Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "Б" (часть 9, "БРЕ"-"БУД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 9, "БРЕ"-"БУД")

БРЕТОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

БРЕТОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - наименее оригинальная и развитая из литератур кельтских народов. Из эпохи независимости Бретани (от VI в., когда бритты, бежавшие под натиском англо-саксов в Арморику, положили начало бретонской национальности, до 1532 - дата присоединения Бретани к Франции) до нас почти не дошло художественных произведений, хотя необходимо предположить существование, в период с VI по XII вв., эпических песен и сказаний, легших в основу французских романов о короле Артуре и других героях Круглого стола. От XVI до середины XIX в. Б. Л. весьма скудна и состоит гл, обр. из религиозных произведений. Весьма популярны в народе, несмотря на многократные запрещения со стороны парламента и духовенства, были «мистерии» (их сохранилось более 100, почти все - анонимные), сюжеты к-рых почерпнуты из Библии, житий святых и французских героических поэм; древнейшая из них «Житие св. Нонны и ее сына Давида» возникла уже в конце XV в., но большинство относится к XVIII или началу XIX в. Кроме мистерий заслуживают упоминания лишь сатирические произведения полународного поэта Ле Лаэ (1745-1791). В XIX в., под влиянием исследований яз. и старины Бретани, бретонская интеллигенция пытается возродить Б. Л. Толчком к развитию новой Б. Л. послужил знаменитый сборник народных эпических песен Э. де Ла Вильмарке «Бретонские барды» (Barzaz-Breiz, 1839). Новейшая критика однако установила, что он содержит не мало имитаций, написанных самим Ла Вильмарке и его сотрудниками, и что древнейшие из подлинных песен - не старше XVI в. Большую роль сыграло также творчество поэта Бризе (1803-1858), писавшего частью по-французски, частью по-бретонски (напр. сборник «Армориканская арфа», 1844) и труды реформатора бретонского литературного яз. Ле Гонидека (1775-1838), давшего образцовую бретонскую грамматику, словарь и т. п. Вскоре появляется плеяда даровитых бретонских поэтов, как напр. Проспер Пру (1812-1873), Жан-Мари ле Жан (?-1876), Ле Жубиу, Жан-Мари Гизуарн (1800-1849), многие стихотворения к-рого стали потом народными песнями, и особенно аббат Гильом (1797-1857), автор вдохновленной Вергилием поэмы в 4 песнях «Книга земледельца» (Livre du laboureur, 1849), в к-рой описываются быт и нравы бретонских крестьян. Одновременно начинается собирание довольно богатой народной литературы; здесь особенно ценны труды Sauvé, H. Gaidoz, P. Sébillot, A. Le Braz и F. M. Luzel, издавшего 2 тома исторических песен «Gwerzion Breiz-Izel» (1868) и 2 тома лирических «Sonion Breiz-Izel» (1890) с французским переводом и комментарием, а также Fr. Cadic («Contes et légendes de Bretagne», 1914-1919). К концу XIX в. среди лириков выделяется Жаффрену (псевдоним - Taldir), а в начале XX в. - Ле Байон и Танги Мальманш пытаются создать национальную бретонскую драму. В настоящее время однако Б. Л. приобрела узко-провинциальный характер и переживает упадок, а художественная проза вовсе не культивируется. О так наз. «бретонском или кельтском возрождении» см. Французская литература и Шюрэ Э.

Библиография:

Балабанова М., Легенды о старинных замках Бретани, СПБ., 1896 (изд. 2-е, 1899); Loth J., Chrestomatie bretonne, P., 1890; Rousse J., La poésie bretonne au XIX siècle, P., 1895; Dottin G., La Littérature bretonne armoricaine, «Revue de synthèse historique», t. VIII, P., 1904. Le Braz A., Le théâtre celtique, P., 1905; Dotting, Les littératures celtiques, P., 1923.

БРЕТОНСКИЙ ЯЗЫК

БРЕТОНСКИЙ ЯЗЫК принадлежит к кимрской ветви кельтских яз. (см. Кельтские языки), в которую входят еще кельтские яз. Британии: валлийский и корнский, вымерший в XVIII в. Область распространения Б. Яз. составляют три департамента полуострова Бретани в современной Франции: Finistères (целиком), Morbihan и Côtes du Nord (в своих западных частях). Граница с французским яз. (см.) начинается от устья р. Вилен с юга и несколько уклоняясь к северо-западу доходит до моря у Plouha, немного западнее Saint-Brieue. Бретонское население живет также на окружающих полуостров островах и в нескольких селениях департ. Нижней Луары. Общее число говорящих на Б. Яз. около 1 250 000, из них около 500 000 говорят только по-Б., остальные знают и французский яз. Бретонцы появились на французской почве во второй половине V в. христ. эры путем переселения из исконной своей родины на юге Британии, откуда их вытеснили начавшиеся набеги англо-саксов. Еще в IX в. бретонцы занимали весь полуостров от устья Луары на юг до бухты Mont Saint-Michel на севере. В последующие вв. граница эта передвинулась к западу под давлением французского яз. В настоящее время Б. Яз. распадается на четыре диалекта в пределах старых диоцезов: Tréguier, Léon, Cornouailles и Vannes, из к-рых последний резко отличен от остальных, в общем близких друг к другу. В памятниках Б. Яз. известен, начиная с XV в. (до этого времени сохранились лишь глоссы и собственные имена). Все время своей истории Б. Яз. находился под сильным воздействием французского, сообщившего ему много своих элементов. Не будучи никогда признанным официально, Б. Яз. сохранился среди сельского населения по преимуществу, тогда как в городах для буржуазии уже в XVIII в. французский яз. был родным. Зато церковь рано учла значение народного яз., как наилучшего средства для проведения своего влияния на население, и уже с XVII в. начала проповедническую деятельность на Б. Яз. Этим отчасти объясняется особая роль, к-рую церковь играет у бретонского населения и до сих пор. Темное сельское население крестьян и рыбаков Бретани не имело никаких школ до XIX в., а в прошлом столетии получило только французскую, где до настоящего времени применялась система прямого обучения французскому яз. с запрещением пользования родным яз. в школьной обстановке. Передовая часть населения все же смогла создать литературу и литературный яз. в течение XIX в., причем особую роль в этом отношении сыграл Ле Гонидек - создатель новой бретонской орфографии (в нач. XIX в.). В самое последнее время усиливается течение за создание национальной начальной школы в Бретани и введение Б. Яз. как предмета обучения в педагогических семинариях и школах второй ступени. Однако вопрос стоит пока в узких сферах либеральной интеллигенции (Fédération Régionaliste de Bretagne) и среди масс, не организованных и не имеющих своих голосов в парламенте, не популярен. Некоторые представители Бретани в последнем открыто высказываются даже против требований так наз. «breton-nants», а к единичным голосам, изредка раздававшимся в защиту самых скромных требований о признании Б. Яз. в школе, парламент оставался доныне глух. Бретонское правописание основывается на французском и большая часть звуков имеет общие с французским обозначения: a, e, i, o, ou, u, eu, b, c’h, d, f, h, j (i - ?), l, m, np, r, s, t, v, z. Кроме того звук «k» обозначается через «c», звук «х» - через «c’h», звук «г» - через «g», а буквы «i» и «w» (последняя после g, c’h) обозначают неслоговые звуки.

Язык отличается обилием гласных и дифтонгов (ei, ui, ao, eo, aou, eou, iou, eeu, oa, oe, oue, ae, ea, oua, oui в принятой орфографии).

Библиография:

Troude, Nouveau dictionnaire breton-français, Brest, 1876; Его же, Nouveau dictionnaire français et breton, 3 éd., Brest, 1886; Loth, Chrestomatie bretonne, P., 1890; Guillevie et le Goff, Grammaire bretonne du dialecte de Vannes, Vannes, 1902; Pedersen H., Vergleichende Grammatik der keltischen Sprachen, I-II, Göttingen, 1909; Sommerfeldt A., Le breton parlé à S. Pol-de Leon. Phonétique et morphologie, P., 1921. О современном положении см. хотя бы Alain du Scorff, Le breton, Langue vivante (в «Mercure de France» 1925, p. 184). О распространении Б. Яз.: Brunot, Histoire de la langue française, t. VII, P., 1926 (глава Bretagne, p. 249 и сл.).

БРЕХТ

БРЕХТ Бертольд (Brecht, 1898-) - немецкий драматург. Главные произведения: «Trommeln in der Nacht» (1922); «Eduard X» (1924); «Dickicht» (1924); «Mann ist Mann» (1927); «Hauspostille» (1927). Примыкает к левому крылу литературного экспрессионизма.

Библиография:

Arnold, Das Deutsche Drama, M., 1925.

БРЖОЗОВСКИЙ

БРЖОЗОВСКИЙ Станислав Леопольд (Brzozowski, псевд. Adam Czepiel, 1876-1911) - выдающийся польский критик. Кончил гимназию в Нежине; воспитывался на русской литературе, что предохранило его от узкого национализма тогдашней польской интеллигенции. Он был социалистом, и антинационалистическое настроение сблизило его вначале с социал-демократами. Но он никогда не был марксистом и был очень далек от материалистического объяснения идеологий: своим учителем он признавал Сореля. Исходя формально из интересов трудящихся и вскрывая буржуазный характер существующей литературы, он однако в своей литературой критике разоблачал не эксплоататоров, а потребителей и проповедывал не идеологию эксплоатируемых и борющихся, а идеологию «производителей». Вопрос о классовой борьбе он так. обр. подменивал вопросом об участии в производительном труде. Эта мелкобуржуазная тенденция порождала у Б. многочисленные противоречия. Его способ мышления, а также слог отличаются неясностью и путанностью. Но это не помешало ему сыграть ударную роль в борьбе против клерикализма и националистической реакции. Его боевой темперамент и глубокая ненависть к мещанству, широкое литературное и философское образование, богатство мыслей и образов, едкое остроумие сделали его главным застрельщиком литературы Молодой Польши (см. Польская литература) и лидером революционной молодежи. Историческую роль сыграло его выступление против кумира польской буржуазии, Сенкевича (см.), послужившее сигналом к генеральной расправе с этим писателем.

Рост реакционных настроений, начавшийся уже с 1905, выбил Б. из колеи. Он скатился к социал-патриотизму, а затем к неокатолицизму. При этом он сохранил свои антикапиталистические настроения, что еще усилило хаотичность его мышления. Характерна в этом отношении «Легенда Молодой Польши» Б., где он от отрицания национализма и католицизма переходит к их утверждению.

Из беллетристических произведений Б. самое известное - двухтомный роман «Пламя» (русск. перев. в издании Гиза). В романе много ярких страниц, но он перегружен материалом из истории русского революционного движения, Парижской коммуны и т. д.; он так же хаотичен и путан, как не художественные произведения Б., а характеры героев совершенно лишены рельефности.

Бесхребетности Б. как литератора соответствовала слабохарактерность в жизни. Его обвиняли в недостойном революционера поведении во время ареста и даже в связях с охранкой. Эти обвинения до сих пор горячо оспариваются. - Б. умер в крайней нужде от легочной болезни.

Библиография:

I. Mocarz, 1902; St. Wyspianski jako poeta, 1903; Stefan Źeromski, 1903; Wstep do filozofji, 1905; Wspólczesna powiesc w Polsce, 1906; F. Dostojewski, 1906; Wspólczesna krytyka literacka w Polsce, 1906; Fryderyk Nietzsche, 1907; Plomienie, 1907; Kultura i Źycie, 1909; Legenda Mlodej Polski, 1909; Idee, 1910; Sam wśród ludzi, 1910; Glosy wśród nocy, 1912; Wyspiański, 1912; Pamętnik, 1912; Widma moich wspólczesnych, 1914.

II. Zdziechowski Marjan, Gesxyikacia pracy, Petrograd, 1915; Zdziéchowski Stefan, S. B., Warszawa, 1928.

БРИГАДЕР

БРИГАДЕР Анна (1869-) - латышская писательница. Основной источник творчества Б. - женские переживания в пределах буржуазно-мещанских любовных коллизий. Кроме лирических стихотворений ею написано множество рассказов и пьес. Из них наиболее значительны: новеллы «Марэ», «Свекровь», «Победа», детская пьеса «Спридитис»; драматическая сказка «Принцесса Гундега и король Брусубарда».

БРИЗЕ

БРИЗЕ Жюльен-Огюст (Brizeux, 1806-1858) - известный французско-бретонский поэт, примыкавший к романтизму, ученик А. де Виньи (см.). Его французские стихотворения собраны в кн.: «Marie» (1821); «Fleurs d’or» (совместно с Барбье (см.)); «Les Bretons»; «Histoires Poetiques»; стихи на бретонском языке изданы под заглавием «Telen arvor». Собрание стихотворений Б. изд. в 1861 и 1898.

Библиография:

Sainte-Beuve, Causeries du lundi; Seche Leon, B., 1913.

БРИК

БРИК Осип Максимович (1888-) - теоретик литературы, группы «Леф». Был членом «Опояза» (см.) и издателем «Сборников по теории поэтического яз.» (1916). Один из основных сотрудников журн. «Леф» (см.) (1923) и «Новый Леф» (см.) (1927-1928).

Библиография:

I. Главные работы: Звуковые повторы, сб. «Поэтика», П., 1919; Услужливый эстет, «Леф»; Ритм и синтаксис, «Новый леф», 1927, №№ 3-6 и др.; повесть «Непопутчица».

II. Полонский Вяч., Очерке литературного движения революционной эпохи, М., 1929.

БРИНК

БРИНК Ян (ten Brink, 1834-1901) - нидерландский историк литературы и беллетрист. Главный труд по истории литературы - «Geschiedenis der Noord-Nederlandsche letteren in den XIX euw» (1902). Собрание историко-литературных произведений вышло в 20 тт. - «Litterarische Schetzen en Kritieken» (1882-1888); беллетристические произведения изданы в 13 тт. - «Romans en novellen» (1885-1886).

БРИТАЕВ

БРИТАЕВ Елбиздико - крупнейший и первый драматический писатель Осетии. Написал немного, но все, что им написано, остается непревзойденным в осетинской литературе. Важнейшие произведения Б. следующие: «Uoeroe se dzan» - комедия, в к-рой осетин, побывавший в России в лакеях и вернувшийся на родину, «корчит» из себя «большого человека», но манеры и ложь выдают его; «Xudinadžy boesty moeloet» (Смерть краше позора). Герой трагедии - абрек Кирим, к-рому понравился конь-скакун его друга; последний не соглашается уступить ему своего любимого коня. На этой почве завязывается борьба. Оба друга погибают. «Dyuoe xojy» (Две сестры) - трагедия, в к-рой главная героиня - женщина-горянка нового времени - выступает с протестом против традиционной морали отцов, сковывающей свободу женщины.

Героиня трагедии Хансиат идет к новой жизни, не желая быть объектом купли и продажи. Хансиат погибает, но намеченный ею путь освобождения горянки в условиях Великого Октября - правильный, по этому пути пойдет горянка-женщина. «Amyran» (Амиран) - крупнейшее произведение на осетинском яз. «Амиран» - символическая драма, в к-рой выражена идея освобождения человеческой личности. Идею эсхиловского «Прометея», к-рой проникнута драма, Б. сумел сочетать с осетинской действительностью. В основе драмы лежит осетинский миф об Амиране, - человеке, «к-рого озарила мечта иного мира» и «дух к-рого рвется на горные вершины». В непосильной борьбе герой погибает, срываясь со скалы. «Xazbi» (Хазби) - народный герой, погибший в борьбе за независимость своего народа при покорении царскими войсками кавказских горцев. Яз. произведений Б. - народный. Художественный талант Б. не всегда и не всюду одинаково проявляется: он достигает большой высоты в пьесах «Амиран», «Смерть краше позора», но слабее проявляется в «Двух сестрах».

Библиография:

Табилов А., Творчество Б. (Известия Осетинск. Н.-И. И-та краеведения, I, Владик., 1925); Газданова Н. Б., «Амиран» Е. Б., там же.

БРОД

БРОД Макс (Max Brod, 1884-) - немецко-еврейский писатель. Р. в Праге, по образованию доктор прав. Начало его литературой деятельности совпало с расцветом пессимистического модернизма, под влиянием к-рого Б. и находился. Дебютировал новеллой «Смерть мертвых» (Tod der Toten, 1906), которая открывает большую серию его новелл под общим заглавием «Новеллы и романы равнодушных». Чешский еврей, воспитанный, как и большинство буржуазной еврейской интеллигенции довоенной Австрии, на немецкой культуре, чуждый национальным еврейским или чешским интересам, безразличный к социальным конфликтам Чехии, Брод в те годы занят эгоцентрическими проблемами индивидуалистической интеллигенции. В своих «Новеллах и романах равнодушных» он вскрывает мир «избранников духа», «равнодушных» к суетности жизни, мир творческих личностей, к-рые интересуются «последними вопросами бытия», наблюдают и анализируют себя как пребывающих в «духовном мире» избранных. Война 1914-1918 заставила Б., как и многих представителей индивидуалистической интеллигенции, расстаться со своим «равнодушием» и стать ближе к большим социальным проблемам. Он становится руководителем еврейского буржуазно-демократического национального движения в Чехии, активным деятелем сионистской организации Чехии. Апологет избранности Израиля, Б. свою философию мессианизма - «народа Иеговы» - развивает в двухтомном труде «Heidentum, Christentum und Judentum» (1921), а программу своей националистической политики - в «Jm Kampf um das Judentum». «Народ Иеговы»' для Б. - олицетворение самоутверждения созидательной, ищущей воли. Под влиянием своих националистических идей Б. свое творческое внимание с начала войны переносит с «равнодушных» на созидателей и бунтарей. Ни в европейской буржуазной современности - пролетарская вне поля его зрения - ни, в частности, в современном чешском еврействе, судьбы к-рого его сейчас волнуют, Б. этих созидателей и бунтарей не видит. Он ищет их в прошлом, мечтает об их грядущем приходе. Б. пишет утопический роман: «Das grosse Wagniss» - направленный против коммунизма, сущность которого ему абсолютно непонятна. Взор его обычно обращен в прошлое, там он находит те одинокие умы, к-рые, презрев суету жизни, стремились постичь великие тайны мироздания или, презрев личное благополучие и принятые нормы морали и нравственности, видели задачу всей своей жизни в физическом и моральном освобождении родного народа - Израиля. В романе «Путь Тихо Браге к богу» (1916) показан путь астронома, беспрерывное творческое усилие которого направлено на то, чтобы раскрыть пантеистическое единство мироздания, единой сущности космоса и самого познающего космос астронома. В романе «Реубени, князь Иудейский» (русск. перев. М. - Л., 1927) Б. реабилитирует образ средневекового еврейского фантаста и авантюриста и объявляет его великим религиозным реформатором своего народа, чающим его возрождения, которое наступит не от праведной жизни или с приходом Мессии, а в результате греха: меча, политических интриг, лжи, ибо богу должно служить всем существом: «как хорошими, так и дурными побуждениями». Бессильный преодолеть бесправие и угнетение своего народа на основе национальной политики Версальской Европы и Лиги наций, Б. видит свою последнюю надежду в методах сионистского политиканства и идеализирует Давида Реубени, мечтавшего возродить Израиля путем греха. В последнем романе «Женщина, о которой мы тоскуем», Брод опять возвращается к своим великим «равнодушным». Здесь фабрикант и доктор проводят жизнь в конторе, в клиниках, но они равнодушны к своей жизненной повседневности. Они изнывают и погибают от тоски по женщине, олицетворяющей для них преодоление этих будней.

Националистическая, сионистская общественность только на время могла вырвать Б. из его эгоцентрического пессимизма. Сейчас он опять во власти экклезиастического отчаяния «равнодушных».

Библиография:

Нусинов И. М., Вступительная статья к русск. перев. «Реубени, князь Иудейский»; Naumann H., Die deutsche Dichtung der Gegenwart, 1885-1924, Stuttgart, 1924.

БРОДЗИНСНИЙ

БРОДЗИНСНИЙ Казимир (Brodzinski, 1791-1835) - польский поэт и эстет, «Иоанн Креститель» романтизма в Польше. Находясь под сильным влиянием немецкой поэзии и эстетики, выдвигал в романтизме на первый план элементы народности и национальности; требовал от поэзии, в противоположность классикам, простоты и близости к жизни. Его трактат «О классицизме и романтизме» (O klasjcznoci i romantycznoci, 1818) стал манифестом нового направления. В своем главном поэтическом произведении, поэме «Веслав» (1820), Б. однако придерживался формы классической идиллии.

Библиография:

Арабажин К., К. Б. и его литературная деятельность, Киев, 1891; Hordynski Z., B. lata szkolne, 1888.

БРОДСКИЙ

БРОДСКИЙ Николай Леонтьевич(1881-) - историк русской литературы. С 1904, по окончании Московского университета преподавал в средних учебных заведениях Москвы. С 1918 по 1924 состоял приват-доцентом I МГУ. В последнее время преподает в Московском институте им. Либкнехта и в Тверском педагогическом институте. По своим научным убеждениям - сторонник культурно-исторического метода.

