Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "Б" (часть 2, "БАН"-"БАТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 2, "БАН"-"БАТ")

БАНА

БАНА (VII в.) - индийский писатель, автор двух знаменитых романов - «Харшачарита» и «Кадамбари». Оба романа являются образцом изысканного санскритского стиля.

Библиография:

Англ. переводы: Ridding C. M., Kadambari, L., 1896, Cowde E. B. a. Thomas F. W., Harsacarita, L., 1897.

БАНВИЛЬ

БАНВИЛЬ Теодор-Фолен, де (Théodor-Folin de Banvill, 1823-1891) - французский поэт, драматург, критик и журналист, представитель «парнасцев». Начав свою литературную деятельность под влиянием романтиков (особенно В. Гюго (см.) и А. Мюссе (см.)), Б. воспринял впоследствии проповедь Т. Готье (см.) об «искусстве для искусства». Пристрастие Б. к изощренной форме дало возможность большинству буржуазных критиков и историков литературы объявить его бессодержательным поэтом, искусником, жонглирующим рифмами и ритмами. Между тем поэзия Б. не лишена не только содержания, но и своеобразного гражданского пафоса, унаследованного Б. от романтиков и развившегося в нем под влиянием революционных движений во Франции XIX в. Сам Б. объясняет свою приверженность к «причудливым рифмам», к формально-выразительному стиху не только любовью к «красоте», но еще и желанием лучше передать дух эпохи, «судорожной», «напряженной» эпохи, для освещения к-рой, по выражению Б., нужны не «классические свечи», а «оргии газа... пожары... кометы». Вслед за мифологическими стихами (Кариатиды, 1842) и картинками «галантной жизни» XVII-XVIII веков (Stalactites, Р., 1846) Б. дал в лучшей своей книге - «Акробатических одах» (Odes funambulesques, Alençon, 1857, Р., 1859) подлинную сатиру, обличающую меркантильный дух Второй империи, - империи «Французского банка и денег». «Выше, выше», поет у Б. цирковой прыгун и уносится к звездам, чтобы «не видеть нотариусов и лавочников в их отвратной черной одежде». Еще ощутительнее сатира Б. в «Новых акробатических одах» (Nouvelles odes funambulesques, P., 1869). Б. осмеивает буржуа гл. обр. как эстетически неприемлемую фигуру, т. е. так же, как вообще делали это парнасцы, не имевшие, по словам Плеханова, «ничего против буржуазных общественных отношений» и желавшие только, «чтобы буржуазный строй перестал порождать пошлые буржуазные нравы». Узость и беспочвенность этого протеста обусловливались тем, что никакого общественного идеала, к-рый мог бы быть противопоставлен буржуазному строю, у Б. конечно не было. «Политика» вообще казалась ему делом «несерьезным». Тем не менее франко-прусская война и, с другой стороны, Парижская коммуна всколыхнули Б., подобно тому как на время воодушевила Бодлера (см.) революция 1848. Б., вообще склонный к внесению элементов злободневности в свои произведения, всю жизнь, по его словам, мечтавший «обручить поэзию с газетой», выпускает сатирические «Прусские идиллии», писавшиеся по-газетному, от случая к случаю, и «Камеи», сборник стихов, в к-рых запечатлены образы борцов за Коммуну. В последний период творчества в стихах Б. сказывается реалистическая струя (сборн. «Мы все», 1884). В это время Б., судя по отдельным намекам в его книгах, ощущает социальную ограниченность своей поэзии. Он пишет, что поэту его времени недостает «хора», ощущения единства с народом, того «знака», «крика», к-рый зовет к «братскому общению». Подобные мысли Б. не получили достойного художественного выражения и поэтому не вносят значительных изменений в его общий поэтический облик. Б. был весьма плодовитым писателем. Кроме упоминавшихся выше, им были выпущены следующие сборники стихов: «Изгнанники» (1867), «Веселые баллады» (1875), «Золотые рифмы» (1891) и др. Перу Б. принадлежит большое количество пьес для театра (наиболее известна комедия «Gringoire»), ряд критических статей о театре и статьи и очерки на разные темы: «Paris vécu», P., 1883; «Mes souvenirs», P., 1882; «Petit traité de versification française», P., 1872.

Библиография:

I. Издания Б.: Poésies complètes, P., 1878-1879, 3 vv.; Comédies, P., 1892; Critique, P., 1917.

II. Плеханов Г., Искусство и общественная жизнь, Сочин., т. XIV, Гиз, М., 1924; Sainte-Beuve Ch., Causeries du Lundi, P., 1851-1857, t. XIV; Barbey d’Aurevilly J., Les oeuvres et les hommes, P., 1861-1895; Lemaître J., Les contemporains, Études et portraits littéraires, P., 1885-1896; Tellier J., Les écrivains d’aujourd’hui. Nos poètes, P., 1888; Grein H., Studien über den Reim bei Th. de B., ein Beitrag zur Geschichte der französischen Verstechnik, Kiel, 1903; Charpentier L., Th. de B., L’homme et son oeuvre, P., 1925.

БАНГ

Банг

БАНДЕЛЛО

БАНДЕЛЛО Маттео (Bandello, 1480-1562) - видный итальянский новеллист школы Бокаччо (см.). Его новеллы изображают распущенность духовенства и монашества, к к-рому принадлежал сам Б. Полное собрание новелл вышло в 1853.

БАНДРОВСКИЙ

БАНДРОВСКИЙ - см. Каден-Бандровский.

БАНДУРИСТЫ

БАНДУРИСТЫ - украинские странствующие музыканты, сменившие старинных кобзарей; как и последние, Б. получили свое название от музыкального инструмента, на котором они аккомпанируют своим «думам», историческим песням, «козацьким притчам», сатирическим и юмористическим стихам. В большинстве случаев это были слепцы-крестьяне, зарабатывавшие пропитание своим искусством. Бандура, сменившая в XVII в. старую украинскую кобзу, представляет собою многострунный музыкальный инструмент типа лютни.

Творчество бандуристов охватывает довольно значительный сюжетный материал, которым в разные времена разнообразно пользовались исполнители. Он содержит и религиозно-нравственные наставления, и исторические сказания, и жанровые картины, и политическую сатиру. История знает случаи тяжкой политической кары Б., осмелившихся поднять крестьянские массы своими песнями против дворянского своеволия. Такими Б. были Михайло Соковый, Про́коп Скяга и Василий Варченко, казненные за агитационное искусство, направленное против помещиков.

Стародавняя Украина знала целые цехи кобзарей и Б., связанных артельными статутами, своеобразными бытовыми узами, солидарностью и правильным распределением районов обслуживания. В некоторых районах Украины Б. зовут «рельниками» от слова реля (контаминированное - лира). В XVIII в. при дворах и у богатых помещиков содержался обычно целый штат Б., среди к-рых иногда встречались слепые крестьянки. Фаворит Елизаветы, Олексей Ро́зум, впоследствии гр. Разумовский, был вначале исполнителем украинских дум в помещичьей артели Б. Обычно мальчик-поводырь или мальчик-слепой заимствовали у своего Б.-учителя секреты его искусства, заучивали сотни стихов, баллад и поэм, десятки героических повествований, обучались игре на бандуре. Так готовилась смена старым Б.

В 70-х годах Русское географическое общество заинтересовалось этим родом творчества и произвело типическое изучение бандуризма на примере Остапа Вересая. Этот слепой - сын полтавского скрипача, родившийся в 1803 и помнивший наполеоновский поход, дожил до глубокой старости (ум. 1890); в 1873 пел свои думы в Петербурге и рассказывал о трехлетнем обучении своему искусству. Его главными думами были исторические сказания об азовской неволе и сатира на сословную обособленность, на леность и глупость богатого люда. Однако мнение Юго-зап. отд. Географического о-ва, что Вересай является чуть ли не последним «кобзарем малорусским», нисколько не оправдывалось жизнью. Искусство Б. удержалось на Украине и после Вересая, а с установлением советского строя на Украине оно имеет явную тенденцию к широкому распространению и процветанию. Не так давно правительство УССР дало звание народного артиста республики замечательному Б. Кучугури-Курченке.

Библиография:

«Правда», Письма Вересая к Кулишу, Львов, 1868; Русов А., Кобзарь Остап Вересай, I т. «Зап. Юго-зап. отд. геогр. о-ва», 1874, с портретом Вересая и нотами, Киев, 1874; Фаминцын А., Домра и сродные ей музыкальные инструменты, СПБ., 1891.

БАНТУ ЛИТЕРАТУРА

БАНТУ ЛИТЕРАТУРА - см. Негрская литература.

БАНЬ-ЦЗЕ-ЮЙ

БАНЬ-ЦЗЕ-ЮЙ (I в. до христ. эры) - китайская поэтесса. Перу Б. принадлежит небольшое лирическое стихотворение, считающееся образцом эпиграфа. Написано оно было на веере, посланном ею императору Чэн-Ди (32-6), любовь к-рого она потеряла. Выражение «веер поздней осени» вошло в китайский яз. как символ покинутой женщины.

