Наши партнеры

Envira gallery плагин галереи wordpress.

Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "А" (часть 4, "АЛЕ"-"АМА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 4, "АЛЕ"-"АМА")

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ - знаменитый завоеватель древности (IV в. до христ. Эры). Победоносный поход А. М. на загадочный Восток, основание им огромной монархии и его внезапная преждевременная смерть вызывают уже в древности циклизацию вокруг его имени множества легенд, частью восточного происхождения; они были обработаны в форме жизнеописаний, историй походов, писем и т. п. Для развития европейских литератур особенное значение имеет «история» так наз. псевдо-Каллисфена - греческий роман нач. III в. христ. эры, легший в основу сербских и болгарских, а через них и старорусских Александрий, в латинских пересказах IV и X вв. - в основу ряда куртуазных романов на западноевропейских языках, принадлежащих к так наз. античному циклу средневекового эпоса (французские обработки - Альберика Безансонского, Ламберта Кривого (Lambert-li Tort) и Александра, немецкие - попа Лампрехта, Ульриха фон-Эшенбаха, Рудольфа Эммского, английская - XIII в., латинская - Гвальтеруса Шатильонского, чешские - с XIII в. и позднее, - польские - с XVI в.).

Об А. в восточных литературах см. Искандер.

АЛЕКСАНДРОВИЧ

АЛЕКСАНДРОВИЧ Андрей (9/I 1906-) - белорусский поэт. Р. в г. Минске, на Переспе, в семье сапожника. Условия жизни были очень тяжелые, и очень рано мальчику пришлось сесть за верстак. В семье поэта, несмотря на усиленную руссификацию белорусских городов, белорусский яз. был родным.

Очень рано А. принимает участие в белор-их общественных организациях, в белор-их детских кружках, а потом и в кружках молодежи («Белор-ая хатка» и «кружок имени Степана Булата»). Здесь он встречается с белор-ими писателями, из к-рых особенно сильное влияние на него оказывает Михась Чарот (см.).

В 1921, будучи студентом Белор-ого педагогического техникума, А. начинает писать стихи и печатать их в «Савецкай Беларусi». В конце 1923 А. является членом инициативной группы, основавшей объединение «Маладняк». В этом же году он вступает в ЛКСМБ. В 1924 работает в редакции журнала «Малады араты» (Юный пахарь). Тогда же вместе с Анатолием Вольным А. выпускает первый свой сборник «Камсамольская нота» (Комсомольские напевы). Вместе с Вольным и Дударом он пишет коллективное произведение - роман приключений «Ваучаняты» (Волчата), к-рый появился в печати уже в следующем году.

В 1925 А. выпускает сборник стихотворений «На беларускiм бруку» (На белорусской мостовой), поэму «Паустанцы» (Инсургенты), сборник рассказов «Сутарэньнi» (Подвалы) и сборник стихотворений «Прозалаць» (Прозолоть). В апреле 1925 А. уезжает в Климовичи, где работает в качестве редактора газеты «Комунiстычны шлях» (Коммунистический путь) и руководителя окружного отделения «Маладняка».

Спустя некоторое время, А. вступает в ряды КПБ (б). Благодаря его работе, калининское отделение «Маладняка» широко развернуло свою деятельность как творческую, так и издательскую.

В 1926 А. поступает в Белор-ий государственный университет на литературно-лингвистическое отделение, где учится и теперь. В 1927 он выпустил сборник стихотворений «Угрунь» (Бегом). В конце 1927 вместе с основным ядром «Маладняка» переходит в «Полымя» (см. Белорусская литература).

А. внес в белор-ую литературу совершенно новые мотивы городской жизни, жизни рабочего класса и кустаря. Первый период его творчества характеризуется по-преимуществу имажинистским уклоном, от к-рого постепенно освобождается. К более позднему времени, кроме произведений на темы, связанные с городом и рабочим классом, относятся стихотворения, где говорится о жизни еврейского местечка, о городских евреях и т. д. В самое последнее время Александрович написал поэму «Ценi на сонцы» (Тени на солнце), в к-рой затрагивает ряд наиболее острых вопросов современности.

Кроме того у А. встречаются стихотворения о национальном возрождении Белор-ии, о революционной борьбе, о западной Белор-ии, не говоря уже об обычной природоописательной лирике, лирике любовной и т. д. Являясь выходцем из рядов белор-ого пролетариата, А. всецело и без всяких оговорок стал на путь оформления пролетарской идеологии в своем творчестве, усиливая этим общее стремление закрепить позиции пролетариата в белорусской художественной литературе послеоктябрьской эпохи.

С формальной стороны стихотворения А. отличаются своим ритмом, к-рый соответствует их содержанию, особенно в произведениях на городские темы. А. достигает этого соответствия, благодаря тому, что часто прибегает к иперметрии и липометрии (см.).

Все его стихотворения очень выразительны: они построены гл. обр. на твердых и звонких звуках (напр. «л, «З», «ДЖ», «ДЗ», «С» и т. д.). А. часто пользуется формами народного творчества, заимствуя оттуда отдельные образы, слова и т. д. В то же время А. пользуется словами, эпитетами и т. п., взятыми из городской жизни. Творчество А. очень популярно, особенно среди комсомольской молодежи. Произведения А. переведены на русский, украинский и чешский яз.

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ Василий Дмитриевич (3/I 1897-) - пролетарский поэт. Р. в с. Баскакове, Смоленской губ., в крестьянской семье. С 11 лет попал в Москву и поступил в кожевенную мастерскую, где работал около 6 лет. В войну 1914-1918 был на фронте рядовым, ранен в руку. С 1917 по 1920 был членом РКП (б). Выезжал несколько раз на фронт гражданской войны с агиттруппами Пролеткульта. Писать стихи начал с 1913. В том же году впервые напечатал стихотворение «В дороге» в московском журнале «Живое слово». Участник первого сборника рабочих поэтов «Наши песни», М., 1913. С 1918 по 1920 работал в литературной студии московского Пролеткульта. Был членом редколлегии журн. «Гудки». С 1920 по 1922 работал в литературном отделе Наркомпроса. Один из основателей группы «Кузница», 1920. Участник Первого Всероссийского съезда пролетарских писателей и член первого Правления Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП) (см.). В годы гражданской войны и несколько позднее поэзия А. пользовалась большой популярностью. А. в это время был также одним из любимых поэтов рабочей и советской молодежи. Произведения А. этого периода отличаются большой эмоциональной напряженностью и агитационной силой. Лирик по преимуществу, А. был увлечен мощью и размахом пролетарской революции. Наиболее характерны для его стихов образы восстания, мятежа, ветра. В отдельных произведениях А. удалось живо передать чувства и настроения борца за революцию, рабочего, красноармейца - участников Октябрьского восстания и гражданской войны. Особенно привлекал А. образ новой девушки, к-рой посвящена одна из лучших поэм А. - «В огне». Творчество А. не отличается однако цельностью и ясностью мировоззрения. Наряду с бодрыми, зовущими в бой призывами в стихах А. часто встречаются мотивы глубокой тоски. Как и творчество большинства поэтов «Кузницы» этого времени, поэзия Александровского лишена конкретности в описании революционных событий и людей революции, воспевает конечные цели революции в общих выражениях. Однако Александровский далек от крайностей увлечения отвлеченно-героическими мотивами.

С окончанием гражданской войны и введением нэпа творчество А. переживает глубокий кризис. А. не мог понять нового поворота революции, и в его стихах к мотивам тоски прибавляются ноты глубокого разочарования и отчаяния. А. старался выйти из своего кризиса, перейдя на общественную сатиру. Такой попыткой является одно из лучших его стихотворений «Будни», в к-ром он бичует мещанство и бюрократизм. Однако на этом пути лирическое дарование А. не могло развернуться. Последней попыткой А. изжить свой творческий кризис является его «Поэма о Пахоме», в к-рой он дал образ советского крестьянина в новых политических и хозяйственных условиях. После «Пахома» А. не напечатал ничего выдающегося. На снижение творчества А. значительно повлияла также тяжелая болезнь. С 1924 стихи А. начинают все реже и реже появляться в печати, не представляя особого интереса. На формальную сторону поэзии А. значительное влияние оказали Верхарн, Блок, Есенин, отчасти Маяковский. Стихотворения А. печатались почти во всех центральных и многих провинциальных советских периодических изданиях. Многие из стихотворений А. вошли в разные сборники и чтецы-декламаторы.

Библиография:

I. Отдельные сборники стих. А.: «Восстание», М., 1919; «Рабочий поселок», М., 1919; «Север», М., 1919; «Утро», М., 1921; «Россыпь огней», М., 1922; «Солнечный путь», П., 1922; «Звон солнца», М., 1923; «Поэма о Пахоме», М., 1923; «Шаги», М., 1924; «Ветер», М., 1925. Многие стихотворения в сборниках повторяются.

II. Керженцев П., в кн. «К новой культуре», СПБ., 1921; Воронский А., Литературные заметки, «Красная новь», II, 1922; Его же, О группе писателей «Кузница», «Красная новь», III-IV, 1923; Ингулов С., На ущербе, «На посту», I, 1923; Плетнев В., Пути пролетарской поэзии, «Горн», VIII, 1923; Сиповский В., в книге «Поэзия народа», П., 1923; Полянский В., Мотивы рабочей поэзии, «На литературном фронте», М., 1924.

