Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАА"-"БАМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАА"-"БАМ")

БААЛ

БААЛ - см. Ваал.

БАБА-БЕК-МЕХРЕБЕБАНЧУ

БАБА-БЕК-МЕХРЕБЕБАНЧУ - см. Шакир-Баба-Бек-Мехребебанчу.

БАБЕЛЬ

БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович (1894-) - выдающийся новеллист. Родился в г. Одессе, в семье еврейского купца. Литературную работу начал в 1915 в журнале Горького «Летопись» (см.) рассказами из еврейского быта Одессы. После гражданской войны материалом первых его литературных выступлений послужил быт I Конармии, о котором у него были непосредственные впечатления. Первый рассказ его из серии «Конармия» появился в 1924. В дальнейшем творчество его, в отношении тематики, пошло по двум основным направлениям: с одной стороны, Б. дал ряд новелл на материале Конармии, объединенных теперь в книгу «Конармия», - с другой - разрабатывал в форме новеллы, пьесы для театра («Закат», 1928) и кинематографического сценария («Беня Крик») - материал еврейского местечкового быта. Новеллы на эту тему отчетливо распадаются на автобиографические («История моей голубятни» и др.) и эпико-романтические, главным персонажем к-рых является герой Молдаванки (предместья Одессы), сын одесского биндюжника (извозопромышленника), идеализированный герой еврейской бедноты, бандит и налетчик Беня Крик («Одесские рассказы», «Король», «Как это делалось в Одессе». К этой группе по теме примыкают пьеса и сценарий Б.). Все, до сих пор написанное Б. вне этих двух линий - быта Конармии и местечкового еврейского быта - крайне немногочисленно и не может итти в сравнение с перечисленным в отношении художественного мастерства («Исусов грех», «Ты проморгал, капитан»). В настоящее время Б. живет во Франции, продолжая работу в советской литературе.

Рассказы о Конармии выдвинули его в первые ряды советских художников слова. Новизна материала, целиком взятого из революционной, еще не нашедшей отображения в художественной литературе, жизни, а также оригинальность выполнения не могли не сделать из новелл Б. о Конармии чрезвычайно значительных произведений. В лице Б. молодая советская литература получила сильного художника, «попутчика» (см.), с редкой по тому времени полнотой отдавшего свое дарование революционной тематике. Эта общественная заслуга Б. - крупного художника-пионера революционной тематики, ни в коем случае не может быть умалена и в настоящее время. Однако развитие советской художественной литературы и уровень, достигнутый ею в настоящее время, обязывают отнестись к литературным фактам прошлого (хотя бы и недавнего) с должной объективностью. С этой точки зрения нельзя не признать, что новеллы Б. о Конармии явились не столько реалистическим отображением ее быта, сколько проявлением утонченного литературного мастерства Бабеля и раскрытием его собственного художнического миросозерцания на материале, почерпнутом из этого быта. При этом материал не мог не получить своеобразного истолкования, в гораздо большей мере характерного для социальной среды, из которой вышел художник, чем для того быта, который в его произведениях отображен. В одинаковой мере неправы поэтому были те критики, к-рые желали видеть в «Конармии» Б. реалистическое произведение, адэкватно отобразившее действительную Конармию, и те, которые обрушивались на художника, видя несоответствие между его изображением и тем, что он, по видимости, пытался изобразить (между прочим сам т. Буденный счел себя вынужденным выступить в защиту Конармии от искажений, к-рым Б., по его мнению, подверг ее облик в своей книге). Б. не является реалистическим художником и задач реалистического воспроизведения действительности себе не ставит. В его лице наша литература имеет крайнего субъективиста. Можно с уверенностью утверждать, что именно связь писателя с мелкобуржуазной местечковой средой еврейского гетто в обстановке царской России, которая к этой среде поворачивалась самой жестокой и дикой своей стороной, - превратила Б. в скорбного, иронического романтика. Он не мог не сочувствовать искренне и глубоко освободительному движению рабочего класса, поскольку оно несло освобождение и всему еврейскому населению в царской России. Но стремясь соблюсти некоторое расстояние между собой и тягостной действительностью, грозящей растоптать его личность (см. напр. «История моей голубятни»), он отходит и от общественности, идет по пути индивидуализма, замыкается в иронию, скепсис. Отсюда чрезвычайно своеобразное сочетание в художническом миросозерцании Б. несомненной тяги к общественности, к действию, активности (сказавшейся очень ярко во всех созданных им характерах, а также в тематике его произведений) и иронического тона повествования, проявляющегося в любви писателя к гротеску, в утрировке контрастов, в сочетании утонченного лиризма и намеренной, изысканной грубости. Отсюда же и эротизм Б.-художника, - черта, характерная для этого индивидуалиста. Этим же противоречием мирочувствования Б., определяемого двойственностью его социальной природы, целиком объясняется своеобразный подход его к слову как к некой самодовлеющей реальности, управляемой не столько своим объективным смыслом, соответствием с тем жизненным материалом, который художник берется отобразить, а исключительно внутренним переживанием личности, ее восприятием этого материала. Субъективный облик Б. выступает настолько отчетливо в каждой его новелле, что судить Б. как реалиста, с точки зрения верности его зарисовок натуре, совершенно невозможно.

Внимательной, кропотливой работой над словом можно объяснить крайнюю творческую скупость писателя, давшего очень немного чрезвычайно кратких новелл, один сценарий и пьесу, - некую эстетическую действительность, стоящую над реальной действительностью как ее романтически преломленное подобие. Однако было бы глубокой несправедливостью к писателю и одновременно искажением фактов представлять произведения Б. пародией на действительность, карикатурой на нее.

