Ћитературна€ энциклопеди€ (в 11 томах, 1929-1939)
—татьи на букву " " (часть 14, " –џ"-" ”ћ")

¬ начало словар€

ѕо первой букве
A-Z ј Ѕ ¬ ƒ « »   Ћ ћ Ќ ќ ѕ
ѕредыдуща€ страница —ледующа€ страница

—татьи на букву " " (часть 14, " –џ"-" ”ћ")

 –џћ— »…

 –џћ— »… јгатангел (јгафангел) ≈фимович (1871-) - академик-ориенталист и украинский писатель и поэт. —ын учител€ гимназии, окончил Ћазаревский институт восточных €з. в ћоскве (1892) и историко-филологический факультет ћосковского университета; был оставлен при кафедрах обоих высших учебных заведений, впоследствии - академик ¬”јЌ; одно врем€ был непременным секретарем ¬”јЌ, но затем при перевыборах забаллотирован, т. к. при внешнем признании соввласти  . на деле поддерживал группу академика ≈фремова, основавшего в ¬”јЌ контрреволюционную организацию —¬” (—пилка вызволенн€ ”краины).

”же в ранних произведени€х  . - рассказах ЂЅатькiвське правої, Ђѕерши дебюти одного радикалаї, Ђ“а хто ж таки справдi виненї (1890) намечаетс€ отказ от традиционного дл€ украинской литературы того времени народничества;  . даже пародирует реалистически-народнические схемы, напр. в рассказе Ђ¬ народї высмеиваетс€ украинское народничество и пр. ¬ дальнейшем и по манере письма ближе всего примыкает к натуралистам (Ђ–Жз житт€ iстерикiвї, Ђћатерiали дл€ дi€гнозуї). ¬ миропонимании своем  . близок к мистицизму. ѕоследним проникнуты наиболее характерные дл€ творчества  . рассказы Ђƒивна пригодаї и Ђ¬иривки з мемуарiв одного старого грiховодиї (1894).

 . переводил √ейне, √Єте, Ѕайрона и др., а также восточных поэтов (особенно персидских).

“ворчество  . выражает психоидеологию рафинированной украинской интеллигенции в эпоху раннего декадентства в украинской литературе.

Ѕиблиографи€:

I. ќбразцы лирики  рымского в русск. перев. Ћ. —тарицкой, см. Ђ–усска€ мысльї, 1902, кн. 10. јндрiй Ћаговський, –оман, чч. 1 и 2, Ћьвов, 1905; —обрание мелких прозаических произведений  . вышло в  иеве, 1919; вошедшие в него Ђѕовiстки та ескiзи з украiнського житт€ї (1890-1894) вышли так. обр. 5-м изд., ЂЅейрутськi оповiданн€ї - 2-м изд.; Ђѕальмове гилл€ї, —обр. стих., ч. 3, изд. 1-е (преимущественно переводы),  иев, 1922; –Жсторi€ ѕерсii та ii письменства,  иев, 1923; ’афиз та його пiинi,  иев, 1924; –Жстори€ “уреччини,  иев, 1924; ѕерський театр,  иев, 1925; –Жсторi€ “уреччини та ii письменства,  иев, 1927, и мн. др.

II. ≈вшан ћ., 3 нагоди останньоi збiрки поэзiй ј.  римского, ЋЌ¬, 1909; ≈го же, ст. в Ђѕiд прапором мистецтваї,  иев, 1910; ¬ современной критической литературе - только статьи в курсах ƒорошкевича (1924) и ¬.  ор€ка и в хрестоматии ћ. ѕлевака (1923).

III. Ђ—ловарь членов ќ-ва любителей росс. словесности при ћоск. университетеї, ћ., 1911, стр. 153-159 (биогр. сведени€, основанные на его собственных показани€х, и список трудов); полный указатель научных трудов  . см. Ђ«аписки iсторично-фiлологiчного вiддiлу ”краiнськой јкадемii наукї, I,  иев, 1919; Ћейтес ј. i яшек ћ., ƒес€ть рокiв украiнськоi лiтератури, ’аркiв, 1928.

 –џћ— ќ-“ј“ј–— јя Ћ»“≈–ј“”–ј

 –џћ— ќ-“ј“ј–— јя Ћ»“≈–ј“”–ј - см. “атарские литературы.

 –џћ— ќ-“ј“ј–— »… я«џ 

 –џћ— ќ-“ј“ј–— »… я«. - см. “атарский €зык.

 –Ё…Ќ

 –Ё…Ќ —тивн (Stephan Crane, 1871-1900) - американский писатель. ≈го первый роман ЂMaggie, a Girl of the Streetsї (ћэгги, девушка с улицы) сначала (1893) был напечатан дл€ тесного кружка друзей и только в 1896 стал доступен читающей публике. ¬ 1895 вышел сборник стихов  рэйна ЂThe Black Ridders and other Linesї („ерные всадники и др.) и известнейший из его романов ЂThe Red Badge of Courage, an Episode of the American Civil Warї (јлый знак доблести. Ёпизод из гражданской войны в јмерике). Ётими произведени€ми вполне определилс€ писательский облик  ., типичного мелкобуржуазного интеллигента, увлеченного упадочническими настроени€ми fin de siecle. ¬ лице  . американский модернизм имел одного из своих €рких выразителей: романтик по темпераменту,  . зан€лс€ большими социальными проблемами под вли€нием чтени€ Ћ. “олстого, пацифистскую проповедь к-рого он сочетал с тематикой ј. Ѕирса (см.); так, в результате получилась фантастика Ђужасов войныї, к-рой  . никогда до того не видел. ѕо манере  . - импрессионист и настолько €ркий, что оказал вли€ние на р€д писателей не только американских, но и английских.  . много скиталс€. ѕоселившись в Ћондоне, он сблизилс€ с ƒж.  онрадом.  огда вспыхнула война на Ѕалканах,  . отправилс€ корреспондентом на театр военных действий, пролежал однако в госпитале в јфинах всю кампанию и писал свои корреспонденции так же, как писал книги о войне, следу€ своему воображению. ¬ойна между »спанией и —Ўј вновь увлекла его на  убу. ѕосле этой поездки  . прожил недолго. ¬се написанное  . св€зано с темой войны и страданий, к-рые он рисует напр€женно и болезненно, соответственно пессимистическому воспри€тию жизни, трагически преломл€вшейс€ в его психике Ђдекадентаї. “алант свой  . питал этой тематикой, но не имел сил разрернуть ее в большой форме. ѕоэтому  . сильнее в новелле, ставшей модной в ту эпоху Ђshort storyї, чем в романе, к-рый у него Ђновеллистиченї. —борники новелл  . имели в свое врем€ очень большой успех. –оманы  . обнаруживают его слабость перед трудност€ми большой формы. Ќе говор€ уже о первом романе, написанном в духе юношеского увлечени€ всеми проблемами до Ђпроблемы полаї и проституции включительно, немногочисленные романы  . подкупают и эмоционально-нервным протестом против жестокости и ужасов жизни, но ни глубиной социологического анализа, ни достоинствами большой эпики не блещут. ѕоэтому в насто€щее врем€ они совсем забыты, кроме разве ЂThe Red Badge of Courageї, ЂGeorge’s Motherї (ћать ƒжорджа, 1896), ЂActive Serviceї (Ќа действительной службе, 1899); новеллы же читаютс€ и перевод€тс€ и поныне.

Ѕиблиографи€:

I. јлый знак доблести, ÷икл рассказов Ђћаленький полкї, ѕовести, перев. ј. ¬.  ривцовой и ≈вг. Ћанна, вступит. ст. ≈вг. Ћанна, предисл. ƒж.  онрада, Ђ«»‘ї, ћ. - Ћ., 1930 (там же библиографи€ оригинальных изданий - 14 назв.); Ѕог юности (рассказы), перев. Ќ.  амионской, с предисл. –ут  еннель, изд. Ђќгонекї, ћ., 1929. ЂThe little Regiment and other Episods of the American Civil Warї, 1896, переиздано в Ћондоне в 1916 под загл. ЂPictures of the Warї; ЂThe Third Violetї, 1897; ЂThe open Boat and other tales of Adventuresї, 1898; ЂThe Monster and other storiesї, 1899; ЂWar is kingї, 1899; ЂWounds in the Rain, war storiesї, 1900; ЂWhilomville storiesї, 1900; ЂGreat Battle of the Worldї, 1901.

