Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "О" (часть 4, "ОНЕ"-"ОРЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 4, "ОНЕ"-"ОРЛ")

ОНЕРВА

ОНЕРВА Мадетойя (Лехтинен Гилия) (Madetoja Onerva, 1882-) - современная финская писательница и переводчица. В литературу вступила в 1904 («Sekasointuja», 1904). Наибольшей популярностью пользовались драма «Эльна» и роман «Мирдья» (Mirdja, 1908). Все произведения первого периода творчества О. посвящены проблеме эмансипации женщины. О. много занималась переводами западных писателей, гл. обр. французских, на финский яз.

Как в своем творчестве, так и в популяризаторско-переводческой деятельности О. отражает подъем и рост национальной буржуазии, стремящейся стать вровень с культурой буржуазных стран Европы. В годы войны и революции в мировоззрении О. замечается полная растерянность; особенно это относится к годам революции, когда отечественно-либеральная буржуазия оказалась в роли душительницы финской революции. Свидетельством такой растерянности и непонимания хода исторических действий является сборник «Elaman munkalainen» (Отчужденец от жизни). Классовая борьба воспринимается О. как бессмысленная борьба всех против всех.

В последнем наиболее крупном произведении О. - «Пламя» (Liekki, 1927) - наметился известный перелом в ее творчестве, свидетельствующий о повороте к той части передовой мелкобуржуазной интеллигенции, к-рая способна подняться до понимания революционной роли пролетариата. Книга написана под непосредственным сильным влиянием романа «В огне» Барбюса и направлена против отечественной буржуазии.

Библиография:

Runoja, Helsinki, 1908; Elna, в сб. «Nuori Suomi», XVIII, Helsinki, 1908; Nousukkaita, Helsinki, 1911; Iltakellot, Helsinki, 1912; Mies ja nainen, Helsinki, 1912; Inari, Helsinki 1913; Kankauinen Kevat, Helsinki, 1914; Vangittuja gieluja, Helsinki, 1915; Liesilauluja, Helsinki, 1916; Lyhtglasien laulu ynna muita, Helsinki, 1919; Neitsyt Maarian lahja ynna muita legendoja, Helsinki, 1918; Valittuja, Helsinki, 1919; Jerusalemin suutari ynna muita tarukuvia, Helsinki, 1921; Helkkyvat hetket, Helsinki, 1922; Seilujen sota, Helsinki, 1923; Syyttajat, Helsinki, 1923.

ОНОЙХИ

ОНОЙХИ З. И. (1876-) - псевдоним еврейского писателя З. И. Аронсона. Р. в м-ке Ляды в семье раввина. В ранних своих произведениях О. изображал преимущественно деклассированную интеллигенцию («Х. Вольтерман», «Маня», «Гаврииль» и др.), охваченную глубоким пессимизмом и отчаянием. Персонажи этих произведений беспочвенны («Между небом и землей» (общее название цикла рассказов)). Они оторвались от реальной действительности, потеряли связь со средой. Это и обусловило их мистическую настроенность. Таков и герой повести «Зима» (Winter, 1913), бывший революционер. В большинстве своих произведений О. Идеализировал представителей еврейского клерикализма-хасидизма («Реб Элхонон», ряд новелл из цикла «Реб Абе» и др.). Романтизация старины - хасидского прошлого - особенно сказывается в цикле новелл «Реб Абе».

В 1913 Онойхи написал проникнутую реакционно-сионистической романтикой повесть «Наша страна» (Unser Land). Творчество О. выражает идеологию наиболее отсталой части еврейской мелкой буржуазии. В 1922 О. эмигрировал в Палестину. Его литературная деятельность повидимому совершенно прекратилась.

Библиография:

Rejzen Z., Lexikon, ч. 1, Вильна, 1926.

ОНОМАСТИКА

ОНОМАСТИКА (от греческого onoma - «имя») - раздел языковедения, изучающий имена собственные: названия людей, животных, мифических существ, племен и народов, стран, рек, гор, людских поселений. Часть О., посвященная изучению географических названий, обычно выделяется под названием топонимики.

Исследование имен собственных представляет огромную важность благодаря специфическим закономерностям их передачи и сохранения. Вследствие своей социальной функции - служить простым индивидуализирующим указанием на определенный предмет - имя собственное способно сохранять свою основную значимость при полном затемнении его этимологического значения, т. е. при полной невозможности связать его с какими-либо другими словами того же языка (ср. например такие названия рек в русском языке, как скифское «Дон», финские «Москва», «Волга» и т. д.).

Отсюда - огромная устойчивость имен собственных, сохраняющихся не только при революционных сдвигах в истории определенного яз., но даже при полной смене яз. одной системы другим. Тем самым устанавливается возможность путем этимологического разъяснения тех или иных названий установить характер яз., на к-ром было впервые создано соответствующее наименование.

О. и топонимика дают так. обр. ценнейший материал для истории, устанавливая места поселений и пути миграций часто исчезнувших народов, характеризуя местные мифы, давая представления о типе поселений, об общественных и семейных отношениях. Так напр. анализ древнейших племенных и географических названий Средиземноморья приводит исследователей к утверждению огромного вклада яфетидов (предшествовавших семитам и индоевропейцам) в построение средиземноморской культуры. Анализ географических названий южной части Восточноевропейской равнины приводит к положительному решению вопроса о скифском вкладе в русский яз. Анализ названий русских городов по Великому водному пути (названий типа «Вышний Волочек») позволяет установить особенности речного транспорта соответствующей эпохи и т. д.

Изучение имен собственных в литературных произведениях и методов их образования должно было бы дать ценные материалы для характеристики различных стилей и творческих методов. Достаточно напомнить об именах-персонификациях в дидактических и сатирических жанрах (Стародум, Скотинин, Обалдуев, город Глупов); об именах комических по своей этимологии (Siebenkas, Ноздрев, Собакевич) или по своей звукописи (Schnabelwopski, Horribilicribilifax, Чичиков, Халтюпкина); о методах образования имен положительных персонажей в различных стилях (классические и сентиментальные: Альцест, Эраст, Памела, Лиза, романтические: Ансельм, Вольдемар, Ольга, реалистические: Левин, Безухов, Облонский) и о влиянии этих имен на бытовой ономастикон (см. «Стилистика»); об использовании имен для социальной характеристики героя (ср. напр. у Блока игру на именах «Текла» и «Фекла» в «На берегу моря»).

Однако материал для поэтической О. не только не разработан, но и не собран. Не собраны также и многочисленные высказывания поэтов и писателей об именах собственных, характеризующие методы их работы в этой области (напр. замечания В. Гюго об именах в «Les miserables», Стерна - в «Тристрам Шенди», Лескова - в «Соборянах», записи имен собственных - в записных книжках Чехова).

Библиография:

по лингвистической О. очень велика; Акад. Mapp, Яфетический Кавказ и третий этнический элемент в создании средиземноморской культуры, Л., 1922; Kleinpaul R., Lander- und Volkernamen, Berlin, 1919; Solmsen F., Indogermanische Eigennamen als Spiegel der Kulturgeschichte, Hdlb., 1922 (библиографич. обзор); Sturmfels W., Etym. Lexikon deutscher u. fremdlandischer Ortsnamen, Berlin, 1925; Dauzat A., Les noms de lieux, P., 1926; Olsen M., Farms and Fanes of Ancient Norway, Osl., 1928. По поэтической О.: Горнфельд А. Г., Новые словечки и старые слова, П., 1922.

ОНОМАТОПЕЯ

ОНОМАТОПЕЯ (греческое - «имятворчество») - термин традиционной стилистики, включающий как понятие звукописи, так и понятие звукоподражания.

ОНЬЯ

ОНЬЯ Педро (Pedro de Ona, 1570-1643) - один из первых южноамериканских поэтов. Р. в Чили в семье испанского офицера, участвовал в сражениях с индейцами. Главное его произведение - большая историческая поэма «Arauco Domado» (1596), написанная в подражание знаменитой «Араукане» Эрсильи (см.) и отражающая, как и последняя, идеологию дворянства, осуществлявшего колониальную экспансию абсолютистской Испании. Поэма О. является типичным произведением эпохи завоевания Америки испанцами и прославляет победы конквистадоров над индейцами, силу испанского оружия и доблесть христианских войск. В центре поэмы - генерал Гарсиа Уртадо де Мендоса, впоследствии вице-король Перу, и защита испанской крепости Пенко, осажденной арауканцами. Несмотря на наличие художественного вымысла и фантастического элемента поэма «Arauco Domado» имеет значение ценного исторического документа, т. к. отражает нравы и быт туземцев и испанцев, хоть и сквозь призму завоевателя, участника борьбы.

Перу О. принадлежит также ряд сонетов. Поэма о землетрясении в Лиме в 1609 и поэма «El Ignacio de Cantabria» (1639) - стихотворное изложение биографии основателя иезуитского ордена.

Библиография:

I. Biblioteca de autores espanoles de Rivadeneyra, Madrid, 1846-1880, t. XXIX; Antologia de poetas hispano-americanos, Prologos de M. Menendez y Pelayo, t. III, Madrid, 1893-1895; Arauco Domado, ed. critica de la Academia Chilena, anotada p. J. Toribio Medina, Santiago de Chile, 1917.

II. Menendezy Pelayo M., Historia de la poesia hispano-americana, Madrid, 1911-1913.

ОПАТОШУ

ОПАТОШУ Иосиф ((псевдоним Иосифа Опатовского) 1887-) - еврейский писатель. Р. в Польше. По образованию инженер. В 1907 эмигрировал в Нью Иорк. Стал печататься с 1910 в сборниках «sriftn», объединявших модернистско-националистическую еврейскую литературную молодежь. Ранние произведения О. «A roman fun a ferdganew» и «Moriz un sain sun Filipp» выделили его как писателя со значительными возможностями в области реалистического повествования. Систематически печатаясь в американско-еврейской буржуазной прессе, гл. обр. в националистической газ. «Der Tog», О. опубликовал несколько сот рассказов. Он создал психологическую новеллу, нередко насыщенную социальными конфликтами. О. написал также ряд романов, посвященных современной американской жизни, гл. обр. эмигрантов, преимущественно еврейских, но отчасти затрагивающих и жизнь эмигрантов других народов. Центральное место среди романов О. занимает его историческая трилогия «In pojlise welder», развертывающая на фоне польского восстания 1863 и последующего периода широкую картину еврейской жизни той эпохи. В этом романе выявляется по существу ведущая линия творчества этого писателя: национализм, интерес к религиозной мистике, мелкобуржуазная идеализация прошлого.

Являясь автором сборника рассказов «Klasnkamf» (Классовая борьба) и новеллы «Линчевание», О. в своем изображении классовой борьбы не идет дальше демократических симпатий к социальным низам, характерных для его «Романа о конокраде». В этих произведениях, как и в больших романах, проявляется бессильный протест и ограниченность гуманистически настроенного мелкого буржуа против ужасов капитализма и капиталистического национального угнетения.

В 1927 О. посетил СССР и затем опубликовал серию очерков и новелл, в к-рых заявлял себя другом СССР. Но показ СССР, процесса социальной реконструкции еврейских масс, до крайности националистически ограниченный, изобличил в писателе непонимание всего виденного им. Неудивительно, что когда после восстания арабов в Палестине осенью 1929 группа еврейских радикально настроенных мелкобуржуазных писателей, сотрудничавших в американско-еврейской ком. газете «Fraiheit», вышла из этой газеты и организовала еженедельник, занимавшийся систематической критикой еврейского коммунистического движения в Америке и деятельности еврейских секций в СССР, - О. оказался одним из деятельнейших сотрудников этого националистического еженедельника.

В свой последний приезд в СССР (1934) О. более твердо акцентировал свои симпатии к стране советов, заявив, что «каждый честный писатель должен ориентироваться на рабочий класс, что для истинного писателя и художника есть только одна перспектива - перспектива Советского Союза, являющегося светлой точкой на темном фоне мира».

Библиография:

I. Alein, Варшава, 1920; Farlorene mensen, Берлин, 1922; In pojlise welder, Варшава, «Культурлига», 1922; Der mispet, «Культурлига», Варшава, 1923; Rasse, Варшава, 1923.

II. Rejzen Z., Lexikon fun der jidiser literatur, т. I, Вильно, 1926.

ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ

ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ - термин, обозначающий жанр, охватывающий поэтические произведения обычно крупного размера, описывающие ландшафт. Первые образцы О. п. можно найти еще в XVII в. (Д. Денам (G. Denham) - поэма «Куперз Хилл» (Cooper’s Hill, 1642) и др.), но существование О. п. как жанра начинается в XVIII. в. в Англии, когда обуржуазившееся дворянство, а вместе с ним гонящаяся за «джентльменством» буржуазия начинают воспринимать «утехи бытия» как непременный атрибут повседневной жизни. В среде спасенных от разорения дворян и стремящихся войти в ряды землевладельцев буржуа возникает потребность в сочувственном и достаточно обстоятельном отображении сельской жизни с ее «радостями» на лоне плодоносной вечно молодой природы.

Создателем О. п. как жанра выступает английский поэт Томсон (см.), автор знаменитой в свое время поэмы «Времена года» (The Seasons, 1726-1730), вызвавшей многочисленные подражания в зап.-европейской литературе XVIII в. Центральный момент жанра - природа - выступает основной темой произведения; человек же входит в поэму в качестве неотделимого от природы элемента. Последняя дается в тщательных и подробных описаниях, лишенных аллегорических или символических тенденций. Перед наблюдателем (в поэме не действующим) проходит ряд картин, дополняющих, оттеняющих, развивающих одна другую. Иные, окрашиваемые чувствительностью, нередко связанные с идеями деизма, разрастаются в эпизоды, сочетаясь с «живописностью». При этом О. п. часто мыслится авторами как профессиональное, деловое сообщение. Томсон описывает ужение: «Но пусть на твоем крючке пытаемый червь Судорожно не вьется в корчевых кольцах и т. д.» («Весна»). Подражатель Томсона, французский поэт Делиль (см.) желает «дать урок об том, как нарядить лужайку, холм, лесок» («Сады», перев. Воейкова), дает советы об акклиматизации в «Сельском жителе» и пр. Такого рода отступления, занимающие основное место в «эпизодах» О. п., весьма характерны для практицизма сознания обуржуазившегося дворянства, стремившегося включиться в развитие капиталистических отношений, делавших в Англии XVIII в. значительные успехи.

«Времена года» имели очень большой успех. Им открыто подражали Сен-Ламбер, Лео - авторы одноименных поэм («Les saisons») - и др. Однако жанр в самой Англии в сущности заканчивается Томсоном. Все большее обуржуазивание литературы увеличивает в поэзии роль человека, - из пассивной фигуры превращает его в активную, спокойная дескрипция сменяется либо технологической дидактикой, либо сентиментальным натурализмом.

Описательную поэму у отступающей аристократии сменяет оссианизм (см. «Оссиан»), где ландшафт играет конструктивно-эмотивную роль, и меланхолическая лирика (Коллинз (см.), Грей (см.)), переходящая в кладбищенскую поэзию (см.) или меланхолическую поэму, вбирающую в себя элементы О. п. (Юнг (см.) и др.). Э. Дарвин (см.) пытается воскресить жанр («Любовь растений» - The loves of the plants, 1789; «Экономия произрастания», 1792), который окончательно деградирует в творчестве Вордсворта (см.), пытавшегося в «Вечерней прогулке» (An evening Walk, 1793) и «Описательных очерках... во время пешей прогулки в Альпах» (Descriptive Sketches, 1793) подчинить О. п. строгим канонам классицизма Попа. Ничто однако не могло вернуть О. п. ее авторитета: буржуазия требовала от поэзии действия и мысли. Только в послевоенные годы XX в. упадочная уже английская буржуазия делает отдельные попытки возродить О. п. (лауреат Р. Бриджес и др.).

