Литературный словарь
Статьи на букву "Э"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ЭВФЕМИЗМ

ЭВФЕМИЗМ (от греч. - хорошо; говорю) — слово или выражение, смягчающее значение какого-либо предмета или явления, как правило, употребляющееся вместо непристойных, грубых или интимных; является более неопределенным, смягченным по сравнению с точным определением (она в интересном положении вместо она беременна; не сочиняйте вместо не врите; туалет вместо уборная). Характернейший пример эвфемизма встречается у Н. С. Лескова: «К тому же и обращение у Домны Платоновны было тонкое. Ни за что, бывало, она в гостиной не скажет, как другие, что "была, дескать, я во всенародной бане", а выразится, что "имела я, сударь, счастие вчера быть в бестелесном маскараде"; о беременной женщине ни за что не брякнет, как другие, что она, дескать, беременна, а скажет: "Она в своем марьяжном интересе", и тому подобное».

ЭВФОНИЯ

ЭВФОНИЯ (от греч. - благозвучие) — звуковая организация художественной речи, приобретающая особое значение в стихах; фонический (звуковой) состав стихотворения. Особенности эвфонии определяются не только формальным благозвучием (неблагозвучным является чрезмерное скопление гласных или согласных звуков), но и задачами содержательности стиха, хотя в русской поэзии начала XX столетия многократно делались попытки установления прямой зависимости между звуком и смыслом:

Рдяны краски,

Воздух чист:

Вьется в пляске

Красный лист,-

Это осень,

Далей просинь,

Гулы сосен,

Веток свист...

(М. А. Волошин)

К явлениям эвфонии принято относить все виды звуковых повторов, которые возникают в произведении либо в качестве сквозных звуковых частей, либо в качестве случайно возникающих в стихотворном тексте.

Вопросы, связанные с эвфонией, не могут быть отграничены от наиболее существенных проблем звуковой (фонической) организации стиха.

ЭГОФУТУРИЗМ

ЭГОФУТУРИЗМ - См. ФУТУРИЗМ

ЭЗОПОВ (ЭЗОПОВСКИЙ) ЯЗЫК

ЭЗОПОВ (ЭЗОПОВСКИЙ) ЯЗЫК (по имени древнегреческого раба-баснописца VI века до н. э. Эзопа) — замаскированный, иносказательный стиль литературно-художественного, литературно-критического, публицистического произведения, в котором за прямым высказыванием скрывается второй план понимания, демонстрирующий истинные намерения автора, чаще всего сатирического характера. В этом случае читателю, зрителю, слушателю приходится расшифровывать подтекст. В русскую литературу понятие эзопова языка ввел М. Е. Салтыков-Щедрин, который дал его объяснение: «Привычке писать иносказательно я обязан дореформенному цензурному ведомству. Оно до такой степени терзало русскую литературу, как будто поклялось стереть ее с лица земли. Но литература упорствовала в желании жить и потому прибегала к обманным средствам. Она и сама преисполнилась рабьим духом и заразила тем же духом читателей. С одной стороны, полились аллегории, с другой - искусство понимать эти аллегории, читать между строками. Создалась особенная, рабская манера писать, которая может быть названа эзоповскою, - манера, обнаруживающая замечательную изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок, иносказаний и прочих обманных средств».

Значительную роль эзопов язык сыграл в русской литературе XX века, когда в условиях партийной цензуры творили М. М. Зощенко, М. А. Булгаков, А. П. Платонов, Ю. К. Олеша, А. А. Галич, М. Я. Козырев, B. C. Высоцкий и др. Однако эзопов язык с течением времени и независимо от цензурного вмешательства становится характерным для сатирической стилистики в мировой литературе, а также важной приметой индивидуальных писательских стилей.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от лат. — существование) — направление во французской и американской литературах 1940-1960 годов, тесно связанное с одноименной философией, утвердившейся в Германии и Франции в период между первой и второй мировой войной (истоки экзистенциальной философии восходят к именам С. Кьеркегора, Ф. Ницше, Н. А. Бердяева). Выдающееся значение для литературы экзистенциализма имели «Записки из подполья», «Бесы» и «Легенда о Великом инквизиторе» Ф. М. Достоевского, отзвуки которых внятно слышны в творчестве крупнейших писателей-экзистенциалистов А. Камю и Ж. -П. Сартра. Основополагающей идеей этого философско-литературного направления является изображение человеческого существования в мире без Бога, в состоянии страха и тревоги, вне моральных законов и твердых жизненных принципов. Произведения писателей-экзистенциалистов чаще всего представляют собой притчи и иносказания, а также образцы «литературных идей», где персонажи ведут спор по поводу своих принципиально разных духовных, этических и эстетических позиций.

ЭКЛОГА

ЭКЛОГА (от греч. - отбор, выборка) — жанр античной буколической поэзии, ориентированной на пастушескую тематику; сложился и окончательно оформился в творчестве Вергилия. В России опыты создания эклог встречаются у поэтов XVIII века, в частности у И. Ф. Богдановича. Основательно подзабытые в XIX столетии, они возродились в веке двадцатом, сохраняя накопленные многовековой историей жанра ассоциации. К таковым относятся «Полевая эклога», «Эклога 4-я (зимняя)» и «Эклога 5-я (летняя)» И. А. Бродского.

ЭКСЛИБРИС

ЭКСЛИБРИС (от лат. - из книг) — книжный знак, бумажный ярлык, наклеиваемый владельцем библиотеки на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону верхней крышки переплета, и указывающий на принадлежность издания определенному лицу или библиотеке. Поэтому на нем обычно обозначены полное имя или инициалы и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о его профессии, интересах, увлечениях, или о составе, а также тематических разделах библиотеки.

Родиной экслибриса принято считать Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания. Среди его создателей - знаменитый немецкий художник А. Дюрер. В России печатные экслибрисы появились в петровскую эпоху и в большинстве своем изображали родовые гербы состоятельных владельцев библиотек. В XIX веке, особенно во второй его половине, на смену гербовым пришли сюжетные экслибрисы, потому что среди владельцев библиотек больше становилось писателей, художников, ученых. Сюжет рисунка экслибриса и девиз характеризуют интересы и вкусы владельца книги, являются средством передачи какой-то сокровенной мысли в одном образе. В России конца XIX и XX столетий на искусство экслибриса заметное влияние оказали художники А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинский, А. П. Остроумова-Лебедева, В. А. Фаворский, Г. И. Нарбут, Д. И. Митрохин, Н. П. Дмитревский, А. И. Кравченко.

ЭКСПЛИКАЦИЯ

ЭКСПЛИКАЦИЯ - (от лат. explicatio - развертывание, разъяснение) - в литературе объяснение, разъяснение названия художественного произведения: Ж. -Ж. Руссо "Юлия, или Новая Элоиза", С. Ричардсон "Памела, или Вознагражденная добродетель".

ЭКСПОЗИЦИЯ

ЭКСПОЗИЦИЯ - (от лат. expositio - изложение) - часть литературного произведения, обычно предшествующая завязке (см.) и содержащая сведения о персонажах, месте и времени действия, описание обстоятельств, имевших место до его начала. Однако не во всех произведениях есть Э., кроме того, она, в соответствии с замыслом автора, может располагаться и после завязки, то есть в середине или конце текста (например, биография Чичикова в одиннадцатой главе "Мертвых душ" Н. В. Гоголя). Различают собственно Э., рисующую обстоятельства, предшествующие началу действия (например, первая часть романа И. А. Гончарова "Обломов", начальные главы романа И. С. Тургенева "Накануне" и др.), и Э. героя, раскрывающую становление характера главного действующего лица (первая глава романа "Евгений Онегин", глава "Сержант гвардии" в повести "Капитанская дочка" А. С. Пушкина).

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от лат. - выражение) — направление в литературе и искусстве, активно развивавшееся в 1910-1920 годах в Германии и отразившееся в культуре ряда европейских стран и США. Основными принципами экспрессионизма являются интерпретация окружающей действительности, тяготение к абстрактному мышлению, обостренная эмоциональность и фантастический гротеск. Главное внимание писатели-экспрессионисты сосредотачивают на эмоциональности человека, истерзанного бездушием современного мира. «Внутреннее» и «внешнее» в экспрессионизме выступают всегда на равных правах, поэтому выражение важной для автора идеи достигается путем любых преувеличений и условностей. В русской литературе основополагающие тенденции экспрессионизма наиболее заметное выражение нашли в творчестве Л. Н. Андреева.

ЭКСПРОМТ

ЭКСПРОМТ (от лат. - находящийся в готовности, имеющий под рукой) — небольшое по объему стихотворное произведение, чаще всего шуточного характера, сочиненное автором в устной или письменной форме без подготовки под влиянием непосредственно чувства или внезапно возникшей мысли. К экспромтам были склонны практически все русские поэты. Однако в большинстве случаев они оставались запечатленными в альбомах и автографах, а в печатном виде появлялись только после кончины писателя.

Примеры экспромтов, ставших достоянием русской литературы:

В молчаньи пред тобой сижу,

Напрасно чувствую мученье,

Напрасно на тебя гляжу:

Того уж верно не скажу,

Что говорит воображенье.

(А. С. Пушкин)

В альбом

Е. Е. А.

Вчера на чудном, светлом бале,

От вальса быстрого устав.

Вы, невзначай и задрожав,

Свою перчатку разорвали.

И я подумал: «О, мой Бог!..

(А на душе так было сладко)

Я был бы счастлив, если б мог

Быть той разорванной перчаткой!»

(А. Н. Апухтин)

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ (от греч. - жалобная песня) — лирическое стихотворение среднего объема, обычно наполненное печальным эмоциональным содержанием, лишенное отчетливой композиции, как правило, написанное от первого лица.

В отечественной поэзии элегия появляется в XVIII столетии. У ее истоков стояли В. К. Тредиаковский и А. П. Сумароков, а расцвет этот жанр пережил в творчестве многих русских поэтов XIX-XX веков. Классическим примером может служить «Элегия» Д. В. Веневитинова:

Волшебница! Как сладко пела ты

Про дивную страну очарованья,

Про жаркую отчизну красоты!

Как я любил твои воспоминанья,

Как жадно я внимал словам твоим

И как мечтал о крае неизвестном!

Ты упилась сим воздухом чудесным,

И речь твоя так страстно дышит им!

На цвет небес ты долго нагляделась

И цвет небес в очах нам принесла.

Душа твоя так ясно разгорелась

И новый огнь в груди моей зажгла.

Но этот огнь томительный, мятежный

Он не горит любовью тихой, нежной, -

Нет! он и жжет, и мучит, и мертвит,

Волнуется изменчивым желаньем,

То стихнет вдруг, то бурно закипит,

И сердце вновь пробудится страданьем.

Зачем, зачем так сладко пела ты?

Зачем и я внимал тебе так жадно

И с уст твоих, певица красоты,

Пил яд мечты и страсти безотрадной?

ЭЛИПС(ИС)

ЭЛИПС(ИС) - (от греч. elleipsis - опущение, выпадение) - стилистическая фигура: сознательный пропуск подразумеваемого слова, легко восстанавливаемого из контекста, придающий тексту особую выразительность. Благодаря Э. может быть создан эффект динамичности движения: "Вошел: и пробка в потолок" (А. С. Пушкин); быстрой смены событий или состояний: "И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, // Минута - и стихи свободно потекут" (А. С. Пушкин); лаконизма, краткости речи: "Поэзия - // та же добыча радия. // В грамм добыча, // в год труды. // Изводишь // единого слова ради // Тысячи тонн // словесной руды" (В. Маяковский); разговорного характера высказывания: "Чтоб за нее в огонь и в воду, // А если - то и жизнь отдать" (А. Т. Твардовский); лирической взволнованности: "Богова! Богемия! // Не лежи, как пласт! // Бог давал обеими // И опять подаст!" (М. Цветаева).

ЭЛЛИПСИС

ЭЛЛИПСИС (гр. elleipsis) - опущение в речи слов, легко подразумеваемых, например: "я домой" вместо "я иду домой".

ЭМФАЗА

ЭМФАЗА - (от греч. emphasis - указание, выразительность) – 1. Вид тропа: употребление слова в суженном по сравнению с обычным значении, например: «Он человек был, человек во всем» (то есть был «великим человеком, идеалом»). 2. В широком смысле – средство художественной выразительности: взволнованное, эмоциональное построение речи (в частности, ораторской и лирической). Приемы, создающие эмфатическую интонацию (см.), свойственны в основном поэтической речи, в прозе они встречаются значительно реже. Такие приемы обычно рассчитаны на слуховое восприятие звучащей речи, поэтому к эмфатическим средствам можно отнести интонацию (см.), понижение и повышение голоса, темп речи, паузы (см. ЦЕЗУРА), а также ритм (см.), повторы (см.), стилистические фигуры (см. ФИГУРЫ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ) и др. приемы ораторского искусства. В письменной речи Э. передается с помощью знаков препинания.

ЭПИГОНСТВО

ЭПИГОНСТВО (от греч. - родившийся после) — в литературе и искусстве - нетворческое следование какому-либо направлению, жанровым формам, стилю, индивидуальной творческой манере, использование разработанных тем, проблем, образов, сюжетов, мотивов. Эпигонство всегда привержено установившимся, успевшим стать шаблонными, правилам и нормам. Эпигонство может носить и масштабный характер. Примером тому служат многочисленные романтические поэмы, подражавшие байроновским и пушкинским, которые буквально заполонили западно-европейскую и русскую литературу в 1820-1830 годы. Многие русские поэты, вступившие в литературу во второй половине XIX века, откровенно повторяли в своих творениях основные темы и мотивы поэзии Н. А. Некрасова. В последней трети XIX века нашлись многочисленные последователи и продолжатели популярнейшего в читательской среде С. Я. Надсона (среди них - С. Г. Фруг, Д. С. Мережковский, С. А. Сафонов, Ф. А. Червинский). Темы и мотивы М. Горького откровенно эпигонски воспроизводил в своем творчестве Скиталец (С. Г. Петров). Эпигонскому подражанию подвергаются практически все сколько-нибудь оригинальные поэты, прозаики и драматурги.

ЭПИГРАММА

ЭПИГРАММА (от греч. - надпись) — родившаяся из античных надписей на памятниках, подарках и т. д., объясняющих их значение; форма коротких сатирических стихотворений с почти непременной остротой в конце.

В России жанр заявил о себе уже в XVII веке. В дальнейшем эпиграмма постоянно откликалась на происходившие злободневные события в жизни страны (часто политические), нередко была обращена к конкретному лицу. И ныне эпиграмма существует как в письменной, так и в устной форме. Примеры эпиграмматических текстов:

У нас в провинции нарядней нет Любови!

По моде с ног до головы:

Наколки, цвет лица, помаду, зубы, брови -

Все получает из Москвы!

(В. А. Жуковский)

Е. Евтушенко

Шуми, мой друг, шуми! Молчанья не прошу,

Но, как читатель, заявляю прямо:

Куда приятней станет этот шум,

Коль меньше будет в нем саморекламы!

(М. А. Светлов)

ЭПИГРАФ

ЭПИГРАФ (от греч. - надпись) — короткий текст, представляющий собой изречение, точную или измененную цитату, предпосланную автором сочинению или его части. Источниками эпиграфов могут стать произведения художественной, публицистической, сакральной (относящейся к религиозному культу и ритуалу) литературы, устного народного творчества, официальные документы, мемуары, опубликованные письма, автоцитаты. В афористически-краткой форме строки эпиграфа еще до знакомства читателя с текстом сообщают о главной теме и идее произведения, выражают его основные коллизии и настроение, могут давать представление об ожидаемых сюжетных ходах, предварительно характеризовать действующих лиц. Иначе говоря, в эпиграфе всегда содержится основная мысль, затем развиваемая в тексте. Появившись в литературе эпохи позднего Возрождения, эпиграфы до конца XVIII века оставались редким явлением. В широкий литературный оборот они были включены писателями-романтиками, и на протяжении двух столетий к ним часто обращались прозаики, поэты, публицисты, драматурги, литературные критики. В русской литературе эпиграфами часто пользовались А. С. Пушкин, В. Ф. Одоевский, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, А. А. Блок, А. А. Ахматова, М. М. Пришвин, В. П. Астафьев, К. Д. Воробьев, И. А. Бродский и многие другие писатели. В античные времена эпиграфом называлась надпись на памятнике или на здании.

ЭПИЗОД

ЭПИЗОД (от греч. - вставка, привходящее, постороннее) — небольшая и относительно самостоятельная часть литературно-художественного произведения (романа, повести, рассказа, очерка, пьесы, поэмы), фиксирующая один законченный момент действия, происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного временного промежутка, или повествующая о поступке одного из героев. Небольшие происшествия или крупное событие часто определяют развитие фабулы. Расположение эпизодов в тексте является важной гранью композиции произведения. Количество эпизодов определяет объем произведения и влияет на его жанровую природу. Рассказы, новеллы, очерки строятся, как правило, на основе одного или нескольких эпизодов, а повести, романы, поэмы, драмы, комедии, трагедии обычно характеризуются наличием множества эпизодов. Одновременно с эпизодами, относящимися к основному действию, в произведении могут быть так называемые вводные, побочные, вставные эпизоды, которые в принципе не связаны с сюжетной линией повествования.

ЭПИЛОГ

ЭПИЛОГ (от греч. - послесловие, подытоживание) — заключительный компонент, завершающая часть произведения, в которой повествуется о том, как сложились судьбы героев романов, повестей, поэм после событий, рассказанных в основной части. В эпилоге может изображаться жизнь главных персонажей через значительный временной отрезок после завершения действия («Дворянское гнездо», «Отцы и дети» И. С. Тургенева; «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского). Иногда в эпилоге затрагиваются и обсуждаются философские и нравственные аспекты изображаемого («Война и мир» Л. Н. Толстого), освещается личность автора («Цыганы» А. С. Пушкина). В театрально-драматическом искусстве эпилогом становится итоговая характеристика актерами-персонажами смысла изображаемого или их обращение к зрителям с поучением, благодарностью, просьбой в снисхождении.

ЭПИСТОЛА

ЭПИСТОЛА - (от греч. Epistole - - письмо, послание). См. ПОСЛАНИЕ

ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА (от греч. - послание, письмо) — общее название словесно-художественных или публицистических произведений, составленных из писем действующих лиц, как подлинных, так и созданных воображением автора, предполагающее широкий круг читателей. Именно ориентация на адресата (в том числе и на воображаемого) составляет главный опознавательный признак эпистолярной литературы, отличающий ее от записок и дневника. Освоению традиций эпистолярной литературы в России положили «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина; различные направления ее развивали «Письма из Сибири» М. С. Лунина, «Философические письма» П. Я. Чаадаева, «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя, «Письма об Испании» В. П. Боткина, «Парижские письма» П. В. Анненкова, «Письма из Франции и Италии» А. И. Герцена. В эпистолярную литературу также входят письма и переписка выдающихся деятелей литературы, имеющие огромное историко-культурное значение («Письма к жене» А. С. Пушкина, «Письма к родным» И. С. Аксакова, «Ф. М. Достоевский, А. Г. Достоевская. Переписка», «Письма» А. А. Григорьева, «Письма А. Блока к жене»).

ЭПИСТРОФА

ЭПИСТРОФА (гр. epistrophe поворот назад, вращение) - риторическая фигура, состоящая из повторения одного и того же слова или оборота.

ЭПИТАЛАМА

ЭПИТАЛАМА (от греч. - свадебный) — стихотворение или песня в честь свадьбы (другое наименование - эпиталамий или гименей). Развилась из народных обрядовых песен. Основные мотивы литературной эпиталамы - похвалы новобрачным и пожелания им счастья в будущей семейной жизни.

ЭПИТАФИЯ

ЭПИТАФИЯ (от греч. - надгробный) — надгробная надпись, часто в стихотворной форме. Существовала и как реальная надпись на надгробии, и как фиктивная, представленная лишь в сборнике стихов. Уже в античности эпитафия приобрела форму небольшого по объему стихотворения с особой структурой: она должна была включать имя и возраст покойного, похвалы его достоинствам и утешение близким. Тогда же сложились и знакомые всей позднейшей европейской традиции типичные формулы эпитафии, особенно начальные («Остановись, прохожий...», «Под камнем сим лежит...») и заключительные, содержащие пожелание упокоения праху.

Несомненна связь между фиктивной литературной и реальной эпитафией, которая подтверждается многими фактами, обусловленными не только жанровой спецификой, но и тем, что реальные эпитафии нередко публиковались в некрополе или литературном журнале, а фиктивные с книжных и журнальных страниц переносились на надгробные плиты. Самым ярким примером стал моностих Н. М. Карамзина «Покойся, милый прах, до радостного утра» , напечатанный в числе пяти эпитафий в 1792 году на страницах «Московского журнала» с таким предисловием: «Одна нежная мать просила меня сочинить надгробную надпись для умершей двулетней дочери ее. Я предложил ей на выбор <...> пять эпитафий; она выбрала последнюю и приказала вырезать ее на гробе». По этому поводу один из современников Карамзина писал ему: «Из надписей твоих последняя, то есть "Покойся, милый прах, до радостного утра!" нравится мне отменно, как в сравнении с прочими, так и сама по себе. Я поцеловал бы за нее сочинителя, хотя весьма не охотник целоваться. Она проста, нежна, коротка и учтива к прохожему, потому что не допускает его до труда думать, чтобы сказать, узнавши, кто погребен под монументом».

История русской эпитафии не ограничивается только некрологической эпитафией. Со второй трети XVIII века широкое распространение в отечественной литературе получает сатирическая эпитафия и эпиграмма, использующая форму эпитафии. Если эпитафия дидактична и панегирична, то эпитафия-эпиграмма насмешлива, иронична, карикатурна, гротескна. Эпитафия пишется добродетели, эпитафия-эпиграмма - пороку. Эпитафия создается, как правило, на смерть, эпитафия-эпиграмма обычно адресуется живущему. Пример эпитафии:

Любил он песням дев задумчиво внимать,

Когда на звуки их березник отзовется,

Любил о них поплакать, помечтать,

Под этой липою лениво отдыхать;

Теперь он спит - и не проснется.

(А. А. Фет)

Пример эпитафии-эпиграммы:

Роя яму другим постоянно,

В яму сам он свалился нежданно

И с собою в могилу унес Не один затаенный донос.

(Д. Д. Минаев)

Эпитафия фиксировалась не только на кладбищенском памятнике или печатной странице, открытых для прочтения всем, но знала и рукописную форму, запечатлеваясь в письме, в альбоме, приобретая форму эпитафий-экспромтов и автоэпитафий. Например:

Эпитафия на мою могилу

Под камнем сим лежит писатель Глинский.

Кто б ни был ты, прохожий или близкий,

Пролей слезу над этою могилой!

Скончался тот писатель милый

От кредиторов, дел и телефона

Не вынес, бедный малый, звона.

(Б. Б. Глинский)

ЭПИТЕТ

ЭПИТЕТ (от греч. - приложение) — образное определение какого-либо предмета, явления или лица, выраженное обычно метафорическим прилагательным, но иногда и наречием, именем существительным, числительным, глаголом. Следует, правда, помнить, что многие исследователи считают эпитетами только метафорические прилагательные. В отличие от обычного логического определения, эпитет выделяет в предмете одно из его свойств («влажный блеск») или, как метафорический эпитет, переносит на него свойства другого предмета («кудрявый след»). Примеры поэтических эпитетов:

Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунных поезд?

А за ним

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?

(С. А. Есенин)

В березовой рубахе,

в душистых сапогах

идет полями пахарь

с букетиком в руках.

Несет своей любимой свой васильковый смех...

(Г. И. Горбовский)

ЭПИФОРА

ЭПИФОРА (от греч. - добавка) — повтор слова или группы слов в конце нескольких стихов, фраз. Например: «Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики» (Н. В. Гоголь). В чистом виде в художественном произведении эпифора употребляется реже, чем анафора.

ЭПОПЕЯ

ЭПОПЕЯ (от греч. - слово, повествование; творю) — значительное по объему стихотворное или прозаическое произведение, затрагивающее общенациональную тематику. В начальные периоды развития словесности преобладала разновидность героического эпоса, изображавшая наиболее существенные события и коллизии жизни: мифологически осознанные народной фантазией столкновения природных сил, а также военные столкновения.

В нравоописательной эпической литературе, раскрывающей не героическое становление общества, а его комически уродливое состояние, возникали прозаические эпопеи, к числу которых в русской литературе относится поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». В дальнейшем, осмысливая национально-исторические проблемы, литература пришла к созданию романов-эпопей. В одних романах-эпопеях событиям национально-исторического масштаба подчиняется формирование характеров главных персонажей («Война и мир» Л. Н. Толстого, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «После бури» С. П. Залыгина), в других - становление характеров главных героев происходит в процессе их активного участия в исторических событиях («Петр Первый» А. Н. Толстого, «Красное колесо» А. И. Солженицына).

ЭПОС

ЭПОС (от греч. - слово, повествование, рассказ) — термин, употребляющийся в двух значениях. 1) Один из трех литературных родов (наряду с лирикой и драмой), представленный такими жанрами, как эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, эпическая поэма, отдельные виды очерка, сказка, предание и т. п. Как и драма, эпос воспроизводит действие (происходящие события в жизни персонажей), разворачивающееся в пространстве и времени. Главная черта эпоса заключается в организующей роли повествования. Повествование в эпосе ведется от лица, называемого повествователем, который выступает своеобразным посредником между автором и читателем. 2) В специфическом понятии употребляется словосочетание «героический эпос», т. е. героическое повествование о прошлом, изображающее подробную картину народной жизни и представляющее, по определению Е. М. Мелетинского, «в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей».

ЭРАТО

ЭРАТО (гр. Erato) - в древнегреческой мифологии - одна из девяти муз, покровительница поэзии.

ЭССЕ

ЭССЕ (от фр. - попытка, проба, очерк) — сочинение небольшого объема, свободного построения, написанное в прозе, в котором зафиксирован субъективный взгляд автора по поводу какого-либо вопроса, в связи с какой-то проблемой, ни в коей мере не претендующий на определенную и исчерпывающую характеристику и трактовку. Стиль эссе всегда отличается образностью, афористичностью, неожиданностью интонации и особым лексическим составом. Блистательные образцы эссеистического жанра в русской литературе представляют творения Ф. М. Достоевского, Вяч. И. Иванова, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковского, В. В. Розанова, А. Белого, Л. Шестова, И. А. Ильина, В. Б. Шкловского, И. Г. Эренбурга, Ю. К. Олеши, В. П. Астафьева, А. И. Солженицына.

ЭССЕИСТ

ЭССЕИСТ (фр. essayiste) - автор очерков (см. эссе).
 

Предыдущая страница Следующая страница