Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "В" (часть 6, "ВИЛ"-"ВОВ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 6, "ВИЛ"-"ВОВ")

ВИЛЬДГАНС

ВИЛЬДГАНС Антон (Anton Wildgans, 1881-) - современный немецко-австрийский поэт и драматург; примыкает к венской группе неоромантиков, но нередко применяет и натуралистические приемы, а в некоторых своих позднейших произведениях - и экспрессионистические. Эта неустойчивость художественной техники соответствует его неустойчивому мировоззрению; с одной стороны, он трактует свои излюбленные темы (отношения полов, отношения человека к природе и к городу, личности к обществу и т. п.) в духе мистицизма и вообще венского декадентского неоромантизма, с другой - ему близки и вопросы социальной жизни; в его произведениях даны образы крестьян, прислуги и других «народных» групп, быт к-рых он имел возможность изучать в своей практической (юридической) деятельности. В. любит строить свои трагедии на драматических моментах, определяемых принадлежностью героя к низшим социальным слоям, препятствующей его развитию. В. пользуется большой популярностью, хотя стихи и трагедии его очень поверхностны и не оставляют глубокого впечатления.

Библиография:

I. Сборники стихов: Herbstfruhling (1909); Und hattet der Liebe nicht (1911); Die Sonette an End (1913); Mittag (1917) и др. Драмы: In Ewigkeit Amen (1913); Armut (1914); Liebe (1916); Mittag (1917); Dies irae (1918); Kain (1920); Ausgewahlte Gedichte (1922).

II. Pirk Rob., Kain, 1921; Dorfler A., Wildgans A. und seine besten Buhnenwerke, 1922; Soergel A., Dichtung und Dichter der Zeit, Lpz., 1925.

ВИЛЬДЕ

ВИЛЬДЕ Эдуард (Vilde, 1865-) - крупнейший эстонский беллетрист и драматург. Сын служащего, получил образование в ревельском уездном училище, дополнил его впоследствии самообразованием. Литературную работу начал в эстонских газетах мелкими рассказами и фельетонами. Первые рассказы В. мало самостоятельны и имеют небольшую художественную ценность; тем не менее они быстро стали популярны среди эстонского крестьянства и мещанства благодаря актуальности своих тем. С 1890-1892 В. живет в Берлине, где знакомится с общественными течениями и присматривается к социальной борьбе. Вернувшись в Эстонию, В. принимает участие в работе эстонской демократической партии. В 1892 В. печатает первое свое крупное произведение «Kannud u Kabid» (Пни и шишки), в к-ром отображает современные ему течения общественной мысли. Жизнь современной деревни, борьба крестьян против помещиков, классовое расслоение деревни, обнищание и пролетаризация крестьянства - вот основные темы ряда его крупных произведений: «Kulmale maale» (В холодную страну, 1896); «Astla vastu» (Против рожна, 1898); «Mahtra soda» (Война в Махтра, 1902); «Prahvet Malstvet» (Пророк Малствет, 1907). В некоторых других произведениях, как «Raudsed Koed» ((Железные руки), В. касается также жизни пролетариата, но его рабочие - это вчерашние крестьяне.

После революции 1905 В., как один из редакторов соц.-дем. эстонской газеты и работник соц.-дем. партии, должен был бежать от карательных отрядов и эмигрировал в Данию, откуда вернулся только после Февральской революции. Под влиянием революционного подъема рабочих масс 1905 В. в эмиграции пишет рассказ «Lunestus» (Искупление, 1909) - из жизни копенгагенских рабочих, в к-ром единственный путь к выходу из их тяжелого положения видит в организованности пролетариата. В эмиграции В. много работает над формой своих произведений и уделяет большое внимание проработке материала. Последующие его произведения - «Kubja Kaarli adjustaadid» (Аттестации надсмотрщика Карла, перев. на русский яз. в сб. «Отечество», т. I, M., 1916), описывающее нужду и смерть верного служащего у помещика, состарившегося и уволенного, и «Tooma tahter» (Доктор Фомье) - демонстрируют значительные достижения В. в области формы. Имея все данные на получение премии, В. был под формальным предлогом обойден буржуазными руководящими кругами из-за революционных тенденций в его рассказах.

Несмотря на изображаемые В. тяжелые условия жизни, его творчество дышит оптимизмом. Организующими образами большинства лучших произведений писателя являются представители революционных слоев. Однако после революции 1905 В. постепенно отходит все дальше от революционного движения, замыкается в узкий национализм. Последний его роман - «Maekula pumamees» (Молочник из Мяэкюла, 1916) - разрешает противоречия между крестьянами и помещиками мирным путем. По возвращении из эмиграции в 1917 В. вступил в эстонскую соц.-дем. партию. С 1917 ничего значительного им не написано.

Своим реализмом, актуальностью своих тем, живостью слога, картинностью изложения, живым народным яз. и особенно своей близостью к революционным настроениям эстонского крестьянства 1905 В. внес живительную струю в скудную патриотически-романтическую эстонскую беллетристику последней четверти XIX в., создал целое течение деревенского реализма («Kularealism») и стал наиболее популярным эстонским писателем.

Часть его произведений переведена на финский, немецкий, латышский и русский яз. Несколько рассказов написано В. на немецком языке.

Библиография:

Tuglas F., Ed. Vilde ja E. Peterson, Noor-Eesti, III; Его же, Ed. Vilde, «Loowing», 1925; Kampmann M., Eesti Kirjanduse peajooned, III, Ed. Vilde, «Eesti Kirjandus», 1925; Poogelmann H., Ed. Vilde, 60 a. sunuipoco.

