Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "П" (часть 6, "ПИН"-"ПЛЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 6, "ПИН"-"ПЛЕ")

ПИНЕРО

ПИНЕРО Артур Уинг (Arthur Pinero, 1855-). английский драматург. Р. в Лондоне в семье адвоката. В 1874 Пинеро поступил актером в королевский театр в Эдинбурге. Успешно выступил в литературе и театре с целым рядом фарсов и комедий, в к-рых воскресил реалистическую живость диалога на английской сцене. В своих произведениях П. противопоставил бездушной и торжественной сухости викторианской общественной жизни и драмы культивированное чувство и сентиментальную иронию мелкого буржуа («The Sweet Lavander», 1888; «The Profligate», 1889). Основная тема П. - разложение мелкобуржуазной семьи в результате развития капитализма. Женщина выбивается из своей традиционной брачной колеи и становится конкурентом мужчины, эмансипируется экономически и интеллектуально и приобретает новые психологические черты.

Так наз. «социальные пьесы» П. дают отчетливую картину этого нового социального явления («The Second Mrs Tanqueray», 1893). В семью врываются извне властные женщины, покушаются на святость семейного очага и безжалостно разрушают его («The Notorious Mrs Ebbsmith», 1895). Брак уже не может упрочить социальное положение женщины. Ярко изображая перемены в области семейных отношений, П. протестует против несоответствующих им старых правовых норм. В пьесе «The Thunderbolt» (1908) развернут конфликт между отцовским чувством к «незаконной» дочери и институтом семейно-имущественного наследования. Однако значение проблемных пьес П. значительно снижается тем, что они бесперспективны, что автор не выходит за пределы «брачного плана», что для него «устои» буржуазного общества остаются «священными» и неприкосновенными. Это обрекло на неудачу сделанную П. попытку к возрождению английской драмы на началах реализма. В конце викторианской эпохи, когда обострились социальные противоречия, мелкобуржуазный реализм П., не подымавшийся от следствий к причинам, не мог при всей одаренности автора определить судьбы английского театра.

Библиография:

I. Plays, 2 vv., L., 1891-1895.

II. Fyfe H. H., A. W. Pinero Playwright, Greening, 1902; Его же, Sir A. Pinero’s Plays a. Players, L., 1930; Collins J. P., The Plays of Sir A. Pinero, «The quarterly Review», L., 1930, April; Holt E., A. dramatic jubilee Arthur Pinero, «Forthnightly Review», London, 1928, № 3; Stocker W., Pinero’s Dramen-Studien uber Motive, Character und Technik, «Anglia, Zeitschrift fur englische Philologie», B. XXIII, Heft 1; Clark B. H., A Study of the modern Drama, N. Y., 1925.

ПИНКЕРТОНОВЩИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИНСКИЙ

ПИНСКИЙ Давид (1872-) - еврейский писатель. Р. в Могилеве-на-Днепре. Свою литературную деятельность начал в 90-х годах прошлого столетия.

В расцвете своего художественного творчества (в 90-х гг.) П. находился под сильным влиянием нараставшего революционного движения. В то время он был одним из немногих еврейских писателей в России, изображавших в своих произведениях еврейский трудящийся люд, еврейского рабочего. Ряд его рассказов рисует быт еврейских трудящихся, жестоко эксплоатируемых отсталым, связанным с пережитками средневековья капитализмом. У героев произведений П. пробуждается протест против беспощадной физической и духовной эксплоатации. Однако этот протест не осмысливается ими в духе классовой борьбы. Образов подлинных революционеров у П. нет; идея социализма в значительной степени носит просветительский характер: во многих рассказах и фельетонах П. культивирует мысль, что просвещение народа - единственное средство побороть мировое «социальное зло». Писатель акцентирует духовную несамостоятельность рабочего человека. В лучший, наиболее зрелый период своего творчества, в то время, когда шла подготовка пролетариата к будущим классовым боям с царизмом и буржуазией, П. был представителем мелкобуржуазного социализма. С приближением революции П. отошел от революционного движения, изменив последнему. Он погрузился в «национальную историю», в индивидуализм. Написал много драм и трагедий, прославляющих «былую духовную красоту вечного еврея» и «великое счастье» одиночества. В этих произведениях П. мелкобуржуазный национализм сочетается с крайним эстетским индивидуализмом; одновременно сильно снизился и художественный талант П. В настоящее время он трибун национализма, сионизма в Америке.

Библиография:

I. Полное собрание драматических произведений в 5 тт., New York, 1918-1920; Избранные сочинения в изд. «Kulturliga», Киев, 1930. На русск. яз.: Семейство Цви, Одесса, 1912; Яшка-кузнец, Одесса, 1912. На англ. яз.: The Treasure; Three Plays; Ten Plays; King David and his Wives, New York, 1923.

II. Rejzen Z., Lexikon fun der jidiser literatur, ч. 2, Вильна, 1927; Клитеник Ш., Pinski (sulbibliotek), Москва, 1933.

ПИОТРОВСКИЙ

ПИОТРОВСКИЙ Адриан Иванович (1898-) - крупный театровед, филолог и переводчик античных поэтов (Феогнида, Эсхила, Аристофана, Катулла). Как исследователь П. работает преимущ. в области античного театра («Античный театр», в кн.: Гвоздев и Пиотровский, История европейского театра, Л., 1931) и драмы. Переводы П. отличаются большой живостью и вместе с тем близостью к подлиннику и тонкой передачей смысловых и стилистических оттенков. Стихотворные тексты П. переводит «размером подлинника», иногда впервые создавая русский аналог для редких и трудных стиховых образований античности.

Наиболее законченный характер имеют переводы Аристофана, к-рые содержат в себе и результаты изысканий П. в области композиции древнеаттической комедии и мизансцены отдельных пьес. П. работает и как практический театральный деятель, неоднократно выступавший и как драматург («Падение Елены Лэй» (перев. на нем. яз.), «Смерть командарма» и др.).

ПИРАНДЕЛЛО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИРМЭ

ПИРМЭ Октав (Octave Pirmez, 1832-1883) - бельгийский писатель, представитель нисходящего дворянства, вытесняемого победившей в революционных боях 1848 буржуазией. Замкнувшись в своем поместьи, П. искал в отшельнической жизни убежища от натиска растущего капиталистического города, противопоставляя шедшему оттуда рационалистическому началу интуитивное и эмоциональное восприятие мира. «Мысль искажает душу» - основное положение П. Развенчивая силу мысли и науки, П. выдвигал на первый план как способ постижения мира чувство и самое по его мнению действенное из чувств - любовь («Jours de solitude», 1863-1869). Мотивы любви и смерти - основные мотивы его творчества. Проблемой личного душевного совершенствования, любовью к миру и приближением к природе заменяет он решение социальной проблемы. В поисках защиты от надвигающейся гибели своего класса и рожденных предчувствием этой гибели настроений пессимизма, разочарованности и меланхолии П. приходит к мистическому спиритуализму и религиозной экзальтации.

Произведения П. за небольшим исключением («Remo, Souvenir d’un frere», 1880) не имеют сюжетной связи. Его философско-лирические отрывки по форме похожи на дневники («Feuillees», 1862) и посвящены тончайшему анализу душевных ощущений. На творчество П. значительное влияние оказал Шатобриан.

Библиография:

I. Кроме перечисленных в тексте: Heures de philosophie, Bruxelles, 1873; Lettres a Jose Pirmez, P., 1884; Антология произв. O. Pirmez, изд. Association des ecrivains belges, вышла в 1904 с предисл. M. Wilmotte’а.

II. Siret A. et Coppin J., de, Vie et correspondence d’O. Pirmez, Louvain, 1888; Maubel H. et Van Drunen J., O. Pirmez, Bruxelles, 1897; Champagne Р., O. Pirmez, Sa vie et son Ouvre, Liege, 1925; Liebrecht H. et Rency G., Histoire illustree de la litterature belge de la langue francaise, Bruxelles, 1926.