БАР

БАР Герман (Hermann Bahr, 1863-) - современный австрийский критик и писатель, идеолог литературного импрессионизма (см). Личность Б. - как бы живое воплощение принципа релятивизма. Его жизнь, критика и творчество отличаются необычайной изменчивостью идеологии и литературных вкусов. Он примыкал ко всем направлениям периода 1890-1915 от натурализма до экспрессионизма, знаменовавшим эволюцию в мироощущении мелко- и среднебуржуазных групп Германии и Австрии. В связи с его отзывчивостью на всякое новое направление Б. получил прозвище «коммивояжера послезавтрашнего дня». Бар сыграл очень значительную роль в развитии австро-немецкой литературы, заключавшуюся как в объединении австрийских писателей, так и в популяризации самых различных направлений и писателей других стран.

Начало своей литературной деятельности Б. посвятил натурализму, издавая вместе с А. Гольцем и др. журн. «Die Freie Bühne» (Свободная сцена). Он пропагандировал Золя, Ибсена, Гауптмана и др. В 90-х годах Б. приобретает известность как вождь «последовательного натурализма», то есть импрессионизма. Став во главе «Молодой Вены», он сплотил вокруг себя австрийскую группу импрессионистов и неоромантиков (Шницлера, Гофмансталя, Альтенберга и др.), находившихся под его сильным влиянием. Обоснованию импрессионизма посвящены его лучшие работы: «Zur Kritik der Moderne» - «К критике модернизма» (1890); «Ueberwindung des Naturalismus» - «Преодоление натурализма» (1891); «Renaissance» - «Возрождение» (1897). В издаваемом им органе импрессионистов «Die Zeit» - «Эпоха» Б. популяризирует в Вене французских декадентов и символистов, а также Стриндберга, Уайльда и философию Ницше. Одновременно в работах: «Wiener Theater» - «Венский театр» (1899), «Rezensionen» - «Рецензии» (1903), «Заметки» - «Glossen» (1907) Бар агитирует за создание импрессионистского театра, завоевывая этих писателей для сцены. В своих критических работах (таковы также «Essays» - «Этюды», 1912; «Dialog vom Marsyas» - «Диалог о Марсии», 1904; и др.) Б. отражает философию ницшеанства и модернизма - культ личности, презрение к демократии. Его этюды - типичные образцы импрессионистской критики, исходящей из субъективного впечатления, поверхностной, но блестящей. «Dialog vom Tragischen» - «Диалог о трагическом» (1903) Б. посвящает проблеме изменчивости человеческого «я», приходя к крайнему субъективизму; Б. первый связал субъективизм литературного импрессионизма с философией релятивизма Маха. С 1910 ориентация Б. меняется вместе с общей ориентацией мелкобуржуазных групп: он порывает с импрессионизмом. В «Essays» - «Этюдах» (1912) и особенно в «Expressionismus» - «Экспрессионизме» (1916) Б. ратует за новое искусство экспрессионистов (см.). Все больше углубляясь в мистицизм, Б. окончательно порывает с бунтарством прежних лет и приходит к католичеству (1914). Как художник Б. не возвышается над посредственностью. Один из критиков хорошо назвал его «журналистом в творчестве» и «поэтом в журналистике». Его драмы по глубине редко превосходят произведения фельетониста и в истории литературы не останутся. Этапы художественного творчества Б. соответствуют этапам его критических работ. К периоду натурализма принадлежат: «La Marquesa d’Amaegui» - «Маркиза д’Амеги», «Die grosse Sünde» - «Большой грех», «Die Mutter» - «Мать» (1888-1891) с их легкой социальной и политической сатирой. В романе «Die gute Schule» - «Хорошая школа» (1890) и новеллах «Fin de siècle» Б. подражает прозе французских декадентов. Целый ряд произведений Б. посвящен быту Вены; таковы драмы: «Tschaperl» - «Чаперль», «Der Star» - «Скворец», «Der Atlet» - «Атлет», «Die Wienerinnen» - «Венки», «Францль» (1897-1900) и романы: «Neben der Liebe» - «Около любви» (1893) и «Театр» (1897). Известностью пользовались его драмы: «Der Apostel» - «Апостол», «Der Meister» - «Мастер», «Das Konzert» - «Концерт» (1901-1910). Ряд пьес этого периода ставился на русской сцене. К последнему периоду мистицизма и экспрессионизма относятся драмы: «Der Unmensch» - «Изверг» (1919), «Ehelei» - «Брак» (1920), «Altweibersommer» - «Бабье лето» (1924). Баром задумана большая серия романов (посвященных Австрии, Германии и пролетариату); из них вышли: «Die Rahl» - «Раль» (1909), «Друт» (1910), «О, Mensch» - «О, человек», «Himmelfahrt» - «Вознесение» (1916), «Die Rotte Koriahs» (1919), с типичным для этих лет идеализма углублением в мир человеческого «духа». Новейший роман Бара - «Der inwendige Garten» - «Внутренний сад» (1927).

Библиография:

Soergel A., Dichtung u. Dichter der Zeit, Lpz., 1911; Meyer R. M., Die deutsche Literatur des XIX u. XX Jahrh., 2 Bde., Berlin, 1920; Walzel O., Die deutsche Dichtung seit Goethes Tod, B., 1920: Kummer F., Deutsche Literaturgeschichte des XIX u. XX Jahrh., 2. Bde., Dresden, 1922; Hande W., H. B., Berlin, 1923; Arnold A., Das deutsche Drama, M., 1925. Meridies W., H. B. als epischer Gestalter u. Kritiker der Gegenwart, Hildesheim, 1927.

БАРАК

БАРАК Иосиф (1833-1883) - чешский писатель, игравший большую роль в развитии национального самосознания; совместно с Гальком основал литературную «школу эпигонов», был редактором органа этой школы «Maj». Б. - также один из основателей чешского театра.

БАРАОНА ДЕ СОТО

БАРАОНА де СОТО Луис (Luis Barahona de Soto, 1548-1595) - испанский поэт, прославившийся своей поэмой «Las la grimas de Anglica o Primera parte de Anglica» (1856), написанной в подражание «Неистовому Роланду» Ариосто по всем правилам итальянской классической поэтики.

Библиография:

I. Poesias, «Biblioteca de autores espanoles», tt. XXXV и XLII, Madrid; La grimas de Anglica, изд. A. M. Huntington, N.-Y., 1904.

II. Rodriguez Marin F., L. B. de S.. Estudio bibliografico y critico, Madrid, 1903.

БАРАТАШВИЛИ

БАРАТАШВИЛИ Николай Мелитонович (1816-1845) - грузинский поэт, наиболее талантливый представитель романтизма в грузинской литературе - «грузинский Байрон». Происходил из богатой, впоследствии разорившейся дворянской семьи. Среднее образование получил в Тифлисской первой гимназии. Материальная нужда и физический недостаток (хромота) вынудили Б. определиться на гражданскую службу и до конца жизни оставаться канцелярским чиновником суда. Его творчество проникнуто чувством глубокого пессимизма и вместе с тем протестом против существующих жизненных норм. Мотивы тоски Б. как представителя идеологии постепенно разорявшейся земельной аристократии еще более усиливались не только экономической подавленностью его класса, но и потерей политической и культурной независимости его родины: в 1801 Грузия была присоединена к России. Личная жизнь поэта, неудачная любовь и невнимательное отношение к нему общества в свою очередь служили источником тоски и одиночества. Б. стремится понять процессы мироздания и «загадки» жизни, но вместе с тем, чувствуя себя бессильным постигнуть эти «тайны», спрашивает: «Что наше бытие, что наш мгновенный век... пламенный сосуд, всегда бездонный? Скажите, где тот счастливый человек, что принял жребий свой всегда упоенный» («На берегу Куры»). Пессимизм Бараташвили выходит за пределы национальных рамок и приобретает характер «мировой скорби». Временное утешение Б. находит в природе. Одним из главных мотивов его поэзии является мотив любви («Люблю твои глаза», «Серьга»). Лучшим образцом творчества Б. считается стихотворение «Пегас» («Мерани»), в к-ром поэт отказывается от родины и от всего земного бытия и стремится в потусторонний мир. Историческое значение имеет его реалистическая поэма «Судьба Грузии» (Беди Картлиса), в к-рой изображается борьба двух противоположных течений Грузии конца XVIII в. вокруг вопроса о взаимоотношениях Грузии и России. Б. выступает в этой поэме как республиканец, провозглашая, что самодержавие царя не выражает воли всего народа. Реалистичность этой исторической поэмы дает право считать Б. родоначальником реализма в грузинской литературе.

Библиография:

I. Академическое изд. собр. сочин. Б. Под редакцией С. Пирцхалава, изд. Наркомпроса Грузии, Тифлис, 1922. Полный перевод на русский яз. принадлежит современному грузинскому поэту В. Гаприндашвили, Госиздат Грузии, Тифлис, 1922.

II. Хаханов А., Очерки по истории грузинской словесности, вып. IV, М., 1907; Абашидзе К., Этюды, Тифлис, 1912; Хомлели Н., Б. и его время, Тифлис, 1920; Котетишвили В., История грузинской литературы, ч. 1, Кутаис, 1925; Капанели К., Грузинская литература, Тифлис, 1926 и др.

БАРАТЫНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАРБЕР

БАРБЕР (John Barbour, около 1330-1396) - старо-шотландский народный поэт. Автор поэмы «The Brus» (о шотландском короле Роберте Брюсе, 1375, напеч. 1570). Поэма имеет большое значение как литературный памятник шотландского наречия.