ВИЛЬДЕНБРУХ

ВИЛЬДЕНБРУХ Эрнст, фон (Ernst von Wildenbruch, 1845-1909) - немецкий драматург и поэт, отпрыск древнего дворянского рода, прусский офицер, юрист и дипломат. Участвовал в франко-прусской войне, которую воспел в поэмах «Vionville» (1874) и «Sedan» (1875); автор сборников стихов - «Die Sohne der Sybillen und Nornen» (1872), где противопоставляются романская и германская расы, «Lieder und Balladen» (1877) и др. Но основной своей задачей В. считал создание новой национальной драмы. Первый крупный успех имели его «Karolinger» (1882), затем «Mennonit» (1882), «Harold» и «Christopher Marlow» (1884). Наиболее известны его «исторические» драмы, с сюжетами, почерпнутыми из истории Бранденбурга (Пруссии), прославлявшие династию Гогенцоллернов («Die Quitzows», 1888; «Der Generalfeldoberst», 1889 г. и «Der neue Herr», 1891). С развитием натурализма В. принялся за социальные темы; в «Die Haubenlerche» фабрикант проповедует социальные реформы, однако осуществление их составляет задачу не общества или государства, но отдельного человека, и они должны сводиться к развитию национального самосознания «народных» масс. В «Meister Balzer» дана картина гибели ремесленного искусства, вытесненного фабричным производством. Но В. чувствовал, что натурализм и социальные проблемы современности враждебны его мировоззрению: он написал жестокую, но неудачную сатиру на натурализм - сказочную «Heiliges Lachen», а также пытался противопоставить натурализму античность («Meister von Tanagra»). Под конец В. снова возвращается к «исторической» драме («Heinrich und Heinrichs Geschlecht», 1896; «Tochter des Erasmus», 1900; «Konig Laurin»; «Die Rabensteinerin», 1907 и др.). В. - яркий представитель прусского юнкерства (типа Бисмарка), выражающий с крикливым пафосом идеологию помещика, ставшего капиталистическим предпринимателем. Почти для всех своих драм В. берет сюжеты из «трудных времен отечественной истории» (тридцатилетняя война, войны 1806 и 1813 и т. д.).

Ось творчества В. - союз «народа с князьями», являющимися, по мнению автора, носителями национальной идеи, возвещающими величие Пруссии. «Историческими» его драмы можно назвать лишь условно, так как их действие определено целями национал-шовинистской и монархической пропаганды и развертывается не на основе динамики исторических, классовых или др. факторов изображаемой эпохи, а под углом зрения прусского юнкера конца XIX века. В формально-художественном отношении В. удавались лишь массовые народные сцены, но в целом он не справлялся с материалом. В. написал также ряд романов и новелл («Novellen», 1883; «Kindertranen», 1884 и др.).

Библиография:

I. На русск. яз. переведено: Еще одна, Повесть, журн. «Изящная литература», СПБ., 1884; Две розы, Сказка, журн. «Северный вестник», 1885, IV; Жертва признания, перев. Э. Ватсон, СПБ., 1888; Франческа да-Римини, Повесть, СПБ., 1894; Werke, 17 тт., с биограф., изд. B. Litzmann, 1911-1924; Auswahl, 4 Bde, Augs., 1923.

II. Фриче B. M., Немецкие писатели и франко-прусская война, журн. «Голос минувшего», 1915, II; Rohr, Wildenbruch als Dramatiker, 1908; Litzmann Berth., E. von Wildenbruch, 2 Bde, 1913-1916.

ВИЛЬДРАК

ВИЛЬДРАК Шарль (Charles Vildrac, 1882-) - современный французский поэт, один из основателей литературного содружества «Аббатство» (см.). Вместе с другими членами «Аббатства» - Р. Аркосом (см.) и Ж. Дюамелем (см.), не примкнувшими к унанимизму (см.), В. должен быть отнесен к числу пионеров возрождения социальной поэзии и реакции против эстетизма во французской литературе последних двух десятилетий прошлого века. Творчество В. насыщено эмоциональным содержанием и проникнуто общественными тенденциями. Поэзия В., как и творчество Дюамеля, - возврат к подлинной простоте повседневности в противоположность искусственности предшествовавшего поколения, позднее снова возродившейся в предвоенные годы. Социальная обстановка этих лет, когда наряду с копившим свои силы империализмом началось усиленное развитие социалистического (или казавшегося таким) движения в легальных формах (синдикализм, кооперация и т. п.), - как нельзя более соответствовала тематике поэтов типа Коппэ (см.), к-рые учли и технический опыт модернизма. Наряду с этим особое значение приобрело знакомство французских поэтов с творчеством Уота Уитмена (см.). В фокусе пересечения всех этих влияний, к которым надо еще присоединить Достоевского (см.), и возникает «поэзия будней»; одним из лучших и типических образцов ее является ранняя книга Вильдрака «Livre damour». Стремление избежать какого бы то ни было намека на искусственность неизбежно влекло за собою не только отказ от канонических форм стихосложения и рифм, но также и отказ от традиционных стилистических приемов. Если в области «свободного стиха» можно было многое почерпнуть у символистов, то для нового содержания приходилось, исходя из Уитмена и Гиля (см.), создавать новую «поэтику прозаизмов». В. более других пытался стереть грань между обыденным яз. разговорной речи и яз. поэтическим. В годы войны 1914-1918 В., как и вся группа, к к-рой он принадлежал, примкнул к антиимпериалистическому пацифизму («Chants du desespere»). Однако преодолеть пассивность интеллигента-мещанина В. не мог. Его песни в эти годы - «песни отчаявшегося». В плане своего раннего творчества В. написал драму «Le paquebot Tenacity», мотивы которой продолжал развивать в стихах и небольших драматических произведениях.

Версальскому разгулу империализма В. и писатели его круга (так наз. «ролландисты») не способны были противопоставить ничего действенного. Не решаясь подняться до поэзии настоящего гражданского пафоса, они ограничиваются тем, что время от времени подписывают всякого рода либеральные декларации и протесты. В. участвовал в группе Барбюса (см.) «Clarte» в первый период ее существования (1919), но отошел от нее, когда ее деятельность стала принимать явно революционный коммунистический характер. В 1928 Вильдрак посетил Москву.

Библиография:

Le verslibrisme, P., 1902; Сб. стихов «Poemes», P., 1905; Images et mirages, P., 1907; Написанные совместно с Ж. Дюамелем «Notes sur la technique poetique», P., 1910, русск. перев. Шершеневича, M., 1920; Livre damour, P., 1910; дополн. изд., Р., 1915; P., 1920; P., 1921; Chants du desespere, P., 1920. Драмы: Le Paquebot Tenacity, P., 1919; Michel Auclair, P., 1922; Un Pelerin, P., 1926.

