Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "Г" (часть 9, "ГОФ"-"ГРИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 9, "ГОФ"-"ГРИ")

ГОФМАНСТАЛЬ

ГОФМАНСТАЛЬ Гуго, фон (Hugo v. Hofmannsthal, 1874-1929) немецкий писатель. Расцвет его творчества относится к началу XX в. Ученик Ст. Георге (см.), он выражает аристократическую струю западного символизма. Поэт угасающей аристократии, Г. четко и художественно выразил созерцательное, эстетическое мироощущение этого класса в период его увядания, его неспособность к активному участию в жизни. Г. раскрывается целиком в одной из ранних лирических драм «Der Tor und der Tod» (Безумец и смерть, 1899); дальнейшее творчество развертывает центральный образ этой драмы - Клавдио, «человека усталой крови». Основной психологический мотив его - усталость и пресыщенность созерцательным эстетизмом и в то же время сознание обреченности своего стремления к полноте действенных переживаний. Клавдио, молодой эстет, только в минуту смерти понимает необходимость подлинного, интенсивного переживания и в смерти приветствует впервые полноту жизни. Так Г. осознал неутолимость своей жажды преодолеть душевный холод, свою усталость. Отсюда три пути его творчества: показ самого противоречия в его неразрешимости, попытки некоторого утверждения эстетизма, построений (всегда неудачных) своей ультрадейственной реальности.

Ошибочно обычное представление о Г. как о типичном художнике импрессионизма, поэте мимолетного переживания. Уже первая лирическая драма Г. - «Gestern» (Вчера, 1891) - дает в образе Андреа крушение философии мгновения: «Вчера» - обреченность стремления жить мгновением; мотив прошлого, «вчера», - сознание его власти тяготеет над всем творчеством Г. Другая вариация того же основного противоречия - в лирической драме «Die Frau im Fenster» (Женщина в окне, 1899). Ожидание интенсивнейшего часа жизни - любви - прерывается смертью. Тот же мотив развертывает одна из лучших драм Г. - «Der Abenteurer und die Sangerin» (Авантюрист и певица, 1905), где авантюрист, т. е. человек, как бы предназначенный для действенной жизни, раскрывает свою душевную опустошенность. Аналогичный образ, воплощающий внутреннюю неспособность к действию, замыкает в эстетизированную рамку Венеции XVIII в. драма «Das gerettete Venedig» (Спасенная Венеция, 1905).

Лирическая драма «Der Tod des Tizian» (Смерть Тициана, 1899) пытается дать в образе Тициана самоутверждение эстетизма, но мотив смерти, тяготеющий над этой драмой, и здесь подчеркивает его обреченность. Попытки же создания драмы действия - «Elektra» (Электра, 1903) и др. - терпят неудачу, поскольку действие неизбежно низводится к драматической позе.

Свои образы Г. эстетизирует или путем использования сюжетов литературных произведений, или путем развертывания образа неудовлетворенного эстета на фоне эпох, излюбленных эстетизмом - Ренессанс, античность, Венеция XVIII в. и т. д. Основной психологический мотив Г. - неспособность к действию - обусловливает статичность композиции его драм. Патетика жеста дана как застывшее на картине действие, большинство драм Г. являются драматизированной лирикой. Отсюда специфический жанр Г. - маленькие «лирические драмы» в стихах. Статичность композиции в лирике выражается в использовании строгих форм - сонета, терцин («Gesammelte Gedichte» - «Собр. стихов», 1907), чему соответствует законченность стиха драм. Мотив опустошенности, увядания находит выражение в характере символики природы - картинах осени, заката, вечера. Эстетизированию сюжета, пейзажа соответствует построение стилистических образов, эпитетов и лексики, с одной стороны, на принципе орнаментального нанизывания декоративно-эстетических представлений, с другой - на их группировке вокруг психологических мотивов зрелости, усталости, увядания, сна и т. д. Этот характер их подчеркнут медлительной музыкальностью стиха.

В последние годы Г. дает вещи в совершенно новом для него плане - результат изменившейся психологии аристократии. Они проникнуты покаянием и морализирующим отрицанием капиталистической цивилизации. Прозвучавшие намеком в стилизованной притче о богаче - «Jedermann» (1912) - эти тенденции развертываются в пьесе «Das Salzburger Grosse Welttheater» (Зальцбургский Большой театр жизни, 1923) и в трагедии «Der Turm» (Башня, 1925), построенных на принципах драматургической техники экспрессионизма. Первая делает героем «пьесы, идущей на сцене жизни», нищего, вторая - в образе принца, заключенного в башню властью, разрешает трагический конфликт силы (капитализм) и духа (аристократии) утверждением внутреннего царства духа. Это единственно возможное для отмирающего класса разрешение типично для разоряющейся аристократии послереволюционного периода, ставшей в положение «униженной» и потому оппозиционной социальной группы.

Эти пьесы не означают нового расцвета творчества Г., и оно остается в истории литературы ярким выражением закатно-аристократического эстетического мироощущения.

Библиография:

I. Не упомянуты выше следующие произведения: трагедии - «Oedipus und Sphinx» (Эдип и сфинкс, 1905), «Alkestis» (Алкеста, 1906); оперетты - «Rosencavalier» (1911), (Ariadne auf Naxos» (Ариадна на Наксосе, 1912); новеллы и комедии в собр. сочин. (6 тт., 1924). Русск. перев.: Драмы, Смерть Тициана, Безумец и смерть, Женщина в окне, Свадьба Зобеиды, Авантюрист и певица, перев. С. Орловского, М., 1906; Электра, Трагедия, перев. О. Чюминой, СПБ., 1907 (неоднократно ставилась на сцене); Дары жизни, Пьеса, перев. О. Чюминой, СПБ., 1908; Сказка 672 ночи, перев. О. Норвежского, СПБ., 1908; Приключение маршала, СПБ., 1909; Царь Эдип, приспособл. для современной сцены, перев. Т. Щепкиной-Куперник, изд. С. Рассохина, 1911. Несколько переводов изданы в «Универс. библиотеке», изд. «Польза» и в «Западных сборниках», т. I, М., 1908 (здесь перев. «Сказка»). В 1923 изд-вом «Мысль» изд. «Сложный характер», Ком. в 3 д., перев. И. Мандельштама. Gesammelte Werke, 6 Bde, 1924; Briefwechsel mit Richard Strauss, 1926.

II. Фриче В. М., Основные мотивы западно-европейского модернизма, сб. «Лит-ый распад», кн. 2, СПБ., 1909; Аксельрод Ида, Литературно-критические очерки, Минск; Sulger-Gebing E., H. von Hofmannsthal, 1905; Borchardt R., Hofmannsthal u. Rilke, 1905; Kollmann A., H. von Hofmannsthal, 1907; Hladny E., Hofmannsthals Griechenstucke, 1910; Borchardt R., Rede uber Hoffmannsthal, 1918; Berendsohn W. A., Der Impressionismus Hofmannsthals als Zeiterscheinung, 1920; Thomese I. A., Romantik und Neuromantik mit besonderer Berucksichtigung H. v. Hofmannsthals, 1923.

ГОФМАН ФОН ФАЛЛЕРСЛЕБЕН

ГОФМАН фон ФАЛЛЕРСЛЕБЕН Август Гейнрих (Hoffmann von Fallersleben, 1798-1874) - известный немецкий политический поэт и германист. «Неполитические песни» (Unpolitische Lieder, 1840) Г. открыли славный период немецкой революционно-бюргерской политической лирики 40-х гг. Они выражают стремления умеренной буржуазии к хозяйственному и политическому объединению Германии, к отмене строгой цензуры, кастовой военщины, бюрократизма и т. д. Особенно беспощадна сатира Г. по отношению к князьям, реакционным церковникам, феодальным учреждениям и немецкому мещанству - «Михелю». В 1841 Г. сочинил известный национальный гимн капиталистической Германии «Германия выше всего» (Deutschland, Deutschland uber alles), но буржуазия тогда была еще настолько слаба, что гимн не нашел отзвука, а воинствующий ее сочинитель был лишен феодально-бюрократическим правительством своего профессорского места; национальным стал этот гимн лишь в эпоху Бисмарка. В дальнейшем Г. становится все умереннее и во время реакции примиряется с существующим порядком. Поэзия Г. является подражанием народной песне, многие из его стихотворений сохранялись поэтому очень долго в народе (напр. «Верная любовь до могилы» и др.). Г. издал ряд сборников уличных, детских, школьных, церковных, народных и др. песен, часть из них на диалекте («Deutsche Lieder aus der Schweiz», 1843 и 1845; «Deutsche Gassenlieder», 1845; «Deutsches Volksgesangbuch», 1848; «Lieder aus Weimar», 1857; «Streiflichter», 1871 и мн. др.). Г. известен также как ученый исследователь в области древнегерманской литературы и филологии.

Библиография:

I. Несколько стихотворений Г. переведено на русск. яз. П. И. Вейнбергом (см. Гербель Н. В., Немецкие поэты в биографиях и образцах, СПБ., 1877); Автобиография - «Mein Leben», 6 тт., 1868; Собр. сочин. - «Gesammelte Werke», 8 тт., 1890-1893; Избранные сочин., 4 тт., 1905.

II. Berneisen E., Hoffmann von Fallersleben, als Vorkampfer und Erforscher der niederlandisch-flamischen Literatur, 1914; Neef, Hoffmann von Fallersleben, als Vorkampfer deutscher Kultur in Belgien und Holland, 1915; Stammler W., Neues von und uber Hoffman von Fallersleben, «Zeitschrift fur Bucherfreunde», 1916; Loffler F. A., Der Einfluss des Volksliedes auf Hoffmann von Fallersleben, 1919; Preitz Max, Hoffmann von Fallersleben und sein Deutschlandslied, 1926.

ГОФМАН Э.-Т.-А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОФШТЕЙН

ГОФШТЕЙН Давид (1889-) - еврейский поэт. Р. в Коростышеве, на Киевщине. Рос в деревне, в семье еврея-хлебопашца. Уже будучи на военной службе, Г. экстерном получил аттестат средней школы. В университет не попал из-за процентной нормы для евреев. Учился в Психо-неврологическом институте в Петербурге, а затем в Коммерческом институте в Киеве, но ни одного из этих учеб. заведений не окончил. Писать начал рано, девяти лет. Первые годы писал стихотворения на русском, украинском и древнееврейском яз. Эти стихотворения его, до сих пор неопубликованные, были посредственными опытами начинающего поэта. На еврейском яз. Гофштейн начал писать незадолго до войны 1914-1918 годов. В печати выступил только после Февральской революции, т. к. в империалистическую войну еврейская пресса была запрещена. Дебютировал очерком «In Dorf» (в киевской газете «Neie Zeit», 1917). Начав поздно печататься, Г. сразу зато вошел в лит-ру выкристаллизовавшимся поэтом. Уже в первых своих стихотворениях, напечатанных в «Neie Zeit» (1918-1919), в I и II сборниках «Eigns» (Киев, 1918-1920), он показал себя поэтом большого мастерства. Г., как и героически погибший на фронте О. Шварцман (см.), стоял во главе дебютировавших в сборниках «Eigns» поэтов: Л. Квитко, П. Маркиш и Л. Резник (см.), положивших начало так наз. «киевскому периоду» еврейской поэзии. Еврейская литература до этого периода имела крупных прозаиков, но ни одного поэта, к-рого можно было бы поставить рядом с еврейскими классиками - Менделе Мойхер Сфорим, Шолом-Алейхемом, И. Л. Перецом (см.). Лиризм, исключительное богатство образов, многогранность, редкая музыкальность, изумительная простота, строгость и сдержанность слова - все это характерно для творчества Г. Его книга - «Bei wegen» (Kiever Varlag, 1919), маленькие сборники - «Roite blitn» (Kultur-Liga, Киев, 1920), «Ginen-Geweb» (Укр. госиздат, Киев, 1921), «Sunen-Schleitn» (там же 1920), поэма - «Tristia» (роскошно иллюстрированная художником М. Шагалом, Kultur-Liga, Киев, 1922), «Walger-schteiner» (Украинский госиздат, Киев, 1922 г.), «Gezamlte werk» (I т., Kultur-Liga, Киев, 1923) - подняли еврейскую поэзию до высот классиков.

Основной мотив национальной народнической еврейской поэзии - плач об еврейском народе в изгнании. Эта тоска «народа в изгнании» уступила в творчестве Г. место утверждению полной и самобытной национальной культуры, созданной веками и осознавшей себя в современном городе. Город становится поэтому для Г. одной из его центральных тем. Он для Г. - надежда на освобождение и обновление его жизни, жизни его народа: город, манивший его, звавший его гулом телеграфных проводов, освободил его, деревенского мальчика, от тоски и одиночества русских полей в зимние сумерки. Город положил конец средневековым странствованиям и средневековой печали его народа. Приветствуя Октябрьскую революцию рядом стихотворений («Октябрь», «Процессия» и др.), ставших излюбленным материалом для декламации на клубных вечерах и вошедших во все школьные хрестоматии, Г. и революцию воспринял в плане своих национально-философских идей. В поэме «Tristia», продиктованной еврейскими погромами на Украине в годы гражданской войны, Г. стремится «понять и простить» участников погромов, с экклезиастической покорностью принимает страдания и полон верой в новый день, когда «рана заживает».

Националистическая настроенность Г. привела к тому, что при всех своих симпатиях к революции он в 1925 оставил СССР и уехал в Палестину. Но почувствовав очень скоро ложность этого шага, вернулся на Украину. Здесь вступил он в еврейскую секцию украинских пролетарских писателей. Активно участвуя в работе этой секции, он стремится в своем творчестве изжить националистические настроения. За последние годы Г. опубликовал книгу стихов «Of Lichtike Ruinen» («Школа и книга», М., 1927), поэму «Gold» («Roite Welt», 1928), сообща с Ф. Шамесом выпустил «Поэтику» (Центриздат народов СССР, 1927).

Библиография:

I. Fun kinder-jorn, Киев 1920; Walgerschteiner, Харьков, 1922; Gezamlte werk, Киев, 1923, изд. «Культур-лиги»; Roite blitn, Киев, «Культур-лига»; Of Lichtike ruinen, M., 1927; Spartak, Минск, 1929; Literaturkentenisch, часть I, «Poetik», 1927; ч. II, Ritm un stil, M., 1928. На русск. яз. в сб. Радибль Е., «Из новых еврейских поэтов», Киев, 1928.

II. Литваков M., «In Umru», т. II; Oislender N., Weg ein Wegois.

ГОЦЦАНО

ГОЦЦАНО Гвидо (Guido Gozzano, 1883-1916) - один из крупнейших итальянских лириков XX в. Г. возглавлял поэтическую группировку, иронически названную «crepuscolari» (сумеречники), из среды которой вышли высоко ценимые ныне поэты, как Марино Моретти и Фаусто Мартини. В своих произведениях Г. анализирует подсознательное и всплывающие в нем потоки ассоциаций, подобно тому как это делал в прозе Марсель Пруст (см.); характерно для Г. также иллюзионистическое восприятие действительности и любовь к образам прошлого, в изображении которых Г. мастерски использует поэтические приемы соответствующей эпохи, преломляя их юмористически. Крайне утонченная, доступная лишь немногим и часто болезненная поэзия Г. - поэзия аристократической верхушки интеллигенции. Значение Гоццано для современной итальянской поэзии - в его новаторских приемах.

Библиография:

I. Лучшие новеллы и стихотв. Г. собраны в книге «I Colloqui» (1911). Прочие книги его: «L’Altare del Passato» (описание путешествия Г. в Индию) и «L’Ultima traccia» (лирика) вышли после смерти Г. в 1918-1919.

II. Vossler Karl, Die neuesten Richtungen der Italienischen Literatur, 1925, гл. III; Cremieux Benjamin, Panorama de la litterature italienne contemporaine, 1928.

ГОЦЦИ

ГОЦЦИ Карло, граф (conte Carlo Gozzi, 1722-1806) - итальянский драматург, р. в Венеции, в обедневшей патрицианской семье, деятельно культивировавшей интерес к искусствам и к наукам. Брат Карло, Гаспаро, был видным итальянским критиком и журналистом XVIII в. Г. рано вступил в число членов Академии Granelleschi, которая поставила себе целью восстановить классическую чистоту итальянского яз. В 1757 он напечатал памфлет «La Tartana degl’ Influssi», направленный против комедий Гольдони и аббата Кьяри. Г. считал комедии Гольдони, больше десяти лет пользовавшиеся неизменным успехом, никуда негодными. Он находил в них бедность интриги, грубое копирование природы, а не изящное подражание ей, и упрекал Гольдони в том, что он слишком резко порывает с величайшим достижением итальянского театра, комедией масок (см.). Г. поставил себе задачею вернуть театр к принципам отвергнутой Гольдони «комедии масок». И он достиг своей цели главным образом введением элемента фантастики. Пьесы, которые заставляли венецианскую публику, в особенности социальные низы - лавочников, разносчиков, гондольеров, рыбаков - ломиться в театр, были полны изображением связи реального мира с фантастическим. В 1761 была представлена первая его «фиаба» (la fiaba - пьеса-сказка) «Любовь к трем апельсинам». В последующие четыре года Г. дал еще 9 «фиаб» («Ворон», «Король-олень», «Женщина-змея», «Зеленая птичка», «Зобеида», «Турандот», «Счастливые нищие», «Синее чудовище», «Зеим - король джинов»). И в течение 25 лет венецианцы были во власти фантазий Г. Но затем отношение к нему изменилось как на родине, так и повсюду. Пьесы Гольдони, к-рые не собирали публики, когда Г. ставил свои «фиабы», после не сходили и до сих пор не сходят со сцены, интерес же к Г. возрождается лишь теперь, только благодаря театральным экспериментам в России («Любовь к трем апельсинам» (Мейерхольда), «Женщина-змея» (Мчеделова), «Турандот» (Вахтангова)) и операм Казеллы и Прокофьева.

Успех Г. был успехом чисто венецианским, в то время как успех Гольдони был успехом общеитальянским. Гольдони удовлетворял запросам театрального зрелища, сформировавшимся у итальянской буржуазии. Г. удовлетворял главным образом местным запросам буржуазии венецианской. Если итальянская буржуазия поднималась навстречу новым требованиям капиталистического развития, то венецианская буржуазия постепенно утрачивала прежние крепкие основы своей хозяйственной деятельности. Венеция в XVIII веке в значительной мере сделалась гостиницею для путешествующей и веселящейся Европы. В ней все мельчало. Культура, разлитая прежде во всех слоях общества, сосредоточивалась теперь на тоненькой верхушке, низы же буржуазии, как всегда в эпохи экономического упадка, все больше и больше опускались в тьму невежества и суеверий. Венецианское мещанство, особенно болезненно ощущавшее эту деградацию, могло найти утешение лишь в фантастике и мистике. Настроения мелкой буржуазии, бессильной, как и гибнущая аристократия, понять причины своих бед и выйти из тупика, все больше уподоблялись настроениям последней, представителем которой был Г. - противник французской, просветительной философии XVIII в., страстно отстаивавший старый порядок. Эта эволюция и подготовляла победу Г. над Гольдони. Она стала возможной благодаря превосходной труппе комедии масок, оставшейся без дела вследствие землетрясения в Лиссабоне и вернувшейся на родину. Во главе ее был старый Труфальдин (см.), Антонио Сакки, а среди актеров были первоклассные силы. Без такой труппы актеров-импровизаторов Г. не мог бы выступить, ибо его «фиабы» были построены по принципу комедии масок. В них оставалось очень много места для импровизации, а первая «фиаба» - «Любовь к трем апельсинам» - была не больше как подробным сценарием. Когда, 25 лет спустя, распалась труппа Сакки, стало некому играть в «фиабах» Г., а когда через несколько лет пушки генерала Бонапарта покончили и с независимой венецианской республикой - некому стало и смотреть «Женщину-змею» и «Короля-оленя». Венецианским лавочникам и гондольерам было тогда не до театральных сказок.

С точки зрения конструкции, пьесы Г. представляют собой гротески. В них своеобразно сочетаются и бытовая комедия и фарс, и героическая трагедия, и мелодрама, и феерия. Они не всегда выдержаны стройно. Пафос в них часто сбивается на вялую риторику. Но в них есть своеобразная художественная правда, совершенно лишенная элементов натурализма, но в достаточной мере убедительная вследствие тесной связи с подлинной венецианской жизнью. Есть в произведениях Г. единство, создаваемое комическим элементом, привносимым старой комедией масок.

Для романтиков «фиабы» Г. всегда были первоклассными произведениями. Они находили в них неисчерпаемый источник вдохновения. Недаром Шиллер перевел «Турандот», Гофман использовал мотив Г. в «Принцессе Брамбилле».

Кроме «фиаб» Г. написал ряд других пьес, далеко не имевших того успеха, героико-комическую поэму «La Marfisa bizarra» (1772), «Memorie inutili» (1795), воспоминания о современной ему Венеции, о своей странной, но яркой и содержательной жизни и о своем творчестве. Умер он всеми забытый: понадобились специальные изыскания, чтобы установить год его смерти.

Библиография:

I. На русск. яз. переведены все фиабы и некоторые статьи, иллюстрирующие взгляды Г. на театр, но напечатано не все. См. «Сказки для театра», 2 тт., со вступит. статьей и примеч. Я. Н. Блоха, Гиз, П., 1923 («Всемирная литература». Избр. сочин. К. Гоцци, 1722-1806, под общей ред. А. Л. Волынского); «Принцесса Турандот», Театрально-трагическая китайская сказка в 5 актах (третья студия МХТ им. Вахтангова), М. - Л., 1923 (роскошное изд. с многочисленными иллюстрациями).

II. Rivelli F., Carlo Gozzi contro Goldoni nella «Marfisa bizarra», Lanciano, 1907; Ziccardi G., Le fiabe di Carlo Gozzi, «Giornale storico della letteratura italiana», v. 83, 1924.

III. Levi C., Saggio di bibliografia degli studi critici su Carlo Gozzi, 1906.

ГРА

ГРА (правильнее Грас) Феликс (Felix Gras, 1844-1901) - провансальский поэт и романист. Писал исключительно на новопровансальском яз., примыкал к Фр. Мистралю (см.); с 1891 состоял президентом о-ва «фелибров» (см. Провансальская литература). Мировую известность приобрел романом-трилогией «Li Rouge dou Miejour» (Красные южане, 1896-1897), где описан поход марсельских батальонов на север Франции в 1793, имевший целью помочь защите революционного Парижа, а также поддержать автономию Прованса. Роман переведен на все яз. (русский перевод, сделанный с французского, вышел под заглавием «Марсельцы»). Г. - горячий патриот Прованса, но вместе с тем все его творчество от начала до конца проникнуто социальным и революционным пафосом.

Библиография:

I. Перев. на русск. яз.: Марсельцы, Повесть из времен французской революции, прилож. к «Историч. вестн.», СПБ., 1897; То же, в 3 чч. (I. Революция, II. Террор, III. Белый террор), изд. М. И. Семенова, СПБ., 1912-1913; Марсельцы, изд. Петр. сов. Р. и К. деп., П., 1918; Террор, Гиз, 1920; Паскалэ, пятнадцатилетний революционер, изд. «Молодой рабочий», Харьков, 1923; То же, изд. «Молодой гвардии», М., 1925; Марсельский батальон, в перераб. Мих. Зощенко, Гиз, 1924. Главнейшие произведения Г., кроме трилогии: пьеса «La Carmagnole» (Карманьола, 1874); поэмы «Li Carbounie» (Угольщик, 1876) и «Toloza» (Тулуза, 1882); сб. провансальского фольклора «Li Roumancero Prouvencau», 1887; антирелигиозная сатира «Li Papalino», 1891, описывающая пребывание пап в провансальском городе Авиньоне в XIV-XV вв.

II. См. в ст. Провансальская литература.

ГРАББЕ

ГРАББЕ Христиан Дитрих (Christian Dietrich Grabbe, 1801-1836) - известный немецкий драматург; вместе с Г. Бюхнером (см.) - яркий представитель раннего реализма в немецкой лит-ре. Изучал юриспруденцию в берлинском университете, где сошелся с Гейне и кружком поздних романтиков; занимал место мелкого чиновника в рейнской провинции; к концу жизни состоял критиком при театре Иммермана (см.). Выражая стремления первого поколения революционного немецкого бюргерства 20-30-х гг., Г. инстинктивно воспринимает идеи и стиль эпохи «бури и натиска», чтобы оформить конкретную социальную действительность своего времени. Эти стремления выразились в бурном, экстатическом стиле юношеской драмы Г. «Герцог Теодор Готландский» (Herzog Theodor von Gotland, 1822). В другой драме - «Дон-Жуан и Фауст» (Don Juan und Faust, 1828, русск. перев. Н. Холодковского в журн. «Век», 1862) - Г. хотел показать столкновение мечтателя с эпикурейцем. Основными и характерными для творчества Г. являются его исторические пьесы: «Император Фридрих Барбаросса» (Kaiser Friedrich Barbarossa, 1829), «Император Генрих VI» (Kaiser Heinrich VI, 1830), «Наполеон или сто дней» (Napoleon oder hundert Tage, 1831), «Ганнибал» (Hannibal, 1835) и «Битва Германа» (Herrmannsschlacht, 1836). В них движущим началом исторических событий являются не великие личности - герои, а анонимная масса: человек создается и его поступки обусловливаются средой. Творчество Г. отражает слабость современного ему бюргерства. Произведения Г. отличаются как в идеологическом, так и в художественном отношении раздвоенностью, непоследовательностью, отрывочностью и противоречивостью. Но они вместе с тем полны динамизма и мастерски, в реалистических тонах, изображают массовые сцены.

Библиография:

I. Собр. сочин., изд. R. Gottschall, 1890, 2 тт.; O. Blumenthal, 1874, 4 тт.; E. Grisebach, 1902, 4 тт.; P. Zaunert, 1910, 4 тт.; Werke, изд. Paul Friedrich, 1923, 4 тт.

II. Ziegler K., Grabbes Leben und Charakter, 1855, Bloch, Grabbes Stellung in der deutschen Literatur, 1905; Nieten O., Grabbes Leben und Werke, 1908; Kutscher, Hebbel und Grabbe, 1913; Gieben, Ch. D. Grabbe in der nachschillerschen Entwicklung, 1914; Grabbe-Buch, 1923; Guthe Harald, Christian Dietrich Grabbes Bedeutung fur das Theater der Gegenwart, 1923; Flusser Walter, Grabbes Hohenstaufendramen und seine Quellen, 1925; Kosch Wilhelm, Grabbe (16 Kapitel der Deutschen Literatur im Spiegel der nationalen Entwicklung, 2 Bde), 1927.

ГРАБОВСКИЙ

ГРАБОВСКИЙ Павел Арсеньевич (1864-1902) - украинский поэт-лирик эпохи 80-90-х гг. Детские и юношеские годы провел на Харьковщине. Еще на школьной скамье Г. зачитывается произведениями украинских писателей: Шевченко, Кулиша, Стороженко, Левицкого и др.; рано задумывается над тяжелым положением крестьянства и рабочего класса. В бытность учеником Харьковской семинарии он страстно мечтает о продолжении образования, о поступлении в университет. Однако университет ему увидеть не удалось. Еще юношей втягивается Г. в работу революционных кружков, читает запрещенные цензурой революционные издания. Последние были найдены у Г. во время обыска. В результате он был арестован, исключен из семинарии и выслан на родину в деревню под надзор полиции. После разрешения Г. свободного выезда из села он возвращается в Харьков и отдается кипучей журнальной и общественно-революционной деятельности. За революционные деяния и принадлежность к «Народной партии» Г. был в 1888 сослан в Иркутскую губ. В связи с бунтом политических ссыльных в 1889 в Якутске (якутская драма) Г. составляет обращение к обществу, к-рое ему удается переслать и напечатать за границей. За это Г. и его товарищей лишили всех прав и сослали в Вилюйск. В 1896 с связи с коронацией Николая II Г. было разрешено поселиться в Тобольске, где он в очень тяжелых условиях прожил до самой смерти. Лит-ое творчество Г. состоит из нескольких сборников лирических стихотворений («З чужого поля», «З пiвночи», «Доля», «Кобза» и т. д.) и поэм («Хома Баглай», «Р†ван Сурик» и др.). Широко развернулась деятельность Г. как поэта-переводчика. Им переведены на украинский яз. многие произведения великих европейских поэтов и писателей: Ленау, Мура, Вальтер Скотта, Гольдсмита, Тениссона и др. Произведения Г. печатались почти исключительно за границей, в Галиции, в периодических изданиях: «Лiтературно-науковий вiстник», «Зоря», «Нарiд» и др. Судьба поэта-революционера наложила суровую печать на творчество Г. Его лирику ярко отличает социальная тематика. Основные темы его произведений: эксплоатация труда рабочих («Швачка», «Робiтницькi пiснi»), «золотой телец» - капитал («Золото»), страдания узников капитализма в тюрьмах и на каторге («Пiсня кайданникiв») и т. п.

Библиография:

I. Отд. изд.: «Пролiсок», Львов, 1894; «З чужого поля», Л., 1895; «З пiвночи», Л., 1896; «Доля», Л. 1897; «Кобза», Л., 1898.

II. Грабовский П., Автобiографiя, «Лiт.-наук. вiстн.», 1903, № 4; Ефремов С., Поэт-гражданин, «Киевская старина», 1903; Русова С., Гражданские мотивы в современной малорусской поэзии, «Русская мысль», 1904, № 8; Свогобочний Гр., Про життя Павла Грабовського, СПБ., 1908; Ефремов С., Из переписки П. Ф. Якубовича с П. Грабовским, «Русское богатство», 1912, № 5.

ГРАДАЦИЯ

ГРАДАЦИЯ - расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке повышающейся (см. Климакс) или понижающейся (см. Антиклимакс) смысловой или эмоциональной значимости членов ряда. Например у Блока:

«Но чернеют пламенные дали -

Не уйти, не встать и не вздохнуть» (климакс),

у Белого:

«Все грани чувств, все грани правды стерты:

В мирах, в годах, в часах» (антиклимакс).

Впечатление Г. усиливается особым ритмико-синтаксическим строением, часто - анафорой (см.). Так у Бальмонта:

«Люблю тебя капризною мечтой,

Люблю тебя всей силою души,

Люблю тебя всей кровью молодой,

Люблю тебя, люблю тебя, спеши!»

Иногда средние члены Г. по своему логическому значению не образуют строгого нарастания, но благодаря мелодии стиха, синтаксическим его особенностям, получается впечатление Г., к-рое в этом случае более явственно при декламации. Напр. у Тютчева:

«...Люблю сие, незримо

Во всем разлитое, таинственное зло -

В цветах, в источнике прозрачном, как стекло,

И в радужных лучах, и в самом небе Рима».

И обратно, смысловое нарастание, не поддержанное ритмико-синтаксически, не дает достаточного ощущения Г. Напр. у Жуковского:

«Были и лето, и осень дождливы,

Были потоплены пажити, нивы,

Хлеб на полях не созрел и пропал,

Сделался голод, народ умирал».

Г. может быть принципом композиции целого стихотворения; напр. строфическая Г. с анафорой у Тютчева в стихотворении: «Восток белел... Восток алел... Восток вспылал...» Г. бывает принципом сюжетной композиции, особенно в народных сказках, былинах и т. п. Наиболее распространена трехчленная Г.

Библиография:

Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Томашевский Б., Теория литературы, изд. 4-е, Гиз, Л., 1928.

ГРАММАТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАФ А.

ГРАФ Артуро (Arturo Graf, 1848-1913) - один из крупнейших итальянских поэтов и историков лит-ры. Р. в Афинах; сын профессора-немца и итальянки. Вплоть до смерти был профессором лит-ры в Туринском университете. Как поэт обратил на себя внимание сборником стихотворений «Medusa» (1889), за к-рым следовали: «Dopo il tramonto» (После заката, 1893), «Danaidi» (1897), «Morgana» (1901); одновременно с этим Г. опубликовывает ряд научных трудов. Г. - один из тех писателей Италии, которые, во главе с Кардуччи, заняли там в 80-х гг. центральное место как поэты и как историки лит-ры (д’Анкона, д’Овидио, де Губернатис, Стеккетти, Капуана). Философским эстетизмом проникнуты почти все описания Г., эрудита-филолога, поклонника Рескина и Карлейля. Хороший знаток средневековья, он - автор «Miti, legendi e saggi del medio evo» (1892-1893); большое значение имеет его труд «Estetica e arte del Leopardi» (1898), где Граф устанавливает непосредственную связь эстетической доктрины Леопарди с его философией, с одной стороны, и поэтикой - с другой. В своих статьях о современной европейской лит-ре («Prerafaeliti, symbolisti, esteti», «La letteratura del’avvenire», 1898) он является противником ницшеанства, а также формалистического уклона некоторых символистов, но сочувственно относится к философскому спиритуализму близкого ему Фогаццаро; историко-психологический этюд Графа «Il Diavolo» (1889) - художественный «essai», сходный по теме и по жанру с «Elementargeister» Гейне; здесь дан образ сатаны, начиная с его возникновения, освещена его роль в психологии и художественном творчестве европейских народов; история образа доведена до поэзии Бодлера и Кардуччи. Как поэт Г., испытав некоторое воздействие Кардуччи и прерафаэлитов, стоит однако обособленно в современной ему итальянской лит-ре; он - запоздалый представитель «поэзии мировой скорби». Пессимизм пронизывает поэзию Г. Смерть он называет своей «мрачной музой» (La mia lugubra musa). Общественные мотивы чужды Г., еще более субъективному и индивидуалистическому поэту, чем Леопарди, к-рому он, как и де Виньи, немало обязан.

Основные мотивы Г. воплощены в поэтическом плане символизма; каждое стихотворение объединено вокруг основного философского стержня; чрезвычайно характерны для Графа пластические образы, которые однако никогда не имеют у него самостоятельного значения, каковое они приобретают у парнасцев. Стих Г. - мелодический, музыкальный; Г. - один из лучших мастеров сонета. Идеи смерти, всевластной, всемогущей, и страдания как единственной реальности, столь близкие Леопарди, а отчасти и Ленау, определяют мировоззрение Г. - мировоззрение аристократии, сторонящейся и не приемлющей урбанизма, капиталистической культуры и обреченной на гибель. В условиях растущего финансового капитализма Г. реагировал на властно вторгающиеся в поэзию общественные влияния вполне последовательным для него переходом к оккультизму, нашедшему себе яркое выражение в последних его произведениях: романах - «Il Riscatto» (Искупление, 1901) и «Per una fede» (Во имя веры, 1906), сборнике - «Poemetti drammatici» (1905) - наилучшая из этих «поэм» «Fausto ed Ahasvero» (см. Агасфер), стихотворениях - «Le Rime della Selva» (1906) и в книге - «Ecce Homo, Aforismi e paraboli» (1908).

Библиография:

I. На русск. яз: Веселовский Ю. А., Поэзия скорби и гуманности, «Лит-ые очерки», т. I, изд. 2-е, М., 1910; на русск. яз. переведено лишь одно стихотворение Г. - «La Morte Regina» (Смерть царица) С. Головачевским (приведено в упомянутой статье Веселовского). L’Anglomania e l’influsso inglese in Italia nel secolo 18, Torino, 1911; Attraverso il cinquecento, 1888; Le Danaidi, 2-a ed., 1905; Foscolo, Manzoni, Leopardi, saggi, 1898; Roma nella memoria e nella immaginazioni del medio evo, 2 v., 1882-1883.

II. Dornis Jean, La poesie italienne contemporaine, P., 1898; Morandi M., Arturo Graf, 1921; Farinelli A., Arturo Graf, «Journal of english and german Philology», 1922; Rizzo R., Pessimismo e spiritualismo nell’opera poetica di Arturo Graf, 1921; Foa A., Arturo Graf, Giovanni Pascoli, Orazioni, 1925.

ГРАФИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАФИКА КНИЖНАЯ

ГРАФИКА КНИЖНАЯ - см. Книга.

ГРАФ О. М.

ГРАФ Оскар Мариа (Oskar Maria Graf, 1895-) - немецкий писатель. В 1920 году вышла автобиографическая повесть Графа «Юность» (Fruhzeit). Молодой писатель рассказал здесь о своем тяжелом жизненном пути. Маленькая повесть представляет документ большого значения: судьбу писателя-рабочего, выступающего в условиях буржуазного окружения, типичную судьбу, Г. воспроизвел верно и убедительно. Семь лет спустя вышло новое издание автобиографии Графа, раз в пять разросшееся, с характерным заголовком - «Мы в ловушке» (Wir sind Gefangene, 1927 год). Продолжая рассказывать свою жизнь, Граф делает очень интересные разоблачения. Единственным стремлением охвачен теперь писатель - «выйти в люди», подняться на поверхность; эмансипироваться от своего классового прошлого. Сделавшись писателем, бывший пекарь стремится стать мещанином. Он смутно ощущает порочность избранного пути, вся книга полна мучительных и тщетных попыток обрести равновесие, рабочий, засасываемый буржуазным болотом, инстинктивно сопротивляется - вот отчего откровенная исповедь Г. является такой горькой книгой. Много страниц автобиографии посвящено событиям, связанным с советским переворотом в Мюнхене, близким свидетелем чего был Г. И вот здесь, на ответственном историческом переломе, с особой резкостью обнаружилось, как велико мещанское обволакивание рабочего-писателя. Г. очень верно оценивает соц.-дем. болтунов, сыгравших столь печальную роль в баварской трагедии, но у него нехватает классовой выдержанности, чтобы понять подлинный смысл обстоятельств, и он сам в конце концов ведет себя, как растерявшийся мещанин.

Перед нами художник малой классовой сознательности, связанный с отсталыми консервативными элементами рабочего класса, - омещанивание здесь облегчалось самим ходом вещей. Но путь Графа прошли многие. Нужна большая выдержка и очень крепкая связь со своим классом, чтобы рабочий-художник мог развернуться в условиях буржуазного окружения, предотвратить разлагающее влияние этой обстановки. Г. может служить характерным примером «свихнувшегося»: буржуазное болото его засосало. В таких книгах Графа, как сборник рассказов «На добрую память» (Auf den freundlichen Erinnerung, 1922 год) или сборник сказок «Свет и тени» (Licht und Schatten, 1927 год), раскрывается характерная картина. Основной образ этих произведений - размагниченный, мягкотелый, утративший способность сопротивляться, покорно склоняющийся перед препятствиями человек, типичный мещанский герой. И если Г. с проникновением и идеализирующим сочувствием раскрывает такой образ, то это может означать только одно: тесную слитность художника с мещанским мировосприятием. В сборнике сказок «Свет и тени» Г. дает некую философскую систему покорности и религиозного смирения, делая ее центром всех сказок книги. От пролетарского прошлого здесь уже ничего не осталось, художник целиком захвачен мещанским влиянием.

Но все это является лишь переходной ступенью к той фазе развития, которую переживает Г. в настоящее время, когда он подлинно «нашел себя». В таких книгах Г., как «Хроника села Флехтинг» (Chronik von Flechting, 1925), «Мрак» (Finsternis, 1926), «Испытание» (Die Heimsuchung, 1928) и «Баварский Декамерон» (Bayrisches Dekameron, 1928), Г. становится бытоизобразителем баварского крестьянства. Сытое, косное самодовольство «достаточного» существования, кряжистые, туповатые люди, очень традиционный, веками застоявшийся деревенский быт - вот атмосфера последних вещей Г. Художник очень тесно с нею сживается, он находит теперь новую и совершенно своеобразную сюжетологию: чаще всего он пишет хронику мужицких династий. Характерная деформация происходит с яз. Г. - он насыщен теперь воздействием диалектов баварской деревни. Получается очень крепкое единство, свидетельствующее о том, что Г. совсем не случайно обращается в эту сторону. Здесь сказываются социальные корни той группы рабочего класса, с к-рой был связан Г., это - сравнительно свежие кадры пролетариата, недавно вовлеченные в производство, пришедшие из деревни и еще не порвавшие с нею связи. Органичность «мужиковствования» Г. восходит к этому обстоятельству.

Характерная эволюция намечается уже в этом «деревенском» периоде творчества Г. Первые его книги о крестьянстве, напр. «Finsternis», были довольно пессимистическими изображениями, художник достаточно ясно представлял себе мутную, реакционную стихию кулацкой деревни, и его первые рассказы о ней были не только сочными воспроизведениями деревенского быта, но и пожалуй еще в большей степени критическими разоблачениями его тупой косности. В последующем Г. переходит к гораздо более мягким, сочувственным и органическим изображениям. В «Баварском Декамероне» слышится уже не негодующее возмущение деревенской косностью, а скорее сочувствие - отсюда мягкая, идеализирующая ирония этих рассказов, откровенная игривость их тона. Всего полнее это вживание в деревенскую стихию сказывается в романе «Испытание». Г. дает здесь обычную для него теперь хронику крестьянской династии. Делает он это, не только открыто героизируя старую патриархальную деревню, но и насыщая все произведение деревенской религиозной мистикой. Бесспорно, это - наиболее яркая из крестьянских книг Г.; но она является и самой ярко-реакционной из его книг. «Мужиковствование» Г., рабочего писателя в прошлом, становится здесь органическим явлением.

Библиография:

На русск. яз. перев.: На добрую память, Восемь рассказов, перев. Н. Винберг, Гиз, 1923; Пережитое (Из пекарни в писатели), перев. В. Житомирского Под редакцией Е. Ланна, ЗИФ, 1925; Юность (Из воспоминаний рабочего). Повесть, перев. А. К. Георгиевской, изд. «Современные проблемы», М., 1926; Мы в ловушке, авторизированный перев. А. Оленина, Гиз, 1928.

ГРЕБИНКА

ГРЕБИНКА Евгений Павлович (1812-1848) - украинский писатель 30-х гг. XIX века, дошевченковского периода. Его басни «Приказки» (1834; 4-е издание 1878) были после «Энеиды» Котляревского (см.) одним из выдающихся произведений новой украинской лит-ры и представляют собой значительное явление в истории украинского национального и литературного возрождения. Изданный Г. в 1841 альманах «Ластiвка» объединил виднейших представителей украинского ренессанса: Г., Афанасьева-Чужбинского, Кулиша, Квитку, Боровиковского и, наконец, Т. Шевченко.

Г. многое позаимствовал от Ла Фонтена и Крылова, что однако не помешало ему написать оригинальные, незабытые и до сих пор произведения, вошедшие в историю украинской лит-ры как шедевры басенного жанра. Насыщенные свежестью украинского колорита и острой мыслью, произведения Г. по праву определили его роль как непосредственного предшественника Шевченко и одного из классиков украинской литературы.

Г. был типичным для своего времени идеологом мелкопоместного и мелкочиновного украинского дворянства, общие национально-автономистские украинские тенденции и гуманитарно-демократический либерализм к-рого уживались рядом с признанием царской монархии и крепостной зависимости крестьян; произведения Г. не колебали ни основ, ни системы общественных взаимоотношений, хотя они резко осуждали ненормальные явления общественной жизни и были в свое время смелым лит-ым выступлением. Подготовляя почву для Шевченко, многие произведения Г. не утратили значения и в настоящее время. Ряд басен Г. перешел в народную словесность.

Прозаические произведения Г., написанные на русском яз., имеют в настоящее время лишь историко-литературное значение. Г. переведена на украинский яз. «Полтава» Пушкина (полный перевод вышел в 1836 году).

Библиография:

I. Полн. собр. сочин. вышло в 1862 (5 тт., Под редакцией Н. Гербеля, СПБ.) и 1903. В 1878 изданы все сочин. Г. на украинском яз.

II. Коваленко Г., Е. Гребiнка, Полтава, 1918; Фiлiпович, Шевченко, Гребiнка, «Украина», 1925, кн. I; Дорошкевич, Пiдручник iсторii укр. лiтератури; Ефремов, Р†сторiя укр. письменства; Коряк В., Нариси з iсторii укр. лiтератури.

III. Библиографический указатель к произведениям Г. см. в указанном выше изд. «Сочинений» Г., 1862; См. еще: Гимназия высших наук и лицей кн. Безбородко, 2-е изд. Н. В. Гербеля, СПБ., 1881; Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, СПБ., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910.

ГРЕГ

ГРЕГ Фернан (Fernand Gregh, 1873-) - Р. в Париже в семье известного парижского музыкального издателя. Его первое выступление на поэтическом поприще относится к 1892, когда он выпустил небольшой лит-ый журнал «Le Banquet» (Банкет), в котором принимали участие, среди других молодых талантливых поэтов того времени, Анри Барбюс, Марсель Пруст, Робер де Флерс и др.

Поэзия Г. проникнута тоской и меланхолией. Несмотря на близость к символистам и Верлену (учеником к-рого Грег себя считал) поэзия Грега роднит его скорее с парнасцами. Даже когда его формальные приемы так четко напоминают верленовский стих, тематически он больше всего приближается к Сюлли-Прюдому. То же философствование, та же дряблая рассудочность и сентиментальность.

В его творчестве отражается неустойчивость мелкобуржуазного интеллигента, проникнутого религиозно-мистическими переживаниями и верой в гуманитарные идеи. Г. - типичный представитель той мелкой торговой буржуазии Франции, к-рая уже с начала 90-х гг. чувствовала себя вытесненной универмагами, крупным капиталом и окончательно побежденной; она притихла, приуныла в тоске о прошлом хорошем житье и «добром старом времени», безвозвратно для нее ушедшем, и перед надвигающейся сменой новых форм жизни находила в себе лишь силы для слез, уныния и причитаний. Такова вся поэзия Грега.

Поэт весьма незначительного таланта, но огромного тщеславия, Г. всю жизнь стремился занять выдающееся место во французской лит-ре и поэзии. Не учитывая, что всякое лит-ое или художественное течение несет в себе отражение глубоких классовых взаимоотношений и общественных настроений, Г. полагал, что достаточно придумать какую-нибудь привлекательную формулу и выпустить манифест, чтобы создать поэтическую школу. К такой попытке надо отнести его манифест о поэтическом «гуманизме», к-рый он выпустил под видом статьи в газете «Фигаро» в 1902. Но если ему удалось сгруппировать вокруг своих журналов «Banquet» (1892) и «Les Lettres» (1906) многих талантливых поэтов своего времени, то школы он все же не создал и остался одиночкой без последователей и даже без поклонников.

Г. работал также в «Revue de Paris» со дня его основания (1894) и выполнял там функции секретаря редакции и фактического редактора. Сейчас Г. сотрудничает во многих толстых журналах и газетах («Revue des deux Mondes», «Comoedia» и др.) не только как поэт, но и как лит-ый и гл. обр. музыкальный критик. Г. уже несколько раз подряд выставлял свою кандидатуру в члены Французской академии.

Библиография:

I. Главнейшие сборники стихов Г.: La Maison de l’enfance (1896); La Beaute de vivre (1900); L’or des minutes (1910); Couronne douloureuse (1917); Prelude feerique (1919); Couleur de la vie (1923). Лучшие образцы лирики Г. изд. в 1927 (Pages choisies de F. Gregh). Критика: La fenetre ouverte (1902); L’etude sur V. Hugo (1904). Перев. на рус. в кн. Тхоржевского И. И., Франц. поэты, СПБ., 1910.

II. Гурмон Реми, де, Книга масок, СПБ., 1913; Луначарский А. В., Молодая французская поэзия, «Современник», 1913, VIII.

ГРЕГОРЧИЧ

ГРЕГОРЧИЧ Симон (Gregorcic, 1844-1906) - один из самых популярных словенских поэтов конца прошлого века. Будучи ксендзом, он не раз подвергался преследованиям со стороны духовных властей за «антихристианские и безнравственные» идеи. Как поэт он вырос под влиянием Стритара (см.). Уже его первый сборник - «Поэзия» (1882) - создал Г. репутацию созревшего поэта.

Грегорчич прославился как автор мелодичных и звучных стихов, приближающихся по своей форме к народным песням, о страданиях словенцев под иностранным игом. Современникам импонировали горячность и искренность поэтического чувства Г., его любовь к Словении, призывы к борьбе с угнетателями (стихи «Объединенная Словения», «Сочи» и др.) и печалование о судьбе словенской народности. Большая часть его стихов была положена на музыку и до сих пор поется в Словении. Отрицательной чертой его поэзии являются часто встречающиеся религиозные мотивы.

Библиография:

I. Русск. перев. из Г.: Сила любви; Все - кроме человека; На берегу; В разлуке; Под грозой; Три липы. См. Уманов-Каплуновский В. В., Словенская муза, 3-е изд., СПБ., 1904.

II. Petravic A., S. Gregorcic (studie i portreti), Zagr., 1905; Burgar A., S. Gregorcic, 1907; Jelovsek, S. Gregorcic (Sauremenik, 11, 1907); Glaser K., Zgodovina slovenskeho slovstva, Lubljana, 1894.

ГРЕЙ

ГРЕЙ Томас (Gray, 1716-1771) - английский поэт. Произведения его немногочисленны, но весьма характерны для переходного периода от классицизма к той разновидности дворянского романтизма, которую представлял Вордсворт. Г. вначале педантически следовал правилам классицизма, оды свои снабжал эпиграфами из Пиндара, Менандра, Эсхила, Вергилия и других классиков, но уже в этих его произведениях чувствуются новые веяния. Классические поэмы Грея забыты. Лит-ым значением он обязан исключительно своим сентиментальным, проникнутым меланхолией и задумчивостью произведениям, из к-рых известна у нас столь характерная для Г. «Elegy written on a country churchyard» (Элегия, написанная на сельском кладбище, 1751, см. Кладбищенская поэзия), переведенная почти на все европейские яз., в том числе на греческий и еврейский. Большим мастером пейзажа Г. оказался и в своих письмах, особенно в тех, что писал из «страны озер». Предтечей романтизма Грей является и в своем тяготении к родной старине; в своей «Истории английской поэзии» он уделил много места ранним скандинавским и кельтским легендам. Своей переработкой песен «Эдды» он положил основание занятиям древнегерманской мифологией в Англии.

«Элегия, написанная на сельском кладбище», переведена В. Жуковским два раза. Второй перевод сделан им после того, как он посетил Англию и то кладбище, на котором Грей написал «Элегию». На Жуковского оказала влияние также патриотическая ода Г. «The Bard» (ср. «Певец во стане русских воинов»), в которой бард обозревает главные эпохи английской национальной славы.

Библиография:

I. Th. Gray, Poetry and prose, with essays by Johnson Goldsmith and other. Intr. and notes by J. Grofts, Oxford, 1926.

II. Gosse’s Study of Gray, «Men of letters», 1882 and edition 4 vv., 1884; Gray’s letters edited by Tovey, 3 vv., 1900-1912; Bibliography by Northup, 1917; Reed A. L., Background of Gray’s «Elegy»: taste for melancholy poetry 1700-1751, 1924; Temperly H. W. V., Two legends connected with Th. Gray, 1924.

ГРЕНДЖА-ДОНСЬКИЙ

ГРЕНДЖА-ДОНСЬКИЙ - современный украинский поэт, выступивший в Закарпатской Украине (Чехо-Словакия) с яркими революционными стихами, в которых он воспевал былую свободу «полонин» и лесов (теперь уничтожаемых чехо-словацким правительством); он описывал нищету крестьянства и голод рабочего класса и единственный выход из подневольного положения видел в революционной борьбе, в восстании против угнетателей. Так начал Г.-Д., но под натиском враждебной буржуазной стихии он скоро сдал свои революционные позиции, вышел из редколлегии левого журнала «Наша земля» и, «готовый в рожу дать тому, кто назовет его большевиком», перешел в лагерь христианских социалистов и украинских национал-патриотов.

Библиография:

I. Отд. изд. «Терновi квiти полонин», 1928; «Оповидання з Карпатских полонин», 1928.

II. Савчук М., Жаринка пiд попiлом, «Лiт. газета», 1928, № 22.

ГРЕССЭ

ГРЕССЭ Жан-Батист (Jean-Baptiste-Louis Gresset, 1709-1777) - один из крупнейших мастеров антирелигиозной сатиры во Франции в XVIII в. Свои произведения Г. облекал обычно в форму стихотворной новеллы, во многом близкой к «Contes» Ла Фонтена. Но от него Г. отличается полемической заостренностью своих новелл, беспощадно высмеивающих и духовенство, и монахов, и в особенности иезуитов. Лучшее произведение его в этом жанре - «Ver-Vert», 1734 - рассказ о воспитанном в женском монастыре попугае, к-рый был развращен монахами и своими непристойностями испугал преподобных сестер, за что был заключен в карцер; когда же он исправился, монахини перекормили его сладостями, отчего он и умер. За эту поэму Г. был исключен из ордена иезуитов. Г. - автор новелл: «Le Careme Impromptu» (Импровизированный пост), «Le Lutrin Vivant» (Живой аналой), «La Chartreuse» (Монастырь). Г. - большой мастер стиха и новатор в этой области (отказ от александрийского стиха и введение 8- и 10-сложных метров в повествовательную поэзию). Произведения Г. поныне издаются и пользуются популярностью. Для его времени имела значение комедия «Le Mechant» (Злой, 1745).

Библиография:

I. Издания сочин. Г. - 1805, 1823, 1860, 1897. На русск. яз. перев. В. Курочкиным поэма «Попугай», (Ver-Vert), «Отечественные записки», 1875, II.

II. Шерр И., Всеобщая история литературы, т. I, русск. перев., М., 1895 (глава о Грессэ); Геттнер Г., История всеобщей литературы XVIII в., т. II, СПБ., 1866; изд. 2-е, СПБ., 1897; Menard Saint Just Simon Pierre, de, Eloge de J.-B.-L. Gresset, Londres, 1784; Demuin, Gresset, sa vie et ses ouvrages, 1887; Herrenschwald, Gresset’s Leben und Werke, 1895; Vogue E. M., Gresset, sa vie et ses Ouvres, 1897.

ГРЕЧ

ГРЕЧ Николай Иванович (1787-1867) - историк лит-ры и беллетрист. Соиздатель «Сына отечества» и (вместе с Булгариным) «Северной пчелы». В 1822 он выпустил «Опыт краткой истории русской литературы», позже переделанный и вышедший в 1834 под названием «Учебная книга русской словесности». В этих книгах, «послужных списках русских литераторов», по выражению Белинского, Греч стремился дать возможно большее количество имен литераторов и биографических сведений о них. Г. много занимался также вопросами языка. В 1827 вышла его «Пространная русская грамматика», в 1828 - «Начальные правила русской грамматики». Филологические работы Г. пользовались у современников большим успехом. «Опыт» Г. представлял собой одну из первых попыток систематизации историко-литературного материала на базе господствовавшего в то время эстетического метода. Г. принадлежат романы: «Черная женщина» (1834) и «Поездка в Германию» (1836). Фабула первого очень сложна и запутана, преисполнена загадочных событий и чудесных совпадений. По мнению В. Ф. Переверзева, романы Греча вместе с повестями Павлова и произведениями Вельтмана вводят нас в тот мир «оскорбленного в своей гордости мещанства», к-рый был канонизирован в русской литературе Достоевским (см.).

Библиография:

I. Собр. сочин. Г. издано в 5 чч., СПБ., 1838 и в 3 тт., 2-е изд., СПБ., 1855 (изд. Смирдина); Записки о моей жизни, СПБ., 1886. Помимо упомянутых выше произведений Г. написал еще несколько книг путевых очерков - «Парижские письма» (1847), «Путевые письма из Англии, Германии и Франции» (1839) и др.

II. Белинский В., Сочинения Николая Греча (и во многих др. местах. См. по указателю); Полевой К., Юбилей 50-летней лит-ой деятельности Греча, СПБ., 1855; Пятковский, Журнальный триумвират - в книге «Из истории нашего лит-ого и общественного развития», СПБ., 1889, ч. II, изд. 2-е; Лемке Мих., Николаевские жандармы и литература, 1826-1855, СПБ., 1908 (характеристика Г. как журналиста и общественного деятеля); Переверзев В. Ф., Достоевский, М., 1925 (беглое сближение произведений Г. с ранней беллетристикой русского мещанства); Каверин В., Легенды о журнальном триумвирате, «Звезда», 1929, I.

ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИБОЕДОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРОВИЧ

ГРИГОРОВИЧ Дмитрий Васильевич (1822-1899) - видный представитель дворянской лит-ры 40-х гг. Начал литературную деятельность с вещей, писанных по заказу. Впервые обратил на себя внимание Белинского «физиологическим очерком» «Петербургские шарманщики» (1845). Громкое литературное имя приобрел повестями из крестьянской жизни - «Деревня» (1846) и «Антон Горемыка» (1847). За ними последовал ряд рассказов из народного быта - напр. «Четыре времени года» (1849), «Мать и дочь» (1851), «Смедовская долина» (1852), «Пахарь» (1853) - и два романа - «Рыбаки» (1853) и «Переселенцы» (1855-1856). В начале 60-х гг., когда в редакции «Современника» произошел раскол между группой писателей-дворян и молодыми радикальными разночинцами, Г. был всецело с первой группой и вышел из «Современника». К Чернышевскому, лидеру радикалов, он относился с ненавистью. С 1864 Г. надолго совершенно замолкает, не находя точек соприкосновения с современностью, и уходит в работу по Обществу поощрения художеств, деятельным секретарем которого он оставался долгое время. В 80-е и 90-е гг. Г. напечатал несколько незначительных рассказов и довольно любопытные лит-ые воспоминания. Положение Г. в лит-ре целиком определяется его повестями «Деревня» и «Антон Горемыка». Их горячо приветствовал Белинский, об их большом значении для своего времени говорили Салтыков, Л. Толстой и др. Г. в этих произведениях явился основоположником дворянского народничества в лит-ре. У Г. значительно больше подлинного мужицкого быта, чем в одновременно выходивших «Записках охотника» Тургенева и у всех других его предшественников и современников. Крепостной крестьянин показан Г. не только со стороны своей способности к тонким человеческим чувствам, как у Тургенева, но и в своей ежедневной работе, в отношениях к кулаку, в грубой неприглядности своего быта. Сгущение мрачных красок в этих повестях Г. способствовало более цельному читательскому впечатлению. «Жаление» крепостного мужика, которым проникнуты повести Г., носит барский характер, что не исключает его искренности. В последующих рассказах и романах Г. из крестьянского быта чувствуется склонность к писанию идиллий, к сентиментальному изображению крестьянских добродетелей. В «Рыбаках» Г. дает идеальный образ крестьянина, явно определенный классовой позицией автора: для Григоровича здравый смысл крестьянина заключается в «безусловной покорности и полном примирении с скромной долей, определенной провидением». В том же романе, как и в некоторых других своих рассказах, Г. противопоставил крестьянскому жизненному укладу развивающийся фабричный быт. Он скорбит о разложении и деморализации, вносимых фабрикой в крестьянскую жизнь; типичный фабричный рабочий для Г. - совершенно отрицательное явление. Изобилие этнографического элемента в крестьянских произведениях Г. - народные обряды, обычаи, суеверия, песни и пр. - характерно для дворянского народничества той поры.

Уже в 60-е гг. мужицкая беллетристика Г. стала терять свою актуальность. Чернышевский, в более ранних статьях высоко ставивший Г., позже довольно едко отзывался об «Антоне Горемыке». В своих изображениях помещиков (роман «Проселочные дороги») Г. был ближе к Гоголю, чем напр. к Тургеневу и другим утонченным представителям дворянской культуры, но юмор, на к-рый Г. здесь претендует, ему совершенно не удался. Описание столичной жизни у Г. («Похождения Накатова», «Столичные родственники» и пр.) не имеет никакой цены, мелко в смысле сатиры. В лит-ой манере Г., с его гуманизмом, сочувственным изображением разных маленьких людей, склонностью к эффектам - много родственного Диккенсу; иногда Григорович доходил до слишком явного подражания английскому юмористу («Проселочные дороги»). При своей склонности к живописи Г. отводит очень много места пейзажу - особенно из хорошо ему знакомой приокской полосы. Пейзажи Г., к-рый считался в свое время великим мастером в этой области, содержат очень много деталей, но мало связаны с действием.

Библиография:

I. Кроме отдельных произведений, полн. собр. сочин. Григоровича издавались в 1859 и 1872; в 1896 даны в качестве приложения к «Ниве» (12 тт., изд. 3-е, А. Маркса, СПБ.). «Литературные воспоминания» Григоровича переизданы изд. «Academia», Л., 1929.

II. Бродский Н. Л., Ст. в «Истории русской литературы XIX в.», т. II, изд. «Мир»; Коган П. С., Очерки по истории новейшей русской литературы, т. II, изд. 5-е, М., 1926; Войтоловский Л. Н., История русской литературы XIX и XX вв., ч. 1, Гиз, М., 1926.

III. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924.

ГРИГОРУК

ГРИГОРУК Эвген Максимович (1898-1922) - украинский поэт. Один из самых активных участников революционной борьбы на Украине в период после Октября. По происхождению - крестьянин, окончил Феодосийский учительский институт. С 1917 принимает активное участие в революционной борьбе, главным образом на правобережьи Украины, в районе Умани. Член украинской партии социалистов-революционеров боротьбистов, а в дальнейшем - УКП(б), Г. участвует в организации восстания против правительства Центральной рады и гетмана Скоропадского. Во время оккупации поляками части Украины Г. руководит в подпольи повстанческой работой. С 1920 начинается широкая издательская деятельность Г. Он работает в Киевском отделении ГИУ, в Харьковском отделении того же издательства, а с 1921 - в правлении Гиза РСФСР, в Москве. Поэзия Г. отражает бурные события и переживания гражданской войны на Украине. Его стихотворения, лишенные совершенства поэтической техники, с глубокой искренностью отражают настроения человека, живущего в самом вихре революционных событий. Болезнь, симптомы которой были резко ощутительны для поэта в расцвете его жизненных сил (он умер от саркомы на 24 году), окрашивает стихотворения Г. в пессимистические тона. Начавши с русских стихотворений, навеянных романтической поэзией Новалиса и Эдгара По, Г. впоследствии переходит к творчеству на родном украинском языке, пронизанному пафосом социальной борьбы.

Библиография:

I. «Твори», редакцiя, впорядкування та передмова В. Гадзинського, ДВУ, 1928.

II. Лейтес А.i Яшек М., Десять рокiв украiнськоi литератури, т. I, ДВУ, 1928.

ГРИГОРЬЕВ А. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРЬЕВ М. С.

ГРИГОРЬЕВ Михаил Степанович (1890-) - современный литературовед. Ранние работы Григорьева посвящены разработке проблем психологической поэтики (в духе учения Потебни и Гершензона). В настоящее время Г. приближается к марксистской постановке литературоведческих проблем. Из работ Г. следует особо отметить его полемику с формалистами.

Библиография:

Введение в поэтику, ч. 1, изд. В. В. Думнова, М., 1924; Сценическая композиция чеховских пьес, изд. КУБС ВЛХИ, М., 1924; К вопросу об объективном истолковании художественного произведения (Психология критики), в сб. «Проблемы поэтики», М., 1925; Понятие материала и приема в теории литературы, «Звезда», 1926, II; Обнаженная формальная теория (по поводу книги Б. Энгельгардта), «На лит-ом посту», 1927, № 21; Кризис формализма, «Печать и революция», 1927, VIII; Биологический уклон в литературоведении, «На лит-ом посту», 1928, № 3; Творческие пути пролетарской литературы, «На лит-ом посту», 1928, № 9; Задачи критики, «На лит-ом посту», 1928, № 18; Форма и содержание литературно-художественного произведения, М., 1929. Большинство этих статей вошло в книгу М. Григорьева «Литература и идеология», М., 1929.

ГРИГОРЬЕВ Р.

ГРИГОРЬЕВ Рафаил. Этот лит-ый псевдоним принадлежит двум современным писателям: 1. марксисту, автору критико-биографических очерков о Горьком и Короленко (М., 1925), старому сотруднику соц.-дем. изданий и 2. беллетристке Раисе Григорьевне Лемберг-Лифшиц (1883-). Широкое внимание читательских масс и оживленную критику (от черносотенных до марксистских органов печати) вызвал написанный в 1907-1909 и вышедший в свет лишь в 1913 роман Г. «На ущербе». Здесь изображено начало распада мелкобуржуазной интеллигенции после неудачной революции, отход революционеров-попутчиков от пролетарских масс. Не характеризуя социальных взаимоотношений эпохи (пролетариат служит лишь фоном для драматических переживаний героев), этот роман отображает исторические судьбы русской интеллигенции в революции.

Библиография:

I. На ущербе, Роман, СПБ., 1913, два изд. (последнее изд., Гиз, М., 1927), Недавнее, Роман, 1915.

II. О романе «На ущербе» см. статьи Л. Н. Войтоловского, «Киевская мысль», 1913, № 43 и В. Кранихфельда, Литературные отклики. Метаморфозы, «Современный мир», кн. 3, 1913.

III. Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русск. марксистской критики, изд. 4-е, Гиз, М., 1928.

ГРИГОРЬЕВ С. Т.

ГРИГОРЬЕВ Сергей Тимофеевич (1875-) - современный детский писатель. По своей тематике произведения Г. делятся на три цикла. Первый - посвящен эпохе военного коммунизма, героическим эпизодам гражданской войны («Тонькин танк», «Белый враг», «Красный бакен»), борьбе за хлеб («С мешком за смертью») и т. д. Другая группа повестей Г. - исторические повести: «Мальчий бунт» (стачка морозовских ткачей), «Флейтщик Фалалей» (декабрьское восстание), «Берко кантонист» (быт николаевской казармы, с ее муштровкой и бесчеловечным режимом). Третья группа - рассказы Г. на технические темы («Волга и Волчок», «Радио на море Сале» и др.).

Книжки Г. всегда построены на свежем, умело собранном фактическом материале. Однако они чересчур сложны для детского читателя своей композиционной структурой и сжатостью языка. Что всего важнее, Григорьев не справляется в них с современными социальными заданиями. В «Коммуне Мак-Гила» (1926) образы коммунаров даны схематично, история создания коммуны - неубедительна. Эти темы и образы выходят за пределы социальных возможностей Г. как писателя иного класса.

Библиография:

I. Писатели (автобиографии и портреты русских прозаиков), изд. «Современные проблемы», М., 1926 (краткий биографич. очерк).

II. Григорьев М. А., Детские книги Григорьева, «Печать и революция», 1928, кн. III (характеристика творчества).

III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928.

Предыдущая страница Следующая страница