БАРБЕРИНО

БАРБЕРИНО (Francesco da Barberino, 1264-1348) - первый итальянский новеллист, имя к-рого дошло до нас, предтеча Боккаччо (см.). Его новеллы еще не свободны от элементов моральной проповеди - притчи; Б. высмеивает развратных монахов и аристократов. Новеллы Б. собраны в книгах «Dellаrsquo; educazione delle donne» и «I Consiglj dаrsquo;amore». Лучшая его новелла «Бес в монастыре» переведена на русский яз. П. Муратовым (см. его книгу «Новеллы итальянского Возрождения», 1912).

БАРБЬЕ

БАРБЬЕ Огюст (Auguste Barbier, 1805-1882) - французский поэт, принадлежавший к романтической школе; выступил на литературное поприще непосредственно после установления Июльской монархии (сборн. «Ямбы» - «Jambes», 1831). Романтический пафос, с к-рым Б. воспел борьбу народа в июльские дни и осмеял трусость и предательство буржуазии, после победы реакции сменился таким же романтическим отчаянием, вызванным гибелью свободы и ее завоеваний («Ямбы», «Добыча», «Лев», «Популярность» и др.). Свобода, представлявшаяся Б. в дни переворота «могучей женщиной», к-рая «любит крики народа», «бой барабанов», «людей сильных, как она сама», - эта свобода после ее поражения превратилась для Б. в холодную аллегорию, в «бессмертную», «прекрасную» «богиню», которую поэт воспевает наравне с отечеством, любовью, богом, воспевает как добродетель в ряду других добродетелей. По мнению Б. в гибели свободы виноваты не столько правящие классы и не столько непостоянство и вероломство народа, легко изменяющего своим кумирам, сколько то, что она, как всякая добродетель, как «чистая дева», не могла существовать в век «грязи» и «порока». По мере укрепления режима Луи-Филиппа (когда «будущее стало темно») Б. все более склонялся к мысли, что боровшиеся в Июле были «несчастными безумцами». В своем отчаянии Б. обратился к героическому прошлому, когда народ, к-рому ныне «хватает дыхания самое большее на три дня», был подлинно «львом», поражавшим всех своих врагов. Вообще Б., несвободный от религиозного чувства, от культа природы, охотно противопоставлял настоящему прошлое, развращенному городу с его заводами и чудовищными машинами (машина у Б. - «гиппопотам», «смертоносная змея») - идиллию сельской жизни, в к-рой «грудь не разбивается о холодные машины» и человек, занятый «простыми трудами», наслаждается жизнью, как «полем золотой ржи». Ненависть к машине, приносящей, по мнению Б., больше бедствий, чем благ, мрачная убежденность в том, что город не даст счастья человеку, говорят о социальной природе Б. В то же время именно эти взгляды Б. придают замечательную силу тем произведениям, в к-рых он рисует бедственное положение городского рабочего, его нищету, зависимость от хозяев. В таких произведениях, как напр. «Стальная лира», он изображает условия труда заводских рабочих, работниц, к-рые «несчастнее животного», ибо не вправе оторваться от «жестокой машины» даже для того, чтобы накормить своих детей, не вправе выйти из повиновения хозяину, думающему только о том, чтобы «раздавить своих соперников», и о прибылях. Однако, даже описывая тяжелую жизнь ньюкестльских шахтеров, Б., навсегда ушибленный неудачей июльских дней, не вызывает более образа Свободы; его шахтеры не хотят «свергать существующего порядка», они желают лишь «смягчить сердца власть имущих», «напомнить» им, что трудящиеся - «основание храма», что, разрушив его основание, правящие классы «рухнут вместе с ними». Так. обр. эпоха реакции ввела в определенные и довольно узкие границы революционную стихию поэзии Б. первого периода его творчества.

«Ямбы» пользовались огромным успехом не только в революционно настроенных кругах французской интеллигенции, но и за пределами Франции, в частности в России. Поэзию Б. ценили ЛермонтовЛермонтов (см.) и особенно поэты-петрашевцы (Плещеев и др.). К недостаткам Б. следует отнести его склонность к злоупотреблению ораторскими интонациями, расчет на декламацию, на «крик». Эти черты делают многие произведения Б. напыщенными. Все вещи, созданные Б. после «Ямбов» («Сильвы» (Silves, 1864), «Сатиры» (Satires, 1868), «Героические рифмы» (Rimes héroiques) и др. стихи; драматические этюды («Юлий Цезарь», «Бенвенуто Челлини»); проза («Trois passions», «Contes du soir», «Histoires de voyage»); переводы из Шекспира (см.), Кольриджа (см.) и др. (сборн. «Chez les poètes»)), не прибавили ничего к славе, к-рую Б. завоевал себе своими первыми стихами.

Библиография:

I. На русский яз. Б. переводили много; в прошлом веке Курочкин, Минаев, Буренин В., Вейнберг П. И.; из новых поэтов - Брюсов В. и Мандельштам О., О. Б., Ямбы и Поэмы, ред., вступ. статья и примечания М. П. Алексеева, Одесса, 1922 (там же и литература вопроса); Jambes et Poèmes, P., 1831; Silves, P., 1864; Satires, P., 1868.

II. Seché L., Études d’histoire romantique, P., 1905.

БАРБЭ Д'ОРЕВИЛЬИ

БАРБЭ Д’ОРЕВИЛЬИ Жюль Амедей (Jules Amedée Barbey D’Aurevilly, 1808-1889) - французский писатель. Автор «Околдованной» (L’Ensorcelée, 1855), «Кавалера де-Туш» (Le Chevalier des Touches, 1864), «Женатого священника» (Un prêtre marié, 1865), «Дьявольских ликов» (Les Diaboliques, 1874), «Истории без названия» (Une Histoire sans nom, 1882) и «Дендизма» (Du Dandysme et de G. Brummel) жил в эпоху, когда буржуазная культура торжествовала. Осколок родовитой аристократии, помнивший героические предания своего рода, он был заброшен в эпоху индустриализма. В этом трагическом противоречии - весь смысл творчества Б. Талантливейший художник на протяжении всего своего творческого пути жил в социальной атмосфере, к-рая казалась ему отравленной. Большой мастер осужден был на печальную роль эпигона. Он так страстно ненавидел окружавшую его буржуазную действительность, что никогда не позволял себе брать материал для творчества из этой действительности. С другой стороны, феодально-аристократический мир, к-рый Б. считал своей родиной, давно перестал существовать, давно истлел, и вот художник занимается раскапыванием старых могил, гальванизирует разложившиеся трупы. Именно такова атмосфера всех романов Б. Их лживость и ходульность невероятны, их вздорность поразительна. Художник рассказывал о людях, вышедших в исторический тираж, пытаясь сделать из них героев, к-рых можно было бы гневно противопоставить мелочному и ничтожному «сегодня» буржуазного мира. Но эпигон утратил секрет живого искусства, его произведения похожи на жуткий театр восковых фигур (недаром с таким упорством Б. оставался в пределах «страшного» жанра). Б. хотел в своих романах оживить вычеркнутое из жизни феодально-аристократическое прошлое, хотел романтизировать и героизировать его (с особой охотой обращался он к эпохе шуанов, последних защитников феодально-аристократической цивилизации от революционной буржуазной демократии), но результат получался обратный: художник был в силах создать только картины распада и гниения. Автор «Дьявольских ликов» донкихотствовал, сражаясь за идеалы, абсолютно лишенные смысла и содержания. Стиралась граница между трагическим и смешным, между рассудком и сумасшедшим маньячеством. В конце концов этот талантливейший писатель был шутом с горькой трагической гримасой. Объективно творчество Б. (такова была его роль) было великолепным доказательством возможности и такого парадокса, как феодально-аристократический художник в эпоху пара и электричества. Б. был аристократом без средств, с одними голыми традициями, был помещиком без поместья. Ему нечего было есть, и ему пришлось сломить свою гордость и прикоснуться к газете. Б. - хранитель вековых аристократических традиций, идеолог дендизма - становится газетчиком. Его программа: католичество, роялизм, консерватизм. С этой позиции он начинает со всей присущей ему страстностью обстреливать ненавистную буржуазную действительность.

Журнальные статьи Б. составили грандиозную серию «Произведения и люди. XIX в.» (Les oeuvres et les hommes. XIX siècle). Б. подверг здесь жесточайшей критике и осмеянию буржуазный век, который он так ненавидел. Он был слеп и фанатичен, вот почему многие из его страстных осуждений представляются чудовищными и даже подчас глупыми, но зато ненависть, руководившая им, позволяла ему иной раз попадать в цель и верно разоблачать лживость и ханжество буржуазного мира. Эти страницы сохраняют свою свежесть до сих пор.

Библиография:

Фриче В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, М., 1912; Волошин М., Лики творчества, СПБ., 1914; Плеханов Г. В., Искусство, М., 1922; Волошин М., Предисловие к перев. «Les Diaboliques» А. Чеботаревской. СПБ., s. a. (изд. Пантеон); Lemaître J., Contemporains, P., 1885-1895; Doumic R., Un attardé du romantisme, «Revue des deux mondes», t. XI, P., 1902; Clerget F., B. (de sa naissance à 1909), Р., 1909; Seilliére E., B., ses idées et son œuvre, P., 1909; Bourget Paul, Quelques témoignages, P., 1928.