II. Boez Th., A study in American Letters, 1924; Conrad J. N., Notes on Life and Letters; Beer, Biography of St. Crane; Garland H., St. Crane as I knew him, ЂVale Reviewї, April, 1914; Wells H. C., St. Crane from an english standpoint, ЂNorth-American Reviewї, Aug., 1900; The Letters of J. Conrad to Stephen und Cora Crane, edited by Carl Bohnenberger and Noman Milchel Hill. —тать€ об этой переписке в ЂThe Bookmanї, 1929, V, VI.

 —ј¬№≈ ƒ≈ ћ≈—“–

 —ј¬№≈ ƒ≈ ћ≈—“– - см. ћестр.

 ”ЅјЋќ¬

 ”ЅјЋќ¬ - см. ќсетинска€ литература.

 ”Ѕ» ќ¬

 ”Ѕ» ќ¬ »ван Ќиколаевич (псевдоним ». Ќ. ƒементьева) (1877-) - современный литературовед.  . - один из первых критиков, вышедших из рабочей среды (бывший типографский рабочий). ƒо революции принимал участие в рабочем движении (меньшевик), позднее был преподавателем и лектором по вопросам литературы. –аботы  . посв€щены как отдельным историко-литературным проблемам (Ђ–абочий класс в русской литературеї), так и творчеству отдельных писателей (ЂЋитературные очеркиї, Ђ лассики русской литературыї, 1930). ћетодологические воззрени€  . представл€ют собой эклектическое сочетание воззрений культурно-исторической школы с марксистской фразеологией.

Ќе владе€ марксистским методом,  ., установив вли€ние одного автора на другого, не умеет правильно объ€снить его; анализы стил€, даваемые подчас  ., не выход€т за пределы импрессионистских оценок. ќдним из первых выступив против ѕереверзева,  . однако критиковал методологию последнего с позиций, далеких от точки зрени€ диалектического материализма. “ак, правильно возража€ против свойственного ѕереверзеву игнорировани€ политической надстройки,  . впадал в противоположную крайность, совершенно игнориру€ ее детерминированность социально-экономическим базисом. ќтсюда у него посто€нна€ подмена четких классовых характеристик писателей расплывчатыми квалификаци€ми: “ренев - Ђпредставитель демократической интеллигенцииї, —ерафимович - Ђстарый писатель-общественникї и т. д.

ѕредставл€€ некоторую относительную ценность на начальном этапе формировани€ марксистского литературоведени€, работы  убикова в насто€щее врем€ научного значени€ не имеют.

Ѕиблиографи€:

I. Ѕрейтбург —. ћ., ќсновные противоречи€ Ђсоциологического методаї, Ђ–усский €зык в советской школеї, 1929, I;  убиков ». Ќ., Ќесколько замечаний по поводу статьи —. Ѕрейтбурга, там же, 1929, III; Ѕрейтбург —. ћ., ѕринципиальный ответ на разрозненные замечани€ (≈ще о Ђсоциологическом методеї), там же, 1929, III; ‘едосеев √., Ёклектизм под маской ортодоксальности, Ђѕечать и революци€ї, 1930, I.

II. ћандельштам –. —., ’удожественна€ литература в оценке русской марксистской критики, ѕод редакцией Ќ.  . ѕиксанова, изд. 4-е, √из, ћ. - Ћ., 1928; ѕисатели современной эпохи, т. I, ред. Ѕ. ѕ.  озьмина, изд. √ј’Ќ, ћ., 1928.

 ”Ѕќ‘”“”–»—“џ

 ”Ѕќ‘”“”–»—“џ - см. ‘утуризм.

 ”ƒ»– ј

 ”ƒ»– ј (Vincas Kudirka, 1858-1899) - один из видных литовских писателей и публицистов конца XIX века.  . - основоположник реализма в литовской литературе.

√лавные произведени€  удирки - сатиры на царских Ђначальниковї и чиновников: ЂViršininkaiї, ЂCensuros klausimuї и др. ќн также автор р€да стихов и басен социального характера (ЂLaisvos valandosї) и многочисленных очерков, фельетонов и статей, печатавшихс€ под общим названием ЂTevynės vardaiї в основанном и редактировавшемс€  . журн. ЂVarpasї.  ак в художественных, так и в публицистических произведени€х  . выступает идеологом либеральной части кулачества, его интеллигенции и нарождающейс€ литовской буржуазии. ќн известен также своими переводами из јдама ћицкевича, Ўиллера, Ѕайрона и мн. др.

Ѕиблиографи€:

I. Vinco Kudirkos rastai (собр. сочин.), 7 тт., “ильзит, 1909.

II. ёбилейный номер журнала ЂVarpasї за 1924; Jeimanta A., Kudirka; Rimka A., Kudirka savo rastuose; Tumas J., Kudirka - Kapsas, и р€д статей в литовских периодических издани€х.

 ”ƒ–”Ќ

 ”ƒ–”Ќ (Kudrun, измененное в верхне-немецком €з. англо-фризское им€ Gudrun) - героин€ одноименного средневекового немецкого эпоса, составленного ок. 1240 в јвстрии, но сохранившегос€ только в рукописи начала XVI в. “ематически эпос распадаетс€ на два самосто€тельных сюжета - историю ’ильды, матери  . (сюжет похищени€ невесты переодетым купцом-королевичем) и историю  . (сюжет - королевна-полон€нка, превращенна€ в рабыню злой хоз€йкой и освобожденна€ прибывшими из-за мор€ родичами), к-рым предпослана в качестве Vorgeschichte истори€ отца ’ильды - ’агена (сюжет - похищение сказочной птицей отрока и его воспитание на таинственном острове).

—овпадение отдельных элементов первого сюжета с сагой о вечной битве ’oгни и ’едина из-за похищенной ’едином дочери ’oгни - ’ильды, огромное значение в развитии сюжетов обоих эпизодов, приобретаемое морским пейзажем и морскими набегами, наконец характер имен собственных - все это заставл€ет исследователей искать родины эпоса в ‘рисландии и видеть в нем отображение дофеодальной эпохи викингов; делались попытки, в насто€щее врем€ отвергаемые, св€зать эпос с солнечными мифами Ёдды.

¬ том оформлении, в к-ром он дошел до нас, эпос о  . €вл€ет все черты поздней шпильманской поэзии, в значительной степени обслуживавшей кресть€нство. ќтсюда своеобразное наслоение на первоначальный образ  . - гордой в величайшем унижении, непокорной королевны дружинного эпоса - черт кроткой страдалицы, смиренной и долготерпеливой рабыни, родн€щих ее с «олушкой (см.) и другими героин€ми народной сказки; отсюда обилие песенных (песни о полон€нке и освобождающих ее родичах) и сказочных реминисценций и типичное дл€ шпильманов прославление скоморошества в первом эпизоде; отсюда наконец многочисленные формальные соприкосновени€ эпоса о  . с Ќибелунгами (строфа  . отличаетс€ от строфы ЂЌибелунговї наличием лишнего ударени€ в 4-й строке и спондеической рифмой в 3-й и 4-й строках).

Ѕиблиографи€:

I. ѕерев. на современный немецкий €з.  . Simrock; см. также ЂЁпосї.

II. Panzer, Hilde - Gudrun, 1901.

 ”«ћ»Ќ

 ”«ћ»Ќ ћихаил јлексеевич (1875-) - поэт и беллетрист. –. в ярославле в двор€нской семье. ƒетство провел в —аратове; с 1885 жил в ѕетербурге, где училс€ в гимназии, а затем в консерватории. —овершил длительное путешествие в »талию и ≈гипет. ѕо возвращении сблизилс€ со старообр€дцами, с к-рыми ездил в поисках древних икон по северным губерни€м. ¬ печати выступил лишь в 1905. “ворчество  . знаменует процесс буржуазного перерождени€ двор€нской интеллигенции XX в. ќно выражает собой экспансию в область искусства буржуазно-помещичьего блока эпохи буржуазного подновлени€ царизма (столыпинщина), блока, восторжествовавшего после 1905, стремившегос€ к всестороннему использованию своего положени€, к утонченному наслаждению жизнью, к художественной сублимации своего быти€, к эстетизации своего быта, вариант к-рого и представл€ет Ђкларизмї  . ќтталкива€сь от упадочно-двор€нского символизма и импрессионизма,  . противопоставл€ет им тенденции кларизма (см. его декларативную статью Ђќ прекрасной €сностиї в журн. Ђјполлонї, 1910, є 4). »скусство дл€  . уже не религиозное св€щеннодействие, как у символистов, а Ђвеселое ремеслої, требующее рационального оформлени€ художественной материи, строгой логической оправданности каждой композиционной детали. ѕоэзи€  . реализует классические принципы раздельности (отчетливости, меры, стро€), гармонии, равновеси€ формы и содержани€. ƒл€ нее характерны размеренные периоды, господствует классический размер стиха - 4-стопный €мб. —тих  . не напевен; его свободные стихи близ€тс€ к разговорной речи, имеют характер интимной непринужденной беседы.  . выдвигает классический принцип четких границ жанров: Ђ...в рассказе пусть рассказываетс€, в драме пусть действуют, лирику сохраните дл€ стиховї. ѕроза у  . вновь приобретает повествовательный характер, ситуаци€ господствует над типажем, нет описани€ деталей среды, быта, обстановки, если они не необходимы дл€ хода действи€. ѕсихологизм вытесн€етс€ фабульностью, развитием занимательной интриги авантюрного романа, преобладает изображение внешних событий и предметов.  . восстанавливает начало пластической формы, предметности. ≈сли импрессионизм раствор€л вещи в потоке ощущений, а символизм изображал их лишь как ознаменовани€ потустороннего, то  узмин выдвигает значимость вещно-предметного мира самого по себе, самоценность материального, телесного, конечного, в св€зи с чем в его поэзии большую роль играет натюрморт, Ђдух мелочей прелестных и воздушныхї. ѕсихика деклассирующегос€ двор€нина, захватываемого в орбиту буржуазного мира, влекущего, но во многом еще чуждого, закрепл€етс€ у  . также в образах героев его авантюрных повестей (Ћебеф, ‘ирфакс, Ёлевсипп и др.). ’арактерные их черты: сильное чувство жизни, всепоглощающа€ жажда наслаждений, посто€нна€ готовность к авантюрам, но в то же врем€ отсутствие свободного почина, организующей воли, полагани€ каких-либо целей; действование по чужой воле, пассивное отдание себ€ потоку случайностей, направл€емых роком, влекущих их от мирного старозаветного жити€ в пеструю смену новой кипучей жизни.  . выражает психологию буржуазного виверства рантьерского типа Ђбуржуазной аристократииї и т. п.

ќсновным мотивом творчества  . €вл€етс€ радостное при€тие и утверждение мира в его данности (Ђ¬се, что случаетс€, то св€тої), беспечное, изощренное и жадное наслаждение жизнью, т€готение к Ђземномуї, Ђ€зыческомуї, чувственному (Ђ¬еселой легкости бездумного жить€, / јх, верен €, далек чудес послушных, “воим цветам, весела€ земл€!ї). «начительное место занимает у  . тема любви, к-ра€ трактуетс€ уже не как мистическое переживание в духе символизма, но как чувственна€ эротика, часто извращенна€ (апологи€ гомосексуализма в повести Ђ рыль€ї) и т. п.

Ќаиболее характерна и значительна стилизаторска€ лини€ творчества  . ќн черпает сюжетику и образность из мира александрийской культуры, –има эпохи упадка, ¬изантии, XVIII в. во ‘ранции, »талии, оттоманского ¬остока и т. д. ќсобенно показательно его т€готение к XVIII в., к –ококо. ¬ стихах и пьесах  . часты мотивы и образы пасторали, идиллии, попул€рной в XVIII в. анакреонтики, мифологические образы, трактованные как из€щные украшени€ во вкусе –ококо, восточна€ экзотика в духе балетов XVIII в. ѕереклика€сь с живописью —омова, художников Ђћира искусстваї,  . погружаетс€ в мир арлекинад, фейерверков, маркизов, любовных затей. ≈го поэзи€ усваивает легкость, жеманность, всезаполн€ющий дух утонченной эротики –ококо, стилю к-рого соответствует и палитра эпитетов  . Ќар€ду с этим главным руслом творчества у  . намечен р€д романов, рассказов, нос€щих совершенно иной характер (ЂЌежный »осифї, Ђћечтателиї, Ђ“ихий стражї, Ђѕлавающие-путешествующиеї и др.). «десь изображаетс€ современный быт буржуазных дам, чиновников, офицеров, прогоревших двор€н, патриархального купечества, старообр€дцев и т. д. Ёта малозначительна€ лини€ творчества  . продолжает традиции романов Ћескова, правда, в чрезвычайно опошленном виде.

Ѕиблиографи€:

I.  рыль€, ѕовесть, ћ., 1907 (изд. 2-е, ѕ., 1923); “ри пьесы, —ѕЅ., 1907 (конфискованы); ѕриключени€ Ёме-Ћебефа, ѕовесть, —ѕЅ., 1907; —ети, 1-€ кн. стихов, ћ., 1908, изд. 2-е (т. I —обр. сочин.), ѕ., 1915, изд. 3-е, Ѕерлин, 1923);  омедии, —ѕЅ., 1909; ѕерва€ книга рассказов, ћ., 1910; ¬тора€ книга рассказов, ћ., 1910;  уранты любви, —тихи и музыка, ћ., 1911; ќсенние озера, 2-€ кн. стихов, ћ., 1912; “реть€ книга рассказов, ћ., 1913; √лин€ные голубки, —тихи, —очин., т. III, ѕ., 1914 (изд. 2-е, Ѕерлин, 1923); ѕокойница в доме, –ассказы, —очин., т. IV, ѕ., 1914; ¬оенные рассказы, ѕ., 1915; ¬енецианские безумцы,  омеди€, ћ., 1915; ѕлавающие-путешествующие, –оман, —очин., т. VI, ѕ., 1915 (изд. 2-е, ѕ., 1923); “ихий страж, –оман, —очин., т. VII, ѕ., 1916; јнтракт в овраге, –ассказы, —очин., т. VIII, ѕ., 1916; Ѕабушкина шкатулка, –ассказы, —очин., т. II, ѕ., 1918; ƒевственный ¬иктор, –ассказы, —очин., т. IX, ѕ., 1918; ¬ожатый, —тихи, ѕ., 1918; ƒвум, —тихи, ѕ., 1918; „удесна€ жизнь »осифа Ѕальзамо, графа  алиостро, в трех кн. (Ќовый ѕлутарх, I), ѕ., 1919; «анавешенные картинки, —тихи, јмстердам, 1920; јлександрийские песни, —тихи, ѕ., 1921; Ќездешние вечера, —тихи, ѕ., 1921; Ёто, —тихи, ѕ., 1921; ¬торник ћэри, представление в 3 ч., дл€ кукол живых или дерев€нных, ѕ., 1921; Ћесок, Ћирическа€ поэма дл€ музыки с объ€снительной прозой в 3 ч., ѕ., 1922; ѕараболы, —тихи 1921-1922, ѕ., 1923; ”словности, —татьи об искусстве, ѕ., 1923; «еленый соловей, –ассказы, —очин., т. V., изд. 2-е, ѕ., 1923; Ќовый √уль, —тихи, Ћ., 1924.