АЛЕКСЕЕВ Г. В.

АЛЕКСЕЕВ Глеб Васильевич (1892-) - сын народного учителя, литературный свой путь начал с газет. Война оборвала этот путь - он был призван на военную службу. В революцию он растерялся, бежал за границу и шесть лет скитался по трем частям света, влача существование, обычное для «испуганных» революцией. С 1923 живет и работает в СССР. За границей А. написал ряд повестей, рассказов, сказок, критических статей. В Россию вернулся по окончании гражданской войны. Свои первые произведения он посвятил описанию ломки быта. В наиболее ранней работе - «Жилой дом» он вывел обывателей, жаждущих восстановления былого уюта домашних очагов, изношенных, жалких, почти обезумевших «жильцов», лишний раз (на выигрышном билете) убеждающихся в безвозвратном крушении собственности даже на маленькие нормы своей площади. В произведениях: «Дунькино счастье», «Первоцвет», «Дело о трупе» он сосредоточил свое внимание на фигуре цепкого, новоиспеченного пореволюционного обывателя. В незаконченном романе «Шуба» А. подошел к той же проблеме столкновения частнособственнического, приобретательского начала с началом государственно-коллективным, взявши это столкновение и в плане бытовом, и в плане психологическом. Центральная фигура хищника Дригулина, «во второй раз рожденного» кулака, дана А. не по старым образцам, а вопреки им. И вместе с тем он не смягчил, не спрятал лица собственника. Он так убедительно нарисовал этот образ кулака, что создал ощущение неминуемой гибели его. Но А. совершенно не удался образ строителя. Очевидно поэтому роман не закончен. Фигуры новых людей вообще не даются Алексееву. В романе «Тени стоящего впереди» он сбивается с путей бытовых и психологических и вместо коллективиста - рисует человека, спасающего свою душу, ищущего незыблемой, абсолютной идеи. Изображение старого в новом быту удается постольку, поскольку естественно он чувствует это старое в силу своей классовой природы. По этим же классовым причинам ему не дано почувствовать нашу эпоху социалистического строительства. Алексеев занимает место на правом фланге литературных попутчиков.

Библиография:

Мещеряков Н., О мертвом беге, «Печать и революция», кн. 4, 1923; Замошкин Н., Иные глаза, «Новый мир», кн. 4, 1927; Риден А., Советский подросток и школа в художественной литературе, «Народный учитель», 1927, № 7-8; Алгасов П. и Пакентрегер С., В поисках строителя, «Печать и революция», кн. 3, 1928; Ковнатор Р., Тени стоящего впереди, «Звезда», 1928, № 5; Фриче В. М., Заметки о современной литературе, М., 1928.

АЛЕКСЕЕВ М. А.

АЛЕКСЕЕВ Михаил Александрович (1895-) - настоящая фамилия Брыздников - пролетарский писатель. С детства работал по малярному делу. В 1914 был мобилизован и служил рядовым-пулеметчиком. Занимал в Красной армии разные должности; с 1914 - член ВКП (б). Окончил Свердловский университет и выполнял различную советскую партийную работу. Враг «голого психологизма», А. склоняется к бытописательству. Состоит членом МАППа. Отдельно изданы романы: «Большевики» (Л., 1925), «Девятьсот семнадцатый» (М., 1927) и «Зеленая радуга» (М., 1927).

Библиография:

Якубовский Г., О романах М. А. журн. «Октябрь», кн. 4, 1928.

АЛЕКСЕЕВ М. П.

АЛЕКСЕЕВ Михаил Павлович (1896-) - историк литературы, доцент Иркутского университета. Разрабатывает гл. обр. вопросы западного влияния на русскую литературу и, обратно, русского влияния в западной литературе.

Библиография:

О драм. опытах Достоевского, в сб. «Творчество Достоевского», Одесса, 1921; Барбье и его влияние на русск. литературу, 1922; Белинский и Диккенс, «Венок Белинскому», М., 1924; Ранний друг Достоевского, Одесса, 1926; Бетховен в русск. литературе, «Русск. книга о Бетховене», М., 1927.

АЛЕКСИС

АЛЕКСИС - крупнейший автор среднеаттической комедии. Ему приписывают около 245 пьес. Отрывки их изданы Коком (1884).

АЛЕКСИС В.

АЛЕКСИС Виллибальд (Alexis, 1798-1871) (псевдоним Вильгельма Геринг) - немецкий беллетрист, автор целого ряда исторических романов романтического направления.

Библиография:

I. Walladmar, 1823-1824; Cabanis, 1832; Der Roland von Berlin, 1840; Hosen des Herrn von Bredow, 1846-1848; Ruhe ist die erste Burgerpflicht, 1852; Isegrimm, 1854; Dorothe, 1856; Собр. сочин. в 20 тт., 1874; L. Lorenz издал в 1912 8 тт. его Vaterlandische Romane.

II. Korff H. A., Scott und A., 1907.

АЛЕМАН

АЛЕМАН Матео (Mateo Aleman y de Enero, 1547-1614?) - испанский писатель, автор известного плутовского романа (см.) «Guzman de Alfarache» (1599-1605), оказавшего сильнейшее влияние на развитие европейской реалистической литературы.

Библиография:

I. Guzman de Alfarache, «Biblioteca de autores espanoles», t. III, 1846; Guzman de Alfarache, изд. G. Cejador, Madrid, 1913.

II. Chandler W., Romances of Roguery, N.-Y., 1899 (общее исследование о плутовском романе).

АЛЕНТЕЙ

АЛЕНТЕЙ - современный чувашский поэт, из крестьян. Выпустил сборник стихов «Наша песня».

АЛИБЕКОВ МАНАЙ

АЛИБЕКОВ МАНАЙ - см. Манай Алибеков.

АЛИ НЕЗМИ

АЛИ НЕЗМИ - см. Незми Али.

АЛИПАНОВ

АЛИПАНОВ Егор Ипатьевич (1800-1860) - поэт-крепостной, сын заводского мастерового. Один из первых у нас рабочих поэтов, давший начатки «чисто производственной поэзии». В оценке творчества А. критики разошлись. По мнению напр. Венгерова, исходившего от Белинского, поэзия А. - это «невозможный литературный сор». Небольшое дарование поэта-самоучки было вконец испорчено такими высокими его покровителями, как президент Имп. росс. акад. наук. адм. А. С. Шишков (поборник «старого слога») и др., к-рые побуждали А. писать в духе французского классицизма басни, высокопарные патриотические оды и т. п. произведения, за что А. получал даже медали от Академии и подарки от «высочайших особ». По мнению же Л. П. Гроссмана, солидаризирующегося с современником А. Борисом Федоровым, А. - первый представитель поэзии труда, к-рый по обновленной тематике (фабрика) и даже по формальному мастерству заслуживает самого серьезного изучения; наконец И. Н. Розанов в своей книжке «Литературные репутации» пытается примирить эти два противоположных мнения. Деревенские мотивы А. выражает в виде пастушеских идиллий и эклог, столь характерных для XVIII в.

Библиография:

Е. И. А., «Новый мир», М., 1925; Гроссман Л. П., Крепостные поэты, М., 1926; Розанов И. Н., Литературные репутации, М., 1928; Венгеров С. А., Критико-биографич. словарь, т. I, СПБ., 1889.

АЛИШАН

АЛИШАН Гевонд (Нахапет) (1820-1901) - крупный армяновед, этнолог, ученый, поэт. Р. в Константинополе, в 1836 постригся в монахи. С 23 лет А. начал сотрудничать в армянском научном ежемесячнике «Базмавеп», а впоследствии около трех лет редактировал его (1849-1852). Неоднократно бывал в европейских крупных городах с научной целью. А. оставил более 30 объемистых научных трудов кроме переводов и мелких произведений, а также пять томов поэтических произведений, создав в свое время целую школу в зап.-армянской литературе. К числу его учеников относятся такие выдающиеся зап.-армянские литераторы, как Бешикташлян, Нарбей, Терзян, Хримян Айрик (католикос), Срванцтян и др. Большая часть поэтических произведений А. написана на хорошем современном армянском литературном яз. В творчестве А. много религиозного элемента и национализма.

Библиография:

I. Произведения А., изд. в Венеции: Айрарат; Сиеван; Ширак; Айапатум; Ай-бусак; Языческая религия Армении и т. д.; 5 тт. поэтических произведений «Нвагк».

II. Веселовский Ю., Армянская поэзия XIX в. и ее происхождение, «Русская мысль», XII, 1901; Поэзия Армении, Под редакцией В. Я. Брюсова, М., 1916.