С 60-х гг. XVIII в. О. п. переходит во Францию, аристократия к-рой задает тон всей европейской аристократии. Сен-Ламбер в предисловии к «Временам года» (1768) заявляет: «Томсон хотел, чтобы природой восхищались, я хочу заставить полюбить ее». Но эту природу нужно «возвеличить, украсить, сделать интересной». Для этого «не надо помещать несчастных крестьян... у них чувств не больше, чем мыслей... у них плутовство, чрезмерное лукавство, какое природа дает слабым животным... Есть в полях богатые труженики, зажиточные крестьяне: вот они нравственны». Эта природа, сдаваемая фермерам в аренду, образует материал французской О. п. и в переложенных Делилем (1770) «Георгиках» Вергилия (Georgiques de Virgile) и в «Месяцах» (Les mois, 1779) Руше и в «Садах, или Искусстве украшать пейзажи» (Les jardins ou l’art d’embellir les paysages, 1782), в «Жителе полей» (L’homme des champs, 1802), «Трех царствах природы» (Les trois regnes de la nature, 1808) Делиля и т. д., все более вбирая из дидактической поэзии наставительную сентенциозность. Сентенциозность и морализаторство постепенно начинают преобладать в описательной поэзии, и самое описание постепенно исчезает из поэмы. Остается условная «натура» - повод для обычно эротической сцены с нравоучением, что и входит в общий фонд французской аристократической литературы, образует тот пасторальный, античный, экзотический фон, на котором развертываются действия или чувства поэзии Парни (см.) и элегиков его школы. Сюда не проникает сентиментализм, столь типичный для английской обуржуазившейся поэзии; здесь нет и стремления к точности зарисовки: природа - раз и навсегда условно намалеванный задник, перед к-рым столь же условно переодетые персонажи произносят заученные реплики. В Германии наиболее значительными образцами О. п. могут считаться «Земные удовольствия в боге» (1721-1748) Брокеса, «Весна» Э. фон Клейста. Созерцая природу, Брокес неизменно мыслит о величии и благости бога; для него здешний мир - лишь отблеск мира потустороннего. Представитель слабого еще немецкого бюргерства, он крайне пассивен в своей любви к земному, люди выпадают из сферы его внимания. «Весна» Клейста - опыт феодальной идиллии.

Русская поэзия видимо не знает О. п. как жанра. Картины барской жизни в «Евгению. Жизнь Званская» (1807) Державина (см.) дают исключительную конкретность описаний, но она вообще свойственна поэтике Державина. Единственно чистые случаи О. п. - переводы Станевича (1804) из Делиля. Любопытно возрождение О. п. в XX в. в творчестве П. Радимова (см.).

Библиография:

Цертелев Н., О поэзии описательной, «Соревнователь просвещения и благотворения», ч. 21, 1823, кн. III; Розинов М. Н., Ж. Ж. Руссо и литературное движение конца XVIII и начала XIX в., М., 1910; см. также библиографию к упомянутым автором словам: «Кладбищенская поэзия», «Оссиан», «Сентиментализм»; Morel L., James Thomson, P., 1895; Texte J., J. J. Rousseau et les origines du cosmopolitisme litteraire, P., 1895; Potez H., L’elegie en France avant le romantisme, P., 1898; Mornet D., Le sentiment de la nature en France..., P., 1907; Van Tieghem P., La poesie de la nuit et des tombeaux en Europe au XVIII siecle, P., 1921; Haas C. E., de, Nature and Country in English Poetry of the first Half of the XVIII Century, Amsterdam, 1928; FlemmingW., Der Wandel des deutschen Naturgefuhls vom 15 zum 18 Jahrhundert, Halle, 1931.

ОПИЦ

ОПИЦ Мартин (Martin Opitz, 1597-1639) - немецкий поэт, теоретик патрицианского классицизма, развившегося в немецкой литературе в начале XVII в. В 1617-1618 опубликовал латинский трактат «Aristarchus», в к-ром отстаивал права немецкого яз. на создание по образцу «древних» литературы, подобной классической литературе современных ему Италии и Франции. В 1624 вышло в свет важнейшее теоретическое сочинение О. «Buch von der deutschen Poeterei» (Книга о немецкой поэзии). В названном сочинении, опираясь на авторитет Горация, Скалигера и Ронсара, Опиц обстоятельно обосновывал теорию литературного классицизма, предписывая немецким поэтам усвоение александрийского стиха и т. п. В качестве поэта О. пользовался очень большой популярностью среди современников. Его многочисленные вызывавшие подражания песни, сонеты, описательные стихотворения, стихотворения на случай считались на протяжении почти всего XVII в. образцовыми. В них О. выступил поэтом верхних, патрицианских слоев немецкого бюргерства, поддерживавшего княжеский абсолютизм. В своих стихах Опиц воспевал величие монарха, блеск его двора, поднимал наряду с этим на щит буржуазные добродетели, обнаруживал интерес к различным явлениям природы, к-рые описывал с чисто бюргерской точностью и деловитостью. К числу его лучших стихотворений могут быть отнесены: «Das Lob des Feldlebens» (1623), «Vesuvius» (1633), «Das Lob des Kriegsgottes» и другие. Пьеса Опица «Дафна» (1627), положенная на музыку, явилась первой немецкой оперой (об Опице и его времени см. также «Немецкая литература», стр. 739-742).

Библиография:

I. Ausgewahlte Dichtungen, hrsg. von H. Oesteley, «Deutsche Nationalliteratur», hrsg. von Kurschner, B. XXVII, Stuttgart, 1889. Критическ. комментированное издание: Poeterey, hrsg. v. G. Witkowski, Lpz., 1888.

II. Fritsch O., M. Opitz. Buch von der deutschen Poeterey, Diss., Halle, 1884; Borinski K., Poetik der Renaissance u. die Anfange der literarischen Kritik in Deutschland, Berlin, 1886; Stossel A., Weltanschauung des M. Opitz, Erlanger Diss., 1922; Gundolf F., Martin Opitz, Munchen, 1923.

III. Oesterley H., Bibliographie der Einzeldrucke v. M. Opitz Gedichten u. sonstigen Schriften, «Zentralbl. d. Bibliothekswesen», Leipzig, 1885, S. 383-416.

ОПОРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ

ОПОРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ - см. Рифма.

ОПОЯЗ

«ОПОЯЗ» (Общество изучения теории поэтического языка) - общее название организаций русских буржуазных лингвистов и литературоведов, существовавших в 1914-1923 в Москве и Петербурге. «О.» ставил целью исследование проблем литературоведения с точки зрения науки о языке, трактуемой им с позиций идеалистической, преимущественно неокантианской философии. Номинально оформившийся 2/Х 1919, петроградский «О.» в действительности ведет начало со времени выступления В. Шкловского в 1914 и «Сборников по теории поэтического языка» (1916-1917). Московский лингвистический кружок, возникший в 1915 как кружок студентов-филологов, имел большой уклон в сторону языкознания и фольклора, но его деятельность в печати отражена слабее, т. к. своим литературным органом он не располагал. Ряд участников «О.» вошел впоследствии в «Леф» (см.). Мобилизуя значительные силы молодых буржуазных ученых-формалистов и организуя их на борьбу с диалектико-материалистическим литературоведением, «Опояз» представлял собой реакционное явление. Подробнее см. в статье «Методы домарксистского литературоведения» (том VII, стр. 273, гл. «Формалисты»).

Библиография:

I. Петроградский «Опояз»: а) доопоязовские издания: Шкловский В., Воскрешение слова, П., 1914; Сборники по теории поэтического языка, вып. I-II, П., 1916-1917; б) издания под маркой «Опояза»: Поэтика, П., 1919; Сборники по теории поэтического языка, вып. III (вышел отдельными статьями - Шкловский В.: 1. Развертывание сюжета. Дон-Кихот, П., 1921; 2. «Тристрам Шенди» Стерна и теория романа, П., 1921; 3. Розанов, П., 1921; Жирмунский В., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Тынянов Ю., Гоголь и Достоевский (К теории пародии), Петроград, 1921; Эйхенбаум Б., Мелодика русского лирического стиха, Петроград, 1922). Московский лингвистический кружок: Якобсон Р., Новейшая русская поэзия. Набросок первый, Прага, 1921; Реформатский А. А., Опыт анализа новеллистической композиции, Москва, 1922; Очерки по поэтике Пушкина, Берлин, 1923. Пражский «Опояз»: Сборники по теории поэтического языка, вып. V: Якобсон Р., О чешском стихе преимущественно в сравнении с русским, Берлин, 1923; вып. VI: Богатырев П., Чешский кукольный и русский народный театры, Берлин - Петроград, 1923; Якобсон Р. и Богатырев П., Русская филология за годы войны и революции, Прага, 1924.

II. Эйхенбаум Б., «Жизнь искусства», 1919, № 273, стр. 5-100; «Книжный угол», 1922, № 9; Винокур Г., Московский лингвистический кружок, «Научные известия», сб. 2, М., 1922, стр. 289-290; Плотников И., Общество изучения поэтического языка и Потебня, «Педагогическая мысль», 1923, № 1; Якобсон Р. и Богатырев П., Русская филология за годы войны и революции, Прага, 1924, стр. 29-33 и далее; Айзеншток И. Я., Десять рокiв «Опоязу», «Ваплiте», 1927, № 1.

III. Балухатый С. Д., Теория литературы, Л., 1929, стр. 60 и след.

ОПОЯСАННАЯ РИФМА

ОПОЯСАННАЯ РИФМА - вид рифмовки, заключающийся в том, что пара рифмующихся строк заключает между собой другую пару строк, которые в свою очередь рифмуются, по схеме: а, б, б, а. Строки первой и четвертой строфы и будут в этом случае соединены между собой опоясанной рифмой, например:

«Стадо жирных камней

Фыркающее пеной,

Плывет и постепенно

Становится умней»

- а

- б

- б

- а

(И. Сельвинский).

Библиография:

см. Рифма.

ОППЕНГЕЙМ

ОППЕНГЕЙМ Джемс (James Oppenheim, 1832-) - современный американский поэт. Происходит из интеллигентской семьи. Директор еврейского женского Политехникума в Нью Иорке, один из редакторов теперь закрывшегося журн. «Семь искусств» (The Seven Arts, 1916-1917). Поэзия О. - один из документов мелкобуржуазного бунта американского интеллигента против уклада жизни в эпоху финансового капитала, отводящего интеллигенции - «носительнице культуры» - весьма жалкую служебную роль. О. обращает свою ненависть не против господствующего класса эксплоататоров, а против капиталистического способа производства. Он проповедует своеобразный бунт против механизации производства, опаснейшими врагами человека считает машины и города, к-рые выступают в его произведениях как активные силы в борьбе с человеком. Только полное уничтожение машины может привести к созданию «гармоничного» человека («Утро понедельника» и др. стихи - «Monday Morning...», 1909 - и «Песни новому веку» - «Songs for the New Age», 1914).

Естественно, что «практическая» программа О. не могла найти себе подтверждения в реальной действительности современной ему капиталистической Америки. Для последующих произведений О. характерен уход от реальной действительности. Таковы: «Мистический воитель» (Mystic Warrior, 1921), написанный под влиянием фрейдизма, сторонником к-рого был О., и автобиографическая «Золотая птица» (Golden Bird, 1923).

Библиография:

I. Русские переводы: Революционная поэзия современного Запада, М., 1927. Украинские: Кулiк Р†., Антологiя американськоi поэзii 1855-1925, (Харкiв), 1928.

II. Untermeyer L., American Poetry Since, 1900, N. Y., 1923; Story of the Seven Arts, «American Mercury», 1930, June.

ОРАЙ

ОРАЙ Д. Ф. (1901-) - современный марийский писатель, прозаик. Р. в бедной крестьянской семье. Учился в начальной школе. Член Союза советских писателей.

Начал свою литературную деятельность рассказом «Ача-ава кумыл» (По милости родителей), направленным против бесправия марийской женщины и насилия кулаков над беднотой. Написал также ряд сатирических рассказов-фельетонов, в которых бичевал бюрократизм, вскрывал ошибки, связанные с моментами искажения и искривления нац. политики партии. В повести «Йотэштшэ» (Чужак) О. пытался показать выдвиженца на советской работе, но при этом сделал крупную ошибку: отметив лишь отрицательные стороны работы выдвиженца, он пришел к неправильным политическим выводам, выразившимся в резком противопоставлении городу деревни, в идеализации крестьянского быта и националистических тенденциях.

Библиография:

Йотэштшэ, Мариздат, 1931; Газета «Марий Йал» за 1928-1929; Журнал «У вий», № 9 и 2-3 за 1930, № 1-2 за 1932.

ОРБЕЛИАНИ В.

ОРБЕЛИАНИ Вахтанг (1812-1890) - грузинский поэт. Р. в семье крупного феодала-князя. Учился в Пажеском кадетском корпусе. За активное участие в «тайном военном заговоре» против русского самодержавия в 1832 О. был приговорен к смертной казни, к-рая была заменена высылкой из пределов Грузии (в Калугу) на 4 года. Вернувшись на родину, Орбелиани поступил на военную службу. С 1864 занимал различные должности (член крестьянского собрания, мировой посредник и т. п.).

Поэзия О. отражала идеологию деградировавшей феодальной группы, вытеснявшейся развитием капиталистических отношений в Грузии. Творческое внимание О. привлекала «исчезнувшая слава родины», потерявшей свою независимость в результате покорения ее русскими царскими войсками. Подавляющее большинство его стихов проникнуто идеализацией старых государственных устоев. В патриотической романтике О. пессимистические ноты причудливо сплетались с мотивами «возрождения родины» («разрушенная наша родина вновь процветет»).

В 70-х годах, под влиянием народнического движения, в творчестве О. появились робкие мотивы «единства и братства», «труда и образования». Орбелиани стремился «заглянуть в дом крестьянина», «узнать печаль и радость крестьянина», решительно выступал против торгашей, осуждая «леность и бездеятельность». Но эти мотивы в основном не изменили доминировавшей дворянско-патриотической направленности его творчества. Критика некоторых сторон быта с феодальных позиций приобретала характер некоторой оппозиционности против восходящего класса буржуазии. Как и другие поэты-романтики Грузии того периода, О. увлекался экзотикой природы своей родины.

Библиография:

I. Полное собрание сочинений Вахтанга Орбелиани в последний раз появилось в изд-ве «Грузинская книга», Тифлис, 1928.

II. Хаханов А., Очерки по истории грузинской словесности, т. IV; Абашидзе К., Этюды по грузинской литературе, ч. 1, Кутаис, 1912; Котетишвили В., История грузинской литературы, ч. 1, Кутаис, 1925.

ОРБЕЛИАНИ Г.

ОРБЕЛИАНИ Григорий (1804-1883) - грузинский поэт. По происхождению князь. По окончании среднего учебного заведения Орбелиани поступил на военную службу. В 1832 за сочувствие «тайному военному заговору» в Грузии против русского самодержавия был арестован, но вскоре освобожден, после чего продолжал военную службу, приспособляясь к режиму царской власти. В 1857 получил чин генерала, а с 1862 исполнял обязанности наместника царя на Кавказе.

Развитие литературного творчества О. относится к периоду распада феодальных отношений в этой стране. Являясь представителем феодальной аристократии, О. глубоко переживал потерю независимости, сословно-политических и экономических привилегий своего класса. Его романтическая поэзия насыщена гл. обр. патриотическими мотивами «любви к родной земле» и «восстановления уснувшей судьбы могучей Иверии» (Грузии), завоеванной царской Россией. В дальнейшем однако О. примирился с русским самодержавием. Став поборником русского монархизма, О. посвятил ряд хвалебных стихов Николаю I. Наиболее художественно выразительные произведения О. - лирические стихи о природе; последнюю он мыслил как «высшую силу», умиротворяющую враждующие общественные силы, смягчающую классовые противоречия, «возбужденные чувства людей». Этот космизм сочетался у него с интимным культом «беспредельной любви».

О. был представителем старого поколения консервативного дворянства: он резко выступал против либерально-дворянских, а позднее и радикально-мелкобуржуазных идей 60-70-х гг., против введения нового литературного яз., против новых общественно-литературных нравов и т. п. («Ответ детям»), но активно боролся против религиозных преследований.

Библиография:

I. Полное собрание сочинений издавалось несколько раз. Последнее изд. в изд-ве «Грузинская книга», 1928, Под редакцией и с крит. ст. В. Котетишвили.

II. Хаханов А., Очерки по истории грузинской словесности, т. IV; Абашидзе К., Этюды по грузинской литературе, ч. 1, Кутаис, 1912; Котетишвили В., История грузинской литературы, ч. 1, Кутаис, 1925; Зандукели М., Новая грузинская литература, ч. 1, Тифлис, 1932.

ОРБЕЛИАНИ С.-С.

