Ћитературна€ энциклопеди€ (в 11 томах, 1929-1939)
—татьи на букву "Ќ" (часть 5, "Ќќ¬"-"ЌЁЎ")

¬ начало словар€

ѕо первой букве
A-Z ј Ѕ ¬ ƒ « »   Ћ ћ Ќ ќ ѕ
ѕредыдуща€ страница —ледующа€ страница

—татьи на букву "Ќ" (часть 5, "Ќќ¬"-"ЌЁЎ")

Ќќ¬јя –ќ——»я

ЂЌќ¬јя –ќ——»яї - см. –осси€.

Ќќ¬√ќ–ќƒќ¬

Ќќ¬√ќ–ќƒќ¬ —емен јндреевич (1892-1924) - €кутский писатель, лингвист. ќкончил Ћенинградский институт восточных €зыков. ѕосле нескольких лет работы по созданию национальной транскрипции получил в 1920 командировку в Ћенинград, где им под руководством јкадемии наук окончательно разработана латинизированна€ €кутска€ транскрипци€ и напечатан первый букварь. ¬ Ћенинграде Ќовгородов был прин€т в кандидаты ¬ ѕ(б).

“ранскрипци€ Ќовгородова целиком построена на фонетической основе. ¬ течение восьми лет она была величайшим орудием культурной революции среди труд€щихс€ масс неграмотной, отсталой якутии. ¬ 1930 заменена новотюркским алфавитом в цел€х унификации с последним.

Ќ. собрал р€д народных песен, легенд и преданий, изданных в 1920-1922.

Ќќ¬≈ЋЋј

—тать€ больша€, находитс€ на отдельной странице.

Ќќ¬≈ЋЋ»Ќќ

ЂЌќ¬≈ЋЋ»Ќќї - см. Ќовелла.

Ќќ¬≈„≈Ќ“ќ

Ќќ¬≈„≈Ќ“ќ (Novecento - Ђƒвадцатый векї), литературна€ группировка фашистской »талии, органом к-рой €вл€етс€ журнал того же названи€ (основан в 1926, выходит на французск. €з.). ќбъединившись вокруг ћ. Ѕонтемпелли, новечентисты (јк.  ампанелле, ќ. ¬ернани и др.) выступили против академизма и формализма ЂRondaї, одновременно объ€вив войну эстетизму, психологизму и сентиментализму. –езко протесту€ против наводнившей »талию переводной литературы, они провозгласили возврат к образности, создание героев и мифов, Ђдостойных XX векаї. ѕосредством Ќ. италь€нский фашизм пытаетс€ замаскировать свою реакционность, изобразить себ€ носителем прогресса, драпиру€сь в Ђгероическиеї одежды. ѕрокламиру€ идеи италь€нского империализма, Ќовеченто защищает права »талии на место, обеспечивающее ей вли€ние на другие страны, и ведет полемику с Ђнационалистамиї, отстаивающими самосто€тельный (Ђбез ≈вропыї) путь развити€ »талии. ќт Ќ. откололась группа Nostro Novecento, удел€юща€ особое внимание пропаганде идей католического Ђвозрождени€ї (‘илла  ара, ћиноози, √ермет и др.).

Ѕиблиографи€:

Cremieux ¬., Panorama de la litterature italienne contemporaine, P., 1928.

Ќќ¬» ќ¬

Ќќ¬» ќ¬ Ќиколай »ванович (1744-1818) - книгоиздатель и публицист XVIII в. –одом из двор€нской семьи среднего достатка. ”чилс€ у деревенского дь€чка, затем в ћосковской двор€нской гимназии, откуда был исключен Ђза леность и нехождение в классыї. — 1762 служил в гвардии. ¬ 1767 был прикомандирован в качестве секретар€ к комиссии по составлению проекта нового ”ложени€. —истематическа€ работа Ќ. как литератора-профессионала началась с 1769 изданием сатирического журнала Ђ“рутеньї (1769-1770), за к-рым последовали сатирические же издани€ - Ђѕустомел€ї (1770, вышло всего два номера), Ђ∆ивописецї (1772-1773) и Ђ ошелекї (1774). ¬ 1772 выпустил Ђќпыт исторического словар€ о российских писател€хї. ¬ 1773 приступил, при поддержке ≈катерины, к изданию пам€тников (Ђƒревн€€ –оссийска€ ¬ивлиофикаї и др.). ѕереехав в ћоскву и вз€в в аренду ћосковскую университетскую типографию, Ќ. начал издавать газ. Ђћосковские ведомостиї с разнообразными Ђприбавлени€миї, р€д журналов, напечатал огромное количество книг (всего Ќ. было издано около 1000 названий), придал небывалый размах книжной торговле, вовлека€ в нее провинцию (см. ЂЋитературные издательстваї), зав€зыва€ отношени€ с иностранными комиссионерами. ¬ ћоскве окрепли св€зи Ќ. с масонами (в масонскую ложу он вступил еще в 1775) и через проф. Ўварца, сделавшегос€ его ближайшим сотрудником, - с Ђбратством златорозового крестаї - розенкрейцерами. ¬ 1784 возникла знаменита€ Ђ“ипографическа€ компани€ї - крупнейшее по тому времени издательское и торговое дело на па€х, с большим количеством подсобных учреждений, солидным капиталом и доходами. —о второй половины 80-х гг. XVIII в. де€тельность розенкрейцеров начала вызывать подозрительность правительства, усугубл€вшуюс€ под вли€нием событий ¬еликой французской революции. –€д притеснений, чинимых Ќ. по предписани€м ≈катерины, закончилс€ арестом его 1792 и разгромом всех его предпри€тий (сожжение р€да изданий и т. п.). —ам Ќ. был приговорен к Ђнещадной (т. е. смертной) казниї, замененной ему 15 годами заключени€ в Ўлиссельбургской крепости, где он оставалс€ до конца царствовани€ ≈катерины. Ћитературно-общественна€ работа его была прервана навсегда.

¬ своей издательской де€тельности Ќ. делал сознательную установку на Ђчитателей из мещанства и купечестваї. ќгромный успех своих сатирических журналов (Ђ∆ивописецї при жизни Ќ. выдержал 5 изданий) сам он объ€сн€л тем, что Ђу нас те только книги четвертым и п€тым изданием печатаютс€ї, которые приход€тс€ Ђво вкус мещанї. ќсобенно €рко выраженной буржуазной идеологией проникнуты сатирические журналы Ќ. (Ќ. €вл€лс€ не только издателем журналов, но в значительной степени их автором; однако установить точный объем его авторства не представл€етс€ возможным в виду анонимности всего помещавшегос€ материала). √лавной мишенью сатиры в журналах Ќ. служит высшее двор€нское общество - Ђбольшие бо€реї, Ђпридворна€ знатьї, Ђтитлоносныеї, Ђслучайныеї люди. —атирик беспощадно бичевал их пороки: чванство Ђп€тисотлетней породыї, лень, невежество, легкость нравов, модную поверхностную Ђфранцузскуюї образованность. — большим сочувствием относилс€ он к Ђнаукой подкрепленномуї р€довому двор€нству. Ќо идеалом Ќ. оказалс€ Ђмещанинї - Ђчеловек подлый, по наречию некоторых глупых двор€нї, на самом же деле Ђмуж совершенныйї, носитель всех возможных добродетелей. ƒвор€нским персонажам, надел€емым характерными именами - Ђ Ќедоумї, Ђ’удосмыслї, Ђ«абыл-честьї, - он противопоставл€л Ђмещанинаї Ђ„истосердоваї и свое alter ego - выразител€ всех основных мыслей издател€ - некоего Ђѕравдолюбоваї. —атира Ќ. до известной степени отвечала намерени€м самой ≈катерины, опасавшейс€ в первое дес€тилетие своего царствовани€ двор€нской оппозиции и стремившейс€ оперетьс€ против нее на Ђлюдей среднего родаї, Ђсозданиеї которых в –оссии она считала своей пр€мой задачей. —ама она сто€ла во главе первого сатирического журнала Ђ¬с€ка€ вс€чинаї, вызвавшего к жизни все остальные, в том числе и сатирические издани€ Ќ. Ќо критику€ двор€нство, орган екатерининского самодержави€, целиком державшегос€ на двор€нских же крепостнических корн€х, оставалс€ на позици€х внутриклассовой борьбы. Ќ. в своей сатире сошел с этих позиций, атаку€ двор€нство с точки зрени€ другого класса - растущей буржуазии. Ќе ограничива€сь нападками на Ђпорочныхї людей, Ќовиков нападал на Ђпорочностьї социальных пор€дков - феодально-двор€нских основ екатерининской –оссии. ќдной из центральных тем сатиры Ќ. €вл€лось резко отрицательное изображение Ђрабстваї - крепостничества, - в частности в Ђ∆ивописцеї напечатан замечательный Ђќтрывок из путешестви€ ***». “.ї, по мнению новейших исследователей принадлежащий –адищеву (см.) и во вс€ком случае €вившийс€ прообразом знаменитого Ђѕутешестви€ из ѕетербурга в ћосквуї. ѕо представлению Ђ¬с€кой вс€чиныї сатира должна быть лишена Ђмеланхолииї, т. е. мрачного изображени€ действительности, должна вестись в Ђулыбательном тонеї, пам€ту€, что ее задача - Ђувесел€ть знатных людейї. –езко оспарива€ исходные позиции Ђ¬с€кой вс€чиныї, называ€ проповедуемое ею Ђчеловеколюбиеї Ђпороколюбиемї, Ђ“рутеньї Ќ. устами ѕравдолюбова объ€вл€л целью сатиры Ђисправление пороковї, а не Ђпотакание онымї, требовал от сатирика конкретного адреса - Ђкритики на лицої. ѕолемика Ђ“рутн€ї и Ђ¬с€кой вс€чиныї, естественно, не могла оставатьс€ только на лит-ой почве: орган ≈катерины скоро заговорил на €зыке, Ђсамовластью свойственномї, гроз€ Ђуничтожитьї своего противника. Ќ. вынужден был пойти на уступки - ослабить остроту сатиры, торжественно изгнать с листов Ђ“рутн€ї ѕравдолюбова за допущенные им Ђругательстваї против Ђ¬с€кой вс€чиныї, а через некоторое врем€ и вовсе Ђпротив желани€ї прекратить журнал. ѕриблизительно та же судьба постигла и все остальные сатирические журналы Ќ. ќт издани€ к изданию сатира их становилась все менее Ђкогтистойї, все более бедной социальным содержанием. ≈сли в Ђ∆ивописцеї, к сотрудничеству в к-ром удалось привлечь самое ≈катерину, мы еще находим р€д смелых выпадов против крепостного права, хот€ скоро и прекратившихс€ (обещанное продолжение Ђќтрывка из путешестви€ ***». “.ї так и не смогло по€витьс€), то в последнем его сатирическом журн. Ђ ошелекї сатирическа€ тематика ограничиваетс€ исключительно нападками на французоманию и вообще пристрастие русского двор€нства к иностранцам. Ќападки на культурный импорт из ≈вропы сто€ли в пр€мой св€зи c нападками на импорт промышленный (см. в 6-м листе Ђ“рутн€ї, Ђ¬едомость из  ронштадтаї и мн. др.), с ориентацией Ќ. на Ђотечественнуюї промышленность. ѕри крайней отсталости русских экономических форм того времени и обусловленных ими Ђнациональныхї идеологий это сообщало безусловно прогрессивной по своим основным тенденци€м де€тельности Ќовикова-сатирика выраженно-реакционный привкус (боевой патриотизм, преклонение перед Ђдобродетел€ми предковї и вообще Ђздоровымиї началами русской действительности - религиозностью и т. п., - противопоставл€емыми Ђфранцузской заразеї - философии ¬ольтера и энциклопедистов).