АЛИ ШИР НЕВАИ

АЛИ ШИР НЕВАИ (1446-1506) - среднеазиатско-турецкий писатель. Р. в Герате в известной и влиятельной турецкой семье. Благодаря выдающимся личным качествам пользовался всеобщим уважением и любовью. С восшествием на престол в Герате своего друга детства, султана Хусейна Байкрана, А. Ш. занял очень высокие посты, которые однако скоро оставил. А. Ш. - автор очень многих произведений и родоначальник литературной школы его имени. Он известен также как покровитель науки и искусства. А. Ш. был мастером старой классической литературы; он впервые провозгласил превосходство турецкого яз. над персидским в своем замечательном труде под заглавием: «Мухакемет-уль-Лугатейн» (Соревнование двух языков). А. Ш. придал джагатайскому наречию выразительность, к-рая не уступала выразительности персидского яз., и так. обр. говорил с турецким народом на его родном яз. Одновременно А. был выдающимся переводчиком и комментатором. Он перевел на джагатайский яз. произведение персидского писателя Джами «Нефахат-уль-унс» (Веяния общительности) и снабдил этот перевод рядом ценных комментариев, касающихся жизни среднеазиатских суфиев. Произведения его популярны в Малой Азии и на Балканском полуострове, в Азербайджане и в Крыму, и даже во дворцах Индии. Ему подражали многие турецкие поэты.

АЛИЯРБЕКОВА ФАТИМА ХАНУМ

АЛИЯРБЕКОВА ФАТИМА ХАНУМ - см. Кеминэ Фатима Ханум.

АЛКЕЕВ СТИХ

АЛКЕЕВ СТИХ - стих античной метрики, выработанный Алкеем, греческим лириком VII-VI вв. до христ. эры. Относится к числу логаэдов (см.). Имеются следующие три вида А. С.:

1. одиннадцатисложный: «U-U-U-UU-U U»; напр. «Odi profanum vulgus et arceo»;

2. Десятисложный: «- UU - UU - U - U», напр. «Nec veteres agitantur orn»,

3. девятисложный: «U-U-U-U-U», напр. «Dumeta natalemque silvam».

АЛКМАН

АЛКМАН (VII в. до христ. эры) - древнегреческий поэт, видный представитель хоровой лирики, расцветшей гл. обр. в Спарте. Считался новатором в области музыки и метрики. От произведений А. дошли лишь отрывки.

АЛКМАНОВА СТРОФА

АЛКМАНОВА СТРОФА - двустрочная строфа античной метрики, имеющая первой строкой гекзаметр, а второй - алкманов стих (см.).

АЛКМАНОВ СТИХ

АЛКМАНОВ СТИХ - стих античной метрики следующего строения: «-UU-UU-UU--», напр. «Aut Epheson, bimaris Corinthi».

АЛКОНОСТ

АЛКОНОСТ - райская птица, изображавшаяся с человеческой головой. По сказанию XVII века А. пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Кто слышит его пение - забывает все в этом мире, «ум от него отходит, и душа его из тела выходит». А. утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. В Азбуковниках того же века А. описывается просто как птица, с весьма мудреными впрочем обычаями.

АЛКУИН

АЛКУИН (Alchvine, ок. 730-804) - ученый и поэт, важнейший из вдохновителей так наз. первого (каролингского) Возрождения. Родом англо-сакс, А. получил образование в Иорке и достиг огромной для своего времени эрудиции. В 781 отправился с церковно-дипломатическим поручением в Италию и встретился там с Карлом Великим, к-рый приблизил его к себе. В 793 А. окончательно переселяется в Аахен и становится во главе придворной школы. Он основывает знаменитую Академию, к-рая стала мощным рассадником классических знаний в Европе. Идеал Академии - соединение античной формы с христианским духом. А - автор множества латинских поучительных, панегирических, агиографических и литургических стихотворений, а также загадок (излюбленный англо-саксонский жанр) в стихах и прозе. Письма А. - образец изящного и благозвучного латинского стиля. Кроме того А. составил учебники по разным предметам (некоторые в диалогической форме). Значение А. и Академии для развития художественной литературы и народного просвещения на Западе - огромно. Можно сказать, что с А. начинается непрерывная эволюция новоевропейской (в отличие от античной) поэзии. Академическое прозвище А. - Гораций Флакк.

Библиография:

Manitius, Geschichte d. Lat. Literatur d. Mittelalters, I, Munchen, 1911.

АЛЛЕГОРИЯ

АЛЛЕГОРИЯ (греч. - иносказание) - выражение абстрактного объекта (понятия, суждения) посредством конкретного (образа). Так. обр. отличием А. от родственных форм образного выражения (тропов (см.)) является наличие в ней конкретной символики, подлежащей отвлеченному истолкованию; поэтому по существу неверно довольно распространенное определение А. как расширенной метафоры (Ж. П. Рихтер, Фишер, Рихард Мейер), поскольку в метафоре отсутствует тот логический акт перетолкования, к-рый неотъемлем в А. Из литературных жанров, основанных на А., важнейшими являются: басня (см.), притча (см.), моралитэ (см.). Но А. может стать основным художественным приемом любого жанра в тех случаях, когда предметом поэтического творчества становятся абстрактные понятия и отношения (религиозные, философские и этические) (аллегорическая лирика XV в., аллегорический эпос позднего Средневековья (Roman de la Rose), аллегорическая автобиография мистиков (Гейнрих Сузо)). С другой стороны, в поэтике реалистических жанров не исключена А., выступающая там, где обнажается отвлеченное значение изображаемых конкретных фактов и отношений (у Льва Толстого (сон Анны Карениной, сон Пьера Безухова), у Э. Золя, сад парадиз в «Преступлении аббата Мурэ» и т. д.). О культурно-исторических основах аллегоризма в поэзии см. Дидактическая поэзия и Символизм.

АЛЛЕН

АЛЛЕН (Charles Grant Allen, 1848-1899) - англо-канадский писатель; его романы: «Babylon», «The Devil’s Die» и т. п., напоминают отчасти Стивенсона (см.). С 1895 печатался цикл его романов, посвященных психологическому анализу любви и брака. В романе «Женщина, к-рая осмелилась» (есть русск. перев.) А. впервые изобразил женщину-феминистку, строющую брак на идее материнства, а не замужества. А. - автор трактатов по эстетике - «Physiological Aesthetics» (1877), перев. на русск. яз. и «The Colour Sense» (1879). Как эстетик А. - сторонник позитивистской, экспериментальной школы.

АЛЛИТЕРАЦИОННЫЙ СТИХ

АЛЛИТЕРАЦИОННЫЙ СТИХ - древнегерманский стих, употреблявшийся в англо-саксонской, древне-верхненемецкой и староисландской поэзии в период с VIII до средины XIII в. Каждая его строка (Langzeile) имела четыре ударения и разделялась при помощи цезуры на два полустишия (Kurzzeile), в к-рых было по два главных ритмических ударения, причем число безударных слогов в полустишиях могло не совпадать. Согласные звуки, стоявшие перед первым (а иногда также и перед вторым) главным ударением первого полустишия, обязательно должны были повторяться (аллитерировать) во втором полустишии перед его первым главным ударением (напр. «Ferahes frôtóro her fragen gistuont»). Благодаря такому постоянному повторению, аллитерация в древнегерманском стихе играла организующую ритмическую роль, представляя по существу один из видов начальной рифмы («Stabreim») и являясь одним из существенных факторов его ритмической конструкции. А. С. вытесняется стихом с конечной рифмой (впервые у Отфрида Вейсенбургского, IX в.).

Библиография:

Жирмунский В., Рифма, ее история и теория, 1923; Sievers Ed., Altgermanische Verslehre, 1893; Heusler A., Ueber germanischen Versbau, 1894.

АЛЛИТЕРАЦИЯ

АЛЛИТЕРАЦИЯ - в узком (лингвистическом) смысле - особый, канонизованный в некоторых (особенно «народных») литературах, прием поэтической техники (или - фонетической организации стиха); иначе говоря - один из видов «звукового повтора», отличающийся от прочих видов, в частности от рифмы (см.),

1) тем, что тождественные (повторяющиеся) звуки локализуются не в конце, а в начале стиха и слова (тогда как в рифме повторяются или корреспондируют концы стихов, а следовательно и слов);

2) тем, что материалом повтора, т. е. повторяющимися или корреспондирующими звуками, оказываются в большинстве случаев и гл. обр., согласные.

Последнее обстоятельство дало повод к упрощенному пониманию термина А. как всякого повтора согласных (в отличие от ассонанса (см.) - повтора или созвучия гласных). Т. к. большинство яз., в поэтике к-рых канонизована (т. е. принята в качестве обязательного приема - наподобие напр. рифмы в русском стихе) А., в частности яз. финские (напр. суоми - в эпосе Калевала (см.), эстонский в эпосе Калеви - поэт) и германские (ср. древнегерманский аллитерационный стих (см.)), обладают законом начального ударения (на первом слоге), то выбор А. в качестве основного технического приема поэзии можно поставить в связь именно с этим законом. До известной степени это применимо и к якутскому яз., также канонизовавшему А. в своей народной, а за последнее время и искусственной поэзии, и др. алтайским яз. В русской поэзии А. ограничивается ролью факультативного (не канонизованного) приема; подчеркнуто ею пользуются лишь некоторые поэты (Бальмонт (см.) (чуждый чарам черный челн), Маяковский (см.)), и то в большинстве относимых к А. случаев мы видим на самом деле не А. в узком смысле, а лишь насыщенные случаи согласных повторов, напр. «Где роща ржуща ружей ржет».

