Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "А" (часть 2, "АВР"-"АЙЗ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АВР"-"АЙЗ")

АВРОРА

АВРОРА - богиня утренней зари у древних римлян (греч. Эос).

АВСЕЕНКО

АВСЕЕНКО Василий Григорьевич (1842-1913) - беллетрист, критик и публицист реакционного направления; из дворян; служил чиновником особых поручений. Как беллетрист Авсеенко выступил в 1865 (повесть «Буря» в журн. «Русский вестник», под псевдонимом В. Порошина). Из романов А. особенно характерны: «Из-за благ земных», «Млечный путь» (1875), «Скрежет зубовный» (1878), «Злой дух» (1881), появившиеся впервые в названном журнале. А. состоял (1883-1896) издателем «С.-Петербургских ведомостей».

Библиография:

I. Собр. сочин., изд. в 12 тт., СПБ., 1904-1905.

II. Михайловский Н., Собр. сочин., тт. III и IV, СПБ., 1909-1914; Головин К., Русский роман и русское об-во, изд. 3-е, СПБ., 1914 (1-е, 1897); Фаресов А., Отживающие идеалы и типы, «Исторический вестник», кн. VII, СПБ., 1914.

АВСОНИЙ

АВСОНИЙ - см. Авзоний.

АВСТРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

АВСТРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - см. Немецкая литература.

АВТОБИОГРАФИЯ

АВТОБИОГРАФИЯ - см. Мемуарные жанры.

АВТОГРАФ

АВТОГРАФ - подлинная авторская рукопись, а также собственноручная подпись, надпись какого-нибудь лица. Собирание А., имевшее место уже в древности, вошло в моду во Франции в конце XVI века, когда собирались преимущественно А. исторических документов с научной целью. С середины XVIII в. начинает преобладать чисто коллекционерский интерес. А. становятся предметом торговли и даже фальсификации. Появляются аукционы А. (с 1801 в Париже), выставки А. (с 1842), каталоги А. (с 1822 в Париже). Для удостоверения в подлинности А. стали издаваться сборники факсимиле (Delarue, Isographie des hommes célèbres, 1843; The autographic mirror, 1864-1866; Weigel, Autographie - Prachtalbum, 1858; Deutsche Dichter u. Denker der Gegenwart, 1885, и др.). Имеются периодические издания для коллекционеров автографов (в Париже - «L’amateur des autographes»; в Дрездене - «Mitteilungen für Autographensammler»; в Лондоне - «The Archivist»; в Нью-Йорке - «The Collector»). Наиболее значительными собраниями А. обладают: Национальная библиотека в Париже и Британский музей в Лондоне: в СССР - Росс. публичная библиотека, Академия наук (Ленинград), Публичная библиотека СССР им. Ленина, Толстовский музей, Исторический музей (Москва) и др. Спрос на А. породил особый литературный жанр «надписей в альбом», посвящений, мадригалов и т. п., в России весьма распространенный в первую половину XIX в. Подлинно научное значение изучение А. получает к концу XIX в. как важнейшее средство определения авторства и установления канонического текста, испорченного часто искажениями типографий, редакций, цензуры. Изучение А. (подлинных рукописей, черновиков, корректур) становится нередко важным моментом методики научного познания художественного произведения в его «творческой истории» (см.).

Библиография:

История собирания А.: Larousse, Grand Dictionnaire universel. Значение А. для изучения творческой истории: Л., Творческая история «Горе от ума», 1920 («Творческая история», сб., ред. Н. К. Пиксанова, М., 1927). О приемах работы над А. и их изданием: Гофман М., Пушкин, П., 1922; Томашевский, Писатель и книга, Л., 1928; Witkowski, Textkritik u. Editionstechnik neuerer Schriftwerke, 1924.

АВТОКРИТИКА

АВТОКРИТИКА - самокритика, соображения писателя о своем произведении или о себе самом как авторе. А. встречается в письмах, автобиографиях, предисловиях и послесловиях, наконец даже в виде целых произведений. Значение А. для изучения литературы заключается в том, что А. помогает раскрыть авторский замысел, так наз. «творческую историю» (см.) произведения, уяснить воззрения автора на задачи искусства, психологию творческого процесса и пр. Многое из А. писателя в течение времени становится прочным достоянием критики. Однако ни истолкование автором своих художественных произведений, ни собственная оценка их достоинств и недостатков не могут быть приняты без соответственной проверки на анализе самих произведений. В силу тех или иных, чисто субъективных причин поэт-художник иногда хуже других может понять истинный смысл и значение своих произведений.

Образцы А.: Гончаров, «Лучше поздно, чем никогда»; Тургенев, «По поводу «Отцов и детей»; Толстой Л., «Несколько слов по поводу книги „Война и мир"»; Гоголь, Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ» и известные соображения, высказанные им в художественной форме по поводу «Ревизора» («Театральный разъезд после представления новой комедии «Развязка Ревизора»).

АВТОРСКОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВЦЕЛИУС

АВЦЕЛИУС Арвид-Август (Afzelius, 1785-1871) - шведский романтик (так наз. готской школы). Составил сборник старинных шведских народных песен «Svenska folkvisor från forntiden» (1814-1817). А. издал также сказания шведского народа «Svenska folkets sago häfder» (1839-1870). Из собственных сочинений А. популярностью пользовались некоторые романсы.