Библиография:

Главные работы: Замыслы Тургенева, «Вестник воспитания», кн. IX, 1916; Тургенев и русские сектанты, М., 1922; Тургенев в работе над романом «Накануне», «Свиток» № 2, М., 1922; Тургеневская юбилейная литература, «Научные известия», сб. II, М., 1922; Житие великого грешника, сб. «Достоевский» (Документы по истории русской литературы и общественности), вып. I, М., 1922; Б. редактировал сборники: «Тургенев и его время», М., 1923; «Творческий путь Тургенева», Л., 1924; «Творческий путь Достоевского», Л., 1924; «Временник Русского театрального о-ва», М., 1925. Ряд работ Б. посвящен Добролюбову, Чернышевскому, Герцену, Белинскому, славянофилам и др.

БРОДЫ

БРОДЫ Александр (Brody, 1863-1924) - венгерский беллетрист и драматург реалистического направления. Из его драм пользовались успехом: «Няня», «Учительница» (1909). При советской власти в Венгрии написал агитпьесу.

БРОДЯЧИЕ ПЕВЦЫ

БРОДЯЧИЕ ПЕВЦЫ - см. Певцы бродячие.

БРОДЯЧИЕ СЮЖЕТЫ

БРОДЯЧИЕ СЮЖЕТЫ - см. Сюжеты бродячие.

БРОКГАУЗ

БРОКГАУЗ Фридрих-Арнольд (Brockhaus, 1772-1823) - основатель крупнейшего немецкого издательства и книготорговой фирмы «Б.», которая выпускает книги почти на всех европейских яз. Фирма «Б.» имеет отделения в Берлине, Вене, Париже и Лондоне. С 1890 принимает участие в издании русского энциклопедического словаря «Брокгауз-Ефрон». Особое место среди изданий «Б.» занимают словари и энциклопедии: «Konversations-Lexikon der neuesten Zeit und Literatur»; «Konversations-Lexikon der Gegenwart»; «Allgemeine Encyklopadie der Wissenschaften und Kunst»; «Allgemeines Bucher-Lexikon»; «Staats-Lexikon» Роттера и Велькера; «Kleines Brockhausisches Konversations-Lexikon fur den Handgebrauch»; «Brockhaus Konversations-Lexikon» и др. Б. издано до 7 000 книг.

Библиография:

Ловягин А. М., История книжной торговли в Западной Европе и Америке, в сб. «Книжная торговля» Под редакцией В. М. Муратова и Н. Н. Накорякова, М., 1925.

БРОКДЕН-БРАУН

БРОКДЕН-БРАУН (Charles Brockden-Brown, 1772-1810) - основоположник современного американского романа. В изображении больной человеческой души Б. - новатор и предшественник Эдгара По (см.). Основные произведения: «Alcuin» (1797), диалог о правах женщин, написанный под влиянием Годвина (см.); романы: «Wieland or the transformation» (1798), о религиозном помешательстве; «Ormusd»; «Arthur Merwyn» и «Edgar Huntly». В последних двух Б. изображает быт индейцев за несколько десятилетий до Купера (см.) и Ирвинга. Собр. сочин. вышло в Бостоне (1827) и Филадельфии в 6 тт. (1857).

БРОКЕС

БРОКЕС Барнольд Генрих (Brockes, 1680-1747) - немецкий поэт. Главные произведения: «Irdisches Vergnugen in Gott» (1721-1748). Избранные стихи Б. изданы Б. Делиусом (B. Delius) в 1917 в сборнике «Der Schopfungsgarten» в Лейпциге.

БРОНЕВСКИЙ

БРОНЕВСКИЙ Владислав (Broniewski, 1898-) - революционный поэт современной Польши. Произведения: «Wiatraki» - лирический сборник, Варшава, 1925; «Trzy salwy» (сообща со Станде и Вандурским) (1925), «Pugaczow» (перевод поэмы Есенина) (1926); «Dymy nad miastem», стихотворения, Варшава, 1927.

БРОННЕН

БРОННЕН Арнольд (Bronnen, 1895-) - современный немецкий драматург, примыкающий к экспрессионизму (см.).

Библиография:

Vatermord, 1920; Anarchie in Sillian, 1924; Die katalanische Schlacht, 1924; Exzesse, 1922; Ostpolzug, 1926.

БРОНТЕ

БРОНТЕ (Charlotte Bronte, 1816-1855) (псевдоним Коррер-Бель) - английская романистка. Главные произведения - романы: «Jane Eyre» (1847) (перев. на русск. яз. - «Отечеств. записки», 1849, и отд., СПБ., 1857 и 1893); «Shirley» (1849) («Библ. для чтения», 1851), из жизни рабочих в провинции; «Villette» (1853) («Библ. для чтения», 1853); повесть «The professor» («Отеч. записки», 1857). Романы Б. носят в основе психологический характер с тяготением к «сенсационности». Б. издала также сборник стихов совместно со своими сестрами Эмилией и Анной. Полное собрание сочинений Б. и ее сестер вышло в 1875.

Библиография:

Петерсон О., Семейство Б., СПБ., 1895; Тур Е., Б., ее жизнь и сочинения, «Р. В.», 1858, № 18; Gaskell, Life of Charlotte B., 1857, нов. изд. 1901; Bayne, Two great Englishwomen: Mrs. Browning and Mrs. B., 1880; Br-s Centenary Book, 1916.

БРОУНИНГ Б. Б.

БРОУНИНГ (Elisabeth Barrett Browning, 1806-1861) - английская поэтесса (жена поэта Р. Броунинга) христианско-мистического уклона. Произведения Б.: «An Essay on Mind», «Casa Guidi Windows», «Prometheus Bound», «Aurora Leigh», «Lady Geraldines Courtship», «Sonnets from the Portuguese» и др. Стихотворение Б. - «The Cry of the Children» (1843) навеяло Некрасову его «Плач детей».

Библиография:

Letter of R. Browning and E. B. B., 1843-1846; Mrs B. by J. Ingram, 1887; Two Great Englishwomen, by Bayne; Merlette E., B. B., P., 1906; Wise, Mrs. B., 1918. О влиянии Б. на Некрасова см. примеч. К. Чуковского к «Полн. собр. стих. Некрасова», Гиз, 1927, а также ст. Н. Яковлева, «Некрасов и Б»., «Книга и революция», 1921, № 2 (14).

БРОУНИНГ Р.

БРОУНИНГ Роберт (Robert Browning, 1812-1889) - английский поэт эпохи расцвета буржуазии, когда захваченные ею огромные колонии впитывали всю продукцию капиталистического производства и английская промышленность не имела серьезного конкурента в Европе, когда ее политическое господство благодаря парламентской реформе 1832 было окончательно закреплено. Старые враги буржуазии были разбиты, а новый враг - рабочий класс, хотя и выступил грозной силой (чартистское движение), не был еще настолько силен, чтобы представлять серьезную угрозу ее господству. Частью «крутыми мерами», частью незначительными уступками, в виде предоставления некоторых прав и улучшения материального положения рабочих, буржуазия подавила это движение и к 60-м годам вступила в полосу полного расцвета капитализма, в «славный век Виктории». Являясь господином положения, буржуазия имела возможность отдохнуть от «социальных вопросов» и всецело отдаться чистому искусству. Накопленные богатства позволили буржуа выстроить роскошные дворцы, обстановка к-рых не только удовлетворяет потребности делового человека, но является еще произведением «чистого искусства». Более того, украшения вещей закрывали самые вещи. Эти гипертрофированные эстетические запросы буржуазии полностью удовлетворил Б. своими произведениями. Остов их обвешан множеством украшений, гирлянд, завитушек; это обилие красоты местами переходит в свою противоположность. Поэма Б. напоминает этажерку в стиле барокко. Мастерское украшение предмета для него все. Его не интересует ни цель, ни назначение предмета, он поглощен одной заботой - сделать его красивым. Все его творчество - образец «чистого эстетизма». «Трудно понять, - говорят многие критики, - смысл и назначение его поэм размером в 20 000 строк; не иначе как он хотел дать работу обществам по истолкованию неясных мест (obscurity) его сочинений». Такие общества организуются время от времени и составляют громадные «Броунинговские словари», вскрывающие таинственный смысл его произведений. Напрасно искать этот смысл там, где его нет, но читатели Б., к-рым нужно чистое искусство и бессмысленное раскладывание психологического пасьянса, не считаются с этим. Широта и богатство охватываемого Б. материала, нагромождение изящных украшений, неуловимых оттенков чувства, делает его произведения похожими на роскошные дворцы буржуазии, чрезмерно украшенные с целью демонстрировать ее могущество. Все его творчество, выражающее безмятежное довольство буржуа, проникнуто спокойным оптимизмом, - оптимизмом человека, у к-рого на душе так же благополучно, как и в хозяйстве. Этот оптимизм Б. формулировал коротко: «Бог у себя на небе, и на земле полное благополучие», английское «ол райт» в мировом масштабе. Здешний мир прекрасен, и мир потусторонний будет естественным его продолжением. Буржуа в потусторонний мир не стремится с жаром средневекового человека, искавшего в нем спасения от зол этого мира, он как бы переезжает туда, словно из дворца в загородную виллу. Недостатки этого мира Б. замечает, но ему кажется, что они подчеркивают всеобщее благополучие, как исключения подчеркивают правило. Он даже приветствует нарушение слишком спокойного и ровного хода жизни, в к-рой все «ол райт», но не желает, чтобы это нарушение носило характер социальной встряски, революции, ей он предпочитает психологическую головоломку (puzzle, как говорят англичане). Для этой цели он погружается в итальянское средневековье, в его дворцы и монастыри, в Аравию и Палестину и ищет там в психологии преступления загадочной красоты. Его драматические поэмы, как «Paracelsus», «Sordello» «The Ring and the Book» и «Pippa passes» являются образцом жонглирования красоты ради, но и здесь он предпочитает разладу гармонию эмоции и интеллекта в природе человека. В сонете «Почему я либерал» Б. оформляет настроение буржуазии, которое можно назвать индивидуалистическим либерализмом. Б. писал более полустолетия, но ни в одном из его произведений социальный вопрос не затронут. Борьбе рабочего класса он не уделял внимания, но не потому, что он не замечал ее, а потому, что эта борьба не угрожала могуществу буржуазии. В 1834 Б. посетил Петербург и написал поэму «Ivan Ivanowitch» (Иван Иванович), герой которой так же похож на русского человека, как имя «Иван Иванович» в английском произношении - на русское. Тогдашний Петербург не дал ему материала для творчества.

Произведения Б. недостаточно еще исследованы благодаря пренебрежительному отношению одних критиков, считающих его произведения совершенно непонятными и туманными, и слепому, некритическому преклонению перед его творчеством других. В 1925 вышло шесть небольших исследовательских работ об его творчестве и одна книжка избранных произведений в ограниченном количестве, всего 360 нумерованных экз., в издании Golden Gockerel Pr.

Библиография:

I. R. B., Poetical Works, by Birrell A. and Kenyon F. G. (17 vv. Smith, Elder 1888-1894 and 2 vv. 1900-1901); B. R., Poetical Works (4 vv.) ed. Tauchnitz, Lpz.

II. Mrs Orr, Sutherland, Handbook to B. Works, Bell, 1896; Brooke S., The Poetry of R. B., London, 1902; The Poetry of R. B., Islister, 1902; Symons A., Introduction to the study of B., Dent, 1906; Chesterton G. K., English Men of Letters, L., 1908; Венгерова З., Англ. писатели XIX в., СПБ., 1913. На русский яз. переведена драматическая поэма «Pippa passes» («Пиппа проходит»).

БРУК Г.

БРУК (Sir Henry Brooke, 1703-1783) - английский поэт и романист. Во многом близок к Голдсмиту; являясь представителем социально-философского романа, в то же время во многом предваряет романтизм. Главные произведения: новеллы «Fairy Tales»; драма «Gustavus Vasa» (политическая сатира, запрещенная английской цензурой); романы «The fool of quality or the history of Henry of Morlan», 1765, 5 vv.; «The trial of the Roman Catholics», 1762, перевод Тассо.

БРУКЛЭНАЙС

БРУКЛЭНАЙС Август Погул (1891-1918) - латышский пролетарский поэт. Расстрелян колчаковцами. Писал стихотворения, новеллы и эскизы. Б. выступил на литературное поприще, когда впервые в латышской литературе, в противовес традиционной крестьянской лирике, появилась струя городской поэзии (1910-1914). Вначале он примыкал к ее левому, пролетарскому крылу (цикл в «Царстве железа и стали», написанный под влиянием Верхарна). В своих новеллах Б. рассказал о тяжелых условиях жизни латышских пролетариев. Бедственное положение чернорабочего, война, участие в революционной борьбе 1917-1918 не дали Б. возможности развить свое дарование.

БРУК Р.

БРУК (Rupert Brooke, 1887-1915) - один из лучших английских поэтов XX в., погиб на войне. Особенно ценятся его картины мировой войны в цикле «1914 and other Poems». На поэзию Б. оказали влияние Р. Броунинг, Шелли, Суинберн; некоторые общие черты у него и с «парнасцами» (см.). Ему принадлежит работа об английской драме XVI-XVII вв. («John Webster and the Elizabethan Drama», 1916). Б. также остроумный фельетонист («Letters from Amerika», посмертн., 1916). Собрание его стихов («Collected Poems») издано в 1918.

Библиография:

: Mais S. P., B., From Shakespeare to O. Henry, 1923, статья о Б.

БРУНГИЛЬДА

1. Согласно древнейшему (скандинавскому) варианту «Песни о Нибелунгах» - валькирия, наказанная богом Одином за непослушание. Она была лишена божественности и погружена в долголетний сон. От этого сна пробудил ее светлокудрый Сигурд. Последний эпизод носит явно космический характер (пробуждение весны).

2. В немецкой редакции эпоса Б. - королева Изенландии (Исландии), впоследствии же супруга бургундского короля Гунтера. Гунтер овладел ею обманом, при содействии бывшего жениха Б. - Зигфрида. Последнее привело к вражде, вспыхнувшей между бургундской королевой и женой Зигфрида - Кримгильдой, и предрешило гибель героя (Зигфрида), убитого по наущению Б. Гагеном. Имя Б. - типичное для валькирии (см. Валькирии). Первая часть имени Б. означает «доспехи» (панцырь), второе - «сражение» (см. Нибелунги).

БРУНЕТТО

БРУНЕТТО Латини (Latini Brunetto, ок. 1210-1295) - итальянский писатель, жил несколько лет во Франции, где написал на французском языке свое знаменитое дидактическое произведение «Livre du Tresor» (Книга сокровищ, П., 1863), охватывающее значительную часть современных Б. знаний по истории, физике, философии и морали. Кроме того, он издал по возвращении в Тоскану дидактико-аллегорическую поэму «Tresoretto» (Малое сокровище), написанную семисложными стихами и повествующую о путешествии автора по царству природы, добродетели и любви. О Б. сочувственно упоминает Данте («Ад», песня X, 85).

БРУНИ

БРУНИ Леонардо (Leonardo Bruni, 1369-1444) - один из виднейших представителей итальянского гуманизма. Б. переводил с греческого на латинский яз. Платона, Аристотеля, Плутарха, Демосфена, Эсхила. На итальянском яз. Б. написал биографии Данте и Петрарки и ряд рассказов, комедий и стихов.

Библиография:

Корелин М. С., Ранний итальянский гуманизм и его историография, вып. III, М., 1892.

БРУНО

БРУНО Джордано (Giordano Bruno, 1548-1600) - знаменитый философ-мыслитель, сожженный на костре в 1600. В истории литературы имела значение его комедия «Il Candelaio» (Светоч), бичующая суеверие, веру в колдовство и т. п., и сатирическая аллегория «Spaccio della Bestia trionfante» (Изгнание торжествующего зверя, русский перевод, 1914).

Библиография:

Безант А., Дж. Б., русск. перев., СПБ., 1915 (см. Итальянская литература и Возрождение).

БРУСЯНИН

БРУСЯНИН Василий Васильевич (1867-1919) - писатель. Автор ряда повестей и романов; написал книгу о жизни рабочих.

Библиография:

I. Рассказы, СПБ., 1902; Белые ночи, СПБ., 1913; В рабочих кварталах, М., 1915; изд. 2-е, Л., 1925; Христовы братья, М., 1917, и др.

II. И. Г., Вступ. ст. в книге «В рабочих кварталах».

III. Владиславлев И. В., Русские писатели. Л., 1924.

БРУУН

БРУУН Лауридс (1864-) - современный датский писатель. Первый сборник его рассказов (изд. в 1886) остался незамеченным. Известность Б. приобрел циклом романов: «Обетованный остров Ван-Цантена» (1910); «Счастливые дни Ван-Цантена» (1909); «Безрадостная вдова» (1914). Романы эти изданы под видом посмертных записок голландца Ван-Цантена и пользовались большим успехом, особенно в Германии, где некоторые из них выдержали около 200 изданий. Произведения Б. отличаются острым психологическим анализом, образным языком, смесью фантастики с реальностью, но успех Б. основан не столько на высоком художественном достоинстве его произведений, сколько на повышенном интересе упадочной буржуазии к экзотике. До своего цикла экзотических романов Б. писал серию исторических романов («Корона», 1902, «Всех грешных король», 1903, «Сага об Абсолоне», 1904, «Последний свободный землепашец», 1905), а также цикл произведений из жизни современности под названием «Роман о смене столетий».

Библиография:

На русском языке вышли: Счастливые дни Ван-Цантена, Л., 1926; Безрадостная вдова, М., 1925.

БРУХНАЛЬСКИЙ

БРУХНАЛЬСКИЙ Вильгельм Адольф (Bruchnalski, 1859-) - современный польский историк литературы и филолог. Главные произведения: «Mickiewicz a Moore» (1892); «Zrodla Konrada Wallenroda» (1889); «Rozwo Tworczosci Mikolaja Reja» (1907); «Mickiewicz - Niemcewicz» (1907).

БРЮАН

БРЮАН (Aristide Bruant, 1851-) - современный франц. поэт. Один из основателей кабарэ «Chat noir» (1881), где собирались молодые символисты. Его песни «Dans la rue» (с иллюстр. Теофиля Стейнлена), написанные на парижском «арго», дают картину «ночного Парижа» и замечательны своим революционным пафосом и ненавистью к буржуа.

Библиография:

Ewers H. H., Das Cabaret (B. XI - Das Theater); Schlaf Joh., Walt Whitman, Lyrik des Chat noir, P. Verlaine, 1897.

БРЮКНЕР

БРЮКНЕР Александр (Bruckner, 1856-) - польский историк литературы и языковед. Пишет на польском и немецком яз. Главные произведения по истории литературы: «Dzieje literatury polskiej», Варшава (1906); на немецком яз.: «Geschichte der polnischen Literatur» (1901); «Geschichte der russischen Literatur», Lpz. (1906).

БРЮНЕТЬЕР

БРЮНЕТЬЕР Фердинанд (Ferdinand Brunetière, 1848-1907) - французский литературовед, историк литературы и критики, с 70-х гг. сотрудник, потом редактор журнала «Revue des deux Mondes», в 80-х гг. читал лекции в École Normale Supérieure. В первый период своей научной деятельности (до конца 80-х гг.) Б. продолжал линию Сент Бёва (см.) и Тэна (см.), стремясь вслед за ними превратить науку о литературе в естественно-научную дисциплину, с переносом в нее естественно-научных принципов и методов. В конце 80-х гг. выступил с попыткой построить историю литературы на эволюционном базисе, на дарвиновом учении об эволюции видов как историю литературных видов (жанров, genres) исходя из следующих проблем:

1. существуют ли литературные виды самостоятельно, независимо от произвола художников;

2. как происходит их дифференциация, их рождение из некоего «неопределенного» целого;

3. какие условия обеспечивают за ними не только «теоретическое», но и «историческое» существование;

4. какие условия приводят после их «фиксации» к их «модификации», к их трансформации и распаду;

5. существуют ли общие законы эволюции литературных видов или же каждый из них имеет свою частную закономерность (см. программную первую лекцию в его «Évolution de la critique»).

Эти положения Б. имел в виду развить и доказать на конкретном материале французской литературы, а именно на истории французской трагедии показать, как известный жанр «зарождается, растет, достигает совершенства, клонится к упадку, умирает», на эволюции французской лирики демонстрировать, как один жанр (проповедь XVII в.) трансформируется в другой (лирика XIX в.), и наконец на эволюции французского романа выяснить, как известный жанр формируется из остатков и пережитков других жанров. Убедившись, что перенос естественно-научных принципов и методов в историю общественных явлений незаконен и неплодотворен (равно как и разочаровавшись в точных науках вообще), Б. в 90-х гг. отказался следовать по стопам Тэна и, вполне правильно протестуя против смешения истории литературы с историей нравов (культуры), провозгласил (в предисловии к своему «Manuel de l’histoire de la littérature française») новый принцип построения истории литературы, исходя из того, что из всех влияний, «действующих в литературой эволюции», существеннейшим является не влияние «климата» или «расы» или среды (теория Тэна), а «влияние одного произведения на другое». Стоя уже в «естественно-научный» период своей научной работы на идеалистической позиции, Б., отказавшись от «дарвинизма», был вынужден притти к совершенно формально-имманентной трактовке литературного процесса. «Мы хотим сделать иначе, чем те, к-рые нам предшествовали, - вот происхождение и действующий принцип как изменения вкуса, так и литературных революций». И как примеры: «Плеяда XVI в. хотела сделать нечто „иное", чем школа К. Маро; Расин (см.) в своей „Андромахе" хотел сделать нечто „иное", чем Корнель (см.) в своей „Пертарите", Дидро (см.) в своем „Отце семейства" хотел сделать нечто „иное", чем Мольер (см.) в своем „Тартюфе". Романтики в наше время захотели сделать нечто „иное", чем классики». Или в другом месте: «В литературе, как и в искусстве, после влияния личности главнейшим является влияние одних произведений на другие. Иногда мы стремимся соперничать с нашими предшественниками в их собственном жанре и таким путем упрочиваются известные приемы, создаются школы, устанавливаются традиции. Иногда же мы стараемся делать иначе, чем делали они, и тогда развитие приходит в противоречие с традицией, появляются новые школы, преобразуются приемы».

Между тем как формально-имманентная точка зрения Б. на литературный процесс вызвала к нему сочувствие наших формалистов (ср. В. Шкловский, Теория прозы, стр. 55), Плеханов (см.) противопоставил ей марксистское истолкование этого процесса: «там, где Б. видит лишь влияние одних литературных произведений на другие, мы видим кроме того глубже лежащие взаимные влияния общественных групп, слоев и классов; там, где он просто говорит: являлось противоречие, людям захотелось сделать обратное тому, что делали их предшественники - мы прибавляем: а захотелось потому, что явилось новое противоречие в их фактических отношениях, что выдвинулся новый общественный слой или класс, к-рый уже не мог жить так, как жили люди старого времени» («К вопросу о развитии монистического взгляда на историю»).

По своим литературно-художественным принципам Б. был и остался до конца жизни сторонником классицизма. «Золотой век» Людовика XIV был в его глазах апогеем французской поэзии, и ему принадлежало все внимание и восхищение Б. («Histoire de la littérature française classique», 1905, 2 тт.). Дальнейшие этапы развития французской литературы, особенно натурализма, представлялись ему регрессивными течениями («Le roman naturaliste»). Культ классической эстетики соединялся у Б. (как у всех неоклассиков на рубеже XX в.) с приверженностью к монархизму, и если прибавить к этому его известное в свое время выступление с провозглашением «банкротства науки» и спасительности церкви и религии, то все эти черты складываются в определенный образ идеолога реакционных групп французской буржуазии на рубеже XX века. Выдвинутая Б. проблема литературных видов, их дифференциации, роста, трансформации, упадка и исчезновения в иной, чем у него, а именно, социологической трактовке, - одна из существенных частей марксистской поэтики.

Библиография:

I. Отличительный характер французской литературы, Одесса, 1893; Европейская литература XIX в., М., 1900; Études critiques sur l’histoire de la littérature française, 8 v., P., 1880-1907; Histoire et littérature, 3 v., P., 1884-1886; Questions de critique, P., 1889; Nouvelles questions de critique, P., 1890; Les époques du théâtre français, P., 1892; Essais sur la littérature contemporaine, P., 1892-1895; Évolution de la poésie lyrique en France au XIX siècle, 2 vv., P., 1894.

II. Арсеньев К. К., Новая французская критика, «Вестник Европы», СПБ., 1897, № 6; Новое течение во французской критике, «Вестник Европы», СПБ., 1889, № 11; Новый опыт французской критики, «Вестник Европы», СПБ., 1890, № 12.

БРЮСОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУАЛО

БУАЛО Николя, собств. Буало-Депрео (Nicolas Boileau-Despréaux, 1636-1711) - французский поэт, критик, теоретик классицизма (см.). Р. в старой буржуазно-чиновной семье, от богословия перешел к праву, был адвокатом, никогда, однако, не выступавшим, посвятил себя всецело литературе; в 1672 был представлен Людовику XIV, к-рый назначил ему пенсию как одному из своих историографов; в 1683 вступил в Академию. В его лице на сцену выступало «третье сословие», еще кровно связанное тогда с королевской властью, союзником в борьбе против остатков и пережитков феодального дворянства, и с придворным обществом, на к-рое король опирался в своем союзе с поднимавшейся буржуазией. Как Людовик XIV стремился подчинить «разуму» государства самостоятельных последних феодалов, так Б. подвергал осмеянию и разносу светскую салонную феодально-аристократическую поэзию, галантно-героические романы г-жи Скюдери, светские вирши Котена и др. (в своих сатирах 1660-1668). Как королевская власть регламентировала всю экономическую и административную жизнь Франции XVII в. (эпоха меркантилизма), так Б. подвергал строжайшей регламентации поэтическое творчество. В своем «Поэтическом искусстве» (L’art poétique, 1674) Б. предписывает, как поэту надлежит творить подлинное словесное искусство. Как король стремился рационализировать хозяйственно-административную жизнь страны и, в частности, придворный быт правилами, построенными разумом, так Б. предлагал поэтам: «К рассудку применись: пускай стихи твои получат от него все прелести свои». Эстетическое выражение абсолютистской культуры XVII в., теория Б. насыщена вместе с тем тенденциями восходившей и формировавшейся буржуазии, что выразилось и в общей рационалистической трактовке искусства как выражения прежде всего мысли («Легко мысль ясную в красивый стих облечь»), и в провозглашении «природы» как материала для художественного подражания («природа истинна», «пусть природа будет единственным предметом вашего изучения»), и, наконец, в утверждении образцов античной поэзии как высшей эстетической нормы. Рационализм, натурализм, ориентация на античность - таковы были, по Буало, основные черты классической формы как антитезы анархо-фантастического строя мышления, чувствования и творчества средневекового дворянства, еще сохранившегося в пережиточном состоянии в XVII в. Если классическая форма в своих рационалистических, натуралистических и антикизирующих тенденциях буржуазна, то «содержанием» ее, по Б., должны быть «двор» и «город» («изучайте двор и знакомьтесь с городом»), т. е. те две социальные группы, к-рые служили базисом для абсолютизма, - придворное общество и близкая к нему буржуазная верхушка. Выступая как поэт, Б. как в своих «Сатирах», так и в «Аналое» (Le Lutrin) рисовал в реалистических чертах сцены, эпизоды, фигуры будничной городской (парижской) жизни в духе реалистического буржуазного бытовизма, в последней поэме уже переходя в некоторое наступление против духовенства, находясь впоследствии в близких сношениях с янсенистами, о чем свидетельствует его послание «О любви к богу». Теоретик поднимавшейся в дворянском еще окружении в союзе с абсолютизмом буржуазии, Б. подвергался, естественно, нападкам со стороны светской «феодальной» аристократии. В ответ на его «сатиры» последовал ряд контрсатир со стороны как осмеянных им дворянских писателей (Котен), так и их сторонников (Бурсо, Прадон), обвинявших, между прочим, Б. в том, чем он гордился, а именно, что он «буржуа», ничего не смыслящий в тонкостях светского быта и светской поэзии. Позже, после его «Поэтического искусства», выступили против него от имени светской аристократии братья Перро, в особенности Шарль Перро, изобразивший Б. карикатурно в своем «Завистливом совершенстве» и затем в своей поэме «Век Людовика Великого», и в своих «Параллелях древних и новейших авторов» защищавший национальную поэзию против античности. За первенство древних заступились - Ла Фонтен (см.) и Ла Брюйер (см.), и, наконец, и сам Буало в своих «Критических размышлениях о Лонгине», впоследствии впрочем протянувший в своем «Послании Перро» противнику руку примирения (он, который неустанно доказывал величие Ла Фонтена, Мольера и Расина). Эстетика Б. пользовалась огромным авторитетом в эпоху господства классицизма повсюду, в частности у нас в XVIII в. (Кантемир, Тредьяковский, Сумароков). «Поэтическое искусство» Б. было впервые переведено Тредьяковским.

Библиография:

I. Собр. сочин. Б. в 4 тт., Berriat S. Priest, 1830-1837; Перевод «Поэтического искусства», ред. и вступ. ст. П. С. Когана, перев. С. С. Нестеровой, П., 1914.

II. Lanson, B., P., 1892; Brunetière, Évolution de la critique, 1890; Rigault, Histoire de la Querelle des Anciens et des Modernes, 1856; Gillot H., La Querelle des Anciens et des Modernes, P., 1914.

БУАЛЭВ

БУАЛЭВ Рене (Boylesve, 1867-1926) - псевдоним французского писателя Tardiveaux, изображавшего нравы провинциальной мелкой буржуазии. Примыкает к Анри де Ренье (см.) в своих реалистических романах.

Библиография:

La Becquee, 1901; Lrenfant a la balustrade, 1903; Madeleine - jeune femme, 1912; Tu nres plus rien, 1917.

БУАЧИДЗЕ

БУАЧИДЗЕ Б. - грузинский пролетарский литературный критик, один из руководителей АПП Грузии и Закавказья. Член ред. коллегии журнала «На рубеже Востока». Написал ряд работ о грузинской художественной литературе. Сотрудник газ. «Заря Востока», журн. «На литературном посту» и т. д.

БУГГЕ

БУГГЕ (Elseus Sophus Bugge, 1833-1907) - исследователь «Эдды» (см.), к-рую издал под именем «Norroen Fornkvaedi» (1867) (лучшее издание «Эдды»). Его работы о сагах переведены на немецкий яз. под названием «Studien uber die Entstehung der nordischen Gotter u. Heldensagen» (2 т., Мюнхен, 1881-1882). Б. - сторонник сравнительного метода; в своих трудах он вскрывает христианские и восточные истоки «Эдды».

БУДАЙ-ДЕЛЯНУ

БУДАЙ-ДЕЛЯНУ Иоанн (Budai Deleanul, 1770-1830) - румынский беллетрист и филолог. Главное беллетристическое произведение - сатирико-юмористическая поэма «Triganiada» в 12 песнях.

БУДАНЦЕВ

БУДАНЦЕВ Сергей Федорович (26/XI 1896-) - современный писатель. Родился в имении Глебково, Зарайского у., Рязанской губ. Пробыл год на историко-филологическом факультете Московского университета. Во время революции работал в «Известиях Бакинского совета», астраханском «Красном воине», в Персии, в Омске, Смоленске, Москве и т. д. Печататься начал в 1913 г. в провинции. Писал литературные критические статьи, стихи. В 1922 в альманахе «Круг» (№ 2) напечатал роман «Мятеж», в 1923-1926 ряд рассказов («Жена», «Эскадрилья всемирной коммуны» и др.) и в 1927, в журн. «Красная новь» (№ 9-12) роман «Саранча». Б. принадлежит к числу писателей, на творчество которых огромное влияние оказала революционная эпоха. Темы его произведений, герои мысли и настроения автора - все это становится понятным лишь в свете событий последнего десятилетия. Как художник слова Б. находится в периоде роста. Его манера письма неустойчива, как неустойчив и выбор сюжетов, героев. «Мятеж» носил на себе явные следы того перенасыщения действием, к-рое характеризовало вообще прозу военного коммунизма. События проносились как в кинематографических кадрах, произведение явно склеивалось из отдельных кусков. Вместо углубленной разработки характеристики эсера Колобухова и других действующих лиц - разнообразие фабульных положений, иногда погоня за сценическими эффектами. Но эпоха бури и натиска грозно глядит из каждой сцены, изображенной в романе, из порывистой фразы, жестко подобранных образов и сравнений. Рассказы Буданцева не являются развитием какой-нибудь единой мысли автора, не говорят об излюбленном основном герое, они - зарисовки отдельных фактов, наблюденных в различных бытовых плоскостях и не всегда являющихся типическими. Рассказы не объединены единством стиля - напр. фантастический рассказ «Эскадрилья всемирной коммуны» написан приемами «Треста Д. Е.» И. Эренбурга (см.), а рассказ «Жена», повествующий о судьбе женщин Туркестана, выполнен в форме неторопливого сказа от автора. «Саранча» - попытка автора дать психологический роман. В нем с избытком представлены те компоненты, к-рых по правилам традиционной поэтики недоставало «Мятежу» - сложная любовная интрига, углубленные характеристики героев, описание степей Туркестана. Стремление достичь канонической формы связывало Б. - Нашествие саранчи вместо народного бедствия, каким оно было в голодные месяцы 1921, является для писателя лишь поводом для временного развала семейного гнезда Крейслеров. Массы же туземцев, беженцев, удостоенные нескольких незначительных сцен, заменены группой растратчиков - членов саранчевой комиссии, их похождениям посвящен главным образом роман. Наиболее удались писателю описания Туркестана, из героев - два честных «борца» с саранчей (бывший белый офицер Крейслер и представитель местной власти Эффендия); они вылеплены твердой рукой художника-психолога. Но в целом «Саранча» менее удачное произведение, чем «Мятеж». Б. дает материал для сравнения «века нынешнего и века минувшего», его симпатии на стороне строящих невиданную жизнь, но вопрос о подчинении подсознательного организующей воле далеко не всегда решается писателем в классовом пролетарском духе.

Библиография:

Гусман Б., Сто поэтов, Тверь, 1923; Воронский А., Искусство и жизнь, сб. статей, М. - Л., 1924; Переверзев В., «Печать и революция», кн. IV, 1923 и кн. VII, 1925; Горбачев Г., Современная русская литература. Л., 1928 (о «Мятеже»). Писатели совр. эпохи, т. I, М., 1928.

БУДДА, БУДДХА

БУДДА, точнее БУДДХА («пробужденный», «просветленный») - в буддийской терминологии обозначение того, кто совершенным познанием причинных связей бытия освободился от его уз, от цепи дальнейших воплощений и достиг нирваны. Б. - постоянный эпитет знаменитого основателя буддийской религии Гаутамы (см.), обычно под именем Б. известного в европейской литературе.

БУДДИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

БУДДИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - см. Монгольская литература, Китайская литература, Тибетская литература, Индийская литература.

Предыдущая страница Следующая страница