Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "Ж" (часть 1, "ЖАД"-"ЖИЗ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж" (часть 1, "ЖАД"-"ЖИЗ")

ЖАДОВСКАЯ

ЖАДОВСКАЯ Юлия Валерьяновна (1824-1883) - русская поэтесса и беллетристка. Р. в поместьи отца, чиновника особых поручений при ярославском губернаторе. Образование получила в губернском пансионе. Печаталась в «Москвитянине», «Библиотеке для чтения», «Русском вестнике», «Времени».

Лирика Ж. - «поэзия женской неволи» (Скабичевский). Основная ее тема - тягостная разлука с любимым человеком, стоящим ниже ее по сословной принадлежности и материальному достатку. «Забвенье, холод, боль пренебреженья, глубокое, немое оскорбленье, на дно души упавшее, как камень тяжелый, - все изведано глубоко». Для поэзии Ж. характерны мотивы отчаяния, горькое сознание пустоты жизни и бессилие бороться с жестокой судьбой. Не чувствуя в себе силы порвать с давящей ее атмосферой усадьбы, Ж. в то же время не пристает и к аристократическим сферам дворянства. «Средь этой ветреной, себялюбивой знати готова я рыдать неловко и некстати». Благожелательное отношение к крестьянству («Нива») и любовь к сельской природе довершают комплекс лирических мотивов Ж.

Аналогичная направленность характеризует прозу Ж. В повести «Простой случай» (1847) изображена несчастная любовь молодой девушки дворянского рода и бедного гувернера. Повести «Женская история» и «Отсталая», написанные в начале 60-х годов, выражают уже сознание необходимости самостоятельного труда для женщин. Прозаическая продукция Ж. дает богатый материал для характеристики среднепоместного патриархализма дореформенной поры.

Библиография:

I. Полное собр. сочин. в 4 тт., посмертное издание, СПБ., 1885-1886.

II. Белинский В., Сочинения, ред. С. А. Венгерова, т. XI, ст. «Взгляд на русскую литературу 1846»; Добролюбов Н., Стихотворения Ю. Жадовской, Сочинения, т. II (неск. изд.); Писарев Д., Сочинения, т. I (неск. изд.); Скабичевский А., Собр. сочин., т. II, СПБ., (несколько изд.); Иванов И., Поэзия и личность Жадовской, сб. «Почин» на 1896, М., 1896.

III. Голицын Н. Н., кн., Биографич. словарь русск. писательниц, СПБ., 1889; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910.

ЖАКОБ

ЖАКОБ Макс (Max Jacob, 1876-) - современный французский поэт и прозаик.

Типичный представитель деклассирующегося мещанства. Р. в семье французского еврея-портного, в Кемпере. Был репортером, приказчиком, столярным подмастерьем, уличным фокусником, художественным критиком. Один из наиболее видных и влиятельных поэтов-модернистов современной Франции. Впал в мистицизм и принял в 1915 католичество. Основная полоса творчества Жакоба относится к довоенному периоду, хотя печататься он начал только во время империалистической войны. Сыграл очень видную роль в создании бесфабульной линии «кубистической поэзии» и оказал огромное влияние на развившуюся после кубизма «сюрреалистическую» поэзию. Его поэзия отличается богатством аллитераций, музыкально насыщенными и капризными ассонансами, каламбурами и экстравагантной ритмикой. Ж. написал ряд маленьких поэм в прозе, усовершенствовав в этом отношении опыты Бодлера и Марселя Швоба. Оказал влияние на стиль новейшей французской прозы, приблизив ее к разговорной речи. Особенно интересны его опыты обновления фельетонного романа путем культивирования обиходной речи. Ж. прибегает часто к заостренному гротеску, и многие его вещи пронизаны болезненно саркастическим юмором. Самое характерное его произведение - «Defense de Tartuffe» - автобиографично. Ж. известен также как живописец-акварелист. Он оказал большое влияние своей эрудицией и богатой фантастикой на творчество Пикассо, с которым был связан 30-летней дружбой.

Библиография:

I. Стихи: Les allies sont en Armenie, 1916; Laboratoire central, 1921; Les penitents en maillots roses, 1925. Проза: Saint Matorel, 1909; Les Ouvres de frere Matorel, 1911; Cornet a Des, 1917; La defense de Tartuffe, 1919; Le Roi de Beotie, 1922; Filibuth, 1923; Le Terrain Bouchaballe, 1923; L’Homme en chair et l’Homme reflet, 1924; Visions infernales, 1924; Le cabinet noir, 1925. Критика: L’art poetique, 1922.

II. Cassou J., Max Jacob et la Liberte, «Nouvelle Revue Francaise», 1/IV 1928; Thomas L., Max Jacob, «Les nouvelles litteraires», 1928. См. посвященный Ж. специальный номер передов. бельг. журн. «Disque Vert».

ЖАКОВ

ЖАКОВ - см. Коми литература.

ЖАКОЛИО

ЖАКОЛИО Луи (Louis Jacolliot, 1837-1897) - французский писатель. Много путешествовал по колониальным странам, Индо-Китаю, Таити и др., побывал и в Америке. Написал ряд романов-приключений, излюбленные темы которых - колонизация и морской разбой. Патриот своей страны, идеолог ее буржуазии, он все же довольно недружелюбно относится к французским колонизаторам, не говоря уже об англичанах. Причиной этого является однако не принципиальное отрицание европейских методов колонизации, а скорее раздражение, вызванное успехами англичан, от к-рых сильно отставали французы в своей колониальной экспансии (роман «Трущобы Индии» и др.). Для Ж. характерны два типа романов:

1. роман приключенческий по существу. Особенно типична для этой группы трилогия «Грабители морей», содержащая в себе все элементы детективного романа. Описательный элемент почти отсутствует, психология героев примитивна;

2. романы, изобилующие научно-популярными сведениями, иногда совсем почти не связанными с ходом действия. Для этого типа характерна трилогия: «Берег слоновой кости», «Берег черного дерева» и «Песчаный город». В первых двух ее частях фабула все время прерывается вставками - этнографического, ботанического и географического характера, в третьей части вставлена большая глава, содержащая очерк Марокко.

Увлекательная фабула и обилие острых моментов создали Ж. популярность среди детей старшего возраста. Однако с педагогической точки зрения романы его - вредное чтение почти пинкертоновского типа. Научные же его сведения теперь сильно устарели. Поэтому появление романов Ж. на советском книжном рынке является фактом отрицательного порядка.

Библиография:

Жаколио начали у нас издавать с конца 70-х гг. отдельными книгами: Питкернское преступление, изд. «Биб-ки для чтения», СПБ., 1879; Берег черного дерева, М., 1881; Берег слоновой кости, СПБ., 1882; Песчаный город, СПБ., 1881; В трущобах Индии, М., 1890, и т. д. В 1910 Сойкин издал собр. сочин. Жаколио как бесплатное приложение к журн. «Природа и люди». Кроме упомянутых выше, вышли еще: «Факиры-очарователи», «Затерянные в океане» и др. За последние годы вышли: За свободу Индии, ред. и обработка С. Михайловой-Штерн, «Пучина», М., 1926; Берег черного дерева, М., 1927; Грабители морей, перев. Е. Батхона, «Пучина», М., 1928; Корсар Ингольф, перев. его же, изд. то же, М., 1928.

ЖАЛЮ

ЖАЛЮ Эдмон (Edmond Jaloux, 1878-) - современный французский писатель, известен гл. обр. как лит-ый критик и постоянный сотрудник «Nouvelles Litteraires», где помещает еженедельно обзоры текущей лит-ры («L’Esprit des Livres»). Начал свою деятельность как эпигон символизма и под большим влиянием Реми де Гурмона. В дальнейшем однако воспринял самые разнообразные влияния - от Бурже до Чехова и французских и английских модернистов. Ж. по существу - эклектик. Один из главных защитников либерального «космополитизма» во французской литературе, он сыграл довольно видную роль как популяризатор иностранных авторов: Чехова, Щедрина, Р. М. Рильке, Киплинга, Г. Манна, Стивенсона и др. Романы Ж., в которых он описывает преимущественно французскую интеллигенцию, лишены непосредственного жизнеощущения: в них много перепевов, чужих мыслей и подражания. От символистов он перенял узко индивидуалистическую идеологию и склонность к претенциозному эстетизму.