Библиография:

Брандес Георг, Собр. сочин., т. II.

АГАДА

АГАДА (Agada или Hagada) - большая область талмудической литературы, содержащая афоризмы и поучения религиозно-этического характера, исторические предания и легенды, долженствующие облегчить применение «кодекса законов», так наз. «галахи», - смягчать суровое действие религиозного закона. Возникновение А. относится ко II в. до христ. эры (кн. Юбилеев). При своем возникновении А. была устной, но затем устный А. материал собирался и записывался. А. представлена в виде целого ряда различных «мидрашей» (от darasch - изучать), снабжавших библейский текст обширными комментариями и толкованиями. А. противопоставляется «галахе», но по существу связь между ними органическая: одна дополняет и обосновывает другую. «Галаха» стремилась дисциплинировать народную жизнь путем теоретически разработанного ритуала, А. же только пропагандировала, истолковывала писание и зачастую в весьма привлекательной поэтической форме. Обычными жанрами агадистов были: притчи, параболы, басни, аллегорические и гиперболические рассказы. С большой любовью и часто с большим мастерством агадисты применяли символические формы повествования, культивировали монолог и диалог. В своей критике событий они проявляли нередко большую смелость суждения, не щадили ни пророков, ни патриархов, ни даже самого законодателя Моисея и не стеснялись вводить в свои диалоги в качестве равноправного собеседника и самого бога. Несмотря на обилие противоречий в изречениях и афоризмах разных агадистов, творчество их отражало в общем недовольство народных масс установленными религией законами, религиозное вольнодумство, стремление к обновлению религии как в этическом, так и в эстетическом отношениях; нередко это вольнодумство граничило с атеизмом, и тут-то неумолимая «галаха» пресекала процесс освобождения от религиозных норм. В течение многих веков А. была для народных масс весьма популярной и единственной формой духовного общения: трибуной, эстрадой, мистерией, сатирой, хвалебным гимном и колыбельным напевом. А. давала характеристики общественной среды и отдельных ее представителей, символы аскетизма, вероотступничества и богоборчества, художественно реалистические картины быта, проникнутые освежающим юмором. Ее художественная повествовательность моментами принимала характер трагического эпоса, особенно на фоне богоборчества. Эти моменты ярко запечатлелись в прекрасной легенде о смерти Моисея, к-рый на закате своей жизни борется за бессмертие, не приемлет смерти; он спорит и борется с богом в самую последнюю минуту жизни. Такова художественная правда А., придерживающейся пессимистического взгляда на человека, хотя по своим философским тенденциям она считает веру в бессмертие и радужное будущее руководящим принципом в жизни человека.

Вся еврейская литература пронизана элементами А. Мы встречаем их в абстрагированной форме у Бялика (см.) в его поэме «Свиток о пламени». Своеобразно преломлялась А. в еврейском фольклоре и в литературе на еврейском языке (идиш). Они являют определенную тенденцию низводить библейско-агадические образы с «синайских высот» на реальную почву, в самую гущу повседневного быта. В фольклоре это снижение библейско-агадических образов мы встречаем в так наз. «пурим-шпил» - юмористических и сатирических пьесках, которые примитивно разыгрывали в праздник «пурим». В уста библейских персонажей часто вкладывались едкие характеристики местечковых общественных заправил, «ново-испеченных буржуа», эксплоататоров нищеты... В «пурим-шпил» агадическое начало потеряло свой религиозный характер; более того, в некоторых вариантах этих произведений еврейского фольклора мотивы А. использованы в антирелигиозном смысле.

В еврейской художественной литературе библейско-агадические образы значительно интимизированы. У Менделе Мойхер-Сфорим (Ш. Абрамовича) (см.) сказывается влияние Агады как притчи и параболы, особенно в его «Кляче». У Шолом-Алейхема (см.) юмор в значительной степени питается игривыми талмудическими изречениями, библейскими афоризмами житейской мудрости, к-рыми его экспансивные персонажи как бы музыкально сопровождают каждый свой жест; особенно заметна эта «агадическая» черта в его «Тевье молочник» (Тевье дер милхикер). Шолом Аш (см.) создал в своем произведении «Шлойме ногид» тип благодетельного местечкового богатея по образу и подобию одного из предков-патриархов и вообще часто придает своим бытовым персонажам характерные свойства библейских фигур. Наиболее полно воплотил агадическое начало И. Л. Перец (см.) в своих «Folkstimliche Geschichten» (Из уст народа): - он как бы осуществил самую потаенную идею А. - преодоление национальной косности и исключительности, столь поощряемых «галахой», и стремление к универсализму.

Библиография:

Легенды и изречения А. собраны и изданы Х. Н. Бяликом и И. Х. Равницким на древнееврейском и еврейском яз. Есть русский перев. С. Г. Фруга (Берлин, изд. С. Д. Зельцмана). Наиболее полные указатели А. литры: Перла, Ozar leschon chachamim, Варшава, 1900; Himan, Bet Waad Lachachamim, 1902; основн. труды: Фин и Каценеленбоген, Мировоззрение талмудистов, тт. I-III, СПБ., 1874-1876; Bacher A., Der Tanaiten, I-II Bde., Strassburg, 1884-1892; Его же, A. d. babylon. Amoräer, 1878 и A. d. palästin. Amoräer, 3 тт., 1892-1899; Weiss, Dor wedorschow, тт. I-III.

