Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "Б" (часть 7, "БОГ"-"БОР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 7, "БОГ"-"БОР")

БОГДАНОВ А. МАЛИНОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОГДАНОВИЧ А. И.

БОГДАНОВИЧ Ангел Иванович (1860-1907) - критик и публицист, редактор журнала «Мир божий» (1895-1906); принимал близкое участие также в журн. «Современный мир». Идеологически эволюционировал от народничества к историческому материализму, хотя подлинным марксистом не был никогда. Особенно энергично боролся с реакционной печатью и с мистицизмом.

Библиография:

I. Сб. ст. «Годы перелома», СПБ., 1908.

II. Перечисление ст. Б. в книге Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, М., 1928; Михайловский Н., Посл. сочин., т. I; Короленко В., «Русское богатство», 3, 1907; Батюшков Ф., «Современный мир», 4, 1907; Неведомский М., Б. как писатель и редактор журн. «Мир божий», «Современный мир», 4, 1907.

БОГДАНОВИЧ И. Ф.

БОГДАНОВИЧ Ипполит Федорович (1743-1803) - русский поэт. Происходил из небогатой дворянской семьи, учился в Московском университете. Свою литературную деятельность начал под руководством М. М. Хераскова (см.). Редактировал журналы: «Невинное упражнение» (1763), «Санкт-Петербургский вестник» (1775-1776) и «Санкт-Петербургские ведомости» (1775-1782). Б. написаны: поэмы - «Сугубое блаженство», «На разрушение Лиссабона» (перевод одноименной поэмы Вольтера (см.)), повесть в стихах «Добромысл», драма «Славяне», большое количество стихотворений, басен, переводов и пр. Но главным произведением, доставившим Б. исключительную популярность, была «Душенька» - «Древняя повесть в вольных стихах» (1775), выдержавшая пятнадцать повторных изданий.

«Душенька» написана на сюжет французского баснописца Ла Фонтена (см.) «Les Amours de Psyché», в свою очередь исходившего из «Золотого осла» Апулея (см.). Поэма эта сыграла большую роль в развитии русского классицизма. Она освободила поэзию XVIII в. от господства витийственного стиля героических од. Волшебные приключения Душеньки во дворце Амура конечно лишены были сколько-нибудь глубокого социального содержания. Как и все творчество Б., «Душенька» преследовала одну цель - чтобы «в часы прохлад, веселья и покоя приятно рассмеялась Хлоя». Этой установкой на читателя аристократических салонов определялись художественные особенности творчества Б.: изящество формы, легкость яз., близкого к разговорному и т. д. В век расцвета аристократической поэзии Б. пользовался славой великого «стихотворца». Но уже в 40-х гг. «разночинец» Белинский (см.) отверг малейшую возможность читать Б.: «Что же такое эта Душенька? Да ничего, ровно ничего... достоинств она не имеет никаких».

Библиография:

I. Сочин. Б. издавались: М., 1809-1810; М., 1819 и СПБ., 1848. Последнее изд. (2 тт.) - Смирдина в его «Полных собраниях сочинений русских авторов».

II. Венгеров С. А., Русская поэзия XVIII в., т. I, вып. 3, СПБ., 1893 и т. I, вып. V, СПБ., 1895 (там же сводка критических мнений о Б.).

БОГДАНОВИЧ М. А.

БОГДАНОВИЧ Максим Адамович (1891-1917) - белорусский поэт. Родился в семье сельского учителя, по окончаний гимназии в Ярославле поступил в Ярославский лицей. Студенческие годы (1911-1916) ушли главным образом на изучение языков и литератур западно-европейских и славянских, особенно на изучение белор-ого языка, белор-ой истории, этнографии, литературы. По окончании лицея, осенью 1916, Б. поселился в Минске, где работал в Губернском продовольственном комитете. Здесь он организует кружки молодежи, к-рым старается придать общественно-просветительный и национально-революционный характер. Умер в Крыму от туберкулеза, к-рым болел с ранней юности.

Литературное наследство Б. значительно: помимо сборника «Вянок», изданного при его жизни (1913), и пятидесяти с лишком стихотворений, напечатанных им в разных периодических изданиях («Наша нiва», «Вольная Беларусь», «Гомон» и другие), в рукописях, переданных отцом покойного поэта Институту белор-ой культуры, сохранилось свыше 150 стихотворений и ряд прозаических статей и заметок; значительное количество статей критических и публицистических он успел, кроме того, напечатать при жизни.

Источники творчества Б. довольно широки по охвату современной ему действительности: предреволюционные настроения начала XX столетия и литературные искания этой же поры, белор-ое возрождение и белор-ая старина, интимные личные переживания - все это находило свое отражение в его творчестве.

Идеологическое освещение этих многообразных тем нельзя назвать вполне четким: общий грустный колорит, порожденный эпохой с ее противоречиями, а также обусловленный личной судьбой поэта - его болезнью и предчувствием близкого конца, - лежит на многих его стихотворениях и повестях. Но Б. отнюдь не упадочник: он глядит в глаза революционному будущему, в которое верит; для него революционная Белор-ия есть, только часть общего обновления жизни, которого он ждет с надеждою.

Б. - большой мастер формы. Не владея безупречно белор-им языком, он однако приобщил его ко многим достижениям стихотворной формы (особенно в области строфики) и художественного стиля, осуществленным в античной и зап.-европейской литературах. Б., кроме того, оставил целый ряд подражаний и переводов из других литератур. Институтом белор-ой культуры в настоящее время подготовляется полное собрание сочинений Богдановича в двух томах: в первый (уже вышедший в свет) вошли стихотворения и художественная проза, во второй (печатается) - историко-литературные и критические очерки и статьи исторического, этнографического и публицистического характера.

Библиография:

I. Творы М. Б., т. I, Вершы. Апавяданьнi, выд. Р†нст. бел.-культуры, пад рэд. проф. Р†. Замоцiна, Менск, 1927, стр. XV+504; Творы М. Б., т. II, Проза (печ.). Во второй том войдет очерк жизни и литературной деятельности Б., составленный проф. Замотиным, и в конце тома - библиография произведений Б.

II. Дзяржынскi У., М. Б. як стылiзатар беларускага вершу «Адраджэньне», 1922, № 1; Пiотухович М., М. Б. як поэта iмпрэсыянiсты «Полымя», 1923, № 7-8; Замоцiн Р†., М. Багдановiч. Крытычна-бiографiчны нарыс. «Узвышша», 1927, № 2, 3, 5.