II. Ѕелый ј., ст. в Ђѕеревалеї, 1907, єє 6 и 10; »ванов ¬., ст. в Ђјполлонеї, 1910, є 7; √уревич Ћ., Ћитература и эстетика, ст. Ђќ прозе  узминаї, ћ., 1912; ∆ирмунский ¬. ћ., ѕреодолевшие символизм, Ђ–усска€ мысльї, 1916, є 12; «носка-Ѕоровский ≈., ќ творчестве ћ.  узмина, Ђјполлонї, 1917, є 4-5; √оллербах Ё., –адостный путник, Ђ нига и революци€ї, 1922, 3 (15); √умилев Ќ., ѕисьма о русской поэзии, ѕ., 1923 (об Ђќсенних озерахї); Ёйхенбаум Ѕ., —квозь литературу, ст. о прозе  узмина, Ћ., 1924; √орбачев √., ќчерки современной русской литературы, Ћ., 1925.

III. ¬ладиславлев ». ¬., –усские писатели, изд. 4-е, √из, Ћ., 1924; ≈го же, Ћитература великого дес€тилети€, т. I, √из, Ћ., 1928; ѕисатели современной эпохи, т. I, ред. Ѕ. ѕ.  озьмина, изд. √ј’Ќ, ћ., 1928.

 ”«Ќ≈÷ќ¬

 ”«Ќ≈÷ќ¬ Ќиколай јдрианович (1904-1924) - пролетарский поэт, сын даниловского ткача, сам - рабочий завода Ђћоторї. — 15-ти лет - комсомолец и сотрудник комсомольской печати. — 1922 член литературных групп Ђ–абоча€ веснаї и Ђќкт€брьї. ¬ 1924 вместе с ћ. √олодным, јртемом ¬еселым и др. перешел в Ђѕеревалї. ѕерейд€ на учобу, бросил завод, выбыл из комсомола. ѕокончил самоубийством в ночь на 20/IX 1924.

¬ формально незрелых, но глубоко искренних (Ђя кусочки сердца в виде строчек положу на белые листыї) стихах  . отразилс€ переход от абстрактной героики Ђ узницыї к конкретному реалистическому пафосу Ђќкт€бр€ї. ¬месте с Ѕезыменским, ƒорониным, —ветловым и др.  . пролагает пути реалистической пролетарской лирике восстановительного периода. —тихи  . отличаютс€ не ораторской, а интимно-говорной интонацией. ѕовседневные переживани€ и быт рабочего молодн€ка воспроизведены в лирике  . с особой теплотой. ƒаже героические темы (Ђ–адио-башн€ї)  . умел окрашивать в свои задушевно-интимные тона.

ќтрыв писател€ от заводской и комсомольской среды, соприкосновение с богемой, материальна€ необеспеченность - все это обусловило острый кризис, приведший  . к катастрофе. Ётот кризис сказалс€ и в творчестве  . элементами болезненной романтики (Ђѕойманный бандитї). —амоубийство  . поставило перед пролетарской общественностью во весь рост проблему деклассировани€ рабочего литературного молодн€ка и вызвало р€д откликов как в стать€х, так и в стихах (напр. ЂЌочные встречиї —ветлова, Ђќ знамени и поросенкеї Ѕезыменского и т. д.).

Ѕиблиографи€:

I. —тихи, изд. Ђћолода€ гварди€ї, ћ., 1925; –абочее сердце, ћ., 1925.

II. Ѕариль Ћ., ѕам€ти Ќикола€  узнецова, Ђ омсомоли€ї, 1926, III;  остерин ј., Ќ.  узнецов, Ђ–абочий журналї, 1925, II; Ћелевич √., ќ пролетарском литературном молодн€ке, ћ., 1926.

 ”«Ќ»÷ј

—тать€ больша€, находитс€ на отдельной странице.

 ”«№ћџ„

 ”«№ћџ„ - см. ”краинска€ литература.

 ” ќЋ№Ќ» 

 ” ќЋ№Ќ»  Ќестор ¬асильевич (1809-1868) - русский драматург и беллетрист. ”чилс€ в нежинском лицее, был учителем русского €з. и словесности, служил в министерстве финансов и в военном министерстве. ƒебютировал в литературе в 1833 Ђдраматической фантазиейї Ђ“орквато “ассої, за которой последовал длинный р€д его пьес и повестей.

¬ творчестве  . получили чрезвычайно рельефное выражение те патриотически-нацоналистические настроени€, которые были так характерны дл€ зажиточных слоев русской буржуазии в эпоху 30-х годов и которые обусловливались подъемом ее политического самосознани€ под эгидой николаевской монархии, покровительствовавшей Ђотечественномуї капитализму. ¬месте с поэтом Ѕенедиктовым и прозаиком Ћажечниковым драматург  . €вл€етс€ одним из вождей русского буржуазного романтизма.  ак и автор ЂЋед€ного домаї,  . был одним из канонизаторов историко-патриотического жанра, прославл€ющего величие русского Ђнародаї в самые критические моменты его истории. ¬ этом плане особенно характерна пьеса  . Ђ–ука всевышнего отечество спаслаї, с чрезвычайной выспренностью изображавша€ избрание на престол ћихаила –оманова. ƒрама эта была поставлена в 1834 и произвела такой огромный эффект, что критиковавший ее Ђћосковский телеграфї Ќ. ѕолевого за этот Ђантипатриотическийї выпад подвергс€ правительственному запрещению (до нас дошла €звительна€ эпиграмма современника: Ђ„–ука всевышнего три дела совершила: отечество спасла, крест автору дала и ѕолевого задушилаї). Ќаписанна€ годом позже, драма  . Ђ н€зь ћихайло ¬асильевич —копин-Ўуйскийї еще сильнее подчеркнула националистические тенденции его классовой группы.

ƒраматические фантазии  . (Ђ“орквато “ассої, Ђƒжакобо —анназарї, Ђƒжулио ћостиї и мн. др.) по своей структуре сходны с его патриотическими драмами, изобилу€ патетическими монологами, обильными метафорами, антитезами и пр. «ащища€ в большинстве своих Ђфантазийї идею чистого искусства,  . отнюдь не оказываетс€ в противоречии со своими политическими убеждени€ми. ’арактерно, что избранна€ им тема о трагической судьбе “ассо разработана в соответствии с буржуазным генезисом его творчества. Ђ‘ранцузы - классики и рады бы вклеить “ассо в трагедию, - писал по этому поводу еще Ќ. ѕолевой, - но как? ¬едь он не король и не принц! и кто тут будет герой? “ассо - мещанин! не годитс€...ї ѕламенна€ защита “ассо чистого искусства ни в коей мере не исключала, по  ., того, что в тех случа€х, когда отечество потребует от поэта служени€ себе, последний должен настроить свою лиру на торжественно-патриотический лад.

—лава  . была недолговечна; уже Ѕелинский сурово осуждал риторику его драм. ¬ 40-х годах - эпоху окончательного разложени€ романтизма и утверждени€ Ђнатуральной школыї -  . вместе с ћарлинским и Ѕенедиктовым делаетс€ объектом насмешек передовой критики. ќдна из наиболее €звительных оценок драмы Ђ√енерал-поручик фон ѕаткульї принадлежит молодому “ургеневу; ƒостоевский пародировал Ђфантазиюї Ђƒжакобо —анназарї в своей ЂЌеточке Ќезвановойї.

ѕеру  . принадлежат кроме пьес несколько романов и множество рассказов, проводивших в историко-бытовом плане те же тенденции, но не пользовавшихс€ и малой долей попул€рности его драматургии.

Ѕиблиографи€:

I. ѕовести и рассказы, т. I и II, —ѕЅ., 1843; —очинени€, 10 тт., —ѕЅ., 1851-1853; »сторические повести, 6 кн., —ѕЅ., 1886.

II. —кабичевский ј., —очинени€, т. II (ст. ЂЌаш исторический роман в прошлом и насто€щемї); ѕанаев »., Ћитературные воспоминани€, —очин., т. VI; ѕолевой Ќ., ќчерки русской литературы, ч. 4, —ѕЅ., 1839; «аписки √линки, ћ., 1871; —акулин ѕ. Ќ., –усска€ литература, ч. 2, ћ., 1929.

III. ћезьер ј., –усска€ словесность с XI по XIX ст. включит., ч. 2, —ѕЅ., 1902.

 ” ” „»Ќ

 ” ” „»Ќ ћартин (Kukucin, 1860-1929) - псевдоним словацкого писател€ ћатве€ Ѕенцура. ѕроисходит из обедневшей земанской (помещичьей) семьи. Ќачав свою литературную де€тельность с середины 90-х гг. в эпоху господства романтико-идеалистического течени€ в словацкой литературе,  . первый повел борьбу за реализм. »м написано свыше 50 рассказов, р€д очерков, повестей и романов. »з его произведений наиболее значительными €вл€ютс€: Ђћишої (1892), ЂDies iraeї (1893) и романы Ђƒом на косогореї (Dom v strani, 1903), Ђћать зоветї. “емы его произведений весьма разнообразны. ¬ первых своих рассказах и повест€х  . зарисовывает жизнь и быт оравских и липтовецких деревень, среди к-рых долгое врем€ жил, затем после переселени€ на далматский остров Ѕраче  . пишет романы из хорватской жизни, а жив€ в ёжной јмерике - роман из жизни далматских переселенцев в јмерике. Ёта пестра€ тематика скрепл€етс€ у  . проповедью сохранени€ первоначальной Ђнародной чистотыї быта патриархальной деревни, распадающейс€ под напором капиталистической стихии. “ипичный мелкий буржуа,  . противопоставл€ет надвигающемус€ капитализму Ђнародностьї.  апитализм гибелен, он разрушает семью, заставл€ет словаков, хорватов, русинов бросать родину и денационализироватьс€.

ћногие произведени€  . переведены на сербский, чешский и италь€нский €зыки.

Ѕиблиографи€:

Prakak A., Martin Kukucin, ЂSoov. Pojladyї, 1928, VI; Novak A., Prebleohie dejiny ceske literatury, Olomauc, 1922.

 ”Ћј≈¬

 ”Ћј≈¬ —озырыко - один из крупных современных прозаиков ќсетии, член ¬ ѕ(б), секретарь ёгосјѕѕа, автор перевода на осетинский €з. Ђћолодой гвардииї, один из первых зиуовцев (зиуовцы - осетинские пролетписатели; зиу - Ђкоммунаї). —воим рассказом ЂЋюбовницаї он подн€л осетинскую прозаическую литературу на большую высоту. Ђ—тальным гигантомї  . открыл в осетинской прозе новую страницу. ’арактерные черты творчества  . - реализм, тематическа€ сращенность с проблемами социалистического строительства на всех его участках: культурном (ЂЎкола ћуссаї), индустриализации (поэма Ђ—егодн€ї), коллективизации (Ђјфсан-”аигї) и др.  . не чужда и тематика прошлого, он обрабатывает также мотивы Ђнародногої эпоса ќсетии, но и здесь остаетс€ новатором; он не только не затушевывает, а, наоборот, стараетс€ вы€вить социальные мотивы народного эпоса. ѕравда, в этой области  улаев пока слаб, он не совсем еще освободилс€ от вли€ни€ русской классической литературы, €вл€ющейс€ буквально воспитательницей всей пле€ды дореволюционных осетинских писателей, воспевавших Ђобщегорскихї, общенациональных героев (Ђѕеснь “отрадзаї). ќтсюда и Ђтеоретическиеї промахи  ., некритическое воспри€тие литературного наследи€ прошлого; бер€сь за переоценку чуждых или устарелых элементов осетинской литературы, писатель сам подпадает под их вли€ние и объективно становитс€ проводником чуждых пролетариату теорий в осетинской литературе. Ёто стало сказыватьс€ и в художественных произведени€х писател€. ѕоследние рассказы его, более совершенные по форме, менее значительны по содержанию.

Ѕиблиографи€:

I. Ћитературный журнал Ђ«»”ї, сб. рассказов ЂTaurcehtceї, ÷хинвали, 1928; Ћитературный журнал ЂFidiogї.

II. Ђ»звести€ ќсетинского нучно-исследовательского института краеведени€ї, вып. II, ст. √. √. Ѕеноева; ∆урн. ЂFidiogї, 1929, є 4, ст. ј. ј. “ибилова Ђ—тальной гигантї  улаева.

 ”Ћј’ћ≈“ќ¬

 ”Ћј’ћ≈“ќ¬ √афур (1881-1918) - татарский революционный драматург. Ѕудучи учителем в ѕороховой —лободе в  азани, с 1902 начал общение с рабочими, принимал участие в подпольных кругах большевиков, был ближайшим другом и соратником известного татарского большевика ’. ямашева (редактора первой татарской большевистской газеты Ђ”ралї в 1907). Ћитературную де€тельность начал в период революции 1905. ѕерва€ его пьеса Ђ»ке фикирї (ƒве мысли), полусимволически изображавша€ борьбу двух идей - красной и черной, борьбу, кончающуюс€ победой Ђкрасной мыслиї - пролетарской революции, - до ќкт€брьской революции была запрещена цензурой. “акже не были разрешены цензурой пьесы Ђ ем гаеплеї ( то виноват) и Ђјбу-ƒжехльї (последнюю - антирелигиозную по содержанию - изъ€ли из типографии, где она была уже наполовину набрана).

¬ напечатанной в 1908 пьесе Ђяш гумрї (ћолода€ жизнь) изображена жизнь революционной молодежи.  роме того  . написано несколько рассказов и газетных статей.

¬ своих произведени€х  улахметов, отража€ борьбу пролетариата в революции 1905, дает правильную оценку соотношению классовых сил.

 . справедливо может именоватьс€ первым татарским пролетарским писателем.

 ”Ћј÷ јя Ћ»“≈–ј“”–ј

—тать€ больша€, находитс€ на отдельной странице.

 ”Ћ»≈¬

 ”Ћ»≈¬ ћустафа (1893-) - тюркский критик-марксист, член ¬ ѕ (б). — первых лет советизации јзербайджана ведет ответственную партийно-советскую работу. Ќесколько лет подр€д был наркомом просвещени€ јзербайджана, состо€л секретарем јз.јѕѕа. ќн вел систематическую борьбу с национализмом, с проповедью чистого искусства, с упадочничеством в области литературы. «начительна€ часть статей  . последнего периода посв€щена пролетарской литературе. ѕравильно оценива€ некоторые произведени€ пролетарской литературы, он однако недостаточно правильно вскрывает классовую сущность процессов, происход€щих в пролетарской литературе и среди попутчиков:  . смешивает близких нам писателей попутчиков с пролетарской литературой.

Ћитературно-критическа€ де€тельность  . распростран€етс€ также на театр и музыкальную жизнь јзербайджана; в области музыки  . - сторонник коренной реформы музыкальной культуры и перехода от восточной музыкальной техники к европейской.  улиев несколько лет подр€д редактировал литературно-художественные и педагогические журналы.

Ѕиблиографи€:

∆урн. Ђ»иклаб ве ћеденийэтї, 1926-1930; газ. ЂЅакинский рабочийї, Ђ оммунистї (тюркский); в этих журналах разбросаны многочисленные статьи  улиева

 ”Ћ»Ў ћ. √.

 ”Ћ»Ў ћыкола √урович (1892-) - современный украинский писатель и драматург. –. в бедн€цкой кресть€нской семье, училс€ в сельской школе, затем в городском училище и в прогимназии, экстерном сдал экзамен за курс гимназии. ”частвовал в империалистической войне (1915-1917); член компартии. — 1925 - исключительно на литературной работе. Ѕыл (1924-1925) членом лит-ой организации Ђ√артї (см.), затем вместе с ’выльовым (см.) и др. вышел из нее и стал во главе Ђ¬аплiтеї (см.), раздел€€ с руковод€щим €дром этой группы националистические ее тенденции (теорию Ђборьбы двух культурї). ѕосле самоликвидации Ђ¬аплiтеї (1928)  . вместе с основным ее €дром участвует в альманахе ЂЋiтературний €рмарокї, где эта группа, возглавл€ема€ ’выльовым, играла руковод€щую роль. ќдновременно  . принимает активное участие в о-ве драматургов Ђ орелiсї и в работе театра ЂЅерезiльї. ѕосле прекращени€ ЂЋiтературного €рмаркаї, в к-ром тенденции Ђ¬аплiтеї также находили некоторое отражение,  . вместе с ’выльовым и др. образуют новую литературную организацию Ђѕролiтфронтї (1928), вошедшую в федерацию пролетарских писателей.

ѕроизведением, сразу создавшим  . крупное литературное им€, была пьеса Ђ97ї (1925). ѕьеса эта, проникнута€ революционным пафосом, изображает борьбу комитета незаможных сел€н с голодом и кулачеством в период 1920-1922. ¬ысока€ художественность, €рка€ правдивость образов и положений делают Ђ97ї одним из крупнейших художественных произведений революционной эпохи. “ак же насыщена пафосом революции и верой в ее непреодолимость и друга€ пьеса  . - Ђ омуна в степахї.

—о вхождением  . в Ђ¬аплiтеї совпадает некоторое изменение в характере его творчества - переход от патетики революции к критике современного советского быта.  омеди€  . Ђ’улио-’урынаї - сильно сгущенный шарж на советскую Ђпровинциюї. «десь автор показывает прикрытую советскими €рлычками уездную обывательщину. ѕоследующа€ трагикомеди€ ЂЌароднiй ћалахiйї (1928-1929) показывает столкновение мелкобуржуазных идеалов с советской действительностью, с пролетарской диктатурой. ѕреобладание трагического элемента в первых редакци€х пьесы, €вное сочувствие автора к потерпевшему крах мелкому буржуа, наличие р€да идеологически двусмысленных положений и реплик вызвали большие споры вокруг произведений  . ќсобенно много споров вызвала пьеса Ђћина ћазайлої, в к-рой объектом комедийно-сатирической художественной интерпретации €вл€етс€ борьба между великорусским и украинским шовинизмом в быту служилой мещанской обывательщины.  роме некоторой искусственности положений, обусловливаемой преувеличением значени€ национальной проблемы дл€ самосознани€ отображаемой среды, существенный идеологический порок пьесы - пропаганда национального культуртрегерства в советских услови€х.

¬ области формальных достижений дл€  улиша характерен гибкий и выразительный диалог.

Ѕиблиографи€:

I. ’мурий ¬., ћикола  улиш, ЂЌове мистецтвої, 1925, є 3; —молич ё., ƒраматичне письменство наших днiв, Ђ„ервоний шл€хї, 1927, є 4, и др.

II. Ћейтес ј. i яшек ћ., ƒес€ть рокiв украiнськоi лiтератури (1917-1927), том I, ’аркiв, 1928.

 ”Ћ»Ў ѕ. ј.

—тать€ больша€, находитс€ на отдельной странице.

 ”ЋЋ≈Ќ

 ”ЋЋ≈Ќ  аунти (Countee Cullen, 1901-) - американский поэт, негр. –. в Ќью-»орке, воспитывалс€ в консервативной среде методистской секты.  ончил Ќью-иоркский университет. ¬ 1925 выходит первый сб. стихов  . Ђ÷ветї (Colour), выдвинувший  . в первые р€ды молодых негрит€нских поэтов. ¬ 1927 по€вл€етс€ его второй сб. Ђћедное солнцеї (Copper Sun) и ЂЅаллада о смуглой девушкеї (The Ballad of The Brown Girl). √лавные мотивы его лирики - любовь и смерть.  . не намечает новых путей негрит€нской поэзии, подобно своим современникам Ћэнгстону, ’ьюз и  лоду ћаккею (см.), он только завершает литературную традицию предыдущих поколений негрит€нских поэтов, преодолева€ их сентиментальность и неуклюжесть формы.  . консервативен в своих устремлени€х. ќн целиком принимает американскую буржуазную культуру. ѕоэт принадлежит к консервативному слою мелкобуржуазной негрит€нской интеллигенции, захваченному американскими Ђпросперитиї и всемогущей Ђсилойї доллара. Ёта группа, заинтересованна€ лишь в собственном Ђблагополучииї, проходит мимо социальных противоречий эпохи. «амкнувшись в узкой поэтической сфере,  . стоит в стороне от окружающей действительности. Ќегрит€нский вопрос в јмерике почти не затрагиваетс€  улленом. –едкие нотки протеста лишены у него актуальности и остроты.  уллен - представитель Ђчистогої искусства, которое лишь услаждает и убаюкивает.

Ѕиблиографи€:

I. Colour, 1925; Copper Sun, 1927; The Ballad of the Brown Girl, 1927; Caroline Dusk, 1927.

II. –ецензии о  . в журн.: ЂBookmanї, 1928, VII; ЂNew Massesї, 1928, X.

III. Manly J. M. and Rickert E., Contemporary American Literature (библиографи€).

 ”ЋЋЁ

 ”ЋЋЁ –оберт ‘редерикович (1885-) - филолог и историк литературы «апада. ¬ 1921-1923 занимал кафедру истории европейской литературы в “ашкенте. — 1923 работает в области современной литературы, о к-рой им написан р€д статей в толстых журналах.

 . писал на французском, английском, немецком и италь€нском €з.

Ѕиблиографи€:

ѕринципы работы литкружков, изд. ЂЅылоеї, Ћ., 1925; Ётюды современной зап.-европейской литературы, √из, 1931; »стори€ современной литературы ≈вропы и јмерики, чч. 1 и 2. —татьи в журналах: Ђ расна€ новьї, ЂЌовый мирї, Ђ—ибирские огниї, Ђќкт€брьї, Ђ»скусствої, Ђ¬естник иностранной литературыї, Ђ¬естник знани€ї, Ђ«вездаї и других.

 ”Ћџ 

 ”Ћџ  »ван ёлианович (1897-) - современный украинский пролетарский поэт. –. на  иевщине в семье деревенского учител€. ѕрин€в участие в революционном движении на ”краине при царизме, был вынужден эмигрировать в јмерику. „лен ¬ ѕ(б) с 1916. Ћитературна€ де€тельность  . начинаетс€ в 1914 в —Ўј.  . сотрудничает в ЂЌовом миреї и печатает свои стихотворени€ в тогдашних украинских социалистических журналах под псевдонимом –. –оллато. ѕосле революции возвращаетс€ на ”краину. ѕомещает свои стихотворени€ в периодических издани€х: Ђ¬естник ”краинского отдела Ќаркомнацаї в ћоскве (1918), Ђћистецтвої (1914), Ђ√алицкий коммунистї, ЂЎл€хи мистецтваї, Ђ„ервоний шл€хї и др. ѕринимает активное участие в гражданской войне на ”краине, в войне с ѕольшей в 1920. —о времени организации пролетарского литературного движени€ на ”краине сперва - член литературного объединени€ Ђ√артї, в насто€щее врем€ - член ¬”—ѕѕа (¬сеукраинский союз пролетарских писателей).  . - один из активных де€телей пролетарской украинской литературы, редактор журнала Ђ„ервоний шл€хї.

¬ сборнике стихотворений  . Ђћоi коломийкиї (1921) в своеобразном поэтическом претворении формы галицких народных песен (коломийок) отображена жизнь украинской рабоче-кресть€нской √алиции, стонущей под владычеством польских панов. ѕоэт надеетс€ на освобождение ее  расной армией и на победу мирового коммунизма. ¬ сборнике Ђ«емне сердцеї разрабатываютс€ мотивы гражданской войны, описываютс€ неверо€тные трудности на пути советской власти: война с белогвардейщиной, голод, разруха и борьба за преодоление этих трудностей, успех на фронте социалистического строительства. ѕоэту удаетс€ найти правдивый и поэтически убедительный синтез личного и общественного, чисто личных интимных переживаний с мотивами и темами общественными (Ђ–обiтниц€ Ўураї). ѕроизведени€  . усваивают черты новейшей поэтической техники: дл€ них характерно вли€ние Ђвольного стихаї, искание оригинального сочетани€ рифм, ассонанса, разработка евфонической стороны стиха, расширенный поэтический словарь и т. д.  . пишет под сильным вли€нием поэтической техники ћа€ковского.

»з других поэтических сборников и отдельных произведений  . наиболее известны: Ђ¬ оточеннiї, Ђ„орна эпопе€ї (1929), ЂЎесть поэмї (1930).  улык известен также как переводчик американских поэтов на украинский €зык.

Ѕиблиографи€:

I. ¬ польскiм раю,  иiв, 1920; ћоi коломийки (зб. поезiй), ƒ¬”, ’аркiв, 1921; ќдужанн€ (поезi€), вид. Ђ√артї, ’аркiв, 1923; «емне сердце (зб. друга поезiй), ƒ¬”, ’аркiв, 1923; ¬ оточеннi (зб. третт€), ƒ¬”, ’аркiв, 1927, и др. Ќа русск. €з. перев. стих. Ђ–аботница Ўураї, Ђјнтологи€ украинской поэзии в русских переводахї, ѕод редакцией ј. √атова и —. ѕилипенко, √»”, 1924.

II. Ѕiлецькiй ќ., ƒвадц€ть рокiв украiнськоi лiрики (1903-1923), альм. Ђѕлугї, 1924, є 1; «онин ј., ” истоков пролетарской литературы, Ћ., 1927 (см. Ђ—егодн€ украинской пролетарской литературыї, стр. 122-124); ƒоленго ћ., ѕiсл€жовтнева украiнська лiтература, Ђ„ервоний шл€хї, 1927, XI; ’утор€н ј., Ќовина пролетарськоi поезii (I.  улик, Ђ¬ оточеннiї), ЂЋитературна€ газетаї, 25/X 1927, є 15.

III. Ћейтес ј. i яшек ћ., ƒес€ть рокiв украiнськоi лiтератури (1917-1927), том I, ƒ¬”, ’аркiв, 1928.

 ”Ћ№Ѕј 

 ”Ћ№Ѕј  ћоисей (Moise Kulbak, 1896) - современный еврейский поэт. –. в —моргони, ¬иленской губ. ќтец его был приказчиком в крупном лесном деле; мать происходит из семьи зажиточных еврейских сел€н-арендаторов.  . получил религиозное воспитание. ≈го творчество глубоко проникнуто гебраистской культурой; его образы - образы старого еврейского быта.

–еволюционные событи€ поразили поэта, он сразу был увлечен революционной стихией.  . пишет большую поэму Ђ√ородї (Di stot), где взывает к молодежи: Ђ¬перед, вперед, оставим слабых позадиї. ѕресыщенность старой еврейской культурой и отсутствие непосредственной св€зи с революционным движением чрезвычайно отразились на этой мастерски написанной поэме, к-ра€ тоже далеко не революционна.

Ќаход€сь в 1920 в ¬ильне, оккупированной белопол€ками, когда шовинистические страсти все сильнее разгорались,  ульбак подпал под националистические вли€ни€. ≈го творчество принимает националистически-народнический характер. ќн обращаетс€ к далекому прошлому и все больше и больше погружаетс€ в мистику (роман Ђћесси€ бен Ёфроимї - ЂMosiach ben Efraimї). ћистико-символистическим духом проникнут и второй его роман Ђѕонедельникї (Montik), хот€ в последнем затрагиваетс€ уже нова€ тема - будни революции. ¬ атмосфере мелких националистических интересов и проблем талант  . начинает блекнуть. ќн это чувствует и перестает писать. ¬ 1928  . порывает с ѕольшей и переезжает в ———–. «десь он начинает очень медленно, но неуклонно освобождатьс€ от мистического навождени€. ≈го нова€ книга Ђ—емь€ «ельмениановыхї уже свободна от мистицизма и символизма. Ёто крепкий роман о здоровых коренастых евре€х, к-рых революци€ переплавл€ет и преображает. Ёто произведение знаменует решительный и многообещающий поворот в творчестве  .

Ѕиблиографи€:

—обр. сочин., 3 тт., ¬ильна, 1929; Lider an Poemen, —б. стих., Ѕелгиз, ћинск, 1929.

 ”Ћ№“”–Ќќ-»—“ќ–»„≈— »… ћ≈“ќƒ

 ”Ћ№“”–Ќќ-»—“ќ–»„≈— »… ћ≈“ќƒ - см. ћетод культурно-исторический.

 ”ћџ — јя Ћ»“≈–ј“”–ј

 ”ћџ — јя Ћ»“≈–ј“”–ј. -  умыков около дев€носта тыс€ч человек. ќни занимают равнинную, наиболее благопри€тную дл€ земледели€ и богатую зимними пастбищами часть ƒагестана, через к-рую проходит —еверокавказска€ железна€ дорога. ¬ силу выгодного географического положени€ кумыки держали в своих руках торговые пути восточного ƒагестана. ќни же выдвинули из своей среды торговую буржуазию.  умыки раньше других народностей ƒагестана столкнулись с европейской культурой, имели св€зь с родственным им тюрко-татарским миром. ¬се эти обсто€тельства благопри€тствовали культурному - разумеетс€, относительно - развитию кумыков. Ќа этой почве возникает и сво€ интеллигенци€, €вл€юща€с€ в большинстве своем идеологом молодой кумыкской буржуазии (эпоха мировой войны и первые годы революции), и художественна€ литература. »сторию  . л. можно разделить на два периода: 1. ѕериод Ђбезличногої (анонимного, Ђустногої, Ђнародногої) творчества и 2. ѕериод Ђличногої творчества (литературного в узком смысле слова).

 умыки сохранили в народной пам€ти не мало образцов поэзии эпической и лирической.   эпической поэзии относ€тс€ героические, исторические и бытовые песни, песни дидактического содержани€ (—Шыр’ы), сказки, пословицы, загадки.   поэзии лирической принадлежат четверостишна€ песн€ (Ђсаринї), несколько напоминающа€ собой русскую частушку, и Ђ—Шасї (оплакивание, причитание) или Ђ—Шас-—Шырї. ”становить врем€ возникновени€ многих пам€тников кумыкского Ђнародногої творчества не представл€етс€ возможным. Ќекоторые исторические песни можно приурочить к определенной эпохе. “руднее обстоит дело с теми песн€ми, где нет имен исторических.

„етверостишные песни (сарин) - продукт позднейшего творчества. „етверостиши€ поютс€ на свадьбах, вечеринках, вообще при вс€ком удобном случае; поют их на спор (девицы или парни между собой или девица с парнем, певец с певцом), тематика - большей частью полемического характера. ѕоют четверостиши€ в одиночку под аккомпанемент гармонии. ¬ —Шас’е (—Шас-—Шыр’е) оплакивают близкого человека. ќн складываетс€ экспромтом, и стихи его отличаютс€ крайним разнообразием; напев —Шас’а придумываетс€ каждой плакальщицей часто на месте.

—амое видное место в кумыкской народной поэзии занимает —Шыр (эпическое произведение). ¬ одних —Шыр’ах рассказываетс€ о подвигах какого-нибудь народного геро€, иногда с изображением черт исторической жизни народа, его нравов, быта и воззрений. ¬ других (исторических) песн€х описываетс€ какое-нибудь историческое событие, нередко видоизмененное народной фантазией. ћногие —Шыр’ы отражают эпоху борьбы кумыков с кн€зь€ми (беками).  н€зь в песне представлен интриганом, трусом. ѕобедителем оказываетс€ трудовой кресть€нин (Aj qtazi - один из довольно больших —Шыр’ов.)

¬ дореволюционное врем€  . л. находилась больше под вли€нием лит-р крымских и казанских татар, чем азербайджанских тюрок (период 1900-1916). —казывалось это вли€ние как в сюжетах произведений кумыкских писателей, так и в €зыке их. ѕосле революции 1917 вли€ние азербайджанской литературы на  . л. несколько усиливаетс€.

ѕервым по времени, известным и в русской востоковедной литературе кумыкским поэтом и собирателем произведений народного творчества €вл€етс€ ћухаммед ќсманов. —борник таких произведений, составленный ћухаммедом ќсмановым, издан в ѕетербурге в 1883. ¬ промежуток времени между 1883 и 1900 в  . л. наблюдаетс€ затишье. ¬ начале 900-х гг., когда в ƒагестане (в гор. “емир-’ан-Ўура, ныне Ѕуйнакск) была учреждена мусульманска€ литографи€, в  . л. стало заметно некоторое оживление. ѕо€вл€ютс€ переводные (главным образом с арабского и казанско-татарского €зыка) произведени€. ¬ 1912 вышел в свет сборник пам€тников народного творчества јбу-—уфь€на, в котором имеютс€ такие пам€тники, €з. к-рых доступен не вс€кому современному кумыку. ќчень важно отметить показание јбу-—уфь€на (стр. 64 его сборника) о том, что в его сборник вошли и произведени€ «у-ль- арнайна: если бы не сборник јбу-—уфь€на, то о «у-ль- арнайне науке веро€тно ничего бы не было известно. ћногие имена кумыкских сказителей и литературных де€телей, возможно, потер€ны дл€ нас безвозвратно. »м€ исторической личности - сказител€ —Шыр’ов  азака (Qazaq) стало (в устах народа) нарицательным; крылатое выражение Ђ—Шыр-qazaqї очень попул€рно у кумыков и их соседей.  умыки давно известны как талантливые творцы эпических песен, и сказителей —Шыр’ов среди кумыков довольно много. ≈сть основание предполагать, что после кумыкских певцов-сказителей —Шыр’ов остались сборники, писанные ими самими или другими лицами; нужно только организовать их поиски. »звестны имена (сведени€ не проверены) певцов прошлого времени: Ѕатыр-јй (селение јксай), јнанай-јрслан (аул “арки), ѕири (аул  ум-“оркали) и позднее: —ултан-бек (сел. јксай), јнсари «у-ль- арнайн (Ёндери-Ђјндреевої), јлиб-ћурза (јлим-мурза?) (сел. ’анмамат-ёрой), √арун (сел.  остек).

јбу-—уфь€н развил довольно большую литературную де€тельность как автор и переводчик многочисленных религиозных и полурелигиозных произведений. »з литературных де€телей второй половины XIX и начала XX вв. мы должны отметить также имена ћана€ јлибекова, собирател€ материалов по кумыкским адатам, и Ќуха€ Ѕатыр-ћурзаева. ѕроизведени€ последнего, за весьма немногими исключени€ми, не дошли до нас. ≈го политическа€ поэма (в стихах) о взаимоотношени€х  авказа и –оссии, - произведение, написанное повидимому в эпоху русско-€понской войны, грешит неточност€ми в отношении фактов и исторических дат. Ќухай Ѕатыр-ћурзаев, по свидетельству его биографа, убит белыми 18 сент€бр€ 1919.

»з современных писателей заслуживает внимани€ “емир-Ѕулат Ѕейбулатов - автор Ђ—борника стихотворений и песенї, изданного ƒагполитпросветом в 1926 в ћахач- ала. —борник Ѕейбулатова - большой литературный факт в жизни кумыков. «десь - материал и дл€ лингвистических изысканий, и дл€ поэтики, и дл€ теории музыки. Ѕейбулатов задаетс€ целью Ђсохранить в своих творени€х уход€щие из жизни архаические формы €зыкаї; трудитс€ над обработкой стил€ и реформой стиха, собирает и регистрирует напевы народных песен; стремитс€ перенести на родную почву музыку других народов. ѕервый создает на кумыкском €з. драматические пьесы. “.-Ѕ. Ѕейбулатов (р. в 1880) на литературное поприще вступил в 1910. ¬ 1917 издавал журнал Ђ“ан-„олпанї. Ѕейбулатов перевел на кумыкский €з. революционные песни, отобразил долю женщины-затворницы, написал исторические песни на темы: Ђ√ази-ћоллаї, ЂЎамильї и Ђ’аджи-ћурадї.

Ђ“ан-„олпанї имеет интересную историю. –едактор этого журнала, «айналабид Ѕатыр-ћурзаев, молодой революционер, будучи в конце 1916 преподавателем тюркского €зыка в городском училище в ’асав-ёрте, организовал литературный кружок Ђ“ан-„олпанї (”тренн€€ звезда). ¬о врем€ ‘евральской революции Ѕатыр-ћурзаев начал издавать журнал того же названи€. Ётот орган отражал идеологию левого радикального крыла национально-буржуазного течени€, к-рое впоследствии примкнуло к дагестанской социалистической группе; господствующее реакционное течение буржуазно-национальной мысли, блокировавшеес€ с помещиками, относилось к журналу враждебно. “ак как последние представл€ли тогда внушительную силу, то Ђ“ан-„олпануї приходилось сдерживать свой тон и до некоторой степени отступать от намеченной программы с целью легализовать свое положение. ¬ 1918, при советской власти, журнал продолжал выходить под редакцией отца «айналабида, Ќуха€ Ѕатыр-ћурзаева. — этого времени Ђ“ан-„олпанї стал на большевистскую платформу. ќтец и сын были расстрел€ны деникинцами в 1919 за большевистскую де€тельность.

»з советских писателей следует отметить молодого литератора ёсуп √ереева (батрак по происхождению). ќн пишет на социально-бытовые темы. »з его произведений укажем следующие: Ђћолла Ќасыр-эд-динны —апар юлдаш’ыї, ЂЅеки и адатыї и Ђ“ри шейхаї. язык √ереева простой и мало чем отличаетс€ от разговорного кумыкского €з. Ќаконец заслуживает внимани€ подающий большие надежды поэт јлим-ѕаша —алават. Ќебольшой сборник его произведений издан в 1925 в гор. Ѕуйнакске.

ѕосле ‘евральской революции на кумыкском €з. издавалась газета Ђћусаватї (–авенство), орган буржуазно-националистических элементов ¬ насто€щее врем€ (1930) кумыки имеют ежедн газ. Ђёлдашї (“оварищ).

ѕосле ќкт€брьской революции в  . л. намечаетс€ решительный поворот. ≈сли до 1917 число печатных произведений на кумыкском €з. определ€лось единицами, то теперь оно определ€етс€ уже сотн€ми (если иметь в виду всю литературу, не только художественную). —реди этих произведений большое место занимают переводы (с русского и отчасти с азербайджанско-тюркского €з.).

Ѕиблиографи€:

 орш ‘., ƒревнейший народный стих турецких племен, —ѕЅ., 1909; јнисимов Ќ., Ќародный кумыкский стих, Ђ¬осточные сборникиї, ћ., 1924; Ўамхалов ј. ј., ƒагестанские литературы, —т. в ЂЅ—Ёї; „обан «аде Ѕ., «аметки о €зыке и словесности кумыков, Ѕаку, 1926.

 ”ћџ — »… я«џ 

 ”ћџ — »… я«џ . -  умыки - прикаспийское разветвление (группа) понтийской ветви тюркских народов. Ётимологи€ слова Ђкумыкї научно еще не обоснована и удовлетворительно не объ€снена. ¬озможно, что Ђкумыкї восходит к имени главы рода.

 . €з., как и все турецкие €з. (см.), состоит в Ђродствеї с монгольскими и входит в систему (Ђсемьюї) алтайских €з. ¬опрос о родстве  . €з. с €фетическими €з. €вл€етс€ проблемой, к-рую предстоит разрешить. ћожно делить кумыкский €з. на два говора: северный (’асав-ёртовский округ) и южный (начина€ от  ум-“оркали до границ ёжного ƒагестана).

√–ј‘» ј. - ƒо последнего времени кумыки пользовались (отчасти продолжают пользоватьс€ и теперь) арабским алфавитом. Ќыне кумыки перешли на новый тюркский алфавит (точнее - на новый дагестанский алфавит, построенный на основе нового тюркского).

 ”ћџ — »… јЋ‘ј¬»“

 умыкский

ѕрим.: ¬ иностр. словах употребл€ютс€ Ђfї и Ђhї.

ѕредыдуща€ страница —ледующа€ страница

© 2000- NIV