Наши партнеры

Купить часы в Раменском
Монтажники кондиционеров калининграда.

Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "Ж" (часть 2, "ЖИЛ"-"ЖЫТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж" (часть 2, "ЖИЛ"-"ЖЫТ")

ЖИЛКА

ЖИЛКА Владимир Адамович (1900-) - белорусский поэт. Р. в семье крестьянина, 16 лет связался с партией эсеров и примкнул к революционному движению. Вскоре после Октябрьской революции эмигрировал в Западную Белоруссию (Вильна), где издал поэму «Уяуленьне». Там же им издан второй сборник стихов «На Ростанi». После разгрома поляками националистических белорусских организаций в Вильне переехал в Чехо-Словакию, где окончил филологическое отделение Пражского университета. В 1926 вернулся обратно в Советскую Белоруссию.

Первое лит-ое выступление Ж. резко определило его как буржуазно-националистического поэта (стих.«Поклiч»,«Беларусь», 1920, № 16). В 1928 вышел его сборник стихов «З палеу Заходняй Беларусi», в к-ром собраны произведения гл. обр. периода эмиграции. Источники творчества Ж. довольно узки и обусловлены социальным положением и позицией интеллигенции, пришедшей к советской действительности с надеждой осуществить свои националистические устремления. Эмигрантская среда, в к-рой вращался Ж., наложила свой отпечаток на его творчество: элементы восхваления и идеализации богемы, индивидуализм, тщетная погоня за мифическими национальными идеалами и эстетизм - характерные черты Ж. этого периода. Ж. принадлежит ряд переводов иностранных, гл. обр. французских (Бодлер) и польских (Мицкевич), поэтов на белорусский яз.

ЖИЛЬКЭН

ЖИЛЬКЭН Иван (Iwan Gilken, 1858-1928) - бельгийский поэт. Р. в Брюсселе, получил классическое образование в институте Св. Людовика, а затем юридическое - в Лувенском университете. Служил в брюссельском Верховном суде, затем занялся лит-ой деятельностью. Жилькэн был одним из первых сотрудников журнала Макса Валлэра «Молодая Бельгия» (Jeune Belgique), а после смерти Валлэра редактировал этот журнал совместно с А. Жиро. Начиная с 1879 и до появления сборника стихов под заголовком «Ночь» (La Nuit, 1897), Ж. пережил глубокую душевную депрессию, которая сближает его с Бодлером. Ж. был убежден в полном и неизбежном развале европейской цивилизации. Под влиянием этой мысли и написана его «Ночь», к-рую первоначально он думал назвать «Конец мира» (La fin du Monde), где царит чудовищное зло, «завораживающее души, оплетая их своими щупальцами, присасываясь к душам, как пресмыкающееся, испепеляя и опаляя их подобно огненному змию». После появления этого сборника мироощущение Ж. испытывает резкий перелом. По замыслу автора «Ночь» являлась первой частью трилогии в дантовском плане. Но вместо остальных ее частей появляются новые сборники: «Вишня в цвету» (Le cerisier fleuri, 1899) и «Прометей» (Promethee, 1899). Лирико-философская депрессия Ж. принимает форму политического пессимизма, и поэт пишет повесть «Иона» (Jonas, 1900) под углом зрения конфликта между белой расой и желтой, возникающего на почве права на труд. Он предрекает европейской цивилизации гибель от Дальнего Востока, где создается Новая империя, призванная господствовать над миром. В последние годы Ж. отдается театру и сочиняет историческую трагедию «Савонарола» (Savonarole, 1900), к-рую строит на борьбе между религиозным сознанием и политическим и в к-рой ярко раскрывает психологию фанатизма (особенно удачен монолог Савонаролы с самим собой, со своей «совестью»). Это - написанная с глубоким знанием исторической обстановки драма человеческих идей, обреченных на гибель; носителем их является Савонарола, сталкивающийся с реальной силой власти в лице Медичи, с действительностью, к-рую не в силах подчинить себе мистическое сознание. В другой драме «Русские студенты» (Les etudiants russes, 1910) Ж. изображает мистически истолкованную борьбу русской революционной молодежи с царизмом. Интерес автора сосредоточивается на разладе, якобы происходящем в душе русского человека. Последний, по мнению автора, колеблется между восточным фанатизмом, утверждающим самовластье деспота, и тягой к европейской культуре. Драма эта абстрактна, не жизненна и нарочита. Творчество Ж. в целом отражает переживания мелкобуржуазной бельгийской интеллигенции, не успевшей приспособиться к быстрому росту капиталистической индустриальной культуры.

Библиография:

I. Кроме произведений, уже указанных, Ж. принадлежат сборники стихов: «Проклятие художника» (La damnation de l’artiste, 1890) и «Сумерки» (Les tenebres, 1892), критические статьи о писателях своей эпохи («La litterature en Belgique» в «Messager de Bruxelles», 1902, № 106-223) и очерк о композиторе Р. Вагнере («Revue moderne», 1883).

II. Dumont-Wilden L., Les lettres belges et la culture francaise, «Grande revue», sept., 1901; Его же, L’ame belge, «L’Occident», oct., 1905; Walch G., Anthologie des poetes francais contemporains, ed. 1912; Delagrave Liebrecht, Histoire de la litterature belge, Bruxelles, «Mercure de France», 1928.

ЖИП

ЖИП (Gyp, 1850-) - псевдоним французской писательницы, графини де Мартель.

Отличаясь большой продуктивностью, Ж. опубликовала, начиная с 1882, до ста романов и новелл, в которых изображала по преимуществу жизнь французской аристократии; она также показала себя довольно внимательным наблюдателем детского мира. Националистка, одна из главных вдохновительниц антисемитской кампании во время дрейфусиады, Ж. пользовалась успехом главным образом в крупнобуржуазной и светской, аристократической среде. Этому способствовала также и техника романов Ж. с их умело скроенной фабулой и разговорным, подделывающимся под «внелитературность» языком. - Из многочисленных произведений Ж. можно назвать: «Petit Bob», «Petit bleu», «Un rate», «Le mariage de Chiffon», «Jacquette et Zouzou», «Le cOur de Pierrette», «L’amoureux de Line» и т. д. Ж. неоднократно переводили на русский язык.

Библиография:

Русск. перев.: Жозеф, Рассказ, «Русское обозрение», 1890, VII; Неудачник, «Вестник Европы», 1891. VI-VIII; Голубенькое пятнышко, «Русское обозрение», 1892 VII; Замужество Коризы, М., 1894; Их души, СПБ., 1895 (то же, «Русская мысль», 1895, III-VI); Собр. сочин. 2 тт. изд. бр. Пантелеевых, СПБ., 1901 (т. I. Около брака, Маленький Боб; т. II. Развод Полетты, Замужество куколки); Тайна женщины, Вокруг брака, СПБ., 1901; Чего хочет женщина? СПБ., 1901; Супружеское счастье, М., 1903; Дуся, Роман, СПБ., 1909; Роман Котика, СПБ., 1911; Парижский муж, СПБ., 1912, и др.

ЖИРМУНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖИРОДУ

ЖИРОДУ Жан (Jean Giraudoux, 1882-) - французский писатель. Сын инженера, чиновник министерства иностранных дел. Первая книга Ж. («Provinciales») появилась в 1909.

Рантьерская буржуазия, значение к-рой во Франции столь велико, находит многочисленных своих выразителей в искусстве. Здесь и классики, дающие полное, развернутое, монументальное выражение мировосприятия этой социальной группы, как А. Жид или Марсель Пруст, и продолжатели, менее глубокие, но более современные в своих интерпретациях; к последним принадлежит Жироду.

«Провинциалы» (Provinciales), «Школа равнодушных» (L’ecole des indifferents, 1912), «Симон патетический» (Symon le pathetique, 1918), «Сюзанна и Тихий океан» (Suzanne et le Pacifique, 1921), «Эглантина» (eglantine, 1927) - книги, наиболее характерные для Ж., - являются выражением вполне специфической системы представлений. От совершенно неподвижных, застывших в сонном спокойствии, чисто созерцательных «Provinciales» (особенно любопытны здесь открывающие книгу этюды «Из моего окна», представляющие классическое выражение инертной созерцательности), непосредственно продолжающихся в «L’ecole des indifferents», мы переходим к «Симону» и «Эглантине», в к-рых бытие преуспевающего рантье получает изощреннейшую, можно сказать, патетическую документацию, и далее к «Сюзанне» - повести, в к-рой схема робинзонады, когда-то наполнявшаяся кипучей активностью буржуазного класса (Дефо), получает толкование, соответствующее направлению «Провинциалов», «Симона» и «Эглантины», - робинзонада оказывается рантьерской, чисто потребительской утопией.

В этих произведениях Ж. складывается образ буржуа, отвлеченного от всякой хозяйственной функции, дезактивизированного, занимающегося только потреблением благ. Симон, прежде всего заботящийся о своей прическе, или Жак (из «L’ecole»), больше всего думающий о своем костюме, Сюзанна, осмысливающая необитаемый экзотический остров как огромный будуар, или Эглантина, стремящаяся взобраться повыше по лестнице роскоши, - все это различные выражения единого мироотношения, характерного для большинства произведений Ж.

Окружающая действительность воспринята Ж. статично, в состоянии покоя, оцепенения. Здесь ничто не движется, не перемещается. Ограниченность, специфическая замкнутость видения находит свое выражение в переизощренности, нецелеустремленности, своеобразной «болотистости» стиля. Мы имеем дело все время с неспешным облюбовыванием, дегустированием вещей внешнего мира и тех бедных по содержанию эмоций и несложных поступков, к-рые входят в кругозор рантье-созерцателя. Искусство Ж. характеризуют: постоянная внутренняя заторможенность, восходящая к желанию видеть ощущение длящимся, безразличие, спокойствие, абсолютная бесцельность. Созерцательный пассивизм, социальная инертность рантьерской буржуазии находят здесь свое глубокое выражение.

Ж., дающий в своих произведениях столь последовательное выражение ее мировосприятия, как естественно ожидать, патриотичен, и «прекрасная Франция» часто выступает в его произведениях в явно шовинистическом облике. Так, «Adorable Clio» (1920), книга военных повестей, является откровенной и достаточно наглой антигерманской патриотической демонстрацией. В романе «Зигфрид и Лимузен» (Zigfried et le Limousin, 1922) - патриотическая заносчивость автора раскрывается в оценке «двух культур» (романской и германской), противоположность к-рых для Ж. очевидна.

В романе «Белла» (Bella, 1926) мы находим признаки некоторого движения, начинающейся активизации - люди, здесь выступающие, показаны в некоем живом функционировании, до какой-то степени они извлечены из созерцательного болота. Но это очень специфическое функционирование: наши старые знакомые - Симоны и Жаки - становятся бюрократами, крупными чиновниками III республики, как известно, содержащей обширную касту чиновничьей аристократии, также являющуюся своеобразной паразитарной группой. Было бы наивно представлять Ребандаров, Дюбардо и Фонтранжей - три бюрократических династии, выступающие в романе как противоположности, - не связанными теснейшим единством. Это лишь разновидности героя, восходящего к «Провинциалам», «Школе», «Симону», «Сюзанне», на новом этапе развития, в чиновничьем выражении. Мы не имеем здесь дела с катастрофическим потрясением - процесс протекает достаточно плавно - все, что содержалось в «чистом» рантье раннего периода, дано и здесь, новое качество возникает как результат количественных изменений. Персонажи романа «Белла» - это рантье, ставшие бюрократами, потребляющие блага синекур III республики.

Библиография:

I. Другие произведения Ж.: Amica, America, 1918; Juliette au pays des hommes, 1926; Eleonore, 1926; Premiere disparition de Jerome Bardini, 1926; Le Sport, 1928. На русск. яз. перев.: Дон Мануэль лентяй, Рассказ, перев. В. А. Изенберг, изд. «Сеятель», Л., 1925; Жизнь Лазаря Гота, Роман, перев. В. В. Фроловой, изд. «Прибой», Л., 1927; Бэлла, Роман, перев. З. Вершининой, предисл. И. Нусинова, Гиз, М., 1927; Зигфрид и Лимузен, Роман, перев. С. Я. Парнок и З. А. Вершининой, вступ. ст. И. М. Нусинова, Гиз, М., 1927; Святая Эстелла, Расказ, перев. Е. Рафальской, Гиз, М., 1927 («Универс. биб-ка»); Сюзанна-островитянка, Роман, перев. М. И. Барской и Л. И. Вольпин, Под редакцией Б. Лифшица, Гиз, Л., 1927; Школа равнодушных, Рассказы, перев. З. Вершининой, ред. А. Эфроса, изд. «Круг», М., 1927.

II. Жалу Э., Жан Жироду, «Современный Запад», 1924, II, IV; Нусинов И., Ст. при русск. изд. «Зигфрида и Лимузена», Гиз, 1927; Песис Б., Жан Жироду, «Новый мир», 1929, III; Рыкова Н., Жан Жироду, «На лит-ом посту», 1928, XVIII; Луначарский А. В., Театр на Западе и у нас, «Изв. ВЦИК», 15/IX 1929; Cremieux В., XX siecle, 1-e serie, 1924; Humbourg P., J. Giraudoux, P., 1926; Lalou R., Histoire de la litterature francaise contemporaine, P., 1926; Durtain L., Apres «Bella»: l’orientation de la generation actuelle, «Europe», 1926, IV; Bourdet M., J. Giraudoux, son Ouvre, P., 1929.

ЖИТИЯ СВЯТЫХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖИТКОВ

ЖИТКОВ Борис Степанович (1876-) - автор многочисленных книг для детей. Инженер-судостроитель по профессии, много видал и испытал, был штурманом парусного судна, рыбаком и т. п. Лит-ую деятельность начал в 1923 сборником рассказов «Злое море», сотрудничал также в журнале «Воробей», впоследствии «Новый Робинзон», в сборниках «Советские ребята», в настоящее время работает в журнале «Еж». Ж. далек от дидактизма и подходит к ребенку-читателю, как к равному. Беллетристические произведения его можно разделить на три группы. Первая - «Злое море» и «Ураган» - характеризуется психологической разработкой персонажей и интересом к технике: подводная лодка, дирижабль, парусник и т. п. Своеобразное построение - переброска действия с одного места на другое, малая фабульность, отсутствие главного героя, обилие описаний, лит-ый, полный намеков и недомолвок язык - вот характерные черты произведений этой группы. В произведениях второй группы - «Про слона», «Голый король» - Ж. больше ориентируется на детского читателя в смысле выбора определенных приемов - развертывание фабулы, наличие главного героя, построение эпизодами, служащими для выявления характерных особенностей героя, конкретизация материала и разговорный язык. Произведения третьей группы - «Дяденька», «Джарылгач», «Мятель» - характеризуются возвратом к психологической разработке главного героя, данного в бытовом и производственном окружении, быстрым развертыванием фабулы, концентрированностью действия и языком, оставляющим впечатление записи подлинной детской речи. Тяга автора к изображению быта усиливается («Удав», «Мятель» и др.). Ж. работает также над созданием технической и производственной книжки, широко применяя принцип конкретизации и наглядности материала («Паровозы», «Про эту книгу», «Река в упряжке», «Черные паруса» и др.). Концентрируя материал вокруг конкретного факта и вскрывая ряд процессов в их последовательной связи, Ж. в книгах этого типа умеет использовать достижения техники. Рассказывая, он вместе с тем показывает, графически подтверждает и дополняет сообщение рисунками, фотографиями, схемами, чертежами, таблицами. Педагогическое значение Ж. - в его тематике, отвечающей индустриально-производственным запросам современных детей, а также в том, что его герои, за немногими исключениями, являются представителями пролетарской среды. Его произведения дают разнообразный материал для бесед, кружковой проработки, для переключения читательского интереса от приключений к темам технического и психологического порядка и развития трудовых навыков.

Библиография:

Покровская А. К., Основные течения в современной детской лит-ре, «Работн. просвещ.», М., 1927; Она же, Эволюция поучительной и образовательной детской книги, см. «Новые детские книги», сборн. VI, изд. ИМВР, М., 1928; Некоторый эксперимент, материал в ст. Григорьевой Т. А., Беседа как метод изучения детского отношения к книге; там же, Чупырина Л. А., Беллетристические произведения Б. Житкова и отношение к ним детей (готовится к печати в сборн. VI «Новые детские книги»). Отзывы о книгах Житкова в указателях: Желобовский и Рубцова, Детская литература, «Работн. просв.», М.; Лопатина С., Художественное чтение в школе I ст., Гиз, 1928; Художественное чтение в школе I ст. в связи с работой по программам Гуса, Под редакцией Байдиной, Гакиной и Смирновой, «Работн. просвещ.», М., 1928, и в ряде педагогических и библиографических журналов.

ЖИТТЯ Й РЕВОЛЮЦИЯ

«ЖИТТЯ Й РЕВОЛЮЦИЯ» - украинский советский литературно-художественный журнал. Издается Государственным издательством Украины, печатается в Киеве, книжками в 12 печатных листов. Начал выходить в 1924 как общественно-литературный, а затем был преобразован в литетературно-художественный журнал. Сыграл крупную роль в деле организации украинских советских писателей, живущих в Киеве и на Киевщине. Одно время, когда фактическим редактором журнала был проф. Дорошкевич,«Ж. й. р.» почти окончательно превратилась в групповой орган украинских неоклассиков (Зеров, Рыльский, Лебидь и др.), поддерживавших Хвыльового в украинской лит-ой дискуссии (см. «Украинская литература»), в результате чего редакция была реорганизована и журнал превращен во внегрупповой орган советских писателей. В «Ж. й. р.» печатаются не только уже признанные пролетарские писатели, но и начинающий молодняк и попутчики. Редактирует этот орган коллегия в составе И. Лакизы, В. Пiдмогильного и М. Терещенка.

ЖМИХОВСКАЯ

ЖМИХОВСКАЯ Нариусса Габриелла (1819-1876) - польская писательница, наиболее яркая представительница так наз. «варшавских энтузиасток», проповедывавших культ энтузиазма, любви, искусства и т. п. С особой силой эта полная романтической экзальтации настроенность выразилась в произведении Ж. «Poganki» (Язычницы), где писательница поет хвалу всему выходящему за «пределы предельного». Сходные настроения окрашивают и другую вещь Ж. «Księzka Pamiatek» (Памятная книжка, 1877). Однако здесь уже чувствуется интерес к действительности, к вопросам, выдвинутым действительностью, как напр. в картине из жизни «золотой молодежи». Эта новая устремленность окончательно утверждается в творчестве Ж. (см. «Biala Roza» - «Белая роза»). Ее последние произведения: «Rozmowa przy Kominku» (Разговор у камина) и «Czy to powiesc?» (Повесть ли это?). Ж. была поборницей женской эмансипации.

ЖОВТЕНЬ

«ЖОВТЕНЬ» - см. Украинская литература

ЖОЛИНОН

ЖОЛИНОН Жозеф (Joseph Jolinon, 1887-) - современный французский романист. Написал первый во Франции спортивный роман «Le Jeune Athlete», который до войны не мог быть напечатан ни в одном из буржуазных журналов и издательств. В 1914 был мобилизован и провел всю кампанию на различных фронтах. Опыт империалистической войны помог ему осознать классовый антагонизм и несправедливость буржуазно-капиталистического общества. После войны Ж. примкнул к пацифистам, сгруппировавшимся вокруг журнала «Europe». Написал о войне весьма значительный роман «Le Valet de Gloire» (русск. перев. П. К. Губера и Левберга - Служитель славы, изд. «Сеятель», 1923), который выдвинул его в ряды лучших молодых писателей. В последующей серии романов Ж. описывает жизнь французской провинции; в них он сатирически и с большим мастерством отображает косность буржуазных нравов, религиозные предрассудки и лицемерие городского мещанства.

Библиография:

I. На русск. яз. перев. еще: Холопы славы, Избр. расск., перев. С. Я. Парнок, Гиз, М. - Л., 1926; Случай в Корпюскю, перев. под общ. ред. и с предисл. Р. Ф. Куллэ, изд., «Время», Л., 1926; Le Jeune Athlete, 1921; Le Valet de Gloire, 1923; La Tete brulee, 1924; Le Meunier contre la Ville, 1925.

II. Anthologie de la prose francaise, ed. Kra, 1926.

ЖОНГЛЕРЫ

ЖОНГЛЕРЫ (старофранцузское - «jougleor», «jongleur», из латинского «joculator» - «потешник», соответствует средневековому немецкому «spilman», английскому «minstrel» - из латинского «ministerialis» - «прислужник») - интернациональное явление феодального средневековья, бродячие сказители и певцы, часто также музыканты, фокусники и т. п., - социально пестрая группа, обслуживавшая - в противоположность куртуазным поэтам - не только владетельного сеньера и рыцаря, но и горожанина и даже крестьянина. О Ж. как явлении лит-ого быта средневековья - см. «Скоморохи». О связи Ж. с античными мимами - см. Мим. О стилевом комплексе жонглерской поэзии - см. «Шпильманская поэзия».

ЖОФФРУА

ЖОФФРУА - см. Джауфрей Рюдель.

ЖУАНДО

ЖУАНДО Марсель (Marsel Jouhandeau, 1888-) - современный французский прозаик-модернист, примыкает к группе писателей «Nouvelle Revue Francaise». Начал лит-ую деятельность 35 лет (в 1922). Его жанр - небольшие повести и рассказы, облеченные в интригующую форму; пестрая фантастика в них переплетается с самой прозаической действительностью. Стиль Ж. отличается легкостью и иронически заострен. Творчество Ж. и успех, которым он пользуется, весьма симптоматичны как отражение мистических и упадочных настроений в современной французской интеллигенции.

Библиография:

I. La Jeunesse de Theophile, 1921; Les Pincengrain, 1924; Monsieur Godeau intime, 1925; Les Terebinthes, 1926; Brigitte ou la Belle au Bois dormant, 1926.

II. Anthologie de la nouvelle prose francaise, ed. Kra, 1924.

ЖУВ

ЖУВ Пьер Жан (Pierre Jean Jouve, 1887-) - французский поэт и прозаик, представитель мелкобуржуазной интеллигенции. Принадлежал к группе унанимистов. Во время империалистической войны примыкал к пацифистам как ученик и близкий друг Р. Роллана, к-рому посвятил монографию. Не сумев преодолеть влияние христианской морали, Ж. ищет оправдания жизни в любви и сострадании. Как все ролландисты, находится под большим влиянием толстовства. Приветствуя русскую революцию (Salut a la Revolution Russe) как провозвестницу новой эры, он все же не сумел понять необходимости репрессий в отношении контрреволюционеров. Мотивы его творчества - любовь и сострадание к униженным и оскорбленным, и только в редких случаях в поэзии Ж. сквозит робкий протест против несправедливости буржуазного строя. Интеллигентское мечтательство скрещивается в ней с болезненным пессимизмом. Таковы его сборники стихов от «Presence» (1912) до «Voyage sentimental» (1923). Как художник Ж. развился под влиянием Рене Гиля и Жюля Ромэна и в оформлении своих стихов усвоил верлибризм (свободный стих). Его романы тематически и по своим настроениям близки творчеству Дюамеля. За последнее время замечается однако некоторый сдвиг в его творчестве («Le Paradis perdu», 1928, и «Hecate», роман, 1929). Освободившись несколько от влияния своих прежних учителей, он впадает в мистицизм, изощренный психологизм, переходящий в манерничанье. Ж. постигла участь большинства унанимистов: он оказался пленником очень узкой лит-ой формулы, характерной для мещанского искусства.

Библиография:

I. Стихи: Presence, 1912; Parler, 1913; Vous etes des hommes, 1915; Poemes contre le grand crime, 1915; Danse des morts, 1917; Tragiques, 1919; Voyage sentimental, 1923; Priere; Mysterieuses noces; Le Paradis perdu, 1928. Романы: Paulina, 1810 (1926); L’Hopital, 1927 (русск. перев. В. Н. Крицкой: Госпиталь, изд. «Федерация», «Круг», М., 1929); Hecate, 1929.

II. Duhamel G., Les poetes et la poesie, 1922; Rousseau A., P. J. Jouve, «L’ami du lettre», 1927. Русскую лит-ру - см. «Унанимизм».

ЖУИ

ЖУИ Жюль (Jules Jouy, 1855-1897) - французский поэт, выходец из пролетарской семьи, был в молодости маляром. Автор многочисленных народных песен на политические и общественные темы. Сотрудничал в синдикалистской и радикальной прессе, где печатал ежедневно стихи на злобу дня. Во время подготовления государственного переворота в конце 80-х годов генералом Буланже особенно выявил свой острый сатирический талант гражданского поэта и ярого защитника республиканской идеи. Его стихи быстро подхватывались и распевались на улицах Парижа. Выступал куплетистом в знаменитом монмартрском кабаре «Chat-Noir» и на эстраде кабачка «Decadents». Многие его песни были выпущены отдельными сборниками.

Библиография:

Les chansons de l’annee, 1888; Les chansons de bataille, 1889; Les chansons des joujoux, 1889; Les refrains du Chat-Noir.

ЖУК

ЖУК M. - см. статью Украинская литература.

ЖУКОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖУЛАВСКИЙ

ЖУЛАВСКИЙ Юрий (Jury Zulawsky, 1874-1915) - известный польский поэт, писатель и драматург, пробовавший также свои силы и в критических и философских этюдах («Prolegomena», 1902, «Benedykt Spinoza», 1903). Поэзия Ж. носит философический характер. Общий тон творчества Ж. определяется основными для «Молодой Польши» тенденциями: отказом от социальной тематики, презрением к действительности, устремлением в «иные миры» и пессимистической настроенностью. К наиболее популярным произведениям Ж. относятся «Na srebrnym globie» (На серебряном шаре, 1903), «Eros i Psyche». Первое представляет роман о гибели людей, перенесенных на луну; второе - драматическую фантазию о безнадежных поисках Психеи, которая находит повсюду лишь пародию на Эроса. Кроме «Эроса и Психеи», шедшей с успехом в середине 90-х годов и на русских сценах, следует назвать еще драму Ж. «Конец Мессии». В своих драматических произведениях Ж. типичный «модернист», во многом схожий с Ст. Пшибышевским. Из прочих произведений Ж. можно назвать: стихи - «Z domu niewoli» (1902), «Poezye» (4 тт., 1909), - беллетристические вещи: «Kuszenie szatana» (Искушение сатаны, 1909), «Bajka o czlowicku szesliwym» (Сказка о счастливом человеке, 1910), «Stara ziemia» (Старая земля, 1911), «Zwycigzca» (Победитель, 1910), «Laus feminae» (Похвала женщине), «Powrot Profesora Butrym» (Возвращение профессора Бутрим).

ЖУМАБАЕВ

ЖУМАБАЕВ Магжан (1896-) - казакский поэт. Происходит из зажиточной семьи. Учился в татарской средней школе, медрессе, в Омской учительской семинарии, окончил Московский литературно-художественный институт. Лит-ую деятельность начал в 1909-1910. Первый сборник стихов Ж. - «Шолпан» - вышел в 1912. До 1917 Ж. сотрудничает в газете «Казка», журнале «Айкаб» и редактирует рукописный журнал учащихся «Балапан» в Омске.

Ярый националист по политическим убеждениям, Ж. в 1917 был выдвинут казакской национальной партией «Алаш» в члены Учредительного собрания, работал в губернских комитетах партии «Алаш» и в правительстве «Алаш-орда». В своих стихах, фельетонах и отдельных публицистических статьях проповедует националистические идеи, подчас переходящие в реакционный шовинизм. После Октябрьской революции Ж. становится ярым пантюркистом. Спасение казакского народа видит в объединении всех тюркских народностей всего Востока против Октябрьской революции и Запада.

Все творчество Ж. носит сугубо политический характер. Его политическое лицо особенно ярко выражено в стихах: «Восток», «Пророк», «Свобода», «Огонь», «Израненный человек», «Товарищу», поэмах:«Эртеги»,«Батыр-Баян» и «Коркыт», в которых Ж. восхваляет прошлое казакского народа, быт старой казакской знати, идеализирует Восток, проклинает Запад и людей, вносящих раздор (классовую борьбу) в среду казаков. Освободить и облагородить казакский народ должна буржуазная интеллигенция. Как носительницу свободы Ж. приветствует Февральскую революцию - «небесную гостью» - и проклинает Октябрь, ее сменивший. «Свобода затрепетала, опять льются реки крови, снова убийства, грабежи, обман. Все подонки человеческого общества, самая низшая толпа добилась своей цели. Навозные жуки, вонючие хрюкающие свиньи своими грязными словами и действием коснулись небесной гостьи. Вонючие жуки, поганые свиньи, ваше желание сбылось. Свобода, священный ангел, уже взмахивает крыльями, чтобы улететь» («Свобода»). Покорять ненавистный Запад идет поэт - пророк Востока: «Я иду, я иду, я иду, Сын солнца - огня, потомок славных гуннов. Я пророк. Иду я, пророк, несу свет солнца, огня. Ты, Запад, жди меня и заучивай свою повинную молитву» («Пророк»).

За последние годы, в связи с укреплением советской власти в Казакстане, с ростом классового сознания трудящихся масс Ж. внешне сменил вехи. Ряд стихотворений и несколько поэм, написанных за последнее время: поэма «Жусыб-хан» (сказки из персидской жизни), «Таксан Тобы» и др. лишены прежней воинственной враждебности. Некоторые критики Казакстана даже стремятся реабилитировать Ж. перед советской общественностью. Однако в новых стихах Ж. слышатся старые ноты: клевета на революцию и отстаивание интересов байства и буржуазии.

Библиография:

I. Сборники стихов Ж. вышли тремя изд.: первое - Казань, 1912; второе - Казань, 1922; третье - Ташкент, 1923. Из педагогической лит-ры Ж.: Методика родного языка для начальных школ, М., Центриздат, 1925; Саватты бол, букварь для взрослых, изд. 4-е, Центриздат, М., 1929.

II. Аймаутов, журн. «Л. Ж.», 1925, № 5; Тогжанов, Центриздат, М., 1925.

ЖУПАНЧИЧ

ЖУПАНЧИЧ Отон (Župančič, 1878-) - современный словинский поэт-драматург. Родился в Билой Крайне - области, где распространен наиболее чистый словинский яз. Учился в Венском университете. Много путешествовал. С 1912 состоит постоянным драматургом люблянского театра. Лит-ая деятельность Ж. продолжается свыше 30 лет. Он принадлежит к поколению словинских писателей, пришедших в лит-ру под знаменем неоромантизма и символизма и сменивших старую псевдореалистическую школу. Ж. выделяется из среды не только своих современников, но и вообще находящихся в живых словинских писателей, как мастер слова, литературная деятельность к-рого оказала исключительно сильное влияние на культуру современного словинского яз.

Первые книги стихов Ж. - «Чаша опьянения» (1899), «Над равниной» (Cez plan, 1904), «Разговоры с собой» (Samogovori, 1902) - отражают сложные душевные переживания поэта. Но даже и тут сквозь субъективные и интимные переживания автора прорываются социальные мотивы. Поэт пытается осознать положение словинской народности - «страдающего миллиона» - среди окружающей его со всех сторон враждебной стихии. В поэме «Дума» Ж. с особой силой отразил трагедию этой народности, умирающей под пагубным влиянияем капитализма. Сборник стихов «В заре Вита» (1920) уже более насыщен социальными мотивами, особенно стихи, написанные во время войны, в к-рых Ж. обличает ту часть словинского общества, к-рая легко денационализировалась и примирилась с порабощением.

Но все эти протесты носят у Жупанчича типично буржуазно-интеллигентский характер. У него нет правильного понимания социальных процессов и нет социального идеала. Вместо определенных призывов к борьбе с иностранным капитализмом (Австрия, Америка) и с капиталистической экспансией он призывает к какому-то туманному «единству творческого духа». В поисках этого духа и особой «народной души» Ж. углубился в историю Словении и написал историческую трагедию в стихах «Вероника Десенишка» (1924) и сатирическую эпопею «Ерал», - по отзыву критики, самое значительное произведение Ж.

Если социальная значимость тематики Ж. слаба, то не подлежит сомнению высокая ценность его словесного мастерства. Об этом свидетельствует и тот факт, что Ж. искусно перевел 10 драм Шекспира, ряд английских, французских и итальянских классиков (Диккенс, Честертон, Мольер, Вольтер, А. Франс, Данте и др.). С именем Ж. связан значительный подъем словинской поэзии.

Библиография:

Prijatelj I., Govor o Župančiča, 1909; Cankaz Szidor, Obiski, 1920; Grafenauer, Zgodovina novejsega slovenskega slovstva, Ljubljana, 1920; Prijatelj Ivan, Slovencka knjizevnost, Beog., 1920; Wollman, Slovinske drania, Bratislava, 1925.

ЖУРБА

ЖУРБА Янук (Ивашин) - белорусский поэт. Начал печататься в 1909 в газете «Наша нiва». В период с 1909 по 1913 его стихотворения появляются в «Маладой Бе-ларусi» и других националистических изданиях. Хотя Ж. и принадлежит к плеяде «нашенивцев» (см. «Белорусская литература»), он по мотивам творчества несколько отличается от них. В его стихотворениях очень редкими являются мотивы «жур-бы i нядолi, жалобы на судьбу, недовольство, грусть, беспричинное разочарование, столь обычные в то время в белорусской мелкобуржуазной литературе. В противовес им Журба призывает к труду, к созидательной работе, к самодеятельности («Оклич»), к трезвому взгляду на жизнь («За працу»).

Оптимизм Ж. навеян однако не революционными перспективами, не призывом к борьбе за социальное и национальное освобождение, а буржуазным позитивизмом, «просветительски мирным» стремлением автора к распространению знаний в народе, приучению его к культурным формам труда, В лирике Ж. преобладают пейзаж, субъективные переживания, мотивы любви, разочарования и т. д.

В послереволюционный период вышел отдельной книгой сборник его стихов «Заранкi, ряд произведений печатался в журналах: «Маладняк», «Маладняк Калiнiншчыны», газетах «Савецкая Беларусь», «Наш працаунiк».

ЖУРНАЛ ДЛЯ ВСЕХ

«ЖУРНАЛ ДЛЯ ВСЕХ» - иллюстрированный популярный ежемесячник; начал выходить в СПБ. в 1896, под редакцией Д. А. Генике, с конца 1898 издавался В. С. Миролюбовым. Под его руководством журнал получил характер разностороннего лит-ого издания. Наряду с начинавшими тогда писателями (Леонид Андреев, Куприн, Арцыбашев, Зайцев и т. д.) в нем печатались писатели старого поколения (Станюкович, Мамин-Сибиряк и др.). Помимо художественной лит-ры «Ж. для в.» давал место и статьям научно-популярного характера (Кони, Ключевского и др.). Разносторонность и доступность его по цене (1 р. в год) создали ему массовый тираж. «Ж. для в.» был закрыт в 1907. Популярность «Ж. для в.» использовал Бенштейн, который с 1908 стал издавать «Новый журнал для всех». Первое время редактором был В. А. Поссе. «Новый журнал для всех» просуществовал до 1916.

В 1922-1925 издавался в Ленинграде «Красный журнал для всех» под редакцией Сверчкова, затем И. Флеровского и др. Наряду с беллетристикой в журнале помещались научно-популярные статьи. С сентября 1928 в Москве о-во пролетарских писателей «Кузница» стало выпускать под названием «Журнал для всех» (изд. «ЗИФ») ежемесячник лит-ры, искусства, науки и общественной жизни, в 1930 переименованный в «Пролетарский авангард». Журнал отводит большое место очеркам и статьям по вопросам рабочего быта. В советской журналистике он является опытом массового журнала, рассчитанного на читателя из пролетарско-крестьянского актива и трудовой интеллигенции.

ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

«ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ» (1834-1917) - преобразован из «Записок департамента народного образования». В журнале, наряду с официальными распоряжениями правительства и сведениями о народном образовании, публиковались научные работы по всем областям знания. Наибольшее место занимали: педагогика, история, история лит-ры, языковедение, классическая филология. В этом издании было напечатано много материалов и исследований по древней русской лит-ре. К «ЖМНП» издано несколько указателей напечатанных в нем статей (СПБ., 1899, 1903 и 1911, и ранее - за годы 1866-1891 - в самом журнале). Последняя книга (ноябрь - декабрь 1917) вышла под редакцией П. И. Лебедева-Полянского. Официальная часть содержала распоряжения Временного рабочего и крестьянского правительства: в этом же номере было опубликовано извещение, что с 1918 вместо «ЖМНП» будет выходить двухнедельный журнал «Народное просвещение», социалистический, общественно-политический, педагогический и научный орган, издаваемый Народным комиссариатом просвещения.

ЖУРНАЛЫ ДЕТСКИЕ

ЖУРНАЛЫ ДЕТСКИЕ - см. Литература для детей.

ЖУРНАЛЫ ЗАПАДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖУРНАЛЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ

ЖУРНАЛЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ - см. соответствующие национальные лит-ры.

ЖУРНАЛЫ РУССКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖУРНАЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ

«ЖУРНАЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ» - печатный орган, составляющийся и издающийся Центральной книжной палатой РСФСР (см. «Книжные палаты»). Дает информацию о текущих периодических изданиях РСФСР (журналах и газетах) и заключающихся в основных журналах статьях. Существует с 1926 (только в РСФСР). Издание распадается на две части: 1. библиографическую регистрацию статейного материала, помещенного в основных журналах, 2. полное библиографическое описание журналов и газет РСФСР («Временник периодической печати»). Статейный материал классифицируется по отраслям знания и их подразделам. В 1926 «Ж. л.» охватила описанием статьи из 179 названий журналов, в 1927 - 243, в 1928 - 278, в 1929 - 694, причем это увеличение идет гл. обр. за счет трудов ученых обществ (общее число журналов, к-рые следует расписывать - до 1 000). Расписываются в первую очередь научно- и общеполитические журналы. В 1926, 1927 и 1928 «Ж. л.» выходила 4 раза в год, в 1929 - 6 раз в год, с 1930 года - ежемесячно.

ЖЫТЕЦКИЙ

ЖЫТЕЦКИЙ - см. Украинская литература.

Предыдущая страница Следующая страница