БАРБЮС

БАРБЮС Анри (Henri Barbusse, 1874-) - французский писатель. Широкая известность Б. началась с «Огня» (Feu). Этот откровенный и беспощадный роман с огромной силой прозвучал в атмосфере залитой кровью Европы 1916 «Огонь» был переведен на множество яз. и разошелся в неслыханных тиражах. Известно высокое мнение В. И. Ленина об этом романе. В откровенном и страшном «Дневнике одного взвода» Б. дал первое, подлинно революционное произведение новой французской литературы. «Огонь» в этом смысле является событием исключительного значения, начинающим историю революционной литературы во Франции. В «Огне» мы встречаемся с обнаженно реалистическими картинами войны. Художник приближает свое творчество к действительности настолько, что оно становится документальным. Факты следуют за фактами, события наслаиваются на события. Художник, сохраняя постоянно внешнюю беспристрастность, ведет нас по ступеням военного ада - чем дальше, тем грандиознее становится картина. Вместе с нарастанием трагического напряжения рассказа обнажается и основная антимилитаристская тенденция романа, ею насыщено все произведение от начала до конца. Но именно насыщено - тенденция нигде не стала агитационной фразой, она остается все время внутренним содержанием романа. Победа художника в этом и заключалась, - он создал органическое революционное произведение. Продолжительный период литературной деятельности предшествовал «Огню». Б. начал со сборника стихов «Плакальщицы» (Pleureuses, 1895), книги чрезвычайно пессимистической. Мрачная разочарованная лирика «Плакальщиц» насквозь проникнута неудовлетворенностью, молодой поэт ощущает болезненный разлад с действительностью. За стихами последовали романы - «Просящие» (Les Suppliants, 1903) и «Ад» (L’Enfer, 1908). Художник становится на реалистический путь. «Ад» написан под явным воздействием Эмиля Золя (см.); в сущности шаг этот уже предопределял будущее Б., он становится на путь искусства, оплодотворенного социальными устремлениями. В его первых романах очень много наивного и неубедительного, но рядом с этим в них есть упорная, непреклонная решимость смотреть жизни в глаза, не отворачиваться от самых уродливых ее противоречий. Это качество и делает его романы интереснейшими психологическими документами. Во всю ширь развернулся здесь мотив, к-рый сам автор называет основным в его творчестве - мотив человеческого страдания. Человеческое страдание для Б. - итог, к к-рому он приходит в результате своих сосредоточенных исследований действительности. В этом суммарном и чрезвычайно расплывчатом определении социальных противоречий сказалась беспочвенность мелкобуржуазного художника. Конкретная правда классовых противоречий превращается в отвлеченную «трагедию человеческого страдания». Война 1914-1918 была тем потрясением, к-рое помогло Б. найти правильный путь. Поэт человеческого страдания был обращен к подлинной действительности. Война не только предоставила ему потрясающие факты для изображения, но и обнажила перед ним социальную подоплеку страдания. Впервые он понял, что те трагические противоречия, разрешить к-рые он так тщетно стремился, имеют свои корни в классовых противоречиях общества. «Огонь» был первым революционным делом Б. Раз вступив на революционный путь, он уже не сходит с него. В 1923 он становится коммунистом. От «Огня» до французской компартии, от 1916 к 1923 - этот промежуток заполнен не только тем, что Б. постепенно освобождается от последних пережитков буржуазной идеологии, но и тем также, что он с головой окунулся в политическую борьбу. В «Словах борца» (Paroles d’un Combattant) собраны статьи и речи Б. за этот период. Здесь можно видеть, с какой страстностью, с какой непоколебимой решимостью защищал он революционные лозунги, как пламенно он агитировал за советскую республику, как гневно и беспощадно разоблачал капиталистическую действительность. В 1920 Б. написал манифест группы Clarté («Свет из бездны» - «La lueur dans l’abîme»), в 1921 он выступил с обращением к интеллигенции («С ножом в зубах» - «Le couteau entre les dents»), призывая всех сознательных ее представителей стать на сторону социальной революции. Группа Clarté возникла в 1919, объединив в своих рядах весь цвет европейской интеллигенции. Это был медовый месяц пацифизма. В международное объединение, имевшее достаточно радикальную программу (решительное осуждение капиталистической цивилизации, сочувствие доктрине III Интернационала и т. д.), вошли представители самых разнообразных направлений. Естественно, что скоро возникли внутренние трения и начался постепенный отлив. Тогда обнаружилось, что Б. приобрел хорошую революционную выдержку. Он не поколебался ни разу, и это сделало его средоточием всего подлинно революционного в Clarté. Путем постепенного отслаивания нерешительных, случайных, чуждых элементов группа эволюционировала до коммунизма, имея все время Б. объединяющим центром. Политическая борьба отвлекла Б. от литературной деятельности на несколько лет. С 1919 - год выхода романа «Свет» (Clarté) - до 1924, когда появился монументальный роман «Звенья» (Les Enchaînements), продолжался перерыв. По размерам своим и по захватываемой теме - «Звенья» грандиозны. В двух больших томах писатель попытался широко развернуть всемирно-историческую панораму. Задача эта заставила автора построить роман в виде множества отдельных историко-культурных набросков. Он ведет своего читателя в дебри отдаленнейших эпох. Он подводит его к событиям современности. Деспотии Вавилона и Египта, Рим, Греция, средневековая Европа, империалистическая бойня, последние события мировой истории. Первое, что интересует автора в этом скоплении исторических фактов, это - вопрос социального неравенства. «Звенья» - агитационный роман. Автор не только показывает факты, но и зовет к восстанию против уродливой капиталистической действительности. Повествование часто прерывается агитационными отступлениями, вставками, близко напоминающими то, что говорил и писал Б. в предыдущие годы как политик. Несомненно, что «Звенья» являются итоговым романом, обобщающим ту огромную работу по перевоспитанию, к-рую проделал над собой автор. Его революционное мировосприятие нашло здесь свое законченное выражение.

Наряду с этим «Звенья» имеют ряд существенных недостатков. Чрезвычайная отвлеченность, крайний схематизм, пафос, становящийся подчас ходульным, и наконец очень характерная композиция романа, сочетающая чрезвычайно широкий размах содержания (схема мировой истории) с очень ограниченным, противоречащим всему складу вещи, узко-индивидуальным мотивом (со страниц романа не сходит философствующее и страдающее «Я»). - все это лишает роман органичности, подлинно революционного смысла, мешает ему подняться до своего грандиозного замысла. В 1926 Б. выступил с книгой о Христе («Jésus»). Ему показалась соблазнительной мысль освободить фигуру Христа от всякого церковного налета, очеловечить ее, показать плебейские черты первоначального христианства. Конечно реабилитация Христа, из каких бы мотивов она ни исходила, не дело революционного писателя, и Б. допустил в этом случае очевидную ошибку. Книга была отрицательно встречена революционной критикой. Из остальных произведений Б. отметим сборник новелл «Сила» (Force, 1924), документальную книгу «Палачи» (Les Bourreaux, 1925), возникшую в результате поездки на Балканы (здесь описаны ужасы белого террора в Болгарии, Румынии, Югославии), и наконец книгу «Faits Divers» (Факты), означающую быть может обращение Б. к новому жанру лаконической, очень сжатой новеллы, основанной на документальном материале. «Факты» - книга исключительной свежести. После «Огня» - это лучшее произведение Б.

Библиография:

I. Почти все книги Б. переведены на русский яз. (кроме стихов и первых романов).

II. Творчеству Б. посвящены две небольшие монографии на французском яз.: Herz Henri, H. B., P., 1919, и Desanges Paul, H. B., P., 1920.

БАРВИНОК

БАРВИНОК Ганна (1829-1911) - псевдоним украинской писательницы Александры Кулиш. Свои лучшие рассказы выпустила еще в 60-х гг. («Не було змалку, не буде и до станку», «Хатне лихо», «В осени лiто»); подражала народному творчеству; ее произведения часто сентиментальны и посвящены гл. обр. личным переживаниям.

БАРДА

БАРДА Фриц (1880-1919) - латышский поэт-романтик. В его поэзии (книги стихотворений: «Сын земли», «Песни и молитвы Древу жизни») стираются последние грани между сущим и воображаемым, и произвол фантастики вытесняет элементы объективного познания. Одухотворение природы, пантеистические поиски единого божественного начала, безразличие созерцательного пассеизма и полнейшее игнорирование социальных проблем - таковы характерные черты поэзии Б., уходящей корнями в пласты консервативного крестьянства и вскормленной «бледной немочью» латышской буржуазии. При всей художественной свежести и оригинальности, творчество Б. глубоко реакционно.