ОРБЕЛИАНИ Саба-Сулхан (1658-1726) - грузинский общественный деятель, литератор, лексикограф. Р. в семье феодала. Получил светское воспитание, был дипломатом при дворе грузинской династии. Литературно-политическая деятельность О. протекала в тот период, когда Грузия была объектом захватнической политики России, Персии и Турции, стремившихся закрепить свое господство на Кавказе. В это время среди главенствовавшей группы феодалов Грузии происходила ожесточенная борьба за ориентацию. О. держался западной ориентации, которая по его мнению должна была способствовать укреплению феодализма, уже вступившего в стадию разложения. Для укрепления связи с Западом О. принял католичество и совершил дипломатическую поездку во Францию. Однако все попытки спасти деградирующий феодализм потерпели неудачу, и О., охваченный отчаянием, стал отшельником. Позднее О. был предан православной церковью анафеме за принятие католичества. Наиболее значительное произведение О. - «Мудрость и ложь». Оно написано под сильным влиянием персидской литературы и отчасти носит характер заимствования из различных произведений персидской литературы. В этом произведении О. критически выявляет беспочвенность разлагающегося феодализма и борется против упадочничества феодально-дворянской культуры. Параллельно с этим О. нередко протестует против крайнего клерикализма и с усмешкой говорит о духовенстве. Со своих классовых позиций он едко высмеивает как торгово-буржуазные, так и кустарно-ремесленные группы, рисуя их жадными эгоистами, ворами, отщепенцами и т. д. О. также автор фундаментального грузинского словаря, изобилующего архаизмами. Словарь охватывает 50 тыс. слов.

Библиография:

I. Мудрость и ложь, Под редакцией Г. Леонидзе, 1926.

II. Кекелидзе К., История грузинской литературы, т. II; Хаханов А., Очерки по истории грузинской словесности, т. III, М., 1897; Баранидзе А., Очерки по истории грузинской литературы, Тифлис, 1932.

ОРГКОМИТЕТ

ОРГКОМИТЕТ - Организационный комитет Союза советских писателей СССР. Создан после исторического постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 о перестройке литературно-художественных организаций для подготовительной работы по созданию единого Союза советских писателей СССР и РСФСР (см.) и созыва первого съезда писателей.

Как говорил на XVII партсъезде тов. Каганович, «группа коммунистов-писателей, пользуясь организационным инструментом РАПП, неправильно использовала силу своего коммунистического влияния на литературном фронте и вместо объединения вокруг РАПП и привлечения широких писательских кадров эта рапповская группа товарищей тормозила, задерживала разворот творческих писательских сил. ЦК столкнулся в данном случае с неправильной политической линией ряда коммунистов-писателей на литературном фронте, причем эти товарищи располагали организационным аппаратом - РАПП... И вот тогда был поставлен вопрос о ликвидации РАПП, о создании единого союза писателей. После этого организационного решения вопроса писательские силы поднялись, развились и дело в литературе улучшается».

Возглавляемый М. Горьким, Оргкомитет имеет в своем составе всех крупнейших советских писателей.

Вслед за созданием О. в центре были созданы оргкомитеты в республиках, краях, областях и районах.

Структура О. имеет следующий вид:

1) президиум,

2) секретариат,

3) орг.-инструкторский отдел,

4) организация творческой работы писателей,

5) отдел по работе с молодыми авторами,

6) отдел литературы народов СССР.

Кроме того в системе Оргкомитета работают Автономная секция драматургов, созданная вместо б. Всеросскомдрама, Комиссия по детской художественной литературе и Бюро переводчиков.

Библиография:

Постановление ЦК ВКП(б) от 23/IV 1932 о перестройке литературно-художественных организаций, «Правда» от 24/IV 1932; О перестройке литературно-художественных организаций. Сборник, Партиздат, М., 1933; Кирпотин В. и Субоцкий Л., Литература на новом этапе, изд. «Советская литература», 1933; Советская литература на новом этапе, Стенограмма I пленума OK ССП, изд. «Советская литература», М. 1933 (доклады В. Кирпотина, Л. Субоцкого; прения).

ОРДУБАДИ

ОРДУБАДИ Мамед Саид (1880-) - азербайджанский тюркский писатель. Р. в гор. Ордубад. Ранние произведения О. насыщены национализмом и отчасти панисламизмом. В своей книге «Канлы Саналар» (Кровавые годы) О. резко выступает против армян вообще; в пьесе «Последние дни Андалузии» даже проповедует «священную войну» против иноверцев.

Позже в творчестве О. наметился резкий поворот влево. Он примкнул к народническому течению в лит-pe. В своих сатирических произведениях писатель начинает бороться против религии, духовенства и дворянства. В 1914 царское правительство выслало его в Самару.

После Октябрьской революции О. вступил в ряды компартии и участвовал в походах Красной армии в качестве сотрудника одной из красноармейских газет. С 1920 до последнего времени О. состоял ответственным редактором газеты «Eni Jol» (Новый путь) - органа Бакинского комитета партии. Был членом АЗАПП со дня ее основания. В 1926 Ордубади написал актуальную пьесу о борьбе с бюрократизмом и волокитой в советских учреждениях.

В своих поэтических и беллетристических произведениях последнего периода О. развивает идею единения трудящихся армян, грузин и турок («Арарат») в связи с советизацией Закавказья; рисует распад азербайджанской буржуазии, разоблачая ее моральное убожество («Кладбище»). В 1930 О. издал роман «Dumanli Tebriz» (Тавриз туманный), в котором изображает персидскую революцию 1908, разоблачая подрывную работу духовенства, русского самодержавия и крупного купечества.

Ордубади перевел на тюркский язык ряд произведений русских классиков.

Библиография:

I. Кроме указ. в тексте: Риза Кули Франки Неаб, 1911.

II. Кулиев М., Октябрь и тюркская литература, Баку, Азгни, 1930.

ОРДЫМ

«ОРДЫМ» (Тропинка) - литературно-художественный журнал, орган Культпропа Коми обкома ВКП(б) и бывш. Коми ассоциации пролетарских писателей (КАПП). Начал выходить в 1926. В первые годы своего существования журнал уделял много места публицистике и только в 1929 начал систематически печатать художественные произведения. В нем принимали деятельное участие писатели: Ньобдинса Виттор, Жугыль, Илля Вась, Тима Вень, Лебедев, Колегов, Выль Паш и др. Журнал привлек к сотрудничеству целый ряд молодых писателей (Педь Гень, Иливаныс, Изюр Иван, Сандрик Егор и др.).

Несмотря на промахи и ошибки националистического характера «Ордым» сыграл большую роль как в отношении художественного воспитания массового читателя, так и в смысле создания новых молодых писательских кадров.

«Ордым» печатался на коми-зырянском яз. В 1931 журн. переименован в «Ударник».

ОРЕУС

ОРЕУС Иван Иванович (литературный псевдоним - Иван Коневской) (1877-1901) - поэт, символист. Р. в дворянской военной семье. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. При жизни издал лишь сб. стихов - «Мечты и думы» (1900), оставив обширное рукописное наследство (переводы французских и английских поэтов, ряд статей по философии, искусству и литературе).

Значение О. в том, что он был одним из зачинателей символизма и одним из интереснейших представителей «поэзии мысли». На основе сочетания философских систем - от Гегеля, Спинозы, Вундта до Шопенгауэра и Вл. Соловьева, к-рый оказал на него особенно большое внияние, - О. развивал учение о пантеистическом и мистическом «всеединстве». Стремление к «всеединству», осуществляемому посредством мистического постижения «мировой гармонии» природы, возникло на почве кризиса буржуазной культуры и признавалось средством преодоления этого кризиса.

В романтическом неприятии действительности, в индивидуалистическом аристократизме О. проявились настроения разлагающегося дворянства. Наряду с нотками пессимизма, обусловленными неприятием действительности, у О. выявляются своеобразный жизнеутверждающий пантеизм и волевое начало. Это отличает его от упадочной и пессимистической настроенности таких поэтов символизма, как напр. Ф. Сологуб или З. Гиппиус. Капиталистической культуре О. противопоставляет первобытную мощь и силу.

О. тесно связан с дворянской поэзией XIX века: Баратынским, Ал. Толстым, Фетом и Тютчевым в первую очередь. Стихотворения Ореуса чаще всего - «размышления» и «думы», углубленные философической проблематикой. Для Ореуса особенно характерны архаический словарь, «косноязычный», затрудненный синтаксис и ритм при высокой отделке стиха.

Библиография:

I. Книги И. Коневского (И. Ореуса): Мечты и думы Ивана Коневского, 1896-1899, СПБ, 1900; Стихи и проза, Посмертное собр. сочин. (со сведениями из его жизни и статьей В. Брюсова о его творчестве), М., 1904. Статьи: Об отпевании новой русской поэзии, «Северные цветы на 1901», альманах, М., 1901; Мировоззрение П. Ф. Щербины, «Северные цветы на 1902», М., 1902.

II. Брюсов В., Мудрое дитя, предисл. к указанному выше сб. «Стихи и проза» (перепеч. в сб. В. Брюсова «Далекие и близкие», М., 1912); Книга о русских поэтах последнего десятилетия, Под редакцией М. Гофмана, СПБ, 1909 (статья о Коневском Н. Лернера).

ОРЕШИН

ОРЕШИН Петр Васильевич (1887-) - современный поэт и прозаик. Р. в крестьянской семье. Начал печататься с 1913. Стихи, посвященные войне («Смертонос», «Проклятая война», «Отчего не рыдают камни?», «Завтра» и др.), направлены против «алой бойни», но в них нет осознания причин империалистической войны и революционных средств борьбы с ней: растерянность, чувство обреченности, пацифистский расплывчатый гуманизм характеризуют антивоенную лирику Орешина. В дореволюционных стихах О. часто разрабатывал тему «голодного, болезного села», «безысходного горя» трудового крестьянства, выражая неприязнь к кулаку. Однако социальные идеалы О. исчерпываются стремлением к сытому «крестьянскому раю». В канун пролетарской революции творчество О. - преломление в сознании мелкобуржуазной крестьянской интеллигенции настроений широких масс крестьянства. Пессимизм брошенного в ненавистный капиталистический город, поэтизация анархистского бунтарства («Волчья жизнь», «Зверюга» и др.), идеализация стихийной «могучей» силы «русского мужика» - характерны для раннего О. Социалистического характера Октябрьского переворота О. не понял. В период 1917-1921 О. отражал события гражданской войны («На пашне», «Трудовая» и отчасти поэма «Крестный путь») с позиций трудящегося крестьянства.

В период 1923-1928 О. кроме стихов дал также и прозу; разрабатывал лиро-эпический жанр - поэмы. В поэмах «Селькор Цыганок», «Милиционер Люкша», «Учитель Чиж», «Васька» и др. О. пытался создать положительный образ героя революционной эпохи. В поэмах «Окровавленный май», «Вера Засулич», «Распутин», «Матрос Иван», «9-ое января» О. изображает царский произвол, борьбу самодержавия с революционным движением, распутинщину, империалистическую войну, но при этом часто идеализирует моменты стихийности, подменяет общественную оценку людей отвлеченно-моральным противопоставлением «добра» и «зла». Целый ряд стихов как будто бы говорит о включении О. в число революционных писателей современности, но при переходе страны к периоду реконструкции, в условиях жестокого сопротивления классового врага, творчество Орешина начало отражать кулацкие настроения: противопоставление города деревне, оплакивание «злой судьбы» поэта в советской действительности («У памятника Пушкину», «Трагедия», «Василек»), страх и сопротивление индустриальной культуре социалистического города («Как ярый спрут, ползет по свету Слепая мертвенная сталь. Ужели Вам, как мне, поэту, Цветка измятого не жаль» и т. п.) - характерны для его книги «Откровенная лира». Пробует О. сочувственно изображать колхозную действительность, однако дает ее поверхностно, во внешних деталях, впадая в сусальность.

Стихи О. страдают растянутостью, язык не отличается яркостью, сельские пейзажи монотонны. Орешин прибегает иногда к изобразительным средствам песенно-былинной поэзии, использует атрибуты религиозно-церковного быта, сближаясь с Клюевым, но лишен яркого своеобразия и силы последнего.

Проза в творчестве О. занимает меньшее по сравнению с поэзией место («Ничего не было», 1926; «Жизнь учит», 1928, и «Злая жизнь», 1931). В прозе Орешин дает воспоминания о детстве и юности. «Злая жизнь» рисует эпизоды из жизни подростка - выходца из полупролетарской среды - в условиях капитализма, причем дано разоблачение купеческого хищничества, «накопительства». Хроника «Людишки» (1927) посвящена борьбе трудового крестьянства с белогвардейщиной и строительству новой советской деревни, взятой гл. обр. в разрезе бытовых изменений. Проза О. перегружена мелочно-бытовыми моментами, повторением однотипных ситуаций, отличается композиционной рыхлостью.

Библиография:

I. Поэзия: Зарево, изд. «Революционный социализм», М., 1918; Красная Русь, изд. ВЦИК, М., 1918; Алый храм, Гиз, М., 1922; Микула, Поэма, изд. «Красная новь», М., 1922; Ржаное солнце, т. I, Гиз, М. - П., 1923; Почему из крупных сел на простор народ пошел? Москва, 1924 (агитагропропаганда); Соломенная плаха, Стихи, т. II, Гиз, М. - Л., 1925; Родник, Стихи, т. III, Гиз, М. - Л., 1927; Откровенная лира, Стихи, т. IV, изд. «Федерация», М., 1928; Вторая трава, изд. «Московского т-ва писателей», М., 1933. Проза: Человек на льдине и др. рассказы, изд. «Красная новь», М., 1922; Корявый, Рассказы, Гиз, М., 1922; Снегурочка, Сказка, Гиз, М. - Л., 1924 (для детей); В полях, Очерки, изд. «Красная новь», М., 1924; Ничего не было, Повесть, Гиз, М., 1926 (изд. 2-е, 1928); Красный бор, Повесть для детей, Гиз, М., 1927; Людишки, Повесть, Гиз, М. - Л., 1927; Жизнь учит, Повесть, Гиз, Москва - Ленинград, 1928; Человек на льдине, Гиз, Москва - Ленинград, 1931 (для детей); Злая жизнь, Повесть, изд. «Московское т-во писателей», Москва, 1931.

II. Викт. Г., Железная сказка, где царствует Авиахим, «На литературном посту», 1929, XIX; Трифонов Н., Кулацкий методолог на страницах «Литературной газеты», там же, 1930, XVII; Бескин О., Певец кулацкой деревни, «Земля советская», 1930, III.

III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928.

ОРЖЕШКО

ОРЖЕШКО Элиза (точнее Ожешко, урожденная Павловская) (Orzeszkowa, 1842-1910) - выдающаяся польская писательница. Р. в Гродненской губ. в семье крупного помещика. Пережила и активно поддерживала восстание 1863-1864. Подвергалась преследованиям за свою национально-культурническую деятельность.

Все творчество О. проникнуто стремлением найти выход для разоряющегося землевладения в культурно-капиталистическом хозяйстве и сохранить гегемонию помещиков в буржуазном обществе путем своеобразной «смычки» с крестьянами, создания иллюзии общности интересов помещиков и крестьян. Обуржуазившийся помещик был заинтересован в «свободе» деревни, поставлявшей ему арендаторов и дешевых вольнонаемных рабочих, и в известном поднятии материально-культурного уровня ее кулацкого крыла: ему необходима была его сознательная поддержка в борьбе за «общенациональные интересы», за «дело спасения нации» (т. е. за установление культурного капиталистического строя), с одной стороны, против царского самодержавия и реакционного феодального крыла, с другой - против растущего рабочего движения. Отсюда либерально-гуманистический подход О. к крестьянству, принятый некоторыми критиками за народнический. Рисуя в самых мрачных тонах страдания «народа» с целью тронуть «сердца» богачей и толкнуть их на путь реформ, О. никогда не выступала против помещичьей собственности, за «американский» путь развития.

Враждебная идее классовой борьбы, она проповедовала массам пассивное выжидание результатов деятельности просвещенных одиночек из имущих классов, изображая крестьян как темную беспомощную массу, неспособную помочь себе собственными силами. Этот подход сказался уже в первой повести О. («Картинка из голодных лет», 1866) и ряде позднейших произведений, в к-рых писательница после долгого перерыва возвращается к крестьянской тематике. Так, в безнадежно-мрачном романе «Низы» (1883) показаны эксплоатация крестьянской массы пронырливым «аблакатом» и преступное равнодушие дворян к участи младшей братии, погибающей от своего невежества. Еще мрачнее повесть «Дзюрдзи» (1885), где темнота доводит крестьян-дзюрдзев до преступлений (убийство Петруси, подозреваемой в колдовстве). Для помещичьей идеологии О. характерен положительный крестьянский образ - Павел из повести «Хам» (1887) - добрый, удовлетворяющийся немногим, прощающий всякую обиду «христианский» тип, т. е. менее всего способный к классовой борьбе. В романе «Над Неманом» (1866) она изображает с симпатией Яна Богатыровича, зажиточного крестьянина из захудалых дворян, за к-рого выходит замуж барышня из дворянской усадьбы, предпочтя его богатому, но беспутному помещику. Осуждая светскую жизнь с ее пустотой, расточительством и упадочничеством, а также культ «золотого тельца» (финансовый капитал), О. призывает помещика в деревню к организационной работе в своем хозяйстве («Австралиец», 1894).

С этой тенденцией у О. связана программа «органического труда». Она восстает против традиционной системы женского воспитания, при к-рой девушка может быть лишь украшением салонов, но не способна к борьбе за существование («Марфа», 1872). Однако О. отнюдь не переходит на почву политической борьбы за расширение прав женщины, проповедуя лишь более умелое использование тех возможностей, к-рые существовали для женщин в то время. Характерно, что, ратуя за науку, О. в то же время всецело поддерживает христианскую религию.

В произведениях из еврейской жизни О. проповедует более терпимое и доброжелательное отношение поляков к еврейскому меньшинству, наиболее бесправному, а также освобождение еврейства от гнета клерикализма и традиций национальной обособленности. Эта несомненно прогрессивная тенденция соответствовала потребностям экономического развития современной О. Польши. В условиях угнетенной русским самодержавием Польши это означало союз капитализирующегося помещика, торгующего хлебом, с еврейской торговой буржуазией против царизма, отчасти также стремление к использованию помещиком еврейской рабочей силы. Самое характерное из этих произведений - знаменитый роман «Меер Иозефович» (1877), где молодой прогрессивно настроенный еврей, внук богатого купца, терпит поражение в борьбе с еврейским клерикализмом своего местечка. Здесь в обрисовке борьбы бросается в глаза игнорирование ее классовой подоплеки и апелляция к помощи неизвестных благотворителей, которые укажут Мееру, изгнанному из родного местечка, путь к знанию и правде.

Классовая ненависть помещика заставила О. дать памфлетно извращенное изображение социалистических идей и революционно-террористического движения 70-х гг. в России («Привидение», 1880, «Сильвек кладбищенский», 1880, и др.), социализм представляется ей в виде свободной любви, неопрятности в одежде, оправдания воровства и т. п. На революцию 1905-1906 О. ответила бегством в патриотическое прошлое, издав том рассказов о восстании 1863 под заглавием «Горе побежденным» (1910). Однако патриотизм Оржешко имел и известное прогрессивное значение как протест против национального угнетения Польши царизмом, как идеализация национально-освободительного движения и восстания.

Либерально-филантропическая тенденция творчества О. определила сентиментально-моралистический тон ее повествования, в котором неглубоко идущий реализм переплетается с подчас высокопарным пафосом. Наибольшей художественной убедительности этот пафос достигает в стилизованном сказе романа «Меер Иозефович».

Библиография:

I. На русск. яз. сочин. О. переводились много раз; некоторые из них (напр. «Меер Иозефович», «Над Неманом», «Хам», «Могучий Самсон») появились в нескольких переводах. Собрание сочинений, Под редакцией С. С. Зелинского, 12 тт., СПБ, 1905-1908, Собр. сочин., 3 тт., СПБ, 1889; Полное собр. сочин., перев. А. Броновицкой, 8 тт., Киев, 1902-1911; Собр. сочин., 12 тт., «Просвещение», СПБ, 1909-1910; Мемуары, изд. «Орион», М., 1911. Произведения О. вышли в 44 томах в Варшаве (1884-1888), избр. сочин. («Pisma E. O-j») - в 4 тт., Под редакцией и с введением П. Хмелевского (Варшава, 1899), в 18 тт., Под редакцией и с предисловием А. Дрогошевского (Варшава, 1912-1914). После смерти отрывки из ее «Мемуаров» (Pamietniki) напечатаны А. Дрогошевским в журн. «Sfinks» (Варшава, 1911), Л. Мэетом в «Kurjer Warszawski» и в «Bibljoteka Warszawska» (1910).

II. Гольцев В. А., О повестях Э. Оржешко, «Русская мысль», 1891, IX; Бодуэн-де-Куртенэ Р., Э. Оржешко, «Северный вестник», 1892, XII; Цебрикова М. К., Романы и повести Э. Ожешковой, «Русская мысль», 1894, VI-VII; Колтоновская Е., Поборница справедливости. Э. Ожешко, СПБ, 1906 («Б-ка юного читателя»); Marcinowska J., E. Orzeszkowa, jej życie i pisma, Warszawa, 1907; Gostomski W., Praca u podstaw w powieściach E. O. Orzeszkowej, Kraków, 1909; Grabowski T., E. Orzeszkowa, Kraków, 1907; Drogoszewski A., E. Orzeszkowa, Kraków, 1912; Borkiewicz K., Eliza Orzeszkowa i Marja Konopnicka, Lwów, 1931; Kosolowski K., Elisa Orzeszkowa: Nad Niemnem. Komentarz, geneza, dokladna teśé, charakterystyki osób., Lódz, (1931).

III. Библиографический указатель переводной беллетристики, СПБ, 1897.

ОРКАН

ОРКАН Владислав (псевдоним Франца Смерчинского) (1876-1930) - польский писатель. Происходил из галицийских крестьян. Современник «Молодой Польши» (см. «Польская литература»), О. не примыкал к ней. Остался крестьянином-интеллигентом, бежавшим от городской культуры в родное село. Все творчество Оркана посвящено изображению быта галицийско-горальской бедноты, данному на горальском наречии (сборники новелл «Nowele», 1898; повести «Nad Urwiskiem», 1900; «Komornicy», 1900; «W Rostokach», 1900).

Произведения первого периода его творчества не лишены некоторого понимания классовой диференциации и борьбы. Но будучи членом кулацкой партии «Пяст», под влияние к-рой подпали широкие массы польского крестьянства, О. отстаивал лишь «общекрестьянские» интересы. Боевые ноты встречаются у О. лишь случайно. Его герои - люди бунтующие, но не имеющие силы довести борьбу до конца, впадающие скоро в уныние.

В повести «Pomoz», в пьесах «Ofiara» (1905), «Wina i kara» (1905), написанных во время первой русской революции, мотивы диференциации деревни и ненависти к господствующим классам совершенно исчезают. После мировой войны и революции в России, в 1925, О. пишет роман «Костка Напорский», посвященный крестьянским волнениям XVII в. и намекающий на современное положение Польши. Однако и здесь идея классовой борьбы затемнена патриотизмом.

В последние годы жизни Оркан резко поправел, о чем свидетельствуют его «Письма из деревни».

Библиография:

I. Кроме перечисленных в тексте: «Z tej smutnej ziemi», 1908, Сборник стихотворений; повести, драмы: Skapany Swiat, 1902; Noc; Herkules nowożytny, 1905; Franek Racoczy, 1908; Wesele Prometeucza, 1921.

II. Яцимирский А. И., Новейшая польская литература, т. II, СПБ, 1908; Kamienski, Władysław Orkan, Kaltmas, 1930; Krzyzanowski J., Obituary, «Slavonic Reviłew», 1930, 13/VI.

ОРЛАНД

ОРЛАНД Григорий Маркович (1898-) - современный еврейский советский писатель. Р. в Тетиеве (бывш. Киевская губ.). Начал писать в 1922 после демобилизации из Красной армии, где служил добровольцем в 1920-1921. Печатался в «Komunistise fon» и журнале для детей «Freid». В 1929 опубликовал большую повесть «Grebles» (Плотина), являющуюся одним из лучших произведений еврейской советской литературы реконструктивного периода.

В этом произведении Орланд стоит на позициях своеобразного советского неонародничества, характеризующего поворот лучшей части еврейской мелкобуржуазной интеллигенции к советской власти и социалистическому строительству в связи с успехами национальной политики партии. Характерные черты «Grebles» - мелкобуржуазная недооценка роли партии и советских органов власти в реконструкции еврейского местечка при чрезмерном акцентировании абстрактного пафоса «народного» труда; национальное соревнование (еврейских и украинских рабочих) вместо социалистического пролетарского соревнования; народнически-романтическая тяга к экзотике глуши Полесья с возвеличением стихийного «народного» начала (образ Марки) и романтическая размагниченность главного героя повести - руководителя стройки инженера Горна - вместо показа классовой борьбы и пафоса социалистической реконструкции в глуши Полесья.

Сочетание блестящей импрессионистической колоритности, лирической насыщенности пейзажа и романтического фольклора - таковы особенности мастерства автора. Ряд ярких массовых сцен, динамизирующих фабулу, указывает на решительные попытки автора вырваться из-под опеки импрессионизма и неонароднического романтизма.

«Grebles» (в переработке автора) некоторое время шел на сцене Московского еврейского государственного театра. В настоящее время О. работает над новым романом («Агломерат»), посвященным социалистическому строительству.

Библиография:

Берсон, ст. в журн. «Die rojte welt», 1930, № 1-2; Бронштейн, ст. в журн. «stern», 1930, №№ 9 и 10-11.

ОРЛОВ А. А.

ОРЛОВ Александр Анфимович (1791-1840) - мещанский писатель 30-х гг. Сын сельского понамаря, семинарист, потом студент Московского университета, позднее учитель в помещичьих домах и приказный в Уголовной палате, Орлов всю жизнь провел в жестокой борьбе с нищетой. Писал «героические поэмы», «нравственно-сатирические романы», «исторические романы», «трагические повести», «сатиры в стихах» и сказки. Наиболее излюбленный подзаголовок его сочинений - это «нравственно-сатирический» роман. Повествования О. обильно снабжены нравственными сентенциями, сюжет их незамысловат, слог витиеватый, украшенный церковно-славянскими выражениями, архаизмами, цитатами. Оставляя семинарский стиль, О. пытался иногда писать «простонародным» яз., заимствуя его у продавцов, или зазывал ярмарочных балагуров, стремясь этим приемом привлечь читателя к своим книжкам.

О. был идеологом наиболее темной, отсталой части городского мещанства и мелкого купечества. Рядом с глубоко коренящейся злобой бедняка к эксплоатирующим его верхним слоям общества, рядом с затаенной обидой умного нищего, сознавшего ничтожество пышной глупости, в сочинениях О. всюду прорывается слепая ненависть ко всему, что идет от «барства». Он высмеивает европейскую культуру и противопоставляет ей самые дикие «патриархальные» нравы, быт, распинается в урапатриотизме и раболепно славословит власть.

О. прославился в 30-х гг. своей враждой к Булгарину, на произведения к-рого писал злые пародии (например «Родословная Ивана Выжигина, сына Ваньки Каина, род его, племя с тетками, дядями, тестем и со всеми отродками. Нравственно-сатирический роман» М., 1831). Для современного исследователя ясно, что литературная продукция Булгарина и О. представляет факты, социально близкие, родственные и в плане идеологическом и формальном, Булгарин только литературно грамотнее Орлова.

Библиография:

I. Сочин. О. «Моя жизнь или исповедь. Московские происшествия Александра Орлова» (М., 1831) дает большой биографический материал.

II. Венгеров С., К характеристике А. А. Орлова, «Литературный вестник», 1901, т. I, стр. 284-290; Смирнов А. В., А. А. Орлов, там же (материал для его биографии). Статья Венгерова перепечатана в Полном собрании сочинений В. Г. Белинского, под его ред., т. IV, СПБ, 1901, стр. 494-499. Некоторые дополнения к ст. Венгерова см.: Шляпкин И. А., Из неизданных бумаг А. С. Пушкина, СПБ, 1903, стр. 154-158. Об отношениях с Пушкиным см. Сочинения Пушкина, изд. Брокгауза и Ефрона, т. V, СПБ, 1911, стр. 40 («Торжество дружбы или оправданный А. А. Орлов»). Переписка Пушкина, Под редакцией В. И. Саитова, т. II, СПБ, 1908, стр. 345. Об О. как представителе мещанской литературы см. Сакулин П. Н., Русская литература, ч. 2, М., 1929, стр. 184-187.

III. Перечень сочинений О., никогда не издававшихся собранием, см. в книге: Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902, стр. 271 и 503.

ОРЛОВ А. С.

ОРЛОВ Александр Сергеевич (1871-) - историк русской литературы, проф. Московского университета и Ленинградского государственного историко-лингвистического института. С 1931 - академик. Выйдя из школы Н. С. Тихонравова (Орлов - ученик ближайшего преемника последнего - М. И. Соколова), он усвоил интерес к так называемой «древнерусской литературе», которую сам Орлов - в отход от традиций - пердпочтительно именует «литературой русского средневековья», типологически сближая ее, с учетом специфики местных условий, с литературой западного средневековья.

Начав под влиянием В. О. Ключевского с изучения и публикации памятников агиографического характера, О. усиленно работал с конца 90-х гг. над исследованием средневековой русской повести, гл. обр. воинской. О. исследовал этот жанр, интерпретируя его как «литературную оболочку, создававшуюся на основании:

1) отдельных терминов и формул,

2) стереотипной схемы последовательного действия,

3) известной идеи, патриотической или религиозной» («Об особенностях формы русских воинских повестей», М., 1902, страница 6).

В последующих работах Орлов выдвигал проблему эволюции этого стиля, считая его истоками Галицкую летопись, хронограф и «повесть» кн. Катырева-Ростовского. Представляя значительный этап в развитии дореволюционной истории «древнерусской литературы», сводившейся гл. обр. к публикации и комментированию памятников древней письменности, труды О., замалчивавшиеся представителями прежней «академической» науки, получили чрезвычайно положительную оценку в историографических обзорах последних лет в силу уделяемого О. внимания лит-ой специфике. Методические приемы О. отразились на исследованиях ряда ученых (Мансикка, Шамбинаго, ак. В. Н. Перетц в «Слове о полку Игореве», 1926, и др.).

В своих последних работах - «Книга русского средневековья и ее энциклопедические виды» (доклады Академии наук, серия В., 1931, № 8), «Книга как орудие социальной борьбы» (в Трудах комиссии древней литературы, выпуск I, Л., 1931 и др.) Орлов начинает рассматривать в качестве основного двигателя литературного процесса классовую борьбу.

Кроме трудов по истории повести перу О. принадлежат работы о «Домострое», «Слове о полку Игореве» и ряде исторических памятников. Состоя в настоящее время директором Института книги, документа и письма Академии наук, Орлов является одним из активных деятелей-общественников преобразованной Академии наук.

Библиография:

I. Библиотека Московской синодальной типографии, ч. 1. Рукописи, вып. I. Сборники, М., 1896; Исторические и поэтические повести об Азове. Тексты, М., 1906; Сказочные повести об Азове, «История» 7135 г., Варшава, 1906; О некоторых особенностях стиля великорусской исторической беллетристики XVI-XVII вв., «Известия 2-го отделения Академии наук», т. XIII, 1908, кн. IV; Домострой, 3 чч., М., 1908-1917; Великорусская историческая литература XVI в. Конспект лекций, М., 1912 (литограф.); Лекции по истории древнерусской литературы, М., 1916; Переводные повести древней Руси, в кн. «История русской литературы до XIX в.», т. I, изд. «Мир», Москва, 1916; Слово о Полку Игореве, М., 1923; К изучению средневековья в русской литературе, в сб. «Памяти П. Н. Сакулина», М., 1931.

II-III. Соболевский А. И., Отзыв о сочинениях А. С. Орлова «Сказочные повести об Азове» и т. д., «Записки Академии наук», Историко-филологическое отделение, серия VIII, т. X, 1909, № 1, стр. 465-469; Михайлов А. В., Отзыв о сочинениях А. С. Орлова «Домострой» и т. д., «Сборник отчетов о премиях и наградах Академии наук», т. V, П., 1915, стр. 325-345; Пиксанов Н. К., Старорусская повесть, М., 1923, стр. 30-32; Якобсон Р. и Богатырев П., Славянская филология в России за годы войны и революции, Прага, 1923, стр. 29; Перетц В. Н., Работы по истории русской и украинской литературы, в кн. «Академия наук СССР за десять лет», Л., 1927, стр. 128, 130; Записка об ученых трудах проф. А. С. Орлова (сост. по поручению выборной комиссии Н. К. Никольским), в кн. «Записки об ученых трудах действительных членов Академии наук СССР по Отделению общественных наук, избранных в 1931 и 1932 гг.», Л., 1932, стр. 29-34.

Предыдущая страница Следующая страница