АГАМАЛЫ-ОГЛЫ

АГАМАЛЫ-ОГЛЫ Самед-Ага (1867-) - председатель ЦИКа АССР и один из председателей ЦИКа ЗСФСР, известен своею деятельностью на поприще распространения нового тюркского (латинского) алфавита. Происходит из крестьян Казахского уезда (деревня Кырак-Кесемен). В 1887 поступает в Гандже на службу. С 1888 ведет подпольную революционную работу. Революционные события (1904-1905) застают его в Гандже, где он является свидетелем разгрома «Гуммет» - соц.-дем. организации среди мусульман. В 1924 А. впервые подготовил к печати и издал, снабдив своим предисловием, знаменитый памфлет Мирза-Фетх-Али-Ахун-Задэ под названием «Кямалуддовле и Джамалуддовле». Участвует в большинстве газет и журналов, выходящих в Азербайджане.

Библиография:

Литературные работы А.: Куда мы идем? (О новом тюркском алфавите), Баку, 1924; Культурные вопросы в тюркском мире, М., 1924; Две культуры (на русск. яз.), Баку, 1927.

АГАПОВ

АГАПОВ Борис Николаевич (1899-) - поэт. Литературную деятельность начал в Тифлисе, откуда в 1922 переехал в Москву. А. участвовал совместно с К. Зелинским, В. Инбер и Сельвинским в организации «Литературного центра конструктивистов», работая над созданием идеологической и формальной программы этой литературной группировки. В первом сборнике «центра» («Госплан литературы», 1924) выступил с рядом стихотворений и повестью в стихах «Топчук».

АГАРОНЯН

АГАРОНЯН Аветис (1866-) - современный армянский беллетрист. Р. в г. Игдир, начал писать в 90-х гг. прошлого столетия, гл. обр. мелкие рассказы из жизни армян беженцев, прибывших в Закавказье после сасунской резни. В дальнейшем А., под влиянием западно-европейского символизма, пишет целый ряд пьес и романов: «Черная птица», «Долина слез» и др. Ему принадлежат также удачные очерки и рассказы: «В Италии», «В швейцарской деревне», «На большой дороге», «На улице» и т. д. А. является идеологом буржуазного национализма.

АГАСФЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГАФОН

АГАФОН (правильнее Агатон) (кон. V в. до христ. Эры) - афинский трагик, младший современник Еврипида, пытавшийся реформировать трагедию. Его попытки выражались в отказе от традиционных мифологических сюжетов и превращении партий хора во вставные номера, не связанные с сюжетом трагедии. От произведений А. сохранились лишь незначительные отрывки.

АГАЯН

АГАЯН Хазарос (1840-1911) - армянский писатель-педагог. Окончил Тифлисскую армянскую семинарию. По настоянию приятелей А. едет для пополнения своих знаний в Петербург, где работает в Академии наук в качестве наборщика. В 1867 возвращается обратно в Тифлис и посвящает себя литературной и педагогической деятельности. А. известен как романист, детский писатель и собиратель памятников народного творчества, Из произведений А. заслуживают внимания: «Арутюн и Манвел», «Две сестры», «Анаид», «Арег Назан», «Кор-Оглы». А. перевел «Сказку о рыбаке и рыбке» Пушкина. Из публицистических работ А. можно отметить «Страницу нашей новейшей истории», «Главные события моей жизни» и т. д. А. составил целый ряд учебников родного яз. Литературная и педагогическая деятельность А. целиком посвящена внедрению просвещения в толщу армянских трудовых масс.

АГГЕЙ

АГГЕЙ - герой древней легенды о гордом правителе, передающейся во многих версиях. Бог наказал его за гордыню: послал ангела, к-рый принял вид подлинного А., последний же остался на берегу реки без коня и платья. С этого момента начинаются тяжелые испытания А.: его всюду бьют, смеются над ним, принимают за сумасшедшего, т. к. он выдает себя за правителя. По одной версии, раскаявшийся А. был возвращен богом к власти, по другой - он от нее отрекся и остался с нищими-слепцами, с к-рыми странствовал. Во всех версиях легенды одна и та же идея: гордость, заносчивость и жестокость наказываются. Легенда эта видоизменялась, переходя от одного народа к другому. По мнению одних исследователей первоисточниками легенды служат сказания о царе Давиде и олене или о царе Соломоне и Асмодее. Другие ученые полагают, что эти еврейские сказанияявляются переработкой более древней индийской легенды (Pantchatantra), занесенной в Персию и оттуда заимствованной евреями. В России легенда эта встречается в «Палее», содержащей толкование ветхозаветных сюжетов и апокрифов (Тихонравов - по списку 1477, Пыпин - по списку 1494), под названием «Сказание о Соломоне и Китоврасе». В новой русской литературе этот миф послужил сюжетом для В. Гаршина, написавшего «Сказание о гордом Аггее» (М., 1904), и Л. Н. Толстого («Неизданная пьеса Толстого» в сб. ст. «Толстой и о Толстом», М., 1926).