¬ажной социально-общественной роли сатирических журналов Ќовикова соответствовало их выдающеес€ историко-литературное значение; из галереи сатирических зарисовок Ќовикова черпала впоследствии сатира √рибоедова (Ђфранцузик из Ѕордої), ѕушкина (светский модник - прообраз ≈вгени€ ќнегина) и др.

Ѕиблиографи€:

I. —атирические журналы Ќовикова Ђ“рутеньї, Ђ∆ивописецї, Ђ ошелекї переизданы ј. —. —увориным (Ђƒешева€ библиотекаї, єє 326а, 326б, 327, 328 и 329).

II. “ихонравов Ќ., Ќовиков, —очин., т. III, ч. 1-2, ћ., 1898; ѕыпин ј. Ќ., »стори€ русской литературы, т. IV, изд. 4-е, —ѕЅ, 1909; Ѕоголюбов ¬., Ќовиков и его врем€, ћ., 1916;  лючевский ¬. ќ., ¬оспоминани€ о Ќовикове и его времени, Ђќчерки и речиї, 2-й сб. статей, ѕ., 1918; —еменников ¬. ѕ.,  нигоиздательска€ де€тельность Ќовикова и “ипографической компании, ѕ., 1921; ѕлеханов √. ¬., »стори€ русской общественной мысли, т. III, изд. 2-е, дополн., ћ. - Ћ., 1925.

III. Ћонгинов ћ. Ќ., —очин., т. I, ћ., 1915 (стр. 582-586 - главнейша€ лит-pa о Ќ.); ѕиксанов Ќ.  ., ƒва века русской литературы, изд. 2-е ћ., 1924 (стр. 42-44 - разработка темы ЂЌ. ». Ќовиков в свете новых материалов и исследованийї); ¬ладиславлев ». ¬., –усские писатели, изд. 4-е, ћосква, 1924.

Ќќ¬» ќ¬ ј. Ќ.

Ќќ¬» ќ¬ јндрей Ќикитич (1889-) - современный писатель, по происхождению кресть€нин. ”чилс€ в сельской школе, был батраком. ”частник гражданской войны. „лен ¬ ѕ(б). ¬первые Ќовиков выступил в литературе в 1929.

Ќовиков т€готеет к сатирическому творчеству. ќбъектами дл€ сатирических изобличений он берет бюрократизм, кулачество. ¬ышедша€ в 1929 больша€ сатирическа€ повесть Ќовикова Ђѕричины происхождени€ туманностейї, име€ целью сатирически изобличить бюрократизм в советских услови€х, дает совершенно ложное представление о пролетарском государстве как целиком бюрократическом. Ќ. пользуетс€ гиперболой, он злоупотребл€ет количественным накоплением фактов бюрократизма и оставл€ет в стороне такую актуальную задачу советского писател€, как показ несоответстви€ бюрократических методов руководства характеру пролетарской власти. ¬ыдвиженца ≈гора ѕетровича Ѕричкина Ќ. рисует шаржированно, превращает его в ст€жател€ и кулака, а впоследствии ставит во главе организации коллектива.

ќт шаржированного показа действительности Ќ. не отказалс€ и после того, как перва€ его повесть получила резко отрицательную оценку. ¬ очерках Ђ√оночное полеї, написанных на тему строительства колхозов, Ќ. извращает реально существующее €вление. ѕеремены, вносимые переходом к новым формам хоз€йствовани€, кажутс€ в очерках весьма легковесными, историческое значение их принижено.  улак ( ратнин) показан просто затравленным человеком, дл€ которого противоестественно все то, что разрушает прежние навыки жизни.

ѕопытки стилизовать свою речь и речь своих героев с целью осме€ни€ их сопровождаютс€ у Ќовикова многими погрешност€ми против синтаксиса.

Ѕиблиографи€:

I. ќбиход вольного разума, –ассказ, Ђ расна€ новьї, 1929, є 1; Ѕарский двор, изд. Ђћосковское т-во писателейї, ћ., 1928; ѕричины происхождени€ туманностей, изд. Ђ‘едераци€ї, ћ., 1929; ћалый след, изд. то же, ћ., 1930; √оночное поле, ќчерки, изд. то же, ћ., 1930;  омбинат общественного благоустройства, Ђќкт€брьї, 1931, є 3.

II. √ельфанд ћ., Ђѕечать и революци€ї, 1929, IV (отзыв об Ђќбиходе вольного разумаї); Ќ. Ќ., ЂЌа литературном постуї, 1929, VI; —утырин ¬., ќ советской сатире, Ђѕролетарское киної, 1931, X-XI; ћессер –., Ђ«вездаї, 1929, XI; Ћежнев ј., ЂЋитературна€ газетаї, 1929, I;  ружок Ђ–остї, Ђѕравдаї, 1929, 17 феврал€ (отзывы о Ђѕричинах происхождени€ туманностейї);  олесникова √., ЂЌа литературном постуї, 1930, XXIII-XXIV; Ћевицка€ ≈., Ђ нига и революци€ї, 1930, XXIX-XXX; Ђћолода€ гварди€ї, 1931, III-IV (без подписи); ЂЌа литературном постуї, 1931, V (без подписи); Ђ нига - строител€м социализмаї, 1931, IV (без подписи); ¬. –., Ѕольше бдительности, ЂЋитературна€ газетаї, 1931, є 49, 10 сент.; Ѕерезов ѕ., ѕод маской, Ђѕролетарский авангардї, 1932, II (отзывы о Ђ√оночном полеї); Ћевин ‘., ЂЋитература и искусствої, 1930, I (отзыв о Ђћалом следеї).

Ќќ¬» ќ¬ ». ј.

Ќќ¬» ќ¬ »ван јлексеевич (1879-) - беллетрист, драматург, поэт. –. в семье мелкого землевладельца. ќкончил ћосковский институт. ѕервый рассказ Ќовикова Ђ—он —ерге€ »вановичаї был напечатан в 1899.

