Наши партнеры

Большой выбор Высоковольтного оборудования по ссылке.
Live-ставки на киберфутбол

Литературный словарь
Статьи на букву "Г"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ГАЗЕЛЬ

ГАЗЕЛЬ (от араб. gazal) — лирическое стихотворение, состоящее обычно из семи двустиший - бейтов (в тюркоязычной, арабской, персидской поэзии бейтом называется двустишие с необязательной рифмовкой), построенное на одной рифме, часто с редифом (редифом называется слово, повторяющееся после рифмы в каждой рифмующейся строке). Иногда в газели встречается пять или девять, редко шесть, восемь или двенадцать бейтов. Как правило, двустишия связаны между собой скорее настроением, чем мыслью или идеей. Основное содержание газели составляют или восхваление красоты возлюбленной, или тоска и печаль по поводу неразделенной любви, или размышления о своей судьбе. Главное внимание уделялось образности газели и ее музыкальности - ведь все газели когда-то пелись, а не читались. Каждый поэт стремился рассказать о своей любви не так, как это делали его предшественники, внести собственный вклад в сокровищницу лирической поэзии.

Выдающимися мастерами газели были Рудаки, Саади, Алишер Навои, Низами Гянджеви, Саккаки, Хафиз Хорезми. Под влиянием восточной поэзии форма газели появилась в русской и западно-европейской литературе, прежде всего в переводах классической поэзии Востока. Образцы «русской» газели, в которых точно передается строение этой формы, создал В. Я. Брюсов. Обращение к такому типу лирического стихотворения нередко встречается и в современной поэзии.

ГЕБРАИЗМ

ГЕБРАИЗМ - слово или оборот речи, заимствованный из древнееврейского языка, преимущественно из языка Библии; один из видов варваризма.

ГЕКЗАМЕТР

ГЕКЗАМЕТР (от греч. - шестимерный) — в античном стихосложении метрический стих из шести стоп дактиля. Гекзаметр применялся во всех жанрах античной поэзии - эпосе, идиллии, гимнах, сатирах, посланиях, элегиях и эпиграммах. В поэзии нового времени гекзаметр употребляется в стилизациях и имитациях античных тем. Этому уделили внимание в своем творчестве Н. И. Гнедич, А. А. Дельвиг, А. А. Фет, А. Ф. Щербина, А. Н. Майков, Л. А. Мей, В. Я. Брюсов, Вяч. И. Иванов. Чрезвычайно интересными представляются поэтические опыты поэта и художника П. А. Радимова, описавшего в своих гекзаметрах до повседневных мелочей быт русской деревни. Вот, например, отрывок из стихотворения «Корова»:

Вымя, набухшее за день,

корова несет над землею

Низко, как полный сосуд,

капли дрожат на сосцах...

Тучен был корм на пару:

горлуна, молодой чернобыльник,

В белых цветах повитель,

кашка, шершавый лопух.

Больше не клонит она головы,

но, подбрудок повесив,

Кистью хвоста шевеля,

медленным шагом идет.

Любопытные формальные эксперименты, связанные с гекзаметром, принадлежат стиховеду и поэту А. П. Квятковскому. Один из них:

В пурпуре, блеске и дымах,

леса разрисовав позолотой.

Озаряя розовым светом

струнную рожь и пшеницу,

В визге стрижей оголтелых

и в мелькании ласточек быстрых.

Вниз головою бесшумно

падало тяжелое солнце.

ГЕОРГИКИ

ГЕОРГИКИ (гр. georgike земледелие, сельское хозяйство) - античные стихотворения, воспевающие сельский быт и сельское хозяйство.

ГЕПТАМЕТР

ГЕПТАМЕТР (ο επτάμετρος, heptametrum, семимерный) - стих античной метрики, состоящий из семи метров.

ГЕРМАНИЗМ

ГЕРМАНИЗМ - слово или оборот речи, заимствованные из немецкого языка и противоречащие нормам русской речи.

ГЕРМЕНЕВТИКА

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. - искусство понимания) — теория понимания и интерпретации текста, наука о понимании смысла. Возникла в эпоху античности на основе представления о том, что речевое произведение является «толкователем духа». Слово «герменевт», означавшее в Древней Греции «учитель понимания», происходит от имени Гермеса, который, будучи богом торговли и покровителем дорог, передавал послания олимпийских богов людям и толковал их приказы.

С герменевтикой ныне связана методологическая основа гуманитарного знания (наук о духе), в том числе педагогики, искусствоведения и литературоведения. Как метод истолкования исторических фактов на основе филологических данных герменевтика может считаться универсальным способом интерпретации литературных памятников. Основные положения герменевтики, базирующиеся на понимании, интерпретации и смысле, проливают свет на характер общения писателей с читательской публикой и отдельными конкретными лицами.