ВИЛЬЕ ДЕ ЛИЛЬ АДАН

ВИЛЬЕ де ЛИЛЬ АДАН (Comte Jean-Marie-Matthieu-Philippe-Auguste Villiers de l Isle Adam, 1838-1889) - французский писатель. Последний потомок одного из древнейших аристократических родов, В. провел почти всю жизнь в нужде, бросался во всевозможные авантюры (с его именем связано много легенд) и порою вынужден был добывать себе хлеб даже в качестве «ходячей рекламы» мануфактурной фирмы и т. под. способами. Умер почти нищим. В литературе В. выступил в 1858 стихами («Deux Essais de Poesie»), затем перешел к драме, роману и новелле. Роман «Isis» появился в 1862; в 1865, 1866 и 1870 - драмы: «Elen», «La Revolte», «Morgane»; с 1866 печатал в периодических органах свои новеллы, объединенные в 1883 в сборнике «Contes cruels» (Жестокие рассказы), явившемся началом высшего расцвета его творчества; к этому периоду относится еще ряд сборников его новелл («LAmour supreme», 1886; «Tribulat Bonhomet», 1887; «Histoires insolites», 1888; «Nouveaux contes cruels», 1888), роман «L Eve future» (1886) и драматическая поэма «Axel» (1889). В. принадлежал вместе с Верленом (см.) и Маллармэ (см.) к той ветви Парнаса (см.), которая примкнула впоследствии к символизму; особенно близко стоял В. к Барбэ дОревильи (см.). Все творчество В., все его мировоззрение - живое отражение протеста против нового экономического уклада, против власти денег над каждым жизненным шагом человека, над всеми его помыслами и желаниями, к-рая так неприкрыто проявилась, когда во Франции пришла к власти буржуазия, и в особенности когда началась горячка роста крупной индустрии и банков, т. е. в период конца Второй империи и начала Третьей республики, в 60-е, 70-е гг. и в начале 80-х. Землевладельческая аристократия, сметаемая с общественной арены, могла лишь с ненавистью отнестись к новому строю. Сам же В. проникся ненавистью также и к культурным достижениям своей эпохи - к росту техники и положительного знания; ему чудилось, что они в грядущем превратят человека в машину; он язвительно высмеял это превращение в «Eve future» и во многих новеллах, проникнутых глубокой иронией. Выходом для В. явилось мистическое миросозерцание, превознесение ирреального над реальным. И этим определяется его художественная направленность мистика в условиях буржуазной современности. Два мистических течения владели В.: католицизм и оккультизм. Большое влияние на философские воззрения В. оказал Шопенгауэр с его пессимизмом и отрицанием жизни. В новеллах В. ирония является основным моментом в трактовке современных тем. «Жестокость» - мотив бессмысленного, немотивированного страдания - определяет собой тон вообще всех сборников В. Поистине бессмысленными и немотивированными представлялись ему страдания той общественной группы, к которой он принадлежал, в условиях нового строя. Многие из новелл В. отражают его оккультные тенденции и построены по принципу ирреалистической новеллы Эдгара По, оказавшего громадное влияние на творчество В.: под внешней, якобы реальной, сюжетной концепцией скрывается оккультная сущность сюжета; несмотря на возможность реального объяснения, факты сгруппированы так, чтобы заставить читателя не верить реальному объяснению. Сущность своей поэтики В. сам определил в словах: «если бы я не был парнасцем, я бы был классиком среди романтиков». И В., так часто разрабатывающий, подобно Э. По и Барбэ дОревильи, «новеллу ужасов», строит ее логически и лаконически; именно этим, а не нагромождением кошмаров, достигается то почти патологическое воздействие, которое новеллы В. производят на читателя. Влияние В. в мировой литературе очень значительно: особенно сказалось оно в 10-х и 20-х годах XX в. у писателей ирреального склада, типа Мак-Орлана во Франции, Г. Г. Эверса и Мейринка в Германии. К писательской группе, к-рая в 80-х гг. примкнула к В., относятся: Гюисманс, Э. Элло, Л. Блуа, Пеладан.

Библиография:

I. Полное собр. сочин. В. изд. в 1922-1925 «Mercure de France»; на русск. яз. переведены: Тайны эшафота, из сб. «LAmour supreme», M., 1902; Жестокие рассказы, СПБ., 1909, 1912; Новые жестокие рассказы, М., 1911.

II. Фриче В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, М., 1912; Гурмон Реми, де, Книга масок, русск. перев., СПБ., 1913; Волошин Макс., Лики творчества, СПБ., 1914 (наиболее полная из русских работ о В.); Mallarme S., Les miens, P., 1892; Gide Andre, Pretextes, P., 1905 и 1925; Chapoutot H., Villiers de l Isle Adam, P., 1908; Rougemont E., de, Villiers de l Isle Adam, P., 1910; Clerget F., Villiers de l Isle Adam, P., 1913; Vander Meulen, Lidealisme de Villiers de l Isle Adam, P., 1925; Palgen R., Villiers de l Isle Adam, auteur dramatique, 1925; Drougard E., «LIntersigne» de Villiers de l Isle Adam, Histoire du texte («Revue dhist. litt. de la France», P., 1927, № 1).

