Литературный словарь
Статьи на букву "Х"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ХАРАКТЕР

ХАРАКТЕР (от греч. - отпечаток, признак, отличительная примета) — образ человека в литературно-художественном произведении, через который автор раскрывает свои нравственно-эстетические представления, а через определенные поступки, мысли, переживания, речь вырисовывает исторически обусловленный тип человеческого поведения. Художественный характер - это единство общего и индивидуального, объективного и субъективного. Характер в литературе создается изображением внешних и внутренних проявлений личности героя, авторскими и другими характеристиками, местом и ролью персонажа в развитии сюжета произведения. Воспроизведение характера в его разноплановости и развитии - специфическое свойство художественной литературы в целом.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ХАРАКТЕРИСТИКА литературная — выделение и раскрытие отличительных примет и поведенческих особенностей персонажей, их переживаний, а также сосредоточение внимания на их культурном уровне, принадлежности к той или иной социальной группе, на событиях, в которых они принимают непосредственное участие.

В более узком, но чаще употребляемом значении характеристикой называют оценочные сведения о герое, которые могут сообщаться им самим (автохарактеристика), другими персонажами, автором произведения.

Используемые порой выражения «портретная характеристика», «психологическая характеристика», «речевая характеристика» и т. п. прежде всего служат средством раскрытия характера героя и не рассматриваются в качестве самостоятельных понятий.

ХИАЗМ

ХИАЗМ (гр. chiasmos расположение чего-либо в виде греческой буквы Х [хи]) - 1) лингв. перестановка главных частей предложения; 2) один из видов синтаксического параллелизма, при котором вторая половина фразы построена в обратном порядке членов (например: "В жаркое лето и в зиму метельную").

ХИАТУС

ХИАТУС (лат. hiatus отверстие) - лингв. зияние, стык гласных; неблагозвучие, получающееся при встрече нескольких гласных, особенно одинаковых, например: "о оазис!".

ХОРЕЙ

ХОРЕЙ (от греч. - хор, пляска, хоровод) — в русском силлабо-тоническом стихосложении - размер, образуемый стопами из двух слогов, где ударный слог предшествует безударному. Например:

Ходит ветер избочась

Вдоль Невы широкой,

Снегом стелет калачи

Бабы кривобокой.

(К. К. Случевский)

В хореическом стихе ударения падают только на нечетные слоги, но не на все; обязательным бывает лишь ударение на последнем слоге в строке. Ритмическое многообразие хореического стиха определяет возможность варьирования места пиррихия, а значит и ударений в строке. Ударный слог вместо безударного в хорее встречается редко.

ХРОНИКА

ХРОНИКА (от греч. - летопись, относящийся ко времени) — литературный жанр, содержащий изложение различных исторических событий в их определенной временной протяженности. Хроникальность - одна из основных примет разнообразных мифологических сюжетов; она присуща произведениям древней и средневековой литературы. Как жанр, хроника широко использовалась в литературе западно-европейского романтизма; кроме того, является популярнейшим газетным жанром, запечатлевающим событийные ряды как прошлого, так и настоящего времени. В русской художественной литературе хроникой может быть также назван жанр мемуарно-повествовательной литературы, изображающей последовательное течение общественно-политических, военно-исторических, семейно-бытовых событий. Среди самых заметных произведений в этой связи следует назвать «Семейную хронику» СТ. Аксакова; «Соборяне. Хроника», «Захудалый род. Семейная хроника князей Протозановых (из записок княжны В. Д. П.)» Н. С. Лескова; «Кануны: Роман-хроника конца 20-х годов» и продолжение хроники - «Год великого перелома» В. И. Белова. Прозаические исторические хроники пародировались в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. В отечественной литературе произведения хроникального жанра встречаются и в поэзии. Наиболее яркими примерами здесь могут служить «Революция: Поэтохроника» В. В. Маяковского, а также уникальные в содержательном плане «лирические хроники» С. Ю. Куняева: «Калужская хроника», «Хроника пятидесятых годов», «Карабахская хроника», «Тунгусская хроника», «Солнечные ночи» и «Русские сны».

ХРОНОТОП

ХРОНОТОП - (от греч. chronos - время и topos - место) - изображение (отражение) времени и пространства в художественном произведении в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии. Термин введен М. М. Бахтиным. Х. воспроизводит пространственно-временную картину мира и организует композицию (см.) произведения, но при этом не прямо, непосредственно отображает время и пространство, а рисует их условный образ, поэтому в произведении искусства художественное время и художественное пространство не тождественны реальным, это именно образы времени и пространства со своими признаками и особенностями.

Например, время в литературном произведении может быть либо соотнесено, либо не соотнесено с историческим, может быть непрерывным (линейно развертывающимся) или иметь временные перестановки (см. КОМПОЗИЦИЯ инверсионная, РЕТРОСПЕКЦИЯ), может быть намеренно замедлено автором (см. РЕТАРДАЦИЯ) или свернуто до ремарки (ср.: отраженное в сознании героя, нарочито медленно движущееся или вовсе "останавливающееся" психологическое время в отдельных эпизодах романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" и обозначенное одной фразой "прошел год" движение времени в рассказе А. П. Чехова "Ионыч", мотивированное тем, что происшедшие за указанный промежуток события не важны для дальнейшего развития действия); может протекать параллельно в разных сюжетных линиях произведения (например, толстовский прием изображения в романе "Война и мир" одновременного действия в различных точках пространства условно называют "в то время как": "В то время как у Ростовых танцевали в зале шестой англез... с графом Безуховым сделался шестой удар").

Создаваемое писателем художественное пространство - некая модель, картина мира, в котором происходит действие. Пространство может быть широким или узким, открытым или замкнутым (например, в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" каморка Раскольникова - замкнутое, противоположный берег Оби, который видит герой в эпилоге, - открытое, разомкнутое пространство), реальным (как в летописи) или вымышленным (как в сказке, в фантастическом произведении). Различные составляющие Х. в произведениях зачастую могут иметь символический смысл.

В русской литературе можно говорить об особом значении таких элементов Х., как город и деревня, земля и небо, дорога, сад, дом, усадьба, порог, лестница и т. д. (пространственные символы) и смена времен года, переход от дня к ночи и т. п. (временные символы). Кроме того, по мысли М. М. Бахтина, жанровая специфика произведения определяется прежде всего Х. (например, историческое или фантастическое время и пространство в балладе (см.), эпическое время в произведениях эпических жанров (см. ЭПОС), субъективно отраженные время и пространство в лирических (см. ЛИРИКА) и т. д.).

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ — эстетическая категория качества того или иного произведения, определяющая его принадлежность к области искусства. Для художественности, подчеркивает И. Б. Роднянская, «существен признак завершенности и адекватной воплощенности творческого замысла, того "артистизма", который является залогом воздействия произведения на читателя, зрителя, слушателя».

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ - разновидность литературного языка: один из книжных стилей речи, являющийся инструментом художественного творчества и сочетающий в себе языковые средства всех других стилей речи (см. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ). Однако в Х. с. эти изобразительные средства (см.) выступают в измененной роли: целью их использования становится создание художественного образа, эстетическое и эмоциональное воздействие на читателя. См. также ЛЕКСИКА, ФИГУРЫ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ, ТРОПЫ.

Предыдущая страница Следующая страница