Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "Н" (часть 3, "НЕЗ"-"НИВ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 3, "НЕЗ"-"НИВ")

НЕЗМИ

НЕЗМИ Али (1871-) - азербайджанский тюркский поэт. Р. в г. Гандже. Писать начал в 1905 в сатирическом журн. «Молла Наср-эд-дин». Н. - один из наиболее значительных сатириков периода 1905-1917. Принимал активное участие в борьбе против царизма и религиозного фанатизма в Закавказьи. В своих произведениях высмеивал феодальные нравы, отстаивая идею либерально-буржуазного просветительства. После советизации Азербайджана долгое время работал фельетонистом в тюркской печати.

Библиография:

Собр. сочин. «Сижим Кулу Наме», Азгиз, I, 1926.

НЕЙКЕН

НЕЙКЕН (Juris Neikens, 1826-1868) - латышский писатель. Сын богатого крестьянина. Был учителем, затем пастором. Руководил изданием газ. «Cela Beedris».

Значение Нейкена в латышской литературе в том, что он один из первых реалистически изобразил жизнь латышских крестьян; однако при этом он никогда не переставал быть религиозным дидактиком. В религии этот идеолог помещичьей власти немецких баронов видит основу жизни и всячески ее проповедует. Его произведения полны рассуждений о царстве божием, о религиозно-нравственной жизни. Грубая пасторская мораль, затхлая церковщина в произведениях Н. направлены к укреплению устоев помещичье-церковного господства.

Библиография:

Jurra Neikena stasti, dzeesmas un gubridas macibas iz Cela Beedra, I, Рига, 1870 (из Брокгауза, IV (без автора)); Georg Neiken, «Magazin», hrsg. v. der Lettisch-Literarischen Gesellschaft, B. XIV, Stuck 2, Mitau, 1869, SS. 1-11.

НЕЙМАН

НЕЙМАН Станислав К. (Neumann, 1875-) - современный чешский революционный поэт, с именем к-рого связано развитие целого периода чешской поэзии. Литературную деятельность начал в 90-х гг. в рядах символистов и декадентов. В дальнейшем разошелся с ними и стал выразителем умонастроений анархически настроенной мелкобуржуазной интеллигенции. Н. проповедует культ опрощения и возвращение на лоно природы, протестует против этических норм буржуазного общества. Военные потрясения и волна революции в Европе сделали Н. активным союзником наиболее революционной части рабочего класса. После империалистической войны Н. издает журналы «Червень» и «Кмен», вокруг которых группируются наиболее передовые силы чешской литературы. В период 1920-1928, будучи членом КПЧ, в к-рую он вступил не без колебаний и ряды к-рой он в дальнейшем покинул, Н. поочередно редактирует следующие журналы, издаваемые КПЧ: «Коммунистическое ревю», «Пролеткульт», «Рефлектор», сатирический журн. «Шибенички» и др., а также руководил одно время работой пражского Пролеткульта.

Эти годы наибольшего революционного подъема оказали значительное влияние и на перестройку поэзии Н. и его взглядов на литературу. Если раннее его творчество было полно философских размышлений о радостях жизни, о новом жизнеустроении и т. д., то теперь большинство его произведений посвящено классовой борьбе. В этом отношении наиболее характерны его «Красные песни» (1923) - книга о социальной революции, о послевоенной борьбе европейского рабочего класса, о создании первого в мире пролетарского государства. Его стихи этого периода проникнуты ненавистью к буржуазии и ее холопам. Однако нельзя сказать, чтобы даже в этой книге Н. выступал в качестве поэта, окончательно преодолевшего свою мелкобуржуазную природу. В его поэзии слишком большую роль играет революционная фраза, к к-рой поэт прибегает, когда он не в состоянии подняться до пролетарского анализа действительности. Все же «Красные песни» свидетельствовали о заметном приближении Неймана к идеологии революционного пролетариата. До конца перестроиться Н. однако не смог: анархическая закваска дала себя знать. В период временной стабилизации капитализма, непосредственно предшествовавшей современному кризису, охватившему весь капиталистический мир, он покинул ряды КПЧ, хотя и не переметнулся, как многие мелкобуржуазные ренегаты, по ту сторону баррикады. Нейман признал ряд своих ошибок, хотя и остался вне партии. Одно время он был редактором газ. «Левый фронт» и председателем ассоциации трудящейся чехо-словацкой интеллигенции под тем же названием. В последнее время появилось несколько стихотворений Неймана («На смерть Маяковского», «Странскому» и др.), которые свидетельствуют о возврате этого поэта к революционным традициям чешской поэзии.

Библиография:

Стихи: Jsem apostol noveho ziti, Pr., 1896; Ceske spevy, Pr., 1910; Tricet zpevy zrozvratu, 1914-1918, Pr., 1918, Nove spevy, Pr., 1918; Basne, Vybor, Pr., 1920; Kniha lesu, vod a strani, 2 vyd, 1921; Sen o zastupu zautaicich, Pr., 1921; Rude spevy, Pr., 1923; Pisne o jedine veci, 1925-1927.

НЕКРАСОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕКСЕ

НЕКСЕ Мартин Андерсен (1869-) - известный датский писатель. Р. в Копенгагене, в семье каменщика. С девяти лет начинает самостоятельно зарабатывать: работает пастухом, батраком, поступает в ученики к сапожнику. С 20 лет Н. - каменщик. Все это время Н. упорно занимается самообразованием, посещает одно время вечернюю школу для рабочих, сдает экзамен на народного учителя. В 1891 выходит первое печатное произведение Н. «Тени». Н. одинаково хорошо известны труд и быт датского рабочего, ремесленника и сельскохозяйственного пролетария. Все его творчество является прекрасной иллюстрацией к хозяйственной и отчасти политической жизни современной ему Дании. Писатель шаг за шагом показывает внедрение нового капиталистического способа производства, превращение кустаря в рабочего, мелкого земледельца в сельскохозяйственного пролетария. Значительное место в его творчестве занимают безработные, люмпенпролетарий, ремесленник, утерявший свою самостоятельность, крестьянин, прогнанный с своего участка земли. Всех их объединяет стремление во что бы то ни стало сохранить свою кажущуюся свободу. Герой становится полубродягой, к-рый работает время от времени ровно столько, чтобы не умереть с голоду («Бигум - деревянная нога», «Гарибальди» и др.), и кончает свою жизнь в ненавистном рабочем доме («Царь Навуходоносор»). Н. относится к нему с большой любовью как к носителю отвлеченного стремления человека к свободе. Индивидуалистическое бунтарство в ряде произведений Н. является единственной формой борьбы против существующего строя. Своеобразный анархо-индивидуализм, к которому в своих отношениях к окружающей действительности приходят его персонажи, сочетается у Н. однако с правильной классовой оценкой современного общества, с подачей им материала, пропитанного классовой ненавистью к эксплоататорам. С большим знанием дела показана вся сложная машина кулацко-капиталистической эксплоатации, равно губительная как для подмастерья, так и для подпаска. Н. не может пройти равнодушно мимо эксплоататора, будь то городской буржуа или фермер, не показав основ его благополучия. Однако в творчестве Н. дает себя заметно чувствовать разрыв между правильным показом капиталистической действительности и политическими выводами. В своем большом произведении «Пелле-победитель» (1906), переведенном на все европейские яз. Н. развернул широкую картину роста рабочего движения в Дании, отобразив историю датской соц.-дем., условия развития этого движения, методы борьбы капиталистов с попытками рабочего класса организоваться (увольнения, локауты, система премий, переманивание менее устойчивых элементов и т. д.). Передавая даже в основном правильно настроения рабочей массы, Н. в политических выводах и обобщениях подпадает под влияние оппортунистических идеологов II Интернационала. Пелле принципиально против вооруженных выступлений, политическая борьба вообще вне поля его зрения. Всеобщее равенство и социализм, о к-рых он мечтает, где-то далеко и недосягаемы. Задачу сегодняшнего дня герой романа, а вслед за ним и сам писатель, видит в профессиональной организации рабочих, с к-рой вынуждены были бы считаться капиталисты. «Мы должны организоваться и надеяться на время», - призывает Пелле, уповая на мирный переворот.

