Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "Б" (часть 5, "БЕР"-"БИБ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 5, "БЕР"-"БИБ")

БЕРНАР ДЮ ГРАЙ

БЕРНАР дю ГРАЙ Шарль (Bernard du Grail de la Villette, 1804-1850) - французский романист и поэт реально-психологической школы Бальзака (см.). Основные произведения: романы «Gerfaut» (Кречет - лучшая вещь Б., 1838); «Un homme serieux»; «La femme de quarante ans» (Сорокалетняя женщина - параллель к роману Бальзака «La femme de trente ans»); сборники новелл «Leacute;cueil»; «Nouvelles et melanges» (посмертн.). Собрание пьес и стихотворений Б. вышло в 1855 («Poesies et Theatre»).

БЕРНАСКОНИ

БЕРНАСКОНИ (Ugo Bernasconi, 1874-) - один из видных итальянских прозаиков-сатириков XX в. Главные произведения: «Racconte» (1902); «Uomini е altri animali»; «Pensier et pittori» (1924). Перевел Вовенарга, Паскаля, Боссюэ, Монтэня (1918).

БЕРНАТОВИЧ

БЕРНАТОВИЧ Феликс (Bernatowicz, 1786-1836) - польский писатель первой пол. XIX в. Осн. произведения: роман «Nierozsadne luby» (1820); исторический роман в 4 частях «Pojata, corka Lizdejki czyli Litwini w XIV wieku» (1826, изд. 6-е, 1878).

БЁРНЕ

БЁРНЕ Людвиг (раньше Иегуда Лейб Барух) (Ludwig Börne, 1786-1837) - известный немецкий писатель. Р. во Франкфурте-на-Майне, сын еврейского банкира Якова Баруха. Получил традиционное еврейское воспитание. Под влиянием Шиллеровского «Die Sendung» Б. довольно скоро освободился от религиозных воззрений. Исполняя желание отца, Б. приступил к занятиям по медицине, единственному виду образования, доступному в то время еврею. Короткое время учился он в Гиссене, а затем (с 1802) в Берлине, где встречался с Шлейермахером, Фихте, Фридрихом Шлегелем (см.). В 1806, в связи с французской войной, права евреев были временно расширены, и Б., воспользовавшись этим, оставил медицину и занялся государствоведением и юриспруденцией. В 1808 Б. получил звание доктора философии. В 1811, по ходатайству отца, получил во Франкфурте место полицейского регистратора, но в 1830 вольный город Франкфурт стал снова самостоятельным, опять вступили в силу старые законы, на основании к-рых евреи не имели права занимать государственных должностей, и Б. был удален со службы.

Выступая в защиту франкфуртских евреев, Б. написал несколько статей, явившихся началом его публицистической деятельности. В 1818 Б., давно отошедший от иудаизма, принял лютеранство. После непродолжительной работы в редакциях - «Frankfurter Staats Ristratto» и «Zeitschwingen», Б. редактировал с 1818-1821 «Die Wage, Zeitschrift für Bürgerleben, Wissenschaft und Kunst» («Весы» - журн., посвященный общественной жизни, наукам и искусству), где поместил ряд художественно-критических и политических статей. В начале 20-х гг., по предложению издателя Котта, Б. отправился в Париж в качестве корреспондента. Революционная атмосфера Парижа укрепила у Б. либеральные воззрения, к-рые он по возвращении в Германию выразил, вследствие цензурного гнета, в полубеллетристической форме. В своих статьях Б. выступал против политического сервилизма и индифферентизма немцев, клеймил деспотизм, резко нападал на цензурные ограничения. Благодаря отцу, Б. получил от Меттерниха (к-рый желал привлечь на свою сторону столь влиятельного публициста) предложение занять место королевского советника с высоким окладом, но без определенных служебных обязанностей, причем ему гарантировалась свобода от цензуры. Б. с негодованием отклонил это предложение, рассматривая его принятие как измену своим идеям. В 1829 начало выходить собрание сочинений Б., законченное в 1834.

В начале своей литературой деятельности Б. находился под влиянием Жана-Поля (см.) - последователя космополита Гердера (см.). От этого литературного представителя «просвещенной буржуазии» в Германии Б. перенял критическое (опирающееся на «Декларацию прав человека») отношение к монархическому государству, к князьям и придворным, к ограниченному мещанству («филистерству»), а также сочувственное отношение к «маленьким людям». Под влиянием Жана-Поля сложился и афористический стиль Б. Однако своеобразием творчества он обязан французской литературе и той политической атмосфере, к-рая господствовала в Париже. Б. вплотную подошел к углубленному пониманию социальных причин антисемитизма. Тем, кто ставил ему на вид его происхождение, он отвечал: «Именно потому, что я знал рабство, я понимаю свободу лучше, чем вы». Без всякой сентиментальности высказывался он неоднократно против преследования евреев. В то же время Б. ненавидел еврейских биржевиков и финансистов и часто выступал против них, в особенности против торгового дома Ротшильда, ввиду его реакционного политического значения. Хотя Б. и писал на первых порах интересные жанровые картинки, очерки и т. п., он все же оставался в них, как в художественной критике, по преимуществу политическим писателем. И театральная, и художественная, и литературная критика были для него только средством политического воздействия. Он первый подошел к художественной критике с социально-политической точки зрения, сознательно оставляя на заднем плане чисто эстетическую оценку, хотя мимоходом и высказывал меткие суждения о форме. Так в своих известных критических очерках о Гёте он сознательно не касается эстетического значения его творчества, а исследует лишь его политическую сущность. Страстность выступлений Б. против Гёте объясняется тем, что он не мог простить ему политического индифферентизма, терпимости по отношению к реакции, личных связей с «сильными мира сего». После июльской революции Б. уже осенью 1830 поспешил в Париж. В «Письмах из Парижа» («Briefe aus Paris», 1830-1833) Б. заявляет: «Никакой пощады ни на деле, ни на словах. Если свободу отделяет от нас даже море крови, мы все-таки добудем ее». Эти блестящие, страстные, с полемической стороны исключительно действенные письма поставили Б. во главе тех писателей-эмигрантов, к-рые в своей программе выдвигали требование республиканской демократии. Б. становится важнейшим политическим представителем «Молодой Германии», вождем политического периода «бури и натиска», «колоколом революционной бури», как называл его Гейне. Немецкое либеральное бюргерство, восторженно приветствовавшее Б. на своем съезде в Гамбахе в 1832, признало Б. своим лидером. К этому же времени и в художественно-стилистическом отношении творчество Б. достигает полной зрелости. Отрывистые раньше предложения Б. превращаются в «богатые периоды, строение к-рых прекрасно и совершенно, как в высоком искусстве» (Гейне).

В этот период своей жизни Б. становится душой революционной пропаганды среди бродячих немецких ремесленников, к-рые массами устремлялись в Париж. На многолюдных собраниях, происходивших в предместьях Парижа, Б. призывал к революции и к политическому объединению Германии. Устная речь Б. была не менее действенна, чем его письма из Парижа. Он горячо выступал за свободу не только Германии, но и других находившихся тогда в угнетении стран, как Польша, Италия, Греция и т. п. Наиболее отчетливое (а вместе с тем и в стилистическом отношении совершенное) выражение космополитические революционные взгляды Бёрне получили в его выступлении против реакционного писателя-доносчика Менцеля (см.) («Менцель - французоед» - Mentzel der Franzosenfresser), где он со всей резкостью клеймит его шовинизм. О впечатлении, произведенном этим выступлением на современников, можно судить по отзыву молодого Энгельса, к-рый назвал работу Б. (в стилистическом отношении) «лучшей книгой современности».

В последние годы жизни у него можно наблюдать ослабление революционной напряженности, некоторую усталость. Все более и более заметно начинает проявляться увлечение Б. взглядами священника Ламеннэ, к-рый хотел соединить свободу с религией путем «католической демократии» и «христианского братания между народами». Эти свои новые взгляды Б. выразил в статьях, напечатанных в журналах «Balance» (1836) и «Réformateur». Кроме того Б. перевел на немецкий яз. книгу Ламеннэ: «Paroles d’un croyant». После длительных страданий Б. скончался в Париже, окруженный заботами своего друга Жанны Фрейлих, и был похоронен на кладбище «Père Lachaise». Б. - выдержанный идеолог немецкого бюргерства предреволюционного периода. Ненависть к деспотизму и аристократии соединяется у него с враждой к пролетариату. Восстание лионских ткачей заставило Б. почувствовать в рабочем классе будущего «могильщика буржуазии».

Б. - классик немецкой буржуазно-революционной публицистики и один из вдохновителей буржуазной революции 1848, к-рую предчувствовал, что однако не мешало ему враждебно относиться к социализму.

Библиография:

I. Börnes Werke, Лейпциг, 1866, 1912 (русское изд. П. Вейнберга, СПБ., 1869, изд. 2-е, (2 тт.) СПБ., 1896 и А. Трачевского и М. Филиппова, 3 тт. СПБ., 1900).

II. Утин Е., Политическая литература в Германии «Вестн. Евр.», 1870, IV, XI, XII; Порозовская М., Л. Б., 1893; Брандес Г., Литературные портреты, СПБ., 1896; Лозинский, «Еврейская Энциклопедия», т. IV, стр. 199-304; Брандес Г., Главные теч. литературы XIX в.; М., 1881 и в «Соч.,» т. VI; Heine Heinrich, L. B., Hamb., 1840; Alberti, L. B., 1886; Gerwinus, Ueber B.’s Briefe aus Paris, 1886; Holtzmann, L. B., Berl., 1888; Proelss, Das junge Deutschland, Stutt., 1892; Brandes G., L. B. und Heinrich Heine, Lpz., 1898; Brandes G., Das junge Deutschland, 1904; Gutzkow, B.’s Leben.

БЕРНЕТ

БЕРНЕТ Фрэнсис Ходжсон (Francize Hodgson Burnett, 1849-) - американская детская писательница. Р. в САСШ. Творчество Б. относится ко второй половине XIX в.

Главные герои произведений Б. - дети богатых и знатных родителей, обычно одаренные или незаурядные («Маленький лорд Фаунтлерой», «Маленькая принцесса», «Вор Эдифи» и др.). Б. рисует и детей из низших классов, но они, за исключением произведений «Два дня из жизни Пиччино» и «Свет во тьме», занимают второстепенное место. Мрачным сторонам жизни она уделяет мало внимания - они даны только как контраст. Правда, иногда Б. в своих произведениях поднимает вопросы классовых противоречий («Свет во тьме», «Два дня из жизни Пиччино»), но выходом из них являются или филантропия, или случайное улучшение в положении маленького героя («Маленькая подвижница», «Свет во тьме» и др.). Взрослых Б. рисует постольку, поскольку они поставлены в определенные взаимоотношения с детьми. Характерными чертами ее произведений являются мещанско-буржуазная идеология, сентиментализм. Следует отметить, особенно в позднейших произведениях, наличие значительной доли мистицизма, что объясняется близостью Б. к теософским кругам («Таинственный сад» и др.).

Библиография:

I. Лучшими произведениями Б. являются повесть «The Little Lord Fauntleroy» - «Маленький лорд Фаунтлерой», 1887, русск. пер. 1897, 1903, 1915, в настоящее время переделана для кино-фильмы «История маленького лорда»; «Прекрасный город» (лучший перев. Волошиной, СПБ., 1910) и рассказ «Два дня из жизни Пиччино» (перев. Рождественской, СПБ., 1900).

II. Ст. в журн. «Что и как читать детям», № 1, 1913-1914; отзывы об отдельных книгах в журналах «Что и как читать детям», «Новости детской литературы» и в указателях Соболева, книжн. магазина «Труд» и др.

БЕРНИ

БЕРНИ Франческо (Francesco Berni, 1498-1535) - итальянский поэт. Создал особый стиль пародийно-шутливой лирики в «Le Rime Burlesche», названной его именем (poesia bernesca), прославился своими сатирами на папу Адриана VI и на политику Климента VII, виртуозно переделал популярную в XVI в. поэму Боярдо «Orlando Innamorato» (1541). На русск. яз. переведено Дм. Мином: «Ночлег», «Послание к мессиру Иерониму Веронскому» (М., 1879) (ср. «Бурлеска»).

БЕРНОЛАК

БЕРНОЛАК Антон (Bernolak, 1762-1813) - словацкий писатель, один из наиболее видных зачинателей словацкой культуры, реформатор литературного яз.

БЕРНС

БЕРНС - см. Бэрнс.

БЕРНСТЕЙН

БЕРНСТЕЙН Анри (Bernstein, 1876-) - современный французский драматург; главные произведения: «Samson» (1910); «Le De tour»; «L Isral»; «LAssaut». Б. - типичный представитель драмы для широкой мещанской публики; как критик (ст. «Andre Gide», 1928, и др.) - сторонник «левых веяний» в современной литературе.

БЕРНШТЕЙН

БЕРНШТЕЙН Игнац (Bernstein, 1836-1909) - известный собиратель еврейских пословиц. В 1908 вышли его «Jud. Sprichworter u. Redensarten» (Warschau, 1908), представляющие большую научную ценность. Дополнением к названной работе является сборник пословиц «Erotica et Rustica». Б. собрал богатейшую библиотеку по фольклору, перешедшую после смерти Б. к Краковской академии наук.

Библиография:

Ц(инберг) С., Еврейская энциклопедия, т. IV, 229-230; Reizen Z., Lexikon fun der jidischer Literatur, 2 Aufl., B. I, Wilno, 1926. У обоих авторов приводится библиография.

БЕРО

БЕРО (Henri Beraud, 1869-) - французский писатель реакционного направления; главные произведения: «Ce que jai vu Moscou» (Б. был в Москве в 1920); «Mon ami Robespierre» (Мой друг Робеспьер, русск. перев., М., 1927); «Le vitriol de lune» (русск. перев. под назв. «Лунный яд», Л., 1925); «Les tourments dun gros» (Страдания толстяка, русск. перев., П., 1923); «Сержант Лэбр» (русск. перев., 1927); «Час настал» (русск. перев., Л., 1924).

БЕРОАЛЬД ДЕ ВЕРВИЛЬ

БЕРОАЛЬД де ВЕРВИЛЬ (Beroalde de Verville, 1558-1612) - французский романист и новеллист, примыкающий к Рабле (см.). Главные произведения: «L Ide de la Republique» - вольный перевод «Утопии» Томаса Мора (см.), относящийся к 1599; романы рыцарско-авантюрного типа: «Les aventures de Floride» (1594); «La Pucelle dOrleans (1593); «Les amours dAellsione» (1597); «Les voyages des princes fortunes» (1610) и сборник фривольных новелл и анекдотов - «Le moyen de parvenir», иначе называемый «Venus en belle humeur» (1610), переизданный в 1852.

БЕРРОУЗ

БЕРРОУЗ Эдгар Райс (Edgar Rice Burroughs, 1875-) - северо-американский романист, получивший широкую известность в связи со своей серией бульварных романов о приключениях полудикаря Тарзана в джунглях (всего с 1914 по 1924 Б. опубликовал 10 книг о «Тарзане»; «Тарзан приемыш обезьян» и др.; «Tarzan of the Apes», 1914, и др.). Менее известны пять примитивных «фантастических» романов Б. о Марсе и сентиментально мещанские, псевдореалистические произведения, как «The Girl from Hollywood» (1923) и «The Eternal Lover» (1925), или бутафорско-исторические, как «The Outlaw of Torn» (1927).

БЕРСЕО

БЕРСЕО Гонсало де - (Gonzalo de Berceo, между 1180 и 1246) - древнейший из известных испанских поэтов. Крупнейший представитель «учено-церковной» поэзии, носившей название «messer de clerecia». Творчество Б. сыграло громадную роль в дальнейшем развитии средневековой испанской поэзии. Большинство его произведений представляют собою изложенные в стихотворной форме жития святых. Особенное значение имеет его поэма «Milagros de Nuestra Senora» - свод поэтических легенд о чудесах богоматери. Форма произведений Б.: четырехстишия с единообразной рифмой для каждой строфы и александрийский стих.

Библиография:

I. Poesias, «Biblioteca de autores espanoles», t. LVII, Madrid, 1864; «Milagros de Nuestra Senora», ed. Solalinde, Madrid, 1922.

II. Becker R., G. de B. Milagros und ihre Grundlage, Strassburg, 1910.

БЕРТРАН А.

БЕРТРАН (Aloysius Bertrand, 1807-1841) - французский поэт; в последнее время возбудил к себе особый интерес как предшественник Бодлера (см.); наиболее выдающаяся вещь - «Gaspard de la Nuit, fantaisies a la maniere de Rembrandt et de Callot» (посмертн.), впоследствии иллюстр. Ропсом, - цикл «стихотворений в прозе». Стихотворения Б., с введ. и комментариями, изд. Champion, 1926.

БЕРТРАН ДЕ БОРН

БЕРТРАН де БОРН (Bertrans de Born, около 1140-1215) - один из крупнейших поэтов средневекового Прованса (см. Провансальская литература). Уроженец Лимузина, где феодальный строй получил свое классическое выражение и где не прекращались распри крупных феодалов как друг с другом и со своими вассалами, так и со своим сюзереном - герцогом Аквитанским (в эпоху Б. - королем английским Генрихом II Плантагенетом), небогатый барон, горько оплакивавший невозможность вести большую войну из-за недостатка денег, Б. является и в своей жизни и в творчестве ярким представителем идеологии феодального рыцарства. Война как достойное выражение рыцарской отваги и как источник обогащения для рыцарства составляет главный предмет его лирики, в которой любовные мотивы (т. е. согласно куртуазному кодексу восхваление супруги другого сеньора - дочери английского короля, Матильды) занимают совершенно незначительное место. Излюбленная форма Б. - сирвентес (см.), песни полемики и вызова, в которых он выступает выразителем интересов лимузинских баронов. В них он то осыпает жгучими упреками «обленившихся» феодалов, «ведущих жизнь, достойную ломбардского ростовщика», то осмеивает недостаточную расточительность сеньоров, то изображает сложные политические интриги своего времени, давая волю своему остроумию в ядовитых прозвищах, которыми он снабжает своих политических противников (так король Ричард Львиное Сердце фигурирует в сирвентесах Б. под прозвищем «Oce-No «Да и нет») - ср. сирвентесы: «Un sirventes cui mntz no falh», «Eu chant, quel reis men a pergat» и ряд других; в них он набрасывает яркие картины средневековой войны, «делающей щедрыми самых скупых сеньоров», с ее мелкими стычками, напоминающими веселые турниры, - ср. сирвентес «Bemn plattz lo gais temps de pascor». Выражавшееся во многих песнях яркое самосознание поэта и его крупный поэтический талант послужили причиной объединения вокруг его имени ряда легенд, изображающих его огромную роль в войнах Плантагенета с его сыновьями (старо-провансальская «биография» Б.). Эта биография вдохновила Данте (см.), поместившего Б., «ссорившего короля-отца с сыном», в аду (Inferno, XXVII).

В новейшее время образом Б. вдохновлялись поэты романтизма, видевшие в нем воплощение боевой мощи поэзии («Бертран-де Борн» Гейне).

Библиография:

Лучшее издание Б. - «Poesies completes de...» par A. Thomas, Toulouse, 1888.

БЕРТРАН Л.

БЕРТРАН (Louis Bertrand, 1866-) - современный французский романист и критик; на его художественное творчество оказал сильное влияние Флобер (см.). По своим воззрениям Б. - националист и католик. Основные произведения: романы «Le sang des races» (1889); «Le rival de Don-Juan» (1903) (из жизни современной Испании); «Pepete le Bienaime (1904); «LInvasion» (1907) (лучший роман Б.); исторические романы - «Saint Augustin» (1913); «Louis XIV» (1923); автор работы «La fin du classicisme et le retour a lantique» (1897), в которой Б. доказывает ложность классического понимания античности.

Библиография:

О колониальных романах Б.: Le Brun, Le roman local en France.

БЕРУЛЬ

БЕРУЛЬ (Berox Berols, вторая половина XII в.) - старофранцузский поэт, автор древнейшей версии романа о Тристане и Изольде («Tristran»); эта версия оказала большое влияние на английские и немецкие повести о Тристане. Реалистическая манера письма, отрывочность изложения, отсутствие описательного и лирического элемента, простота стиля сближают его с техникой жонглерского эпоса. Изд. Muret, 1913, Paris (сер. Les classiques frandu M.-A.).

Библиография:

Schurr Fr., Das Altfranzosische Epos, 1926, глава о Б.

БЕРШЕ

БЕРШЕ Джованни (Berchet, 1783-1851) - итальянский поэт, один из представителей романтической школы «Молодой Италии», сотрудник ее органа «Conciliatore». Лучшее произведение - «Le fantasie ed i profughi di Parga» (1848).

Библиография:

ФричеВ.М., Литература эпохи объединения Италии, ч.1, М., 1916.

БЕСЕДА

«БЕСЕДА»

I. - журнал, выходивший в 1871-1872 в Москве, Под редакцией С.Юрьева, умеренно-славянофильского направления. Указатель к журналу в ст. БессоноваВ.И., «Библиографические известия» (1915, 3-4).

Библиография:

МезьерА.В., Словарный указатель по книговедению, Л., 1924, стр. 258 и 321.

II. - журнал литературы и науки, издававшийся в Берлине в 1923-1925, при ближайшем участии проф. Б.Ф.Адлера, Андрея Белого, проф. Ф.А.Брауна, М.Горького и В.Ф.Ходасевича. Вышли №№1-7.

БЕСИКИ ГАБАШВИЛИ

БЕСИКИ (ГАБАШВИЛИ) Виссарион (1749-1791) - поэт-лирик эпохи возрождения грузинской литературы, потомок знатного феодального рода. Воспитывался при царском дворе, несколько раз назначался посланником имеретинского (в западной Грузии) царства в Персии и в России. Творчество Б. развивается в эпоху разложения натурального хозяйства Грузии. Грузинская литература этого периода находится под сильным влиянием персидской литературы. Не избежал этого влияния и Б., хотя был вполне самобытным писателем того времени. Главный мотив творчества Б. - любовь. Значительное место в его произведениях уделяется также историческим темам и современности. Как придворный поэт он еще находится в плену средневековой тематики, но уже выявляет национальный характер поэзии возрождения. Стиль Б отличается богатством красок и музыкальностью ритма.

Библиография:

Хаханов А., Очерки по истории грузинской словесности, вып. III, М., 1901; Горгадзе С., Б., Тифлис, 1912; Кекелидзе К., История грузинской литературы, т. II, Тифлис, 1924.

БЕСКИН О. М.

БЕСКИН Осип Мартынович (1892-) - современный критик и публицист. Статьи - в журн. «Революция и культура», «Советское искусство», «Красная печать», «Читатель и писатель» и др. Специально занимается современной поэзией: статьи о Клычкове, Клюеве, Орешине («Россеяне»), Багрицком («Больной Уленспигель»), Казине («Поэт, идущий стороной»), Асееве («Хорошо») и др. Заведывал отд. художественной литературы Гиза (1926-1927).

БЕСКИН Э. М.

БЕСКИН Эммануил Мартынович (1877-) - публицист и историк театра. До революции - сотрудник журн. «Театр и искусство», редактор «Театральной газеты». После 1917 - один из организаторов союза Всерабис, член его ЦК, редактор «Рабиса». Из капитальных трудов Б. следует отметить трехтомную «Историю русского театра», издаваемую Гизом (вышел т.I, М., 1928).

БЕСПАЛОВ

БЕСПАЛОВ Иван Михайлович (1900-) - современный литературовед, член ВКП(б), работает в Агитпропе ЦК, редактор журнала «Революция и культура». Напечатал две работы о творчестве М. Горького («Печать и революция», 1928, кн. II, и сб. «Литературоведение», М., 1928). Вопросам литературной методологии Беспалов посвятил особую статью - «Проблема литературной науки» (см. названный сборник «Литературоведение».)

БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО

БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО - завершение левого формализма по пути к отысканию «абсолютного искусства». В. развитии буржуазного искусства конца прошлого столетия во все более ясных формах выявлялось стремление художников к отходу от простого показа явлений и предметов как они есть (натурализм (см.), реализм (см.)), какими мы их желаем видеть или знать (идеализация, романтизм) и какими мы их в определенном промежутке времени в определенных внешних условиях воспринимаем (импрессионизм). Вместо этого выдвигались тенденции к «раскрытию внутренней сущности» предметов и явлений путем формально-суммирующей передачи их. Эти тенденции в процессе своего развития дали ряд направлений (Сезанн, Матисс, кубисты, футуристы и пр.) и привели к полному отрицанию всякой предметности, с одной стороны, ради «научно-объективированной» организации форм (супрематизм, reine Gestaltungskunst, псевдоконструктивизм), а с другой - ради свободной, «творческой» игры их (чистый экспрессионизм (см.), дадаизм (см.)). Беспредметники пришли к «чистой форме», к «форме форм», к «чистому» оформлению абстрактных идей и чувственных ощущений. Идеалом их является та «абсолютная» выразительность, которая присуща «чистой» - лишенной всякого тематического содержания - музыке. Если в музыке можно достигнуть максимума выразительности путем соответствующей комбинации и ритмизации звуков, которые сами никакого содержания не имеют, как полагают беспредметники, то почему не достичь того же самого путем комбинации и организации никаким «содержанием» не связанных геометрических форм, цветов, материалов («вещей») или даже букв.

Подобные гипертрофические формы и отход от «литературщины», сюжетности и предмета в буржуазном искусстве могут быть объяснены только целым рядом причин, связанных, с одной стороны, с тенденциями научной объективации производственных процессов развитого индустриализма (имеющими свое своеобразное преломление в кубизме) и, с другой - с наступившим во втором десятилетии XX в., до войны 1914-1918 обострением социально-экономического кризиса, который поставил вопрос о существовании всего «старого порядка» в целом, с особенной остротой для мелких и средних слоев буржуазии. Б. И. и есть двуликая форма «самоспасения» буржуазной психо-идеологии: спасение в «абсолютных» нормах законов физики, геометрии, оптики, переведенных на яз. искусства (супрематизм, Gestaltungskunst), и «спасение» в форме крайне субъективного, мистического «одушевления» этих же законов и их «чистой» выразительности (экспрессионизм).

В области литературы лозунги Б. И. нашли свое применение сначала у футуристов (западных и русских), потом в более последовательной форме у дадаистов (Швейцария, Франция, Германия), у «мёрзистов» (в Германии) и у некоторых «поэтов-конструктивистов» (см. Конструктивизм). В России футуристы «уничтожали предметы ради ритма», они в идеале хотели создать поэзию, «где остается чистый ритм и темп как движение и время», где «ритм и темп опираются на буквы, как знаки, заключающие в себе тот или иной звук». Но у них звуковые поэмы все еще остались очень близкими по характеру к импрессионизму (см.), - они строились по принципу подражания тому или другому внешнему явлению (например шум аэроплана, автомобиля) или отражения впечатлений от таковых. «Настоящий поэт беспредметник в идеале пользуется для построения своих стихотворений словами, никакого логического значения не имеющими, как исключительно звуковым составом. Он «делал» новые слова, заимствовал слова африканских негров, давал ритмическую вариацию того же слова через несколько строк, или же наконец перечислял простые цифры, давая им ритмические акценты. Вершиной Б. поэзии является «последовательная поэзия» (Konsequente Dichtung) немецкого поэта Курта Швиттерса (см.). Он констатирует, что «абстрактная поэзия освободила слово от ассоциации - это ее великое достоинство», но по его мнению этого еще недостаточно. Идеальная поэзия имеет своим материалом не слово, а букву (типографский знак). «Последовательная поэзия строится из букв. Буквы бессмысленны. Сами по себе они беззвучны, в них лишь дана возможность звучания. Последовательная поэзия соединяет буквы в группы букв и противопоставляет их друг другу».

Пример такой «последовательной поэзии»:

Беспредметное

Литературные беспредметники дали только «поэзию» - проза их выходит из рамок беспредметности и напоминает собою прозу экспрессионистов. Наиболее яркими представителями Б. поэзии являются на Западе дадаисты.

Библиография:

Сб. «Футуристы», СПБ., 1914; «Изобразительное искусство», № 1, 1919, ст. Малевича, О поэзии; сб. «Мена всех», М., 1924; Dada-Almanach, Berlin; Konsequente Dichtung, статья Швиттерса К. в журнале «G», № 3, 1924; по общей теории Б. И. статьи Ozenfant и Jeanneret в журн. «L’Esprit Nouveau»; Schickowski I., Kunstschaffen und Kunsterleben, Berlin, 1926, глава «Die absolute Malerei»; v. Doesburg T., h. von, Grundbegriffe der neuen gestaltenden Kunst; Mondrian P., Neue Gestaltung (оба: Langen-Verlag, München, 1925.)

БЕССАЛЬКО

БЕССАЛЬКО Павел Карпович (1887-1920) - пролетарский писатель. Р. в семье грузчика в Екатеринославе, две зимы ходил в церковно-приходскую школу, 15 лет поступил учеником в слесарный цех жел., дор. мастерских. С 1906 активно участвует в революционном движении, член РСДРП, меньшевик. В 1907 Б. ссылают на вечное поселение в Енисейскую губ. В 1910 он бежит за границу - в Вену, а потом во Францию. С 1911 работает на аэропланных и ортопедических заводах в Париже. В эмиграции Б. сближается с А. В. Луначарским (см.), А. Гастевым (см.), М. Герасимовым (см.), Ф. Калининым, Р. Пельше и другими и заинтересовывается вопросами пролетарской культуры. Пишет повесть о сибирской ссылке. После неблагоприятного отзыва М. Горького, Б. разбивает эту повесть на ряд рассказов, к-рые в печати не появились. В эмиграции же Б. написал роман «Катастрофа», книгу легенд «Алмазы Востока». Война 1914-1918 и шовинистический угар нашли в Б. резкого противника. После Февральской революции Б. - член большевистской партии, возвращается в Екатеринослав, где работает некоторое время в жел.-дор. мастерских. Затем едет в Петроград. Здесь он стал во главе Пролеткульта, редактировал журнал «Грядущее», пытался создать героический театр и много писал. В 1919 был мобилизован на фронт, где редактировал газету XIII армии «Красный воин». Умер в Харькове от сыпного тифа.

В цикле автобиографических повестей и романов - «Детство Кузьки», «Несознательным путем», «Катастрофа», «К жизни» - в лице Кузьмы Дарова Б. дает образ героя, который от горького детства рабочего подростка, через монархизм и зубатовщину, через испытания и уроки жизни, пришел к сознательному участию в революционной борьбе. Даров - революционер чувства и воли, а не сознания. Теми же чертами отличаются герой драмы «Каменщик» и бунтарь-мститель и мученик в легендах «Алмазы Востока» - произведение, в к-ром Б. стремился выйти за пределы пролетарской поэзии.

В произведениях Б. звучит отмеченная А. Луначарским «упоенная влюбленность в свой собственный класс», связанная с враждой и презрением ко всему не-пролетарскому.

Пионер пролетарской прозы, Б. не имел еще своего стиля, отсюда - схематизм персонажей, неумение преодолеть литературные влияния и т. д. Склонность Б. к драматизму, к предельному динамизму, к авантюрности сюжета породила внешние мелодраматические эффекты, нагромождение ужасов, высокопарность фраз и т. д. - манера бульварной литературы.

Б. - один из ярких теоретиков пролетарского литературного движения 1918-1919. Он опубликовал в «Грядущем» шесть статей по вопросам пролетарской культуры и пролетарской литературы. В этих статьях сказалась недостаточная теоретическая подготовленность Б., но в них чувствуются пытливая мысль и оригинальный, сильный ум. Б. - фанатик культурного самоутверждения пролетариата. Заражает его пламенная вера в неизбежность культурной гегемонии рабочего класса. «С той поры, - обращается Б. к апологетам буржуазной культуры, - как красноармеец вернется с войны, с той поры, как рабочий и крестьянин победят голод, начнется расцвет нашей культуры, нашего искусства. В нашу жизнь и в вашу смерть мы верим непоколебимо» («О понимании пролетарской культуры»). Влияние А. Богданова (см.) и его ученика Ф. Калинина вызвало некоторые принципиальные срывы Б. Так Б. не различает бесклассовой культуры социалистического общества и классовой пролетарской культуры. Крупнейшая ошибка Б. - полный отказ от культурного наследства («не нужно преемственной связи»). Б. под влиянием Богданова выводит художественную форму непосредственно из техники производства («О форме и содержании»). Несколько наивна статья о психологии творчества («Творчество интуитивное и сознательное»), но ценны борьба с мистическими, жреческими взглядами на художественное творчество и освещение вдохновения с точки зрения учения о переходе количества в качество. В статьях Б. сказывается некоторая цеховая замкнутость. Правильно противопоставив материализм и индустриализм пролетарских поэтов патриархальной мистике Н. Клюева (см.), С. Есенина (см.) и др. («О поэзии крестьянской и пролетарской»), Б. впал в ошибку: он не диференцировал крестьянства и превратил его в сплошную реакционную массу. Цеховая замкнутость сказывается и в огульном отрицании футуризма («Футуризм и пролетарская культура»). Крайности Б. в споре с футуристами оправдывались необходимостью дать отпор их претензиям на монопольное представительство пролетарского искусства (поэтому А. В. Луначарский говорит о «по-своему прекрасной атаке» Б. на футуристов). Чрезвычайно ценна статья «Пролетарские поэты», дающая правильную общую характеристику пролетарской поэзии эпохи Пролеткульта и в частности творчества Самобытника (см.), В. Кириллова (см.) и И. Садофьева (см.). Б. пытается дать не метафизическое, а историческое определение пролетарской поэзии («под пролетарской поэзией мы понимаем развитие мыслей и чувств рабочего класса, облеченных в образную, художественную форму поэтами же рабочего класса»), но значение этой попытки умаляется цеховым стремлением признать пролетарским писателем лишь рабочего по происхождению.

Библиография:

I. Каменщик, П., 1918; Катастрофа, П., 1918; 3-е изд., П., 1919; Несознательным путем, П., 1918; 4-е изд., П., 1919; Детство Кузьки, П., 1918; К жизни, П., 1919; Алмазы Востока, П., 1919; Песни садовника, П., 1921. Статьи Б. собраны в книге: Бессалько П. и Калинин Ф., Проблемы пролетарской культуры, П., 1919, стр. 3-39 и 89-114.

II. Биографические сведения о Б.: Садофьев И., П. К. Б., «Грядущее», 1920, № 3; Луначарский А. В. Ст. в журн. «Пролетарская культура», 1920, № 13-14; Его же, Революционные силуэты, М., 1923; Инсаров, Памяти П. К. Б., («Литературный еженедельник при («Красной газете»), 1923, № 4; Клейнборт Л. М., Очерки народной литературы, Л. 1924; Зонин А., У истоков пролетарской литературы, Л., 1927. Критика о творчестве Б.: Луначарский А. В., Предисловие к «Алмазам Востока», П., 1919; Кубиков И. Н., Рабочий класс в русской литературе, изд. 3-е, Ив.-Вознесенск, 1926; Львов-Рогачевский В. Л., Очерки пролетарской литературы, М. - Л., 1927.

БЕССОНОВ

БЕССОНОВ Петр Алексеевич (1828-1892) - профессор Харьковского университета по славянской филологии и фольклору; из духовной семьи. Б. известен главным образом как издатель общеславянских и русских памятников народного творчества с различными комментариями и со вступительными статьями. В своих произведениях он выступает как апологет славянофильских идей. Исследовательские приемы филологических и морфологических изысканий Б. подвергались в свое время весьма жестоким нападкам, вплоть до обвинения его в плагиате (Якушкин) и полной ненаучности (Котляревский, Буслаев и др.). По словам напр. акад. Пыпина, «произвол толкований доходит у Бессонова до научной невменяемости».

Библиография:

Болгарские песни, 2 тт., М., 1855; Песни, собранные Киреевским, 10 вв.; М., 1860-1874; Калики перехожие, сб. русск. народных стихов, 6 вв., М., 1861-1864; Детские песни, т. I, М., 1868; Белорусские песни, М., 1871; См. Венгеров С. А., Критико-биографич. словарь, т. II, СПБ., 1891.

БЕСТИАРИЙ

БЕСТИАРИЙ - сборник сведений (в стихах и прозе) о жизни, обычаях и нравах животных. Б. были весьма многочисленны в Европе в средние века, особенно в XIII ст. Как внешний вид сохранившихся рукописей (богато разукрашенных), так и предпосылаемые бестиарию посвящения, свидетельствуют о том, что чтение это предназначалось для высших слоев феодальной знати и духовенства, умевших оценить заключенную в них аллегорию. Первоначальный материал для бестиарий дал «Физиолог», коллективное произведение, появившееся вероятно во II в. христианской эры в Александрии. Наряду с реальными животными описываются феникс, кентавр и др. Сведения о животных далеки от истины. Они имеют аллегорический смысл и являются одним из видов мистической зоологии, отразившейся также в изобразительных искусствах, в проповедях и поэзии. Сообщалось, напр., что львята рождаются мертвыми и лишь на третий день лев оживляет их дуновением в ноздри. Подобно им, говорилось дальше, и человек остается мертвым, покуда некрещен и т. п. Известны четыре старофранцузских Б. (XII-XIII вв.), итальянский, сохранившийся среди рукописей Леонардо-да-Винчи, латинский - стихотворный - Тедбальда (XI в.) и ряд др. В Россию Б. проник в XVI-XVII вв. вместе с схоластической наукой. Бестиарные сведения появились значительно раньше (из «Шестодневов», «Толковой Палеи» и т. д.) и вошли существенным элементом в народное творчество.

Библиография:

Гарелин Н., Два рукописных Б. Росс. Публичной библиотеки, «Сборник Росс. Публ. библиотеки» т. II, П., 1924; Zauchert, Geschichte der Physiologie, 1889; Le Clerc Guillaume, Le B., ed. Reinich, 1890.

БЕСТУЖЕВ-МАРЛИНСКИЙ

БЕСТУЖЕВ-МАРЛИНСКИЙ - см. Марлинский.

БЁТЛЕР С.

1) БЁТЛЕР Сэмьюэль (Samuel Butler (неправильно произносится «Бутлер»), 1612-1680) - знаменитый английский поэт-сатирик эпохи Реставрации. Его главное произведение - сатирическая героико-комическая поэма «Хьюдибрэс» (Hudibras, 1 ч., 1663; 2 ч., 1664; 3 ч., 1678) в 9 песнях. Б. - сторонник монархии и противник пуритан-республиканцев. Сюжетная концепция взята из «Дон-Кихота» Сервантеса, но образ героя исключительно отрицательный. «Хьюдибрэс» написан в стиле «бурлеска» (см.) и дает прекрасную картину быта старой Англии. Полный юмора, он оказал громадное влияние на всю эпоху, не меньшее, чем Дон-Кихот на своей родине; прочие сочинения Б. не имеют значения.

Библиография:

Waller A. R., Hudibras, 1907.

2) БЁТЛЕР Сэмьюэль (Samuel Butler, 1835-1902) - английский романист-сатирик XIX в. Получил широкое признание в Англии лишь в XX в. как своего рода «Свифт нового времени». В его творчестве соединяются крайний спиритуализм с сенсуализмом и озлобленной иронией. Крупнейший его роман - «Erewhon» (анаграмма «Nowhere» - «Нигде») (1872), где под видом утопического государства высмеиваются общественная жизнь и быт Англии; одним из главных моментов романа является фантазия на тему теории Дарвина в ее гипертрофированном виде; в следующем романе «Erewhon revisired» (1901), продолжении первого, герой-путешественник делается божеством новой религии. В романе «The Way of Flesh» (Дорога всякой плоти, посмертн., 1903) изображается борьба порывов чувственности с пуританским ригоризмом. Под влиянием Б. развивался весь новый английский роман и особенно сатира (Гелсуорси, Уэльс, Шоу, из молодых Сальвадор де Мадриага). Значительно повлиял Б. на французов (Ларбо, Жид и т. д.).

Библиография:

Festing Jones H., The Life of S. B., 1919; Mais S. P. B., From Shakespeare to O. Henry, 1923, статья о Б.; Harris, B., 1919; Chevalley, Le roman anglais contemporain, 1922 (англ. перев. 1925); Rene Lalou, Panorama de litt. anglaise contemporaine, 1928.

БЕТС

БЕТС Николай (Beets, 1814-1903) - голландский поэт, беллетрист, историк литературы, переводчик Байрона (см.).

Библиография:

Основные произведения - сборники стихотворений: «Korenbloemen», 1853; «Nieuve Gedichten», 1857; «Die Kinderen der Zee», 1861; «Verstrooide Gedichten», 2 тт., 1862; «Madelieven», 1869; «Najaarsbladeren», 1881 и 1884.

БЕТТИНА

БЕТТИНА - уменьшительное имя Елизаветы ф. Арним, ур. Брентано (1785-1859), сестры Кл. Брентано (см.), жены Ахима ф. Арним (см.). Б. в своих произведениях (с к-рыми она выступает лишь в 30-х гг.) выражает более позднее направление романтики, типичное для берлинского кружка Рахели Варнхаген. С этим направлением ее роднят политические либеральные тенденции, углубленный самоанализ, реалистический рисунок переживаний, более простых и житейски понятных, чем у старших романтиков, и в особенности восторженный культ Гёте. Романтическим в творчестве Б. является страсть к приключениям, культ природы, повышенная чувствительность и резкая смена настроений, переходы от лирических моментов к эпиграмматически острой шутке. Автобиографический характер ее романов, своеобразное смешение в них вымысла и действительности, вызвали обвинение критики чуть ли не в подделке Б. биографических документов. Между тем эти романы в письмах с их сплетением лирических излияний, описаний, повествовательных фрагментов, с блестящим живым стилем, то повышающимся до ритмической прозы, то принимающим характер разговорной речи, диалектически окрашенной, - принадлежат к числу лучших произведений поздней романтики. С поразительной убедительностью Б. создает образы причудливой, то безумно шаловливой, то трогательно нежной девочки Беттины, снисходительного, олимпийски величавого Гёте, его жизнерадостной старушки-матери («Goethes Briefwechsel mit einem Kinde», 1835), несчастной самоубийцы Каролины Гюндероде («Die Gunderode», 1840) и юноши-романтика Брентано («Cl. Brentanos Fruhlingskranz», 1844). В других произведениях Б. одерживает верх пропаганда либеральных и революционных идей: «Dies Buch gehort dem Konige» (1843), «Flius Pamphilius und die Ambrosia» (1848), «Gesprache mit Damonen» (1852). Следует отметить, что, несмотря на свой преклонный возраст, Б. принимала участие в революционном движении 1848.

Библиография:

I. Сочин. Б., вышедшие в 1858, переиздавались по частям Fraenkelем (Goethes Briefwechsel mit einem Kinde, 1906), Amelungом (Brentanos Fruhlingskranz, 1909) и др.

II. St(ahr) A., B. und ihr Konigsbuch, 1844; L per, Goethes Briefe an B. Brentano, 1875; Saner, Frauenbilder aus der Blutezeit unserer Literatur, 1885; Alberti C., B. v. Arnim, 1885; Carriere M., B. v. Arnim, 1886; Geiger B. v. Arnim u. Friedrich Wilhelm IV, 1902; Geiger L., Karoline v. Gunderode, 1895; Oelke, B. v. Arnims Briefromane, 1905; Fritochstrobl, Geschichten d. B. v. Arnim, 1908; Steig, Achim v. Arnim und B. Brentano, 1913.

БЕТТИХЕР ФОН

БЕТТИХЕР Герман, фон (Hermann Betticher) - современный немецкий драматург. Б. примыкает к правому крылу немецкой экспрессионистской драматургии. Главные пьесы: «Фридрих Великий» (1917), «Любовь к богу» (1919).

БЕХЕР

БЕХЕР Иоганнес Р. (Johannes Becher, R., 1891-) - немецкий писатель, коммунист. Первая книга стихов «Verfall und Triumph» (Распад и торжество) вышла в 1914. Творческий путь Б. сложен: расстояние, отделяющее первые стихи Б. от его предпоследнего сборника «Hungrige Stadt» (Голодный город, 1927) - огромно и показывает, с какими затруднениями сопряжен был творческий рост крупнейшего революционного поэта современной Германии. Б. начал как типичный поэт большого города, как яркий выразитель настроений деклассированной богемы. В стихах, относящихся к 1912-1916 (кроме названной уже книги «Verfall und Triumph» они вошли также в сборники «Päan gegen die Zeit» (Песнь против современности) и «An Europa» (К Европе)), мы встречаем тонкого изощренного лирика, настроения которого очень заметно окрашены воздействием богемной среды, а также замечательно яркого изобразителя городского пейзажа и быта, воспринятого все в том же ограниченном разрезе восприятия художника-богемы. Бехер - большой мастер; яркость и острота образа характеризуют его урбанистические стихи. Буржуазную действительность поэт оценивает отрицательно уже в самом начале своего творческого пути, но его возмущение разряжается крикливой и бесплодной бравадой; от смутного, хотя и очень болезненного недовольства до революционного восстания против буржуазной действительности еще далеко. Б. переживает мучительную полосу богоискательства; в сборнике «Um Gott» (Во имя бога, 1921 - вторая часть книги - известная агитпьеса «Arbeiter, Bauern, Soldaten»), отразившем этот период, собраны стихи, свидетельствующие о том, с какой страстностью и как трагически-слепо поэт искал в религиозных мотивах разрешения больных противоречий действительности. Характерно, что этот богоискательский мистицизм удерживается продолжительное время уже после того, как Б. примкнул к революционному движению пролетариата - новую революционную тематику Б. обрабатывает явно несоответствующим образом (как пример можно указать гимны на смерть Розы Люксембург или Е. Левине, проникнутые экстатической религиозностью). Придя к революции, поэт принес с собой тяжелый груз старых навыков, от к-рых ему надлежало освободиться. Б. пришел к революционному пролетариату стихийно: когда революционная волна была на подъеме, среди буржуазной интеллигенции была сильна тяга к пролетариату-победителю. Поражение немецкой революции создало целую плеяду интеллигентских ренегатств, недавние попутчики спешили отказаться от своего революционного увлечения и переброситься во враждебный лагерь. Б. остался до конца верен пролетариату, и можно сказать, что кризис революции заставил его с большей серьезностью отнестись к новым перспективам своего творчества. Он начинает упорную глубокую работу над собой, очищая свое творчество от шелухи старого миросозерцания. Подлинный революционный поэт в сущности только теперь начинает формироваться. Работу по перевооружению Б. проделывает с необычайной решительностью. Он стремится к возможной простоте поэтического языка, к идеологической отчетливости и агитационной убедительности своих произведений. Б. вырастает в яркого и мощного революционного художника. Поэма «У гроба Ленина» (Am Grabe Lenins, 1924) была первым крупным достижением Б. на новом пути. Вещь эта подлинно монументальная, ее трагическая патетика раскрыта в поразительно естественных, строгих и простых очертаниях. В 1925 Б. выступил с книгой стихотворений «Труп на троне» (Der Leichnahm auf dem Thron), которая в основном посвящена гневной, бичующей критике буржуазной Германии. Многие вещи этого сборника сделаны как политические памфлеты, агитационная направленность новых стихов Б. обнажена. Поэт разоблачает буржуазную республику, возглавляемую «трупом на троне» - Гинденбургом, соединяя свое блестящее, оплодотворенное новыми достижениями поэтическое мастерство с ролью политического агитатора. Стиль Б. становится плакатным. Книга так верно била в цель, что ее поспешили конфисковать, а автора предали суду. Стремление к новой, широко доступной, четкой, впечатляющей форме (эту задачу неминуемо ставит перед собой каждый пролетарский революционный художник) привело Б. к временному отходу от стихотворной формы, к попытке утвердиться в области прозы. Две книги характеризуют этот период. Роман «Единственно справедливая война» (Der einzig gerechte Krieg, 1926) и повесть «Банкир на поле брани» (Der Bankier reitet über das Schlachtfeld, 1926). Последняя представляет беспощадную сатиру на послевоенную буржуазию, пожинающую плоды военных прибылей (фабула повести: буржуазия веселится на полях недавних сражений, превращенных в место увеселительных прогулок). Роман «Единственно справедливая война», являющийся одновременно бытовой вещью, развертывающей картины современной Германии, научно аргументированным исследованием о современных возможностях газовой войны, и фантастическим произведением, рисующим ужасы газовой войны будущего, имеет в своей основе убедительно доказанное положение: только революционное восстание пролетариата может освободить мир от опасности войны. Это - обнаженно агитационная вещь, но вместе с тем - настоящее, волнующее произведение искусства. И эта книга привела Б. на скамью подсудимых. «Демократическое» правосудие с необычайной пристальностью следит за ростом революционного художника и закрепляет своим обвинительным приговором каждый заметный его успех. Предпоследняя книга Б. - сборник стихотворений «Голодный город» - является большим достижением революционного поэта. Здесь не только находят свое выражение упорные искания Б. в области яркой и популярной формы, доступной рабочей массе, но и с большой четкостью разрешена проблема тематики. Сборник посвящен в основном рабочему быту; если в раннюю пору творчества Б. воспринимал большой капиталистический город как город ночных ресторанов, проституток, бродяг, в свете упадочной романтики лишних людей, то теперь он отдает свое внимание рабочим кварталам, рассказывает о голоде и безработице, обнажает классовые противоречия современного города. Есть в сборнике несколько стихотворений, посвященных историческим эпизодам рабочего движения последних лет - стачке английских углекопов, шанхайским событиям. Всю книгу отличает сосредоточенная простая ясность языка, соответствие и единство всех элементов стиля, здоровая, полнокровная конкретность образов. «Голодный город» свидетельствует о том, каких больших и ярких достижений можно ждать от Б. Советский читатель знает Б. только по его прозаическим вещам («Единственно справедливая война», X., 1926 и др. изд. и «Банкир», Л., 1926) неоднократно переводившимся. Ни одного сборника стихов Б. в русском переводе не имеется. Отдельные произведения помещались в журналах, газетах и альманахах.

Библиография:

I. Русские переводы стих. Б., кроме упомянутых, см.«Западные сборники», вып. I, М., 1923. Отдельно издана поэма «У могилы Ленина», М., 1924.

II. Фриче В. М., Западно-европейская литература в ее главнейших произведениях, М. - Л., 1925; Рейх Б., Об И. Б., «Печать и революция», № 6, 1926; Запровская А., И. Б., «На литературном посту», 1926, кн. 4; Цинговатов А., И. Б., «Молодая гвардия», кн. 11, 1926; Запровская А., И. Б., «Новый мир», 1927, кн. 12.

БЕШЕНЬЕЙ

БЕШЕНЬЕЙ Георгий (Besenyei, 1747-1811) - венгерский писатель, один из наиболее видных деятелей «Просвещения», основатель общества для пропаганды идей национальной литературы. В своих трагедиях «Agis», «Ladislaus Hunyadi», «Buda», пользовавшихся большим успехом, и в своих романах Б. был проводником демократических идей, боролся против привилегий помещиков и духовенства.

БЖОЗОВСКИЙ

БЖОЗОВСКИЙ Карл (Karl Brozowski, 1821-1904) - польский писатель, беллетрист, участник революции 1848; долго жил на Востоке, где работал в качестве инженера, сражался в рядах повстанцев 1863. Главные произведения: повесть «Ognisty Lew» (1857); повести из жизни болгар: «Deli Pietko» (1876) и «Sen w Balkanach» (1877); повесть «Noc Strelcow w Anatolji» (1856), имеющая автобиографическое значение; популярная драма «Malek» (1884). Б. также много переводил Гафиза, Шиллера, Уланда и других.

БИАНКИ

БИАНКИ Виталий Валентинович (30/XII 1894-) - виднейший писатель анималист в современной советской литературе для детей. Р. в Петербурге, был слушателем физико-математического факультета Петербургского университета.

Б. разрабатывает для детей, даже младшего возраста, большие биологические темы: мимикрия («Первая охота»); приспособление органов к условиям жизни («Чьи это ноги», «Чей нос лучше», «Кто чем поет», «Хвосты», «Лесные домики», «Кукушонок»); взаимопомощь («Лесные разведчики»); борьба за существование («Война в лесу», «Снежная книга»), - применяя приемы сказки в композиции и образности. Для среднего и старшего возраста он пишет биографии зверей («Мурзук» - история рыси, - книга, уже завоевавшая себе большую популярность среди детей, «Одинец» - история лося). На биографической канве он пытается дать широкую картину весеннего перелета птиц («На великом морском пути»). Как оригинальную литературную форму надо отметить его «Лесную газету». В ней Б., пользуясь газетными приемами - телеграмма, хроника, объявление, фельетон, - дает календарь лесной жизни на каждый месяц, сопоставляя его с народным сельскохозяйственным календарем. Книжки Б. прочно вошли в репертуар детской библиотеки и школы. Б. сотрудничал в журн. «Воробей» (позднее «Новый Робинзон»), «В мастерской природы», в альманахе «Советские ребята»; в настоящее время работает в журн. «Дружные ребята» и «Знание - сила».

БИБИК

БИБИК Алексей Павлович (1878-) - современный писатель. Р. в Харькове, окончил двухклассное церковно-приходское училище. Подростком поступил в харьковские паровозные ж.-д. мастерские. Около 25 лет работал на разных предприятиях в качестве токаря, чертежника, конструктора машин. С конца 90-х гг. - член РСДРП и активный участник рабочего движения. В 1900 был сослан на три года в Вятскую губ. В 1903, за пропаганду среди крестьян Вятских Полян и организацию революционного кружка, выслан на пять лет в Архангельскую губ., откуда его освободила революция 1905. Участвовал на Объединительном съезде РСДРП в Стокгольме. До 1910 жил нелегально. Б. был меньшевиком, в годы войны - оборонцем.

Первый рассказ Б. «Дедушка» напечатан в газете «Пермский край» (1902), в том же году вышел отдельной брошюрой рассказ «Швырек». С 1902 по 1925 Б. написано 60 рассказов. В 1912 в журнале «Современный мир» появился роман «К широкой дороге», вышедший в 1914 отдельным изданием. В 1921 вышел роман «На черной полосе» - продолжение первого. «К широкой дороге» хронологически охватывает первое пятилетие XX в., рисует будничный рабочий быт и пробуждение революционного сознания в юноше-пролетарии, Игнате Пастернаке, политическую ссылку накануне первой революции и революцию 1905. В романе чувствуются рабочее происхождение автора и органическая связь его с жизнью пролетарских масс. Самые описания завода, производственных процессов, машин свидетельствуют о близком знакомстве автора с этим миром и о любви к заводскому труду. Насыщенность словесного материала заводскими и техническими терминами объясняется тем, что для автора эти термины - родные и конкретные понятия. Бибик едва ли не первый ввел в русскую художественную прозу индустриальные сравнения и метафоры.

В изображении рабочих Б. чужд идеализации. Он не скрывает темных сторон рабочего быта той эпохи, рисует рознь между консервативными, обывательски настроенными, стариками-рабочими и революционной рабочей молодежью. Центральный персонаж романа и основная тема творчества Б. - молодой рабочий Игнат. Он - не только главная пружина фабульного развертывания романа; его психика определяет и характер изображения окружающей среды: все внешние события, быт и настроения рабочей массы. Игнат - рабочий, превращающийся в рабочего интеллигента, воспринявшего у мелкобуржуазной интеллигенции рефлексию, индивидуализм, внешне-романтическое восприятие революционной борьбы. Разгром революции 1905 породил в Игнате тяжелый внутренний кризис. Отношение автора к этому кризису двойственное. Увлеченный идеологией меньшевика-ликвидатора, Б. пытался дать художественную иллюстрацию тезиса о необходимости отказаться от «изжившего себя» подполья. Но классовый инстинкт пролетария тянул его от ликвидаторских настроений к настоящей революционной борьбе. Не умея однако по-большевистски, сквозь будни «кротовой» работы, различать революционную перспективу, Б. не был в силах преодолеть меньшевистских теорий.

Несмотря на эти существенные недостатки, романы Б. чрезвычайно значительны своими картинами рабочего быта и рабочего движения.

Политическая установка Б. помешала художественной разработке пооктябрьского материала. Из пооктябрьских произведений Б. наиболее удачны рассказы из жизни старого подполья, особенно «День причастия» - яркая картина первомайской демонстрации в эпоху царизма. Б. пытается с разных сторон подойти к советской действительности, но успешность этих попыток различна. Рассказ «Жесткая учеба» выявляет искреннюю симпатию автора к пролетарской революции. Зато рассказ «Новая Бавария» дает совершенно искаженную картину современного предприятия. Последние повести Б. - «Конец Филоновки» и «Климчук» (1928); фабула первой - захват бандой дезертиров имения после ухода белых и до прихода красных. Она написана ярко, но слишком эпизодична. Вторая повесть рисует тяжелую борьбу большевика с кулаками, с религией, с темнотой деревни, но разработана чисто внешне и значительно уступает произведениям на ту же тему А. Неверова, М. Карпова, Ф. Панферова (см.).

Бибик вошел в историю литературы как один из первых даровитых рабочих прозаиков.

Библиография:

I. Изд-во «Недра» выпускает собр. сочин. Б. Автобиография Б. напечатана в сборн. «Писатели», Под редакцией Вл. Лидина, М., 1926; Подробная библиография Б. в книге Никитиной Е. Ф. и Шувалова С. В., Беллетристы-современники, т. I, М., 1928.

II. Клейнборт Л. М., Очерки народной литературы, Л., 1924; Кубиков И. Н., Рабочий класс в русской литературе, Ив.-Вознесенск, 1926; Зонин А., У истоков пролетарской литературы, Л., 1927; Фриче В. М., Писатель, исправленный рабкором, в книге «Заметки о современной литературе», М., 1928.

БИБЛ

БИБЛ Константин (Biebl, 1901-) - современный чешский поэт, представитель «Literarni Skupina».

БИБЛИОГНОЗИЯ

БИБЛИОГНОЗИЯ - руководство к познанию книг. Термин, тождественный термину «книговедение» или «библиология»; в практике мало употребителен.

Библиография:

Лисовский Н. М., Книговедение как предмет преподавания, его сущность и задачи, П., 1915.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК - под редакцией И. В. Владиславлева. Основан в 1912, возобновлен с 1921. Главная задача Б. Е. - «подвести посильные итоги тому, что дается за год русским книжным рынком и русскою периодическою печатью в лице ее наиболее крупных и наиболее известных органов». В Б. Е. указаны не только вышедшие книги, но и периодика. Литература классифицирована по десятичной системе.

БИБЛИОГРАФИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИБЛИОЛОГИЯ

БИБЛИОЛОГИЯ - наука, исследующая происхождение и развитие книжного дела (история книги, библиография, библиотечное дело и т. д.).

Библиография:

Лисовский Н. М., Книговедение как предмет преподавания, его сущность и задачи, П., 1915; Куфаев М. Н., Проблемы философии книги, Л., 1924.

БИБЛИОТЕКА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

«БИБЛИОТЕКА ДЛЯ ЧТЕНИЯ» - журнал словесности, наук, художеств, критики, новостей и мод. Начал издаваться в 1834 книгопродавцем А. Ф. Смирдиным (см.) под редакцией Н. И. Греча (см.) и О. И. Сенковского (см.). Первый толстый журнал в России, рассчитанный не столько на избранных любителей литературы, сколько на среднего читателя - городское мещанство, особенно же на провинцию. Идеология журнала диктовалась так. обр. его основной коммерческой установкой: с одной стороны, - угодничество перед властью, с другой - отсутствие какой бы то ни было принципиальности, на первом плане желание «потрафить» обывателю, дать ему разносторонний и занимательный, хотя бы и не совсем доброкачественный, материал. Если по безыдейности журнал вполне отвечал требованиям жандармской России, то самая постановка дела отражала рост русского капитализма: это было организованное коммерческое предприятие, с хорошей рекламой, широкой подпиской, аккуратным выходом в свет отдельных книжек и авторским гонораром. «Б.» вместе с «Сыном отечества» (см.) и «Северной пчелой» (см.) Греча и Булгарина в течение некоторого времени держали в руках монополию литературного рынка, что дало повод назвать их «литературным триумвиратом». С декабря 1834 Греч выходит из редакции и последняя остается целиком в руках Сенковского, к-рый почти самостоятельно заполняет журнал под разными псевдонимами (Барон Брамбеус, Тюмюндяш-Облу, А. Белкин) и создает ему физиономию бульварного журнала. Так, Сенковский, угождая низкопробным вкусам своих потребителей, ввел в свои беллетристические произведения физиологизм скверного пошиба - известны его описания вроде «теплое, роскошное, пуховое тельце девушки» и пр. Бульварное, обывательское направление «Б.» вызывало протест как аристократической литературой группы в лице Пушкинского «Современника» (см.), так и журналов с разночинной идеологией - «Отечественных записок» (см.) Краевского и в особенности «Современника» Некрасова и Панаева. Появление этих журналов, выступивших под определенным общественным знаменем, вызвало ожесточенные нападки со стороны «Б.», не стеснявшейся прибегать к самым нечистоплотным приемам борьбы. Особенную ненависть «Б.» вызывал Белинский (см.). Тем не менее общественное оживление 40-х гг. привело к падению значения журнала. С 1848 после небольшого перерыва журнал выходит под редакцией А. В. Старчевского, а Сенковский ведает только отделами критики и литературой летописи. В 1856 Старчевский покидает Б., которая переходит к А. В. Дружинину. Последнюю неудачную попытку оживить «Б.» делает в 1864 П. Д. Боборыкин (см.). В 1865 «Б.» закрылась. Указатели к «Б.» вышли в 1837, 1839 и 1850 (СПБ.)

БИБЛИОТЕКА ПИСАТЕЛЯ

БИБЛИОТЕКА ПИСАТЕЛЯ. Для литературоведа иногда бывает чрезвычайно важно узнать, что именно читал писатель, в круге каких книжных влияний воспитывалась его мысль, вырабатывалось его миросозерцание (см. Влияния). Знакомство с «кругом чтения» писателя проливает свет в область приемов его творчества и художественной техники, устанавливает связь данного автора с общим типом читателя данной эпохи, данной социальной группы, выясняет отношение писателя к тому печатному материалу, к-рый прошел через его руки, оказав то или иное воздействие на его творчество. Не безразлично для исследователя и отношение писателя к книгам вообще: восторженная «похвала книге» (напр. у Максима Горького), отрицание книги (напр. у Леонида Андреева), библиофильство (см.) и тому под. Благодарный материал получает исследователь, когда имеет возможность обратиться непосредственно к экземплярам тех книг, к-рые были в руках писателя и сохранили следы общения с ним, в виде разного рода пометок, надписей, подчеркиваний и т. д. Подробное библиографическое описание Б. П. в значительной мере заменяет необходимость обращаться непосредственно к экземплярам книг, бывших в его руках. Обычно такие описания дают полную картину состава библиотеки и стремятся с наибольшей точностью и подробностью передать все пометки, имеющиеся на книгах. В этом отношении много ценного дает описание библиотеки Пушкина. Термин «Б. П.» можно расширить, понимая под ним не только ту личную Б. П., к-рой он обладал, но вообще книги, вошедшие в его кругозор как читателя. Писатель может не иметь личной библиотеки, но тем не менее он - читатель, и следы книжных влияний отражены в его творчестве. «Круг чтения» писателя исследователь может установить по его отзывам о книгах, рассеянным в его письмах, записных книжках, по воспоминаниям современников и т. п. материалам.

Библиография:

Библиотека А. С. Пушкина, Библиографическое описание Б. Л. Модзалевского, изд. «Пушкин и его современники», вв. IX-X, СПБ., 1910; Грузинский А., Яснополянская библиотека, «Толстовский ежегодник», М., 1912; Гинкен А., О чтении и книгах, гл. «Великие читатели», в. III, СПБ., 1914; Либрович С. Ф., Воспоминания, «На книжном посту», П., 1916 (бытовые штрихи, рисующие писателей по отношению к книгам); Португалов М., Тургениана (Тургенев и его предки в качестве читателей), Орел, 1922; Гроссман Л., Семинарий по Достоевскому, М., 1923; Горький М., Воспоминания о Л. Андрееве, Собр. сочин., т. XVI, Л., 1924; Николаев Я., Пушкин и книга, «На литературном посту», № 5-6, 1927.

Предыдущая страница Следующая страница