АЛЛОТРИОЛОГИЯ

АЛЛОТРИОЛОГИЯ - внесение в речь посторонних мыслей, не связанных непосредственно с главным предметом. В современной литературе - один из часто употребляемых приемов. Напр.:

«В газетах петитом шесть строгих строк

(Воет трам и авто трубит):

Иван Иванов окончил срок.

Иван Иванов - убит.

АЛЛУНАН

АЛЛУНАН Юрий (Allunans Juris, 1832-1864) - поэт и журналист, один из виднейших представителей так наз. «младолатышей» (см. Латышская литература), идеологов прогрессивной латвийской буржуазии эпохи 60-х гг. Как в своих газетных статьях и незаконченной «Политической экономии» (написанной под непосредственным влиянием Адама Смита), так и в стихотворениях - он яркий и последовательный выразитель ее национально-освободительных стремлений (протест против экономической и политической зависимости, борьба за «человеческие права» и свою национальную культуру). Особенные заслуги А. имеет в деле развития и усовершенствования литературного яз. (неологизмы, чеканный стих, первые художественные переводы Гёте (см.), Гейне (см.), Гервега (см.)). Сподвижники А. Хр. Барон, О. Кронвальд, Хр. Вальдемар, А. Спагис и др. (см. Латышская литература). Хр. Вальдемар внес крупный вклад в латышскую литературу - собиранием и классификацией латышских народных песен, А. Спагис - неустанной работой по общему поднятию языковой культуры.

АЛЛЮЗИЯ

АЛЛЮЗИЯ (намек) - риторическая фигура, заключающаяся в ссылке на историческое событие или литературное произведение, к-рые предполагаются общеизвестными. Таковы напр. выражения: Пиррова победа, Демьянова уха и т. п. Иногда А. представляет целую выдержку из произведения. Напр.: «Поэт погиб», потому что, «знакомый с мирными струнами, напрячь он лука не сумел» (здесь цитата из «Ивиковых жувлей» Шиллера). Частный случай А. - антономазия (см.).

АЛМАЗОВ

АЛМАЗОВ Борис Николаевич (1827-1876) (псевдоним Адамантов) - поэт-юморист и переводчик. Из дворянской семьи. Сотрудник журн.: «Москвитянина», «Б-ки для чтения», «Русского вестника», а с 60-х гг. и сатирич. журн. (гл. обр. «Развлечения» Ф. Миллера). В сатирич. изданиях А. выступал с реакционными нападками на господствовавшее общественное направление. В последние годы своей жизни много переводил. А. известен гл. обр. пародиями на писателей. В критических статьях А. часто выступал поборником так наз. «искусства для искусства».

АЛОГИЗМ

АЛОГИЗМ - как литературный прием - введение в литературную речь всякого рода логически бессмысленных моментов, нелепости в литературной речи, разрушение логических и причинных связей, движение речи по случайным ассоциациям. Из важнейших видов А. отметим: несоответствие синтаксического и смыслового движения речи, противопоставление (сопоставление) моментов, не заключающих в себе ничего противоположного (общего) («И. И. несколько боязливого характера. У И. Н. напротив того, шаровары в таких складках...» и т. д.), мнимое (абсурдное) умозаключение, логический разрыв между репликами, словесное прикрытие логической пустоты и т. п. А. чаще всего имеет место в прологе, в речи рассказчика. Причем А. связан обычно с установкой на комическое, иронию, гротеск, иррациональное. Очень важна роль А. у Гоголя (см.).

АЛТАЕВ

АЛТАЕВ Ал. (1872-) (псевдоним Маргариты Владимировны Ямщиковой, урожденной Рокотовой) - писательница для детей. А. с ранней юности жила среди революционно настроенных людей и видных деятелей эпохи в области литературы и искусства. В 90-х гг. А. принимала участие в революционном движении учащейся молодежи. После Февральской революции, будучи беспартийной, примкнула к РСДРП (б) и работала в качестве секретаря и автора в ленинградских газ. - «Деревенская беднота», «Солдатская правда» и некоторое время в московской газ. «Беднота» (псевдоним «Чужой»). Литературную деятельность А. начала 17 лет, напечатав в журнале «Всемирная иллюстрация» сказку «Встреча нового года» (1889). Многие произведения А. издавались по несколько раз, некоторые переиздаются и в настоящее время под измененными заглавиями. Все произведения А. (их насчитывается больше ста) для детей и юношества можно разделить на четыре группы:

1. Небольшие сказки и рассказы для детей младшего возраста, к-рыми писательница начала свою работу: «Снежинки», СПБ., 1897; «Рассказы о маленьких людях», СПБ., 1904; «В неволе и на воле», М., 1915 и др.

2. Повести бытового характера для детей старшего возраста: «Ассан-Хыз», М., 1906; «От земли», М., 1914 и др.

3. Биографии писателей, ученых, общественных деятелей и др.: «Великий сказочник» (Андерсен), СПБ., 1905; «Юноша поэт - Надсон», СПБ., 1899; «Освободитель черных рабов» (Линкольн), М., 1911; «Детство замечательных людей» (совместно с Феличе), т. II, М., 1918 и т. I, М., 1919 и др.

4. Исторические романы и биографии исторических лиц, данные на фоне исторических событий: «Под знаменем башмака», СПБ., 1906; «Черная смерть», М., 1907; «Под гнетом инквизиции», СПБ., 1904; «Король и инфант», М., 1915; «Звезда Италии», СПБ., 1913; «Декабрята», М. - Л., 1926 и др. Темы исторических повестей и романов А. - преимущественно из эпохи народных движений и революций, к-рые она трактует поверхностно и наивно, выдвигая в центр идеализированных и шаблонизированных исторических героев; но занимательность фабулы, сентиментальный драматизм положений, простота яз. делают ее произведения популярными среди детей, подростков и даже взрослых неквалифицированных читателей.

В последние годы А. принимала участие в детских журналах «Юный товарищ» (ЦК РКСМ, 1922) и «Юные строители» («Рабочая газета», 1923-1925) и редактировала серию исторических романов, выпущенную в 1923-1925 изд-вом «ЗИФ» под общим названием «Борьба веков».

Библиография:

Отзывы об отдельных произведениях А.: Соболев М. В., Справочная книжка по чтению детей всех возрастов, СПБ., 1907; «О детских книгах», М., 1908; Чехов Н. В., Детская литература, М., 1909; Саввин Н. А., Опыт ежегодника детской литературы, М., 1910-1916; «Что и как читать детям», журн., СПБ., 1911-1916; «Книга и революция», П., 1920-1923 и др.

АЛТАЙ

АЛТАЙ (1903-) - псевдоним молодого узбекского пролетарского поэта (Кариев Баис). Р. в Ташкенте, в семье учителя. Студент Академии коммунистического воспитания им. Крупской, член ВКП(б). Начал писать с 1922 в комсомольских журналах и газетах. Принимал участие в создании комсомольского журнала «Узгаришги яшляр», редактировал «Яш Ленинчи», сотрудничал в «Кзыл Узбекистан», «Маариф Уткучи» и т. д. Издал сб. стихов «Ереляюзляр» (Ташкент, 1926).

АЛТАУЗЕН

АЛТАУЗЕН Джек Моис (1906-) - современный поэт. Член ВЛКСМ с 1919. Учился в ВЛХИ и университете. Член группы «Перевал». Сотр. «Красной нови», «Молодой гвардии» и др. журн.

АЛФАВИТ

АЛФАВИТ. А. называется собрание всех букв (см. Буква) данной системы письма, расположенных в определенном, общепринятом порядке. Слово А. происходит от сочетания названий двух первых букв греческого алфавита α и β (ср. слово «азбука», составленное из названий соответствующих старославянских букв (аз и буки), а также слово абецеде, происходящее из названий первых трех букв латинского А.). Хотя А. большей частью носят названия народов, к-рые их употребляли или употребляют (древнееврейский, греческий, готический, албанский, польский и пр.), но некоторые имеют специальные названия: деванагари, латиница, кириллица, глаголица. Европейские и семитические А. имеют общее происхождение (см. Графика).

АЛЬБА

АЛЬБА (старопрованс. «alba», старое франц. «aube» или «aubade», немецк. «Tagelied») - «песня о заре», одна из наиболее типичных форм средневековой куртуазной лирики (см.). Основанием для объединения жанра служит по преимуществу тематика: А. изображает тайное свидание рыцаря с женой сеньора, прерываемое наступающей зарей (alba). За исключением нескольких А. («Slâfest du, friedel ziere?» - «Спишь ли ты, друг прекрасный?», Дитмара фон-Эйст), где ситуация упрощена и приближается к формам народной песни, лирические произведения этого жанра повторяют одну и ту же типическую ситуацию: тайное свидание происходит в саду или в тереме замка, с башни к-рого страж (gaita, wächter) возвещает о наступлении утра; часто (хотя и не обязательно) вводится фигура верного друга-рыцаря, охраняющего покой влюбленных. Преобладает диалогическая форма - обмен строфами стражи и дамы («Sîne klâwen durch die wolken sind geslâgen» - «Его когти пробились сквозь тучи», Вольфрама ф. Эшенбаха (см.)), друга и стража (франц. А. XIII в. «Gaite de la tor» - «Башенный страж»), друга и рыцаря (прованс. А. Гираут-де-Борнейля «Reis glorios» - «Царь преславный», приближающаяся к монологической форме), рыцаря и дамы (А. в форме wechsel’я Гейнриха ф. Морунген с рефреном «dô tagete ez» - «тогда забрезжила заря»). Монологическая форма (жалоба одного из влюбленных) встречается реже - прованс. А. «En un vergier» - «В саду» - с жалобой дамы, «Us cavalers si jazia» - «Рыцарь лежал» - с жалобой рыцаря. Сравнительно редки вводные (прованс. А.) или заключительные (немецк. А.) эпические строфы, поясняющие ситуацию. Рефрен с повторением слова «alba», обязательный в прованс. форме (напр. «Oi, Deus, oi, Deus, de l’alba! tan tost ve» - «О боже, о боже, что же заря так рано пришла»), в немецких Tagelieder встречается сравнительно редко. Тематика А. сравнительно рано вызывает протест; так А. Вольфрама ф. Эшенбаха «Der helden minne in klage» противопоставляет «тайной любви» с ее «кислыми» жалобами после «сладкого» мига свидания - «открытую любовь» признанной жены. На переломе рыцарского миннезанга в бюргерский мейстерзанг (см.) тематика А. пародируется Стейнмаром (см.), переносящим ситуацию в крестьянскую обстановку: «Ein knecht bî einer dirne lag». Последние отголоски А. можно видеть в сцене на балконе «Ромео и Юлии» Шекспира (см.).

Библиография:

Кроме общей литературы ( См. Средневековая литература, Миннезанг, Трубадуры): Bartsch K., Ueber die roman u. deutschen Tagelieder в «Ges. Vorträge u. Aufsätze», Freib., 1883; De Gruytes W., Das deutsche Tagelied, Lpz., 1887; Fränkel L., Shakespeare u. das Tagelied, Hannover, 1893; Schläger G., Studien über das Taglihed, Iena, 1895.

АЛЬБАЛА

АЛЬБАЛА (Antoine Albalat, 1856-) - современный французский критик, романист и автор литературных воспоминаний (считающихся лучшими в этом жанре в современной литературе). Его «L’art d’ecrire» переведено на русск. яз. (Искусство писателя, изд. Высоцкого, 1923). Из других его трудов особенно выдаются: «Souvenirs de la vie litteraire» (1924); «Gustave Flaubert» (1925); «Le Travail du Style»; «Frederic Mistral».

АЛЬБЕРТИ

АЛЬБЕРТИ Леон Баттиста (Leone Battista Alberti, 1406-1472) - один из характерных представителей итальянского Возрождения - писатель, художник, архитектор, скульптор, математик, юрист, физик, механик. Поклонник античности, он в то же время обосновывает необходимость литературы на итальянском языке. Его элегии и эклоги - первые образцы этих жанров на итальянском яз. За ними следуют сатиры в стиле Ювенала (одна из них - «Momus» - направлена против правителей и придворных) и др.

Библиография:

Mancini, Vita di L. B. A., 1882. См. о нем у В. Зомбарта, «Der Bourgeois» (1923, есть русск. перев.).

АЛЬБОВ

АЛЬБОВ Михаил Нилович (1851-1911) - беллетрист. Сын дьякона, р. в СПБ. А. изображает упадочное городское мещанство, гл. обр. прослойки мещанской интеллигенции, деклассировавшиеся под влиянием капитализации страны. Центральный образ А. - городской мещанин-одиночка. Лишенный прочной жизненной опоры и психически неустойчивый, он бессильно бунтует против серой обывательщины. Таков напр. Глазков («День итога»), черты к-рого встречаются у многих персонажей А. Творчество А. нередко сближают с творчеством Достоевского.

Библиография:

I. Собр. сочин. в 8 тт., изд. Маркса, СПБ., 1906-1908 (наиболее характерны - «До пристани», «Неведомая улица», «Ряса», «Как горели дрова» и др.).

II. Венгеров, Критико-биографич. словарь, т. I, СПБ., 1889; Арсеньев К., Критические этюды, т. II, СПБ., 1889; Михайловский Н., Собр. сочин., т. V; Гуревич Л., Литература и эстетика, М., 1912.

III. Владиславлев И. В., Русск. писатели, Л., 1924.

АЛЬВАРЕС КИНТЕРО

АЛЬВАРЕС КИНТЕРО, братья Серафин (1871-) и Хоакин (1873-) (Serafin y Joaquin Alvarez Quintero) - современные испанские драматурги, работающие вместе, иногда под псевдонимом «El diablo cojuelo» (Хромой бес). А. К. успешно продолжают традиции народных драматургических жанров сайнета и хугете, восходящих к староиспанским интермедиям. Главные пьесы: «Los Galyotes», «Las Flores», «Pepita Reyes», «La Casa de Juan Garcia», «La Musa loca».

Библиография:

Gonzalez-Blanco A., Los dramaturgos espanoles contemporaneos, Valencia, 1917; Perez de Ajala R., Las Mascaras, Madrid, 1918.

АЛЬГУЗИАНИ

«АЛЬГУЗИАНИ» - поэма на грузинск. яз.; в ней описываются подвиги осетинско-черкесского царя Алгузона. Поэма представляет неудачное подражание «Барсовой коже» Руставелли, написана 16-сложным стихом, но количество слогов часто нарушается. Некоторые исследователи видят в главном герое поэмы историческую личность, жившую в первой половине VIII в. В поэме смутно отражается жизнь северокавказских народов с преимущественным выделением осетин как христиан; остальные народы Сев. Кавказа представлены как мусульмане: черкесы, чеченцы, калмыки и какие-то амосары и миланкары. Упоминаемые в поэме имена: Ос-Бакатар, Сидамон, Сарагон, Куртагон, Алгузон известны и по осетинским преданиям. Время написания поэмы, по мнению Л. Лопатинского, - период между 1400-1453. Этой же точки зрения держится и Хаханов. В. Абаев, исходя из содержания и стиля поэмы, относит ее к концу XVIII столетия и к началу XIX. Вопрос об авторе поэмы В. Миллер и Хаханов разрешают в том смысле, что им является родовитый книжник, ведущий свое происхождение от осетинских Багратидов, и даже полагают, что он сын осетинского царя Бакатара. В. Абаев, принимая во внимание руссицизмы в поэме и допуская знакомство автора с русским яз. и русскими обычаями, а также с обычаями народов Северного Кавказа, преимущественно осетин, полагает, что автором «А.» является «несомненно осетин, выросший в грузинских культурно-литературных сферах». Этим осетином, жившим в конце XVIII и начале XIX в. в Грузии, был некто Иван Ялгузидзе. Он воспитывался при дворе царей Ираклия и Георгия, в грузинских книжнических традициях, на грузинском священном писании, грамматиках и философии. Будучи русским «губернским секретарем», Ялгузидзе знал русский яз. Как осетин, проникнутый национальной идеей, он, кроме «А.», написал в 1820-1825 евангелие, молитвенник, требник и литургию.

АЛЬДИНЫ

АЛЬДИНЫ - издания фирмы венецианских типографов Мануциев, в особенности Альда Мануция старшего. Издания эти отличаются особыми достоинствами. Для проверки текстов Альд Мануций собрал до тридцати ученых; многие из А. - первые издания греческих и римских классиков, а также проверенные по рукописям произведения Данте, Петрарки, Бокаччо. А. отличаются необыкновенной чистотой печати.

АЛЬД МАНУЦИЙ

АЛЬД МАНУЦИЙ старший (Aldo Manucci, латинизов. Munutius, 1448-1515) - основатель типографской фирмы Мануциев в Венеции, начал с издания роскошных книг. Учитывая потребности рынка, переходит к изданию дешевой, изящно, но без особых претензий сделанной книги. Одновременно он вводит в употребление вместо громоздких фолиантов книги в одну восьмую листа (обычный в наше время формат). А. М. впервые вводит наклонные шрифты, известные теперь под названием «курсива». Один из современных шрифтов до сих пор носит название «альдине». Издательский знак А. - якорь с обвивающимся вокруг него дельфином. Альд Мануций является одним из издателей-промышленников, капиталистической постановкой дела придавших окончательно книге характер товара.

АЛЬКАЛА ГАЛИАНО

АЛЬКАЛА ГАЛИАНО Антонио (Antonio Alcala Galiano, 1789-1865) - испанский писатель и общественный деятель, один из родоначальников испанского романтизма, к к-рому он пришел после долгой защиты принципов французской классической школы (см. его предисловие к эпической поэме Де Риваса «El Moro exposito 1834). А. является автором историко-литературных исследований: «La literatura espanola, francesa, inglesa e italiana del siglo XVIII» (1835) и «De la escuela literaria formada en Sevilla a fines del siglo pasado» (1845), в которых литературные явления рассматриваются с точки зрения романтизма.

АЛЬМАНАХИ И СБОРНИКИ

АЛЬМАНАХИ и СБОРНИКИ (арабск. - «al mana» - время, мера). Альманахами в конце средних веков назывались заимствованные у арабов таблицы, наподобие календарных, к к-рым обычно прибавлялись астрономические и др. примечания. С XVI в. они начали издаваться ежегодно, причем к календарным сведениям прибавляли разные предсказания и официальные известия справочного характера: о ярмарках, рынках, монетных дворах, движении почт, придворных балах и т. п. В А. для широкой публики помещались еще и анекдоты, стихи, мелкие рассказы и т. п. С течением времени календарные и справочные сведения в А. исчезли, и последние превратились в сборники произведений литераратурно-художественного, исторического, историко-культурного, публицистического и т. п. характера. Соответственно содержанию и цели, эти издания назывались А. музыкальными, дамскими, драматическими, театральными, историческими, дипломатическими, генеалогическими и т. п. Особенно большое распространение получили во всех странах литературно-художественные А. Во Франции первым таким А. был «L’almanach des muses» (Париж, 1746-1833). Из позднейших известны: «Almanach de la littérature, du théâtre et des beaux-arts» (1853-1869) и «Almanach parisien» (1862-1870). В Германии первым А. был «Musenalmanach» в Геттингене (1769-1805), затем А. Шиллера (1796-1801), А. и В. Шлегеля, Тика, Шамиссо и Варнгагена (1804-1806), «Das poetische Taschenbuch» Фр. Шлегеля, «Deutscher Musenalmanach» Шамиссо и Шваба (1833-1872), Шада (1850-1859), Группе (1851-1855) и др. В 1891 Браун основал в Нюренберге «Cottasche Musenalmanach», к-рому лирики «Молодой Германии» противопоставили «Moderner Musenalmanach» (Мюнхен, 1893 и сл.). В Англии А. приняли характер роскошно изданных карманных книжек (кипсеки - keepsakes), бьющих гл. обр. на внешность. В России А. появились в конце XVIII в. В 1796 Н. М. Карамзин, в подражание западным А., выпустил сборник «Аониды», в к-ром были помещены произведения самого составителя, а также Державина, Капниста, Вл. Измайлова, Нелединского-Мелецкого, Вас. Пушкина и др. С тех пор А. пошли в ход и к концу 20-х и началу 30-х гг. прошлого века размножились настолько, что Пушкин отметил тип жадного и назойливого издателя «альманашника», падкого на даровой писательский труд, т. к. в А. авторы печатались большею частью бесплатно. Ежегодно выходило десятка два А. Такое их обилие объясняется недостаточным выходом периодических изданий. А. 20-х и 30-х гг. служили гл. обр. для развлечения более культурных слоев господствующего дворянского сословия и выпускались с изысканными заглавиями: «Венок граций», «Сириус», «Европейский музеум», «Урания», «Метеор» и т. п. Однако некоторые А. отличались серьезностью и богатством содержания и объединяли в себе крупнейшие литературные силы того времени. Таковы:

1. «Полярная звезда» (1823-1825) (вышло 3 кн.), издававшаяся декабристами А. Бестужевым и К. Рылеевым при участии Пушкина, Жуковского, П. Вяземского, Гнедича, Грибоедова, А. Дельвига, Крылова, Баратынского, Козлова, Хомякова, Языкова и др. Обращают на себя внимание литературные обозрения А. Бестужева и особенно его статья «Взгляд на старую и новую словесность в России», в к-рой он отмечал зарождение новой литературной школы во главе с Жуковским, Батюшковым и Пушкиным.

2. «Мнемозина» (1824-1825), издававшаяся кн. В. Ф. Одоевским и декабристом В. К. Кюхельбекером, орган «любомудров» - шеллингианцев, поклонников немецкой идеалистической философии и литературы (Д. В. Веневитинова, братьев Киреевских, А. И. Кошелева, Н. М. Ропсалина и самих издателей), восстававших против «ига французской словесности».

3. «Северные цветы» (1825-1832) бар. А. Дельвига и О. Сомова; в нем печатались произведения Пушкина, Баратынского, Батюшкова, Козлова, Вяземского и др. По внешности это издание - лучший А. 20-х гг.

Из других А. этого периода вызвали похвальные отзывы Белинского А. Владиславлева: «А. на 1838 год» и «Утренняя заря» (1839-1843). К концу 30-х гг., с развитием толстых журналов, значение и количество А. падает. Но в 40-х гг., в виду трудности получения разрешения на издание новых журналов, вновь начинают прибегать к форме А., причем название это заменяется словом «сборник». Духовные запросы растущей разночинной интеллигенции не могли не изменить содержания С.: наряду с беллетристикой в них начинает занимать все более и более значительное место публицистика и критика. Таковы С., изданные Некрасовым: «Физиология Петербурга» (2 ч., СПБ., 1845) и «Петербургский С.» (СПБ., 1846). В первом были помещены произведения В. Г. Белинского, Луганского, Д. В. Григоровича, Гребенки, Некрасова, Панаева. Во втором - впервые были напечатаны «Бедные люди» Достоевского, а также приняли участие И. С. Тургенев, Искандер (А. И. Герцен), кн. В. Одоевский, Ап. Майков, гр. В. Соллогуб, А. Никитенко, Белинский, Некрасов, Панаев. Сборники Некрасова шли под знаменем западничества. «Московские сборники» (1846, 1847 и 1852), изданные Под редакцией Валуева и Аксаковых, объединили лучшие славянофильские силы. Во второй половине XIX в. А. и С. отходят на второй план. В 70-х гг. начинают выходить благотворительные С. («Складчина», в 1874, в пользу голодающих в Сам. губ.). Всего в XIX в. вышло около 400 А. и С. В конце XIX и начале XX вв. вновь возрождается чисто литературный С. без публицистики, к-рая находит место в многочисленных отдельных С.; даже снова получает распространение название «А.». А. уже не обслуживает культурную верхушку одного класса, как в 20-30-х гг. Классовая дифференциация интеллигенции повела к возникновению многих литературных течений и школ, к-рые в А. и С. нашли удобную форму для групповых выступлений. Таковы С. буржуазной интеллигенции - символистов ранней поры: «Русские символисты» (I-III вв., 1894-1895), «Северные цветы» (1902-1905), возрождающие название 30-х гг., А. «Гриф» (1904-1905); сборник отошедшей от революции буржуазной интеллигенции в лице поздних символистов «Аполлон» (1909); С. мелкобуржуазной богемы - футуристов: «Садок судей» (1910), «Дохлая луна» (1913), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Мезонин поэзии» (1913) и др.; революционно-настроенная демократическая и часто марксиствующая интеллигенция группируется вокруг С. «Знание» (с 1904) М. Горького; среднюю позицию занимают А. - «Шиповник» (с 1907) и «Земля» (с 1909); с 1913 начал выходить С. «Слово» Московского книгоиздательства писателей; наконец выходят сборники пролетарской поэзии («Наши песни», 1913 и «Сборник пролетарских писателей» с предисл. Горького, в 1914). Октябрьская революция и годы военного коммунизма дали целый ряд С. пролетарских писателей: «Завод огнекрылый» (1918), «Красный звон» (1918), «Сноп», «Паяльник» (1918), «Крепь» (1921) и др. Буржуазная литература также дала несколько сборников: «Дракон» (1921), А. «Цех поэтов» (1921), «Серапионовы братья» (1922), «Костры» (1922) и др. С развитием советских журналов, роль А. совершенно упала, хотя в это время и вышло несколько А.: «Кузница» (1920), «Круг» (1923), «Недра» (1923), «Перевал» (1924), «Ковш» (1925), «Земля и фабрика» (1927) и др.

Библиография:

I. Перечень А: Путятин Е., гр., Перекличка альманахам (1794-1850), Новая Ушица, 1893; Рубакин Н. А., Среди книг, т. I, М., 1911; Энц. сл. Брокгауз-Ефрон, полутом 34, литературные альманахи.

II. Об А.: А. на Западе и у нас, «Антиквар», 1902; Кашин Н. П., А. двадцатых-сороковых годов, «Книга в России», т. II, М., 1926.

АЛЬМЕЙДА ГАРРЕТТ

АЛЬМЕЙДА ГАРРЕТТ (Joao Baptista da Silva Leitao de Almeida Garrett, 1799-1854) - основоположник романтизма в португальской литературе. Либерал по своим убеждениям, он прожил некоторое время во Франции, где близко познакомился с Шатобрианом, К. Делавинь, Альфредом де Виньи и Виктором Гюго. Под их непосредственным влиянием развернулась в дальнейшем литературная деятельность А. Г. Наибольшей известностью пользуются его романтические драмы, проникнутые либерально-патриотическими мотивами: «Um auto de Gil Vicente» (1838); «Dona Philippa de Vilhena» (1840); «O alfageme de Santarem» (1842); «A Sobrinha do Marquez» (1848); «Frei Luis de Souza» (1844).

Библиография:

I. Лучшее издание полного собр. сочин.: «Obras completas de A. G., grande edicao popular dirigida por T. Braga», 28 тт., Lisboa, 1904-1905.