ВИЛЬМЭН

ВИЛЬМЭН Абель-Франсуа (Abel-Francois Villemain, 1790-1870) - французский историк и критик. Ученик философа Руайе-Коллара, В. был в числе той блестящей плеяды его учеников, к которой принадлежали Гизо, Тьерри, Мишле и мн. др. Став уже в 1811 профессором «Нормальной школы», В. пропагандирует вслед за Фориэлем и Женгене изучение французского средневековья, а в особенности - мировой литературы (немецкой, английской). Эта последняя тенденция (впервые ее проводила в своих произведениях m-me de Stael) предвещала романтизм с его первоначально космополитическим направлением (см. Романтизм и Французская литература). К 1814 относится статья «Discours sur la critique» (Рассуждение о критике), где В. провозглашает необходимость критики исторической, борется с догматизмом, с условно-моралистическим подходом к литературе, - тогда еще всесильным во Франции, - возражает также против предвзятых суждений о стиле с точки зрения традиционной поэтики классицизма и наконец ставит вопрос о критике как о литературном жанре (вопрос и ныне актуальный), полагая так. обр. начало научной методологии критики. В 1823 В. - академик. К 1828-1829 относится его «Курс французской литературы», читанный в Сорбонне, посвященный отчасти средневековью, но гл. обр. XVIII в. В. «любит сопоставлять литературы европейских наций, обнаруживая различия, вызванные в них разницей исторических обстоятельств и общественных учреждений» (Лансон); так В. много говорит о различии между поэтическим мироощущением в Италии и - Франции XIII в.; в Италии рост городов, торговли и промышленности, а с другой стороны - могущество светской власти папы усиливают в литературе и так наз. «христианскую мифологию» и «дух коммерции»; во Франции же феодализм и сосредоточение в Париже церковной учености содействовали росту «рыцарской мифологии» и развитию аллегорий. При всех недостатках этой схемы громадная заслуга В. - введение «сравнительно-исторического» метода, претворение идей де Сталь в плане историко-литературном, наряду с уже упомянутой его ролью в романтическом движении, в области методологии критики и в изучении памятников средневековья. Как политический деятель В. - участник Июльской революции 1830, сторонник Орлеанской династии и защитник цензовой системы. Революции 1848 Вильмэн не принял и не понял.

Библиография:

I. Discours et melanges litteraires, P., 1823; Cours de litterature francaise, 6 v., P., 1828 и 1864;, Etudes de litterature ancienne et etrangere, P., 1846-1865; Souvenirs contemporains dhistoire et de litterature, P., 1853-1855 и 1864; Choix detudes sur la litterature contemporaine, P., 1857.

II. Vauthier G., Villemain, 1790-1870. Essai sur sa vie, son role et ses ouvrages, P., 1913; Brunetiere F., Evolution de la critique depuis la Renaissance jusqua nos jours, P., 1890.

ВИНАВЕР

ВИНАВЕР Бруно (Winawer, 1883-) - современный польский писатель. В прошлом - автор ряда боевых и сатирических песен, очень популярных и в настоящее время среди рабочих. Его комедии в жанре Бернарда Шоу («Rycerz z labdziem», «Znajomek z Fiesole» и др.) с едким остроумием бичуют лицемерие разложившихся «образованных» классов; слегка окрашенные демократизмом, комедии эти однако далеки от революционных выводов. Одна из комедий В. - «Ksiga Hijoba» - переведена на английский яз. Дж. Конрадом.

Библиография:

Tematy i wirjacje, 1921; Jeszcze o Einsteinie, 1924; Cichy alarm; Notatnik Szymona de Geldern, 1925.

ВИНБАРГ

ВИНБАРГ Лудольф (Ludolff Wienbarg, 1802-1872) - немецкий писатель, сын кузнеца, учился в Кильском и Боннском университетах, воспитывался на идеях Шлейермахера и Гейне. Его первое произведение «Holland in den Jahren 1831 und 1832» - «Голландия в годах 1831 и 1832» (1833) - плод наблюдений за время службы в Голландии - написано в стиле «Путевых картин» Гейне. В 1834 В. читал лекции по эстетике и немецкой литературе в Кильском университете. Изданные в том же году под заглавием «Aesthetische Feldzuge» (Эстетические походы), они являются программным и вообще самым значительным теоретическим произведением «Молодой Германии». Это произведение сразу сделало автора популярным писателем и знаменоносцем литературы молодого буржуазного поколения. От его посвящения («Тебе, молодая Германия, я посвящаю эти речи») все движение и получило свое название. В. ставит вопрос о переоценке всех ценностей: эстетика, поэтические формы, как и нормы морали, - не вечны; общественная жизнь и литература должны сливаться воедино; писатель, не отражающий духа времени, немыслим. В. резко выступил против художественных традиций, против угнетения ума и личности, против остатков феодализма во всех областях общественной жизни, особенно же против романтизма во всех областях культуры. Поэта, по утверждению В., должны занимать преимущественно вопросы социально-политические. В соответствии с этими требованиями нового содержания В. выдвинул и требование новой формы: резко ополчаясь против лирики романтизма, он учит, что «колоссальному, соединяющему все звуки инструменту прозы» принадлежит будущее; наиболее удачной формой для выражения нового содержания он признает новеллу и газетный фельетон. Не случайно, конечно, что эти требования, ставшие основными принципами «Молодой Германии», совпали с открытием скоропечатания и огромным расширением газетного дела в Германии. Идеология В. выражает стремления поднимающегося немецкого бюргерства 30-х гг.

На В. молодая литература возлагала большие надежды, он считался лучшим стилистом. Однако быстрое разложение «Молодой Германии» вследствие слабости капиталистических элементов в Германии 30-х годов надломило творчество В.: на немногочисленных его произведениях после 1835 (когда постановлением Союзного совета его сочинения были запрещены) лежит отпечаток фрагментарности и раздвоенности («Tagebuch von Helgoland» - «Гельголандский дневник», 1838; «Wanderungen durch den Tierkreis» - «Путешествия через Зодиак», 1835; «Dramatiker der Jetztzeit», 1839; «Vermischte Schriften oder Quadriga», 1840, и другие). Во время революции 1848 В. участвовал добровольцем в шлезвиг-гольштинской войне и описал ее в «Darstellungen aus den schleswig-holschteinischen Feldzugen» (2 Bde, 1850-1851). Кроме того он опубликовал «Das Geheimnis des Worts» (Тайна слова, 1852) и «Die Geschichte Schleswig-Holschteins» (История Шлезвиг-Гольштейна, 2 тт., 1862). К концу жизни В. все более проявлял признаки психического расстройства и период времени с 1868 до смерти провел в сумасшедшем доме.

Библиография:

Вейнберг П. И., Страницы из истории западных литератур, СПБ., 1907; Kuhne G., Portraits und Silhouetten, 1843 (автобиогр.); Schweitzer V., L. Wienbarg als jungdeutscher Aesthetiker und Kunstkritiker, 1896; Houben H., Jungdeutscher Sturm und Drang, 1911.

