Наши партнеры

ставки на волейбол в лайве
Купить на сайте https://milanasilver.ru/catalog/koltsa/ кольца из серебра с доставкой.

Литературный словарь
Статьи на букву "Д"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ДАДАИЗМ

ДАДАИЗМ (от фр. dada деревянная лошадка) - зародившееся в 1916 г. литературно-художественное течение. Программой дадаистов было нарочито бессмысленное, хаотическое восприятие действительности. Дадаизм просуществовал лишь до 1922 г. и послужил базой для развития сюрреализма.

ДАЙДЖЕСТ

ДАЙДЖЕСТ (от англ. - краткое изложение) — 1) Издание, которое содержит сокращенное изложение литературно-художественного произведения или иного текста. 2) Периодическое издание, в котором перепечатываются какие-то материалы или же их фрагменты из других изданий.

ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА

ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА - рифма с ударением на третьем от конца слоге, например:

Тучки небесные, вечные странники,

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

М. Ю. Лермонтов

См. также КЛАУЗУЛА

ДАКТИЛЬ

ДАКТИЛЬ — (от греч. - палец) в силлабо-тоническом стихосложении - трехсложный размер, образуемый стопами из трех слогов, первый из которых обязательно является ударным. В русской поэзии чаще всего встречаются 2-х, 3-х и 4-х стопные дактили. Большую роль в разработке этого размера сыграли А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, М. Ю. Лермонтов, Н. Ф. Щербина, Н. А. Некрасов, А. А. Фет, А. С. Пушкин, А. Н. Майков. Пример 5-ти стопного дактиля:

В поле пустынном у самой дороги, береза

Длинные ветви раскинув широко и низко,

Молча дремала, и тихая снилась ей греза;

Но встрепенулась, лишь только подъехал я близко.

(A. M. Жемчужников)

ДАСИЙ

ДАСИЙ (гр. dasios) - в античной метрике, сложная стопа, пятисложная, семиморная; три коротких + два долгих слога, UUUŪŪ.

ДВУСЛОЖНЫЕ (

ДВУСЛОЖНЫЕ ( ДВУДОЛЬНЫЕ) РАЗМЕРЫ - в силлабо-тоническом стихосложении - ХОРЕЙ и ЯМБ (см.). Размеры, образуемые по силлабо-тонической теории чередованием стоп, состоящих из двух ритмических долей - сильной и слабой, или наоборот - слабой и сильной (Ú U - хорей и U Ú - ямб).

ДВУСТИШИЕ

ДВУСТИШИЕ , дистих — простейшая форма строфы, завоевавшая популярность во всем мире. Представляет собой два стиха одинакового или неодинакового ритмического строения. Двустишие бывает и самостоятельным стихотворением в жанре эпиграммы: «Все изменяется под нашим зодиаком, // Но Пастернак остался Пастернаком» (А. Г. Архангельский); эпитафии: «Божьей милостью поэт // Прожил очень мало лет» (К. С. Баранцевич «Памяти Фофанова»); надписи: «Где Клии взять перо писать его дела? // У Славы из крыла» (Д. В. Давыдов «Надпись к портрету Петра Ивановича Багратиона»). В русской народной поэзии самым распространенным двустишием можно считать частушку, хотя ее обычно записывают в четыре строки:

Вспомни, милый, как бывало,

Ты играл, я подпевала.

Милые родители

Девушку обидели,

Покинули, оставили, -

В работницы поставили.

В отечественной поэзии эту форму строфы применяли М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, И. Ф. Анненский, А. А. Блок, Н. С. Гумилев, Н. С. Тихонов. Двустишия являлись органичной частью строфического репертуара замечательного русского поэта, автора выдающихся переложений из китайской классической лирики А. И. Гитовича:

На чем я поставлю святую печать -

Чем буду гордиться и что завещать?

Чем буду хвалиться - другим не чета -

Богатство мое и моя нищета?

Быть может, я старых друзей не берег -

Быть может, мне это поставят в упрек?

А может быть, то, что, надежды губя,

По мягкосердечью губил я себя?

Ни то ни другое и молвить нельзя -

Молчат, словно камни, враги и друзья,

И только во сне померещится вдруг:

Себе самому-то - я враг или друг?

(«Завещание»)

По утверждению А. П. Квятковского, двустишие «как строфу, нужно отличать от двустрочия, являющегося произвольным отрывком из стихотворения».

