Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "М" (часть 11, "МИО"-"МИХ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 11, "МИО"-"МИХ")

МИОМАНДР, ДЕ

МИОМАНДР Франсис, де (Frencis de Miomandre, 1880-) - современный французский писатель, один из постоянных сотрудников буржуазной еженедельной лит-ой газеты «Les nouvelles litteraires».

Романы М. могут быть разделены на две группы. Первая, напр. «Le vent et la poussiere» (P., 1909 (см. также «Золотой телец», Гиз, 1924)), характеризуется подчеркнутой занимательностью фабулы, бессодержательной, бьющей на эффект авантюрой. Другой свойственен сентиментальный психологизм; такова история несчастной любви парижской буржуазки к миллионеру-китайцу, в к-рой примитивная экзотика смешана с беззастенчивой порнографией («L’aventure de Therese Beauchamps», P., 1914, есть русский перевод в изд. «Пучина»). Романы М. не представляют собою художественной ценности - это типичное мещанское «чтиво», в изобилии потребляемое невзыскательной массой мелкобуржуазн. французского читателя.

Библиография:

I. Случай. М., 1928; ecrit sur l’eau, 1908; Le vent et la poussiere, 1909; L’ingenu, 1911; L’aventure de Therese Beauchamps, 1913; La cabane d’amour ou le retour de l’oncle Arsene, 1919; Le mariage de Genevieve, 1920; Les petits messieurs, 1921; Le jeu de l’amour et de la danse, 1922; L’enfant prodigue et son pere, 1924; Ce monde de rosee, 1924; Le dictateur, 1926; Figures d’hier et d’aujourd ‘hui P., 1926.

II. Bertant J., Le roman nouveau, P., 1920; Lefevre Fr., Une heure avec..., P. 1927.

МИРАБО, ДЕ

МИРАБО Оноре Габриэль Рикетти, де, граф (Mirabeau, 1749-1791) - выдающийся политический деятель, публицист, оратор, поэт. Выходец из аристократии, М. стал в эпоху Великой французской революции вождем либеральной крупной буржуазии. В генеральных штатах он боролся за создание буржуазной монархии. Углубление классовой борьбы, рост активности революционной мелкой буржуазии толкают М. в объятия двора. Последний год своей жизни М. отдает безуспешным попыткам задержать развитие революции.

Перу М. принадлежит ряд ярких памфлетов и трактатов, направленных против «старого порядка», сыгравших значительную роль в деле идейной подготовки Великой французской революции («Опыт о деспотизме», 1774, «De lettres de cachet» и др.). С художественной литературой М. соприкасается как автор эротических книг - романа «Мое обращение» (Ma conversion) и «L’Erotika biblion». Весьма продуктивна была деятельность М. в качестве переводчика - им переведены на франц. яз. произведения ряда античных поэтов (Гомер, Овидий, Катулл, Бокаччо, Тассо и др.).

Библиография:

I. Lettres originales, recueillies par P. Manuel, P., 1792.

II. Rousse Ed., Mirabeau, P., 1881; Sainte-Beuve, La litterature francaise des origines a 1870, XVIII siecle, P., 1927.

МИРА ДЕ АМЕСКУА

МИРА де АМЕСКУА (Antonio Mira de Amescua, 1574?-1644) - испанский драматург, представитель идеологии воинствующего католицизма. Мира де Амескуа специализировался по преимуществу на разработке сюжетов из житий святых, драматургическое разрешение к-рых отличается у него богословской изворотливостью. Особенно известны комедии «El ermitano galan y mesonera del cielo», где использована легенда о Марии Египетской, «La vida y muerte dela monja de Portugal» и «El esclavo del demonio» (Раб дьявола) - один из вариантов сказания о Фаусте.

В условиях глубокого кризиса и упадка испанской монархии XVII века творчество М. де А., как и ряда других католических драматургов, являлось в конечном счете выражением классового сознания той замкнутой и ограниченной группы церковной аристократии, к-рая являлась авангардом феодальной реакции и вождем контрреформации. Как драматург М. де А. знаменует собой начавшийся процесс изживания буржуазных влияний на литературу, столь явственных в творчестве Лопе де Вега (см.), и предваряет религиозно-фанатический, упадочно-реакционный и психологически-извращенный театр Кальдерона (см.) - наиболее крупного выразителя католической реакции в испанской литературе XVII в.

Библиография:

I. Teatro, в изд. A. Valbuena Prat, «Clasicos castellanos», vv. 70, 82, Madrid, 1926; El esclavo del demonio, изд. M. A. Buchanan, Baltimore, 1905.

II. Tarrago T., El Dr. Mira de Amescua, Madrid, 1888; Rennert H. A., M. de Amescua et «La Judia de Toledo», «Revue Hispanique», 1900, VII; Ahrens Th. Gr., Zur Charakteristik des spanischen Dramas in Anfang des XVII Jahrhunderts, Halle, 1911.

МИРАКЛЬ

МИРАКЛЬ (франц. miracle - «чудо») - в более широком значении слова всякая (стихотворная или прозаическая) разработка легендарного сюжета, центральным эпизодом к-рого является «чудо» - в частности «чудо богородицы» (miracle de Notre Dame). Таковы сборники стихотворных легенд «Gautier de Coincy» (кон. XII - нач. XIII вв.), «Jehan le Marchant» (ок. 1240) и ряд анонимных, приблизительно того же времени, отражающие и пропагандирующие столь характерный для этой эпохи культ женского божества - богородицы. Этот тип М. представляет собой одну из тематических разновидностей легенды (см.).

В более узком значении слова М. - небольшая драматическая форма, появляющаяся спорадически во французской литературе XIII-XIV вв. и разрабатывающая сюжеты эпических М., а частью и сюжеты других легенд. Всего до нас дошло сорок три М., из них сорок анонимных, в рукописи XIV в. одного из городских поэтических цехов - пюи (puy); остальные, более ранние М. тоже принадлежат поэтам городского сословия - «М. о св. Николае» (Jeu Saint Nicolas) Jehan Bodel’я из Арраса (кон. XII - нач. XIII вв.), «М. о Теофиле» Рютбёфа. Появление драматического М., свободного от связи с литургическим действом (ср. «Драма средневековая»), показательно для определенного этапа развития буржуазии. Его сентиментальная тематика, в ряде М. соприкасающаяся с тематикой «мещанской трагедии» XVIII в. (ср. напр. М. о женщине, доведенной сплетнями соседей до убийства, или М. о молодой матери, невинно осужденной за убийство нечаянно захлебнувшегося новорожденного); реализм его изображения, насыщенного множеством бытовых подробностей и являющегося ценным источником для истории быта средневекового города; его живой диалог из коротких реплик, написанных восьми- и четырехсложным стихом; его простой синтаксис и характерные вульгаризмы лексики (богородица напр. грозится дьяволу «растоптать брюхо» (М. о Теофиле)) - все это характерно для создающегося художественного стиля молодой буржуазии. С другой стороны, ряд моментов свидетельствует о слабости самосознания класса, о недостаточной самостоятельности его художественного метода: обилие элементов легендарной и сказочной тематики, социальный отбор сюжетов и действующих лиц с преобладанием феодальной аристократии над горожанином; наличие в М. форм куртуазной поэзии (куртуазные монологи, как монолог влюбленного в невестку королевича - «М. о римской императрице») М. вскрывается так. обр. как жанр переходной эпохи, как жанр гибридный. Отсюда и его малая устойчивость в литературе французского средневековья, где он сравнительно быстро уступает место другим малым драматическим формам - фарсу и моралитэ, более отвечающим практике нового класса как орудие прямого нападения и пропаганды.

Библиография:

Эпические М.: Les miracles de la S-te Vierge, p. G. de Coincy, ed Poquet, Laon, 1858; Jehan le Marchant, Miracle de Notre-Dame de Chartres, ed. Duplessis, Chartres, 1855; «Romania», 29 (1900), ст. P. Meyer. Драматические М.: Миракли Jehan Bodel и Рютбёфа - Monmerque L. et Michel F., Theatre francais au moyen age, P., 1839; Рукописи М. XIV в. опубликованы полностью в серии «Societe des anciens textes francais». На русском яз. «М. о Теофиле» Рютбёфа пересказан А. Блоком. См. также «Драма», «Рютбёф», «Французская литература».

