Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "В" (часть 5, "ВЕС"-"ВИЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 5, "ВЕС"-"ВИЛ")

ВЕСЕЛОВСКИЙ АЛЕКСАНДР НИК.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕСЕЛОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ НИК.

ВЕСЕЛОВСКИЙ Алексей Николаевич (1843-1918) - брат академика Веселовского, литературовед, профессор Московского университета и бывш. Высших женских курсов. С 1901-1904 - председатель О-ва любителей российской словесности при Московском университете; с 1906 - почетный академик. Специалист по зап.-европейской литературе. Широкой популярностью пользовались работы В. о Мольере и байронизме.

По своим методологическим воззрениям В. - сторонник историко-культурной школы. «Я считаю себя последователем и учеником Пыпина. В моих работах я обязан ему многими возбуждениями, советами, внушениями». Как и Пыпин, В. в литературе прежде всего ценил прогрессивность идей. В этом плане написано его «Западное влияние в русской литературе» (выдержавшее пять изданий). Патетика книги - в борьбе с «пароксизмом племенной исключительности», в желании «ввести развитие русской мысли и творчества в круг европейского умственного движения» (из предисловия). Отсюда - небрежение В. к собственно литературной стороне поэтических фактов, к их формам и стилю. Отсюда и тот публицистический дидактизм, к-рый у В. всегда заменял социологический анализ явления.

Библиография:

I. Старинный театр в Европе, М., 1870; Этюды о Мольере. Тартюф, М., 1879; Этюды о Мольере. Мизантроп, М., 1881; Западное влияние в русской литературе, 1-е изд., М., 1883; 5-е изд., М., 1916; Этюды и характеристики, 1-е изд., М., 1894; 4-е, М., 1912 (2 тт.); Байрон, Биограф, очерк, М., 1902 и М., 1914; Герцен-писатель, М., 1909; Статьи в «Беседе», 1871-1872; «Неделе», 1873-1880; «С.-Петербургских ведомостях», 1873-1874; «Вестнике Европы» с 1877; «Русских ведомостях» о 1883 и др.

II. Сакулин П. Н., Веселовский А. Н., «Научные известия», II, М., 1922 (некролог о приложением воспомин. В. о Пыпине и писем Пыпина к В.); А. П., в «Бирюче», 1918, VII (некролог); Пиксанов Н. К., Грибоедов и Мольер, Гиз, M., 1922.

III. Автобиографические сведения и более подробную библиографию см. в Словаре членов О-ва любит. российской словесности при Московском университете, М., 1911.

ВЕСЕЛОВСКИЙ Ю. А.

ВЕСЕЛОВСКИЙ Юрий Алексеевич (1872-1919) - поэт, переводчик и критик, сын Алексея Николаевича Веселовского (см.). В критических и историко-литературных работах применял культурно-исторический метод. В. один из первых популяризаторов армянской литературы в России. Сотрудничал в «Вестнике Европы», «Русской мысли», «Научном слове», «Вестнике воспитания», «Русских ведомостях» и мн. др.; много переводил, гл. обр. с французского.

Библиография:

I. Очерки армянской литературы и жизни, Армавир, 1906; Армянская муза, 1907. По педагогике - Трагедия детской души, М., 1908; Литературные очерки, тт. I-II, М., 1910; Этюды по русской и иностранной литературе, тт. I-II, изд. «Звезда».

II. Некролог Веселовского, написанный В. Саводником, см. в «Научных известиях», сб. 2, Гиз, 1922.

III. Словарь членов О-ва любит. росс. словесности при Московском университете, М., 1911 (автобиографические сведения и подробная библиография).

ВЕСЕЛЫЙ

ВЕСЕЛЫЙ Артем (1899-) - псевдоним Николая Ивановича Кочкурова. Р. в семье волжского крючника. О своем детстве и юности рассказывает следующее: «Семья жила бедно. Сам я с раннего детства начал работать - сперва на Волге в рыбачьих артелях, потом ломовиком, писарем и чернорабочим на трубочном заводе. Учился в приходской и городской школе. В 1916 связался с группой анархистов. В марте 1917 вступил в партию большевиков. 1917 - агитатор, красногвардеец, 1918-1919 - партийная работа, боец, 1920 - газетная работа - писательство».

Осенью 1921 в журнале «Красная новь» (№ 3) напечатана первая его драма «Мы». В 4-й книге того же журнала - рассказ «Масленица». В 1922 - «флот, писательство». С 1923 его произведения печатаются в наших толстых журналах: 1923 - «Реки огненные», 1924 - «Дикое сердце», «Вольница», 1925-1926 - роман «Страна родная», 1927-1928 - «Россия, кровью умытая».

Веселый принадлежит к числу оригинальнейших современных писателей. Уже в 1923, в «Реках огненных», мы видим сложившимися основные черты его литературой манеры. Он широко пользуется сказом. Яз. его очень богат провинциализмами, бытовыми речениями, выражениями профессиональных жаргонов. Герой, от имени к-рого ведется сказ, обычно представитель «вольницы» - партизан, солдат, бросающий фронт, матрос-махновец. Поэтому основа сказа В. - крестьянская, и в нее вплетены слова солдатского, матросского, «блатного» жаргонов. Сказ «взволнован», приподнят. Густота его эмоциональной окраски - и в характерном обилии восклицаний и междометий, и в структуре убыстренной, отрывистой, задыхающейся фразы, опускающей отдельные части речи (как напр. глаголы), и в «нагнетающих» повторениях, и в резких повелительных «интонациях». Автор старается ее усилить внешними способами воздействия (шрифты, своеобразная разбивка отдельных строк и целых периодов, печатание их напр. в виде расширяющегося книзу треугольника и т. д.). Нередко это доходит до крайностей и затрудняет чтение (так «Реки огненные» были напечатаны в «Молодой гвардии» без знаков препинания).

Произведения В. фабульно бедны. Особенно это относится к его романам («Страна родная» и «Россия, кровью умытая»). Их можно назвать почти бесфабульными. Вместе с тем они лишены твердого композиционного костяка. В них явственный упор не на архитектонику, а на слово.

Тематически В. весь в гражданской войне. Революция показывается им преимущественно в ее «стихийном» крестьянском облике. Человека «стихии», восставшей крестьянской массы, революционера по инстинкту и чувству В. изображает превосходно. Тут в показе разлившейся стихии оказываются чрезвычайно у места особенности его художественного метода: и характеристика посредством действия, и специфичность бытовой речи, и густо эмоциональный, напряженный, красочный, народный язык. В этом случае понятной становится и «бесструктурность» произведений Веселого, в которых эмоционально-лирический напор как бы сламывает, разрушает архитектурные грани.

Человек действующий - вполне в «средствах» В. Человек думающий удается ему гораздо меньше. Не только рефлектирующие натуры, склонные к самоанализу, но и вообще тип интеллигента плохо воспроизведен В. - упрощенно, неловко-шаржированно (Гильда и Ефим в «Стране родной»). Немногим только больше повезло пролетарию, в изображение которого к тому же нередко вносятся В. «махновские» черты (усердно выставляемая напоказ, чуть ли не «принципиальная» грубость и некультурность - Павел в той же «Стране родной»). Эта слабость «показа» сознательного, планирующего, направляющего элемента революции еще более выдвигает вперед в произведениях В. элемент стихийный, и без того «развернутый» с большой силой, широтой и яркостью. Перевес получается несомненно на стороне «стихии», и в ее цвет закрашивается революция.