ГЕРОИЧЕСКИЙ СТИХ

ГЕРОИЧЕСКИЙ СТИХ - стих, употреблявшийся в героических или эпических произведениях, например гекзаметр (см.), александрийский стих ложноклассических трагедий (шестистопный ямб); в Англии и Италии Г. С. называют и пятистопный ямб, в России и Польше - силлабический тринадцатисложник и т. д.

ГЕРОИЧЕСКОЕ СКАЗАНИЕ

ГЕРОИЧЕСКОЕ СКАЗАНИЕ - повествование о героях прошлого, их подвигах, важных исторических событиях. Основу Г. с. составляют реальные события, поэтому некоторые литературоведы склонны считать его разновидностью легенд (см.).

ГЕРОЙ

ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ — действующее лицо в литературном произведении, художественный образ, отражающий человеческую индивидуальность в жизненной судьбе, поступках, размышлениях о самом себе, других персонажах, об окружающей действительности. По степени и мере участия в ходе описываемых событий, по степени тождественности автору или авторской заинтересованности литературный герой может быть «главным» или «второстепенным». Впрочем, в «Золотой розе» К. Г. Паустовский удивительно точно подметил: «Случается, что второстепенный герой вытесняет остальных, сам становится главным, поворачивает весь ход повествования и ведет его за собой». Примером того могут служить образы капитана Тушина и Платона Каратаева в «Войне и мире» Л. Н. Толстого. В связи с этим следует обратить внимание на широко распространенное понятие «главного героя». Чаще всего об этом сигнализируют заглавия произведения: «Борис Годунов», «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, «Доктор Крупов» А. И. Герцена, «Антон Горемыка» Д. В. Григоровича, «Обломов» И. А. Гончарова, «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, «Иванов» А. П. Чехова, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Скутаревский» Л. М. Леонова, «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака, «Иван», «Зося» В. О. Богомолова, «Сашка» В. Л. Кондратьева. Значительную роль в этом смысле играют и образные связи в произведении, о чем очень точно сказал М. М. Бахтин: «Когда дело идет об определении главного и второстепенного героев, то нужно решить, кто вплетается в чью судьбу; тот, в чью судьбу вплетаются другие персонажи, и есть главный герой». Персонаж может быть отличим от литературного героя по значению участия в происходящем действии.

В отечественной словесности не случайно появляется и понятие «антигероя» (весьма значимые примеры - Наполеон в «Войне и мире», Нехлюдов и его нравственная эволюция в «Воскресении» Л. Н. Толстого).

Литературный герой раскрывается исключительно в его характере и особенностях нравственного представления о «текущей» жизни, насыщенной переосмыслением прошлого и здравым осмыслением настоящего.

ГЕРОЙ ЛИРИЧЕСКИЙ

ГЕРОЙ ЛИРИЧЕСКИЙ - См. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

ГИАТУС или ГИАТ

ГИАТУС или ГИАТ (зияние) - неудобопроизносимое стечение подряд нескольких гласных звуков в стихе на стыке двух слов, например,: «Анастасии и Ирины», см. хиатус.

ГИМН

ГИМН (от греч. - хвала, восхваление) — торжественная песнь в честь богов, победителей, героев, позднее - в честь каких-нибудь событий. Обычно гимн строится как обращение к восхваляемому субъекту или объекту, где дается его описание, а также прославление подвигов; завершается в основном молитвой, заклинанием, пожеланием. Гимн всегда эмоционально насыщен, изобилует восклицательными и вопросительными оборотами и повторами. Древнейшие гимны носят культовый характер (шумеро-аккадские, древнеегипетские, древнеиндийские и древнеиудейские гимны). В эпоху античности гимн является родовым понятием для всех певшихся поэтических произведений, а также и видовым понятием - хвалебная песнь в исполнении хора под звуки кифары. Гимн прошел сложный и длинный путь развития от культового явления до светского. Поэтому и в новой европейской литературе обнаруживают себя две формы гимна - религиозная и светская.

В России дань гимну в связи с традицией переложения псалмов (псалом - древнейший жанр религиозной лирики, имеющий множество разновидностей: псалмы - хваления, благодарения, моления, прошения, сетования, путевые, паломнические и др.) отдали Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов, Н. М. Языков, Г. Р. Державин, Ф. Н. Глинка. Гимны религиозного и светского содержания сочиняли поэты XVIII-начала XX века: А. П. Сумароков («Гимн о премудрости Божией в солнце»), В. А. Жуковский («Гимн Богу»), И. И. Дмитриев («Гимн Всевышнему»), В. В. Капнист («Гимн лиро-эпический на прогнание французов из Отечества»), В. Я. Брюсов («Гимн Афродите»), К. Д. Бальмонт («Гимн огню» и «Гимн солнцу»). В истории поэзии известны случаи, когда гимнами назывались сатирические произведения. Таковы «Гимн бороде» М. В. Ломоносова, «Гимн здоровью», «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн критику», «Гимн обеду» и «Гимн взятке» В. В. Маяковского.

Гимном называется также торжественная песнь, прославляющая национальное единство и мощь государства, ставшая вместе с государственным флагом и гербом важнейшим элементом державной символики.

ГИПЕРБАТОН

ГИПЕРБАТОН (гр. hyperbaton) - стилистическая фигура, состоящая в изменении естественного порядка слов и в отделении их друг от друга вставными словами, например: "В восторге только Музы томном" (Державин); см. также инверсия.

ГИПЕРБОЛА

ГИПЕРБОЛА (от греч. - преувеличение) — художественный прием, основанный на чрезмерном преувеличении определенных свойств изображаемого предмета или явления. При помощи гиперболы автор усиливает нужное впечатление, подчеркивает то, что он прославляет, а что высмеивает. Этот прием нередко встречается уже в фольклорных произведениях, в частности в русских былинах.

В отечественной литературе к гиперболе охотно прибегали А. Погорельский, О. М. Сомов, Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин. Гиперболизированы многие характеры персонажей Ф. М. Достоевского. Напротив, Л. Н. Толстой и поздний А. П. Чехов считали любое преувеличение ложью и старательно избегали его, хотя гиперболизация вовсе необязательно выходит за рамки правдоподобия. Но есть и преувеличения, изначально рассчитанные на нарушение меры, что особенно ярко демонстрируют произведения В. В. Маяковского. В поэтической речи гипербола часто переплетается с метафорой, олицетворением, сравнением и другими художественными средствами.

ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА

ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА - рифма с ударением дальше третьего от конца слова слога, например:

Чтоб сразу выговорить:

Вещь хочет выздороветь

М. Цветаева

См. также КЛАУЗУЛА

ГИПЕРКАТАЛЕКТИЧЕСКОЕ ОКОНЧАНИЕ

ГИПЕРКАТАЛЕКТИЧЕСКОЕ ОКОНЧАНИЕ - наличие в последней стопе стихотворной строки лишних (против нормального их числа) безударных слогов.

ГИПЕРТЕКСТ

ГИПЕРТЕКСТ - (от греч. hyperbole - преувеличение, излишек) - вид текста или способ организации текста, появившийся с внедрением в жизнь компьютерных технологий. Г. дает возможность работающему с одним текстом мгновенно получить на экране другой (чаще всего поясняющий, раскрывающий смысл какого-либо термина, понятия, встретившегося в первоначальном тексте), а затем вернуться и продолжить чтение основного текста. Связь текстов между собой организуется с помощью гиперссылок (линков).

ГИСТЕРОЛОГИЯ или ГИСТЕРОН-ПРОТЕРОН

ГИСТЕРОЛОГИЯ или ГИСТЕРОН-ПРОТЕРОН (гр.) - особый стилистический прием или логическая ошибка, состоящая в том, что последующее (hysteron) явление ставится перед предыдущим (proteron), например: "он умер и испустил дух".

ГИТАГОВИНДА

ГИТАГОВИНДА (древнеиндийская «Песнь о пастухе Кришне») - знаменитая лирическая драма бенгальского поэта XII в. Джайядевы, написанная на классическом литературном языке Индии - санскрите. Сюжет Гитаговинды - восхваление бога Вишну в его воплощении в образе пастуха Кришны; тематическое ядро - ссора Кришны с его возлюбленной Радхой, разгневанной на него за его вольные игры с пастушками, разлука влюбленных, их томление и муки, примирение и любовная встреча.

ГЛАВА

ГЛАВА - важная единица композиционного членения литературного произведения, обозначающая обычно временной перерыв в течении событий или, при многопланности сюжета, - переход от одной сюжетной линии к другой; стилистически показательно членение частей романа или поэмы на равное и круглое число глав приблизительно одинаковой величины.

ГЛАГОЛИЦА

ГЛАГОЛИЦА - одна из славянских азбук; в настоящее время глаголица употребляется в письме и в печатных книгах в немногих славяно-католических пунктах Далматинского побережья и на близлежащем от северной части этого побережья острове Кърке (Veglia).

ГЛОССА

ГЛОССА (от гр. glossa устаревшее или малоупотребительное слово) - 1) филолог. толкование непонятного слова или места в рукописи (преимущественно древней), сделанное на полях переписчиком или комментатором; 2) стихотворение, написанное на тему стихотворного отрывка, помещенного в эпиграфе, причем каждый стих темы вплетается в соответствующую строфу; пишется обычно определенной строфой децимой.

ГЛОССАРИЙ

ГЛОССАРИЙ (от лат. glossarium словарь) - филолог. толковый словарь устарелых и малоупотребительных слов к какому-либо тексту, преимущественно древнему.

ГЛОССАТОР

ГЛОССАТОР (ср. -лат. glossator) - толкователь старинных и малоупотребительных слов и выражений, встречающихся в каком-либо древнем (главным образом юридическом) произведении.

ГЛОССОЛАЛИЯ

ГЛОССОЛАЛИЯ (гр. glossa непонятное слово + laleo говорю) - в фольклоре (в заговорах, припевах и т. д.) - лишенные смысла звукосочетания, например: "Юли-юли стояла".

ГНОМА

ГНОМА (гр. gnome) - краткое изречение (чаще в стихотворной форме).

ГОВОРНОЙ СТИХ

ГОВОРНОЙ СТИХ (sprechvers) - стих, требующий - в отличие от стиха декламационного - произношения, близкого к интонации обычной разговорной речи. См. 1. НАПЕВНЫЙ СТИХ. 2. ИНТОНАЦИЯ

ГОЛЕМ

ГОЛЕМ (евр. Goilom) - весьма распространенная, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке Големе, созданном из глины для исполнения разных «черных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и гл. обр. для предотвращения кровавого навета путем своевременного вмешательства и разоблачения.

ГОНОРАР

ГОНОРАР - гонорар литературный - вознаграждение, получаемое литератором за его труд.

ГРАДАЦИЯ

ГРАДАЦИЯ - (от лат. gradatio - постепенность) - стилистический прием: такое расположение слов (словосочетаний, частей сложного предложения), при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, что позволяет воссоздать события, действия, мысли и чувства в процессе, в развитии - от малого к большому (прямая Г. ) или от большого к малому (обратная Г.). Благодаря Г. происходит нарастание интонации и усиливается эмоциональность речи:

Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня - не зная сами! -

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наше негулянье под луной,

За солнце не у нас над головами...

М. Цветаева

ГРАФОМАНИЯ

ГРАФОМАНИЯ (гр.) - болезненная страсть к писанию, к многословному, пустому, бесполезному сочинительству.

ГРОТЕСК

ГРОТЕСК (от фр. - причудливый, затейливый; смешной, комический, от итал. - грот) — изображение людей, предметов, деталей в изобразительном искусстве, театре и литературе в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде; своеобразный стиль в искусстве и литературе, которым подчеркивается искажение общепринятых норм и одновременно совместимость реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного мягкого юмора. Гротеск обязательно нарушает границы правдоподобия, придает изображению некую условность и выводит художественный образ за пределы вероятного, осознанно деформируя его. Свое название гротескный стиль получил в связи с орнаментами, обнаруженными в конце XV века Рафаэлем и его учениками при раскопках в Риме древних подземных зданий, гротов.

Эти странные по своей причудливой неестественности изображения свободно соединяли различные живописные элементы: человеческие формы переходили в животные и растительные, человеческие фигуры вырастали из чашечек цветов, растительные побеги сплетались с необычными строениями. Поэтому сначала гротеском стали называть искаженные изображения, уродливость которых объяснялась теснотой самой площади, не позволявшей сделать правильный рисунок. В дальнейшем в основу гротескного стиля была положена сложная композиция неожиданных контрастов и несоответствий. Перенесение термина в область литературы и подлинный расцвет данного вида образности происходит в эпоху романтизма, хотя обращение к приемам сатирического гротеска происходит в западной литературе гораздо раньше. Красноречивые примеры тому - книги Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и Дж. Свифта «Путешествие Гулливера». В русской литературе широко пользовались гротеском при создании ярких и необычных художественных образов Н. В. Гоголь («Нос», «Записки сумасшедшего»), М. Е. Салтыков-Щедрин («История одного города», «Дикий помещик» и другие сказки), Ф. М. Достоевский («Двойник. Приключения господина Голядкина»), Ф. Сологуб («Мелкий бес»), М. А. Булгаков («Роковые яйца», «Собачье сердце»), А. Белый («Петербург», «Маски»), В. В. Маяковский («Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня», «Прозаседавшиеся»), А. Т. Твардовский («Теркин на том свете»), А. А. Вознесенский («Оза»), Е. Л. Шварц («Дракон», «Голый король»).

Наряду с сатирическим, гротеск может быть юмористическим, когда с помощью фантастического начала и в фантастических формах внешности и поведения персонажей воплощаются качества, вызывающие ироническое отношение читателя, а также - трагическим (в произведениях трагического содержания, рассказывающих о попытках и судьбе духовного определения личности.

Предыдущая страница Следующая страница