Наши партнеры

Live-ставки на шары

Литературный словарь
Статьи на букву "З"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ЗАВЕЩАНИЕ

ЗАВЕЩАНИЕ - как литературный жанр - использование словесной формы (зачина, формул, композиции, заключения) юридического завещания для разработки дидактической или сатирической тематики; как дидактический жанр З. вливается в общую форму поучения (см.); как сатирический жанр завещание выступает наряду с другими пародиями юридических форм.

ЗАВЯЗКА

ЗАВЯЗКА — событие, которым начинается развитие действия в литературно-художественном произведении. В завязке чаще всего намечается конфликт. Нередко ей предшествует экспозиция. Обычно завязка дается в начале произведения, и тогда с нее начинается подъем сюжетной линии, но не всегда (классический пример: решение Чичикова скупать «мертвые души» явлено читателю только в конце первого тома поэмы Н. В. Гоголя). Завязка может быть и внезапной, неожиданной, немотивированной, открывающей произведение безо всякой экспозиции. В этом случае она придает особую остроту развитию действия (так начинается роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», к такому приему прибегает во многих своих произведениях Ф. М. Достоевский).

ЗАГАДКА

ЗАГАДКА — фольклорный жанр, представляющий иносказательное поэтическое воспроизведение какого-либо предмета или явления, ориентированный на испытание сообразительности отгадывающего. Загадка -любимый жанр народной поэзии всех стран. Основанная на метафорическом сближении далеких областей предметно-вещественного мира («Пять чуланов, одна дверь» - перчатки) или же сформулированная в форме прямого и всегда каверзного вопроса («После семи лет что козе будет?» - пойдет восьмой год), загадка заставляет видеть неожиданную и поэтическую сторону в самых неожиданных вещах, проявлять смекалку и учит логически, порой парадоксально, мыслить.

Как правило, загадки предельно кратки, отличаются композиционной четкостью, их ритмическая структура часто подчеркнута рифмой, они богаты звукописью. Вот несколько-примеров русской народной загадки: «Два братца глядятся, а вместе не сойдутся» (пол и потолок); «Тело бело, душа льняная, маковка золотая» (свеча); «Шла свинья из Саратова, вся исцарапана» (терка); «Без рук, без ног - на плеча скок» (коромысло); «Сидит на ложке, свесив ножки» (лапша); «Бежит свинка, истыкана спинка» (наперсток); «Стоит дерево Ахтырско; на нем платье богатырско, цветы ангельские, когти дьявольские» (шиповник); «Кто на себе свой дом таскает?» (улитка); «Как написать "сухая трава" четырьмя буквами?» (сено); «Сидят три кошки; против каждой кошки - две кошки. Много ль всех?» (три). От традиционных, в том числе основанных на игре слов и арифметических, заметно отличаются шуточные загадки, головоломки и шарады.

Некоторые поэты излагают загадки в форме небольшого стихотворения; таково, например, стихотворение-загадка С. Я. Маршака:

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие на братьев.

Мы за обеденным столом,

А ночью под кроватью.

(Ботинки)

ЗАГЛАВИЕ

ЗАГЛАВИЕ (название) — графически выделенное слово автора литературного произведения в диалоге с читателем. Разнообразие заглавий вряд ли может уступить; разножанровости и тематическому разнообразию caмих произведений. Заглавие не только помогает постичь поэтический пафос изначальных обращений к собеседнику, но и является концентрированным воплощением-вопрошением авторской программы, с первых слов и букв объясняющих ее смысл. Являясь одной из самых сильных позиций текста, заглавие, как правило, выявляет его сущность, становится неотъемлемой частью композиции. Оно изначально приглашает читателя к интерпретации читателем сказанного автором, становится ключевым, часто символически звучащим словом или словосочетанием: «Мертвые души» у Н. В. Гоголя, «Дурак» у М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Гроза» у А. Н. Островского, «Идиот» у Ф. М. Достоевского, «Воскресение» у Л. Н. Толстого, «Отцы и дети» у И. С. Тургенева, «Вишневый сад» у А. П. Чехова, «Черный человек» у С. А. Есенина, «Русский лес» у Л. Н. Леонова, «Жестокие романсы» у В. П. Астафьева.

В заглавии нередко проявляется концептуальное видение автором окружающего мира. Весьма характерными в этом смысле можно признать абсурдные по своему содержанию короткие рассказы и сцены Д. И. Хармса. Ярким примером тому могут служить следующие два рассказа:

Рыбий жир

- Слушай, Вова, как ты можешь принимать рыбий жир? Это же так не вкусно.

- А мне мама каждый раз, как я выпью ложечку рыбьего жира, дает гривенник, - сказал Вова.

- Что же ты делаешь с этим гривенником? - спросили Вову.

- А я кладу его в копилку, - сказал Вова.

- Ну, а потом что же? - спросили Вову.

- А потом, когда у меня в копилке накапливается два рубля, - сказал Вова, - то мама вынимает их из копилки и покупает мне опять бутылку рыбьего жира.


Экспромт

Как известно, у полупоэта Бориса Пастернака была собака по имени Балаган. И вот однажды, купаясь в озере, Борис Пастернак сказал столпившемуся на берегу народу:

- Вон смотрите, под осиной

Роет землю Балаган! С тех пор этот экспромт известного полупоэта сделался поговоркой.

Необходимо также заметить, что от того, насколько удачно бывает выбрано писателем название, во многом зависит судьба произведения. Потому серьезный и глубокий анализ литературных заглавий порой внятно разъясняет нравственно-поэтический потенциал словесно-художественных текстов.

ЗАГОВОР

ЗАГОВОР - заклинательная словесная формула, которой приписывается магическая сила; русские заговоры часто обозначаются и другими названиями, имеющими видовое значение, как-то: наговоры, обереги, заклинания, присушки, отсухи, шептанья, слова и т. д.; одна из наиболее распространенных форм словесного творчества.

ЗАИМСТВОВАНИЕ

ЗАИМСТВОВАНИЕ - в литературе - частный случай литературного влияния, выражающийся в том, что один писатель включает в свое произведение элементы чужого произведения (тематику, стилистические особенности, композиционные приемы); крайний случай литературного заимствования - полное повторение таких подробностей при отсутствии на то указаний со стороны заимствовавшего - носит название плагиата.

ЗАМЫСЕЛ

ЗАМЫСЕЛ — не всегда осознанное мыслительное движение художника слова, творческий набросок, как правило, зафиксированный на бумаге, первоначальная общая схема будущего произведения. Замысел является не только самой первой ступенью творческого акта писателя, с попытки его рассмотрения обычно начинается изучение творческой истории произведения. Замысел может созревать и реализовываться постепенно, может вырасти из конкретного образа, той или иной сцены или появиться под влиянием какой-либо идеи. Важно, что знание замысла помогает точнее и глубже раскрыть и по-настоящему постичь смысл произведения. Замысел может непрерывно развиваться с точки зрения сюжета и фабулы, о чем неопровержимо свидетельствуют несколько редакций драмы «Маскарад» и поэмы «Демон» М. Ю. Лермонтова, романа Л. Н. Толстого «Война и мир», романа А. Белого «Петербург», романа Л. М. Леонова «Вор», стихотворения Ю. П. Кузнецова «Хозяин рассохшегося дома», многих других произведений русской литературы. Часто замысел может оказаться вовсе невоплощенным или воплощенным лишь частично. Так, известна обширная по изначальному замыслу повесть А. С. Пушкина «Гости съезжались на дачу», из которой до нас дошли только три небольшие главки; неоконченным остался и роман А. С. Пушкина «Рославлев». Подобных примеров в мировой литературе известно множество.

ЗАУМЬ

ЗАУМЬ - заумный язык, заумная поэзия; явилась одним из основных творческих принципов русского кубофутуризма, футуризма. (Хлебников, Петников, Крученых).

ЗАЧИН

ЗАЧИН - устойчивая словесная формула, с которой начинаются сказки, былины и другие произведения устного народного творчества: "В некотором царстве, тридесятом государстве, жили-были..." (сказочные З.); "Как во городе то было да во Муроме..."; "Как Владимир князь да стольнё-киевской // Поразгневался на старого казака Илью Муромца, // Засадил его во погреб во глубокий, // Во глубокий во холодный..." (былинные З.). Назначение З. во многом совпадает с функцией экспозиции (см.) в художественном произведении: он может указывать на время и место происходящего, называть персонажей, подготавливать к восприятию сюжета повествования. З. не следует путать с присказкой (см.) или былинным запевом (см.).

ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧИ

ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧИ - одно из изобразительно-выразительных средств: целенаправленное применение элементов звукового состава языка (гласных или согласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, интонации, повторов слов, однородных звуковых элементов и пр.) для усиления художественной выразительности речи, привлечения внимания к тем или иным словам в речевом потоке. З. о. р. включает в себя звуковые повторы (рифма, анафора, эпифора и др.), звукопись (аллитерация, ассонанс), звукоподражание.

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ — выполняющее заранее заданные стилистические функции применение в стихотворном или прозаическом тексте определенных элементов звукового состава языка: согласных и гласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, различных видов интонаций, одинаковых синтаксических оборотов, повторений слов, как правило, рассчитанных на соответствие произносимой фразы изображаемой картине, а также какому-либо действию. А. П. Квятковский определяет звукопись как «условный термин для одного из видов инструментовки стиха; соответствие фонетического состава фразы изображенной картине или последовательно проведенная система аллитераций, которая подчеркивает образную законченность поэтической фразы». Примером тому может служить стихотворение В. Я. Брюсова «Сухие листья»:

Сухие листья, сухие листья,

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром, кружат, шуршат,

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром сухие листья,

Кружась, что шепчут, что говорят?

Трепещут сучья под тусклым ветром:

Сухие листья, под тусклым ветром,

Что говорят нам, нам шепчут что?

Трепещут листья, под тусклым ветром,

Лепечут листья, под тусклым ветром,

Но слов не понял никто, никто!

Меж черных сучьев синеет небо,

Так странно нежно синеет небо,

Так странно нежно прозрачна даль.

Меж голых сучьев прозрачно небо,

Над черным прахом синеет небо,

Как будто небу земли не жаль.

Сухие листья шуршат о смерти,

Кружась под ветром, шуршат о смерти:

Они блестели, им время тлеть.

Прозрачно небо. Шуршат о смерти

Сухие листья, - чтоб после смерти

В цветах весенних опять блестеть!

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - один из видов звукописи (см.): использование фонетических сочетаний, способных передать звучание описываемых явлений ("эха хохотанье", "шелест камышей", "топот копыт").

ЗЕВГМА

ЗЕВГМА (гр. сопряжение, связь) - фигура речи, силлепсис, опущение какого-либо слова, чаще сказуемого, которое должно быть повторено два или несколько раз, ставится один раз, а в других местах лишь подразумевается, часто не в том же, а в близком значении; повторяются приблизительно одинаковые отрезки речи, члены, параллельно построенные, например: «Стыдливость победила страсть, страх - дерзость, рассудительность - безумие».

ЗЕНД-АВЕСТА

ЗЕНД-АВЕСТА - см. Авеста

ЗЕРЦАЛО

ЗЕРЦАЛО (лат. speculum, нем. Spiegel) - правила поведения; поучительные рассказы; употребительное в зап. -европейских и славянских литературах средневековья и Барокко название дидактических трактатов самого разнообразного содержания: богословского, политического, светского и т. д.

ЗЕФИР

ЗЕФИР (гр. zephyros) - поэт. легкий теплый ветерок.

ЗИЯНИЕ

ЗИЯНИЕ - то же, что гиатус, хиатус.

ЗОИЛ

ЗОИЛ - несправедливый, придирчивый критик.

Предыдущая страница Следующая страница