Наши партнеры

букмекер

Литературный словарь
Статьи на букву "Ж"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ЖАНР

ЖАНР (от фр. - род, вид) — тип словесно-художественного произведения как целого, выделяемый в рамках литературных родов, обладающий определенным комплексом устойчивых свойств. Не случайно выдающийся филолог XX столетия М. М. Бахтин определял жанр как «твердые формы для отливки художественного опыта».

Жанры с трудом поддаются какой-либо систематизации и классификации и упорно сопротивляются им, потому что их очень много, а в каждой национальной литературе они имеют свою специфику и по-своему оказываются соотнесены с конкретными эпохами. Традиционно жанровые обозначения принято соотносить с тремя литературными родами. В эпике - эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, литературный очерк, басня, анекдот и т. п.; в области драмы выделяются трагедия, комедия, фарс и др.; в лирике жанровыми образованиями являются ода, элегия, баллада, послание, песня и пр. Для литературы XIX-XX веков характерна тенденция к смешению жанров (особенно в лирике), к развитию промежуточных жанров (примечательно авторское обозначение «поиски жанра» книги В. П. Аксенова «Поиски жанра»).

ЖАРГОН

ЖАРГОН - (от франц. jargon) - эмоционально и экспрессивно окрашенная речь, отличная от общеупотребительной; ненормативный условный язык какой-либо социальной группы, содержащий много слов и выражений, не входящих в разговорный язык. По-своему дублирует последний, но в «зашифрованной» форме; делает речь говорящих на нем непонятной для непосвященных. Разновидности Ж.: великосветский или салонный, студенческий, армейский, воровской, спортивный, молодежный, семейный и пр. (например, на жаргоне бандитов: хаза - притон, пушка, волына - револьвер, крысячить - красть, лох - разиня, бесхитростный человек, а также - бизнесмен, торговец; бабки - деньги). Жаргонизмы используются в художественном тексте (наряду с диалектизмами (см.) и профессионализмами (см.), просторечием (см.)) как средство художественной выразительности. См. ЛЕКСИКА.

ЖЕНСКАЯ РИФМА

ЖЕНСКАЯ РИФМА - рифма с ударением на предпоследнем слоге, например:

Рифма, звучная подруга

Вдохновенного досуга...

А. С. Пушкин

См. также КЛАУЗУЛА

ЖИВОПИСНОСТЬ

ЖИВОПИСНОСТЬ - особое художественное свойство произведения, способность передавать непрестанную изменчивость окружающего мира, воспроизводить разнообразные явления жизни в их динамике, подвижности, текучести, многообразии. Ж. противоположна статике художественных форм.

ЖИЗНЕПОДОБИЕ

ЖИЗНЕПОДОБИЕ - "прямое", непосредственное отображение реальности: создание иллюзии полного сходства (тождества) жизни и ее художественного отражения.

ЖИТИЕ

ЖИТИЕ , агиография (от греч. - святой и пишу) — рассказы о жизни и подвигах во имя веры или страданиях мучеников веры, церковных или государственных деятелей, канонизированных христианской церковью; один из основных эпических жанров церковной словесности. Чаще всего подвигом веры становится вся жизнь святого, но иногда в жизнеописании представлена лишь та ее часть или один лишь поступок, которые и составляют подвиг веры.

Уже в X веке на Русь вместе с принятием христианства приходят первые переводные жизнеописания, а в XI-XII веках создаются оригинальные древнерусские жития святых («Сказание о Борисе и Глебе», «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба» Нестора, «Житие Феодосия Печерского»).

Со временем жанр жития развивался в различны направлениях - от княжеских житий до жития автобиографического («Житие протопопа Аввакума» и жизнеописаний местночтимого святого или канонизированного церковью (примером тому может служить жизнеописание Серафима Саровского «Сказания о жизни и подвигах блаженной памяти о. Серафима»). Жанровые признаки агиографии широко использовались в художественной литературе: Н. С. Лесков «Соборяне», Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы», Л. Н. Толстой «Отец Сергий», Л. Н. Андреев «Жизнь Василия Фивейского» И. А. Бунин «Святой Евстафий», «Матфей Прозорливый», Б. К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский», «Алексей Божий Человек», «Сердце Авраамия».

Предыдущая страница Следующая страница