ОБОЗРЕНИЕ , обзор — жанр журнальной или газетной литературной критики. В обозрении обычно рассматриваются произведения текущей литературы в их определенной совокупности, изучаются особенности литературного развития обозреваемого периода (часто в сопоставлении с литературой предшествующей эпохи). В России расцвет обозрения приходится на первую половину XIX века. В жанре обозрения писали В. К. Кюхельбекер («Обозрение русской литературы», «Взгляд на текущую словесность»), А. А. Бестужев-Марлинский («Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 года» и др.), Н. В. Гоголь («О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году»), И. В. Киреевский («Обозрение русской словесности 1829 года», «Обозрение русской литературы за 1831 год»), В. Н. Майков («Нечто о русской литературе в 1846 году»). Классической признана серия обозрений В. Г. Белинского, открывающаяся «Литературными мечтаниями» и заканчивающаяся статьей «Взгляд на русскую литературу 1846 года». В традициях жанра созданы многие выдающиеся литературно-критические произведения второй половины XIX-XX столетий. Среди них - «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения» А. В. Дружинина, «Обозрение современной литературы» К. С. Аксакова, «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина» А. А. Григорьева, «Внутреннее обозрение» Н. А. Добролюбова, «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» Д. С. Мережковского, «Некоторые течения в современной русской поэзии» ОМ. Городецкого, «Литература в изгнании» В. Ф. Ходасевича, «О нынешнем состоянии русской литературы» и «О современном состоянии русской поэзии» Д. П. Святополка-Мирского. Обозрение продолжает существовать и в современной литературной критике. Обозрением называют также периодическое издание, рассматривающее текущую литературу и литературную жизнь и печатающее на своих страницах литературно-критические работы различных жанров - от статей и эссе до рецензий и аннотаций. Среди наиболее заметных изданий такого рода следует назвать «Литературное обозрение» (1895-1917; 1936-1941; с 1973), «Книжное обозрение», «В мире книг», «Новое литературное обозрение», «Ex libris» - приложение к «Независимой газете». Кроме того, обозрение является типичным для русских «толстых» литературно-художественных журналов рецензионно-библиографическим отделом. |
ОБРАЗ — совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму, самый способ существования произведения с точки зрения его воздействия на читателя. |
ОБРАЗ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ - условный носитель авторской (то есть не связанной с речью какого-либо персонажа) речи в прозаическом произведении, от лица которого ведется повествование; субъект речи (повествователь). О. п. проявляет себя только в речи и не может отождествляться с писателем, так как является плодом творческого воображения последнего. В разных произведениях одного писателя возможно появление различных О. п. В драме авторская речь сведена к минимуму (ремарки (см.)) и не звучит на сцене. |
ОБРАЗ РАССКАЗЧИКА - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. О. р. есть, например, в "Капитанской дочке" А. С. Пушкина, в "Очарованном страннике" Н. С. Лескова. Часто (но не обязательно) выступает как участник сюжетного действия. |
ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме, картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала. О. х. помогает не только воспроизвести то или иное явление действительности, но и выразить его сущность. Двойствен по своей природе: с одной стороны, представляет собою продукт предельно индивидуализированного художественного описания, с другой — обладает функциональностью символа и несет в себе обобщающее начало. О. х. создается с помощью типизации, обобщения, вымысла (условности) и имеет самостоятельное эстетическое значение. |
ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ - жанр устного народного творчества: песни, связанные с различными праздниками или календарными обрядами, сопровождающие, например, свадьбу, сбор урожая, молотьбу, праздник Рождества Христова, масленицу и др. |
ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ - вид тропа: уподобление предмету. Например: "Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей" (Н. С. Тихонов). Разновидность метафоры (см.). |
ОГЛАВЛЕНИЕ — перечень глав или других составных частей литературно-художественного произведения (в изданном или рукописном варианте), как правило, с указанием страниц, приводимый в начале или в конце книги, рукописи. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля читаем: «<...> оглавленье <...> выписать и приложить опись, с указаньем статей, глав и отделов, или составить перечень содержанью». Оглавление является обязательным композиционным элементом многих словесно-художественных, литературно-критических, публицистических и научно-исследовательских текстов. |
ОДА (от греч. - песня) — жанр лирической поэзии, особенную популярность завоевавший в литературе классицизма. Возникнув в Древней Греции, слово «ода» вначале не имело терминологического значения, а впоследствии главным образом стало обозначать написанную строфами хоровую песню торжественного характера, чаще всего в честь победителей в сражениях и на Олимпийских играх, которые воспринимались как воплощение силы и доблести всего народа. В римской литературе (к примеру, у Горация) ода становится лирическим стихотворением, прославляющим особ, приближенных к власти. Ода, как стихотворение, строится по своим законам и подчиняется своим правилам, которые в эпоху классицизма внятно определил Н. Буало. Она обязательно должна начинаться с запева; далее следует изложение причины или объекта (предмета) воспевания, сопровождаемое разнообразными эпизодами, лирическими отступлениями и так называемым «лирическим беспорядком», когда поэт перескакивает с одной темы или одного мотива на другое; завершается ода соответствующим торжественным окончанием. В русской поэзии многочисленные примеры подобного построения оды можно найти в произведениях М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. Н. Радищева, А. С. Пушкина. В XIX веке наблюдается постепенное отмирание оды в ее классическом виде, однако традиции высокой торжественности остаются в поэзии Н. А. Некрасова, А. Н. Плещеева, С. Я. Надсона и др. Элементы высокого одического пафоса встречаются и в поэзии XX столетия. Примером тому служат «Хвала человеку», «Город», «К счастливым» В. Я. Брюсова, «Ода революции» В. В. Маяковского, «Ода о рыбоводе» Э. Г. Багрицкого, «Ода университету» Г. А. Шенгели. Произведения в стиле одической торжественности встречаются в поэтическом творчестве А. А. Тарковского, Д. С. Самойлова, Р. И. Рождественского, Б. А. Чичибабина, Е. А. Евтушенко и др. |
ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА - разновидность строфы: строфа, состоящая из десяти строк и применявшаяся в одах XVI - XVIII веков во Франции, Германии, России и других европейских странах. Схема рифмовки О. с.: абабввгддг. Такой вид строфы использовал М. В. Ломоносов в "Оде на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747года":
|
ОККАЗИОНАЛИЗМЫ - (от лат. occasionalis - случайный) - индивидуально-авторские слова, созданные поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нем существуют, и использующиеся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры:
|
ОКСЮМОРОН , оксиморон (от греч. - остроумно-глупое) — стилистическая фигура, состоящая из соединения двух противоречащих друг другу понятий (звонкая тишина, красноречивое молчание), сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или новое представление (сухое вино, честный вор, свободные рабы). Оксюморон часто используется в поэзии:
Нередко оксюморон становится заглавием прозаических, драматургических и поэтических произведений: «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Живые мощи» И. С. Тургенева, «Живой труп» Л. Н. Толстого, «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского, «Богатый нищий» Л. Н. Мартынова, «Свирепый рай» П. Г. Антокольского. Оксюмороны - такие жанровые обозначения, как «роман в стихах», «повесть в стихах», «стихотворения в прозе». |
ОКТАВА (от итал. - восемь) — строфа из восьми стихов итальянского происхождения. Традиционный стихотворный размер русской октавы - 5-ти стопный или 6-ти стопный ямб, мужская и женская рифма обычно чередуются. В отечественную литературу октаву ввел В. А. Жуковский, вслед за которым многие поэты стали пользоваться этой формой строфы. Существуют две традиции русской октавы: лирическая и лирико-сатирическая. Лирическая октава:
Пример лирико-сатирической октавы:
|
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных. Как распространенный стилистический прием олицетворение встречается в фольклоре и во всех национальных литературах. Вот примеры из устного народного творчества:
Или:
Олицетворение встречается и в прозе:
Примеры олицетворения в поэтических текстах:
|
ОМОНИМ (от греч. - одинаковый; имя) — слово, принадлежащее к одной и той же части речи и одинаково звучащее, но различное по значению (толстовка - последовательница учения Л. Н. Толстого; толстовка - фасон рубашки; ключ - от квартиры; ключ - родник и т. п.). Выделяются омонимы полные (абсолютные), частичные, простые и производные. Пример омонимической рифмы:
Область литературно-художественного использования омонимов - чаще всего шутки и анекдоты, как правило, строящиеся на игре слов. |
ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА — строфа из 14 стихов (строк) 4-х стопного ямба, в которой представлено особое чередование мужских и женских рифм, специально созданная А. С. Пушкиным для романа «Евгений Онегин»:
Обычно первое четырехстишие в онегинской строфе дает тему, второе - развитие этой темы, третье - кульминацию, двустишие - концовку. Такое сложное построение делает онегинскую строфу своеобразным «стихотворением в стихотворении». Не случайно онегинская строфа применяется чаще всего в жанрах, предполагающих не только многоплановое развитие сюжета, но и многочисленных лирических отступлений. Следует помнить, что все последующие применения онегинской строфы в русском стихосложении всегда опирались на авторские и читательские ассоциации, связанные с пушкинским стихом. |
ОПОЯСЫВАЮЩАЯ (ОХВАТНАЯ, КОЛЬЦЕВАЯ) РИФМОВКА - рифмовка, по расположению рифмующихся стихов соответствующая схеме: абба. При О. р. созвучны первая и четвертая, вторая и третья строки соответственно, например:
|
ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА - (от лат. orare - говорить) - один из риторических (см. РИТОРИКА) жанров: художественно обработанная и записанная живая речь, обращенная к слушателям; речь оратора. Произведения О. п. известны с древнейших времен. Ораторское искусство, достигшее расцвета в Древней Греции (Демосфен) и в Древнем Риме (Цицерон), в средние века было представлено, в основном, в речах священников и проповедников, однако в эпоху Возрождения и особенно Просвещения вновь обрело популярность (в России традиция О. п. возрождается XVII - XVIII вв. в речах Симеона Полоцкого, Феофана Прокоповича, М. В. Ломоносова и т. д.). Жанры О. п.: проповедь, панегирик, памфлет, торжественная речь, слово (например, "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона; некоторые исследователи относят к О. п. "Слово о полку Игореве"). |
ОРАТОРСКИЙ СТИХ - См. ИНТОНАЦИЯ |
ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ - разновидность литературного языка: один из книжных стилей речи, обслуживающий сферы законодательства, делопроизводства, административно-правовые отношения. |
ОЧЕРК — одна из разновидностей эпической литературы, находящаяся на соединении литературы художественной и литературы публицистической. Можно с полным правом говорить о том, что границы между очерком и другими прозаическими жанрами не только условны, но и достаточно подвижны, потому что он, сохраняя особенности образно-художественного отражения освещаемого материала, широко применяет различные средства словесно-художественной изобразительности, порой приближаясь к рассказу. Однако от повести и рассказа, которые, даже при всей своей непредсказуемости, отличаются изначально определенной заданностью, очерк сохраняет совершенно свободное построение (композицию), которое может быть организовано или автором, или заранее определенной тематикой и проблематикой. Традиционно различают очерк художественный и публицистическо-документальный, несмотря на то, что в нем могут быть широко представлены нравственно-психологические моменты в изображении конкретной исторической личности. Потому «обобщенные» или «неадресные» персонажи в классических произведениях Д. В. Григоровича, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Н. Г. Помяловского, В. А. Гиляровского, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского, Е. Я. Дороша, В. А. Солоухина, В. А. Чивилихина стали подлинным достоянием русской словесно-художественной культуры. Как жанр, очерк представлен самыми разнообразными композиционными разновидностями: очерками-мемуарами, очерками-биографиями, путевыми очерками, стихотворными очерками, «отрывками», «заметками», «записками», «набросками», зафиксированными в качестве напечатанного текста. |