ВИННИЧЕНКО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИНОГРАДОВ

ВИНОГРАДОВ Виктор Владимирович (1894-) - лингвист и литературовед. Ученик академика Шахматова («Диссертация о северо-русском яти» в «Известиях Академии наук» за 1923). Действительный член Государственного института истории искусств. «Внутренним развитием своей науки вынужден обратиться к истории литературы для исследования вопросов слова». В теоретическом плане тяготеет к стилистике (статьи в сборниках «Русская речь» и «Поэтика»); в историческом плане больше всего изучает 30-е и 40-е гг.: творчество Гоголя, молодого Достоевского и натуральную школу.

Свой метод В. называет историко-филологическим; правильнее считать его формально-лингвистическим. Традиционная для ленинградского формализма теоретическая установка осложнена у Виноградова углубленным анализом поэтического языка (работы о «Двойнике», о «Житии Аввакума», об Анне Ахматовой). Немаловажное достоинство В. заключается в использовании малоизвестной беллетристической продукции. Не довольствуясь имманентным изучением шедевров, Виноградов обращается к той литературной среде, в которой они складывались. Этим В. убеждает читателя в характерности поэтического факта для данной эпохи. Шедевр вырастает из массовой продукции; массовая продукция, сложившись в определенную литературную традицию, сопутствует шедевру. Сюжет «Носа» вырастает, по В., из ходячего анекдота, объединившего популярные в литературе 30-х годах толки и каламбуры об исчезнувшем носе. «Бедные люди» Достоевского могут быть поняты исключительно на фоне многочисленных произведений натуральной школы.

Но лингвистическая утонченность и широта историко-литературного диапазона существуют у В. за счет научной социологии. Его работам свойственен общий порок всей формальной школы - полное небрежение к социальному генезису и социальной функции литературного факта. Подобно Эйхенбауму и Тынянову, В. изучает произведение в полном отрыве от порождающего его классового бытия. Это лишает его построения научности.

Библиография:

I. Исследования в области фонетики северно-русского наречия. I. Очерки из истории звука в северно-русском наречии, «Известия Отделения русск. яз. и словесности Акад. наук», т. XXIV, кн. 1 и 2, 1919; Методы изучения рукописей как материала для построения исторической фонетики русского яз. в исследованиях акад. А. А. Шахматова, там же, т. XXV, 1920; Сюжет и композиция повести Гоголя «Нос», «Начала», 1921, I; Стиль петербургской поэмы «Двойник», сб. «Достоевский», I, Под редакцией А. С. Долинина, П., 1922; О задачах стилистики. Наблюдение над стилем «Жития протопопа Аввакума», «Русск. речь», сб. статей Под редакцией Л. В. Щербы, П., 1923; О поэзии Анны Ахматовой (стилистич. наброски), Л., 1925; Жюль Жанен и Гоголь, альманах «Литературная мысль», III, Л., 1925; Гоголь и натуральная школа, изд. «Образование», Л., 1925; Проблема сказа в стилистике, «Поэтика», Временник Отд. слов. искусств Гос. ин-та ист. искусств, I, изд. «Academia», Л., 1926; Этюды о стиле Гоголя, изд. «Academia», Л., 1926; К истории лексики русск. литературного яз., «Русск. речь», Новая серия, I, Под редакцией Л. В. Щербы, изд. «Academia», Л., 1927; Эволюция русского натурализма, изд. «Academia», Л., 1929.

II. Переверзев В. Ф., Творчество Гоголя, изд. 2-е, Ив.-Вознесенск, 1926 и 3-е, Гиз, 1929 (предисловие).

ВИНОКУР

ВИНОКУР Григорий Осипович (1896-) - филолог, член ГАХНа. Рассматривает историю литературы как одну из отраслей филологии, связанную с прочими филологическими и культурно-историческими дисциплинами единством метода. Определяющее влияние оказала на В. идеалистическая философия (Дильтей, Г. Шпет).

Библиография:

Культура яз., М., 1925; Биография и культура, М., 1927; Критика поэтического текста, М., 1927.

ВИНЧЕВСКИЙ

ВИНЧЕВСКИЙ Мориц (Moriz Wintschewsky, 1856-) (псевдоним Бенциона Новаховича) - старейший еврейский пролетарский поэт, прозванный «дедушкой еврейского социализма». Р. в г. Янове (Литва). Юношеские годы В. совпали с эпохой кризиса еврейского буржуазного просвещенства и зарождением еврейской социалистической мысли: он познакомился тогда с немецкой радикальной литературой, в частности с Бёрне, с русскими народниками и с публицистикой еврейского социалиста Арона Либермана, основателя первого древнееврейского социалистического органа «Hoemes». Ознакомившись в 1877, в Кенигсберге, с деятельностью немецкой соц.-дем., В. стал социалистом. Здесь он начал систематически печататься в древнееврейском журнале «Asifas-Chachomim» и в еврейском органе «Kol-le-om». Вскоре В. становится редактором журнала «Asifas-Chachomim», который сам заполняет, помещая под различными псевдонимами стихи, рассказы, статьи, проникнутые социалистическими идеями и направленные против националистических писателей. В этом журнале он также публикует прославившие его «Мысли сумасшедшего философа». Под маской сумасшедшего ему удается обойти цензуру и пропагандировать социалистические идеи. Переведенные на еврейский язык («идиш») «Мысли сумасшедшего философа» неоднократно переиздавались и сыграли большую роль в популяризации социализма среди еврейских рабочих. После издания в Пруссии «закона против социалистов» В. арестовали (1878); он просидел несколько месяцев в тюрьме, а затем был выслан. Из Пруссии он выехал в Лондон, где вступил в «Коммунистический союз рабочих», основанный Марксом и Энгельсом; в 1884 организовал первую еврейскую социалистическую газету «Dos Poilische Judel», опубликовал первую еврейскую социалистическую брошюру «Jehi Oir» (Да будет свет) и принимал ближайшее участие в издании журнала «Arbeiter Freund», на страницах к-рого впервые выступил под псевдонимом Мориц Винчевский. В 1894 В. переехал в Нью-Йорк, где к тому времени уже образовался значительный еврейский рабочий центр. Здесь В. начал борьбу против делонистских реформистских деятелей рабочего движения и, как лидер левой оппозиции, создал газету «Форвертс» (1897) и стал во главе ее. Одно время В. редактировал журнал «Zukunft». В этих органах В. печатался до тех пор, пока они не стали скатываться к реформизму и не превратились в желто-социалистические. Уже глубоким стариком В. порвал со своими бывшими соратниками, изменившими рабочему классу, и перешел в коммунистическую партию.