ПИРОН

ПИРОН Алексис (Alexis Piron, 1689-1773) - французский поэт и драматург, типичный представитель консервативной буржуазии. Верующий католик и монархист, автор религиозных од и дифирамбов Людовику XV, он был врагом буржуазного новаторства в литературе - энциклопедистов и Вольтера. Большой успех имела его комическая опера-монодрама «Arlequin-Deucalion» (1723), остроумная пародия на «Метаморфозы» Овидия, предшественница мифологической оперетты Оффенбаха. Присяжный драматург ярмарочных театров, сотрудничавший с Лесажем (см.), он в 1728 дебютировал на сцене образцового театра «Comedie Francaise» комедией «Les fils ingrats» (1729), в к-рой все же отдал дань отрицаемому им жанру буржуазной «слезной комедии». Меньший успех имели трагедии П. «Callisthene» (1730), «Gustave Wasa» (1733) и «Fernand Cortes» (1744). Литературная слава П. основана на «высокой» комедии «La metromanie» (1738), высмеивавшей характерную для буржуазной молодежи его времени погоню за поэтическими лаврами. Пьеса слывет одним из шедевров классической комедии XVIII в. Эта репутация преувеличена: при всей психологической тонкости и наблюдательности П. сатира его лишена всякой социально-политической остроты и дисгармонирует с боевой направленностью всего франц. театра XVIII в.

Библиография:

I. Oeuvres completes, publ. p. Rigoley de Juvigny, 7 vv., P., 1776, nouv. ed., 9 vv., P., 1800; Poesies diverses, Londres, 1787; Voyage de Piron a Beaune..., publ. p. G. Peignot, Dijon, 1831; Oeuvres inedites, publ. p. H. Bonhomme, P., 1859, nouv. ed., 1888; Complement des Oeuvres inedites, P., 1865; Lettres a Hugues Maret, P., 1829; Lettres a Jean Piron, publ. p. F. Gaussy, «Revue Bleue», 1908; Lettres a Jean Francois Le Vayer, publ. p. P. E. Lavaquery, P., 1921; Oeuvres badines, prec. d’une etude bio-bibliogr. de F. Milton, P., 1928.

II. Sainte-Beuve Ch. A., Nouveaux lundis, v. VII, P., 1863-1872; Lenient Ch., La comedie en France au XVIII siecle, v. I, P., 1888; Sarcey F., Quarante ans de theatre, t. II, P., 1900; Backhaus J., Alexis Piron’s Jahrmarktsspiele, Lpz., 1902; Hagen D., Piron’s Dramen, Lpz., 1903; Chaponniere P., Piron, sa vie et son Ouvre, (Geneve), 1910.

ПИРРИХИЙ

ПИРРИХИЙ - в античной метрике двусложная стопа (см.) из двух кратких слогов: U U; самостоятельного применения она не имела и появлялась во взаимодействии с другими стопами на основе определенных временных соотношений (см. Стихосложение античное). В русском стиховедении при помощи П. пытались подкрепить слабость стопной теории, рассматривая его как стопу из двух безударных слогов, замещающую ямбические или хореические стопы (теория ипостас (см.) напр. В. Брюсова), что однако противоречило принципиальным установкам стопной теории, рассматривавшей стопу как сочетание ударного слога с безударными, а строку как закономерное чередование одинаковых стоп. В связи с отказом современного стиховедения от теории стоп отпадает и понятие П. для русского стиха. См. Стихосложение, Стопа, Ритмика.

ПИРС

ПИРС Патрик Генри (Patrick Henry Pearse, 1880-1916) - ирландский буржуазный революционер и поэт. В годы перед империалистической войной - главный деятель движения, имевшего целью возродить ирландский (гаэльский) яз. как яз. литературы, и видный школьный деятель. Писал стихи по-ирландски. Творчество Пирса проникнуто национализмом и католицизмом. В годы войны П. стал главным организатором ирландского восстания, против английского империализма и вождем его правого буржуазного крыла, причем в значительной степени сумел подчинить своему влиянию вождя революционных рабочих Джемса Конолли. Во время пасхального восстания в Дублине (апрель 1916) руководил действиями восставших. После подавления восстания был расстрелян англичанами.

Библиография:

I. Works and Plays (in Gaelic), Dublin, 1916; Coll. Works, 2 vv., Dublin, 1917-1918; Poems, Dublin, 1919; Scribinni, Dublin, 1919; нем. перев.: Die Seele Irlands, Novellen u. Gedichte von Pearse..., Halle, 1922.

II. Ryan D., The Man called Pearse, Dublin, 1919; O Farrell W. G., Appreciation of P. H. Pearse, first President of the Irish Republic, N. Y., 1919.

ПИСАРЕВ А. И.

ПИСАРЕВ Александр Иванович (1803-1828) - водевилист. Примыкая к консервативному крылу дворянства, П. энергично выступал против представителей активизировавшейся промышленной буржуазии в лице Н. Полевого (см.) («Анти-телеграф, или отражение несправедливых нападений г. Полевого», М., 1826; куплеты в водевиле «Три десятки» и др.). Любимым литературным жанром П. был водевиль, преимущественно переводный и приноровленный им применительно к местным, главным образом литературным и театральным обстоятельствам. Хотя П. благодаря остроумным вставным куплетам стяжал в дворянской среде славу первого водевилиста, сам он повидимому ставил этот жанр не особенно высоко, считая, что «нынешние комики должны ограничиться комедией нравов; драма... становится настоящею комедией нашего времени; все просто забавное слишком походит на мгновенные произведения водевиля» («Примечание автора к комедии Пятнадцать лет в Париж », М., 1828). П. был бойким и метким эпиграмматистом, продолжая традиции «устной» дворянской поэзии (см. Козьма Прутков).

Библиография:

I. Лонгинов М. Н., О полемике Н. А. Полевого с А. И. Писаревым, Сочин. Л-ва, т. I, Москва, 1915, стр. 79-83 и 108; Варнеке Б. В., История русского театра, издание 2-е, П., 1914, стр. 380-385; Орлов В. Н. (ред.), Эпиграмма и сатира, т. I, изд. «Academia», Л., 1931, стр. 185-188 и 239 и в тексте (по указателю).

II. Геннади Г. Н., Справочный словарь, т. III, Москва, 1908; «Словарь членов Об-ва любителей российской словесности», (М., 1911).

ПИСАРЕВ Д. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИСАРЕВСКИЙ П.

ПИСАРЕВСКИЙ Петр (1820-1871) - украинский поэт. Сын Ст. Писаревского (см.). Принадлежал к среднему чиновничеству. Служил письмоводителем в разных учреждениях в Короче и Курске, позже заведывал канцелярией казанского губернатора (1866-1871). П. писал только в юности, под сильным влиянием Квитки-Основьяненка и Гулака-Артемовского. В своих баснях П. хотя и несмело, но все же вскрывал недостатки крепостного права и отчасти обличал нравы чиновничьей бюрократии («Пан», «Цуценя»). Наиболее известны его произведения поэма «Стецько», басня «Пан» (переложение крыловского «Вельможи»), «Собака та злодiй», «Панське слово велике дiло».

Библиография:

Альманахи: «Снiп», Харкiв, 1841; «Ластiвка», СПБ, 1841; Плевако М., Хрестоматия новоi украiнськоi лiтератури, т. I, Харкiв, 1926; «Украiна», 1927, № 6, стр. 110-111.

ПИСАРЕВСКИЙ С.

ПИСАРЕВСКИЙ Степан (конец XVIII в. - 1839) - украинский поэт. Был священником.