Библиография:

Веселовский А. Н., Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине, СПБ., 1872; Warnhagen H., Ein indisches Marchen auf seiner Wanderung, Berlin, 1882.

АГГЕЛ

АГГЕЛ - по установившемуся в русской речи употреблению означает падшего ангела, «служителя дьявола». Напр.: «Отыдите от меня проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и А. его». Первоначально же слово «А.» было равнозначно слову «ангел».

АГЕЕВ

АГЕЕВ Фахрель-Ислам (1887-) - первый татарский писатель для детей. Р. в дер. Тенишево, Краснослободского уезда, Пензенской губ. Получив начальное образование в старометодной деревенской школе, поступает в медрессе, откуда, не желая подвергаться часто практиковавшимся физическим наказаниям, скоро уходит. В 14 лет нанимается работником к одному купцу и уезжает на Дальний Восток, где проходит тяжелую школу труда. В 1905 в Харбине учитель Буткевич увлекает А. идеей освобождения рабочего класса. А. принимает участие в подпольных собраниях рабочих-железнодорожников КВЖД, в профессиональном движении и организует забастовку среди своих товарищей, за что увольняется. В 1906 А. приезжает в Казань, где сдает экзамен за курс среднего учебного заведения. С 1907 печатает свои статьи в газ. «Эхбар», «Эль Ислах», «Кояш», в журн. «Мектеб», «Анг». В 1912 издает детский журн. «Ак-йул», к-рый кладет начало детской художественной литературе на татарском яз. Как по своему содержанию, так и по изяществу издания журнал этот создает А. большую популярность в татарском мире. За А. признается авторитет незаурядного знатока психологии детей. Написанные с большим художественным чутьем рассказы А., помещенные в «Ак-йул»’е, читались детьми с большой любовью. Наиболее известным произведением А. в послеоктябрьский период является его поэма «Бокре айак тавок» (Кривоногая курица), в к-рой автор в доступной и занимательной для детей форме рассказов из животного мира изображает моменты классовой борьбы.

Помимо своей многолетней литературной работы А. заслуживает внимания и как общественный работник. Педагог с 1908 по 1915 включительно, А. в 1915, по распоряжению казанского губернатора, устраняется из школы за политическую неблагонадежность. С 1917 по 1922 работает в родной (Усть-рахманской) волости в качестве председателя волкомбедноты, до ликвидации комбедов, после чего является неизменным делегатом на уездных съездах советов, одним из организаторов издающейся в Пензе газеты «Сабанче» (Крестьянин). А. кроме того возглавляет организационно-педагогическую работу среди татар Пензенской губ., будучи зав. тюрк. отд. и председателем губ. Совнацмена. Затем работает в Москве, являясь методистом-инспектором Наркомпроса РСФСР, одним из активных организаторов татарского кооперативного издательства «Нашрият», секретарем татарской секции Центр. изд-ва народов СССР, и ответственным руководителем Центрального татарского драматического передвижного театра в Москве.

АГИЛЕРА

АГИЛЕРА Вентура Руис (Ventura Ruiz Aguilera, 1820-1880) - испанский поэт, известный своими песнями в духе народной испанской лирики, собранными в «Ecos nacionales» (1849), «Elegias y Armonias» (1863), «Estaciones del ano» (1879). А. был выразителем настроений и стремлений мелкой испанской буржуазии. Непосредственное влияние на него оказал Беранже (см.).

Библиография:

Полное собрание стихотворений А.: «Obras Completas», Madrid, 1873.

АГИОГРАФИЯ

АГИОГРАФИЯ - см. Жития святых.

АГИТАЦИОННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГНЕЦ

АГНЕЦ - животное (ягненок, козленок), приносившееся в жертву всесожжения (Быт., 22, 7, Ис., 43, 23). В Библии А. - поэтический образ, символ терпеливого, кроткого человека. У пророка Иеремии (50, 17) еврейский народ в целом уподобляется безгласно-покорному агнцу, ведомому на заклание. У пророка Исайи агнец символизирует еврейский народ, искупивший своими страданиями грехи предков и других народов. В христианской апокалиптике А. божий или просто А. - название Иисуса Христа или Христа как мессии. А. - распространенный поэтический образ в молитвах и христиан и евреев. В художественной литературе, особенно в поэзии, этот образ часто употребляется, как символ смирения и покорности («смиренный А.»).

АГНИ

АГНИ (древнеиндийское agni - огонь) (ср. латинск. ignis, русское огонь) - индийское божество огня. Гимны к А., которыми начинаются почти все 10 книг Риг-Веды, восхваляют его как посредника между богами и людьми, домашнего жреца богов и бессмертного гостя смертных, щедрого подателя благ и защитника людей от демонов, нищеты и голода. Религиозно-эпические произведения - пураны и Хариванса - очеловечивают его. Позднее значение А. умаляется: он становится одним из восьми богов-миродержцев, царящим на юго-востоке.

АГНИВЦЕВ

АГНИВЦЕВ Николай (1888-) - поэт, из дворян. Литературная деятельность А. распадается на три периода: дореволюционный, эмигрантский и период после возвращения А. в СССР (1923). В первый период основные мотивы его поэзии - экзотика, эротика и идеализация феодально-аристократического мира. В дальнейшем основным настроением становится сменовеховский национализм. Последний же период творчества А. посвящен будням советского быта. Известен и как автор ряда книжек для детей. Их основная задача - дать «научно-популярный рассказ в стихах».