МИРАКЯН

МИРАКЯН Ваган (1875-) - армянский поэт. По профессии педагог. Начал писать в 90-х годах, печатался в журн. «Ахпюр» и «Тараз» под псевдонимом Мир-Коно. Большую популярность Миракян приобрел своей поэмой «Лалвары ворс» (Охота на Лалваре), в к-рой отображена жизнь кочевья летом на склонах гор Лалвар и Лори. Автор с большим мастерством изображает патриархальный быт и нравы обитателей гор, их вековые предрассудки, жизнь порабощенной женщины и непосильную борьбу горцев с окружающей суровой природой. Несмотря на то, что поэма написана в конце 90-х гг., в период нарастания революционного движения в Закавказье, М. не только не показал классового расслоения изображаемой среды и не отразил ее революционных настроений, но по существу идеализировал феодально-патриархальный быт, противопоставляя его современным ему капиталистическим отношениям. Творчество М. отражает консервативные настроения части дореволюционной армянской мелкой буржуазии. После Октябрьской революции Миракян ничего значительного не написал.

Библиография:

I. Лалвары ворс, Поэма, Гиз ССРА, Эривань, 1929.

II. На армянском яз.: Папазян В., История армянской литературы, Тифлис, 1910, стр. 586-587; Сурхатян, Армянская литература, ч. 1, Эривань, 1926, стр. 743; Тертерян А., Литературно-общественная значимость «Охоты на Лалваре», предисловие к поэме, Гиз ССРА, Эривань, 1928.

МИРБО

МИРБО Октав (Octave Mirbeau, 1848-1917) - французский писатель. Р. в Тревьере в буржуазной семье, воспитывался в ваннском иезуитском коллеже, развращающее влияние к-рого изобразил впоследствии в романе «Себастьян Рок». Участвовал в Франко-прусской войне, навеявшей ряд страниц в его романе «Calvaire» (Голгофа). Был некоторое время супрефектом в С.-Жироне, но, разочаровавшись в административной деятельности (к-рая дала ему материал для обличительных сцен в «Les vingt et un jours d’un neurastenique» - «Двадцать один день неврастеника»), перешел к публицистике. Основал журн. «Les Grimaces», где объявил войну незаслуженным репутациям, нажил влиятельных врагов и вскоре вынужден был прекратить издание журнала; одно время примыкал к анархистам и сотрудничал в «Revolte», откуда ушел после убийства Карно. Литературную славу М. приобрел обличительными романами, в к-рых дает яркую и пеструю галерею сатирических, часто карикатурных, но всегда рельефных портретов современных деятелей. Министр Лейг, «солидарный со всеми кабинетами и в то же время ни с одним из них», бессменный член министерства, из кого бы оно ни состояло: из радикалов, социалистов, оппортунистов, националистов, с готовыми проектами реформ, исключающими друг друга и представляемыми в зависимости от политической физиономии кабинета; генерал Аршинар, предлагающий использовать колониальные народы для особого вида промышленности - дубления человеческой кожи, лучшего материала для обивки комнат, несессеров, перчаток и т. п.; мэр Трегарек, превративший пьяного матроса в холерного больного, «самоотверженно» победивший несуществующую эпидемию, награжденный орденом и самодовольно вспоминающий «о том времени, когда в Кернаке была холера»; провинциальный аббат, при помощи десятины и непосильных поборов «без всякого участия государства» выколотивший из нищенского населения средства на построение храма с «ажурной колокольней» и «золотым крестом» и тягающий последние франки у бедняков, потому что «св. дева по приходским праздникам разгуливает в грязных лохмотьях», - эти и многочисленные другие портреты являются художественной коллекцией документов о жизни и нравах капиталистического общества. Так, «Дневник горничной» (Le journal d’une femme de chambre) - картина морального разложения буржуазии, «Аббат Жюль» вскрывает язвы, разъедающие духовенство, «Сад пыток» - все формы разврата, садизма и других извращений, расцветающих пышными цветами на почве насилия, эксплоатации и праздности, драма «Дурные пастыри» обличает ложных вождей рабочего движения, социалистов и радикалов и т. д. Однако в своей критике буржуазного общества М. является лишь анархиствующим мелкобуржуазным интеллигентом, близким индивидуалистическим идеалам современного ему модернизма и декадентства. Временами кажется, что трусливым и жалким преступникам, одетым в министерские фраки и в бальные дамские платья, он готов противопоставить откровенных, смелых бандитов и проституток в качестве единственных носителей идеала свободы и красоты. Его убийцы, воры, палачи и садисты не только не отталкивают, а скорее увлекают (иезуит Керн («Себастьян Рок»), аббат Жюль и т. д.). Мелкобуржуазный анархо-индивидуализм М. особенно ярко проявился в образе Жана Руля («Дурные пастыри»). Этот организатор стачки поднимает мятеж исключительно для того, чтобы, в духе Ибсена, разбудить жажду очищающей борьбы, к-рая является самоцелью.

В России М. в свое время привлекал интерес довольно широких кругов читателей. Разными слоями и в разное время воспринимались те или другие стороны его творчества. В период революции 1905 имели успех его «Дурные пастыри» и др. произведения, направленные против буржуазии и приспособленчества к ней. В эпоху реакции влияют на больную фантазию писателей-упадочников описания разврата, извращений («Сад пыток»).

Библиография:

I. М. имеется в многочисленных русских переводах. Полн. собр. сочин. в 10 тт., изд. Саблина, М., 1908-1911; В пореволюционное время издан ряд романов и пьес М., как напр. Жан и Мадлена, Драма в 5 д., перев. М. В. Ватсон, П., 1918; То же, П., 1921; Дурные пастыри, Драма в 5 д., перев. В. Тучанской, изд. «Красная новь», М., 1923; Динго, Роман, перев. Е. Г. Шатуновской, изд. «Мысль», П., 1925; Аббат Жюль, Роман, перев. С. А. Иванчиной-Писаревой. Гиз, М. - Л., 1926; То же, перев. с предисл. П. С. Когана, 2 чч., изд. «Безбожник», М., 1929; Сад пыток, изд. «Космос», Полтава, 1926; Себастьян Рок, Роман нравов, перев. В. Д. Сорокоумовского, предисл. П. С. Когана, изд. «Безбожник», М., 1929, и сборники рассказов.

II. Коган П. С., Философия преступления и поэзия порока (романы Октава Мирбо), «Русская мысль», 1905, IX; Герштейн Ф., Октав Мирбо, «Образование», 1909, I; Фриче В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, изд. «Сфинкс», М., 1912; Rodenbach G., L’elite, P., 1899; Bevon M., Octave Mirbeau, son Ouvre, P., 1924.

III. Pilon E., Octave Mirbeau. Biographie suivie d’une bibliographie, P., 1903.

МИР БОЖИЙ

«МИР БОЖИЙ» - ежемесячный журнал, выходивший в Петербурге с 1892 по 1906. Редакторы: до 1902 - В. П. Острогорский, затем Ф. Д. Батюшков. В первые годы существования журнал ставил специальные задачи самообразования, что выражалось в печатании большого количества популярно изложенных естественно-исторических статей; но постепенно совершился переход к обычному типу ежемесячника. Большую роль в развитии «М. б.» сыграл А. И. Богданович (см.), начавший сотрудничество с 1895 и вскоре ставший его фактическим редактором и главным руководителем. Со второй половины 90-х гг. в «М. б.» начинают печататься наряду с чисто буржуазными авторами некоторые марксисты и гл. обр. «марксистсообразные». Журнал ведет полемику с эпигонами народничества, застрельщиком которой выступил Богданович. Видную роль играли в «М. б.» лидеры «легального марксизма»: Струве, Туган-Барановский и др. Журнал отразил и переход легальных марксистов к идеализму (в статьях Бердяева и др.). Критика была представлена в журнале статьями Богдановича (вел отдел «Критические заметки» за подписью «А. Б.»), Кранихфельда (см.), Неведомского (см.). В художественном отделе преобладало реалистическое направление; участие некоторых символистов было случайным. Сотрудниками отдела были: Вересаев, Чириков, Андреев, Бунин, Куприн, Арцыбашев, Мамин-Сибиряк, Потапенко, Гарин, Серошевский, Тан и др. В публицистических и научных отделах писали: И. Иванов (очень много в первые годы), П. Милюков, Виппер, Рожков, Тарле, Челпанов, Агафонов, Лемке, Клейнборт, Е. Аничков, Ларский, Н. Иорданский, Богучарский, Лосицкий, Батюшков, Н. Котляревский, Инсаров, К. Левин и др. В основном «М. б.», в котором легальные марксисты объединились с представителями мелкобуржуазной интеллигенции, являлся социал-реформистским органом, отбросившим революционную сущность марксизма и подменившим учение о непримиримой борьбе классов и диалектический материализм тенденциями к классовому сотрудничеству и к реабилитации идеализма.