Автор многих томов - статей, фельетонов, драм, - проникнутых единой идеей борьбы за торжество социализма, В. вошел в историю еврейской литературы как пролетарский поэт. Его поэзия насквозь социальна. Проникнутая пафосом борьбы, она чужда националистических ламентаций, столь характерных для многих даже радикальных еврейских поэтов его времени. Произведения В. были чрезвычайно популярны среди еврейских рабочих, многие из его стихотворений распевались, и под их звуки еврейские рабочие шли на демонстрации.

Творчество В. развивалось в Лондоне и Нью-Йорке, где еще только создавались еврейские центры и где вчерашние ремесленники, мелкие лавочники, местечковые бедняки царской России, составлявшие основную массу эмиграции, впервые чувствовали гнет капитализма, приобщаясь к крупногородской жизни. Последняя резко отличалась от их прошлого, от их жизни в местечках Польши, Литвы и Украины, не только по своему социальному характеру, но и по культуре и языку. Эти массы здесь только еще начали строить свою светскую культуру. Вот это отсутствие культурных традиций, прессы, литературы, - где жизнь, переживания рабочих в условиях капитализма и социалистические идеи нашли бы свое освещение, - сказалось на творческих возможностях В. Пионер в создании политического яз., пионер в области социалистической мысли, В. чрезвычайно элементарен по форме. Его язык несвободен от неассимилированных германизмов и англицизмов; его рифма примитивна и однообразна, лексика ограничена. Винчевский сам это сознавал и не раз говорил, что он не поэт, а борец. Но огромный темперамент бойца сообщил его стиху исключительную простоту и сделал его столь действенным; ему же обязан В. своим влиянием на еврейские массы и на последующую еврейскую революционную поэзию. В 1923 В. была назначена советским правительством пожизненная пенсия. В 1924 В. посетил СССР, где был с большой торжественностью принят рабочими массами. Многие еврейские культурные учреждения были названы его именем. В настоящее время В. живет в Америке, где прошла вся его революционная творческая жизнь.

Библиография:

I. Kampfs Gesangen, с предисл. Ш. Агурского, Минск, 1924; Erinnerungen, M., 1926; Gesamelte Werk, N.-Y., 1927-1928.

II. Burgin H., Di Geschichte fun der idischer arbeiter Bewegung, N.-Y., 1915; Reisin Z., Leksikon fun der idischer Literatur, Presse un Philologie, т. I, Вильно, 1926; «Idische Literatur», Chrestomatie fun Literatur un Kritik, т. I, Киев.

ВИНЬИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИРГИЛИЙ

ВИРГИЛИЙ - см. Вергилий.

ВИРЕЛЭ

ВИРЕЛЭ (Virelai) - старофранцузская стихотворная форма с трехстрочной строфой (третья строка укорочена), одинаковой рифмовкой и с припевом.

ВИРШИ

ВИРШИ (от латинского versus - стих, польское - wiersz) - один из видов тонического стиха - духовного, а затем и светского, содержания, развивавшийся на Украине с конца XVI до начала XVIII в., а затем перешедший и в русскую литературу (конец XVII-XVIII в.). К самым ранним из дошедших до нас относятся: В. на герб кн. Острожского, написанные Герасимом Смотрицким, его же «Предисловие к читателям Острожской библии» (1581), «Хронология» Андрея Рымши (1581), его же стихи в «Сборнике» братьев Мамоничей (1585), в Литовском статуте (1586) и в «Апостоле» тех же Мамоничей (1591), затем «Лямент дому княжат Острожских» (1603) и другие.

Литературная форма В. возникла сначала под влиянием правил греческой метрики, - сюда относятся своеобразные попытки изданной во Львове в 1351 грамматики «Адельфотес», а также «Грамматики» Лаврентия Зизания (1596) и Мелетия Смотрицкого (1619) (см. Стиховедение и Силлабическое стихосложение); затем, под влиянием польского силлабического стиха, В. приняли силлабический характер.

Как стихи В. характеризуются, с одной стороны, обязательным наличием рифмы, а с другой - значительной свободой ритма, и свободой в числе слогов и в расположении ударений напоминают украинские думы (см.), возникшие под их несомненным и непосредственным влиянием, что отчасти сближает их с рифмованной прозой (см.). Соизмеримость стиховых единиц виршей осуществлялась путем выравнивания их по константам (см.) - конечным ударениям; совпадая в правой своей константной части, В. выравнивают различие в силлабическом и тоническом строении своей левой части. Позднее в этом стихе развивается постоянная цезура, колебания в числе слогов значительно сокращаются, расположение ударений сводится к небольшому числу тонических конфигураций (что и определяет силлабическую урегулированность), и постепенно он переходит в обычный силлабический стих (см.). Аналогичным образом протекало между прочим и развитие польского силлабического стиха, только ко времени Кохановского (1530-1584) достигшего характерной для него равносложности.

Носителями виршевой поэзии являлись преимущественно учителя и ученики духовных школ и разного рода духовные лица, избиравшие темами виршей обычно религиозные события. Многие из этих В. были собраны позднее в «Богогласнике», изданном в Почаевской лавре (1790). Позднее, наряду с духовными, развились и светские В., имевшие характер бытовой или сатирический; были вирши и характера исторического (например В. о Богдане Хмельницком, «Разговор Великороссии с Малороссией» С. Дивовича и ряд других).

Будучи чисто книжного происхождения (хотя и испытывая влияние народной словесности), В. в свое время однако сыграли значительную культурную роль. Во многих случаях они были непосредственно связаны с чисто народной литературой; так ряд исторических виршей перешел в народные «думы» (напр. В. о Богдане Хмельницком); многие В. перешли в народную «лирную» поэзию; сюда же относится развитие многих праздничных песен («вiршi рiздвянi й великоднi») и т. под. Несомненно также известное влияние В. на первые произведения новой украинской литературы - «Энеиду» Котляревского (см.).

Врусской литературе возникновение В. связывалось обыкновенно с именем Симеона Полоцкого (1629-1680), однако В. встречаются и в более раннем периоде, что позволяет отодвинуть появление их в России к самому началу XVII века; уже в повести 1606, известной под названием «Иное сказание», встречается ряд отрывков, по построению восходящих к типу виршей; находятся такие же отрывки и в других повестях того времени у авторов, вышедших из состава братии Сергиевской лавры (связанной с Украиной), опиравшихся в своих опытах не только на украинские В., но и на народную поэзию, в которой (за вычетом элемента музыкальности, как раз в это время снижавшегося среди образованных слоев населения (см. Стихосложение народное)) налицо были и силлабическая свобода, и тоническая неурегулированность, и выравнивание по константам, и спорадически возникавшая рифма, и т. п. С этой точки зрения влияние польского и украинского стиха представляется только сопутствующим моментом в образовании русских В., возникавших в связи с общим движением, начавшимся в XVII в. (которое еще Пыпин характеризовал как «эпоху поисков новых форм», в частности поэтических), вызванным значительными культурно-экономическими сдвигами этого периода.

Испытав в своем возникновении воздействие народной поэзии, вирши позднее, в свою очередь, оказывали на нее влияние. В. несомненно воздействовали на строение раешника (см.), a также на такие напр. произведения, написанные стихом тонического типа, как «Роман в стихах» (изд. Сиповским в его «Русских повестях XVII-XVIII вв.»), «История о царе Давиде» (напеч. в «Памятниках русской драматической литературы эпохи Петра Великого» акад. Перетца, 1903) и др.

Библиография:

Житецкий, Мысли о народных южно-русских думах, СПБ., 1893; Перетц В. Н., Малорусские думы и песни, 1899; Его же, Историко-литературные исследования и материалы, тт. I-III, 1900-1902; Ефремов С., Р†сторiя украiнського письменства, Роздiл III (здесь же обширная библиография вопроса); Грушевский, Р†сторiя украiнськоi лiтератури, т. V. О русских В. см. Попов Н. И., К вопросу о первоначальном появлении виршей в сев.-русской письменности, «Изв. отд. русск. яз. и слов. Рос. ак. наук», СПБ., 1917, т. XXII, кн. 2.

ВИТТЛИН

ВИТТЛИН Иосиф (Jozef Wittlin, 1896-) - польский поэт и переводчик. Участник мировой войны, В. выражает, нередко с необыкновенной силой, антимилитаристские настроения. Ужасам войны он однако ничего, кроме человеколюбивого религиозного мистицизма, не противопоставляет. Это умонастроение поэта должно найти себе эпическое выражение в повести, сейчас им заканчиваемой, где дана история военных переживаний «простого человека» (см. также его сборник «Wojna, pokoj i dusza poety»). Книга стихов В. «Hymny» выдержала уже два издания (1920 и 1927); известен также его перевод «Одиссеи». В. - вне каких-либо литературных группировок.

ВИТФОГЕЛЬ

ВИТФОГЕЛЬ Карл (Karl August Wittfogel, 1896-) - современный немецкий писатель, принадлежит к группе мелкобуржуазных интеллигентов, примкнувших во время революции к коммунистической партии Германии.

Его пьесы: «Красные солдаты» (Rote Soldaten, 1921), «Человек с идеей» (Der Mann, der eine Idee hat, 1922), «Мать» (Die Mutter, 1922), «Беглец» (Der Fluchtling, 1922), «Кто самый глупый?» (Wer ist der Dummste?, 1923) - расценивались в свое время в Германии как пролетарские и революционные. На самом деле это схематизированные сцены, где революция дана как авантюра идеологически путанных интеллигентов. В. здесь подражает экспрессионизму. Так же беспринципно-авантюристически представлено крестьянское восстание в Испании в средние века в рассказе «Антонио Маскаро» (Antonio Mascaro, 1924). Литературные произведения В. не имеют сейчас никакой ценности.

В. написал также несколько социологических работ: «Первобытный коммунизм и феодализм» (Urkommunismus und Feodalismus, 1922), «История буржуазного общества» (Geschichte der burgerlichen Gesellschaft, 1924) и т. д. В последнее время В. работает над вопросами китайской революции и печатается в радикальных журналах. В 1926 им написана книга «Пробуждающийся Китай» (Das erwachende China).

Почти все литературные произведения В. переведены на русский яз.

Библиография:

На русск. яз. вышли книги В.: Красные солдаты. Беглец, перев. А. Н. Горлина и Л. Я. Круковской, Гиз, П., 1923; Необычайные приключения двенадцатилетнего борца за свободу Антонио Маскаро, изд. «Молодая гвардия», М., 1926; То же под названием «Интересные приключения 12-летнего героя Антонио Маскаро во время крестьянского восстания на Майорке», изд. «Прибой», Л., 1926; Человек с идеей, Эротическое представление в 4 д., перев. Л. Улагая-Красовского, Под редакцией А. И. Белецкого, Гиз Украины, Харьков, 1925; Кто самый глупый? Вопрос, обращенный к судьбе, Пролог в 4 д., перев. Под редакцией А. Пиотровского, изд. «Прибой», Л., 1924; Die Wissenschaft der burgerlichen Gesellschaft, 1922; Der Wolkenkratzer, 1923; Sun Yat Sen, Aufzeichnungen eines chinesischen Revolutionars, 1927.

ВИЧЕРЛИ

ВИЧЕРЛИ - см. Уичерли.

ВКУС

ВКУС - см. Эстетика.

ВЛАДИМИР МОНОМАХ

ВЛАДИМИР МОНОМАХ - см. статью «Поучения».

ВЛАДИСЛАВЛЕВ

ВЛАДИСЛАВЛЕВ И. В. (1880-) - псевдоним Игнатия Владиславовича Гульбинского, библиографа русской литературы. Редактировал «Библиографические ежегодники» (см.).

Библиография:

Кроме «Библиографических ежегодников» (8 вып. с охватом литературы за 1911-1914 и 1921-1924), надо отметить еще: Систематический каталог книг, вышедших в 1910, М., 1911 (предшественник «Библиографическ. ежегодников»); Что читать? Указатель систематического чтения для учащихся, в. I, М., 1910, II, 1911, III, 1914, IV, 1917 (первые два вып. выдержали по нескольку изданий); Русские писатели, Опыт библиографич. пособия по русск. литературе XIX-XX вв., изд. 4-е, Гиз, М., 1924 (изд. 1-е, Бердянск, 1909); ср. сост. В. «Био-библиографический указатель новейшей русской беллетристики (1861-1911)» в т. XI энциклопедическ. словаря Гранат; Литература великого десятилетия (1917-1927), т. I (художественная литература), Гиз, М., 1928; Библиография и социализм, Гиз, М., 1928 и др. Им же редактировались первые три тома «Ленинианы» (библиографич. обзоры русск. литературы за 1924-1926), Гиз, Л., 1926-1928.

ВЛАХОЯНИС

ВЛАХОЯНИС Яни (1868-1924) - новогреческий беллетрист. Писал под псевдонимом Яни Эпактитис; известен как зачинатель новогреческой повести и рассказа. Темой своих рассказов В. избирал жизнь горцев Эпира и Румелии. Первые произведения его были чрезвычайно перегружены народными выражениями и словами, отличаясь длиннотами и нарочитой грубостью яз. Автору казалось возможным довести объективность повествования до полного отрешения от своей индивидуальности. В «Историйках» (1893) он пытается быт и нравы горных пастухов связать с явлениями природы, причем уделяет слишком много внимания описанию мелочей. В. пытается показать тяжкую долю бедных, простых тружеников, попадающих в зависимость от ловких, плутоватых торговцев, к-рые пользуются их наивностью и незнанием жизни и надувают их. В ряду отрицательных персонажей фигурируют и попы, прикрывающиеся состраданием к беднякам, на деле же не упускающие случая нажиться за их счет. В позднейших рассказах («Петух» и др.) автор изменяет своей теме, сосредоточивается на описаниях взаимоотношений молодежи, достигая большого мастерства и яркости языка. Помимо повестей реалистического характера Влахоянис писал аллегорические и символические стихотворения в прозе.

Библиография:

Palamas T., Prota critica, Athenes, 1913; Pernot, Etudes de litterature grecque moderne, P., 1916-1918; Hesseling, Litterature grecque moderne, P., 1924.

ВЛАХУЦА

ВЛАХУЦА Александр (Alexandru Vlahuta, 1859-1919) - румынский писатель. Дебютировал в бухарестском журнале «Revista Noua». Основал журнал «Viata» (Жизнь) и позже, совместно с крупным крестьянским поэтом Казбук, редактировал журнал «Semanatorul» (Сеятель). Оба журнала имели руководящее значение в румынской литературе конца XIX в. Получив предложение мин. нар. пр. составить «художественную географию» Румынии, В. объездил всю страну и написал книгу «Rominia Pitoreasces» (Живописная Румыния), к-рая содержит наиболее яркие страницы румынской прозы. В этой книге В. с успехом пользуется архаизмами и устанавливает право литературного гражданства за целым рядом провинциализмов. Личность писателя нашла яркое выражение в его стихах «Poesii» (Поэмы) и «Jubire» (Любовь), проникнутых пессимизмом. Являясь в начале своего творчества одним из видных последователей румынского поэта Эминеску, В. в своих стихах рисует тусклую повседневность, говорит о своем отвращении к жизни и жалуется на печальный облик мира. Затем он освободился от этого влияния, и пессимизм в его лирике уступил место оптимизму. В. - автор известной в Румынии сатиры «Undevsnesiut visatoiri» (Где наши мечтатели), в которой он отдал дань национальной героике, в общем для него нехарактерной. В. - талантливый выразитель мелкобуржуазных тенденций. Его влияние на румынскую молодежь довоенного времени - огромно. За время войны 1914-1918 В. отошел от литературной деятельности и до самой смерти ничего больше не писал.

Библиография:

I. Проза: Nuvele, Bucuresti, 1886; Dan, Bucuresti, 1894; Clipe de liniste, Bucuresti, 1899; Lu viltoare, 2-е изд., Bucuresti, 1901; Rominia Pitoreasces, Trecutul nostru, s. a. Стихи: Poesii, Bucuresti, 1887; Jubire, Bucuresti, 1896. Русск. перев.: На гумне, «Волынь», 1900, № 51; Крестовые братья, «Вестн. иностр. литературы», 1906, XI; Как румыны умирают (там же, VII).

II. Яцимирский А., Современные румынские беллетристы, «Вестн. иностр. литературы», 1906, I.

ВЛИЯНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЛЫЗЬКО

ВЛЫЗЬКО Олекса (1908-) - современный украинский поэт. В поэзии В., отличающейся революционным оптимизмом, преобладает гражданская лирика; не чужды ему и экзотические мотивы. Формальные его искания выражаются в деформации, разрушении нормативных поэтических приемов. В. был членом ВУСППа, в настоящее время является сотрудником органа украинских футуристов «Новая генерацiя».

Библиография:

Отд. изд.: За всiх скажу, изд. «Книгоспiлка», К., 1927; Поэзii, ВУСПП, I, 1927.

ВНУТРЕННЯЯ РИФМА

ВНУТРЕННЯЯ РИФМА. - см. Рифма.

ВОАПП

ВОАПП - Всесоюзное объединение Ассоциаций пролетарских писателей. Организовано на I Всесоюзном съезде пролетарских писателей, имевшем место в Москве в 1928. В работах съезда принимали участие представители литератур 30 народностей. В ВОАПП вошли: РАПП (РСФСР), ВУСПП (УССР), Ассоциации Белоруссии, Закавказья, Туркменистана, Узбекистана и группа «Кузница» (подробно см. о каждой организации, входящей в ВОАПП, отдельно).

ВОВЧОК МАРКО

ВОВЧОК МАРКО - см. Марко Вовчок.

Предыдущая страница Следующая страница