Библиография:

I. Главнейшие романы: L’agonie de l’amour, 1902; Le jeune homme en masque, 1906; Les sanguines, 1906; Fumees dans la campagne, 1910; Le reste est silence, 1912; L’incertaine, 1918 - лучший роман Ж.; Les amours perdus, 1919; Les barricades mysterieuses, 1920; Les profondeurs de la mer, 1922; L’amour de Cecile Fougeres, 1922; L’Alcyone, 1923; L’egarement, 1926; L’age d’or, 1926; Le reve, 1924. Критика: L’Esprit des Livres (статьи, выходят сб. с 1925); Figures etrangeres, 1925.

II. Betz M., Edmond Jaloux, «Revue de Geneve», aout 1926; Warnier R., Edmond Jaloux, «Die neueren Sprachen». Juli - August, 1927.

ЖАММ

ЖАММ Франсис (Francis Jammes, 1868-) - французский поэт, принадлежащий к школе символистов. Р. в Рурнэ, в Верхних Пиренеях. По окончании училища служил делопроизводителем у нотариуса. В 1891 Жамм дебютировал «Шестью сонетами» (Six sonnets), за которыми почти ежегодно следовали маленькие сборники его стихов. С 1896 произведения Ж. систематически выпускало изд-во «Mercure de France», которым руководила группа символистов во главе с Реми де Гурмон и Гюстав Каном. Ж. - психологист-романтик. Принципы своей поэтики он раскрывает в «Поэзии» (Poesie, 1901), где заявляет: «Форма моих стихов определена моими ощущениями». Эти ощущения связаны с окружающей его повседневной жизнью, которую поэт хочет опоэтизировать. В своих произведениях, написанных прекрасным по чистоте и музыкальности языком, Ж. выражает свою любовь к простому и наивному, чувство слитности с миром, проникнутым для Ж. «божественным началом», которому он смиренно поклоняется. Ж. сам подчеркивает связь своей поэзии с молитвой: «Господи, ты призвал меня среди людей, - восклицает он. - И вот я здесь. Я страдаю и люблю. Я говорю голосом, к-рый ты дал мне. И пишу словами, которым научил ты моих отца и мать, передавших мне их». В этом - сущность творчества Жамма: он пишет не стихи, а молитвы, акафисты и тропари. Это ярко выступает в его «Existences», «Жан Нуарэ» и в «Христианских Георгиках» (Les Georgiques chretiennes, 1911). Наибольшей известностью пользуются его «Анисовое яблочко» (Pomme d’anis, 1904), «Роман одного зайца» (Le roman d’un lievre) и «Мысль садов» (Pensee des Jardins, 1906). Театру Ж. отдал дань пьесой типа моралитэ «Бедняк» (1911). В последнее время он выпустил два романа: «Cloches pour deux mariages» (1924) и «Жано-поэт» (Janot-poete, 1929). Последний роман посвящен автором «тем, кто еще верит в поэзию». В нем Ж. выступает защитником католической религии и старается доказать силу ее благодати. Идеолог дворянства, ясно выраженный консерватор и католик, Ж. стремится утвердить ценность обыденного, повседневного существования, охладить всякие порывы к лучшему бытию, заменить отречением протест против установленного строя. Воспевая смирение и покорность, он пытается оживить память о поре дворянского господства, идеализирует - как интимные, семейные - отношения между хозяином, владельцем феода, и его подневольными рабами.

Библиография:

I. Произведения Ж., кроме указанных в тексте: De l’angelus de l’aube a l’angelus du soir, 1888-1897; Un jour, 1895; Le deuil des primeveres, 1898-1900; Elegies, La jeune fille nue, Le poete et l’oiseau, Poesies diverses, Prieres, 1901; Clairieres dans le ciel, 1902-1906: Le triomphe de la vie, 1900-1901; Ma fille Bernadette, 1910; Jean de Noarric.

II. De Regnier Henri, журн. «Mercure de France», 1897, mars; De Gourmont Remy, Les masques, livre II, 1898; Pilon Ed., Francis Jammes, «Mercure», 1907; Van Beber Ad. et Leautaud P., Poetes d’aujourd’hui, P.; Walch G., Anthologie des poetes contemporains, ed. Delagrave, 1912; Lalou, Histoire de la litterature francaise contemporaine, ed. Gres, P., 1923; Arland Marcel, Francis Jammes et sa poesie, «Nouvelle Revue Francaise», 1929, fevrier.

ЖАНЕН

ЖАНЕН Жюль (Jules Gabriel Janin, 1804-1874) - французский романист и журналист, один из популярных критиков своего времени. Был другом коммунаров Пиа и Барбье, но сам не отличался устойчивостью политических взглядов и менял их в зависимости от обстоятельств. Ж. - родоначальник той эклектической и беспринципной литературно-художественной критики, к-рая утвердилась в буржуазной печати XIX века. Из всех его критических работ только отдельные статьи о французских художниках, вошедшие в недавно составленный из работ Жанена сборник «Романтическое искусство», представляют некоторый исторический интерес и поныне.

Ж. был очень плодовит и упражнялся во многих лит-ых жанрах. Его романы имели злободневный характер и вызывали много толков благодаря своей политической тенденциозности. Они весьма любопытны, как одно из первых проявлений зап.-европейского натурализма. Ими зачитывалась передовая европейская интеллигенция. Творчество Ж., между прочим, влияло на Гоголя и «натуральную школу» 40-х гг. в России. Лучший роман Ж. «L’ane mort et la femme guillotinee» (Мертвый осел или гильотинированная женщина) был переведен в начале 30-х годов на русский яз.

Библиография:

I. La confession, 1830; Barnave, 1831; Contes fantastiques et contes litteraires, 1832; Le chemin de traverse, 1836; Contes du chalet, 1859; Oiseaux bleux, 1864. Громадное количество критических статей и монографий о лит-ре, искусстве, археологии, театре и т. д. Подробную библиографию см. во II т. «La Grande Encyclopedie». На русск. яз. перев. Телеграф Ренсийский, «Телескоп», ч. 10, 1832, № 14; Фантазии, СПБ., 1834; Дебюро. История двадцатикопеечного театра, 2 чч., СПБ., 1835; Сто тысяч-первая и последняя, Повесть, «Биб-ка для чтения», 1834, IV; Последний роман Бальзака, там же, 1835, X, и др.

II. Гиппиус Вас., Гоголь, Л., 1924; Виноградов В., Жюль Жанен и Гоголь, «Лит-ая мысль», III, Л., 1925; Patin de la Fizeliere A., Jules Janin et sa bibliotheque, 1874; Piedagnel I., J. G. Janin, 1884.

ЖАН ПОЛЬ

ЖАН ПОЛЬ - см. Рихтер.

ЖАНРИЗМ

ЖАНРИЗМ - понятие изобразительных искусств, означающее зарисовки быта и людей на фоне этого быта в характерных, часто комических подробностях внешности, костюма, положений и т. п. Ж. характерен, напр. для живописи голландского художника Теньера, для зарисовок Перова («Охотники на привале») и пр. В этом содержании понятие Ж. перешло и в историю лит-ры.

С явлением Ж. мы встречаемся, вообще говоря, далеко не всегда. Художники-психологи обходят в описываемой ими среде моменты Ж., к-рые для них безразличны. Ни Лермонтова, ни Достоевского не интересует быт, на фоне к-рого живут и действуют их герои; внимание этих писателей устремлено на человека, на сложную и противоречивую систему его поведения. Отсутствует Ж. и в авантюрной лит-ре, где он оттесняется необходимостью занимательно развернуть динамику сюжета (напр. все романы Дюма-отца). Зато пышным цветом он распускается там, где художником рисуются недра быта, причудливость и характерность его форм. Так, Ж. в изобилии имеется в ряде произведений Тургенева из крепостной («Льгов», «Контора») и мелкопоместной («Помещик») действительности, в «Войне и мире» Толстого, любовно воссоздающих аристократический быт начала прошлого века во всем многообразии его деталей (убранство комнат, картины праздника у Ростовых, эвакуация Москвы и пр.). Немало жанристских зарисовок мы найдем и во «Фрегате Паллада» Гончарова (вспомним хотя бы сделавшуюся классической параллельную характеристику англичанина и русского помещика). К видным жанристам должен быть отнесен М. Горький («На дне», «Городок Окуров») и пр. Как явствует из этих беглых примеров, Ж. вовсе не является принадлежностью какого-либо одного классового стиля: им пользуются художники различных социальных групп - аристократии, мелкопоместья, патриархальной буржуазии, разночинной интеллигенции и пр., экспозирующих быт своих социальных групп рядом сценок, описаний внешности, костюмов, жилища и т. п.

Жанристских зарисовок почти нет в лирических жанрах, они сравнительно редки и в драме, если только это не нравоописательная драма (как напр. у Островского), зато они очень часты в эпосе. Сфера бытования Ж. по преимуществу в дескриптивных жанрах - в этюде, в рассказе, в повести. Из «больших форм» им часто насыщен бытовой роман (напр. Писемский) и путешествия («Фрегат Паллада» Гончарова, «Путешествие в Арзерум» Пушкина, «Письма об Испании» Боткина и т. д.). Но особенно часты жанристские зарисовки в очерке, в физиологических (нравоописательных) очерках 40-х гг., в этнографических произведениях Даля, Максимова, в народнической лит-ре 70-х гг. и т. п.

Ж. иных беллетристов неоднократно давал критикам повод сближать их с мастерами изобразительных искусств, чаще всего живописи. Так, Гоголя за исключительное обилие и красочность его жанристских зарисовок (комнаты Манилова, Плюшкина, Ноздрева, картины Миргорода, ярмарка в Конотопе, ассамблея у городничего и т. д.) называли «русским Теньером». Любовь Гончарова к мелочам, к бытописи, к прозаическим подробностям фона давала повод для сопоставления автора «Обломова» с Доу, Ван дер Неером, Остадом и др. фламандскими живописцами. Эти параллели можно было бы развернуть и углубить. Ж. народнических очерков и Ж. передвижнической живописи - явления, выросшие из однородных классовых корней. «Глухари» Репина и изображение молотобойцев в рассказе Гаршина «Художники» питаются одной и той же надрывной психоидеологией болеющей за «народ» и отрицающей «чистое искусство» разночинной интеллигенции 70-80-х гг. Различия живописи и лит-ры в этом отношении представляют собой не различие творческого метода, а разнородность материала (в одном случае образ дан через краску, в другом - через слово). На этом примере мы лишний раз убеждаемся в том, что литературоведение изучает лишь одну из проекций того классового стиля, к-рый выражается в различных искусствах. Оперирование понятием Ж. лишний раз перебрасывает мостик между наукой о лит-ре и искусствознанием, указывая на необходимость сравнительно-социологического изучения искусств изобразительных и словесных.

ЖАНРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖАНСЕМИН

ЖАНСЕМИН Жаку (Jaquou Jansemin - на гасконском диалекте; Jaussemin - Жаусемин - на лит-ом провансальском яз.; Jasmin Jacques - Жасмэн Жак - по-французски, 1798-1864) - провансальский поэт-ремесленник, писавший на гасконском наречии, по профессии - цирульник, живший в г. Ажене. Непосредственный предшественник фелибров (см.).

Внук нищего, сын горбуна-портного и калеки-матери, обремененных многочисленным потомством, Ж. в раннем детстве сопутствовал отцу, когда тот отправлялся на свой «отхожий промысел» бродячего певца-импровизатора. Пробыв некоторое время в семинарии, Ж. становится парикмахером. К этому времени относят его первые поэтические опыты. После ряда неудачных попыток поэт находит себя в сентиментальной, мелодраматической народно-бытовой поэме, в к-рой достигает, путем величайшего напряжения творческих сил, высокого, изумительного подчас совершенства (драматичность, разнообразие ритмов, мелодика, красочность, словарь). Он очищает свой гасконский язык от наслоений французского, укрепляет в нем сочный, заимствованный у местного крестьянства лексикон и обогащает его естественным словотворчеством по аналогии.

Наиболее цветущая пора творчества Ж. приходится на 30-е и 40-е гг., эпоху между Июльской и Февральской революциями, насыщенную организационными и идеологическими исканиями французских трудящихся масс. Эти искания нашли себе, в частности, выражение в появлении ряда поэтов из среды рабочих и ремесленников. На юге Франции эти поэты были первыми пионерами литературного провансальского яз. в его новой, народной форме (Шарль Понси (см.), Луи Пелабон, Луи Астуэн, Жан Ребуль (см.)). Они писали на различных «патуа», местных диалектах. Самым выдающимся представителем этой ремесленнически-рабочей poesie patoise был Ж.

В 1830 появляется поэтическая семейная хроника Ж. «Mous Soubenis» (Мои воспоминания), высокохудожественная поэма нищего детства. В 1836 он печатает «Abuglo de Castel Cuillie» (Слепая из Кастель-Кулье), в связи с к-рой Ламартин его назвал «Гомером пролетариев» (Лонгфелло мастерски перевел ее на английский яз.). В 1842 его поэма «Франсунето» - сельская драма из эпохи религиозных войн - была восторженно встречена как Тулузской академией, так и тулузскими рабочими. В 1845 появляется его «Martro l’Inoucento» (Марта Юродивая), история юродивой нищенки. За ней следует «Lous dus bessous» (Два близнеца), - новая трактовка старого сюжета о братьях-соперниках, в духе взаимной любви и самопожертвования.

В ответ на выступление одного из своих покровителей с указаниями на обреченность гасконского наречия Ж. выступает с горячей отповедью «Г-ну депутату-министру Лафону, осудившему наш гасконский язык на смерть». В ней он формулировал настроение трудовых масс южной Франции в отношении родного яз.: A co’s la lengo del Trabal (это - яз. труда), в отличие от французского яз. - la lengo des Moussus (языка господ).

Ж. подчеркивает в своих стихах, что он «остается всегда весел и беден». Но на деле поэт с годами меняется. Своим происхождением связанный с провинциальным люмпенпролетариатом, по своей профессии, в известной мере - с личным услужением и торговлей мелкой парфюмерией, Жансемин рано подпадает под влияние духовенства. Он начинает воспевать «духовный подвиг» и «Caritat» (милосердие), благотворение, как панацею от общественных зол, в его представлении к тому же тесно связанную с религией. С другой стороны, Ж. делает из своих стихов предмет торговли «сувенирами» для знатных туристов и любителей экзотики. Свои сборники он нарочито называет «Papillotos» (Папильотки), подчеркивает, что они составлены «куафером» и приводит о них лестные отзывы. Церковь, высокопоставленные покровители, академики и власти содействуют его успехам. Сколотивши капиталец, Ж. становится собственником, обзаводится усадьбой с виноградником и плодовым садом (1845). «Ma Bigno» (Мой виноградник) - лебединая песнь его поэтического творчества. Это - гимн сельской собственности, почившей на лаврах былого труда, гимн тихой житейской пристани, обрамленной покойным пейзажем. Теперь он становится проводником охранительных идей. В «Моем винограднике» и в «Городе и деревне» (Bilo e Campagno) Ж. удерживает крестьянство от тяги в город, зараженный «новым духом», и призывает крестьянство покрепче сесть на землю. С гордостью он называет свою музу «хуторянкой», с гордостью отмечает, что первый из нищенского рода включен в списки налогоплательщиков - стал цензовиком в монархии ценза. В 1847, накануне Февральской революции 1848, Ж. печатает стихотворение «Богатый и бедный» с подзаголовком «Лжепророки», где обрушивается на тех, кто призывает к революции или сигнализирует ее приближение, и где пытается примирить социальные противоречия филантропией. После Февральской революции творчество Ж. иссякает.

Ж. - первый крупный народный эпик Франции. Творчество Ж. имело сильное и непосредственное влияние на Руманиля (см.) и Мистраля (см.) и на поднятое ими движение фелибров, стремившихся к возрождению провансальского лит-ого яз. в его новой народной форме.

Библиография:

I. Las Papillotes de Jasmin, coiffur, I-IV, Agen - P., 1835-1863; Jasmin Jacques, Ouvres completes, P., 1889.

II. Lavergne Leonce, Francounetto, poeme par Jasmin, «Revue des Deux Mondes», 1842, t. I; Labitte Ch., Marthe la Folle, poeme par Jasmin (в том же журнале), 1845, t. II; Mazade Charles, Les Deux Jumeaux, par Jasmin (в том же журнале), 1846, t. IV; Sainte-Beuve С.-A., Jasmin, «Portraits contemporains», v. II, P., 1852; Его же, Jasmin, «Causeries du Lundi», v. IV, P., 1859; Treveret, Le poete Jasmin, «Rec. Acad. Bordeaux», 1866; Rabin Leon, Jasmin, sa vie et ses Ouvres, P., 1867; Montrond, Jasmin, poete d’Agen, P., 1867; Andrieux J., Jasmin et son Ouvre, P., 1882; Ripert Emile, La Renaissance provencale, P. - Aix, 1918, pp. 334-347; Соловьев С. В., Очерки из истории новой французской и провансальской литературы, СПБ., 1914, стр. 207-219. См. также: Longfellow, Poetical Works.

ЖАНСУГУРОВ

ЖАНСУГУРОВ Ильяс (1894-) - один из видных поэтов современного Казакстана. Р. в семье скотовода-середняка, до 1920 работал в хозяйстве отца. В 1920-1921 учился на краткосрочных учительских курсах в Алма-Ате и Ташкенте, учительствовал в ауле. С 1922 Ж. регулярно сотрудничает в газетах «Тильчи», «Ак-Жол», «Жас-Алаш», в журналах «Сана», «Жетысуасли» и «Чаишар», в которых помещает свои стихи, рассказы, фельетоны. С 1925 до 1928 Ж. учился в ГИЖе. Первые стихи Ж. появились в печати в 1917; написанные под сильным влиянием Абаяонии, они носят явно националистический характер. Ж. воспевает родину, скорбит о доле казакского народа и призывает его к единству. Учоба в Москве и обозначившийся за последние годы экономический и культурный рост Казакстана изменили тематику Ж. Особенно заметно приближение к современной действительности в последних его поэмах: «От арба» - посвящена Турксибу, «Кан Песке» - о конфискации имущества казакских полуфеодалов и крупных баев, «Толгау» и др.

В казакскую лит-ру Ж. ввел ряд новых лит-ых форм, до него неизвестных. Ж. занимается также переводом на казакский яз. произведений русских и иностранных писателей (стихи Демьяна Бедного, Уткина, Голодного, турецкого писателя Назим Ихмета и др.).

Библиография:

Ложь (детская книжка), М., 1927; Саганак.

ЖАРГОН

1. условное обозначение тайного «воровского языка» французского люмпенпролетариата XV в., одним из древнейших памятников к-рого являются написанные на жаргоне баллады Вийона (Le jargon ou jabelin, maistre Francois Villon);

2. отсюда в переносном смысле обозначение вообще всякого социального диалекта, являющегося достоянием сравнительно небольшой общественной группы и воспринимаемого как отклонение от признанных нормальными форм языкового общения: Ж. преступников, проституток, бродячих торговцев, школяров, Ж. улицы. Ср. образец Ж. уличной (воровской) песни:

«Ишли два уркагана

С одесского кичмана

Домой.

Лишь только вступили

В одесскую малину,

И тут поразила им

Гроза...» (Микитенко, Уркаганы).

Введение жаргонизмов в лит-ую речь осуществляется в общих формах введения социальных диалектизмов в текст художественного произведения (см.. «Диалектология»).

Об использовании Ж. как яз. устной поэзии - см. Тюремный фольклор.

Библиография:

Ст. «Воровские языки» в БСЭ; Трахтенберг В. Ф., Блатная музыка, СПБ., 1908; Попов В. М., Словарь воровского и арестантского яз., Киев, 1912; «Блатная музыка», Словарь жаргона преступников, изд. МУУР, М., 1923; изд. 2-е, М., 1927; Смирнов Н., Слова и выражения воровского языка, выбранные из романа Вс. Крестовского «Петербургские трущобы», «Изв. Отд. русского языка и словесности Академии наук», кн. IV, СПБ., 1899; Брейтман Г. Н., Преступный мир, Киев, 1901; Сцепуро Ф., Русско-нищенский словарь, Сб. Отд. русского языка, XXI, 1881; Боржковский В., Лирники, «Киевская старина», 1889, № 9; Николайчик Ф., Отголоски мерницкого языка, «Киевская старина», 1890, № 4; Романов Е., Очерки быта нищих Могилевской губ., «Этн. об.», 1890; Романов Е., Нищенский словарь Минской губ., Сб. Отд. русского языка, XXI, 1885; Щепотьев В., Мова наших школярiв, «Етногр. Вiстник», кн. III, КиС—в, 1927; Стратен, Об арго и арготизмах, «Русский язык в советской школе»; Jagič V., Die Geheimsprachen bei den Slaven, «Sitz. d. Akad. d. Wiss.», Wien, 1896, B. 133; Kurka A., Słownik mowy złodziejskej, Lwow, 1889; Landau A., Zur polnischen Gaunersprache, «Archiv für slav. Philol.», 1902, B. 24; Kluge F., Rotwelsch, 1901; Его же, Studentensprache; Barrère A. and Leland A., Dictionary of slang. Jargon and Cant, 1889; Yve-Plessis, Bibliographie de l’argot, 1901; De la Grasserie, Étude scientifique sur l’argot, P., 1907; Saineanu L., L’argot ancien, 1455-1850, 1907; Martholdi, de, Jargon de F. Villon, 1909.

ЖАРОВ

ЖАРОВ Александр Алексеевич (1904-) - современный поэт. Р. в семье крестьянина. С 1918 до 1925 был на комсомольской работе.

Печататься начал с 1919, преимущественно в комсомольской печати. С 1922 сотрудничает почти во всех центральных органах, помещающих художественную литературу, в ряде альманахов, сборников и т. п.

Ж. является поэтом «второго призыва», выдвинувшимся на смену первым пролетарским писателям ленинградского Пролеткульта и московской «Кузницы». В противовес романтической и героической лирике периода гражданской войны, лирика Ж., как и других поэтов «второго призыва» (преимущественно комсомольцев), отразила «восстановительный» период нашего хозяйства.

Тематика первого этапа творчества Ж. разнообразна. Рядом с отдельными «героями» у Ж. - темы общего характера вплоть до «коминтерновских», но даже и в этом последнем случае они более конкретны и менее символичны, чем это было у поэтов Пролеткульта; они подчинены задачам дня, и в этом смысле поэзия Ж. в значительной своей части «календарна» - это отклик на то или иное событие советских буден или поэтическая раскраска советских праздников.

Общее настроение, к-рым проникнута поэзия Ж., - бодрый и жизнерадостный гимн революционным будням, строителям нового мира, в особенности же революционной молодежи (комсомольская тематика занимает самое большое место в поэзии Ж.):

«Радость, радость, цветы и звенья,

Буйствуй молодостью в молодежи».

Ж. остается таким же приподнятым лириком и в большинстве своих поэм, которые не столько развертывают образы и типы в их внутренней психологической сущности, сколько их лирически воспевают (если это друзья) или бичуют (если это враги - например: хулиган в «Гармони», белогвардеец Лузгин в «Азиатах» и т. д.).

Последние стихи Ж., рядом с современной пролетарской прозой широкого эпического размаха повторяющие прежние публицистические мотивы в недвижных формах ранней его поэтики, - риторичны и художественно неубедительны. Новые же мотивы, правда, свидетельствуют о некотором сдвиге поэта, но идут они в сторону от прямых путей пролетарской поэзии и несут на себе следы влияния мелкобуржуазной стихии, которая делает поэта проводником отдельных своих настроений.

Особенно сказывается этот поворот в лирике, посвященной женщине. Лирическую героиню первых стихов Ж. - комсомолку, товарища и политического борца - оттесняет женщина-самка. «Разоблачение» лирической героини, начатое в известном стихотворении «Сними, мой друг, скорее сапоги... чтоб не испортить линии ноги» - Ж. довел до конца, предложив в качестве заведующей женотделом... евангельскую блудницу Магдалину!

Ж. «оправдывал» такие настроения как неизбежные «издержки производства» при стройке нового быта, как своеобразную дань с трудом изживаемому прошлому. Так ли это - покажет будущее.

Библиография:

I. Слово о Поволжьи, М., 1921; Ледоход, М., 1921, 2-е дополн. изд., с предисл. А. В. Луначарского, М., 1925; Красная тальянка, М., 1923; изд. 2-е, М., 1925; Комсомолец, М., 1924; изд. 2-е, М., 1925; Песни юных пионеров, М., 1924; Песня о червонце, Харьков, 1924; Мастер Яков, М., 1924; Азиаты, М., 1925; Обновленная земля, М., 1925; Наш день, Харьков, 1925; Сердце горит, М., 1925; Здравствуй, жизнь, М., 1925; Гармонь, М., 1926; Избранные стихи, М., 1926; Строй, М., 1926; Рост, М. - Л., 1927; Свинец и терпенье, М., 1927; Сердце не остудишь, М., 1927; Первый том, Стихи и поэмы, М., 1928 (сюда вошло многое из печатавшегося ранее); Мекка, М., 1928; Итальянское письмо и др. стихи, М., 1928, и ряд сборников в сотрудничество с другими поэтами.

II. Беккер Мих., Поэт развертывающейся жизни, «На лит-ом посту», 1926, III; Лелевич Г., О пролетарском литературном молодняке, М., 1926; Воронский А., Литературные типы, изд. 2-е, М., 1927; Диспут «О Жарове и жаровщине» в ленинградских газетах: «Смена», «Красная газета» (веч. вып.), «Ленинградская правда» за ноябрь - декабрь 1926 (статьи Штейнмана, Тура и Блейнгардта); Против травли т. Жарова (в ответ на предыдущие статьи), «На лит-ом посту», 1927, I (за подписью секретариата ВАПП).

III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русск. марксистской критики, ред. Н. К. Пиксанова, изд. 4-е, Гиз, М., 1928.

ЖАРРИ

ЖАРРИ Альфред (Alfred Jarry, 1873-1906) - французский поэт и прозаик 90-х гг. Характерный представитель литературной богемы с ее расхлябанной сентиментальностью, кафешантанной романтикой и анархическими причудами. Легенда, созданная вокруг имени Ж., порождена скандальными похождениями, цинизмом и пьяным разгулом. Ж. особенно известен как автор небольшой комедийной пьесы в стихах «Ubu-Roi», которая в эпоху стилистической изощренности символизма и изысканности «чистой поэзии» все же несколько приближает его к действительности. Пьеса была создана с прямолинейностью и простотой народного лубка. В поэзию Ж., ворвались площадные слова с их специфической фонетикой и полнозначным смыслом. Озорство сделалось литературным фактом. «Ubu-Roi» содержит элементы политической и бытовой сатиры и смесь фанфаронства с наглой мистификацией, воплощенных в типичной фигуре главного героя. Критика того времени сравнивала эту пьесу с произведениями Свифта, Рабле, Мольера и даже Шекспира. Письмо, написанное Ж, по поводу постановки пьесы директору театра Линье Поэ, стало чуть ли не манифестом для новых театральных исканий. Намерения Ж., высказанные в этом письме, были впоследствии частично реализованы парижскими передовыми театрами - «L’Ouvre», «Theatre Libre». Идеями Ж., в свое время интересовался и театр Комиссаржевской. Анекдотически-легендарная личная жизнь Ж. заслонила собой впоследствии его творчество; лишь в последние годы его романы вызвали к себе интерес. Они оказали большое влияние на развитие идей сюрреализма. Андре Жид вывел Ж. под его настоящим именем в своем романе «Фальшивомонетчики» (русск. перев., Л., 1926).

Библиография:

I. Minutes de sable memorial, 1894; Ubu-Roi, 1896; Les jours et les nuits, 1897; L’amour en visite, 1898; L’amour absolu, 1899; Speculation, Ubu enchaine, 1891, 1900; Almanach du Pere Ubu, 1900-1901; Messaline, 1901; Surmale, 1902; La vie et les opinions du d-r Faustroll, 1903; La papesse Jeanne Pantagruel; Le moutardier du Pape, 1906.

II. Chasse, Les sources d’Ubu-Roi, 1922; Les pas perdus, 1924; Salmon A., Jarry ou le Pere Ubu en liberte, 1924; Chauveau P., Notes sur Alfred Jarry, «Mercure de France», 1/XI 1926; Rachilde, Alfred Jarry ou le surmale des lettres, 1928; Vallette A., Alfred Jarry, 1928.

ЖАСМЭН

ЖАСМЭН - см. Жансемин.

ЖДАНОВ И. Н.

ЖДАНОВ Иван Николаевич (1846-1901) - литературовед, проф. Киевского и Петербургского университетов, с 1899 - академик. Ученик М. И. Сухомлинова (см.) и О. Ф. Миллера (см.), Ж. преимущественно занимался изучением устной словесности и древней письменности («Лит-ра Слова о полку Игореве» (1880), «К литературной истории русской былевой поэзии» (магист. диссерт., 1881), «Беседа трех святителей и Joca monachorum» (1892), «Русский былевой эпос» (докт. диссерт., 1895). В своих работах Ж., под влиянием Ал-дра Веселовского (см.), с к-рым познакомился уже по окончании университета, применял сравнительно-исторический метод. Новой русской литературе, кроме отдельных статей, Жданов посвятил ряд университетских курсов (конспекты их см. в статье И. А. Кубасова в Сочин. Ж., т. II, стр. 567-600). Ж. был чужд интересам лит-ой методологии, предпочитая ей историографию лит-ры. Понимая последнюю как развернутую библиографию, Ж. посвятил ей специальный курс (1896-1897).

Библиография:

I. Сочинения Жданова, 2 тт., изд. Акад. наук, СПБ., 1907 (сюда не вошел «Русский былевой эпос», СПБ., 1895).

II-III. Автобиография, «Биограф. словарь проф. университета Св. Владимира», Киев, 1884; «Материалы для биогр. словаря действ. членов Акад. наук», ч. 1, П., 1915 (биография и исчерпывающая библиография); Чебышев А. А., Биография Жданова при II т. собр. сочин., СПБ., 1907.

ЖДАНОВ ЛЕВ

ЖДАНОВ Лев (псевдоним Льва Григорьевича Гельмана) (1864-) - романист и драматург. Ж. наиболее известен своими историческими романами: «Царь Иоанн Грозный», «В стенах Варшавы» и др.; ему принадлежат также исторические повести для юношества: «Отрок-властелин» - из жизни Петра I, «Русь на переломе», «Картины севастопольской обороны». Эти повести, как и переработанные для юношества «Царь Иоанн Грозный» (в 2 чч.), «Царь и опричники» (в 2 чч., 1906), издавались Девриеном в виде «подарочных книг» вплоть до революции. Официальная трактовка исторических фактов и квасной патриотизм, их насыщавший, вызвали отрицательное отношение к этим произведениям Ж. педагогической критики.

Библиография:

I. Собр. сочин., изд. «Прометей», СПБ., 1913-1915 (т. I-II. В стенах Варшавы, 4 чч., 1915; т. III. Осажденная Варшава, 1913; т. IV. Сгибла Польша, 1913; т. V-VI. Последний фаворит, кн. I и II, 1914; т. VII-VIII, Былые дни Сибири, кн. I и II, 1913; т. IX. Третий Рим, 1914; т. X. Грозное время, 1914; Новая Русь, 1915; Петр и Софья, 1915). Кроме того Ж. написаны: Санкт-Петербург, Историческая пьеса в 5 акт., изд. «Историч. вестник», СПБ., 1903; В сетях интриги (Два потока), Историч. роман времен Екатерины II, изд. «Освобождение», СПБ., 1913; Во дни смуты 1610-1613 гг., Историч. повесть, в 3 чч., изд. то же, СПБ., 1913; Два миллиона в год (Нищий миллионер), Сказочные были текущих дней, Фантастич. роман, изд. «Прометей», СПБ., 1913; Наследие Грозного, Историч. повесть из эпохи самозванщины, изд. М. Семенова, СПБ., 1913; Под властью фаворита, Историч. роман, изд. М. В. Попова, П., 1916; Убийство посла, Историч. роман, изд. «Посевы», П., 1917; Последний день Гогенцоллернов, Новелла, изд. «Молния», П., 1917.

II. Рецензии: «Речь», 1912, № 260 («В стенах Варшавы»); «Современник», 1912, кн. V, и «Киевская мысль», 1912, № 92 («Последний фаворит»); «Утро России», 1913, № 184 («Наследие Грозного»); Цинговатов А., «Книгоноша», 1926, № 18; Шапирштейн Е. Я., там же, 1926, № 29; Ветлин К., «На лит-ом посту», 1926, № 2 («Во власти золота»).

ЖЕЛИХОВСКАЯ

ЖЕЛИХОВСКАЯ Вера Петровна, урожд. Ган (1835-1896) - дочь писательницы, сестра теософки Блаватской, воспитывалась в аристократической полувоенной среде. Молодость провела на Кавказе и в Одессе. Ж. писала много и для взрослых и для детей, но только ее повести для детей пользовались долгое время популярностью. Большая часть их взята из кавказской жизни и кавказских легенд. Ж. всецело разделяет империалистические тенденции русского царизма. Русские изображаются цивилизаторами и благодетелями кавказских народов, кавказские горцы и грузины у Ж. - по преимуществу романтические, коварные злодеи. Повести «Князь Илико», «В татарском захолустье», «Кавказские рассказы», «За приключениями» и др. дают ложное представление и о войне с горцами и об отношениях их к русским. Ярко представлена природа Кавказа и быт его обитателей. Есть у Ж. повести и из быта русских поселенцев на Кавказе.

Лучшие ее произведения - «Как я была маленькая» и «Мое отрочество» - читались подростками до последнего времени. Они представляют яркий материал для характеристики быта аристократических кругов провинциального общества 40-х и 50-х гг. В настоящее время все эти произведения представляют только исторический интерес.

Библиография:

Голицын Н. Н., Библиографический словарь русских писательниц, СПБ., 1889; Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включ., ч. 2, СПБ., 1902; Соболев М. В., Справочная книжка для чтения детей всех возрастов, изд. 2-е, СПБ., 1907; О детских книгах, изд. «Труд», 1908; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910.

ЖЕМАЙТЕ

ЖЕМАЙТЕ (Žemaite, 1845-1921) - литовская писательница периода так наз. «национального возрождения» (см. Литовская литература). Начало ее лит-ой деятельности относится к 1897 (год появления первого рассказа в печати). До этого она жила серой крестьянской жизнью. Однако за 20 с лишним лет лит-ой деятельности Ж. успела написать множество повестей, рассказов и комедий и выдвинуться в первые ряды литовской лит-ры.

Тесно связанная с деревней, прекрасно знающая ее быт, Ж. стала наиболее популярной писательницей среди широких масс крестьянства. Особой любовью ее пользуется среднее и мелкое крестьянство. Творя в эпоху вторжения капиталистических отношений в деревню, Ж. была против ухода крестьян от земли, все ее симпатии на стороне земледельца. Рисуя забитых, некультурных, невежественных крестьян, Ж. преследовала цель их исправления. Творчество ее носит поэтому просветительный характер. Отдельные ее произведения - на грани публицистики. Язык произведений Ж. - народный, выразительный, изобилует провинциализмами (так наз. «жмудь» (zemaiciai); отсюда и имя писательницы).

Библиография:

Žemaites Rastai, t. I, ir. II, 1924, 1925; ряд мелких изданий. Ценной критической лит-ры о Ж. нет.

ЖЕМЧУЖНИКОВ

ЖЕМЧУЖНИКОВ Алексей Михайлович (1821-1908) - русский поэт. Р. в богатой дворянской семье. В своем творчестве сочетал острую сатиру с лиризмом. Обличал ложь национального самомнения и патриотизма, клеймил либералов и консерваторов, протестовал против реакционеров разных оттенков. Гражданские мотивы Ж. проникнуты этическим пафосом, неизменным стремлением к общественной справедливости. В своих сатирах будил интерес к «злобе дня» и выступал защитником общественной инициативы. Однако идея общественной справедливости у Ж. весьма абстрактна, моралистически расплывчата, лишена твердого базиса. Она отражает нравственное самосознание кающегося аристократа, стремящегося к опрощению. Последнее не обретает у Ж. практического смысла: оно разрешается эстетически, в лирическом пантеизме. Лирика Ж. не отличается яркостью красок, богатством образов, она задушевно-проста, незатейливо-правдива, созерцательно-романтична. Его лиризм принимает часто сдержанно-религиозный характер - является пантеистическим либо отвлеченно христианским - и тем самым умаляет значимость его сатирических выступлений. Совместно со своим братом и гр. А. К. Толстым Жемчужников написал сборник сатир и пародий под общим псевдонимом Козьмы Пруткова (см.).

Библиография:

I. Стихотворения, 2 тт., с автобиогр. очерком, СПБ., 1892, 1910; Песни старости (1892-1898), СПБ., 1900; Прощальные песни (1906-1907), СПБ., 1908.

II. Старосивильский С., А. М. Жемчужников, Крит. очерк его литературной деятельности, М., 1900; Вейнберг П., Жемчужников как поэт-гражданин, «Известия Отд. русского яз. и словесн Акад. наук», 1908, IV; Веселовский А. Н., А. Жемчужников, «История русской лит-ры», Под редакцией Овсянико-Куликовского, т. V; Брюсов В., Далекие и близкие, М., 1912.

III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928.

ЖЕНСКАЯ РИФМА

ЖЕНСКАЯ РИФМА - см. Рифма.

ЖЕРМЕН

ЖЕРМЕН Андре (Andre Germain, 1883-) - современный французский поэт, сын крупного парижского банкира. Воспитывался на символистах. Его поэзия проникнута декадентским мистицизмом. Во время войны он примыкал к пацифистской группе Ромэн Роллана, с к-рым связан личной дружбой. Выдвинулся после войны как лит-ый критик. Издал сборник статей о современной лит-ре «От Пруста до Дада». Ж. - большой поклонник Горького, с которым состоит в постоянной переписке, и является во Франции одним из главных его популяризаторов.

ЖЕРОМСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖИБЕР

ЖИБЕР - см. Лохвицкая.

ЖИВОПИСЕЦ

«ЖИВОПИСЕЦ» - см. Журналы русские.

ЖИВОТНЫЙ ЭПОС

ЖИВОТНЫЙ ЭПОС - см. Эпос животный.

ЖИГА

ЖИГА Иван Федорович (1895-) - современный писатель. Р. в деревне. Сын рабочего. Образование получил в церковноприходской школе. 18 лет пошел на завод молотобойцем. С 1914 начал работать в большевистском подполье. В 1915 мобилизован в армию. Активно участвовал в Февральской и Октябрьской революциях. Позднее редактировал «Колотушку» в Орехово-Зуеве, работал с рабкорами в «Правде». Участвует в «Кузнице».

Преобладающий в творчестве Ж. литературный жанр - бытовой, социально-насыщенный очерк. Для понимания идеологии и настроений современного рабочего книги Ж. дают чрезвычайно много. Им чужд тот слащавый интеллигентский пафос, к-рый мешает видеть рабочего в его реально-бытовой обстановке. Начав с обследования квартир, пройдя рабочие казармы, изучив их обитателей в дни отдыха, праздников и работы, Ж. показывает рабочего также и на производстве, за чтением газеты, на собраниях и т. п.

Перед нами художник-очеркист, привыкший рассматривать жизненные явления в их диалектическом развитии. В рабочем классе он видит различные группы, различные прослойки. Очень ценны и содержательны зарисовки, вошедшие в его книгу «Думы рабочих, заботы, дела» (изд. 2-е, «ЗИФ», М. - Л., 1928). В своих очерках Жига умело оперирует цифрами, документами, статистическими данными.

К недостаткам его творчества надо отнести несколько штампованный язык.

Библиография:

Начало. Повесть о великих днях, «Моск. рабочий», М., 1928; Новые рабочие, «Моск. рабочий», М., 1929.

ЖИД

ЖИД Андре (Andre Gide, 1869-) - французский писатель, сын известного юриста Гильома Ж., племянник экономиста Шарля Ж. Первыми произведениями Ж. были «Cahiers» (Тетради) и «Poesies d’Andre Walter» (стихотворения Андрэ Вальтера), появившиеся в 1891 и 1892.

В «Cahiers», в «Любовном стремлении» (La tentative amoureuse, 1893) и др. traites раннего периода («Повесть о нарциссе», 1892), в «Тесных вратах» (La porte etroite, 1909) раскрывается перед нами художник, основные свойства которого - глубочайшая инертность, созерцательность, сентиментальная размагниченность, пассивность, рефлексия. Своеобразный нарциссизм, самолюбование характеризуют молодого автора. В его произведениях ни к чему не стремятся и ничего не хотят. Люди Ж. не только замкнуты в самих себе, в их самосозерцании есть еще много откровенного самодовольства и достаточно крикливого эгоцентризма. Все эти вещи, как и большинство его произведений, являются «исповедями» (confessions), что еще более подчеркивает их узко-индивидуалистическую направленность.

В «Voyage d’Urien» (Путешествие Уриана, 1893), в «Nourritures terrestres» (Пища земная, 1897), в «Amyntas» (1906) этот дезактивизированный созерцатель оказывается путешественником. Юг, Восток, Италия, Африка, экзотика природы и бытовых укладов дают внешнее расширение круга представлений, но только внешнее. Продолжается развитие оснований, данных ранее. В крайне капризных, разорванных, нарочито хаотических композициях этих книг осуществляется все та же исповедь «души, утомленной своим одиночеством» (Riviere), пресыщенной буржуазной индивидуальности, превыше всего ставящей свои чувственные желания. Сверхсенсуалистичны «книги путешествий» Ж. - смакуются воспоминания о виденных городах, базарах, вокзалах, посещенных кафе и пр.: в анализе своих ощущений художник доходит до такой утонченности, что строит в одном месте дифференциальную скалу ощущений от ряда последовательно выпитых рюмок. Перед нами - дегустатор жизни, жуир. Изображения этой поры характеризует прежняя замкнутость, это - прежнее самосозерцание. В потоке «признаний» окончательно складывается основной образ Ж. - чрезвычайно обостренный индивидуализм сочетается в нем с полным отсутствием активности.

В «Болотах» (Paludes, 1895) и в «Плохо прикованном Прометее» (Le Prometee mal enchaine, 1899) - произведениях, носящих название «soties», мы встречаем наиболее полное выражение рефлексии, свойственной произведениям Ж. Это уже пародирование самого себя. Образ, раскрывшийся в ранее указанных произведениях, получает ироническую интерпретацию. В «Paludes» очень хорошо обнажен процесс дезактивизирования, утраты всякой целеустремленности, всякой полезной функции. Фарс о Прометее дан как пучок анекдотов, чем подчеркивается поверхностность, легковесность, фривольность автопародии. Это - высшая ступень самолюбования, предел нарциссизма.

В произведениях Ж. мы имеем дело с искусством буржуазии, утратившей активную функцию, устраненной от какой бы то ни было роли в производственном процессе, - буржуазии рантьерской. Сущность этого искусства - чисто потребительская. Оно - тончайшее, но совершенно бесплодное.

Однако небо не совсем безоблачно. Есть достаточно ощутимое противоречие в бытии нашего рантье-созерцателя, нарушающее гармоничность его потребительского существования. Некоторая двойственность, сказывавшаяся и раньше, проявляется уже как настоящее противоречие в «Имморалисте» (Immoraliste, 1902), «Возвращении блудного сына» (Le retour de l’enfant prodigue, 1907), «Подземельях Ватикана» (Les caves du Vatican, 1914), «Пасторальной симфонии» (La symphonie pastorale, 1919). Начинают обнажаться конфликты, к-рых не было прежде. Мишель в «Имморалисте» - человек, разъедаемый внутренней душевной борьбой; Лафкадио в «Подземельях Ватикана» мятется в поисках внутреннего равновесия, он оказывается жертвой морального закона; пастор в «Симфонии» переживает крушение всех своих надежд. Если раньше люди Ж. были инертными самосозерцателями, то теперь выясняется, что они не способны ни на какое делание. Как только болото потревожено, равновесие нарушено, обнажается, что перед нами - не люди, а слякоть, дряблые ничтожества. От О. Уайльда Ж., постоянно подчеркивающий свою близость к тому или иному традиционному лит-ому «образцу», переходит к Достоевскому. Лафкадио повторяет уже не Дориана Грея, а Раскольникова. Образ рантье, «потребляющего жизнь», рефлектирующего, приобретает на новом этапе существенно иное выражение. Здесь обнажается неустойчивость, колеблемость социальных оснований. Перед нами - симптомы кризиса.

В «Имморалисте» Ж. выходит за пределы «чистого мышления» - к хозяйственным, прозаическим основаниям бытия, данного в его произведениях. Мишель - рантье уже не в своей абстрактной, философской, беспредметной оболочке, - он дан теперь в конкретной связи с деревенскими фермами, приносящими ему доход. Здесь надо вспомнить пятую книгу «Nourritures terrestres», в которой автор патетически поэтизирует те же фермы, «Изабеллу» (Isabelle, 1911) - повесть, представляющую своеобразную буржуазно-рантьерскую интерпретацию мотивов «Вишневого сада». Интересна здесь и во многом необычная, парадоксальная автобиография Жида - «Если зерно не умрет» (Si le grain ne meurt, 1925), в к-рой дана невероятно подробная буржуазно-рантьерская генеалогия не только самого Ж., но и основного образа его произведений. Эти специфические возвращения к хозяйственным основаниям, обусловливающим всю патетику созерцательности, индивидуалистического самоуглубления, инертности, изощреннейшего сенсуализма, обнажают классовые корни творчества Жида, делают особо выпуклой, «открытой» их характеристику: рантьерская буржуазия, которая находит свое выражение в творчестве Ж., - это рантье, связанные с землевладением, рантье, теряющие свою устойчивость в современных условиях.

Бытием этой классовой группы детерминируется творчество Ж. в его закономерном развитии, специфический «натуральный» характер изображений Ж. (исключительное богатство пейзажа каждому бросается в глаза), «кризисность», противоречивость его более поздних вещей и наконец известная антикапиталистическая направленность его последних книг.

Можно констатировать в дальнейшем развитии писателя обострение противоречий - новые произведения создают впечатление кризиса, продолжающего углубляться. В этом смысле крайне характерны две книги о Конго («Voyage du Congo», 1927, и «Retour du Tchad», 1928), в к-рых автор клеймит капиталистическую цивилизацию за ее «негуманность», за ее каннибализм. Ограниченность критического напора Ж. естественна, но самый факт подобных оценок капиталистической действительности показателен. В «Фальшивомонетчиках» (Les Faux-monnayeurs, 1926) - первом романе Ж. - мы имеем развитие образов, данных в «Имморалисте», «Симфонии», «Подземельях», но в более обостренном, подчеркнутом, трагическом выражении. Книга уже подлинно пессимистична. Рефлективный характер этого романа раскрывается в том, что он обнажен в своей структуре, технология этого произведения обсуждается на страницах его самого. До известной степени это есть применение методов «Прометея» в новой обстановке. Несколько позже Ж. опубликовал специальный «Дневник фальшивомонетчиков», где подробно рассказана история рождения романа. «Фальшивомонетчики» - одна из наиболее трагических его книг, в к-рой последовательнее всего обнажена противоречивость художника, но и это не мешает роману оставаться созерцательным, рефлектирующим, пассивистским произведением.

Библиография:

I. El Hadj, P., 1899; Saul, 1902; Bethsabe, P., 1903; Pretextes (критика), Р., 1905; Corydon, P., 1911 (философск. трактат); Nouveaux Pretextes, 1911; Isabelle, P., 1912; Souvenirs de la cour d’assises, P., 1914 (мемуары); Gitanjali de R. Tagore, P., 1914; Les nouvelles Nourritures, P., 1919; Numquid et tu? P., 1922; Caracteres, P., 1922; Dostoievsky, P., 1923; Si le grain ne meurt (мемуары), Р., 1925; Morceaux choisis d’Andre Gide, P., 1921, 1926. Русск. перев. Жида: Собр. сочин., под общ. ред. М. Лозинского, А. А. Смирнова и А. Франковского, изд. «Academia» (вышли: т. I. «Имморалист». Роман, перев. А. Д. Радловой, Л., 1927; т. V. «Фальшивомонетчики», Роман, перев. и предисл. А. А. Франковского, Л., 1926); Безнравственный, Роман, перев. А. Г. Мовшенсона, изд. «Мысль», П., 1923; Подземелья Ватикана, Роман-фарс, перев. М. Бронникова, Под редакцией А. А. Смирнова и А. Н. Тихонова, изд. «Круг», М., 1927.

II. Журнальная литература о Жиде необъятна; назовем как наиболее объективные статьи: Dumont Wilden, Andre Gide, «Mercure de France», 15/XII 1909; Frederic Lefevre, Une heure avec..., 1924; Gabory G., Andre Gide, son Ouvre, P., 1924; Sonday P., Andre Gide, ed. Kra, 1927; Thibaudet Alb., Andre Gide, «Revue de Paris», 15/VIII 1927; Andre Gide - сборник из серии «Les contemporains», P., «editions du Capitole», 1928 (статьи крупнейших писателей и критиков Франции). На русск. яз.: Аннибал Л., В раю отчаяния, журн. «Весы», 1904, № 10; Гурмон Реми, де, Книга масок, СПБ., 1912; Риза-Задэ Ф., Достоевский и современная французская литература (о влиянии Достоевского, «Печать и революция», 1927, № 6) и предисл. к русск. сбор. сочин. Жида.

ЖИЗНЬ

«ЖИЗНЬ» - под этим названием разновременно издавались четыре журнала.

1. Литературный, научный и политический журнал, выходивший в Петербурге с января 1897 до мая 1901. До апреля 1899 выпускался три раза в месяц; с апреля этого года он превращается в обычный толстый ежемесячник. Редакторами-издателями были: С. Воейков (№ 1-10, 1897), Д. М. Остафьев (с мая 1897 до дек. 1898), Д. М. Остафьев и М. В. Калитин (с дек. 1898) и М. С. Ермолаев (с ноября 1899).

В первые два года своего существования журнал не имел определенного лица. Художественная литература была представлена в нем второстепенными силами, из которых более известными являлись: Лев Урванцев, В. В. Брусянин, П. В. Засодимский, К. М. Фофанов, А. А. Вербицкая, Федор Сологуб. В отделе критики помещались бесцветные статьи С. И. Поварнина, к-рый в первом же номере журнала утверждал, что «материализм побит окончательно», и противополагал идеалистические тенденции «нового поколения» поколению 60-х годов (ст. «Новогодние упования», 1897, № 1). Отмечая княжеские юбилеи, преклоняясь перед памятью «великого монарха» (т. XIX - об Александре II), журнал в то же время помещает работы К. Каутского, К. Маркса и уделяет внимание рабочему вопросу. «Жизнь» выступала против народников и отмечала роль буржуазии, которая, как утверждал Михаил Городецкий, «цепко держит в руках не только дело урожаев и хлебных цен, но и, пожалуй, судьбы всего экономического будущего России» (т. II, 400). Начиная с 1899 состав редакции и сотрудников обновляется, и журнал становится одним из органов легального марксизма. В отделе художественной лит-ры ближайшее участие начинает принимать М. Горький, который еще в 1898 поместил в журнале рассказ «Проходимец» (№№ 15 и 16), а с 1899 согласился печатать в «Жизни» почти все свои новые произведения. Вместе с Горьким в журнал влились свежие силы: Леонид Андреев, Ив. Бунин, Н. Гарин, С. Гусев-Оренбургский, Скиталец, В. Вересаев, А. Серафимович, Н. Тимковский, Е. Чириков, В. Серошевский. Чехов дал журналу одну из лучших своих повестей «В овраге». Постоянным критиком журнала становится Евг. Соловьев (Андреевич), к-рый из месяца в месяц публикует свои «Очерки текущей русской лит-ры» и, кроме того, печатает ряд статей («Сословный дух в русской лит-ре», «Семидесятые годы», «А. П. Чехов» и др.), где пытается рассмотреть явления русской литературы с точки зрения марксизма. Наряду со статьями Андреевича следует отметить работы Д. Н. Овсянико-Куликовского о Пушкине, Л. Н. Толстом, Гёте, Гейне и др. Богатым содержанием отличался научно-публицистический отдел журнала, в к-ром принимали участие Д. И. Багалей, П. Берлин, Эд. Бернштейн, Э. Вандервельде, де-Грееф, Л. Гумплович, Георг Зиммель, В. Зомбарт, А. Изгоев, К. Каутский, Л. Крживицкий, Г. Кунов, П. Маслов, Н. Рожков, П. Струве, Е. Тарле, Э. Ферри, С. Штейнберг и мн. др. Две статьи («Ответ Нежданову» и «Капитализм в сельском хозяйстве») поместил в журнале Ленин под псевдонимом Вл. Ильина. В области марксистской мысли журнал не являлся строго выдержанным органом и наряду со статьями Ленина печатал ревизионистские работы Э. Бернштейна, П. Струве и т. п. авторов. Широко и многосторонне поставлена была хроника русской и иностранной жизни. Несмотря на то, что журнал был подцензурным, он все же был закрыт после напечатания «Буревестника» Горького (апрельская книжка за 1901 была последней). В февральском номере за тот же год имеется указатель содержания журнала за 1899 и 1900 (стр. 1-18 с особ. нум.). С 1899 в «Ж.» помещались картины, рисунки, снимки со скульптур, портреты и фотографии. В 1902 выпуск ее пытались возобновить за границей в качестве «Издания социал-демократической организации Жизнь »: в Лондоне и Женеве Под редакцией В. А. Поссе было напечатано Г. А. Куклиным шесть книг журнала «Жизнь» и 12 номеров «Листков Жизни».

2. - Ежемесячный литературно-художественный, научно-популярный журнал, выходивший в СПБ. в 1906-1907 (ред.-изд. И. М. Чугунов). Журнал пытался стать «общедоступным» для всех слоев населения и наряду с лит-ым отделом отводил в каждом номере по нескольку страниц «русскому рабочему», «пахарю», с одной стороны, «старообрядцу» и «сельскому священнику» - с другой. В журнале сотрудничали второстепенные «прогрессивные» литераторы - К. Баранцевич, И. Потапенко, Г. Ардов, Н. Шебуев и др. «Ж.» успеха не имела и вскоре прекратилась.

3. - «Ежемесячный литературно-художественный и научно-популярный журнал», выходил Под редакцией В. Язвицкого (кроме него журнал подписывал Б. Кронин) в Москве, в 1922. Возникши как «проявление частной инициативы» (т-ва «Литэмуза»), журнал ставил своей задачей «содействовать восстановлению культурных связей». «Ж.» была почти целиком посвящена вопросам лит-ры, музыки, живописи и театра. Вышло всего три номера. Состав сотрудников «Ж.» был смешанный: А. Бакушинский, Н. Эфрос, П. Сакулин, Н. Пиксанов, В. Сахновский; из поэтов и беллетристов: Адалис, В. Брюсов, А. Глоба, С. Парнок, Л. Остроумов, В. Язвицкий и др.

4. - «Журнал литературы, быта и общественной жизни», вышел в Москве, в 1924, Под редакцией Дем. Бедного, Л. Сосновского и В. Фриче. Журнал предполагал «отражать быт новой России», причем, по замыслу редакции, бытовая публицистика должна была превалировать над художественной литературой. Однако «Ж.» не пошла дальше первого, очень интересно составленного номера.

Предыдущая страница Следующая страница