ДЕВИЗ

ДЕВИЗ (фр. devise) - первоначально надпись на гербе; краткое изречение, в котором выражается главная, руководящая мысль, например девиз Вольтера: "Жить - значит мыслить" (Цицерон, «Тускуланские беседы»).

ДЕЙСТВИЕ

ДЕЙСТВИЕ — различные поступки персонажей эпических и драматических произведений, составляющие вместе с изображаемыми событиями первостепенную сторону сюжета. Элементарными единицами действия являются высказывания, жесты, мимика персонажей, выражающие с разной степенью полноты их эмоции, мысли и намерения. Следует различать действие внешнее и действие внутреннее. Если внешнее действие указывает на конфликты, не выходящие за рамки описываемых событий, то действие внутреннее направлено на постижение глубоких, порой замаскированных, немыслимых, конфликтных положений, в которых оказываются не только главные, но и второстепенные персонажи. При этом поступки персонажей составляют единое действие, являющееся эстетической нормой как драматического, так и эпического сюжетосложения.

Действием или актом принято также называть часть драматического произведения или спектакля.

ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО

ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО - употребляется как синоним понятия "персонаж" (см.).

ДЕКАДАНС (ДЕКАДЕНТСТВО)

ДЕКАДАНС (ДЕКАДЕНТСТВО) - (от франц. decadence - упадок) - общее обозначение нереалистических направлений (см.) в русском и европейском искусстве конца XIX - начала XX в. (декадентские настроения, декадентская идеология). Сам термин возник во Франции в 80-х годах ХIХ века, одновременно с понятием "конец века". С этим понятием в большой мере связаны идеология, этика и эстетика Д. , а также основные мотивы творчества художников-декадентов конца ХIХ - начала ХХ вв.: утрата надежд, идеалов, ощущение безнадежности и бессмысленности существования. (Д. противостоит модернизму (см.) как диаметрально противоположная оценка ситуации рубежа веков: известная формула "конец-начало века" может быть обозначена как "Д. - модернизм"). Черты Д.: введение в литературу (прежде всего поэзию) тем небытия, смерти, "ухода"; культ хрупкой, болезненной, угасающей красоты; проповедь неограниченной свободы личности и "искусства для искусства"; пренебрежение общественной моралью, крайний индивидуализм; отчуждение (отстранение) от реальной жизни и "уход в себя". Д. не является отдельным художественным направлением; он получил свое воплощение в различных направлениях (например, в символизме).

ДЕКАЛОГ

ДЕКАЛОГ (гр. deka десять + logos слово) - десять заповедей в библии.

ДЕКЛАМАЦИОННЫЙ СТИХ

ДЕКЛАМАЦИОННЫЙ СТИХ - иначе декламативный, мало употребительный термин; стих риторического типа, например ода, где преобладает логическая интонация, система вопросительных и восклицательных предложений и т. п. См. ИНТОНАЦИЯ.

ДЕКЛАМАЦИЯ

ДЕКЛАМАЦИЯ - (лат. declamatio) - искусство выразительного чтения художественных произведений (стихов и прозы)

ДЕМОНИЗМ

ДЕМОНИЗМ - явление литературной сюжетики, перемещение традиционных (в частности, установленных богословской традицией) отрицательных и положительных характеров и введении отрицательного характера в качестве героя. Для Д. типично не столько абсолютное приятие зла, сколько раскрытие положительных черт во внешне отрицательном образе.

ДЕМОНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДЕМОНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - литература, излагающая в наукообразной форме (трактатов, рассуждений) утверждаемые известной религией воззрения на враждебных главному божеству (ам) духов (демонов, «нечистую силу»). Д. л. представлена в средневековой христианской и иудейской письменности, в литературах Востока (исламской, буддийской и др.), в античной, в европейских литературах XV-XVII вв.

ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - (от франц. detail - подробность, мелочь, частность) - одно из средств создания образа: выделенный автором элемент художественного образа, несущий значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении. Д. х. может воспроизводить черты быта, обстановки, пейзажа, портрета (портретная детализация), интерьера, действия или состояния (психологическая детализация), речи героя (речевая детализация) и т. п.; она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и окружающую их среду. Стремление автора к детализации продиктовано, как правило, задачей достижения исчерпывающей полноты изображения. Эффективность использования Д. х. определяется тем, насколько значима эта деталь в эстетическом и смысловом планах: особо значимая с художественной точки зрения Д. х. нередко становится мотивом (см.) или лейтмотивом (см.) текста (например, слишком большой нос героя пьесы Э. Ростана "Сирано де Бержерак" или железный аршин гробовщика Якова Иванова в рассказе А. П. Чехова "Скрипка Ротшильда"). Художественная детализация может быть необходимой или, напротив, избыточной. В частности, в описании героини рассказа А. П. Чехова "Ионыч": "... Вера Иосифовна, худощавая, миловидная дама в pence-nez, писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям" - деталь портрета (pence-nez - мужские очки) подчеркивает ироническое отношение автора к эмансипированности Веры Иосифовны, а указание "вслух", избыточное по отношению к сочетанию "читала гостям", - насмешку над "образованностью и талантливостью" героини.

ДЕТЕКТИВ

ДЕТЕКТИВ (англ. - сыщик; от лат. - раскрытие) — художественное произведение с особым типом сюжета, связанным с раскрытием загадочных преступлений, противостоянием добра и зла, где, как правило, добро побеждает зло. Для детектива как жанра характерны следующие основные ограничительные признаки: 1) наличие тайны преступления (чаще всего убийства); 2) моральное и физическое столкновение на этой почве сыщика-профессионала или сыщика-любителя и преступника; 3) процесс расследования, при котором проверяются и отрабатываются различные версии случившегося, испытанию подвергаются разные подозреваемые и сам ведущий расследование; 4) установление личности преступника; 5) восстановление всех обстоятельств преступления. Данный литературный жанр имеет уже длительную историю в европейской литературе. Его зачинателем считается американский писатель Эдгар Алан По, который в новелле «Убийство на улице Морг» (1841) впервые вывел образ сыщика-любителя, наделенного выдающимися способностями к логическому анализу.

У истоков отечественного детектива стоял А. А. Шкляревский (1837-1870), которого не случайно называли «русским Габорио» - по имени знаменитого французского писателя Эмиля Габрио, одного из отцов детективного жанра, чьи произведения активно переводились на русский язык во второй половине XIX века. Соединив в своем творчестве достижения французских романистов-детективщиков с темами и мотивами Ф. М. Достоевского, Шкляревский сумел выработать в многочисленных повестях и романах сюжетную и смысловую схему оригинальной русской разновидности детективного жанра - так называемого «уголовного романа». Дальнейшее утверждение детектива в России связано с псевдопереводной литературой (анонимный «Нат Пинкертон», «Месс-Менд» М. С. Шагинян), затем складывается особый тип советского детектива, представленный именами Л. Р. Шейнина, П. Ф. Нилина, Ю. П. Германа, А. Г. Адамова, братьями А. А. и Г. А. Вайнера-ми, Ю. С. Семенова. В постсоветское время были опубликованы многочисленные детективные произведения А. Б. Марининой, Д. В. Донцовой, Т. В. Устиновой, где сложившиеся традиции советского «милицейского» детектива мирно и любопытно сочетаются с элементами французского полицейского романа. Детектив является одним из популярнейших материалов для экранизации в кино и на телевидении. Примечательно, что на основе сценария многосерийного телефильма «Участок» А. И. Слаповский создал одноименный «русский народный детектив», обращаясь к которому зрители имеют возможность стать читателями, чтобы наглядно увидеть, как рождаются сюжеты и образы, воплощенные на экране: «То, что вы видели и что стало основой многосерийного фильма "Участок". То, чего вы не видели и что не вошло в фильм. То, чего вовсе не было и было написано после фильма».

ДЕЦИМА

ДЕЦИМА (лат. decima десятая) - строфа из десяти строк.

ДЗЁРУРИ

ДЗЁРУРИ - возникший в Японии особый жанр драматической ритмованной прозы, предназначенной специально для речитативного пения.

ДИ

ДИ (dit, dict буквально сказ) - в старофранцузской литературной терминологии - обозначение относительно короткого стихотворного произведения преимущественно дидактического характера, тематически совершенно неопределенного; название ди дается как рифмованным легендам и житиям святых, так и повестям светского и даже легкого содержания, приближающимся по технике то к фаблио, то к лэ.