«М. б.» пользовался значительной популярностью среди широких кругов демократической интеллигенции. После июльской книжки 1906 журнал был закрыт царской цензурой. С октября 1906 вместо «М. б.» стал выходить «Современный мир» (см.).

Библиография:

I. А. Б., Некролог А. А. Давыдовой, «Мир божий», 1902, № 4; Неведомский М., Богданович как редактор и писатель «Мира божьего», «Современный мир», 1907, № 4; Короленко В., Ангел Иванович Богданович, «Русское богатство», 1907, № 3; Ангарский Н., Легальный марксизм, изд. «Недра», М., 1925; Пименова Э., Дни минувшие, Л., 1929, стр. 9, 127-128, 145-146, 156-162, 165.

II. Указатели к журналу: Содержание за десятилетие 1892-1901, СПБ, 1901; То же за пятилетие 1902-1906, в прилож. к журн. «Мир божий» за 1907; Мезьер А. В., Словарный указатель по книговедению, ч. 1, М. - Л., 1931, стр. 749-750; Марксистская периодическая печать 1896-1906 гг., «Красный архив», т. XVIII (1926), стр. 176-184.

МИРЗА ШАФИ

МИРЗА ШАФИ - см. Шафи.

МИР ИСКУССТВА

«МИР ИСКУССТВА» - художественный иллюстрированный журнал, выходивший в Петербурге с 1899 по 1904. В 1899 издателями журнала были кн. М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, редактором - С. П. Дягилев. Последний, начиная с 1900, становится единственным издателем-редактором, и лишь с начала 1904 к нему присоединяется в качестве редактора Александр Бенуа. Первые два года журнал был двухнедельным; с 1901 превратился в ежемесячник. За шесть лет вышло 96 номеров (тт. I-XII). В журнале были: 1. художественный и художественно-промышленный отделы; 2. литературный и 3. хроника. Кроме Дягилева и Бенуа в руководящее ядро журнала входили художники - В. А. Серов, Л. С. Бакст и др., писатели - Н. Минский, Д. С. Мережковский, Д. Философов, З. Гиппиус и др. В литературном отделе журнала выступали кроме названных выше символисты: Бальмонт, Валерий Брюсов, Федор Сологуб, Мережковский, В. В. Розанов, а также Андрей Белый (см. соответствующие статьи, а также «Символизм»). Как художественный журнал «М. и.» был воинствующим реакционным органом буржуазной интеллигенции, боровшимся совместно с дворянством против революционных настроений и пытавшимся в искусстве утвердить принцип самодовлеющего эстетизма с характерными нотами дворянско-усадебной эстетики. Для творчества художников и идеологов, объединенных вокруг журнала, характерны пассеизм, архаика, дворянский гедонизм, проповедь безыдейного искусства, чистого эстетического наслаждения, выхолащивание из искусства общественного содержания. Резко выступая против гражданских мотивов передвижников, «М. и.» культивировал в искусстве аполитичность, оставляя за ним только декоративную, украшательскую роль, чем на деле выполнял заказ русской буржуазии - «облагородить», приукрасить ее хищнические формы эксплоатации и сблизить капитализм в искусстве - в единой упадочнической, загнивающей эстетике - с русской аристократией.

Вождями этого движения были Мамонтов и Дягилев. В программной статье Дягилев открыл поход против материалистической эстетики Прудона и Чернышевского, взгляды к-рых развивали передвижники. Дягилев назвал их «варварами», «неумытыми руками прикасающимися к искусству». Детище «барчуков» (выражение Бенуа, см. ниже библиографию), журнал стал кафедрой богоискателей, мистиков. Он явился началом целой серии журналов, в к-рых нашли себе место идеологи «жаждущей» спокойного наслаждения «красотой» контрреволюционной буржуазии. Вслед за «М. и.» появились «Весы», а затем «Аполлон», «Золотое руно» и др.

Библиография:

Бенуа Александр, Возникновение «Мира искусства», М., 1928; Чулков Георгий, Годы странствий, М., 1930, стр. 185-187; Мезьер А. В., Словарный указатель по книговедению, ч. 1. М. - Л., 1931, стр. 750.

МИРНЫЙ

МИРНЫЙ Панас (псевдоним Афанасия Яковлевича Рудченко) (1849-1920) - украинский писатель. Р. в семье мелкого чиновника в г. Миргороде. Сорок лет служил чиновником в полтавской казенной палате. Печататься начал в 1872 в журнале «Правда» в Галиции. Был под сильным влиянием Драгоманова. Выступив продолжателем традиций украинского этнографически-бытового натурализма в духе Марко Вовчка, М. вскоре определился как реалист с уклоном к психологизму, эволюционируя в своем творческом развитии к социальной повести и роману. Произведения М. раннего периода представляют очерки из жизни крестьянства и интеллигенции.

Уже в произведении «Лихi люди» Мирный проявляет симпатии к политическим воззрениям раннего Драгоманова, представлявшим собой смесь бакунизма и лавризма с либерализмом. Выступая против развивающегося капитализма, идеологом которого в украинской литературе был в то время Левицкий-Нечуй, М. противопоставляет этому «духу предприимчивости» (капитализму) «вольные громады» (общины) - бакунински-анархические коммуны. Эту тенденцию автор выражает устами близкого ему героя - Жука. Деревню М. противопоставляет неприемлемому для него городу - оплоту капитализма. Отрицательное отношение к последнему характерно для его творчества в целом, но особенно это сказалось в большом романе «Повiя» (Проститутка, 1883). Тема проституции как социального зла капиталистического общества разрабатывается писателем и в ряде более мелких произведений («Лихий попутав», «Морозенко» и др.), но в этом романе получает углубленное синтетическое выражение. «Повiя» - олицетворение капиталистического общества. Социальный антагонизм между капиталистическим городом и деревней развернут в романе четко и конкретно. Христя Притыкивна - героиня романа - вынуждена оставить деревню и отправиться в город искать работу. Не найдя ее, она становится проституткой. Капиталистический город в представлении М. полностью разлагается и в свою очередь разлагает деревню.

Своего расцвета М. достиг в романе «Хiба ревуть воли, як ясла повнi» (1880), написанном совместно с его братом Иваном Рудченко (псевдоним Билык) на тему о капитализации и классовом расслоении деревни. Жестоко эксплоатируемое крестьянство уподобляется в романе измученной скотине. Оно лишь стихийно протестует против гнета помещиков и капиталистической эксплоатации деревни. Герой романа - бедный крестьянин Чипка - после ряда тщетных попыток улучшить положение своей семьи и крестьянской бедноты становится разбойником и впоследствии ссылается в Сибирь, где и погибает. Крестьянский стихийный протест у М. безнадежен. Писатель не видит никакого выхода из положения. Объективно роман М. указывает на то, что революционное движение крестьянства в отрыве от пролетариата и без его руководства не может увенчаться успехом. Революция 1905 получила отражение в повести «Снi», где борьба крестьянства за землю показана в духе либерального народничества. Творчество М. в целом испытало на себе влияние идеологии народничества, отражавшего интересы мелкого товаропроизводителя; однако следует заметить, что писатель, ясно осознавая необходимость наделения крестьян землей как неотложную задачу, все же не встал на революционный путь. Этот путь даже не привлекал творческого внимания писателя.