БОГЕМА

БОГЕМА - социальная группа, играющая и до сих пор значительную роль в истории литературы. В средние века цыгане, народ бродячий, народ-изгой, считались выходцами из Богемии (Чехии). Б. - литературная цыганщина в смысле социальной деклассированности и материальной необеспеченности. Слово Б. получило свое начало во Франции, в эпоху романтизма, когда оно было в большом ходу («Галантная богема» Жерара де Нерваля (см.); известное стихотворение Т. Готье (см.) «Aux vents capricieux qui soufflent de la Bohème» и т. д.; выражение это встречается неоднократно и у Ж. Занд (см.)) и окончательно упрочилось после выхода в свет книги Мюрже «Сцены из жизни богемы» (послужившей впоследствии либретто для оперы Пуччини «Б.»). По социальной своей природе Б. - интеллигентный пролетариат и потому, как широкое социальное явление, связана собственно с XIX и XX вв., когда развертывавшийся капитализм пролетаризовал (вернее пауперизировал) значительные части мелкой буржуазии как деревенской, так и городской и в частности провинциально-городской, выходцы из которой сосредоточивались в большом количестве в столицах, устремляясь в университеты, в редакции журналов и газет, в издательства, временно или перманентно нищенствуя, собираясь в кабачках, находясь в более или менее резкой оппозиции к буржуазии; писательская и художническая часть интеллигентного пролетариата и составляет Б. Связанная как широкое социальное явление с XIX и XX вв., Б. однако существовала и раньше. Впервые она появляется, повидимому, в Англии в конце XVI и начале XVII вв., когда страна уже поворачивала на путь капитализма. Значительная часть драматургов «шекспировской» эпохи были типичными богемцами (Марло (см.), Грин, Лодж, Пиль), завсегдатаями кабачков («Белый конь», «Сирена»), где острословили, любезничали с проститутками, устраивали скандалы, кончавшиеся порой убийствами (Марло был убит в таверне во время драки из-за проститутки). Грин, дошедший до последних пределов падения, в специальном памфлете («На грош мудрости, купленной ценою миллиона страданий») предостерегал своих коллег от подобной же участи. Богемцы лондонских кабачков быть может послужили оригиналами для Шекспировских образов: для Фальстафа, Пистоля, Бардольфа, Нима (в «Генрихе IV»). Приблизительно в ту же эпоху тип писателя-богемца встречается и во Франции в лице Теофиля де Вио и особенно Франсуа де Вийона (см.), образы к-рых поспешил возродить богемец XIX в. Т. Готье (в своих «Гротесках»). Встречается этот тип писателя и в XVIII в., как бунтарь против аристократического общества, как певец вакхических оргий, в лице шведского поэта Бельмана (см.) или немецкого поэта Гюнтера (см.). Однако лишь в XIX и XX вв. Б. становится более значительным социально-литературным явлением. Ни в Англии, ни в Америке впрочем Б. не смогла сложиться в более или менее массовое явление, так как здесь не было и значительных кадров интеллигентного пролетариата, ввиду малого значения мелкой буржуазии и более мощного развития капитализма. Классической страной Б. долгое время была Франция. Здесь уже в первой половине XIX в. Б. кладет яркий отпечаток на художественную литературу. Хотя В. Гюго (см.) и был поэтом гл. обр. мелкой буржуазии, однако в подборе своих центральных персонажей он часто ориентировался именно на артистическую богему, противополагая ее господствующим классам («Собор парижской богоматери», «Человек, к-рый смеется»). Присяжными поэтами Б. в эпоху романтизма были Т. Готье, Жерар де Нерваль, О’Недди (см.), Борель (см.). Б. имела свое правое, буржуазное (Готье) и левое, радикальное крыло (Нерваль, особенно Недди и Борель). Правое - было аполитично, фрондируя впрочем против социализма; левое - воспевало республику. От буржуазной действительности Б. уходила или в «чистое искусство» (Готье), или в мир ирреальной мечты (Нерваль). В последние десятилетия XIX в. Б. снова заняла видное место в литературе Франции. «Песни нищих» (Chants des gueux) Ришпэна (см.), прославлявшие бродячих рыцарей-поэтов, отрекшихся от мещанского общества, были одним из манифестов, возвещавших новое выступление Б. В ее среде в 80-х гг. зародился «символизм». Его родиной был кабачок «Франциск I» на бульваре Сен-Мишель, где собирались первые глашатаи символизма (Ролина, Гарокур, Ж. Мореас (см.), Ш. Морис, Лоран Тальяд и др). «Искусство для искусства», установка на подсознательное, на «нервы», отрицание культуры, устремление к средним векам, мистицизм и пессимизм - таковы были основы их программы. Крупнейший поэт символизма - П. Верлен (см.), типичный богемец, в своих «Гротесках» (Grotesques) воспевший свою группу как подлинный тип человека и поэта. В своей книге «Символисты и декаденты» Г. Кан свидетельствует, что символисты вообще ориентировались как на потребителя - на «интеллигентный пролетариат» (prolétaires intellectuels). В 80-х годах по мере быстрого развития капитализма образовались значительные кадры интеллигентного пролетариата и в Германии, активно обнаруживаясь в литературе (А. Гольц (см.), Шляф (см.), Конради (см.) и др.). Идеологически они колебались между буржуазией и пролетариатом, переходили от социализма к индивидуализму (Шляф, «Das dritte Reich»), или к социал-аристократизму (Гольц, «Sozialaristocraten»), или к ницшеанству (Конради, «Phrasen»). Стилистически они были застрельщиками натурализма и в особенности импрессионизма (Гольц, Шляф). Порой у них сказывалась определенная установка на Б. (Шляф, «Die Suchenden»), и сами они порой ударялись в чистую Б. (Бирбаум, в особенности П. Хилле). Если поколение немецких восьмидесятников скорее интеллигентный пролетариат («Proletarier des Geistes», как выразился Конради), то в начале XX в. и в Германии можно говорить о Б. Как типичная Б. выступал в своих ранних стихах Бехер (см.), после войны ставший в ряды компартии, как и ряд других зачинателей экспрессионизма. Из рядов Б. вышло и то общественно-литературное движение, к-рое накануне войны 1914-1918 и в годы германской революции прокламировало «революцию духа» и к-рое известно под названием активизма (см.). Аналогичные явления повторяются в начале XX в. и в других европейских странах, напр. в Польше, где выразителем в литературе настроений и чаяний, скорее впрочем интеллигентного пролетариата, нежели Б., выступал С. Пшибышевский (см.), автор романов «Сыны земли» и «Дети сатаны». С Б. связано и такое характерное для городской капиталистической культуры XX в. явление, как кабаре (см.). У нас Б. появляется как социально-литературная группировка лишь в начале XX в. Первые футуристы (В. Маяковский (см.), Бурлюк (см.) и др.) выступали как выразители именно этой группы, повторяя некоторые характерные ее черты, как то: стремление «эпатировать» буржуа (желтые кофты, имитирующие красные жилеты Т. Готье), крайний индивидуализм, установка на искусство для искусства. После Октябрьской революции, примкнув к пролетариату, к-рый ранее лежал вне их поля зрения, футуристы (В. Маяковский) сумели изжить некоторые свои былые Б. черты, оставив своими наследниками в этом отношении имажинистов (см.) - Шершеневича (см.), Мариенгофа (см.) и примкнувшего к ним автора «Москвы кабацкой» Есенина (см.). Если в условиях буржуазного общества Б., находившаяся к нему в оппозиции, не становясь однако на точку зрения пролетариата и социализма, представляла все же явление до известной степени положительное, то в рамках пролетарской и советской общественности Б. становилась явлением глубоко вредным и реакционным, разлагая литературную среду своим индивидуализмом, своей социальной и моральной недисциплинированностью, своим непониманием общественно-организующей функции искусства в условиях развертывающейся социалистической революции. Такие явления, как срыв в Б. некоторых пролетарских и комсомольских поэтов, имевший порой своим последствием добровольный уход из жизни, как заражение известных общественных и литературных кругов «есенинщиной», как воцарение нравов богемы со всеми их отрицательными последствиями в среде слушателей литературного техникума в Москве и т. п., вызвали резкий протест со стороны советских общественных и литературных кругов, выразившийся в организации митингов, диспутов, посвященных этой злободневной теме и в ряде литературных документов. История литературой Б. еще не написана, равно как вопрос о «стиле» этой социальной группы не разработан. Существуют только кое-какие материалы, могущие пригодиться будущему историку и литературоведу.

Библиография:

Для французских богемцев XVI-XVII вв.: Gautier Th., Grotesques, P., 1844. Для Б. эпохи французского романтизма: Брандес Г., Романтизм во Франции, «Собр. сочин.», изд. «Просвещение», тт. IX, X, СПБ., 1906-1914; Фриче В., Очерк развития западных литератур, Харьков, 1927; Estève E., Byron et le romantisme français, P., 1907. Для французского символизма: Нордау М., Вырождение, СПБ., 1896. Для явлений на грани между интеллигентным пролетариатом и Б. в конце XIX и в начале XX вв.: Фриче В., Очерки истории зап.-европейской литературы, 1-е изд., М., 1908; Kahn G., Symbolistes et décadents, P., 1902. Для нашей Б.: Троцкий Л., Литература и революция (о футуристах), М., 1924; Рейснер М., Б. и культурная революция, «Печать и револ.», № 5, М., 1928. Для английской Б. XVI-XVII вв: Sarrazin, Aus Schakespeares Meisterwerkstatt, Berlin, 1906.

БОГОВИЧ

БОГОВИЧ Марко (Bogovic, 1816-1893) - хорватский поэт. Основные произведения: «Ljubice» (1844); «Domorodni glasi» (1848); романтическая повесть «Pripoviesti» (1859), переведенная на русский яз. под названием «Месть черногорца» (Казань, 1889), и др. Собрание сочинений издано в 1893-1895, в 3 тт.

Библиография:

Кулаковский П., Иллиризм, Варш., 1894.

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО И БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОГОМОЛЕЦ

БОГОМОЛЕЦ Францишек (Bohomolec, 1720-1784) - польский драматический писатель и историк эпохи «просвещения», основатель польской периодической печати, газеты «Wiadomosci Warschawski» и журнала «Monitor» (между 1765-1784). Основные произведения: 8 комедий, исторические сочинения - «Zbior dziejopisow polskich» (1764-1768); «Rozmowa o jizyku polskim» (1758) и др.

БОГОРАЗ

БОГОРАЗ - см. Тан-Богораз.

БОГОРОДИЦА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО - см. Богоискательство и Богостроительство.

БОГРОВ

БОГРОВ Григорий Исаакович (1825-1885) - русско-еврейский писатель. Основные произведения: «Записки еврея», СПБ., 1874; «Пойманник», Евр. библиот., IV, 1873, и др. Полное собр. сочин. Б. издано в 7 тт., Одесса, 1912-1913.

Библиография:

Венгеров С. А., Крит.-биогр. слов., т. V, СПБ., 1897; Львов-Рогачевский В. Л., Русско-еврейская литература, М., 1922.

БОГУСЛАВСКИЙ

БОГУСЛАВСКИЙ Альбрехт Войтех (Boguslawski, 1760-1829) - польский драматург и актер эпохи «просвещения», основатель польского национального театра. Главные произведения: опера «Cud mniemany czuli Krakowiacy i Gorale» и «История национального театра», изданная лишь в 1884. Собр. сочин. вышло в 12 тт. в 1820-1823 (около 60 пьес, гл. обр. переводных). На русский язык переведена пьеса Б. «Henryk VI na Lowach» (1780) (перев. - «Генрих VI на охоте», М., 1811).

БОГУШЕВИЧ

БОГУШЕВИЧ Франциск (1840-1900) - видный белорусский поэт. Р. в Ошмянском уезде Виленской губ., в мелкошляхетской семье; среднее образование получил в Вильно, потом учился в Петербурге на физико-математическом факультете. В 1863 Б. принял активное участие в польском восстании; после ликвидации восстания поступил в Нежинский юридический лицей, к-рый окончил в 1868; в продолжение 10 лет был судебным следователем в Конотопе, затем занимался адвокатурой в Вильно. Умер в деревне Ошмянского у.

Из напечатанных произведений Б. важными являются два сборника стихотворений: «Дудка беларуска» (Краков, 1891, было 5 изданий) и «Смык беларускi» (Познань, 1894, было 4 издания).

В творчестве Б. преобладают мотивы национальные и социальные. Он первый в белорусской литературе горячо высказывается за необходимость культурно-национального возрождения родины, в первую очередь родного яз. Проблема национальная тесно увязывается у Б. с проблемой социальной. Рисуя бедственное положение белорусского крестьянства, его эксплоатацию помещиками, Богушевич вскрывает социально-классовые противоречия пореформенной деревни. Идеология белорусского поэта - народническая. Она возникла на почве разложения крепостного хозяйства, возможно под влиянием украинского и русского народничества. Особенное внимание Б. обращает на экономику, его преимущественно интересует социальное положение белорусского крестьянина; к политическим вопросам он относится с значительным индиферентизмом. Поэзия Б. представляет собой как бы кривое зеркало, в к-ром преломляются все недостатки буржуазно-либеральных реформ Александра II («У судзе», «Быу у чыстцы», «У вастрозе», «Кепска будзе» и др.). С народниками Б. роднит также психология кающегося дворянина и своего рода антиэстетизм.

Формально-художественные приемы Б. тесно связаны с его народнической тематикой. Поэт весьма часто стремится взглянуть на жизнь глазами простого человека - крестьянина; этим и объясняются в поэзии Б. приемы сказа и остранения. Кроме того в творчестве Б. обнаруживается течение художественного фольклоризма: белорусского поэта интересуют продукты народного творчества, его привлекает народная фантастика; поэтика Б. находится под значительным влиянием поэтики народной песни. Даже привлекая общечеловеческие сюжеты, Б. подчиняет их народнической тематике. Так напр. в разработку фаустовской легенды и легендарно-религиозных представлений о загробном мире поэт вносит народнические мотивы.

Творчество Б. оказало большое влияние на развитие белорусской литературы: последующие белорусские поэты и беллетристы в значительной степени расширяют и углубляют темы, поставленные Б.

БОДЕНШТЕДТ

БОДЕНШТЕДТ Фридрих (Bodenstedt, 1819-1892) - немецкий писатель, поэт и прозаик, гл. обр. переводчик. Из произведений Б. наиболее ценны «Lieder des Mirsa Schaffy» (1851), в стиле восточной лирики, имевшие большой успех (в 1917 вышло 264-е изд.). Известны его переводы русских поэтов («Puschkins poetische Werke», 1854-1855; «Lermontows poetischer Nachlass», 1852; «Turgenjews Erzahlungen», 1864-1865, и др.). Собр. сочин., 12 тт., вышло в Берлине в 1865-1869. На русск. яз. перев. П. Якубовичем «Песни Мирзы-Шаффи» (СПБ., 1887 и 1901).

БОДЛЕР

БОДЛЕР Шарль (Charles Baudelaire, 1821-1867) - французский поэт. Поэтическая деятельность Б. совпала с расцветом во французской литературе романтических и парнасских течений. После бури французской революции и эпопеи наполеоновских войн во Франции установился буржуазный порядок, не выполнивший не только чаяний широких народных масс, но и стремлений средних слоев, той мелкой буржуазии, к-рая давала наибольшее количество художников вообще и в частности писателей и поэтов. Глубокое разочарование охватило умы. С одной стороны, результатом такого разочарования было неверие в прежние принципы разума, который должен просветить и исправить мир. Воззрения энциклопедистов были погребены, и на месте их возник противоположный культ страстей, иррационального или мистических настроений. Не было и надежды на политический выход из юдоли скорби на путь радикальной социальной реформы. На почве глубокого пессимизма, охватившего лучшие умы, выросло огромное, не только английское, но и мировое явление байронизма, разочарование с сильной примесью революционного брожения.

Однако романтизму были свойственны и другие черты. Одновременно с Байроном (см.), менее сильным, но все же властителем умов являлся Шатобриан (см.), к-рый хотя и представлял собою то же разочарование со многими чертами, очень близкими байронизму, но с большой примесью эстетического христианства и реакционной дворянской идеологии.

Промежуточное положение занимали художники, к-рые хотели уйти в свое искусство и в игре воображения, полетах фантазии, в наслаждении ремеслом своим найти себе жизненное содержание.

Если глава так наз. «Парнаса», выдвигавшего это чисто формальное отношение к поэзии, Леконт де-Лиль (см.), был вместе с тем глубоким мыслителем и одним из наиболее ярко выраженных пессимистов своего века, то другие не забирались так глубоко и стремились только создавать «эмали и камеи» (название сборника стихотворений Теофиля Готье (см.)) с причудливостью и четкой сочностью слова.

Сын своего времени, Б. точно так же был преисполнен разочарованием и равнодушием к идеям прогресса; к окружающей жизни он относился скептически или даже гипохондрически. В то же время словесное мастерство, музыкальную и ювелирную точность выражения он возлюбил как средство перечеканивать свои печали и страдания в произведения искусства и тем самым хоть несколько утолять их. Б. однако резко выделяется на фоне других поэтов того времени определенной наклонностью к крайней изощренности и даже извращенности.

Индивидуально это объяснялось в Б. конечно его болезнью. Он происходил из семьи наследственно маниакальной. Наследственное предрасположение и условия, в к-рых он жил, привели его также к злоупотреблению наркотиками. Скучая, пренебрежительно относясь к неудовлетворяющей его действительности, Б. ищет неслыханных развлечений, чего-то совершенно нового и находит в этом не только некоторое удовлетворение: он гордится своим моральным и эстетическим дендизмом. Быть непохожим на других, быть предметом опасливого уважения в качестве «сатанинского поэта», - такова была поза, избранная французским поэтом, обусловленная его характером и общественными условиями.

Но поэт является не только личностью: он прежде всего общественная фигура. Каждое время выбирает ту или другую индивидуальность для полного своего выражения и выдвигает на первый план либо более или менее здоровые, либо больные натуры. В тогдашнем французском обществе накопилось столько скуки, столько презрения к жизни и вместе с тем столько потребности преодолеть свои страдания преображением их в художественные формы, «сублимировать» страдания, что именно такой человек, как Б., при крупном таланте, мог оказаться весьма ярким представителем этой ветви тогдашнего общественного самочувствия и ее выразителем в литературе.

Однако в средине прошлого века буржуазия не настолько еще изжила свои жизненные ресурсы, чтобы Бодлер, первый декадент (упадочник), был сразу понят окружающим обществом. Только наиболее утонченные ценители преклонялись перед ним.

Большая публика прошла вначале мимо него. Лишь впоследствии, когда декаданс, т. е. эстетничанье идеями смерти, греха, болезни, разврата, стал главным мотивом поэзии, Б. был объявлен великим предшественником и даже основателем декадентского символизма.

Надо отметить еще, что в эпоху 1848, когда сильная революционная судорога потрясла буржуазный мир, Бодлер как бы проснулся. К этому времени относятся его произведения - «Сумерки», «Рассвет» и «Пирушка тряпичников». Демократические и чуть-чуть революционные нотки стали проявляться в поэзии Б., но они скоро угасли в еще более мрачном разочаровании.

Личная жизнь Б. сложилась ужасно. Его любовь - мулатка Дюваль, была бессовестной пьяницей, измучившей поэта. Его небольшое состояние было полностью съедено. К концу своей жизни Б. был почти нищим. Умер он разбитый параличом и забытый.

Главное его произведение - «Цветы зла» (Les fleurs du mal, 1857; имеются русск. перев. Якубовича-Мельшина и Эллиса; переводили его и многие другие поэты: Сологуб, Вячеслав Иванов и др.). «Цветы зла» - квинтэссенция тех настроений, о к-рых мы говорили выше. Современник парнасцев, требовавших необыкновенной филигранности стихотворной формы, твердости структуры, экономии в словах, строгого ритма и выбора образов и глубокого соответствия им выражений, Б. не только подчинялся всем этим условиям, но оказался одним из крупнейших мастеров такой, классической по-своему, формы стиха. Б. принадлежит к породе поэтов-скульпторов. Свои стихи он высекает или кует. Его произведения тверды, всякое слово стоит определенно на своем месте. Мастерство здесь мужественное. Т. к. содержание обыкновенно выражает собою идеи, близкие к отчаянию или к полусумасшествию, грязь или низость глубокого падения, морального и физического, то, казалось бы, это содержание находится в резком противоречии с формой. На самом деле этого нет. Так же как у Леконт де-Лиля, у Б. такое соединение содержания с формой производит впечатление сдерживающего себя, полного достоинства констатирования ужаса жизни.

Перед нами поэт, к-рый знает, что жизнь представляет собою мрак и боль, что она сложна, полна бездн. Он не видит перед собою луча света, он не знает выхода. Но он от этого не отчаялся, не расхандрился, напротив, он словно сжал руками свое сердце. Он старается сохранить во всем какое-то высокое спокойствие, стремится как художник доминировать над окружающим. Он не плачет. Он поет мужественную и горькую песню именно потому, что не хочет плакать. Позднее поэты этого упадочного типа совершенно утеряли такое равновесие и такую суровую граненность формы.

Бодлер написал кроме того «Маленькие поэмы в прозе» (русский перевод Александровича, М., 1902, и Эллиса, 1910), дневник, озаглавленный им «Обнаженное сердце» (русский перевод Эллиса, М., 1907). Ему же принадлежит серия статей об изобразительном искусстве, в к-рых он показал себя человеком изумительно тонкого и верного вкуса и большим мастером слова в области критики, и образцовый перевод новелл Эдгара По (см.), оказавшего громадное влияние на французскую литературу. В пору расцвета декадентского символизма во Франции Б. был поднят на щит и провозглашен едва ли не величайшим поэтом Франции. Сейчас этот восторг в значительной степени ослабел. Но Б. конечно навсегда останется превосходным выразителем того момента в истории французской буржуазии и интеллигенции, когда она потеряла всю силу своего идеализма, в лучшей своей части не смогла примириться со скудостью буржуазных перспектив, ударилась в отчаяние, смешанное с мечтой, но еще проявляла как бы некоторые отблески революционного подъема энергии и принимала свою печальную участь, по крайней мере в лице своих поэтов, не без известного величия. Недаром Б. был все-таки современником двух революций и, как рассказывают, в феврале братался с революционными рабочими. Бодлеровский культ всего извращенного, порочного и искусственного, порожденный городом, городской цивилизацией, его эстетизм и аморализм - все это оказало чрезвычайно значительное влияние на русских символистов. Стремясь уйти от действительности в мир мечты, наши декаденты «старшего поколения» (Брюсов, Бальмонт, Сологуб, Анненский, еще раньше Мережковский, Минский) находили оправдание своим настроениям в чеканных стихах «Цветов зла», где презрение к жизни и природе, как к «будням» и «прозе», возводилось в принцип, в «перл создания». На русское декадентство первой поры наложил отпечаток и индивидуализм Б. - культ гордого, возвышающегося над миром «Я», все познавшего и всем пресытившегося, не признающего над собой никаких нравственных норм, властно смешивающего добро и зло.

Библиография:

Брандес Г., Главнейшие течения в в литературе XIX в., Собр. сочин., т. V, СПБ., 1906; Бурже П., Очерки современной психологии, СПБ., 1888; Готье Т., Ш. Б., см.«Цветы зла» в перев. Эллиса, М., 1908. Имеется и отдельное русское издание, П., 1915; Фриче В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, М., 1912; Коган П. С., Очерки по истории зап.-европейской литературы, т. II, П., 1923; Sainte Beuve, Caus. du lundi, t. IX, P., 1856-1857; Его же, Nouveaux lundis, P., 1863-1872; Brunetière F., Ch. B., «Revue des deux Mondes», P., 1887; то же, 81, 3-e livraison; de-Banville Th., Nouveaux souvenirs, P., 1890; Holitscher A., Ch. B., Bln., 1904; de Gourmont Remy, Promenades littéraires, P., 1904, 1906; Crépet E., Ch. B., Étude biographique, P., 1906; Cassagne A., Versification et métrique de B., P., 1906; Nadaud, Ch. B. intime, P., 1911; После 1914 о Б. вышли монографии: Raynaud, Ch. B. et la religion du dandysme, 1918; G. de Reynold, Ch. B., 1920; P. Flottes, B., l’homme et le poète, 1922; Raynaud E., Ch. B., étude biographique, essai de bibliographie, 1922.

БОДМЕР

БОДМЕР Иоганн-Якоб (Bodmer, 1698-1783) - немецкий писатель, издатель многих текстов средневековой немецкой поэзии; переводчик «Потерянного рая» (Verlorener Paradies) Мильтона (см.) на немецкий яз. (1732, 1742 и 1754). Главное произведение - «Kritische Abhandlungen von dem Wunderbaren in der Poesie» (1740). Оно положило начало большому спору между представителями лейпцигской школы во главе с Готтшедом и швейцарцами (Б. и Брейтингер). Первые подражали французскому классицизму Буало (см.), вторые стояли за создание немецкой национальной литературы, отвергали Буало - строгие каноны классицизма, и требовали перехода к нерифмованному стиху. Б. высказывался за подражание античной, средневековой немецкой и особенно новой английской литературе.

Библиография:

Braitmaier, Die poet. Theorie Gottscheds und der Schweizer, 1879; Bodmer, Denkschrift zu B. 200 Geburtstag, 1898; Braitmaier, B., 1898; Meissner Erich, B. als Parodist, 1904.

БОДН

БОДН Фредерик (Frederick Boden, 1903-) - английский поэт; с 13 лет и до настоящего времени работает как шахтер в Честерфильде. Первые стихотворения Б. были напечатаны в «New Leader» и др. газетах, вошли в антологию «Лучшие стихотворения 1926» и изданы в 1927 отдельным сборником - «Поэмы шахтера» (Pit-Head Poems). Поэт христианских настроений, Б. верен им в своих немногих стихотворениях на социальные темы, неоднократно обращаясь к Христу.

БОДХИСАТТВА

БОДХИСАТТВА - в буддийской терминологии обозначение того, кто предназначен получить полное знание (bodhi) и кто через известное число рождений достигнет состояния Буддхы (см. Будда). В повествовательной литературе буддизма мотив Б. имеет огромное значение, т. к. позволяет ввести в канон почти любую фабулу как историю одного из Б.

БОДЮЭН

БОДЮЭН Николя (Nicolas Beauduin, 1883-) - современный французский поэт. По выбору тем - последователь Уота Уитмена и Верхарна; самый яркий представитель литературного течения, именуемого «Пароксизм», представляющего собой вариант итальянского футуризма во французской литературе. Основные темы его творчества (сборник его стихов «La cité des hommes» - «Город человеческий», 1917) - город, промышленность, техника, наука, толпа. Рисуя промышленное общество, Б. не становится на классовую точку зрения, и если в его творчестве большое место занимают городские рабочие массы, то это только потому, что в уличной толпе они составляют большинство. Человеческая индивидуальность у Б. отодвинута на второй план; человек - это лишь частица толпы. Мир вещей живет своей самостоятельной и самодовлеющей жизнью, вторгаясь в человеческое «Я», которое слито воедино с улицами, городом и даже со всем мирозданием. Этот слитый воедино с космосом человек и является главной темой его книги стихов «Космогонический человек» (L’homme cosmogonique, 1922). «Сверхполитическая» поэзия Б. в первом своем периоде пользуется исключительно старыми формами рифмованного стиха. Это несоответствие между новым содержанием и старой формой побудило Б. в «манифесте», опубликованном под заглавием «О новой поэтической форме», наметить новую конструктивную форму, им однако пока не примененную в собственных произведениях.

Кроме уже упомянутых сборников стихов Б. принадлежат: «Дорога в гору» (1901), «Триумфы» (1904), «Сестра безмолвия».

Библиография:

Ма́ца И., Искусство современной Европы, М. - Л., 1926; Фриче В. М., Зап.-европейская литература XX в. в ее главнейших проявлениях, М. - Л., 1926; de Montfort E., Vingt-cinq ans de la littérature française, P., 1922.

БОЗДЕХ

БОЗДЕХ Эммануил (Bozdech, 1841-1889) - чешский писатель. Главные произведения: пьесы «Baron Gortz» (1871) и «Zkouska statnikova» и сборник новелл «Novelky» (1878).

БОЙД

БОЙД Эрнест (Ernest Boyde, 1882-) - современный американский критик и историк, гл. обр. новой ирландской литературы. Основные произведения: «Contemporary Drame of Ireland» (1917) и «Ireland’s Literary Renaissance» (N.-Y., 1916, 1923).

БОЙЕ

БОЙЕ Генрих-Христиан (Boie, 1744-1806) - немецкий критик, основатель геттингенского поэтического союза (см. Немецкая литература), один из редакторов геттингенского «Musenalmanach» (1770) и журнала «Deutsches Museum» и «Neues deutsches Museum» (1776-1791).

Библиография:

Weinhold, H. Chr. B., Beitrag zur Geschichte der deutschen Literatur im XVIII Jahrh., 1868.

БОЙЕЗЕН

БОЙЕЗЕН Яльмар (Hjamar Hjört Boyesen, 1848-1895) - норвежско-американский писатель. Из его историко-литературных работ известностью пользуется «Goethe and Schiller» (особенно в части, посвященной «Фаусту»), перевед. на многие европейские яз. Как романист Б. дебютировал романом «Gunnar» (1873); в дальнейшем написал сборники повестей и рассказов: «Tales from two hemispheres» (1875) и др.; часть его рассказов переведена на русск. яз. («Отечественные записки», 1880-1881, «Вестник Европы», 1895). Кроме того Б. принадлежат: роман «The Mammon of Unrighteausness», (1891), поэма «Idyls of Norway» (1883), драма «Alpine Rosey».

БОЙЕР

БОЙЕР (Johan Bojer, 1872-) - современный норвежский романист и драматург. Сын рабочего, детство и юность провел среди рыбаков (образ юноши рыбака Ларса Мюран в романе «Den Siste Vikingen», самоучки, добившегося высшего образования - автобиографичен). Дебютировал в печати в 1894 драмой «Мать». Его ранние вещи («Helga», 1895, «Et Volketog» - «Выступление народа», сказки «Hvide Fagle» - «Белые птицы», 1904, «Et pilgrimsgang» - «Паломничество», 1902, драмы «Olaf», 1897, «Theodora», 1902 и др.) написаны под влиянием символизма, с одной стороны, и Бьёрнсона - с другой. И в дальнейшем творчестве Б. заметны две струи: символизма и натурализма. Расцвет его творчества относится к 10-м годам текущего столетия; в настоящее время Б. пользуется всемирной известностью. С самого начала своей деятельности Б. уделяет большое внимание изображению той среды, откуда вышел; но он не стал патриотом-народником, подобно Бьёрнсону; аполитичный вначале, он вскоре выражает открыто свою солидарность с рабочим движением и социалистической партией («Vort Rige»). Б. стремится в своих произведениях отобразить психику рядовой, обыкновенной личности в ее действенности, в ее соприкосновении с другими людьми и вскрывает классовую сущность психики своих героев (ср. ниже). В связи с этой социально-психологической тенденцией, идущей от натурализма, у Б. чрезвычайно сильна этическая тенденция: внутренний смысл его символизма всегда социально-этический; индивидуалистический эстетизм Б. чужд. Альтруизм и культ труда - постоянные мотивы Б. Наиболее крупные из его романов - «Vort Rige» (Наше царство, 1908, русск. перев. - «Фиорды», сб. I) и «Den Siste Vikingen» (Последние викинги, 1918, русск. перев. под загл. «Северные герои», 1926) диаметрально противоположны по замыслу. В первом изображен богатый помещик Эрик Эвьё, терпящий неудачи во всех своих попытках «помощи ближнему»; всей своей филантропией он приносит только зло другим, потому что самые его альтруистические порывы - лишь удовлетворение его эгоистического стремления быть довольным собой; дух коллективизма остается совершенно чуждым ему, не преодолевшему психологии своего класса. В «Последних викингах» изображено недавнее еще прошлое - героические «походы» рыбаков к Лофотенским островам, в бурное море, за треской, на простых парусных лодках, походы, стоившие жизни многим из них. Возвращаясь в 1918 на родину, бывший рыбак (сам Б.) видит рыбаков, ставших наемными рабочими, моторные лодки, заменившие старые парусные, догнивающие на берегу. Отдельные психологические профили рыбаков очерчены Б. не менее мастерски, чем быт рыбачьего поселка. Оба романа представляют собою широкие полотна; центральные фигуры никогда не заслоняют собою другие. «Наше царство» проникнуто едкой иронией; Б. не пожалел яду для изображения Эрика Эвьё; как в изображении жизни крестьян в «Нашем царстве», так и во всей композиции «Последних викингов» он является прекрасным эпиком. Замысел первого глубоко трагичен; «Последние викинги» пронизаны героикой, натуралистические эпизоды только оттеняют ее; тон летописи, саги господствует в романе. Это - героика труда. Б. - один из лучших пейзажистов в скандинавской литературе. Как драматург Б. менее значителен. Его драмы - «Сила веры» (Troens magt, 1910, русск. перев. - «Фиорды», сб. II) и «Глазами любви» (1911) (русск. перев. - «Фиорды», сб. IV) - сентиментальны, слишком абстрактны, недостаточно оригинальны. В них сказывается влияние Ибсена («Пер-Гюнт», «Бранд»). Из прочих произведений Б. наиболее интересны романы: «Спасение в любви» (1910) (русск. перев. 1911 - стилизация под французский психологический роман), «Великий голод» (1916), «Эмигранты» (1925), «Человек под маской» (1926), «Дирендаль» (1927) (русск. перев).

Библиография:

Gade John, J. B. The Man and his Work, N. Y., 1920

БОЙНЕ

БОЙНЕ Джованни (Giovanni Boine, 1887-1922) - итальянский романист и критик, бывший футурист, перешедший к реализму. Его лучший роман - «Peccato» (1913), где Б. рисует молодое поколение итальянской провинции. Его статьи об искусстве изданы под заглавием «Frantumi seguiti da Plausi e Botte» (1918-1921).

Библиография:

Amoret G. V., G. B. e la letteratura italiana contemporanea, Bonn u. Lpz., 1922; Vossler K., Die neuesten Richtungen der italienischen Literatur, 1925.

БОЙТО

БОЙТО (Arrigo Boito, 1842-) - итальянский поэт, новеллист и композитор; во всех этих областях является ярким представителем веризма (см.). Его главные произведения: либретто к собственной опере «Мефистофель», сборник стихов «Libro dei versi», драма «Gioconda», поэма «Re Orso» (Король-медведь) и новеллы «Il Trapezio». Перевел либретто «Руслана и Людмилы» на итальянский яз.

Библиография:

Vossler K., Italienische Literatur der Gegenwart, 1914.

БОЙ-ЭД

БОЙ-ЭД Ида (Boy-Ed, 1852-) - немецкая писательница-романистка. Основные произведения: «Manner der Zeit» (1885); «Aus Tantalus Geschlecht» (1891); «Um Helena» (1901); «Ein koniglicher Kaufmann» (1910); «Ein Augenblick im Paradies», (1912); «Vor der Ehe» (1914) и монографии «Das Marthyrium der Charlotte von Stein» (1915); «Frau von Stael» (1922).

БОКАЧЧИО

БОКАЧЧИО - см. Бокаччо.

БОКАЧЧО

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОЛАЕВ

БОЛАЕВ - см. Кантемиров.

БОЛГАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОЛГАРСКИЙ ЯЗЫК

БОЛГАРСКИЙ ЯЗЫК принадлежит к южной группе славянских яз. (см.). Наименование болгар перешло к славянам от турецкого народа того же названия, к-рый в VII в. покорил славян, живших в сев.-вост. части Балканского полуострова и с течением времени ассимилировался с ними или с позднейшими поселениями турок (XV в.). Границы Б. Яз.: на севере - Дунай от устья реки Тимока до Черного моря, на востоке - Черное море, на юге - извилистая линия от окрестностей Константинополя до Салоник и на западе - линия от Салоник по Тимоку до Дуная. На этой территории, кроме болгар, живет турецкое или отуреченное население «потурченцы» (на сев.-вост. 50% всех жителей, на западе - 7%), греческое (на юге), албанское (в Македонии) и сербское (в пограничной с Югославией области). Значительные массы болгар-переселенцев живут также в Румынии (Добруджа) и на юге СССР (в Крыму между Алуштой и Феодосией и в Херсонском округе).

Б. Яз. изучается по современным болгарским говорам и литературным памятникам прошлого. Эти источники дают возможность выделить три главнейших эпохи в развитии письменного Б. Яз.: а) эпоху древнеболгарского яз. (IX-XI вв.), б) среднеболгарскую эпоху (XII-XV вв.) и в) эпоху новоболгарского яз. (XVI-XX вв.); памятники первой из них, дошедшие до нас в рукописях XI в. и отчасти конца X в., в свою очередь могут быть разделены на две группы: кирилло-мефодиевские переводы, сделанные на Солунском наречии в 60-80-х гг. IX в., и памятники последующего времени. Каждая из упомянутых эпох представлена рядом диалектов. На протяжении своей, засвидетельствованной в памятниках, истории Б. Яз. переживает ряд существенных изменений как в области фонетики, так и в области морфологии и синтаксиса.

Значительная часть фонетических изменений Б. Яз. очевидно была подготовлена его предшествующей фонетической эволюцией: таковы напр.: исчезновение особого звука «Сў», «смена юсов» (т. е. замена носового гласного, близкого к «О», носовым гласным, близким к «Е», и обратная замена); прояснение и удлинение или отпадение весьма кратких звуков «Ъ» и «Ь», исчезновение носовых гласных. Эта эволюция могла быть поддержана отсутствием данных звуков в яз. соседящих народов, с к-рыми болгары состояли в торговых и иных сношениях (в яз. семиградских и македонских болгар, живших изолированно, носовые гласные например сохранялись долго). Появление в Македонии XIV в. «К» и «Г» мягких, возможно, объясняется влиянием сербского яз., к-рый в связи с расширением сербского государства и усилением роли сербских феодалов сделался одно время общим литературным яз. болгар и сербов.

Коренные изменения в грамматическом строе Б. Яз., как исчезновение ряда падежных и глагольных форм, появление членных форм (форм с постпозитивным членом «ТЪ», «ТА», «ТО» и т. д.) и общий поворот к аналитическому строю яз. - в Б. Яз. XV-XVI вв. могут быть отчасти объяснены совпадением некоторых звуков, а следовательно и окончаний (напр. оконч. им. пад. ед. ч. ж. р. «А» с оконч. вин. п.). Другой причиной могло быть влияние соседящих яз., напр. влияние албанского, греческого и особенно румынского яз., в к-ром наблюдается та же картина. Влияния эти не были однако сильны, т. к. болгары этой эпохи, согласно историческим свидетельствам, именно с румынами были менее всего связаны; большее значение могло иметь зато влияние турецкого яз., но последнее, за исключением, пожалуй, распространенного в Б. Яз. суффикса «лар», сказалось почти исключительно в лексике. Наконец ускорению процесса разложения старого синтетического строя Б. Яз. и возникновению нового аналитического строя могла способствовать смена языка болгарских феодалов и духовенства языком народной массы. При завоевании Болгарии турками, боярство и духовенство были частью уничтожены, частью изгнаны, частью отуречены. В последующую эпоху турецкого владычества все классы Болгарии находились до известной степени в одинаково бесправном положении («райя»), что, при наличии преследования литературного Б. Яз., должно было выдвинуть на первое место яз. народной массы.

Последовательность культурных влияний отразилась и на лексике Б. Яз. Заимствование древнеболгарским яз. ряда слов производственного, экономического и религиозного порядка из греческого, латинского и германских языков вызывалось бедностью древнеболгарского языка, отражающего еще в значительной степени родовой быт, и необходимостью в процессе экономической и политической жизни договариваться с соседящими народами. С XV в. Б. Яз., в результате завоевания Болгарии турками, подвергся сильному воздействию со стороны турецкого яз.: в середине XIX в. из 30 000 болгарских слов - около 5 000 носило на себе следы турецкого происхождения; можно думать, что раньше процент заимствований был еще больше; в XVIII в. напр. в некоторых местностях Болгарии Б. Яз., теснимый турецким, окончательно вышел из употребления, а население забыло даже, что оно когда-то было болгарским. Среди массы турецких слов, проникающих в Б. Яз., следует отметить обозначения наиболее распространенных у турок орудий производства (стадо, жеребец, загон), экономических и общественных отношений (торговля, богач). Влияние греческого яз. по понятным причинам приносит с собой гл. обр. церковные термины и слова высокого тона. Русское влияние в словаре, начавшееся во второй половине XIX в., особенный размах приняло с начала XX в., в связи с появлением класса промышленной буржуазии и пролетариата и ростом классовых противоречий, когда Б. Яз. была усвоена русская или - через русский яз. - международная политическая терминология (этот процесс особенно усилился после Октябрьской революции в революционных и радикальных кругах).

Литературный новоболгарский яз. возник во второй половине XIX в. в связи с ослаблением Турецкой империи и растущей экономической и идеологической мощью болгарской торговой буржуазии, на основе восточных наречий, ибо в состав болгарского княжества входили гл. обр. восточно-болгарские говоры. С конца XIX в. в литературном Б. Яз. сказались перемены, сблизившие его с западными и македонскими наречиями. Это объясняется отчасти тем, что столица (София) лежит на западной окраине государства, где наблюдается переход от западных говоров к македонским, а отчасти - сознательной деятельностью софийских лингвистов. Некоторые позднейшие явления литературного Б. Яз., как вторичное появление причастия настоящего времени, объясняются, может быть, русским влиянием в Болгарии конца XIX в.

ГРАФИКА. В XVIII в. употреблявшаяся у болгар славянская кириллица, под влиянием русской реформы, была заменена русской гражданской азбукой. Выброшено было несколько лишних знаков «Р†», «Ы», «Э», «СІ», введен знак «СЄ» (юс большой). В 1920, в период прихода к власти земледельческого союза, партии революционно настроенной мелкой буржуазии, была произведена новая реформа, к-рая уничтожила «Сў», «СЄ» заменила через «Ъ» и отбросила «Ь» и «Ъ» там, где за ними не было звуков. Но после фашистского переворота в 1923 правительство снова декретировало старое правописание: в настоящее время только радикальные и революционные круги пользуются реформированным письмом.

Библиография:

Дювернуа А., Словарь Б. Яз., М., 1885-1889; Щепкин В., Учебник Б. Яз., М., 1909; Лавров П., Краткая грамматика Б. Яз., СПБ., 1910; Мичатек Л., Дифференциальный болгаро-русский словарь, СПБ., 1910; Селищев А., Очерки македонской диалектологии, т. I, Казань, 1918; Цонев Б., Хиля да години българска езикъ (ЛСЈтоп. на българск. книж. Дружество, IX, 1908); Его же, Увод в историята на българския език, «Сборник за народни умотворения», кн. 18; Теодоров А., Родопското нарСЈчие (сб. Ист.-филол. общ. при Харьк. унив., т. XV); Его же, ЗападнитСЈ Български говори (Периодическо Списание, кн. XIX и XX); Теодоров А., Към историята на българския език, Българския книжовен език и провопис (Периодическо Спис. XXXII-XXXIV); Oblak V, Macedonische Studien, Wien, 1896; Miletit Lj., Das Ostbulgarische, Wien, 1903; Weigand, Bulgarisch-Deutsches Wörterbuch, Lpz., 1913.

БОЛИНТИНЯНУ

БОЛИНТИНЯНУ Дмитрий (Bolintineanu, 1826-1872) - известный румынский поэт и публицист, зачинатель литературного направления, ориентировавшегося на Байрона и Ламартина, ввел историческую балладу в румынскую литературу.

Библиография:

Сб. стихов: Cantece si plangeri, 1852; Florile Busforului, 1865 (перев. автором на франц. яз. в 1866); Legende Nationale, 1858-1862; Собр. сочин. вышло в Бухаресте, 1877.

БОЛЛИАК ИЛИ БОЛЯК

БОЛЛИАК или БОЛЯК Цезарь (Boleacu, 1813-1881) - румынский писатель, автор первой румынской драмы «Matilda». Из других его произведений следует отметить сборник стихотворений «Nationale» (1852), в который вошла поэма «Domnutadar».

БОМАРШЕ

БОМАРШЕ Пьер Огюстен Карон (Pierre Augustin Caron de Beaumarchais, 1732-18/V 1799) - французский писатель. Сын часовщика, обучился часовому делу и в 20 лет сделал усовершенствования в часах. Знаменитый часовой мастер, к-рому он рассказал о своем изобретении, попытался присвоить его себе, но Б. возбудил процесс против него в Академии наук и выиграл дело. Благодаря этому он приобрел известность. Получив доступ в Версаль, отказался от своей профессии. В 1757 женился и прибавил к своей фамилии прозвище Бомарше. Музыкально одаренный, он занялся игрой на арфе и сделал некоторые усовершенствования в этом инструменте. Благодаря этому Б. стал преподавателем музыки у дочерей Людовика XV; живой и необыкновенно остроумный, он имел у них большой успех. Пользуясь своим положением, он оказал важную услугу крупному финансисту Пари-Дювернэ. В благодарность за это Пари-Дювернэ сделал Б. соучастником в своих финансовых предприятиях. Б. очень увлекся финансовыми спекуляциями. В то же время Б. получает важную должность, связанную с исполнением судейских функций. В 1764 он едет в Мадрид, где заставляет испанского литератора Клавиго, отказавшегося жениться на его сестре, написать заявление, в к-ром тот признает себя виновным в нарушении данного им слова. В Мадриде он пережил массу приключений. Один в чужой стране, окруженный врагами, Б. не растерялся; ему удалось проникнуть к министрам, к королю и добиться удаления своего противника от двора и лишения должности (эта история послужила сюжетом для пьесы Гёте «Клавиго»). В то же время он в Мадриде участвует в разных финансовых спекуляциях, придворных развлечениях и музыкальных упражнениях. Испанцы были в восхищении от его неистощимой веселости и богатства фантазии. По возвращении в Париж Б. дебютировал в 1767 пьесой «Евгенией», имевшей некоторый успех. В 1770 он выпустил драму «Два друга», которая не имела никакого успеха. В этом же году умер его покровитель Дювернэ; его наследники не только отказались выплатить долг Б., но обвинили последнего в обмане. В первой инстанции Б. выиграл дело, но во второй - проиграл. Согласно обычаю того времени, он перед разбором своего дела с наследниками Дювернэ посетил своих судей и поднес подарки жене докладчика по его делу, г-же Гезман. Но дело было решено не в его пользу; тогда г-жа Гезман вернула ему подарки за исключением 15 луидоров. Он воспользовался этим поводом, чтобы возбудить дело против своих судей. Судья обвинил его в свою очередь в клевете. Тогда Б. выпустил свои мемуары, где беспощадно обличались судебные порядки тогдашней Франции. Мемуары имели шумный успех и создали ему большую популярность. 26 февраля 1774 процесс окончился; судья Гезман лишился должности, а жена его и Б. получили «большой выговор». Но в 1776 Б. был восстановлен в правах, а в 1778 выиграл дело с наследниками Дювернэ. В 1775 был поставлен «Севильский цирюльник», в 1784 - «Женитьба Фигаро», в 1792 - «Виновная мать». С 1792 до 1796 ему пришлось скитаться по Европе; в 1796 он вернулся обратно в Париж, где и умер.

Из произведений Б. литературное значение имеют мемуары, «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро». Мемуары написаны с замечательным мастерством. Вольтер был от них в восторге. Б. сумел придать своему делу политическое значение. Одна мысль обратиться к публике была тогда чрезвычайно смелой; в мемуарах он раскрывает все язвы тогдашнего судопроизводства, показывает публике все стадии судопроизводства и вводит так. обр. принцип публичности в судебное дело. С литературой стороны мемуары Б. отличаются своими портретными характеристиками, которые читаются с захватывающим интересом.

В «Севильском цирюльнике» выводится в первый раз Фигаро, представляющий оригинальное создание Б. В нем много черт самого Б. Насмешливый, настойчивый, ловкий, неистощимый в запутывании и распутывании интриг, никогда не теряющийся и не унывающий, - он умеет находить выход из всякого положения. Он - центральная фигура. Так. обр. уже в этой комедии главное лицо - простой слуга, олицетворяющий собою третье сословие. Но полного расцвета комический талант Б. достигает в «Женитьбе Фигаро». В самом ее сюжете заключается насмешка над аристократией; простой слуга осмеливается оспаривать свою невесту у могущественного феодального владетеля; благодаря своей находчивости, ловкости и остроумию Фигаро выходит победителем. В пьесе подвергаются самым язвительным насмешкам целый ряд учреждений, совершающих злоупотребления; в ней осуждаются привилегии рождения, бесчестность фаворитов, продажи судебных должностей, бесстыдство адвокатов, жадность придворных, претензии дипломатов. Комедия эта написана Бомарше в чрезвычайно смелом стиле памфлета, но вместе с тем «Женитьба Фигаро» представляет собою завершение развития французской мещанской драмы. Для ее создания Б. воспользовался не только своим жизненным и литературным опытом. Теории Дидро, смех Рабле, социальная сатира Мольера, широкая картина нравов Лесажа, итальянская интрига, испанская причудливость - все эти моменты мы находим в «Женитьбе Фигаро». Она представляет собою синтез всех этих элементов и является кульминационным пунктом в развитии французского драматического искусства XVIII в. Успех ее был колоссальный; день первого представления «Женитьбы Фигаро» - 27 апреля 1784 - остался памятной датой в истории французской комедии. Она выдержала 68 представлений подряд. Комедия явилась как нельзя более своевременно, в годы, когда надвигалась революция. Публика была в восторге; никогда еще со сцены не раздавались такие дерзкие речи, направленные против существующих установлений. Наполеон говорил, что пьеса была «революцией в действии». Знаменитый монолог Фигаро, где он противопоставляет себя графу, «давшему себе труд» только родиться, выражал настроения поднимающейся буржуазии. «Женитьба Фигаро» оказала громадное влияние и на последующее развитие французского театра и приобрела популярность во всей Европе. Моцарт написал оперу на ее сюжет, Россини - на сюжет «Севильского цирюльника». Что касается «Виновной матери», то она представляет собою третью часть трилогии: в ней также представлен Фигаро, постаревший и ставший добродетельным. Он изобличает порок и помогает торжеству справедливости. Но особого художественного значения эта комедия не имеет.

Библиография:

Геттнер Г., История всеобщей литературы XVIII в., изд. 2-е, т. II, М., 1897; Иванов И., Политическая роль французского театра в связи с философией XVIII в., М., 1895; Галле (Hallays) Андре, Б., М., 1898; Веселовский А., Этюды и характеристики, М., 1903; Шахов А., Вольтер и его время, СПБ., 1907; Коган П. С., Очерки по истории зап.-европ. литературы, т. I, М. - П., 1923; de Loménie L., B. et son temps, II v., P., 1855; Bettelheim A., B., Frankfurt a/M., 1886; Lintilhac, B. et ses oeuvres. P., 1887; Brunetière F., Les époques du théâtre français (1636-1850), P., 1914; Réné Dalsème, La Vie de B., P., 1928.

БОМОН-ДЕ

БОМОН-де (Leprince de Beaumont, 1715-1774) - французская новеллистка, последовательница Перро (см.). Ее сказка «La Belle et la Bete» переведена на все языки (по-русски «Аленький цветочек»). Эта якобы детская сказка - памфлет против буржуазии, подражающей аристократам, оригинальная аналогия Мольеровским «Смешным жеманницам» (см. Мольер) в новелле XVIII в.

Библиография:

Сиповский В. В., Очерки из истории русского романа, СПБ., 1910, гл. VI; Furst R., Die Vorlaufer der modernen Novelle im XVIII Jahrhundert, 1897.

БОНЕР

БОНЕР Ульрик (Boner, или Bonerius, 1324-1349) - немецкий писатель, автор чрезвычайно популярной книги - «Edelstein», в к-рой собрано 100 басен. Этот сборник был первой книгой, напечатанной в Германии (Бамберг, 1461). Басни Б. изданы в «Fabeln aus den Zeiten der Minnesinger» Брайтингером (1757), Пфейфером в «Dichtungen des deutschen Mittelalters» (1844), т. IV, и Кюршнером в «Deutsche Nat. Lit.», т. XII.

БООТ

БООТ (August Ulrik Baat, 1853-) - шведский лирик. Сборники: «Vid allfarvag» (1885); «Marit Valkalla» (1887) и др. Ввел в поэзию древнескандинавские стихотворные формы.

Библиография:

Горн Ф. В., История скандинавской литературы, М., 1894, стр. 404 и след.

БОРДЖЕЗЕ

БОРДЖЕЗЕ (Giuseppe Antonio Borgese, 1881-) - один из виднейших критиков, историков культуры и романистов современной Италии. В своих критических и философских трудах - «La Nuova Germania» (1917), «La Vita e il Libro. Saggi di letteratura e coltura contemporanea» (1911-1913), Б. - сторонник Бенедетто Кроче (см.). Уже после войны 1914-1918 выступил как романист («Filippo Rube», 1921; «I vivi e i morti», 1923). По манере письма отчасти является последователем д’Аннунцио, от к-рого Б. однако отличается широким социально-философским охватом темы. В его романах выводится утонченный итальянский интеллигент послевоенного времени («Le Belle», 1917).

Библиография:

Tilgher A., Voci del Tempo, Roma, 1921; Prezzolini Giuseppe, La coltura italiana, 1923; Vosler K., Die Neuesten Richtungen der italienischen Literatur 1925, гл. о Б.

БОРДУЛЯК

БОРДУЛЯК Тимофий (1863-) - украинский писатель, галичанин, один из самых видных последователей И. Франко (см.). В его произведениях, в к-рых чувствуется влияние Мопассана (см.), изображается нищета галицийского села. Творчество Б. является переходным: оно на грани старой и новой эпохи в литературе и жизни. Б. предпочитает новеллу с отдельным эпизодом в сюжете, без «генеалогических» подробностей реалистически-бытовой повести. В небольшой новелле писатель дает глубокий психологический анализ. В то же время Б. прекрасно владеет сюжетом.

Библиография:

I. Сонеты Б. напечатаны в «Зорi» в 1890-1892. До 1892 его вещи можно найти в галицийских изданиях: «Батькiвщина», «Дiло», «Буковина». В 1892 выпущен сборник его рассказов во Львове. После этого Б. продолжал печатать и отдельными сборниками свои «оповiдання». На Украине (российской) Б. печатается с 90-х гг. Писал под псевдонимом Т. Б., Т. Бондаршин, Т. Ветлина.

II. О Б. написано несколько небольших очерков О. Маковеем (1898), С. Волохом (1900-1902) и др.

БОРЕЙ

БОРЕЙ - в греческой мифологии - бог бурного северного ветра, сын Астрея (звездного неба) и Эос (утренней зари).

БОРИСОГЛЕБСКИЙ

БОРИСОГЛЕБСКИЙ Михаил Вас. (1896-) - рабочий, беллетрист. Сотрудничал в альманахе «Ковш», «Красном журнале для всех» и др. По своим литературным симпатиям принадлежит к неоклассикам (см.).

Библиография:

I. Святая пыль. Л., 1925; Буга, Л., 1926; Джангыр-бей, Л., 1926; Топь, Л., 1927; Осколок, Рассказы, Л., 1927, и ряд других.

II. Писатели современной эпохи, т. I, М., 1928.

БОРНГЁГЕ

БОРНГЁГЕ Эдуард (Bornhöhe-Brunberg, 1862-1923) (литературный псевдоним Брунберга) - эстонский писатель. Б. получил немецкое среднее образование в гор. Ревеле и короткое время занимался в Юрьевском университете, был учителем. Литературную известность приобрел рано. Первый романтически-исторический рассказ «Tasuja» (Мститель), изображающий восстание крестьян-эстонцев в 1343 против немецких феодалов, завоевавших Прибалтику в начале XIII в., появился в печати в 1880. Рассказ этот, идеализирующий эстонцев и эстонское прошлое, проникнут националистически-освободительными идеями; он соответствовал идеалам эпохи хозяйственного подъема и национального пробуждения Эстонии, пользовался большим успехом и вызвал целый ряд подражаний. Последующие исторические романы Б.: «Борьба Виллу» (Vüllu võitlund, 1890), «Князь Гавриил» (Vüirst Gabriel, 1893) и др., хотя и были более тщательно отделаны, таким успехом уже не пользовались. Своими историческими рассказами Б. положил начало целой серии исторических романов. Большинство из них отображает покорение эстонцев немцами, крестьянские восстания против немецкого ига и проникнуто идеями национального освобождения (романы Я. Яря, А. Сааля и др.). Б. писал также рассказы на темы современной ему жизни; наиболее удачны: сб. рассказов «Tallina narrid ja narrikuid» (Ревельские дураки, 1892), рисующих жизнь городской мелкой буржуазии, и «Kuulouve narrid-faan Tatikas ja Salomon Vesi pruul» - рассказы, высмеивающие людей, считающих себя великими писателями или изобретателями. Б. занимался кроме того переводами (ему принадлежит сокращенный перевод Дон-Кихота на эстонский яз.).

Библиография:

Mohrfeld A., E. B., «Eesti kirjandus», 1924; Roose A., E. B., Loming, 1924; Kampmann M., Eesti kirjandusloo peajooned, II; Ridala V., Eesti kirjanduse ajalugu koolidele, II.

БОРОВИКОВСКИЙ

БОРОВИКОВСКИЙ Левко (1806-1889) - украинский писатель, родом из Полтавщины; окончил университет в Харькове, принадлежал к группе харьковских романтиков, находившихся под влиянием философии Шеллинга. Б. написал несколько лирических стихотворений, балладу «Маруся» (1829), сюжет к-рой заимствован у Бюргера (см.). Его «байки» являются украинизированными баснями польского баснописца Игнатия Красицкого и Крылова. Много перевел из Мицкевича («Крымские сонеты» и др.).

Предыдущая страница Следующая страница