Ѕудучи плодовитым писателем, работавшим в разных жанрах, Ќовиков однообразен по настроени€м, по мотивам творчества. ¬ поле его зрени€ - почти исключительно тоскующий, разочарованный, бесперспективный интеллигент, безуспешно стрем€щийс€ найти политическую и экономическую опору. Ћюбовь, природа, упадочнические настроени€, жажда спокойстви€ - преобладающие мотивы произведений Ќ., характеризующие его как эпигона двор€нской литературы.

ѕослеокт€брьское творчество Ќ. сохран€ет свойственные ему и раньше мистико-символистские тона. “олстовство в истолковании революционной действительности сочетаетс€ с заостренным вниманием писател€ к патологическим Ђподпольнымї чувствовани€м и состо€ни€м его излюбленных персонажей (см. Ђ¬ишниї, сборник Ђјдамї).

”сложненность образов характерна дл€ творчества Ќовикова.

Ѕиблиографи€:

I. ќколо жизни, ƒрама, —ѕЅ, 1903; »скани€, –ассказы,  иев, 1904; »з жизни духа, –оман, —ѕЅ, 1906, изд. 2-е, 1916; ƒуху св€тому, ѕерва€ книга стихов, ћ., 1908; «олотые кресты, –оман, изд. автора, ћ., 1908, изд. 2-е, ћ., 1926; ƒыхание земли, —тихи,  иев, 1910; –ассказы (1905-1912), ћ., 1912; ћежду двух зорь (ƒом ќрембовских), –оман, ћ., 1916, изд. 4-е, 2 чч., ћ., 1927; —овременные повести, кн. I и II, изд. автора, ћ., 1926; ¬ишни, ћ., 1927; ¬ гост€х у себ€, ћ., 1928; ƒвойна€ жизнь, ѕовесть, ’арьков, 1928; ѕоследние усадьбы, ѕовести, ћ., 1929; ѕространство и дни, –ассказы, ћ., 1929; √ород, море, деревн€, ћ., 1931; ћне двенадцать лет, –ассказы, ћ., 1931; ∆ивое кольцо (ќчерки), ћ., 1933.

II. ќсинский Ќ., ѕобеги травы, Ђѕравдаї, 1922, є 95; ∆уров ѕ., Ђ расна€ новьї, 1926, VII; Ёльсберг ∆., ”садебна€ мистика, ЂЌа литературном постуї, 1927, є 9; «амошкин Ќ., ЂЌовый мирї, 1929, III; ’рапченко ћ., Ђѕравдаї, 1929, 11 апр.; √лебов ¬., Ђ расна€ новьї, 1929, II; Pax Ћ., ЂЌа литературном постуї, 1929, є 21-22; Ќиколаева “., ЂЌовый мирї, 1931, IV; ‘агер ј., ѕроповедник классового мира, Ђ нига - молодежиї, 1932, V; Ђ нига - строител€м социализмаї, 1931, II.

Ќќ¬» ќ¬-ѕ–»Ѕќ…

Ќќ¬» ќ¬-ѕ–»Ѕќ… јлексей —илыч (1877-) - пролетарский писатель. –. в с. ћатвеевском “амбовской губ. в кресть€нской семье. Ќачальное образование получил в сельской приходской школе и пополн€л его чтением различных книг. 22 лет Ќ.-ѕ. попал в Ѕалтийский флот в качестве матроса. ¬оскресна€ школа, св€зи с подпольными кружками, нелегальна€ лит-pa и Ђƒом предварительного заключени€ї были его Ђуниверситетамиї. ”частие в ÷усимском походе 2-й эскадры окончательно оформило его политические взгл€ды. ѕосле пребывани€ в плену у €понцев Ќовиков-ѕрибой с 1907 по 1913 скитаетс€ по ≈вропе и —еверной јфрике как политэмигрант, плавает в јнглии на коммерческих судах.

¬ 1906-1907 Ќ.-ѕ. выпустил две небольших книжки (Ђ«а чужие грехиї и ЂЅезумцы и бесплодные жертвыї) о ÷усиме под псевдонимом Ђћатрос ј. «атертыйї. ќбе книжки были немедленно конфискованы. ¬ 1914 Ќовиковым-ѕрибоем была подготовлена перва€ значительна€ его книга Ђћорские рассказыї, но из-за цензурных запретов она увидела свет лишь в 1917. ѕосле ќкт€брьской революции Ќовиков-ѕрибой получил возможность зан€тьс€ литературной де€тельностью. ¬ступил в группу пролетарских писателей Ђ узницаї (см.) и стал одним из попул€рнейших советских писателей.

Ќ.-ѕ. внес в литературу свою тему. ћоре, корабль, казарма, лагерь пленных, реже деревн€, - таковы объекты его творчества. ќни интересуют его как объекты, на к-рых с особой отчетливостью сказалось действие жестокой бюрократической машины самодержави€. Ќо пессимизма у Ќ.-ѕ. нет даже и в дореволюционных рассказах. Ќар€ду с ѕетькой Ђпорченымї (рассказ Ђѕорченыйї) казарма выращивала, как показал писатель, революционера «обова (Ђѕодводникиї), —мирнова (Ђ”хабыї) и мн. др., к-рые готовили гибель дав€щему их пор€дку. Ќ.-ѕ. с мастерством и знанием жизни раскрывает причины, к-рые делают из р€довых матросов революционеров, умеющих боротьс€. ‘изически и морально здоровый матрос-середн€к, выполн€ющий без особого напр€жени€ всю возлагаемую на него работу, жизнерадостный и остро ненавид€щий кают-компанию, освобождающийс€ от верноподданнических иллюзий под вли€нием корабельного быта и товарищей, - таков главный герой его произведений.

 орабль, работу всех его механизмов, жизнь матросского кубрика, взаимоотношени€ с начальством Ќ.-ѕ. показывает с учетом деталей, подробно. Ќо детальность дл€ Ќ.-ѕ. - не самоцель. ќна, придава€ жизненность изображаемому, позвол€ет отчетливее создать общую картину обреченного, гнилого царского флота, построенного на основе классового гнета, чинопочитани€, внешней упор€доченности и муштры.

–еалистическа€, социально насыщенна€ тематика дополн€етс€ у писател€ темой любовно-семейных отношений. “рактуетс€ она по преимуществу в романтическом плане. ¬стреча с женщиной всегда внезапна, случайна, почти фатальна; сама женщина €рка, красочна; обстановка встречи насыщена весельем, бодростью, но все это даетс€ в приукрашенных тонах.

ѕоказыва€ постепенный рост революционного сознани€ матроса царского флота, расслоение среди членов кают-компании, Ќ.-ѕ в таких произведени€х, как Ђ”хабыї, ЂB бухтеї, Ђќтр€дї, изображает революционный взрыв. –еволюци€ показана Ќ.-ѕ. не только на море, но и в лесах и сопках ƒальневосточного кра€. ѕартизаны - главные герои его рассказов о революции; их Ќовиков-ѕрибой противопоставл€ет организованной военщине царской армии.

–ассказы и большие повести Ќовикова-ѕрибо€ в большинстве нос€т мемуарный характер. »злишне загромождает Ќ.-ѕ. свои произведени€ трагическими ситуаци€ми, надуманными конфликтами.

—очетание повышенной эмоциональности повествовани€ с насыщенностью произведени€ конкретными картинами жизни проходит через все творчество Ќовикова-ѕрибо€. ѕейзаж, €ркий, красочный, встает всегда как бы контрастом к мучительному, убивающему режиму матросской жизни.

¬ысшей ступенью творчества Ќ.-ѕ. €вл€етс€ Ђ÷усимаї, заслуженно вход€ща€ в актив литературы социалистического реализма. —обыти€ прошлого - поход 2-й тихоокеанской эскадры и бой под ÷усимой - подвергнуты пролетарскому анализу. ¬скрытие социальных корней дезорганизации, к-ра€ царила под покровом бессмысленной, чисто внешней дисциплины, подготовл€ет читател€ к выводу о неизбежности гибели всей эскадры. „еткие характеристики отдельных командиров, адмиралов, офицеров, показ повседневной жизни матросов, красочные пейзажи мор€ и тропиков, р€д личных, интимных воспоминаний повышают ценность произведени€ конкретными художественными детал€ми. ¬ Ђ÷усимеї Ќ.-ѕ. держитс€ хронологической последовательности событий, сообщает р€д интереснейших исторических документов. ¬месте с тем €зык Ќовикова-ѕрибо€ порою упрощен в показе многосторонности фактов и €влений, чем понижаетс€ сила образного выражени€. Ётот недостаток сказываетс€ и в таком €рком и волнующем произведении, как Ђ÷усимаї.

Ѕиблиографи€:

I. —обр. сочин., изд. Ђ«и‘ї, ћ., 1927-1929 (т. I - ћорские рассказы; т. II - ћоре зовет; т. III - ”хабы; т. IV - ∆енщина в море; т. V - ƒве души; т. VI - —олена€ купель (выдержали по нескольку изданий)); Ѕегство, √»’Ћ, ћ., 1931, и Ђћосковское т-во писателейї, ћ., 1932; ÷усима, изд. Ђ‘едераци€ї, ћ., 1932 (несколько изд.).

II.  убиков »., Ћитературные очерки, ћ., 1929; ¬оронский ј., Ћитературные портреты, т. II, ћ., 1929; Ќовиков-ѕрибой ј. —.,  ритическа€ сери€, изд. ЂЌикитинские субботникиї, ћосква, 1930; якубовский √., ѕисатели Ђ узницыї, ћосква, 1930;  расильников ¬., «а и против, ћ., 1930; јбрамкин ¬., ÷ензурна€ истори€ Ђ÷усимыї, Ђ«алпї, 1933, VI (по материалам дела √лавного управлени€ по делам печати об изъ€тии и уничтожении брошюры ЂЅезумцы и бесплодные жертвыї ј. «атертого (бывший матрос), изд. в 1907 и представл€вшей собой первый набросок романа Ђ÷усимаї). ќтзывы о Ђ÷усимеї: –ожков ѕ., ЂЌовый мирї, 1932, XII; —вирский ј., —казание о великом позоре, ЂЋитературна€ газетаї, 1932, є 39, 29 авг.; Ѕойчевский ¬., Ђ«емл€ советска€ї, 1932, X; —удачков ј., “рагическа€ авантюра царизма, Ђ’удожественна€ литератураї, 1933, I; Ћейтес ј., Ђѕрожекторї, (ћ.), 1933, є 3-4; Ѕерезов ѕ., ѕравда о войне, Ђ нига и пролетарска€ революци€ї, 1933, I; ≈го же, ѕравда о Ђ÷усимеї, Ђ–остї, 1933, V; ¬аршавский —., ÷усима, Ђ«алпї, 1933, VI; ≈го же, ќ Ђ÷усимеї ј. —. Ќовикова-ѕрибо€, Ђ«вездаї, 1933, VI; «аславский ƒ., —овременна€ истори€, ЂЋитературный критикї, 1933, I; ѕерцов ¬., –осси€, которую били, Ђ«нам€ї, 1933, VIII, и мн. др.

III. јнтологи€ кресть€нской литературы послеокт€брьской эпохи, √»’Ћ, ћ., 1931 (подробна€ библиографи€ сост. ј. –ев€киным).

Ќќ¬» ÷»…

Ќќ¬» ÷»… ћикола (псевдоним: –Жона, во чреве сущий) (1884-) - украинский журналист и критик. „лен ¬ ѕ(б). ¬ декабре 1905 был арестован за участие в революционном движении и сослан в “обольскую губ. — 1915 по 1925 жил на ƒальнем ¬остоке, где редактировал газеты: Ђƒальневосточное обозрениеї, ЂЎанхайскую жизньї (1920-1922), Ђ расное знам€ї (1923-1925), Ђ¬ладивостокї; позднее - на ”краине - Ђ„ервону прессуї, Ђ¬iстiї, ЂЅезвiрникї.

¬ажнейшие литературно-критические работы Ќ.: ЂЎл€х рад€нськоi сатириї (Ђћолодн€кї, 1927, є 9), Ђ ультура i мова бюрократизмуї, Ђ–омантика пiонерстваї, ЂЌа €рмаркуї (Ђ√артї, 1930) и др. Ќ. чутко реагировал на про€влени€ в литературе чуждых и враждебных пролетариату уклонов. ≈го критические статьи нос€т преимущественно фельетонно-полемический характер.

Ѕиблиографи€:

Ќа €рмарку,  ритич. статьи, Ђ√артї, 1930.

Ќќ¬ќ√–≈„≈— јя Ћ»“≈–ј“”–ј

Ќќ¬ќ√–≈„≈— јя Ћ»“≈–ј“”–ј - см. √реческа€ литература.

Ќќ¬ќƒ¬ќ–— »…

Ќќ¬ќƒ¬ќ–— »… - см. ќсипович (Ќоводворский).

Ќќ¬ќ≈ —Ћќ¬ќ

ЂЌќ¬ќ≈ —Ћќ¬ќї - журнал, основанный в 1893 ». ѕотаниным. ƒо середины 1895 имел умеренно-либеральный характер, выходил небольшим тиражом и широкой попул€рности не получил. ¬ мае 1895 журнал перешел в руки известной издательницы ќ. Ќ. ѕоповой, редакторами были утверждены ј. ј. —лепцов и ј. ћ. —кабичевский. — этого момента журнал становитс€ одним из опорных пунктов народнического движени€ в –оссии. ∆урнал начал удел€ть много места полемике с марксизмом, преимущественно по вопросу о развитии капитализма в –оссии.   концу 1896 возникли разногласи€ между народнической группой литераторов (—.  ривенко, Ћ. ќболенский и др.) и издателем журнала. — 1897 ЂЌ. с.ї изменило свой идеологический облик. ¬место —.  ривенко, я. јбрамова, Ћ. ќболенского, Ќ. ƒаниельсона (Ќикола€ - она), ¬. ¬. (Ќ. ¬оронцова), идеологов народничества, по€вились новые имена - ¬. ». Ћенин, √. ¬. ѕлеханов, ¬. ». «асулич, ё. ќ. ћартов, ј. ћ.  алмыкова, ѕ. Ѕ. —труве, ¬. ». Ѕогучарский, ћ. ». “уган-Ѕарановский и др.

—реди легальных марксистских изданий того времени ЂЌ. с.ї было наиболее последовательно в критике субъективистской социологии народников Ђвторого призываї. “олько тем и объ€сн€етс€ громадный успех ЂЌ. с.ї, Ђчто редакци€ вела его именно как орган направлени€, а не как альманахї (Ћенин). ∆урнал создал небывалое общественное возбуждение, напоминавшее о лучших дн€х Ђќтечественных записокї.

ќднако ЂЌ. с.ї не было идейно едино. –€дом с величайшим представителем пролетарского социализма Ћениным в нем печатались и пользовались большим весом легальные марксисты (—труве, “уган-Ѕарановский и др.). Ёто были, по определению Ћенина, Ђ буржуазные демократы , дл€ которых разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или кресть€нского) социализма не к пролетарскому социализму, как дл€ нас, а к буржуазному либерализму ї. ѕоддержива€ легальных марксистов в борьбе с народниками, Ћенин одновременно резко критиковал ѕ. —труве и —. Ѕулгакова за их идеалистические неокантианские теории. Ђѕеречитал €, после Stammler’а, статьи —труве и Ѕулгакова в Ќовом слове и нашел, что с неокантианством действительно необходимо посчитатьс€ серьезної, писал Ћенин ѕотресову в 1899.

Ѕеллетристический отдел ЂЌового словаї вполне соответствовал антинародническому тону и направлению журнала и Ђобразовал, - как утверждала цензура, - некоторого рода букет определенного ароматаї (из отчета цензора об августовской книжке ЂЌового словаї за 1897). ¬ нем печатались основатель пролетарской литературы ћаксим √орький (в искаженном цензурой виде помещен Ђ оноваловї в є 6 за 1897), художественные выразители антинароднических идей либеральной интеллигенции, как ¬. ¬ересаев, ≈. „ириков и др. Ќо журнал такого направлени€ не мог долго просуществовать в услови€х царской цензуры, и уже с первого (6) номера начались репрессии против ЂЌ. с.ї. ƒалее почти подр€д подвергались цензурным сокращени€м єє 8, 10 и 11, а 10 декабр€ 1897 по решению трех министров и обер-прокурора св€тейшего синода  . ѕобедоносцева журнал был окончательно запрещен. ƒвенадцата€ книга ЂЌ. с.ї была конфискована и сожжена. Ќесколько уцелевших ее экземпл€ров представл€ют библиографическую редкость большой научной ценности.

Ѕиблиографи€:

Ћенин ¬. »., «аметки к вопросу о теории рынков; –азвитие капитализма в –оссии; —труве ѕ., изобличенный своим сотрудником; ѕисьма ¬. Ћенина к ј. ѕотресову (см. ЂЋенинский сборникї, IV, изд. 2-е, 1926, стр. 21, 25 33-34); ‘игнер ¬., «апечатленный труд, ч. 2, Ђ«адругаї, 1922, стр. 159-160; ћартов ё., «аписки социал-демократа, Ђ расна€ новьї, ћ., 1924, стр. 395-402, 406; ѕереписка √. ¬. ѕлеханова и ѕ. Ѕ. јксельрода, т. I, 1925, стр. 177-179; ѕол€нский ¬., ћарксистска€ периодическа€ печать, 1896-1906, Ђ расный архивї, т. II (IX), ћ. - Ћ., 1925; √руздев »., ћаксим √орький, изд. Ђ убучї, 1926, стр. 28-29; ≈вгеньев-ћаксимов ¬., ќчерки по истории социалистической журналистики в –оссии XIX в., ћосква - Ћенинград, 1927 (главы XXV-XXVI); јнгарский Ќ., Ћегальный марксизм, вып. I, ћ., 1930; ћезиер ј. ¬., —ловарный указатель по книговедению, ч. 1, ћосква - Ћенинград, 1931, стр. 760-762.

Ќќ¬ќ—≈Ћќ¬

Ќќ¬ќ—≈Ћќ¬ јлександр ≈фремович - сибирский писатель, писал под псевдонимом ј. Ќевесов. –. в середине 80-х гг. ¬ ‘евральскую революцию был комиссаром временного правительства по јкмолинской области. Ѕыл членом временного правительства јвтономной —ибири (так наз. правительство ƒербера во ¬ладивостоке). ¬ сент€бре 1918 делегирован в состав временного сибирского правительства в ќмске. “огда же убит черносотенцами. ѕервые выступлени€ Ќ. в печати относ€тс€ к 1909-1910 (в сибирских издани€х); в большую литературу вошел перед самой революцией, когда в горьковской ЂЋетописиї по€вились его наиболее значительные вещи (Ђ∆абь€ жизньї (1916) и ЂЅеловодьеї (1917)).

Ќ. принадлежал к группе так наз. Ђмолодой сибирской литературыї (√ребенщиков, √ольдберг, Ўишков, »саков и др.), оформившейс€ и окрепшей в период между двум€ революци€ми (1905-1917). Ёта Ђмолода€ сибирска€ лит-paї с €рко выраженным народническим областническим характером была мелкобуржуазной по своей классовой основе.  ак типичный представитель этой группы Ќ. отражал в своих произведени€х жизнь и быт сибирской деревни и сибирского кресть€нства, в частности быт алтайской кержацкой деревни, мир крепких сибирских старожилов. Ќаиболее €рко про€вились художественные интересы Ќ. в ЂЅеловодьеї. Ќ. работал также как краевед-этнограф. ≈го неопубликованные записи этнографического и фольклорного материала јлта€ использованы им в художественном творчестве.

Ѕиблиографи€:

I. »сишкина мечта, сб. Ђ∆ертвам войныї, ќмск, 1915; ∆абь€ жизнь, ЂЋетописьї, 1916, XI; Ѕеловодье, ЂЋетописьї, 1917, VII-X, и отдельно - Ѕарнаул, 1919; —анькин марал, Ѕарнаул, 1918; Ћицо моей родины, Ђ—ибирские огниї, 1923, є 5-6, 1924, є 2.

II.  рутовский ¬л., “€желые утраты (некролог), Ђ—ибирские запискиї ( расно€рск), 1918, IV; Ѕерезовский ‘., ј. ≈. Ќовоселов, Ђ—ибирские огниї, 1922, I; ¬€ткин √. ј., ѕам€ти Ќовоселова, там же, 1928, VI; јзадовский ћ., Ћитература сибирска€, Ђ—ибирска€ энциклопеди€ї, т. III, (M., 1933).

Ќќ¬џ… јЋ‘ј¬»“

—тать€ больша€, находитс€ на отдельной странице.

Ќќ¬џ… Ћ≈‘

ЂЌќ¬џ… Ћ≈‘ї - см. Ћеф.

Ќќ¬џ… ћ»–

ЂЌќ¬џ… ћ»л - ежемес€чный литературно-художественный и общественно-политический журнал, изд. Ђ»звестий ÷»  ———– и ¬÷» ї. — 1925 издавалс€ ѕод редакцией ј. ¬. Ћуначарского и ». ». —тепанова-—кворцова, а с 1926 - их же и ¬. ѕ. ѕолонского, к-рый €вл€лс€ (с небольшим перерывом с апрел€ по август 1928) ответственным редактором журнала до но€бр€ 1931. — 12-го номера 1931 журнал издаетс€ ѕод редакцией ». ћ. √ронского, ј. √. ћалышкина и ¬. ». —оловьева, а с є 5 1932 по насто€щее врем€ - ѕод редакцией ». ћ. √ронского (ответственный редактор), ј. ». Ѕезыменского, ‘. ¬. √ладкова, ¬. ¬. √ригоренко, Ћ. ћ. Ћеонова, ј. √. ћалышкина и ¬. ѕ. —тавского.

ЂH. м.ї €вилс€ следующим за Ђ расной новьюї (см.) журналом, объедин€ющим кадры советских писателей. ¬ ЂЌ. м.ї в 1925-1931 печаталась творческа€ продукци€ гл. обр. уже вы€вившихс€, квалифицированных писателей в большинстве из числа так наз. Ђпопутчиковї. ѕечатались произведени€ Ћ. Ћеонова, ј. ћалышкина, ћ. Ўагин€н, Ќ. ќгнева, Ћ. —ейфуллиной, ј. “олстого, ¬. Ћидина, Ѕ. Ћавренева, Ѕ. ѕильн€ка, ѕ. –оманова, ћ. ѕришвина, Ѕ. ѕастернака, ѕ. —летова, —. —ергеева-÷енского, —.  лычкова. «начительно меньшее участие в журнале принимали пролет. писатели - сотрудничали преимущественно писатели группы Ђ узницаї: ‘. √ладков, √. Ќикифоров, ј. Ќовиков-ѕрибой и др.

’удожественный материал, помещавшийс€ в журнале, шел Ђсамотекомї и оказывалс€ крайне разнородным. ¬ 1930 и 1931 ЂЌ. м.ї напечатал такие произведени€, как Ђ—отьї Ћ. Ћеонова, Ђ√идроцентральї ћ. Ўагин€н, Ђћогила неизвестного солдатаї ¬. Ћидина и др., свидетельствующие об идейном приближении лучшей и большей части советских писателей к пролетариату. Ќо нар€ду с этим в 1931 печатались и такие по существу реакционные рассказы и повести, как Ђ—казочное им€ї —. —ергеева-÷енского, ЂЌеизвестный камышї Ќ. «арудина, Ђ«иркаї Ќ. —мирнова, Ђ¬еличие и падение јндре€ ѕолозоваї я. –ыкачева, ЂЌовогодн€€ ночьї —. —пасского. ¬ отделе очерков ЂЌ. м.ї сотрудничали квалифицированные советские очеркисты, публицисты и прозаики, но и здесь нередко бывали прорывы (напр. очерки Ѕ. ѕильн€ка и ј. ѕлатонова). ќшибкой ЂЌ. м.ї был недиференцированный подход к писател€м и отсутствие существенной помощи в их идейно-творческой перестройке.

Ћитературно-критический отдел ЂЌ. м.ї до 1930 возглавл€лс€ последовател€ми ј. ¬оронского, входившими в группу Ђѕеревалї, - ј. Ћежневым, ƒ. √орбовым, Ќ. «амошкиным, —. ѕакентрейгером, Ќ. —мирновым. ¬ критических стать€х указанных сотрудников ЂЌ. м.ї художественное творчество толковалось идеалистически, преобладал импрессионистический и формалистский подход к литературному произведению, затушевывалась классова€ борьба в литературе, было €вное непонимание лит-ой современности и сто€щих перед ней задач. „ерты этой Ђперевальскойї методологии наличествовали и в многочисленных критических и теоретических стать€х самого редактора - ¬. ѕолонского (см.). ƒаже и в 1931 в критическом отделе были часты рецидивы воронщины, переверзевщины, формализма меньшевистской эстетики.

¬ 1932-1933 (при новой редакции) ЂЌ. м.ї помещает р€д значительнейших произведений пролетарских и советских писателей: ћ. Ўолохова (Ђѕодн€та€ целинаї), ‘. √ладкова (ЂЁнерги€ї), Ћ. Ћеонова (Ђ—кутаревскийї), ј. Ќовикова-ѕрибо€, ј. “олстого, ¬. Ћидина, ѕ. ѕавленко, √. Ќикифорова, ћ. „умандрина, Ѕ. ясенского и др. ¬ 1933 журнал удел€ет большое внимание драматургии, печата€ пьесы ј. “олстого и ј. —тарчакова (Ђѕатент є 119ї), ¬. ¬ишневского (Ђќптимистическа€ трагеди€ї), “ренева (Ђќпытї) и др. ¬ своей художественной части ЂЌ. м.ї €вл€етс€ сейчас одним из лучших и передовых журналов, хот€ редакци€ ЂЌ. м.ї и в этом году не избежала ошибок, поместив стихотворение —. ћандельштама, повесть Ћ. √россмана ЂЅархатный диктаторї и некоторые другие произведени€.

—лаб в насто€щее врем€ в ЂЌ. м.ї раздел критики. ¬ 1932 он был сведен почти на-нет и заменен печатанием материалов из ЂЋитературного архиваї (письма Ѕальзака, ‘лобера и пр.). ¬ 1933 отдел критики немного расшир€етс€, но его недостатком остаетс€ случайность печатаемого материала и методологическа€ разнородность статей. Ѕез вс€ких редакционных примечаний в отделе Ђѕисатели о писател€хї помещены методологически неверные, превратно истолковывающие проблемы современной лит-ой действительности статьи ј. Ѕелого Ђѕоэма о хлопкеї (о поэме √. —анникова), стать€ —. —ергеева-÷енского Ђ÷усимой рожденныйї (о ј. Ќовикове-ѕрибое) и некоторые другие.

Ѕиблиографи€:

”сиевич ≈., ѕод флагом нейтральности, Ђѕравдаї, 1932, є 30; “о же, Ђћарксистско-ленинское искусствоведениеї, 1932, є 3; ѕрозоров ј.,  ритический отдел ЂЌового мираї, ЂЌа литературном постуї, 1931, є 33; ∆данов ¬.,  ритика и библиографи€ в ЂЌовом миреї, Ђ нига и пролетарска€ революци€ї, 1933, є 4-5.

Ќќƒ№≈

Ќќƒ№≈ Ўарль (Charles Nodier, 1780-1844) - французский писатель. ѕроисходил из провинциальной мелкой буржуазии; отец его в эпоху ¬еликой французской революции был председателем революционного трибунала в Ѕезансоне. –еволюционные настроени€ юности сменились впоследствии у Ќ. игрой в революционера, члена мнимых тайных обществ. ¬ 1802 Ќ. пишет стихотворный памфлет против Ќаполеона. ¬последствии стал сторонником Ќаполеона и получил место в его администрации, но при –еставрации выдавал себ€ за жертву »мперии.

Ќ. написал несколько романов (Ђ∆ан —богарї (Jean Sbogar, 1818); Ђ«альцбургский живописецї (Peintre de Saltzbourg, 1803)), но более характерный дл€ него жанр - фантастическа€ новелла, дроб€ща€с€ в Ђкошмарнуюї новеллу (Ђ—марраї (Smarra, 1821); ЂЋорд итвин, или ¬ампирыї (Lord Rutween, ou Les vampires, 1820)), фейную сказку (Ђ‘е€ крошекї (La Fee aux miettes, 1832); Ђ“рильбиї (Trilby, 1822)) и религиозную легенду (ЂЋегенда о сестре Ѕеатричеї (La legende de sOur Beatrix)). B этих произведени€х Ќ. €вл€лс€ проводником иноземных литературных вли€ний на французскую романтику, поскольку они были ей социально родственны.

¬ 1824 Ќ. был назначен библиотекарем јрсенала, и его квартира сделалась местом первого объединени€ французских романтиков (Ђ—енакльї), где преобладали представители двор€нской литературы 20-х гг. ѕечатным органом Ђ—енакл€ї Ќ. был журнал Ђ‘ранцузска€ музаї (La muse francaise) католического и монархического направлени€. Ђ—енакльї Ќ. сыграл значительную роль в борьбе новой школы против классицизма, но распалс€ к началу 30-х гг., когда после »юльской революции завершилась диференциаци€ двор€нского и мелкобуржуазного романтизма.

“ворчество Ќ. полно противоречий. Ќар€ду с мистицизмом, продуктом которого €вл€етс€ фантастическа€ новелла Ќ., y него уживаютс€ материалистические тенденции XVIII в., нар€ду с реакционными высказывани€ми - некоторые социальные идеи ¬еликой французской революции (Ђ∆ан —богарї). ¬ противоположность своему лиризму и неистовому разгулу фантастики Ќ. пользуетс€ €сным, точным, суховатым €з. XVII в. ”своив р€д романтических особенностей, он сохран€ет вли€ние  ребильона-сына и —терна.

Ќ. был выразителем тех слоев мелкой буржуазии, к-рые рано разочаровались в революции и всегда с опаской относились к реакции. ¬ своей лит-ой и общественной практике он всегда держалс€ вдали от активно борющихс€ и никогда в своей оппозиционности к власти не проходил тех границ, к-рые лишают возможности устроитьс€ у нее на службе. ¬ течение 30 лет он был пропагандистом всех литературных мод, но не создал ни одного направлени€. ¬ Ђсвободуї романтиков он вкладывал смысл: свобода не от классических канонов, а от каких бы то ни было литературных принципов. »менно поэтому он после распада первого кружка романтиков был в одинаковой степени оставлен как реакционными, так и либерально-демократическими романтиками.

Ѕиблиографи€:

I. Ouvres de Ch. Nodier, editions Renduel, 12 vv., P., 1832-1834; ∆ан —богар, ¬ступ. стать€ ». ћ. Ќусинова, ЂAcademiaї, 1934.

II. ƒе-Ћа-Ѕарт ‘. √., –азыскани€ в области романтической поэтики и стил€,  иев, 1908; Salomon M., Ch. Nodier et le groupe romantique, P., 1908; Larat J., La tradition et l’exotisme dans l’Ouvre de Ch. Nodier, P., 1923.

III. Larat J., Bibliographie critique des Ouvres de Ch. Nodier, P., 1923.

ЌќћЅ≈–√

ЌќћЅ≈–√ √. ƒ. (1872-1927) - еврейский мелкобуржуазный писатель, публицист и общественный де€тель. –. и воспитывалс€ в польско-еврейском местечке в весьма ортодоксальной зажиточной семье (до 18 лет был глубоко религиозен). ѕозднее переехал в ¬аршаву, где протекала его дальнейша€ жизнь.

√лавнейшие произведени€ - п€ть томиков новелл - Ќ. написал в период 1900-1908. Ќ. - типичный представитель еврейской националистической мелкой буржуазии. Ќадломленность, крайний индивидуализм, раздвоенность (Ђ–а€-ћаної) и скептицизм - характернейшие черты его психологических новелл. Ќа революцию 1905 Ќ. отозвалс€ лишь одной революционной колыбельной песней ЂS’lojfn, s’jogn swarze wolknї, в свое врем€ весьма распространенной, и рассказом Ђ урсисткаї, в к-ром революционно настроенна€ бедна€ курсистка отклон€ет предложение интеллигентного буржуа, и впоследствии примыкает к революционному движению. ¬ остальных произведени€х Ќомберг посв€щает свое скромное дарование почти исключительно богемной интеллигенции. ќтход интеллигенции от революции особенно вы€вилс€ в пьесе Ќомберга Ђ—емь€ї, где главный герой Ёлиас призывает Ђвернутьс€ к старым заветам »зраил€ї.

¬ последние годы Ќ. много путешествовал и написал книги о ѕалестине, јмерике и ———–, где он был в 1926.  нига о ———– написана в характерном дл€ Ќ. поверхностно-скептическом тоне. Ётот внешний скепсис служил Ќ. наиболее удобной формой маскировки его глубокой контрреволюционной ненависти к стране социализма.

Ѕиблиографи€:

Rejzen Z., Lexikon, т. II, ¬ильна, 1927.

Ќќ–¬≈∆— јя Ћ»“≈–ј“”–ј

Ќќ–¬≈∆— јя Ћ»“≈–ј“”–ј - см. —кандинавские литературы.

Ќќ–¬≈∆— »… я«џ 

Ќќ–¬≈∆— »… я«џ  - см. —кандинавские €зыки.

Ќќ–¬»ƒ

Ќќ–¬»ƒ  ипри€н  амиль (Cyprjan Kamil Norwid, 1821-1883) - польский писатель, поэт, мыслитель, живописец. ƒеклассированный шл€хетский интеллигент, при жизни не признанный. ”мер в польском благотворительном доме дл€ нищих в ѕариже. Ђќткрытї был только в 1904 известным польским эстетом-критиком «еноном ѕжесмыцким (псевдоним - ћириам). “ворчество Ќорвида совпало с двум€ периодами польской общественной жизни: до восстани€ 1863, когда господствовала идеологи€ шл€хетского романтизма и мессианизма, и после восстани€ - период развити€ буржуазии и смена романтических иллюзий позитивистскими учени€ми. Ќ. отразил в своих произведени€х все противоречи€ этой переходной поры, оппозицию деклассированного интеллигента против шл€хетского романтизма и мессианизма, с одной стороны, и бо€знь перед массовыми движени€ми - с другой. јристократизм духа и католицизм €вл€ютс€ основой его идеологии. ≈го Ђ‘илософи€ трудаї, идеализирующа€ труд и отвлекающа€ своим мистицизмом от борьбы за его освобождение, предшествовала позднейшей Ђнародностиї в искусстве. ѕроизведени€ Ќ. изданы (не полно) «. ѕжесмыцким только в 1912 в 4 тт., объедин€ющих стихи, поэмы, рассказы, пьесы. √лавные из них - Ђ—оциальна€ песньї, Ђѕрометидионї, Ђ¬анда и  ракусї, Ђ„ерные и белые цветыї, Ђ видамї, Ђ леопатраї, Ђћолчаниеї и др.

Ѕиблиографи€:

I. Pisma zebrane, Wydał Zenon Przesmycki, 2 wyd., Warszawa - Kraków, 1911; ѕолное собр. сочин. в 8 тт., выходит с 1912; Poezje wybrane..., Ułożył Mirian, Warszawa, 1933.

II. Krechowiecki A., Cyprjan Norwid, próba characterystyki, 1909; Kassowskii, Wśród romantyków, 1917; Szmydtowa Z., O misterjach C. Norwida, Warszawa, 1932; Falkowski Z., Cyprjan Norwid, Warszawa, 1933.

Ќќ–ƒј”

Ќќ–ƒј” ћакс (Max Nordau, 1849-1923) - псевдоним немецкого писател€ ћакса «идфельда. –. в Ѕудапеште в семье еврейского учител€. ¬ 1872 окончил медицинский факультет, но уже со студенческой скамьи начал заниматьс€ литературой. ѕисал политические корреспонденции, путевые очерки, фельетоны, аллегорические сказки, рассказы, драмы (Ђƒоктор  онї (Doktor Kohn, 1898), Ђѕраво на любовьї (Das Recht zu lieben, 1892)), но известен благодар€ своим Ђэссеї, собранным в конце XIX и в начале XX вв. под названи€ми Ђ”словна€ ложьї, Ђѕарадоксыї (Paradoxe, 1885). ¬ этих книгах, написанных в легком стиле салонных парадоксов, Ќ. выступает с Ђдерзкойї критикой установленных буржуазных св€тынь: семьи, собственности, демократии и т. д. Ќо эта его критика даже отдаленно не похожа на революционное отрицание этих Ђустоевї. Ќаоборот, там, где Ќ. приходитс€ касатьс€ социальных проблем, он подчеркивает свою враждебность социалистическому движению. Ќападки Ќ. на буржуазное общество - поверхностное умничанье мелкого буржуа. “акую же, если не меньшую ценность представл€ет и сб. Ђ¬ырождениеї (Entartung, 2 B-de, 1892-1893), в к-ром Ќ. критикует наиболее попул€рные образцы тогдашней европейской литературы с точки зрени€ медицины, замен€€ социальный анализ произведений вульгаризованными цитатами из учебников психиатрии. Ёто критика филистера, претендующего на смелое оригинальное суждение о €влени€х культуры и их прославленных представител€х, отвергаемых здесь во им€ Ђздравого смыслаї.

¬ 1897 этот салонный скептик делаетс€ Ђверующим сионистомї, взывающим к Ђсовестиї капиталистических правительств и к великодушию турецкого султана о помощи Ђвозрождению еврейского народа на земле его предковї. ¬о врем€ империалистической войны Ќ. однако сто€л на позиции буржуазного пацифизма; после войны он с этой же позиции выступил против официального руководства сионистской организации, всецело перешедшего на службу к английскому империализму. ѕоследние годы своей жизни Ќ. был уже окончательно забыт как писатель и общественный де€тель.

Ѕиблиографи€:

I. —обр. сочин., ѕод редакцией ¬. ћихайлова, 12 тт., изд. ‘укса,  иев, 1902; —обрание литературных сочинений, 8 тт., ћ., 1908-1913 (оба издани€ далеко не полны).  роме названных в тексте: Conventionellen Lugen der Kulturmenschheit, 12 Auflage, Leipzig, 1883; Erinnerungen, ubers, a. d. Franzos., Wien, 1928, и др.

II. Bleibtreu K., Paradoxe der conventionellen Lugen, 6 Aufl., Berlin, 1888; Meisels S., Max Nordau, в кн. ЂJudenkopfeї, Wien, 1926.

Ќќ–≈Ќ÷

Ќќ–≈Ќ÷ ¬агаршак (1903-) - один из наиболее талантливых арм€нских поэтов. Ѕыл членом јссоциации пролетарских писателей јрмении, член ¬ ѕ(б). –. в “урции, в 1914 переехал в «акавказье. ѕисать начал двенадцати лет. –асцвет творчества Ќоренца относитс€ к периоду после но€брьской революции в јрмении.

“ворческий путь Ќ. можно охарактеризовать как эволюцию от индивидуалистической лирики к мотивам пролетарской поэзии, хот€ следы индивидуализма заметны и теперь еще в творчестве Ќ. ¬ своих позднейших произведени€х поэт изображает новый быт, соцстроительство, выдвигает проблему новых отношений между мужчиной и женщиной и т. д. ќтдельными книгами вышла поэма из комсомольской жизни Ђ¬ечерї и три сборника стихов. —равнива€ последний сборник с предыдущими, следует отметить идейно-художественный рост Ќ. — точки зрени€ художественного оформлени€ мастерства Ќоренц имеет значительные достижени€.

Ѕиблиографи€:

I. Ќа русском €з.: —овременна€ арм€нска€ поэзи€, √»’Ћ, ћ. - Ћ., 1931; ѕоэзи€ народов «акавказь€, «акгиз, “ифлис, 1933.

II. —урхат€н, ѕослеокт€брьска€ арм€нска€ литература, “ифлис, 1930.

Ќќ––»—

Ќќ––»— ‘ранк (Frank Norris, 1870-1902) - американский писатель. ”чилс€ в √арвардском университете. Ѕыл военным корреспондентом в ёжной јфрике и на  убе, редактором сан-францисского журнала ЂWaveї. »звестен не только как художник, но и как теоретик натурализма. Ќатуралистическое кредо Ќ. (стать€ о Ђправдивой литературе дл€ требующего правды народаї - ЂResponsibilities of the Novelistї, 1993) было выступлением идеолога мелкой буржуазии против все еще культивируемых идей Ђсвободной воли ничем не стесненного созидающего американцаї. ѕредставитель класса, теснимого крупной буржуазией, Ќ. протестует против попыток идиллического сглаживани€ все обостр€ющихс€ социальных противоречий. ≈го лозунг правдивости показа был направлен к разрушению иллюзий о демократической Ђгармонииї страны, включавшейс€ в сложную сеть империалистических противоречий. Ќесмотр€ на это, в первых своих малозначительных повест€х, созданных на основе натуралистического метода (ЂMc Teageї, 1899, ЂA Man’s Womanї, 1900, и др.), Ќ. в сущности отдает дань романтике, культивируемой буржуазными идеологами империалистической јмерики. ѕовести посв€щены примитивной, но созидательной борьбе сильного человека с природой, романтике образа покорител€. Ётими реминисценци€ми буржуазной и мелкобуржуазной фермерской экспансии, колонизаторства, Ќ. объективно включилс€ в литературу, служащую империалистической Ђмобилизацииї страны.

ѕоследующие произведени€ Ќ. уже направлены к изобличению захватнических тенденций современного финансового капитала - разорител€ мелкой буржуазии. ѕерва€ часть не до конца осуществленной трилогии Ќ. ЂEpic of the Wheatї (Ёпос пшеницы) - ЂThe Octopusї (—прут, 1901) - посв€щена борьбе железнодорожного треста с зажиточным фермерством. ‘ермерство дл€ Ќорриса - символ уход€щих Ђамериканских возможностейї, свободного хоз€йствовани€ на свободных земл€х. ¬ трагедии разорени€ фермерства писатель вскрывает глубокие социальные противоречи€ капиталистической системы, разоблача€ лживость идеи о ее Ђгармонииї. ќщущение обреченности в этой борьбе приводит Ќорриса, с одной стороны, к пессимистической разв€зке романа, с другой - к созданию мистических образов треста пшеницы - Ђприродногої, Ђсверхсоциальногої начала, карающего за фермерские несчасть€.

‘инансовому капиталу целиком посв€щена втора€ часть трилогии Ќ. Ђќмутї (Pit, 1903). «десь биржева€ игра дана как символ нового капитализма, причем художник несомненно увлекаетс€ размахом и стратегией спекул€тивных комбинаций. ќбраз  ертиса, талантливого финансиста-дельца, противоречив и идеализирован. —ама биржа - гипертрофированный, почти мистический образ - поле величественной, чудовищно напр€женной битвы. Ќ. дает апологизированный образ „икаго, биржи, размаха капиталистического предпринимательства.   этой апологетике писател€ подводит его борьба за Ђкрепкого фермераї.  онстатиру€ победу финансового капитала и не понима€ экономической ее обусловленности, Ќ. мистически поднимает ее над действительностью, так же как в первой части трилогии, констатиру€ поражение Ђчестногої фермерства, Ќ. обращалс€ к мистическому образу карающей Ђнадсоциальнойї пшеницы.

Ќесмотр€ на ущербность мелкобуржуазного натурализма Ќ., он - один из первых американских писателей, давших социальную проблематику в лит-pe, как глубоко значимую, достойную Ђгероической эпопеиї. “ворчество Ќ., как и весь американский мелкобуржуазный натурализм ( рэйн, √еррик и др.), отразило период изживани€ особенностей американского развити€ в эпоху промышленного капитализма. ¬ этом - социальное значение творчества Ќ. и художественна€ сила, основывающа€с€ на обличении.

Ѕиблиографи€:

I. Ќа русск. €з. перев.: ќмут, –оман, перев. ј. √альстштейн, —ѕЅ, 1903 (прилож. к журн. Ђћир божийї); “о же, перев. ј. √., изд. Ђћысльї, Ћ., 1927; —прут, –оман, перев. ј. √., изд. Ђћысльї, Ћ., 1925; “о же, перев. ѕ. ќхрименко, ѕод редакцией ћ. Ћевидова, изд. Ђѕролетарийї, —имферополь, 1925; “о же, сокращ. перев. Ё.  . ѕименовой, √из, ћ. - Ћ., 1926; “оппан, –ассказы, перев. ћ. ћатвеевой, изд. Ђ—е€тельї, Ћ., 1926; Ѕликс, ѕовесть, перев. ≈. ». ‘ортунато, изд. Ђћысльї, Ћ., 1927; Yvernelle, 1892; Schanghaied, 1899; Blix, 1900; A Man’s Woman, 1900; The Octopus, 1901; The Pit, a Story of Chicago, 1903; Complete Works, 7 vv., 1903; A Deal in Wheat, 1903; The Joyous Miracle, 1906; The Third Circle, 1909; E. N. of ЂThe Waveї, Stories a. Sketches from the San-Francisco Weekly, 1893-1897, San-Francisco, 1931.

II. јнисимов »., Ђ нигоношаї, 1926, є 1; –озенталь Ћ., Ђѕечать и революци€ї, 1926, є 4 (о романе Ђќмутї); ≈го же, Ђѕечать и революци€ї, 1925, є 8 (о романе Ђ—прутї); Van Doren —., American a. British Literature Since 1890, N. Y., 1925; Grattan C. H., F. Norris, ЂBookmanї, N. Y., 1929, July; Pattee F. L., The New American Literature, N. Y., 1930 (приведена библиографи€); Walker F., F. Norris. A biography, N. Y., 1932.

Ќќ– ”√»

ЂHOP ”√»ї (Ќовый путь) - литературно-художественный, научно-экономический и политико-общественный ежемес€чник на арм€нском €з. »здавалс€ в Ёривани √осиздатом јрмении с 1928 по 1932. ѕрограмма журнала - разработка проблем социалистического строительства, привлечение близких пролетариату писателей, культурно-политическа€ работа среди старой интеллигенции по линии ее диференциации и вовлечени€ более здоровых ее элементов в творческую работу, разоблачение шовинизма, интернациональное воспитание масс.

—ледует однако констатировать, что ЂЌ. у.ї за три года своего существовани€ отставал от темпов соцстроителъства советской јрмении и «акавказь€. —ледует отметить р€д серьезных политических ошибок ЂЌ. у.ї. ќсобенно характерен дл€ журнала гнилой либерализм по отношению к контрреволюционному дашнакизму и буржуазному культурному наследию. ¬ 4-м номере журнала (1931) напечатана стать€ об арм€нском сменовеховстве, в которой автор сожалеет о том, что сменовеховцы-дашнаки не Ђврастают в социализмї. ¬след за этой замаскированной антибольшевистской статьей напечатаны без критического примечани€ редакции националистические письма покойного поэта “ер€на. ѕомимо этого в журнале печаталс€ р€д художественных произведений, проникнутых буржуазно-мещанской идеологией, искажавших нашу действительность. ¬ св€зи с постановлением ÷  ¬ ѕ(б) от 23 апрел€ 1932 о ликвидации ¬ќјѕѕ ЂЌор угиї прекратил свое существование; вместо него стал выходить журнал ЂЌоемберї (Ќо€брь).

Ќ”–» –≈Ўјƒ

Ќ”–» –≈Ўјƒ - см. –ешад Ќури.

Ќ”—»Ќќ¬

—тать€ больша€, находитс€ на отдельной странице.

Ќ”Ў»„

Ќ”Ў»„ Ѕронислав (1864-) - современный сербский драматург и театральный де€тель, создатель натуралистической драмы в —ербии, перенесший в нее преимущественно иностранные образцы. Ќеобычайно плодовитый автор, Ќ. написал свыше 40 пьес, гл. обр. комедий, 11 тт. рассказов и массу разнообразных очерков, статей и т. д. Ќачал литературную де€тельность в конце 80-х гг. как автор небольших юмористических рассказов (Ђ–ассказы капрала из сербско-болгарской войныї (ѕриповетке —Шеднога каплара из српско-бугарског рата, 1886, изд. 2-е, 1895); Ђ–амазанские вечераї (–амазанске вечери, 1898); ЂЅен јкибаї, 1907). ѕозднее перешел почти исключительно на комедии, тема которых - быт белградского мещанства.

ќтража€ вкусы националистически настроенной мелкой буржуазии, чиновничества и мещанства, Ќушич намеренно избегает социальных проблем и строит свои нарочито-провинциальные комедии на эффекте комических положений. Ћучшие комедии - Ђќбыкновенный человекї (1900), Ђѕучинаї (1901), ЂЋилиан и ќморикаї (1910), Ђѕутешествие вокруг светаї (ѕут око света, 1910), Ђ∆ена министраї (1931) и другие. ≈го пьесы отличаютс€ большой сценичностью, сложной интригой и острыми драматическими ситуаци€ми, написаны с расчетом на вкусы широких слоев мещанского зрител€, среди к-рых он пользовалс€ очень большой попул€рностью. ¬ насто€щее врем€ Ќ. чрезвычайно близок к реакционно-националистическим кругам сербской буржуазии.

Ќџ—јћЅј…

Ќџ—јћЅј… - казакский поэт первой половины XIX в. »сториками литературы до сих пор точно не установлены фамили€, год рождени€ и смерти Ќ. “акже мало изучено и его творчество, кроме одной крупной поэмы Ђ енесары, Ќаурузбайї, имеющей историческое значение.  енесары и Ќаурузбай - имена двух плем€нников хана казанской средней орды јбла€, восставших против колониальной политики русского царизма.

Ќысамбай - придворный поэт при  енесары  асамове - руководителе восстани€, именем к-рого озаглавлена поэма.  енесары, потерпев сильное поражение от русского самодержави€, переселилс€ в глубь казакской степи ”лу-“ау, где расположил свою орду, задавшись целью подн€ть всю —реднюю јзию против русских. —делать этого  енесары не удалось, т. к. среднеазиатские народности (киргизы, узбеки и т. д.) не откликнулись на его призыв. “огда  енесары объ€вил им войну и погиб в сражении с киргизами на јлатайских горах в 1847 вместе с братом Ќаурузбаем. Ќ. был участником этой войны и после смерти  енесары вернулс€ в казакскую степь и создал свою поэму, описывающую всю историю борьбы. ѕоэма Ќ., проникнута€ идеологией феодального байства, сначала передавалась из уст в уста и впервые по€вилась в печати в 1903 в  азани. «аписал ее казанский поэт ∆усуйбек Ўайхо-аль-»сламов. ¬последствии поэма печаталась в ћоскве в 1923 под редакцией ∆усуйбека Ѕасыгарина и в “ашкенте в 1925 под редакцией и с комментари€ми ƒосмухамедова ’.

Ќ№ќЋ»

Ќ№ќЋ» - см. ќрсини.

ЌЁЎ

ЌЁЎ “омас (Thomas Nash, или Nashe, 1567-1601) - английский сатирик, драматург и романист, современник Ўекспира.

Ѕуржуазные ученые установили историческое место Ќэша как родоначальника реалистического английского романа, но они не могли пон€ть его социального значени€. √ор€чий проповедник идей ¬озрождени€, Ќэш боролс€ за освобождение английской буржуазии из-под культурного вли€ни€ аристократии. ќн жестоко и €звительно осмеивал выходцев из буржуазии, усваивавших консервативно-аристократическую эстетику. Ётой идеей борьбы против нее проникнут его роман ЂThe Unfortunate Travellerї («лополучный странствователь, 1594) - первый английский плутовской роман, где в остроумно-реалистической манере, предвосхищавшей ƒефо, даны красочные образы представителей эпохи первоначального накоплени€. ƒрама ЂThe Isle of Dogsї (—обачий остров, 1597), за которую Ќэш попал в тюрьму, направлена против религии.

Ѕиблиографи€:

I. Complete Works, Memorial-intro and Notes by A. B. Grosart, 6 vv., 1883-1885; Works, ed. by R. B. Mc Kerrow, 5 vv., L., 1904-1910.

II. Ћесевич ¬. ¬., ѕроисхождение романа в јнглии, “омас Ќаш, Ђ–усска€ мысльї, апрель, 1901; Jusserand J. J., English Novel in the Time of Shakespeare, L., 1890; Pichler A., Thomas Nashe und seine Streitschriften, Dissert., Lpz., 1907; Stamm F., Der ЂUnfortunate Travellerї des Thomas Nashe, Basel, 1932.

ѕредыдуща€ страница —ледующа€ страница

© 2000- NIV