Дипломатический словарь
Статьи на букву "Ч"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч"

ЧАКИ, ИШТВАН

ЧАКИ, ИШТВАН (1894-1941), граф - венгерский дипломат.

Ч. получил юридическое образование. В 1920 он поступил на дипломатическую службу. Крайний реакционер, Ч. полностью поддерживал режим Хорти (см.). В области внешней политики он стоял на реваншистских позициях и ориентировался сначала на Италию, а затем, после прихода Гитлера к власти, - на Германию. В то же время он пытался лавировать, играя на англо-германских и германо-итальянских противоречиях.

В декабре 1938 Ч. был назначен министром иностранных дел в кабинете Имреди. На этом посту Ч. активно содействовал развитию германской агрессии. 24. II 1939 он подписал протокол о присоединении Венгрии к "антикоминтерновскому пакту", а 20. XI 1940 - о присоединении к тройственному германо-итало-японскому пакту. Таким образом, Венгрия стала участницей блока агрессоров. Однако в этот момент Ч. произвёл очередную попытку сманеврировать и 12. XII 1940 подписал с югославским правительством договор о дружбе (см. Венгеро-югославский договор 1940), рассматривавшийся его участниками как препятствие для германской агрессии на Балканах. После заключения этого договора германская дипломатия резко ухудшила своё отношение к Ч. 18. I 1941 он скоропостижно умер от отравления при невыясненных обстоятельствах. Его преемник германский ставленник Бардоши (см.) весной 1941 принял требования Гитлера о допуске германских войск в Венгрию для подготовки военных операций против Югославии, что фактически означало односторонний разрыв венгеро-югославского договора.

ЧАКО КОНФЛИКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧАН КАЙ-ШИ (ЦЗЯН ЧЖУН-ЧЖЕН)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧАНЧУНЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1922

ЧАНЧУНЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1922 - происходила с 4 по 26. IX между ДВР, РСФСР и Японией.

После Вашингтонской конференции 1921-22 (см.) Япония оказалась дипломатически изолированной. Западные империалистические державы стали на путь установления нормальных отношений с Советской Россией. В самой Японии ширилось демократическое движение против авантюристической внешней политики правительства. В этих условиях правительство адмирала Като, понимая неизбежность эвакуации японских войск из русских дальневосточных областей, решило возобновить переговоры с ДВР и РСФСР, прерванные на Дайренской конференции 1921-22 (см.).

Япония намеревалась дипломатическим путём добиться хотя бы частичного сохранения позиций, захваченных в период интервенции в Сибири. С другой стороны, ДВР и РСФСР не желали упустить возможность дипломатическими средствами содействовать тому вооружённому отпору, который оказывали Японии трудящиеся Дальнего Востока. Предложение о переговорах последовало от японского министра иностранных дел в середине июня 1922. 30. VI министерство иностранных дел ДВР заявило о своём согласии, но при условии, что участником конференции будет также и РСФСР. 19. VII японское правительство приняло требование ДВР и одновременно сообщило о своём намерении эвакуировать Приморье не позднее 1. XI 1922.

В ходе переговоров на Ч. к. РСФСР стремилась разрешить общий вопрос о советско-японских отношениях. Предлагая установить мирные и нормальные отношения между РСФСР и Японией, советская делегация была готова предоставить последней известные экономические льготы, но твёрдо указывала, что не может быть и речи о компенсации Японии за прекращение интервенции. Япония уклонялась от юридического признания роли РСФСР на Дальнем Востоке, предпочитая иметь дело с ДВР, и пыталась спекулировать на вопросе о признании РСФСР. После длительных дебатов было решено, что Япония с одной стороны, РСФСР и ДВР - с другой заключат договор, но только по вопросам, касающимся ДВР, а после подписания этого договора Япония приступит к обсуждению торговрго соглашения с РСФСР. В основу договора японская делегация предложила положить дайренский проект, уже отвергнутый однажды ДВР, или даже подписать его без обсуждения. Русская делегация в виде уступки согласилась рассматривать этот проект как "техническую канву" конференции, но при условии, что можно будет отклонять целые статьи, вводить новые и т. п.

Твёрдая позиция русской делегации вынудила японцев после упорного сопротивления согласиться также на включение в проект обязательств о ненападении и отказе от поддержки враждебных Советской стране элементов.

Однако 19. IX японская делегация выступила с заявлением, что вне зависимости от эвакуации Приморья о. Сахалин будет оккупирован ею впредь до разрешения "Николаевского инцидента" 1920 (см.). Русская делегация решительно отказалась санкционировать незаконную оккупацию Сахалина японцами и, отвергнув какую бы то ни было связь между "николаевскими событиями" и Сахалином, отстоящим от Николаевска на расстоянии 70 км, предложила обсудить эти "события" по существу. Пытаясь найти выход из трудного положения, японская делегация заявила, что не может обсуждать "николаевские события" на Ч. к., т. к. РСФСР и ДВР являются правительствами, "официально не признанными". Затем, однако, японцы заявили, что согласны начать переговоры по "николаевскому вопросу", но лишь после заключения общего договора. Русская делегация квалифицировала это предложение как новую попытку отложить эвакуацию Сахалина на неопределённое время. Она заявила, что её позиция в сахалинском вопросе не может быть изменена, и 26. IX покинула Ч. к.

ЧАПУЛЬТЕПЕКСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1945

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧАРТОРЫЙСКИЙ, АДАМ ЮРИЙ

ЧАРТОРЫЙСКИЙ, АДАМ ЮРИЙ (1770-1861), князь - видный польский и русский государственный деятель, министр иностранных дел России в 1804-06.

Ч. принадлежал к одному из наиболее аристократических и богатых родов Польши, находился в близком родстве с последним польским королём Станиславом Августом Понятовским. В 1795, чтобы предотвратить секвестр обширных имений своей семьи, находившихся на территории, отошедшей к России, Ч. поступил на русскую службу. Вскоре он был назначен адъютантом великого князя Александра Павловича, став одним из наиболее доверенных его приближённых и членом кружка, из которого в 1801 образовался т. н. "Негласный комитет". С воцарением Павла I Ч. оставался в числе лиц, составлявших двор наследника престола, до 1799, когда с целью удаления Ч. из Петербурга Павел I назначил его посланником при короле сардинском. После вступления на престол Александра I Ч. приехал в Петербург ив качестве члена "Негласного комитета" оказывал непосредственное влияние на политику правительства. В 1802, при введении министерств, Ч. получил должность товарища министра иностранных дел, а в 1804, после отставки министра графа А. Р. Воронцова, был назначен на его пост.

В течение своего двухлетнего управления министерством иностранных дел Ч., по собственному признанию, имел основной целью создание наиболее благоприятных условий для восстановления независимости Польши. В 1805 он выдвинул проект отторжения от Пруссии захваченных ею польских земель. Дипломатическое давление должно было принудить Австрию к отказу от Галиции. Александр I должен был стать королём восстановленной Польши, присоединив к ней находившиеся ранее под её властью литовские, белорусские и украинские земли. Связь восстановленного в границах 1772 польского государства с Россией должна была ограничиваться династической унией. Стремясь привлечь к себе националистические польские круги, Александр I не отверг проекта Ч. Однако сближение России с Пруссией доказало Ч. нереальность его проекта и вынудило его в июне 1806 выйти в отставку. В дальнейшем Александр I привлекал Ч. в качестве советника по польским делам, но сколько-нибудь заметного влияния на внешнюю политику России Ч. не имел.

В 1812, когда покорный Наполеону сейм Варшавского герцогства под председательством отца Ч. призвал всех поляков к борьбе против России, Ч. устранился от политической деятельности и уехал за границу, но отказался примкнуть к антирусскому лагерю. В 1814 Ч. вновь выдвинул перед Александром I план восстановления Польши в личной унии с Россией. В 1815, после образования на основании решений Венского конгресса (см.) Царства Польского, Ч. вошёл в состав его временного правительства, однако уже в 1816 подал в отставку. Основой политической программы руководимых Ч. польских консервативных кругов было требование присоединения к Царству Польскому Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины.

Во время польского восстания 1830-31 Ч. занял в образованном сеймом правительстве пост председателя и заведующего иностранными делами. Безуспешность попыток Ч. добиться поддержки восстания западноевропейскими державами и возмущение демократических масс повстанцев консервативной и нерешительной политикой правительства Ч. привели к его отставке.

После подавления восстания Ч. эмигрировал в Париж и возглавил консервативный лагерь польской эмиграции, враждебный польскому революционно-демократическому патриотическому движению и считавший единственным средством восстановления независимой Польши вмешательство западноевропейских государств. Попытки Ч. использовать в этих целях все кризисы в европейской политике, особенно Крымскую войну 1853-56, были безуспешны.