В украинской литературе П. является представителем направления, сочетавшего этнографизм, сентиментализм и бурлеску («жарт»). В его опере «Купала на Р†вана» (Харьков, 1840), как сказано в заглавии, «обряды Купалы и свадьбы, как водится у малороссиян, представлены в подлинном их виде, с национальными песнями». Большой популярностью пользовались в свое время сентиментальные бурлески П. - «Писулька до мойого братухи Яцыка», «Де ти бродиш, моя доле?» (М. Кропивницкий включил эти песни в комедию «Вий» (1896)), «За Немань йду» (о походе казацких полков в 1813, преследовавших отступавшие войска Наполеона; инсценирована в украинской оперетте «За Немань йду» (В. Александрова, 1872)). В своем творчестве П. следовал традициям школы И. Котляревского (см.), выражавшей националистические чаяния мелкопоместного украинского дворянства.

Библиография:

Альманахи: «Снiп», Харкiв, 1841, и «Ластiвка», СПБ, 1841; Плевако М., Хрестоматiя новоi украiнськоi лiтератури, т. I, Харкiв, 1926; Записки iст.-фiл. виддiлу ВУАН, кн. XIX, Киiв, 1928, в статье Л. Перетца.

ПИСЕМСКИЙ

ПИСЕМСКИЙ Алексей Феофилактович (1820-1881) - романист и драматург. Р. в семье мелкого помещика Костромской губ. Образование закончил в Московском университете (по физико-математическому факультету). По окончании в 1844 университета поступил на государственную службу, на к-рой с перерывами находился по 1872, занимая все время незначительные должности. Литературная репутация П. установилась с конца 40-х гг. в связи с цензурным запрещением его первого романа «Виновата ли она?», посланного весной 1848 в «Отечественные записки» и появившегося в свет лишь 10 лет спустя под измененным заглавием «Боярщина». Благодаря университетским связям с кружком молодых писателей славянофильского направления (Островский, Т. И. Филиппов и др.) П. вошел в круг сотрудников «Москвитянина» (см.), где в 1850 напечатана его известная повесть «Тюфяк». В «Москвитянине» им напечатан и ряд других произведений: «Сергей Петрович Хазаров и Мари Ступицина», «Брак по страсти» (1851), «Комик» (1851), «Ипохондрик» (1852), «М-р Батманов» (1852), «Питерщик» (1852). В следующем году «Москвитянин» выпустил первое трехтомное собрание сочинений П. Обличительные тенденции его ранних произведений, сочный реалистический показ дворянского быта во всей его неприглядности, саркастическое разоблачение провинциального «печоринства», картины крепостной деревни сделали П. популярным в либерально-дворянских кругах, боровшихся с крепостническим режимом. Сотрудничества его искали «Отечественные записки» и «Современник». При сопоставлении его произведений с повестями Тургенева Д. И. Писарев напр. отдавал предпочтение П.

Предметом внимания молодого П. являлось тупое прозябание малокультурного мелкого дворянства, полунатуральное хозяйство которого гибло под натиском развивавшегося капитализма. И по темам и по способам их разработки П. пытался следовать творческим заветам Гоголя. Давая картины крепостной России, иногда достигавшие большой силы и выразительности, П. выступал как идеолог мелкого дворянства, кровно с ним связанный, болевший и страдавший за него. На рубеже 60-х гг., когда он распознал в преуспевавшей промышленной буржуазии и в революционно-демократической интеллигенции двух главных врагов своего класса, беззлобная ирония П. сменилась яростным памфлетом и злобным пасквилем. Индиферентность П. к общественным проблемам, волновавшим тогда идеологов обуржуазившегося дворянства и революционной демократии, наличие проблем, лишенных для основных борющихся классовых группировок общественной актуальности, - все это создавало мнение о «бестенденциозности» П. Появление в 1856 «Очерков из крестьянского быта», вызвавших ряд отзывов крупнейших критиков того времени, в том числе и Чернышевского, внесло известную поправку в такую трактовку П. Оценка Чернышевского определила границы приемлемого для революционной демократии П. и дала социологическую интерпретацию его «Очерков». Она имела однако неожиданные следствия: при перепечатке «Очерков» в «Полном собрании сочинений» 1861 П. устранил все те места, которые цитировал и на к-рых основывал свои выводы Чернышевский. Дальнейшее развитие лит-ой деятельности П. пошло в сторону большего расхождения, а затем и полного разрыва его с революционной демократией. Сблизившись с редактором дворянско-эстетической в то время «Библиотеки для чтения» А. В. Дружининым, войдя сперва в состав редакции, а затем взяв целиком редактуру, П. с конца пятидесятых годов все более стал обнаруживать консерватизм своего мировоззрения. Появившийся в декабрьской книжке «Библиотеки для чтения» 1861 фельетон, подписанный псевдонимом «Старая фельетонная кляча Никита Безрылов», рисовал карикатурный образ беспринципного, бесталанного либерально-буржуазного или радикального журналиста (Писемский различия между ними не делал). Резкий отзыв о Безрылове фельетонистов «Искры» и «Северной пчелы», еще более резкие ответы П. (под собственным именем и под псевдонимом), вызов его на дуэль редакторами «Искры» В. Курочкиным и Н. Степановым, отказ П. от дуэли - вся эта «безрыловская» история была внешним проявлением глубоких идеологических расхождений между Писемским и революционной демократией.

В 1863 был опубликован в катковском «Русском вестнике» роман П. «Взбаломученное море». В нем П. ожесточенно нападал на разложившуюся провинциальную администрацию (тема, развернутая П. еще в «Тысяче душ» - в одном из значительных его романов), на прожигавшее свою жизнь в кутежах и разврате дворянство. Но главный удар в романе все же был направлен по адресу революционной демократии. «Взбаломученное море» среди демократии вызвало всеобщее негодование. В течение 60-70-х гг. П. создал свои наиболее крупные по объему произведения: автобиографический роман «Люди сороковых годов» (1869), роман-памфлет «В водовороте» (1871), «Мещане» (1877), «Масоны» (1880).

Испытавший на себе, подобно большинству мелкопоместных дворян, процесс дворянского оскудения после ликвидации крепостного права, Писемский постепенно проникся реакционной идеологией и выступал противником капитализации. В рассказе «Батька» (1862) Писемский формулировал свой взгляд на капитализацию деревни таким образом: «Что такое значит богатый мужик? Наипервая бестия из всех, потому что где мужику взять: он и барину подай, и в казну, и в мир. А руки-то всего две, - значит, когда хочешь богатеть - плутуй! Если бы вот даже этот дурак Евплов не мытарничал, а кормился бы больше, как следует мужичку, землицей, не был бы там, куда угораздился». В серии пьес 70-х гг. («Ваал», «Просвещенное время», «Финансовый гений») П. дал резко отрицательную характеристику капитализма в целом.

П. - реалист, часто даже натуралист. П. дал тщательное описание внешней стороны действительности, собрал в своих произведениях большое количество фактов и событий. Но у П. нет глубокого их анализа, нет широких обобщений. На художественной методологии П. сказалось непонимание исторического развития, хотя он остро ощущал сложность складывавшихся капиталистических отношений и неизменно враждебно относился к ним.

Наличие в творчестве П. элементов социально-сатирической оценки, хотя и с неправильных позиций, давало возможность и иной интерпретации его произведений. Именно в связи с этим приобретает интерес характеристика П., сохранившаяся в письмах Чехова: «Читаю П. Это большой, большой талант... Люди П. живые, темперамент сильный». Скабичевский в своей «Истории» обвиняет его в обскурантизме и измене, «но, боже мой, - добавляет он, - из всех современных писателей я не знаю ни одного, к-рый бы был так страстно и убежденно либерален, как П. У него все попы, генералы, чиновники - сплошные мерзавцы. Никто не оплевал так старый суд и солдатчину, как он». Это сужденье нуждается однако в существенных ограничениях. В произведениях П. бесспорны разоблачительные тенденции. Но они продиктованы не идейной целеустремленностью его творчества, а, наоборот, мрачной его бесперспективностью. Последнее имело свои социально-исторические основания: это озлобленность разоряющегося и деклассирующегося мелкопоместья. Оно разорялось процессом обуржуазивания и потому ненавидело капитализм. Оно в то же самое время чувствовало гнилость крепостничества и не питало никаких иллюзий насчет возможности его реставрации. Оно боялось ужасов крестьянской революции, не понимало идеологов этой революции. Идеологические противоречия П. в значительной мере обессилили его творчество и лишили его той исторической роли, на к-рую оно в праве было бы рассчитывать по богатству своего социального содержания и по сочности своих художественных средств.