В периоды петлюровщины и гетманщины М. прокламировал себя сторонником Петлюры («Литературный архив», кн. I-II, стр. 78). Ряд еще не опубликованных произведений писателя хранится в одном из музеев на Украине.

Библиография:

I. Твори, 3 чч., Киiв, 1903-1907; Твори, Ред. и вступ. статья та примiтки Р†в. Ткаченко, тт. I, II, V, ДВУ, Харкiв, 1928.

II. Петров Н., Очерки истории украинской литературы XIX ст., Киев, 1884; Огоновський О., История лiтератури руськоi, ч. 3, вып. II, Львiв, 1893; Стешенко Р†., Панас Мирний, «Лiтературно-науковий вiстник», 1914, кн. VII-VIII. Рецензии: Бойко В., «Критика», 1928, II; Пилипчук Д., Характерний зразок суб’эктивноi соцiологii, «Лiтературна газета», 1929, № 12; Рудинська Е., Листи Василя Горленка до Панаса Мирного, 1883-1905, Киiв, 1928 (Укр. акад. наук, «Збiрник iст. фiл. вiд.»); Коряк В., Нарис iсторii украiнськоi лiтератури, т. II, Харкiв, 1929.

МИРО

МИРО` Габриель (Gabriel Miro, 1879-1930) - испанский писатель. Учился в иезуитской коллегии и в валенсианском университете, юрист. Художник интимных, самоуглубленных и спиритуалистических мотивов, М. является своеобразным выразителем буржуазной реакции эпохи империализма. В условиях испанской действительности эта реакция в значительной мере питалась неокатолической философией и стремлением к ревизии ортодоксальной религиозной догматики; М. ищет «идеальной» мистической сущности явлений, скрытой за их «случайной» материальной формой. В связи с этим М. пытается дать новеллистическую разработку евангельских преданий в «Figuras de la pasion del Senor», где под оболочкой реалистического рассказа о жизни Христа дана пантеистическая и символическая интерпретация религиозного мифа. Мистический психологизм романа «Кладбищенские вишни» (Las Cerezas del cementerio), пантеизм и утверждение идеи о «единой мировой душе» в ее непознаваемой разумом, но сверхсознательно воспринимаемой сущности в романе «Прокаженный епископ» (El Obispo Leproso) - все это в конечном счете является завуалированным призывом к отрешению от «суетной действительности», к установлению социального мира и гармонии во имя «высшей», мистически познаваемой «мировой истины».

Подобная капитуляция бесспорно талантливого и своеобразного художника перед поповщиной в ее наиболее философски изощренных формах является одним из ярких примеров идеологического загнивания буржуазной литературы империалистической эпохи.

Библиография:

Ganou Jean, Litterature espagnole, P., 1929; «Gazeta Literaria», Madrid, 1931, № 107 (специальный номер, посвященный памяти Миро`, со статьями Хименеса Кабальеро, Рикардо Баеса, Мигеля де Унамуна, Сальвадора де Мадариага и др.).

МИРОВАЯ СКОРБЬ

МИРОВАЯ СКОРБЬ (немецкое Weltschmerz) - термин буржуазного литературоведения; обозначает комплекс пессимистических настроений, проникающих творчество некоторых писателей конца XVIII и первой трети XIX вв. М. с. характеризуется перенесением личного разочарования в метафизический план. Для буржуазных ученых М. с. является литературным выражением определенного социально-психологического «недуга», симптомы к-рого: пресыщение жизнью, тоска и сплин, презрение к культуре и обществу, бегство от людей, горделивое самозамыкание, любование собой и своей тоской, «отрава мыслью» и атрофия воли как следствие неустанного самоанализа, отвлеченная скорбь о судьбах человечества и отчаяние от сознания своего бессилия изменить существующее положение вещей. Наличие этого недуга с теми или иными оттенками и вариантами констатировали у Руссо, молодых Гёте и Шиллера, Байрона, Шатобриана, Сенанкура, Б. Констана, Нодье, Виньи, Фосколо, Леопарди, Ленау, Гейне, Лермонтова и др. Различия между отдельными поэтами М. с. искали преимущественно в их индивидуально-психологическом складе (эгоисты, филантропы и т. д.), хотя бы иногда и обусловленном исторической обстановкой в буржуазно-идеалистическом ее понимании.

Верно указывая на некоторые общие черты у ряда писателей XVIII и XIX вв., буржуазные исследователи трактовали эти черты абстрактно: они не учитывали разных социально исторических условий, порождавших «одинаковые» следствия, к-рые поэтому являлись лишь относительно одинаковыми, не видели различия в сходном.

Характер М. с. у представителей различных классов в разное время далеко не совпадал. Одни акцентировали тоску от пресыщения жизнью, другие - невозможность удовлетворения своих запросов, третьи - пресыщение мыслью, четвертые - социальную скорбь и т. д. В зависимости от перемены доминанты изменялся и весь комплекс, значение других его элементов.

Различие между такими поэтами М. с., как Гёте, Шиллер, с одной стороны, и Виньи, Шатобриан - с другой, в том, что М. с. первых определена бессилием класса, еще не сумевшего завоевать себе «место под солнцем», достаточное для проявления и развития его сил, других - потерей этого места, истощением этих сил. В первом случае скорбники представляют буржуазию, во втором - нисходящее дворянство. У представителей восходящих, но еще слабых классов М. с. принимает характер скорби социальной. Элементы такой скорби ярко выражены в «Вертере» Гёте, в «Разбойниках» Шиллера. Скорбники классов нисходящих склонны придавать ей метафизический характер. Так, Леопарди скорбит о страданиях как основном законе природы, о бессмысленности человеческой жизни. Другие представители этих классов могут придавать метафизической М. с. богоборческий характер или даже синтезировать ее со скорбью социальной - Байрон, Ленау (о социальной скорби как проявлении М. с. - см. «Каин»). Представители деклассирующегося дворянства, которыми являлись эти поэты, могут находить в своей оппозиции торжествующей реакции - помещичьей или буржуазной - ноты социального протеста.

Библиография:

Тэн И., Чтения об искусстве, перев. А. Чудинова, изд. 5-е, СПБ, 1904; Брандес Г., Главные течения в литературе XIX в.: Литература эмигрантов. Реакция во Франции, М., 1888 (есть несколько изданий); Стороженко Н. И., Поэзия мировой скорби, Одесса, 1895; Котляревский Н., Мировая скорбь, СПБ, 1898 (изд. 3-е, СПБ, 1914); Фор С., Мировая скорбь. Опыт независимой философии, Вильна, 1906; Ла Барт Ф., де, Шатобриан и поэтика мировой скорби во Франции, Киев, 1905; Его же, Литературное движение на Западе в 1-й трети XIX ст., М., 1914; Розанов М. Н., Очерк истории английской литературы XIX в., ч. 1, М., 1922; Коган П. С., Очерки по истории западно-европейской литературы, т. II, изд. 8-е, М., 1928; Фриче В. М., Очерк развития западных литератур, Сочинения, т. II, М., 1931; Braun W. A., Types of Weltschmerz in German Poetry, 1905; Lasserre P., Le romantisme francais, 1907. См. также библиографию к ст. ст. Сентиментализм, Романтизм, Лишние люди.

МИР-ТАКИ

МИР-ТАКИ Мухаммад (1713-1810) - один из двух (второй - Сауда) самых знаменитых поэтов литературы урду в XVIII в. Происходил из религиозной знати. Был типичным «придворным» поэтом эпохи разложения феодализма. Оставил огромное количество стихотворений, из к-рых наибольшей славой пользуются «месневи» - повести в стихах. Его лирика, облеченная в традиционную форму «газелей», окрашена глубочайшим пессимизмом.

Библиография:

Garcia de Tassy J. H., Conseils aux mauvais poetes, poeme de Mir Taki, trad. de l’hindoustani, Lpz., 1871; см. также Ram Babu Saksena, A History of Urdu Literature, 1927; Grierson, The modern Vernacular literat. of Hindoustan, Калькутта, 1889.