В. - характерный представитель той группы, к-рая победительницей вошла в литературу в первые же годы после окончания гражданской войны и к-рая отличается как своей тематикой (почти исключительно гражданская война), так и рядом художественных особенностей (разорванность композиции, полисюжетность или бессюжетность, пристрастие к сказу, «динамизированная», убыстренная фраза, сильный лирический напор) и наконец общим восприятием революции как могучего стихийного движения, «метели» и т. д. В. занимал в этой литературой группе обособленное место на крайнем левом фланге. Но он единственный сохранил ее особенности и доныне, в то время как другие (Малышкин, Огнев, Пильняк, Вс. Иванов и пр.) далеко отошли от первоначального пути, разойдясь в разные стороны.

На творчестве В. сказываются те же основные влияния, что и на всей «динамической» прозе 1921-1923 (прежде всего - Андрея Белого), а из «производных» - Б. Пильняка. Можно пожалуй еще указать на Хлебникова.

В пролетарской литературе у В. особое место. Стилистически он стоит в ней отдельно, имея мало общего с остальными прозаиками. Этому соответствует и его положение вне групп. Но в прошлом - В. организатор и деятельный участник объединения «Перевал» (см.), с к-рым его связывало сходное понимание задач и целей литературы.

Отношение критики к В. было неровное. Но несмотря на отдельные расхождения в оценке его произведений, большинство критиков признает сильный талант В., его большую чуткость к слову, добросовестную и тщательную работу над материалом и над собой.

Библиография:

II. Полонский В., Об Артеме Веселом; Пакентрейгер С., Дикое перо (Артем Веселый), «Печать и революция», кн. 5, 1926; Лежнев А., Вопросы литературы и критики, М. - Л., 1926 (статья о «Перевале»).

ВЕСТНИК ЕВРОПЫ

«ВЕСТНИК ЕВРОПЫ»

I. Один из первых русских литературно-политических журналов; издавался в Москве (1802-1830), по две книжки ежемесячно. Основателем журнала был Н. М. Карамзин, издателями - арендаторы университетской типографии: книгопродавец И. В. Попов, Ф. Гарий и Е. Любий. Руководители журнала: Н. М. Карамзин (1802-1805), М. Т. Каченовский (1805-1807), В. А. Жуковский (1808-1809), Каченовский и Жуковский (1810-1811), Каченовский (1811-1813), В. В. Измайлов (1814). С 1815 по 1830 «В. Е». руководил один Каченовский. Назвав себя редактором, он впервые ввел у нас это слово. В карамзинский период в «В. Е.», кроме самого Карамзина (ему принадлежит огромное большинство прозаических статей), принимали участие: Жуковский, Державин, И. И. Дмитриев, В. Л. Пушкин, К. Н. Батюшков, кн. П. А. Вяземский, Д. В. Давыдов и др. В 1814 в «В. Е.» появились первые стихи А. С. Пушкина. При Каченовском в «В. Е.» принимали участие ученые - К. Калайдович, И. М. Снегирев, М. П. Погодин и др., а в качестве критиков М. А. Дмитриев и Н. И. Надеждин, выступавшие против романтиков и школы А. С. Пушкина. При Карамзине и позднее «В. Е.» был выразителем взглядов крепостнического дворянства. В статьях «В. Е.» доказывалось, что наилучший образ правления - монархия, что именно этому строю Россия обязана своим величием, что русские крестьяне благоденствуют и т. д. Отрицательные явления русской жизни в журнале замалчивались.

II. «Журнал исторический, политический и литературный», изд. в Петербурге с 1866 по 1918. Основателем и редактором-издателем (до 1908) был М. М. Стасюлевич (см.), с 1906 по 1916 - проф. М. М. Ковалевский, с 1916 по 1918 - Д. Д. Гримм и Д. Н. Овсянико-Куликовский. «В. Е.» - типичный либерально-буржуазный орган, политические требования которого не шли дальше умеренной конституции зап.-европейского образца. Во время войны поддерживал захватнические планы царского правительства. Среди сотрудников «В. Е.» числился ряд имен крупных писателей, ученых и политиков: Н. И. Костомаров, К. Д. Кавелин, А. Н. Пыпин, В. Я. Стоюнин, Вл. Соловьев, К. К. Арсеньев, Н. И. Кареев, А. А. Мануйлов, П. Н. Милюков, И. И. Мечников, А. Ф. Кони, Тургенев, Гончаров, Островский, Салтыков-Щедрин и др.

Библиография:

Мезьер А. В., Словарный указатель по книговедению, Л., 1924; Пиксанов Н. К., Два века русской литературы, изд. 2-е, М., 1924; Полуденский М., Указатели «В. Е.» 1802-1830, М., 1861; Каталог журн. «В. Е.» за 25 лет - 1866-1890, СПБ., 1891 и «В. Е.», 1890, № 12; Дополнит. каталог журн. «В. Е.» за 1891-1895 в «В. Е.», 1895, № 12; Последующие указатели по пятилетиям: 1896-1900; 1901-1905; 1906-1910 и т. д. в 12 кн. журнала.

ВЕСТНИК ЖИЗНИ

«ВЕСТНИК ЖИЗНИ» - см. Журналы русские.

ВЕСТНИК ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«ВЕСТНИК ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» - орган Международного бюро революционной литературы, выходящий в Москве с января 1928 (в 1928 - ежемесячно, а с 1929 - один раз в два месяца). В редакцию «В. И. Л.» входят: А. Луначарский, Л. Авербах (СССР), Бела Иллеш (Венгрия), Иоганн Бехер (Германия), Вайян-Кутюрье (Франция), Ф. Вейскопф (Чехо-Словакия), Д. Фримэн (Америка), Панаит Истрати (Балканы), Туре Нерман (Скандинавия). Основная задача издания - объединить в международном масштабе разнообразнейшие молодые организации пролетарской литературы и отдельных ее представителей; «В. И. Л.» стремится сделать иностранную пролетлитературу достоянием широкой советской общественности и вместе с тем ускорить процесс ее идеологического и художественного роста. Кроме того «В. И. Л.» уделяет внимание и подлинно художественным образцам радикальной буржуазной литературы. Сверх указанного материала «В. И. Л.» включает еще постоянные обзоры общественно-культурной жизни западно-европейских стран и Америки, а также богатую информацию о важнейших явлениях в области искусства. Из числа постоянных сотрудников «В. И. Л.» можно назвать: Синклера Льюиса, Панаит Истрати, Анри Барбюса, Ф. К. Вейскопфа, Бела Иллеш, Иоганна Бехера, Станислава Стандэ, П. Вайян-Кутюрье, Курта Клебера и др. (о дореволюционном «В. И. Л.» - см. Журналы русские).

ВЕСТНИК ЛИТЕРАТУРЫ

«ВЕСТНИК ЛИТЕРАТУРЫ» - см. Журналы русские.

