Наши партнеры

Live-ставки на хоккей на траве

Литературный словарь
Статьи на букву "Т"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ТАВТОЛОГИЯ

ТАВТОЛОГИЯ (от греч. - то же самое; слово) — повторение того же самого иными словами, разновидность плеоназма; как стилистический прием широко используется в драматургии для передачи спонтанной речи персонажа: «Так вот: нравишься ты мне потому, что задора в тебе много, перца... даже чересчур... горько даже. <...> А кто о мировой справедливости только на словах кричит, других поносит - болтун и дребедень пустая». (B. C. Розов) Тавтология часто применяется в поэтической речи, особенно в устном народном творчестве, для усиления эмоционального воздействия. Например:

Беседа ли, беседа,

Смиренная беседа.

Во той во беседе

Сидели тут два брата,

Два брата родные,

Хвалились сестрою,

Своей сестрой родною...

Тавтологическая рифма может быть признана одним из распространенных элементов стихосложения:

Крепче гор между людьми стена,

Непоправима, как смерть, разлука.

Бейся головою и в предельной муке

Руки ломай - не станет тоньше стена.

(А. Д. Радлова)

Некоторые тавтологические словосочетания широко употребляются в разговорной речи («день-деньской», «крепко-накрепко).

ТЕКСТ

ТЕКСТ (от лат. - ткань, сплетение, соединение) — произведение речи (высказывание), воссозданное на письме или в печатной форме. Среди других значений термина можно выделить следующие: отрывок из какого-либо произведения словесности, обычно предназначенный для учебных целей; основная часть печатного набора без сносок, подстрочных примечаний, рисунков, чертежей и т. п.; слова к музыкальному сочинению (текст песни, текст романса, текст оперы и т. п.), а также нотный текст; название размера одного из крупных типографских шрифтов; последовательность знаков (языка или другой системы знаков), образующая единое целое и составляющая предмет исследования особой науки - лингвистики текста.

ТЕКСТОЛОГИЯ

ТЕКСТОЛОГИЯ (от лат. - связь, ткань, сплетение; слово) — филологическая дисциплина, изучающая рукописные и печатные тексты художественных, литературно-критических, литературоведческих, публицистических произведений для их издания и истолкования. Текстология развивается в содружестве всех литературоведческих дисциплин и не мыслится без теории, истории и методологии литературоведения. Проблематика и наиболее распространенные понятия, а также общие методы и приемы позволяют говорить о текстологии как единой науке, хотя фольклор, древняя литература и новая литература имеют свои особенности в текстологическом изучении. Основные задачи текстологии имеют самое непосредственное отношение к подготовке текста к изданию и к восстановлению творческой истории произведения. Всем видам изданий классических литературно-художественных текстов так или иначе предшествует кропотливая работа текстолога.

Важную роль в работе текстолога играют исследовательская интуиция и литературный вкус. Эстетический критерий является необходимым для текстологических штудий в области изучения классического наследия. Образцовыми для читателей и специалистов считаются издания, подготовленные в сериях «Библиотека поэта», «Новая библиотека поэта» и «Литературные памятники», отличающиеся тщательностью и полнотой текстологического исследования.

ТЕЛЕСТИХ

ТЕЛЕСТИХ - См. АКРОСТИХ

ТЕМА

ТЕМА (от греч. - то, что положено в основу) — события, впечатления, ассоциации, нравственно-эстетические вопросы, положенные в основу эпического, драматического, лирического, литературно-критического произведения. Часто тема объединяет разные произведения одного писателя, может также объединять произведения группы писателей, созданных в определенном жанре; кроме того, это могут быть произведения разных писателей, принадлежащих к определенному литературному направлению или к конкретной литературной эпохе.

Можно говорить и о внутренней теме произведения, по сути соответствующей понятию «проблема», и о личной теме творчества того или иного писателя.

ТЕРЦЕТ, ТЕРЦИНЫ 

ТЕРЦЕТ, ТЕРЦИНЫ  - (от итал. terzetto < лат. tertius - третий) - разновидность строфы (см.): строфа из трех стихотворных строк (стихов) с преобладающими схемами рифмовки: ааа (рифмуются все три стиха), ааб (рифмуются два стиха, а третий нет). Особый вид трехстиший - терцины, где рифмуются два стиха, а последний имеет рифму в следующей строфе. Терцинами написана, например, "Божественная комедия" Данте (пер. М. Лозинского):

Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины.
 

Каков он был, о, как произнесу,

Тот дикий лес, дремучий и грозящий,

Чей давний ужас в памяти несу!

ТЕТРАЛОГИЯ

ТЕТРАЛОГИЯ (от греч. - четыре и - слово, рассказ, повествование) — литературно-художественное произведение, принадлежащее перу одного автора, состоящее из четырех самостоятельных, завершенных частей, объединенных в единое целое преемственностью сюжета. В русской литературе среди самых заметных примеров тетралогий можно назвать «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры» Н. Г. Гарина-Михайловского; «Путешествие Глеба» («Заря», «Тишина», «Юность» и «Древо жизни») Б. К. Зайцева; «Мыслитель» («Святая Елена, маленький остров», «Девятое Термидора», «Чертов мост», «Заговор») М. Алданова; «Волны Черного моря» («Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Зимний ветер», «За власть Советов (Катакомбы)») В. П. Катаева; «Пряслины» («Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом») Ф. А. Абрамова; «Берег», «Выбор», «Игра», «Искушение» Ю. В. Бондарева.

ТЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ

ТЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ - См. НАПРАВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ

ТИП

ТИП (от греч. - образец, отпечаток, форма) — в произведениях литературы и искусства - обобщенный образ, в индивидуальных приметах которого воплощаются самые характерные признаки той или иной категории лиц, представляющих определенные слои и категории общества (Гамлет, Дон-Кихот, Гобсек, Базаров, Обломов, Ионыч, Передонов, Шариков, Василий Теркин и т. п.).

ТОНИЧЕСКИЙ СТИХ

ТОНИЧЕСКИЙ СТИХ - См. АКЦЕНТНЫЙ СТИХ

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греч. - ударение) — система стихосложения, основанная на соизмеримости строк по числу ударений, т. е. полнозначных слов; количество безударных слогов между ударными в тоническом стихосложении совершенно произвольно. Наряду с силлабическим тоническое стихосложение является одной из простейших форм стиховой организации речи. В русской поэзии тоника господствовала в досиллабическом стиле XVII века, потом была оттеснена силлабикой и вытеснена по сути силлабо-тоникой, появляясь лишь в отдельных произведениях (например, в «Сказке о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина). Начиная с XX столетия в русском стихе намечается равноправное сосуществование тонического стихосложения и силлабо-тоники.

ТРАВЕСТИЯ

ТРАВЕСТИЯ (от итал. - переодевать) — шуточная поэзия, противостоящая поэзии «героической», нередко включающая в себя элементы пародий, но при этом практически не пользующаяся стилистическими средствами своих оригиналов, однако включающая «знаковые» сюжетные и именные элементы в свой придуманный текст.

Не случайно в России произведения в жанре «травести» называли «изнанками» или «произведениями наизнанку». Примеры травестии в русской литературе составляют поэтические произведения А. П. Сумарокова, В. И. Майкова, И. С. Баркова, В. Л. Пушкина, А. С. Пушкина. Травестию следует отнести к одному из типов комической имитации первоначального и широко известного в мировой или национальной литературе текста, осуществленной на языковом или сюжетно-образном уровне. Например:

Эх! надел бы шлем Ахилл -

Медный шлем на медный лоб, -

Да тяжел, а тело хило:

Упадешь под ним, как сноп!

(В. И. Курочкин)

ТРАГЕДИЯ

ТРАГЕДИЯ (от греч. - козлиная песнь) — драматургический жанр, основанный на коллизии (обязательного трагического содержания), противоположный комедии, патетично изображающий конфликты в предельно напряженной форме. Трагедия изначально воплощала собой экстремальные противостояния между личностями и обществом.

ТРАГИКОМЕДИЯ

ТРАГИКОМЕДИЯ (от греч. - песня козлов; песня веселой процессии) — драматургический жанр, обладающий формальными признаками как трагедии, так и комедии, совмещающий их вплоть до содержательного и смыслового слияния.

Весьма характерными для жанра трагикомедии являются смешанные персонажи как из высших, так и из низших слоев общества. Еще один типичный признак трагикомедии - смешение высокого и низкого стиля и иронический взгляд на окружающий мир.

ТРАГИЧЕСКОЕ

ТРАГИЧЕСКОЕ - (от греч. tragodia - козлиная песнь < греч. tragos - козел и ode - песнь) - эстетическая категория, обозначающая принципиальную неразрешимость конфликта в художественном произведении, трагическое противостояние личности и мира влечет за собой гибель или тяжелейшие страдания героя, достойного глубокого сочувствия и уважения. Однако эта гибель вызывает не только отчаяние, но и просветление, очищение (см. КАТАРСИС), возвышает душу читателя. Т. может быть свойственно произведению любого жанра.

ТРАНСКРИПЦИЯ

ТРАНСКРИПЦИЯ писательская (от лат. - переписывание) — сознательное отступление от принятой орфографии, служащее для передачи особенностей произношения персонажа или являющееся своеобразным приемом словесной игры. Обычно писательская транскрипция осуществляется в той же графической системе, что и нормативная орфография. Примером тому может служить полурусская речь Вральмана в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»: «Чефо паяться, мая матушка? Расумнай шеловек никахта ефо не сатерет, никахта з ним не саспорит; а он с умными лютьми не сфясыфайся, так и пудет плаготенствие пожие!» Иногда писатель прибегает для передачи речи персонажа к дополнительным буквам или особым знакам. Так, Л. Н. Толстой передавал сочетанием «г'» картавость Денисова в «Войне и мире»: «- Г'ей, Г'ишка, тг'убку! - крикнул хриплый голос Васьки Денисова. - Г'остов, вставай!» Писательская транскрипция вообще бывает весьма любопытной. Например, В. В. Розанов на одной странице мог написать «цаловать руку» и «целовть руку», подразумевая и в том, и в другом случае разный смысл; А. А. Блок по-разному писал слова «мятель» и «метель», «желтый» и «жолтый», С. А. Есенин назвал свою поэму «Чорный человек». Совершенно уникальна транскрипция футуристов и конструктивистов.

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ - в силлабо-тоническом стихосложении - ДАКТИЛЬ, АМФИБРАХИЙ, АНАПЕСТ (см.)

ТРЕХСТИШИЕ

ТРЕХСТИШИЕ - См. ТЕРЦЕТ

ТРИЛЛЕР

ТРИЛЛЕР (от англ. - вызывать трепет, ужас) — захватывающе интересное по содержанию произведение (роман, повесть, пьеса, кинофильм) с виртуозно организованным, держащим в напряжении читателя (зрителя) сюжетом, быстрым и непредсказуемым развитием действия. Триллер в «чистом виде» может быть фантастическим, мистико-историческим, детективным, приключенческим, любовным, но обычно сочетает в себе одновременно несколько жанровых разновидностей, заботясь в первую очередь об интересах и внимании читателей (зрителей), составляющих самую широкую аудиторию. Истоки подобного рода повествования обычно возводят к рассказам Э. А. По и романам У. Коллинза «Женщина в белом» и «Лунный камень». Ныне, как неотъемлемое явление массовой литературы и культуры, триллер обнаруживает себя практически во всех мировых странах, в том числе и в России.

ТРИЛОГИЯ

ТРИЛОГИЯ (от греч. - три; слово, рассказ, повествование) — литературно-художественное произведение одного автора, состоящее из трех самостоятельных частей, объединенных общим замыслом, сюжетом и композицией. В русской литературе можно выделить следующие произведения, в конечном итоге составившие трилогии: комическая трилогия А. Н. Островского о Бальзаминове («Праздничный сон - до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «За чем пойдешь, то и найдешь»), драматическая трилогия А. К. Толстого («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Борис Годунов»), сатирическая трилогия А. В. Сухово-Кобылина («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»), историко-религиозно-философские трилогии Д. С. Мережковского («Христос и Антихрист», «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», «Антихрист. Петр и Алексей»; «Царство зверя» - «Павел 1», «Александр 1» и «12 декабря»; «Лютер», «Кальвин», «Паскаль» (общее название - «Реформаторы Церкви») и др. Особого внимания заслуживают автобиографические трилогии ОТ. Аксакова («Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания»), Л. Н. Толстого («Детство», «Отрочество», «Юность»), М. Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты»), Ф. В. Гладкова («Повесть о детстве», «Вольница», «Лихая година»). Особняком в литературе XX века (советского периода стоит трилогия А. Н. Толстого «Хождения по мукам», посвященная странным и страшным судьбам русской интеллигенции на переломе эпох («Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро»).

ТРОПЫ

ТРОПЫ (от греч. - поворот, оборот речи) — употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз.

ТРУБАДУРЫ

ТРУБАДУРЫ (фр., от прованс. - находить, изобретать, слагать стихи) — средневековые провансальские поэты-певцы XI-XII веков, сочинявшие свои произведения на народном (провансальском) языке, а не на латыни, и исполнявшие их под аккомпанемент музыкальных инструментов. Трубадуры исповедовали культ «прекрасной дамы» и воспевали облагораживающую силу куртуазной (изысканно вежливой) любви. Уделяя самое серьезное внимание поэтическому мастерству, придавая огромное значение форме и технике стиха, они выработали на протяжении нескольких столетий свыше 900 различных размеров и изощренных стихотворных форм. Не случайно лучшим трубадуром считался тот, который изобретал наибольшее количество новых жанров, рифм, мелодий.

ТРУВЕРЫ

ТРУВЕРЫ (от фр. - находить, придумывать, сочинять, изобретать) — лирические средневековые поэты северной Франции, слагавшие свои произведения в XII-XIII веках и исполнявшие их под аккомпанемент музыкальных инструментов. Поэзия труверов пользовалась большим успехом при дворах крупных феодалов и королей, испытала ощутимое влияние творчества провансальских трубадуров, хотя ей присуща большая простота метрики и строфики. Песни труверов оказали воздействие и на лирику эпохи Возрождения.

Предыдущая страница Следующая страница