Литературный словарь
Статьи на букву "Л"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ЛАКОНИЗМ

ЛАКОНИЗМ (от греч.), лапидарность — предельная сжатость, точность и выразительность слога (стиля), краткость и четкость в выражении мысли. Лаконизм характерен для афоризмов, крылатых строк, пословиц и поговорок.

ЛЕГЕНДА

ЛЕГЕНДА (от лат. - то, что должно быть прочитано) — жанр несказочной прозы в фольклоре, устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимаемые рассказчиком и слушателем как достоверность. По содержанию легенда всегда фантастична, повествует как о прошлом, так и о настоящем и будущем. В русском фольклоре выделяются легенды о происхождении мира, человека, животных, о происхождении народов, а также христианские и религиозно-назидательные, исторические и героические. Сюжеты и образы фольклорных легенд использовали в своем творчестве А. С. Пушкин, А. К. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков, Л. Н. Толстой, A. M. Ремизов, С. Г. Писахов, П. П. Бажов, Б. В. Шергин, М. Х. Кочнев.

Легенда является одним из самых значительных жанров письменности в европейском средневековье начиная с VI века, представляя собой житие святого, написанное для чтения в день его памяти. Со временем легендами стали называть также различные повествования религиозного характера (о мироздании, биографии подвижников и раскаявшихся грешников, притчи о животных, растениях и т. д.).

ЛЕЙТМОТИВ

ЛЕЙТМОТИВ (от нем. - ведущий, руководящий мотив) — преобладающее настроение, главная тема, основной идейный и эмоциональный тон литературно-художественного произведения, творчества писателя, литературного направления; конкретный образ или оборот художественной речи, настойчиво повторяемый в произведении в качестве постоянной характеристики героя, переживания или ситуации (например, лейтмотивом в «Вишневом саде» А. П. Чехова становится отдаленный звук лопнувшей струны), многократно упоминаемая отдельная деталь или слово, служащее ключевым для раскрытия писательского замысла («Шуми, шуми, послушное ветрило» - в стихотворении «Погасло дневное светило...», «я... мещанин» - в стихотворении «Моя родословная» А. С. Пушкина). В процессе повторения или варьирования лейтмотив вызывает определенные ассоциации, обретая особые идейные, символические и психологические глубины. В поэзии наряду с образными выделяются звуковые, ритмические и интонационные лейтмотивы.

Лейтмотив - термин, заимствованный литературоведением из музыки.

ЛЕКСИКА

ЛЕКСИКА (от греч. - словесный, словарный, относящийся к слову) — словарный состав языка; совокупность слов, связанных со сферой их использования (лексика устной речи; разговорно-бытовая лексика; лексика книжно-письменной речи; общественно-публицистическая лексика; научная лексика; официально-деловая лексика; производственно-техническая лексика; профессиональная лексика; военная лексика; общеупотребительная лексика; диалектная лексика; терминологическая лексика; жаргонная лексика; устаревшая лексика и т. п.); один из стилистических пластов в словарном составе языка; общее число слов, характерных для определенного литературного направления, словарный состав отдельного художественного произведения, словарь языка того или иного писателя (Классицистическая лексика. Лексика «Записок охотника». Лексика М. Е. Салтыкова-Щедрина).

Основная особенность лексики по сравнению с другими сторонами языка заключается в ее непосредственной обращенности к различным явлениям действительности. Лексическое значение слова определяется не только способностью обозначать те или иные явления окружающей действительности, но и соотношением данного слова с другими словами (синонимические и антонимические связи; соответствующую роль играют и звуковые сближения). В зависимости от материала, на котором строится литературно-художественное произведение, от мировоззренческих позиций автора и его индивидуальной творческой манеры, устанавливаются критерии отбора лексики из огромного количества слов, входящих в общенародный язык.

Как в драматических, так и в лирических, и в эпических произведениях стилистические возможности лексики и выразительные возможности слова раскрываются в непосредственной зависимости от задач, которые ставит перед собой писатель.

ЛЕТОПИСЬ

ЛЕТОПИСЬ — жанр древнерусской литераторы, не имеющий аналогов в других средневековых литературах, форма исторических сочинений, в которых повествование велось по годам (рассказ каждого года начинался словами «В лето...» - отсюда пошло название «летопись»).

Повествование в летописях было двух типов: собственно погодные записи (их также называют «погодичными» статьями), представляющие собой сообщения о событиях, и летописные рассказы, содержащие описания событий, с конкретными деталями и даже диалогами. Летописные рассказы, в свою очередь, тоже представлены двумя типами: одни из них литературно обработаны и повествуют о событиях, современных летописцу; другие посвящены событиям, давно прошедшим: это предания, легенды, лишь впоследствии внесенные в летопись. В состав летописей включают также юридические документы, жизнеописания святых, княжеские некрологи, рассказы о сражениях, описания каких-либо знаменательных событий. Именно в составе летописей до нас дошли многие произведения древнерусской литературы, среди которых «Поучение» Владимира Мономаха и «Хожение за три моря» Афанасия Никитина.

Летописцами чаще всего были монахи и княжеские или царские чиновники. Летописание осуществлялось при монастырях, при дворах князей, царей, высокопоставленных священнослужителей. Традиции летописи прослеживаются в русских исторических трудах XVIII и начала XIX века; летописи оказали влияние на стиль «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. В пародийных целях форма летописей использовалась А. С. Пушкиным в «Истории села Горюхина» и М. Е. Салтыковым-Щедриным в «Истории одного города». К летописным рассказам обращались неоднократно А. К. Толстой, Д. Л. Мордовцев и другие писатели.

ЛИБРЕТТО

ЛИБРЕТТО (от итал. - книжечка) — словесный текст оперы и других музыкально-драматических произведений, литературный сценарий балетного спектакля, а также краткое изложение содержания оперы, оперетты, балета. Название связано с тем, что с конца XVII века оперные либретто выпускались для посетителей театров в виде книжечки.

ЛИМЕРИК

ЛИМЕРИК - (англ. limerik) - одна из разновидностей строфы: пятистишие, написанное анапестом. Схема рифмовки - аабба, первая и последняя рифмы, как правило, повторяются. Третья и четвертая строки состоят из меньшего количества стоп. Несмотря на то что тема Л. может быть вполне серьезной (любовь, философские размышления о мире, религия и т. п.), обязательной для этой формы является языковая игра. В основе содержания Л. всегда лежит шутка, нелепица или небылица (см.), насмешливое обыгрывание той или иной ситуации, поэтому в Л. широко используются каламбуры (см.) и неологизмы (см.). К Л. обращались Р. Киплинг, Р. Л. Стивенсон, М. Твен и др. Широкую известность Л. получили благодаря Эдварду Лиру, автору «Книги нелепиц» (1846).

К удалому флейтисту из Конго

Раз в сапог заползла анаконда.

Но настолько отвратно

Он играл, что обратно

Через час уползла анаконда.

Э. Лир (пер. М. Фрейдкина)

ЛИРИЗМ

ЛИРИЗМ - прямое, открытое выражение эмоций, чувств, настроений персонажей и автора в художественном произведении. Л. может быть свойством произведения любого рода литературы.

ЛИРИКА

ЛИРИКА (от греч. - произносимый под аккомпанемент лиры (струнного музыкального инструмента); музыкальный, волнующий) — один из трех основных литературных родов (наряду с эпосом и драмой), воплощающий самые глубокие, задушевные переживания личности, вызывающий у читателя (слушателя) обязательное чувство сопереживания, тяготеющий к стихотворной форме выражения. Будучи субъективным родом литературы, лирика всегда подразумевает поэта, печать индивидуальной оценки и личных пристрастий которого лежит на всем, о чем он пытается говорить в своем творчестве. Постоянное самонаблюдение и глубоко личная трактовка переживаемого становятся у лирика основным способом и мерилом художественной выразительности. Лирику последних двух столетий нередко подразделяют на четыре основные тематические категории: любовную, пейзажную, философскую и гражданскую.

ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА

ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА - разновидность прозы: произведение любого прозаического жанра, эмоционально насыщенное, пронизанное авторским чувством (И. А. Бунин "Антоновские яблоки", В. Солоухин "Капля росы").

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ (СУБЪЕКТ) — образ поэта в лирике, художественный «двойник» автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделенное особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром, а подчас и приметами реального облика, явленный из текста лирических композиций (цикл стихотворений, книга стихов, лирическая поэма, лирика конкретного поэта в целом). Понятие «лирический герой» впервые было сформулировано Ю. Н. Тыняновым в 1921 году применительно к творчеству А. А. Блока. Такому авторскому образу сопутствует лиричность, искренность, самонаблюдение, исповедальность. Не случайно в читательском сознании образ лирического героя чаще всего ассоциируется с реальной поэтической личностью.

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ — особая форма авторской речи, слово автора-повествователя, выпадающее из общего сюжетного описания событий для их «субъективного» комментирования и оценки «по поводу», чаще всего прямо не связанному с действием произведения. Этот композиционно-стилистический прием широко применяется в поэзии, нередко встречается и в художественной прозе. Лирические отступления позволяют автору в открытой форме высказывать собственные суждения по различным вопросам, вовсе не обязательно имеющим прямое отношение к центральной теме. Таковыми, например, являются лирические отступления в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина, «Тамбовской казначейше» М. Ю. Лермонтова, «Мертвых душах» Н. В. Гоголя.

ЛИРО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ЖАНР

ЛИРО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ЖАНР - 1. Жанр смешанной формы, сочетающий в себе особенности изображения действительности, присущие лирике (см.) и драме (см.). Например: А. П. Чехов "Вишневый сад". 2. Произведение, написанное в форме драмы, но не рассчитанное на сценическое исполнение (так называемая драма для чтения). Например: В. Корвин-Пиотровский "Ночь".

ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР

ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР - жанр, в котором сочетаются черты эпического и лирического родов литературы: лиро-эпическое произведение - сюжетное произведение, повествование о событиях, поступках и переживаниях героев, написанное в стихотворной форме. Л. -э. ж. - исторически сложившийся тип художественного произведения, для которого характерны отчетливо выраженные мысли и чувства автора-повествователя, вызванные картинами жизни, характерами и поведением действующих лиц. К Л. -э. ж. относятся поэмы (например, "Медный всадник" А. С. Пушкина, "Василий Теркин" А. Т. Твардовского), роман в стихах ("Евгений Онегин" А. С. Пушкина). Малая лиро-эпическая форма - баллада (см.).

ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА (от лат. - написанное) — искусство слова, один из основных видов искусства. Этим термином обозначают любые произведения человеческой мысли, зафиксированные в письменном виде. Поэтому выделяют литературу техническую, научную, справочную и др. В привычном и вместе с тем более строгом смысле литературой называют закрепленные в письменном слове художественные произведения. В отличие от живописи, скульптуры, музыки, танца, обладающих предметно-чувственной формой из какой-либо материи (краски, камень и т. п.) или из действия (звучание струны, движение тела), литература создает свою форму из слов, из языка, который, воплощаясь в звуках и в буквах, постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Именно в искусстве слова человек как носитель духовности становится объектом воспроизведения и постижения с различных точек зрения, главной точкой приложения художественных сил даже тогда, когда речь идет не непосредственно о нем, а об окружающем мире. В своих многообразных и многоаспектных проявлениях литература изучается различными отраслями литературоведения.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ОБРАБОТКА

ЛИТЕРАТУРНАЯ ОБРАБОТКА — запись повествовательного материала, стилистически и композиционно обработанная; представляет собой распространенную форму соавторства рассказчика и профессионального литератора или журналиста. Ярким примером литературной обработки может служить рассказ Н. С. Лескова «Кадетский монастырь», являющийся литературно обработанной записью стенограммы воспоминаний бывшего кадета. Начиная с 1930-х годов в литературной обработке выходят рассказы и очерки рабочих и крестьян, не владевших писательскими навыками, книги мемуаров фронтовиков, государственных деятелей, передовиков производства, ученых, артистов, деятелей театра и кино.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС — развитие, движение литературы в мельчайших подробностях большого исторического времени. Типы движения литературы во времени всегда необычайно разнородны и чаще всего характеризуются несхожестью. Как и художественная жизнь в целом, литературный процесс зависит от общественно-исторических явлений, однако обладает и относительной самостоятельностью, а в его составе весьма существенную роль играют внутренние специфические начала. Литературный процесс полон противоречий, включает не только мирно-эволюционные, но и революционные (взрывные) начала. Главное же заключается в том, что он характеризуется как периодами подъема и расцвета («классические» этапы во всех национальных литературах), так и кризисами, временами упадка. Первоначально различные факты литературного процесса осознаются литературной критикой. Формой осмысления текущего литературного процесса и одновременно способом воздействия на него являются дискуссии в печати, писательские конференции, симпозиумы, съезды и т. п.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК — язык общенормативных грамматик и словарей, форма существования национального языка, обслуживающая государство и общество, прессу, школу и т. д. Литературный язык противостоит языку неофициального быта (территориальным и социальным диалектам, просторечию, разговорной речи).

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ — наука о художественной литературе, ее происхождении, предназначении и развитии. Принято различать три главные отрасли литературоведения: теорию литературы, историю литературы и литературную критику. Теория литературы изучает общие законы развития литературы и ее различные компоненты; история литературы исследует прошлое литературы как процесс или как один из моментов этого процесса. Литературную критику прежде всего интересует современное состояние литературы или же прошлое литературы с точки зрения современности. Впрочем, принадлежность литературной критики к литературоведению как к науке признается не всеми.

Важнейшей и неотъемлемой частью литературоведения является поэтика - наука о системе средств выражения в литературных произведениях, о структуре произведений, творчестве писателей, литературных направлениях и литературно-художественных эпохах, которая соотносится с основными отраслями литературоведения. Сходное положение с поэтикой в литературоведении занимает стилистика художественной речи, которая входит и в теорию литературы, и в поэтику, и в историю литературы, и в литературную критику. Литературоведение невозможно представить без литературоведческого архивоведения, библиографии художественной и литературоведческой литературы, атрибуции, палеографии, текстологии, комментирования текста и др. Составная часть литературоведения - стиховедение, изучающее различные формы строения стиха. Многообразны связи литературоведения с фольклористикой, языкознанием, искусствознанием, философией, эстетикой, историей, психологией, социологией.

ЛИТОТА, ЛИТОТЕС

ЛИТОТА, ЛИТОТЕС (от греч. - простота) — образное выражение, оборот речи, в котором содержится художественное преуменьшение различных параметров, значения изображаемого предмета или явления. Является тропом, противоположным (обратным) гиперболе. Литота имеется в народных сказках: «мальчик с пальчик», «мужичок с ноготок», «избушка на курьих ножках». К литоте часто обращался Н. В. Гоголь: «Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда: тоненькие, узенькие талии, никак не толще бутылочной шейки, встретясь с которыми вы почтительно отойдете к сторонке, чтобы как-нибудь неосторожно не толкнуть невежливым локтем...»

ЛИЦЕНЦИЯ

ЛИЦЕНЦИЯ (лат. licentia) 1) позволение; 2) поэтическая лиценция - поэтическая вольность - отступление от общепринятых правил грамматики, стилистики и стихосложения с той или иной художественной целью, например перенос ударения в слове и т. п., например: "Только версты полосаты попадаются одне" (Пушкин).

ЛОГАЭДЫ

ЛОГАЭДЫ - (от греч. logaoidikos - прозаически-стихотворный) - в метрическом стихосложении стихи, составленные из разнометрических стоп. Широко употреблялись в хоровых частях античных трагедий. В тоническом стихосложении - стихи, в которых ударение в стихе располагается с неравными слоговыми промежутками и повторяется на протяжении всего стихотворения. Примером использования формы Л. в литературе ХХ в. может служить стихотворение О. Мандельштама "Я ненавижу свет..." из сборника "Камень":

Я ненавижу свет

Однообразных звезд.

Здравствуй, мой давний бред, -

Башни стрельчатой рост!
 

Кружевом, камень, будь,

И паутиной стань:

Неба пустую грудь

Тонкой иглою рань!
 

Будет и мой черед -

Чую размах крыла.

Так - но куда уйдет

Мысли живой стрела?..

ЛОГОГРАФЫ

ЛОГОГРАФЫ (гр. logographoi) - древнегреческие писатели, излагающие в прозе народные предания и эпические поэмы.

ЛОГОГРИФ

ЛОГОГРИФ (гр. logos слово + griphos сеть; загадка) - род шарады или загадки, в которой задуманное слово превращается в другое слово путем перестановки или выбрасывания слогов или букв, например: целое - часть дерева, без одной буквы - река, без двух - местоимение, без трех - предлог (крона, Рона, она, на).

ЛУБОК

ЛУБОК — дешевое массовое печатное издание, появившееся в России во второй половине XVIII века вслед за лубочными (народными) картинками, гравированными на дереве (отсюда название - сделанные из липового луба, коры). Лубочные картинки имели главным образом религиозное, нравоучительное содержание. Характерными жанрами лубочной литературы стали переделки сказок и былин, рыцарских романов (о Бове Королевиче, Еруслане Лазаревиче), исторических сказаний (об основании Москвы, о Куликовской битве, об Отечественной войне 1812 года), авантюрных повестей (об английском милорде Георге), житий святых; песенники, сборники анекдотов, оракулы, сонники. Изредка встречались в лубочном исполнении произведения народной сатиры («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Фоме и Ереме»), а также переделанные и искаженные тексты русских и зарубежных писателей. Как правило, лубки были анонимными. Подделка под народность и пошлость отличали многие лубочные произведения, однако именно по лубочной книжке приобщался к чтению простой народ, прежде всего крестьянство и городские низы. Выпуск в России непритязательной лубочной продукции был прекращен в 1918 году. Издания, подобные лубку, выходили во многих зарубежных странах.

Предыдущая страница Следующая страница