ЧАРЫКОВ, НИКОЛАЙ ВАЛЕРИАНОВИЧ

ЧАРЫКОВ, НИКОЛАЙ ВАЛЕРИАНОВИЧ - русский дипломат.

Ч. был политическим агентом в Бухаре (1886-90), затем дипломатическим агентом в Болгарии, советником посольства в Берлине, где некоторое время (1895) управлял посольством. С 1897 Ч. - министр-резидент при папском дворе, с 1900 - посланник в Сербии, с 1905 -в Нидерландах. В 1907-09 Ч. был товарищем министра иностранных дел. Когда понадобилось освободить место товарища министра для Сазонова, Ч. был назначен послом в Константинополь.

Заключённые Извольским в 1908 и 1909 соглашения с Австро-Венгрией и Италией позволяли рассчитывать, что эти страны согласятся на открытие черноморских проливов для русских военных кораблей (см. ). Итало-турецкая война 1911-12 и второй марокканский кризис создали благоприятную обстановку для реализации этих соглашений Россией.

2. X 1911 русское министерство иностранных дел отправило Ч. инструкцию начать переговоры о режиме проливов. Руководствуясь в основном этой инструкцией (но значительно расширив содержавшиеся в ней предложения), Ч. 12. X вручил великому визирю Сайду паше проект соглашения, важнейшим пунктом которого было обязательство Турции "не противиться (в мирное время как и в военное время) проходу русских военных судов через проливы", взамен чего Россия обязывалась оказывать Турции поддержку для сохранения статус кво в районе Босфора и Дарданелл, "распространяя вышеупомянутую поддержку равным образом на прилегающие территории в случае, если последние подверглись бы угрозе со стороны иностранных военных сил".

Россия также соглашалась в отмену договора 1900 разрешить Турции ж.-д. строительство в Северной Анатолии и брала на себя обязательство "оказать дружественную услугу для того, чтобы облегчить установление прочных добрососедских отношений между Оттоманской империей и балканскими государствами на основе статус кво".

Саид паша в течение нескольких недель оттягивал ответ на русские предложения, выжидая, как отнесутся к демаршу Ч. державы. Тем временем выяснилось, что Германия и Австро-Венгрия скрыто, а Англия открыто противятся удовлетворению требований России. Французское же правительство всячески затягивало ответ на запрос русского посла в Париже Извольского, согласовывая свою позицию с Англией (только в январе 1912 оно вручило Извольскому свой крайне неопределённый ответ). Ободренное такой позицией союзников России и тайно поощряемое германской дипломатией, турецкое правительство решило отвергнуть русские предложения. В результате 2. XII Ч. получил инструкцию прекратить начатые им переговоры, а Сазонов в интервью объявил, что Россия не ведёт с Турцией никаких официальных переговоров о проливах, дезавуировав тем самым действия Ч., который, по заявлению Сазонова, "вышел за пределы данных ему инструкций". В марте 1912 Ч. был отозван из Константинополя и на этом закончил свою дипломатическую карьеру.

После Великой Октябрьской социалистической революции Ч. эмигрировал. Умер в Константинополе.

ЧЕМБЕРЛЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЧЕМБЕРЛЕНА НОТА" 1927

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕН - О'МАЛЛИ СОГЛАШЕНИЯ 1927

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕРНИП, ОТТОКАР

ЧЕРНИП, ОТТОКАР (1872-1932) - австрийский политический деятель и дипломат.

В 1913 Ч. был назначен посланником в Бухарест, На этом посту он стремился оживить австро-румынский союз, ставший после балканских войн, по выражению самого Ч., "неодушевлённым предметом", а во время июльского кризиса 1914 безуспешно пытался привлечь Румынию на сторону центральных держав, обещая ей совместное с Болгарией участие в разделе Сербии.

3. XП 1916, через несколько месяцев после вступления Румынии в войну на стороне Антанты, Ч. был назначен министром иностранных дел Австро-Венгрии, председателем Совета министров и министром двора. Главной целью его внешней политики было заключение такого мира, который обеспечил бы сохранение Австро-Венгерской монархии. Ч. был одним из инициаторов миссии Сикста Бурбонского, имевшей целью заключение сепаратного мира со странами Антанты. Переданные через Сикста Бурбонского предложения были отвергнуты Антантой, но Ч. не оставил своих попыток. Он поддержал мирную инициативу римского папы (август 1917), выдал паспорта австрийским социал-демократам на проезд в Стокгольм, где собирались на "мирную конференцию" представители партий II Интернационала, вёл через своего агента - Ревертери секретные переговоры с французским представителем Арланом, а через другого своего агента - Менсдорфа- с ген. Смэтсом, представлявшим Англию.

Ч. стремился сочетать компромисс на Западе с аннексиями на Востоке. Беззастенчиво грабительский характер его внешней политики особенно ярко обнаружился во время переговоров с Советской Россией в Брест-Литовске, где Ч. возглавлял австро-венгерскую делегацию (см. Брест-Литовский мирный договор 1918). Ч. выступил за принятие "в принципе" шести советских условий мира, но в январе 1918 Ч. и представитель Германии Кюльман отказались от признания "шести пунктов". Настаивая на захвате русской Польши, Литвы, Западной Белоруссии, Волыни и других территорий. Ч. в то же время телеграммами заверял венских рабочих, что в Брест-Литовске будет подписан справедливый почётный мир, без аннексий и контрибуций, с восстановлением независимости Польши и т. д.

Когда в Брест-Литовск прибыла делегация Украинской Центральной рады, Ч. в нарушение международного права немедленно завязал переговоры с этим марионеточным правительством. 9. II 1918 Ч. подписал мирный договор с представителями Рады (хотя к этому времени советские войска уже заняли Киев), цинично заявив, что договор будет ратифицирован Австро-Венгрией лишь после того, как она получит от Рады весь причитающийся ей по договору хлеб.

В апреле 1918, желая поколебать уверенность стран Антанты в решимости Франции продолжать войну, Ч. опубликовал заявление о том, что Клемансо (см.) запрашивал его об условиях мира. В ответ Клемансо предал гласности сведения о миссии Сикста Бурбонского. Эти разоблачения привели к отставке Ч.

ЧЕРЧИЛЛЬ, УИНСТОН ЛЕОНАРД СПЕНСЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕРЧИЛЛЯ МЕМОРАНДУМ

ЧЕРЧИЛЛЯ МЕМОРАНДУМ - о политике Англии в Палестине - был опубликован 3. VI 1922 министром колоний Уинстоном Черчиллем (см.) после его переговоров с делегацией Арабского палестинского конгресса (см.).

Цель этого меморандума заключалась в том, чтобы, сохраняя старую британскую политику колониального угнетения Палестины при опоре на сионистскую буржуазию, найти в то же время какие-то новые формулы, которые дали бы возможность достигнуть компромисса с реакционными элементами арабских господствующих классов и подавить национальное движение арабских народных масс.

Исходя из этого, Черчилль заявил:

1) что Англия не намерена создать целиком еврейскую Палестину с вытеснением арабского населения, языка и культуры: Палестина не будет полностью превращена в "еврейский национальный очаг", но такой очаг будет создан в Палестине; 2) что сионистская организация не участвует и не будет участвовать в управлении страной, но лишь будет помогать мандатным властям в общем развитии страны; 3) что Бальфура декларация (см.) сохраняет свою силу, но её смысл заключается не в превращении всей Палестины в еврейскую страну, а лишь в дальнейшем развитии существующей еврейской общины, в международной гарантии и формальном признании прав последней; 4) что для осуществления этой политики еврейская иммиграция должна продолжаться, но в размерах, не превышающих экономической ёмкости страны; иммигранты не должны быть бременем для существующего населения и лишать его нынешних занятий; 5) что на Палестину не распространяется Мак-Магона - Хусейна соглашение (см.); 6) что Англия намерена лишь постепенно осуществлять переход Палестины к самоуправлению; образование палестинского парламента и ответственного перед ним правительства может быть проведено не раньше, чем через несколько лет.

Сионистская организация приняла меморандум Черчилля и изъявила готовность "проводить свою деятельность в соответствии с политикой, изложенной в нём".

Арабский палестинский конгресс отверг меморандум Черчилля, и в этом смысле меморандум не достиг своей цели. На основе меморандума Черчилля в августе 1922 была опубликована конституция Палестины, которая подверглась бойкоту арабских националистов и не была проведена в жизнь.

Меморандум Черчилля определил политику Англии в Палестине на длительный период. В 1930 он был дополнен и изменён Пассфилда меморандумом (см.).

"ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ПУНКТОВ" ВИЛЬСОНА

"ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ПУНКТОВ" ВИЛЬСОНА - условия мира, изложенные президентом США Вудро Вильсоном (см.) в послании конгрессу от 8. I 1918. Они предусматривали: 1) открытые мирные договоры; 2) "свободу морей" - абсолютную свободу судоходства; 3) "свободу торговли" - устранение таможенных барьеров; 4) установление гарантий, обеспечивающих сокращение вооружений; 5) свободное, откровенное и беспристрастное урегулирование колониальных вопросов; 6) освобождение Германией всех оккупированных ею русских территорий, предоставление России беспрепятственной возможности определить своё политическое развитие и свою национальную политику, вступление её в "сообщество свободных наций" и оказание ей там "радушного приёма" (дальнейшие события, и в частности активное участие США в интервенции против Советской России, показали истинное отношение Вильсона к России и демагогический характер его "Ч. п."); 7) освобождение и восстановление Бельгии; 8) возвращение Эльзас-Лотарингии Франции, очищение и восстановление её (Франции) оккупированных районов; 9) исправление границ Италии в соответствии с ясно выраженным национальным признаком; 10) предоставление народам Австро-Венгрии автономии; 11) освобождение Германией оккупированных территорий Румынии, Сербии и Черногории, предоставление Сербии выхода к морю; 12) самостоятельное существование турецких и автономия инонациональных частей Оттоманской империи; 13) создание независимого польского государства; 14) образование общего союза наций в целях предоставления "взаимных гарантий политической независимости и территориальной целостности,- равно большим и малым государствам".

В феврале 1918 Вильсон дополнил эти пункты "четырьмя принципами", позднее - ещё "четырьмя уточнениями", и в течение 1918 повторял их в различных вариантах в целом ряде речей.

По существу эта "программа мира" отражала стремление американского империализма установить гегемонию США в международной политике, ослабив своих соперников - Англию, Францию и Японию. "Свобода торговли" должна была открыть мировые рынки для самой могущественной в экономическом отношении капиталистической державы - США; "свобода морей" была направлена против контроля мировых торговых путей со стороны английского флота, так же как лозунг "разоружения" был рассчитан на ослабление военной мощи Англии и Японии. "Мир без аннексий" и создание малых государств должны были воспрепятствовать усилению этих соперников, а также вызвать симпатии и доверие малых народов к США, что обеспечило бы благоприятную почву для упрочения американского влияния в малых странах и парализовало бы революционное, национально-освободительное движение. Основная идея Вильсона - создание Лиги наций - была рассчитана и на усиление гегемонии США и на борьбу с большевизмом. Одной из существеннейших задач "Ч. п." В. являлось служить маскировкой агрессивной политики США, что было особенно необходимо в связи с Великой Октябрьской социалистической революцией, провозгласившей ленинско-сталинский декрет о мире (см.), который встретил в широких массах всех стран горячее сочувствие, вызвавшее страх у буржуазии.

Антисоветский и реакционный характер "14 пунктов" нашёл особенно откровенное выражение в "Комментариях", составленных в 1918 ближайшим сотрудником Вильсона полковником Хаузом.

ЧЕТЫШХ ДЕРЖАВ ДОГОВОР 1921

ЧЕТЫШХ ДЕРЖАВ ДОГОВОР 1921 - подписан 13. XII на Вашингтонской конференции (см.) между США, Великобританией, Францией и Японией; оформил ликвидацию англо-японского союза.

Дипломатия США стремилась к подрыву англо-японского союза ещё задолго до созыва конференции в Вашингтоне. Выполнение этой задачи облегчалось для США тем, что в самой Британской империи не было единства по вопросу о продлении союза с Японией. На имперской конференции 1921 Канада выступала против союза, в то время как Австралия и Новая Зеландия, опасавшиеся агрессии Японии, высказывались за поддержание с ней союзных отношений.

С целью давления на английское правительство в апреле 1921 в Лондон был послан с неофициальной миссией редактор "Нью-Йорк Таймс" - Окс. В результате переговоров Окса с первым лордом адмиралтейства Ли английское правительство сделало вывод, что возобновление англо-японского союза вызовет резкое обострение отношений с США. Для нажима на Англию Вашингтон использовал также ирландский вопрос. В связи с предстоявшим летом 1921 обсуждением в конгрессе США вопроса о признании Ирландской республики государственный секретарь Юз в беседе с английским послом Геддесом 23. VI заявил, что решение конгресса будет зависеть от характера взаимоотношений между Англией и Японией. Английская дипломатия решила уступить. Несмотря на то, что вопрос об англо-японском союзе не был включён в повестку дня Вашингтонской конференции, 1. XII 1921 делегат Англии Бальфур пригласил делегата Японии Като для переговоров. Впоследствии в переговорах приняли участие США, а также Франция (привлечённая по инициативе США). Переговоры велись в строгой тайне, и конференции был представлен уже готовый проект договора.

В ст. I и II Ч. д. д. стороны согласились "уважать в своих взаимоотношениях право каждой из них на свои островные владения и островные территории в районе Тихого океана", а также договорились о взаимной консультации в случае, если указанные права подвергаются опасности со стороны какой-либо другой державы. Ст. III определила срок действия договора в 10 лет, с последующим продлением на неограниченный срок, если одна из сторон не заявит о его денонсации за 12 месяцев. Важнейшей статьёй договора является ст. IV, которая предусматривает, что с момента его вступления в силу прекращает своё действие англо-японский союз.

В приложенной к договору декларации указано, что распространение ст. I и II договора на мандатные территории на Тихом океане не означает признания США системы мандатов.

Подобно другим решениям, принятым на Вашингтонской конференции, Ч. д. д. не только не учитывал интересы великой тихоокеанской державы - Советского Союза, но и был прямо направлен против Советского государства. Договор закреплял за Японией её стратегические позиции, вблизи советской территории.

ЧЕХОСЛОВАЦКО-БОЛГАРСКИЙ ДОГОВОР 1948

ЧЕХОСЛОВАЦКО-БОЛГАРСКИЙ ДОГОВОР 1948 - о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи - подписав: 23. IV в Праге председателем Совета министров Чехословацкой республики К. Готвальдом и премьер-министром Народной республики Болгарии Г. М. Димитровым.

Стороны согласились "проводить политику вечной дружбы, которая будет укрепляться тесным всесторонним сотрудничеством между обеими странами" (ст. 1).

Было решено предпринимать в будущем совместные меры, чтобы сделать невозможными агрессию или угрозу агрессии со стороны Германии, а также участвовать во всех международных действиях, направленных на сохранение международного мира и безопасности, строго соблюдая при этом свои обязательства по отношению к организации Объединённых наций (ст. 2).

В случае же если одна из сторон окажется вовлечённой в военные действия с Германией или с любым государством, присоединившимся к агрессивной политике Германии, другая сторона обязуется оказать ей немедленную военную и иную помощь (ст. 3). Обе стороны обязались также не вступать в союзы и не принимать участия в каких-либо мероприятиях, направленных против другой договаривающейся стороны (ст. 4).

Предусматривается обязательство сторон советоваться по всем важным международным вопросам (ст. 5) и расширять экономические, культурные и иные связи в духе дружбы и обоюдного понимания.

Ч.-б. д. заключён на 20 лет с последующим продлением на каждые 5 лет, пока одна из сторон не выразит, за 12 месяцев до истечения срока, желания аннулировать договор.

ЧЖОУ ЭНЬ-ЛАЙ

ЧЖОУ ЭНЬ-ЛАЙ (р. 1898) - китайский государственный деятель, один из руководителей и член Политбюро ЦК коммунистической партии Китая.

Ч. родился в провинции Цзянсу в семье учёного; окончил университет в Тяньцзине. В 1919 Ч. был арестован за участие в антиимпериалистическом движении. В 1921 он выехал учиться в Европу. В Париже Ч. образовал коммунистическую группу из китайских эмигрантов. В 1924 Ч. возвратился в Китай. Он возглавлял политическую работу в военной школе Вампу, которая готовила кадры для национально-революционной армии в период революции 1925-27; до марта 1926 Ч. являлся комиссаром 1-го корпуса этой армии. После контрреволюционного переворота Чан Кай-ши (см.) Ч. был арестован, но бежал из заключения и в августе 1927 принял участие в Наньчанском восстании. Ч. является одним из организаторов китайской Красной армии, преобразованной позднее в Народно-освободительную армию.

Ч. -участник кантонской Коммуны. В 1928-31 он был на подпольной работе, а позднее работал в советских районах в провинциях Цзянси- Фуцзянь. В 1934-35 Ч. вместе с китайской Красной армией проделал Северо-западный поход, в результате которого был создан Советский район на стыке провинций Шэньси - Ганьсу - Нинся. В декабре 1936 Ч. возглавил делегацию китайской компартии, которая вела переговоры с Чан Кай-ши о создании общенационального фронта борьбы против японской агрессии. После подписания в сентябре 1937 соглашения с Чан Кай-ши об организации единого фронта Ч. был представителем коммунистической партии во временной столице гоминдановского Китая - Чунцине. В эти годы, а также после окончания японо-китайской войны, Ч. неоднократно вёл переговоры с представителями гоминдана, разоблачая стремление клики Чан Кай-ши развязать гражданскую войну.

После победы китайского народа над объединёнными силами гоминдановской реакции и американского империализма и создания Китайской народной республики (1. X 1949) Ч. был назначен премьером государственного административного совета и министром иностранных дел.

2. X Китайская народная республика была признана Советским Союзом, а затем всеми странами народной демократии. Вскоре ряд капиталистических стран и в т. ч. Англия (январь 1950) заявили о готовности установить дипломатические отношения с Китайской народной республикой.

Внешняя политика Ч. направлена на укрепление международного положения Китая и упрочение дружбы с Советским Союзом и всеми странами демократического лагеря.

ЧИАНО ДИ КОРТЕЛЯЦЦО, ГАЛЕАЦЦО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧИФУСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1876

ЧИФУСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1876 - подписана 13. IX в Чифу со стороны Англии послом в Китае Т. Уэйдом, со стороны Китая - Ли Хун-чжаном. Ч. к. явилась новым звеном в цепи неравноправных договоров, навязанных Китаю Англией начиная с 1842.

Проникнув в Бирму и подчиняя её своему влиянию, Англия стремилась утвердиться в юго-западной провинции Китая - Юньнани. В 1874, когда независимость мусульманской Юньнани была ликвидирована манчжурами, Англия направила туда свою экспедицию под командованием полковника Брауна. Навстречу экспедиции из Пекина выехал переводчик английского посольства Маргери. 21. II 1875 Маргери и пять сопровождавших его китайцев были убиты в Юньнани.

После долгих предварительных переговоров в Чифу была созвана конференция, на которой Китай представляли Ли Хун-чжан и его советники англичане Харт и Детринг, а Англию - Уэйд, адмирал Райдер и Ламберт.

Выработанная на конференции Ч. к. предусматривала уплату Китаем контрибуции в 200 тыс. таэлей; английскому правительству предоставлялось право посылки новой экспедиции в Юньнань. Кроме того, в течение пяти лет Англия могла направлять в Юньнань своих должностных лиц для надзора и урегулирования юньнаньско-бирманской торговли; китайское правительство обязывалось послать в Лондон миссию с официальным извинением.

Предусматривалась также новая форма сношений китайских властей с английскими консулами и новая процедура т. н. смешанных судов (впоследствии эта процедура была распространена и на другие иностранные государства), согласно которой при разборе преступления против собственности или личности британского подданного английское правительство могло посылать своих представителей для присутствия при следствии.

Китай обязывался открыть для английской торговли новые порты: Ичан, Уху, Пакхой и Веньчжоу; Англия получала право посылать в Чунцин должностных лиц для наблюдения за условиями британской торговли в Сычуани; Китай обязывался открыть на Янцзы шесть "портов захода" сверх тех, которые были открыты ранее.

Специальная статья давала Англии право послать из Китая "научную экспедицию" в Тибет, а оттуда в Индию. Это было полупризнанием со стороны Китая особых интересов Англии в Тибете.

Учитывая некоторое недовольство других держав чрезмерностью английских приобретений, правительство Англии ратифицировало эту конвенцию лишь в 1885.

ЧИЧЕРИН, ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ЧИЧЕРИН, ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1872-1936) - советский государственный деятель и дипломат.

Ч. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета и с 1897 работал в архиве министерства иностранных дел. С 1904 Ч. начал принимать участие в революционном движении; в том же году он покинул службу и эмигрировал в Германию, где в 1905 вступил в РСДРП. В эти годы Ч. вёл активную работу среди социалистической молодёжи. Арестованный в конце 1907 в Берлине, Ч. был в 1908 выслан из Пруссии. В годы реакции Ч. был сторонником меньшевиков; во время первой мировой войны он стал интернационалистом, вёл антивоенную пропаганду и сблизился с левыми группами в европейских социалистических партиях.

После Февральской революции в России Ч., являвшийся секретарём организации русских политэмигрантов в Англии, был арестован и интернирован в тюрьме в Брикстоне. В конце 1917 Ч. полностью перешёл на позиции большевизма. В январе 1918 он был обменён на английского посла в царской России Бьюкенена, приехал в РСФСР и был назначен заместителем народного комиссара иностранных дел.

С 30. V 1918 Ч. - народный комиссар иностранных дел. Он участвовал во второй стадии переговоров в Бресте и 3. III 1918 подписал Брест-Литовский мирный договор (см.). В труднейших условиях гражданской войны и иностранной интервенции Ч. проявил себя талантливым дипломатом. Его деятельность способствовала прорыву дипломатической и экономической блокады РСФСР; уже в 1919 Советской Россией были установлены фактические отношения с рядом стран. В 1920 Ч. вёл в Москве переговоры, завершившиеся в следующем году подписанием советско-турецкого, советско-иранского и советско-афганского договоров (см.).

Ч. возглавлял советскую делегацию в Генуе (1922) и в Лозанне (1922-23). Во время работы Генуэзской конференции (см.) Ч. подписал Раппальский договор (см.) с Германией.

На Лозаннской конференции (см.) Ч. в ряде выступлений обосновал заинтересованность Советской России в независимости Турции и в таком режиме проливов, который обеспечивает безопасность советских черноморских портов.

Ч. подписал договоры о ненападении и нейтралитете с Турцией (1925), Ираном (1927) и др. В 1925 Ч. тяжело заболел и в последующие годы вынужден был на длительное время отвлекаться от работы для лечения. В июле 1930 Ч. вследствие болезни был освобождён от обязанностей народного комиссара иностранных дел.

Ч. состоял членом ВЦИК и ЦИК СССР; на XIV и XV съездах ВКП(б) он избирался в состав ЦК ВКП(б).

ЧОЙВАЛСАН

ЧОЙВАЛСАН (р. 1895) - государственный и политический деятель Монгольской Народной Республики (МНР), старейший член и организатор монгольской народно-революционной партии, активный участник революции 1921, ближайший соратник Сухэ-Батора (см.).

Сын крепостного арата (пастуха), Ч. в 1913 окончил школу при русском консульстве в Урге и, как наиболее способный, был послан в Иркутск в русскую гимназию. В 1918 Ч. вернулся на родину, где вскоре начал революционную борьбу за независимость Монголии. Созданный Ч. в 1919 революционный кружок, впоследствии слившийся с кружком Сухэ-Батора, стал ядром будущий народно-революционной партии.

С самого начала своей политической деятельности Ч. выступал сторонником дружбы с Советской республикой. Летом 1920 Ч. прибыл в Советскую Россию в составе возглавленной Сухэ-Батором делегации. Возвратившись в Монголию, Ч. вместе с Сухэ-Батором стал создавать партизанские отряды, из которых затем выросла монгольская Народно-революционная армия.

С момента образования в 1921 временного монгольского народно-революционного правительства Ч. стал его членом и одновременно заместителем главнокомандующего по политической работе. После провозглашения в 1924 МНР Ч. занимал ряд руководящих постов в народном правительстве: председателя малого хурала, заместителя премьер-министра, министра внутренних дел, главнокомандующего и пр. В 1936 Ч. было присвоено звание маршала. В 1939 он стал премьер-министром и министром иностранных дел.

На протяжении всей своей деятельности Ч. проводил политику укрепления независимости МНР, а также упрочения дружбы и сотрудничества с Советским Союзом. Руководимая Ч. МНР 10. VIII 1945 объявила войну Японии. Войска МНР вместе с Советской Армией приняли участие в разгроме японских вооружённых сил. В августе 1945 Ч. послал И. В. Сталину приветственную телеграмму, в которой заверял, что "дружба монгольского и советского народов будет нерушима вовеки". В своём ответе И. В. Сталин писал :"Я уверен, что Советский Союз и независимая Монгольская Народная Республика будут и впредь идти рука об руку в борьбе против врагов наших стран на благо наших народов".

Проведённый в связи с советско-китайским договором 1945 (см.) всенародный плебисцит подтвердил нерушимое стремление народа МНР к независимости. 5. I 1946 китайское правительство признало независимость МНР.

Предыдущая страница Следующая страница