БАРДЫ

БАРДЫ (ирландск. bard, валлийск. bardd, слово неизвестного значения) - певцы-поэты у кельтских народов, подобные скандинавским скальдам и организованные в виде цеха, с весьма устойчивыми и одинаковыми у всех племен свойствами. Поэзия их - исключительно лирическая, с намеками на героизм (по преимуществу панегирики и сатиры), поэзия природы, любовная и религиозная. Древнейший вид Б. - служилые Б., состоявшие при княжеских дворах на определенном жалованьи; их главное назначение - восхвалять своего князя и хулить его врагов (отсюда дух областного патриотизма, сохраняющийся в поэзии Б. по традиции до XVIII в.). Как приближенные (нередко советники) князя и участники его пиров эти Б. пользовались, особенно у галлов и валлийцев, большим моральным авторитетом и влиянием на политические дела. В эпоху борьбы с англичанами (в Уэльсе до XIV в., в Ирландии - много позже) они были носителями национальной идеи, но в то же время и разжигателями внутренних распрей. По образцу служилых Б. очень рано возникли бродячие Б., жившие доброхотными даяниями населения и нередко занимавшиеся, в связи с верой в магическую силу их заклинаний, вымогательством. В Ирландии, где уже в 590 была сделана попытка упразднить сословие Б., они были истинным бичом населения. Но в то же время они выполняли здесь известную культурную миссию: с древнейших времен до XVII в. существовали содержавшиеся на государственный счет школы Б., где по временам обучалось до 2/3 всего населения Ирландии. Различалось 8 классов Б., и для достижения высшей ступени требовалось от 9 до 12 лет обучения, главными предметами к-рого являлись весьма сложная метрика и особенный вычурный стиль поэзии. В XVIII в. институт Б. в Ирландии приходит в упадок, и имя Б. становится просто синонимом поэта. Сходный характер имели Б. и их поэзия в Уэльсе, где устав их был выработан королем Грифидом аб-Кинаном (ок. 1110); однако роль бродячих Б. была здесь более почтенна. С конца XV в. значение Б. здесь ослабевает, а с половины XVI в. прекращаются их поэтические собрания. В Бретани Б. большим распространением не пользовались, и бретонское слово barz, в смысле поэта вообще, - ученая реконструкция XIX в.

Для развития европейской литературы огромное значение имело не столько подлинное творчество Б., сколько литературные переделки и подделки, сделанные в духе своего времени Дж. Макферсоном (1736-1796), с 1760 начавшим издавать творения мифического Б. Оссиана, породившего волну переводов и подражаний по всей Европе (см. Оссиан). В Германии XVIII в. особой популярности «поэзии Б.» (т. е. приписываемого ей тематического - сюжетного и инвентарного - комплекса) способствовало ошибочное отождествление (основанное на неверном истолковании упоминаемого Тацитом barditus’а) кельтских Б. с древнегерманскими певцами; отсюда - так наз. «бардизирующее направление» у предшественников Sturm und Drang’а - Клопштока и его круга, представляющее реакцию против просвещения и отражающее националистические настроения немецкой буржуазии.

Библиография:

Walter F., Das alte Wales, Bonn, 1859; D’Arbois de Jubainville H., Introduction à l’étude de la littérature celtique, P., 1883; Ehrmann E., Die bardische Lyrik im XVIII Jahrh., Heidelb., 1892; Merker E., Bardendichtung (в Reallexikon für deutsche Literaturgeschichte, her. v. P. Merker u. W. Stammler, B., 1925-1926).

БАРИН

БАРИН (Arvede Barine, 1840-1908) - псевдоним французской писательницы Ch. Vincens-Stapfer. Одна из первых во Франции обратила внимание на творчество Ибсена (1877) и Л. Толстого, которых переводила. Особенно выдаются ее «литературные портреты» в «Portraits des femmes, princesses et grandes dames». Б., последовательница Тэна (см.), применяет социологический анализ: напр., в «Les contes de Perrault» Б. показывает, как преломляются быт и воззрения буржуа XVII в. сквозь призму традиционных сказочных типов («Кот в сапогах», «Золушка» и т. д.). Б. также - автор книги «Nevroses» (Эдгар По, Гофман и др.) (1898) и биографии Бернарден де С. Пьера, Мюссе и Франциска Ассизского (русск. пер. 1912).

БАРКОВ

БАРКОВ, Иван Семенович (1732-1768) - переводчик и порнографический поэт. Переводил сатиры Горация Флакка, басни Федра, стихи Катона и пр. Литературную известность Б. доставили его непечатные, «срамные сочинения», разошедшиеся во множестве списков. Отсюда ставшее почти нарицательным определение порнографической литературы, как «барковщины».

Библиография:

Венгеров С. А., Критико-биографический словарь, т. II, М., 1891.

БАРНОВ

БАРНОВ Василий (1857-) - современный грузинский романист, происходит из состоятельной родовитой семьи, проникнутой традициями феодальной старины. Исторические романы Б., являясь значительным вкладом в грузинскую художественную литературу, однако представляют собою абстрактную характеристику исторических событий и личностей. В своих произведениях Б. ставил себе целью форсировать в народе чувство протеста против национального и культурного угнетения Грузии русским империализмом, но вместе с тем Б. идеализировал героический эпос и романтику прошлого. Отрицая трафареты художественной формы, Б. пытается применять новые технические приемы, основанные на своеобразных вариациях повествовательной речи. Яз. Б. перегружен архаизмами, что делает его тяжелым и малодоступным для широких читательских кругов.

Библиография:

Хазарта Сасдзло, Тифлис, 1923; Армазне Мехврева; Тифлис, 1927.

БАРОККО

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАРОН

БАРОН Христиан (1835-1923) - собиратель латышских народных песен. Активный участник прогрессивно-национального движения «младолатышей» (см. Латышская литература) 60-х гг. В связи с отливом движения и общим увлечением фольклором, Б. навсегда покидает область общественно-политической деятельности и посвящает свою жизнь собиранию, изучению и систематизации народной поэзии. Его кропотливый 6-томный труд (свыше 200 000 песен), к-рому он отдал тридцать лет, является замечательнейшим памятником народного творчества.

БАРОХА-И-НЕССИ

БАРОХА-и-НЕССИ Пио (Pio Baroja y Nessi, 1872-1928) - известный испанский романист, по профессии врач. Написал свыше 30 романов, черпая сюжетный материал по преимуществу из быта испанской провинции (Бискайя, Андалузия), столичного испанского дна и из истории Испании конца XIX в. В 1900 выпустил сборник новелл «Vidas Sombras», где сказалось сильное влияние Э. По, Достоевского и Бальзака (см.). Б. увлекался также и философией Ф. Ницще, влияние которого обнаруживается во многих произведениях испанского писателя.

Излюбленная тема Б. - столкновение и борьба сильной и активной личности с косной и консервативной средой. Эта тема в сатирическо-гротескном плане разработана в романах «Inventos, aventuras y mistificaciones de Silvestre Paradox» (1901) и «Paradox, Rey» (1906), а в плане историко-социальной эпопеи - в «Memorias de un hombre de accion» (серия из 12 романов, начатая в 1913 и законченная в 1922). Б. - типичный представитель испанского буржуазного либерализма, который очень часто сочетается у него с идеологией индивидуалистического анархизма.

Тем не менее, в своей трилогии «Борьба за существование» (La lucha por la vida, 1904), состоящей из романов «La busca» (Поиски), «Mala hierba» (Сорная трава) и «Aurora roja» (Красная заря), Б. сумел дать яркое и в основе своей верное изображение классовой борьбы в современной Испании и вывести с должной объективностью характерные фигуры испанского анархизма и революционного марксизма в рабочей испанской среде. В своих романах из быта испанской провинции Б. изображает условия земледельческого труда и социальные конфликты в испанской деревне. Не чужд также Б. и мотивов религиозного мистицизма, к-рый особенно сильно проявляется в романе «Camino de perfección» (1902), некоторыми из своих страниц возвращающем нас к временам средневековой мистико-эротической философии.

Библиография:

I. Русск. перев.: Aurora Roja (Красная заря), La busca (Путь к совершенству), Древо познания и др., изд. «Совр. проблемы» М., 1912; «Сорная трава», Гиз, М. - Л., 1927.

II. О творчестве Б.: Ст. Дионео в журн. «Русское богатство», №№ 1 и 2, СПБ., 1911; Фриче В. М., П. Б., «Современный мир», № 10, СПБ., 1911; Peseux-Richard N., P. B., «Revue hispanique», 1910, v. XXIII; Pfandl L., P. B., «Die neueren Sprachen», Marburg, 1920, Bd. XXVIII.

БАРРЕС

БАРРЕС Морис (Maurice Barrés, 1862-1923) - французский писатель. Первыми произведениями Б. были две трилогии: «Культ „Я"» (Le Culte du Moi), включавшая романы: «Под взглядом варваров» (Sous l’oeil des barbares, 1888), «Свободный человек» (Un Homme libre, 1889) и «Сад Беренисы» (Le Jardin de Bérénice, 1891) и трилогия - «Роман национальной энергии» (Le Roman de l’énergie nationale); в нее вошли: «Беспочвенники» (Les déracinés, 1897), «Обращение к солдату» (L’Appel au soldat, 1900), «Их лица» (Leurs figures, 1902). В этих трилогиях сложился облик Б. - художника, выражавшего агрессивные устремления буржуазного класса. От демонстрации неограниченного индивидуализма, от провозглашения необходимости бороться за сильную личность Б. перешел к проповеди национализма, к ультрапатриотической пропаганде. Так в Б. оформился махровый реакционер и шовинист. Романы Б. (к двум трилогиям надо присоединить еще роман «Враг законов» - «L’ennemi des lois», 1892, примыкающий по своему содержанию к первому циклу романов Барреса) являются пестрым смешением элементов публицистики и художественной прозы; это не романы в обычном смысле этого слова, а скорее сводки журнальных материалов, с необычайным искусством скрепленные в одно целое. С первых шагов своего творчества Б. был воинствующим автором. Он отстаивал провозглашенные им националистские лозунги, агитировал. Эта агитационная направленность вещей Б. определила крайне своеобразную, полупублицистическую их форму. Одним из основных положений националистской доктрины Б. была идея реванша, на ней он спекулировал с особой охотой и с особым успехом. Естественно, что в период войны Б. оказался в первых рядах идеологов шовинизма, среди самых махровых французских империалистов. Он весь отдался в эту эпоху злободневной журналистике; в многочисленных томах «Французской души во время войны» (L’âme française à la guerre, 1915-1920) собраны статьи, от которых пахнет самым отвратительным каннибальством. Б. посвятил несколько книг своим «путешествиям» в Грецию, Испанию, Италию («Du sang, de la volupté et de la mort», P., 1894, «Amori et dolori Sacrum», P., 1902, «Le voyage de Sparte», 1906). В этих книгах Б. занимался не столько описанием того, что ему приходилось встречать на пути, сколько пропагандой националистских идей. В смысле жанра эти «путешествия» сыграли любопытную роль: в современной французской литературе жанр «путешествий», введенный Барресом, имеет достаточно широкое распространение.

Библиография:

Сад на берегу Оронта, П., 1923; Gide A., Prétextes, P., 1906 (переизд. P., 1925); Его же, Incidences, P., 1911 (переизд. P., 1924, 1927); Massis H., La pensée de M. B., «Mercure de France», P., 1919; Curtius E. K., M. B., Bonn, 1921 (на нем. яз.); Giraud V., M. B., P., 1922; «Nouvelle Revue Française», 15/XII, P., 1923 (номер посвящ. Б.); Thibaudet A., La vie de M. B., P., 1923; «Clarté», №№ 34, 50-53, P., 1924; Moreau P., Le victorieux XX siècle, P., 1925; Dingle R., Three French Writers (Loti, B., France), «London Mercury», Oct., L., 1925; «Les nouvelles littéraires», 26/XII, P., 1925 (номер посвящ. Б.); Fay B., Panorama de la littérature contemporaine, P., 1926; de Fraz R., Éssais et analyses, P., 1926; Cocteau J., Le rappel a l’ordre, P., 1926; Jaloux E., L’ésprit des livres, 2-e série, P., 1927; Mauriac Fr., Le Roman, P., 1928.

БАРРИ ДЖ.

БАРРИ Джемс (James Barrie, 1860-) - английский романист, драматург и детский писатель (первая книга «Better Dead», 1887), широко популярный в мелкобуржуазных кругах в Англии, в английских колониях и Америке. Как романист Б. основатель так наз. «Kailard School» (кэйлярдской школы), художественной задачей к-рой является изображение жизни шотландских крестьян. Б. более известен как автор сентиментально-сказочных детских книг (на русск. яз. перев. его «Белая птичка» - «The little white Bird», 1902). Оторванный от реальной жизни, ограниченный узко-индивидуалистическими рамками, Б. в своих произведениях идеализирует действительность, примыкая по своей идеологии к наиболее консервативной части мелкой буржуазии.

БАРРИ К.

БАРРИ Корнуол (Cornwall Barry, 1787-1874) - псевдоним одного из талантливейших английских лириков XIX в. - Брайана У. Проктера (Bryant W. Procter); последователь «Озерной школы» (см. Английская литература), в частности Вордсворта и Кольриджа, испытал также влияние Т. Мура, Байрона и Шелли. Лучшие его стихотворения «English songs» (Английские песни) отличаются разнообразием ритмов, песенной повторностью образов и напевной звучностью; многие из них сделались народными. Б. оказал в 30-х гг. большое влияние на лирическое творчество А. С. Пушкина. Пушкин перевел стихотворения Б.: «Inesilla, I am here» (Я здесь, Инезилья); «Here’s health to thee, Mary» (Пью за здравие Мери); стихи: «Эхо», «Заклинание» и «Обвал» - подражания Б. (последнее гл. обр. со стороны ритмов и строфики). Прочие сочинения Б.: «Dramatic scenes and other poems»; трагедия «Mirandola»; сборник статей и рассказов «Essays and Tales in Prose»; статьи о Шекспире, Кине, Бен-Джонсоне и автобиография «Bryan W. Procter, an autobiographical fragment» (посмертн., 1871). Кроме Пушкина, произведения К. Барри переводил у нас М. Л. Михайлов.

БАРРИЛИ

БАРРИЛИ (Ant. Giulio Barrili, 1836-1908) - итальянский романист, примыкавший к так наз. «веристам» (см. Веризм). Лучшие романы Б. - «Il libro Nero» (1869) (Черная книга, русск. перевод 1886); «Come un sogno» (1885); «Cuor di ferro e cuor doro» (1877); «La Bella Graziana» (1892) (Прекрасная Грациана, русск. перевод, «Русский вестник», 1893).

БАРСЕГ ТЧОН

БАРСЕГ ТЧОН (VII в. христ. эры) - армянский поэт, автор религиозных песнопений, вошедших в сборник «Шаракан» (см. Шаракан).

БАРСОВ

БАРСОВ Елпидифор Васильевич (1836-1916) - археолог и историк древнерусской литературы и народной поэзии. Сын священника. Из его научных работ наибольшее значение имеют две: 1. «Причитания северного края» (3 чч., 1872-1885) - сборник, открывший для науки новую область народного творчества; 2. «Слово о полку Игореве как художественный памятник Киевской дружинной Руси» (3 тт., 1887-1890) - капитальный труд, исследующий «Слово» в связи с устной поэзией и всей древнерусской письменностью. Несмотря на субъективизм автора и на многие спорные и даже ошибочные взгляды, это исследование сохранило еще и по сию пору свою научную ценность. Кроме того Б. собрано большое количество рукописей (около 3 000), к-рые хранятся в Историческом музее в Москве. Это собрание имеет громадное историко-литературное значение, заключая в себе списки большинства памятников древней славяно-русской письменности.

Библиография:

Цветаев, Записки о трудах Е. Б., М., 1887; Венгеров С. А., Критико-биографич. словарь, т. II, СПБ., 1891.

БАРТА

БАРТА Александр (Sándor Barta, 1897-) - венгерский поэт и беллетрист, родился в Будапеште, в семье кустаря-портного. Свою литературную деятельность начал в группе венгерских активистов («MA») в 1917 (см. Венгерская литература и Кашак). Был одним из наиболее крайних экспрессионистов-поэтов. К этому периоду относится первый сборник его стихотворений «Красное знамя» (1918). В начале 1920 Б. эмигрировал в Вену, где и остался до конца 1925. Первые два года венской эмиграции являются для Б. периодом острого духовного кризиса. Пережив падение советской власти в Венгрии и оторвавшись от знакомой ему среды, он сначала пошел по пути наименьшего сопротивления.

Рассказы его отличались тогда ярко выраженным пессимизмом, а сатира молодого писателя, имевшая место и в его прежних произведениях, переходит в чистейший дадаизм (см.). Дадаистические памфлеты его собраны в сборнике «Уважаемая мертвецкая». Следующий этап развития Б. связан с его выходом из разложившейся уже группы венгерских активистов (1923) и по существу представляет собою возврат к «ортодоксальной» программе активистов - к пропаганде «идейной революции» с той поправкой, что руководящая роль в «идейной революции» принадлежит пролетариату. Б. организует новый журнал («Человек на виселице»). Когда издание журнала прекратилось, он вошел в новую группу бывших венгерских активистов, выпускавших журнал «Клин». С этого времени Б. постепенно преодолевает как идеологическую путаницу «активизма», так и свой экспрессионизм, все больше и больше тяготея к реализму. Он пишет фантастический роман «Чудесная история» (русск. перев., М. - Л., 1926), в котором в форме утопии рисует классовую борьбу западного пролетариата. Последний этап развития Б., его путь к пролетарской литературе, во многом аналогичен развитию И. Р. Бехера (см.). В настоящее время Б. живет в СССР, является активным членом и одним из организаторов «Союза венгерских революционных писателей», член МАПП. Из новых рассказов Б. некоторые переведены на русский яз. и напечатаны в журналах «Вестник иностранной литературы», «Огонек» и др. Имеются переводы его стихотворений и рассказов на французский и немецкий яз.: «Les cinq continents» (альманах, ред. И. Голл, Париж, 1922); «Lyrique Hongroise Moderne» (Rieder et C-ie, P., 1922); «Europe», № 54, 1927; «Neue Europäische Lyrik» (сб., ред. И. Кальмер, Wien, 1926). Кроме того его перу принадлежит ряд переводов стихотворений немецких и французских революционных поэтов.