Библиография:

I. Полное собрание сочинений, 8 тт., изд. А. Ф. Маркса, СПБ, 1911 (приложение к «Ниве»); Полное собрание сочинений, 8 тт., изд. т-ва Вольф, СПБ, 1912 (с матриц. изд. 1911); Избранные произведения, в одном томе, ГИХЛ, Ленинград, 1932.

II. Чернышевский Н. Г., Очерки из крестьянского быта А. Ф. П-го, «Критические статьи», СПБ, 1895 (и в «Собр. сочин.», т. III); Писарев Д. И., Стоячая вода, «Сочинения», т. I, СПБ, 1894; Его же, Писемский, Тургенев и Гончаров, там же; Его же, Женские типы в произведениях Писемского, Тургенева, Гончарова, там же; Щедрин Н., Петербургские театры, «Современник», 1863, № 11; Иванов И., А. Ф. Писемский, СПБ, 1898; Венгеров С. А., А. Ф. Писемский, СПБ, 1884 (и в «Собр. сочин.» Венгерова, т. V, СПБ, 1911); Войтоловский Л., Очерки истории русской литературы XIX и XX вв., ч. 1, изд. 3-е, Гиз, М. - Л., 1928; Берков П. и Клеман М., Литературный путь Писемского (вступит. статья в гихловском однотомнике).

III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М. - Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия (1917-1927), т. I, Гиз, М. - Л., 1928; Венгеров С. А., Библиография Писемского (в упомянутом т. V «Собр. сочин.» Венгерова); (Берков П.), Библиография произведений Писемского (при гихловском однотомнике).

ПИСЬМА ТЕМНЫХ ЛЮДЕЙ

«ПИСЬМА ТЕМНЫХ ЛЮДЕЙ» (Epistolae obscurorum virorum, ч. 1 - 1515, ч. 2 - 1517) - знаменитый памфлет начала XVI века, выдающийся памятник немецкой гуманистической литературы (авторы - Крот Рубиан и Ульрих фон Гуттен, а также повидимому и некоторые другие гуманисты, авторство которых с точностью не установлено). По замыслу «П. т. л.» образуют своего рода аналогию к «Письмам знаменитых людей» (Clarorum virorum epistolae), опубликованным в 1514 гуманистом Рейхлином. В этих последних ряд видных гуманистов солидаризировался с Рейхлином в его столкновении с кёльнским университетом, в столкновении, возникшем вследствие заступничества Рейхлина за древнееврейские книги, которые предлагал сжечь обскурант Пфефферкорн, поддержанный обскурантами из кёльнского и других университетов, а также монахами-доминиканцами во главе с инквизитором Гоогстратеном. «П. т. л.» адресованы якобы от имени врагов Рейхлина и его единомышленников иезуиту Ортуину Грацию, одному из столпов кёльнской теологии, возглавившему движение обскурантов. Перед читателем длинной вереницей проходят резко очерченные образы адептов мракобесия: теологи, магистры, баккалавры, монахи - невежественные, несмотря на свою цеховую кичливость, развратные, несмотря на внешнее благочестие, пропитанные звериным фанатизмом, лютой ненавистью ко всему «ренессансному», прогрессивному. Остро высмеяно также их схоластическое «глубокомыслие»: тяжкий ли это грех невзначай съесть в постный день яйцо с зародышем цыпленка, отрастает ли у крещеного еврея крайняя плоть, и т. п. - вот темы, занимающие и волнующие «темных людей». Все это написано на ужасном, до смешного плохом немецко-латинском яз. «П. т. л.» нанесли сокрушительный удар противникам гуманизма и имели общеевропейский резонанс. Вторая часть «Писем», вышедшая в свет в год Реформации (написана главным образом повидимому У. фон Гуттеном), особенно резко заострена против католического монашества, торговли индульгенциями и т. п. и свидетельствует уже о надвигающемся реформационном движении.

Библиография:

I. Письма темных людей, перев. Н. Кун («Источники по истории реформации», вып. II, М., 1907).

II. Кирпичников А., Письма темных людей (статья в «ЖМНП», 1869, CXIII); Гейгер Л., История немецкого гуманизма, перев. Е. Вилларской, Петербург, 1899.

ПИТИГРИЛЛИ

ПИТИГРИЛЛИ (Pitigrilli, псевдоним Dino Segre, 1893-) - итальянский писатель, автор эротических романов, стоящих на грани бульварной литературы. Р. в Турине. П. - один из наиболее влиятельных представителей того послевоенного литературного течения, интернациональным метром к-рого являлся Декобра. Однако в отличие от Декобра и Гвидо да Верона (см.) П. пытался придать своим порнографическим романам характер обличения буржуазного общества, в то время как в действительности произведения П. не только отражают распад и гниение буржуазного мира, но и сами порождены его декадансом. Все же в силу своей мнимой оппозиционности произведения П. имели в послевоенные годы некоторое распространение среди итальянских рабочих.

П. переводили на ряд европейских яз., в том числе и на русский (в Латвии). В последние годы П. выступал и как драматург; его комедия «Escolapio» была поставлена на немецкой и польской сценах.

Библиография:

I. Mammiferi di lusso, Milano, 1920; La cintura di castita, Milano, 1920; Cocaina, Milano, 1921; Oltraggio al pudore, Milano, 1922; La vergine a 18 carati, Milano, 1924.

II. Pellizzi C., Le lettere italiane del nostro secolo, Milano, 1930.

ПЛАВИЛЬЩИКОВ

ПЛАВИЛЬЩИКОВ Петр Алексеевич (1760-1812) - драматург и актер. Родился в Москве, в купеческой семье, окончил гимназию и университет. Увлекался студенческими спектаклями и по окончании курса ушел на сцену. До самой смерти играл первые роли в петербургской и московской драматических труппах; в своей игре совмещал принципы классицизма и сентиментализма. Плавильщиков был также инспектором СПБ театра, заведывал двумя частными помещичьими театрами, занимался педагогической деятельностью (в Академии художеств, 1-м кадетском корпусе и др.). Писать начал с 1783 (комедия «Дружество»); всего им написано 3 трагедии, 2 драмы, 6 комедий и статьи по театру.

В своей драматургии П. выражал идеологию торговой буржуазии конца XVIII и начала XIX вв., средних прослоек купечества, к-рое в то время начинало эмансипироваться от дворянской культуры и требовало народного искусства. В деле пропаганды самобытного театра П. явился прямым продолжателем Лукиана (см.), подобно ему восставая против условностей классической трагедии, столь популярной в кругах дворянской аристократии. От драматургов П. требовал национального сюжета («отечественность в театральном сочинении, кажется, должна быть первым предметом»), от комедии - бытового содержания, естественной обрисовки персонажей («Хочу видеть крепостного своего слугу в его собственном виде»), считал необходимым показ демократических героев: «Куда девали вы купцов, приказных, мастеровых и все среднее состояние? Разве они недостойны театра?» «Непременное условие комедии - язык, какой употребляется в разговорах общежития». П. был против «личностей» в комедиях и смотрел на театр как на «общественную забаву, исправляющую нравы человеческие». Превознося русский язык, искусство, музыку, песни, П. в своем национализме доходил до крайностей, хотя сам еще находился в формальной зависимости от французских образцов. Но это не столько личный порок самого Плавильщикова, сколько характерная особенность литературы русской буржуазии, не способной к резкому политическому протесту против крепостнического режима.

В своих произведениях П. не забывал упоминать об экономических интересах купечества, страдавшего от иностранной конкуренции, о бытовом значении денег и т. п. Классовая оппозиция П. однако слаба, политическое свободомыслие отсутствует: монархи премудры, а помещики - вместилище добродетелей. Из пьес П. лучшие «Бобыль» (1790) и «Сиделец» (1804); первая - на темы крестьянской жизни, вторая - из купеческого быта. И по своим идеологическим тенденциям и по стилю своих произведений - меткому, образному языку и обрисовке характеров - П. является прямым предшественником Островского.

Библиография:

I. Сочинения, 4 части, Петербург, 1816.

II. Победоносцев П. В., Воспоминания о Плавильщикове, Москва, 1818; Макаров М. Н., П. А. Плавильщиков, «Репертуар русского театра на 1841», (СПБ), кн. XI; Сиротинин А., Плавильщиков, актер и писатель прошлого века, «Исторический вестник», 1891, VIII; Фомин А., Старое в новом, Отголоски комедии XVIII в. в комедиях нашего времени, «Русская мысль», 1893, II; Варнеке Б. В., История русского театра, т. I, Казань, 1908; История русского театра, под редакцией В. В. Каллаша и Н. Ефроса, т. I, М., 1914; Всеволодский-Гернгросс В. Н., История русского театра, том I, Москва, 1929; Сакулин П. Н., Русская литература, часть 2, Москва, 1929.

ПЛАВТ

ПЛАВТ Тит Макций (ум. ок. 184 до нашей эры) - древнеримский комедиограф. Согласно не вполне надежным данным его биографии был в юности рабочим в труппе актеров, позднее занялся торговлей, но, разорившись, поступил в услужение к мельнику, П. отразил в своих комедиях идеологию торговых слоев, преимущественно низших, враждебных не только правящей родовой, но и новой, денежной аристократии.

В своей творческой практике Плавт широко опирался на греческую бытовую комедию IV-III вв. до нашей эры - комедии Филимона, Дифила, Демофила, реже Менандра (см. «Комедия»), - приспособляя ее к римской сцене, с ее образами предприимчивых купцов («Купец», «Три монеты»), пронырливых рабов, охваченных духом делячества, жадных до денег гетер («Купец», «Стих», «Эпидик»), паразитов-прихлебателей, хвастливых воинов и т. п. Но П. не ограничивается только приспособлением греческих оригиналов к римской сцене; его комедии имеют свою направленность, вытекающую из социального бытия поэта и его позиций в классовой борьбе. П. усиливал и качественно изменял буффонный элемент своих греческих оригиналов, вводя в них новые сцены и разговоры, пересыпанные часто грубыми эпитетами и колкостями, пропитывая их сочным плебейским юмором, от которого например так далек изысканный Теренций (см.).

С мастерством рисуя образы рабов, сводников, паразитов, П. с особенной любовью воспроизводил образ ловкого раба-интригана, помогавшего своему молодому барину выкупить красотку, но вместе с тем дурачившего своих господ, не допускавших, чтобы раб был умнее барина. Значительное место в творчестве Плавта занимает комическая фигура всегда остающегося в дураках хвастуна-вояки (см. особенно комедию «Хвастливый воин», весьма популярную среди плебейских слоев, ненавидевших военщину). П. - консерватор, противник многих последствий роста денежного хозяйства и становления элементов эллинизирующейся культуры: отсюда его нападки на развратный город в противоположность неиспорченной деревне («Грубый деревенщина»), резкие издевательства над корыстолюбивыми сводниками, нападки на ростовщиков, разорявших мелких производителей, и т. д.

Комедия П. была живой массовой комедией, имевшей огромный успех у плебейской аудитории. С этим согласуется и ее яз., изобилующий грубыми остротами, каламбурами, комическими новообразованиями. Однако П. не был чужд веяний, шедших от эллинистической культуры, главными носителями к-рой в Риме являлись представители торгово-ростовщического капитала. Яз. комедий П. не столько яз. римских масс, сколько разговорный яз. образованных верхов (даже в яз. его рабов не удалось обнаружить специфики яз. эксплоатируемой массы). Староиталийский буффонный яз. - наследие ателлан, мимов, (см.) - сталкивается у П. с яз. слоев, уже воспринявших эллинистическую цивилизацию. С живостью и виртуозностью яз. гармонируют и чрезвычайная гибкость и разнообразие метрики, особенно в «кантиках», по своей структуре представляющих выдержанное, иногда симметричное целое. Все это языковое и метрическое многообразие в соединении с общей динамичностью пьес производит впечатление свежести и оригинальности, к-рыми, несмотря на подражание, так блещет П. Комедии П. (в I в. до нашей эры под именем П. ходило 180 комедий, но из них лишь 21, почти полностью дошедшие до нас, признаны подлинными) имели большой успех среди ремесленных, крестьянских и рабочих слоев; они ставились на сцене и в императорскую эпоху, а во II в. нашей эры, при социальном разложении и идеализации архаики, П. считали классическим поэтом. Средние века его мало знали. Лишь в эпоху Возрождения гуманисты ознакомились в рукописях с П., и его комедии начали появляться на сцене. С этого же времени появляются переделки и подражания П. (в Англии - Шекспир, в Норвегии - Гольберг, во Франции - Мольер). На П. опиралась комедия dell’arte (см.), разрабатывавшая маски хвастливого воина и изворотливого слуги. Во французской драме образ слуги-ловкача отражал рост буржуазии и ее борьбу с феодальной аристократией: у Мольера - Скапен и Сганарель; у Бомарше - Фигаро, уже не пассующий перед аристократией, но побеждающий ее. В России интерес к П. проявился с половины XIX в. (русский перевод комедии «Пленники»).

Библиография:

I. Избранные комедии, перевод А. В. Артюшкова, под редакцией и с примечаниями М. М. Покровского.

Вступительная статья и введения к комедиям Н. Ф. Дератани, издание «Academia», Москва - Ленинград, 1933; Близнецы, перевод С. Радлова, Петроград, 1916; Comoediae, ed. by Lindsay, 2 vv., Oxford, 1910.

II. Нажотт Е., История латинской литературы от ее начала до VI в. нашей эры, пер., З. Шамониной, СПБ, 1914; Пиотровский А., Античный театр, в кн. «История европейского театра», т. I, изд. «Academia», Л., 1931 (с подробной библиографией). Русские переводы и подражания см. у Нагуевского Б., История римской литературы, т. I, Казань, 1911; Lodge G., Lexicon Plautinum, v. I, Lpz., 1901-1924; Leffingwell G·. W., Social and Priwate Life of Rome in the Time of Plautas and Terence, L., 1918; Michaut G., Histoire de la comedie romaine, II, Plaute, 2 vv., P., 1920; Frankel E., Plautinisches im Plautus, Padeborn, 1922; Lachmann G., Plautinisches und Attisches, Berlin, 1931.

ПЛАГИАТ

ПЛАГИАТ - присвоение плодов чужого творчества: опубликование чужих произведений под своим именем без указания источника или использование без преобразующих творческих изменений, внесенных заимствователем. Бегло набросанная тема, напр. в записной книжке Чехова, разработанная другим автором в самостоятельную повесть или роман, не является П. Указание источника необходимо лишь в тех случаях, когда заимствуемое не отделилось еще от личности своего творца и не вошло в обезличенный капитал данной отрасли культуры. Народные пословицы, ходячие и меткие слова из басен Крылова или комедии Грибоедова могут употребляться без указания источника. Объектом П. может быть лишь акт творчества как таковой, но не технические приемы, связанные с этим актом, хотя в отдельных случаях и представлялось бы невозможным разграничение творчества и техники. Четырехстопный ямб, композиция онегинской строфы, размеры Блока не будут объектом П., если заимствователь и не сошлется на изобретателя или творца их.

Отсутствие указания на источник есть необходимый признак П. Если источник указан, П. нет, хотя отсюда еще не следует, что указания источника достаточно для законности заимствования. Чрезмерные или незаконные заимствования могут составить известное нарушение авторского права (см.), но нарушение это будет квалифицироваться не как П., а иначе, напр. как контрафакция. Обозначение источника должно быть произведено в форме, не оставляющей сомнения в заимствовании. В зависимости от обстоятельств обозначение это может выразиться или в указании автора и произведения или одного из этих двух сведений; иногда достаточно просто кавычек - это в тех случаях, когда заимствуемое место настолько знакомо широкому читателю, что он сам знает источник, откуда оно взято. Впрочем для случаев этого рода не всегда необходимы даже и кавычки. Такие фразы, как «все врут календари» или «услужливый дурак опаснее врага», могут быть вставлены в текст без кавычек, не навлекая на автора подозрения в П. у Грибоедова или Крылова.

По вопросу об ответственности за П. мнения в юридической литературе разделяются. Осуждая П. как деяние недобросовестное, многие авторы тем не менее считают, что уголовная наказуемость его возможна лишь в том случае, если плагиатор посягнул не только на личные, но и на имущественные права автора. Лицо, издавшее в Англии под своим именем «Остров д-ра Моро» Уэллса, обязано возместить убытки и сверх того отвечает в уголовном порядке. Но тот, кто сходным образом поступает с «Королем Лиром» Шекспира, подлежит лишь нравственному осуждению, ибо имущественные права на эту трагедию давно уже сделались res nullius. Другие приравнивают плагиат к подлогу и считают, что общественный интерес требует его наказуемости. Законодательства часто не дают прямых указаний на наказуемость плагиата; тем самым по общепринятым правилам толкования уголовных законов устанавливается предположение (презумпция) в пользу его ненаказуемости. Нередки однако и случаи обратного порядка.

Уголовный кодекс РСФСР рассматривает самовольное использование литературного и музыкального или иного художественного и научного произведения в целях извлечения из него прибыли с нарушением закона об авторском праве как деяние, социально опасное, и облагает его штрафом до тысячи рублей или принудительными работами на срок до 3 мес. (ст. 177). Однако пленум Верховного суда РСФСР разъяснил, что деяние этого рода подлежит уголовному преследованию лишь при наличии обмана или других уголовных моментов (разъяснение от 19/XI 1928). Центром тяжести преследуемого деяния является так. обр. не наличие самовольного распоряжения чужим правом, а наличие подлога или обмана. При таких обстоятельствах несомненно, что П., связанный с извлечением прибыли, карается в уголовном порядке. Что касается П., в котором основной целью заимствования являлось присвоение чужой «славы», т. е. просто создание себе лит-ой, научной или художественной репутации за счет чужих трудов, то вопрос о наказуемости такого деяния должен решаться каждый раз особо, применительно к ст. 1, 6 и 16 Уголовного кодекса. Нет основания при этом привлекать к уголовной ответственности издателя, хотя и нарушившего чужое авторское право, но действовавшего не в своем корыстном интересе. Лицо же, к-рое подложным способом составляет себе творческую репутацию за счет чужих трудов, несомненно является носителем паразитизма и тунеядства, т. е. поведения, к-рое с полной очевидностью обрисовывает такого заимствователя как чуждый советскому строю и социально опасный элемент.

Библиография:

Nodier Gh., Questions de litterature legale, Paris, 1828; Sardou V., Mes plagiats, P., 1883; Hagen H., uber literarischen Falscnungen, Hamburg, 1889; France A., Apologie du plagiat, в кн. «La vie litteraire», 4-me serie, P., 1892; Colles W. M. a. Hardy H., Playright and Copyright in all Countries, L., 1906; Stemplinger E., Das Plagiat in der griechischen Literatur, Leipzig, 1912; Maurevert G., Le livre des plagiats, Paris, 1923; Stranic I., uber das Wesen des Plagiats, «Deutsche Rundschau», B. CCXI, 1927; Bullock W. L., Precept of Plagiarism in the Cinquecento, «Modern Philology», v. XXVI, 1927; Auriant L., Un ecrivain original: M. A. Maurois, «Mercure de France», 1928, дискуссия в №№ от l/IV до 15/VI включительно; Mattei R., de, Manipolazioni, falsificazioni, plagi nel seicento, «Accademie e biblioteche d’Italia», Annali, v. V, Roma, 1931-1932; Мезиер А. В., Словарный указатель по книговедению, часть 2, Москва - Ленинград, 1933.

ПЛА-И-БЕЛЬТРАН

ПЛА-И-БЕЛЬТРАН (Pla у Beltran, настоящее имя Pascual Pla Beltra, 1908-) - современный испанский революционный поэт. Сын батрака. Был пастухом, с одиннадцати лет работал на фабрике. Незадолго до свержения монархии вступил в Союз коммунистической молодежи, откуда потом перешел в компартию. Принимал активное участие в организации «Общества друзей СССл и Союза революционных писателей и художников Испании.

Первые литературные произведения П.-И-Б. («Веретено вечности», 1930) написаны под сильным влиянием мелкобуржуазного «искусства для искусства». Они проникнуты упадочническими настроениями. Политические потрясения, приведшие к расслоению испанской мелкобуржуазной интеллигенции, и мощные выступления пролетариата заставили П. пересмотреть свои позиции и решительно перейти на сторону революции. В 1932 вышла его книга «пролетарских стихов» («Narja»), целиком посвященная революционным темам, разработанным в плане абстрактной патетики. В следующей книге - «Эпопея крови» (Epopeyas de sangre, 1933) - поэт уже более конкретно отзывается на текущие события испанской революции и развивает идеи интернационального единения эксплоатируемых трудящихся масс. Проклятья империалистической войне, верность Советскому Союзу и Красной армии - опоре мирового пролетариата - таковы основные тенденции книги. Центральное место занимает в ней поэма, посвященная кровавым событиям в Касас-Вьехас, к к-рым П. возвращается еще раз в трагедии «Шестипалый» (Seisdedos, tragedia de Casas Viejas, 1933), еще не увидевшей света по цензурным условиям. Эта трагедия свидетельствует о дальнейшем идейно-художественном росте писателя.

Библиография:

I. На русском яз.: Два стихотворения, «Интернациональная литература», 1934, № 1; Uso de Eternidad, Alcay, 1930.

II. Выгодский Д., Поэт революционной Испании, «Литературный Ленинград», 1933, № 13; Rosario del Olmo, Literatura revolucionaria, Libertad, 1934, 21-I.

ПЛАНКЕТ

ПЛАНКЕТ Джозеф Мери (Plunkett, 1887-1916) - англо-ирландский поэт, участник дублинского восстания 1916; расстрелян по приговору английского полевого суда после подавления восстания. Политически принадлежал к правому крылу революционных сил, представлявшему националистически настроенную ирландскую буржуазию, тесно связанную с католическим духовенством. В поэзии П. господствуют мотивы и символика католических мистиков. Большое влияние на него оказал английский католический и мистический поэт Френсис Томпсон. Несмотря на свое участие в ирландском революционном движении, П. теснее связан с английской поэтической традицией, чем с англо-ирландской.

Библиография:

The Circle and the Sword («Круг и меч»), Dublin, 1911. Посмертно: Poems of J. M. Plunkett, London, 1916, Dublin, 1917.

ПЛАТЕН

ПЛАТЕН Август, фон, граф (August von Platen, 1796-1835) - немецкий поэт переходной эпохи, к-рой предшествовал разгром наполеоновской империи и за которой следовала мартовская революция 1848. Вел жестокую борьбу против немецкого романтизма и культивировал строгую классическую форму. Разоренный и деклассированный прусский дворянин, по объективному содержанию своего творчества - поэт либеральной буржуазии, П. направлял свои удары в самый центр романтической реакции - в так наз. Schicksalstragodie - «трагедию рока», внедрявшую в сознание немецкого бюргера идею покорности судьбе и установленному порядку. Отталкиваясь от романтизма, в своем собственном творчестве П. возвращался к традициям немецкого прогрессивного бюргерства XVIII в. и противопоставлял романтизму рационализм, вольтерьянство, культ античности эпохи немецкого Просвещения.

Начав с подражаний восточной поэзии («Газели» - «Ghaselen», 1821; «Новые газели» - «Neue Ghaselen», 1823), П. в дальнейших своих произведениях - в своих сонетах, романсах и песнях - «Lyrische Blatter» (Лирические листки, 1821), «Hymnen» (Гимны, 1817), а также «Sonette aus Venedig» (Венецианские сонеты, 1825) - следовал античным образцам, воспевал дружбу, любовь, вино, любование природой. П. подражал одам, эклогам и гимнам Горация, Феокрита и Пиндара, вводя, в противоположность романтической мелодийности, холодную и тяжеловесную ритмику античных стихотворных жанров. В более свободной форме написаны его романсы и баллады, а также сказочный эпос «Die Abassiden» (Абассиды, 1830-1834, изд. в 1835).

Две сатирические комедии П. - «Die verhangnisvolle Gabel» (Роковая вилка, 1826) и «Der romantische Oedipus» (Романтический Эдип, 1829), к-рые автор назвал комедиями в стиле Аристофана, высмеивают поздний немецкий романтизм, в особенности так наз. трагедию рока (Мюлльнер), и модных писателей 20-х гг., подражателей Коцебу (Клаурена, Тромлица и др.). В «Эдипе» П. свел счеты с Гейне и Иммерманом, на резкие сатирические выпады к-рых он отвечал с безудержной запальчивостью, не стесняясь прибегать к клевете, чтобы опозорить противника. Обе комедии представляют точное до мелочей подражание древнегреческой форме: мы находим в них и хоры и парабазы (сатирические обращения корифея к публике); в них нет никакого сценического действия.

П. принадлежит та заслуга, что он один из первых в Германии культивировал политическую лирику, являясь в некотором отношении учителем немецких политических поэтов 40-х гг. (напр. Гервега), также не пренебрегавших классическими формами. Самые простые и сильные тона он находил именно тогда, когда выдвигал свои либеральные лозунги борьбы против бюрократии нем. абсолютизма и в период польских восстаний - против душившей народ царской монархии («Polenlieder» - «Польские песни» - написаны в 1830-1831, но вследствие цензурных затруднений опубликованы только после смерти П.).

Библиография:

I. На русск. яз.: Завещание, перев. Н. Грекова; Гробница в Бузенто, перев. А. Шаржинского, см. «Немецкие поэты», Под редакцией Н. В. Гербеля, СПБ, 1877; Gesammelte Werke, Stuttgart, 1839; Gesammelte Werke, 5 B-de, hrsg. von K. Godeke, Stuttgart, 1843; Werke, hrsg. von C. E. Redlich, 3 B-de, Berlin, 1888; Werke, hrsg. von G. A. Wolff u. V. Schweitzer, 2 B-de, Leipzig, 1895; Tagebucher, hrsg. v. E. Petzet, Leipzig, 1928.

II. Schlosser R., August Graf von Platen, 2 B-de, Munchen, 1910-1913; Jobst H., uber den Einfluss der Antike auf die Dichtung A. v. Platens, Munchen, 1928.

III. Greulich O., Platens Literaturkomodien, Bern, 1901; Katalog d. Platen-Archivs, bearb. v. E. Ruhe, Erlangen, 1929.

ПЛАТНЕР

ПЛАТНЕР Айзик (1895-) - современный еврейский революционный писатель, поэт и беллетрист. Р. в Польше, сын сапожника. До 1922 жил в Польше и Литве. В 1922 уехал в Америку, где принимал участие в рабочем движении, руководимом компартией. Сотрудничал в еврейских коммунистических изданиях Америки «Morgenfreiheit», «Hamer». Платнер - один из основателей и руководителей пролетарской литературной организации в Нью Иорке «Junion skwer», затем «Proleten». B 1932 переехал в СССР (в Минск). Член ССП Белоруссии.

В книге «О чем рассказывает день» (на евр. яз., Нью Иорк, 1930) П. рисует быт рабочих кварталов Нью Иорка, противопоставляя его быту разлагающейся буржуазии, воспевает революционные выступления масс. В этой книге выделяются проникновенные стихи П. об СССР. Однако на данном этапе П. еще смутно представлял себе условия борьбы за пролетарскую диктатуру и социализм, еще не осознал полностью классовой борьбы. Стихи Платнера этого периода в некоторой степени наивны, содержат элементы мистического биологизма (цикл стихов «Сотворение»). Творческое лицо Платнера рельефнее начинает выделяться в его произведениях советского периода («Из двух стран», Минск, 1934). Очерки и стихи об Урале отличаются внутренней приподнятостью, ясностью и простотой. Любовь к СССР и ее лучшим людям - вот содержание этих произведений. Последняя поэма П. «Fun mir dem Sneiderjung» является своеобразной художественной автобиографией еврейского ремесленника, прошедшего через капиталистический ад и социально освоившегося в СССР.

Библиография:

Дунец Х., В боях (на евр. яз.), 1931, ст. «О книге стихов Платнера».

ПЛАТОНОВ А.

ПЛАТОНОВ Алексей (псевдоним Петра Алексеевича Романова) (1900-) - современный беллетрист. Р. в семье пастуха. С тринадцати лет - кочегар, матрос, штурвальный на волжских пароходах нефтеналивного флота. Доброволец Красной армии, был комиссаром отряда. Член ВКП(б) с 1918. Печатать стихи и рассказы начал с 1922. Состоял в группе «Молодая гвардия», затем в «Перевале», РОПКП.

В первом рассказе П. «Пороховые погреба» революционная необходимость противопоставляется личным - частным - устремлениям, но идея победоносности пролетарской революции не получает должного звучания. В повести «Макар, карающая рука» П. романтизирует своих персонажей, утрирует их странности, излишне углубляется в психологию. В книге «Сплав» П. показал ударную работу, преодолевающую неорганизованность, расхлябанность.

Стиль его в целом неровен, есть надуманные сравнения, метафоры. Ряд образов П.. повторяет из рассказа в рассказ, подвергая их лишь незначительным изменениям.

Библиография:

I. Броневые отряды, Сб., «Перевал», № 2, М., 1924; Макар, карающая рука, Повести и рассказы, изд. «Федерация», М., 1930; Сплав, Очерки и рассказы, ГИХЛ, М., 1932.

II. Гроссман Б., «Новый мир», 1931, I (отзыв о сб. «Макар, карающая рука»); Финн К., Книга, написанная двумя, «Литературная газета», 1932, № 58; Николаева Т., «Красная новь», 1933, I; Матвеев Н., «Новый мир», 1933, III (отзывы о «Сплаве»).

ПЛАТОНОВ А. П.

ПЛАТОНОВ Андрей Платонович (1896-) - современный писатель. Сын слесаря ж.-д. мастерских, рабочий-изобретатель. Писать начал с 1918, по преимуществу стихи. Выступил в 1927 со сборником рассказов и повестей «Епифанские шлюзы».

Излюбленный образ творчества П. - человек, пришедший «на опушку города прямо из природы», талантливый самоучка и правдоискатель, лишенный опыта борьбы рабочего класса и сохраняющий национальные черты русского цехового мастерового. Путь к правде - гармония бытия, - по П., лежит через «сердце» трудового человека, т. е. рабочую интуицию. Двумя враждующими началами считает он незыблемую, «нешевелящуюся» природу и город. На пути отыскания гармонии бытия лежит препятствие - человеческая власть, воспринимаемая П. как «перерождение бытия» («Город Градов»). Черты стихийничества, анархизма окрашивают ранние произведения П. Если для ранних произведений П. характерна несколько абстрагированная форма выражения воззрений автора, то дальше он переходит к более конкретному показу советской действительности. Но здесь ярче выявляется существо ошибочных воззрений П. В рассказе «Усомнившийся Макар» автор, критикуя советский бюрократизм, обнаруживает непонимание сути советского государства как органа диктатуры пролетариата и проводит политически ошибочные тенденции. Советский госаппарат показан не как форма участия рабочих и крестьян в управлении страной, а как механический аппарат принуждения, нивеллировки человеческой личности. Объективно роман Платонова подкрепил тот наскок на партию и пролетарскую диктатуру, который велся троцкистами.

«Впрок» дает неверное представление о сущности коллективизации, и поэтому хроника эта подверглась справедливой и резкой критике.

П. обнаружил ряд идеологических срывов в своих произведениях, но сказывающаяся в его творчестве тенденция к конкретному показу советской действительности есть показатель того, что писатель ищет надлежащий творческий путь.

Библиография:

I. Голубая глубина, Книга стихов, изд. «Буревестник», Краснодар, 1922; Епифанские шлюзы, Рассказы, изд. «Молодая гвардия», М., 1927; Сокровенный человек, Повести, изд. «Молодая гвардия», М., 1928; Че-Че-О (Областные организационно-философские очерки), «Новый мир», 1928, № 12 (в соавторстве с Б. Пильняком); Усомнившийся Макар, «Октябрь», 1929, кн. IX; Происхождение мастера, Повесть, изд. «Федерация», М., 1930; Первый Иван, «Октябрь», 1930, кн. II; Впрок, «Красная новь», 1931, кн. III.

II. Сокольников М., А. Платонов. «Сокровенный человек», «Молодая гвардия», 1928, кн. III; Замошкин Н., А. Платонов. «Сокровенный человек», «Новый мир», 1928, кн. III; Авербах Л., О целостных масштабах и частных Макарах, «На литературном посту», 1929, кн. XXI-XXII; эту же статью см. в журн. «Октябрь», 1929, кн. II; Стрельникова В., «Вечерняя Москва», 1929, № 224; Бойков М., «Молодой большевик», 1929, № 20; Майзель М., Ошибки мастера, «Звезда», 1930, кн. IV; Meccep Р., Попутчики второго призыва, там же; Фадеев А., Об одной кулацкой хронике, «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1931, 3 июля; То же, «Красная новь», 1931, кн. V-VI; Макарьев И., Клевета, «На литературном посту», 1931 кн. XVIII; эту же статью см. в журн. «На подъеме» 19 1, кн. VII; Гроссман Б., «Новый мир», 1931, кн. I; Селивановский А., В чем «сомневается» Андрей Платонов, «Литературная газета», 1931, № 31, 10 июня; статьи Ханина Д. и Дятлова В., газ «За коммунистическое просвещение», 1931, 12 июня; Березов П., Под маской, «Пролетарский авангард», 1932, № 2 (отзывы о хронике «Впрок»).

ПЛАТОШКИН

ПЛАТОШКИН Михаил Николаевич (1904) - современный писатель. Сын рабочего. Работал на заводах «Динамо» и им. Сталина. Член ВКП(б). Литературную деятельность начал в 1924 и вошел в советскую литературу как автор произведений о рабочем быте (рассказы «Две жизни», «Макарка», повесть «Новобытное», роман «В дороге», «Отец» и др.). Для Платошкина характерно стремление осветить бытовые проблемы в разрезе требований, выдвигаемых коммунистической моралью. Это стремление не находит однако у Платошкина своей полной и правильной художественной реализации.

В повести «Новобытное» (1927) переломные моменты в быте рабочей семьи даны поверхностно, без показа сложности обстановки, в к-рой развиваются коммунистические бытовые начала. Преодоление этих недостатков намечается в романе «В дороге». Однако и здесь, поставив важнейшую проблему роли личного и общественного в жизни комсомольца, дав в романе яркие сцены комсомольской жизни, П. в главном образе не дал верного идейно-художественного ответа на поставленный вопрос. Героиня романа комсомолка Паня, став матерью, выбывает из общественной жизни, и лишь смерть ребенка возвращает ее в ряды комсомольского актива.

В рассказе «Отец» (1930), наиболее ценном произведении П., показан социальный конфликт между отцом, находящимся во власти рабского прошлого, и его сыном, сознательным активистом-общественником, конфликт, завершающийся приходом старика к сознанию своих заблуждений.

Последние произведения П. - очерк «Прорыв» (1930) и рассказ «Первый» - говорят о стремлении автора выйти за пределы бытовой тематики. В центре внимания теперь - предприятия, рабочие, борьба за выполнение производственных планов. Одновременно эти произведения указывают на трудности идейно-художественного порядка, стоящие перед П. (схематизм, поверхностность). В целом творчество П. характерно для группы молодых советских писателей, перед к-рыми стоят сейчас задачи более глубокого осмысливания жизни производства и дальнейшей работы над своим мастерством.

В настоящее время Платошкин работает над романом о реконструкции завода им. Сталина (б. AMO).

Библиография:

I. Кроме указанного в тексте: Последний нажим, ГИХЛ, М., 1930.

II. Нович И., «На литературном посту», 1927, VII (отзыв о «Новобытном»); Исбах А., там же, 1929, XVIII; Селивановский А., «Правда», 1930, 17 февраля; Седов Н., «Новый мир», 1930, XI (отзыв о сб. рассказов «Отец»); Семенов Б., «Молодая гвардия», 1930, XXIII; Вейсман Р., «Литература и искусство», 1931, II-III (отзыв о «Прорыве»); Бровман Г., Бороться за творческий метод (М. Платошкин), «Книга - молодежи», 1932, № 3; Его же, Удовлетворенности быть не может, «Литературная газета», 1933, № 46, 5 октября.

III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, М., 1928.

ПЛАЧИ

ПЛАЧИ - см. Причитания.

ПЛЕОНАЗМ

ПЛЕОНАЗМ (греч. «pleonasmos» - «излишество») - термин античной стилистики, означающий накопление в речи слов, имеющих то же значение и потому излишних: «старый старик», «юный юноша». К П. следует отнести также некоторые стилистические фигуры, выделявшиеся античной стилистикой под особыми названиями: эпаналепсис, т. е. повторение уже названного раньше («The nobles they are fled, the commons they are cold» - Шекспир), figura etymologica и annominatio, т. е. повторение при глаголе дополнения, образованного от той же основы с определением или без него («спать мертвым сном», «горьким смехом смеяться»). Близкими к плеоназму стилистическими фигурами являются тавтология (см.) и отчасти перифраз (см.).

В античной стилистике и грамматике П. даются различные оценки: Квинтилиан, Донат, Диомед определяют П. как перегруженность речи излишними словами, следовательно как стилистический порок; напротив, Дионисий Галикарнасский определяет П. как обогащение речи словами, на первый взгляд излишними, но в действительности придающими ей ясность, силу, ритмичность, убедительность, пафос, неосуществимые в речи лаконической (brachylogia).

В действительности стилевая функция П. определяется характером стиля и жанра. В речи риторической различные формы П. не только допустимы, но и приобретают положительное значение, выделяя и подчеркивая, те или иные оттенки мысли и ее переходы. Значение П. как риторического приема вскрывается и в пародиях на судебное и церковное красноречие, обычно подчеркивающих П. как наиболее характерный момент последнего. Плеоназм в художественной речи типичен для классов и эпох, тяготеющих к риторизму, по причинам весьма различным: как в результате отмирания живого идейного содержания поэзии и сосредоточивания внимания на формальных достижениях (поэзия барокко, прециозная поэзия), так и вследствие малой литературной культурности класса (фаблио городского сословия в средние века) и остроты политической ситуации, побуждающей классы-антагонисты прибегать к риторическим жанрам (ораторской речи, проповеди, эпистолии и т. п.) как орудию прямого воздействия и самозащиты (лит-pa реформации и контрреформации).

Библиография:

См. Риторика, Стилистика.

Предыдущая страница Следующая страница