ДИАЛЕКТИЗМЫ

ДИАЛЕКТИЗМЫ - слова и выражения, присущие народной речи, местному говору (черевики - туфельки, баз - двор, бирюк - одинокий и угрюмый человек). Д. используются в художественном тексте, как и другая лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (просторечные элементы (см.), профессионализмы (см.), жаргонизмы (см.)), как средство художественной выразительности (например, в качестве одного из способов речевой характеристики персонажа). См. также ЛЕКСИКА.

ДИАЛЕКТИКА ДУШИ

ДИАЛЕКТИКА ДУШИ - понятие, которым обозначается детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм (перерастание любви в ненависть или возникновение любви из симпатии и т. п.). Например, в романе Л. Н. Толстого "Война и мир": Т. II, ч. II, гл. 1 (внутренний монолог Пьера); Т. IIII, ч. III, гл. XXXI (внутренний монолог князя Андрея); Т. IV, ч. I, гл. 7 (внутренний монолог Николая Ростова). Д. д. - одна из форм психологического анализа (см. ПСИХОЛОГИЗМ) в художественном произведении.

Термин Н. Г. Чернышевского (впервые появился в литературоведении в рецензии на повести Л. Н. Толстого "Детство" и "Отрочество" и "Военные рассказы"): "... Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого - влияние общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего - связь чувств с действиями; четвертого - анализ страстей; графа Толстого всего более - сам психологический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определенным термином... Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других... как чувство, непосредственно возникающее из данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых воображением, переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять и опять странствует, изменяясь по всей цепи воспоминаний..." ("Современник". 1856, № 12).

ДИАЛОГ

ДИАЛОГ (от греч. -разговор, беседа) — 1) Разговор между двумя или несколькими лицами в драматическом или прозаическом произведении. 2) Часть словесно-художественного текста, воспроизводящая речевое общение персонажей; один из видов словесного изображения наряду с авторской речью в прозе; форма диалога используется и в лирике («Разговор книгопродавца с поэтом» А. С. Пушкина, «Поэт и гражданин» Н. А. Некрасова, «Ночь в пустыне» Вяч. И. Иванова, «Учитель и ученик» Д. С. Самойлова). 3) Философско-публицистический жанр, в котором главная авторская мысль развернута в виде собеседования или спора двух или нескольких лиц; получил развитие в античности, прежде всего в философских диалогах Платона, в «Разговорах богов», «Разговорах гетер», «Разговорах о царстве мертвых» Лукиана; был широко распространен во Франции XVII-XVIII веков; в России составил существенную форму философской (B. C. Соловьев), публицистической (Ф. М. Достоевский) и художественно-критической (В. Ф. Одоевский) мысли. Диалог как жанр чаще всего не имеет сопроводительного эпического текста, сближаясь в этом отношении с драмой, но отличаясь от нее отсутствием системы действия.

ДИАСТОЛА

ДИАСТОЛА (διαστολή, растяжение) - в античном стихосложении, употребление краткого слога вместо долгого в арсисе (сильной доле) стопы (в противоположность систоле), например, в слове Μουσαι дифтонг αι удлиняется, что даёт возможность произнести стопу как не как трохей (ŪU), но как спондей (ŪŪ). В силлабо-тонической теории - произношение ударного слога как неударного, т. е. его атонацию, например, «Час бли́зок; мо́жет бы́ть, увы́, // Меня́ не бу́дет - бу́дьте вы́» (Дмитриев), диастола на слоге «час».

ДИАТРИБА

ДИАТРИБА (гр. diatribe уничтожение; распря) - резкая, желчная, придирчивая речь с нападками личного характера.

ДИБРАХИЙ

ДИБРАХИЙ (гр. dibrachys) - в античной метрике, простая стопа, двухсложная, двухморная, UU; то же, что пиррихий.

ДИВАН

ДИВАН (от перс. - запись, книга) — в классических литературах Ближнего и Среднего Востока диваном именуются сборники стихотворений одного поэта, расположенные в содержательной части по определенному закону: или по определенному жанру, или в алфавитном порядке рифмующихся слов. Все выдающиеся поэты Востока оставили после себя по одному или по несколько диванов. Именно под их влиянием, и прежде всего Хафиза, в европейской поэзии был создан гениальный «Западно-восточный диван» И. В. Гете, на русский язык многократно переводившийся выдающимися поэтами XIX-XX веков.

ДИДАКТИЗМ

ДИДАКТИЗМ - (от греч. didaktikos - поучительный) - нравоучительность, назидательность, не скрываемая автором воспитательная направленность его произведения, моралистическая тенденция.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ - поэзия, использующая стихотворную форму для изложения научных, моральных и т. п. положений для поучения читателей.

ДИЗЪЮНКЦИЯ

ДИЗЪЮНКЦИЯ (лат. disjunctio) - в риторике противопоставление взаимоисключающих, но однородных признаков, например "все или ничего".

ДИЛОГИЯ

ДИЛОГИЯ (от греч. - дважды; слово) — литературно-художественное произведение, соединенное между собой общностью замысла, сюжета и действующих лиц, состоящее из двух частей, каждая из которых может восприниматься и как самостоятельный текст. В отечественной литературе характерными примерами дилогий являются «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова, «Кортик» и «Бронзовая птица» А. Н. Рыбакова, «От первых проталин до первой грозы» и «У птенцов подрастают крылья» Г. А. Скребицкого, «Нагрудный знак 0ST» и «Плотина» В. Н. Семина...

В древнегреческом театре дилогиями назывались драматические произведения, состоящие из двух частей.

ДИНАМИКА

ДИНАМИКА - 1) выражение движения, действия, развития, изменений во времени; описание хода развития какого-либо явления;

2) создание впечатления подвижности художественной формы.

Д. может выражаться в ускорении или замедлении ритма лирического, драматического и даже прозаического произведения.

ДИПОДИЯ

ДИПОДИЯ (гр. dipodia) - в античной метрике, 1) стих, состоящий из двух стоп; 2) сочетание двух стоп, объединённых одним, главным ритм. ударением; то же, что метр; например, ямбический метр с главным ритм. ударением на арсисе первой стопы, UŪ́ // UŪ.

ДИССОНАНС

ДИССОНАНС (от фр. - разнозвучие) — неточная, неполная рифма, в которой совпадают только согласные звуки, а ударные гласные не совпадают (например: дула - дола - дело (В. В. Маяковский); грига - нега - сага - бога - юга (И. Северянин); тающая - лик - веющая - снег (А. А. Блок)). В русской поэзии диссонанс, как и КОНСОНАНС (от фр. - созвучие), встречается достаточно редко.

ДИСТИХ

ДИСТИХ - (от греч. di - дважды и stichos - стих). В античной метрике, двустишие, строфа из двух стихов. Наиболее распространённый дистих - так называемый элегический; дактилический каталектический гекзаметр + дактилический каталектический пентаметр, ŪUU // ŪUU // ŪUU // ŪUU // ŪUU // ŪU // ŪUU // ŪUU // Ū // // ŪUU // ŪUU // Ū; например, ‘Rūmpitur īnvidiā quod rūs mihi dūlce sub ūrbe est // pārvaque in ūrbe domūs, rūmpitur īnvidiā’ (Mart. Ep. IX 97, 7-8). См. ДВУСТИШИЕ

ДИТРОХЕЙ, ДИХОРЕЙ

ДИТРОХЕЙ, ДИХОРЕЙ (гр. ditrochaeus, dichoreus) - в античной метрике, двойной трохей (хорей), ŪU // ŪU; диподия в составе стиха.

ДИФИРАМБ

ДИФИРАМБ (от греч.) - жанр античной лирики, представляющий собой торжественную хоровую культовую песнь (гимн) в честь бога Диониса, а потом и в честь других богов и героев. Темой дифирамба служили различные события из жизни богов, героев и героинь, которые, как и Дионис, страдали, боролись и побеждали. В европейской литературе XVIII— XIX веков встречаются многочисленные подражания древнему дифирамбу. В русской поэзии дифирамб, как правило, своей торжественной тональностью, хвалебным пафосом близок оде:

Воспеваю безопасно,

Вся подсолнечна, внемли.

Простирайся велегласно,

Речь моя, по всей земли!

Я глашу России тайну,

Честь народу чрезвычайну.

Насыщайся, Россов племя,

В оный век ты частью сей.

Зрите предсказанно время,

О потомки наших дней,

Плеском мир весь проницайте,

Радуйтесь и восклицайте!

(А. П. Сумароков. Дифирамб 1)

В современном представлении дифирамб - неумеренное и неоправданное восхваление исключительно восторженного характера.

ДИЯМБ

ДИЯМБ (гр. diiambus) - в античной метрике, двойной ямб, UŪ // UŪ; диподия в составе стиха.

ДНЕВНИК

ДНЕВНИК - литературное произведение, периодически восполняемый единый текст, в датах, часах и минутах воспроизводящий прошедшую жизнь своего автора, касающуюся сугубо личных или широко известных впоследствии общественных событий; один из распространенных видов мемуарного жанра. Как и многие литературные формы, в изящную словесность дневник внедряется в конце XVIII века, эпоху сентиментализма, когда появляется потребность в свойственным этому жанру исповедальности и самонаблюдении («Дневник для Стеллы» Дж. Свифта, «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина). В русской литературе разработка жанра активно продолжается в XIX и XX столетиях, когда в форме дневника пишутся целые произведения («Записки сумасшедшего» И. В. Гоголя, «Дневник лишнего человека» И. С. Тургенева, «Дневник писателя» Ф. М. Достоевского, «Записки юного врача» М. А. Булгакова, «Опавшие листья» и «Уединенное» В. В. Розанова, «Мой брат играет на кларнете» А. Г. Алексина, «Ни дня без строчки» Ю. К. Олеши) или дневник непосредственно включается в ткань художественного текста («Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова, тетрадь Ипполита в романе Ф. М. Достоевского «Идиот», документальные дневниковые записи в «Блокадной книге» A. M. Адамовича и Д. А. Гранина). Дневниковый характер носят многие лирические произведения М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой и др. Особняком в русской литературе стоит огромный по объему (свыше 12 000 стихов; для сравнения: в «Евгении Онегине» меньше 6000 стихов) «Дневник в стихах» Н. А. Оцупа, воспринятый современниками как своеобразнейший человеческий документ, обнажающий смятенные противоречия и разлад внутреннего мира конкретного человека, как повествование о жизни и смерти, о гибели и спасении. Часто дневник в качестве документального автобиографического свидетельства входит в широкий культурный контекст после кончины их автора (написанный в сибирской ссылке «Дневник» В. К. Кюхельбекера, подробнейший в деталях и оценках фактов литературной жизни «Дневник» цензора А. В. Никитенко, «Дневник 1867 года» А. Г. Достоевской, дневники Л. Н. Толстого, «Дневник Марии Башкирцевой», «Дневник» А. С. Суворина, дневники разных лет К. И. Чуковского, М. М. Пришвина, Вс. Вяч. Иванова).

Замечательный русский писатель Ю. М. Нагибин, решившийся при жизни опубликовать свои записи 1942-1986 годов, в книге «Дневник» очень точно заметил: «В слово "дневник" заложено понятие фиксации прожитых дней, он ведется изо дня в день. Конечно, возможны пропуски - по болезни, занятости автора или по другим причинам, но в принципе - это жизнь, прослеженная в днях, а не как Бог на душу положит, с пропусками порой в целый год. И непременно указывается дата каждой записи; четкая хронологическая последовательность фиксируемых событий и переживаний автора - непременное требование, предъявляемое к дневнику. <...> писал не по взятой на себя обязанности, а по эмоциональному велению. Мои записи - это прежде всего порыв к отдушине. Я хватался за свою тетрадь, когда чувствовал, что мне не хватает воздуха, и, чтобы не задохнуться, выплескивал переживание на страницы <...>». Об обращенности дневника к самому пишущему, о разговоре с самим собой - стихотворение Л. Н. Мартынова «Дневники»:

Не страшно ли,

Что дневники

Не днем ведутся, а ночами,

Когда мигают ночники

И ходят тени за плечами,

Напоминая, что от них

Не скроешься и за свечами.

Включив дневник,

Строча дневник,

Графленный лунными лучами.

ДОЙНА

ДОЙНА (рум. doina) - народная песня в Молдавии и Румынии. Дойны возникли как пастушеские песни; позднее наряду с лирическими песнями возникают эпические.

ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ

ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ - опора на факты, активное привлечение документов, цитирование свидетельств и источников в художественном произведении. Мера Д. произведения может колебаться в зависимости от замысла автора (например, высокая степень Д. присутствует в книге А. И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ"). Д. противоположна вымыслу (см.)

ДОЛЬНИК

ДОЛЬНИК (паузник) — чисто русский стихотворный размер, занимающий промежуточное положение между силлабо-тонической и тонической системами стихосложения. Как и силлабо-тонические размеры, дольник имеет ритмическую организацию, образуемую чередованием ударных и безударных слогов. Однако, в отличие от силлабо-тонических размеров, число безударных слогов между ударными в дольнике не бывает постоянным, а колеблется от одного до двух слогов. При чтении разница эта может восполняться как растяжением слогов, так и появлением пауз между словами. В русской поэзии первые пробы дольников появляются в романтической лирике М. Ю. Лермонтова, А. А. Григорьева, А. А. Фета, а на рубеже XIX-XX веков данный стихотворный размер входит в широкое употребление. Пример дольника:

Настоящую нежность не спутаешь

Ни с чем, и она тиха.

Ты напрасно бережно кутаешь

Мне плечи и грудь в меха.

И напрасно слова покорные

Говоришь о первой любви.

Как я знаю эти упорные,

Ненасытные взгляды твои!

(А. А. Ахматова)

ДОМИНАНТА

ДОМИНАНТА - главенствующий прием, необходимый в создании художественного целого; cовокупность доминант является определяющим моментом в образовании литературного жанра.

ДОХМИЙ

ДОХМИЙ (гр. dochmius) - в античной метрике, сложная стопа, пятисложная, восьмиморная; краткий + два долгих + краткий + долгий слог, UŪŪUŪ.

ДРАМА

ДРАМА (от греч. - действие) — один из трех литературных родов (наряду с эпосом и лирикой), где воссоздаются событийные ряды, поступки людей, их взаимоотношения. Однако, в отличие от эпоса, развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует, а собственно авторская речь играет в большинстве случаев вспомогательную и эпизодическую роль. Таковыми прежде всего являются списки действующих лиц, сопровождаемые краткими характеристиками, обозначение времени и места действия, описания сценической обстановки в начале актов и явлений, авторские комментарии к отдельным персонажам, указание на особенности их движений, жестов, мимику, интонации (ремарки). Все это - так называемый побочный текст драматического произведения. Основной же текст драмы составляет цепь высказываний главных и второстепенных персонажей, их реплик и монологов. В связи с этим приходится говорить о некоторой ограниченности художественных возможностей драмы. Ведь писатель-драматург пользуется относительно небольшой частью изобразительно-выразительных средств, доступных автору эпического произведения, независимо от его объема. Характеры действующих лиц раскрываются в драме также с меньшей полнотой. Вместе с тем драматург имеет существенные преимущества перед прозаиком. Один изображенный в драме момент плотно примыкает к другому, время воспроизводимых событий на протяжении сценического эпизода не допускает заметного интервала, высказывания и реплики персонажей как бы составляют сплошную, непрерывную линию, цепь диалогов и монологов создает иллюзию настоящего времени. Действие в драме воспринимается зрителем (читателем) с максимальной непосредственностью, протекая словно перед его глазами.

Драма принадлежит одновременно театру и литературе, потому что, являясь драматургической основой спектакля, она вместе с тем рассчитана на восприятие и читательской публики. Предназначенная для коллективного восприятия, драма всегда тяготела к острым общественным проблемам. Драматическое действие связано, как правило, с прямым противоборством героев. Назначение драмы, по словам А. С. Пушкина, «действовать на множество, занимать его любопытство» и ради этого запечатлевать «истину страстей»: «Смех, жалость и ужас суть три струны нашего воображения, потрясаемого драматическим искусством».

Как род литературы, драма включает в себя множество жанров, в том числе и авторских жанровых обозначений: трагедия, комедия, литургическая драма, мистерия (жанр средневековой драматургии, сосредоточенный на инсценировании Библии), миракль (жанр средневековой религиозной драматургии, имевший стихотворную форму, где сюжет строился, на чудесном вмешательстве какого-либо святого в земные дела), моралите (средневековая аллегорическая дидактическая драма), школьная драма (один из жанров церковной драматургии, примыкавший к латинским драмам гуманистов), мещанская драма (воспроизводила жизнь буржуазно-мещанских кругов, раскрывала конфликты морального и социально-бытового характера), мелодрама, фарс, водевиль, интермедия, трагикомедия, трагифарс, драма, пьеса, лирическая комедия, «хохмедия», «психологический боевик» и т. д.

Русская классическая драматургия начинается с 1820-1830 годов, с произведений А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. В формировании национального театрального репертуара решающее значение имела драматургия А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, С. А. Найденова, А. П. Чехова, М. Горького, Л. Н. Андреева. После 1917 года в русской драматургии активно развивается историко-революционная тематика (пьесы В. В. Вишневского, К. А. Тренева, Н. Ф. Погодина, В. Н. Билль-Белоцерковского, М. Ф. Шатрова). Яркие образцы сатирической драмы создали В. В. Маяковский, М. А. Булгаков, Н. Р. Эрдман, Е. Л. Шварц. Социально-психологическая драма представлена творчеством Л. М. Леонова, B. C. Розова, А. Н. Арбузова, A. M. Володина, В. И. Славкина, А. И. Гельмана, Л. С. Петрушевской, Н. В. Коляды, А. И. Слаповского.

Вплоть до XVIII столетия драма успешно соперничала по популярности с эпосом, часто становясь ведущей формой художественного воспроизведения жизни в пространстве и времени. И хотя на рубеже XIX-XX веков главные позиции в литературе стал занимать социально-психологический роман, драматические произведения не остались в тени эпического и лирического литературных родов.

ДРАМА ВЕРТЕПНАЯ

ДРАМА ВЕРТЕПНАЯ - драма марионеток; получила свое название от вертепа - кукольного театра, имеющего форму двухэтажного деревянного ящика, по архитектуре напоминающего сценическую площадку для представления средневековых мистерий.

ДРАМАТИЗМ

ДРАМАТИЗМ - состояние, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой; острая борьба противоположных сил, напряженная интрига. В качестве идейно-эмоциональной настроенности может присутствовать в произведениях любого рода литературы.

ДРУИДЫ

ДРУИДЫ (галл. druidae, древн. -ирл. druid) - жрецы и поэты у кельтских народов, организованные в виде замкнутой касты и тесно блокировавшиеся с королевской властью; друиды были хранителями героических преданий и мифологических поэм.

ДУМА

ДУМА — 1) Поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы. Широкую известность получили «Думы» К. Ф. Рылеева, составившие своеобразный цикл философско-патриотических поэм и стихотворений: «Димитрий Донской», «Смерть Ермака», «Богдан Хмельницкий», «Волынский», «Державин» и др. К философско-лирическим принято относить «Думы» А. В. Кольцова и «Думу» («Печально я гляжу на наше поколенье...») М. Ю. Лермонтова. Один из разделов сборника стихотворений А. А. Фета «Вечерние огни» назван «Элегии и думы». Цикл стихотворений «Думы» есть у К. К. Случевского. Широкой известностью в первой половине XX века пользовалась «Дума про Опанаса» Э. Г. Багрицкого. 2) Эпический и лиро-эпический песенный жанр украинского фольклора, напоминающий русские былины. Украинские думы исполнялись речитативом, обычно в сопровождении бандуры; разделяют их на три цикла: о борьбе с турецко-татарскими набегами в XV-начале XVII веков, о народно-освободительной войне 1648-1654 годов и о воссоединении Украины с Россией, на общественно-бытовые темы.

ДУХОВНЫЙ СТИХ

ДУХОВНЫЙ СТИХ — поэтический жанр религиозной литературы, представленный стихотворениями-песнями, темы и сюжеты которых заимствованы из Библии и житий святых. Также известны духовные стихи о паломничествах по святым местам, стихи-проповеди об уважении старших, против матерного слова, пьянства, лени и т. п. Чаще всего духовные стихи исполнялись бродячими слепыми певцами, но, кроме фольклорного, встречаются подобные произведения авторского происхождения.

Содержательная установка духовных стихов направлена на то, чтобы вызвать у слушателя (читателя) умиление страданиями Христа и Богоматери, мучениями, которым подвергают святых язычники, требующие отречься от Христа. Кроме того, духовные стихи предназначены вызывать страх Божий, страх возмездия за грехи. Ныне эти произведения, ориентированные на старинные былины, исполняются только в старообрядческой среде; современные духовные стихи связаны с похоронным обрядом и обычно исполняются после похорон и на поминках, а сюжетные духовные стихи почти не поются. Главные образы и основные мотивы их встречаются в прозе П. И. Мельникова-Печерского, Н. С. Лескова, A. M. Ремизова, в поэзии Н. А. Некрасова, Н. А. Клюева, И. С. Рукавишникова.

Предыдущая страница Следующая страница