Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "Й"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Й"

ЙОВКОВ

ЙОВКОВ Юрдан (1884-) - болгарский писатель. Жил и учился в Добрудже (Румыния). Первые произведения Й., появившиеся в печати в 1906 году, написаны под влиянием символизма. Выдающимся писателем Й. стал во время империалистической войны благодаря произведениям, посвященным войне. Стихия войны, борьба и страдания болгарских солдат - вот основное содержание его рассказов, вышедших в двух томах в 1917 и 1918. «Балкан» и «Земляци» (Земляки) - лучшие повести Й. Его социальный идеал - идеал тогдашней болгарской буржуазии, боровшейся за создание «Великой Болгарии». Й. был искренне убежден, что его идеал был идеалом не только болгарской буржуазии, но всего болгарского народа. В своих произведениях он неизменно призывает к верности, преданности и служению буржуазному государству.

Творчество Й. несет на себе печать патриотизма и однако никогда не перерастает в грубый шовинизм подобно творчеству большинства болгарских писателей военного периода. Язык его - образный, колоритный. В отношении художественной формы Й. напоминает своих учителей Гоголя и Тургенева, под исключительным влиянием к-рых развивалась в Болгарии школа художественного реализма.

Библиография:

Ангелов Б., Българска литература, част 2, София, 1924; Бадев Юрдан, Литературни зигзаги, «Златорог», кн. 19, София, 1922; Васильев Владимир, Марша на победите и смярта, «Златорог», кн. 1, год 1-й, София, 1920.

ЙОГАНСЕН

ЙОГАНСЕН Михаил Гервасиевич (1895) (в последних своих произведениях подписывается Майки) - украинский поэт и писатель. Окончил гимназию и Харьковский университет по историко-филологическому факультету. Состоял членом литорганизации «Ваплiте».

Й. с самого начала своей поэтической деятельности решительно стал на сторону Октября. Выходец из буржуазной интеллигенции, хорошо знакомый с ее идеологическими устремлениями и бытом, Й. чувствует острую ненависть к культуре и быту буржуазии. Его произведения, проникнутые глубокой симпатией к рабочему классу, сочувствием к его положению в капиталистических странах («Пора», «Тiнь на стiнцi», «Дощ»), все же написаны пером постороннего наблюдателя. Оттолкнувшись от своей среды, Й. среди рабочих чувствует себя чужаком, органически не связанным с пролетариатом. Многие его стихотворения проникнуты чувством одиночества. Беспочвенность и ненависть к культуре прошлого приводит Й. иногда к своеобразному нигилизму. Так, в своей теоретической книге «Як будуеться оповiдання» (Как строится рассказ) Й. провозглашает лозунг «искусства между чаем и зельтерской водой», считая, что все теории о социальной значимости искусства являются пережитком враждебных марксизму идеалистических систем. Книга эта встретила резкое осуждение украинской марксистской критики.

Формальный стержень поэзии Й. определить не легко; с одной стороны, на него оказал влияние Тычина, с другой - русский футуризм и особенно Петников. Й. оказал влияние на поэзию Доленго, к-рый формальные приемы Й. развил в целую систему. Поэзия Йогансена, несмотря на высокие художественные достоинства, осталась (кроме нескольких революционных стихотворений, вошедших в хрестоматии) сравнительно мало известной широкому украинскому читателю.

С 1925 Й. переходит к прозе. Первые его прозаические произведения проникнуты стремлением дать во что бы то ни стало занимательную фабулу. Но в этом отношении писатель не дал ничего оригинального. Загромождая сюжет второстепенными элементами, Й. не «сумел придать ему должной стройности, и часто сюжетные загадки остаются у него неразрешенными» (напр. в авантюрном романе «Пригоди Мак-Лейстона, Гаррi Руперта та инших», изданном Й. под псевдонимом Вецелиуса). Но уже наряду с этими произведениями Й. пишет рассказы, лежащие вне авантюрно-сюжетного плана («17 хвилин», из книги того же имени - психологический этюд). В позднейших прозаических произведениях Й. появляются многие черты, свойственные поэтике его стихотворений: игра на фонетических ассоциациях, часто приводящая к своеобразной звуковой инструментовке, лирические пейзажи и др. Параллельно с этим нужно отметить частое обнажение приемов - откровенную позу автора, «выдумывающего» своих героев и рассуждающего об этом с читателем. Высокая художественность делает последние прозаические произведения Й. несомненно значительным явлением украинской лит-ры. Й. принадлежит также несколько работ по лингвистике.

Библиография:

I. Стихотворения: Д’горi, Харкiв, 1921; Революция, Харкiв, 1923; Пролог до Комуни, Харкiв, 1924; Кроковэ коло, Киiв, 1923. Большая часть изданных стихотворений Й. собрана в книге «Дорiбок» (Харкiв, 1924) с добавлением нескольких новых. В настоящее время выходит книга новых стихотворений Й. Проза: 17 хвилин (4 рассказа), Харкiв, 1925; Пригоди Мак-Лейстона, Гаррi Руперта та инших (под псевдонимом В. Вецелiус, в 10 отдельных книжках), Харкiв, 1925; Лубяне решето, юмористические рассказы, Харкiв, 1929; Подорож людини пiд кепом (про еврейские колонии), Харкiв, 1929. Кроме того, стихотворения и проза Й. печатались в «Шляхах мистецтва», «Глобуси», «Всесвiтi», «Ваплiте», «Новiй громадi», «Червоному шляху», «Лiтературному ярмарку», «Ужi»; отдельно упомянем: Подорож ученого доктора Леонардо i його майбутньоi коханки прекрасноi Альцести у Слободську Швайцарiю, «Лiт-ий ярмарок», 1928, I, и Неймовiрнi авантури дона Хозе Перейра в Херсонськiм степу, там же, 1929, VIII. По теории лит-ры: Як будуеться оповiдання, Харкiв, 1927. По лингвистике: Фонетичнi етюди, «Науковi записки Харковськоi Н.-д. катедри мовознавства», 1927; Украинский язык, 2 статьи в кн. «Загальний курс украiньскоi мови», Под редакцией проф. Л. А. Булаховского, Харкiв, 1928; Практичний росiйсько-украiнський словник (вместе с Наконечним и Ткаченко).

II. Коряк В., Шiсть i шiсть, Харкiв, 1923; Антология украинской поэзии в русских переводах, Под редакцией А. Готлова й С. Пилипенка, Харьков, 1924 (вступит. ст. проф. А. Белецкого); эта же статья в перев. на укр. яз. издана отдельно: Бiлецький Ол., Двадцять рокiв новой украiнськоi лiрики, альм. «Плуг», Харкiв, 1924, № 1; Зеров М., Украiньска лiтература в 1923 р., «Нова громада», 1924, 17; Доленго М., Критичнi етюди, Харкiв, 1925; Коряк В., Украiньска лiтература за п’ять рокiв пролетарськоi революцii, в сб. «Органiзацiя жовтневоi лiт-ры», Харкiв, 1925, и курсы истории укр. литературы Ол. Дорошкевича, А. Шамрая и др.

III. Лейтес А. i Яшек М., Десять рокiв украiнськоi лiтератури, т. I, ДВУ, Харкiв, 1928.

Предыдущая страница Следующая страница