Библиография:

Буденный С., Бабизм Б., «Октябрь», кн. 4, 1924; Шкловский В., Б., «Леф», кн. 2 (6), 1924; Вешнев В., Поэзия бандитизма, «Молодая гвардия», кн. 7-8, 1924; Лелевич Г., На литературном посту, Тверь, 1924; Воронский А., Литературные типы, М., 1925; Его же, Литературные записи, М., 1926; Горбачев Г., Новеллы Б., «Два года литературной революции», Л., 1926; Лежнев, Вопросы литературы и критики, М., 1926; Воронский А., Искусство В. Полянской видеть мир (ст. Литературный двевник), М., 1928; Горбов Д., У нас и за рубежом (ст. Итоги литературного года), М., 1928; Полонский В., О современной литературе, М., 1928.

БАБИЧ М.

БАБИЧ Михаел (Babits Mihaely, 1883-) - венгерский поэт и романист, один из наиболее выдающихся деятелей группы «западников» (см. Венгерская литература), редактор журнала «Запад». Сборники его стихов («Листья из венка Ирис», «Речитатив», «Остров и море» и т. д.) начали выходить с 1911. Написал два романа («Калиф-журавль» и «Воздушный замок», имеются немецкие перев.) и ряд этюдов («Литературные этюды»). Его перу принадлежит много переводов из итальянской, французской и английской поэзии, из к-рых наиболее значительным является перевод «Божественной комедии» Данте.

БАБИЧ Ш.

БАБИЧ Шайхзада (1895-1919) - татаро-башкирский писатель-сатирик. Первоначально учился в родной деревне, а затем в г. Уфе в татарской джадидской медрессе «Галие». Начал писать в начале войны 1914-1918. Б. - индивидуалист и протестант. На творчество Б. оказала сильное влияние к этому времени уже развившаяся татарская художественная литература, в особенности Тукаев (см.). Одновременно Б. много черпал из сокровищницы башкирской народной литературы; благодаря этому его язык отличается ясностью, простотой, легкостью. Сначала татарский националист, затем защитник башкирского народа, Б. пишет об его страданиях и угнетении. Его лирика после Февральской и Октябрьской революций насыщена революционными идеями. Но ранняя трагическая смерть прервала его творчество. Во время Февральской революции Бабич принадлежал к левой оппозиции против движения татарской буржуазии, писал едкие стихи. Примкнув затем к движению башкиров-автономистов, он стал на сторону контрреволюции. После Октябрьской революции Бабич написал: «Да здравствуют рабочие», «К богачам», «Социалистам-предателям», «Похвально» и наконец «Зачем мы перешли на сторону красных».

Библиография:

I. Сборн. «Помощь», ч. 1-2, 1927; Ш. Б., сборн. стихотворений, Уфа, 1922.

II. Газ. «Башкурдустан», № 48, 1924; Саади Г., История татарской литературы, Казань, 1926.

БАБУР ШАХ

БАБУР ШАХ (1483-1530) - турецкий (джагатайский) поэт XVI в., совмещал в своем лице полководца-завоевателя, основавшего Монгольскую империю в Индии, с ценителем литературы и искусства, поэтом и писателем, оставившим после себя ценные произведения. Б. Ш. был первый джагатайский поэт, составивший сборник стихов («Диван»). Его книга «Бабур Намэ» пользуется большой известностью и переведена на многие иностранные яз. Наряду с изложением походов и приключений самого Б. Ш. в ней содержится много сведений социально-бытового и экономического характера о разных странах и народах. В изображении нравов Б. проявляет художественную наблюдательность.

БАБЮК

БАБЮК Андрий (М. Р†рчан) - украинский беллетрист. В 1918 выпустил сборник «Нарисiв i новел» - «Смiх Нiрвани». Второй сборник Б. - «Фильмы революци» (Нью-Иорк, 1923). У Б. много наблюдений, но над реальными элементами его творчества преобладают устарелая романтика и публицистика.

БАГАЙ

БАГАЙ Аркаш (1904-) (Клабуков А. Н.) - молодой вотяцкий комсомольский поэт. Написал на удмурдском (вотяцком) яз. «Таракал ег» (1927) и «Перепеч» (1927). Начал печататься с 1924.

БАГГЕСЕН

БАГГЕСЕН Иенс (Jens Baggesen, 1764-1826) - датский поэт-сентименталист - предтеча датского романтизма. Значение Б. - в его попытках создать национальную датскую литературу. Основные произведения: «Komiske Fortallingar», «Eventyr og komiske Fortllingar», «Labirinthe», «Digter-wandringer i Europa», «Holger Danske», «Digte» и «Poetische Episteler». Б. писал и по-немецки («Poetische Werke in deutscher Sprache», 1836 и др.). Собр. сочин. Б. на датском языке издано в 12 тт., Копенгаген, 1827-1832, новое изд. 1888-1899.

Библиография:

История зап. литературы, Под редакцией Ф. Д. Батюшкова, кн. VI, М., 1914.

БАГРАТУНИ

БАГРАТУНИ Арсен (1790-1866) - один из крупных армяноведов, член братства мхитаристов, известен своими переводами греческих и римских классиков, в особенности художественным переводом на армянский яз. «Илиады» Гомера (см.). Б., как все его современники мхитаристы, находился под сильным влиянием зап.-европейского классицизма. Известна поэма Б. «Айк Дюцазн».

БАГРИЙ

БАГРИЙ Александр Васильевич (1891-) - историк русской литературы и библиограф, проф. Бакинского университета, сын чиновника (из крестьян). По Киевскому университету (окончил в 1912) - ученик акад. В. Н. Перетца.

Библиография:

В защиту ценностей духа, Самара, 1918; Шевченковская студия, Владикавказ, 1923; Шевченко в русских переводах, Баку, 1925; Шевченко в литературной обстановке, Баку, 1925; Формальный метод в литературе (Библиографическое пособие), вып. I, Владикавказ, 1926; вып. II, Баку, 1927; Указатель по народной словесности Кавказа, Баку, 1926; Русская литература XIX в. - первой четверти XX в., Лекции, Баку, 1926; Литературный семинарий, Баку, 1926, и др.