МИРТОВ

МИРТОВ О. (1875-) - псевдоним Копылевой (Розенфельд) Ольги Эммануиловны (внучки П. Лаврова по матери). Р. в семье помещика. Окончила Екатеринославскую гимназию, работала среди голодающих в 1899, за «левые» убеждения была выслана в Сибирь до 1904. В ранних повестях и романах М. значительное место уделяла жизни ссыльных. В 1909 она выступила в «Русской мысли» (см.) с романом «Мертвая зыбь», который по своей идеологической направленности перекликался со сборником «Вехи», изданным в этом же году группой контрреволюционной буржуазной интеллигенции во главе со Струве и «заключавшим в себе покаяние этой интеллигенции за революцию 1905» (М. Н. Покровский).

После революции 1917 М. написала ряд произведений, изображающих Октябрьскую революцию. Среди них выделяются «Помещички»; здесь М. обнаруживает националистический буржуазный подход к пролетарской революции, к-рый наиболее ярко был выражен в публицистических статьях сменовеховцев. По манере письма М. является эпигоном дворянской литературы.

Библиография:

I. Художник, Рассказ, «Образование», 1904. В последние годы там же помещены рассказы: Затерянные края; Больные; Мертвая зыбь, Роман, «Русская мысль», 1909; Яблони цветут, «Русская мысль», 1911; Хищница, Пьеса в 4 актах, 1917; Нищая королева, Трагедия-роман в 4 актах, 1923; Помещички, Роман, изд. «Моск. т-ва писателей», М., 1926.

II. Андрианов, Критические наброски, «Вестник Европы», 1910, I; Колтоновская Е., Критические этюды, СПБ, 1912; «Молодая гвардия», 1926, № 12 (Рец. Я. Л. о «Помещичках»).

III. Владиславлев И., Био-библиографический указатель новейш. русской беллетристики (1871-1911), «Энциклопедический словарь бр. Гранат», изд. 7-е, т. XI (прилож.).

МИСИК

МИСИК Василий Александрович (1907-) - украинский поэт. Р. в крестьянской семье. Был культработником на селе. Писать начал с 14 лет. Первое произведение напечатано в 1923. Был членом литературных организаций «Плуг», «Пролитфронт», ВУСПП.

В ранних своих произведениях («Простяглися степи», «Степ», «Лiто») М. находился под влиянием неоклассиков и символистов. Для него тогда были характерны: отрыв от социальной действительности, идеализация античности, уклон в сторону мелкобуржуазного, интеллигентского эстетизма. Успехи социалистического строительства вызвали поворот в творчестве Мисика. Он начал преодолевать мелкобуржуазную идеологию, которая все же продолжает в некоторой степени сказываться и на новом этапе его творчества. Об идеологическом повороте Мисика свидетельствуют такие его произведения, как «Галаганiв сон» - на тему об обострении классовой борьбы в связи с ликвидацией кулачества как класса, реконструкцией сельского хозяйства; «Турксiб» и «Нiч у Ленiнграду» - на тему об индустриализации страны.

Библиография:

I. Трави, Сб. поэзий, Харкiв, 1927; Блакiтний мiст, 1929; Галаганiв сон, Новелла, ДВУ, 1930; Чотирi вiтри, ДВУ, 1930; Пiснi та поеми Р. Бернса ЛР†М, 1931; Тисячi кiлометрiв, Очерки, 1931.

II. «Плужанин», 1927, №№ 4, 9-10; «Молодняк», 1929, № 11; «Червоний шлях», 1927, № 2; «Життя й революцiя», 1927, № 10-11; Санченко Я., В. Мисик - «Трави», журнал «Життя й революцiя», 1927, № 10-11.

МИСТЕРИИ

ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНОСТЬ. - М. (от греческого mysterion - «таинство») - тайные, т. е. доступные лишь посвященным, культовые действа, в которых земледельческая обрядность ритуальной драмы сочетается с представлениями о «вечном блаженстве» избранников, «приобщившихся» к божеству путем соприкосновения с ним (осязание или вкушение тела божества и т. п., сохранившееся в христианском культе «причащения»). Непосредственное происхождение мистерии ведут от женских земледельческих праздников (эпоха мотыжного земледелия). Отсюда преобладание женских божеств в античных М. (женщины собираются тайно от мужчин, имеют иногда свой тайный язык. Это эпоха нового расцвета матриархата). Но безусловно на эти женские праздники оказали влияние обряды посвящения юношей в первобытных обществах. Восточные и античные мистерии чаще всего связаны с культами умирающих и воскресающих богов плодородия; в Греции заметен антагонизм между аристократической религией «олимпийских» богов и мистериями аграрной религии. Из многочисленных мистерий наиболее известны египетские (Озирис и Изида), фригийские (Кибела и Аттис), иранские (Митра), а из греческих - элевзинские (Деметра и Кора), орфические (Дионис) и самофракийские (кабиры). Характерный для религии мистерий обряд «посвящения» состоит в ритуальной смерти посвящаемого, а затем в его ритуальном возрождении для новой блаженной жизни; перед посвященным нередко разыгрывалась и ритуальная драма, изображавшая миф о божестве, в культе к-рого мистерии имели место (напр. в Элевзине - похищение Коры Плутоном, блуждания Деметры в поисках дочери и т. д.); там, где мистерии имели оргиастический характер, весь коллектив «посвященных» принимал участие в ритуальной драме. Особую популярность мистерии получили в эпоху застоя и загнивания античного общества: они приобрели резко выраженную этическую окраску в связи с тенденциями к самоуглублению и «душевному спасению» среди недовольных масс, лишенных перспективы на улучшение положения в будущем. Ритуальная драма мистерий, мало известная в своих деталях («тайна» сохранялась очень строго), оставила ряд косвенных отражений в структуре античной драмы и античного романа (любопытны сведения и намеки на ритуал мистерий Изиды в заключительной книге «Золотого осла» Апулея). Догматика и обрядность христианства в очень значительной мере покоятся на эллинистических религиозных мистериях.

Библиография:

Зелинский Ф., Религия эллинизма, П., 1922; Иванов В., Дионис и прадионисийство, Баку, 1923; Фрэзер Д. Д., Золотая ветвь, русск. перев., с предисл. П. Ф. Преображенского, вып. I-IV, М., 1928; Lobeck C. A., Aglaophamus, 2 vv., 1829; Anrich G., Das antike Mysterienwesen in seinem Einfluss auf das Christentum, 1894; Cumont F., Textes et monuments figures relatifs aux mysteres de Mithra, I-II, P., 1896-1899; Его же, Les mysteres de Mithra, P., 1902 (3-е изд. - 1913); Dieterich A., Eine Mithrasliturgie, 1903; Foucart P. F., Les grands mysteres d’Eleusis, P., 1904; Его же, Les mysteres d’Eleusis, P., 1914; Frazer J. G., Adonis, Attis, Osiris, 1906; Reinach S., Cultes, 2 W., 1905-1906; De Jong, D. antike Mysterienwesen, Leiden, 1909; Clemen C., D. Einfluss d. Mysterienreligionen auf d. alt. Christentum, 1913 (Rei. Vers. u. Vorarb., XIII, 1); Eisler R., Orpheus - the fisher, 1921; Его же, Orphisch-Dionisische Mysteriengedanken in d. christlichen Antike, Lpz., 1925 (Vortr. d. Bibl., Warburg, 11, 2); Reitzenstein R., Das iranische Erlosungsmysterium, 1921; Его же, D. hellenistischen Mysterienreligionen, 1927; Kern O., D. griech. Mysterien d. klassischen Zeit, 1927.

МИСТЕРИЯ. СРЕДНИЕ ВЕКА. - М. (от латинск. «ministerium» - «церковная служба») - появляющееся в XV в. обозначение большой религиозной драмы позднего средневековья, представляющей последнюю стадию развития более элементарной культовой драмы и лежащего в ее основе литургического действа. В медиэвистике нового времени термин «М.» часто применяется и для обозначения этих более элементарных форм религиозной драмы (по признаку их библейской тематики), хотя средневековье обозначало их другими терминами (ludi, representationes и т. п.). Однако подобное более широкое применение термина «М.» не вполне удобно, ибо, подчеркивая историческую преемственность М. от литургического действа, оно не вскрывает специфической связи М. со средневековым городом и его цеховым ремесленничеством, выступающей лишь в эпоху позднего феодализма. Поэтому здесь будет говориться лишь о М. как последней стадии развития культовой драмы. О более элементарных формах литургич. действа - см. «Драма», раздел «Драма средневековая».

Оформление жанра, знаменуемое - тематически - циклизацией ранее самостоятельных сюжетов, стилистически - углублением реалистически-бытовой их трактовки, а сценически - окончательным вынесением постановки за пределы церковного двора, усложнением сценической площадки, развитием бутафории и костюма, - теснейшим образом связано с развитием городской культуры. Поэтому-то расцвет М., засвидетельствованный в разных странах в разные века, может служить довольно точным показателем роста экономической и политической мощи средневекового города - в Италии со второй половины XIII в. (организация постановочного братства Gonrafone в Риме в 1264), во Франции (организация аналогичного confrerie de la passion в XIV в.) и в Англии к середине XIV в., в экономически отсталой Германии - к XV в. Осуществление дорогостоящей роскошной постановки М. имеет прямой политический смысл как показатель избытка средств в городском хозяйстве; и точно так же оно предполагает в сценическом использовании массы наличие специфических форм организации городского населения. Постановка М. - дело организации феодального города, в первую очередь цеховых ремесленников, и для исполнителей этого типа и предназначены дошедшие до нас сборники М. (так, 4 сборника английских мистерий XIV века - «York plays», «Towneley plays», «Chester plays», «Coventry plays» - объединяют многочисленные мистерии, разыгрывавшиеся ремесленниками Йорка, Вудкирка и др. городов в ярмарочные и праздничные дни).

Художественные особенности М. теснейшим образом связаны с практикой становящегося класса, еще далеко не осознавшего себя. Специфичным здесь является прежде всего обращение к формам культовой поэзии, к-рое можно наблюдать и в других областях литературного творчества становящейся буржуазии; горожанин прежде всего борется со своим непосредственным врагом - крупным феодалом - и оскудевающим хищником - рыцарем - и связанной с их классовой практикой «суетной» и легкомысленной куртуазной литературой; в этой борьбе он охотно обращается к наиболее импонирующим ему формам «духовной литературы» более ранней стадии феодализма. Не менее специфична и глубокая двойственность всего художественного метода М. С одной стороны, все сильнее выступающие тенденции к индивидуализации характеров (получающие осуществление только в трактовке комических персонажей и второстепенных действующих лиц - Ноя, Иосифа), к детализации изображения, порой напоминающей искусство Барокко (см.), к реалистически-бытовой его подаче (опять-таки ограничивающейся комическими сценами - плута Мака в английской М., краснобая-торговца миром в немецкой М. и т. п.); с другой стороны, навязанная традицией идеализованно-обобщенная трактовка главных персонажей, закрепленная культом фразеология серьезных сцен, не поддающаяся дальнейшему приближению к реальной практике класса «священная» тематика (две «светских» М. - «Осада Орлеана», ок. 1489, «Разрушение Трои», 1450 - собственно говоря выходят за пределы жанра). Как жанр глубоко компромиссный М. связана так. обр. с классовой практикой цехового бюргерства, с ее своеобразным противоречием - борьбой против того самого феодального строя, вне системы к-рого оно и не могло существовать. С расслоением цехового бюргерства, с выделением из его недр торгово-промышленной буржуазии, с переходом от феодального к капиталистическому способу производства умирает - вместе с другими формами литературы средневекового города - и М. Лишь пережиточно она сохраняется в отсталых слоях кулацкого крестьянства до XX в. (М. в Обераммергау). Попытки воскресить этот жанр в литературах нового времени не выходят за пределы ученого реставраторства, показательного в некоторых случаях для нац.-шовинистических настроений господствующих классов (М. немецких романтиков).

Библиография:

Полевой П., Исторический очерк средневековой драмы, СПБ, 1865; Веселовский А., Старинный театр в Европе, М., 1870; Боянус С., Средневековый театр, сб. «Очерки по истории средневекового театра», Петроград, 1923; Ancona A., Sacre representazioni, secolo 14-16, 3 vv., 1872; Petit de Juleville, Les mysteres, P., 1880; Ahn, English Mysteries and Miracle Plays, Trier, 1867; Bates K. L., English religion drama, 1893; Froning R., Das Drama des Mittelalters (в серии Kurschner’а), Chambers E. K., Mediaeval stage, 2 vv., 1903: Stammler W., Das religiose Drama im deutschen Mittelalter, 1925; Его же, Drama (Mittelalterliches), в Reallexikon fur deutsche Literaturgeschichte, hrsg. v. Merker u. Stammler (с обширной библиографией). См. также Драма.

МИСТЕЦТВО

«МИСТЕЦТВО» (украинск. - «Искусство») - еженедельник литературы и искусства. Орган украинской секции Всеукрлиткома. «Мистецтво» издавалось в 1919 (вышло 6 номеров) в обстановке гражданской войны, в период напряженной борьбы с Петлюрой и Деникиным. Во главе его стояли Михаил Семенко и Гнат Михайличенко. Необходимо отметить, что героическая борьба пролетариата и революционного крестьянства с контрреволюцией не получила конкретного отображения в журнале. В лучшем случае революцию воспевали весьма слабо поэты: Еллан (Блакитный), Чумак, футурист М. Семенко, часто склоняясь к абстрактному космизму; более конкретно подошел к революционной тематике современный пролетарский поэт Иван Кулик.

«М.» ориентировалось на консолидацию революционных групп, не только приявших революцию, но и боровшихся за нее (Блакитный (Еллан), Чумак, Михайличенко, Коряк). Журнал привлек на свою сторону лучшую часть дореволюционных поэтов (Тичина, Терещенко, Загул и Я. Савченко). Активная борьба с буржуазной культурой и искусством, пропаганда идеи пролетарского искусства, борьба за диференциацию и привлечение наиболее значительной части дореволюционных поэтов на сторону революции являются большой исторической заслугой «М.». Однако наряду с этим в журнале находили себе место нац.-дем. поэты - Клим Полищук, М. Ивченко (будущий член СВУ), декларировались буржуазно-националистические взгляды на искусство вообще и в частности на «Молодой театр». В теоретических статьях и декларациях было много неясностей или просто политической путаницы. Такая смесь и разнобой в воззрениях объясняются тем, что ведущая часть журнала возглавлялась боротьбистами, выражавшими интеллигентскую мелкобуржуазную революционность, причудливо преломлявшуюся в установках футуризма.

При всем этом - в отличие от журн. «Мусагет», пропагандировавшего буржуазную теорию чистого искусства, направленную против революции и революционной литературы, - «М.» решительно поставило вопрос о создании пролетарского искусства, хотя и дало последнему политически-шаткое, сумбурно-народническое толкование и освещение. Непонимание сущности классовой борьбы и роли пролетариата в социалистической революции характерно для многих статей, печатавшихся в «М.». В основном «Мистецтво» является первым украинским советским журналом, пропагандировавшим идею создания пролетарского искусства.

МИСТИФИКАЦИЯ

МИСТИФИКАЦИЯ - термин, обозначающий литературное произведение, приписываемое действительным автором автору иному (реальному писателю, вымышленному лицу, лицу действительному, но не написавшему его) или выдаваемое за произведение «народного творчества» («Поэмы Оссиана» Макферсона). М. по природе своей является орудием лит-ой полемики и политической сатиры, часто использующей пародию. Однако ряд М., задуманных несомненно как пародические, в лит-ой практике воспринимались как произведения «серьезные» («Театр Клары Газуль» и «Гузля» Мериме, в которых пародируется «местный колорит» романтиков). Смысл М. вскрывается вместе с социальным эквивалентом применяющего ее автора.

Библиография:

Nodier Ch., Questions de litterature legale, P., 1828; Ланн Е., Литературная мистификация, М. - Л., 1930.

МИСТРАЛЬ

МИСТРАЛЬ Фредери (Frederi Mistral, 1830-1914) - провансальский поэт, крупнейший представитель новой провансальской литературы (см.), один из основоположников и вождь провансальского национально-культурного движения фелибрижа (см. «Правансальская литература»). Сын богатого хуторянина, симпатизировавший роялистам, католик, федералист, в эпоху 1848 возлагавший федералистские надежды на республику, а после войны 1870-1871 - патриот французского отечества и с годами все более умеренный регионалист. Мистраль - типичный представитель интересов крупнохозяйского крестьянства Юга.

Творчество М. сложилось в то время, когда промышленность французского Севера начала захватывать южные рынки, разлагая патриархальные, аграрные отношения Юга, разрушая местные промыслы, старый быт и изгоняя провансальский яз. Сельская буржуазия Прованса реагировала на этот процесс. Ее интеллигенция под влиянием нац. движений в Европе предприняла борьбу за охрану провансальского языка, объединение его диалектов и его литературное возрождение. Студентом М. изучает историю Прованса и поэзию трубадуров. Из диалектов живого провансальского яз. и из мертвого языка трубадуров, с заимствованиями из французского и итальянского яз. М. с другими новопровансальскими писателями создал литературный новопровансальский яз. В 1855 М. с Руманилем стал редактировать «Armana Prouvencau» (Провансальский альманах), во главе которого стоял затем свыше 50 лет.

Главное произведение М. - поэма «Mireio» (Мирейо, 1858), написанная, как и другая известная поэма М. «Calendal», семистишьем из комбинаций александрин и акро силабба, отличающимся исключительной музыкальностью. Сюжет ее - трагическая история «неравной» любви бедного плетенщика Винсена к Мирейо, дочери богатого фермера. Поэма в целом представляет хаотическое переплетение бытовых картин, при этом сильно идеализированных, с романтикой и мистикой, переходящих в необузданную фантастику. Здесь перемешаны Гомер, Вергилий, Данте, Ламартин, трубадуры, жития святых, местные легенды и живые сельские наблюдения. Последние песни превращают «Mireio» в католическую поэму.

Кулацкая направленность поэмы вне всяких сомнений. М. заставляет старика-плетенщика Амброза, отца Винсена, признать органическую неизбежность социального неравенства. Примирения социальных противоречий М. ищет у порога церкви. С особой тщательностью он выписывает патриархальный образ фермера Рамона, в лице к-рого дает «трудовую» апологию крупнокрестьянских хозяйств: достаток - вознагражденный труд. Если М. тем не менее не на стороне спесивого старика Рамона, отвергающего юношу-бедняка, то это свидетельствует лишь о том, что автор ищет опоры против вторжения промышленного капитала в старый аграрный уклад Юга в расширении и укреплении социальной базы «крепкого» хуторского хозяйства привлечением батрачества и мелкопромыслового ремесленничества.

В 1867 вышла поэма М. «Calendal» (Календаль - история бедного рыболова, к-рый спасает принцессу Эстереллу и завоевывает ее любовь). Это - аллегорическая национальная поэма. Эстерелла символизирует исторический Прованс с его легендами и трубадурскими традициями; разбойник Северан - напористый французский промышленный и бюрократический централизм; Календаль - фелибриж. В переводе аллегорий на социальный язык поэма означает требование консолидации сил старинных местных промыслов и ремесл в противовес машинизму и росту промышленного пролетариата, укрепления социальной базы сельской и мелкопромышленной буржуазии Юга. В 1884 Мистраль издал поэму «Nerto» (Нерто), в к-рой воспевает в форме легенды былой союз авиньонского папства и королевского Прованса. В 1897 М. напечатал «Pouemo dou Rose» (Поэма о Роне), описывающую, как первый спускающийся по Роне пароход топит старые бурлачьи суда, и отчетливо выявляющую скорбь М. о разрушении надвинувшимся с Севера машинизмом старинного хозяйственного быта и в частности промыслов Юга. К этим произведениям следует прибавить национально-историческую драму «Reino Jano» (Королева Жанна, 1890), лирико-эпические сб. «Isclo d’or» (Золотые острова, 1875), «Oulivado» (Сбор маслин, 1912) и «Tresour dou Felibrije» (Сокровищница фелибрижа, 1878-1886 - словарь провансальского языка).

Библиография:

I. Соловьев С. В., Очерки из истории новой французской и провансальской литературы, СПБ, 1914, гл. VI: Фредерик Мистраль; Paris G., Penseurs et poetes, P., 1896; Welter N., Frederic Mistral, der Dichter der Provence, Marburg, 1899; Koschwitz E., Mireio, Marburg, 1900; Vincent I., Frederic Mistral, P., 1918; Ripert Em., La versification de Frederic Mistral, Aix, 1918; Его же, eloge de Frederic Mistral, Marseille, 1920; Lassere P., Frederic Mistral, poete, moraliste, citoyen, P., 1918 (1930); Jean Desthieux F., Frederic Mistral, son Ouvre, P., 1922; Thibaudet A., Mistral, P., 1930.

II. Lefevre Ed., Bibliographie mistralienne, Marseille, 1909; Boissy E., Le secret de Mistral, P., 1933.

МИТРОФАНОВ

МИТРОФАНОВ Александр Георгиевич (1901-) - современный писатель. Сын рабочего; с 15 лет стал работать в типографии брошировщиком. Коммунист. Повесть «Июнь - июль» выдвинула М. как талантливого писателя, Стиль М. импрессионистичен, субъективен, лиричен, о произвольными переходами от одного настроения к другому, отмечен налетом эстетства, словесной изощренности. Повесть «Июнь - июль» изображает противоречия классовой борьбы начала реконструктивного периода. В повести намечен ряд проблем: проблема нового отношения к труду, нового понимания дружбы, любви. В своих героях М. подчеркивает неосвобожденность от мелкобуржуазных настроений, к-рые проявляются в политической инертности, гуманизме, склонности к мещанскому благополучию. М. хотел показать, как «добродушный, немного созерцательный, любящий помечтать рабочий парень» становится воинственным и «злым» большевиком. В отношениях Ольшанина к своему другу Стремянникову, оказавшемуся троцкистом, в отношениях к работнице Тоне, склонной к «мещанскому счастью», в борьбе за развертывание соцсоревнования М. пытается раскрыть претерпеваемые Ольшаниным изменения. Однако троцкизм Стремянникова остается М. политически не вполне разоблаченным; политический разрыв Ольшанина со Стремянниковым мало связан с процессом классовой борьбы на производстве, развертывание соцсоревнования дано в плане индивидуальной борьбы.

Идеализация и приукрашивание автором черт патриархальщины и цеховщины изображаемой им среды типографщиков, примиренческое отношение к мещанскому культурничеству, недостаточная политическая заостренность в постановке и развитии проблем, литературщина - все эти недостатки привели М. к политическому искривлению в раскрытии в основном правильного и актуального идейного замысла повести. В наст. время М. заканчивает новый роман «Северянка» (печатается в журн. «Красная новь», 1933, №№ 5, 6, 8, 9).

Библиография:

Колесникова Г., «Июнь - июль» Митрофанова, «На литературном посту», 1931, № 16, и в № 34 Кирьянов; Кузьмин В., «Молодая гвардия», 1931, № 19-20; Борисов Л., О повести «Июнь - июль», «Рост», 1931, № 16; Зелинский К., Как творится новый человек? (о повести А. Митрофанова «Июнь - июль» и «Богеме»), «Литературная газета», 1931, № 51 от 7/X и № 58 от 27/X; «Комсомольская правда» от 30/XII 1931; Гринберг И., «Ленинград», 1931, № 12, и 1932, № 2; Бачелис И., «Книга - молодежи», 1932, № 1-2; Красина Н., «Правда» от 18/III 1932.

МИТХАТ

МИТХАТ Ахмет (1844-1915) - турецкий писатель. Родом черкес. Учился во Франции. Вернувшись, проявил себя ярым политическим противником султанского режима и был сослан в Родос, где издал под названием «Кырк амбар» (40 амбаров) сборник статей и стихотворений. После возвращения из ссылки в Стамбуле сотрудничал в газ. «Терджумане Хакикат» (Толковник истины), писал учебники, монографии, романы, пьесы и статьи публицистического характера. В историко-политической монографии «Уссш Инклаб» М., излагая политические реформы эпохи Танзимата, дает вместе с тем программу действий нарождающейся турецкой буржуазии.

М. - чрезвычайно плодовитый автор, одних только романов переводных и оригинальных им написано свыше 30, не говоря уже о многочисленных статьях, очерках и фельетонах. Один из первых переводов М. - «Дама с камелиями». В более зрелую пору он выбирает такие темы для переводов, переделок и для оригинальных вещей, в которых находят отражение его общественные стремления. Таковы напр. «Хасан моллах» (Мудрость Хасана) - подражание «Монте-Кристо» А. Дюма-отца, «Зейли Хасан», «Хусейн Феллах» (Земледелец Хусейн) и др. Политические свои взгляды М. выражает и в ряде исторических романов. Таковы: «Муссулу (Мусулец) Сулейман» - о войнах византийцев с мусульманами - и «Арнаут лэр сулиотлар» (Албанцы). Несмотря на то, что это произведение написано по поручению Абдул Хамида (когда он еще играл в либерализм), М. сумел выдвинуть основные положения младотуркизма.

М. - яркий выразитель интересов нарождавшейся буржуазии в Турции. В политических своих выступлениях он высказывал мысль о необходимости развязать потенциальные силы капитализма.

Роль М. в создании новой буржуазной турецкой литературы громадна, его можно поставить рядом с Н. Кемалем-Намык (см.). Некоторые его произведения, как напр. «Генитюрк» (Молодой турок), находят и сейчас читателей в Турции. М. является основоположником турецкой драматургии. Турецкая сцена долгое время не выходила из круга балаганного кукольного театра («Карагёз» - нечто вроде «Петрушки»), и сейчас еще весьма популярного в Стамбуле и провинции. Во время деятельности М. театр получает более широкое развитие. Из пьес М. были популярны: «Ики ахбаб чауш» (Два приятеля капрала), «Тедбирде кусур» (Недостатки распорядительности), «Кахраман кыз» (Девушка-героиня), «Каба бирадам» (Грубый человек), «Гевезе бербер» (Цирюльник-болтун), «Ханымын джан сыкынтылари» (Дамская скука). М. внес весьма ценный вклад в выработку нового яз. Язык М. свободен от вычурной витиеватости, вполне популярен и близок к народному.

Библиография:

Смирнов В., Очерк турецкой литературы; Павленко П., Стамбул и Турция, М., 1930; Алимов А., Борьба за конституцию 1876 в Турции, «Историк-марксист», 1929, № 14, стр. 36-67; Абдюльхак Шинаси, Статья «А. Митхат», «Хакиммети Миллие» (Национальная власть), 13/IV 1932.

МИФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИХАЙЛИЧЕНКО

МИХАЙЛИЧЕНКО Гнат (псевдонимы - Игнатий Михайлич, Генборат, Гнатко...) (1892-1919) - укр. поэт, беллетрист и критик. Р. в Миропольи (б. Курской губ.) в семье крестьянина. Учился в сельскохозяйственной школе. Принимал участие в подпольной революционной работе террористической группы с.-р. В 1913 был призван в царскую армию, но вскоре бежал из армии в Австрию.

По возвращении в Харьков для революционной работы был арестован и приговорен царским военным судом к каторге и пожизненному поселению в Сибири. После Февральской революции Михайличенко вернулся на Украину, где стал одним из руководителей левого крыла украинских социал-революционеров (боротьбистов). Работал в подполье во время гетманщины и деникинщины. В период последней Михайличенко был расстрелян контрразведкой.

При советской власти М. некоторое время работал наркомом просвещения УССР. При его содействии организовалось в Киеве в 1919 первое издательство революционных писателей и начал выходить журнал «Мистецтво» (Искусство), являвшийся первым советским украинским журналом по вопросам литературы и искусства.

Классовая борьба на Украине, борьба за советскую власть и диктатуру пролетариата, выдвинула перед украинской мелкобуржуазной революционной интеллигенцией вопрос об изживании национализма. Одной из групп этой интеллигенции, еще не освободившейся от национализма и народничества, и была группа М. (Блакитный, Чумак, Заливчий). Она ликвидировалась в 1920.

Литературное наследие М. невелико: ряд стихов в прозе, новелл («Повi», «Мiсто», «Дiвчи», «Тюрма», «Погроза невiдимого»), рассказов («История одного покушения») и наиболее значительное произведение - «Блакитнiй роман».

Мелкобуржуазная революционность, влияние упадочной буржуазной литературы, с ее индивидуализмом, утонченным психологизмом, сильно давали себя чувствовать в произведениях М., однако последний в своем творчестве стремился преодолеть буржуазно-националистические влияния и пытался осознать классовый путь развития нового искусства. Внося в украинскую художественную литературу ряд тем, выдвинутых пролетарской революцией, М. в целом ряде произведений отображает революционную борьбу, деятельность группы эсеров-террористов («История одного покушения»).

В ряде новелл, затрагивающих проблему классовой диференциации в городе, писатель не может возвыситься над мелкобуржуазной революционностью; он показывает и восхваляет «велике кам’яне мiсто»; но он не в силах побороть тех ноток тоски, пессимизма, к-рые вызывают в нем социальные противоречия («Повiя», «Дiвча»), не в силах осознать их с точки зрения революционной классовой борьбы. Это обстоятельство и обусловливает срывы поэта к гуманизму, «общечеловечности» и даже моментами к сентиментализму (напр. «Старчиха», «Повiя», «Дiвча»).

В целом ряде лирических произведений Михайличенко символизм сочетается с импрессионизмом; в них доминируют мотивы одиночества, индивидуализма, интимной лирики; здесь М. - типичный мелкобуржуазный интеллигент-романтик. В других произведениях, трактующих проблемы революционной борьбы и противоречий между чувством и разумом, М. не может революционно осознать жизненные явления. Он стремится порвать с традициями старой литературы, но в то же время продолжает свой творческий путь в плане символизма. Эта двойственность особенно резко проявляется в «Блакитном романе», произведении, где стираются грани между лирикой и прозой. Здесь, как и в целом ряде других произведений, стремление М. преодолеть влияния буржуазной литературы и сомкнуться с новой революционной действительностью сказывается в том, что автор старается видоизменить символизм революционной проблематикой.

В «Блакитном романе», проникнутом утонченной эротикой, проблема борьбы старого и нового мира усложняется проблемой национальной. Автор безуспешно пытается соединить революционную трактовку периода перелома, изживания старого, с художественным показом событий в плане символизма. Символика романа с его экзотикой, изысканными художественными образами в значительной мере затуманивает показ революционной борьбы и снижает социальную значимость изображаемых событий.

В своих статьях, как напр. «Пролетарьске мистецтво», М. поднимает вопрос о создании нового искусства, выдвигает абстрактный лозунг борьбы за пролетарское искусство как «искусство труда», делая попутно ряд ошибок теоретического характера.

Произведения М. в целом отражают сложность и противоречивость его зыбкого и незавершенного пути к революции; объективно творчество его выражает идеологию части украинской мелкобуржуазной интеллигенции, представленной группой украинских левых социалистов-революционеров (боротьбистов).

Библиография:

I. Твори, ДВУ, 1929.

II. Самусь Микола, Трое: Василь Чумак, Андрiй Заливчий, Гнат Михайличенко, Критико-бiографiчнi нариси, вид. «Книгоспiлка», Харкiв, 1928; Гадзiнський В., Гнат Михайличенко, Бiографiчний нарис, «Життя й революцiя», 1928, VI; Коваленко Б., Прозаiки першего призыву, «Молодняк», 1928, I.

III. Лейтес А. i Яшек М., Десять рокiв украiнськоi лiтератури, ДВУ, Харкiв, 1928.

МИХАЙЛОВ А.

МИХАЙЛОВ А. - см. Шеллер-Михайлов.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV