Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "М" (часть 12, "МИХ"-"МОЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 12, "МИХ"-"МОЛ")

МИХАЙЛОВ М. Л.

МИХАЙЛОВ, Михаил Ларионович (Илларионович) (1826-1865) - русский революционный деятель, поэт и переводчик. Внук крепостного, умершего после телесного наказания. Отец М. добился дворянства, дослужившись до чина надворного советника и женившись на княжне. По окончании уфимской гимназии М. поступил в СПБ университет и в 1845 дебютировал в печати двумя стихотворениями. Вплоть до 1849 регулярно сотрудничал в «Лит-ой газете» В. Зотова. Лишенный материальной поддержки отца, Михайлов в 1848-1852 служил писцом-регистратором и наконец столоначальником в нижегородском соляном управлении. После появления в «Москвитянине» его повести «Адам Адамыч» М. приехал в Петербург и занялся интенсивной литературной работой. В 50-х гг. заведывал отделом иностранной литературы в «Современнике». Очень большую общественную роль сыграла серия статей М. по женскому вопросу («Современник», 1859 - I; 1860 - IV, V, VIII, XI; 1861 - IV), доставивших Михайлову особо широкую популярность среди разночинческой молодежи.

М. - активный участник революционного движения. Чернышевский читал ему свою прокламацию «К барским крестьянам». В 1861 М. напечатал в Лондоне составленную его другом Н. В. Шелгуновым революционную прокламацию «К молодому поколению» и, вернувшись в Петербург, принялся распространять ее. Выданный провокатором Вс. Костомаровым, М. в сентябре 1862 был арестован и в ноябре приговорен к 6 годам каторжных работ. Умер на каторге (от туберкулеза). Участие М. в революционном движении сделало его имя надолго опальным. Задуманное Н. А. Серно-Соловьевичем издание сочинений М. не было разрешено III Отделением, а издание, выпущенное в 1867 Звонаревым, было по требованию тех же жандармов сожжено. Зато революционеры окружили образ М. любовью и почетом (стихотворный привет сидевшему в тюрьме Михайлову Утина - «Из стен тюрьмы, из стен неволи», стихотворения Н. П. Огарева, П. Л. Лаврова и, позднее, - поэта-чайковца Синегуба).

Из литературного наследия М. наиболее памятны его стихотворные переводы. Поэзия революционных демократов, формируя свой стиль, опиралась на опыт поэтов европейской мелкобуржуазной демократии. В этом плане значение работы разночинцев-переводчиков очень велико. Если В. С. Курочкин (см.) сделал Беранже союзником русской революционно-демократической поэзии, то М. то же самое проделал с Гейне. Из сложного и многогранного поэтического наследства Гейне М. выбрал стороны, нужные революционным демократам. Из других переводов Михайлова особого внимания заслуживают переводы из Томаса Гуда, Лонгфелло, Беранже, Морица Гартмана («Белое покрывало»).

Оригинальные стихи М. немногочисленны, но сильны и характерны. В них звучит мотив активного общественного действия, свойственный революционным демократам и резко отделявший их от пассивной созерцательной поэзии либерального барства. Лучшие революционные стихи Михайлова: «Крепко, дружно вас в объятья» (ответ на стихотворное приветствие арестованных студентов), «Памяти Добролюбова», «Вечером душным, под черными тучами нас похоронят», «Только помыслишь о воле порой». Очень характерно стихотворение «Охотник» - беранжеровский куплет, родственный сатирическим песенкам «Искры». Песня М. «Смело, друзья, не теряйте», приобревшая позднее название «Народовольческого гимна», была одной из самых любимых песен революционного подполья до самой революции 1917.

Популярная в свое время художественная проза М. знаменует собой начальные шаги разночинческой беллетристики, только приступившей к преодолению подавляющего влияния либерально-дворянской литературы. Большинство романов, повестей, рассказов М. повествует о жизни «маленьких людей» города, особенно провинциального.

Библиография:

I. Песни Гейне, в перев. М. Л. Михайлова, СПБ, 1858; Собр. стихотворений, СПБ, 1890; В провинции, Собр. повестей, 2 чч., СПБ, 1860; То же, изд. 2-е, СПБ, 1889-1890; Женщины, СПБ, 1903; Записки (1861-1862), ред. и вступ. ст. А. А. Шилова, изд. «Былое», П., 1922. Действительно полного собр. сочин. М. нет. Изданное А. Ф. Марксом в 1913-1914 Под редакцией П. Быкова полное собр. сочин. М. (вышло 4 тт.) не является полным и вообще неудачно (ср. рецензию В. Мияковского - «Голос минувшего», 1914, VI); в наст. время собр. стихотв. печатается в изд. «Academia».

II. Шелгунова Л. П., Из далекого прошлого, СПБ, 1901; Быков П., Из переписки Михайлова, «Современник», 1912, IX; Богучарский В., 50-летний «юбилей», там же, 1912, I; Мияковский В., М. Л. Михайлов, «Голос минувшего», 1915, IX; Михайлов П., Письмо о смерти М. Михайлова, там же; Щелгунов Н. В., Воспоминания, ред. и примеч. А. А. Шилова, Гиз, М. - П., 1923; Лемке М. К., Политические процессы в России 1860 гг., Гиз, М. - П., 1923; Политические процессы шестидесятых годов, I, Под редакцией Б. П. Козьмина, Центрархив, Гиз, М. - П., 1923; Казанович В. П., Письма Н. В. и Л. Н. Шелгуновых к М. Л. Михайлову и Н. В. Гербелю, «Историко-литературный сборник» (посвященный В. И. Срезневскому), Л., 1924. Все это работы и материалы биографич. характера. Литературоведч. работ о М. пока нет.

III. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917; Шилов А., Что читать по истории русского революционного движения, Гиз, П., 1922, стр. 81-82; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924; Шилов А. А. и Карнаухова М. Г., Деятели революционного движения в России, Био-библиографический словарь, т. I, ч. 2, М., 1928. См. также библиографию произведений М. при I т. его «Полного собр. сочин.» Под редакцией П. В. Быкова.

МИХАЙЛОВ Н. А.

МИХАЙЛОВ Николай Александрович (1906-) пролетарский писатель, рабочий-ударник. Член ВКП(б) с 1929. Р. в Москве, в семье сапожника-кустаря. Учился в семилетке (не окончил).

С 1925 - рабочий листопрокатного цеха завода «Серп и молот». С 1932 - выдвиженец-редактор многотиражной газеты завода «Серп и молот» «Мартеновка». Писать начал с 1927. Первые литературные опыты М. - рабкоровские заметки и очерк из производственной жизни, напечатанный в «Мартеновке» и премированный на районном конкурсе.

Первой книжкой М. - «В боях за металл» (изд. Профиздата, 1930) - фактически был начат призыв рабочих-ударников в литературу, принесших с собой новые актуальные темы - борьбы за выполнение промфинплана, социалистической реконструкции, соцсоревнования (подробнее см. Ударничество в литературе). Маленькая брошюрка М. передает опыт борьбы рабочих листопрокатного цеха московского завода «Серп и молот» за ликвидацию прорыва. Уже эта первая, по существу публицистическая и еще очень схематичная книжка говорит о художественных данных автора. Вторая книга М. «Седьмая батарея» (1932) определеннее и ярче в художественном отношении: персонажи ее - живые, запоминающиеся образы (Шугаев, Завгородний, Василь Васильич, Бугров). Несмотря на слабость разработки сюжета, некоторую разорванность и кускообразность, книга значима тем, что она показывает Красную армию как школу классового воспитания. Третья книга М. «Марка М», являясь тематически продолжением «В боях за металл», свидетельствует о дальнейшем творческом росте Михайлова.

МИХАЙЛОВСКИЙ Н. К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИХАЙЛОВСКИЙ С. Н.

МИХАЙЛОВСКИЙ Стоян Николаевич (1856-1927) - болгарский поэт-сатирик. Сын известного литератора-реакционера. М. воспитывался в духе богатеев-чербаджи (крупные кулаки, ростовщики, сторонники турецкой власти). Влияние Шатобриана (М. учился во Франции) еще более укрепило его реакционные взгляды. М. не только не имел никакого касательства к национально-революционному движению Болгарии, но и после выделения последней в самостоятельное государство отнесся к нему отрицательно.

Выражая интересы крупных землевладеьцев, сторонников турецкой власти, Михайловский ненавидит господство буржуазной демократии, выдвинувшей из кулацкой верхушки крестьянства выскочек - рыцарей первоначального накопления. Недовольство М. нашло выражение в первой крупной его вещи «Поэма зла», где зло является господствующим началом мира. 80-е и 90-е гг. - эпоха водворения господства новой буржуазии - были годами расцвета сатирического таланта М. Борьба с самыми гнусными проявлениями новоиспеченной буржуазии увлекала М. до такой степени, что его сатира подчас заходила дальше той цели, к-рую наметил писатель: М. доходит иногда до прямого призыва пролетариев к восстанию. Таким произведением является «Пролог к (ненаписанной) книге рабов» - самый ценный вклад сатирика в болгарскую литературу. Рассудочность является господствующим элементом в творчестве М.; большинство его произведений представляет собою скучную риторику. Только пламенная ненависть к господству новоиспеченной буржуазии могла вызвать у крайнего реакционера М. жгучие строфы. Но чем более рос революционный напор пролетариата, тем заметнее Михайловский примиряется с буржуазией, становившейся все более реакционной, пока наконец не сделался сторонником фашизма. Как писатель Михайловский остался одиноким, не создал школы.

Библиография:

I. Сочинения, т. I, 1918; Поема на злото, 1889; Novissima verba, 1889; Currente calame, 1890; Железни струни, 1890; Сатири, 1893; Книга без заглавия, 1893; Философски и сатирически сонети, 1895; Книга за българския народ, 1893; Книга за оскърбените и онеправданите, 1903; Источни легенди, 1904; От развала към провала, 1904; Днес чук, утре наковалня, 1905.

II. Миролюбов В. (д-р К. Кръстев), Стоян Михайловски (Млади и стари, 1906); Ангелов Б., Българска литература, част 2, 1924; Пундев В., Стоян Михайловски (Български писатели, ред. М. Арнаудов, т. IV); Бакалов Г., Гатанката Стоян Михайловски, «Наковальня», 1927.

МИХАЭЛИС К.

МИХАЭЛИС Карин (Carin Michaelis, 1872-), современная датская писательница, специализировавшаяся на проблемах женской и детской психологии. Социальная значимость этих этюдов заключается в либеральном протесте против обычной в буржуазном обществе трактовки женщин и детей как низших, неполноправных существ или как забавных куколок и игрушек. Особенной популярностью пользовался роман М. «Опасный возраст». Во время мировой войны М. заражена идеями милитаризма. Она восторженно воспевает чудеса военной техники и индустрии (описание пушечного завода) - «оплот мирных граждан и залог побед» - и ставит себе задачей «увековечить» наряду с прочими «самоотверженными» жертвами войны героинь буржуазной благотворительности. Когда же война привела к социальным потрясениям, М. вместе с рядом других представителей мелкобуржуазной интеллигенции метнулась в сторону революции и даже сблизилась с коммунистами. Очень быстро изжив свои революционные увлечения, М. вновь переходит на свои излюбленные темы. В последнее время она выпустила целую серию романов полуавтобиографического характера под общим заглавием «По ту сторону добра и зла» (Traeet poa godt og ondt), в которых пытается развенчать традиционную буржуазную мораль, противопоставляя ей идеи парадоксального аморализма, не выходящего при всем том из рамок той же буржуазной морали и буржуазного индивидуализма. В 1932 М. принимала участие в работах первого международного антивоенного конгресса. На русском языке вышло два собрания ее сочинений: Под редакцией Мускатблита (М., 1911-1913, 8 тт.) и Под редакцией П. С. Когана (М., 1912).

Библиография:

I. Собр. сочин., перев. под. ред. Ф. Мускатблита, 8 тт., изд. «Заря», М., 1911-1913 (т. I. Опасный возраст, ч. 1, Роман; т. II. Эльзи Линдтвер (Опасный возраст, ч. 2); т. III. Принцессочка, Роман; т. IV. Лунной ночью; т. V. Любовь, Роман; т. VI. Судья, Роман; т. VII. Иванова ночь, Роман; т. VIII. Русский и др. рассказы); Ея муж. Счастливый брак и др. рассказы, изд. Столичного кн-ва, М., 1916; Книга о любви, Роман, изд. «Мiа», П., 1916, и др. Некоторые романы, в особенности «Опасный возраст», выдержали по нескольку изд. в различных переводах. В пореволюционное время изданы: Девочка с цветными стеклами, Повесть, изд. «Сеятель», Л., 1925; Семь сестер, Роман, изд. «Петроград», Л., 1925; Женщина, имя тебе любовь, изд. «Мысль», Л., 1926; Метта Трап, Роман, изд. «Мысль», Л., 1926; Тайна, Роман, изд. «Прибой», Л., 1927; Лгунишка, Повесть, изд. «Прибой», Л., 1927; Жемчужное ожерелье, Роман, изд. «Космос», Харьков, 1928. Hoft Spil, 1898; Lillemor, 1902; Qhettoens Blowst, 1907; Den farlge Alder, 1910; Gloedens Skole, 1914; En Mors Ojne, 1915-1916; Opfer. Kriegs und Friedens Werke an der Donau, Wien, 1917; Don Juan - after Doden, 1919; Traeet poa godt og ondt (Серия романов: I. Piger med glasskaarene, II. Lille Lognerske, III. Hemmel igheden, IV. Synd og Sorg og fune), 1924-1928; Mette Trap og hondes Unger, 1922; Perlerne, 1927.

II. Тальников Д., Женщина в опасном возрасте, «Одесские новости», 1911, 23 января (о романе «Опасный возраст»). Вступительные статьи к собранию сочинений Михаэлис Мускатблита и П. С. Когана.

МИХАЭЛИС С.-А.-Б.

МИХАЭЛИС Софус Август Бертель (Sophus Michaelis, 1865-) - современный датский писатель, сын портного. Дебютировал в литературе в 1889. После мимолетных студенческих увлечений идеями Г. Брандеса (см.) целиком отдался модернистскому эстетизму и стал одним из корифеев буржуазной неоромантики. Популярен как лирик: «Солнечные цветы» (Soblomster, 1893, изд. 4-е, 1926), «Сирены» (Sirener, 1898), Переводчик Бодлера на датский язык, М. колеблется в эквилибристике между парнасским реализмом и символистической экзотикой («Праздник жизни» - «Livets Fest», 1900; «Пальмы» - «Palmerne», 1904, и др.). Позднее М. переходит к прозе. Его лирико-эпический роман «Эбело» (Aebelo, 1895) выдержан в тоне скандинавской архаики. Общеевропейскую популярность приобрел юбилейный наполеоновский роман М. «Вечный сон» (Den evige sovn, 1912; русск. перев., М., 1912). Характерны для свойственного М. отвлеченного экзотизма две книги «Греки и варвары» (Hellener og Barber, 1914) и «Небесный корабль» (Himmelskibet, 1921). Для театра М. писал с 1906 и прославился пьесами: из жизни «русских нигилистов» - «Медик», «Революционная свадьба», завоевавшая себе место в репертуаре европейских театров, и пьесами на наполеоновские сюжеты - «Св. Елена» (1911), «1812» (1912), «Эльба» (1926).

Библиография:

I. Odense, Min barndoms by Foredraq holdt, «Radio», 2 Maj, 1928; Odense, 1928; Blaareqn, 1913; Romersk Foraar, 1926.

II. Ahlmann, Det dansk Parnas, Kbhvn, 1921.

МИХЕЕВ

МИХЕЕВ Василий Михайлович (1859-1908) - поэт и беллетрист. Р. в Иркутске; юность провел в Сибири. Литературную деятельность начал в газ. «Восточное обозрение». М. - писатель второстепенный по таланту, но характерный представитель того крыла революционной народнической литературы 80-х гг., к-рое в специфических условиях Сибири создало особенно резкие по своей обличительной силе художественные полотна (ср. также очерки Н. И. Наумова). В «Песнях о Сибири» (1884) М. с большим сочувствием рисует сибирских туземцев, нещадно эксплоатируемых русскими чиновниками и купцами, политических ссыльных в Забайкалье, сибирских горнорабочих (стихотворения «Запевала», «Старая казарма», «Тяжелая опричина» и пр.). Попытки некоторых исследователей изобразить М. на этом основании «предшественником пролетарской литературы» бесплодны - рабочих он изображает по-народнически, не интересуясь особой их классовой ролью, психологией, растворяя их в общей массе угнетенных низов. С начала 90-х гг. в М. намечается отход от народничества. Его рассказы «Художники» (отдельное изд. - М., 1894) носят на себе отпечаток надрывного самоанализа, характерного для той части мелкобуржуазной интеллигенции, к-рая разуверилась в народничестве. Очерки 90-х гг. написаны им под сильным влиянием Гаршина. В плане стиля указанная политическая эволюция М. выразилась в переходе от гражданской обличительной песни к повести на буржуазные темы, комедии, святочному рассказу и т. п. Натуралистический роман М. «Золотые россыпи» (1894) - характерное звено в истории русского «золяизма».

Библиография:

I. Михайловский Н., Руссифицированный мефистофель, Собр. сочин., т. VI, 1897; А. К., Отзыв о книге Михеева «В семье и вне семьи», «Мир божий», 1895, № 3; Жеребцов, Предшественник пролетарской литературы в Сибири, «Сибирские огни», 1930, № 6.

II. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX столетие включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917.

МИЦИШВИЛИ

МИЦИШВИЛИ Николо (1896-) - современный грузинский писатель. Р. в крестьянской семье. Был сельским учителем. С 1917 М. начинает активную политическую и литературную деятельность, участвуя в органе левых эсеров - газ. «Труд» - и редактируя русскую газ. «Новый день». В 1922 М. уезжает за границу. В 1934 активно сотрудничает в газ. «Ахали Сакартвело» (Новая Грузия), органе грузинского сменовеховства (в Париже), пропагандировавшем «сотрудничество» с советской Грузией. В 1925 М. возвращается в Грузию.

Мистицизм и социальный пессимизм красной нитью проходят через все творчество М., выражающее умонастроения мелкой буржуазии, не порвавшей связи с буржуазной идеологией и после советизации Грузии. Хотя М. и провозглашает: «Как поэт я принадлежу прошлому, как гражданин присоединяюсь к современности», однако творческий путь его указывает на то, что он как поэт и как гражданин долгое время был чужд советской действительности.

В 1929 М. издал объемистый труд «Эпопея», в котором детально изображается господство меньшевиков в Грузии, их поражение и быт меньшевистской эмиграции. В этом произведении М. делает значительный шаг вперед в смысле критики грузинского меньшевизма, разоблачения его идейного убожества и банкротства и вскрытия классовых корней контрреволюционного «патриотизма». М. еще не освободился здесь целиком от некоторых индивидуалистических, националистических иллюзий. В целом же «Эпопея» указывает на поворот М. к социалистическому строительству.

Некоторые произведения М. переведены на русский, украинский и армянский языки.

Библиография:

I. Цминданиани, Книга стихов, Тифлис, 1926; Шави Варсклави, Поэма, Тифлис, 1926; Гардацвалеса, Поэма, Тифлис, 1927; Тебервали, Тифлис, 1927; Эпопея, Тифлис, 1929; Афганские очерки, Тифлис, 1929.

II. Кикодзе Пр., Литературная Грузия, Тифлис, 1927; Буачидзе Б., Литература и современность, Тифлис, 1928; Радиани Ш., Литературные вопросы, Тифлис, 1930; Бахтадзе В., Критические письма, Тифлис, 1927 (все работы на грузинском языке).

МИЦКЕВИЧ А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИЦКЕВИЧ К. М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИШЕЛЬ

МИШЕЛЬ Луиза (Louise Michel, 1833-1906) - французская писательница, более известная у нас как революционерка - участница Парижской коммуны. Долгие годы работала народной учительницей, боролась на баррикадах Парижской коммуны, годы 1871-1880 и затем 1881-1886 провела в тюрьме и ссылке (в Новой Каледонии). Амнистированная в 1886, до конца жизни работала в качестве пропагандистки, разъезжая по разным районам Франции и Алжира.

По своим политическим убеждениям М. - анархистка. Страстная противница буржуазного строя, М. не нашла все же верного пути революционной борьбы. Она не идет дальше общих фраз о свободе, равенстве и пр. и универсальное средство борьбы с капитализмом видит во всеобщей стачке. Помимо публицистических произведений М. автор многих романов, стихов, пьес, новелл и пр., изобилующих политическими высказываниями. В своих романах (лучший из них «Нужда» - «La misere», 1887) М. стремится дать развернутую критику буржуазного общества. Исходя из материалистического положения, что судьба личности определяется общественными отношениями, М. дает в отдельных случаях яркую и верную картину социального бесправия, с одной стороны, и произвола - с другой, но идеалистическое в своей основе мировоззрение Мишель не позволяет ей отличить необходимое от случайного. Не понимая исторической необходимости революционной классовой борьбы пролетариата, Мишель пытается обосновать необходимость борьбы с буржуазией личными качествами своих героев, наделяя всеми отрицательными свойствами представителей имущих классов и давая подкрашенные, лишенные всякой живой реальности фигуры отдельных рабочих. Собственно индустриального пролетариата Мишель почти не показывает, а преимущественно изображает ремесленников, люмпенпролетариев, проституток. Писательница, не увидевшая в пролетариате единственной последовательной революционной силы, способной создать социалистическое общество, приходит к пессимизму. Резкая критика капитализма разрешается в беспомощную формулу: «каждый может начать перерождение общества сам с себя».

Библиография:

I. Contes et legendes, P., 1884; La greve derniere (Nouvelle), 1881; Memoires, P., 1886; L’ere nouvelle, 1887; Le coq rouge (Drame), 1888; La misere (Roman), P., 1883; Le monde Nouveau (Roman), P., 1888; Centieme anniversaire, 1889; La Commune, 1898 (русск. перев., М., 1907, и перев. В. Пяста, с предисл. А. Молока, Гиз, М. - Л., 1926); Ouvres posthumes Alfourville, 1912; Les crimes de l’epoque; La claquedents (Roman) и др.

II. Неустроева О., Жизнь Луизы Мишель, Гиз, М. - Л., 1929; Bienvenu L., Louise Michel, 1871; Veron, Louise Michel, 1881; Malato, Luisa Michel, 1904; Girault, La bonne Louise, P., 1906; Levetzow Fr., L. Michel, 1906; Boyer I., La vierge Rouge (pref. d’Henri Barbussp), P., 1927.

МОБЕЛЬ

МОБЕЛЬ Анри (Henri Maubel, 1862-1917) (псевдоним Maurice’а Bebwal) - бельгийский писатель и драматург. Примыкал к символистской школе. М., отражающему буржуазную идеологию эпохи образования монополий, расслоения и гибели мелкой буржуазии и обострения социальных противоречий, свойственны черты, характерные для доминирующего направления буржуазной литературы данного периода: отмежевание от вопросов, связанных с переустройством общества, от актуальной социальной тематики и взамен того - гипертрофированное внимание к оттенкам индивидуальных ощущений и впечатлений. Одно время Мобель возглавлял журнал «Молодая Бельгия», сгруппировавший символистов и парнасцев. Романы М. с их статичностью действия приближаются к импрессионистским психологическим этюдам. Мобель изучает подсознательные, тончайшие изменения человеческой психики. На границах осязаемого мира начинается для писателя постижение мира идей и ощущений, для которых сон - наиболее подходящее воплощение и выявление («Dans l’ile», 1900). Субъективный идеализм М. ярко выражен в романе «Некто сегодняшнего дня» (Quelqu’un d’aujourd’hui, 1892), где характеризуется деградирующая, изощренная в своих восприятиях до болезненности личность буржуазного интеллигента эпохи загнивания капитализма. Слово как инструмент для передачи душевных нюансов часто не удовлетворяет М.: одним из действительных средств выражения ощущений, недоступных слову, он считает музыку («Prefaces pour les musiciens», 1896). Пьесы Мобеля отличаются тем же психологизмом и отсутствием динамики в развертывании действия («Theatre», 1902).

Библиография:

I. Miette, P., 1890; Une mesure pour rien, Bruxelles, 1888; etude de jeune fille, Bruxelles, 1891; L’ideorealisme de quelques ecrivains, Bruxelles, 1894; ames de couleurs, Bluxelles, 1895.

II. Lebrecht, Histoire de la litterature belge d’expression francaise.

МОГИЛЯНСКИЙ

МОГИЛЯНСКИЙ М. (1873-) - украинский публицист и критик. До Октябрьской революции был постоянным сотрудником кадетского органа «Речь», где между прочим опубликовал в 1913 статью, содержащую резкую критику выдвинутого «Всеукраинским съездом студенчества» лозунга «Самостiйна Украiна» (ст. «Всеукраинский съезд студенчества»). В статье «Узоры лжи», помещенной в том же году в «Речи», М. открыто стал на защиту царизма. Эти статьи встретили резкий отпор со стороны В. И. Ленина, давшего в своих статьях «Кадеты и право нации на самоопределение», «Национал-либерализм и право наций на самоопределение» (т. XIX) политически-классовую оценку «истинно-русским» выступлениям М. После революции М. перешел в лагерь укр. национализма.

В области лит-ой критики М. вместе с группой неоклассиков автивно боролся против пролетарской литературы (выступление на дискуссии 1924-1925 против марксистско-ленинского литературоведения, ст. в журн. «Життя и революцiя», 1925, № 4 - «До проблеми розумiння художнього твору»). В 1926 в журнале «Червоний шлях», № 1, по ошибке, допущенной редколлегией (вследствие гнилого либерализма), был напечатан рассказ М. «Вбивство», по существу являющийся выступлением против Советской социалистической Украины. В этом рассказе М. яростно обрушивается на украинскую сменовеховскую буржуазную интеллигенцию с обвинением в будто бы проявленном ей стремлении к сотрудничеству с пролетариатом. Это реакционное выступление М. встретило резкий отпор со стороны украинской советской общественности. В 1931 М. пытался в Украинской академии наук пропагандировать идею сотрудничества марксизма с буржуазной наукой.

Библиография:

Хвиля А., Мирнi налиi ворогiв, ДВУ, 1926; Его же, Ясною дорогою, Харкiв, ДВУ, 1927; «Комунiст», Харкiв, 1926, № 185-187; Коряк В., Украiнська лiтература, Конспект, вид. 3-е, Харкiв, 1931, стор. 106; «Лiтературний архив», Харкiв, 1931, кн. III.

МОГЭМ СОМЕРСЕТ

МОГЭМ СОМЕРСЕТ Вильям (William Maugham Somerset, 1874-) - английский писатель. М. С. - художник того периода, когда английский капитализм потерял свое монополистическое положение. Перепроизводство интеллигенции со всеми возникающими для нее отсюда последствиями отразилось в одном из лучших романов М. С. «Луна и грош» (1928), персонажи к-рого - деклассирующиеся интеллигенты - подымают бессильный бунт против обделившего их общества, бунт, выражающийся в провозглашении права на антисоциалъность, в анархическом индивидуализме, весьма далеком от понимания истинных причин бедственного положения мелкобуржуазной интеллигенции. Могэм Сомерсет представляет ту группу мелкобуржуазной интеллигенции, которая неспособна к борьбе с капитализмом и так или иначе примиряется с ним.

Отказ от борьбы выражается в пессимизме и фатализме («The human Bondage»), к-рые более органичны для этого художника, чем его бунтарски-анархистские умонастроения, ограниченные в конце-концов проблемами личных взаимоотношений. Когда писатель сталкивается с социальными противоречиями, он или избегает постановки связанных с ними вопросов или занимает позицию, объективно близкую империализму. М. С. написал ряд произведений из жизни колониальных стран: новеллы и романы - «The Trembling of a Leaf» (русск. перев. - Король Талуа, 1927), «The painted Veil» (русск. перев. - Китти, 1926), пьеса «Обетованная земля». Вместо разоблачения империалистического гнета М. С. предается в них восторгам перед красотой первобытности и ламентациям по поводу зол цивилизации. Но в этой тяге к экзотике сказалось и замаскированное приятие империализма. Там, в далеких колониальных странах, мерещится М. С. выход из тупика для тех групп мелкобуржуазной интеллигенции, к-рые не находят в себе ни желания ни сил порвать с капитализмом и бороться с ним и кончают поддержкой империализма. Последняя пьеса М. С. «Шэппи» (1933), имевшая успех в религиозно-настроенных кругах английской буржуазии, характерна для эволюции этого писателя в период кризиса капитализма.

Библиография:

I. На русск. яз. перев. с транскрипцией фамилии автора Могэм и Могам: Лэди Фредерик, Пьеса, СПБ, 1909; Принц Себастиан (Джек Стро), СПБ, 1913; Обетованная земля, Пьеса в 4 д., перев. Б. Лебедева, М., 1924; Сэди (Ливень), Пьеса в 3 д., перев. К. И. Чуковского, М., 1926; Рассказы, перев. А. Рябинского, Гиз, М., 1927; То же, под заглавием «Король Талуа», «ЗиФ», М., 1927; Луна и шестипенсовик (The Moon and six Pence), перев. З. А. Вершининой, Гиз, М., 1928; То же, под назв. «Луна и грош», перев. Э. и Б. Лебедевых, изд. «Круг», М., 1927; Безволосый мексиканец, Рассказ, М., 1929, и др.; Mrs Graddock, 1902; On a Chinese Screen, 1922; Cakes and ale or the Skeleton on the Cupboard, 1930; First person singular, 1931.

II. Dautin Paul, Somerset Maugham et ses romans, P., 1928; Mais S. P. B., Some Modern Authors, London, 1923.

МОДЕРНИЗМ

МОДЕРНИЗМ - см. Символизм.

МОДЗАЛЕВСКИЙ

МОДЗАЛЕВСКИЙ Борис Львович (1874-1928) - библиограф и историк русской литературы. Юрист по образованию, М. вскоре по окончании СПБ университета поступил в Архив Государственного совета, затем служил в разных учреждениях Академии наук, а с 1919 до смерти состоял старшим ученым хранителем Пушкинского дома, одним из инициаторов и организаторов которого он был. С 1918 - член-корреспондент Академии наук. Как библиограф и историк литературы М. был учеником Л. Н. Майкова и В. И. Саитова, применяя выработанный последними био-библиографический метод. В таком духе М. написано свыше 500 статей, помещавшихся преимущественно в «Русском биографическом словаре», к-рый издавался «Русским историческим об-вом», в специально исторических и историко-литературных, а также общих изданиях. Центральное место в научной деятельности М. занимают его труды по изучению жизни и творчества Пушкина; более значительные из них: «Библиотека А. С. Пушкина» (СПБ, 1910, «Пушкин и его современники», вып. IX-X), «Дневник Пушкина» (П., 1923), «Письма Пушкина» (2 тома, Л., 1926-1928) и посмертный сборник статей «Пушкин» (Л., 1929). Методологической ценности эти работы не имеют, поскольку они построены на основе биографического метода, но в них сосредоточен обильный материал. Несомненной заслугой М. в области пушкиноведения является создание и редактирование органа «Пушкин и его современники», в котором были опубликованы ценные архивные материалы, пушкинские тексты и т. п. В настоящее время био-библиографическая картотека М. (до 300 тыс. карточек) находится в ИНЛИ (б. Пушкинский дом) в Ленинграде.

Библиография:

I. Коплан Б. И., Краткий очерк научной деятельности Б. Л. Модзалевского, Л., 1929 (Оттиск из «Известий Академии наук по отд. гуманитарных наук», 1929, № 4). Некрологи: Измайлов Н., «Красная газета», веч. вып., 1928, 4 апреля, № 93; Бельчиков Н., «Читатель и писатель», 1928, № 15; Mazon A., Revue des etudes slaves, 1928, fasc.; Бобров Е. А., Семинарий повышенного научно-исследовательского типа по истории литературы, Ростов н/Д., 1928, стр. 5-6 (Оттиск из «Известий Северо-кавказского гос. университета», т. III (XVI), 1928).

II. Борис Львович Модзалевский. Биографические даты. Список трудов, Л., 1924; Памяти Бориса Львовича Модзалевского, 1874-1928. Биографические даты, библиография трудов, изд. Российского об-ва друзей книги, М., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, Под редакцией Б. П. Козьмина, М., 1928.

МОДУЛЯЦИЯ

МОДУЛЯЦИЯ - термин, введенный в русское стиховедение Г. А. Шенгели (см. его «Трактат о русском стихе») для обозначения своеобразных ритмических явлений, возникающих в стихе благодаря паузам между словами; например строки «Адмиралтейская игла» и «Пред бунчуком и булавой» (Пушкин) - при равенстве основных ритмических измерителей (число слогов, расположение ударений и т. д.) - звучат несколько различно из-за несовпадающего словораздела. Однако Шенгели ошибочно распространил понятие М., считая, что в стихе паузы стоят между всеми словами. В реальном стихе таких пауз в большинстве случаев нет, и слова в нем произносятся слитно, но как частный случай М. имеет несомненное значение. См. Стихосложение.

МОКЕЛЬ

МОКЕЛЬ Альберт (Albert Mockel, 1866-) - бельгийский писатель, символист. На творчестве М., падающем гл. обр. на девятисотые годы, лежит печать деградации, свойственной искусству буржуазии начала эпохи империализма. Произведения Мокеля характерны для тех групп буржуазной интеллигенции, которые оторвались от общественных интересов. Стремясь уйти от действительности и современности в мир идеальных абстрактных представлений, М. сосредоточивает свое внимание на нюансах индивидуальных ощущений, на изощренных исканиях в области ритма и формы. Показательны в этом отношении поэтические произведения М., напр. «Сияния» (Clartes, 1901), в к-рых заметно сильное влияние французских символистов (гл. обр. Малларме). Аналогичными тенденциями пронизаны его рафинированные «Contes pour les enfants d’hier» (1908), уводящие читателя в эстетизированный мир легенд, прекрасных принцесс, фантастических существ. В ряде изданных М. литературно-критических работ (монографии о Малларме, 1899, Верхарне, 1895 и 1917, Ван-Лерберге, 1904) обнаруживается тот же формальный эстетизм и в методе исследования.

Библиография:

Кроме перечисленных в тексте: Chantefables un peu naifs, Liege, 1891; Propos de litterature esthetique du poeme, P., 1894; Flamme immortelle, P., 1925.

МОКУЛЬСКИЙ

МОКУЛЬСКИЙ Стефан Стефанович (1896-) - современный литературовед, историк театра, театральный критик. В 1918 окончил Киевский университет по историко-филологическому факультету. Литературную работу начал в 1916, преподавательскую - в 1917. Тогда же начал работу в качестве театрального критика в киевских газетах и журналах. С 1923 ведет интенсивную научную работу в Ленинграде. В настоящее время - профессор ЛОГАИС и заведующий его театральной секцией, профессор ИНПИ.

Научные работы М. посвящены истории европейской (гл. обр. итальянской и французской) литературы и театра XVI-XVIII вв., а также советскому театру. В своих ранних работах (1923-1929) М. находился под сильным влиянием буржуазной науки о театре (М. Герман), примыкая к «Ленинградской школе» в театроведении, возглавлявшейся А. Гвоздевым. С 1929 М. покидает позиции формализма и стремится перейти на рельсы марксизма-ленинизма. Этот переход происходит с большими зигзагами то в сторону Лефа и Литфронта, то в сторону некритического усвоения Плеханова и Фриче. В связи с усвоением марксистско-ленинской методологии в последних работах М. видно выравнивание методологических позиций.

Библиография:

Вступ. ст. к «Орлеанской девственнице» Вольтера, изд. «Всемирной литературы», Л., 1924; Карло Гольдони. Глава из истории театра в Венеции XVIII в., Временник ТЕО ГИИИ «О театре», т. I, Л., 1926; Вещественное оформление спектакля накануне классицизма, там же, т. III, Л., 1929; Перевод, виедение и примечания к «Мемуарам» Карло Гольдони, 2 тт., изд. «Academia», Л., 1930, 1932; Вступ. ст., примечания и перевод совм. с М. М. Рындиным «Новеллино» Мазуччо, изд. «Academia», Л., 1931; Итальянская литература, Биб-ка «Литературной энциклопедии», Гихл, М., 1931; Ряд статей в ЛЭ: «Комедия», «Commedia dell’arte», «Кроче», «Лафонтен», «Лесаж», «Ложноклассицизм», «Макароническая поэзия», «Мариво», «Мольер» и др. В БСЭ: «Гольдони», «Гоцци», «Данте» и др. По советскому театру и драматургии: Маяковский-драматург, журн. «Стройка», 1930, № 7; Петроградские театры между Февралем и Октябрем, в коллективном труде ГАИС «История советского театра», т. I, изд. Ленгихл, 1932.

МОЛДАВСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЛДАВСКИЙ ЯЗЫК

МОЛДАВСКИЙ ЯЗЫК - один из романских яз. (см.), известный обычно под названием молдавского диалекта румынского яз. Область распространения М. яз. в Румынии - так наз. Старая Молдавия (Moldova veche), т. е. территория между реками Серетом и Прутом (включая и Буковину), затем Бессарабия (гл. обр. в ее средней части), ныне оккупированная румынами, и наконец область Автономной Молдавской ССР на левом берегу Днестра в составе Украинской ССР; кроме того молдаване живут отдельными колониями в пределах СССР: в Крыму, на Северном Кавказе и более компактными массами в б. Первомайском, Зиновьевском и Николаевском округах УССР. Так. обр. область распространения М. яз. распадается между двумя государственными единицами, что создает особые условия при решении проблемы литературного яз. для Молдавской АССР. В пределах Румынии М. яз. низведен на положение нелитературного местного диалекта, а в СССР является самостоятельным яз., имеющим свою литературу и прессу.

Вопрос о происхождении М. яз. до сих пор не может считаться окончательно разрешенным. Можно думать, что древние исторические сведения о переходе предков молдаван с запада через Карпаты на территорию собственно Молдавии заслуживают доверия. И позднее экспансия молдавского населения к северу и востоку имела место, в результате чего Буковина и Бессарабия уже с XV в. становятся центром молдавского языка. В XVII в. М. яз. представлен в письменных памятниках, хотя уже с налетом валашским, поскольку последний к этому времени литературно оформляется.

Собственно в АМССР, т. е. на левом берегу Днестра, молдавская колонизация началась не ранее XVII в. и даже его второй половины.

В XVIII веке начинается интенсивная колонизация Приднестровья - как области между Бугом и Днестром (Очаковская земля, до 1791 принадлежавшая татарским ханам), так и к северу от нее территории Брацлавского воеводства Польши, к-рую от Очаковской земли отделяли реки Ягорлык и Кодыма. Изначальная принадлежность территории современной АМССР к двум государствам, отразившаяся еще в старом русском административном делении Херсонской и Подольской губ., обусловила и образование двух диалектов М. яз. на левом берегу Днестра: северного и южного, границу меж к-рыми составляет и поныне р. Ягорлык.

Вековой гнет и русификаторская политика царского правительства в отношении молдавского населения Бессарабии и особенно Херсонщины повлекли за собой значительное влияние русской и украинской речи на говоры местного крестьянства. В процессе ассимиляции с окружающим населением некоторые молдавские селения приняли украинский яз. к началу XX в. Но по берегу Днестра, где молдавское население было компактнее, яз. сохранился хорошо. В известных случаях имел место обратный процесс молдаванизации украинского населения, а частью и потомков безземельной польской шляхты (в северной части АМССР).

ТАБЛИЦА ЗВУКОВ МОЛДАВСКОГО ЯЗЫКА

Молдавский

Неслоговые i, u встречаются в составе дифтонгов: ai, ei, ii, oi, ui, əi, ïi, əu, eu, iu, ïu, ou, ua, uo, а также в середине слов между гласными, причем i в этом положении уже переходит в j

Библиография:

Сергиевский М. В., Материалы по изучению живых молдавских говоров на территории СССР, «Ученые записки Института языка и литературы», том I, стр. 71-95, М., 1927; Его же, К истории создания литературного языка в Румынии («Ученые записки Института языка и литературы», т. III, стр. 114-132); Мадан Л. А., Грамматика лингий молдвинешть, Тирасполь, 1930; Кьор П. И., Словарь русско-молдавский, Тирасполь, 1930.

МОЛЛА НАСРЕДДИН

МОЛЛА НАСРЕДДИН - см. Наср-эд-дин.

МОЛОДА МУЗА

«МОЛОДА МУЗА» - группа зап.-украинских писателей-модернистов, объединившихся вокруг журн. «Свiт». Группа возникла в 1906. Программа ее - борьба за идеи «Добра и Краси». В это объединение входили: Петро Карманский (1878), Богдан Лепкий (1872), Василь Пачовский (1878), Михайло Яцкiв (1873), Остап Луцкий (1883), Сыдiр Твердохлiб (1886-1924), Степан Чарнецкий (1881), Володимир Бирчак. При всем индивидуальном различии этих писателей группа эта в целом имела определенную социальную физиономию, к-рая отражала настроения и идеологию буржуазии с заметными проявлениями упадочнических тенденций. В этом смысле для писателей данной группы весьма характерны пессимистические настроения, презрение к «толпе», индивидуалистический эстетизм, безнадежная грусть, превратившаяся у «молодомузовцев» в риторический прием, особенно у Твердохлiба. Следует при этом отметить, что столь обычные мотивы безнадежности и бесперспективности нередко уживались у «молодомузовцев» с мотивами весьма активного национализма, как например у Пачовского («Драматична мiстерiя»).

За время ее существования «М. м.» своей деятельностью с самого начала и до последних дней весьма энергично служила интересам буржуазного общества. Необходимо подчеркнуть, что декадентство «молодомузовцы» культивировали до самой революции 1917. После революции они активизировались, начав упорную борьбу против пролетариата и Советского Союза, борьбу за диктатуру буржуазии.

Библиография:

Коряк В., Органiзацiя жовтневоi лiтератури, ДВУ, Харкiв, 1925, стр. 25, 170, 230; Альманах «Захiдня Украiна», ДВУ, Киiв, 1927, стр. 183-214 (ст. Д. Рудика); Дорошкевич О., Пiдручник iсторii укр. лiтератури, вид. «Книгоспилка», Киiв, 1924, стр. 208.

МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ

«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» - литературно-художественный общественно-политический и научно-популярный журнал, орган ЦК ВКП(б) и ЦК ВЛКСМ. Начал издаваться с апреля 1922. Журнал ставил наиболее острые, боевые вопросы современности. С марксистско-ленинских позиций он. объявил войну эстетству, отходу от политики, ориентации на обывательское чтиво. Журнал являлся боевым орудием партийного культурно-политического воспитания. Массив читателей «М. г.» - молодые кадры, гл. обр. комсомольцы, красное студенчество. «М. г.» была одной из первых ячеек, положивших начало массовой организации пролетарских писателей.

Первый этап работы «М. г.» - 1922-1923 - характеризовался огромной тягой молодежи к учобе после окончания гражданской войны. Журнал старался удовлетворить культурно-политические запросы своего читателя. Общественно-политические и научно-технические проблемы занимали в журнале главенствующее положение. Художественной литературе отводилось сравнительно небольшое место, но она выражала новые творческие установки, отличные от установок «Кузницы», хотя освещение проблем нового этапа социалистической революции писателями «М. г.» и не всегда было правильно (Тарасов-Родионов - «Шоколад», Ю. Либединский - «Завтра»). Журналом проводилась большая работа по собиранию и воспитанию кадров комсомольских писателей. Ставилась задача отражения в художественной литературе практики борьбы комсомола («Ненастоящие» - рассказ В. Герасимовой и статья о нем Л. Авербаха в № 6 за 1923, «Комсомолия» Безыменского в № 1 за 1924). Создание литературы о комсомоле - специфическая задача «М. г.». Из среды комсомольцев выдвигаются писатели: М. Колосов, М. Платошкин, Н. Богданов, Я. Шведов, Г. Шубин, И. Рахилло, И. Молчанов, М. Юрин, С. Огурцов, Кудрейко-Зеленяк, Исбах и др. В их творчестве того времени преобладает комсомольская тематика. Ряд ярких эпизодов комсомольской жизни, отражение политической борьбы организации, ее задач - отличительные черты произведений писателей «М. г.».

В 1924-1926 к сотрудничеству в журнале помимо пролетарских писателей привлекаются такие писатели, как Маяковский, Асеев, наряду с ними Б. Губер, Шильдкрет, Логинов-Лесняк и др. Помимо воспитания комсомольских писательских кадров «М. г.» занялась творческим сотрудничеством с писателями-попутчиками. Это сотрудничество было важно, т. к. оно способствовало укреплению литературно-художественного отдела журнала и позволяло дать читателю «М. г.» наиболее полное представление о советской литературе, оно же помогало насытить творчество привлеченных писателей актуальной революционной проблематикой.

Широко освещая революционную практику пролетариата (обзоры по международному положению, проблемы политики и экономики, борьбы партии с троцкизмом), «М. г.» стремилась увязать эти вопросы с литературными, борясь с ликвидаторскими теориями Троцкого, Воронского и т. д.

Проблемы литературы увязывались «М. г.» с проблемами пролетарской культуры на основе учения Ленина о культурной революции, хотя здесь журнал и допустил ряд ошибок, аналогичных ошибкам руководства РАПП. С 1930 в период оформления блока литфронтовцев «М. г.», руководимая в то время сторонником Литфронта - Ольховым, не приняла активного участия в разоблачении антипартийной сущности Литфронта и даже поддерживала его (статьи Горелова, Амурского, Ольхового) по творческим вопросам. В этот период своего существования журнал слабо отвечает задачам, перед ним поставленным, авторитет его среди читателей заметно падает. Вместе с тем требования комсомола к своему органу выросли во много раз в связи с тем, что комсомол стал многомиллионной организацией. В дискуссии с РАПП «М. г.» не оказали активной поддержки комсомолу, став на позиции защиты РАПП и разделяя ошибки его руководства (разработка лозунга «одемьянивания» поэзии, заушательская критика так наз. писателей-попутчиков). После резолюции ЦК от 23 апреля журнал перестроился и включился в борьбу за создание высокохудожественной литературы о комсомоле, к-рую требовал многомиллионный комсомол (речь Косарева на XI пленуме ЦК ВЛКСМ и пленуме ЦК ЛКСУ, резолюция Бюро ЦК комсомола о журнале «М. г.» и приветствие журналу т. Постышева); «М. г.» привлекает новые кадры поэтов, писателей (Бутковский, Сидоров и др.), ставя задачей творчества социалистический реализм, разработку преимущественно молодежной, комсомольской тематики.

Предыдущая страница Следующая страница