этих планов встретит непреодолимые политические и финансовые трудности.

По получении доклада Вудхеда английское правительство, учитывая сопротивление арабских стран (конгресс арабских парламентов в Каире в октябре 1938), отвергло все планы раздела Палестины как неосуществимые и решило созвать для обсуждения палестинского вопроса конференцию "круглого стола" в Лондоне (см. , 1946-47).

ПИЛСУДСКИЙ, ЮЗЕФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИЛЬНИЦКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1791

ПИЛЬНИЦКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1791 - о совместной борьбе Австрии и Пруссии против революционной Франции - подписана 27. VIII.

Австрийский император Леопольд, обеспокоенный развитием революции и заинтересованный в сохранении французской династии Бурбонов, связанной семейными узами с габсбургским домом, 6. II 1791 предложил всем европейским дворам предпринять общие действия для оказания помощи французскому королю. Пруссия, рассчитывавшая округлить свои западные границы за счёт Франции, согласилась на предложения Австрии, и 25. VII 1791 в Вене между Австрией и Пруссией был заключён прелиминарный договор, предусматривавший единую политику во французских делах. Вслед за тем император Леопольд II и прусский король Фридрих Вильгельм II, встретившись в замке Пильниц (25-27. VIII), подписали П. д.

П. д. подтверждала намерение Австрии и Пруссии предпринять совместные действия, "чтобы создать для короля Франции возможность укрепить в полной свободе основы монархического правления". Австрия и Пруссия обращались ко всем государям Европы с предложением присоединиться к ним и заявляли о своей решимости в этом случае немедленно осуществить интервенцию во Франции, обязуясь с этой целью держать свои войска в боевой готовности.

Отказ России и Англии присоединиться к предполагаемой коалиции не дал возможности Австрии и Пруссии осуществить в это время вооружённое вмешательство во французские дела. Заключённый позднее на основе П. д. и прелиминарного договора 1791 австро-прусский союзный договор от 7. II 1792 положил начало первой антифранцузской коалиции и интервенции этих стран во Франции.

ПИРЕНЕЙСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1659

ПИРЕНЕЙСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1659 - завершил войну между Францией и Испанией (1635- 59); подписан 25. XI Мазарини (см.) и Луисом де Гаро. П. м. д. состоял из 124 статей. По его условиям Франция закрепила за собой большую часть своих завоеваний, в т. ч. в Испанских Нидерландах: основную территорию графства Артуа, часть Фландрии с рядом крепостей, города Ландреси и Ле-Кенуа в Геннегау, Тионвиль, Монмеди и другие крепости в герцогстве Люксембург и города Мариенбург, Филиппвиль и Авен между реками Самбра и Маас (ст. 35-41). На юге Испания уступила Франции графства Руссильон, Конфлан и часть области Сердань, причём новой границей между обоими государствами должны были служить Пиренеи (ст. 42-43). Захваченные Францией часть Каталонии и некоторые крепости в Нидерландах и Франш-Конте возвращались ею Испании (ст. 44-59), которая со своей стороны отказывалась от всяких притязаний на Эльзас, захваченный французами в 1639, и на Брейзах(ст. 61). Обе стороны подтвердили ст. 21 и 22 Вервенского договора 1598 относительно сохранения прав французского короля на королевство Наварру (ст. 89). Франция обязалась не предоставлять впредь помощи Португалии, находившейся в состоянии войны с Испанией (ст. 60). Восстанавливались торговые отношения между Францией и Испанией, подданные которых получали в каждой из этих стран равные с англичанами и голландцами права (ст. 1-32). Одновременно был заключён брачный договор Людовика XIV с испанской инфантой Марией Терезией на следующих условиях (повторенных в ст. 33 П. м. д.): инфанта получала приданое в размере 500 тыс. золотых экю, которые должны были быть выплачены Франции в течение полутора лет, взамен чего она, став французской королевой, должна была отказаться от прав на наследование испанского престола. Оговаривалось, что этот отказ будет обязателен только в случае аккуратной выплаты вышеуказанной суммы (Мазарини рассчитывал на то, что разорённая войной Испания не сможет выплатить её в срок).

