Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "Г" (часть 7, "ГОГ"-"ГОМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 7, "ГОГ"-"ГОМ")

ГОГОЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОГЭН

ГОГЭН Поль (Paul Gauguin, 1845-1903) - знаменитый французский художник. В лит-ре сыграла большую роль книга Г. «Noa-Noa» - ряд художественных очерков, описывающих жизнь художника в Полинезии, куда он «бежал» от ненавистной ему европейской цивилизации. Книга эта - один из ценных образцов импрессионизма в лит-ре - приобрела большую популярность во всей Европе в 10-х гг. XX в., когда тема бегства от городской цивилизации на острова Полинезии стала чрезвычайно модной и разрабатывалась в разных аспектах многими романистами (Лауридс Бруун) и поэтами (Рене Гиль, Оливэн, у нас - Бальмонт и Брюсов). На русский язык книга «Ноа-Ноа» переведена в 1913 с иллюстрациями Г., Под редакцией и со вступ. ст. Я. Тугендхольда.

Библиография:

I. Lettres a G. D. de Monfreid. Precis d’un hommage par V. Segalen, P., 1920; Noa-Noa (Voyage de Tahiti), ed. definitive, P., 1924; Avant et apres, P., 1923.

II. Dorsenne J., Vie sentimentale de Paul Gauguin, P., 1927.

ГОДВИН

ГОДВИН Вильям (William Godwin, 1756-1836) - английский писатель, сыгравший крупную роль в радикальном движении в Англии в эпоху Великой французской революции, оказавший глубокое и длительное влияние на европейскую политическую мысль. Многие понятия, выражения, термины, ставшие неотъемлемой частью политической азбуки, впервые четко сформировал и популяризировал Г. По литературной линии заслуга Г. - в осознании созревшей в обществе потребности в таком отвечающем моменту повествовательном жанре, который облегчил бы широкому читателю ознакомление с социальной проблемой и попытками ее решения. Г. - основатель школы английских социальных романистов. Следы его идеологического и лит-ого влияния видны у Шелли, Байрона, Бульвера, Бальзака и других.

Сын провинциального пастора, Г. предназначался к духовной карьере; получил суровое воспитание в духе кальвинизма. Однако, будучи еще в кальвинистском колледже, Г. обнаружил безразличие к теологии и интерес к общественно-политическим проблемам. По окончании колледжа Годвин недолго был пастором в провинции. В 1781 чтение французских философов (Руссо, Гольбаха, Гельвеция) склонило его к деизму, а потом к безбожию. В 1882 он порвал с церковью и, переехав в Лондон, стал идейным вождем кружка интеллигентных разночинцев. Члены кружка следили за французскими событиями, участвовали в английском революционном движении. Итоги своих размышлений Г. запечатлел в трактате «Исследование о политической справедливости» (1791-1793) и в начатом тотчас же (1793) романе «Калеб Вилльямс, или вещи как они есть». Цель романа - популяризация идей трактата, распространение благодетельных истин среди тех, кому недоступны ученые книги. Трактат стал предметом особого правительственного заседания, но не был изъят из обращения благодаря своей малодоступности как книга ученая и непомерно дорогая (3 гинеи).

Анархо-коммунист, Г. отвергает существующий общественный порядок как источник зла. Государство с его законами - орган угнетения одной части человечества ради благоденствия другой. Собственность - источник роскоши и пресыщения, нищеты и истощения, пороков и преступлений - ведет человечество к вырождению. Религия - средство порабощения. Причина зол - незнание истины; узнав ее, человечество станет свободным. Монархи и аристократия падут. Исчезнут собственность и неравенство. Не будет войн. Однако путь к этому светлому будущему не есть путь революции, насилия. Г. - просветитель, он верит в способность человечества к безграничному самосовершенствованию. «Разумно» организованный быт перевоспитает человека морально и физически. Эти идеи, систематически изложенные в трактате, высказывает в страстной тираде Калеб, а вся система образов романа иллюстрирует тезис о порочности общества, основанного на частной собственности, находящегося в состоянии непрерывной войны богатых против бедных. В основную тему - злоключения слуги (Калеб), преследуемого барином (Фолькланд), вплетаются родственные темы - злоключения и гибель притесняемых помещиком (Тиррэль) бедной родственницы (мисс Мэльвайль) и крестьян (Хайкинен, отец и сын).

Талантливо написанная книга имела колоссальный успех. Ею зачитывались, ей подражали (Шелли), ее пародировали (Вордсворт), переделывали для сцены (Кальман), на нее негодовали (Мальтус). В России - Н. Г. Чернышевский, писавший: «один из моих любимых писателей - старик Годвин», высоко ценил этот «роман без любви» («Лит-pa и марксизм», 1928, III. Неизданные произведения Чернышевского). В пьесе «Железный сундук» (переделка) блистали лучшие актеры Европы и Америки (Грин, Тальма, Купер).

В 1794 Г. выпустил смелый памфлет в защиту 12 арестованных членов «Corresponding Society», чем способствовал их освобождению.

Другие произведения Г. менее значительны. Драмы - не сценичны. В романе «Флитвуд» автор вскользь дает картину быта и эксплоатации детей на фабрике, основная же тема романа - одиночество. «Сэнт-Леон» - роман из жизни средневековья. С 1795, с наступлением реакции, Г. замкнулся в узком кружке последователей и друзей. Консервативная пресса обвиняла его в нигилизме, атеизме, безнравственности, широкая публика постепенно забывала. Ему приходилось часто бороться с материальной нуждой. Только в 1831, за 5 лет до смерти, он получил от нового парламента синекуру.

Библиография:

I. Сочин. Годвина, кроме указанных: Memoir of the author of the vindication of the rigths of women, 1797; Hectwood or the new man of feeling, 1805; Fables, Ancient and Modern, 1805; The looking glass, 1805; Faulkener, a Tragedy, 1807; Mandeville, 1817; Cloudesley, 1830; Thoughts on man, 1831; The lives of necromancers, 1834 и др.

II. Broon K. Ford, The life of William Godwin, L., 1926; Roussin, W. Godwin, P., 1913; Romus P., W. Godwin, Lpz., 1907; Brailsford H. H., Sezellay, Godwin and their Circle, L., 1913; Simon Helen, W. Godwin und M. Wollstonecraft, Munchen, 1909; Saitzeff H., W. Godwin und die Anfange des Anarchismus in 18 Jahrh., 1907.

ГОДИНЕР

ГОДИНЕР Ш. (1892-) - еврейский писатель. Р. в Минской губернии. С 1913 по 1920 провел в армии, на империалистической и затем гражданской войне на Украине, что и отразилось в его главных произведениях, посвященных империалистической бойне и последующим революционным событиям. Первый свой рассказ «Минуты» напечатал в 1921 в газете «Эмес», затем три его рассказа - «Куклы», «Нагота» и «Ивангород» - появились в журнале «Штром». Произведения эти привлекли внимание новыми художественными приемами. В 1924 вышел первый сборник рассказов Г., а в 1928 появился его роман «Человек с ружьем», укрепивший за Г. особое место в новой еврейской пооктябрьской лит-ре. Творчество Г. выкристаллизовалось в огне революционных событий. Находясь под влиянием еврейского символиста Нистора (см.), Г. начал с уклона в сторону символического изображения, но расширенная интернациональная тематика не смогла ужиться с нистеровским народно-сказочным стилем, и Г. переходит к бытописательству, сохраняя свое романтическое своеобразие. Основной сюжет Г. - империалистическая война. В рассказах «Кукла», «Ивангород» и др. ненависть к войне носит абстрактно-пацифистский гуманистический характер. Выхода он не видит. Как война из империалистической превращается в революционную - он показал в романе «Человек с ружьем», где описал распад царской армии и зарождение красных частей. Между двумя борющимися силами - группой большевиков и контрреволюционных генералов - поставлена еврейская семья. Война, беженство, еврейские погромы привели к экономической катастрофе эту семью, к трагической гибели одних ее членов, к катастрофе национально-религиозных иллюзий оставшихся в живых. Морально возродится и воссоздаст новую жизнь лишь тот, кто идет за «Человеком с ружьем», за еврейским рабочим-революционером, бывшим солдатом царской армии, который становится одним из пионеров создающейся революционной армии.