БАРТЕЛЬ

БАРТЕЛЬ Макс (Max Barthel, 1893-) - немецкий писатель. Р. вблизи Дрездена в разорившейся мещанской семье, работал на фабрике. Много бродяжничал по Швейцарии и Италии. Примкнул к социал-демократическому рабочему движению. Затем стал писателем по профессии. Б. принадлежит к той группе соц.-дем. писателей, к-рая в Германии является общепризнанной, как «группа рабочих» писателей. К ней относятся кроме Б. такие писатели, как Петцольд, Брёгер, Лерш, Шёнланк, Энгельке и др. Это - писатели-выходцы из рабочей среды или сами рабочие, к-рые постепенно отрывались от рабочего класса и его идеологии. Воспитываясь на буржуазной литературе, они не сумели критически ее преодолеть. Их «революционность» не переходит обыкновенно границ мещанского индивидуализма. Во время войны 1914-1918 они были шовинистами.

Первые стихотворения Б. из жизни рабочих и бродяжничества были напечатаны в соц.-дем. печати. Большое место в них занимают описания природы, скитальчества, мечты, любовь и неопределенные призывы к братству и свободе. Первый сборник военных стихотворений «Verse aus den Argonnen» появился в 1916. Последующие сборники стихотворений: «Freiheit» (1917), «Revolutionäre Gedichte» (1919), «Utopia» (1920), «Arbeiterseele» (1920), «Die Faust» (1920), «Lasset uns die Welt gewinnen» (1920), сборник рассказов «Das vergitterte Land» (1922), пьеса «Der eiserne Mann» (1924).

По стилю Б. ближе, чем остальные писатели его группы, к старым традициям буржуазно-революционных поэтов середины XIX в. и соц.-дем. поэтов 80-х и 90-х годов прошлого века. В 1918 Б. примкнул к коммунистической партии. В это время им написано много прочувствованных революционных стихотворений, из к-рых можно указать на стихотворение «Петербург» - о русской революции, также на ряд рассказов в сборнике «Площадь народной мести», посвященном революционной России, и на книжку «Красный Урал», написанную во время пребывания в СССР. После 1923, когда революционная волна в Германии отхлынула, Б. уходит из компартии и возвращается в социал-демокрачическую. С этого времени буржуазная печать видит в Б. выдающегося «рабочего» писателя, «сближающего», а не противополагающего два мировоззрения - рабочее и буржуазное. В 1925 выходит автобиографический роман «Das Spiel mit der Puppe», в 1927 - роман «Der Mensch am Kreuz». В первом из них ярко выражено реформистское мировоззрение автора, во втором романе даны образы агитатора-коммуниста и католического священника; оба являются мучениками на кресте жизни. Эти два больших произведения, в особенности последнее, показывают, что автор, трактуя в них определенную проблему, не сумел подняться на подлинно художественную высоту: они схематичны. С отходом Б. от революции, свежая струя, к-рую он во время революции внес в рабочую литературу, исчезла из его творчества.

Библиография:

Из произведений Б. на русск. яз. переведены: Сборник избранных стихов «Завоюем мир», перев. О. Мандельштама, Гиз, М. - Л., 1925; рассказы: «Машина смерти», (М., 1925), «Площадь народной мести», (Л., 1924), «Красный Урал» и др. и отдельные стихотворения в различных журналах.

БАРТО

БАРТО Агния Львовна (1904-) - детская писательница. Р. в Москве; дочь врача. Печатается с 1917. Первые стихи были напечатаны в детских журналах «Пионер», «Искорка» и «Кругосвет». Первая книжка вышла в 1925. В настоящее время является автором ряда иллюстрированных детских книжек. Часть отрывков из них переложена на музыку. Лучшее из изданного: «Борька-баран», «Ночь», «Солнышко», «Считалочка».

БАРТОШЕК

БАРТОШЕК Теодор (Bartosek, 1877-) - чешский писатель, редактор известных радикальных журналов «Woln Mylenka» и «Woln Skola».

БАРЩЕВСКИЙ

БАРЩЕВСКИЙ Ян (Barsczewski, 1794-1851) - польско-белорусский беллетрист и поэт. Его произведения на польском языке из белорусской жизни вышли в 4 томах в 1844-1846 под заглавием «Szlachcic Zawalnia, czyli Biaoru w fantasticznych opowiadaniach». Из произведений на белорусском языке, ненапечатанных в свое время, сохранились: поэма «Рабункi мужыкоу» - о крестьянском восстании («Иллюстрированная газета», 1866, № 21, русским алфавитом, в отрывках, и полнее у Земкевича Р., «Ян Баршчеускi, першы беларусскi пiсьменьнiк XIX ст.», Вiльня, 1911) и несколько стихотворений.

БАСА

БАСА - анакруса (см.) со второстепенным ритмическим ударением.

БАСЁ

БАСЁ (1603-1694) - крупнейший представитель поэтического жанра «хайку» (см.); в японской литературе этот жанр неразрывно связан с его именем. Настоящее имя поэта Мацуо Тюдзаэмон Мунэфуса. По обычаю литераторов и художников токугавской эпохи (1603-1868), он имел множество псевдонимов. С юных лет был самурайским прислужником, но после смерти сюзерена стал профессионалом-поэтом, специализировавшись в модном в то время поэтическом жанре «хайкай».

После нескольких лет бродяжничества по деревням, где обучал крестьян искусству юмористических эпиграмм, он попал в Эдо (старинное название гор. Токио); здесь он быстро выдвинулся. В это время городские низы увлекались направлением школы «данрин» (см. Хайкай), строившей свою поэтику экспромтов-эпиграмм на комических ассоциациях и каламбурах. Б. не в пример своим коллегам по «хайкау», которые живя в качестве присяжных потешателей у богатых купцов, не заботились о расширении своего умственного кругозора и были зачастую малообразованными, усиленно стал изучать классическую поэзию Японии и Китая, даосизм, буддийскую философию и живопись. Особенно повлияли на миросозерцание Б. - китайский поэт Дуфу и учение Лао-цзы. Б., избрав популярную форму юмористических эпиграмм - «хайкай», создал серьезный поэтический жанр «хайку». Первый период поэтической деятельности Басё проходит под знаком «хайку», проникнутых философскими настроениями в духе даосизма и учения буддийской секты «Дзэн», проповедывавшей принципы опрощения жизни, погружения в созерцание природы и отказа от праздного гедонизма. Б. уходит из Эдо и начинает жизнь нищего странника. Остаток своей жизни он посвящает нескончаемым странствиям по всей Японии. Вслед за «философским периодом» Б. начинает писать «хайку» на темы из жизни художников, бродячих поэтов и т. д. После знаменитого афоризма «познав высокое, надо вернуться к жизни простых людей», он начинает вводить в свою поэзию сюжеты из жизни купцов, разносчиков и прочих представителей демократических слоев населения. Б. на протяжении всей своей поэтической работы боролся с традициями классической аристократической поэзии: в сфере лексики он всегда вводил в свои «хайку» слова из обиходной вульгарной речи, снижая до конца выспренний, архаический стиль «танка»; любовные темы были заменены бесстрастными описаниями природы с точки зрения наблюдательного странника; вместо сюжетов из жизни знатных эстетов он берет темы из жизни горожан и крестьян. Кроме «хайку» Б. создал особый жанр путевых очерков - «хайбун», написанных нарочито безыскусственным лапидарным яз. и вместо поэтических излияний описывающих в стиле сухой хроники фактические детали путешествия.

Библиография:

Конрад Н. И., Японская литература, т. I, Л., 1927.

БАСНЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАСОВ

БАСОВ Сергей Александрович (1869-) (псевдоним Верхоянцев) - поэт. Родился в Тульской губ., в дворянской семье. Б. начал свою литературную деятельность в 1896, в «Русском богатстве», стихами, служившими ответом на стихотворение Веры Фигнер, проникнутое мрачным настроением. Стихотворение Б. было подписано буквой М. и приписывалось Н. К. Михайловскому (см.); оно начиналось словами «Когда мучительно и больно...» (Тютчев Н. С., Революционное движение 1870-1880, ч. 1, М., 1925). Широко стал печататься только после 1905. В это время выходят его: памфлет «Что делал король французский со своим народом и что народ сделал с ним» (конфискован в 1907), сказка «Конек-скакунок» (конфискована в 1907 и под разными названиями переиздавалась подпольно в России и за границей), «Дедушка Тарас» (подпольное издание), «Черная сотня» (подпольное издание), «Сказ - отколь пошли цари у нас», сборник сказок «Венок» и много других. За последние годы вышли поэмы: «Расея» (в изд. Реввоенсовета республики в 1923 и «Молодой гвардии» в 1927) и «Калинов-город» (в изд. «Молодой гвардии» в 1927). Тема сказки «Конек-скакунок», написанной стихами под народный лубок - русская революция 1905, ее временное поражение и новая революция (при том же царе «Берендее», олицетворяющем Николая II), отдающая все национальные богатства и власть в стране в руки трудящихся. История этой сказки представляет большой литературный и политический интерес. Сказку решилось выпустить революционное изд-во Распопова без всяких изменений в декабре 1906. Принимая по недоразумению «Конька» за известную Ершовскую сказку («Конек-горбунок»), полиция долго не препятствовала его распространению. Но и после того, как власти хватились, Распопов со своим сотрудником В. А. Дешиным продолжал издавать книжечку под разными названиями («Шапка-невидимка» и др.). В короткое время успели распространить так. обр. до полумиллиона экз. Посыпались кары. Попытка проф. Н. Котляревского представить «Конька-скакунка» в Академию наук на соискание Пушкинской премии конечно потерпела неудачу. Мало того что сказка была конфискована, за раскрытие ее источников была объявлена крупная денежная награда. В противовес этой сказке черносотенцы выпустили свою «Новый Конек-скакунок». Полиция первое время не разбирала, «новым» или «старым» «конем» торгует газетчик, - и всех тащила на расправу. За чтение крамольной побасенки стали предавать военному суду. Последний процесс происходил в Омске в 1910. Перед судом предстали два солдата, читавшие «Конька» в казарме своим товарищам. Прокурор требовал каторги. Защитником выступил С. С. Анисимов (автор известных книг по географии и этнографии). Не столько доводы защитника, сколько личные его связи с некоторыми офицерами, входившими в состав суда, решили дело: солдаты были оправданы.