ВЕСЫ

«ВЕСЫ» - «научно-литературный и критико-библиографический ежемесячник», выходивший в Москве в книгоиздательстве «Скорпион» с января 1904 по декабрь 1909 включительно. Редактором-издателем его бессменно был С. А. Поляков. Одним из ближайших руководителей журнала был Валерий Брюсов, особенно в первые годы его издания. Главными сотрудниками с самого начала являлись: Андрей Белый, Вячеслав Иванов, К. Бальмонт, В. Розанов, Макс. Волошин, Д. Мережковский, Н. Минский, Федор Сологуб, Александр Блок, позднее З. Гиппиус и она же под псевдонимом Антона Крайнего в качестве критика, М. Кузмин, Эллис и др. Кроме того сотрудничали: Н. Гумилев, Ю. Балтрушайтис, Ю. Верховский, С. Городецкий, Борис Садовской, Ив. Рукавишников, Евг. Тарасов, Вс. Мейерхольд, Сергей Соловьев и многие другие, не считая многочисленных иностранных сотрудников. Инициаторы «ежемесячника» хотели создать в России чисто критический журнал по образцу западных изданий такого рода («Athenaeum», «Mercure de France», «Literarisches Echo»), но с конца 1905 в нем начали помещать беллетристику, и так. обр. он превратился в журнал обычного у нас типа. Идейно «В.» были боевым органом символизма в его различных ответвлениях. Сама редакция очень верно определила роль журнала как некоторого «шлюза», помогающего преодолению «мертвящего влияния материализма в искусстве» и поддерживающего «неразрывную связь с областями мистики, метафизики и религии» (№ 12 за 1909, обращение «К читателю»). По признанию самой редакции, «В.» в лице сотрудников совмещали «крайний эстетизм» раннего Бальмонта, «индивидуалистические созерцания» Брюсова, «универсальный дионисизм» Вяч. Иванова, «подчеркнутый мистицизм» З. Гиппиус, «романтические стремления» Блока, «синтетическое ницшеанство» А. Белого и «крайний бодлеризм» Эллиса. Если присоединить сюда мистику пола В. Розанова и религию Мережковского, то физиономия журнала определяется вполне. В качестве органа русского декаданса «В.» выступали с попытками критики марксизма (ст. Корнея Чуковского «Циферблат г. Бельтова», № 2 за 1906). Как орган художественных и религиозных исканий буржуазной интеллигенции «В.» имели своих предшественников («Северный вестник», «Мир искусства», «Новый путь») и эпигонов («Золотое руно», «Аполлон») и являются богатейшим источником для изучения этих исканий благодаря целому ряду основных и боевых статей виднейших представителей различных течений символизма в пору высшего его расцвета и обширной библиографии по всем литературам.

Библиография:

Чулков Георгий, «Весы», «Аполлон», № 7, 1910; Кузмин М., Художественная проза «Весов», «Аполлон», № 9, 1910; Гумилев Н., Поэзия в «Весах», там же. См. также ежегодные указатели в «В ».

ВЕТРИНСКИЙ

ВЕТРИНСКИЙ Ч. (1866-1923) - псевдоним Василия Евграфовича Чешихина, историка русской литературы и общественной мысли, публициста, журналиста. Окончил физико-математический факультет СПБ. университета. На три года был сослан в Вятскую губ. С 1888 сотрудничал в периодической печати. В. принадлежат отдельные монографии, много статей и популярных очерков о русских писателях (в коллективной «Истории русской литературы XIX века», «Вестнике Европы», «Русской мысли» и др.). Как литературовед Ветринский работал преимущественно в плане историко-культурного изучения; труды его проникнуты либерально-просветительными устремлениями.

Библиография:

I. Грановский и его время, М., 1897; изд. 2-е, СПБ., 1905; В 40-х гг., М., 1899; Герцен, СПБ., 1908; Некрасов, М., 1911; Достоевский, М., 1912; изд. 2-е, 2 чч., М., 1923; Чернышевский, П., 1923; Успенский, М., 1929.

II. Словарь членов общества любителей российской словесности, М., 1911 (автобиографические сведения); Владиславлев И. В., Русские писатели, изд 4-е, Гиз. Л., 1924; Писатели современной эпохи, т. I, ред. П. Козьмина, М., 1928.

ВЕФИК ПАША

ВЕФИК ПАША Ахмед (1820-1893) - турецкий писатель. Учился в Париже. Занимал высокие дипломатические и административные посты. Под конец жизни вышел в отставку и отдался исключительно литературной деятельности. Большая заслуга В. - перевод на турецкий яз. некоторых комедий Мольера. В бытность свою губернатором в Бруссе Вефик паша основал театр. Он содействовал также тому, что в Константинополе, где в то время пьесы шли на армянском яз., начали ставить и турецкие произведения. В. удачно перерабатывал пьесы и даже создавал новые типы, к-рые сохранили и теперь свою свежесть. Кроме того он вторично перевел на турецкий яз. «Телемака». В. - один из наиболее выдающихся представителей национализма в турецкой литературе. Его перу принадлежат: первый словарь турецкого яз., под заглавием «Лехджеи-Османи» (Османское наречие), сборник пословиц «Аталар Сёзу» (Изречения предков), перевод «Тюрк шеджереси» (Турецкое родословное дерево), сочинений Аббуль-Гази, Бехадур Хана и т. п.

ВЕЧНЫЙ ЖИД

ВЕЧНЫЙ ЖИД - см. Агасфер.

ВЕШНЕВ

ВЕШНЕВ Владимир Георгиевич (1881-) - современный критик, беллетрист и журналист, член ВКП(б), печатал в разных газетах передовицы, статьи по экономическим вопросам, фельетоны, бытовые очерки под псевдонимами - «Егорович», «В. Стрелков» и др. После Октября редактировал журналы - «Горн», «Общее дело». Сотрудничает в журналах - «Всемирная иллюстрация», «Печать и революция», «Новый мир», «Октябрь мысли», «На литературном посту», «Октябрь», «Молодая гвардия», в альманахах - «Свиток», «Современник», в газетах - «Известия ВЦИКа», «Правда», «Рабочая газета», «Рабочая Москва».

Библиография:

I. Плененные, Рассказ, изд. Московского пролеткульта, 1920; Серафимович как художник слова, изд. «Моск. раб.», 1924; Маска, Рассказы, изд. «Огонек», М., 1927; Взволнованная поэзия, изд. «Молодая гвардия», М., 1928; Сборник критических статей «Книга характеристик», М., 1929.

II. Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд., 4-е, ред. Н. К. Пиксанова, Гиз, М., 1928; Мацуев Н. И., Художественная литература и критика, 1926-1928, М., 1929.

ВИВАНТИ

ВИВАНТИ Анни (Annie Vivanti, 1868-) - современная англо-итальянская писательница. В Италии известна гл. обр. как поэтесса школы Кардуччи. Основная черта как поэзии, так и прозы В. - культ любви, наслаждения, бесшабашной цыганской жизни. Характерна для В. также склонность к космополитизму и экзотическим темам. Наиболее яркими романами В. являются: «Шансонетка Марион» (Marion artista di Gaffe Concerto), «Мария Тарновская» (история известной международной авантюристки), «Цирцея», «Сестра Мессалина» (Sorella Messalina). В последнем своем романе - «Меа Culpa» (Каюсь) - Виванти изображает Египет, угнетаемый английскими империалистами.

Библиография:

I. На русск. яз.: По газетному объявлению, Роман, изд. «Мысль», Л., 1925; Конкурс красоты, ЗИФ, М., 1928.

II. Иванов M. M., Очерки современной итальянской литературы, изд. Суворина, СПБ., 1902 (с переводом одного стихотворения); Брандес Г., Анни Виванти, «Русская мысль», 1900, V; Carducci G., Studi saggi e discorsi, Opere, v. X; Borgese G., La vita e il libro, 1913; Croce B., Letteratura della Nuova Italia, Napoli, 1915; Piceni E., La bancarella delle novita, 1928.

ВИГЕЛЬ

ВИГЕЛЬ Филипп Филиппович (1786-1856) - автор известных «Записок» (полное издание в семи частях, М., 1892). Они дают богатейший материал для истории русского быта и нравов первой половины XIX в., характеристики разнообразных деятелей того времени. Однако, как это было замечено еще современниками В., - «читая «Записки», следует доверять им с большой осторожностью...» Литературно-историческая экспертиза подтверждает основательность подобных подозрений.

Библиография:

О В. и его «Записках» указано в комментариях в «Дневнике Пушкина» (Труды Гос. румянц. музея), М., 1923; в «Дневнике Пушкина» Под редакцией Б. Л. Модзалевского, М., 1923; в материалах для биографического словаря одесских знакомых Пушкина («Пушкин, статья и материалы»), в. 3, Одесса, 1927. Два тома «Записок» переизданы «Кругом», М., 1928.

ВИД

ВИД Густав (Gustav Wied, 1858-1914) - датский писатель. Происходя из бедной семьи, В. прожил полную лишений и нужды юность, был приказчиком книжной лавки, писцом у адвоката и только 28 лет сдал экзамен на домашнего учителя. Все неудачи общественного парии - вплоть до тюремного заключения, - испытанные им лично, он отразил в своих произведениях, в к-рых неизменно звучит протест против лжи буржуазного общества. В. - интеллигент бунтарского типа, страдавший от противоречий жизни, с которыми боролся в творчестве, но из-за которых сам покончил самоубийством. В 1891 он дебютировал первой книгой «Силуэты», за которой последовал ряд сборников реалистических новелл и романов. Большинство произведений первого периода творчества В. отображает его личные черты, однако в более или менее обобщенном виде. Автобиографические элементы переплетены в них с социальной проблематикой («Детские души» - «Barnlige Sjale», 1893; «В юные годы» - «Ungdoms Historier», 1895; «Человеческое детство» - «Menneskenes Born», 1894; «Веселые истории» - «Lystige Historier», 1896 и пьеса «Эротика», 1896).

Если В. - ученик Брандеса и Шандорфа в первый период своей деятельности, то его творчество второго периода окрашено модернизмом, влиянием пессимизма Стриндберга; оно носит сатирический характер. В. переходит к большой форме романа и комедии нравов. Роман «Родственники» (Slagten, 1898) явился прелюдией к сильной социальной трилогии «Воплощенная злость» (Livsens Onds Kab, 1899-1912), первая часть к-рой представляет собой широкую панораму буржуазного быта Дании, а вторая и третья («Карлсбадское путешествие Воплощенной злости» и «Пастор Серенсен и К°») являются обличением условностей и лживости буржуазной культуры в целом, как и его драматическая тетралогия (I ч. - «Знать», II ч. - «Духовенство», III ч. - «Мещанство», IV ч. - «Крестьянство»). Высшего расцвета талант В. достиг в язвительно-резком романе против датской аристократии - «Наши предки ели селедки» (1913), в самом пессимистическом из всех его романов - «Танцующие мыши» и в сборнике наиболее зрелых новелл - «Circus Mundi». В последний год жизни В. выпустил сборник сказок «Таковы мы, люди», в стиле сказок Андерсена. По манере письма В. - импрессионист-реалист. Произведения его переведены на все европейские яз., переводились частью и на русский (1908-1911).

Библиография:

I. Русские переводы Вида: 2x2=5; М., 1908; Веселые истории, П., 1909; Гордость города, П., 1909; История наших ближних, М., 1911; Эротика, перев. под заглавием «Нашла коса на камень, или первая скрипка», П., 1911.

II. Jorgensen J., Geschichte der dnischen Literatur, Munchen, 1908; Walter Hjalmar Kotas, Die skandinavische Literatur der Gegenwart seit 1870, Wiesbaden, 1925.

ВИДАДИ

ВИДАДИ (1708-1809) - по прозвищу Молла-Вели - ближайший друг Вакыфа (см.) - один из основоположников и талантливых представителей литературы тюрков Азербайджана в XVIII в.

Род. в местечке Шейхлу, Казакской области, где и умер в глубокой старости. Как и Вакыф, В. был одним из крупнейших ученых своего времени (гл. обр. по исламистско-законоведческим наукам) и принимал близкое участие в политико-государственной жизни края. Он писал также и исторические поэмы, иногда касавшиеся событий его времени, оставшихся не освещенными в исторических трудах об Азербайджане.

Живя в эпоху беспрерывных войн многочисленных мелких «государств» Кавказа между собою, а также с Персией, Турцией и Россией, В. явился выразителем настроений эпохи начинавшегося разложения феодализма в Азербайджане, не порывавшего с Персией.

Все произведения В. вообще написаны в духе исламистского суфизма.

Библиография:

Произведения Видади не изданы: о нем, как и о его произведениях, см.: Меджмуан Вакыф, собр. сочин. Молла-Пенах Вакыф и его современников, сост. Мирза-Юсуф Карабачи Нерсесовым, Темир-Хан-Шура, 1856; литограф.: Тезкарат-уль-Шуара-Риязиль-Апинчейн, М.-А. Муджтахид-Зада-Карабачи, т. I, Константинополь, 1901; Кочарлинский Фр.,б-., Литература азербайджанских татар, Тифлис, 1903; Его же, Вакыф, Видади и их дружба, ст. в журн. «Дебистан», № 1, 1907; Молла-Пенах Вакыф, сост. Гашт-б. Везиров, Баку, 1908; Кочарлинский Фр., б-., Материалы по истории азербайджанской литературы, т. I, ч. I, Баку, 1925; Вакыф Молла-Пенах, Азербайджанская литература, кн. 2, Баку, 1925; Мутшаги, Мухаммед-Хуссейн-хан, Азербайджанская литература, кн. 4, Баку, 1925; Ордубади М. С., Молла-Вели Видади, ст. в журн. «Муарий Ишчисин», № 5 (13), 1926.

ВИДДУНАС

ВИДДУНАС Вильгельм Староста (1867-) - один из крупнейших современных литовских писателей-символистов. В. - также общественный деятель в так наз. «Малой Литве» (области Тильзита, Мемеля): лектор, редактор и издатель. Недавно избран профессором Ковенского университета.

Кроме ряда философско-публицистических книг («Смерть и что дальше», «Строение вселенной», «Таинственное величие человека» и другие), В. - автор многочисленных драм и трагедий («Тени предков», «Вечный огонь», «Звездные пути», «Колокола моря», «Воин судьбы», «Рабы и свободные», «Пожар мира» и мн. др.). Все они - философско-символистические. В. - теософ и мистик. Кроме теософии и мистицизма творчество В. характеризуется также национализмом и индивидуализмом. Он воспевает прошлое литовского народа, его былую независимость и религию, которую В. кладет в основу своей философии. Он требует от личности и наций прежде всего быть «самими собой», для чего необходимо «внутреннее величие», «культура души», «стремление к совершенству и человечности».

Полные отвлеченно-символических и религиозно-философских схем и рассуждений, драмы В. не представляют высокой художественной ценности, вопреки утверждениям буржуазной критики. Творчество В. выражает националистические и религиозные устремления литовской буржуазной интеллигенции, перешедшей в период реакции после революций 1905 от активно реалистических и прогрессивных задач национального движения к пассивно-романтическим и реакционным. Виддунас этим настроениям пытался придать философский характер.

Библиография:

I. Prabois seselai, Тильзит, 1908; Lietuvos pasakele, T., 1913; Mirtis ir kas toliau, Visatos saranga, Slaptinga mogaus didube, Gimdymo slepiniai, Amina ugnis, Тильзит, 1913; Sigute, Тильзит, 1914; Kaimo didvyris, Тильзит, 1914; Ragana, Тильзит, 1918; Vergai ir dykiai, Тильзит, 1919; Jrg. varpai, Тильзит, 1920; Zvaigdus takai, Тильзит, 1920; Likimo bangos, Тильзит, 1922; Pasauliv gaisras, 1928.

II. Vilnas Pr., Vidno kryba, в журн. «Naujoji Gadyne», 1922.

ВИДЕНИЯ

ВИДЕНИЯ - повествовательно-дидактический жанр. Сюжет его излагается от имени лица, которому он якобы открылся в сновидении, галлюцинации или летаргическом сне. Ядро большей частью составляют действительные сны или галлюцинации, но уже в античное время появляются вымышленные рассказы, облеченные в форму В. (Платон, Плутарх, Цицерон). Жанр этот особенно развивается в средние века и достигает апогея в «Божественной комедии» Данте, представляющей по форме максимально развернутое В. Авторитетную санкцию и сильнейший толчок развитию жанра дали «Диалоги чудес» папы Григория Великого (VI в.), после чего В. начинают массами появляться в церковной литературе всех европейских стран.

До XII в. все В. (кроме скандинавских) написаны по-латыни, с XII в. появляются переводные, а с XIII - оригинальные В. на народных яз. Наиболее законченная форма В. представлена в латинской поэзии духовенства: жанр этот по своим истокам тесно связан с канонической и апокрифической религиозной литературой и близок к церковной проповеди.

Редакторы Видений (они - всегда из среды духовенства и их надо отличать от самого «ясновидца») пользовались случаем от имени «высшей силы», пославшей В., пропагандировать свои политические взгляды или обрушиться на личных врагов. Возникают и чисто фиктивные В. - злободневные памфлеты (напр. Видение Карла Великого, Карла III и др.).

Однако уже с X в. форма и содержание В. вызывают протест, идущий часто от деклассированных слоев самого духовенства (нищих клириков и школяров-голиардов). Протест этот выливается в пародические В. С другой стороны, формой В. овладевает куртуазная (см.) рыцарская поэзия на народных языках: В. приобретает здесь новое содержание, становясь обрамлением любовно-дидактической аллегории, - таковы напр. «Fabliau dou dieu d’Amour» (Повесть о боге любви), «Venus la deesse damors» (Венера - богиня любви) и наконец - энциклопедия куртуазной любви - знаменитый «Roman de la Rose» (Роман Розы, см.) Гильома де Лорриса.

Новое содержание вкладывает в форму В. «третье сословие». Так продолжатель незаконченного романа Гильома де Лорриса, Жеан Клопинель из Мёна, превращает изысканную аллегорию своего предшественника в тяжеловесное сочетание дидактики и сатиры, острие которой направлено против отсутствия «равенства», против несправедливых привилегий аристократии и против «разбойничьей» королевской власти (см. Роман Розы). Не менее ярко выражены настроения «третьего сословия» в знаменитом «В. о Петре-пахаре» Ленглэнда (см.), сыгравшем агитационную роль в английской крестьянской революции XIV в. Но в отличие от Жеан де Мён, представителя экономически-прогрессивной городской части «третьего сословия», Ленглэнд - идеолог экономически отсталого крестьянства - обращает свой взор к идеализированному прошлому, мечтая об уничтожении капиталистов-ростовщиков.

Как законченный самостоятельный жанр В. характерны для средневековой литературы. Но как мотив форма В. продолжает существовать и в литератураx нового времени, являясь особенно благоприятной для введения сатиры и дидактики, с одной стороны, фантастики - с другой (напр. «Тьма» Байрона).

Библиография:

Веселовский Ал-др, Данте и символическая поэзия католичества, Собр. сочин., т. III, СПБ., 1908-1913; Manitius M., Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters (библ.), Munchen, 1911.

ВИД ЛИТЕРАТУРНЫЙ

ВИД ЛИТЕРАТУРНЫЙ - см. Жанр.

ВИЕНУОЛИС

ВИЕНУОЛИС Антон (Vienuolis, 1882-) - современный литовский писатель. В. выступил в литовской литературе в период реакции после 1905, когда основная масса литовской буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции отошла от революционного движения, даже от более широких задач национального движения, и обратилась к мелким повседневным делам, культуртрегерству, индивидуализму. В довоенных своих рассказах и повестях (как напр. «Gryeo», «Gyvenimo niek niebiai», «Studiosus», «Pati» и др.) В. является наиболее ярким выразителем этого кризиса литовской мелкобуржуазной интеллигенции.

В годы войны и независимости Литвы В. окончательно определился как писатель тех слоев литовской мелкой буржуазии и ее интеллигенции, среди к-рых наиболее сильна вера в спасение от невзгод войны и пролетарской революции в демократической независимой Литве. Поэтому В., оставаясь бытописателем и психологом литовского мещанства, в этот период творчества много внимания уделяет рассказам и очеркам, изображающим «ужасы» русской революции («Harantine», «Dubroli» и др.), патриотически воспевающим борьбу литовской армии на фронтах, - которые он сам посещал в качестве корреспондента, - отмечающим те или другие достижения буржуазной Литвы (IV т. собр. сочин.).

Наибольший интерес представляет вышедший в 1925 роман В. «Pries diena», изображающий жизнь захолустного местечка и деревни в первые годы независимости Литвы. В. показывает среду чиновников и кулачества, где господствует необузданное взяточничество, пьянство, некультурность, невежество и крайняя алчность. Однако кулачество и интеллигенция, значительная часть к-рой работает в государственном аппарате, являются слоями, на к-рых гл. обр. держится независимость Литвы. В., реалистически верно отобразив в первой части романа государственный строй Литвы, во второй - рассудочными средствами заставляет главного героя - взяточника и преступника - раскаяться, и тем самым торжествует буржуазно-демократическое правосудие. Но эта часть - художественно неубедительна.

Как художник В. - реалист.

Библиография:

Собр. сочин., кн. 1, 2, 3 и 4. Достаточно авторитетной критической литературы о Виенуолисе нет.

ВИЗАНТИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИЙОН

ВИЙОН Франсуа (Francois Villon, (1431-?) - последний и величайший из поэтов французского средневековья. Его фамилия - де Монкорбье (de Montcorbier); B. - его псевдоним - фамилия воспитавшего его родственника, парижского священника. Рожденный и воспитанный в среде парижского мещанства в эпоху обнищания и кризиса Франции после «Столетней войны», В. очутился среди «деклассированных». Будучи студентом Парижского университета и получив в 1452 звание магистра, В. принимал участие в разгульной жизни школяров; грань между богемой и люмпенпролетариатом в XV в. была мало заметной, и вскоре В. оказался замешанным в уголовных преступлениях. В 1456, вследствие участия в крупном грабеже, В. бежал из Парижа; в это время написано им первое крупное произведение - шуточное послание к друзьям «Les legs» («legs» - «статьи», «пункты»), впоследствии названное «Le petit testament» (Малое завещание). Вся последующая жизнь В. проходит в бесконечных скитаниях по Франции в компании подонков общества. Изредка он находил убежище при дворах феодалов (между прочим - герцога Карла Орлеанского - талантливого поэта). В 1461, приговоренный к смертной казни, от к-рой его спасла лишь амнистия, В. создает свои лучшие произведения: «Epitaphe» (Эпитафия), вошедшую в лирический цикл «Codicille», и «Testament» (Завещание), впоследствии названное «Le grand testament» (Большое завещание). Кроме этих произведений В. принадлежит ряд отдельных баллад, недошедшая до нас поэма «Le Romant de Pet-au-Deable» (существование которой некоторыми вообще оспаривается), баллады на воровском жаргоне (dubia). В. умер не позднее 1491, когда вышло первое издание его произведений (крайне неисправное).

Биография и творчество более тесно связаны у В., чем у какого бы то ни было поэта Франции. Большинство его произведений сочинены «на случай». Таково и крупнейшее его произведение «Testament» (к к-рому примыкают и его мелкие вещи), представляющее синтез всех основных моментов творчества В. Таковыми являются прежде всего контрастность и ирония, лирический субъективизм и крайний сенсуализм (тяготение к чувственной стороне жизни); вся поэтика В. построена на этих моментах, и соответственно им можно различить несколько оттенков в лирических излияниях В. Он - реалист в том смысле, что в его поэзии - большое количество бытовых образов, контрастирующих друг с другом. Ирония и пародийность лежат в основе замысла «Testament»; здесь традиционная форма «поэтического завещания» дается в бурлескном (см. Бурлеска) преломлении: предметом завещания являются безделицы (в связи с его похождениями), вроде вывески кабака, кружки пива, пустого кошелька, а также баллады, вставленные в текст; эта канва прерывается лирическими отрывками, более или менее обособленными (тут сказалось влияние поэта XIII в. Рютбёфас его пародийным «Завещанием осла» (Testament de lasne)). Традиционная, характерная для формалистической и аллегорической поэзии XIV-XV вв. баллада у В. также часто пародийно снижена; в виде пародии дает он и ультранатуралистические картинки попоек, притонов Парижа, говоря от лица кутилы (баллада «Pere Noe» из «Testament»), вышибалы («Ballade, de Villon et de la grosse Margot», там же) и т. под.; в эпизоде с «Прекрасной оружейницей» (там же) поэт детально описывает «увядшие прелести» и сравнивает их с былыми; наконец в «Epitaphe» реальность переходит в гротескную утрировку: говорят повешенные, тела к-рых гниют, глаза к-рых выклевали птицы, и т. п.; к этому присоединено обращение к «людям-братьям», просьба молиться за их души; стираются границы гротеска, пародии и философского размышления (последнее - особенно характерно для В.; оно носит чисто субъективный характер). Свои лучшие лирические пьесы В. создал в этой манере. Назовем знаменитую «Ballade de menus propos» («Testament»; все строки начинаются словами «je connais» - «я знаю», рефрен же - «je connais tout, fors moi-meme» - «я знаю все, но только не себя»), балладу «Contraintes», написанную на конкурс, на заданную тему (где В. пустил крылатое изречение «je riz en pleurs» - «смеюсь сквозь слезы»), «Dialogue entre le cour et le corps» (Диалог сердца и тела), проникнутый глубоким пессимизмом, как и знаменитая «Ballade de dames du temps jadis» (Баллада о дамах былых времен, в «Testament», с рефреном «Mais o sont les neiges dantan?» - «но где же прошлогодний снег?»). Наконец любопытна помещенная в «Testament» молитва в форме баллады от имени матери В., простой, набожной женщины, создающая один из сильнейших контрастов в «Testament». Все перечисленные черты творчества В. отражают его социальный облик - облик буржуа XV в., обладающего образованием (по современной терминологии - «интеллигента-горожанина»), но ставшего «босяком», оторвавшегося от своего класса, своеобразного «беспочвенника» (dracine), как говорил впоследствии Баррес (см.), чувствующего неизбежность своего «падения». Отсюда его пессимизм, раздвоенность и контрастность его творчества. В. почти не выражает в своей поэзии социального протеста (за исключением эпизода с Александром Македонским в «Testament»), и социальная значимость его творчества, ультрасубъективного по своему характеру, - в картинах нищеты, порока, к-рых так много в его произведениях («Legs», «Testament», а также в воровских балладах). Сильное влияние на реализм и пародийность В. оказали поэты-буржуа XIII-XIV вв. (Рютбёф, Ж. де Мён - автор «Романа о розе»), фаблио, а также, как доказано в последнее время, фламандский фольклор с его натурализмом; на философскую сторону творчества Вийона повлияли поэты XIV в. (Эст. Дешан, Кр. де Пизан, Ал. Шартье). В свою очередь, громадное влияние В. оказал на поэтов конца средневековья и начала Возрождения (Пьер Грэнгуар, Клеман Маро, даже Раблэ), а затем влиял на сатириков и реалистов XVII в. (Матюрен Ренье, Ла Фонтен, отчасти Мольер). С похвалой отзывались о В. Буало и Вольтер; в XIX в. В. поклонялись и романтики (Т. Готье) и Беранже, сильно напоминающий В.; среди парнасцев особенно близки к В. по характеру своей поэзии Ж. Ришпэн, М. Роллина; немало общего с В. у Верлена и его друга Трист. Корбьера. Своей популярностью в Англии В. обязан прерафаэлитам и Р. Стивенсону. В XX в. В. посвящены крупные художественные произведения: новелла - Эдшмида «Herzogin» (1912) (сб. «Timour», перев. на русск. яз. М. Елагиной, Гиз, М. - Л., 1923) и роман Ф. Карко (см.) «Le Roman de Francois Villon» (1926) (есть русск. перев.).

Библиография:

I. Из многочисленных русских переводов лучший - Эренбурга И. Г., Отрывки из «Большого завещания», баллады и разные стих. Ф. Вийона, изд. с введением переводчика, М., 1916. Лучшие комментированные издания В.: Thuasne, P., 1923; Dimier L., P., 1927.

II. Веселовский Ю., Фр. Вийон и его значение в истории французской поэзии, Журн. МНП., 1897, VII; перепеч. в его «Литературных очерках», т. I, изд. 2-е, М., 1910; Мандельштам О., «О поэзии», Л., 1928 (ст. о Вийоне); Gautier Th., Grotesques, P., 1844; Stevenson R. L., F. Villon, L., 1891 (на англ. яз.; франц. перев. в журн. «Europe», P., 1928); Gaston Paris, F. Villon, P., 1901; Champion P., Villon, P., 1913; Его же, Histoire poetique du XV-е siecle, t. II, P., 1924.

