Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "Б" (часть 8, "БОР"-"БРЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 8, "БОР"-"БРЕ")

БОРОЗДИН

БОРОЗДИН Александр Корнеевич (1863-1918) - профессор истории русской литературы Историко-филологического института и приват-доцент СПБ. университета; из дворян. Как литературовед Б. придерживался этически-публицистического метода. Его работы отличаются эклектическим, компилятивным характером, лишающим их самостоятельного научного значения.

Библиография:

Основные труды: Главные направления русской литературы XIX в., СПБ., 1898; Протопоп Аввакум, СПБ., 1898 и 1900; Очерки русского религиозного разномыслия, СПБ., 1905-1907; Лит. характеристики, изд. 2-е, 2 тт., СПБ. 1911; История русской литературы до XIX в., СПБ., 1911.

БОРХАРДТ

БОРХАРДТ Рудольф (Borchardt, 1877-) - современный немецкий поэт и драматург. Главные произведения: «Neue Gedichte» (1920), «Vermischte Gedichte» (1924).

БОРХЕРД

БОРХЕРД (Hans Heinrich Borcherdt) - современный немецкий филолог. В своей капитальной «Geschichte des Romans u. der Novelle in Deutschland» (Lpz., 1926) стоит на точке зрения формализма. Б. рассматривает историю жанра в связи с эпохами общей истории искусства (Барокко (см.), Рококо (см.), и т. д.).

БОРЭЛЬ

БОРЭЛЬ Пьер (Pierre, назыв. Petrus Borel, 1809-1859) - французский писатель, принадлежал к группе романтиков «Bousingots» (см. Французская литература), щеголявших своей извращенностью и экзотичностью. Б. - типичный представитель богемы.

Библиография:

I. Сборник стихов «Rhapsodies», 1832; новеллы «Champavert, contes immoraux» (Шампавер, безнравственные рассказы), 1833; роман «M-me Putiphar», 1839; политическая сатира «Comme quoi Napoleon na jamais existe» (Каким образом Наполеон никогда не существовал), 1836.

II. Данилин Ю., Богема, статья в журн. «На литературном посту», № 1, 1928; Marie P., P. B., 1922; Claretie J., P. B., le lycanthrope, 1865.

БОСКАН АЛЬМОГАВЕР

БОСКАН АЛЬМОГАВЕР Хуан (Juan Boscan Almogaver, прибл. 1500-1542) - испанский поэт, основатель «итальянской» поэтической школы, утвердившей на испанской почве ряд форм и приемов итальянской поэтики Ренессанса, как напр. одиннадцатисложный ямбический стих, октаву, канцону, терцину и пр. Автор многих сонетов, канцон, элегий, дидактических посланий, поэм - «Геро и Леандр», «Море любви», переводчик знаменитого трактата Кастильоне «Il Cortegiano».

Библиография:

I. Obras, ed. Knapp W., Madrid, 1875; Poesias, ed. de Castro A., «Biblioteca de autores espanoles», XXXII и XLII, Madrid.

II. Menendez y Pelayo, Antologia de poetas liricos castellanos, t. XIII, Madrid, 1908.

БОСТРОМ

БОСТРОМ А. (1854-1906) - писательница, мать писателя А. Н. Толстого (см.). В 1881 напечатан ее первый роман «Неугомонное сердце» (за подписью «А. Л. Толстая»), в 1886 - две повести из жизни провинциальной интеллигенции: «Изо дня в день» и «День Павла Егоровича» - под общим названием «Захолустье». В 1889, в журн. «Читальня народной школы» помещен ее первый рассказ для детей, под названием «Няньки». Под конец жизни Б. делается писательницей для детей по преимуществу. В 1893 вышло первое издание ее книги для маленьких - «Подружки», потом появились: «Два мирка», «Как Юра знакомится с жизнью животных» и «Сестра Верочка» (1904). Последние три произведения выдержали ряд изданий и долгое время считались лучшими для маленьких детей. Некоторые рассказы из этих книг перепечатываются и до сих пор в сборниках для детей младшего возраста. Б. писала в реалистическом духе об окружающем ребенка мире. «Подружка» - своего рода энциклопедия для дошкольного ребенка. В коротеньких эпизодах ему сообщаются сведения о полевых работах, о скотном дворе, об окружающей природе. Народническое мировоззрение отражается на тематике и тенденциях книжек Бостром. Среди детей в возрасте от 7 до 9 лет ее книжки сделались любимым чтением.

Библиография:

Рубакин Н., Критические заметки о литературе для народа, «Русское богатство», № 9, 1889, стр. 183.

БОСУЭЛ

БОСУЭЛ (James Boswell, 1740-1795) - английский писатель. Его значение в истории литературы основано на произведении «Life of Samuel Johnson» (1791) - биографии видного писателя XVIII в. Сэмьюэля Джонсона. Этот труд является образцом особого жанра художественной биографии («босуэллизм»), кропотливо подбирающей мелкие детали из жизни своего героя, и в то же время одним из важнейших историко-культурных документов XVIII века. Книга Б. издана последний раз в 1922, Нью-Йорк.

Библиография:

Mallory G., B., 1912; Tinker C. B., B., 1922.

БОТЕВ

БОТЕВ Христо (1848-1876) - болгарский поэт, не оставивший большого литературного наследства за свою двадцатидевятилетнюю жизнь, но замечательный тем, что дал образец концентрированного воплощения революционной идеи в художественной форме. Его стихи, равно как и его жизнь, характеризуются гармоническим слиянием таланта к революционной работе с талантом художественного творчества. В силу этого небольшое число (около 20) уцелевших стихов Ботева оказало на развитие болгарской литературы огромное влияние. Стихи Б. пользовались большой популярностью среди болгарского крестьянства: они выражали его революционные настроения.

Б. - сын народного учителя Ботю Петкова. Р. в местечке Калофере, успевшем откупиться от (экономического и национального) засилья и турок и греков. Б. Петков с энтузиазмом вел дело народного просвещения; на сыне сказалось раннее увлечение отца русской литературой и освободительным движением. В 1863 Петков отправляет сына в одесскую гимназию, где он больше занимается чтением Белинского, Чернышевского, Добролюбова и Писарева, чем уроками, а в свободное время ищет подпольных революционных связей. В апреле 1866, под впечатлением выстрела Каракозова, Б. бросает школу ради революции и уезжает из Одессы. После года скитаний, прибыв в Константинополь уже в качестве пропагандиста и агитатора, Б. печатает в журнале «Гайда» первое свое стихотворение «Моей матери», где яркая эмоциональная насыщенность соединяется с четкой идеей борьбы за свободу. В том же 1867 он становится редактором подпольного листка «Болгарин». Сильное влияние на Б. оказала встреча с Н. Нечаевым в 1868. Вступив в организацию «Молодая Болгария», Б. знакомится со взглядами Бакунина и с большим увлечением занимается вопросом о «панславянской революции». Рядовая революционная работа чередуется у него с литературой: он пишет статьи в «Будильнике». Ко времени сближения с Нечаевым относится знаменитое стихотворение Ботева «На прощанье»; замечательное по экспрессии и форме, оно выражает идею самоотречения революционного борца. Другое стихотворение «Он жив» воспевает погибшего борца Хаджи Димитру. Выражение идей Ботева мы видим в программе болгарского революционного меньшинства, стремившегося к социалистической революции: «мы причисляем болгарских буржуа к числу наших врагов и будем преследовать их всегда и везде». Свое убеждение, что в силу национального гнета болгарский народ является революционером, а в силу национального инстинкта - социалистом, Б. проводил в журнале «Дума» и в газете «Знамя». Рационализм и материализм Б. выражены в его стихотворении «Молитва». Около 1872 русские власти хлопотали об аресте Б., но Б., просидев 3 месяца в Фокшанской тюрьме в Румынии, был освобожден под денежное поручительство неизвестных болгар, раньше чем Россия сумела добиться его выдачи. Замечательна статья Б. этого времени о Парижской коммуне - «Смешной плач», где говорится о неизбежности коммунистической революции в Европе. В 1875 Б. нелегально выезжал в Россию для сбора денег на организацию революционных отрядов. По возвращении он стал во главе одного из этих революционных отрядов и в стычке с турецкой пехотой и черкесами был убит (1876) на горах у Коростенского моста.

Сочинения его собраны и изданы лишь в 1907, но задолго до этого издания его песни о героях «хайдути», о свободе, о лесах и реках Болгарии ходили по рукам в тысяче списков и распевались четниками.

Библиография:

I. Переводы стихотворений Б.: Кузминский К., Болгарский сборник, М., 1918.

II. Волков Е., Х. Б. (На заре балканского революционного коммунизма), Истпарт, М. - П., 1923; Страшимиров, Х. Б. како поэтъ и журналистъ, 1897; Иконимов Д., Материалы о чете Х. Б., Никополь, 1901; Миролюбов, Художественните мотивы у Б., Сб. «Мисъль», I, София, 1920; Пенев Б., Х. Б., «Златорог», I, кн. 5, София. 1920.

БОТТО

БОТТО Ян (Botto, 1829-1881) - словацкий поэт панславист, писавший в духе народной поэзии баллады и «думки». Наиболее значительное произведение: «Смерть Яношика» (1862) - лирико-эпическая поэма в 9 песнях. Собр. сочин. Б. издано «Чешско-словацкой библиотекой» (Knigovna chesko-slovenska, Прага, 1880).

Библиография:

Волчек Яр., История словацкой литературы, русск. перев., Киев, 1889.

БОУТЕНС

БОУТЕНС П. (P. C. Boutens, 1870-) - современный голландский поэт, сторонник неоклассицизма.

Библиография:

Verzen, 1898; Praeludium, 1902; Stemmen, 1907; обработка средневековой легенды о деве Марии - Beatrijs, 1908; Vergeten liedjes, 1910 и Carmina, 1912.

БОУШКА

БОУШКА Сигизмунд-Людвиг (Bouska, 1867-) - чешский поэт. Основные произведения: поэма «Dismas» (1894); три сборника стихотворений (1897 и 1903); беллетристика: «Vanoce» (1909); «Laska Aubanelova» (1898) и исследования о Верлене (1896); Метерлинке (1897); Шиллере (1888-1892). «Kritische Schriften» Б. изданы в 2 тт. (1913-1914).

БО ЦЗЮЙ-И

БО ЦЗЮЙ-И, по имени Ло Тянь (1772-1846) - китайский поэт и литератор, блестящий стилист; уроженец провинции Шань-си. В противоположность плеяде придворных поэтов, Б. писал на языке, приближающемся к простонародному и впервые вывел китайскую поэзию из узкого круга придворной аристократии. Б. поэт, к-рого знали все, - «его стихи были на устах пастухов», как говорит Юань Чжэнь в предисловии к собранию стихов Б. Б. - автор большого числа поэм, сатир (весьма ценившихся современниками) и других произведений, а также «Заповеди женщины». Из наиболее характерных для Б. пьес можно назвать: «Вечная печаль», «Лютня», «Посещение храма истины», «Пробуждение». Б. оказал сильное влияние и на японскую литературу (хэнанского периода).

Библиография:

Русск. перев. поэмы «Лютня» Ю. К. Шуцкого в «Антологии китайской лирики», М. - П., 1923.

БОЭЦИЙ

БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин (Boethius, прибл. 475-526) - римский писатель, философ и ученый. Пользовался особенной популярностью в средние века, когда его произведение - в особенности привлекавшее внимание своим аллегорическим обрамлением - «De consolatione philosophiae» (Об утешении философией) перелагалось в прозе и стихах почти на все народные яз. Зап. Европы. Одно из последних изданий - Lpz., 1871. Его жизнеописанию посвящен один из древнейших памятников романских литератур «Б.» (см. Провансальская литература).

Библиография:

Borgstedt K. F., De vita et scriptis B., 1842.

БОЯРДО

БОЯРДО граф ди-Скандьяно (Matteo Bojardo, 1434-1494) - итальянский поэт. Жил при дворе феррарских герцогов. Писал эклоги на латинском яз., на итальянском - сонеты и канцоны, подражал Петрарке (см.). Славу приобрел своей поэмой «Orlando innamorato» (Влюбленный Роланд). Б. смело нарушил установившуюся традицию, согласно к-рой суровый Роланд не мог быть влюбленным. Нарушая традицию, придворный поэт шел навстречу современной ему аристократической публике. Б. превратил грубоватых героев каролингского цикла в рыцарей Круглого стола и наделил их характерами придворных кавалеров с утонченной и изнеженной культурой, с стремлением к наслаждению. Содержание поэмы - бесконечные фантастические приключения отдельных рыцарей; в ней нет единого стержня. Несмотря на свои недостатки, поэма имела огромный успех, начиная тот жанр, который был доведен до совершенства продолжателем Боярдо - Ариосто (см.).

БРАГА

БРАГА Теофило (Braga, 1843-1924) - португальский историк литературы, поэт и видный политический деятель, один из основателей «коимбрской литературой школы». Лучшие из его поэтических произведений (см. Португальская литература) - сборники: «Tempestades sonoras» (1864); «Visao dos Tempos» (1864); «Torrentes» (1868). Из историко-литературных работ Б. наиболее значительна «Historia da litteratura portugueza» (1870-1881), 14 тт.

Библиография:

Teixeira Bastos, T. B. y sua obra, 1893.

БРАЖНЕВ

БРАЖНЕВ Е. (1885-) (псевдоним Евгения Андреевича Трифонова) - поэт и беллетрист, революционный деятель-коммунист, из казачьей семьи, служил техником. Отбыл 10 лет каторги, где начал писать стихи (1909-1910).

Библиография:

I. Пульс бытия, очерк, журн. «Творчество», № 3, 1919; Буйный хмель, М., 1922 (в эту же книгу вошла и поэма «Поход», изд. и отд., Благовещенск, 1922); Стучит рабочая кровь, ром., М., 1928; В дыму костров, хроника гражданской войны, М., 1926.

II. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, М., 1928.

БРАЙЭНТ

БРАЙЭНТ Вильям Коллен (William Cullen Bryant, 1794-1878) - американский поэт, сын врача. До Б. в Америке не было сколько-нибудь значительных поэтов. С Б. начинается американская поэзия; критики называют его «отцом американской поэзии». Первая поэма Б. «Эмбарго» - живая политическая сатира на Джефферсона, реакционная по своему характеру (1808). Б. стал известен после опубликования поэмы в белых стихах «Танатопсис», близкой по настроению к поэзии Мильтона (см.). «Танатопсис» - рассуждение в стихах о величии природы, о неизбежности смерти («каждый займет место в тихих залах смерти»). В первый том его поэм (Poems, 1821) включены также «Зеленая река», «Века» и «К морской птице». Поэт выражает в них свое недовольство обыденной жизнью и обычными занятиями («Зеленая река»). Обращаясь к природе, он, как всегда, вводит в описание полета птиц морально-рассудочные элементы («тот, кто от пояса к поясу, через безграничный небосклон ведет твой уверенный полет, тот верно направит мои стопы по длинному пути, который мне суждено пройти»). «Возвышенный моралист в стихах» - так определяют Б. американские критики. Проникнутая морализированием и религиозностью звучная поэзия Б. была характерна для пуританской Новой Англии с ее религиозной ортодоксальностью. К группе Б. принадлежат: Д. К. Полдинг, Ф. Г. Халлек, М. Г. Брукс, Л. Г. Сигурни - теперь с полным основанием забытые. Последующее поколение поэтов, вышедших из буржуазии, уже отрицательно относилось к отвлеченной рассудочной поэзии Б. (Б. - «голая и безмолвная ледяная скала, к-рая светит только благодаря отражению ночных лучей» - Лоуэль).

Библиография:

Thanatopsis, 1816; To a Waterfall, The Ages, 1816-1821; The fountain and other poems, 1842; Thirty poems, 1864; Letters of a traveller in Europe and America. Совместно с Гейем им написано: Library of poetry and songs и Popular history of the Haitea State.

БРАМ

БРАМ Отто (Brahm, 1856-1912) - немецкий историк литературы и режиссер. Основные труды по истории немецкой литературы: «Das deutsche Ritterdrama des 18 Jahrhunderts» (1880); «Heinrich von Kleist» (1884-1911); «Gottfried Keller» (1883); «H. Ibsen» (1884); «Schiller» (1888-1892); «Karl Stauffer-Bern» (1892, 1902).

БРАМА, БРАХМА

БРАМА, точнее БРАХМА (brahman, им. пад. brahma) - одно из трех важнейших божеств индийской мифологии. Первоначально (в «Ведах») - персонификация чудодейственной силы молитвы (brahman) и могущества обладателя этой молитвы - старейшего жреца, Б. становится в пантеистической философии «Упанишад» обозначением мировой души, безличной, лишенной всех качеств и действий мировой субстанции. В эпосе Б. - творец и вседержитель мира, отец богов и людей, сотворивший небо и землю из золотого яйца. С Вишну и Шивой он образует божественное триединство, в к-ром Б. поручено созидание миров.

БРАНДЕС Г.

БРАНДЕС Георг (Georg Brandes, 1842-1927) - датский критик, историк литературы и публицист. Р. в Копенгагене, где окончил университет в 1864, изучал сначала право, потом «посвятил свои силы исключительно философии и эстетике» (из автобиографии Б.), изучал Гегеля, потом Фейербаха, дальше к-рого в своих философских взглядах не пошел. С 1870 получил звание доктора за сочинение по эстетике, путешествовал по Европе, где познакомился с Миллем (сочинение к-рого «О подчинении женщины» до этого перевел на датский яз.) и с Тэном (см.), последователем к-рого он себя считал; в 1871 читал в Копенгагенском университете курс лекций, потом изданный в 4 тт. под названием «Главнейшие течения европейской литературы XIX в.» (точнее, первой половины XIX в.), переведенный на немецкий и русский яз. Лекции имели шумный успех; направленные косвенно против датской реакции, они вызвали со стороны правых обвинение против него в потрясении «основ семейных и государственных». Агитация против Б. реакционных партий имела своим последствием, что в 1876 он был забаллотирован как профессор литературы при Копенгагенском университете. Бросив в лицо своим противникам памфлет «Моим врагам», Б. уехал в Германию, где написал 5-й т. своих «Главнейших течений». Вернувшись в конце 80-х гг. в Копенгаген, Б. открыл частный курс о датской литературе, чтение к-рого превратилось в его триумф. К этому времени относится поворот Б. от либерализма к философии Ницше, к-рого он пропагандировал в своих лекциях (повлияв между прочим на Стриндберга (см.) как автора «Чандала» и «На шхерах»). Своими статьями и публичными выступлениями Б. оказывал значительное влияние на новейшую скандинавскую литературу. Считая себя учеником Тэна, Б., поняв, что последовательный тэнизм приводит к построению истории литературы без авторов, вернулся назад к Сент-Бёву (см.). Описывая метод последнего, Б. характеризует свой собственный литературоведческий метод: «Сент-Бёв доходил при разборе произведений до самого их возникновения (!): за лоскутком бумаги он открывает человека. Он научал современников и последующие поколения сознавать, что мы еще не знаем ни одного произведения прошлого, пока нам не удалось уяснить себе душевное состояние, из к-рого оно возникло, и составить себе представление о личности, оставившей нам его». Таков и метод Б., портретно-биографический, с привлечением историко-культурных фактов как фона для психо-биографической конструкции писателя. Один из его критиков правильно отмечает: «Более всего Б. интересуется личностью того или иного деятеля, а на общий характер и условия эпохи обращает внимание лишь настолько, насколько они нужны ему для объяснения психических особенностей этой личности. Для него литературу составляют не книги, а живые люди, не сочинения, а их авторы». В таком психологически-портретном стиле выдержаны не только его монографии о Шекспире, Гёте, Дизраэли, Киркегоре, Вольтере и др., но даже в конечном счете и его «Главнейшие течения». В особенности характерен в этом отношении его труд о Шекспире, написанный с целью дать на основании произведений картину психической жизни и развития поэта, к-рым он считает актера из Стрэтфорда, внешняя и внутренняя жизнь к-рого по иным документам нам совершенно неизвестна. Портретно-био-психологический метод Б. переплетается у него с публицистическим подходом к толкованию писательского творчества, в особенности в «Главнейших течениях», где он выступал убежденным ратоборцем за идеалы либерализма, слегка окрашенные в радикальный цвет. Портретист, публицист, Б. вместе с тем по своим приемам изложения и письма - художник больше, чем ученый: блестящий словесный стиль, склонность к сравнениям, к лирическим отступлениям, к автобиографическим экскурсам и т. д. - таковы характерные черты его письма. Кроме указанных выше капитальных трудов, Б. написал множество статей о всех почти скандинавских авторах, а также о многих французских, немецких и русских писателях (о Тургеневе, Достоевском, Толстом, Горьком). В конце 80-х гг. Б. - почетный член Общества любителей российской словесности - был в Петербурге и в Москве, где читал лекции (между прочим о Тэне). Против русского царизма с его погромной политикой Б. направил книгу, в царской России не допущенную. На исходе войны 1914-1918 Б. подписал известный манифест «Clarté». В послевоенную эпоху выступил критиком версальского договора и защитником Советской России.

Библиография:

I. На русск. яз. собр. сочин. Б. в 20 тт. было предпринято в 1906-1914 в Петербурге; издание его сочин., предпринятое Фуксом в 1902, в 12 тт., (ред. Лучицкой) искажено цензурой. Автобиография Б. (в сокращенном виде) - в «Русской мысли», № 8, 1907.

II. Соловьев Е. (Андреевич), Предисловие к «Литературе XIX в. в ее главнейших течениях», изд. Павленкова, СПБ., 1895; Hansson O., Das junge Skandinavien, Dresden, 1891.

БРАНДЕС К.-Э.-К.

БРАНДЕС Карл-Эдвард-Коген (Karl Edward Cohen Brandes, 1847-) - датский писатель, младший брат знаменитого Георга Брандеса. Известен драмами: «Gyngende Grund» (1882); «Et Besog» (1882) и др. Б. - натуралист.

БРАНТ

БРАНТ Себастиан (Sebastian Brant, 1457–1521) — немецкий гуманист. С 1489 — доктор прав в Базеле. С 1501 — городской секретарь (канцлер) Страсбурга. Автор многочисленных научных, публицистических и поэтических произведений на немецком и латинском яз. В наши дни художественную ценность сохранило только одно его произведение — это знаменитый «Корабль глупцов» («Das Narrenschiff», Базель, 1494), сатирико-дидактическая сюита в стихах. Б. избрана типичная для эпохи позднего средневековья и немецкого Ренессанса форма обзора (ср. многочисленные «зеркала» — «Speculum», популярные «Orbis pictus», у Г. Сакса, напр., обзор замечательных рек, Амман — обзор сословий и пр.). В «Корабле глупцов» дан пестрый парад пороков. Глупцы садятся на корабль, чтобы ехать в Паррагонию (страну глупости). Идет поочередная характеристика глупцов, словесную характеристику подкрепляют ксилографии, исполненные по рисункам Б. Автор яркими красками рисует картину жизни кануна Реформации: «Здесь показаны деяния мира», «Так живет мир во мраке ночи, слепо погрязая в грехах: все улицы и проулки полны глупцами». Галлерея глупцов разнообразна: традиционные маски — злые женщины, болтуны, лицемеры и пр. Бытовой план: танцомания, грубость (grobian) и др. Однако с особой ясностью вскрывается социальная (бюргерская) природа автора в главах о промышляющих разбоем дворянах и князьях, предающих империю. Б., как и другие крупные буржуазные мыслители того времени, скорбит о гибели единой Римской империи, удручен ростом партикуляризма, затрудняющего нормальное течение хозяйственной жизни страны («я умоляю вас, господа, малые и большие, подумать об общем благе»). Главы о духовенстве рисуют традиционный образ монаха-тунеядца, живущего трудом ближнего. Впрочем, реформационные настроения не свойственны Б., хотя он и ожидает неминуемого взрыва («кораблик св. Петра сильно качается, я боюсь, как бы он не пошел ко дну, волны с силой бьют в него, будет большая буря и много горя»). Грядущие потрясения олицетворяются для него приходом Антихриста. Когда реформация стала фактом — Б. не принял ее.

«Корабль глупцов» имел огромный успех, он был переведен на иностранные яз., в том числе на латинский и породил целую лит-ру подражаний — т. наз. Narrenlitteratur.

Библиография: Лучшие изд. «Корабля глупцов»: Zarncke F. (с другими соч. Б.), 1854; Его же, Zur Vorgeschichte des «Narrenscbiffs», Lpz., 1868–1871, 2 Hefte; Goedeke [1872] в «Deutsche Dichter des XVI Jhnt.», B. 7; Simrock (с ксилографиями), 1872 (перевод на новый немецкий яз.); Schmidt Ch., Histoire litteraire de l’Alsace, т. I, P., 1879; Robertag [1889]; Weissmann W., Der Meister der bergmannschen Offizin, 1896; Flugblatter B., Hug von Heitz P., Strassburg, 1915.

БРАНТОМ ДЕ-БУРДЕЛЬ

БРАНТОМ де-БУРДЕЛЬ Пьер (Brantome, ок. 1527-1614) - французский писатель-мемуарист. Главные произведения: «Vies des hommes illustres et grands capitaines»; «Vies des dames illustres»; «Vies des dames galantes»; «Anecdotes de la cour de France, touchant les duels»; «Serments et jurements des Espagnols».

БРАТЕСКУ-ВОЙНЕШТИ

БРАТЕСКУ-ВОЙНЕШТИ (Bratescu-Voinesti) - румынский писатель-реалист. Начал печататься в «Contimparanal». В 1903 выпустил первую книгу рассказов и очерков. Адвокат по профессии, делец и член буржуазной партии, Б. прекрасно знает психологию буржуа. Война 1914-1918 с ее ужасами и последствиями нашла в нем строгого обличителя; но выхода из капиталистического лабиринта он не увидел. Его «социальный этюд» «In slujba pecii» (За мир) остается только интересным пацифистским документом.

Библиография:

Nuvele si Sclite, Bucuresti, 1903; In lumea drepttii, Jasi, 1908; Lutuneric si lumina, Jasi, 1912; In slujba pecii, Bucuresti, 1918.

БРАУН В.

БРАУН (William Browne, 1590-1645) - английский поэт. Первая часть его «Британских пасторалей» вышла в 1613, а последняя - третья - была издана только в 1852. Долгое время ее считали утерянной. Английский пейзаж и натюрморт Б. до сих пор считаются не превзойденными; даже Мильтона (см.) упрекали в заимствовании из «Британских пасторалей» Б. Сочин. Б. изданы в последний раз в 1868.

БРАУН Л.

БРАУН Лили (Lily Braun, 1865-1916) - немецкая писательница, дочь генерала фон Кречмана, жена социал-оппортуниста Генрика Брауна. Порвав еще в юности со своей семьей и окружающей аристократической средой, Б. становится вместе со своим первым мужем (проф. Гижицкий) во главе так наз. этического движения, основывает «Общество этической культуры» и выступает в литературе ярой поборницей женских прав. В 90-х гг. Б. примыкает к социал-демократической партии которая была для нее не политической организацией, а культурнической, ставящей своей целью не классовую борьбу, а культурное обновление Германии. В партии Б. примыкает к самому правому ее крылу. Она издает вместе с Генриком Б. реформистский журнал «Die neue Gesellschaft». Но вскоре становится правее самых правых реформистов и окончательно отходит от политической жизни. Шаткость ее идеологической позиции в полной мере обнаружилась в ее «Искателях жизни» (1907) и особенно в «Мемуарах социалистки» (1909-1911), в которых она пытается «дополнить» Маркса ревизионистскими идеями Бернштейна и моральной проповедью Ницше; выпады ее здесь же против политических противников производят впечатление глубокой идеологической и политической беспомощности. Насквозь проникнутые духом ревизионизма, «Мемуары» вызвали многочисленные нападки соц.-дем. печати.

Стараясь придать своим суждениям убедительность, писательница часто прибегает в «Искателях жизни» и «Мемуарах» к риторике. Это вносит некоторую фальшь в изложение и портит богатый, образный яз. Б.

Гораздо больше ей удались культурно-бытовые зарисовки старой Германии в нашумевшем романе «В тени титанов» (1908), где писательница изображает культурную жизнь в Веймаре времен Гёте. Главным действующим лицом является бабушка писательницы - незаконнорожденная дочь Жерома Бонапарта. Спокойный повествовательный тон, некоторая идеализация действующих лиц и сама форма этого произведения, представляющего нечто среднее между мемуарами и романом, ярко передают жизнь тогдашнего немецкого общества с ее размеренностью в переживаниях и мыслях.

В другом стилизованном романе Б. - «Любовные письма маркизы», дана удачная характеристика высших слоев дворянства накануне Великой французской революции.

Библиография:

I. На русск. яз. переведены: «В тени титанов», «Любовные письма маркизы», «Мемуары социалистки» (2 тт.). Соч. Б. на немецком яз.: «Aus Goethes Fremdenkreisen», 1892; «Die neue Frau in der Dichtung», Stuttgart, 1896; «Im Schatten der Titanen», Braunschweig, 1908; «Memoiren einer Sozialistin», München, 2 Bd., 1907-1911; «Die Liebesbriefe der Marquise», München, 1912; «Lebenssucher», München, 1917; Полное собрание сочинений издано в 5 томах, «Gesammelte Werke», Berlin, 1923.

II. Единственной, достойной упоминания работой о Б. является монография Julie Braun-Vogelstein, Lily B., B. - Lpz.

БРАУН М.

БРАУН Мечислав (Braun, 1902-) - современный польский поэт, сотрудник журнала «Skamander». Основные произведения: сборник «Rzemiosu», где между прочим Б. дал цикл, посвященный отдельным профессиям, как то: «Szewc» (Сапожник), «Krawiec» (Портной), «Piekarz» (Булочник), «Zegarmistrz» (Часовщик) и т. п.; политический гротеск «Bombardowanie Europy», «Nowa scena robotnicza» (1923). Б. переводил Маяковского, Есенина и др.

БРАХИКАТАЛЕКТИЧЕСКИЙ СТИХ

БРАХИКАТАЛЕКТИЧЕСКИЙ СТИХ - стих, усеченный на стопу по сравнению с предыдущим, напр.: «До рассвета поднявшись, коня оседлал знаменитый Смальгольмский барон» - второй стих короче.

БРАХИКОЛОН

БРАХИКОЛОН - короткочленное стихотворение, каждая строка к-рого состоит из одного слога, напр.:

ГолБесШелВ лес.

ВдругСтоп.ЖукВ лоб.

БесРад:ВлезВ ад.

БРАХИТ

БРАХИТ - античный метр, образуемый одним кратким словом. В русском стихосложении невозможен.

БРАХИХОРЕЙ

БРАХИХОРЕЙ - античный метр - хорей, предшествуемый кратким слогом (брахий). В русском стихосложении - амфибрахий.

БРАХМАНЫ

БРАХМАНЫ - древнейшая форма индийской прозаической литературы, толкования ритуала предписанных ведами жертвоприношений. Культурно-исторический памятник огромной важности, Б. представляют известный интерес и для литературоведения. стилистически - как образец древнейшей индийской прозы, сюжетно - как собрание множества мифов (космогонические мифы, миф о потопе, миф о жертвоприношении отцом сына и т. д.), часто являющихся достоянием мировой литературы.

Библиография:

Англ. перев.: Aitareya-B., Haug M., Bomb., 1863; Aitareya-B. a. Kausitaki-B., Keith A. B., Harward Orient. Series, 25; сatapatha-B., Eggeling J., Sacr. Books of the East, vv. 12, 26, 41, 43, 44; нем. перев.: Jaiminiya-B., Caland W., Verh. d. Ak. v. Wet. H., Amsterdam, XIX; Oldenberg H., Zur Geschichte der altindischen Prosa, 1919.

БРАХФОГЕЛЬ

БРАХФОГЕЛЬ Альберт Эмиль (Brachfogel, 1824-1878) - немецкий драматург и романист. Из пьес его пользовались большим успехом: трагедия «Narziss» (1857, 1878; русск. перев. 1858); мелодрама «Der Sohn des Wucherers» (1863). Б. известен как мастер театральной техники.

Библиография:

I. Friedmann Bach, 1858; Benoni, 1860; Beaumarchais, 1865 (переделан в пьесу под названием «Die Harfenschule»); William Hogarth, 1866 (русск. перев. СПБ., 1868); Собр. избр. произв. Б., - 1873; более полное изд. - 1879-1883.

II. Mittelmann, A. B. und seine Dramen, 1910.

БРАЧЧОЛИНИ

БРАЧЧОЛИНИ - см. Поджьо.

БРЕВИАРИЙ

БРЕВИАРИЙ (Breviarium) - первоначально конспект, впоследствии - римско-католический молитвенник на латинском языке, содержащий псалмы, отрывки из священного писания отцов церкви, жития святых, гимны и др. С XVI в. эти молитвенники стали обязательными для всех католиков.

БРЁГЕР

БШГЕР Карл (Karl Bröger, 1886-) - немецкий писатель. Вместе с Г. Лершем (см.) и М. Бартелем (см.) Б. является признанным соц.-дем. рабочим поэтом. Б. вышел из пролетарской среды, но мещанское болото его засосало, и теперь он может быть назван образцом «прирученного» рабочего поэта, изменившего своему классу. Б. начал свою литературную деятельность талантливой книжкой стихов «Поющий город» (Die singende Stadt), позволявшей возлагать надежды на молодого поэта-рабочего. Но уже эпоха войны 1914-1918 показала, что Б. был отравлен ядом шовинизма. Книга военных стихов Б. «Приятель, иди с нами» (Kamerad, als wir marschiert) насквозь патриотична (недаром Бетман-Гольвег цитировал стихи Б. в рейхстаге для поднятия патриотического настроения при голосовании военных кредитов). Вышедшая после войны книга стихов Б. «Пламя» (Die Flamme) представляет собой набор сентиментальных рассуждений на тему о братстве и гуманизме, о новом человечестве, возникающем на кровавых полях войны. Сборник «Звучат наши улицы» (Unsere Strassen klingen, 1923) - лирика, совершенно освобожденная от социальных мотивов. «Прирученный» поэт исключает из своей творческой программы не только революционное, но и просто социальное содержание и превращается в пустого, сентиментального версификатора. Патриотические настроения продолжают владеть им. С особой пышностью они расцветают в сборнике «Германия» (Deutschland, Ein lyrischer Gang in drei Kreisen, 1925). В автобиографическом романе «Герой в тени» (Der Held im Schatten) Б. описывает свой жизненный путь с некоторой слащавостью, но откровенно. Эта книга является интереснейшим документом, раскрывающим психологию пролетария, одолеваемого мещанством. Одна книга Б. посвящена Советской России, это - «Смерть на Волге» (Tod an der Wolga), написанная в результате поездки автора в Поволжье, в исторический год голода.

Библиография:

Soergel A., Im Banne des Expressionismus, Lpz., 1926.

БРЕДЕН ХРИСТИНА

БРЕДЕН ХРИСТИНА - см. Кристен Ада.

БРЕЙТБУРГ

БРЕЙТБУРГ Семен Моисеевич (1899-) - литературовед, изучающий творчество Льва Толстого (см.), нештатный преподаватель I МГУ. Комментировал юбилейные сборники, выпущенные издательством Ком. академии: «Ленин и Толстой» (М., 1928) и «Плеханов и Толстой» (М., 1928). Ряд публикаций - в «Русском современнике», «Атенее» и др.

Библиография:

Писатели современной эпохи, т. I, М., 1929.

БРЕЙТИНГЕР

БРЕЙТИНГЕР Иоганн-Якоб (Breitinger, 1701-1776) - швейцарский писатель, автор эстетической теории, по к-рой задачей художника является сочетание элементов фантастики и реальности. Главное произведение: «Kritische Dichtkunst» (Цюрих, 1740). Б. совместно с Бодмером издавал произведения средневековых поэтов («Manessesche Sammlung», «Thesaurus helveticus») и ежедневную газету «Diskurse der Maler», в к-рой ратовал против французских влияний в швейцарской литературе.

Библиография:

Braitmaier, Geschichte der Poetischen Theorie und Kritik von den «Diskursen der Maler» bis zu Lessing. 1888-1889.

БРЕМЕР

БРЕМЕР Фредрика (Bremer, 1801-1865) - шведская писательница-феминистка. Главные произведения: романы из семейной жизни: «Grannarne» (1837); «Hemmet» (1839); «Hertha eller en sjals historia» (1856); «Fader och Dotter» (Отец и дочь) (1858) и др. В 50-60-х гг. сочинения Б. переводились на разные яз., в том числе и на русский («Соседи», «Понедельничные рассказы», «Семейство Г***»).

Библиография:

История зап. литературы XIX в., Под редакцией проф. Ф. Д. Батюшкова, т. III, кн. XI, М., 1914; Горн Ф., История скандинавской литературы, М., 1894.

БРЕНЕР

БРЕНЕР Иосиф Хаим (1881-1921) - еврейский писатель (на древнееврейском яз.). Одно время редактировал в Гомеле орган «Бунда», затем отдалился от еврейского рабочего движения; увлекался пессимистической философией Шопенгауера, Гартмана и учением Ницше. Был одно время последователем Толстого; стремился к созданию еврейской колонии на коммунистических началах. В 1905 издавал в Лондоне ежемесячник «Гамъойрер», в к-ром призывал к борьбе за «высшие» ценности еврейской культуры. С 1908 жил в Палестине; там он снова приблизился в еврейскому рабочему движению, участвуя во всех рабочих изданиях на древнееврейском яз.; убит арабами во время погрома в Яффе. - Б. - поэт прогрессирующего социального расслоения еврейства начала XX в., один из наиболее значительных реалистов новой гебраистской литературы и мастер тонкого психологического анализа. Произведения его проникнуты глубоким пессимизмом. Страстное искание точки опоры сочеталось у Б. с культом «страны Израиля», несмотря на то, что по своему мироощущению он был чужд национальной замкнутости. Из его произведений наиболее ценны романы «Вокруг точки» (перев. на еврейский яз. («идиш») - «Arum a pintele», Берлин, 1923) и «Бахейреф». Б. писал и на «идиш» (рассказы и статьи, рассеянные по разным изданиям в Англии, Америке и Галиции). Его сочинения на древнееврейском яз. изданы Штибелем.

Библиография:

Ш. Н., «Judische Welt», VI, 1914; Бал-Махшовес, «Judische Stime», 520, Ковно; Рейзен А., «Zukunft», VI, 1921; Номберг Х., Dos buch feljetonen.

БРЕНТАНО

БРЕНТАНО Клеменс (Clemens Brentano, 1778-1842) - наиболее яркий и значительный представитель второго поколения немецких романтиков (см. Немецкая литература). Уже в годы юности, находясь еще всецело под обаянием иенских романтиков (см. Романтизм), Б. претворяет полученные от них художественные формы. Правда, герои его романа «Godwi» (1801-1802) и комедии «Ponce de Leon» (1804) напоминает героев Тика (см.), но уже в «Godwi» он пародийно разрушает форму иенских романтиков; вместе с тем Брентано вводит новый, неизвестный последним, мотив любви-муки, «радости-страдания». Эта тема поруганной любви, любви к падшей женщине, находит себе выражение в ряде баллад; некоторые из них («Treulieb», «Lieb Mädel») принадлежат к лучшим произведениям немецкой лирики; на ту же тему написана и трагедия «Aloys und lsnelde» (1811); мотив «радости-муки» объективируется в опере «Die lustigen Musikanten», с центральной трагической песней «веселых» музыкантов; внутренняя антитетичность темы отражается стилистически в pointe’ах конца. Она связана с личным переживанием - с любовью Б. к Софии Меро (1761-1806), его первой жене. На оформлении этой темы заметно влияние народной песни, техникой к-рой Б. овладел еще до издания «Des Knaben Wunderhorn» (о последнем см. Арним). Наряду с метром, влияние народной песни сказывается особенно на выборе цветовых эпитетов у Б.; к приему синкретизма ощущений, типичному для старшей романтики, Б. прибегает только пародийно, как напр. в «Чудесной истории часовщика Богс», написанной в сотрудничестве с Герресом (1807). Сатира против филистерства дана здесь не в чистом виде, как в позднейшем quasi-научном трактате «Die Philister vor, in und nach der Geschichte» (1811), а с романтическими видениями, выражающими новый мотив губительного соблазна красоты, любви к Лорелее. Мотивы соблазна, покаяния и отречения от мира являются темой новых поэтических произведений, порой соединяясь и обостряя тему - «радости-страдания». Брентано долгие годы скитался по Германии (1806-1816) и в художественном отношении это было далеко не бесплодно. Национально-историческое направление, любовь к идеализованному средневековью с его «смиренной простодушной верой» находит себе выражение в «Aus der Chronika eines fahrenden Schülers» (1818); в архаизированном наивном сказе этой повести Б. сумел обуздать свое причудливое воображение. В одном реалистическом тоне выдержана бытовая новелла «Geschichte vom braven Kasperl und vom schönen Annerl» (1817); введение жутких народных поверий о жаждущем крови мече палача мотивировано здесь личностью рассказчицы - старухи-крестьянки. Зато причудливая фантазия Б., яркость экзотики, безумная веселость его юмора раскрываются в новелле «Die mehreren Wehmüller und ungarische Nationalgesichter» (1817). Наконец в своих сказках (1805-1811) Б. дает образцы иронической фантастики, невозможной и в то же время логически последовательной, к-рой соответствует виртуозность сказа, доведенного до звукописания почти каждого изображаемого предмета. Мотив отречения звучит однако все яснее в творчестве поэта; он становится основным в «Romanzen vom Rosenkranz», где путем отречения искупают грех земной жизни три девы - три символических розы: белая земная, алая небесная и золотая роза искусства; здесь Б. предает проклятию, в лице чернокнижника Апоне, идеологию романтизма, философию Шеллинга и Шлегеля (см.). Еще один шаг - отказ от личного счастья, от любви к Луизе Гензель (1817), переносит тему отречения из поэзии в жизнь Б. В Дюльмене, вернувшись к католичеству, поэт записывает «откровения», ясновидящей монахини Екатерины Эммерих (1818-1823); его поэзия подчиняется задачам католической пропаганды.

Библиография:

I. Полное собр. сочин. Под редакцией Schüddekopf K., в 18 тт., München, 1910; Избр. сочин. издавались много раз; первое собр. сочин. изд. Brentano Christ., 9 тт., Frankfurt a/M., 1852-1855; отдельные произв. издавались Görres’ом, Prietz, Amiung и др.

II. Помимо общих трудов по романтике: Жирмунский В., Религиозное отречение в истории романтизма, П., 1919; Diel J. B., C. B., 2 Bde, Freiburg, 1877; Steig R., Achim v. Arnim und C. B., Stuttgart, 1894; Kerr A., Godwi, Berlin, 1898; Roethe G., B.’s Ponce de Leon, Berlin, 1901; Schellborg W., Untersuchung des Märchens «Gockel, Hinkel und Gackeleia», Münst., 1903; Amelung H., Briefwechsel zwischen B. und Sophie Mereau, 2 Bde Lpz., 1908; Schubert K., B.’s weltliche Lyrik, Breslau, 1910; Steig R., B. und die Brüder Grimm, Stuttgart, 1914.

БРЕТ-ГАРТ

БРЕТ-ГАРТ Фрэнсис (Francis Bret Hart, 1839-1902) - северо-американский писатель и поэт. Р. в городке Албании штата Нью-Йорк, где отец его был преподавателем греческого яз. в колледже. Б.-Г. был попеременно: учителем, рудокопом, правительственным куьером и наконец наборщиком. Работа в типографии помогла выявиться его призванию, и в 1857 он был приглашен редакцией журнала «The golden Era» в С.-Франциско. С этих пор началась его карьера журналиста, издателя и писателя. Своей журнальной работы он не бросил даже когда получил место секретаря монетного двора в С.-Франциско (1864-1870). Первые его рассказы - «The Condensed Novels» напечатаны в журнале «The Californian», к-рый он редактировал, а с 1868 - стал самостоятельно издавать ежемесячник «The Overland Monthly», первый значительный журнал в западных штатах Америки. Опубликованные там произведения Б.-Г. окончательно упрочили его славу как писателя и для Америки, и для Европы. Весною 1871 Б.-Г. прекратил издание журнала, оставил кафедру литературы в калифорнийском университете, где до этого работал год, и по настоятельному приглашению журнала «The Atlantic Monthly» переехал в Нью-Йорк; в 1878 уехал в Европу, откуда уже не возвращался; сначала был назначен консулом в Крефельд (Германия), а в 1880 переведен консулом же в Глазго (Англия). В 1885 оставил службу и поселился в Лондоне, посвятив последние годы жизни исключительно литературой работе. Умер в местечке Кэмберлей (Англия).

Начало литературой работы Б.-Г. совпало с его пребыванием в западных штатах, которые в то время сильно отставали от восточных в культурном отношении, но считались демократическими по сравнению с цивилизованным и аристократическим Востоком; оптимизм, активность и дерзость молодой страны нашли свои особые пути и формы не только в жизни, но и в литературе, тогда как на Востоке держались еще вывезенные из Европы традиции. Б.-Г. родился на Востоке и после нескольких лет, проведенных в Калифорнии, снова вернулся на Восток, но творчество его навсегда окрасилось своеобразным колоритом Запада. Его жизнь, полная неожиданных и разнообразных занятий, бросившая его из окружения средней американской интеллигенции в мало культурную и авантюристически настроенную среду золотоискателей и переселенцев, дала ему богатый запас впечатлений и тем. Незнакомую до тех пор американской литературе тематику Б.-Г. почерпнул из жизни золотоискателей, игроков, азиатских переселенцев, преступников и проституток. Несмотря на явно выраженные симпатии его к миру отверженных, он никогда не затрагивал вопроса о классовом неравенстве или о социальных взаимоотношениях угнетенных и угнетателей. Все темные стороны жизни им старательно облагораживались, а его юмор и некоторый пафос сглаживали остроту темы, придавая ей трогательность и романтичность. Б.-Г. является не только одним из первых писателей Запада, но и одним из основателей школы «местного колорита» в литературе и одним из самых ранних мастеров новеллы, нового для того времени жанра. Формой короткого рассказа Б.-Г. владел вполне, поэтому такие вещи как «The Luck of the Roaring Camp», «The Outcosts of Poker Island» или «How Santa Clous came to Simpson’s Bar» - стоят гораздо выше его больших повестей, а роман его «Gabriel Conroy» и драма «Two Men of Sandy Bar» - неудачны.

Б.-Г. писал также стихи, своеобразие к-рых в том, что большинство их написано на местном диалекте, так наз. «pike». Это делало произведения его родными и понятными тем слоям населения, к-рым обычная литература была мало доступна. Особой популярностью пользуется стихотворение «Plain language of the truthful James», известное под названием «The heathen Chince». В стихах, как и в прозе, Б.-Г. затрагивал те же темы и описывал ту же жизнь 50-х гг. в Калифорнии. Стихи его на диалекте более удачны, чем написанные на литературном английском яз. С 1871 - со времени появления его книги стихов «East and West Poems» - стихи и рассказы, взятые из народной жизни, на диалекте считались узаконенными.

Поздние произведения Б.-Г. слабее первых и в сущности повторяют прежние темы и приемы. Период его расцвета - 70-е и 80-е гг. - явился переходной ступенью от романтического и сентиментального романа Хауторна и Б. Стоу (см.) к новому натуралистическому американскому роману.

Библиография:

На русск. яз.: Собр. сочин. Б.-Г. в 6 тт., Под редакцией В. Чуйко, СПБ., 1895; В 8 тт., Под редакцией Булгакова, СПБ., 1896-1899; В 1 т., в изд. Сытина, СПБ., 1898; В 4 тт. и в 12 тт., оба - М., 1915; Рассказы впервые печатались в «Иллюстрированной газете», 1872; Рассказы, очерки и легенды, Под редакцией А. Плещеева, СПБ., 1874; Калифорнийские рассказы, пер. Размадзе, М., 1887; Под тем же названием в изд; Горбек, М., 1893; Под редакцией Бриллиант, СПБ., 1905; В изд. Клюкина, М., 1905; Девушка из Кентукки, пер. С. А. Арефина, М., 1925; Искатели золота, пер. Н. А. Казмина, М., 1925; На английском яз.: Собр. сочин. в 5 тт., Boston, 1882; В 16 тт., London, 1900; В 19 тт., London, 1904 (посмертное).

БРЕТОН

БРЕТОН Андре (Andre Breton) - франц. писатель, один из виднейших представителей дадаистского движения. Типичный литературный «вождь» - его имя значится под многочисленными манифестами «дада». Когда «дада» распалась, Б. обратился к «сюрреализму» и выступил с новой серией манифестов, провозглашавших «сюрреалистическую революцию». Был одним из основателей и главных участников журнала «La Revolution surrealiste». Вместе с другими сюрреалистами - Арагоном Элюаром и т. д. - 1925 начал сотрудничать с коммунистической партией. В руки их перешел журнал «Clarte», в настоящее время прекративший свое существование. Книги Б.: «Mont de Piata» (1919), «Les champs Magnetiques» (1921), «Clair de Terre», «Les pas perdus» (1924).

БРЕТОН ДЕ ЛОС ЭРРЕРОС

БРЕТОН де лос ЭРРЕРОС Мануэль (Manuel Breton de los Herreros, 1796-1873) - испанский драматург и поэт. Автор ряда пьес, написанных в манере Л. Фернандеса Моратина, романтических драм и мещанских комедий; из них наиболее известны: «Muerete y veras» (1837), «Dios los cria y ellos se juntan» (1841) и «La escuela del matrimonio» (1852). После Б. осталось около 200 пьес, большинство к-рых отражает идеологию и быт средней городской буржуазии.

Библиография:

I. Собр. сочин., 5 тт., Madrid, 1883-1884.

II. Le Gentil G., Le poete M. B. de los H. et la sociate espagnole de 1830 a 1860, P., 1909.

Предыдущая страница Следующая страница