Библиография:

От пубры до грузовика, стихи 1916-1926, изд. автора, М. - Л., 1926; Как примус захотел Фордом сделаться, «Радуга», Л., 1924; Октябренок-постреленок, изд-во «Октябренок», М., 1925; Кит и снеток, «Радуга», Л., 1927; Рикша из Шанхая, «Молод. гвардия», 1927; Спор между домами, Рязань, 1925 и 1928, и др.

АГОН

АГОН (греч. ’αγων, борьба, состязание) - словесный спор, столкновение мнений, - композиционный элемент древнеаттической комедии; начало А. - в словесных диспутах в трагедиях Еврипида. В комедии - это часть, идущая за пародом (см.) и заключающая спор действующих лиц, в к-ром побеждает лицо, выражающее идею автора. Так у Аристофана в «Облаках» идет спор Правды с Кривдой, в «Осах» - Бделиклеона с Филоклеоном о взаимоотношении отца и сына, в «Птицах» Пистетер доказывает законность возвращения утерянных птицами прав на всемирное владычество. А. в комедии - это композиционный центр, в к-рый стягивается смысловое содержание комедии, отражающей интенсивную динамичность и противоречия жизни.

АДАМ

АДАМ - по Библии - первый человек, прародитель человечества. Библейский рассказ о сотворении А. и Евы, грехопадении и изгнании их из рая (кн. Бытия, I-V) породил обширную литературу апокрифического характера. Наиболее крупным памятником этого рода является так наз. «А. книга», в к-рой описана жизнь А. и Евы после изгнания из рая. История первых людей часто служила темой для мистерий (русская мистерия XVII в. - «Жалостная комедия об А. и Еве»).

АДАМ ДЕ ЛА ГАЛЬ

АДАМ де ла ГАЛЬ (Adam de la Halle, 1240-1287) - французский трувер. Среди его произведений особенно выдаются «Jeu de Robin et Marion» (Комедия о Робэне и Марион) и «Le jeu d’Adam», нечто вроде комических опер, или вернее «водевилей», реалистически рисующих городской и крестьянский быт. А. - автор множества мелких произведений (песен, игр), имеющих большое значение и в истории музыки (Bartsch C., Einfuhrung in das Studium der altfranz. Literatur, H., 1913 (библ.)).

АДАМИЗМ

АДАМИЗМ - см. Акмеизм.

АДАМОВИЧ

АДАМОВИЧ Георгий Викторович (1894-) - поэт-акмеист, образование получил в СПБ. университете. До 1923 успел напечатать два сборника стихов: «Облака» (1916) и «Чистилище» (1922). В 1923 А.эмигрировал в Берлин и примкнул к резко-враждебным СССР группировкам. Последние годы печатается в эмигрантском журнале «Благонамеренный».

АДАМОВ-МАРКОВИЧ

АДАМОВ-МАРКОВИЧ Пайя-Павел (1855-1907) - сербский беллетрист-народник, основатель еженедельника «Бранково-Коло», вокруг к-рого А. сгруппировал лучшие литературные силы. Он рано освободился от влияния романтизма и стал реалистом-бытописателем сербской деревни. Лучший рассказ А. - «Мой старший брат» - переведен на русск. яз. («Вестник иностранной литературы», VI, 1905).

Библиография:

«Бранково Коло», № 5-6, 1907; «Летопис Матице Српске», П., 1907.

АДАМС

АДАМС Самюэль Гопкинс (Samuel Hopkins Adams) - современный сев.-американский писатель, автор сенсационного романа «A Revery» (1926) (о закулисной жизни президента САСШ Гардинга). Драма А. на эту же тему была в Америке запрещена.