ВИКТОРОВ

ВИКТОРОВ Иван Викторович (1901-) - современный чувашский крестьянский писатель. Р. в бедной крестьянской семье. В 1918 вступил в ряды комсомола, а с 1925 - член ВКП(б). В 1925 В. окончил Высший литературно-художественный институт. Состоит руководителем чувашской секции МАППа. Начал писать после Октябрьской революции. В своих произведениях В. воспевает крестьянский труд, быт и природу чувашской деревни. Кроме стихов и драм В. пишет также и прозу.

Библиография:

Сборник стихов «Деревенские мотивы», М., 1925; Драмы: Борцы за свободу, М., 1926; Самогон загубил, М., 1929; В сборнике «Чувашская поэзия и проза», М., 1926; В журналах и газетах: «Канаш», «Голос бедноты» (Казань, 1918-1920), «Голос трудящихся» (М., 1924-1925), «Чувашский крестьянин» (М., 1926-1929).

ВИЛАМОВИЦ ФОН МЁЛЛЕНДОРФ

ВИЛАМОВИЦ фон МЁЛЛЕНДОРФ Ульрих (Ulrich Willamowitz von Moellendorf, 1848-) - современный филолог-эллинист, знаток истории древнегреческой культуры во всех ее проявлениях. Почти нет ни одного греческого автора, в текст к-рого В. не внес бы своих исправлений. Им заново обработаны тексты греческих лириков - Вакхилида, Пиндара - и трагиков (см.); известны его издания Еврипида, Эсхила, тт. I-II, 1914, Платона, тт. I-II, Менандра и др. «История греческой литературы» В. (Die Griechische Literatur des Altertum, «Die Kultur d. Gegenwart», 1, 8) построена в плане культурно-исторической школы. В. дал свое объяснение происхождению трагедии. По мнению В., она возникла не непосредственно из культа Диониса, а прежде всего явилась результатом развития хоровой лирики, образовавшись из дифирамба. В. - образцовый переводчик греческих трагиков.

Библиография:

Работы В., кроме упомянутых в тексте: Homerische Untersuchungen, Berlin, 1884; Sappho und Simonides, Berlin, 1913; Die Ilias und Homer, Berlin, 1920; Griechische Verskunst, Berlin, 1921; Hellenistische Dichtung in der Zeit des Kallimachos, 2 Bde, Berlin, 1924; Bacchylides, Berlin-Weimar, s. a.

ВИЛАНД

ВИЛАНД Христоф Мартин (Christof Martin Wieland, 1733-1813) - крупнейший поэт и идеолог немецкого Рококо (см.), издатель первого в Германии журнала литературы и искусства «Германский Меркурий» (Der Deutsche Merkur), представитель одворянившихся слоев немецкой буржуазии XVIII века. Сын пастора, часть своей жизни провел при дворе веймарского герцога, где находился в дружественных отношениях с Гёте.

Начальный период творчества В. (1752-1763) - это период исканий собственного стиля. Первые произведения В. («О природе вещей. Стихотворное поучение в 6 книгах», 1752; «Двенадцать моральных писем в стихах», 1752; «Испытание Авраама», 1753; «Письма усопших к оставленным друзьями», 1753 и др.) создаются под знаком «серафического» направления Бодмера и Клопштока. На драму «Клементина» решающее влияние оказывает Ричардсон. С середины шестидесятых годов начинается зрелый период творчества В. (1764-1813), когда он выступает как писатель Рококо. «Серафические» настроения исчезают, давая место рационализму и гедонистическим настроениям («Дон Сильвио де Розальва», 1764, «Идрис», 1766-1767 и др.).

В центре этого периода стоят три самых значительных произведения В., с разных сторон рисующие фигуру писателя: это философский роман «Агатон» (Agathon, 1766-1794), наряду с «Вильгельмом Мейстером» Гёте - крупнейший немецкий образовательный роман XVIII в. В., писавший его в течение длинного ряда лет, развивает в нем свои взгляды на природу совершенного человека, приходя к утверждению гармонически развитой, в духе Шефтсбери, личности (синтез разума и страсти, добродетели и требований плоти). Наделяя совершенную личность добродетелью, Виланд вступает в противоречие с рядом своих произведений («Идрис», «Смешные рассказы» и др.), в к-рых им прокламировался образ безудержно чувственного человека; эти произведения создали В. даже славу непристойного, эротического писателя. Крайне характерно, что самое продуманное произведение крупнейшего поэта немецкого Рококо преодолевает идеал до конца эмансипировавшей свою плоть личности, что немецкая буржуазия, даже в своих одворянившихся частях, оставалась в большой степени верной классовому чувству, не отказывалась от своей традиционной бюргерской морали, не растворялась полностью в дворянских настроениях гипертрофированного гедонизма.

Если в «Агатоне» В. говорит об идеальном человеке, то роман «Абдеритяне» (Geschichte der Abderiten, 1774-1780) посвящен реальным людям и их недостаткам. В занимательной истории глупых поступков горожан греческого городка Абдеры В. показывает себя мастером иронической манеры письма, к-рая его сближает с Вольтером и, гл. обр., со Свифтом. Ироническое, и даже скептическое отношение к несовершенной действительности типично для писателя Рококо. Однако, если одни (напр. Вольтер) переводят свой скепсис в русло социальной сатиры, то другие, в данном случае В., за к-рым стоит не созревшая еще для переустройства социальных отношений немецкая буржуазия, ограничиваются легкой насмешкой над людскими пороками.

Умеренность, боязнь крайностей - вообще черты, свойственные немецкому Рококо. Так Агатон приходит к заключению, что «зло не может быть вырвано с корнем сразу, что самые радикальные проекты обычно бывают самыми худшими», философия же «Музариона» (1768) сводится к апологии «светлой и тихой радости», долженствующей наполнить существование постигших смысл жизни людей. В качестве политического мыслители В. также не отличался радикализмом - высшим идеалом его политического романа «Золотое зеркало» (1772) является просвещенный абсолютизм.

Самым совершенным произведением Виланда может считаться сказочная эпопея в стихах - «Оберон» (Oberon, 1780). «До тех пор пока поэзия останется поэзией, золото золотом, а кристалл кристаллом, - поэма Оберон будет вызывать общую любовь и удивление, как chef duvre поэтического искусства» (Гёте). Здесь вскрывается сущность Виланда как поэта Рококо и обнаруживается вся его, столь характерная для Рококо, любовь к орнаменту, к игре ярких красок, к пышной фантастике. В «Обероне» мелькают картины «сельской простоты и восточного великолепия, городского шума и отшельнической жизни, диких пустынь и мирных лугов, рыцарских битв и волшебных танцев, веселых пиров и бедственных кораблекрушений», т. е. всего того, чем в свое время увлекались поэты Барокко и чем вновь начали увлекаться их преемники, поэты Рококо. К «Оберону» примыкает ряд произведений: стихотворная обработка сказки из «1001 ночи» - «Шах Лоло» (1784); фантастическая история приключений рыцарей короля Артура - «Зимняя сказка» (1784); «Знатный Герон» (1786) и др.