От темы империалистической и гражданской войн Г. впервые отошел в таких произведениях, как «Еврейский суд», «Московская улица», где он показал себя мастером художественных очерков.

Библиография:

Литваков М., «In Umru», т. II, M., 1926; Ойслендер, «Roite-Welt», № l, 1924; Бронштейн, «Roite-Weit», № 9, 1928.

ГОЛЕМ

«ГОЛЕМ» (евр. «Goilom») - весьма распространенная, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («Г.»), созданном из глины для исполнения разных «черных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и гл. обр. для предотвращения кровавого навета путем своевременного вмешательства и разоблачения. Исполнив свое задание, «Г.» превращается в прах. Создание «Г.» народная легенда приписывает знаменитому талмудисту и каббалисту - главному раввину Праги, Магаралу. «Г.» будто бы возрождается к новой жизни каждые 33 года. Легенда эта относится к началу XVII в. Известны и другие «Г.», созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами - новаторами религиозной мысли. В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе «Г.» как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона; недаром «Г.» по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека. Во всем этом - богоборческий смысл «Г.». Но богоборческое начало в народной фантазии не имеет самодовлеющего значения: оно лишь разновидность протеста против социального и национального гнета.

В зап.-европейскую лит-ру мотив «Г.» вводят романтики (Арним, Изабелла Египетская; реминисценции этого мотива можно указать у Гофмана и Гейне); для них «Г.» - экзотический (немецкая романтика воспринимает очень остро экзотику гетто) вариант излюбленного ими мотива двойничества. В новейшей литературе известны два значительных произведения на эту тему: в немецкой - роман Густава Мейринка - и в еврейской - драма Лейвика. «Голем» Мейринка по существу - социальная сатира на мессианизм. Он - символ массовой души, охватываемой в каждом поколении какой-то «психической эпидемией», - болезненно страстной и смутной жаждой освобождения. «Г.» возбуждает народную массу своим трагическим появлением: она периодически устремляется к неясной непостижимой цели, но, как и «Голем», становится «глиняным чурбаном», жертвой своих порывов. Человек, по Мейринку, все более и более механизируется жестокой борьбой за существование, всеми последствиями капиталистического строя, и он такой же обреченный, как и «Г.». Это глубоко пессимистическое произведение следует рассматривать как художественную реакцию на «освободительные идеи» империалистической бойни со стороны средней и мелкой буржуазии. Более углубленно трактует «Г.» еврейский поэт Лейвик. «Г.» для него символ пробуждающейся народной массы, ее революционной, еще неосознанной, но могучей стихии, стремящейся окончательно порвать с традициями прошлого; ей это не удается, но она возвышается над своим вождем, противопоставляет ему свою личную волю, стремится подчинить его себе. Философская углубленность образа выражается в том, что творение, насыщенное социальными потенциями, продолжает и хочет жить своей собственной жизнью и соперничает со своим творцом. Лейвик в своем «Г.» вышел за пределы легенды, расширил ее, запечатлев в нем грозные предчувствия грядущих социальных катастроф, отождествив его с массой, к-рая больше не хочет быть орудием сильных и имущих.

Библиография:

Bloch Chr., Der Prager Golem, 1919; Ludwig Albert, Der Golem, «Die Literatur», 1923-1924; Held Hans Ludwig, Das Gespenst des Golems, 1927.

ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ

ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич, граф (1848-1913) - поэт. Начал печататься в 1869. Кроме большого числа лирических стихотворений Г.-К. написал лирические поэмы - «Гашиш», «Старики», «Сказка ночи», «Майский день», «В тумане», «Рассвет», «Яромир и Предслав», «Забытый дневник», «Дед простил», драматические сцены в стихах - «Смута» и «Смерть Святополка».

Поэтическая деятельность Г.-К. питается переживаниями культурно-деградирующей аристократии 80-90-х гг. и в этом смысле близка к творчеству Апухтина (см.). Отсюда мотивы усталости, пессимизма, желание уйти от действительности в блестящее, но уже невозвратное прошлое. Эпигон аристократического стиля, Г.-К. часто и упорно подражает канонизаторам этого стиля - Пушкину и Лермонтову. Творчество Г.-К. исключительно характерно для эпохи упадка поместной культуры. В конце прошлого столетия Г.-К. пользовался как поэт довольно большой известностью.

Библиография:

I. Сочинения, 2 тт., СПБ., 1894; Собр. сочин., 3 тт., СПБ., 1904-1905; Сочинения, 4 тт., СПБ., 1914.

II. Шулятикова В., Этапы новой лирики, Из истории новейшей лит-ры, М., 1910 (сб. ст.); Соловьев Вл., Буддийские настроения в поэзии, «Вестник Европы», 1894, 5-6 (и в «Сочин.», т. VI); Нечаева В., Эпигоны аристократического стиля в русской поэзии, «Лит-pa и марксизм», 1929, кн. I.

III. Мезьер А. В., Русск. словесность с XI по XIX ст. включ., ч. II, СПБ., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русск. писателей, т. II, СПБ., 1910; Владиславлев И. В., Русск. писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924.

ГОЛИАРДЫ

ГОЛИАРДЫ - см. Ваганты.

ГОЛИЧЕР

ГОЛИЧЕР Артур (Arthur Holitscher 1869-) - немецкий писатель. От повестей, драм, романов, вроде «Сентиментального приключения» (Das sentimentale Abenteuer, 1905), «Голема» (Der Golem, 1909) или «Отравленного колодца» (Der vergiftete Brunnen), в к-рых он был не очень оригинальным представителем позднего импрессионизма, Г. переходит в область лит-ого репортажа. Уже в «Повестях из двух миров» (Geschichten aus zwei Welten, 1914) намечался этот переход к газетному жанру. Г. - художник фактического, он газетчик в лучшем смысле этого слова. С необычайной зоркостью умеет он видеть действительность; скупо, ясно, энергично и ярко интерпретирует он свои впечатления. Это делает репортаж Г. живым, впечатляющим, глубоко содержательным искусством. «Путешествие по Палестине» (Reise durch der Judische Palastina), «В Англии - Восточной Пруссии - Южной Австрии» (In England - Ostpreussen - Sudosterreich), «Америка сегодня и завтра» (Amerika heute und morgen), «Три месяца в Советской России» (Drei Monate in Sowjet-Russland) - все эти произведения Голичера, являющиеся изощренными бытовыми документациями, интенсивно охватывающими свои темы, не только окончательно определили своеобразный творческий облик этого художника-репортера, отказывающегося от литературной выдумки во имя строгого, безупречно правдивого документирования действительности, но и явились основой нового лит-ого жанра, сейчас чрезвычайно распространенного на Западе.

Двигаясь в этом направлении, Г. поднимается до подлинных шедевров документальной беллетристики, как «Бедекер дураков» (Narren Bedecker, 1925) и «Беспокойная Азия» (Das unruhige Asien, 1926). В первой книге, имеющей подзаголовок «Беглые заметки о Париже и Лондоне», Г. дает острую, разящую характеристику послевоенной Европы. Перед нами далеко не беспристрастный фотограф, Голичер далек от того, чтобы ограничиться простым констатированием фактов. Он сообщает им очень определенную оценку, давая сатирическую интерпретацию быта послевоенной буржуазии. Г. беспощадно разоблачает тупость, пошлость, наглое самодовольство торжествующих буржуа. Книга Г. в этом смысле является ярким антибуржуазным произведением. В «Беспокойной Азии», повествуя о современных Индии, Японии и Китае, Г. преимущественно уделяет внимание революционным брожениям в этих странах - антиколониальная, антиимпериалистическая направленность книги совершенно ясна. В годы немецкой революции Г. становится верным попутчиком рабочего класса, враждебным капиталистической цивилизации. Это и сообщает книгам Г. явно-революционную установку.

Большой интерес представляет двухтомная автобиография Г. Здесь дается широкая картина культурной жизни Германии, начиная с конца прошлого века; автор, встречавшийся с большинством художников этой эпохи, развертывает очень полную документацию «пережитого». Во втором томе автобиографии много места уделено событиям немецкой революции, близким свидетелем к-рых Г. являлся. Но может быть самым интересным в автобиографии Голичера является процесс внутреннего перерождения автора, постепенно осознающего лживость буржуазной цивилизации, с к-рой он был тесно связан, и нашедшего в себе силы отказаться от этого прошлого и перейти на сторону рабочего класса. Этот характерный перелом - в центре автобиографии Г.

В настоящее время Г. работает над большой трилогией «Города», к-рая должна быть итоговой для его творчества; первый том «Это случилось в Москве» (Es geschah in Moskau) уже появился, за ним последуют романы о Берлине и Париже; в этих произведениях художник надеется дать монументальное обобщение движущих социальных сил современной эпохи.

Библиография:

I. На русск. яз. перев.: Бедекер наизнанку. Беглые заметки о Париже и Лондоне, перев. Г. А. Зуккау, Гиз, 1926 (другой перев. с предисл. Б. В. Гиммельфарба под загл. «Путеводитель чудака», изд. «Пролетарий», Харьков, 1926); Мятежный Китай, перев. М. С. Живова, с предисл. В. Д. Виленского-Сибирякова, Гиз, 1927; В стране Ганди и Тагора. Очерки современной Индии, перев. М. С. Живова, изд. «Огонек», М., 1928. Кроме перечисленных в тексте, укажем на след. произв. Г., к-рые не переводились: Leidende Menschen, 1893; Weisse Liebe, 1896; An die Schonheit, 1898; Das andere Ufer, 1901; Von der Wollust und dem Tode, 1902; Charles Baudelaire, 1905; Leben mit Menschen, 1906; Worauf wartest du? 1910; Bruder Wurm, 1918; Das amerikanische Gesicht, 1918; Schlafwandler, 1919; Adela Bourkes Begegnung, 1920; Ideale an Wochentagen, 1920; Strom ab die Hungerwolga, 1922; Franz Masereel, 1923; Das Theater im revolutionaren Russland, 1924; Lebensgeschichte eines Rebellen, 1924.

II. Kayser Ludwig, A. Holitscher, «Die Literatur», 1925-1926.

ГОЛЛ

ГОЛЛ Иван (Goll, 1891-) - немецкий писатель-поэт, драматург и критик; по направлению экспрессионист (о социальной направленности Г. см. Aktion). Основные произведения: сборники стихотворений - «Requiem» (1917), «Der Torso» (1918), «Die Unterwelt» (1919), «Der Eiffelturm», «Gesammelte Dichtungen» (1924); драмы - «Die Unsterblichen (1920), «Methusalem» (1921); критические этюды - «Die drei guten Geister Frankreichs» (1919). Кроме того им издана антология французской лирики «Das Herz Frankreichs» (1920).

Библиография:

Кроме указанных: Der neue Orpheus, 1918; Der Stall des Augias, 1924; Poemes d’Amour, 1925; Germain Berton, die rote Jungfrau, 1925; Poemes de Jalousie, 1926; Poemes de la Vie et de la Mort, 1927; Красная дева (Жермена Бертон), авторизованный перев. Д. Н. Блока, изд. «Наука и школа», Л., 1925.

ГОЛЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЯЗЫК

ГОЛЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЯЗ. - см. Нидерландская литератуpa, Нидерландский язык.

ГОЛОВКО

ГОЛОВКО Андрей Васильевич (1897-) - современный украинский писатель. Р. на Полтавщине, учился в Кременчугском реальном училище, учительствовал в сельской школе и затем был призван в Красную армию. После демобилизации занялся исключительно литературой, примкнув к организации крестьянских писателей «Плуг». В настоящее время состоит членом редколлегии журнала «Плуг» и является наиболее ярким представителем плужанского направления в украинской лит-ре. Основная тема произведений Г. - непримиримая классовая борьба в недрах украинского села. Мир раскололся на «детей Земли и Солнца» - трудящихся и их врагов - эксплоататоров. Все симпатии автора на стороне трудящихся, великой борьбе которых он и посвящает свое творчество. Гражданская война на Украине, как известно, носила более глубокий и длительный характер, чем в РСФСР; острее и разнообразнее классовая борьба внутри украинского села. Г. стал ярким выразителем этой борьбы. От острого глаза писателя не ускользают и те явления в деревенской жизни, к-рые иногда принимают характер социальных бедствий благодаря злоумышленным стараниям примазавшегося к советскому аппарату кулаческого элемента. Эти явления, ставшие бытовыми, на Украине часто разрастались в события, имеющие всесоюзное значение. Борьба украинских куркулей (кулаков) за власть нередко осуществлялась в формах, известных по процессу убийц селькора Малиновского («Дымовщина»); этой теме Головко посвятил большую повесть «Бурьян», наиболее значительное произведение в украинской литературе из жизни советской деревни.

Она написана прекрасным, богатым яз., привлекающим внимание украинских языковедов. Богатство лирики и своеобразное сочетание импрессионизма с художественным реализмом определяют стиль писателя. В последнее время Г. работает над романом из крестьянской жизни «Три сына». В журнале «Плуг» напечатана первая глава романа, в к-рой изображается настроение крестьян в тот момент, когда распространился слух о предстоящей «нарезке» панской земли. Судя по языку и по напряженности социального задания, роман обещает быть очень крупным явлением в украинской лит-ре.

Библиография:

I. Отдельн. изд.: Самоцвiти, 1919; Молодик, Кременчуг; Можу, ДВУ, Харьков, 1926; Бурьян, ДВУ, Харьков, 1927 (на русск. яз. «Пролетарий», Харьков, 1928).

II. Лейтес А. и Яшек М., Десять рокiв Украiнськоi лiтератури, ДВУ, Харьков, 1928; Довгань Кость, Зростання, «Життя й революцiя», 1927, № 10-11; Доленго М., На межi (Повiсть А. Головко «Бурьян»), «Критика», 1928, № 2.

ГОЛОДНЫЙ

ГОЛОДНЫЙ Михаил (псевдоним Михаила Семеновича Эпштейна) (1903-) - современный поэт. Р. в г. Артемовске, в бедной еврейской семье, с 1915 работал на фабрике. До 1928 - член ВЛКСМ. Пишет с 1919, печататься начал с 1921. Несколько лет состоял в литературной группе «Перевал».

Первые стихи Г. - перепевы мотивов, характерных для пролетарской поэзии начала революции. Это - пафосно-отвлеченное воспевание труда, революции, стали. В последующем творчестве Г. преобладает лирика раздумий. Не мало места занимают и любовно-лирические мотивы. В последнее время (стихи 1927-1929) Г. овладели явно упадочнические настроения. Наша действительность представляется ему чрезвычайно серой и будничной («иду - и будни надо мной знамена вяло развернули»). «Будничности» и «вялости» Г. противопоставляет время гражданской войны, когда «пушки музыкой звучали».

Чувство ненависти к классовому врагу сочетается у Г. зачастую с большим социальным пессимизмом. Когда Г. берется за «разрешение» каких-нибудь этических, моральных проблем, он говорит не словами нового человека, строителя-борца, а словами усталого человека прошлого.

Тематика Г. за последнее время значительно снизилась в ее общественной ценности. Мотивы «чистой» - любовной и пейзажной - лирики начинают занимать в его творчестве доминирующее место.

Как мастер Г. далеко еще не определился. Стиль его эклектичен (можно найти примеры влияния и Пушкина, и Асеева, и Тютчева).

Библиография:

I. Сваи (стихи), изд. ЦК КСМУ, Харьков, 1922; 2-е изд., там же, 1922; Васька с Александровской улицы, Харьков, 1923; Стихи, изд. «Молодая гвардия», М., 1924; Земное (стихи), изд. «Пролетарий», Харьков, 1924; изд. 2-е, дополн., «Молодая гвардия», М., 1926; Дороги (стихи), изд. «Новая Москва», М., 1925; Избранные стихотворения, «Огонек», М., 1927; Новые стихотворения, изд. «Молодая гвардия», М., 1928.

II. Малахов С., Трое, «На посту», 1923, IV; Воронский А., О группе писателей «Молодая гвардия» и «Октябрь», «Красная новь», 1924, II; Лелевич Г., Литературные итоги, «На посту», 1924, I; Его же, О пролетарской лирике, «Октябрь», 1925, III-IV; Гербстман А., Михаил Голодный, «Комсомолия», 1926, IV; Лежнев А., Голодный, «Прожектор», 1928, I; Малахов С., «На лит-ом посту», 1928, № 11-12.