АДАН

АДАН Поль (Paul Adam, 1862-1920) - французский писатель. Происходит из славянской семьи. Дед его - участник наполеоновских войн, к-рым А. посвятил ряд своих исторических романов. Первоначально его литературными попутчиками были Гюисманс (см.) и Ренье (см.). В последние годы жизни А. сдружился с писательской группой «Аббатство» (см.). Первая книга А. - «Chair Molle» (Безвольная плоть, 1885) написана в чисто натуралистическом жанре. Автор резко раскрыл бытовые секреты французского буржуазного общества, вызвал бурю негодования и даже подвергся судебному преследованию по обвинению в оскорблении общественной нравственности. После нашумевшего первого произведения А. развил необыкновенно энергичную деятельность. Он написал около 40 крупных романов и большое количество статей по общим вопросам культуры, искусства и истории нравов. А. - яркий представитель литературы буржуазных интеллигентов Франции, метавшихся от натурализма к мистике и спиритуализму символистов, от исканий утопического социализма к идеологии французского империализма, к идеализации французской колониальной политики, «долженствующей объединить Восток и Запад». В его произведениях можно найти весь комплекс характерных для империализма идей расового и национального превосходства, культурной миссии, осуществляемой насилием над «низшими расами» и народами, военной доблести как высшей нравственной и национальной ценности и т. п. Этому идеологическому комплексу А. соответствует не менее типичная тематика многих его произведений с их воинственными и бесстрашными героями, людьми воли и темперамента, с их «батальной живописью», с их идеализацией, даже апофеозом войны. Излюбленные жанры прозы у писателей этого направления - колониальный роман и повествование о воображаемых или действительных империалистических войнах. И в этом отношении А. не составляет исключения. Его «La ville inconnue» (Неведомый город) - роман о колониальной экспедиции, а известные произведения наполеоновского цикла - попытки создания военной эпопеи. В этих романах особенно отразились свойственные творчеству А. противоречия: он одновременно полумистик и реалист, психолог и бытописатель, но их основная линия выделяется достаточно четко. Автор прославляет силу и ее носителя - Наполеона I. Империалистическая буржуазия Франции должна была перед войной 1914-1918 возродить старый культ Наполеона. Его победы и завоевания, грандиозный размах его военных предприятий, его упорное стремление к мировому господству, - все это было для нее прообразом грядущего величия империалистической Франции. Этот новый культ Наполеона резко отличается от прежнего, к-рому отдали дань крупные французские, и не только французские, поэты XIX в. Они еще не отделяли Наполеона и его дела от Великой революции. Для них Наполеон был столько же воплощением силы, сколько свободы и равенства. В этом была несомненная идеализация Бонапарта, но и доля истины, т. к. объективно, помимо своей воли, он продолжал своими войнами дело революции, распространял ее идеи по Европе. В романе «Сила» А. разрывает все те связи, к-рые некогда соединяли Наполеона с революцией. В его лице символизируется идея мирового господства, воплощена и прославлена латинская раса, идеалом к-рой является не осуществление «прав человека», а безграничное могущество и подчинение других рас. Теми же националистическими и империалистическими тенденциями проникнут роман «Тресты», в к-ром потомки разбогатевшей на войне буржуазной семьи из романа «Сила» продолжают дело отцов, столь же патриотичное, как и прибыльное, в условиях капитализма нового века. При таком умонастроении особенной ценностью для А. становится воля как залог прославляемой им силы («Force»). Тема воли проходит через все его романы. Его «Soi» (Свое «я», 1886), «Être» (Быть, 1888), «En décor» (Среди чужих, 1890), «Coeurs utiles» (Самоотверженные сердца, 1892), особенно «Robes rouges» (Красные мантии, 1892) и др. - дают разные варианты коллизий слабой и сильной воли с обществом, борьбы индивидуальных и социальных чувств в разных его слоях. Даже названия некоторых романов подчеркивают эту тему: «Les Volontés merveilleuses» (Чудесная власть воли) и т. под. Как романист А. был под сильным влиянием Э. Золя (см.). Подобно последнему, он пишет циклами, изучает историю данной семьи на протяжении ряда поколений, вводит массы в повествование.

Общественная сатира в прямом смысле слова мало интересовала А., но тем не менее он отдал ей дань в сборниках: «Мораль Франции» и «Мораль Парижа». Ироническое отношение к буржуазной морали и к семейному укладу Франции выражено у А. очень ярко, но, создав тип женщины, освободившейся от этих уз, автор не пошел дальше идеала француженки, «умной и красивой», сознательно превратившей себя в предмет публичного торга: эта властительница сердец и карманов, Кларисса Габи, фигурирует в большой трилогии: «Le Troupeau de Clarisse» (Стадо Клариссы), «L’année de Clarisse» (Сезон Клариссы) и «Clarisse et l’homme heureux» (Кларисса и счастливый мужчина). Увлекательность фабулы и колоритность образов вместе со специфическими острыми моментами эротики, доходящей до порнографии, сделали А. из борца против мещанства - любимцем французского мещанина. Его искание «новой формулы» выразилось в неореализме (см. Французская литература).

Библиография:

I. Русские переводы книг А. стали появляться лишь с 1910. В собр. сочин. в изд-ве Семенова М. И. (П., 1917). напеч.: «Сила», «Дитя Аустерлица», «Хитрость», «Под солнцем июля»; в изд-ве «Сфинкс» (М., 1910-1912): «Красные мантии», (т. IX), «Декорации жизни» (т. II), «Самоотверженные сердца» (т. III), «Василий и София» (т. IV), «Огни шабаша» (т. VIII) и «Стадо Клариссы» (т. IX). Из отдельно вышедших сочинений А. неоднократно переиздавались «Византия» и «Тресты».

II. Венгерова З., Литературные характеристики, кн. III, СПБ., 1910; Strowski F., Tableau de la littérature française au XIX-e et XX-e ss., P., 1924; Фриче В. М., Зап. литература XX в., 1928.

АДДИСОН

АДДИСОН - см. Эддисон.

АДЗЕЛЬО

АДЗЕЛЬО де (Massimo d’Azeglio, 1798-1866) - итальянский беллетрист, участник борьбы за объединение Италии. Автор романов: «Этторе Фьерамоска» (1838); «Николо де Лапи» (1847) (есть русский перевод); примыкал к национально-патриотической группе итальянских романтиков (Фриче В. М., Литература эпохи объединения Италии, М., 1916).

АДИ

АДИ Эндре (Ady Endre, 1877-1919) - крупнейший после Петёфи (см.) представитель венгерской поэзии. Со стороны отца он родом из старой дворянской семьи, со стороны матери - потомок протестантских пасторов. По окончании школы А. в течение нескольких лет сотрудничал в провинциальных газетах, писал стихи, но окончательно определился только тогда, когда, по настоянию друзей и осуществляя свою заветную мечту, отправился в Париж, где с небольшими перерывами прожил до 1912. Если в Венгрии он тяготился провинциальной, враждебной всякому прогрессу атмосферой, то в Париже он в неведомых до того венгерской поэзии тонах выражал свое болезненное пристрастие к отсталой и далекой от капиталистической культуры родине. Его первый сборник «Новые стихи» (1905) и целый ряд последовавших сборников раскололи венгерский литературный мир на два враждебных лагеря. Революционное в то время выступление А. не ограничилось рамками литературы, оно глубоко вспахало «мадьярскую новь», как А. называл косную венгерскую общественность, к-рая к тому времени зашевелилась под влиянием развившихся в Венгрии капиталистических отношений и радикальных идей Запада. Атаки молодых оппозиционеров на консерватизм все время усиливались, их националистические лозунги мало-по-малу привлекли к себе радикальную часть буржуазии и даже политически бесправный рабочий класс. Поколение А. воспиталось в обстановке переворота, и литературное творчество его имело уже свою особую идеологию. Новые опыты в области техники стиля А. вызывали не меньше возмущения, чем то новое, что они выражали; консервативные органы почувствовали, что новое движение на литературном фронте начинает угрожать их политическим и общественным интересам. Они перешли в наступление. Однако отрицать даровитость большинства молодых писателей, группировавшихся вокруг А., они не могли. Поэтому контрнаступление консерваторов проводилось под видом борьбы с политической опасностью новой литературы. А. клеймили как «изменника отечества» и пр. В 1908 под идейным руководством А. был основан журнал «Запад». Вокруг этого журнала сплотились так наз. «западники». Входящие в эту группу писатели не имели единой идеологической платформы и художественной программы, их объединяла гл. обр. борьба против общего врага - официального консерватизма - как в области политики, так и в области литературы, против феодальных сословий, игравших в политической жизни еще очень большую роль. Главой движения был А. Его могучая в своей противоречивости индивидуальность, его враждебная своей собственной породе и в то же время типично «мадьярская» натура, насыщенная европейской упадочностью и вместе с тем фанатизмом «сильного», наложила свою печать на всю литературную революцию. Он был типичным бунтарем и индивидуалистом, но его индивидуализм никак нельзя отождествлять с узкой замкнутостью и эстетствующим эгоцентризмом других «западников». Характер стихов А. сильно напоминает поэзию куруцов (венгерских повстанцев XIII в. против Габсбургов). Одно время А. был близок к рабочему движению и печатал в органе соц.-дем. партии ряд своих стихотворений, посвященных пролетариату и будущей революции. Он также был связан с революционным студенчеством и молодежью; эту связь демонстрирует ряд его очень сильных бунтарских стихотворений, захватывающих, как и все поэтическое творчество А., своими смелыми образами, новыми словообразованиями и оригинальной силою своей ритмики. В последние годы А. сломила болезнь; война 1914-1918 застала его уже в таком душевном и физическом состоянии, что вызвала в нем уже только ослабленный пацифистский протест против истребления его расы. Он умер накануне пролетарской революции в Венгрии. Его литературное наследие и количественно очень большое: около 15 сборников стихов, много повестей и не лишенные значения публицистические статьи. Он издал с своими примечаниями революционные стихотворения Петёфи. Много его стихотворений переведено на немецкий яз. (перевод Г. Мацнер, Э. Франьо и Г. Гергольд). Русские переводы см. в сборнике «Венгерская революционная поэзия», ред. И. Матейка, М., 1925.

АДОНИЕВ СТИХ

АДОНИЕВ СТИХ (V. Adonius) - стих античной метрики следующего строения: «-UU-U» = «Risit Apollo». Свое название получил от частого употребления в гимнах на смерть Адониса. Относится к числу логаэдов (см.).

АДОНИС

АДОНИС - по греческому мифу - сын Кинира от его собственной дочери Мирры. А. славился своей красотой: в него влюбляется богиня любви Афродита (см.), которая оплакивает его, убитого на охоте за вепрем; труп А. обращается в цветок. У финикиян А. - юный воскресающий бог весны, олицетворение ежегодного умирания и оживления природы. В Греции праздник А. в средине лета справлялся два дня: в первый праздновалось его сочетание с Афродитой, как символ весеннего расцвета и воскресения, другой день был посвящен плачу по умершем боге, символизирующем увядание природы. Судьба А. - одна из любимых тем античной поэзии: у Феокрита (см.) (песнь в честь А.), Биона, Овидия (любовь Венеры и А. в «Метаморфозах»); в новой поэзии у Шекспира (см.) (поэма «Венера и А.»); у Пушкина («прелестный баловень Киприды... мой А.» и «К Юрьеву»); у Майкова («Альбом Антиноя») и др.

АДОНИСОВСКИЙ СТИХ

см. Адониев стих.

АДСКАЯ ПОЧТА

«АДСКАЯ ПОЧТА» (1769) - сатирический журнал, издававшийся известным романистом Ф. А. Эминым (см.). Социальный генезис сатиры «А. П.», как и Новиковского «Трутня» (см.), - буржуазный. Помимо традиционного обличения щегольства, невежества и т. д. «А. П.» большое внимание уделяла политике и публицистике. Об «А. П.» см. классическое сочинение Афанасьева А. Н., «Русские сатирические журналы (1769-1774), неск. изд.

АДУЕВ

АДУЕВ Николай Альфредович (1895-) - современный поэт. Вместе с Арго написал несколько пьес. Либреттист «Синей блузы» (см.), автор множества литературных эпиграмм и пр. Входит в объединение конструктивистов.

АДЫГЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

АДЫГЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - см. Черкесская литература

АЗАДИ

АЗАДИ - см. Доулет-Мемет-Азад.

АЗАД МУХАММЕД ХУССЕЙН

АЗАД МУХАММЕД ХУССЕЙН - см. Хиндустанская литература.

АЗАДОВСКИЙ

АЗАДОВСКИЙ Марк Константинович (1888-) - проф. Иркутского университета по истории русской литературы. Центральное место в научных работах А. занимают вопросы устного творчества. Главные труды А. в этой области: «Ленские причитания» (Чита, 1922); «Сказки Верхнеленского края» (т. I, Иркутск, 1925; т. II, Praha, 1928 в «Vestnek Norodopisny», тексты по-русски, вводное исследование на чешском яз.). Во всех этих работах выдвинута роль и значение индивидуальности в устном творчестве. Кроме исследований по фольклору А. принадлежит ряд работ по истории русского искусства (о художнике Федотове), по истории русской литературы и общественного движения (Короленко, Тургенев, Чернышевский, декабристы) и др. В последнее время А. разрабатываются вопросы литературного краеведения («Сибирский литературный краеведческий сборник», статьи в «Сибирской советской энциклопедии» и др.). Некоторые работы А. были отмечены присуждением наград как со стороны научных организаций, так и Наркомпроса.

Библиография:

Элищад Н., Изучение фольклора в Сибири за последние годы, «Сев. Азия», 1925, сер. V-VI, Polivka, Zur slavischen Volkskunde, Zeitschrift d. Vereins fur Volkskunde, 1925/26, Heft III; Ольденбург С. Ф., акад., рец. на «Сиб. живую старину», вв. I-VI, «Этнография», 1927, т. I, и «Сиб. сов. энциклопедия», т. I.

АЗАЗЕЛЬ

АЗАЗЕЛЬ - по верованиям древних евреев - демон пустыни. В известной книге Еноха А. - предводитель допотопных гигантов, восставших против бога. Он научил мужчин воевать, а женщин - искусству обмана, совратил людей в безбожие и научил их разврату. В конце концов он был привязан, по повелению бога, к пустынной скале. Так повествует апокрифическая литература. В Библии и в талмудической литературе имя А. связано с идеей искупления греха - прелюбодеяния падших ангелов, а главное - с идеей общего искупления грехов народа. Эта идея воплощалась в особом обряде: приводились два козла; один предназначался (по жребию) «Господу» в жертву, другой - «А.». Последний, нагруженный воображаемыми грехами, уводился в одинокое место, а затем отпускался в пустыню. Отсюда - «козел отпущения». Позже этот обряд значительно развился (козла сбрасывали в пропасть с горы), усложнился привлечением большего количества участников и принял наконец характер драматического действа.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЯЗЫК

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЯЗЫК - см. Тюркские языки.

АИД

АИД - ад в греческой мифологии.

АЙБЕК

АЙБЕК - молодой современный узбекский поэт. Издал сб. стихов «Тюгуляр», Ташкент, 1926.

АЙВО ИВИ

АЙВО ИВИ (1896-) (Векшин И. Г.) - вотяцкий писатель. Заканчивает образование в Московском университете. На литературное поприще выступил в 1918. Выпустил: «Серем Пырыес» (Крупинки смеха, Ижевск, 1927) - сборник юмористических миниатюр и анекдотических рассказов; «Шулдыр Даур» (Веселое время, Ижевск, 1927) - сборник стихов и частушек.

АЙЗМАН

АЙЗМАН Давид Яковлевич (1869-1922) - русско-еврейский беллетрист. Литературную деятельность начал в 1901, первый сборник рассказов вышел в 1904 (изд. «Русского богатства», СПБ.). Внимание А. привлекала прежде всего еврейская среда; его повести и рассказы: «Ледоход», «Кровавый разлив», «Враги» и др. - беллетристическая интерпретация так наз. «еврейского вопроса» (бесправное положение евреев в царской России, их взаимоотношения с окружающим населением и т. д.), выдержанная в обычном либерально-народническом духе. Оставаясь в общем верным старой реалистической манере письма, А. по ряду внешних признаков примыкает к группе писателей (самым ярким ее представителем является С. Юшкевич), к-рая разрабатывала условный «русско-еврейский» стиль, стремясь оттенить строй еврейской речи.

Библиография:

I. Собр. сочин. А. вышло в 7 тт. (начато изд. «Просвещение», продолжено изд. «Жизнь и знание», СПБ., 1911-1916).

II. Клейнборт Л., Без иллюзий, «Образование», XI, 1904; Кранихфельд Вл., Д. Я. А., «Современный мир», IX, 1913; Горнфельд, А., ст. в «Еврейской энциклопедии», I, 584-586.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV