Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
ЖУРНАЛЫ ЗАПАДА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф

ЖУРНАЛЫ ЗАПАДА

ЖУРНАЛЫ ЗАПАДА. - Как особая разновидность периодической печати в широком смысле слова Ж. появляется в Европе в XVII в., прежде всего в ученой среде. Этот старейший тип журнала представляет - подобно газете - более или менее случайный подбор различных сведений и сообщений. Но в то время как в газете этот материал черпали из политической области, в раннем Ж. его черпали в науке. Первый европейский Ж. появился во Франции, в начале 1665: «Journal des Savants» (сначала еженедельник, а затем двухнедельник, издававшийся Denys de Sallo, о чем см. подробнее у Karl’a Schottenloher в его книге: «Flugblatt und Zeitung», Berlin, 1922). За ним в том же году последовали в Англии «Philosophical Transactions», в 1668 в Риме - «Giornale de Letterati», в 1682 - издававшиеся на латинском языке в Лейпциге «Acta eruditorum» и т. д. Почти все названные Ж. были посвящены гл. обр. естественным наукам, художественная литература не находила в них отражения. Только в XVIII в. литература начинает постепенно проникать в Ж. Так напр. в Германии (а частью в Англии и Франции) чисто лит-ые Ж. вырастают из моралистических, количество к-рых в XVIII в. измеряется сотнями (Ж. Готшеда «Das Neueste aus der anmutigen Gelehrsamkeit» за 1761 насчитывает в своем указателе немецких периодических изданий, выходивших с 1713 по 1761, 178 названий моралистических Ж.). Наибольшей популярностью пользовался выходивший с 1724 в Гамбурге «Der Patriot», затем последовали: «Der aufrichtige Patriot», «Der allgemeine und allerseit verbessernde Patriot», «Der deutsche Patriot in der geselligen Welt» и т. п. (интересную характеристику немецких Ж. этого времени см. в книге Joachim Kirchner, Die Grundlagen des deutschen Zeitschriftwesens, Lpz., 1928). Но и первые литературные Ж. (а таким первым литературным Ж. в Германии можно считать Ж. Готшеда, ратовавшего за усиление воспитательного влияния поэзии на человека: «Beitrage zur kritischen Historie der deutschen Sprache, Poesie und Beredsamkeit», 1732-1744) проникнуты моралистическими тенденциями. «Для восходившей буржуазии XVIII в., - пишет в своем Очерке развития западных лит-р Фриче, - в Англии, уже перестраивавшей жизнь по своему образу и подобию, во Франции, готовившейся покончить со старым порядком и установить свое господство, в Италии, готовившейся повторить французский пример, в Германии, только еще пробуждавшейся в лице своей интеллигенции к классовому сознанию, - художественная литература была не чистым искусством, не средством эстетических переживаний, а прежде всего орудием классовой борьбы и классового воспитания, - борьбы против господствующего дворянского класса и воспитания членов своего буржуазного класса. Отсюда преобладающий моральный и гражданский характер лит-ры этой эпохи». Понятно так. обр., почему в этот период пользовались громадным успехом моралистические, в широком смысле слова, Ж. английских писателей - Аддисона (1672-1719) и Стиля (1672-1729) «The Tattler», «The Spectator», «The Guardian», к-рые оказывали такое влияние на немецкие моралистические Ж. Впервые литература появляетя уже в готшедовском моралистическом Ж. «Die vernunftigen Tadlerinnen» (1725-1726). Несмотря на то, что литература все больше начинает закреплять свои позиции, чисто лит-ые Ж. не могут удержаться и после того, как волна моралистической журналистики убывает. Пробудившееся политическое самосознание буржуазии требовало соответственной журналистики. Основанный напр. в Германии Шиллером Ж. «Horen» (1795-1797), который

должен был носить строгий литературно-эстетический характер, а в 1798 Ж. «Propylaen» того же направления потерпели неудачу; последний просуществовал всего два года. Как отмечает Schottenloher, безнадежной задачей было в это время напряженной политической борьбы увлекать людей в «мир красоты», чтобы заставить их забыть мир «грубой действительности». Тот тип литературного журнала, который выработался в результате борьбы между чисто политической и чисто лит-ой тенденцией, явился в сущности определительным для всех последующих форм широкой лит-ой журналистики. Это - сочетание общественно-политического и лит-ого материала, объединенного общностью устремлений и социальной установки. В Германии первым образцом такого Ж. был основанный в 1773 Виландом «Der deutsche Merkur». Самое название Ж. указывает на его связь с старейшим французским Ж. «Le Mercure Francois» (1605-1644), бывшим в XVII веке одним из важнейших органов французской конституционной партии; к этому французскому Ж. в известном смысле приближается Ж. Виланда (о «Mercure Francois» см. подробнее в книге P. Daniel Svetozar-Petric, Le groupe litteraire de la Minerve Francaise, P., 1927). Давая в своем Ж. место выдающимся представителям лит-ой современности (наряду с Глеймом, Якоби и др. здесь печатались Шиллер и Гёте), Виланд проводил определенную политическую линию. Он один из первых довольно тщательно разработал понятие «общественного мнения». Подобно журналу Виланда в Германии старейший литературный Ж. Англии

должен был носить строгий литературно-эстетический характер, а в 1798 Ж. «Propylaen» того же направления потерпели неудачу; последний просуществовал всего два года. Как отмечает Schottenloher, безнадежной задачей было в это время напряженной политической борьбы увлекать людей в «мир красоты», чтобы заставить их забыть мир «грубой действительности». Тот тип литературного журнала, который выработался в результате борьбы между чисто политической и чисто лит-ой тенденцией, явился в сущности определительным для всех последующих форм широкой лит-ой журналистики. Это - сочетание общественно-политического и лит-ого материала, объединенного общностью устремлений и социальной установки. В Германии первым образцом такого Ж. был основанный в 1773 Виландом «Der deutsche Merkur». Самое название Ж. указывает на его связь с старейшим французским Ж. «Le Mercure Francois» (1605-1644), бывшим в XVII веке одним из важнейших органов французской конституционной партии; к этому французскому Ж. в известном смысле приближается Ж. Виланда (о «Mercure Francois» см. подробнее в книге P. Daniel Svetozar-Petric, Le groupe litteraire de la Minerve Francaise, P., 1927). Давая в своем Ж. место выдающимся представителям лит-ой современности (наряду с Глеймом, Якоби и др. здесь печатались Шиллер и Гёте), Виланд проводил определенную политическую линию. Он один из первых довольно тщательно разработал понятие «общественного мнения». Подобно журналу Виланда в Германии старейший литературный Ж. Англии

       Журналы2

«Edinburgh Review» (1755, в Англии вообще впервые в Европе появилось ревю (обозрение), это - «Monthly Review», 1749-1831) стал ориентироваться на общественность. Как известно, Англия после Великой французской революции повела решительную политику подавления Ирландии и Шотландии, и «Edinburgh Review» боролось с английским влиянием, с моральным и политическим индиферентизмом шотландцев. В эпоху Великой революции большинство французских Ж., начавших с лит-ры, превратилось в политические органы, отражающие идеологию борющихся партий (роялистов, жирондистов и якобинцев). Революционная печать того времени в целом, как указывает Генрих Кунов, дает чрезвычайно поучительный материал для понимания революционного процесса и различных направлений, по которым шел этот процесс. «Революционная жизнь бьет из этой литературы несравненно сильней и с большей непосредственностью, чем из парламентских прений». Среди журналов этой эпохи выделяются реакционные «Деяния апостолов», «Французский Меркурий», либеральные «Парижский журнал», «Национальная газета» и «Курьер Прованса» Мирабо, Ж. жирондистов, «Курьер из Версаля в Париж и из Парижа в Версаль», «Французские и

брабантские революции» Камилла Демулена, якобинские журналы Прюдома, «Парижские революции», «Друг народа» (L’ami du peuple) Марата и др.

брабантские революции» Камилла Демулена, якобинские журналы Прюдома, «Парижские революции», «Друг народа» (L’ami du peuple) Марата и др.

       Журналы4

Основные вехи развития лит-ого Ж. уже намечают и формальные особенности этой разновидности прессы. Связанный через своих предшественников (научные и моралистически-общественные Ж.) с газетой, лит-ый Ж. часто в самом названии отражает еще газетные признаки. Так напр. столь распространенное название, как «Mercure» (Merkur у немцев, Merkurjus у поляков), происходит, по мнению Кирхнера, от слова Merkuries, которое в период англо-испанских войн обозначало последние военные известия и указывало на быстроту передачи сообщения. Этим и объясняется первоначальное использование этого наименования для газеты. Точно так же в названии немецких лит-ых Ж. XVIII века «Briefe» (Письма - напр. название первого подлинно-значительного литературно-критического Ж., издававшегося Лессингом и Николаи, - «Briefe, die neueste Literatur betreffend», 1759) есть следы газетного происхождения Ж.; старейшие образцы газет известны именно в форме писем (см. об этом в названной книге Кирхнера). От исторически-политической журналистики идет и особенно распространенная в ранних литературно-критических Ж. диалогическая форма, введенная Томазиусом в 1688 еще в первом общелитературном (а не узко научном) Ж. на немецком языке и продолженная напр. в смешанном литературно-критическом Ж. Тенцеля «Monatliche Unterredungen einiger guten Freunde von allerhand Buchern und anderen annehmlichen Geschichten» (1689-1698). Размеры и характер периодичности отдельных лит-ых Ж. также создают постепенность в переходе от газеты к Ж. Если напр. выходивший в 1833-1834 в Париже «космополитический» (желавший отражать лит-ое движение главнейших европейских стран) Ж. «L’Europe Litteraire» появлялся в почти газетном формате три раза в неделю (см. посвященную этому Ж., а также его предшественникам, работу Thomas K. Palfrey, L’Europe litteraire, un essai de periodique cosmopolite, P., 1927), то современный французский еженедельник «Les

Nouvelles Litteraires» (пли приближающийся к нему польский «Wiadomosci literackie»), сохраняя формат газеты, является уже еженедельным Ж., а современный немецкий еженедельник «Die literarische Welt» (Берлин) уже отказался от газетного формата. В области научного литературоведения мы имеем только Ж. (напр. немецкий «Euphorion»), литературно-критические произведения дают и «газетоподобные» Ж., и ежемесячники, и т. п. То же относится и к чистым литературно-художественным периодическим изданиям и ко всякого рода «petites revues», являющимся органами определенной группы и помещающим гл. обр. произведения «своих» (например современный французский ежемесячник «La Muse Francaise», где почти исключительно печатается художественный материал - стихи и проза). Наибольшей сложностью отличается конечно основной тип литературного журнала - журнал литературно-политический. Так напр. современный французский Ж. - «La Nouvelle Revue Francaise» - складывается обычно из основного - отличного от прочих и по шрифту - отдела, куда входит художественный материал, статья, трактующая злободневную политическую тему в связи с какой-нибудь работой, ей посвященной, и раздела «Notes» - рецензий

Nouvelles Litteraires» (пли приближающийся к нему польский «Wiadomosci literackie»), сохраняя формат газеты, является уже еженедельным Ж., а современный немецкий еженедельник «Die literarische Welt» (Берлин) уже отказался от газетного формата. В области научного литературоведения мы имеем только Ж. (напр. немецкий «Euphorion»), литературно-критические произведения дают и «газетоподобные» Ж., и ежемесячники, и т. п. То же относится и к чистым литературно-художественным периодическим изданиям и ко всякого рода «petites revues», являющимся органами определенной группы и помещающим гл. обр. произведения «своих» (например современный французский ежемесячник «La Muse Francaise», где почти исключительно печатается художественный материал - стихи и проза). Наибольшей сложностью отличается конечно основной тип литературного журнала - журнал литературно-политический. Так напр. современный французский Ж. - «La Nouvelle Revue Francaise» - складывается обычно из основного - отличного от прочих и по шрифту - отдела, куда входит художественный материал, статья, трактующая злободневную политическую тему в связи с какой-нибудь работой, ей посвященной, и раздела «Notes» - рецензий

       Журналы6

на книги по всем видам искусства, внутренних и международных лит-ых обозрений и т. д. Примерно та же конструкция характерна и для современного немецкого литературно-политического журнала «Die neue Rundschau» и т. п. Конструкция лит-ого журнала стоит в тесной связи с периодичностью его выпуска. Характер этой последней, наметивший, как выше указано, переход от газеты к Ж., претерпел со времени выхода первых Ж. существенные изменения. Так, если сейчас выпуск журнала точно закрепляется, то в XVIII в. понятие периодичности было очень широким: Ж. выходили часто без определенных указаний о выходе следующего номера, иногда, правда, с соответственной оговоркой со стороны издателя. Устанавливая в зависимости от периодичности выхода Ж. деление на два основных типа - толстый и тонкий Ж., прежде всего надо выделить толстый Ж. с редкой периодичностью, приближающийся к «трудам обществ». Из иностранных современных журналов этого типа (научно-литературоведческих) можно напр. назвать «Deutsche Vierteljahrsschrift fur Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte». Материал этих Ж., посвященных общим и частным проблемам, - статьи

принципиального характера с ярко выраженной методологической установкой; характерно для данных журналов и то, что в них почти нет библиографии; последняя заменяется широкими обзорами, также с методологическим уклоном. Переход от рассматриваемого типа к тонкому журналу дает обычный ежемесячный Ж. с его разделами: литературно-художественным (куда входят и критические обзоры) и общественно-политическим при обязательном наличии библиографии, выделяемой по шрифту, а порой и отдельной пагинацией. Своеобразный тип ежемесячника - смешанный художественно-литературный и политически-бытовой Ж., снабженный иллюстрациями, как например во Франции «Varietes», в Германии - «Der Querschnitt» и т. п. Являясь органами левых литературных групп (дадаистов, футуристов и т. п.), эти журналы строятся по принципу острой подачи материала, совершенно лишены «академизма», свойственного в той или иной мере другим толстым Ж., и используют иллюстрации в качестве самостоятельного отдела журнала. Здесь таким

принципиального характера с ярко выраженной методологической установкой; характерно для данных журналов и то, что в них почти нет библиографии; последняя заменяется широкими обзорами, также с методологическим уклоном. Переход от рассматриваемого типа к тонкому журналу дает обычный ежемесячный Ж. с его разделами: литературно-художественным (куда входят и критические обзоры) и общественно-политическим при обязательном наличии библиографии, выделяемой по шрифту, а порой и отдельной пагинацией. Своеобразный тип ежемесячника - смешанный художественно-литературный и политически-бытовой Ж., снабженный иллюстрациями, как например во Франции «Varietes», в Германии - «Der Querschnitt» и т. п. Являясь органами левых литературных групп (дадаистов, футуристов и т. п.), эти журналы строятся по принципу острой подачи материала, совершенно лишены «академизма», свойственного в той или иной мере другим толстым Ж., и используют иллюстрации в качестве самостоятельного отдела журнала. Здесь таким

       Журналы8

образом создается естественный переход к тонкому журналу - двухнедельному и еженедельному, чаще всего иллюстрированному, и отличающемуся от толстого Ж. более

образом создается естественный переход к тонкому журналу - двухнедельному и еженедельному, чаще всего иллюстрированному, и отличающемуся от толстого Ж. более

       Журналы10

яркой установкой на злободневность и фактичность. Из тонких журналов можно - кроме названных выше - отметить во Франции «Monde» и т. п.

Порой создается заметная разница между еженедельным и двухнедельным тонким журналом. В двухнедельнике пропадает иллюстрация, тщательней становится библиография и т. п. Такой двухнедельник - естественный этап на пути от обычного ежемесячного литературно-политического Ж. к неиллюстрированному лит-ому (чаще всего критико-библиографическому) еженедельнику, типа напр. немецкого еженедельника «Die literarische Welt».

Библиография:

Периодическая печать на Западе, Сборн. статей, изд. «Образование», СПБ., 1904 (статьи: Берлин П., Очерки современной журналистики; Гроссман Г., Периодическая печать в Германии; Звездич П., Развитие печати в Австрии; Сатурин Д., Очерк периодической печати в Англии; Лабриола А., Периодическая печать в Италии; Смирнов Е., Периодическая печать во Франции; Пименова Е., Очерк истории развития печати в Англии; Гурвич П., Американская печать); Полнер Г. П., Культурные мотивы иностранной журналистики, «Русская мысль», 1895, X, XI; Лозанн С., Ее величество пресса (о французской печати), с предисловием С. Ингулова, М., 1926; За кулисами французской печати, Сборн., предисловие К. Радека, Гиз, М. - Л., 1926; Один час моей карьеры. Из воспоминаний двадцати семи французских журналистов, перев. Г. В. Паукера, Гиз, Л., 1928; Стеклов Ю., За кулисами современной печати, М., 1926. Подроб. указания по странам см.: Мезьер А. В., Словарный указатель по книговедению, Л., 1924, стр. 187-190; 793-795; Dovifat E., Der amerikanische Journalismus, mit einer Darstellung der journalistischen Berufsbildung, Stuttgart, 1927; Kirchner J., Die Grundlagen des deutschen Zeitschriftenwesens. Mit einer Gesamtbibliographie der deutschen Zeitschrift bis zum Jahre 1790, B. I, Lpz., 1928; Andrews A., History of British Journalism, 2 vv., L., 1859; Kautsky K., Der Journalismus in der Sozialdemokratie, «Die neue Zeit», 24 Jhrg. 1905-1906; Williams J. B., A history of English Journalism to the foundation of the Gazette, L., 1908; Gonzalez-Blanco E., Historia del periodismo desde sus comienzos hasta nuestra epoca, Madrid, 1919; Junker S. C., Grundriss der Journalistik, W., 1920; Rosi O., Journalistische Dialektik, W., 1920; 1921; Warren L., Journalism, L., 1922; 1924; Yost C. S., The Principles of Journalism, N.-Y., 1924; Thorn A. F., Journalism to day, 1924; Fechter P., Dichtung und Journalismus; Bleyer W. G., The history of american journalism, N.-Y., 1927; Menz G., Die Zeitschrift. Eine wirtschaftsgeschichtliche Studio, Stuttgart, 1928; Baumert D. P., Die Entstehung des deutschen Journalismus, Munchen, 1928, Cannon C. L., Journalism, a bibliography, N.-Y., 1924.

В начало словаря

© 2000- NIV