В поэме «Калинов-город» Б. дал интересный эпизод из гражданской войны и вывел художественно-положительный тип из той еврейской бедноты, к-рая вместе с русским рабочим классом и крестьянством опрокинула режим классового и национального угнетения.

Поэма «Расея» рассказывает всю историю России, начиная с так наз. «призвания варягов» и кончая Октябрьской революцией. Не будучи вполне выдержанной в историческом отношении, поэма однако отличается от народного лубка. Последний больше интересовался анекдотом и личностью, а не сущностью и смыслом события. Свой исторический рассказ Б. назвал поэмой. Это название народного лубка не обычно, но вполне законно, т. к. рассказ Б. воспевает наступление русского трудового народа на своих вековых угнетателей. Через всю поэму проходит идея бессилия крестьянского движения победить без пролетарской поддержки. Победу может принести только смычка между рабочим и крестьянином. Поэма завершается победным пафосом.

Художественные качества поэмы «Расея» характерны для творчества Б. Она являет сложное сочетание разных ритмов: сказочного, былинного, песенного и частушечного. Эта мозаика оправдывается названием «поэма». Автор хорошо владеет каждым из этих ритмов. Появление православия на Руси рассказывается частушкой. Вечевой вольный Новгород воспевается песенным ладом. Когда же по ходу событий нужно сохранить торжественную эпическую серьезность, он обращается к безрифменному, былинному ладу - спокойному и тягучему. Так он прибегает к нему, когда рассказывает эпопею завоевания московскими царями вольного Новгорода. Все поэмы и сказки Б. отличаются лексическим богатством народной речи. По содержанию, по художественным свойствам творчества Басова можно считать основателем особого литературного жанра - революционно-художественного лубка. Литературная деятельность Б. протекала в тесной связи с его революционной деятельностью. Последнюю он начал в 1887, руководя стачкой на Тульском заводе Гайцурова. Много раз сидел в тюрьмах, был в продолжительной якутской ссылке. С 1919 Басов - член ВКП(б); в 1927 получил почетное оружие за служение делу пролетарской революции. В настоящее время состоит членом Всероссийского общества пролетарских писателей «Кузница».

Библиография:

Главнейшие критические статьи и отзывы о книгах Б.: Вешнев В., Художественный лубок, «Известия ЦИКа» от 23 дек. 1923; Иоаннисиани А., Солдатский лубок, «Просвещение на транспорте», № 1, 1925; Федоров-Давыдов Б., «Расея», «Печать и революция», кн. 3, 1925; Вайсброд А., Поэт революционного подполья, «Красная нива», № 46, 1926; Его же, Певец во стане революции, «Октябрь», кн. 1, 1927; Полонский Вяч., Б., Предисловие к I т. собр. сочин. Б., М. - Л., 1927; Вешнев В., Книга характеристик, М. - Л., 1928, от. о Б.

БАТАЙЛЬ

БАТАЙЛЬ Анри (Henri Bataille, 1872-1922) - французский драматург. Дебютировал стихами в стиле Роденбаха, с середины 90-х гг. почти всецело отдает себя театру. Его жанр - драма из быта светских кругов Парижа (часто связанных с крупной буржуазией); обычно на заднем плане так наз. «полусвет» или артистическая богема; порою этот полусвет является и центром действия («La Possession» - «Обладание», Р., 1920, русск. перев. М., 1922). Столкновение страсти любящей женщины (центральная фигура его пьес) или влюбленного юноши с преградами жизни, с «долгом», законом и т. п. - обычная тема драм Б. Попутно Б. всегда умеет схватить злобу дня парижской театральной публики, будь то первый триумф Айседоры Дункан в Париже («La Femme Nue» - «Обнаженная», Р., 1911, русск. перев. 1911) или кинопостановка «Атлантиды» Пьера Бенуа («La Tendresse» - «Нежность», Р., 1921, русск. перев. 1922) и т. п. Порою затрагивается и политика, выводится и сам Б. (там же); о его изображении научного мира в «Les Flambeaux» - «Светочи» (Р., 1913, русск. перев. одновр.) см. А. Луначарский, «Театр и революция» (М., 1924), отд. «Парижские письма». О мировоззрении Б. трудно говорить - оно сводится к прописной морали современного французского общества - «плыть по течению» и «быть, как все порядочные люди». Б. сочетает фотографически-реальную живую речь с некоторой экстравагантностью и громадным мастерством в развитии интриги, являясь представителем «разговорной» традиции в драме; но как из сюжета, так и из яз. выброшено все, что не служит непосредственно театральному эффекту и развитию основной интриги (см. Драма). И потому его герои - в сущности не характеры, не типы, а роли: роль «любящей женщины» такого-то возраста и социального положения в понимании обыденного театра XX века для широкой публики, соответственная роль «мстителя», «благородного отца» и т. п.; эти герои говорят не более того, что полагается им сказать в данной ситуации. Опыты Б. в области «драматической поэмы» («Soirée d’Amour» - «Вечер любви», Р., 1910, одновременно русск. перев. М.) только подчеркивают эту театральность: герои даже безыменны («Lui», «Elle», «L’autre», etc. - «Он», «Она», «Другой» и т. д.). В «La Possession» Батайль доходит до «обнажения приема»; герой говорит: «пусть на сей раз мораль восторжествует».

Наиболее удачной из драм Б. можно считать нашумевшую в свое время «Maman Colibri» («Мама птичка», 1904, одновр. русск. перев.). Женщина 39 лет, будучи любовницей юноши - товарища своего сына, уходит с ним от мужа, чтобы вскоре вернуться с разбитым сердцем в дом сына уже как «бабушка».

Популярность Б. на французской сцене - результат того, что его пьесы по существу своему - квинтэссенция взглядов, эмоций и вкусов парижского обывателя-буржуа; среди подобных же кругов имел успех Б. и на русской сцене. Упомянем еще, кроме перечисленных: «La Vierge Folle» («Дева Неразумная», Р., 1910, русск. перев. М., 1910 и 1913); «Poliche» (P., 1911, русск. перев. «Под маской шута» одноврем., М.); «La Marche Nuptiale» (Свадебный марш, Р., 1908). См. Gaubert E., H. B., 1908.

БАТРАХОМИОМАХИЯ

БАТРАХОМИОМАХИЯ, т.е. «Война лягушек и мышей» - древнегреческая поэма в 304 стиха. Вероятнее всего она написана в начале Vв. до христианский эры в духе одержавшей победу демократии; Б. - карикатура на высокий стиль гомеровского эпоса, прославлявшего героев свергнутой аристократии. Ср. подражание в Германии XVIв. - «Froschmusler» Ролленгагена и одноименную сказку Жуковского (см.).

Библиография:

Перевод Христофорова в журн. МНП, №8, 1886.

БАТУ

БАТУ Махмуд Хадиев (1903-) - узбекский литератор, происходит из бедной семьи ткача. По окончании в Ташкенте советской образцовой школы (1918) поступил на рабфак московского Плехановского института (1921), к-рый окончил по экономическому факультету (1927). По возвращении в Узбекистан Б. принимает самое деятельное участие в общественной жизни - в работе двух значительных организаций, сыгравших крупную роль в культурной жизни края: Антирелигиозной комиссии и Комиссии по борьбе за раскрепощение женщин (так наз. «Худжум» - «нападение») и др., являясь секретарем их.

Первые литературные выступления Б. относятся еще к 1919. В 1922 Б. основал «Фэрганэ», издающуюся и до сих пор, где он пишет главным образом на злободневные общественно-культурные темы; с 1924 сотрудничает в журнале «Муариф ве окутчучи». В настоящее время Б. - один из редакторов журнала «Еленге», органа ЦК нового тюркского латинского алфавита в Узбекистане.

Основной мотив в творчестве Б. - призыв к преодолению пессимистических настроений в узбекской литературе («безлунные ночи» и «бессолнечные дни»); он воспевает победную борьбу «нового с старым» в специфических условиях узбекистанского исламизма и тюркизма. Б. - самый крупный и популярный из современных узбекских поэтов. Он пишет также прозу.

Библиография:

I. «Искры надежды», сборн. стихотворений на узбекском яз., Ташкент, 1925.

II. Сулейман А. и Захири А., Отрывки из узбекской литературы (на узб. яз.), Ташкент, 1926.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV