Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
ДРАЙЗЕР

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф

ДРАЙЗЕР

ДРАЙЗЕР Теодор (Theodore Dreiser, 1871-) - современный американский писатель. Р. в штате Индиана (Америка). В 1892-1895 был репортером в Чикаго и Сент-Луи, с 1895-1910 редактировал ряд журналов.

Одна из первых опубликованных Д. литературных работ - очерк «Артистический квартал Нью-Иорка: литературно-артистическое убежище в Броксвилле» (журнал «Metropolitan Magazine», ноябрь 1897). До появления своего первого романа в 1900 Д. опубликовал 42 статьи и ряд поэм. Д. указал в интервью для справочника «Who’s who in America» (1899), что им были написаны две книги: «Исследование о знаменитых современниках» (Studies of contemporary celebrities) - очерки о Вильгельме II, Барнуме и т. д. - и «Поэмы» (Poems).

Обычно однако библиография работ Д. начинается с его романа «Сестра Керри» (Sister Carrie, ноябрь 1900). Этим произведением Д. продолжал реалистические традиции радикальных мелкобуржуазных писателей Америки конца прошлого века (Ф. Норрис, С. Крэйн), но в условиях упадка этого движения. Роман был встречен критикой и обществом крайне враждебно, как «безнравственное» произведение. Без предрассудков и обычного в то время пуританизма подойдя к половой проблеме, Драйзер дал реалистический образ девушки, выступающей против общепринятых моральных взглядов. Только в 1911 Драйзер опубликовал свой второй роман - «Дженни Гергард» (Jennie Gerhardt), в котором развивает мотивы «Сестры Керри».

Романом «Финансист» (The Financier, 1912) Д. начал свою монументальную «Трилогию желания» (A Trilogy of Desire). В основу ее положена история жизни миллионера Ч. Иеркса. Герой «Трилогии» (второй том ее - «Титан» - «The Titan», 1914; к третьему тому - «Стоик» - Д. приступил в январе 1929) - Франк Купервуд; Д. показывает, как буржуазная и коммерческая среда, окружавшая Купервуда, уже с детства формирует в нем психологию дельца и приобретателя, для которого все средства хороши, если они помогают достигнуть власти и богатства. Начав с мелких спекуляций, Купервуд постепенно приобретает состояние, подкупает чиновников и муниципалитет, незаконно приобретает городские концессии в Филадельфии, но в финале терпит поражение, попадает в тюрьму и затем вынужден оставить Филадельфию.

В романе «Титан» Д. развертывает жизнь Купервуда в Чикаго, где на расширенной базе повторяется цикл его деятельности в Филадельфии.

«Трилогия желания» - значительнейшее произведение американской и европейской лит-ры XX в. С исключительной изобразительной силой обрисовывает Д. быт и нравы финансовой среды, духовную опустошенность крупной буржуазии, ее чисто физиологическое отношение к женщине, хищнический подход к обществу и политическую беспринципность.

Нападки консервативной критики особенно усилились после опубликования в 1916 романа «Гений» (The Genius), к-рый Д. считает своим лучшим произведением. По настоянию «Общества уничтожения порока» суд запретил распространение романа, и лишь позднее это запрещение было снято. Тема романа - мертвящая власть денег и чувственности над искусством. Герой романа, художник Витла, цель существования сводит только к искусству и к женщинам. Это опустошает его творчество, он становится преуспевающим дельцом, утрачивает свои художественные способности; наконец он сам начинает сознавать, что буржуазное общество уничтожило его как художника.

В своем романе «Американская трагедия» (An American Tragedy, 1925) Д. выводит среднего, типичного для мелкой буржуазии, американского юношу Грифитса, малообразованного, легкомысленного, слабовольного. Сущность трагедии Грифитса, кончающего свою жизнь на электрическом стуле, - его социальная неприспособленность к окружающей действительности, сочетающаяся со стремлением выдвинуться, занять исключительное положение, войти в буржуазные круги. Грифитс - жертва американского псевдодемократизма. Как и во всех своих романах, Драйзер в «Американской трагедии» дает широкую картину нравов и быта изображаемой им среды.

Д. - художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство - это искусство точного до скрупулезности изображения, искусство фактов и вещей. Д. передает быт во всех его даже мельчайших подробностях, он вводит документы, иногда почти целиком взятые из действительности (письма Грейс Браун в «Американской трагедии» приводятся почти целиком), цитирует прессу, пространно объясняет биржевые спекуляции своих героев, внимательно прослеживает развитие их деловых предприятий и т. д. Американские критики неоднократно обвиняли Д. в отсутствии стиля, не понимая особой природы его натуралистического стиля.

Д. во всех своих произведениях тяготеет к социальным темам, что не мешает ему быть художником-психологом. Беря общественные темы, он перемещает их в плоскость индивидуальной психики, показывая в итоге психологически-индивидуальную сторону больших общественных явлений. Ограничению темы в объеме сопутствует у Драйзера ее углубление.

По своей идеологии Д. - представитель радикальной части мелкой буржуазии. В «Трилогии желания» он обнажает хищническую природу Купервуда и его интеллектуальную опустошенность, но в то же время любуется этим спекулянтом: Д. привлекает этот смелый финансовый гигант. В «Гении» положительное разрешение противоречий Витла Д. видит в его отходе от излишней чувственности к искусству. В «Американской трагедии» Драйзер с исключительной симпатией изображает невежественную религиозную фанатичку, мать Грифитса, и священника Мак Миллана. Еще более показательна книга Драйзера «Двенадцать мужчин» (Twelve men, 1919), к-рую составили двенадцать биографических очерков: симпатии автора здесь целиком на стороне представителей мелкой буржуазии («Питер», «Кэлхен», «Патриарх» и т. д.).

Д. принадлежат два сборника рассказов - «Освобождение» (Free and other stories, 1918) и «Цепи» (Chains), в к-рых разрабатываются главным образом психологические и сексуальные мотивы. Им написано также два тома пьес: «Рука гончара» (The hand of the potter, 1919) и «Пьесы естественные и сверхъестественные» (Plays of the natural and the supernatural, 1916), ничего исключительного не представляющие. Ранние очерки Д. о Нью-Иорке собраны в его книге «Картина великого города» (The Colour of a Great City, 1923). «Hey Rub-A-Dub-Dub» (1919) - сборник статей Драйзера, из к-рых наиболее интересна статья «Американский финансист». В 1926 вышел том стихотворений Д.: «Настроения» (Moods, cadenced and declaimed), близких по форме к Уитмену, но упадочных по содержанию. Кроме указанных, Д. написаны еще следующие произведения: «Книга о себе» (A book about myself, 1922, является вторым томом автобиографического цикла; первый том «Заря» закончен Д. в конце 1928, из печати еще не вышел), «Каникулы» (A Hoosier Holiday, 1916) и «Сорокалетний путешественник» (A traveller at forty, 1913) - книги путешествий.

В «Галерее женщин» (A gallery of women, 1928) собраны биографические очерки Драйзера, так же как и в книге «Двенадцать мужчин».

Как и в последней книге, Драйзер обращается к самым различным общественным слоям, выискивая в них оригинальных, выдающихся людей. Но «Галерея женщин» резко отличается от «Двенадцати мужчин» тем, что Д. подчеркивает сексуальное, именно в половом ищет он объяснения не только чисто субъективных, но и социальных поступков и процессов. Женщина для него - прежде всего существо половое, только в сексуальном видящее смысл и оправдание действительности.

Последний роман Драйзера - «This Madness» (Безумие, 1929). Этот роман - свидетельство творческого упадка Драйзера. Он отходит от широкого воспроизведения действительности, замыкает ее в круг узкосубъективных переживаний: «This Madness» представляет собою ряд любовных эпизодов, объединенных тем, что в центре их поставлен один герой - сам автор.

После поездки в СССР, в 1928, Д. опубликовал книгу «Драйзер смотрит на Россию» (Dreiser looks at Russia), в к-рой, наряду с ошибочными взглядами и неверным освещением советской действительности, имеется ряд положительных моментов, вызвавших ожесточенную кампанию буржуазной прессы против писателя.

Библиография:

I. Первый русск. перев. из Драйзера (М. Волосова) «Суд Линча» и др. рассказы издан в 1925 («Сеятель»); в эту книгу вошли рассказы ив книги «Освобождение»; тогда же (1925) этим издательством были выпущены рассказы «Охота на мужчину», перев. М. Волосова. Затем изд-во «Мысль» выпустило: Сестра Керри, перев. М. Волосова, Л., 1927; Дженни Гергард, перев. его же, Л., 1927; Краски Нью-Иорка («Картина великого города»), перев. В. П. Стелецкого, Л., 1927; Необыкновенная история и др. рассказы (Освобождение), перев. Т. и В. Ровинских; большинство переводов этого издания крайне неудовлетворительно, текст подвергся недопустимым искажениям. «Картина великого города» издана Гизом под названием «Нью-Иорк», перев. П. Охрименко, 1927. Изд-во «Земля и фабрика» печатает собрание сочинений Драйзера в 12 томах под общей редакцией С. Динамова (все романы, сборники рассказов, «Книга о себе», путешествия); каждый том сопровождается статьями и сводом отзывов американской и европейской критики о Драйзере. Изд-во «Молодая гвардия» выпускает сокращенное издание «Трилогии желания» под заглавием «История американского миллионера».

II. О Драйзере см. вступительные статьи к его сочинениям в издании «Земля и фабрика»; Динамов С., Теодор Драйзер, «Книгоноша», 1926, № 33; Бенни Я., О романах Теодора Драйзера, «Новый мир», 1928, IX; Раско Б., Творчество Теодора Драйзера, «На лит-ом посту», 1928, XI-XII.

III. Theodore Dreiser by Burton Lascol, N.-Y., 1925; Th. Dreiser, A Bibliography, by Ed. D. Mc Donald, Филадельфия, 1928; Dreiser before «Sister Carrie», by Ed. D. Mc Donald, «The Bookman», v. LXVII, № 4, 1928. Помимо этого к каждому тому собр. сочин. Д. в изд. «ЗИФ» прилагаются перев. иностранной критики о Д., в к-рую входят извлечения из указанных выше кн. Бэртона Раско, упом. ст. Мак Дональда «Драйзер до Сестры Керри » и др.

В начало словаря