III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928.

ГОЛОС

«ГОЛОС» - см. Журналы русские.

ГОЛОС МИНУВШЕГО

«ГОЛОС МИНУВШЕГО» - «журнал истории и истории литературы», издававшийся в Москве с 1913 по 1923 Под редакцией С. Мельгунова и В. Семевского, а по смерти последнего (1916) - одного Мельгунова. Был задуман как журнал, соединяющий строгую «научность» с занимательностью и доступностью для широких кругов русской интеллигенции. «Г. М.» старался быть «беспартийным, как беспартийна сама наука», благодаря чему на его страницах печатались, наряду с идеалистами, - материалисты, в том числе и некоторые марксисты (П. Керженцев, М. Н. Покровский, В. Фриче и др.); в основном «Г. М.» оставался либерально-народническим журналом. Главная ценность «Г. М.» - в опубликовании ряда интересных писем, документов и воспоминаний.

В 1923 в России выходят книги 1-3, после чего, в связи с высылкой редакторов, издание возобновляется за границей в виде непериодических сборников «На чужой стороне», сначала в Берлине Под редакцией С. Мельгунова, затем (с 1925) - в Праге, Под редакцией В. Мякотина; всего вышло 13 книг. С 1926 издание переносится в Париж под названием «Голос минувшего на чужой стороне» (ред. С. Мельгунов и Т. Полнер), где продолжает выходить, постепенно сокращаясь; так, в 1927 и 1928 вышло всего по одной книге. Много внимания «Г. М.» уделяет гражданской войне, притом в специфическом аспекте: «ужасы красного террора», мифические «протоколы чрезвычайки» и т. д. Из лит-ых публикаций заслуживают внимания материалы о Льве Толстом, помещенные к 100-летней годовщине дня его рождения.

Библиография:

Систематический указатель содержания «Г. М.» за 10 лет (1913-1922), «Г. М.», 1923, № 1; Именной указатель «Г. М.» за 1917-1922, сост. В. Е. Сыроечковский, «Г. М.», 1923, № 3.

ГОЛСУОРСИ

ГОЛСУОРСИ Джон (John Galsworthy, 1867-) - английский романист, новеллист, поэт, драматург и эссеист. Творческое своеобразие выявил главным образом в романе. Основной образ пятнадцати романов Г. - это собственник. Накопление и сохранение частной собственности определяет отношение его героя к действительности, составляет цель и оправдание его существования. Персонажи Г. представляют два класса: буржуазию и аристократию. Буржуазии посвящено монументальнейшее творение Г. - цикл о Форсайтах, состоящий из двух трилогий и четырех интерлюдий. Первая трилогия - «Сага о Форсайтах» (The Forsyte Saga), тт. I-IV, изд. ЗИФ, 1927 - содержит три романа: «Человек-собственник» - «The Man of Property», 1906 (изд. «Мосполиграф», с предисл. З. Венгеровой, 1924); «Мертвая хватка» - «In Chancery» (1920); «Сдается в наем» - «То Let» (1921), и две «интерлюдии»; вторая трилогия цикла о Форсайтах - «Современная комедия» - также состоит из двух «интерлюдий» и трех романов: «Белая обезьяна» - «The White Monkey», 1924 (изд. «Мысль», 1926); «Серебряная ложка» - «The Silver Spoon», 1926 (изд. Гиз и «Мысль», 1927) и «Лебединая песня» - «Swan Song», 1928 (изд. Гиз, 1929). В предисловии к «Саге» Г. указывает, что термин «сага» он употребляет в ироническом смысле, ибо в жизни Форсайтов ничего героического не было. «Если вышесредний (upper-middle) класс, - заканчивает Г. предисловие, - вместе с другими классами обречен на небытие, то здесь, на этих страницах, он лежит, сохраняясь в своем собственном соку: в чувстве собственности». Основа могущества семьи Форсайтов зиждется на биржевиках, дельцах, предпринимателях; собственность - основной стимул их деятельности, она - активное начало в их жизни. Все устремления большинства Форсайтов в конце концов неизбежно приводят к тому, что человек-собственник становится человеком собственности, рабом вещей. Его отношение к действительности, к окружающим - чисто приобретательское. Форсайты крепко связаны друг с другом, когда их общие интересы затрагиваются, и, наоборот, разъединены, когда их индивидуальные интересы приходят в столкновение с подобными же интересами других Форсайтов. Примат собственности над человеком обусловливает особенности стиля цикла о Форсайтах. Герои раскрываются в тесной слитности с окружающими их вещами и сама по себе собственность становится «героем». Психологическое получает свое отражение в вещах, отношения и явления сгущаются и «материализуются» в последних. Прочность связей действующих лиц скрепляет между собою все действия цикла в одно целое, внутренне тесно связанное. Описывая столкновения интересов людей, принадлежащих к одному и тому же классу, Г. не выходит за пределы его, ибо основное противоречие, питающее все коллизии романа, заложено в частной собственности и может быть снято только классом-антиподом - пролетариатом. Пролетариат же в романе не представлен ни одним образом, Г. не подошел к отрицанию своего отрицания. Рост классовой активности английского пролетариата однако не мог не отразиться на этом социальном произведении Г., и если в «Саге о Форсайтах» автор обращается преимущественно к интимному и семейному быту Форсайтов, то в «Современной комедии» в действие вплетаются большие общественные явления; распад семьи Форсайтов дается в «Лебединой песне» на фоне классовой борьбы пролетариата (всеобщая забастовка).

«Остров фарисеев» - «The Island of Pharisees», 1904 (изд. Гиз, «Универс. б-ка», 1926) открывает цикл романов Г. об аристократии («Патриций» - «The Patrician», 1911; «Усадьба» - «The Country House», 1907 (изд. «Сеятель», 1926); «Темный цветок» - «The Dark Flower», 1913 (изд. «Время», 1926); «Семья Фрилэндов» - «The Freelands», 1915 (русск. перев., изд. «Мысль», 1926)). У буржуа собственность была стимулом к активности, у аристократии - она стимул к консервированию. Кастовая замкнутость, нетерпимость, лицемерие, духовная ограниченность, оторванность от реальной общественной жизни - таковы основные черты аристократии в романах Голсуорси. Причина конфликтов здесь другая, чем в первом цикле, и заключается в нарушении кастовых основ. Но как в первом, так и во втором цикле, конфликт не перерастает границ класса, противоречие не остается разрешенным даже для отдельных индивидуумов; упадок класса настолько велик, что им утеряно ощущение опасности положения. Коллизия возникает лишь при непосредственном соприкосновении аристократии с представителями других классов (Ноель в «Патриции», Ферран в «Острове фарисеев», Боб в «Семье Фрилэндов»).

Подобно тому как семья Форсайтов, в особенности ее позднейшие поколения, не является чисто деляческой, а перерастает в аристократическую, отличную от обычных финансистов и предпринимателей, так и все герои Голсуроси из среды аристократии не остаются лэндлордами, а перерастают в буржуа. Образы буржуа и аристократа у Г. объединяются в один образ собственника периода кризиса буржуазного общества. Можно поэтому говорить об едином классовом субъекте творчества Г. Этот классовый субъект, классовая основа произведений Г. - английская аристократия, перерастающая в буржуазную аристократию. Лишившись экономической основы своего господства, она - аристократия лишь по происхождению, ее экономическое благосостояние зиждется на чисто капиталистических принципах.

Будучи неразрывно связанным с этой группой, Г. однако, не порывая решающих классовых связей, критикует ее недостатки, дает образы бунтарей. Отрицательная позиция внутри своей классовой группы позволяет писателю создавать произведения большого жанра.

Помимо 16 романов, Г. написал 25 пьес (из них 6 одноактных), в к-рых развивает гл. обр. социальные темы о собственности, о классовости правосудия, о лицемерии высших слоев общества в области морали и т. д. В своих трех сборниках рассказов, вошедших в собрание сочинений под общим заглавием «Караван», Г. также выявляет себя прежде всего социальным художником. Таковы рассказы: «Парень из Девона», «Заключенный», «Рабочие», «Лес», «Вражда», «Шантажист» и т. д. Ряд новелл свидетельствует о мастерстве Г. в анализе человеческой психики («Мельник из Ди», «Прощанье», «Пробуждение» - интерлюдия из «Саги о Форсайтах», - «Гедонист», «Молчание» и др.). Помимо этих книг Г. издал сборник стихотворений - «Стихи новые и старые» и три сборника статей и очерков.

Библиография:

I. Наиболее полное и доступное издание сочин. Г.: англ. в 20 тт., «The Grove Edition», W. Heinemann, London, 1927 и америк. шеститомное - «Compact Edition», Ch. Scribner’s Sons, N.-Y., 1929. Русск. перев.: ЗИФ издал «Сагу о Форсайтах», но с сокращениями; полный перев. «Человека-собственника» вышел в изд. «Недра», «Мертвой хватки» и одной интерлюдии - в изд. «Время» (под заглавием «В тисках»). Помимо этого изданы: «Любовь художника» (Villa Rulein), «Темный цветок», «Белая обезьяна» (в изд. «Мысль» и ЗИФ - с сокращениями), «Серебряная ложка», «Остров фарисеев», «Первые и последние» (Caravan), «Моментальные снимки» (Captures), «Земля» (The Freelands), «Член палаты Мильтоун», «Сильнее смерти» (Beyond, русск. перев., «Время», 1927), «Братство», «Серебряная коробка» (пьеса, изд. «Моск. театр. изд-ва», 1925); «Гавань», изд. «Петроград», 1905; Цикл о Форсайтах в специальном сокращенном издании для молодежи печатается изд. «Молодая гвардия» под заглавием «Семья Форсайтов» и «Современная комедия». Собр. сочин. Г. издается «Красной панорамой».

II. Chevrillon A., Trois etudes de litterature anglaise: La poesie de R. Kipling - J. Galsworthy - Shakespeare et l’ame anglaise, 1921; Общий очерк жизни и творчества Г. - «John Galsworthy» by Sheila Kaye-Smith, London. О Г. как драматурге - «John Galsworthy as a dramatic Artist» by R. H. Coats, 1926. Подробная библиография «A Bibliography of the Works of John Galsworthy» by H. V. Marrot, London, 1928.

III. John Galsworthy, an appreciation, with bibliography, 1926.

ГОЛУБИНАЯ КНИГА

ГОЛУБИНАЯ КНИГА - см. Духовные стихи.

ГОЛУБОК

ГОЛУБОК Владислав Иосифович (1882-) - белорусский драматург, режиссер передвижного белорусского театра. Родился в Минске в семье железнодорожного слесаря. С 13 лет служил приказчиком в магазине, затем конторщиком на железной дороге. Одновременно экстерном кончает городское училище и занимается рисованием. С 1906 сотрудничает в белорусской газете «Наша нiва» (Вильна), а с 1915 посвящает себя всецело драматургии и театральному делу. Репертуар труппы Г. насчитывает до сорока пьес, написанных им на темы исторические или современные. Все они бытового характера. По форме близки к мелодраме. Из них наибольшим успехом пользуются: «Ганка», «Плытагоны», «Бязродныя», «Апошняе с патканьне», «Пiнская мадонна», «Васiль Хмель», «Пiсаравы iмянiны», «Падкiдыш», «Пан Сурынта», «Помста», «Душагубы», «Залаты бог», «Князь Качаргiн», «Суд», «Людзi», «Прамень шчасьця», «Госьць з катаргi и др.

Пьесы Г., предназначенные исключительно для представления, большей частью не напечатаны. Часто эти драмы силою творческого коллектива исправляются или видоизменяются применительно к наличным средствам сцены и составу зрителей.

Библиография:

Аляхновiч Ф., Беларускi тэатр, Вiльня, 1924; Вазьнясенскi А., Сучасны беларускi тэатр (1925-1926) - в журн. «Узвышша», 1927, № 3.

ГОЛУБЫЕ РОГА

ГОЛУБЫЕ РОГА - лит-ое объединение грузинских символистов. Возникло в 1916 (подробнее см. Грузинская литература).

ГОЛЬБЕРГ

ГОЛЬБЕРГ Людвиг (Ludvig Holberg, 1684-1754) - выдающийся норвежско-датский писатель. Р. в г. Бергене. Всю свою молодость скитался по Европе: побывал в Нидерландах, Англии (где посещал Оксфордский университет), Германии, Франции, Италии. В 1708 он прибывает в Данию. Отныне эта страна становится родиной Г. Он поселяется в Копенгагене, пишет несколько трудов по истории, получает звание профессора и командируется на четыре года за границу. Во всех своих произведениях - исторических, поэтических и философских - Г. является блестящим представителем эпохи Просвещения (см.) с ее рационализмом и отрицанием метафизики. В своих главных исторических трудах («Введение в историю европейских государств», 1711, написанное в подражание Пуфендорфу, трехтомная история Дании, 1732-1735 и «Всеобщая история церкви от возникновения христианства до Лютера», 1738) Г. - не столько исследователь, сколько эссеист; он обнаруживает духовное сродство с такими писателями, как Монтень и Аддисон; под его пером датский яз. впервые становится способным передавать все оттенки мысли. - Поэтическое творчество Г. открывается комическим эпосом «Peder Paars» (Педер Парс, 1719), представляющим собой пародию на бесчисленные подражания Гомеру; по содержанию - это сатира на провинциальное филистерство Дании эпохи Фридриха IV, отгородившееся от свежих течений мысли. Столь же сатирический характер носят многочисленные комедии Г., создавшие ему славу «датского Мольера». В них блестяще характеризованы все «миниатюрные дураки» современного Г. Копенгагена: вечно занятой бездельник («Den Stundes Lose»), безответственный политикан («Den politiske Kandestober» - «Жестяник-политик»), французский модник («Jean de France»), ученый дурак («Erasmus Montanus»), надменный дворянин, не имеющий ни гроша в кармане («Don Ranudo de Colibrados»). Особое место среди его комедий занимает «Jeppe paa Bjerget», в к-рой угнетенный крестьянин охарактеризован с ласковым юмором. Со вступлением на престол Христиана VI комическая муза Г. умолкла; король-пиетист в 1728 закрыл датский театр, основанный французом Монтегю; при Фридрихе V театр был снова открыт, но в написанных для него Г. шести комедиях мы не находим прежней жизненности, в них преобладает морализующая рефлексия. Г. всю жизнь называл себя моралистом, все свое научное и художественное творчество подчинял воспитательным задачам. В последние годы жизни он в ряде произведений («Moralske Fabler», «Epistler») подверг критике «заблуждения своего века, проанализировал реальное содержание добродетелей и пороков». Но ему чужда последовательность Бейля, Монтескье, Локка, служивших ему образцами; он не выходит за грань деизма и осуждает таких писателей, как Тиндаль, к-рые «упраздняют откровение и высмеивают Священное писание». Лишь с большой оговоркой он может быть назван «северным Вольтером». К числу «моральных» произведений Г. принадлежит написанный по-латыни сатирический роман «Nicolai Klimii iter subterraneum» (Путешествие Нильса Клима под землей, 1742), в котором, как у Свифта Гулливер, герой посещает вымышленные страны и дает автору повод высказаться о различных народах. Г. высмеивает здесь предрассудки своего времени, устаревшие порядки и обычаи.

Г. пробудил в Дании интерес к национальной лит-ре и включил последнюю в круг европейских литератур. Он создал датскую драму. То, что написано по-датски предшественниками Г., давно устарело, его же комедии до сих пор не сходят не только с датских, но и с некоторых европейских сцен.

Библиография:

I. Критическую обработку сочин. Гольберга дал впервые К. Л. Рабек в изданном им собрании «Undvalgte Skrifter» Гольберга, Копенг., 1804-1814. В новейшее время «Гольберговским обществом» (Det Holbergske Samfund) и «Обществом преуспеяния датской лит-ры» (Samfundet til den danske Literaturs Fremme) издан (Копенг., 1847-1854, нов. изд. 1874) ряд его сочин. Под редакцией F. L. Leibenberg, C. Brunn и др. «Басни» Г., перев. на русск. яз. Д. Фонвизина; Samlede Skrifter, udg. of C. S. Petersen, B. 1-8, 1913-1927;

II. Prutz R., L. Holberg, sein Leben und seine Schriften, Штутг., 1857; Smith C., Om Holberg’s Levnet og populare Skrifter, Копенг., 1858; Skavlan, Holberg, son Komedie for futter, Христиания, 1872; Lassens Ib., Holberg’s Karakter og Meninger, «Af. til Literaturhistorien», 1877; Ibom, Holberg’s Statsretslige og politiske standpunkt, Копенг., 1879; Brandes G., L. Holberg und seine Zeitgenossen, Berlin, 1885; Bull F., Ludvig Holberg som historiker, 1913; Host S., Om Holberg’s historiske Skrifter, 1913; Olsvig V., Holberg og England, 1913; Hammer S. C., Ludvig Holberg the founder of Norwegian literature, 1920; Nielsen H., Holberg i Nutidsbelysning, 1923; Welhaven, Om L. Holberg, «Saml. Skrifter», VI.

ГОЛЬД

ГОЛЬД Майкл (Michael Gold, 1894-) - американский поэт, новеллист, драматург и публицист, член компартии и редактор наиболее радикального в Америке ежемесячника «Новые массы» (New Masses). P. в бедной семье, в еврейском квартале Нью-Иорка - Ист-Сайде, с 12 л. работал на фабрике, затем был «хобо» (бродячий рабочий). В революционном движении Г. принимает участие с 18 л.

Для стихотворений Г. характерна агитационная установка; лирические мотивы у него обычно резко переходят в политические. В своих рассказах Г. развертывает мрачные картины жизни американского пролетариата, выявляя себя художником тех слоев рабочего класса, к-рых подавляет мощь капитализма, к-рым, вследствие их индивидуализма, революционная борьба кажется почти безнадежной (отсюда - мотив жертвенности в изображении типов передовых рабочих). Больше бодрости выказывает Г. в сборнике очерков «120 миллионов» (120 Million, 1928). В «Книге воспоминаний об Ист-Сайде» (A Book of East-Side Memoirs), из к-рой пока опубликованы лишь отрывки в журнале «Новые массы» за 1927-1928, Г. дает ряд живых колоритных зарисовок быта евреев-эмигрантов в Нью-Иорке. Пьеса Г. «Хобокенские песенки» (Hoboken Blues) была поставлена в Нью-Иорке «Театром новых драматургов», одним из руководителей которого Гольд является. В ней Гольд воссоздает негритянский быт на юге в прошлом веке, в разработке этой темы значительно уступая, однако, негритянским драматургам.

Вместе с В. Ф. Кальвертоном (Calverton) и Дж. Фримэном (Freeman) Г. представляет марксистское направление в американской критике, печатая свои статьи в «Новых массах». Рассказы Г. изданы лишь в русском переводе («Проклятый агитатор» и другие рассказы, изд. «Недра», М., 1925). Его поэма «Странные похороны в Брэддоке» напечатана в «Вестнике иностранной литературы» (№ 4, М. - Л., 1928).

ГОЛЬДОНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОЛЬДСМИТ

ГОЛЬДСМИТ Оливер (Oliver Goldsmith, 1728-1774) - английский писатель. Р. в Ирландии, в семье сельского священника. Испробовал много профессий, но везде терпел неудачу. Был учителем, адвокатом, священником, одно время врачом, сидел в долговой тюрьме, пешком бродил по Европе, добывая пропитание игрой на флейте. По возвращении в Англию служил в издательстве корректором: читал гранки романов Ричардсона. Находил время и для лит-ой работы. Написал много сочинений по истории, естествознанию, педагогике, истории лит-ры и по вопросам искусства. Сотрудничал в периодической печати и издавал одно время журнал «Пчела». Первое его произведение, обратившее на себя внимание - «Гражданин мира, или письма китайского философа», - по духу близко просветителям XVIII в. Его сентиментальная поэма «Путешественник»(The Traveller, 1764) предвосхищает некоторые мотивы Байроновского «Чайльд-Гарольда» (тоска, одиночество, разочарованность), проникнута руссоизмом (любовь к патриархальному быту и т. п.), как и «Покинутая деревня» (The deserted Village, 1770), где автор оплакивает «доброе, старое время» сельской тишины и благополучия, скорбит о гибели некогда крепкого крестьянства, являвшегося опорой Англии. Но Г. известен больше как автор «Вэкфильдского священника» (The Vicar of Wakefield, 1776). Это произведение, переведенное на все европейские яз., является одним из лучших образцов английской прозы. Просто и бесхитростно изображен добрый, честный и высококультурный священник; наивный, неопытный в повседневной жизни, он хочет видеть и делать всюду только добро, но подвергается издевательствам со стороны распутного сквайра (помещика). Священник и сельский быт чрезмерно идеализированы. Образ старшего сына «Вэкфильдского священника» автобиографичен. Г. написал две комедии - «She stoops to conquer» (Она сдается, 1772, есть русск. пер.) и «The goodnatured man» (Добронравный, 1767).

В произведениях Г. звучит голос мелкого буржуа, протестующего против новой капиталистической действительности. Англия XVIII в. все более и более становилась страной крупных мануфактур и крупных поместий. Мелкий собственник разорялся, крестьяне-фермеры теряли свои земли. Торжествовал капиталист-помещик. Все это создавало предпосылки для английского руссоизма, которым отмечено и лучшее произведение Г., где он устами сельского священника, обрабатывающего свой клочок земли, утверждает, что только трудовая жизнь на лоне природы достойна добродетельного человека, и изображает хищного помещика, мечтающего о крестьянских землях. Однако протест Г. пассивен. Он не зовет к борьбе, надеется на милосердие и справедливость неба, верит, что трудолюбие и честность смогут вывести мелкого производителя из бедственного положения.

Библиография:

I. На русск. яз.: Вэкфильдский священник, перев. Я. Герд, СПБ., 1846; изд. Ледерле и К, СПБ., 1893; То же, изд. Суворина А. («Деш. библ.»), СПБ., 1895; Пустынник, Баллада, перев. Жуковского В. А., в его «Стихотворениях», т. I, изд. 9-е, ред. Ефремова П. А., СПБ., 1895 (и в др. изд.); The complete poetical works of Oliver Goldsmith, edited by Austin Dobson (Oxford Edition), 1906; Oliver Goldsmith Cambr. Classics, № 4), 1905.

II. Тэн, Развитие политической и гражданской свободы в Англии, т. II, СПБ., 1871; Forster, Life and adventures of P. Goldsmith, 1887; Moore F., Life of O. Goldsmith, 1910.

III. Williams I. A., Seven XVIII-th century bibliographies: O. Goldsmith, 1924; Balderston K. C., A census of the manuscripts of O. Goldsmith, Oxford, 1927.

ГОЛЬДФАДЕН

ГОЛЬДФАДЕН Абрам (1840-1908) - еврейский поэт и драматург, основатель современного еврейского театра. Сын часовщика, Г. получил образование в житомирском раввинском училище, бывшем в то время одним из рассадников нового еврейского «просвещения» («гаскалы»). Дебютировал сборником стихотворений на древнееврейском языке. Вскоре однако Г. переходит к живому яз. еврейских народных масс, к «jiddisch». Он выпускает сборники стихотворений «Dos Judele» (1866) и «Di Judene» (1869), в которых находит отражение народный быт с его нуждой и заботами. Стихотворения эти приобретают большую популярность, они распеваются как народные песни. В 1869 же году Г. публикует первое свое драматическое произведение - «Di Mume Sossje». В 70-х гг. он покидает Россию и скитается по городам Галиции и Румынии. В 1876 Г. кладет начало современному еврейскому театру, организовав в Яссах первую еврейскую постоянную труппу. Театр Г. имел огромный успех. Вскоре он перекочевал в Россию; сперва обосновался в Одессе, а потом посетил ряд городов, в том числе обе столицы. Последовавшее в 1883 со стороны царского правительства запрещение еврейского театра нанесло огромный удар работе Г. Он был вынужден уехать за границу. Его новые театральные предприятия не имели успеха, и последние годы Г. прожил в нужде и одиночестве. Умер в Нью-Иорке.

Своей известностью Г. гл. обр. обязан театральной деятельности. Ему самому приходилось не только сочинять пьесы (к-рых насчитывается несколько десятков, многие из них остались в рукописи), но и подбирать к ним музыку, и писать декорации, и режиссировать. В творчестве Г. нашли свое развитие те начатки народного театра, к-рые таились в праздничных представлениях так наз. «пуримшпиля» (см.). В сочетании с заимствованными формами традиционного европейского фарса и мелодрамы они и определили сущность Гольдфаденовской драматургии. По своему идейному составу (черты «мещанской морали» и порой явственные националистические тенденции, особенно в более поздних произведениях) драматическое творчество Г. является мелкобуржуазным. Но в своем осуществлении на театре Г. оно соприкасалось со стихией народного «пуримшпиля», в театральной непосредственности и социальной направленности которого растворялись нарочитые тенденции текста. Главнейшие произведения Г.: «Колдунья», «Куни-Лемель» и так называемые «исторические» оперетты - «Суламифь», «Бар-Кохба». Из отдельных персонажей наибольшей цельностью отличается коробейник Гоцмах («Колдунья»), воплощающий черты «народного шута»: веселое балагурство, подвижность и добродушие.

Наша революция усилила интерес к творчеству Г., и в поисках театрального материала к нему обратился Московский государственный еврейский театр, давший на канве произведения Г. замечательную постановку «Колдуньи».

Библиография:

Oislender N. u. Finkel U., A. Goldfaden, Минск, 1926; Goldfaden-Buch, Нью-Иорк, 1926 (здесь между прочим дана подробная библиография как произведений Г., так и лит-ры о нем); Dobruschin I., Goldfaden der Dramaturg, Teater-Buch, Киев, 1927; Ц(инберг) С., «Еврейская энциклопедия», т. VI.

ГОЛЬДШМИД

ГОЛЬДШМИД - см. Корчак.

ГОЛЬДШМИДТ

ГОЛЬДШМИДТ Мейер-Аарон (Goldschmidt, 1819-1857) - известный датский беллетрист, драматург и либеральный журналист, автор целого ряда романов, повестей и рассказов: «Еврей», «Бездомный», «Ворон», «Воспоминание о доме моего дяди» и др.; особенной популярностью пользовались его произведения из жизни датских евреев, в которых он защищал идею эмансипации евреев. Наиболее значительное в художественном отношении произведение Гольдшмидта - роман «Еврей» (En Jode, 1845, русск. перев. М. П. Благовещенской, Гиз, П., 1919). В нем он разрабатывает проблему ассимиляции еврейской интеллигенции, терпящей на каждом шагу унижения со стороны «христианского» общества; последнее всячески препятствует слиянию еврейской интеллигенции с окружающей средой, резко подчеркивая национальные различия, обусловленные «фатальным» происхождением и традиционным воспитанием. Так. обр. еврейский интеллигент попадает в трагический тупик: он стремится выйти за пределы национального, но его заставляют чувствовать себя евреем, в то время как он сам сознательно уже приобщился к господствующей культуре. Проблема эта трактуется в романе исключительно в психологическом плане: центр тяжести для Г. - не в комплексе сложных социальных взаимоотношений классов разных национальностей, а в расовом и религиозном отличии этих национальностей друг от друга, к-рое стало фетишем у враждующих сторон. Роман лишен какой бы то ни было социальной установки; в нем Г. - лишь выразитель идеологии еврейской буржуазной интеллигенции, стремящейся к ассимиляции. Г. также известен как политический писатель, издававший в Копенгагене несколько оппозиционных общественно-сатирических журналов («Korsar», 1840-1846; «Nord og Sud», 1847-1859). Однако впоследствии Г. отошел от своих либеральных позиций. На русск. яз. были переведены еще его «Рассказы о любви» (М., 1889).

ГОЛЬКРОФТ

ГОЛЬКРОФТ Томас (Thomas Holcroft, 1745-1809) - английский писатель. Р. в семье сапожника, был коробейником, конюхом, бродячим актером-комедиантом.

В 1780 вышло в свет его первое произведение «Альвин, или комедиант-джентльмен». В 1781 появилась первая комедия Г. - «Двоедушие» (Duplicity), встреченная на сцене с большим сочувствием. В 1784 была поставлена его комедия «Повседневные глупости» (The Follies of a Day), весьма близкая к «Женитьбе Фигаро» Бомарше. Г. написал много романов и более тридцати пьес, большинство мелодраматического характера. Английская мелодрама от него ведет свое начало. Самая выдающаяся из его пьес - «Путь к гибели» (The Road to Ruin), к-рая до сих пор входит в репертуар английского театра, доставила автору известность и материальную обеспеченность. Голькрофт написал также «Путешествие по Германии и Франции» и много переводил с французского, немецкого и итальянского. В своем творчестве Г. выражает идеологию радикальной городской мелкой буржуазии, группировавшейся вокруг В. Годвина (см.). Во время Великой французской революции Г. был ярым ее сторонником, вел активную пропаганду, за что привлекался к суду.

Библиография:

Отдельные произведения Г. много раз переиздавались, полного собрания сочинений нет. Основным пособием для изучения Г. являются его «Мемуары», дополненные по документам В. Гэзлиттом и изд. в 1815. Много сведений о Г. есть в работе: Kegan Paul, Life of W. Godwin, 1876.

ГОЛЬТЕЙ

ГОЛЬТЕЙ Карл (Karl Holtei, 1798-1880) - популярный немецкий писатель, драматург, поэт, романист и театральный деятель; писал на силезском диалекте. Стал известен своими пьесами и водевилями. Многие из его песен стали впоследствии народными.

Библиография:

I. Основные произведения: Пьесы: Der alte Feldherr (1832); Leonore (1832); Lorbeerbaum und Bettelstab (1840). Драмы собраны в сб. «Theater» (1845, 1867, 6 тт.). Поэтические произведения: Gedichte (1826); Schlesische Gedichte (1830). Романы: Die Vagabunden (1851, 4 тт., 1922); Christian Lammfell (1853, 5 тт.); Der letzte Komodiant (1863). Собр. беллетристических произведений: Erzahlende Schriften (1861-1866, 39 тт.). Весьма ценна автобиография Г. - Vierzig Jahre (1843-1850, 8 тт.); дополнительно - Noch ein Jahr in Schlesien (1864, 2 тт.).

II. Kurnik M., Karl v. Holtei, Ein Lebensbild, 1880; Storch, Karl v. Holtei, 1898; Landau P., Karl v. Holteis Romane, 1904; Moschner H., Holtei als Dramatiker, 1911; Wendriner K. G., Holtei, 1917; Bottger D., Holteis Werke als Quelle der schlesischen Volkskunst, 1922; Riedel W. R., K. v. Holteis Schauspielkunst, 1922.

ГОЛЬЦ

ГОЛЬЦ Арно (Arno Holz, 1863-) - немецкий писатель, теоретик натурализма. Г. принадлежит к той группе германской мелкобуржуазной интеллигенции, которая в 80-х гг., в связи в резким промышленным подъемом, устремилась в большие города, возымела большие надежды, но не способна была их осуществить. Первая книга Г. - «Книга времени» (Buch der Zeit, 1885) - написана еще в старой стихотворной форме, под сильным влиянием Гейне. Эта книга носит отпечаток двойственности той социальной группы, к к-рой принадлежит Г. Наряду с восторженным отношением к большому городу она отражает стремление возвратиться назад в провинциальный городок с его неторопливой тихой жизнью, сливающейся с природой. Ревизуя положения старого искусства в своей теоретической работе - «Искусство, его сущность и законы» (Die Kunst, ihr Wesen und ihre Gesetze, 1891), - Г. говорит, что и искусство должно стремиться стать природой. В книге «Революция лирики» (Revolution der Lyrik, 1899) он проповедует новую форму лирики, отрицая ее старые основные приемы - рифму, строфу и традиционный ритм. Новая лирика должна строиться на ритме, который, основываясь на субъективном восприятии отдельного индивида, определяется лишь тем, что он выражает. Свою теорию искусства Гольц применял в лирике, драме и повести. В сборнике стихов «Phantasus» (выходил тетрадями от 1898-1916) он отталкивается от традиционных схем стихотворной техники и дает стихотворения, которые выявляют индивидуальный ритм. Вместе с Иоганнесом Шлафом им написаны программные повести немецкого натурализма - «Папа Гамлет» (Papa Hamlet, 1889), «Бумажные страсти» (Papierene Passionen), «Маленькая Эмми» (Die kleine Emmi) и др. - и драма «Семья Зелике» (Familie Selicke). Во всех этих произведениях, объединенных в сборнике «Новые колеи» (Neue Gleisen, 1891), последовательно проводится тенденция, что художественное произведение должно «стать действительностью». Окружающая среда и независящие от воли мелкого обывателя большого города обстоятельства определяют жизнь и судьбу людей, часто колеблющихся между радикальными действиями и полным бездействием. Детально передаются мельчайшие впечатления от окружающей жизни, описываются движения и воспроизводится яз. действующих лиц. На большее и не был способен интеллигент этой группы - он только регистрирует впечатления. Поэтому творчество Г. переходит часто в беспринципный импрессионизм.

Неуравновешенность и двойственность психологии мелкобуржуазного интеллигента сказались также на последующем этапе творчества Г. - когда он написал в старой вычурной форме сатиру «Blechschmiede» (1901) и стихотворения в стиле барокко XVII века, составившие сборник «Dafnis». Последующие лирические произведения Г. не имеют большого значения.

В 1896 Г. начал цикл пьес, который должен был характеризовать разные социальные слои современного ему Берлина. Первой пьесой этого цикла явилась комедия «Sozialaristokraten» (1896), за ней следовали: «Sonnenfinsternis» (Затмение солнца, 1898), «Ignorabimus» (He узнаем, 1913 г.). Но эти пьесы беспринципны и неопределенны по своей установке. После расцвета в 80-х и 90-х гг. творчество Г. становится все более и более беспочвенным и теряет свое значение. Написанные вместе с Гершке драмы - «Gaudeamus» (Будем радоваться, 1908) и «Frammulus» (1909) - не имеют большой ценности. - Г. является типичным выразителем идеологии мелкобуржуазной интеллигенции, которая в эпоху расцвета немецкой промышленности в конце XIX в. героически отстаивала в неблагоприятных для нее условиях право на существование, но не могла внести ничего своего ни в область хозяйственной жизни, ни в художественное творчество Германии. Постоянная неуравновешенность этой группы скоро приводит к краху ее писателей. Г. теряет почву под ногами. «В действительности случай с Гольцем, - как указывает правильно Франц Меринг, - это трагический случай: большой и богатый талант напрасно старается своими силами удержать судьбу, обрекшую его класс на неотвратимую гибель».

Библиография:

I. Neue Folge, Berlin, 1892; Johannes Schlaf, 2 Aufl., 1905; Die befreite deutsche Wortkunst, Wienn u. Lpz., 1921; Kindheitsparadies, Berlin, 1924; Neun Liebesgedichte, 1924.

II. Троцкий Л. Д., Затмение солнца, газ. «Киевская мысль», 1908, № 295 (подпись: Антид Ото; перепеч. в его книге «Лит-ра и революция», Гиз, М., 1923; 2-е изд., М., 1924); Фриче В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, М., 1913 (в гл. V о Шлафе); Bahr Hermann, Studien zur Kritik der Moderne, Frankfurt a/M., 1894; Lublinski S., Die Bilanz der Moderne, Berlin, 1904; Его же, Der Ausgang der Moderne, Dresden, 1909; Lessing O. E., Die neue Form. Ein Beitrag zum Verstandnis des deutschen Naturalismus, Dresden, 1910; Ress Rob., Arno Holz und seine kunstlerische weltkulturelle Bedeutung, Dresden, 1913; Fischer W. Hans, Arno Holz. Eine Einfuhrung in sein Werk, Berlin, 1923; Schar, Arno Holz, seine dramatische Technik, 1926; Arno Holz und sein Werk. Deutsche Stimmen zu seinem 60 Geburtstage, Berlin, 1923; Статьи в журн.: Mehring Franz, Aesthetische Streilzuge, «Die Neue Zeit», 1898-1899, S. 538-544; Lublinski S., Holz und Schlaf. Ein zweifelhaftes Kapitel Literaturgeschichte; Bleibtreu Karl, Revolution der Literatur.

ГОМЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОМЕРИДЫ

ГОМЕРИДЫ. - В древности Г. назывались почитатели Гомера или рапсоды (см.) вообще. На острове Хиосе название Г. носил род, считавший Гомера своим основоположником; члены этого рода были певцами поэм Гомера. Впоследствии словом Г. обозначались поэты, к-рые, по мнению многих исследователей, являлись позднейшими авторами разных отрывков «Одиссеи» и «Илиады».

Библиография:

Allen Th. W., The Homeridae, 1907.

ГОМЕС ДЕ ЛА СЕРНА

Гомес де ла Серна Рамон (Ramon Gomez de la Serna) - один из оригинальнейших современных испанских новеллистов. Литературную деятельность начал в 1904.

Наиболее известные его произведения: «La vida blanca у negra» (1917), «Greguerias» (1920), «Pombo» (1918), «Disparates» (1921), «El doctor inverosimil» (1921), «Cinelandia» (1924), a за последнее время «La mujer de ambar», «El ducho del atomo» и «El caballero del hongo gris». Испанская критика обычно определяет Г. как писателя ультра-левого. Он резко выделяется на фоне современной испанской лит-ры. Изощренный психологический анализ, соединенный с эксцентричностью повествовательной формы, увлечение модными психо-патологическими теориями, вроде фрейдизма и пр., - вот что характерно для его произведений. Г. - мастер парадокса. Некоторые произведения его представляют собой сплошную и непрерывную цепь парадоксальных высказываний и афористических утверждений, объединенных лишь некоторой видимостью сюжетного построения. Г. пытается нарушить канонизированные жанры прозы, трактуя романы и повести как пестрый свод рассеянных листков лит-ого блокнота. Он вводит в них по существу внелитературные элементы, как напр. диаграммы, схемы и пр., служащие своеобразными возбудителями читательских рефлексов. Некоторые из заглавий книг Г., являющихся сборниками афоризмов и мелких заметок, нарочито подчеркивают эксцентрическую манеру автора, как напр. «Greguerias» (Неразбериха) или «Disparates» (Несуразности). Существеннейшую роль в творчестве Г. играет ирония, по преимуществу ирония ради самой себя, не обращенная на какой-либо определенный объект и не ставящая перед собой каких-либо целей, что стоит в связи с общим миросозерцанием автора.

Г. зачастую совершенно сознательно и намеренно отказывается от какой-либо определенной и четкой идеологической установки. За его парадоксами скрывается деклассированный интеллигент-индивидуалист; их можно было бы назвать аналитическим всеотражением, корни к-рого гнездятся в психологии рафинированного сноба и лит-ого дэнди. Для Г. мир является пестрым калейдоскопом узоров, расцвеченных пятен и масок. Умонастроение Г. приводит его порой к обостренному скептическому восприятию современности, и тогда его ирония принимает общественный характер. В этом отношении заслуживает внимания роман «Cinelandia» (русский перев. В. Рахманова, «Киноландия», Гиз, Л., 1927), к-рый является одновременно памфлетом на буржуазное искусство и современную кинематографию и сатирическим изображением капиталистического общества с его хищнической моралью, цинизмом, дикой борьбой за существование и пр. Ироническое отношение к некоторым метафизическим и схоластическим элементам в современной науке буржуазной Европы подсказало Г. ряд интересных страниц в его «El doctor inverosimil» (русск. перев. Б. Кржевского, «Необыкновенный доктор», Гиз, Л., 1927), посвященных тонкому психологическому анализу различных моментов врачебной практики.

Библиография:

I. El trando en fuego, 1904; Morbideces, 1907; El drama del palacio deshabitado, 1909; El laberinto, 1910; El libro mudo, secretos, 1911; Ex voto, 1912; El lunatico, 1912; Tapices, 1913; El rastro, 1915; El circo, 1917; Greguerias, 1920; Teatro, 2 tt., 1920; Pombo, II, 1921; Los muertos y las muertas, 1921; La tormenta, 1922; Parodia de la Divina Comedia, 1923; El incongruente, 1923.

II. Barr H., Notizen zur neueren spanischen Literatur, Berlin, 1926; Petriconi H., Die spanische Literatur der Gegenwart, Wiesbaden, 1926.

Предыдущая страница Следующая страница