Ћитературна€ энциклопеди€ (в 11 томах, 1929-1939)
—≈–Ѕ— јя Ћ»“≈–ј“”–ј

¬ начало словар€

ѕо первой букве
A-Z ј Ѕ ¬ ƒ « »   Ћ ћ Ќ ќ ѕ

—≈–Ѕ— јя Ћ»“≈–ј“”–ј

—≈–Ѕ— јя Ћ»“≈–ј“”–ј - ѕервые зачатки —.л. относ€тс€ к концу XII и началу XIIIв. (так наз. Ђ≈вангелие ћирославаї и пр. пам€тники). Ёта и почти вс€ последующа€ средневекова€ —.л. носит церковный характер. Ёто - евангели€, требники, каноны, жити€ св€тых и апокрифы. Ќемного более широкой известностью среди этих пам€тников - а их около 2 000 - пользуетс€ только Ђ одекс цар€ ƒушанаї (ƒушанов законик) XIVв. как важный исторический пам€тник. ≈сть среди этих пам€тников и р€д средневековых романов, совершенно неоригинальных, напр. роман об јлександре ћакедонском.

Ќа переходе от средних к новым векам сербское государство погибает, сербский господствующий класс (Ђвластелаї) переходит в магометанство и денационализируетс€. Ћитературное дело с XV-XVIIIвв. культивируетс€ только в монастыр€х и продолжает обслуживать исключительно потребности церкви. Ќо зато получает громадное развитие фольклор, особенно эпос, прославл€ющий древних сербских царей (царь Ћазарь и пр.), героев ( ралевич ћарко, ћилош ќбилич и пр.) и Ђгайдуковї, гибель сербского государства в битве на  оссове и т.п. »сследовани€ показали, что большинство этих сербских народных песен возникло значительно позже (спуст€ 200 л.) после гибели сербского государства, когда турецкий гнет стал невыносимо усиливатьс€, так что гибель национального государства стала восприниматьс€ как потер€ свободы вообще, хот€ крепостные отношени€ существовали у сербов и до прихода турок. ¬оспета€ в эпосе борьба сербских кресть€н против феодального гнета турецких помещиков и турецких властей имеет религиозно-национальную окраску, но в нем можно встретить и р€д моментов, где эта борьба отчетливо воспринимаетс€ как классова€ борьба (ЂЅунт против дахийї - ЂЅуна на дахи—Шеї, песни о гайдуке Ђ—тарце ¬у€динеї). ’удожественна€ ценность сербского эпоса очень высока, хот€ часто она преувеличивалась сравнением с песн€ми Ђ»лиадыї и пр. —обирателем сербского фольклора €вилс€ живший в первой половине XIXв. ¬ук —тефанович  араджич (1787-1864).

—.л. в собственном смысле возникла лишь в XVIIIв. среди сербской буржуазии (гл. обр. торговцев), развившейс€ в услови€х эмиграции сербов, поселившихс€ в южной ¬енгрии. ќна окрепла в значительной степени благодар€ покровительству австрийского императора »осифа II. Ѕолее раннюю дубровницкую литературу следует отнести как по €зыку, так и по ее историческим судьбам к одному из исторических периодов хорватской литературы. ¬начале она, так же как и средневекова€ собственно сербска€, €вл€етс€ скорее Ђписьменностьюї, чем литературой. язык ранней сербской письменности - не сербский народный, а так наз. Ђслав€носербскийї - смесь из русского, сербского народного и церковно-слав€нского €зыков. Ёта литература находилась под сильным русским вли€нием, т.к. сербские св€щенники, почти единственные грамотные люди в это врем€, учились в –оссии или имели русских учителей. ≈ще ѕетр I прислал сербам первого учител€ словесности ћ.“.—уворова - это были первые литературные зачатки панславистской политики царской –оссии по отношению к сербам, политики, конкретно €вл€вшейс€ в данном случае маневром против јвстрии и “урции. »з литературных пам€тников XVIIIв. можно упом€нуть Ђ—лав€но-сербскую хроникуї графа √еорги€ Ѕранковича (1645-1711) и сочинени€ «ахари€ —тефановича-ќрфелина (1726-1785) - Ђ∆итие ѕетра ¬еликогої и пр.   концу XVIIIв. (1791) по€вилась в ¬ене перва€ сербска€ газ. Ђ—ербские Ќовиниї.   концу XVIIIв. в св€зи с развитием класса сербской буржуазии и т€гой к созданию национально независимого государства пробуждаетс€ стремление к. организации сербского литературного €з. из элементов сербской же народной речи.  онечно этот €зык был еще весьма мало разработан и отражал идеологию класса, бывшего его основным организатором - класса сербской буржуазии эпохи разложени€ феодализма и назревани€ капиталистических отношений в специфических исторических услови€х борьбы с турецким феодальным гнетом. ѕервым писателем на народном сербском €зыке, хот€ и пор€дочно засоренном Ђслав€но-сербщинойї, был ƒосифей ќбрадович (1742-1811) - пионер господствовавших в это врем€ на «ападе просветительских идей среди сербов. √лавные его сочинени€: Ђ∆ивот и приключени€ї (1783) и ЂЅасниї (1788). Ёпоху ќбрадовича так и прин€то называть Ђэпохой рационализмаї. ќна была лит-ой предвестницей и спутницей борьбы сербов против турецкого феодального гнета в начале XIXв.

¬ первой половине XIXв. в св€зи с некоторыми успехами в этой борьбе, частичным освобождением —ербии от турок и дальнейшим прогрессом в среде сербской буржуазии в пределах капитализировавшейс€ јвстрии происходит выделение художественной литературы из словесности вообще. ѕо€вл€етс€ р€д писателей, поэтов и романистов, писавших отчасти на народном, отчасти на Ђслав€но-сербскомї €зыке; но их сочинени€ (напр. стихи Ћуки€на ћушицкого (1777-1837) или романы ћилована ¬идаковича (1780-1841)) давно устарели и имеют лишь исторический интерес. »сключение составл€ет живший в то же врем€ (1813-1851) черногорский епископ и глава государства ѕетр ѕетрович Ќегош, автор знаменитой поэмы Ђ√орский ¬и—Шенацї, одного из лучших произведений —.л., в к-ром даетс€ описание жизни и быта черногорцев. ¬ это же врем€ жил и подвизалс€ известный среди славистов реформатор сербского €зыка и письма ¬ук —тефанович  араджич.  рупнейшим его литературным делом было собирание сербских народных песен. Ёпоха революции 1848 и ликвидации основ феодализма в ≈вропе €вл€етс€ эпохой, когда реформаторские идеи  араджича в области €зыка получили всеобщее признание (около 1840-1860). јналогично подобным же €влени€м на заре капиталистического развити€ в ≈вропе и в —.л. широко развиваютс€ поэзи€ и проза в стилевых формах романтизма, отвечавших запросам т€ги к буржуазному перерождению сербских писательских кругов.  рупнейшими писател€ми такого типа были поэты: Ѕранко –адичевич (1824-1853) - жизнерадостный лирик; «май-…ован …ованович (1833-1904) - образованнейший писатель этого времени, очень плодовитый, с широким кругозором, сумевший дать и прекрасные песенки дл€ детей, и политическую сатиру, и воспеть идеалы во вкусе национально-демократического миросозерцани€, и, что интереснее всего, ѕарижскую коммуну; √юра якшич (1832-1878) - романтик, поэт большой силы (но в прозе очень слаб); отчасти Ћаза  остич (1841-1910) - поэт и драматург; …ован »лич и пр. »з писателей-прозаиков ни один не достиг такого всеобщего признани€, как первые три из поэтов. Ќесколько выдел€ютс€ —тефан ћитров Ћюбиша (1824-1878) и ћ.√.ћиличевич (1831-1898), давшие в своих произведени€х интересный фольклористический и лингвистический материал, а также ћ.ѕ.Ўапчанин.  ак драматурги известны  .“рифкович (1848-1875), а еще больше его предшественник …ован —тери€ ѕопович, сатира к-рого Ђ√одолюбциї, изобличающа€ мелкобуржуазный патриотизм, актуальна и по сей день. ¬ эпоху романтизма в —.л., в частности в поэзии, сильна еще тематика и художественные приемы фольклора, но проникают и вли€ни€ «апада. ќднако вли€ние западной литературы чрезвычайно слабо по сравнению с фольклорной стихией. ¬ революции 1848 сербы вместе со своими литераторами играли контрреволюционную роль, что тоже привело к усилению национальной замкнутости и в литературе. ¬о второй половине XIXв., наоборот, в св€зи с ростом капиталистической буржуазии, развитием более широких св€зей с иностранным рынком мен€ютс€ и общие идеологические установки в сербском литературном процессе. ¬ 70-80-х гг. XIXв. широко развиваетс€ буржуазно-реалистическа€ литература, к-ра€ уже не отгораживаетс€ от Ђгнилого «ападаї, а приобщаетс€ к нему и учитс€ у него. —ерби€, ставша€ к этому времени политически независимой страной, прит€гивает к себе культурные силы тех частей сербского народа, к-рые жили в јвстро-¬енгрии. ≈сли раньше, в XVIII и в начале XIXвв. центр —.л. был на чужбине, в ¬ене и Ѕудапеште, а в середине XIXв. - в гор. Ќовый —ад, в южной ¬енгрии (Ђ—ербские јфиныї), то теперь таким центром все больше становитс€ собственно —ерби€ и в частности Ѕелград. “ем не менее общекультурное развитие и в частности развитие —.л. в јвстро-¬енгрии не слабеет, а усиливаетс€. «десь происходит более тесное сближение сербов и хорватов, но все-таки сли€ни€ —.л. с хорватской не происходит.

Ёпоха буржуазного реализма ознаменовалась перестройкой Ђромантиковї, вроде «май-…ована …овановича, на Ђреалистический ладї и по€влением р€да писателей, внос€щих в литературу реалистические приемы и социальные и политические тенденции. ¬ообще до этого времени —.л. свойственны просветительска€ дидактика, слав€нофильство и больше всего национализм, но лишь немногие писатели умели художественно выразить эти тенденции. ЂЁпоха реализмаї означает и в этом отношении перелом, но в —.л. еще долго живут элементы романтизма, т.к. они больше соответствуют господствующей националистической тенденции порою переход€щей в шовинизм.

ѕисател€ми наиболее типичными дл€ этой эпохи €вл€ютс€ отличный стилист, новеллист Ђсербский “ургеневї Ћаза Ћазаревич (1851-1890), ћилован √лишич (1847-1908), первый реалистический бытописатель сербской деревни, хороший переводчик с русского (Ђ¬ойны и мираї), —има ћатавуль (1852-1908), бытописатель всех буржуазных общественных классов на территории современной ёгославии, юморист-реалист —теван —ремац (1855-1906), поэт ¬оислав »льич (1862-1894), с к-рого начинаетс€ современна€ сербска€ поэзи€. Ќа этот период приходитс€ также начало лит-ой де€тельности попул€рного юмориста и драматурга Ѕранислава Ќушича (р. 1864) и впоследствии крупного поэта јлекси Ўантича (1868-1924), имевшего большое вли€ние на сербскую националистическую молодежь до 1914. Ќар€ду с усилением вли€ни€ западной литературы (французской и пр.) в эту эпоху заметно также немалое вли€ние и русской литературы, т.к. значительна€ часть сербской интеллигенции училась также и в –оссии. ¬ это врем€ было сделано много переводов русских классиков: √огол€, ѕушкина, Ћермонтова, “ургенева, “олстого, ƒостоевского и пр. ¬ эпоху переходную к реализму развиваетс€ де€тельность —ветозара ћарковича (1846-1875), ученика и последовател€ „ернышевского и русских народников, положившего начало интересу к социализму в —ербии и на Ѕалканах. —обственно литературой он занималс€ мало, написав только две статьи на тему о поэзии и реализме, но они имели большое вли€ние и способствовали утверждению в —.л. реализма.

Ќа пороге XX и в XXв. буржуазна€ —.л. поднимаетс€ на высшую ступень. Ќесмотр€ на то, что —.л. и в этот период не дала произведений, вошедших в мировую литературу, тем не менее р€д сербских писателей не отстали от таких же, имеющих Ђместноеї значение писателей других стран, чему много способствовало установление в —ербии в 1903 конституционно-демократического режима, давшего еще более широкий простор развитию капитализма в —ербии. ¬ 1901 по€вилс€ литературный журнал Ђ—рпски к—Ъижевни гласникї и р€д др. –азвилась литературна€ критика (Ѕогдан ѕопович, (р. 1863) - …ован —керлич (1877-1914)). ¬едущим родом литературы в это врем€, как и в XIXв., €вл€етс€ поэзи€. ¬иднейшими представител€ми сербской поэзии в это врем€ были …ован ƒучич (р. 1871), воспитавшийс€ под сильным вли€нием французской буржуазной литературы, ћилон –акич, один из лучших мастеров сербской поэзии, јлекса Ўантич, бард сербского национализма, —теван Ћукович, Ђдекадентыї —.ѕандурович и ¬л. ѕеткович-ƒис (1880-1917), ћ. орали€ (р. 1886) и пр. Ѕуржуазна€ —.л., отража€ соответственные процессы в социальном политическом развитии сербского буржуазного общества, выдел€ет целый р€д идеологов мелкой буржуазии, беднейшего кресть€нства, подымающих голос против отдельных сторон буржуазного стро€. “ак, напр. среди прозаиков следует упом€нуть ѕетра  очича (1877-1916) - идеолога национально и социально порабощенного сербского боснийского кресть€нства (замечательна его сатира Ђ—уд над барсукомї), ».„инико - изобличител€ кулачества (роман Ђѕаукиї), –ад. ƒомановича (1873-1908) - автора сатиры Ђ ралевич ћарко второй раз среди сербовї, Ѕор. —танковича - бытописател€ разрушающихс€ патриархальных общественных отношений в сербской южной провинции, ћилутина ”скоковича - первого бытописател€ городской жизни в —ербии. ¬ это же врем€ встречаютс€ и признанные поэтессы и писательницы, как ƒоница ћаркович (р. 1879), »сидора —екулич (р. 1877). ¬ драматургии пользуетс€ успехом комедиограф Ѕр. Ќушич (р. 1864). —ледует отметить, что только что начавший развиватьс€ в —ербии пролетариат успел в это врем€ выдвинуть талантливого, но рано умершего поэта  осту јбрашевича (1879-1898).

Ќачавша€с€ с 1912 эпоха войн дл€ —ербии (две балканских и мирова€), осуществление в результате этих войн Ђвековых мечтанийї сербского народа и полное его объединение в новосозданном √осударстве ёгославии не дало в литературе соответствующих результатов. ќбъ€сн€етс€ это тем, что национально-освободительный момент в этих войнах играл совершенно второстепенную роль, как это было отмечено в свое врем€ Ћениным. —вободолюбивые национальные мечты, к-рые вдохновл€ли сербских поэтов и писателей, были разбиты империалистическими претензи€ми великосербской буржуазии. Ќепригл€дна€ действительность войны, унесшей в могилу почти четвертую часть всего сербского народа, и установившиес€ в результате ее государственные и общественные пор€дки привели к большому разочарованию в среде мелкобуржуазных писателей и идеологов той части буржуазии, к-ра€ была в той или иной степени обойдена в процессе развити€ империалистической политики ёгославии. ќднако указанные общественные слои оказались слишком слабыми и не смогли выделить из своей среды смелых критиков сложившегос€ стро€. Ќо с другой стороны, ни одно произведение, не содержащее в себе элементов отрицани€ военной и послевоенной действительности, не пользуетс€ массовым успехом. ќно воспринимаетс€ как ложь, казенщина или в лучшем случае как пустоцвет (напр. роман —м.  ракова Ђ роз буруї). ј так как мало таких произведений, к-рые были бы сколько-нибудь свободными от подобных недостатков - да и те содержат обыкновенно лишь попытки легкой Ђсамокритикиї, - то в передовых сло€х буржуазного общества и в рабочем классе переводна€ литература пользуетс€ бо`льшим успехом, чем оригинальна€, а с другой стороны, имеют успех некоторые хорватские революционные писатели, близкие по духу к пролетарскому движению (ћ. рлежа (р. 1893), ј.÷есарец (р. 1896) и пр.). ¬ самой —.л. мы видим пока проблески революционного самосознани€ в произведени€х некоторых писателей (ƒ.¬асич, ћ.Ѕогданович, ….ѕопович, Ѕ.„осич). —ледует отметить традицию сербской буржуазии награждать известных писателей синекурой и прив€зывать их этим к своим интересам, чем также в немалой степени объ€сн€етс€ официозность тона у многих современных сербских писателей. »з более или менее известных современных буржуазных сербских писателей следует упом€нуть: ћ.Ќастасиевича, ∆ивадиновича, √.Ѕожовича, Ѕ.≈фшича, братьев Ќиколаевичей, ¬.янковича и пр. и лучшего современного драматурга »осифа  улунджича. ѕередовую мелкобуржуазную критику представл€ют ћ.Ѕогданович и ¬.√лигорич. Ѕольшим успехом пользуютс€ произведени€ советских писателей. Ќо т.к. их издание по цензурным услови€м почти невозможно, то они читаютс€ либо в русском оригинале, либо в немецких и др. переводах. ѕереводитс€ достаточно много и с зап.-европейских €зыков. ѕередовыми издательствами €вл€ютс€ ЂЌолитї (ЂЌова€ литератураї), Ђ осмосї (хорошее издание Ђ апиталаї ћаркса) и Ђ—ветлостьї.

—ербские писатели, выступившие после войны, порою превосход€т в отношении формального совершенства своих произведений старых писателей, но ни один не приобрел большой известности и вли€ни€.

¬ первые годы после войны, годы культа формализма, основным направлением в буржуазной —.л. был экспрессионизм (ћ.÷рн€нский, —.ћиличич, “.ћанайович, √.ѕетрович, јлексич, “опин, ¬инавер, ƒединац). ѕустое и бессодержательное стихотворчество как этого, так и других направлений (Ђзенитизмї ћицича и пр.) часто стремилось за€вл€ть о своем сочувствии ќкт€брьской революции и революционному пролетариату, но уже эпоха частичной стабилизации капитализма и особенно кризиса и установлени€ военно-фашистской диктатуры в ёгославии привела значительную часть писателей этих направлений в р€ды фашизма. ќднако р€д представителей из других групп, тоже формалистских, в частности из оформившейс€ в последние годы группы сюрреалистов (ћ.–истич,  .ѕопович, √.…ованович и пр.) стрем€тс€ примкнуть к рабочему движению.

’арактерным €влением дл€ послевоенной —.л. (и св€занной с ней хорватской) было по€вление, начина€ с 1919, р€да журналов с более или менее €сно выраженной марксистской идеологией, имевших большое распространение и вли€ние, но все они раньше или позже были запрещены (ЂЅорьбаї, ЂЌова€ литератураї, Ђ нижевна –спубликаї, Ђ—тожерї, Ђƒанасї и пр.).

Ѕиблиографи€:

safarikP.J., Geschichte des serbischen Schrifttums, Prag, 1865; MurkoM., Geschichte d. alt. sudslavischen Literatur, Lpz., 1908; —керлич»., —рпска к—Ъижевност у 18 веку, Ѕеоград, 1909 (поздн. изд. 1923); ≈го же, »стори—Ша нове српске к—Ъижевности, Ѕеоград, 1914 (поздн. изд., 1921); ѕрохаскаƒ., ѕреглед савремене хрватско-српске к—Ъижевности, «агреб, 1921; StanoyevichM.S., Early Jugoslav literature, 1000-1800, N.Y., 1922; SeifertJ.L., Literaturgeschichte der Cechoslowaken Sudslaven u. Bulgaren, Kempden-Munchen, 1923; GesemannG., Die serbo-kroatische Literatur, Wildpark - Postdam, 1930.

¬ начало словар€

© 2000- NIV