II. Braga T., G. los dramas romanticos, Porto, 1905.

АЛЬМКВИСТ

АЛЬМКВИСТ (Carl Jonas Love Almquist, 1793-1866) - шведский писатель. Принадлежал к поколению романтиков, но стоял в стороне от них; вся литературная деятельность его представляет собою ряд метаний. Одно время А. увлекался «опрощенством» Руссо (см.), затем был пастором и педагогом; но от этого он вынужден был отказаться вследствие негодования, возбужденного его проповедью свободной, нестесняемой гражданскими и церковными нормами любви (в трактате «Hvad är Kärlek» - «Что такое любовь» и повести «Det gar an» - «Ничего себе», 1838). В 40-х гг. примкнул к социализму, выраженному ярко в его «Monografien» (1845) и повестях. Вследствие ложных обвинений в спекуляциях эмигрировал в Америку; умер в Бремене.

Все разнообразные виды деятельности А. одинаково связаны с его мировоззрением. А. - ученик Руссо и Сведенборга; этим определены такие черты мировоззрения писателя, как пантеизм, идеи о спаянности вдохновения религиозного и художнического, культ свободной человеческой личности («социальный индивидуализм») и наконец тяготение к «бессознательному». Универсализм проявился и в художественном творчестве А. Лучшее его содание - цикл повестей, поэм и романов «Törnrosens Bok» (Книга шиповника, 1832-1840), где один и тот же рассказчик передает различные повествования, числом 123. Индивидуализм А. ярко отражается в его поэтике.

А. - импрессионист; каждая черточка, каждая деталь действия постигается по мере раскрытия ее перед автором; в его рассказе все действенно и нет ни одного описания, которое не соответствовало бы реальному восприятию окружающего. Будучи прекрасным рассказчиком, А. избегает книжности; его повести как бы ориентируются на слушающего (соответственно этому построено и обрамление «Törnrosens Bok»). Наконец обычное развитие сюжета часто заменяется его раскрытием перед рассказчиком, постепенно воспринимающим. Наиболее яркий пример - одна из лучших повестей «Törnrosens Bok» - «Skällnora Quar» (Мельница в Шельнуре), где рассказчик, встречаясь с одним из героев и сопутствуя ему, постепенно выясняет детали интриги; пользуясь методами внушения, активно вмешивается в действие и содействует его благополучной развязке, будучи сам лишь случайным прохожим (в таком виде рассказчик и проходит через большинство вещей «Törnrosens Bok»). Указанные черты личности и творчества А. выясняют достаточно четко его социальную сущность. Это представитель той группы мелкобуржуазной интеллигенции переходного периода (борьбы буржуазии за политическую гегемонию), к-рая не могла примириться с наступающим капитализмом и упадком мелкого собственнического хозяйства; индивидуалистическая по своей сущности, эта группа устремилась к «социализму» во имя «возврата к природе» и создания свободной, гармонической личности. Творчество А. оказало большое влияние на Стриндберга (см.) и шведских неоромантиков (Лагерлёф). Кроме повестей, в «Törnrosens Bok» особенно выделяются: роман «Drottningens juvelsmücke» - «Украшение королевы» (история андрогина Тинтамары), трагедии «Ramido, Marinesco» и «Svangrottan på Ypsår», сказки «Shems-el Nihår», «Arthurs jagt» (Артурова охота), юмористические рассказы «Ormusd och Ariman», произведения из крестьянской и цыганской жизни (Cingoalla) и др., являющиеся лучшими памятниками романтизма.

Библиография:

II. Кей Эллен, Любовь и брак, русск. перевод, М., 1907, Ее же, Studier öfver. Almquist, 1902; История зап. литературы XIX-XX вв. Под редакцией Ф. Д. Батюшкова, кн. II, М., 1914, ст. К. Тиандера; Балтрушайтис Ю., Л. А., предисл. к русск. переводу «Мельницы в Шельнуре», М., 1914; Bergholm A., Sveriges modernaste diktare, 1897; Almquist E., C. L. A., Studier öfver personligneten, 1914.

АЛЬТЕНБЕРГ

АЛЬТЕНБЕРГ Петер (Peter Altenberg, 1859-1919) (псевдоним Рихарда Энглендера) - австрийский писатель, типичный представитель венской литературной богемы; известен в Австрии и Германии столько же своими произведениями, сколько и образом жизни, характерным для людей его круга. Творчество А. - яркий образчик литературного импрессионизма (см.) в его австрийском преломлении. Оно относится к позднему периоду молодой Вены и отмечено вырождением импрессионизма. Все произведения А. представляют собой единое целое, ряд сборников, набросков, объединенных единством тем, настроений и композиции. Таковы его сборники: «Как я это вижу» (Wie ich es sehe, 1896), «Что мне приносит день» (Was der Tag mir zuträgt, 1900), «Prodromos» (1905), «Сказки жизни» (Die Märchen des Lebens, 1907, русск. перев., 1908), «Избранное» (Die Auswahl, 1908), «Земмеринг» (Semmering, 1912), «Feschung» (1914) и «Nachfeschung» (1916) и посмертный «Сумерки жизни» (перев. на русск. яз.). Основной принцип творчества А. - его крайний, до логического конца доведенный субъективизм. А. - вполне асоциален. У него типичное мироощущение оторванности от окружающего мира, осознание своей обособленности. Оно приводит А. к утверждению независимости своих взглядов, к отрицанию общественно-принятого, каких бы то ни было этических норм. Однако это отрицание, не имея подлинных положительных корней, идет по линии наименьшего сопротивления - выявления в парадоксах. Отрицание общества сводится к его эпатированию. Но даже и в этих пределах А. не претендует на роль учителя. Ему не свойственна активная, волевая направленность. Скептицизм А., окрашивающий все его творчество, носит печать пассивности и усталости. По существу А. - меланхолик, его недовольство неизменно приводит к подчинению судьбе. Мироощущение А. не только не волевое, но и не интеллектуальное - оно по преимуществу эмоционально. Отношение А. к миру выявляется не столько в мыслях, сколько в настроениях. Творчество А., как и весь поздний импрессионизм, носит на себе печать декадентского вырождения мелкобуржуазных слоев Австрии и Германии на рубеже XIX и XX вв. У А. эти моменты носят более подчеркнутый характер. Привносится анархичность, беспринципность, страсть к «эпатированию» буржуа, к парадоксальной философии. Отворачиваясь от действительности, капризно пренебрегая ею, этот импрессионист и упадочник в сущности так же примиряется с нею, как высмеиваемые им обыватели. А. культивирует сознательный самообман, характерный для мелкой буржуазии, вытесняемой из жизни и бессильной изменить ее по-своему. Все эти черты типичны для богемы того поколения, к к-рому принадлежал А., как специфической социальной группы, с неустойчивостью и поверхностностью мироощущения. Поверхностная эмоциональность А. - причина крайней узости его тематики. Это - или легкие наблюдения окружающей среды, или - чаще всего - внутренние «наблюдения» - лирические настроения - размышления.

Описания у А. часто не самоцель, а символы внутренних состояний. Его размышления группируются гл. обр. вокруг двух тем - взаимоотношений художника и общества и мира женской психики. Внешняя тонкость его парадоксов не спасает его однако от поверхностности. Бессилие мысли А. и беспринципность делают его неспособным к творческому осознанию мира в закономерной системе образов. Разорванные отдельные восприятия и настроения являются у А. отдельными художественными единицами. Художественный принцип А. выражается композиционно в замене развертывания образа, явления - намеком на него (часть вместо целого). Желая дать «экстракты жизни», «человека в одной фразе, душевное переживание на одной странице, пейзаж в одном слове», А. стремится в афористическо-замкнутой форме миниатюры дать наблюдение как символ целого явления. Но благодаря отсутствию подлинной мысли этот символизм остается на поверхности. Чередование мелких наблюдений с лирическими размышлениями заставляет его разорванную прозу колебаться между формами миниатюрной новеллы-анекдота и (чаще всего) лирически окрашенным афоризмом или стихотворением в прозе. Социально чуждый нам, А. не представляет большого интереса сейчас и в плоскости чисто эстетической. Творчество А. сохраняет значение гл. обр. историко-литературное как типичное выявление импрессионистского стиля.

Библиография:

Люблинский С., Итоги современного искусства, М., 1905; Мович Л., П. А., «Совр. мир», VIII, 1908; Soergel A., Dichtung u. Dichter der Zeit, Lpz., 1911; Martens K., Literatur im Deutschland, Lpz., 1916; Kummer F., Deutsche Literaturgeschichte des XIX u. XX Jahrh., 2 Bde., Dresden, 1922.

АЛЬФЬЕРИ

АЛЬФЬЕРИ Витторио, граф ди Кортемилья (Vittorio Alfieri, conte di Cortemiglia, 1749-1803) - величайший итальянский трагический писатель. Р. в г. Асти, в Пьемонте. Воспитывался в Туринской академии. Много путешествовал. Писать начал с 1774. Чтобы сделаться итальянским писателем, ему нужно было преодолеть колоссальные трудности для овладения яз., т. к. он не знал тосканской речи, говоря все время или по-французски, или на пьемонтском диалекте. Великую французскую революцию он вначале приветствовал, но скоро глубоко разочаровался, испуганный террором, возненавидел и Францию и ее деятелей, против к-рых направлен сб. его эпиграмм «Ненавистник французов» (Misogallo). Свою жизнь А. описал в мемуарах (1802, русск. пер., 1914).

В мировоззрении А. наиболее важен его догматический рационализм; его идеал - свободная человеческая личность, управляемая прежде всего разумом, логикой и волей, руководимая чувством долга; с этими идеями тесно связаны политические взгляды А., лучшей иллюстрацией к-рых служат трагедии и предисловия к ним. Он говорит о «свободе народа», на каждом шагу подчеркивает свою ненависть к тиранам, свой республиканизм, но это - республиканизм аристократа, резко разграничивающего «изначально свободных» от «рожденных рабами» («Misogallo», XIX). Герой, наиболее близкий ему, - Брут младший, борец за право аристократической верхушки против «тирана», ставленника народа, Цезаря. «Свобода» А. для тех избранных, что сумели воспитать себя свободными. Он приветствует американскую революцию 1776 в трагедии «Брут I», посвященной Вашингтону, но в то же время посвящает трагедию «Агис» (Agide) памяти казненного Карла I английского, павшего жертвой «несправедливого» парламента. К состоянию Италии XVIII в. А. относится всецело отрицательно, предпослав «Бруту II» («Брут младший») ироническое и едкое посвящение «Будущему итальянскому народу». В его воззрениях ясно выражена психология представителя верхов дворянства, сохранявших еще перед завоеванием Италии французами политическую гегемонию во многих местах (Венеция, Пьемонт - родина А. и др.). А. представлял наиболее здоровую часть своего класса, осознавшую, что спасение раздробленной Италии - в национальном объединении. Те преобразования, к-рые принесли с собой французские завоеватели, представители ненавистной А. буржуазии, - эти преобразования А. не принял и не хотел принять. Впоследствии А. изменил свое отношение к «третьему сословию». Все художественное наследие А. теснейшим образом связано как с изложенными общественно-философскими воззрениями, так и с идеями его о значении литературы, к-рые чрезвычайно четко выражены в его трактате «Del principe e delle lettere» (О государе и литературе), основная мысль к-рого сводится к тому, что истинная литература может процветать только у истинно свободного народа. Она должна учить добродетели и проповедывать свободу (догматизм А.). Но из всех видов литературы наилучшим образом достигает этой цели поэзия, потому что она наставляет путем наслаждения, научает человека познавать разумом свои права и способности, неосознание к-рых порождает рабство всякого народа.

В трагедиях А. отражается его рационализм. Основной организующий принцип его драматургии - логическое построение пьес. Оно проявляется, с одной стороны, в композиционной стороне трагедий: все сосредоточено вокруг основного стержня действия, число персонажей весьма ограничено, причем центральные персонажи всегда оттесняют на задний план всех прочих. Трагедии А. построены на резких контрастах, без полутеней; их логическая схема - противопоставление идеального человека, борющегося за свободу и отечество, отрицательному типу (тирану). Таковы: Дон-Карлос и Филипп («Filippo»), Брут и Цезарь («Bruto II»); даже там, где любовная интрига должна играть центральную роль («Maria Stuarda», «Mirra» - трагедия кровосмесительницы), А. сосредоточивает внимание всегда на моральной проблеме, являющейся основой всех его трагических конфликтов, - именно на преодолении страсти и личных чувств во имя долга и разума. Слабые личности гибнут (Изабелла в «Filippo», изменяющая мужу), сильные - побеждают, как Брут Старший, приговаривающий к смерти детей, или Брут Младший, к-рого А. нарочито сделал сыном Цезаря, основываясь на легендарных словах умирающего Цезаря «И ты, дитя». Действие трагедии начинается in medias res (в разгаре) и стремительно идет к развязке; нет отвлекающих эпизодов. Яз. А. - прежде всего ораторский яз. Логические обоснования, апелляция к разуму встречаются даже в любовных излияниях, не говоря уже о политических монологах, где диалектическое искусство А. развертывается в полной силе. Повторения, перекличка отрывочными, лаконичными вопросами и ответами, лозунги, выкрикиваемые оратором и вслед за ним народом, - таковы признаки ораторского стиля А. Рядом с этим стих его изобилует ударениями, односложными словами, часто прерывается, вводятся намеренные уклонения от плавного, напевного ритма, к-рому, по мнению А., не место в трагедии, воспевающей человеческие страсти, служащей «школой нравственности, добродетели и великодушия». Трагедии А. чрезвычайно сценичны; к этому стремился А. в своем лаконизме и сосредоточенности действия. Единство времени, места и действия соблюдается у А. Он делает довольно удачные попытки восстановить хоры греческой трагедии («Alceste»). Особняком стоит его цикл из 4 комедий («L’uno» - «Единый», «I pochi» - «Немногие», «I troppi» - «Излишние», «L’antidoto» - «Противоядие»), где А. проводит свою идею о несовершенстве монархии, демократии, олигархии как форм правления; идеальное государство, по А., может создаться лишь в результате соединения этих трех «ядов». Также особо стоит его «Abel», названный А. «трамелогедией» (сочетание мелодрамы и трагедии), уже отражающий новые веяния в итальянской литературе (сентиментализм), проявлявшиеся в творчестве Уго Фосколо (см.) и др.

Чрезвычайно выдаются своей злобной иронией, разнообразными ритмами, богатством рифм и мастерством каламбуров эпиграммы А. Лирические стихотворения А. носят большей частью характер иронический и сатирический. Главные их темы - политические (Misogallo, см. выше). А. - один из лучших мастеров сатиры и сонета; в его «Misogallo» встречаются весьма оригинальные по ритму стихотворения (напр. сатирическая ода «Teleutodia» в форме греческой оды). Яз. прозы А. - яз. политических трактатов-памфлетов. В известной степени ученик классика Ш. Маффеи (см.) (ум. 1755), А. - один из виднейших представителей националистической тенденции в итальянской поэзии, к-рая, начиная с Филикайя в XVII в., развилась в творчестве Парини (см.), Пиндемонте (см.) и затем у В. Монти (см.), С. Пеллико (см.) и Уго Фосколо. Драматическое творчество трех последних уже проходит всецело под влиянием А., но и на романтическую трагедию (Никколини (см.), Косса (см.), Мандзони (см.)) А. оказал сильнейшее влияние: его националистический пафос нашел себе достойных продолжателей именно среди романтиков; последний крупный классик в итальянской литературе, А. уже стоит на грани романтизма. Сам Леопарди (см.) в своей политической лирике часто вдохновлялся А.-поэтом. Его общественное значение огромно; несмотря на свою враждебность к французской революции, он ярко отразил в своем творчестве пафос революционной эпохи.

Библиография:

I. Трагедии А., кроме перечисленных: «Saul», «Timoleone», «La congiura dei Pazzi», «Virginia», «Oreste», «Merope», «Ottavia», «Solonisba», «Don Garcia», «Antigone», «Agamemnone». На руск. яз. перев. (в 60-х гг.) «Филлип», «Брут», «Агамемнон» и «Мирра». Монолог Изабеллы из трагедии «Филипп II» переведен на русский яз. А. С. Пушкиным.

II. На русском яз.: Гливенко И. И., проф., Жизнь и сочинения В. А., СПБ., 1912; Фриче В. М., Литература эпохи объединения Италии, М., 1916; Из старых работ наиболее известна ст. Вильмена в его «Tableau de la littérature du XVIII-e siècle», 1834; Bertana E., V. A., Torino, 1904; Bustico, Bibliografia di V. A., 1908-1911; Spavento A., 1923; Gabetti A., La filosofia di A., 1923; Calosso U., L’anarchia di A., 1924.

АЛЬЦЕСТА, ИЛИ АЛКЕСТА

АЛЬЦЕСТА, или АЛКЕСТА - в греческой мифологии - дочь царя иолкосского, Пелия. Последний возвестил, что выдаст свою дочь замуж за того, кто запряжет в колесницу львов. Этот подвиг совершил Адмет, к-рый и женился на А. Впоследствии Мойры обещали Адмету долгую жизнь при условии, что в его смертный час кто-нибудь пожертвует собой ради него. А. принесла себя в жертву, но Геракл освободил ее из подземного царства. Миф этот послужил темой для драмы Еврипида.

Библиография:

Ellinger, A. in der modernen Literatur, Halle, 1885.

АМАДОР ДЕ ЛОС РИОС

АМАДОР де лос РИОС Xoce (Jose Amador de los Rios, 1818-1878) - основоположник истории испанской литературы, первый подошедший к ней с культурно-историческим методом. Главнейшие труды: «Historia critica de la Literatura espanola» (1861-1865) в 7 тт.; «Historia social politica y religiosa de los judios en Espana y Portugal» (1875-1876) и «Obras del Marques de Santillana» (1853).

Библиография:

Sainz Rodriguez P., Biografia de A. de los R., 1918.

Предыдущая страница Следующая страница