В. - крупнейший орнаменталист немецкого Рококо. Но в отличие от Глейма и Гесснера (см.) он склонен к большим полотнам (романы «Агатон», «Абдеритяне», «Перегринус Протеус», сказочная эпопея «Оберон») и к широко развернутой пышности. Как и другие представители названного стиля, он обнаруживает высокую культурность, далеко превосходя в этом многих писателей. Он занимателен, изящен, про него говорили, что он первый сообщил немецкому яз. французскую легкость и гибкость, и современники вполне справедливо считали его отличным стилистом (интересам стиля служил и его журнал «Германский Меркурий», основанный в 1773).

Значительна также деятельность В. как переводчика: его переводы (прозой) драм Шекспира сыграли заметную роль в истории немецкой культуры; В. переводил также Лукиана, Горация, Цицерона.

Библиография:

I. На русский яз. переведены: «Агатон» - Ф. Сапожниковым, М., 1783-1784; «Аристипп и некоторые из его современников» - Ив. Татищевым, М., 1807-1808; «Новый Дон-Кихот» - Ф. Сапожниковым, М., 1782; «Музарион или философил Греции», М., 1784; «Оберон, царь волшебников», М., 1787; «Абдеритяне» - Баталиным, М., 1832-1840; «Мраморная купель» - П. Петровым, СПБ., 1805, и др. Полн. собр. сочин. В.: Wielands Gesammelte Schriften, изд. Берлинской академии, 1909.

II. Ofterdinger, Chr. Wielands Leben, Heilbr., 1877; Funk H., Beitrage zu Wielands Biographie, Freiburg, 1882; Thalmeyer, Ueber Wielands Klassicitat, Sprache und Stil, 1894; Bauer F., Ueber den Einfluss L. Sternes auf Wieland, Karlsbad, 1898; Seuffert B., Der Dichter des Oberons, Prag, 1900; Zipper A., Wielands Oberon, Lpz., 1900; Kersten, Wielands Verhaltniss zu Lucian, Hamburg, 1900; Lenz, Wielands Verhaltniss zu Spenser, Pope und Swift, 1903; Klein T., Wieland und Rousseau, Berlin, 1903; Vogt V., Der goldene Spiegel und die Entwickelung der poetischen Aussichten Wielands, Berlin, 1903; Hizzel L., Wielands Beziehungen zu den deutschen Romantikern, Bern, 1904; Walter V., Chronologie der Werke Wielands, Greifswald, 1904; Schroeder F. W., Wielands «Agathon» und die Anfange des modernen Bildungsromans, Konigsberg, 1904; Ischer K., Kleine Studien uber Wieland, Bern, 1905; Calror, Wieland. Der metaphorische Ausdruck des jungen Wieland, Gottingen, 1906; Budde Fr., Wieland und Bodmer, Berlin, 1910; Tribolet H., Wielands Verhaltniss zu Ariosto und Tasso, Bern, 1919; Gundolf F., Shakespeare und der deutsche Geist, 1920.

ВИЛЛАНЕЛЬ

ВИЛЛАНЕЛЬ (Villanelle) - деревенская песня любовного характера, культивировавшаяся во Франции и в Италии; характеризуется трехстрочной строфой, однообразной рифмовкой и рядом повторов (припевов). Пример: см. В. Брюсов, «Опыты».

ВИЛЛЕ

ВИЛЛЕ Бруно (Bruno Wille, 1860-1928) - немецкий писатель и театральный деятель натурализма, один из основателей «Рабочего театра», «Свободного театра» и «Нового свободного театра». Творчество В. - одного из типичнейших представителей мелкобуржуазной интеллигенции позднего натурализма - дуалистично, что сказалось особенно в его первом сборнике стихов «Анахорет и товарищ» (Einsiedler und Genosse, 1897).

Романтик, он хочет стать реалистом, из индивидуалиста превратиться в социалиста, из анахорета - в товарища. Он переезжает в Берлин, становится проповедником свободного религиозного общества, пропагандирует народный театр, где ставит гл. обр. драмы Ибсена - «Враг народа» и «Столпы общества». Затем он пишет стихи на социальные темы; вступает в соц.-дем. партию. После отмены исключительного закона В. скоро сделался одним из лидеров оппозиции «молодых» (анархистского направления); в результате безуспешной борьбы с Бебелем и партийным большинством В. порвал с социал-демократией. После краха движения «молодых» Вилле отходит от политической жизни: единственное спасение «страдальцев», по В., - в бегстве из каменной пустыни и тюремных стен больших городов на лоно природы. Вместе с В. Бёльше и Ю. Гартом Вилле становится скоро во главе писательской колонии «Фридрихсгаген» на озере Мюггельзее около Берлина и отдается целиком пропаганде этически-пантеистических, индивидуалистически-анархических идей. Как художник В. постепенно превращается из натуралиста в романтического символиста; лучше всего ему давалась сентиментальная лирика с описаниями природы («Einsiedlerkunst aus der Kiefernheide», 1893; собрание стихов «Der heilige Hain» - «Священная роща», 1908). Его наиболее известные романы: «Offenbarungen des Wacholderbaums» (1895) и «Die Abendburg» (1909), написаны в пантеистически-мистическом духе, - герои их очищаются от всего земного и становятся анахоретами. В конце своей жизни В. написал ряд произведений автобиографического и культурно-исторического характера («Mein sechzigjahriges Leben», 1920; «Das Gefangnis zum Preussischen Adler», 1914; «Der Glasberg», 1920), а также несколько работ о Гельдерлине и на другие литературно-критические темы.

Библиография:

II. Soergel A., Dichtung und Dichter der Zeit, Lpz., 1928.

ВИЛЛЕМС

ВИЛЛЕМС Ян Франс (Jan Frans Willems, 1793-1846) - фламандский поэт, филолог и историк, сын мелкого чиновника. В своих ранних произведениях В. воспел Наполеона I, с 1815 пропагандировал паннидерландские идеи («Ode aan de Belgen», 1818). После отделения Бельгии от Голландии (1830) и вытеснения фламандского яз. французским Виллемс стал неутомимым организатором и руководителем фламандского национального движения. Это движение определило направление фламандской литературы, питая ее национальными и политическими мелкобуржуазными идеями, вплоть до настоящего времени. В художественном отношении - это новое «возрождение» фламандской литературы, самостоятельно не существовавшей около 250 лет. Значение В. заключается гл. обр. в обработке и издании старых народных песен («Oud-Vlaamsche Liederen», 1848) и народных книг, как например эпоса о Рейнеке Лисе (1834). В. организовал также ряд научных обществ (Общество фламандских библиофилов, 1839) и школ, издавал филологический и историко-литературный журнал «Belgisch Museum» (1837-1846). Его труды по истории страны, яз. и народного искусства создали школу ученых филологов, среди которых были Давид, Бломмарт, Снеллерт и др.

Библиография:

I. Reinardiana, 2 p., Ghent, 1842.

II. Brieven van J. F. Willems, toegelicht door J. Bold, Ghent, 1909; Vlaamsch Belgie sedert 1830, studien en schetsen bijeengebracht door het Willemsfonds ter gelegenheid van het jubeljaar 1905, 6 tt., Ghent, 1905-1910.

Предыдущая страница Следующая страница