Дипломатический словарь
Статьи на букву "С" (часть 2, "СЕТ"-"СОВ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СЕТ"-"СОВ")

СЕТТЛЬМЕНТЫ (ПОСЕЛЕНИЯ)

СЕТТЛЬМЕНТЫ (ПОСЕЛЕНИЯ) -специальные кварталы в некоторых городах Китая, сдававшиеся по международным договорам "в вечную аренду" иностранцам для поселения и торгово-промышленной деятельности и пользовавшиеся экстерриториальностью. С. возникли в 40-х годах 19 в. в результате навязанного великими державами Китаю режима неравноправных договоров (см. Режим капитуляций). Являясь фактически "государством в государстве", С. были одним из важнейших атрибутов полуколониального положения Китая.

Международный С. в Шанхае был образован в 1863 на основе объединения американского и английского С. Он управлялся муниципальным советом, в состав которого китайцы стали допускаться лишь с 20-х годов 20 в., хотя они составляли около 95% населения С. В 1920 при муниципальном совете был создан китайский совещательный орган, но входившие в его состав китайские представители, будучи неудовлетворены чисто декоративным характером этого учреждения, в 1926 подали в отставку. В том же 1926 было принято решение допустить в состав муниципального совета трёх китайских делегатов. В 1928 в состав совета входили: 5 британских, 3 китайских, 2 американских и 2 японских советника; кроме того, 6 китайских советников входили в подкомиссии совета.

СССР был первым государством, которое по собственной инициативе отказалось от всех привилегий в Китае, основанных на неравноправных договорах. Ст. 10 советско-китайского соглашения от 31. V 1924 гласила, что правительство СССР отказывается от специальных прав и привилегий, касающихся всех концессий в какой бы то ни было части Китая. Ст. 3 того же соглашения предусматривала замену русско-китайских договоров и соглашений новыми на основе равенства, взаимности и справедливости.

10. X 1942 США и Англия вынуждены были отказаться от своих экстерриториальных прав в Китае и подписали 11. I 1943 соответствующие договоры с правительством Китая (см. ).

Несмотря на это, США, являвшиеся после второй мировой войны единственной иностранной державой, господствовавшей в гоминдановском Китае, навязали китайскому правительству серию неравноправных договоров, которые должны были превратить Китай в колонию американского империализма (см. ).

СИГЕМИЦУ МАМОРУ

СИГЕМИЦУ МАМОРУ (р. 1867)-японский дипломат, один из главных преступников второй мировой войны.

По образованию юрист, С. длительное время служил на второстепенных дипломатических постах. 6. V 1930 С. уже в качестве поверенного в делах Японии в Китае подписал японо-китайское таможенное соглашение. В 1931 С. был посланником в Китае, а в последующие годы - вице-министром иностранных дел. Находясь на этих постах, он всячески способствовал развёртыванию японской агрессии в Манчжурии и Северном Китае.

В 1936-38 С. - посол Японии в СССР. По его вине были сорваны переговоры о заключении новой рыболовной конвенции, вследствие чего вместо постоянной конвенции были подписаны (28. XII 1936, а затем 29. XII 1937) японо-советские соглашения о временном режиме рыболовства.

Наглую, агрессивную позицию С. занял в 1938, когда Япония спровоцировала конфликт у оз. Хасан. 20. VII 1938 С. явился в НКИД и, угрожая применением вооружённых сил, потребовал отвода советских войск с высоты, являющейся частью государственной территории СССР. После того как японские войска начали свои атаки, С. обращался в НКИД с "мирными" предложениями, которые на самом деле должны были лишь прикрыть концентрацию японских войск в районе конфликта. Советские войска выкупили японцев отойти и отказаться от своих агрессивных намерений. Вскоре С. был отозван из Москвы, а позднее назначен послом в Лондон.

С начала второй мировой войны в Европе С. выступал за использование благоприятной обстановки для осуществления планов установления японского господства в Восточной Азии. После разгрома Голландии и Франции фашистской Германией С. рекомендовал своему правительству захватить французские и голландские колониальные территории на Дальнем Востоке.

Являясь министром иностранных дел в кабинете Тодзио и Койсо, С. всемерно укреплял агрессивный союз Японии с гитлеровской Германией и фашистской Италией.

После поражения Японии С. подписал акт о капитуляции (см. Потсдамская декларация 1945).

С. был предан суду Международного военного трибунала в Токио как один из главных японских военных преступников и 12. XI 1948 приговорён к 7 годам тюремного заключения.

СИДЕХАРА КИДЗУРО

СИДЕХАРА КИДЗУРО (р. 1873) - японский дипломат. Свою служебную карьеру С. начал в 1899. Многие годы он провёл за границей в качестве советника японских посольств в Вашингтоне и Лондоне, посланника в Голландии и Дании. В 1919-22 С. был послом в США; входил в состав японской делегации на Вашингтонской конференции (см.), где подписал "Договор 9 держав" и другие соглашения.

С 1924 по апрель 1927 С. был министром иностранных дел в кабинете Като, получившем название "правительства Мицубиси", т. к. и Като и С. являлись близкими родственниками главы концерна Мицубиси - барона Ивасаки. Учитывая происшедшее после Вашингтонской конференции ослабление международных позиций Японии, С. считал необходимым временно отказаться от методов открытой агрессии и маскировать миролюбивыми декларациями подготовку территориальных захватов в Китае. Эта политика получила название "негативной" или "дипломатии Сидехары". Впрочем, "мирные" декларации С. не помешали японскому правительству оказать непосредственную вооружённую помощь своему ставленнику в Манчжурии - Чжан Цзо-лину.

Ту же "негативную" политику проводил С. и в 1929-31, когда он снова занимал пост министра иностранных дел. В 1931, после захвата Японией Манчжурии, С. продолжал заверять, что японские войска действуют только в порядке "самозащиты" и что Япония стремится улучшить свои отношения с Советским Союзом.

Так как переход Японии к открытой агрессии в Китае делал "дипломатию Сидехары" излишней, С. 11. XII 1931 вместе со всем кабинетом вышел в отставку.

Свою активную политическую деятельность С. возобновил лишь в 1945, после капитуляции Японии во второй мировой войне. 8. X 1945 с согласия американских оккупационных властей С. сформировал "либеральный" кабинет, просуществовавший до 22. IV 1946. Правительство С. всемерно саботировало постановления Потсдамской декларации 1945 (см.) о демократизации и демилитаризации Японии и отрицало необходимость суда над военными преступниками. Под покровительством штаба Макартура японская печать, контролируемая правительством С, вела враждебную СССР кампанию, пропагандировала в замаскированной форме идеи новой агрессии, призывая Китай и другие азиатские страны идти "вместе с Японией".

В кабинете Иосида (май 1946- май 1947) С. являлся министром без портфеля и некоторое время - вице-премьером.

СИДКИ ПАША, ИСМАИЛ

СИДКИ ПАША, ИСМАИЛ (р. 1875) - египетский государственный деятель.

финансист, плантатор и делец, тесно связанный с английским капиталом, член правления ряда иностранных акционерных обществ, действующих в Египте, Сив области внешней политики выступал в роли прямого агента английского империализма. В 1930-33 С. в качестве премьер-министра укреплял английское господство в Египте. В феврале 1946 в связи с предстоящими переговорами о пересмотре англо-египетского договора 1936 (см.) С был снова назначен на пост премьер-министра и возглавил египетскую делегацию, сформированную для переговоров с Англией. В октябре 1946 С. заключил в Лондоне с Бевином тайное соглашение, нарушавшее суверенитет Египта. По возвращении в Египет С, стремясь навязать Египту это соглашение, заявил, что оно обеспечивает единство Судана с Египтом. Английское министерство иностранных дел официально опровергло это заявление, и скомпрометированный С. был вынужден 9. XII 1946 выйти в отставку.

После выхода в отставку С. посредничал в закулисных переговорах между Англией и новым египетским правительством, убеждая последнее отказаться от передачи англо-египетского спора в Совет безопасности. С. установил связи также с американскими империалистическими кругами и выступал в 1947 сторонником применения к Египту "доктрины Трумэна" и "плана Маршалла". В 1948 С. открыто выступил за участие Египта в англо-американском блке и против вывода из Египта английских войск.

СИКОРСКИЙ, ВЛАДИСЛАВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИМОЛИН, ИВАН МАТВЕЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИМОНОСЕКСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1895

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИРИИ И ЛИВАНА КОНФЛИКТ С ФРАНЦИЕЙ И АНГЛИЕЙ 1943-46

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИРИЙСКИЙ КРИЗИС 1945

СИРИЙСКИЙ КРИЗИС 1945 - см. .

СИСТОВСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1791

СИСТОВСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1791 - завершил австро-турецкую войну 1788-90; подписан 4. VIII в г. Систове от имени Австрии бароном Радкеалем и графом Эстергази де Таланта, а от имени Турции - Абдуллой Бири, Исметом Ибрагимом и Мехмедом Дурри.

9. II 1788 Австрия, выполняя союзные обязательства по договору 1780 с Россией, вступила в войну, которую с августа 1787 Россия вела против Турции. Кампания 1788 была неудачной для австрийцев, но успехи русских войск, в особенности блестящие победы Суворова, овладевшего в декабре 1788 Очаковом, позволили Австрии продолжить войну и даже занять некоторые оттоманские территории. В сентябре 1789, после разгрома турок Суворовым при Фокшанах (28. VIII 1789), австрийские войска взяли Бухарест, в октябре- Белград, в ноябре-Крайову. Тем не менее Австрия тяготилась войной с Турцией, т. к. считала необходимым сосредоточить все силы европейских монархий против развивавшейся в это время Французской революции. Кроме того, Пруссия, являвшаяся проводником английской политики в Европе, в угрожающей форме требовала от Австрии заключения мира с Турцией, надеясь этим ослабить Россию. На состоявшейся в Рейхенбахе англо-австро-прусской конференции (см. Рейхенбахская конвенция 1790) Австрия обязалась заключить сепаратный мир с Турцией и не помогать больше России. После этого Австрия прекратила военные действия против Турции. 19. IX 1790 было подписано в Журжеве австро-турецкое перемирие, а вскоре и С. м. д. Его основой было признание status quo ante bellum. Австрия возвращала туркам все завоёванные ею земли, кроме крепости Хотин с округом, который она обещала вернуть после заключения русско-турецкого мира.

Одновременно с подписанием С. м. д. между сторонами была заключена конвенция, по которой во владение Австрии переходила Старая Орсова и небольшая территория по верхнему течению р. Унны. Однако Австрия обязалась никогда не возводить укреплении на приобретённых землях.

Россия продолжала войну одна и завершила её Ясским мирным договором (см.).

СКАВЕНИУС, ЭРИК

СКАВЕНИУС, ЭРИК (р. 1877)-датский дипломат, активный проводник "сотрудничества" с гитлеровской Германией.

Свою дипломатическую карьеру С. начал секретарём посольства в Берлине (1906-08). С приходом к власти радикалов он стал министром иностранных дел в первом и втором кабинетах Цале (1909-10, 1913-20). Во время первой мировой войны С. поддерживал политику нейтралитета; участвовал в переговорах с США о продаже им датской Вест-Индии, закончившихся датско-американским договором 1916 (см.). С начала 20-х годов С. являлся лидером партии "радикале венстре". В 1924-32 он был послом в Стокгольме.

После оккупации Дании германскими войсками в 1940 С. был министром иностранных дел в правительствах Стаунинга (1940-42) и Буля (1942). Он провозгласил основной задачей внешней политики Дании "найти место в новом германском порядке". После нападения гитлеровской Германии на СССР С. 24. VI 1941 порвал дипломатические отношения с Советским Союзом. С. признал марионеточные "правительства" Хорватии, Манчжоу-го и "правительство" Ван Цзин-вея (август 1941) и вопреки воле остальных членов правительства 24. XI 1942 включил Данию в "антикоминтерновский пакт". Он также содействовал получению Германией 10 миноносцев датского военного флота и организации "добровольческого корпуса" для участия в войне против СССР. В ноябре 1942 С. по требованию Германии был назначен премьер-министром и министром иностранных дел. С. создал специальную комиссию, которая разработала план участия Дании в эксплуатации экономики оккупированных районов СССР; передал немецкому командованию все военные запасы Дании и санкционировал изменение закона о военной службе, чтобы предоставить датским офицерам право вступать в германскую армию. Несмотря на полученные правительством чрезвычайные полномочия для борьбы с саботажем и диверсиями, С. не смог подавить движение народного сопротивления и 29. VIII 1943 вышел в отставку.

СМИТ, УОЛТЕР БЕДЕЛЛ

СМИТ, УОЛТЕР БЕДЕЛЛ (р. 1895) - американский генерал, посол США в СССР с 1946 по 1949.

С. получил военное образование и с 1917 по 1946 служил в армии США, участвовал в первой мировой войне в чине лейтенанта, а в период между двумя войнами занимал различные должности в вооружённых силах США. В 1942 он получил чин бригадного генерала. С августа 1942 по январь 1944 С. являлся начальником штаба союзных сил на Европейском театре военных действий, а с января 1944 по январь 1946 - начальником штаба союзных экспедиционных сил (вначале в Северной Африке, затем во Франции). В октябре 1945 ему было присвоено звание ген.-майора. В марте 1946 С. был назначен послом США в СССР.

В качестве члена американской делегации С. участвовал в работах Московской сессии Совета министров иностранных дел (1947).

4. V 1948 С. по поручению своего правительства сделал министру иностранных дел СССР В. М. Молотову заявление, содержавшее предложение урегулировать неразрешённые вопросы советско-американских отношений путём непосредственных переговоров. Поручая С. сделать это заявление, правительство Трумэна рассчитывало, что СССР либо ответит отказом, либо не даст никакого ответа на предложение США. Это позволило бы выставить Советский Союз перед лицом мирового и американского общественного мнения в роли "агрессора", а Трумэна и его правительство - в роли "миротворцев" и тем самым укрепить позиции демократической партии перед выборами. Однако уже 9. V В. М. Молотов заявил С, что "Советское правительство также выражает надежду на возможность... установить между нашими странами хорошие отношения". Тогда правительство США, планы которого потерпели провал, объявило в полном противоречии с заявлением С, что США отнюдь не намереваются вступать в двусторонние переговоры с СССР. Обмен заявлениями между СССР и США и последовавший за ним ответ И. В. Сталина на открытое письмо Уоллеса вновь продемонстрировали перед всем миром коренное различие между миролюбивой внешней политикой Советского Союза и агрессивной политикой правящих кругов США.

СМЭТС, ЯН ХРИСТИАН

СМЭТС, ЯН ХРИСТИАН (р. 1870)- политический деятель Южно-Африканского Союза, фельдмаршал английской армии.

С. родился в семье крупного голландского фермера в Южной Африке. В 1891-95 он изучал право в Кембриджском университете в Англии, в 1895 возвратился в Южную Африку и занял ноет государственного прокурора Трансвааля. В 1899-1902 С. принял активное участие в войне против англичан, а затем в подготовке мирного договора.

В 1905 он был послан в Англию, где участвовал в переговорах о предоставлении бурам самоуправления, после чего стал сторонником сотрудничества с Англией. В 1907 партия С. - "Хэт фолк" победила на выборах, и он получил портфели министра просвещения и министра колоний.

После образования Южно-Африканского Союза (1910) С. получил портфели министра обороны, министра внутренних дел и министра годной промышленности (1910-12), а позднее стал министром финансов (1912-13).

Когда началась первая мировая война, С. провёл ряд кампаний против немцев в Юго-Западной и Восточной Африке. В 1917 С. вошёл в состав военного кабинета Ллойд-Джорджа. С. участвовал в работе Парижской мирной конференции 1919 и был автором многих статей устава Лиги наций. С. первый выдвинул идею мандатной системы (см.), которая должна была замаскировать империалистическое господство над "несамоуправляющимися территориями".

С 1919 по 1924 С. занимал пост премьер-министра Южно-Африканского Союза. В 1922 он жестоко расправился с бастующими рабочими золотых приисков в Рэнде. Потерпев поражение на выборах 1924, С. вышел в отставку и снова вступил в правительство лишь в 1933 в качестве министра юстиции. В сентябре 1939 С. выступил за участив Южно-Африканского Союза в войне против Германии и вновь пришёл к власти, сменив прогерманское правительство ген. Герцога. В сформированном им кабинете С. занял также посты министра иностранных дел и министра обороны, являясь одновременно главнокомандующим вооружёнными силами Южно-Африканского Союза. В 1941 С. было присвоено звание фельдмаршала английской армии.

После того как фашистская Германия напала на СССР, С. призывал оказывать помощь Советскому Союзу и давал высокую оценку героической борьбе Красной Армии. Когда же СССР начал одерживать решительные победы над гитлеровскими войсками, С. сменил свои хвалебные высказывания на антисоветские заявления. В конце 1943 С. выступил с проектами "западного блока", направленного против Советского Союза.

С. участвовал в работах конференции Объединённых наций в Сан-Франциско (апрель - май 1945), Парижской мирной конференции (июль-октябрь 1946), а также Генеральной ассамблеи организации Объединённых наций в Нью-Йорке (23. X-16. XII 1946), где он в частности требовал, чтобы ООН одобрила аннексию Южно-Африканским Союзом подмандатной территории-Юго-Западной Африки. По настоянию советской делегации Генеральная ассамблея отвергла это требование.

В июне 1948, потерпев поражение на выборах, С. вышел в отставку. С. является проповедником расистских "теорий", которые защищает в своих книгах.

СОВЕТ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1942

СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1942 - о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии - подписано в Вашингтоне 11. VT в результате переговоров народного комиссара иностранных дел СССР В. М. Молотова С президентом США ф. Д. Рузвельтом. От имени правительства СССР С.-а. с. подписал советский посол в США M. M. Литвинов, от имени правительства США - государственный секретарь Кордэлл Хэлл.

В основу С.-а. с. был положен принцип взаимной помощи в войне против гитлеровской агрессии. Правительства обеих стран заявляли, что они "заняты общим делом, совместно со всеми другими одинаково мыслящими государствами и народами, направленным к созданию основ справедливого и прочного общего мира". В этом соглашении правительство США подтверждало своё намерение оказывать Советскому Союзу помощь вооружением и другими военными материалами. Соглашение уточняло порядок предоставления этой помощи.

Соглашение тождественного содержания было заключено между США и Англией 23. II 1942.

Оценивая С.-а. с, И. В. Сталин заявил 6. XI 1942, что оно делает "серьёзный шаг вперёд в отношениях между СССР и США".

СОВЕТСКО-АФГАНСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТСКО-БОЛГАРСКИЙ ДОГОВОР 1948

СОВЕТСКО-БОЛГАРСКИЙ ДОГОВОР 1948 - о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи- подписан в Москве 18. III Заместителем Председателя Совета Министров и министром иностранных дел СССР В. М. Молотовым и председателем Совета Министров Народной республики Болгарии Г. Димитровым.

Заключение договора между СССР и Болгарией стало возможным после подписания мирного договора 10. II 1947 и упрочения демократического режима в Болгарии. Подписание С.-б. д. явилось результатом переговоров И. В. Сталина и В. М. Молотова с Г. Димитровым, министром иностранных дел В. Коларовым и другими членами болгарской правительственной делегации, прибывшей в Москву 15. III 1948.

Договор заключён на 20 лет с автоматическим продлением на 5 лет, до тех пор, пока одна из договаривающихся сторон не заявит о его денонсации за 1 год до истечения срока.

С.-б. д. обязывает участников совместно принять все меры к ликвидации угрозы возобновления агрессии со стороны Германии или какого-либо другого государства, объединившегося с ней (ст. 1). Ст. 2 предусматривает, что в случае вовлечения одной из договаривающихся сторон в военные действия с Германией или с любым другим государством, объединившимся с ней в политике агрессии, другая сторона обязуется оказать первой немедленную военную и всякую иную помощь.

Участники договора обязуются не заключать союзов и не участвовать в коалициях, действиях или мероприятиях, направленных против другой договаривающейся стороны (ст. 3), а также - консультироваться друг с другом по всем важным международным вопросам, затрагивающим интересы обеих стран (ст. 4).

Ст. 5 предусматривает развитие и укрепление экономических и культурных связей между обоими государствами на основе взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга. В соответствии с этой статьёй 1. IV 1948 в Москве был подписан советско-болгарский договор о торговле и мореплавании. Советско-болгарское экономическое сотрудничество ещё более укрепилось в связи с образованием в январе 1949 Совета экономической взаимопомощи (см.).

С.-б. д. провозглашает намерение обеих сторон "участвовать в духе самого искреннего сотрудничества во всех международных действиях, имеющих целью обеспечение мира и безопасности", и подчёркивает, что "осуществление настоящего договора будет находиться в соответствии с принципами устава организации Объединённых наций".

С.-б. д. "направлен на то, чтобы не допустить повторения германской агрессии, которая за последние десятилетия дважды нарушила мир между народами и развязала две мировые войны" (В. М. Молотов). Скрепив дружбу между СССР и новой демократической Болгарией, С.-б. д. явился дальнейшим шагом вперёд в деле укрепления антиимпериалистического лагеря.

СОВЕТСКО-ВЕНГЕРСКИЙ ДОГОВОР 1948

СОВЕТСКО-ВЕНГЕРСКИЙ ДОГОВОР 1948 - о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи - подписан 18. II в Москве министром иностранных дел СССР В. М. Молотовым и премьер-министром Венгрии Диньеш Лайош.

Заключение С.-в. д. стало возможным в связи с теми демократическими преобразованиями, которые произошли в Венгрии после освобождения её Советской Армией и заключения с ней мирного договора 1947.

С.-в. д., наряду с аналогичными договорами, которые СССР подписал со своими соседями на западе, способствовал упрочению мира в Европе и ограждал независимость демократической Венгрии от покушений со стороны США и Англии.

16. II 1948 венгерская правительственная делегация во главе с президентом прибыла в Москву. В результате переговоров делегации с Председателем Совета Министров СССР И. В. Сталиным и В. М. Молотовым и был подписан С.-в. д. сроком на 20 лет.

СССР и Венгрия обязались совместно принимать все меры для устранения любой угрозы повторения агрессии со стороны Германии или другого государства , которое объединилось бы с Германией непосредственно или в какой-либо иной форме. Стороны декларировали, что намерены самым искренним образом участвовать в международных действиях, направленных на обеспечение мира и безопасности народов (ст. 1). В случае вовлечения одной из сторон в войну с Германией или с другим государством, объединившимся с ней, другая сторона обязывалась немедленно оказать первой всю возможную военную и другую помощь (ст. 2). Каждая из сторон обязалась не участвовать во враждебных другой стороне союзах, коалициях, а также действиях и мероприятиях (ст. 3). Стороны решили взаимно консультироваться по всем важным международным вопросам, затрагивающим интересы обеих стран (ст. 4). СССР и Венгрия обязались укреплять экономические и культурные связи между собой, строго следуя принципам суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга. Успешно развивавшиеся советско-венгерские экономические отношения ещё более укрепились в связи с образованием в январе 1949 Совета экономической взаимопомощи (см.).

СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИЙ КОНФЛИКТ 1924

СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИЙ КОНФЛИКТ 1924 - возник 3. V в связи с налётом отряда германских полицейских на торгпредство СССР в Берлине.

Вторжение полицейских в здание советского торгпредства, сопровождавшееся взломом, обыском письменных столов и шкафов и арестом ряда сотрудников, было совершено под предлогом, что будто бы сотрудники торгпредства помогли одному германскому коммунисту скрыться в помещении торгпредства. Действиями полиции лично руководил правительственный советник Вейс. Германский министр иностранных дел, поставленный советским полпредом в известность о случившемся, был вынужден признать недопустимость действий полиции и приказал немедленно прекратить обыск. Несмотря на это, полицейские оставались в здании торгпредства с полудня до 4 ч. 20 м.

В официальном сообщении полпредства СССР в Берлине действия германских властей были расценены "как неслыханное нарушение экстерриториальности, а также как грубое попрание международных дипломатических обычаев". Произведённое расследование установило, что версия о германском коммунисте была выдумана с явно провокационной целью. Налёт на советское торгпредство был организован германскими реакционными кругами, которые добивались срыва нормальных политических и деловых советско-германских отношений, установленных соглашением 1921 между РСФСР и Германией и Раппальским договором 1922 (см.). Ухудшению советско-германских отношений содействовали внешние силы, в частности реакционные английские круги, заинтересованные в срыве происходивших в это время в Лондоне англо-советских переговоров по политическим и экономическим вопросам.

Переговоры по урегулированию С.-г. к. продолжались больше 2 месяцев. Вначале германское правительство пыталось отрицать экстерриториальные права советского торгпредства и оправдывать действия полиции. Тогда Советское правительство прервало экономические отношения с Германией, закрыло торгпредство в Берлине и предъявило германскому правительству следующие требования:

1. Принесение извинений за действия полиции в предусмотренной международными обычаями форме.

2. Подтверждение признанной договором 1921 экстерриториальности торгпредства СССР в качестве гарантии неповторения инцидента, имевшего место 3. V.

3. Наказание инициаторов и руководителей обыска, а также возмещение причинённого действиями полиции ущерба.

29. VII 1924 был подписан "Протокол о ликвидации советско-германского конфликта", в котором было зафиксировано согласие германского правительства полностью удовлетворить требования Советского правительства.

СОВЕТСКО-ДАТСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1923

СОВЕТСКО-ДАТСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1923 - подписано 23. IV в Москве заместителем народного комиссара по иностранным делам M. M. Литвиновым и представителем Дании Ю. Кланом. Соглашение носило временный характер и заключалось обоими правительствами в целях "сохранения и дальнейшего развития торговых отношений между обеими странами... впредь до восстановления нормальных хозяйственных и политических отношений".

Ст. 1 соглашения предусматривала, что каждое из договаривающихся правительств в целях обеспечения данного соглашения и в целях защиты интересов своих граждан допустит на свою территорию делегацию другого правительства. Весь состав делегации будет "пользоваться на территории другой стороны тем же личным иммунитетом и неприкосновенностью... каковые обычно предоставляются дипломатическим представителям других стран... Официальный представитель РСФСР будет рассматриваться как единственный представитель Российского государства".

Одновременно обе стороны подписали декларацию относительно претензий, в которой заявляли, что "каждая из них сохраняет в силе свои и своих граждан претензии к другой стороне, касающиеся имущества или прав или касающиеся обязательств, принятых на себя существующими или прежними правительствами каждой из сторон", причём подписанное соглашение не ставит "такие претензии об уплате компенсаций в менее благоприятное положение, чем претензии правительства или граждан других стран".

С.-д. с. по существу означало признание РСФСР Данией де факто. Его заключение и последовавшая вскоре ратификация были одним из свидетельств укрепления международного положения Советского государства вопреки всем усилиям международной реакции (см. Керзона ультиматум).

Установление нормальных дипломатических отношений между СССР и датским правительством было оформлено нотой председателя датской делегации в Москве Скоу на имя M. M. Литвинова 18. VI 1924. При этом правительства СССР и Дании вновь опубликовали декларацию о взаимных претензиях, аналогичную декларации, приложенной к С.-д. с.

Установление дипломатических отношений между СССР и Исландией, оформленное обменом нот между датским поверенным в делах в Москве и народным комиссаром по иностранным делам Г. В. Чичериным, последовало в июне 1926.