П. м. д. значительно расширил французские границы и, устранив опасность со стороны Испании, ознаменовал подъём внешнеполитического могущества Франции во второй половине 17 в. Брачный союз дал впоследствии Людовику XIV повод предъявить притязания на испанские владения, как на наследство его жены.

ПИТТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИШОН, СТЕФАН ЖАН МАРИ

ПИШОН, СТЕФАН ЖАН МАРИ (1857-1933) - французский государственный деятель и дипломат.

Получив юридическое образование в Сорбонне, П. начал политическую карьеру в 1883 в качестве муниципального советника в Париже. В 1885-89 он был членом палаты депутатов. На дипломатической службе П. состоял с 1893; он был посланником в Гаити (1894-95), в Бразилии (1895-97) и в Китае (1897- 1901), где добился значительных железнодорожных концессий для французского капитала. П. участвовал в переговорах держав с Китаем, приведших к заключению "Боксёрского протокола" (см ). В 1901-06 П. был генеральным резидентом в Тунисе.

В октябре 1906 П. вошёл в кабинет Клемансо в качестве министра иностранных дел. Являясь ярым сторонником реванша, П. работал над укреплением англо-французского союза и превращением его в Тройственное согласие (с участием России). Эту же политику П. проводил, оставаясь министром иностранных дел и в последующих двух кабинетах Бриана (1909-октябрь 1910, ноябрь 1910-февраль 1911). При этом П. проявлял большую дипломатическую гибкость и осторожность и старался не допускать обострения отношений с Германией до окончания подготовки к войне. В начале 1913 П. вошёл в качестве министра иностранных дел в кабинет Барту, но уже в декабре того же года вышел в отставку.

В ноябре 1917 Клемансо пригласил П. войти в качестве министра иностранных дел в свой кабинет. П. принимал деятельное участие в работах Парижской мирной конференции 1919; являлся членом "Совета десяти" и подписал от имени Франции Версальский мирный договор. По отношению к Советской России П. занимал открыто враждебную позицию и выступал против каких-либо переговоров с ней.

С падением кабинета Клемансо в январе 1920 П. более не играл политической роли.

ПЛАН ДАУЭСА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ПЛАН МАРШАЛЛА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАН ЮНГА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛЕЩЕЕВ, МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ

ПЛЕЩЕЕВ, МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ - русский боярин, воевода и дипломат на службе у великих князей Ивана III и Василия III.

Во второй половине 15 в. начались торговые сношения между Россией и Турцией, а в 70-х годах 15 в. состоялся обмен посольствами и возникла дипломатическая переписка между великим князем московским и вассалом турецкого султана - ханом крымским. В 1492 Иван III отправил "турскому салтану" первое письмо, где поставил ряд вопросов, связанных с развитием русско-турецкой торговли, а также заявил протест против плохого обращения турецких властей с русскими купцами в Кафе и Азове. В ответ султан Баязид II снарядил в Москву посольство, но по распоряжению литовского великого князя Александра оно было задержано в Киеве и отправлено назад.

В 1496 из Москвы в Турцию было направлено по Дону и Азовскому морю (в обход литовских владений) ответное посольство Ивана III во главе с П. В грамотах, адресованных султану, говорилось о желании установить дружбу и постоянный обмен посольствами.

В 1497 посольство прибыло в Константинополь. Следуя полученным в Москве инструкциям, П. вёл себя при султанском дворе гордо, чтобы не унизить чем-либо достоинства великого князя. В отличие от других иностранных дипломатов П. кланялся Баязиду II не на коленях, а стоя. Он отказался говорить посольские речи пашам и требовал личных аудиенций у султана. П. не только отказался от подарков пашей, но не принял и от султана ни денег на содержание, ни почётного подарка.

В отправленных с П. русскому великому князю грамотах султан заверял Ивана III в своей любви и дружбе, предлагал регулярный обмен посольствами, давал удовлетворительные разъяснения по поводу жалоб русских купцов и просил содействовать развитию русско-турецкой торговли, обещал пропускать в турецкие владения русских купцов, заверяя, что они "увидят к себе правду".

Посольство П. положило начало регулярным дипломатическим отношениям между Россией и Турцией и способствовало развитию русско-турецкой торговли.

Посольство П. было одним из актов, демонстрировавших выход Русского государства на широкую международную арену, а поведение московского посла свидетельствовало о росте силы и могущества Москвы. Именно П. имел в виду Маркс, когда писал в "Секретной дипломатии": "Сам султан Баязид, перед которым трепетала Европа, впервые услышал высокомерные речи московита".

ПЛОВДИВСКИЙ ДОГОВОР 1947

ПЛОВДИВСКИЙ ДОГОВОР 1947 - между Албанией и Болгарией о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи; подписан 16. XII в Пловдиве (Южная Болгария) премьер-министром Албании Энвером Ходжа и премьер-министром Болгарии Георгием Димитровым.

После окончания второй мировой войны 9. XII 1945 между Болгарией и Албанией были установлены дипломатические отношения. В декабре 1947 албанская правительственная делегация во главе с Энвером Ходжа прибыла в Болгарию. В результате переговоров и был подписан П. д. Одновременно были подписаны культурная конвенция и протокол об экономических и культурных связях.

Заключая П. д., правительства исходили из того, что дружба между болгарским и албанским народами создаёт благоприятные условия для сохранения политической независимости их стран, а также мира на Балканах. Согласно П. д. Болгария и Албания обязались предпринять совместно все необходимые меры для обеспечения их безопасности, независимости и территориальной целостности в соответствии с духом устава ООН. В случае если Германия нападёт или будет угрожать независимости одной из договаривающихся сторон, другая сторона окажет ей немедленную военную и всякую другую помощь. Каждая из сторон обязалась не заключать никакого союза, направленного против другой стороны. Предусматривалось также самое тесное сотрудничество их во всех областях экономической, материальной и культурной жизни. Срок П. д. был определён в 20 лет, с автоматическим продлением ещё на 5 лет (при отсутствии денонсации за год до истечения срока).

Обе делегации оценили создание т. н. Балканской комиссии (см. Организация Объединенных наций) как противоречащее уставу ООН и отказались оказывать ей содействие и допускать на свою территорию. Они выразили своё возмущение тем, что Албания и Болгария до сих пор не приняты в члены ООН. В коммюнике указывалось, что восстановлению дипломатических отношений с Грецией мешает то обстоятельство, что она не является суверенным государством, и выражались симпатии греческому народу, борющемуся за свободу своего отечества.

П. д. наряду с ранее заключёнными аналогичными договорами между странами народной демократии укреплял фронт мира на Балканах.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЖАРЕВАЦКИЕ МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ 1718

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛИТИКА "ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ" В КИТАЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛИТИС, НИКОЛАЙ

ПОЛИТИС, НИКОЛАЙ (1870-1942) - греческий государственный деятель и юрист-международник. П. вместе с Лапраделлем выпустил 2-томный комментированный сборник международных арбитражей с 1798 по 1872 ("Recueil des arbitrages internationaux"). П. также является автором работы о международной юстиции ("La justice internationale", 1924).

ПОЛПРЕД (ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ)

ПОЛПРЕД (ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ) - наименование дипломатических представителей СССР высшего ранга до установления Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9. V 1941 рангов советских дипломатических представителей.

ПОЛЬ-БОНКУР, ЖОЗЕФ

ПОЛЬ-БОНКУР, ЖОЗЕФ (р. 1872) - французский политический деятель.

По окончании юридического факультета в Париже П. занялся адвокатурой, которую и впоследствии совмещал с политической деятельностью.

Ораторское дарование и салонный "социализм" были основными козырями, обеспечившими успех П. на поприще адвокатуры и политики.

В 1908 П. был избран в палату депутатов, а в 1911 занял пост министра труда в кабинете Мониса, просуществовавшем меньше четырёх месяцев. Во время первой мировой войны П. служил в действующей армии, преимущественно в разведывательных органах. В 1916 он официально вступил в социалистическую партию, из которой вышел в 1931.

После войны 1914-18 П. занимает посты постоянного делегата Франции в Лиге наций и делегата на международной конференции по разоружению.

П. особенно выдвигается после победы "левого блока" на выборах 1932. В третьем кабинете Эррио (июнь - декабрь 1932) он занимает пост военного министра, а после отставки Эррио сам формирует кабинет (просуществовавший 40 дней), в котором он резервировал себе по совместительству портфель военного министра. В 1933 в последовательно сменявшихся кабинетах Даладье, Сарро и Шотана П. занимал пост министра иностранных дел. Во втором кабинете Даладье, просуществовавшем 9 дней (до фашистского путча 6. II 1934), П. занимал пост военного министра, а во втором кабинете Блюма (13. III - 9. IV 1938)-пост министра иностранных дел. 10. VII 1940 П. был в числе 80 депутатов, голосовавших в Национальном собрании против предоставления Петэну полномочий для выработки новой конституции. После освобождения Франции от немцев П. избран в Совет республики (1946), но активной роли в политической жизни не играет.

Для политической карьеры "левого" П. характерно, что с первых же шагов своей деятельности он был тесно связан узами дружбы с реакционерами всевозможных оттенков. В 1932 он назначил послом в Рим фашиствующего Анри де Жувенеля, который, с благословения П., активно вёл переговоры с Муссолини, приведшие в 1933 к подписанию "пакта четырёх" (см.). Друзьями П. были также "нео-социалисты" - Деа, Марке, Фроссар, в период Виши активно сотрудничавшие с немецкими оккупантами.

Однако в канун второй мировой войны П., отдавая себе отчёт в опасности, которая надвигалась со стороны гитлеровской Германии, стремился к сближению с СССР. В 1933 он поставил вопрос о заключении советско-французского договора о взаимной помощи. П. был противником Мюнхенского соглашения 1938, но, ограничиваясь "демократическими" жестами, он ни в какой мере не мог затруднить своим друзьям из лагеря реакции проведение их антинациональной политики. Период оккупации и режима Виши П. провёл в Сент-Эньяне. В 1945 П. входил в состав французской делегации на конференции в Сан-Франциско (см.).

ПОЛЬСКО-БОЛГАРСКИЙ ДОГОВОР 1948

ПОЛЬСКО-БОЛГАРСКИЙ ДОГОВОР 1948 - о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи - подписан в Варшаве 29. V со стороны Польской республики председателем Совета министров Ю. Циранкевичем и министром иностранных дел 3. Модзелевским, а со стороны Народной республики Болгарии - председателем Совета министров Г. Димитровым и его заместителем и министром иностранных дел В. Коларовым.

Договаривающиеся стороны обязались применять все доступные им средства для предотвращения агрессии со стороны Германии или любого иного государства, объединившегося в том или ином виде с Германией.

В случае если одна из сторон станет объектом агрессивных действий со стороны Германии или любого связанного с ней государства, другая немедленно окажет ей военную и всякую иную помощь.

Стороны взаимно обязались не заключать никаких союзов и не принимать участия в каких-либо действиях, направленных против другой стороны.

Польское и болгарское правительства решили в интересах всестороннего развития своих стран расширять и укреплять взаимные экономические и культурные связи. Договор заключён сроком на 20 лет.

Предыдущая страница Следующая страница