БАГРИЦКИЙ

БАГРИЦКИЙ Эдуард Георгиевич (1897-) - поэт. Печататься начал незадолго до революции, в Одессе. Годы гражданской войны провел на фронте, в Красной армии. Первую книгу стихов выпустил в 1928 (в издательстве ЗИФ - «Юго-запад»). Входит в группу конструктивистов (см.). Его первые произведения, к-рые по времени написания совпадают с периодом гражданской войны, проникнуты напряженной, физиологически ярко выраженной жизнерадостностью, жадностью к жизни. Но эта жизнерадостность тематически не увязывается у Б. с современностью. В прошлом он ищет яркие фигуры, поэтическое воплощение к-рых дало бы ему возможность творчески разрядить чрезвычайно оптимистическое, активное мироощущение, пронизанное пантеистическими настроениями. Программным стихотворением этого времени является «Тиль Уленспигель» (Тиль Уленспигель - жизнерадостный фламандский народный герой, воспринятый поэтом очевидно в освещении де Костера). Уже в этот период творчества Б. замечается пристрастие к архаике и мистической фантастике.

Эмоциональная окраска стихов Б. последнего времени радикально отличается от характера начального этапа его литературной деятельности. Переход от периода военного коммунизма к мирному хозяйственному строительству является для творчества Б. критическим. Идеологический кризис поэта длится до сих пор. Если период героических лет гражданской войны, преломленный через огромную жизнерадостность как индивидуальное качество поэта, рождает в известной мере созвучные эпохе по бодрой оптимистичности произведения, то наше строительство совершенно не воспринимается Б., не находит отражения в его стихах. Поэт остается на архаических лирических позициях, очень часто, как бы демонстративно, прибегая к особенно тривиальным приемам «Соловей и роза», «Арбуз», доводя, правда, их до большого мастерства. В новой обстановке поэт «скучает», основной темой его стихов становится анархическое романтическое буйство («Черное море»); утверждение своей физиологической напряженности он выражает надрывными эротическими произведениями («Весна»). Усиливается мистическая струя («Трясина»), появляется ощущение тоски и неприкаянности, поэт жалуется на то, что только ему вечерний час не приносит «ни чая, пахнущего женой, ни пачки папирос» («Ночь»). Это стихотворение - «Ночь» - представляет собой высшую точку выражения непонимания поэтом нашего строительства (для него витрины кооперации только «оголтелая жратва»). Все последние стихи Б. проникнуты пессимистическими настроениями. Наиболее крупное произведение Б. «Дума про Опанаса» рисует столкновение махновщины с красными. В центре «Думы» яркая по эмоциональной выразительности картина расстрела коммуниста Когана и перерождения, под влиянием этого расстрела, его палача, украинского крестьянина - вынужденного, невольного махновца. Все же и «Дума про Опанаса» - произведение романтически отвлеченное. Романтическое, расплывчатое преломление действительности вообще является в творчестве Б. основным. Б. дал несколько мастерских переводов (из Бэрнса, Вальтер-Скотта и др.). Внутренняя динамичность образов, большая напряженность стиха, прекрасно чувствуемый ритм, умение дать ощущение фактуры описываемого - все это ставит Б. в ряд значительных поэтов последних лет.

Библиография:

Лежнев А. З., статья в журн. «Революция и культура», № 20, 1928; Красильников В., Бард рамантизма «На литературном посту», № 21, 1927.

БАДХОН

БАДХОН - традиционный участник еврейской бытовой свадьбы, сопровождавший свадебный праздник стихотворными импровизациями. Восходя еще к средневековью, Б. (или по-иному - маршалек) эволюционировал в сторону большей демократизации. Б., включавший в примитивную форму своих импровизаций как элементы стихотворчества, так и элементы «игры», был одновременно носителем в народной среде и поэзии и начатков театра. Из среды Б. вышел ряд популярных еврейских поэтов (Цунзер) и актеров. В отношении еврейской поэзии - особенно в третьей четверти XIX в. - можно даже говорить о бадхонской «системе» - конечно весьма примитивной - как совокупности местных мотивов и поэтических средств (среди к-рых особенную роль играла рифма). Если в общем бадхонскую поэзию нельзя признать единой по своей социальной природе, то во многих своих проявлениях она отражала настроения недифференцированной еще в социальном отношении еврейской народной массы, выражая неосознанное ею чувство социального протеста. Образ Б., как своеобразного еврейского Мефистофеля, дал Перец в своей «Ночи на старом рынке».

Библиография:

С. Ц.(инберг), «Еврейская энциклопедия», III; Sluzki B., Jid. badchonim-Schojspiler, «Zeitschrift», I, Минск, 1926 (в названных статьях приводятся ссылки на литературу).

БАЕМБЕТОВ

БАЕМБЕТОВ Алямдар - крупный современный татарский общественный деятель, публицист и драматург (из крестьян-батраков). Как публицист Б. известен с первого десятилетия XX в., как драматург - с 1918. До революции он пишет почти во всех журналах и газетах левого направления. За свою революционную деятельность он несколько раз отбывал наказание в тюрьме. С 1918 работает в рядах ВКП(б). Известны драматические произведения Б.: «Асылчанлар» (Повешенные) и «Низвергают царя». В настоящее время Б. участвует в литературно-художественном журнале «Безнен Юл» (Наш путь), в газетах: «Кезель Татаристан», «Эшче» (Рабочий). Перу Баембетова также принадлежат: «Политическая экономия», перевод «Исторического материализма» Н. Бухарина и другие работы.

БАЖИН

БАЖИН Николай Федотович (1843-1908) (псевдонимы: Холодов, Серый маляр, Серый) - популярный беллетрист 60-х гг., сын подполковника. Сотрудничал в журналах: «Русское слово», «Дело», «Русское богатство» и др. В 1880-1887 редактировал беллетристический отдел журн. «Дело». Примыкал к группе так наз. «трезвых реалистов» (Г. Е. Благосветлова, Писарева, Михайлова-Шеллера). Из романов его особенно был известен «Степан Рулев», в к-ром изображается идеализированный нигилист.

Библиография:

I. Повести и рассказы, СПБ., 1874 (были запрещены к обращению в библиотеках); Лицом к лицу, СПБ., 1882 и др.

II. Венгеров С. А., Критико-биографический словарь, т. II, СПБ., 1891.

БАЗАРОВ

БАЗАРОВ - см. Нигилисты.

БАЗЕН

БАЗЕН Ренэ (Réné-François-Nicolas-Marie Bazin, 1853-) - французский романист, представитель так наз. «режионализма» (областничества), т. е. такой литературы, к-рая изображает жизнь французских округов - провинции, противопоставляемой по культуре, по идеалам, по быту - Парижу как отрицательному явлению, и не только Парижу, но и всякому большому городу вообще. Критическое отношение к городской культуре, с одной стороны, и меланхолическая идеализация умирающей патриархальной деревни, пролетаризуемой и втягиваемой в процесс капиталистического развития города, характеризуют Б. Он родился в Анжере, воспитывался в местном лицее, потом был назначен профессором уголовного права в католическом анжерском университете, а в 1903 сделался членом Французской академии. Его первые романы, в к-рых сказывается влияние католического и монархического воспитания, отражают литературную манеру Альфонса Додэ (см.) и композиционную технику Альфреда де Мюссэ (см.) («новеллы»). Таковы сочинения Б. 80-х гг.: «Stéphanette» (1896), «Ma tante Giron» (1886) и «Une tache d’encre» (1888). В дальнейшем, развивая тему поглощения индустриальными центрами сил деревни, Б. воспроизводит также картины процесса укрупнения земельных владений за счет разорения мелких крестьянских хозяйств. Роман, к-рый создал славу Б., «La Terre qui meurt» (1899) (Умирающая земля), представляет собою вполне оригинальное произведение, в к-ром главным достоинством отмечают художественный анализ интереснейших процессов расслоения французской деревни. Велед за «La Terre» Б. выпускает «Les Noëllets» (1890) и затем предпринимает путешествия, к-рые описывает в ряде очерков и романов: «A l’aventure», «La Sorcelle Bleue» (1892), «Sicile» (1893), «Madame Corentine» (1893), «Les Italiens d’aujourd’hui» (1894), «Humble Amour» (1894), «Terre d’Espagne» (1895). В 1896 Б. возвращается к своей основной теме и пишет роман «En Province», являющийся походом против культурной монополии Парижа. Выступая проповедником вражды к городской культуре, он пишет патетические романы: «De toute son âme» (1897) и «Donaticienne», в к-рых тяге к большим городам придает смысл политического гипноза, ужасного и губительного. Реакционность политических взглядов Б. сказывается, так же как и католицизм, в романах, появившихся уже на рубеже нового века: «Le Guide de l’Empereur» (1901), «Pages choisies» (1902), «L’Isolée» (1905) и особенно в книге «Questions littéraires et sociales» (1906) (Вопросы литературы и общественности). «Les Oberlé» (1901) и «Récits de la Plaine et de la Montagne» (1903) - занимают положение «нейтральной беллетристики», мало характерной для Б., но вслед за этим монархическая идеология проводится решительно в форме большого романа. Таковы: «L’Enseigne de vaisseau Paul Henri» и «Le Duc de Némours» (1906); «Le Blé qui lève» («Возрождающаяся земля», как переводят этот роман русские переводчики), ставший очень популярным в России в годы реакции (вып. 1907), интересен в том отношении, что в нем заметен поворот к оптимизму и похожее на толстовское преклонение перед плодоносной силой земли (недаром Толстой отзывался о нем так сочувственно). В позднейших романах еще больше сгущены католический мистицизм и глубокая реакционность Базена. Он идеализирует империалистическую колониальную политику Франции и открыто становится на сторону врагов революционного рабочего движения, высказываясь за реорганизацию послевоенной Франции в ультраклерикальном плане («Aujourd’hui et demain» - «Сегодня и завтра», 1918). Из последних романов Базена наиболее характеризуют его «La Closerie de Champdolent», «La douce France», «Les Nouveaux Oberlé». Особым успехом пользуется биография Фуко, написанная Базеном: «Charles de Foucauld, explorateur du Maroc, ermite de Sahara» (Шарль Фуко, отшельник Сахары, исследователь Марокко).

Библиография:

I. Переводы: У сестер милосердия, СПБ., 1891; Умирающая земля, три изд. - СПБ., 1900 до изд. «Мысль», Л., 1926; Чернильное пятно, «Мир божий», СПБ., 1903; Оберле, «Образование», СПБ., 1904; Возрождающаяся земля, два изд. - СПБ., 1908 и СПБ., 1911; Донасьен, Л., 1926.

II. Doumic R., Etudes sur la littérature française, 3-e série, P., 1899; Mazin J., R. B., P., 1905; Glaser Kurz, Regionalistische Strömungen im französischen Roman der Gegenwart, 1926.

БАЗИЛЕ

БАЗИЛЕ Джамбатиста (Giambattista Basile, 1575-1632) - итальянский поэт и новеллист. Его первые произведения - подражания Гварини (см.) и Марино (см.). Свое огромное значение в истории итальянской литературы Б. приобрел, лишь обратившись к неаполитанскому диалекту и сокровищам фольклора. Лучшее его произведение - посмертный сборник новелл «Пентамерон»: десять молодых людей и дам поочередно рассказывают новеллы в течение пяти дней - откуда название «Pentamerone» (иначе «Сказка о сказках», - «Lo Cunto de li Cunti»). В этом традиционном новеллистическом обрамлении Б. дает неаполитанские народные сказки, воспроизводя в чистом виде фольклорный сказ. Сюжеты сказок интернациональны и общеизвестны («Спящая красавица», «Золушка», «Черничный дедка», «Кот в сапогах» и т. п.). Новеллы Б. отражают тяготение к народности в литературе Барокко (см.). Они переведены на все зап.-европейские яз., стали достоянием и детской литературы.

Библиография:

Ferrari G., Le Pentameron, «Revue des Deux Mondes», 1840; Dunlop-Liebrecht, Geschichte des Prosadichtungen, Berlin, 1851; Genin, Contes de Perrault et le «Pentameron», «L’Illustration», 1/III, 1856; Imbriani Vittorio, Il gran B., 1875; Guerrini Olindo, Rabelais in Italia (о влиянии Раблэ на Б.), 1883. Лучшее исследование о Б.: статья Бенедетто Кроче (см.) в его издании «Пентамерона», 1891.

БАИФ

БАИФ (Antoine de Baïf, 1532-1589) - французский поэт, участник «Плеяды». Произведения: «Antigone» и ряд лирических произведений с собственной музыкой. Первый во Франции употреблял фонетическую орфографию («Poësies», 1572).

БАЙОН

БАЙОН Андре (André Baillon, 1875-) - бельгийский писатель. Начал литературную деятельность в 1919. В 1921 вышла его «История одной Марии» (Histoire d’une Marie). В 1922 Б. дал новый усовершенствованный вариант своей первой книги - «Сабо» (En sabots), в 1923 вышел его роман «Zonzon Pépette». Вместе с книгой впечатлений о жизни современной газеты - «По прямому проводу» (Par fil spécial), написанной Б. с большим юмором, - все эти произведения составляют первый реалистический этап в творчестве художника, резко разнящийся от последующих этапов его литературной деятельности. Б. первого периода - это сосредоточенный и яркий бытоизобразитель, социальный художник. В творчестве Б. не звучали революционные ноты; он, как и его французский учитель Шарль-Луи Филипп (см.), показывал трагедию социальных низов, сострадая им, но не поднимаясь до революционного протеста против капиталистического режима. Изображениям Б. присуща огромная искренность, он умел развертывать картины быта бедняков в большие социальные трагедии. Образцом социальной беллетристики Б. может служить потрясающая «История одной Марии», в к-рой автор рассказал с исключительной силой простую и очень обыденную историю городской проститутки.

Начиная с романа «Человек так прост» (Un Homme si simple, 1925), творчество Б. резко меняет свое русло. В этом романе, как и в последовавших за ним книгах - «Улитка Люксембургского сада» (Le Perce-Oreille du Luxembourg, 1928) и «Безумия» (Delires, 1928), Б. занимается изощренным анализом больных человеческих сознаний. С чрезвычайной тонкостью раскрывает он человеческую психику, раненную жестокостями жизни. Психологические этюды, к-рые дает Б. в своих последних вещах, поразительны, но их замечательная яркость куплена ценою отказа от социально-бытового содержания, ценою отрыва художника от конкретной бытовой правды.

Библиография:

Voivenel P., Littérature et psychiatrie, «Les Nouvelles Littéraires», 18/II 1926; Crémieux Benj., A. B., Рецензия на кн. «Le Perce-Oreille du Luxembourg», «Nouvelle Revue Fr.», P., mai, 1928.

БАЙРОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАЙТ

БАЙТ (буквально «дом», «палатка») - по-арабски стих, являющийся вместе с тем и древнейшей строфой (т. к. он состоит из двух полустиший: «шатр» или «мисра» - «половина», «створка двери»), а с европейской точки зрения - скорее двустишием, иногда равным 30 и более слогам.

БАЙТУРСУНОВ

БАЙТУРСУНОВ Ахмед Байтурсунович (1873-) - выдающийся казакский поэт, журналист и педагог. Р. в ур. Сартюбек, Тургайской области. Отец его, Байтурсун Шашаков, был присужден к каторге на 15 лет. В 1891 Б. поступает в Оренбургскую киргизскую учительскую школу, по окончании к-рой (1895) занимается педагогической деятельностью. Перед революцией 1905 принимает участие в революционном движении. В 1905 Б. является руководителем революционных казакских масс. В период реакции продолжает свою работу в подпольных организациях. Его заключают в семипалатинскую тюрьму, а в 1910 высылают на два года из пределов казакско-киргизских областей. В Оренбурге в 1913 Б. издает на казакском яз. газ. «Казак», цель к-рой - общественно-культурное пробуждение казакского народа и его просвещение. Казакские молодые поэты и писатели того времени группировались вокруг этой газеты, просуществовавшей до октября 1918. После Февральской революции Б. отдается общественно-революционной работе. Он избирается в Учредительное собрание по списку казакской национальной партии «Алач» (Алаш). До 1919 Б. находится в рядах автономистов-националистов, но убедившись, что политика правых губительна для киргизско-казакского народа, он переходит на сторону Советов. Состоит председателем Научно-литературной комиссии Наркомпроса Казакской республики и ведет также педагогическую работу. Литературная деятельность Б. начинается в 1901-1904 переводом на казакский яз. басен Крылова. Яз. Байтурсунова в этих баснях и лирических произведениях простой, народный, отличается своей художественностью и богатством поэтических выражений. Оригинальные стихи Б. напечатаны в его сборнике «Маса» (Скорпион). Основной мотив поэтических произведений Б. - забота о пробуждении казакского народа. Поэт резко выступает против колонизаторской политики царского правительства. Народник-националист, Б. является и первым выдающимся казакским ученым-лингвистом. Он - реформатор орфографии казакского яз., основоположник его грамматики и основатель теории казакской литературы.

Библиография:

Самойлович А., проф., Литература турецких народов, «Литература Востока», вып. I, П., 1919; Дулатов М., А. Б. Б., «Труды О-ва изучения киргизского края», вып. III, 1922; Поливанов, О киргизо-казакской орфографии, «Бюллетень Среднеазиатского госуд. университета», вып. VII, Ташкент, 1924.

БАКИН

БАКИН (1767-1848) - псевдоним крупнейшего японского романиста Токугавской эпохи (1603-1868). Настоящее имя писателя - Такидзава Кай. Прежде чем стать профессионалом-литератором он был врачем, гадальщиком и т. д. Утвердился в писательстве после того как принял учительскую ферулу популярного в то время беллетриста Кедэна (см. Японская литература), писавшего эротические и юмористические новеллы, обильно иллюстрированные и игравшие роль «бульварной литературы» того времени. Несколько опытов Бакина в этом жанре оказались явно неудачными: юмор его был весьма неуклюж, и характерные стороны быта не получили отражения: у автора не было дара острой наблюдательности. Когда власть, ввиду развращающего влияния бульварной беллетристики на моральные устои феодального общества, стала беспощадно бороться с ней и всячески пропагандировать конфуцианские идеи, предписывающие предельную лойяльность своему господину и чувство долга в отношении родных, Б. обратился к жанру авантюрных романов - «Емихон» (буквально - книга для чтения, ибо в этих романах в противовес юмористическо-эротической литературе главное значение имел текст). Б. начал писать с откровенной установкой на дидактизм. Он брал сюжеты из японских и китайских легенд и старинных романов, давая им историческое обрамление - действие его фантастических авантюрных романов происходит в исторические эпохи, хронология строго соблюдается. В своих романах в противовес «бульварной» литературе Б. отказывается от бытописательства и веселой легкой занимательности. Он стремился превратить свои романы в беллетризованные трактаты на тему о всевластности рока (о торжестве добра над пороком). Большинство героев в его произведениях представляют собою персонифицированные конфуцианские добродетели. Б. отличался от коллег своей эрудицией и вводил в свои произведения длиннейшие рассуждения на исторические, филологические и философские темы. Однако успех его романов среди широкой публики зависел не от тяжеловесного дидактизма и ученых экскурсов, а от необычайного сюжетного мастерства; в этом отношении его шедевры «Юмихазидзуки» и «Хаккэндэн» (повесть о восьми псах) не имеют равных себе в японской литературе. Б. славился своей невероятной трудоспособностью: он написал свыше 300 книг, причем «Хаккэндэн», состоявший из 106 книг, писался 28 лет. В процессе работы над романом автор ослеп, и ему пришлось диктовать своей невестке. Наряду с романами он написал множество этюдов, в которых обнаружил свою огромную эрудицию.

БАККЕЛЛИ

БАККЕЛЛИ (Riccardo Bacchelli, 1891-) - современный итальянский поэт и романист. Примыкает к реалистам; намеренно прозаизирует стихотворный яз. Стихи Б. собраны в «Poemi lirichi» (1914), лучшие романы Б. - хроники «Il Filio meraviglioso di Lodovico Clo» (1911) и «Il Diavolo al Pontelungo» (1927) - роман из жизни Михаила Бакунина в Италии.

БАКУНЦ

БАКУНЦ Аксель - молодой современный беллетрист Армении, автор многих художественных произведений из жизни отсталых и затерявшихся в ущельях Зангезура армянских крестьян. Б. удачно рисует быт и примитивный труд отрезанных от мира зангезурских деревень. Веками сложившиеся традиции патриархального быта медленно, но постепенно разрушаются. Отсталая деревня выдвигает из своей среды борцов за советскую власть и крестьянский актив советского строительства. Б. написал также сатирическую повесть «Ионатан Марч».

Библиография:

I. Темное ущелье, Вардунц Бади, Арабаджи Закки, Ионатан Марч (сб. рассказов, изд. Армгиз, 1928).

II. Саргасян Х., ст. в журн. «Норк», № 1, 1928.

БАКУХАНИ

БАКУХАНИ Аббас-Кули-Ага (1794-1847) - один из крупных азербайджанских ученых и поэтов, много работавший в деле просвещения Азербайджана. Типичный представитель младшего поколения земельной аристократии ханства Азербайджана времени ее упадка, Б. держался так наз. «ориентации на север» и способствовал проникновению на Кавказ русского царизма, в лице к-рого видел носителя западной культуры. В литературе Б. известен под псевдонимом Кудеи. Стихи писал на тюркском, персидском и арабском яз. Занимался также и переводами, гл. обр. с русского яз.

Библиография:

I. Его произведения: Насихет-Нама, Книга наставлений, Тифлис, 1835; стих. «Кальзах-Бисмиллах», журн. «Фэюзат» № 28, 1907; Б. А. К. А., Гюлистан-Ирани, с предисловием В. М. Сысоева и биогр. автора, составленной М. Г. Бахарны (Велиевым), Баку, изд. Об-ва изучения и обследования Азербайджана, вып. 4, 1926.

II. Bulletin de la classe historico-philologique de l Acadеmie imperiale des sciences des St.-Petersbourg. Tome deuxieme (avec sept planches et trois supplеments), СПБ. - Лейпциг, 1845.

БАКХ

БАКХ - см. Вакх.

БАКХИЙ

БАКХИЙ - название стопы в античном стихосложении; основная ее форма: краткий слог и два долгих с ударением на первом долгом (U - -); употреблялась в гимнах в честь бога Вакха (см. Дионис) и у латинских поэтов (см. Стихосложение античное).

БАКЫ

БАКЫ (1527-7/IV 1600) - псевдоним Молиа-Махмуд Абдул-Бакы, прозванного «хакан (король) турецкой лирики» в пору ее так называемого «золотого века». Родился в Константинополе, где отец его был муэдзином при мечети Мухаммеда II Фатиха. Бакы очень рано начал писать стихи. В 1555 он уже был придворным поэтом султана Сулеймана Великолепного. Б. одновременно писал и научно-богословские трактаты, перевел с арабского на турецкий яз. многие религиозные книги; он был также верховным «кази-аскером» многих значительнейших вилайетов. Б. - поэт придворной турецкой камарильи, опиравшейся на военную аристократию. Лирика Б. вполне созвучна беспечной жизни столичной аристократии, далекой от кровавых полей сражений. Она воспевает «любовь, вино, цветы, весну» и т. д. Значение Б. в том, что он, будучи представителем турецкой литературы, по форме, метрике и философии связанной с персидской поэзией, в то же время выступил за освобождение турецкой литературы от рабского подражания персидской поэзии. Оставаясь на почве арабско-персидской метрики с ее чередованием долгих и кратких слогов, несвойственных тюркским словам, Б. в своих произведениях стал употреблять множество чисто турецких слов, избегая неестественного растягивания их, как этого требовала теория персидской поэзии. Из персидских классиков на него особенное влияние оказал Гафиз (см.). Поэт-лирик по преимуществу, Б. написал также ряд сатир, изобличающих пустоту жизни людей его круга. Б. однажды был даже уличен в том, что написал сатиру на султана Сулеймана Великолепного, и подвергся его преследованиям.

Библиография:

Смирнов В. Д., Очерк истории турецкой литературы (История всеобщей литературы Корша-Кирпичникова), 1904; Крымский А., История Турции и ее литературы от расцвета до начала упадка, М., 1916; Stammer-Purgstall J. V., B.’s des grössten türkischen Lyrikers Divan, Wien, 1825, Его же, Geschichte der Osmanischen Dichtkunst, 4 Bde, Lpz.; 1838; Gibb Eg. W., History of Ottoman poetry, 3 v., L., 1904.

БАЛ-ДИМЬОН

БАЛ-ДИМЬОН - см. Штиф.

БАЛИ

БАЛИ - в индийской мифологии - имя прославленного демона, отнявшего мир у богов, к-рый впоследствии возвращает им Вишну (см.). Миф о победе Вишну над Б. - один из излюбленных мотивов в древнеиндийской поэзии.

БАЛЛАДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАЛ-МАХШОВЕС

БАЛ-МАХШОВЕС (1873-1924) - псевдоним известного еврейского критика Исидора Эльяшева. Б.-М. (вступивший в литературу к концу 90-х гг.) положил начало еврейской литературной критике в европейском смысле слова, ввел впервые еврейскую литературу в круг современных эстетических понятий и требований. Последователь Тэна (см.), он подходил к явлениям еврейской литературы с социологической точки зрения, но вся его «социология» определялась сионистскими убеждениями, которым он оставался верен в продолжение всей своей деятельности. Все же за Б.-М. остается заслуга первых социологических обобщений важнейших явлений еврейской литературы (его статьи о Менделе и др.). Б.-М. пробовал свои силы также в публицистике и в области фельетона.

Библиография:

I. Собр. сочин. в 5 тт., 1910-1915; из вновь предпринятого издания его сочин. пока вышел лишь т. V, 1927.

II. Niger S., Wegn jid. Schreiber, B. II (также в «Zukunft», III, 1924); Reyzen Z., Lexikon fun der jid. Lit., II (там же и библиография).

БАЛТРУШАЙТИС

БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович (1873-) - поэт. Р. в местности Поантвардзе, бывш. Ковенской губ., в литовской крестьянской семье. Самоучкой выучился грамоте. Начальное образование получил под руководством местного ксендза. С 15 лет жил самостоятельным трудом: зимой давал уроки, летом пастушил. Окончил Ковенскую гимназию и естественное отделение Московского университета. Одновременно слушал лекции по филологии, изучал иностранные яз. и литературы. Много путешествовал по Европе и Америке. В годы революции был председателем Всероссийского союза писателей. С 1921 занимает пост полномочного представителя Литовской республики в СССР. В 1926 участвует в подписании советско-литовского договора. Еще в гимназии начал писать стихи на литовском и русском яз. В печати выступил в 1899, примкнув к школе символистов. Основал вместе с С. А. Поляковым изд-во «Скорпион», в изданиях которого принимал ближайшее участие («Северные цветы», «Весы».) В «Скорпионе» же вышли две книги русских стихов Б., к-рые и утверждают его главное значение как поэта. В автобиографии Б. пишет: «Что касается моих общественно-политических взглядов, то уже само мое происхождение из среды малых мира сего могло воспитать во мне только одно чувство и одно убеждение, что глубочайшим долгом человека является пожизненная борьба за общую жизнь, одинаково справедливую, одинаково полную для всех...». Однако в поэзии Б. это ничем не отразилось. В своих стихах, совершенно чуждых общественных мотивов, Б. является типичным представителем философской лирики, следующей традиции Баратынского (см.) и Тютчева (см.), причем влияние на него последнего особенно значительно и очевидно. «Великое сиротство» человека в природе, его одиночество, обособленность от всего остального мира, жизнь как непрестанное «стояние над бездной», стремление раскрыть «запретные тайны бытия» - таковы наиболее типичные темы «элегий» и «раздумий» Б. Изредка прорываются в стихах Б. мятежные голоса («на нашей мачте - знамя мятежа», «раб мятежный, вновь я брошу вызов бытию»), порой звучат в них столь свойственные его товарищам по школе, символистам, настроения «невыразимой тоски», «taedium vitae», безнадежности, усталости, жажды «небытия»; однако для его поэзии гораздо характернее широкое приятие жизни, «поклонение земле», «жаркие хвалы» «святыне бытия». Эта последняя черта, равно как полное отсутствие в его стихах урбанистических мотивов и «эротики» ставит Б. особняком среди остальных символистов. Принадлежность Б. к «малым мира», устроение им своей жизни в результате упорного личного труда способствовали суровой мужественности его взглядов на жизнь как на «долг суровый», «беззаветно-упорный» труд, как на неуклонное восхождение по «земным ступеням», крутой «горной тропе». Человек, «досоздающий», «достраивающий» мир - такова основная нота его поэзии. С упорством Балтрушайтис призывает высекать лучи из «серого камня», «рвать гранит», «равнять холмы». Характерно пристрастие Б. к образам, заимствованным из сельской трудовой действительности - сеятель, жница, серп, колос, зерно. Однако у оторвавшегося от земли, от деревенской жизни поэта образы эти теряют свое прямое, конкретное значение, приобретают, как и вся его поэзия, отвлеченный, символический характер.

Форма стихов Б. находится в полном соответствии с общим строем его поэзии. Б. создал особый лирический жанр, представляющий собой своеобразное соединение гимна и элегии. Яз. Б. отличается торжественностью и простотой, словарь - однообразием, настойчивой повторностью. Из всех символистов он наиболее чужд новаторства, следуя в метрике, строфике, рифмах узаконенным «классическим» образцам. Кроме оригинальных стихов Б. принадлежит ряд переводов в стихах и прозе из английских, итальянских и скандинавских авторов (Ибсен, Гамсун, д’Аннунцио и др.). В 1918 им написано весьма сочувственное предисловие к сборнику стихов пролетарского поэта Ив. Филиппченко «Эра славы». Стихи Б. переведены на итальянский и болгарский яз.

Библиография:

I. Земные ступени, элегии, песни, поэмы, М., 1911; Горная тропа, 2-я книга стихов, М., 1912; Автобиография в «Русской литературе XX в.» Под редакцией Венгерова, кн. 6, М., 1914-1917; На итальянском яз.: La scala terrestre, Firenze, 1912.

II. Брюсов В., Далекие и близкие, М., 1912; Розанов С. С., Ю. Б., М., 1913; Иванов Вяч., Ю. Б. как лирический поэт, «Русская литература XX в.», кн. 6, М., 1914-1917; Айхенвадьд Ю., Слова о словах, П., 1917.

БАЛУХАТЫЙ

БАЛУХАТЫЙ Сергей Дмитриевич (1893-) - историк новой русской литературы и библиографии. Будучи учеником акад. В. Н. Перетца (см.), применяет его филологические принципы к изучению произведений новой русской литературы.

Библиография:

Апокрифические деяния апостолов, 1916, и сб. в честь В. Срезневского, 1928; Проблемы драматургического анализа (Чехов), Л., 1927; К истории текста и композиции драматических произведений Чехова, I. Иванов, «Изв. отд. р. яз. и слов.», т. XXXII, 1927 и др. статьи и библиографические справочники.

БАЛЬДАНСПЕРЖЕ

БАЛЬДАНСПЕРЖЕ (Fernand Baldensperger, 1870-) - видный французский историк литературы и филолог. В своих «Meacute langes linguistiques» (1911) Б., на основании социологического анализа истории французского яз., показал, что «классический» литературный язык XVII-XVIII вв. возник не при королевском дворе, а в среде «третьего сословия». Как историк литературы (Alfred de Vigny, 1912, Balzac, sa vie et son ouvre, 1927 и др.) Б. широко использует сравнительный метод (см.); в 1921 основал «Revue de Lit. Comparee» («Журн. сравнительной истории литератур»).

БАЛЬДЕР

БАЛЬДЕР (БАЛЬДУР) - древнегерманское божество, один из асов, сын Одина (см.) и Фригги. Из мифов, связанных с Б., важнейшим является миф о его смерти, представленный в ряде вариантов. В одном из них - об убийстве Б. его соперником Хордом - выдвигается широко распространенный эпический мотив заколдованного героя, к-рому может повредить лишь одно случайно забытое при чарах средство (ср. Зигфрид, Ахилл). В другом варианте этот мотив осложняется мотивом нечаянного убийства - злой Локи вкладывает в руку ничего не подозревающего слепого Хорда смертоносный для Б. прут омелы. О продуктивности мифа о смерти Б. для поэтической тематики свидетельствует не только живучесть его в литературах уже христианизированной Исландии и скандинавских стран в средние века (ср. старшая Эдда, Эдда Снорри Стурлусена), но и ряд попыток в новой литературе воскресить этот сюжет (ср. романы: Ф. Дан «Odin’s Trost» и Л. Якобовского «Loki», поэму Ап. Майкова «Смерть Бальдура»).

Библиография:

Эдда, скандин. эпос, пер. С. Свириденко, М., 1917; Olrik Ax., Nordisches Geistesleben, Held., 1908.

БАЛЬДИНИ

БАЛЬДИНИ (Antonio Baldini, 1889-) - современный итальянский писатель, автор сатирической повести «Michelaccio» (1924), где выводится тип современного итальянского «ладзарони» (босяка).

БАЛЬДУР

БАЛЬДУР - см. Бальдер.

БАЛЬЗАК Ж.-Л.-Г. ДЕ

БАЛЬЗАК де Жан-Луи-Гез (Jean Louis Guez de Balzac, 1597-1654) - родом из Ангулема, по происхождению аристократ, один из законодателей хорошего тона и вкуса «прециозных» писателей (см. Прециозная школа). Сочинения Б. - «Письма» (1624); «Принц» (1631); сатира «Барбон» (1648); «Христианский Сократ» (1652) и «Историческая смесь» (1652) - типичны для французского классического стиля XVII в.

Библиография:

Бурсин, ст. в т. IV Пти де Жюлевиль, История французского яз. и литературы (франц. изд.); Labri L. B., J. L. G. de B., 1913.

БАЛЬЗАК О. ДЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАЛЬЗАМО-КРИВЕЛЛИ

БАЛЬЗАМО-КРИВЕЛЛИ (Riccardo Balsamo-Crivelli, 1885-) - современный итальянский поэт-эпик, известен обширным эпосом «Boccaccino» (1920) в 13 000 строф, где воспроизводится образ Бокаччо, герои его романов и новелл, сталкивающиеся с ним в жизни; все это изложено нарочито архаизованным, но красочным языком. Другая крупная вещь Б. - «Il Rossin di Maremma» (1922).

Библиография:

Vossler K., Die Italienische Ruckkehr zum Idyll, «Preussische Jahrbucher», B. 188, 1922; Его же, Die neuesten Richtungen der Italienischen Literatur, 1925.

БАЛЬМОНТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАМБУКОВАЯ РУКОПИСЬ

БАМБУКОВАЯ РУКОПИСЬ - см. Китайская литература.

Предыдущая страница Следующая страница