Наши партнеры

https://artwoodbase.ru доски необрезные липа купить: необрезная доска для бани купить.

Литературный словарь
Статьи на букву "Р"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

РАЁШНЫЙ СТИХ (РАЁК)

РАЁШНЫЙ СТИХ (РАЁК) - форма русского народного стиха (см.): стих со свободным количеством слогов и расположением ударений, ритм которого основан на смежной рифмовке, например:

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет сам не зная куда.

(А. С. Пушкин "Сказка о попе и о работнике его Балде").

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ - структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки. По ходу Р. д. конфликт обостряется, а противоречия между действующими лицами углубляются и обостряются.

РАЗВЯЗКА

РАЗВЯЗКА — окончание действия или завершение конфликта между персонажами в эпическом или драматическом произведении. Чаще всего развязка дается в конце текста, но иногда, в зависимости от авторского замысла, она появляется в начале произведения. Выразительный пример тому - начало рассказа И. А. Бунина «Легкое дыхание»:

На кладбище, над свежей глиняной надписью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.

Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного, уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста.

В самый крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне - фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.

Это Оля Мещерская.

Как правило, развязка бывает обоснована внутренней логикой развития действия, а потому является непосредственным компонентом сюжета произведения, но нередко, особенно в драматических текстах, развязка может быть и немотивированной, как бы выбивающейся из привычного хода изображаемых событий.

РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ

РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ - разновидность общенационального языка: стиль речи, обслуживающий сферу бытового общения.

РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ

РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ - заданная форма строения стихотворной строки, выдержанная в стихотворном тексте или его фрагменте. Р. с. в силлабической системе стихосложения определяется количеством слогов (8-сложный стих, 11-сложный стих) ), в тонической - числом ударений (3-х ударный стих), в метрической и силлабо-тонической - метром (см.) и числом стоп (4-стопный ямб, 3-стопный дактиль). В школьной практике понятия метр и Р. с. употребляются как синонимы. См. также АМФИБРАХИЙ, АНАПЕСТ, ДАКТИЛЬ, ХОРЕЙ, ЯМБ

РАПСОД

РАПСОД - (от греч. rhapsodos, от rhapto - шью и ode - песнь, или от rhabdos - трость и ode - песнь ) - чтец-декламатор в Древней Греции В отличие от аэда (см.) не прибегал к импровизации, а исполнял эпические произведения, созданные предшественниками. Выступая на поэтических состязаниях, держал в руке не лиру, а лавровую трость (символ права выступать на собрании). Р. способствовали распространению гомеровских поэм.

РАССКАЗ

РАССКАЗ — малый прозаический эпический жанр, имеющий значение «повествование», «история какого-нибудь события». В русской литературе признак объема как жанровый утвердил А. П. Чехов, у которого рассказ четко отделяется по объему от повести, хотя многие его рассказы могут охватить по сути историю целой жизни («Человек в футляре», «Ионыч», «Душечка» и др.). В послечеховский период в отечественной литературе были попытки создания произведения небольшого объема с установкой на самое широкое содержание. Яркий пример тому - рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека», который нередко называют «рассказ-эпопея». Среди выдающихся рассказчиков XX века - И. А. Бунин, М. М. Зощенко, Ю. М. Нагибин, П. С. Романов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, Ю. П. Казаков, И. И. Катаев, Г. В. Семенов, В. М. Шукшин, В. П. Аксенов, Е. А. Попов...

РАССКАЗЧИК

РАССКАЗЧИК - См. ОБРАЗ РАССКАЗЧИКА

РЕАЛИЗМ

РЕАЛИЗМ (от позднелат. - вещественный, действительный) — ведущее литературное направление XIX-XX веков, один из главных художественно-творческих принципов литературы и искусства, ориентированный на адекватное воспроизведение окружающей действительности, общества в целом и человеческой личности в ее различных проявлениях по отношению к действительности и обществу. Примечательно, что реализм и его теория стали российской прерогативой. Проблемы реалистического искусства занимали существенное место в литературно-эстетических размышлениях В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, П. В. Анненкова, Ф. М. Достоевского, Д. И. Писарева, А. В. Дружинина, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Шелгунова, Д. С. Мережковского, А. В. Луначарского, М. М. Бахтина, В. М. Жирмунского и др. В русле реализма и реалистической традиции, несмотря на отчетливое проявление тех или иных «нереалистических» тенденций, развивалось творчество большинства классиков отечественной словесности двух столетий. Стремясь к полноценному, с точки зрения жизненной правды, постижению реальности, прибегая (хотя и в необязательном порядке) к жизнеподобным формам, реализм, конечно же, создает у читателя только иллюзию изображаемой реальности. Достаточно поздно возникнув в истории культуры как одно из ведущих направлений, реализм переживает постоянные изменения и обновления, обнаруживая при этом закономерную «выживаемость» в самых разных социально-исторических условиях.

РЕАЛИЯ

РЕАЛИЯ (от позднелат. - вещественный, действительный) — предмет, явление, понятие, принадлежащее истории, культуре, быту, жизненному укладу того или иного народа, государства и не встречающееся у других народов. Упоминание такого предмета, явления, понятия, связанных с ним слов и словосочетаний, пословиц и поговорок, присловий и фразеологизмов в тексте художественного произведения подчеркивает специфику и самобытность обыденной и умственной жизни этого народа. В произведениях литературы реалии всегда становятся носителями местного и исторического колорита, поэтому передача их порой составляет затруднения при переводе на другой язык и требует от переводчика эрудиции и языкового чутья. Самыми распространенными типами реалий являются: 1) исторические; 2) общественные (единицы административного деления, организации, звания, профессии, должности, титулы); 3) культурные и фольклорно-мифологические; 4) географические и этнографические, используемые в качестве средств создания местного колорита; 5) бытовые (одежда, жилье, пища, утварь и посуда, двор, рукоделья, огород, сад, орудия труда, местные обычаи, различного рода увеселения).

РЕДАКТИРОВАНИЕ

РЕДАКТИРОВАНИЕ (от лат. - приготовленный, приведенный в порядок) — часть издательского процесса, связанная с подготовкой рукописи литературного произведения к печати. Редактирование включает в себя внесение необходимых фактических и стилистических поправок в текст, учитывая согласие автора. Степень вмешательства редактора в рукопись зависит от ее характера, назначения, жанра, уровня готовности к печати, авторского дарования. Начинаясь с внимательного прочтения, процесс редактирования включает в себя правку, связанную с устранением каких-то погрешностей и неясностей, ошибок, языковых и стилистических неточностей, повторов, с приведения к единообразию различных понятий и собственных имен. Функции и характер редакторской работы, как правило, определяются позицией самого автора.

РЕДАКЦИЯ

РЕДАКЦИЯ (фр. от лат. - приведенный в порядок) — результат переработки текста автором или другим лицом; процесс создания произведения, внятно и определенно отражающий авторскую волю. Через несколько редакций прошли многие произведения русской литературы. Так, девять редакций имела «Крейцерова соната» Л. Н. Толстого, а его роман «Воскресение» - шесть. Известны черновые редакции «Мертвых душ» Н. В. Гоголя. Некоторые авторы, в силу разных субъективных причин или в связи с определенными обстоятельствами, перерабатывают уже опубликованные произведения, создавая, таким образом, несколько их редакций. Например, в трех редакциях существует роман А. Н. Толстого «Сестры», в двух - «Тарас Бульба» и «Портрет» Н. В. Гоголя, «Обломов» И. А. Гончарова, роман А. Белого «Петербург», «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского, роман Л. М. Леонова «Вор». Следует помнить, что новые редакции не отменяют первой. Их сопоставления помогают выявить подлинно авторский текст в его окончательном виде.

РЕЗОНЁР

РЕЗОНЁР - (от франц. raisonner - рассуждать) - персонаж драматургического или эпического произведения, не принимающий участия в развитии действия, но произносящий речи, отражающие взгляды автора, его мнение о событиях, персонажах, эпохе. Популярен в просветительской литературе (романы Ж. -Ж. Руссо, Д. Дидро) и драматургии классицизма. Типичными Р. являются Клеант в "Тартюфе" Ж. -Б. Мольера и Стародум в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль". Склонность к резонерству обнаруживается в Чацком ("Горе от ума" А. С. Грибоедова) и Кулигине ("Гроза" А. Н. Островского). В настоящее время термин Р. обычно употребляется для характеристики художественно неубедительных, слишком прямолинейно морализаторствующих персонажей.

РЕМАРКА

РЕМАРКА (от фр. - замечание, пояснение) — указание автора в тексте драматического произведения на поведение героев: их жесты, мимику, интонации, тип речи и паузы, обстановку действия, смысловое подчеркивание тех или иных высказываний. Роль ремарки особенно заметно возросла в пьесах, обращенных к быту и психологическому поведению персонажей (А. Н. Островский, А. П. Чехов, Л. Н. Андреев, С. А. Найденов). Развернутая, тяготеющая к прозаическим жанрам, ремарка характерна для многих драматургов XX века (М. А. Булгаков, В. В. Вишневский, В. Н. Билль-Белоцерковский, А. П. Платонов, А. Н. Арбузов, B. C. Розов, А. В. Вампилов, Л. С. Петрушевская).

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ (от лат. - воспоминание) — сознательное или невольное напоминание в тексте о другом художественном произведении (воспроизведение фразовой или образной конструкции), известном факте культурной жизни. Встречаются реминисценции, рассчитанные на узнавание, и реминисценции скрытые, а в отличие от цитаты, реминисценция порой может быть и неосознанной самим автором. Любопытное сопоставление оригинальных и реминисцированных выражений в стихотворном тексте приводит в своем «Поэтическом словаре» А. П. Квятковский:

1) Город пышный, город бедный.

(А. С. Пушкин)

Остров пышный, остров чудный.

(А. С. Хомяков)

2) Прощай, свободная стихия.

(А. С. Пушкин)

Прощай, немытая Россия.

(М. Ю. Лермонтов)

3) Дух отрицанья, дух сомненья.

(М. Ю. Лермонтов)

Жизнь отреченья, жизнь страданья.

(Ф. И. Тютчев)

Нет отрицанья, нет сомненья.

(Н. А. Некрасов)

4) Весна, Весна! Как воздух чист!

(Е. А. Баратынский)

Весна, весна; как воздух пуст...

(А. А. Блок)

5) Я пережил и многое и многих.

(П. А. Вяземский)

Я изменил и многому и многим.

(В. Я. Брюсов)

6) Уж я ножичком полосну, полосну!

Уж я семечки полущу, полущу!

(А. А. Блок)

А белье мое всполосну, всполосну!

Потом господ полосну, полосну! И-их!

(В. Хлебников)

7) Вот едет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости...

(А. С. Пушкин)

С ним едет старуха и младшая дочь.

Невестки и первенцы-внуки.

(А. Т. Твардовский)

8) Густая крапива

Шумит под окном.

Зеленая ива

Повисла шатром.

(А. А. Фет)

Зеленая пена

Кипит под винтом

И мы по заливу

Неспешно плывем.

(В. Саянов)

9) И черным соболем одел

Ее блистательные плечи.

(А. С. Пушкин)

Я парусиною прикрыл

Ее блистательные плечи.

(В. Д. Федоров)

Реминисценция порой отсылает не к «чужому слову», но к другим произведениям того же автора. В этом случае принято говорить об автореминисценции. Одни и те же лексические и интонационные пристрастия можно встретить у А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. Я. Брюсова, А. А. Блока и многих других поэтов.

РЕПЛИКА

РЕПЛИКА (от фр. - возражение) — ответ одного из персонажей на слова другого; в широком смысле - любое высказывание персонажа драматургического произведения. Реплика «в сторону» - сказанное как бы про себя, в сторону, незаметно и неслышно для других действующих лиц. С развитием драмы как драматического рода литературы неуклонно возрастает в ней смысловое и сюжетное значение реплики.

РЕТАРДАЦИЯ

РЕТАРДАЦИЯ - (от лат. retardatio - замедление, запаздывание, задержка) - композиционный прием: замедление развития сюжетного действия посредством включения в текст внесюжетных элементов: описаний природы и интерьера, лирических отступлений, философских размышлений, повторов, однородных эпизодов, вставных рассказов и т. п. (например, в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина финал III и начало IV главы ).

РЕТРОСПЕКЦИЯ

РЕТРОСПЕКЦИЯ - (от лат. retro - обратно, назад и spectare - смотреть, созерцать) - художественный прием; обзор событий прошлого, обращение к прошлому персонажей (например, 11, финальная, глава "Мертвых душ" Н. В. Гоголя содержит рассказ о прошлом главного героя поэмы Чичикова).

РЕФРЕН

РЕФРЕН - ( франц. refrain - припев) - стих (см.), повторяющийся в каждой строфе (куплете песни), как правило, буквально или с незначительными изменениями. Обычно стоит в конце строфы, но может находиться в начале или середине и содержать не один, а несколько стихов. Примером использования Р. может служить стихотворение А. С. Пушкина "Храни меня, мой талисман...". Р. восходит к припеву (см.).

РЕЦЕНЗИЯ

РЕЦЕНЗИЯ (от лат. - осмотр, обследование) — один из главных и наиболее распространенных жанров литературной критики, представляющий собой отзыв, критический разбор, оценку словесно-художественного, театрального, кино-, теле-, радиопроизведения, а также научной работы. Рецензия возникла из библиографического описания книги с краткой оценкой ее и соответственно развивалась на стыке критики и библиографии. В русской литературе со времени В. Г. Белинского рецензия по праву становится популярной, а мнение рецензента играет существенную роль в литературном процессе. Наряду с рецензией в привычном понимании термина можно говорить об авторецензии, в которой автор излагает собственные взгляды на свое произведение или вступает в полемику с различными толкованиями его в критике. В издательской практике широко применяется и так называемая «внутренняя» рецензия, заключающая в себе оценку специалистов на пригодность произведения к публикации.

РЕЧЬ НЕСОБСТВЕННО ПРЯМАЯ

РЕЧЬ НЕСОБСТВЕННО ПРЯМАЯ - См. НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМАЯ РЕЧЬ

РИМЕЙК (РЕМЕЙК)

РИМЕЙК (РЕМЕЙК) - (англ. remake - переделывание, переделка) - 1. Обновленная версия старого фильма, песни, а также литературное произведение, в основу которого положен хорошо известный текст. Р. распространены в западном искусстве, где сюжеты мировой литературы и кино прошлых лет переделываются на современный лад. Р. не цитирует и не пародирует источник, а наполняет его новым, актуальным содержанием, однако "с оглядкой" на образец. Р. может повторять сюжетные ходы оригинала, типы характеров, но изображает их в новых исторических, социально-политических условиях. Примерами Р. в современной литературе является, например, повесть В. Чайковской "Новое под солнцем" (Р. романа И. С. Тургенева "Отцы и дети").

РИТМ

РИТМ (от греч. - соразмерность, стройность) — закономерное чередование подобных друг другу явлений, сменяющихся во времени, определенный порядок в движении. Ритму принадлежит важная роль в различных природных процессах и в разных сферах человеческой деятельности, особенно в музыке и танце, в искусстве слова. В художественной литературе представлены два оригинальных типа ритмической организации в различных системах художественной речи - в стихе и в прозе.

Ритм стиха проявляется в обязательном членении речи на отдельные отрезки, стихи или стихотворные строки. Наиболее кратким формальным определением стихового ритма, по словам М. М. Гиршмана, является «приравнивание-сопоставление», в которое вовлекаются все речевые элементы. В ритме прозы нет заданной равномерности ритмических единств: ритмические единицы прозы одновременно являются и единицами обычного членения на слова, фразы, фразы-предложения и т. п. Если в основе стихотворного произведения лежит «я» поэта, его взгляд и настроение, прозаическое произведение строится прежде всего по образу объективно развивающегося человеческого бытия. В этом тоже заключается существенная разница между ритмом стиха и ритмом прозы.

РИТМИКА

РИТМИКА - (от греч. rhythmicos - равномерный, размеренный) - 1. Ритмический строй стихотворного произведения или группы произведений того или иного поэта (периода, поэзии на данном языке и т. д.). 2. Раздел стиховедения, изучающий ритм (см.).

РИТОРИКА

РИТОРИКА , реторика (от греч. - оратор) — наука, связанная с представлением об искусственно организованной речи, противопоставляющейся речи обыденной, то есть наука о художественной прозе вообще.

История риторического слова, по своему происхождению располагающемуся между понятием и символом, связана с тремя группами представлений о риторике как самосознании искусства: риторика как искусство убеждения; риторика как «искусство говорить хорошо»; риторика как искусство украшения речи. Теория ораторской речи теснейшим образом соприкасается с философской логикой, эстетикой, этикой, психологией, языкознанием, орфоэпией, теорией литературы.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - (от греч. rhetor - оратор) - стилистическая фигура: вопросительное предложение, содержащее утверждение (или отрицание), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа:

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?…

М. Ю. Лермонтов

Р. в. ставится не с целью получить ответ, а для того чтобы привлечь внимание читателя (слушателя) к тому или иному явлению. Р. в. используется в поэтической и ораторской речи, в публицистических и научных текстах, в художественной прозе, а также в разговорной речи.

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ - (от греч. rhetor - оратор) - стилистическая фигура: восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания: "Тройка! Птица-тройка!" (Н. В. Гоголь).
Р. в. может сопутствовать гиперболизация, например: "Пышный! Ему нет равной реки в мире!" (о Днепре) (Н. В. Гоголь).

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - (от греч. rhetor - оратор) - стилистическая фигура: подчеркнутое, однако имеющее условный характер обращение к кому-л.(чему-л.). По форме будучи обращением, Р. о. служит не столько для называния адресата речи, сколько для того чтобы выразить отношение к тому или иному предмету или явлению: дать ему эмоциональную оценку, придать речи необходимую автору интонацию (торжественность, сердечность, иронию и т. д.).

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! я предан вам душой.

А. С. Пушкин

РИФМА

РИФМА (от греч. - плавность, соразмерность, стройность) — важный звуковой, композиционный и смысловой элемент стиха, по определению В. М. Жирмунского, «... всякий звуковой повтор, несущий организующую функцию в метрической композиции стихотворения». В. В. Маяковский писал о ней: «Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе». Известный поэт и авторитетный исследователь рифмы Д. С. Самойлов видел в ней «созвучные слова, расположенные в заданной последовательности в конце ритмических периодов и выполняющие одновременно функции смысловой и звуковой организации стиха».

Наиболее распространенными в русской поэзии являются мужские (ударение на последнем слоге) и женские (ударение на предпоследнем от конца слоге) рифмы. Русская силлабическая поэзия пользовалась исключительно женской рифмой. Поскольку русский языковой материал не подчинялся такому ограничению, установился обычай искусственного перенесения ударения в рифме на предпоследний слог. Принцип чередования мужских и женских рифм установлен впервые М. В. Ломоносовым и до сих пор господствует в русскоязычных текстах. Начиная с первой четверти XIX столетия в лирике появляются дактилические рифмы (ударение на третьем от конца слоге). Ими широко пользовался К. Д. Бальмонт:

Точно призрак умирающий,

На степи ковыль качается.

Смотрит месяц догорающий,

Белой тучей омрачается...

Чаще всего дактилические рифмы чередуются с мужскими. Примером тому может служить стихотворение А. А. Блока «Незнакомка»:

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Достаточно редко, обычно только как метрические опыты, встречаются гипердактилические рифмы (ударение на четвертом и далее удаленных от конца слогах):

Холод, тело тайно сковывающий,

Холод, душу очаровывающий...

От луны лучи протягиваются,

К сердцу иглами притрагиваются...

(В. Я. Брюсов)

Надо помнить, что рифмы классифицируются по разным признакам: по их месту в стихе (начальные, внутренние, концевые), по клаузулам (мужские, женские и т. д.), по звуковому строению (точные и неточные; бедные, богатые, глубокие), по степени отступлений от точности (приблизительные, ассонансы, диссонансы, усеченные, корневые), по морфологическим признакам (суффиксально-флективные, или грамматические, и разнородные), по составу (простые и составные), по месту ударения (равноударные, разноударные).

Рифмующиеся строки могут сочетаться между собой различными способами. Можно выделить три основных способа рифмовки.

Смежная (парная) рифмовка:

Спал тяжело я, как будто в оковах,

но в вещем во сне

Синее, звездное небо пригрезилось мне;

Каждою яркой звездою, сопутницей ночи,

Жгло мне сквозь веки оно отягченные очи...

(Л. А. Мей)

Схема сочетания рифм здесь - aabb.

Перекрестная рифмовка:

Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

(И. А. Бунин)

Схема сочетания рифм - abab.

Охватная (опоясывающая, кольцевая) рифмовка:

Поэзия давно легендой стала,

От бесов Болдино свершила круг

До блоковских полуроссийских вьюг.

А мы... мы растеряли все начала.

(Ю. П. Кузнецов)

Схема сочетания рифм - abba.

Этими способами, конечно, не исчерпываются возможности сочетания рифмующихся стихов; иногда рифмы располагаются весьма прихотливо. Но почти все многочисленные сложные комбинации можно свести к обозначенным. Например:

Дорога свернута в рулон,

линяет лес со всех сторон,

справляя праздную затею

и реки покрывая льдом,

держа их на весу вверх дном,

зима пирует: рядом с нею

мы оказались за столом.

(И. Ф. Жданов)

Схема рифмовки здесь - aabccbc. Рифмы первых двух стихов расположены смежно. Третий, четвертый, пятый и шестой стихи объединены охватной рифмой. Четвертая и пятая вместе с седьмой образуют не две, как обычно, а три смежных рифмы. Однако и в таком сложном сочетании рифм мы узнаем комбинацию трех основных.

Иногда в поэтическом произведении рифмовка никак не упорядочена: смежные, перекрестные, охватные рифмы без всякой видимой системы сменяют друг друга. Но очень часто определенная комбинация рифм точно повторяется на протяжении целого стихотворного произведения, порой значительного размера. В этом случае возникает новая ритмическая единица - строфа.

В стихе рифма выполняет три важнейшие функции: стихообразующую, фоническую и семантическую. Во всех этих функциях рифма так или иначе подчинена общему стилистическому целому стиха и в зависимости от этого может ощущаться как «хорошая» или «плохая».

РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ

РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ — одна из групп произведений, выделяемых по признакам общности тематики, месту, роли и основным формам авторской речи и речи персонажей, границ между миром героев и реальной действительностью. Таковыми являются традиционные понятия эпоса, лирики и драмы. «Родовые формы - необходимое условие существования и развития словесного искусства, - подчеркивает В. В. Кожинов. - Их можно сравнить, например, с тремя неотъемлемыми формами пространственного изобразительного искусства - живописью, орнаментом и графикой. В известном смысле эпос аналогичен живописи, лирика - орнаменту, драма, использующая только диалог, - одноцветной графике <...>». Разделение литературы на роды, подобно делению на поэзию и прозу, можно назвать наиболее общей предпосылкой ее дальнейшего деления на жанры. В истории литературы встречается множество промежуточных и обобщенных родовых форм (лирико-эпическая поэма, лирическая драма, эпическая драматургия и др.), однако границы между литературными родами и своеобразие каждого из них отчетливо видны. Словесно-художественное произведение, как правило, в качестве преобладающего имеет или повествование о событиях (эпос), или их только диалогическое изображение (драма), или же воссоздание душевного состояния человека, эмоциональное размышление о сущности бытия (лирика).

РОЛЕВАЯ ЛИРИКА

РОЛЕВАЯ ЛИРИКА - См. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

РОЛЬ

РОЛЬ (от фр.) — 1) Персонаж в драматургических произведениях или сценариях, воплощаемый на сцене или в фильме актером. 2) Текст, произносимый актером. Традиционно различаются роли трагические, драматические и комические. Для роли трагической всегда характерны непримиримость в отстаивании высоких нравственных убеждений, противостояние устоявшимся принципам общественного поведения, непонимание со стороны окружающих, а значит - трагическая обреченность. Драматическая роль во многом близка к трагической, но отличается отсутствием мотива обреченности, погружением в нравственно-философские проблемы личности. Роль комическая, как правило, предполагает попадание персонажа в различные смешные ситуации, не лишена примет клоунады и шутовства. Чаще всего трагические, драматические и комические роли соответствуют жанровым обозначениям тех произведений драматического рода или сценарной тематики, в которых они воспроизведены.

РОМАН

РОМАН (от фр. - первоначально всякое произведение, написанное на французском, а не на латинском языке) — весьма неопределенная с точки зрения формально-содержательных признаков система эпически организованного повествования, чаще всего прозаического (хотя бывают и исключения; красноречивый пример тому — «роман в стихах» А. С. Пушкина «Евгений Онегин»), большого объема, если сравнивать с другими литературными жанрами. Как точно подметил В. В. Кожинов, в многообразии жанровых определений романа отчетливо выделяются две группы: определения тематические (автобиографический, военный, детективный, приключенческий, сатирический, социальный, фантастический, философский, сентиментальный, политический, исторический, любовный и др.) и определения структурные (роман-памфлет, роман-притча, роман-фельетон, роман-сага, эпистолярный роман, кинороман, телероман, «роман с газетой» (у Е. А. Попова), фотороман и целый ряд других). Совершенно особое место занимают исторически сложившиеся определения романа: античный, викторианский, готический, реалистический, плутовской, просветительский, модернистский, натуралистический и др.

РОМАН В СТИХАХ

РОМАН В СТИХАХ - лиро-эпический жанр. Сохраняя все признаки романа (см.), отличается стихотворной формой, которая неразрывно связана с содержанием: Р. в с., так же как и роман, имеет развитый сюжет, систему персонажей, обращен к сложным проблемам взаимоотношений людей, человека и общества, но помимо эпических средств изображения действительности (движение сюжета, развитие характеров и т. п.) использует лирические (стихотворная форма, образ лирического героя, "замещающего" повествователя, лирические отступления, прямое, открытое выражение чувств и переживаний, отношения автора к героям, особая эмоциональность). Примерами Р. в с. являются "Евгений Онегин" А. С. Пушкина, "Дон Жуан" Дж. Байрона, "Спекторский" Б. Пастернака и др.

РОМАНС

РОМАНС (исп., от позднелат. - по-романски, то есть на испанском, а не на латинском языке) — небольшое по объему лирическое стихотворение без отчетливых жанровых признаков с характерной напевной интонацией, положенное на музыку или рассчитанное на музыкальное переложение, главным образом посвященное любовной тематике. Обычно романс представляет собой строфическое произведение с рифмованным стихом. К романсной форме относятся широко известные положенные на музыку стихотворения В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К. Толстого, Я. П. Полонского, А. А. Блока, С. А. Есенина и других поэтов.

РОМАНСЕРО

РОМАНСЕРО - (исп. romancero) - собрание испанских народных романсов - как отдельных циклов (Романсеро о Сиде), так и полное их собрание ("Всеобщий романсеро"). Р. - высшее выражение испанской народной культуры конца средневековья и раннего Возрождения, образное народное резюме героической истории Реконкисты, один из источников драматургии так называемого золотого века (связанного с Л. Ф. де Вега Карпьо и его школой) и романтизма. По аналогии со старинным Р. появлялись и собрания более поздних романсов (например, "Всеобщий романсеро гражданской войны"), собрания романсов одного автора (романсеро Л. де Гонгора-и-Арготе). В Латинской Америке, Каталонии и Португалии возникли свои Р.

РОМАНТИЗМ

РОМАНТИЗМ — одно из крупнейших, выразительных и эстетически значимых направлений в европейском и американском искусстве конца XVIII - первой половины XIX века, получившее всемирное распространение и открывшее множество даровитых художников - поэтов, прозаиков и драматургов, живописцев и скульпторов, актеров, композиторов и музыкантов. Типичной приметой романтизма является резкое недовольство действительностью, постоянное сомнение в том, что жизнь общества или жизнь индивидуума может быть построена на началах добра и справедливости. Другой важной чертой романтического миросозерцания должна быть названа мечта об обновлении мира и человека наперекор разуму и реальным фактам, стремление к возвышенному, чаще всего недостижимому идеалу. Четкое осознание противоречия между идеалом и действительностью, ощущение разрыва между ними и вместе с тем жажда их воссоединения - определяющее начало романтического искусства.

Романтиков всегда привлекали фантастические сюжеты и образы, народные предания, притчи, сказки; их интересовали неведомые дальние страны, жизнь племен и народов, героические переломные исторические эпохи, благодатный и светлый мир живой природы, в который они были влюблены. В своих произведениях романтики сознательно смешивали высокое и низкое, трагическое и комическое, реальное и фантастическое, видоизменив и обновив старые жанры и создав новые - исторический роман, лиро-эпическую поэму, повесть-сказку. Им удалось сблизить литературу с фольклором, изменить сложившиеся представления о драматическом искусстве, проложить новые пути в лирике. Художественные открытия романтизма во многом подготовили появление реализма.

В иных условиях, нежели западно-европейский, возник и развивался русский романтизм, ставший главным событием литературной жизни в 1820-е годы. Его важнейшими приметами стали меньшая отчетливость основных признаков и свойств и более тесная связь с другими литературными направлениями, прежде всего с классицизмом и сентиментализмом. В истории и развитии русского романтизма исследователями принято выделять три периода. Период зарождения романтического направления в России приходится на 1801-1815 годы. Родоначальниками русского романтизма являются В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков, оказавшие огромное влияние на последующую литературу. Временем усиленного развития романтизма, заметного отмежевания от классицизма и сентиментализма становятся 1816 — 1825 годы. Ярким явлением этого периода была плодовитая литературная деятельность писателей-декабристов, а также творчество П. А. Вяземского, Д. В. Давыдова, Н. М. Языкова, Е. А. Баратынского, А. А. Дельвига. Центральной фигурой русского романтизма становится А. С. Пушкин. В третий период, охватывающий 1826-1840 годы, романтизм получает самое широкое распространение в русской литературе. Венцом этого направления стало творчество М. Ю. Лермонтова, лирика Ф. И. Тютчева, ранние произведения Н. В. Гоголя. В дальнейшем воздействие романтической эстетики сказывается на развитии русской литературы всего XIX века и в XX столетии. Романтические традиции сохраняются и до настоящего времени.

РОНДО

РОНДО (от фр. - круг) — твердая форма небольшого стихотворения с двумя рифмами. А. П. Квятковский выделяет три типа рондо: 1) восьмистрочное рондо, где первая и вторая строки повторяются в конце стихотворения и первый стих появляется в четвертой строке; 2) тринадцатистрочное рондо, в котором начальные слова первой строки входят в девятую и тринадцатую строки; 3) классическое пятнадцатистрочное рондо, где начальные слова первого стиха повторяются в девятой и заключительной строках. Пример классического рондо:

Твои шаги в затворенном саду

И голос горлицы загорной: «Я приду!»

Прямые гряды гиациантов сладки!

Но новый рой уж ищет новой матки,

И режет свежую пастух дуду.

В пророческом кружится дух бреду,

Кадилами священной лихорадки,

И шелестят в воздушном вихре схватки

Твои шаги.

Так верится в томительном аду,

Что на пороге прах пустынь найду!

Полы порфирные зеркально гладки...

Несут все радуги и все разгадки

Созревшему, прозрачному плоду

Твои шаги.

(М. А. Кузьмин. Шаги)

Эта стихотворная форма достигла своего расцвета в Западной Европе XVI-XVII веков. В России известна с В. К. Тредиаковского. В XIX-XX столетиях сохранилась в стилизациях.

РУБАЙ

РУБАЙ (от араб. - учетверенный) — одна из самых распространенных форм в лирической (лирико-философской) поэзии народов Ближнего и Среднего Востока. Как правило, - четверостишие, в котором заключена законченная мысль. Примеры рубаи:

Годами шейха речь тепла, пресна, мутна, -

Ни сердца, ни ума не тронула она.

Но продавец ума мне душу взволновал:

Всего один глоток - и песня рождена!

(Алишер Навои. Перевод Л. М. Пеньковского)

Когда б я властен был над этим небом злым,

Я б сокрушил его и заменил другим,

Чтоб не было преград стремленьям благородным

И человек мог жить, тоскою не томим.

(Омар Хайям. Перевод О. Б. Румера)

По своему происхождению рубаи является одной из фольклорных форм, в которую укладываются многочисленные стихотворные размеры.

Предыдущая страница Следующая страница