СОВЕТСКО-ИРАНСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТСКО-ИТАЛЬЯНСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТСКО-КИТАЙСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТСКО-МОНГОЛЬСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТСКО-ПОЛЬСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТСКО-РУМЫНСКИЕ ДОГОВОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТСКО-ТУРЕЦКИЕ ДОГОВОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКИЕ ДОГОВОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТСКО-ФРАНЦУЗСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТСКО-ЧЕХОСЛОВАЦКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТСКО-ШВЕДСКОЕ КРЕДИТНОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1946

СОВЕТСКО-ШВЕДСКОЕ КРЕДИТНОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1946 - подписано 7. X в Москве членом коллегии Министерства внешней торговли СССР П. Н. Кумыкиным и председателем шведской торговой делегации Рольфом Сольманом.

В первый период после окончания войны Швеция пыталась разрешить все проблемы своей внешней торговли путём односторонних торговых отношений только со странами Западной Европы, в частности с Англией. Однако к лету 1946 выяснилось, что подобная односторонняя ориентация привела к тяжёлым последствиям для шведской экономики. Ввиду этого и были начаты переговоры о торговом и кредитном соглашении с СССР. Реакционные круги Швеции, связанные с некоторыми, известными своей англо-американской ориентацией, фирмами, пытались сорвать советско-шведские торговые переговоры. Правительство США, действуя в этом же направлении, вручило в августе 1946 правительствам СССР и Швеции ноты, в которых указывало, что проектируемое двустороннее торговое соглашение на длительный срок якобы "затормозит торговлю в рамках двустороннего шаблона", препятствуя развитию многосторонней торговли, и подвергнет другие страны дискриминации в их торговых отношениях с обеими сторонами. При этом в ноте Советскому правительству от 17. VIII 1946 правительство США выражало надежду, что СССР не примет на себя обязательств, не соответствующих принципам, изложенным в ст. VII советско-американского соглашения 1942 (см.), или наносящих ущерб целям предполагаемой конференции по вопросам торговли и занятости.

Правительства СССР и Швеции отклонили эту попытку вмешательства США в торговые переговоры между ними. В советской ответной ноте от 26. VIII подчёркивалось, что положения ст. VII советско-американского соглашения не имеют никакого отношения к характеру ведущихся между СССР и Швецией торговых переговоров.

По условиям С.-ш. к. с. Швеция предоставила СССР кредит в размере 1 млрд. шведских крон, который должен быть использован в течение 5 лет для оплаты советских заказов в Швеции. Срок погашения кредита устанавливался в 15 лет с начислением 3% годовых. Однако в течение первых трёх лет проценты по кредиту не должны начисляться, что, наряду с некоторыми другими условиями соглашения, снижало стоимость кредита до 2 3/8 % годовых. Списком шведских поставок, приложенным к С.-ш. к. с, предусматривался экспорт в СССР паровозов, рыболовных траулеров, машинного, электротехнического и других видов оборудования.

В ходе переговоров была достигнута договорённость по вопросам развития товарооборота между СССР и Швецией, в частности было продлено на 5 лет советско-шведское торговое и кредитное соглашение 1940 и установлены контингенты взаимных товарных поставок на период по 31. XII 1947 в сумме по 100 млн. шведских крон с каждой стороны. Была также достигнута договорённость об урегулировании некоторых имущественных претензий, возникших во время войны.

Соглашение было ратифицировано шведским риксдагом 14. XI 1946 и Президиумом Верховного Совета СССР 26. XI 1946.

Оценивая значение С.-ш. к. с, отвечающего не только взаимным экономическим интересам СССР и Швеции, но и интересам развития нарушенных войной международных торговых связей, И. В. Сталин, в своих ответах на вопросы президента американского агентства Юнайтед Пресс Хью Бейли 30. X 1946, указывал, что оно "представляет вклад в дело хозяйственного сотрудничества наций".

Предыдущая страница Следующая страница