«Я не думаю, чтобы революция могла привести к чему-нибудь хорошему», - говорит он своему другу Мартину, носителю революционных идей, воплощающему для Нексе «анархическое разрушительное начало» в противовес Пелле, «натуре созидающей». Чрезвычайно характерна для этого близкого пролетариату писателя трактовка взаимоотношений массы и героя. Отображая настроения пролетарской массы, он показывает ее гораздо более революционно настроенной, нежели ее реформистский вождь, в политическую программу которого революционное выступление массы не укладывается. Однако герой - в центре всех событий, а масса - покорная в его руках сила. Подчиненность Н. в предшествующий период идеологии мелкой буржуазии объясняется тем что он - рабочий-писатель страны экономически отсталой - отображает в своем творчестве мировоззрение не индустриального пролетариата, а пролетария мелких мастерских города, батраков и поденщиков, еще недавно связанных с частной собственностью. Отсюда переоценка роли отдельной личности и разрыв между действительным отображением капиталистической эксплоатации и теми политическими выводами, к к-рым приходят герои Нексе.

Недостаточная зрелость пролетарского мировоззрения определяет и художественную характеристику Нексе. Н. в большинстве случаев дает конкретные высокохудожественные описания окружающих его явлений, проявляя характерное для него обостренное внимание к социальной проблематике, но редко ему удается претворить богатый запас своих наблюдений в синтетическую картину классовой борьбы. Борьба с эксплоататорами сводится у него в большинстве случаев к отдельным фактам из биографии его героев. Герои Н. - чрезвычайно типичные представители указанных слоев пролетариата, но не показана неразрывная взаимная связь каждого пролетария в его лучших устремлениях с его классом. Главный герой Н. - Пелле («Пелле-победитель»), к-рый должен явить собою вождя пролетариата, - зачастую противопоставляется массе.

Несмотря на долголетнее влияние оппортунистической датской соц.-дем., в вопросах империалистической войны и пролетарской революции в России Н. решительно становится на сторону революции. В 1923 он предпринимает поездку в СССР; впечатлениям от этой поездки «на родину пролетариата всего мира» посвящена его книжка «На рассвете» (1923). Произведение это свидетельствует как о понимании большевистской революции, так и о глубокой симпатии к Стране Советов и ненависти к буржуазной Европе. Н. разоблачает «гнусные намерения сплетников и всей клеветнической кампании против СССР как со стороны буржуазии, так и соц.-фашизма и авгуров свободы и гуманности, поочередно на всех кафедрах мира свидетельствующих против большевизма». О дальнейшем сдвиге влево свидетельствуют и выступления Н. во время его посещения Страны Советов в 1933. Единственный выход для пролетариата Н. в настоящее время видит в коммунизме.

Библиография:

I. Счастье, Повесть, перев. А. Н. Горлина, Гиз, М. - П., 1923; Пролетарские новеллы, перев. М. М. Гутман, изд. «Петроград», П., 1923; Пассажиры незанятых мест, перев. С. Г. Займовского, изд. «Новая Москва», М., 1923; То же, перев. А. Н. Горлина, Гиз, М. - П., 1923; Мыза Дангаард, Драма в трех д., перев. Д. М. Горфинкеля, Под редакцией А. Горлина, Гиз, М. - П., 1923; Дитя человеческое, 5 книг, перев. Э. Л. Вейнбаум и А. В. Ганзен, Гиз, М. - П., 1923-1924; Великая борьба (Пелле-завоеватель). Роман из датского профессионального движения, перев. в сокращ. М. Розенфельд, изд. ВЦСПС, М., 1924, и неск. изд. в др. переводах; Навстречу молодому дню. Путешествие в Советскую Россию, перев. Э. Бак, изд. «Петроград», Л., 1925; Семейство Франк. Повесть, перев. М. Кристенсен, изд. «Межрабпом», Берлин - М., 1925; Дети будущего, перев. Под редакцией Н. Н. Шульгина, изд. «Мысль», Л., 1926; Революция женщин и др. рассказы, перев. О. Мандельштама, изд. «Прибой», Л., 1926; Ценою жизни, перев. М. К. Зорич, изд. «Пролетарий», Харьков, 1926; Кротовьи кочки. Рассказы, перев. А. В. Ганзен, Гиз, М. - Л., 1927; Избранные новеллы, перев. Под редакцией А. Горлина, ГИХЛ, Л., 1933.

II. Вейсброд Ал., Мартин Андерсен-Нексе, «Октябрь», 1926, III. Рецензии: Мещеряков Н. Л., «Печать и революция», 1923, II; Мессер Р., «Звезда», 1925, III; М. Т-ий, там же, 1926, III; Нусинов И., «Печать и революция», 1927, VI, и другие.

НЕЛЕДИНСКИЙ-МЕЛЕЦКИЙ

НЕЛЕДИНСКИЙ-МЕЛЕЦКИЙ Юрий Александрович (1752-1828) - поэт. Принадлежал к высшей аристократии. Служил в гвардии, занимал крупные административные посты. Царедворец и светский человек, Н.-М. в литературе являлся талантливым дилетантом. Он пользовался у современников славой русского Анакреонта. В поэзии Н.-М. намечаются две струи: светско-салонная, французская, делающая его непосредственным продолжателем легкой поэзии Сумарокова (некоторые песни Н.-М. являются просто переделкой французских романсов - сюда же относятся его стихотворения «на случай» и дружеские послания), и «народная», к-рую образуют стилизации Н.-М. под крестьянскую песню (особенно популярна была из них «Выйду я на реченьку»). Народными мотивами Н.-М. пользовался своеобразно, на его романсах лежит явственный отпечаток искусственности. Диапазон лирики Н.-М. крайне узок. Певец томной грусти и чувствительности, он интересен как типичный представитель легкой дворянской поэзии эпохи просвещенного абсолютизма.

Библиография:

I. Сочин., изд. А. Смирдина, СПБ, 1850 (вместе с сочин. бар. Дельвига); Стихотворения, СПБ, 1876.

II. Венгеров С. А., Русская поэзии, вып. VII, СПБ, 1901 (подробная библиография); Мазаев М. Н., Культ любви, «Вестник всемирной истории», 1901, № 10 (сент.); Любовная лирика XVIII в., с примеч. А. Веселовской, СПБ, 1910; Розанов И. Н., Русская лирика, М., 1914.

НЕМАНСКИЙ

НЕМАНСКИЙ Янка (1890-) - псевдоним белорусского писателя и общественного деятеля Ивана Андреевича Петровича. Р. в бедной крестьянской семье. Окончил учительскую семинарию. Учился в Петербургском университете. С 1919 по 1922 - в рядах Красной армии. В настоящее время Н. - член Белорусской академии наук и зам. председателя Госплана БССР, член КП(б)Б.

В серии рассказов («Над кромянью» и др.) Н. показывает борьбу белорусского пролетариата и пролетаризирующейся части белорусского крестьянства за свое освобождение в предоктябрьский период. В ряде произведений писатель изображает гражданскую войну, перестройку быта и психологии после Октября. Внимание Неманского особенно привлекает борьба против кулачества. В некоторых своих рассказах он разоблачает идеологию советского мещанства и пытается показать рост новой советской интеллигенции. Особое место в творческой продукции Н. занимает его большой (еще не законченный) роман «Драпежнiкi» (Хищники), трактующий проблему развития промышленного капитала в Белоруссии. Роман охватывает период с 1905 до империалистической войны. Изображая процесс проникновения капитала в белорусскую деревню, Н. выявляет моменты обострения классовой борьбы и нарастания революционных настроений среди крестьянства и пролетариата. Ведущая идея романа - идея побеждающей революции. К недостаткам романа следует отнести элементы преувеличенного биологизма. Н. - представитель белорусской советской литературы восстановительного периода. Последние годы Н. почти не писал, проявляя себя гл. обр. как общественно-политический деятель.

Библиография:

На зломе (На переломе), Минск, Белгосиздат, 1925 (2-е изд., 1928); в перев. на русск. яз. Яковчика, Гиз, М., 1930; Драпежнiкi (Хищники), Роман, журн. «Полымя», 1928-1930.

НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО ВАС. И.

НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Василий Иванович (1848-1927) - писатель. Р. в Тифлисе в семье офицера. Детство провел в походах по Дагестану и Грузии. В 1877-1878 был корреспондентом с театра военных действий против турок (отд. изд. «Год войны», 3 тт., СПБ, 1878). Перу Н.-Д. принадлежит огромное количество путевых очерков об отдаленных окраинах России («Беломоры и Соловки», «За северным кругом»), Западной Европы, Востока и пр. («Очерки Испании», 1889; «Под африканским небом», 1896) и не меньшее количество беллетристических произведений - романов, рассказов, повестей, очерков и проч., одно перечисление которых заняло бы несколько страниц. Начав свою литературную деятельность в 70-х гг. прошлого столетия как популярный выразитель идеологии средней пореформенной буржуазии, Н.-Д. после недолговременного либеральничанья дошел до полной поддержки дворянско-бюрократического режима. С 1921 Н.-Д. - белый эмигрант.

Несмотря на свою исключительную плодовитость, творчество Немировича-Данченко характеризуется невысоким художественным уровнем: произведениям его присуща шаблонная приподнятость языка, пристрастие к мелодраматическим эффектам, крайнее многословие и пр.

Библиография:

I. Собр. сочин., 18 тт., изд. «Просвещение», СПБ, 1911-1915.

II. Скабичевский А., История новейшей русской литературы, изд. 7-е, СПБ, 1909; Михайловский Н., Сочин., тт. IV и V («Житейские и художественные драмы», «Краденое счастье»), СПБ, 1897.

III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия (1917-1927), т. I, М. - Л., 1928 (указаны и эмигрантские издания).

НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО ВЛ. И.

НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович (1858-) - драматург и режиссер, народный артист республики. Брат писателя Василия Ивановича Немировича-Данченко. Р. в Тифлисе, учился в Тифлисской гимназии и на математическом факультете Московского университета. Сотрудничал в юмористических журналах «Будильник» и «Стрекоза», был театральным рецензентом и критиком «Русского курьера» (одно время редактировал эту газету). Вместе с Станиславским Немирович-Данченко основал Московский художественный театр и руководил рядом его студий, в частности Музыкальной (в настоящее время Музыкальный театр им. Немировича-Данченко).

Из беллетристических произведений Н.-Д. выделяются повести и романы: «С дипломом» (1892), «На литературных хлебах» (1891), «Старый дом» (1895), «Губернаторская ревизия» (1896), «В степи» (1900) и др. Как драматург Немирович-Данченко является автором пьес «Шиповник» (1882), «Наши американцы» (1882), «Темный бор» (1884), «Новое дело» (1890) и «Цена жизни» (1896).

Изображая в своих произведениях жизнь мелкого служилого дворянства («Губернаторская ревизия»), провинциального актерства («Драма за сценой»), Немирович-Данченко тяготеет к образам буржуазной интеллигенции, которая, томясь в затхлой атмосфере окружающего быта, не умеет его преодолеть. Творчеству Немировича-Данченко совершенно чужд сколько-нибудь широкий социальный охват действительности. Его психологизм почти никогда не переходит рамок индивидуального анализа.

Библиография:

I. Скабичевский А. М., Сочин., т. II, изд. 3-е, СПБ, 1903; Михайловский Н., Отклики, т. I, СПБ, 1904 («Старый дом»); Соболев Ю., Вл. Ив. Немирович-Данченко (Опыт характеристики), изд. «Светозар», П., 1918; Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, изд. «Academia», Л., 1928 (неск. изд.).

II. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Словарь членов Общества любителей российской словесности при Моск. университете, М., 1911 (данные основаны на собств. показаниях Н.-Д.); Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Л., 1924.

НЕМОЕВСКИЙ

НЕМОЕВСКИЙ Андрей (Andrzej Niemojewski, псевдонимы: Lambro, Lmbr, Rokita, 1864-1921) - польский беллетрист и публицист. Выходец из обедневшего мелкого дворянства, Н. проявил в молодости (90-е гг.) симпатии к революционной борьбе польского пролетариата, причем туманное представление о социализме переплеталось у Немоевского с явно выраженными националистическими тенденциями («Polonia irredenta», 1898; сборник рассказов «Ludzie rewolucji», 1906). Позднее увлекался антирелигиозной тематикой (см. сборник новелл на евангельские темы «Legendy», 1902). Немоевский - автор известного труда «Исус», где доказывается мифическое происхождение Христа. Поэтические и беллетристические труды Н., за небольшими исключениями, не представляют особенной лит-ой ценности. Публицист по темпераменту, Н. после 1906 посвятил себя исключительно журналистике, основав журнал «Myśl». В журнале этом борьба с католической церковью сменилась вначале борьбой исключительно с иудаизмом, а затем перешла в открытую апологетику католицизма и черносотенного антисемитизма. Свой жизненный путь Н. кончил как самый яркий представитель воинствующего католицизма. Прикрытые раньше туманной «социалистической» идеологией националистические тенденции Н. после объявления независимости Польши приняли форму воинствующего национализма, острием направленного против всяких проявлений рабочего движения. В литературном и публицистическом творчестве Н. можно найти уже важнейшие элементы нарождающегося польского фашизма (эксплоататоры - только иностранные капиталисты, революционное движение приемлется лишь в форме польского национального освободительного движения, двойственное отношение к церкви и т. п.).

Библиография:

I. На русск. яз. переведено: Из-под пыли веков, перев. Е. и И. Леонтьевых, 2 тт., СПБ, 1907-1908 (т. I - Сократ; т. II - Ашур и Муцур); Заглавие конфисковано, перев. Е. и И. Леонтьевых, СПБ, 1907; Листопад, Прометей и др. рассказы, перев. Е. и И. Леонтьевых, СПБ, 1908, и М., 1913; Письма ненормального человека, перев. М. Троповской, СПБ, 1908, и др. изд.; Собр. сочин., т. I - Легенды, перев. Под редакцией В. А. Высоцкого, биографический очерк Н. А. Абрамовича, изд. «Заря», М., 1910; Poezje, 1891; Listopad, 1896; Familja, Драма, 1901.

II. Яцимирский Я., Новейшая польская литература от восстания 1863 г. до наших дней, т. II, С.-Петербург, 1908; Domski, Literatura polska ostatnich lat 50-ciu, 1931.

НЕМЦЕВИЧ

НЕМЦЕВИЧ Юлиан Урсин (Niemcewicz, 1758-1841) - польский поэт, политик и историк. Творчество писателя неразрывно связано с его политической деятельностью как идеолога прогрессивной польской шляхты. Выступив первый раз на общественной арене как депутат 4-летнего сейма, он боролся за реформу не только как оратор и публицист (основатель первой в Польше политической газеты), но и как поэт - своими баснями и сценическими произведениями. Громадный успех имела его комедия «Возвращение депутата» (Powrot posla, 1791), в к-рой на канве любовной интриги дана едкая сатира на крепостническую реакцию. Еще больший успех имела драма «Казимир Великий» (Kazimierz Wielki, 1792). Н. принимал участие в Костюшковском восстании, попал в плен при Мацеовицах и, просидев два года в Петропавловской крепости, эмигрировал с Костюшко в Америку, откуда возвращался два раза. Вернувшись окончательно в 1807, Немцевич продолжал писать трагедии, комедии и басни, но более всего прославил себя «Историческими думами» (Spiewi historyczne, 1816), своего рода поэтической хрестоматией по польской истории. Они оказали большое влияние на творчество поэта-декабриста К. Ф. Рылеева. Последний посвятил Н. свои «Думы», некоторые из к-рых представляют собой перевод «Spiew’ов» («Глинский»). Исторический роман Н. «Ян из Тенчина» (Jan z Tęczyna, 1825), написанный в духе Вальтер Скотта, обогатил польскую литературу новой жанровой разновидностью. Продолжая отстаивать либеральные идеи, Н. в романе «Лейбе и Сарра». (Leibe i Siora, 1821) проповедует терпимость по отношению к еврейству. Под конец жизни Немцевич стал консерватором, выступал за лойяльную политику по отношению к России. После ноябрьского восстания, уже в эмиграции, он продолжал бороться против радикалов и начал писать роман, направленный против Лелевеля и демократов, но не успел закончить его.

Библиография:

I. На русск. яз. перев.: Лешек Белый, перев. В. Бенедиктова, и Думы о Стефане Потоцком, перев. его же, см. Гербель Н. В., Поэзия славян, СПБ, 1871. Кроме указанных в тексте: Pisma rozmaite, t. I-II, 1803-1805; Bajki, t. I-II, Varsava, 1817, и др., список их см. у Estreicher’а в его Bibliografia polska..., Krakow, 1876, с последующими дополнениями.

II. Маслов В. И., Литературная деятельность К. Ф. Рылеева, Киев, 1912 (общая характеристика Н. на фоне польских влияний на русскую лит-ру нач. XIX в.); Czartorjski A., Żywot J. O. Niemcewicza, Berlin - Poznan, 1860; Pigoń S., Oddzwięki procesu Filaretow w tworczosci J. V. Niemcewicza, в сб. того же автора «Zepoki Mickiewicza», Lwow, 1922; Tyrowicz M. Działność publiczna J. O. Niemcewicza w latach 1807-1813, Wilno, 1930.

НЕМЦОВА

НЕМЦОВА Божена (Nemcova, 1820-1862) - чешская писательница. Р. в Вене. Отец был конюхом, мать ключницей. Литературная деятельность Н. началась в 1842-1845. Первые ее произведения - сочинения патриотического характера и любовная лирика. В дальнейшем, под влиянием движения «Молодой Германии» и знакомства с Амерлингом и его школой «Будеч», Немцова увлеклась национальным движением. Под влиянием Клацеля (F. M. Klacel) изучала утопический социализм. Заинтересовалась народным творчеством, особенно сказками и песнями, спустившись в самую гущу крестьянства, типы и быт которого она позже дала в ряде очерков («Obrazy z okoli f domazlickeno», 1845-1846, «Selska svatba z okoli domazlickeno», 1846-1847). В результате ее увлечения сказками появились книги «Narodni bachorky a povesti» (1845-1847; русский неполный перевод: «Чешская народная сказка», СПБ, 1912) и «Slovenske pohadky a povesti» (1857-1858). Лучшим произведением Н. является повесть «Бабушка» (Babicka, 1855), переведенная на все европейские, в том числе и на русский яз. («Русский вестник», 1866, №№ 3-6; отд. изд., СПБ, 1900), в которой проявились ее исключительное дарование в обрисовке характеров, наблюдательность и живость языка.

Другие ее произведения, преимущественно рассказы («В замке и под замком» (V zamku а pod zamci, 1857), «Хижина под горами» (Chyze pod horami, написано в 1852-1853, изд. в 1868), «Четыре эпохи» (Ctyry doby, 1856) и пр.), посвящены жизни крестьян и помещиков, причем взаимоотношения между последними обычно даны в плане идиллии. Н. идеализирует и «бедную» жизнь крестьян и устои феодального строя, рушащиеся под ударами крепнущего капитализма. Она призывает крестьян почитать помещиков, примириться со своей крестьянской участью. Но в своей переписке («Korespondence») Н. дает совершенно другую картину, обличая эксплоататоров, предсказывая народный бунт. Идеализация дворянства в повестях Н., равно как и у других мелкобуржуазных писателей ее эпохи, вытекает из своеобразного положения чешской мелкой буржуазии, которая в борьбе с немецкой буржуазией искала союзника в рядах феодальной знати. Н. является писательницей выдающегося таланта. Ее влияние на позднейшую чешскую литературу (так наз. «крестьянский роман») очень велико.

Библиография:

I. На русск. яз. кроме вышеуказанного переведено: В Шумавских горах, «Русский вестник», 1866, №№ 9-11; Добрый человек, там же, 1867, № 5; Горная идиллия, там же, 1867, № 11; У подошвы Керконошских гор, там же, 1868, № 12; Карла, «Заря», 1870, № 8. Из стихотворений переведено одно в сб. «Родное племя», М., 1876. Лучшее критич. изд. сочин. Н. (Sebrane spisy, 14 тт., Praha, 1904-1920) принадлежит Лайхеру.

II. «Северная пчела», 1863, № 171; Э. П., «Русский вестник», 1871, № 5; Недзельский Ев., Божена Немцова, «Центральная Европа», 1930, № 7; Tille V., B. Nemcova, Praha, 1911, изд. 3-е, 1920.

НЕНИЯ

НЕНИЯ - похоронная песня или причитание полуэпического, полулирического характера у древних греков и римлян. Возникнув из причитаний по умершим родственникам, Н. (название возникло в Фригии, в Малой Азии) стала обычной принадлежностью пышных похорон, где ее пели уже наемные плакальщики. У римлян Н. исполнялись под аккомпанемент тибии (род кларнета). Н. начинала главная плакальщица; ее песню подхватывал хор. Тексты Н. до нас не дошли. Как плачи (см.) других народов, античные Н. несомненно содержали преувеличенные похвалы покойнику и бессвязные сетования; недаром античные писатели называют эти песни «нелепыми и нескладными».

Библиография:

Ribbeck O., Geschichte der romischen Dichtung, 12, Stuttgart, 1894; Schanz M., Geschichte der romischen Literatur, Munchen, 1907.

«НЕОКЛАССИКИ»

«НЕОКЛАССИКИ» - буржуазно-националистическое течение в украинской лит-pe, возникшее еще до революции. В своих теоретических и художественных произведениях «Н.» выражали национал-буржуазную идеологию: буржуазный активизм, культ сильного волевого человека-буржуа, национал-буржуазную трактовку классовых процессов истории украинской литературы (книги Зерова «От Кулиша к Винниченку» и Филиповича «З новiтнього украiнського писменства»). Для «Н.» весьма характерны также уход от революционной действительности в идеализированное феодально-буржуазное прошлое и в связи с этим канонизация архаичных классических литературных форм (книги стихов «Камена» Зерова, стихи М. Рыльского и др.), ориентация на культуру буржуазной Европы («Кто знает, - писал Зеров в книге «До джерел», - быть может, пролетарию лучше уж заразиться классовой определенностью ( окресленiтю ) западно-европейского буржуа, чем вялостью русского кающегося дворянина »).

В свое время «неоклассики» активно поддерживали идеологов националистического уклона Хвыльового - Шумского и выступали с ними единым фронтом, отстаивая национал-буржуазную концепцию развития Советской Украины.

В области истории литературы и методологии «Н.» культивировали формализм, отражая влияния буржуазно-идеалистических систем Веселовского, Перетца и др., используя формалистический метод в целях отрицания революционной идейности литературы и утверждения буржуазно-националистической идеологии (идея «безбуржуазности» украинской нации и «особого развития» Украины).

НЕОКЛАССИКИ

НЕОКЛАССИКИ - термин, употреблявшийся для обозначения самых разнообразных явлений русской литературы. Н. называли Батюшкова, Пушкина, Дельвига, Майкова, Фета, Вяч. Иванова, Ин. Анненского и др., отмечая у них или мотивы античной литературы или общий тип «пластического», «скульптурного» творчества, якобы сближающего этих писателей с литературой классической древности. В 1918 в Москве образовалась группа поэтов-«неоклассиков» (Захаров-Мэнский и др.). Она не играла никакой роли. Возникновение ее наряду с образованием многочисленных «групп» того времени свидетельствовало о распаде буржуазной литературы.

НЕОЛОГИЗМ

НЕОЛОГИЗМ (греч.) - языковое новшество, новое слово (оборот речи, грамматическая особенность), появляющееся в яз. Изменения общественной жизни и классового сознания обычно обогащают яз. неологизмами, качество и количество к-рых определяется данной конкретной исторической обстановкой. Поскольку «мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями» (К. Маркс), в классовом обществе обогащается Н. в первую очередь яз. господствующего класса - литературный яз., тогда как в бесписьменные говоры эксплоатируемых масс эти Н. проникают не всегда (ср. судьбу научно-технической и общественно-политической терминологии в яз. феодального и капиталистического общества).

Так, перестройка феодальной Руси в помещичье-бюрократическую абсолютную монархию) обогащает яз. ее господствующего класса - поместного и служилого дворянства - многочисленными Н., частью заимствованными из яз. того же класса более передовых европейских государств, частью образованными средствами русского яз. (ср. «секретарь», «заседатель», «табель о рангах», «контора», «коммерция», «коллегия» и др.). Качественно другие Н. в язык господствующих классов вносит перестройка помещичье-крепостнической России в Россию промышленно-капиталистическую (ср. «эмансипация», «конституция», «капитализм», «пролетариат», «октябрист», «кадет», «аграрный вопрос», «экспроприация» и др.).

Чем резче различия сменяющихся общественных формаций, чем глубже революционный переворот, тем значительнее различия и между Н. соответствующих эпох; в этом отношении особенно показательно сравнение приведенных выше Н. дореволюционной России с массовым обогащением неологизмами всех яз. народов СССР в послеоктябрьскую эпоху (ср. «социалистическое строительство», «советская власть», «комсомолец», «пятилетка», «ударничество», «колхоз» и т. д.). При этом в Н. послеоктябрьской эпохи показательны не только их массовость, не только охват ими всей области производственных, общественно-политических и бытовых отношений, не только новые формы словообразования (типа «исполком», «цека», «ЦИК»), но показателен и тот факт, что в отличие от Н. капиталистического общества, остающихся в основной своей массе достоянием яз. численно ничтожных господствующих классов, Н. послеоктябрьской эпохи стали достоянием широких масс трудящихся. Этот факт - одно из наиболее ярких доказательств качественного изменения языка в послеоктябрьскую эпоху у народов СССР.

Было бы глубочайшей ошибкой видеть в появлении Н. и исчезновении архаизмов (см.) лишь пассивное отражение изменений общественной базы яз. В действительности, по закону действенности надстроек, введение Н. в яз. протекает в формах классовой борьбы. Ярким примером подобной борьбы может служить ожесточенное сопротивление вторжению «советских» Н. в литературный яз. со стороны остатков буржуазной интеллигенции, получившее достаточно яркое выражение и в ее теоретических выступлениях и в словарно-терминологической практике.

В поэтическом яз. общие формы борьбы вокруг Н. осложняются вопросами литературных стилей и школ, часто сводясь к борьбе за устранение архаизмов и за введение в поэзию слов, уже давно переставших быть Н. в непоэтическом яз. того же класса (ср. напр. борьбу за устранение славянизмов у пушкинской плеяды или борьбу за введение в стих технических урбанистических терминов у футуристов). Стилистическая значимость этой борьбы может быть весьма различной и вскрывается лишь в конкретно-историческом ее анализе, а отнюдь не путем формалистической оценки подобных «приемов» как приемов «остранения» или «снижения» литературного яз.

Библиография:

См. Лексика.

НЕРВАЛЬ

НЕРВАЛЬ Жерар (Gerard de Nerval, 1808-1855) - псевдоним франц. поэта-романтика Жерара Лабрюни. Р. в семье хирурга наполеоновской армии. Отдав дань некоторым традициям классицизма в либерально-бонапартистском сб. «Национальные элегии и политические сатиры» (elegies nationales et satires politiques, 1827), Н. стал поклоняться Гюго - вождю мелкобуржуазного романтизма.

Н. приветствовал и воспел Июльскую революцию (ода «Народ», 1830; политические сатиры, 1831), но, принадлежа к слою мелкобуржуазной интеллигенции, испуганной общественным движением, последовавшим за этой революцией, быстро разочаровался в ней. С наступлением буржуазной реакции Н. подпал под влияние «галантной» или «золотой» богемы Теофиля Готье, которая провозгласила лозунг: «Искусство для искусства». Этот лозунг выражал умонастроения буржуазной интеллигенции, отказавшейся от каких-либо социальных преобразований. В конце 30-х гг. Н. пришел к мысли о полной бесплодности социально-политической борьбы (драма «Leo Burckart», 1839). Последние годы Н. были омрачены нуждой и психическим недугом. Н. кончил жизнь самоубийством.

Н. оставил несколько сборников стихотворений («Немецкие стихотворения» - «Poesies allemandes», 1830; «Галантная богема» - «La boheme galante», 1855), ряд исторических драм и оперных либретто («Осуждение Фауста» - «La damnation de Faust», 1846), несколько повестей (сб. «Девы огня» - «Les filles de feu», 1854). Эротизм, фантастика и культ искусства для искусства галантной богемы были у Н., испытавшего сильное влияние немецких романтиков, формой отрешения от земной действительности. Для него характерно мистическое искание образа совершенной женщины; все это нашло свое наиболее тонкое выражение в повести Н. «Мечта и действительность» (Le reve et la vie, 1855).

Путешествия Н. по Востоку и Германии описаны в ряде книг: «Сцены восточной жизни» (Scenes de la vie orientale, 1848), «Путешествие по Востоку» (Voyage en Orient, 1851), «Лорелей» (Loreley, 1852). Высоко ценится перевод «Фауста», сделанный Н. еще в юности и заслуживший похвалу самого Гёте. Из других немецких писателей Н. переводил Шиллера, Клопштока, Бюргера и особенно Гейне. Н. оставил несколько сборников историко-литературных статей («Этюды о немецких поэтах» - «etudes sur les poetes allemands», 1830). Многими чертами своего творчества Н. является предшественником французских символистов.

Библиография:

I. Сильвия, Октавия, Изида, Аврелия, изд. кн-ва Некрасова, М., 1912; Ouvres completes de Gerard de Nerval, ed. H. Champion, 15 vv., P., 1914-1932; Clouard, 10 vv., P., 1927.

II. Mirecourt E., de, «Les contemporains», № 10, P., 1853; Delvau A., Gerard de Nerval, sa vie et son Ouvre, P., 1865; Gautier Th., Portraits et souvenirs litteraires, P., 1875; Barine Arvede, Les nevroses, Gerard de Nerval, P., 1899 (об этой книге см. Красносельский П. А., В борьбе с прозой жизни (К психологии неопределенных стремлений), «Русское богатство», 1900, XI XII); Gautier - Ferrieres, Gerard de Nerval, la vie et l’Ouvre, P., 1906; Marie A., Gerard de Nerval, P., 1914 (дана вся библиография); Clouard H., La destinee tragique de Gerard de Nerval, P., 1929; Grimaud J., La folie de Gerard de Nerval, Nimes, 1930; Bruye J., Gerard de Nerval, Paris, 1930.

III. Thieme H. P., Bibliographie de la litterature francaise de 1800 a 1930, v. II, P., 1933.

НЕРВО

НЕРВО Амадо (Amado Nervo, 1870-1919) - мексиканский поэт. Испытав влияние французских символистов, Н. выступил в 90-х гг. прошлого столетия со сб. стихотворений «Черные жемчужины» (Perlas negras), полным мистических переживаний, мотивов умирания и потусторонних тайн. Затем последовали сб. «Poemas» (1901), «El exodo y las flores del camino» (Исход и подорожные цветы), «Lira heroica» (Героическая лира, 1902), «Los jardines interiores» (Внутренние сады, 1905). В дальнейшем мистика уступила место психологическому импрессионизму, под знаком которого выпущены собрания стихов «En voz baja» (Вполголоса, 1909) и «Serenidad» (Безмятежность, 1914). Наконец третий этап поэтической деятельности Н. отмечается проповедью аскетизма: сб. «Elevacion» (Возвышенность, 1917), «Plenitud» (Полнота чувств, 1918) и «El estanque de los lotos» (Пруд лотосов, 1919), в к-ром сильно чувствуется влияние буддийского пантеизма. Поэзия Н. уводит так. обр. в мир философских отвлечений и утонченного психологизма. Следуя за Рубеном Дарио (см.), Н. явился представителем буржуазной реакции эпохи империализма в своеобразных условиях полуколониального развития Мексики. Он - идеолог той части буржуазной интеллигенции, к-рая, отступив перед проблемой национально-освободительной и крестьянской революции, подпала под влияние европейского декаданса. Проза Н. - романы и рассказы: «El Bachiller» (Баккалавр), «Eldomador de almas» (Укротитель душ) и др. - характеризуется своеобразным сочетанием натуралистической техники и мистических концепций, что сближает Н. с Эдгаром По, с к-рым у него имеется много общего.

Библиография:

I. Собр. сочин., 28 тт., Под редакцией Alfonso Reyes, Madrid, 1920-1922.

II. Rangel С., La poesia de ideas en Dario y Nervo, «Cultura Venezolana», 1923, VI; Estrada G., Poetas nuevos de Mexico, Mexico, 1916; Dario K., Amado Nervo, сб. «Cabezas», Madrid, 1922; Puig Casauranc I. M., Paginas viejas con ideas actuales, Mexico, 1925.

НЕРМАН

HEPMAH (Ture Nerman, псевдоним Lucie Fehr, 1886-) - шведский писатель. Происходит из мелкобуржуазной среды (сын книготорговца). Со студенческих лет примкнул к левому крылу соц.-дем. течения, сотрудничал сначала в провинциальных, а затем столичных социалистических журналах, выступая в последних с революционными стихотворениями. Его сатирическая антибуржуазная и антирелигиозная поэзия, законченная по форме, сделала его имя одним из наиболее известных в новой шведской литературе. В начале мировой войны Н. принял участие в Циммервальдской конференции, активно участвовал в расколе шведской соц.-дем., в основании левой соц.-дем. партии, из которой впоследствии образовалась коммунистическая партия. На убийство К. Либкнехта и Р. Люксембург Н. откликнулся рядом стихотворений, исполнявшихся в их память на траурных собраниях, организованных рабочими в Стокгольме. Под впечатлением разрухи послевоенного времени Н. провозгласил полное банкротство мировой буржуазной культуры («Закат буржуазной культуры» - «Borgarkulturens undergang», 1920). Нерман был одним из первых западноевропейских писателей, посетивших Советский Союз. Он написал ряд очерков под заглавием «Из страны Ленина», вызвавших широкий интерес. Но несмотря на все это Н. не был стойким идеологом революционного пролетариата. Уже в упомянутых произведениях довольно отчетливо выступает подлинная природа его революционности, революционности мелкого буржуа, в эпоху всеобщего подъема революционного движения ставшего на время активным попутчиком пролетариата. Не случайно также, что в своей книге «Закат буржуазной культуры» Н. сделал ряд серьезных методологических ошибок, свидетельствующих о зыбкости его марксистского мировоззрения. Надо заметить, что тут, как и во всех его произведениях, серьезная марксистская подготовка, понимание общественно-политического значения отображаемых им событий, заменяется голой революционной фразой.

В 1924 Н. выпустил повесть автобиографического характера «Союз пятерых» (Femfriska, 1924, русск. перев., 1924). Характерно, что и тут, желая отобразить революционную борьбу в Швеции и приближение мелкобуржуазного интеллигента к этой борьбе, Н. чрезвычайно мало места уделил пролетариату. На протяжении всего романа писатель показывает своего героя в типичном окружении мелкобуржуазной и мещанской среды. Хотя герой и тяготится этой средой и в конце романа порывает с ней, все же Н. ничего не сумел ей противопоставить. Взамен показа революционного пролетариата Н. ограничивается рассуждениями героя о стремлении к весьма отвлеченной «борьбе и революции». Чисто мелкобуржуазна в этом романе трактовка проблемы героя и массы с преувеличением роли первого. Через некоторое время после выхода этого романа наметился резкий сдвиг вправо в политической деятельности Нермана, - он вступил на путь типичного мелкобуржуазного ренегата. Во время раскола шведской компартии в 1929 Нерман примкнул к правым и был исключен из КПШ, после чего открыто перешел в лагерь буржуазии. Получив звание сенатора, он в Верхней палате выступает как «народный представитель» (используя украденный у компартии мандат) и ратует за всеобщий мир и филантропическую помощь безработным. В то же время Нерман пытается сохранить связи с компартией, которая однако резко отмежевалась от ренегата, беспощадно разоблачая его на страницах партийной прессы. Характерно, что теперь, когда успехи соц. строительства в СССР признает даже буржуазная пресса, Н. выступает с заявлениями, что «трудно становится защищать страну Советов в настоящее время».

Библиография:

I. Kvinnokvaden, Sthlm, 1910; Olympen, Ett. gammalt upsalahus, 2-a uppt, 1915 (1 uppt, 1913); De roda rosornas folk, Sthlm, 1911; Farbroder, Sthlm, 1913.

II. Газеты и журналы шведской компартии; Путь врага, журнал «Литература мировой революции», 1932, № 5-6.

НЕРУДА

НЕРУДА Ян (Neruda, 1834-1891) - видный чешский писатель. Р. и жил в Праге. Его сотрудничество в альманахе «Лада Ниола» - «Кладбищенские стихи» (Hrbitowni kviti, 1858) - создало ему крупное литературное имя. Но как сложившийся поэт Н. выступил несколько позже. В 1868 появилась его «Книга стихов» (Knihy versu), в 1878 - «Космические песни» (Kosmicke pisne), в 1883 - «Баллады и романсы» (Ballady a romance) и «Простые мотивы» (Proste motifi), относящиеся к значительным произведениям чешской литературы.

Выступление и деятельность Яна Неруды относятся к эпохе бурного роста чешской промышленности, к эпохе борьбы буржуазии за национальную буржуазную культуру. Выразительницей буржуазно-либеральных идей явилась прогрессивно-либеральная младочешская партия (1863), сторонником к-рой Н. был все время. Поэтому основные идеи этого движения - борьба с политической и культурной реакцией, продолжавшейся после революции 1848, борьба с клерикализмом и германизацией - нашли свое выражение в произведениях Н. Его талантливые художественные фельетоны-рассказы («Malostranske povidky», 1878), основными героями к-рых являются пражские бюргеры, и его более отвлеченные «Космические песни» отражают мировоззрение выходивших на общественную арену вследствие бурного промышленного развития новых слоев чешской буржуазии.

Библиография:

I. Переводы рассказов Н. на русск. яз. - в «Славянской беседе», 1888, «Славянском обозрении», 1892, №№ 2, 3 и 7-8, и др. изд. Перевод нескольких стихотворений (Н. Новича) - в «Петербургской жизни», 1897, «Славянских известиях», 1906-1907. Сочин., 13 тт., Прага, 1892-1905 (новое изд., Под редакцией И. Германа, 41 т., Прага, 1906-1915).

II. Степович А., «Чтения в об-ве Нестора летописца» (Киев), 1893, VII; «Славянские известия», 1891, №№ 34, 36 и 37; Krejci F. V., Jan Neruda, Pr., 1902; Salda F. X., Bojozitren, Pr., 1905; Novak A., J. Neruda, изд. 3-е, Pr., 1921.

НЕСИМИ

НЕСИМИ Сеид Имад-эд-дин - азербайджанский тюркский поэт (конца XIV - начала XV веков). Ученик Фейзулла Хуруфи - основоположника религиозной мистической секты (разновидность «суфизма»). Убийство учителя сильно повлияло на творчество Н., еще более усугубив его мистико-пессимистическое содержание. Н. в своих стихах осуждал официальное духовенство, называя служителей ислама «торговцами религией», за что и был казнен правительством.

Произведения Н., как и мистическое учение его секты, имели крайне реакционный характер и были направлены против некоторых реформаторских тенденций династии Темирлана, покровительствовавшей ученым того времени (астрономам, алхимикам и т. д.).

В течение нескольких столетий произведения Н. сильно влияли на азербайджанских, турецких и тюркменских писателей. Его трагическая гибель долго воспевалась в народной поэзии Азербайджана и Средней Азии. Н. писал на тюркском, арабском и фарсистском яз.

Библиография:

I. Диван-Несими, Сборник стихов, Баку, 1926.

II. Мумтаз С., О Несими, журн. «Меариф и Медениет», Баку, 1923; Кепрюлю-Задэ М. Ф., Исследования по азербайджанской литературе (на азербайджанском языке), Баку, 1926; Сами Ш., Энциклопедический словарь, Стамбул; Смирнов В., Очерк истории турецкой литературы, СПБ, 1903; Крымский А., История Турции и ее литературы, т. II, Москва, 1916.

НЕСЛУХОВСКИЙ

НЕСЛУХОВСКИЙ Ян (псевдоним Янки Лучины) (1851-1897) - белорусский поэт. Писал на белорусском и польском яз. Наиболее значительные произведения на польском яз. - «Hanusia», «Violetta», «Andrey»; известен также томик стихотворений «Akworelkij mysliwskie» и «Werze liryczne» (1898). В своем творчестве Н. был под сильным влиянием Сырокомли (см.). В польскую литературу он не внес ничего нового.

Стихи, написанные Н. на белорусском яз., вошли в сб. «Вязанка» (Петербург, 1903). В них поэт дает картины жизни обездоленного крестьянства, к-рое он крайне идеализирует. Выход из тяжелого положения крестьянства Н. видел в просвещении народных масс. Некоторые высказывания автора проникнуты юдофобством (стихотворение «Коршун»).

Для творчества Н. характерны буржуазный национализм, умеренный либерализм и просветительство.

НЕУСТРОЕВ А. Н.

НЕУСТРОЕВ Александр Николаевич (1825-1902) - библиограф и коллекционер. Как библиограф Н. создал себе имя описанием периодических изданий XVIII века. Капитальный труд Н. «Историческое розыскание о русских повременных изданиях и сборниках за 1703-1802 гг.» (СПБ, 1874) дает впервые всестороннее описание почти всех наших периодических изданий XVIII века. Н. указывал содержание каждой книжки журнала, приводил его историю, программу, состав авторов, редакторов и издателей, выяснял авторов анонимных произведений и давал много других сведений, имеющих историко-литературный интерес. Все делавшиеся раньше попытки составления общего указателя статей, содержащихся в периодических изданиях (И. Быстров, 1841; В. Всеволодов, 1857; Е. К. Огородников, 1859), либо обрывались с выходом первого выпуска указателя, либо давали произвольный и случайный выбор периодических изданий. Исследовательский момент в работах Н. отсутствует. Он даже не всегда учитывал работы прежних исследователей в области библиографии. Необходимым дополнением к труду Н. является позднее им изданный именной и предметный «Указатель к русским повременным изданиям и сборникам за 1703-1802 гг. и к историческому розысканию о них» (СПБ, 1898). Неустроев переиздал «Санктпетербургские ученые ведомости на 1777 г. Н. И. Новикова. Изд. 2-е» (СПБ, 1873), напечатал работу о В. Г. Рубане (СПБ, 1896) и др. Оставшаяся после смерти Н. личная его библиотека описана Е. А. Неустроевой: «Материалы для каталога книг, рукописей, гравюр и пр. собрания А. Н. Неустроева. Отд. первый. Книги (СПБ, 1902)».

Библиография:

Майков Л. Н., Несколько данных для истории русской журналистики, СПБ, 1876 (отд. оттиск рецензии из «ЖМНП», ч. CLXXXI, 1876, VII, отд. 2; перепеч. с дополн. в его «Очерках по истории русской литературы XVII и XVIII ст.», СПБ, 1889); Отчет о сорок первом присуждении наград гр. Уварова, (СПБ, 1879) (рец. акад. Л. Н. Майкова на «Указатель»); Майков Л. Н., «Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук», т. III, 1898, кн. III; Фаресов А. И., Пятидесятилетие деятельности А. Н. Неустроева, «Исторический вестник», 1893, XII; Его же, Памяти А. Н. Неустроева, там же, 1902, VI; Половцев Ан., Драгоценное научное пособие, «Московские ведомости», 1898, № 37; Ловягин А. М., А. Н. Неустроев, «Литературный вестник», т. III, 1902, кн. IV (с указанием некрологов о Н. и списком его трудов); Отчет о восемнадцатом присуждении наград гр. Уварова, СПБ, 1876 (рецензия академика А. Ф. Бычкова на «Историческое розыскание...»).

НЕУСТРОЕВ Н. Д.

НЕУСТРОЕВ Николай Дионисович (1895-1929) - якутский писатель. Учился в 4-классном училище.

В 1912 Н. написал на русск. яз. пьесу «Наполеон на Эльбе». В дальнейшем Н. писал на якутском яз. В своей комедии «Голова-Ронжа» Н. изображает старосту, тратящего волостные деньги на подкупы и взятки для получения ордена. События Февральской революции разрушают мечты «Головы-Ронжи», и в конце концов его уличают в растрате. Пьеса содержит элементы национал-демократической идеологии либеральной буржуазии.

Когда в Якутии вспыхнуло антисоветское движение, Неустроев перешел в лагерь контрреволюции и написал злостный пасквиль на низовых советских работников - комедию «Тар» (Мерзлая простокваша).

В последний период своей лит-ой деятельности (с 1925) Н. встал на путь примирения с советской властью. Он написал целый ряд рассказов из дореволюционного и революционного быта. Наиболее удачны зарисовки типов батрачек и беднячек, пробивающих себе дорогу к общественной жизни и деятельности в советских условиях. Комедии Н. изданы в 1926, сборник рассказов - в 1930.

Библиография:

Сборник пьес («Голова-Ронжа», «Тар» и другие), Якутск, 1928; Сборник рассказов, Якутск, 1930.

НЕФЕДОВ

НЕФЕДОВ Филипп Диомидович (1848-1902) - беллетрист и этнограф. Р. в семье крепостного крестьянина, ставшего мелким предпринимателем. В течение десяти лет работал у отца приказчиком, затем переселился в Москву, где окончил юридический факультет. Будучи членом-сотрудником Об-ва естествознания, антропологии и этнографии, совершил множество поездок по различным местностям России; добытый материал был им обработан в ряде этнографических статей, очерков, рассказов и пр.

Творчество Н. выражает идеологию народнически настроенной мелкобуржуазной интеллигенции 70-80-х гг. Растущий капитализм, разлагающий патриархальный уклад деревни, отрицался им полностью; представители капитализма изображаются им бездушными, жестокими самодурами. Не верил Н. и в пролетариат, показывая его представителей пьяницами и бездельниками. Идеалом Н. являлась патриархальная крестьянская община. Как либеральный народник Н. смазывал классовые противоречия между крестьянством и помещиками. Главное внимание Н. сосредоточивал на показе жизни пореформенного крестьянства, на антагонизме между бедняцкой частью его и кулаками. Правильно ставя вопрос о связи этого антагонизма с ростом капиталистических отношений в деревне, он не выявлял однако экономической подоплеки конфликтов, сводя все к борьбе сильной личности бедняка с ничтожной личностью кулака, на сторону к-рого становится большинство, т. к. у него есть деньги. Выходом из этого противоречия Н. считал нравственное самоусовершенствование и просвещение и рост в обществе гуманных личностей вне зависимости от их классовой принадлежности. Отсюда та проповедь альтруизма, с к-рой Н. обращался к эксплоататорам. В показе действительности Нефедов большое место уделял обрисовке внешних бытовых ее сторон. Он нередко рисовал совершенно идиллические картины довольства, веселья и непрерывного праздника, неизменно превознося физиологическую, стихийную силу жизни. Этнографический материал вводился им в виде большого количества преданий, песен, обычаев, говора и т. п.

Библиография:

I. Сочинения, 2 тт., изд. Солдатенкова, М., 1894-1895; Сочинения, 2 тт., изд. Дороватовского и Чарушникова, СПБ, 1900.

II. Смирнов А. В., Ф. Д. Нефедов, его жизнь и деятельность, «Труды Владимирской ученой архивной комиссии», кн. XVIII, Владимир, 1917-1918 (здесь же ценные библиографические указания и сведения об архиве); Богданов Л., Забытый писатель из народа, «Начало» (Иваново-Вознесенск), 1921, № 1; Бельчиков Н. Ф., С. Г. Нечаев о С. Иванове в 60-е гг., «Каторга и ссылка», 1925, I (о влиянии на него Нефедова, в приложении - письма Нечаева к Н.); Кубиков И. Н., Рабочий класс в русской литературе, изд. 3-е, Иваново-Вознесенск, 1926; Смирнов А., Портретная галерея уроженцев и деятелей Владимирской губ., вып. III, Владимир, 1904.

III. Сокольников М. П., Литература Иваново-Вознесенского края, Иваново-Вознесенск, 1925, стр. 13-20.

НЕФИ

НЕФ’И (псевдоним Омер эфенди) (около 1582-1633) - крупнейший турецкий поэт и сатирик XVII в., литературная деятельность к-рого протекала в эпоху, характеризующуюся началом разложения феодализма в Оттоманской империи. По понятиям того времени Н. был весьма образован, знал персидскую литературу и яз., свободно писал на нем стихи. Служил в Стамбуле фискальным чиновником, вращался в кругу придворных, имел свободный доступ к султану Мюраду IV. Умер насильственной смертью, причиной которой по одной версии была сатира Н., направленная против Байрама-паши, по другой - против Мюрада IV.

Н. написал:

1. турецкий диван (сб. стихов), состоящий из касыд, газелей и кыт’а;

2. диван на персидском яз., состоящий из газелей, касыд и четверостиший;

3. сборник сатир «Сихамы Каза» (Стрелы судьбы);

4. «Сакинаме» (Песня о виночерпии) на турецком яз. и

5. «Сакинаме» на персидском яз. Особенно замечательны его турецкие стихи.

Неф’и известен в классической османской поэзии как мастер касыд, хвалебных од. В них он воспевал султана Мюрада IV, его пышный двор, разных сановников. Очень ценились также его сатиры, в к-рых он беспощадно высмеивал феодально-клерикальную знать разлагающейся военно-феодальной империи. Хвалебные оды Н. отличаются силой воображения, богатым яз., блестящим стилем. Бичующий яз. сатир резок и меток. Яз. газелей менее удачен. Поэзия Н. испытала на себе влияние Баки, а также персидских поэтов Урфи, Энвери; на четверостишиях Н. чувствуется влияние Омар Хайяма. Н., пользовавшийся при жизни большой популярностью, оказал влияние не только на своих современников, напр. на поэта Нешати (ум. в 1674), но и на последующих писателей вплоть до Намык Кемаля (1840-1888).

Библиография:

Bursali Mehmet Tahir, Osmanli muellifleri, ikinci cildin ikinci kismi, Istanbul, 1337 (1919); Hasan Ali, Türk edebiyat na toplu bir bakiş, 1932; Köprülü Zade Mehmet Fuat, Eski şairlerimiz, Divan edebiyati antolojisi, Nef’î; Şehabeddin Sül., Tarihi edebiyati osmaniye, Dersaadet, 1328 (1910); Смирнов В. Д., Очерк истории турецкой литературы.

НЕЧАЕВ

НЕЧАЕВ Егор Ефимович (1859-1925) - один из зачинателей русской пролетарской поэзии. Сын рабочего-стеклянщика. Восьми лет был отдан на стекольный завод, на пятый день расплавленное стекло изуродовало ему ногу; во время лечения научился читать. 9 лет снова поступил на завод. Всего проработал на производстве около 50 лет. 18 лет стал читать лубочную литературу. Случайно попавший в руки Нечаеву старый номер журнала с автобиографией и стихами Сурикова (см.) пробудил в молодом стеклянщике жажду поэтического творчества. Нечаев начал с обличительных стихов против местной заводской администрации. Встретив поддержку журналиста А. А. Попова (Монастырского), он с 1891 печатается в газетах и журналах. В 1911 выпустил книжку «Трудовые песни», в 1914 - книжку «Вечерние песни». В 1916 оставил завод и стал жить литературным трудом. Состоял членом ВАПП и «Кузницы».

Рабочая тематика, рабочий быт сразу утвердились в поэзии Н., но идейное содержание и эмоциональная настроенность в первые годы носили мелкобуржуазный отпечаток. Для ранних стихов Н. характерны мотивы бессильной скорби, надежд на гуманность «баловней судьбы», надежд на бога, к-рый увидит слезы, скорбь и нужду и «властной рукой озарит долгий путь трудовой», и т. д. Но постепенно, с ростом рабочего класса, эта идеология уступила место вызревающему пролетарскому сознанию: стихотворение «Думы» (1891) отражает борьбу пробуждающегося сознания с забитостью и покорностью, в стихотворении «Язычница» (1899) провозглашается разрыв с религией. Революцию 1905 Н. встречает как певец классовой борьбы.

Образ гуты, огромной стеклоплавильной печи, проходит через всю поэзию Н. Замечательно коренное изменение подхода к гуте, заводу, производству, труду, отразившееся в послеоктябрьских стихах Н.: если ранее гута была ненавистна и поэт гордо отказывался восхвалять ее, то теперь, после перехода завода в руки пролетариата, Н. радостно славит завод и заводской труд.

Нечаев находился под большим влиянием поэзии революционных разночинцев и вместе с тем - поэзии мещанства (Никитин, Суриков). Он так и не преодолел этих влияний. От мещанских поэтов Нечаев унаследовал вялость стиха, случайность словаря, банальность образов, рифм. От поэтов революционного народничества к Н. перешли демократические идеи: «народ», «свобода» и т. д. Неизбежные на начальном этапе пролетпоэзии художественные недочеты искупаются в творчестве Н. большой общественной значимостью содержания, глубокой искренностью и эмоциональной насыщенностью его стихов. Незадолго до смерти Н. перешел к прозе: его очерки ценны знанием дореволюционного рабочего быта и колоритным рабочим языком.

Поэзия Н. - ценный исторический памятник, отразивший процесс превращения пролетариата в «класс для себя» и первые шаги пролетарской поэзии.

Библиография:

I. Автобиографию Н. см. Родов С., Пролетарские писатели, Гиз, М., 1925; Полное собр. сочин. в одном томе. Гута, Под редакцией Н. Ляшко, С. Обрадовича и Е. Лукашевича, с критико-биографическим очерком И. Кубикова, «ЗиФ», М., 1928.

II. Фриче В., Пролетарская поэзия, M., 1919; Кубиков И., Вступительный очерк к «Гуте»; Ляшко Н., Песни каторжной гуты, «Кузница», 1922, № 9; Полянский В., Вступительная статья в кн. Нечаева «Из песен старого рабочего», М., 1922; Плетнев В., Пути пролетарской поэзии, «Горн», 1923, VIII; Лелевич Г., Дедушка пролетарской поэзии, «Прожектор», 1926, № 22; Львов-Рогачевский В., Очерки пролетарской литературы, М. - Л., 1929.

III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Москва, 1928; Мандельштам Р., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, М. - Л., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928.

НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ

НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ - см. Левицкий (Нечуй).

НИБЕЛУНГИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИВА

«НИВА» - иллюстрированный еженедельный журнал, издававшийся с 1870 до 1918 в Петербурге. Одно из самых распространенных в дореволюционной России периодических изданий. Издатель А. Ф. Маркс (1838-1904), предпринявший издание журнала «для семейного чтения» (по образцу распространенного немецкого журнала «Gartenlaube»), чуждого вопросам политики, наполненного легким, «читабельным» материалом, очень верно угадал вкусы буржуазных и мелкобуржуазных читателей, на к-рых он рассчитывал, - чиновничества, духовенства, купечества и пр. Успеху «Н.» содействовали романы, из года в год в ней печатавшиеся (особенным успехом пользовались исторические тенденциозно-монархические романы Вс. Соловьева), и премии в виде олеографий с картин Айвазовского, Маковского и др., выкроек, рисунков для вышивания и выпиливания и т. п. С 1891 «Н.» стала давать ежемесячное «Литературное приложение», в котором также преобладала лит-pa для «легкого чтения» - повести и рассказы, исторические и научно-популярные очерки, спорт, шахматы, ребусы и т. п. За многолетнее существование «Н.» в ней менялись редакторы и сотрудники, но характер журнала оставался неизменным, таким, каким его создал А. Ф. Маркс. Нося наименование журнала «литературы, политики и современной жизни», «Н.» стояла в стороне от серьезных вопросов общественно-политической жизни: общественность и политика отражались в «Н.» гл. обр. в рисунках и фотографиях, в мелкой хронике, в различных юбилейных очерках, причем все это преподносилось в благонамеренном, консервативном духе. Из беллетристов и поэтов в «Н.» печатались гр. Е. А. Салиас, Вас. И. Немирович-Данченко, Г. Н. Данилевский, Всеволод Соловьев, Н. Н. Каразин, И. Н. Потапенко, В. Н. Желиховская, кн. М. Н. Волконский, Н. С. Лесков, А. Майков, А. Фет, К. М. Фофанов, Л. Н. Толстой (в 1899 роман «Воскресение»), Д. В. Григорович, И. А. Гончаров и др. Редакторами «Н.» были В. П. Клюшников, Ф. Н. Берг, Д. Стахеев, М. Н. Волконский, А. А. Тихонов-Луговой, В. Я. Светлов.

Положительное значение «Н.» - это продвижение в широкие круги читателей русских и иностранных писателей, сочинения которых с 1891 давались в качестве приложения. Подписчики «Н.» получили собрания следующих авторов: Грибоедова, Кольцова, Полежаева, Екатерины II, Достоевского, Боборыкина, Данилевского, Тургенева, Гончарова, Гоголя, Жуковского, Григоровича, Лескова, Чехова, Гейне, Горбунова, Шеллера-Михайлова, Салтыкова-Щедрина, Станюковича, А. Толстого, Глеба Успенского, Гауптмана, Мельникова-Печерского, Ибсена, Гаршина, Гамсуна, Писемского, Мея, Помяловского, Куприна, Фета, Уайльда, Андреева, Вересаева, Тютчева, Мольера, Майкова, Короленко, Ростана, Мамина-Сибиряка, Бунина, Метерлинка и уже после Февральской революции - Горького, Беранже, Герцена. Эта обширная библиотека благодаря «Н.» проникла в отдаленные и глухие углы России. Приложения способствовали широкому распространению «Н.», тираж к-рой, повышаясь ежегодно, к 1917 достиг 275 тыс. экземпляров.

Библиография:

Юбилейный № 53 «Нивы», 1894, составленный сотрудниками по случаю 25-летия журнала; «Нива», 1904, № 50 (к 35-летию журнала); Торопов А. Д., Систематический указатель литературного и художественного содержания журнала «Нива» за XXX лет (1870-1899), СПБ, 1902; Его же, Добавление к «Систематическому указателю» за 5 лет (1900-1904), СПБ, 1906; Либрович С. Ф., На книжном посту, П. - М., 1916, стр. 383-389; Мезиер А. В., Словарный указатель по книговедению, П., 1924, стр. 382 (об издательстве Маркса).

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV