Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "П" (часть 9, "ПОР"-"ПРЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 9, "ПОР"-"ПРЕ")

ПОРТРЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОРТУГАЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОРТУГАЛЬСКИЙ ЯЗЫК

ПОРТУГАЛЬСКИЙ ЯЗЫК - романский яз. (см. Романские языки), являющийся разговорным и литературным языком Португалии, островов Азорских и Зеленого Мыса и Бразилии. К П. яз. принадлежит также галисийское наречие испанской провинции Галисии, где официальным языком населения является испанский язык (см.). Общее число населения, говорящего на П. яз., в Европе исчисляется до 6 млн. (включая сюда и около миллиона галисийцев), в Бразилии - до 27 млн. Диалекты П. яз. довольно близки друг к другу, но все же различаются: галисийский, северно-португальский (в провинциях Энтре Доуро э Миньо и Трас-ос-Монтес), центрально-португальский (пров. Бейера) и южно-португальский (пров. Эстременья, Алемтежо и Альперве), на основе которого сложился и литературный язык; на островах и в Бразилии диалекты также несколько отличны. Кроме того в португальских колониях в Азии и Африке существуют особые смешанные языки - креольско-португальские; таковы - негро-португальский в Сенегамбии, малайско-португальский на Зондских о-вах, индо-португальский в Индо-Китае.

Являясь непосредственным продолжением разговорно-латинского языка древнеримской провинции Бетаки, П. яз. поздно получил свое письменное выражение: древнейший документ его относится к 1192. В XIII веке галисийское наречие является уже как основа литературного языка и при испанском дворе Альфонса Мудрого (вторая половина века) и при галисийско-португальском дворе короля Дениса (ум. 1325). Позднее однако, в связи с политическим преобладанием Испании, литературным языком господствующих классов средневековой Португалии становится испанский, который был широко распространен среди придворной аристократии в XV и начале XVI вв. Первые собственно-португальские поэты первой половины XVI в., как Жиль Висенте, Са де Миранда, в своих произведениях широко допускают смешение родного языка с испанским. Только начавшийся расцвет торговли и колониальной экспансии Португалии привел к созданию собственного литературного П. яз., лучшим памятником к-рого явились «Лузиады» Камоэнса (см.). Последующий упадок экономического и политического состояния в стране вновь повлек сильное воздействие на язык стран, более сильных экономически и культурно: Испании и Франции, что особенно отразилось на лексическом составе литературного языка.

Исторически сложившаяся орфография очень несовершенно передает богатство звуков П. яз., особенно в отношении гласных. Разнообразие гласных и дифтонгов как чистых, так и назализованных составляет характерную особенность португальской фонетики. Расхождение письма с произношением сказывается особенно на неударных гласных, поскольку «е», «о» без ударения произносятся как «i», «u», или редуцированное «ẹ», «ụ»; неударный «а» звучит также «ạ». Звуковой состав П. яз. имеет чистые гласные: «i», «ę», «ẹ», «ẹ», «ą», «ạ», «ạ», «ǫ», «ọ», «u», «ụ», носовые «ĩ», «ẽ», «ã», «õ», «ũ», дифтонги чистые «ei», «ai», «oi», «ui», «eu», «au», «ou», «iu», дифтонги носовые (где оба элемента назализованы) «ãĩ», «ãũ», «õĩ», «õũ», «ũĩ»; согласные «m», «n», «ń» (на письме «nh»), «l», «l'» (на письме «lh»), «r», «r̄», «p», «b», «v», «f», «t», «d», «s» (на письме «s» или «с» перед «е», «i», «ç» перед «a», «o», «u»), «z» (на письме «s» между гласными), «š» (на письме «ch», «x», «s» в исходе слова), «ž» (на письме «j», «g» перед «e», «i» и «s» в исходе перед следующим звонким), «k» (на письме «с» перед «а», «о», «u» или «qu» перед «e», «i»), «g» («g» перед «а», «о», «u» или «gu» перед «e», «i»). Своеобразие фонетики при несовершенстве орфографии делает П. яз. трудным для усвоения именно в области произношения

В области форм португальский язык во многом сходен с испанским. Форм склонения нет, но спряжение очень богато формами: различаются простые, т. е. несложные формы настоящего времени изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений, имперфекта (изъявит. и сослагат.), перфекта, давно прошедшего, будущего (изъявит. и сослагат.), условного будущего, а также инфинитива, причастия и деепричастия. При этом в будущем времени окончания могут отделяться от основы, к-рой является инфинитив. Особое своеобразие представляет спрягаемый инфинитив, принимающий личные окончания, напр. «tempo e de partir» (1 и 3 л. ед. ч.), «tempo é de partires» (2 л. ед. ч.), «tempo e de partirmos» (1 л. мн. ч.), «de partirdes» (2 л. мн. ч.), «de partirem» (3 л. мн. ч.).

Библиография:

Cornu J., Die portugiesische Sprache, «Grundriss der romanischen Philologie», hrsg. v. G. Gröber, Bd I, 2 Aufl., Strassburg, 1904-1906; Vianna G., Ortografia nacional, Lisboa, 1904; Его же, Portugais..., Lpz., 1903 (практическая фонетика и грамматика); Leite de Vasconcellos J., Esquisse d’une dialectologie portugaise, Paris, 1901; Его же, Liçóes de filologia portuguesa, 2 ed., Lisboa, 1926 (Этюды по истории, лексикологии, стилистике, ономастике); Nunes J. J., Compendio de gramática histórica portuguesa, 2 ed., Lisboa, 1930; Ey L., Portugiesische Konversationsgrammatik, 4 Aufl., Lpz., 1926 (практический учебник); Vieira D., Tesouro da lingua portuguesa, 6 vv., Porto, 1873; De Figueiredo C., Novo Diccionario da lingua portuguesa, 2 vv., 1913.

ПОРУК

ПОРУК (Janis Poruks, 1871-1911) - латышский писатель и поэт. Р. в Лифляндии в религиозно-сектантской (Hernhuteešu) крестьянской семье. Учился в Дрезденской консерватории, затем в Рижском политехническом институте. У П. рано обнаружились признаки душевной болезни. Умер он в Юрьевской лечебнице для душевнобольных.

Порук отражал в своем творчестве мировоззрение разоряемого капитализмом патриархального крестьянства на той стадии, когда оно не пыталось уже сопротивляться, а было способно только на «трусливое нытье» (Маркс). Ему дороги дедовские устои, разрушавшиеся под напором капитализма. Борьбе города и деревни П. посвятил драму «Hernhuteeši» (Гернгутеры). Внедрению капитализма противостоят патриархальные добродетели: вера в бога, нравственно-этические идеалы. П., певец-романтик, считает единственно реальным душевные переживания. Он красочно рисует минувшее детство, идеализирует прошлое, уходит в мир мечты. Его герои - мечтатели, нравственно чистые люди, искатели душевных ценностей. Все они одинаково не приспособлены к жизни и гибнут от соприкосновения с грубыми практиками. Особое внимание поэт уделяет теме умирания, доходя до изображения жизни и смерти пылинки, которой безразлично все окружающее. Его образы одиночек с ослабленными соц. связями насквозь индивидуалистичны, совершенно не способны ставить общественных проблем. П. наиболее силен в поэзии, значительно слабее его рассказы, драмы же похожи на лирические диалоги. П. является писателем, определившим целое направление романтиков в латышской литературе. По художественному методу он - один из законченнейших идеалистов-мистиков, его творчество в целом служит оплотом всего консервативного.

Библиография:

Kopoti raksti, 5 sehj., Riga (Salks), 1905-1908; ibid., 4 sehj., Riga, (Golt), 1912-1914.

ПОРФИРЬЕВ

ПОРФИРЬЕВ Иван Яковлевич (1823-1890) - историк русской литературы, профессор Казанской духовной академии, член-корреспондент Академии наук (1873). Труды П. сосредоточены в области литературы русского средневековья, представляя преимущественно публикации памятников догматико-полемического характера, частью исследования произведений религиозно-поэтического творчества (апокрифы, духовные стихи, легенды). Работы П. выдержаны в духе религиозного и политического консерватизма. Исторические работы П. представляют детальное, цитатное изложение литературных памятников. Главный труд П. - «История русской словесности» (1870-1891, 2 чч., в 4 вып.) - сохраняет известную ценность как собрание материала.

Библиография:

I. История русской словесности, изд. 1, Казань, 1870-1891 (последнее - Казань, 1910-1911); Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях, Казань, 1872 (докторская диссертация); История древней русской словесности - сокращение 1 ч. «Истории русской словесности», Казань, 1882. Второе издание этой книги вышло впоследствии под заглавием: Краткий курс истории древне-русской словесности, Казань, 1891 (последнее издание - Казань, 1911).

II-III. И. Я. Порфирьев. Биографический очерк и речи при погребении, Казань, 1891; Елисеев Г. З., По поводу смерти И. Я. Порфирьева, «Вестник Европы», 1891, № 1; Знаменский П., Порфирьев И. Я., «Русский биографический словарь», т. Плавильщиков - Примо, СПБ, 1905; Языков Д. Д., Обзор жизни и трудов русских писателей, вып. X, М., 1907; Комарницкий В., Краткое критико-библиографическое обозрение некоторых трудов по истории русской литературы, Варшава, 1911, стр. 16-19.

ПОСВЯЩЕНИЕ

ПОСВЯЩЕНИЕ (dedication, dedicace, Widmung, Zueignung) - вступительные к произведению строки, иногда даже отдельное произведение, указывающие, в честь кого оно написано или кому подносится автором. П. исторически сложилось в период, когда автору необходимо было искать для своего произведения защиты у сильных лиц и обратить на себя внимание публики ссылкой на авторитетное имя. П. первоначально сводилось к восхвалению или выражению благодарности знатному «покровителю» и было объектом купли-продажи, отнюдь не обязательно свидетельствуя об искренности чувств автора. По аналогии с благодарственными П. божествам и героям возникают античные П. П. расцветает в Риме в эпоху меценатства (см.) иногда в форме самостоятельного стихотворения (у Горация - Меценату, Пизонам), иногда же в форме прозаического фрагмента (Цицерон). Изобретение книгопечатания придало новые формы П. (особенно в XVI и XVII вв.). В Испании, Италии, Франции вельможам посвящаются как художественные произведения, так и научные (напр. «Дон-Кихот» Сервантеса посвящен одному тупому и грубому герцогу, которого Сервантес «умоляет благосклонно принять под покровительство» свой труд; таково же П. «Рассуждения о телах, пребывающих в воде» Галилея). Классическая страна П. - Франция XVI-XVII вв., где господствующая роль двора порождала утонченные и в то же время низменно-льстивые П., превратив их в «печальный жанр», к-рый не могла искоренить и французская революция. Известны посвящения Скаррона (собачке одной дамы), Корнеля (панегирик-П. к «Цинне», написанный за 1000 пистолей); П. «Сида» герцогине «не с целью передать свое имя грядущим векам», но «с единой лишь целью - увековечить то, чем я обязан вам»; Расина, Буало, Мольера («Тартюф»).

Лишь XVIII век, породив целую литературу с П., создает и новые, более свободные формы посвящения. Руссо отказывается посвятить свой труд королеве, но одно из своих произведений посвящает «Женевской республике» (1759). Вольтер использовал П. для изложения своих теоретических взглядов (знаменитое П. к «Оресту», «Китайскому сироте», «Магомету», где бросается вызов папе). Вольтер заявляет: «Мы живем уже не в те эпохи, когда гений в низменном посвящении просил у глупца его дозволения войти в будущие века под сенью имени». Стерн открывает «Тристрама Шэнди» вызовом: «Посвящение продается».

XIX в. дает ряд П. литературным авторитетам-современникам. Знамениты посвящения Байрона («Сарданапал» - Гёте, «Каин» - В. Скотту), Бодлера («Цветы зла» - Т. Готье). Тургенев посвящает «Песнь торжествующей любви» «памяти Флобера». Появляются и интимные П. («Кромвель» Гюго - отцу; «Братья Карамазовы» - А. Г. Достоевской). Возникает безличное символическое П. (П. «Фауста» Гёте - фантазии).

Наиболее резкую противоположность первоначальным формам П. образуют П. в революционно-демократической и революционной пролетарской литературе - П. представителям угнетенных классов, революционным борцам, наконец массовые П. («Я пою для тех, чьи души юны, кто болел как за себя за брата» - П. Якубовича; «Другу, передовому борцу пролетариата» - В. Вольфу - К. Маркс, Капитал, т. I). Последняя форма П. присуща и послеоктябрьской литературе, совершенно изменяя характер П.

Библиография:

О посвящении стихотворном см.: Gramsch A., Widmungsgedicht, в кн.: Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte, Bd III, Berlin, 1928-29.

ПОСЕЙДОН

ПОСЕЙДОН (лат. - Нептун) - в греческой мифологии - бог воды, сын Кроноса и Реи. Его атрибут - трезубец, к-рым он рассекает скалы, вызывая из них ручьи. Его местопребывание - замок на дне моря, там же находятся его кони, на к-рых он ездит по волнам. Он поднимает бури, топит корабли, либо содействует их благополучному плаванию. Его супруга - нереида Амфитрита, родившая ему Тритона. Под покровительством П. находились мореходство и морские промыслы, игравшие выдающуюся роль в жизни древней Греции.

ПОСЛАНИЕ

1. Стихотворное письмо или обращение философско-теоретического, дидактическо-публицистического, любовного или дружеского характера - популярный литературный жанр в античной и европейской литературе приблизительно до 30-х гг. XIX в. Зачинателем его следует считать римского поэта Горация (см.), в своем П. к Пизонам («De arte poetica») давшего теоретические основы поэтики. Русский поэт Сумароков (см.) в «Эпистоле о стихотворстве» (epistola - по-латыни - послание, письмо), продолжая традиции Горация и французского теоретика Буало (см.) с его «L’art poetique», изложил основы поэтики классицизма. Философским характером отличаются четыре П. англ. поэта П. Попа (см.) - «Опыт о человеке». В качестве образца дидактич. П. можно указать на послание Ломоносова (см.) к Шувалову «О пользе стекла».

Особенного расцвета жанр П. достиг во Франции в эпоху Ренессанса (Клеман Маро) и классицизма (Вольтер). В XVIII в. этот жанр широко распространился и в русской литературе, перейдя затем по наследству и в первые десятилетия XIX в. Лучшие его образцы в разнообразных родах мы находим в творчестве Пушкина и его плеяды. П. - жанр типично аристократический в европейской литературе, по преимуществу дворянской, рассчитанный на тесный круг социально-привилегированных читателей, для к-рых адресаты поэта как люди одной с ним среды - личности, достаточно известные, часто знакомые. С ослаблением в литературе дворянских традиций постепенно исчезает жанр П., и начиная со второй половины XIX в. он встречается лишь как исключение или нарочитая стилизация.

2. Прозаическое письмо церковно-религиозного или публицистического содержания, по своему значению и назначению выходящее за пределы исключительно личного обращения, - жанр, между прочим широко распространенный в древней и средневековой русской литературе (напр. П. кн. А. Курбского и Иоанна Грозного друг другу, многочисленные П. протопопа Аввакума и др.). См. Эпистолярная литература.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

ПОСЛЕСЛОВИЕ - помещаемое за литературным произведением структурно самостоятельное дополнение, не связанное с развитием фабулы этого произведения, но посвященное обсуждению тех или других выраженных в нем идей, ситуаций, автобиографических моментов и т. п., по мнению автора нуждающихся в особом разъяснении. Пример П. - П. к «Крейцеровой сонате» Л. Толстого. Наиболее органически П. связано с повествованием в жанрах дидактической литературы, где оно повторяет основную идею произведения, образуя так наз. нравоучение. В остальных видах литературы П. мало распространено и по своему значению для целого аналогично более распространенному предисловию (см.).

ПОСЛОВИЦА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСПЕЛОВ

ПОСПЕЛОВ Геннадий Николаевич (1899-) - теоретик литературы, историк русской литературы, доцент ряда московских вузов. На работах П. сказалось влияние школы А. А. Потебни (в частности - Д. Н. Овсянико-Куликовского), затем В. Ф. Переверзева, одним из наиболее близких учеников к-рого П. выступил в литературе (1925). Историко-литературные интересы П. - гл. обр. русская литература XIX в., в частности творчество И. С. Тургенева. Теоретические интересы - преимущественно вопросы поэтики. В работах 1925-1929 П. исходил из переверзевского понимания литературы как формы фиксации социального характера. П. развивал дальше это положение Переверзева, пользуясь понятиями «автогенного» и «гетерогенного» образов и пр., уходя часто в отвлеченно-психологическую интерпретацию литературных явлений. В психологических характеристиках П. часто прибегал к терминам «реактологии» проф. Корнилова. Как и для Переверзева, для П. характерно стремление к узко генетическому изучению литературных произведений, рассматриваемых вне их классовой функции и реальной исторической обстановки. Подобно Переверзеву П. в своих исследованиях игнорирует идейное содержание литературы. Порочные методологические предпосылки лишали работы П. теоретического значения и сколько-нибудь приемлемых исторических выводов. Отдельные наблюдения П. над элементами поэтической структуры тургеневского творчества могут все-таки оказаться полезными. За годы 1930-1934 П. ничего не печатал. В последнее время Поспелов отходит от переверзианства.

Библиография:

I. К проблеме формы и содержания, «Красная новь», 1925, № 5; О методах литературной науки, «Красная новь», 1925, № 9; К постановке проблемы жизни и смерти поэтических образов, «Красная новь», 1926, № 1; Три рассказа из «Записок охотника», «Родной язык в школе», 1927, № 4, 5; Организующий образ «Записок охотника», «Родной язык в школе», 1927, № 6; К методике историко-литературного исследования - 1. Проблема теоретической поэтики. 2. Теория статического исследования поэтического стиля, сб. «Литературоведение», Москва, 1928; Стиль «Дворянского гнезда» в каузальном исследовании, там же; К вопросу о приемах научной критики, «Печать и революция», 1928, № 1; Ранняя повесть Тургенева, «Литература и марксизм», 1928, III.

II. Погодин И., Можно ли назвать «эндологизм» Г. Поспелова научной критикой?, «На литературном посту», 1928, № 15-16; Беляев М. В., Метод эйдологов, «На подъеме» (Ростов н/Д.), 1929, № 2; Григорьев М., Критические заметки о «литературоведении» В. Ф. Переверзева, «На лит. посту», 1928, № 23.

III. Литературные дискуссии. Библиография, вып. I (Переверзевщина и творческие пути пролетарской литературы), Москва, 1931.

ПОТАПЕНКО

ПОТАПЕНКО Игнатий Николаевич (1856-1929) - беллетрист. Сын священника, бывшего раньше офицером. Учился в духовной семинарии и в Новороссийском университете, окончил Петербургскую консерваторию по классу пения. Начал печататься в 1881, более широкую известность получил после повести «На действительной службе» (1890). Отличаясь чрезвычайной плодовитостью, поместил в разных журналах и газетах и выпустил отдельно большое количество рассказов, очерков, романов, повестей и пр. Писал также и театральные пьесы («Волшебная сказка», «Жизнь» и др.).

От большинства своих сверстников, писателей-восьмидесятников, П. отличается отсутствием пессимизма и скептицизма, бодрым и ясным взглядом на жизнь, но эта бодрость чисто обывательского характера и стоит в связи с его неглубоким отношением к жизни. Нехорошо жить только для собственного счастья, имущие должны притти на помощь к неимущим - вот выводы мелкобуржуазной морали, вытекающие из произведений Потапенко. Высший героизм он видит в филантропической деятельности среди масс. Таков например «идеальный» священник о. Кирилл Обновленский, герой его повести «На действительной службе». Наиболее удачные произведения П. - его ранние очерки и рассказы из жизни духовенства, преимущественно сельского («Шестеро», «Речные люди» и др.), причем к этому быту в целом автор относился с характерным для него неизменным благодушием. В лучших своих вещах Потапенко обнаружил мягкий юмор. Иногда этот юмор становится деланным. Потапенко - весьма популярный писатель буржуазных читательских кругов конца XIX, начала XX вв. Во вторую половину своей деятельности Потапенко все больше впадал в простое ремесленничество.

Библиография:

I. Собрание сочинений Потапенко, издание А. Маркса, 12 томов, СПБ, 1898 (далеко не полное).

II. Скабичевский А., Не понимающий себя талант, «Северный вестник», 1891, I; Протопопов М., Бодрый талант, «Русская мысль», 1898, № 9.

III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902, стр. 307-310, 505; Владиславлев И., Русские писатели, изд. 4, Гиз, Ленинград, 1924; Его же, Литература великого десятилетия (1917-1927), том I, Гиз, Москва - Ленинград, 1928.

ПОТВЕН

ПОТВЕН - см. Повен.

ПОТГИТЕР

ПОТГИТЕР Эверардус Иоганнес (Potgieter, 1808-1875) - известный голландский поэт и критик, глава мелкобуржуазного (так наз. «национального») романтизма, основатель и редактор (1837-1865) главного органа этого движения «De Gids» (Вождь). Был торговым служащим, много путешествовал за границей.

Ранние стихи П. собраны в сб. «Zangen des tijds»; в позднейших стихах и прекрасных новеллах (особенно в «Rijksmuseum», 1844) он создал художественный памятник героям «золотого века», представителям науки и искусства, политики и общественной жизни голландского Возрождения XVII в. Основная тематика всего творчества П. - противопоставление мощи и силы голландского бюргерства «золотого века» вялой, лишенной глубоких культурных интересов, погрязшей в филистерском самодовольстве голландской буржуазии XIX в. Он призывал к «национальному возрождению», к духовному и материальному подъему страны. Будучи мелкобуржуазным демократом и свободомыслящим протестантом; П. после краха европейской революции 1848 разочаровался в своих либерально-демократических иллюзиях и впал к концу жизни в пессимизм, скептицизм и агностицизм. После 1850 он много занимался иностранной литературой и написал ряд критических этюдов, сильно идеализируя эпоху Возрождения. В своей знаменитой поэме «Florence» (1868; по поводу 600-летия рождения Данте) П. воспел творчество великого флорентийца и его эпоху. В другом поэтическом цикле - «De Nalatenschap van den landjonker» (1875) - он в фантастических видениях изобразил сцены из истории Нидерландов, Франции и Англии XVII в. Эти две поэмы относятся к лучшим памятникам романтической поэзии в голландской литературе. П. оставил также интересное описание своего путешествия по Швеции («Het Noorden in omtrekken en tafereelen», 1836-1840) и незаконченную биографию своего друга, поэта-романтика Бакгойзена («Leven van Bakhuizen van den Brink», 1870), являющуюся блестящим документом общественной и литературной жизни Голландии 40-х гг. Его стихи («Poezij») собраны в сборниках 1868 и 1875. Творчество Потгитера оказывало большое влияние на мелкобуржуазное оппозиционное движение голландских «восьмидесятников» («De Nieuwe Gids»).

Библиография:

I. Werken (Под редакцией Zimmerman’a), 18 vv., Haarlem, 1885-1890.

II. Beets N., E. J. Potgieter, persoonlijke herinneringen, Haarlem, 1892; Groenewegen J. H., E. J. Potgieter, Haarlem, 1894; Busken Huet G., De Brieven van Potgieter aan Huet, Haarlem, 1902; Его же, De Brieven van Busken Huet aan Potgieter (1859-1875), ibid., 1925; Verwey A., Het Leven van Potgieter, Haarlem, 1903; Vooys C. G. N., de, Potgieter en net liberalisme, «De Beweging», 1905, III, 275, IV, 19; 1906, I, 292, II, 328.

III. Groenewegen J. H., Bibliographie der Werken van Potgieter, Haarlem, 1890.

ПОТЕБНЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОТЕХИН

ПОТЕХИН Алексей Анисимович (1829-1908) - драматург и романист. Р. в небогатой дворянской семье. Учился в ярославском Демидовском лицее, недолго был офицером, потом чиновником в провинции. Литературная деятельность П. началась в 1852 сценами из провинциального быта «Забавы и удовольствия в городке». Вначале находился под влиянием молодой редакции «Москвитянина» (см.). В 80-х гг. заведывал репертуаром в петербургском Александринском театре. С 1900 - почетный академик.

Как драматург П. принадлежал к прямым ученикам Островского. Видное место в драматургии П. занимают драмы и комедии из «народной» (т. е. крестьянской) жизни («Суд людской - не божий», 1854, «Шуба овечья - душа человечья», 1854, «Чужое добро впрок не идет», 1855, и др.). Некоторые из пьес П. пользовались в свое время значительным успехом. Как в этих пьесах, так и в крестьянских по тематике произведениях («Крестьянка», 1854, «Около денег», 1877, «На миру», 1877, и др.) П. склонен изображать разложение старых устоев народной жизни под влиянием «ложной цивилизации», связанной с городом и фабрикой. Применяемое иногда критикой к П. название писателя-народника неправильно. Зная недурно внешний быт крестьян и народную речь, внося в свои произведения в сильной степени элементы этнографичности, П. понимал «устои» в смысле сугубой патриархальности, без народнической веры в их значение и связывается не с мелкобуржуазным народничеством, а с дворянской литературой. Его идеальные крестьянские типы - это богобоязненные, законопослушные крестьяне, соответствующие классовым интересам дворянства.

Как романист П. довольно сух, бледен и чрезмерно многословен. Кроме крестьян он изображал дореформенное и пореформенное дворянство и чиновничий круг. Интереснее других по бытовым подробностям его роман «Бедные дворяне» (1861). В большом романе «Крушинский» (1856) П. изображает гибель талантливого разночинца в борьбе с дворянскими предрассудками. Его произведения 50-60-х гг. связаны до известной степени с «обличительным» направлением.

Библиография:

I. Полное собрание сочинений, 12 тт., изд. «Просвещение», СПБ, 1904.

II. Ткачев П. И., Мужик в салонах современной беллетристики, Избранные сочин., т. IV, М., 1932 (первоначально в журн. «Дело» за 1879, №№ 3,6 и 7, за подписью: П. Никитин); Морозов П., Писатель-народник, «Мир божий», 1901, № 11; Шестаков Д. П., А. А. Потехин, Казань, 1902; Боборыкин П., Потехин, «Известия Академии наук», 1902, I.

III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4, Гиз, Ленинград, 1924.

ПОТРЕСОВ

ПОТРЕСОВ Александр Николаевич (псевдоним Старовер, 1869-1934) - один из лидеров русского меньшевизма, публицист, критик. В рабочем движении участвовал с 90-х гг. Состоял в петербургском Союзе борьбы за освобождение рабочего класса. Принимал участие в организации «Искры» и журн. «Заря». После раскола РСДРП - один из лидеров меньшевизма. Во время войны - последовательный представитель социал-патриотизма меньшевиков. Активный враг большевизма и Советов, Потресов ушел в лагерь белоэмиграции.

Меньшевик в политике, по меткому определению Ленина, «милая социал-демократическая душечка» (т. VIII, стр. 253), склонная, как и чеховская героиня, менять свои привязанности и принципы, Потресов является типичным меньшевиком и в своих литературно-критических выступлениях. Так, в «Этюдах о русской интеллигенции» П. тщетно пытается доказать на примере просветителей-шестидесятников необходимость для современной ему социал-демократии итти на поддержку либералов. «Отщепенчество» - вот главная с точки зрения П. черта просветителей. Их связи с крестьянской революцией, их борьба с либерализмом П. затушевывались. Ставя вопрос о классовой природе явлений культуры и литературы, П. давал определения не столько конкретно-исторические, сколько абстрактные. В дискуссии 1913 по вопросу о пролетарской культуре П. в статьях своих («О литературе без жизни и о жизни без литературы», «Критические наброски», неоднократно повторенные) выразил апологетическое отношение к буржуазной культуре, провозгласил «всечеловечность» и «всеклассовость» ее и пытался обосновать отрицание какой бы то ни было возможности для пролетариата создать свою собственную культуру.

Ленин определил стиль писаний Потресова словами Тургенева: «Друг мой, Аркадий Николаевич, не говори красиво» (том VII, стр. 68).

Библиография:

I. Заметки журналиста, «Искра», 1903, № 54 (подпись: Старовер; о положении печати в России); Этюды о русской интеллигенции, Сб. статей, СПБ, 1906 (подпись: Старовер; см. статьи «О разночинце-скитальце», «Современная весталка»); Лейтмотивы современного хаоса, «На рубеже», Критич. сборник, М., 1909; Критические наброски: П. Ф. Якубович, «Наша заря», 1911, IV, О кризисе русского идеологического творчества и о Д. Н. Овсянико-Куликовском, там же, 1911, IX-X, XII. О литературе без жизни и о жизни без литературы (Трагедия пролетарской культуры), там же, 1913, IV-V, VI, (Ответ В. Ф. Плетневу), там же, 1913, X-XI, Еще к вопросу о пролетарской культуре, там же, 1914, II-III, IV; Н. К. Михайловский (К десятилетию со дня смерти), там же, 1914, I; Заметки публициста. Один из немногих, «Дело», 1917, № 2 (о К. Арсеньеве); Короленко-гражданин, сб. «Жизнь и творчество В. Г. Короленко», изд. «Культура и свобода», П., 1918; предисл. к кн.: Овсянико-Куликовский Д. Н. Статьи о Базарове и его времени, Гиз, М., 1924; В плену у иллюзий, Париж, 1927 (критика справа официальной линии меньшевиков).

II. Высказывания Ленина о П.: Ленин В. И., Сочинения, изд. 3, М.-Л., 1931-1934, т. IV. Как чуть не потухла «Искра»?; Запись 29 дек. 1900; т. VI. Рассказ о II съезде РСДРП; Письмо А. Н. Потресову; Шаг вперед, два шага назад; т. VII. Земская кампания и план «Искры»; Рабочая и буржуазная демократия; т. VIII. Две тактики социал-демократии в демократической революции; Социал-демократическая душечка; т. XI. Тактическая платформа меньшевиков; т. XIV. Разоблаченные ликвидаторы; О фракции сторонников отзовизма и богостроительства; Приемы ликвидаторов и партийные задачи большевиков; Письмо А. М. Горькому, 11 апр. 1910; Заметки публициста; т. XV. О положении дел в партии; Наши упразднители; Полемические заметки; Марксизм и «Наша заря»; Против объединения - с ликвидаторами; т. XVII. Плеханов, не знающий, чего он хочет; т. XVIII. Софизмы социал-шовинистов; т. XIX. Фракция Чхеидзе и ее роль.

ПОТЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОУЧЕНИЕ

ПОУЧЕНИЕ - в узком смысле церковная проповедь (см.), в широком же - вообще дидактическое высказывание, обращенное к слушателям или читателям; от П. школьная теория различает слово как проповедь, оформленную по правилам ораторского искусства, и беседу как П., наоборот, безыскусственное, с привносными элементами диалогизма между автором и теми, к кому он обращается. Русская письменность очень рано получила ряд П., большей частью переводных с греческого (как напр. «Златоструй» - болгарский текст X в. сборника слов Иоанна Златоуста). Этот вид литературы оказал влияние на разного рода оригинальные композиции, в том числе на автобиографическое П. Владимира Мономаха детям и братии (начало XII в.), «Моление Даниила Заточника» (первая половина XIII в.), подбор советов «чадам», вошедший в сборник XIV в. «Златая цепь». Церковное проповедничество домонгольского, частью монгольского периода распадается на два главных течения, определившихся в основном социальным составом слушателей и степенью образованности самого автора: в то время как одни говорили и писали в торжественно-панегирическом стиле, употребляя ораторские приемы и прибегая к символу, другие не шли дальше элементарных предписаний, чуждых книжности, но вызывавшихся повседневною жизненной практикой. Из панегиристов и символизаторов известны Иларион («Слово о законе и благодати», ок. 1050), Кирилл Туровский - епископ XII-XIII вв., составитель «слов» на праздники и «притч», так же как «слов», насыщенных символикой, иногда иносказательно-полемических; как ученый истолкователь писания, присоединивший к своей экзегезе и светскую мудрость Гомера, Платона и Аристотеля, в XII в. славился митрополит Климент Смолятич. От представителей безыскусственной практической проповеди сохранились П. Луки Жидяты, Ильи (новгородских епископов XI и XII вв.) и киево-печерского игумена Феодосия (до 1073), дающие ценный бытовой материал вплоть до упоминаний об игре в бабки. В монгольский период к этой манере проповеди примыкают напр. П. с именем Моисея (вероятно тоже новгородского архиепископа XIV в.) «О ротах и о клятвах», «О безвременном пьянстве»; до некоторой степени слияние обеих манер поучения дает во второй половине XIII в. владимиро-суздальский епископ Серапион. Масса анонимных П. с течением времени (конец XIV и XV вв.) входит в сборники церковного и домашнего чтения: «Пролог», «Измарагд», «Златоустник» и др. Небольшая их часть может быть выделена по своему антииерархическому тону и содержанию. Таковы: переделки в проповедь «Епистолии о неделе» (XV-XVI вв.), «Слово о лживых учителях» (XIV в.), которое несомненно связано с движением псковско-новгородских сектантов «стригольников». В этом «Слове», позже использованном старообрядцами, оспаривается кастовый характер духовенства. Еще социальнее насыщен тот же протест в XVI в. в учении беглого холопа Феодосия Косого (ок. 1552), к-рый обвинял духовенство в том, что оно учит «земских властей бояться и дани даяти им» (т. е. платить налог).

Консервативное вообще, проповедничество поповской массы подавлено компиляцией и чтением по готовому, о чем для XVI в. упоминает в своем мемуаре Гейденштейн. Наиболее яркий автор эпохи - митрополит Даниил (1522-1539) с его бытовыми картинками московского позднефеодального общества, оригинальным, вульгаризующим стиль П. языком. Частичный сдвиг П. создан во второй половине XVII в. расколом. В «Беседах» начинателя нового просторечного стиля П., протопопа Аввакума, возобладал протест личности, не считающейся с традицией.

Библиография:

Общей монографии о русском П. как жанре нет. Библиографию отдельных вопросов по авторам и эпохам см. в пособиях: Шляпкин И. А., История русской словесности (Программа университетского курса), изд. 2, П., 1915; Виноградов В., Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума, ст. в сб. «Русская речь», П., 1923, I.

ПОЭЗИЯ И ПРОЗА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЭМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЭТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВДА [ГАЗЕТА]

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВДА [ЖУРНАЛ]

«ПРАВДА» - ежемесячный журнал искусства, литературы и общественной жизни, выходивший в Москве с января 1904 с разрешения предварительной цензуры. Формат «П.» - узкие удлиненные книжки.

Официально редактором-издателем значился В. А. Кожевников (инженер-путеец и драматург), на средства к-рого издавалась «П.». Фактически редакционную работу осуществляли А. Богданов (Малиновский), сотрудничавший в философском отделе, Н. Рожков совместно с М. Н. Покровским, работавшие в отделе общественно-исторических наук, П. Румянцев и М. Лунц, руководившие обозрениями общественно-политической жизни (иностранной и внутренней), и И. Бунин, комплектовавший литературно-художественный отдел. Несмотря на то, что в журнале принимали участие виднейшие большевики того времени, они не сумели обеспечить в «П.» правильной идейно-полит. линии революционного марксизма. В борьбе с идеализмом А. Богданов, А. Луначарский и др. опирались преимущественно на философию Маха, Авенариуса, подготовляя русскую школу эмпирио-критицизма. Не случайно линия философского отдела заслужила одобрение цензора «П.» Никольского, к-рый отметил, что «реалистическое» и «позитивное» направление журнала далеко не тождественно с историческим материализмом и марксизмом.

В общественно-историческом отделе печатались работы крупнейшего историка-марксиста М. Н. Покровского; среди его статей большое принципиально-методологическое значение имели статьи «Идеализм» и «Законы истории» (против неокантианской философии истории Г. Риккерта); но одновременно появлялись статьи историков типа К. Пажиткова.

В первых номерах «П.» в художественном отделе преобладали упадочно-эстетские мотивы, печатались произведения декадентов (переводы из М. Метерлинка и С. Пшибышевского и др.) и стихи пейзажно-лирического характера. Литературная линия И. Бунина, организатора и руководителя отдела, вполне удовлетворяла цензуру, и цензор Никольский писал, что «беллетристическая часть... совершенно лишена тенденции, ничего похожего на радикализм нет». Критико-реалистическая струя оформлялась в журнале с большими трудностями. Вскоре И. Бунину из-за разногласий с социал-демократической частью журнала пришлось оставить руководство отделом. Уход Бунина быстро сказался на характере беллетристики журнала и на отношении к нему цензуры. Начались репрессии: были задержаны произведения Е. Чирикова «Ложь», В. Брусянина «На поле жизни», Никандровича «К свету», Гущина «Братья» (антивоенный рассказ, призывавший к превращению русско-японской войны в революционную войну против царского правительства), китайская легенда «Сказание о том, как великий Богдыхан Шихоал-ти из рода Тсины пожелал уничтожить книги мудрецов» (по существу революционная аллегория, направленная против российского государственного строя). За напечатание рассказа Л. Андреева «Губернатор» против журнала было возбуждено дело.

В «П.» печатались произведения Н. Телешова, Скитальца, Л. Андреева, В. Брусянина, В. Тана и ряда других. Предполагавшееся участие М. Горького не состоялось из-за ареста писателя.

Отдел обозрений, возглавлявшийся большевиком П. Румянцевым, подвергался ожесточенным нападкам со стороны цензуры. «Внутренние обозрения» из номера в номер задерживались цензурой. Составлялись они, по характеристике цензора, «со всеми мельчайшими деталями на основании известий со всей России и из заграничных источников» (из рапорта цензора М. Никольского от 6 апреля 1905) «в чистом и неприкрашенном социал-демократическом духе» (из рапорта от 23 мая 1905).

В результате беспощадного цензурного террора В. Кожевников пошел на уступки и потребовал удаления П. Румянцева. Марксистская группа ответила на заявление издателя коллективным выходом из редакции. П. Румянцев, А. Луначарский, В. Фриче, А. Богданов и др. покинули журнал. Меньшевики-литераторы, пришедшие на смену большевикам, углубили ревизионистские ошибки журнала по вопросам философии, а в вопросах политики оказались в хвосте у либералов. В 1906 «П.» прекратила свое существование.

Библиография:

Марксистская периодическая печать 1896-1906 гг., «Красный архив», 1925, т. 2(9), стр. 231-232 и стр. 185-194 (во «Введении» Вал. Полянского, гл. VII. «Правда»); Большая советская энциклопедия, т. XXII, доп., стр. 352.

ПРАВДУХИН

ПРАВДУХИН Валериан Павлович (1892-) - современный критик, писатель. Р. в семье сельского псаломщика. Окончил историко-философский факультет ун-та им. Шанявского. Был народным учителем, земским лектором. В 1922 редактировал журн. «Сибирские огни». Писать начал с 1914.

Критические статьи П. собраны в сб. «Творец, общество, искусство» (1923) и «Литературная современность» (1926). П. разбирает как разнообразные явления в развитии советской литературы, так и общие вопросы сущности искусства, литературы. Эклектик в своих методологических взглядах, П. разделял ликвидаторскую теорию Троцкого, отрицал возможность пролетарской литературы и ориентировался на так наз. попутническую литературу, отстаивая «эстетически свободное» восприятие произведений.

Последние годы П. оставил критику и выступает в качестве беллетриста-очеркиста («По излучинам Урала», 1929, «Годы, тропы и ружье», 1930), изображает быт казацкой станицы на Нижнем Урале. Повесть П. «Гугенот из Териберки» (1931) была единодушно осуждена критикой за искаженный показ большевистского руководства путиной, идеализацию центрального образа повести - классового врага (Лиллье). П. написаны также этнографические рассказы для детей (книга «В степи и горной тайге», 1934).

Библиография:

I. Кроме указ. в тексте: Охотничья юность, (Рассказы), изд. «Молодая гвардия», (М.), 1933.

II. Полянский В., «Печать и революция», 1925, I; Залесский В., Гугенот из Териберки на фронтах пятилетки, «Литературная газета», 1931, 27 окт.; Селивановский А., Кулацкая тарабария, «Правда», 1931, 4 ноября; Левин Лев, Литература ликвидируемого класса, «Ленинград», 1932, № 1; Карлин С., Против буржуазной опасности в литературе, «На литературном посту», 1932, № 1, и др.

III. Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, М., 1928; Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, М.-Л., 1928.

ПРАГА

ПРАГА Эмилио (Emilio Praga, 1840-1875) - итальянский поэт, драматург, художник. Р. в семье богатого миланского промышленника, позднее разорившегося. В 1862 П. дебютировал сборником стихов «Tavolozza» (Палитра). Прага заявил себя продолжателем романтической традиции, много восприняв у Алеарди, Прати (см.), Гросси. Кардуччи очень одобрительно отозвался о П., говоря, что песни поэта подобны «песне жаворонка», «журчанью ручья в каштановой роще». В первом сборнике П. звучал призыв помочь беднякам, прославлялся домашний уют, обильны описания природы; в последующих все ярче вырисовывалось желание эпатировать буржуазию - поэт ушел в богему, увлекся Бодлером. Угнетающее действие произвела на него неудача второго сборника «Penombre» (Полутени, 1864). В 1867 П. издал «Fiabe e leggende» (Побасенки и легенды), имевшие значительный успех. П. писал также оперные либретто, занимался педагогической работой в консерватории, был художником, совместно с А. Бойто написал комедию «Le madri galanti». Стихи последнего периода вошли в сборник «Trasparenze» (Прозрачности, 1877).

Библиография:

Croce В., La letteratura della nuova Italia, v. I, Bari, 1914-1915; Rossi V., Storia della letteratura italiana, v. III, 9-a ed., Milano, 1928.

ПРАТИ

ПРАТИ Джованни (Giovanni Prati, 1815-1884) - итальянский поэт. Выходец из буржуазной семьи. Получил юридическое образование в Падуанском ун-те. Принимал участие в национально-освободительном движении. Преданность П. делу объединения Италии способствовала избранию его депутатом парламента в 1862 и назначению в 1876 сенатором. П. - один из крупнейших поэтов позднего итальянского романтизма, идеолог либеральной буржуазии. В своих произведениях П. широко использовал темы исторические, бытовые, религиозные, политические. В 1841 П. написал свою первую поэму - «Edmenegarda» (Эдменегарда), появление к-рой было встречено с большим интересом. Поэма разрабатывает тему о женщине, оставленной возлюбленным и отвергнутой мужем, покидающей свет и замыкающей себя в монастыре. В поэме сказалось сильное влияние на П. Байрона и Ламартина, а также Гросси и Манцони. Борьба с «нравственной болезнью» - пессимизмом - была одной из задач П.: в поэмах «Rodolfo» (Родольфо, 1853), «Armando» (Армандо, 1868) и др. П. считал верным исцелением от «болезни» обращение к религии.

Наряду с поэмами П. известен своей лирикой: «Nuovi canti» (1844), «Ballate», книгой сонетов «Memorie e lagrime» (1844), «Psiche» (1876).

Библиография:

I. Opere varie, 5 vv., 1875; Poesie scelte a cura di F. Martini, Firenze, 1892; Poesie varie, 2 vv., Bari, 1916.

II. Giordano C., G. Prati, 1926; Gabetti G., G. Prati, Milano, 1926; Croce B., La letteratura della nuova Italia, Bari, 1914-1915; Ottolini A., G. Prati, vita e opere, Messina, 1919; Orano Р., I moderni, v. V, Milano, 1926; Pascal C., La poesia lirica di G. Prati, Catania, 1929; Фриче В. М., История итальянской литературы XIX в., т. I, М., 1916.

ПРЕВО АНТУАН ФРАНСУА

ПРЕВО Антуан Франсуа, аббат (именуемый Прево д’Эгзиль - abbé Prévost d’Exiles, 1697-1763) - французский романист. Р. в гор. Эдене, в семье королевского прокурора. Пробыв 3 года послушником у парижских иезуитов, поступил в 1716 в армию; в 1720 вновь возвратился в монастырь, став послушником ордена бенедиктинцев. Восемь лет П. провел в разных монастырях, принимал участие в ученых трудах бенедиктинцев, выступал проповедником; но в конце концов начал тяготиться этой жизнью. В 1728 помимо своей воли попал в положение беглого монаха, - П. угрожал арест, и он скрылся в Англию, откуда через год переехал в Голландию. До отъезда П. издал два тома своего первого романа - «Memoires et avantures d’un homme de qualite qui s’est retire du monde» (1728), написанные им в монастыре. В Лондоне П. написал следующие два тома «Записок знатного человека» (первые тома имели значительный успех, всего П. написал 7 томов) и начал новый роман - «Le philosophe anglois, ou Histoire de M-r Cleveland, fils naturel de Cromwell» (Английский философ, или история г-на Клевеланда, побочного сына Кромвеля, 1731). В 1731 П. опубликовал полное семитомное издание «Записок», к которым в виде VII т. приложил «Histoire du chevalier Desgrieux et de Manon Lescaut» (История кавалера де Гриё и Манон Леско), по существу с «Записками» вовсе не связанную. Уже в течение 1731-1733 было выпущено несколько изданий «Манон Леско», и Вольтер в те же годы называл П. в своей переписке «автором Манон Леско », однако во Франции роман вышел впервые в Руане в 1733, но тотчас же подвергся конфискации как «безнравственное сочинение».

В 1733 П. переехал в Лондон и основал здесь еженедельный журнал «Le Pour et le Contre» по образцу «Зрителя» Эддисона. Содержание журнала было крайне разнообразно - тут и критика, и медицина, и происшествия, и археология, и моды. Обширное место уделялось лит-ой критике; журнал знакомил французскую публику с английской литературой; несколько хороших статей было посвящено Шекспиру. Насколько значителен был авторитет журнала, показывает уже то, что Вольтер добивался положительного отзыва в нем о своих сочинениях. За время существования журнала (1733-1740) вышло 20 тт., из коих 17 были написаны самим Прево. В 1734 Прево возвратился во Францию. Папа даровал ему прощение с тем, чтобы Прево снова прошел искус послушничества. В 1735 П. написал «Le doyen de Killerine» (Киллеринский настоятель). В 1736 принц Конти номинально назначил его в свою свиту в качестве придворного священника. В 1740 П. издал «Histoire d’une grecque moderne», навеянную историей M-elle Aisse, черкешенки, воспитанной во Франции. В 1741 П. оказался замешанным в историю одного журналиста, задевшего в своих статьях высокопоставленных лиц (П. уверял, что пострадал невинно), его выслали из Франции, и он провел полтора года в Бельгии и Франкфурте. Вернувшись на родину, Прево приступил к переводам Ричардсона («Памела», 1742; «Кларисса», 1751; «Грандиссон», 1755-1756), причем значительно сократил эти романы (чего не мог простить ему Дидро). С этого времени творчество П. пошло на убыль, но зато слава его была в полном расцвете, пришли годы покоя и благосостояния. В 1754 папа Бенедикт XIV назначил его настоятелем в г. Женн. В последние годы жизни П. разрабатывал генеалогию рода Конти и много переводил с английского (Юма, Шеридана и др.).

Творчество П. является выражением умонастроения французской буржуазии того времени, когда она стала приобретать первенствующее значение в стране. В этом отношении очень характерно пристрастие Прево ко всему английскому, так как именно Англия была в то время передовой буржуазной страной, в к-рой молодая французская буржуазия видела свой идеал и к-рой старалась подражать. Журнал «Le Pour et le Contre», освещавший разнообразные мелочи жизни, близкие третьему сословию, развитие действия романов П. в англ. обстановке («Записки знатного человека», «Клевеланд»), разработка семейных сюжетов («Киллеринский настоятель»), нравоучительный элемент и мелодраматич. окраска романов - все это типичные черты буржуазной литературы. Основной стихией романов Прево являются личные страсти, властвующие над человеком, и среди них прежде всего любовь - роковое, непреодолимое чувство, ведущее героев П. к отчаянию и гибели. «Язык страстей - его природный язык», говорил о Прево Вольтер. Романы П. отличаются прежде всего чрезвычайной сложностью интриги и хаотическим нагромождением зачастую неправдоподобных приключений; однако автору все же удавалось дать верный анализ психологии действующих лиц. Сам Прево считал свои романы пустяками; он неоднократно признавался, что пишет ради денег и что предпочел бы заняться «серьезным делом» (главным образом историей). Это наложило известный отпечаток на его романы: всегда удачнее вначале, они растянуты и многословны. Тем не менее Прево пользовался у современников громкой славой. Вольтер и Дидро восторгались его романами, а Руссо говорил, что «бедствия Клевеленда причинили ему больше горя, чем собственные». Однако шумный успех П. был не особенно продолжительным: уже в начале XIX в. П. больше не читали; Сент-Бёв говорил, что трудно осилить эти бесконечно длинные истории.

Тем более в наше время само имя П. было бы забыто, если бы он не превзошел самого себя, написав «Манон Леско», где он сумел отделаться от всех свойственных ему недостатков и собрать воедино все свои положительные качества. Роман характеризуют: математическая точность и уравновешенность композиции, стремительность изложения, отсутствие хотя бы одной лишней черты; поразительная правдивость изображения действующих лиц; язык, чарующий одновременно страстностью и прозрачностью. Тогда как писатели XVII в. не только в трагедиях, но даже в интимном романе (г-жа де Лафайет) изображали любовь в моменты ее столкновений с нравственными преградами (чувством долга, чести), в «Манон Леско» Прево дал картину любви-страсти независимо от каких-либо нравственных или философских проблем. Эпоха регентства, известная распущенностью нравов и равнодушием к вопросам морали, блестяще зарисована П. в веренице сластолюбцев - поклонников Манон, столь далеких как от суровых героев XVII в., так и от добродетельных идеалов энциклопедистов. На фоне царящего легкомыслия образ де Гриё кажется еще трагичнее. Его подлинная страсть (пагубная - как всегда у П.) оправдывает все его падения. Трагичность этой страсти, не знающей преград, преодолевающей все доводы разума и выдерживающей любые испытания, показана автором как в чередовании исключительных положений героя, так и в психологическом самоанализе де Гриё. В этом отношении «Манон Леско» является наряду с романами Мариво родоначальницей французского психологического романа.

Образ Манон очерчен просто, жизненно и ярко. Автор не осуждает и не оправдывает ее; он зарисовал жизнь, как она есть, но тонкость и глубина его наблюдений сделали из Манон не портрет, а тип очаровательного, но неустойчивого, аморального, «погибшего создания».

По высоте литературного мастерства «Манон Леско» принадлежит к числу величайших шедевров не только французской, но и мировой литературы. Образ Манон вдохновил многих поэтов, художников (Гравело, Тонни Жоанно, Сомов и др.) и музыкантов; на сюжет этого романа написаны оперы Обера (1856), Массне (1884) и Пуччини (1893) и балет Галеви (1836).

Библиография:

I. Большие романы П. были переведены на русский яз. в XVIII в.: Английской философ, или житие Клевеланда, побочного сына Кромвелева, писанная им самим, 9 чч., СПБ, 1760-1771, и М., 1785, изд. 2, СПБ, 1791-1792; История о странствиях вообще по всем краям земного круга, 22 чч., М., 1782-1787; Настоятель Килеринской, 6 чч., СПБ, 1765-1781; Приключения маркиза Г., или Жизнь благородного человека, оставившего свет, 6 чч., СПБ, 1756-1764. Роман этот выдержал в России в XVIII в. три издания; любопытно отметить, что «Манон Леско» появилась впервые лишь в 1790. В дальнейшем «Манон Леско» переводилась неоднократно, в том числе Д. В. Аверкиевым (СПБ, 1892), И. Б. Мандельштамом (М., 1926). Лучший перевод М. А. Петровского, «Academia», M.-Л., 1932.

II. (Dupuis A. N.), Pensées de M. l’abbé Prévôt (sic), précédées d’un abrégé de sa vie écrit par lui-même, P., 1764; (Bernard d’Hery Pierre), Essai sur la vie et les ouvrages de l’abbé Prévôt, при «Œuvres choisies», t. I, 1784-1785; Harrisse H., Histoire du chevalier Des Grieux et de Manon Lescaut, Bibliographie et notes pour servir à l’histoire du livre, Paris, 1875; Его же, L’Abbé Prévost, 1896; Sainte-Beuve С. А., три статьи: a) Portraits littéraires, t. I, P., 1845; b) Derniers portraits, P., 1852; c) Causeries du lundi, t. IX, P., 1853; Brunetière F., Études critiques sur l’histoire de la littérature française, 3-me série, P., 1887; Schroeder V., L’abbé Prévôt, sa vie, ses romans, P., 1898; Lasserre E., Manon Lescaut de l’abbé Prévost, P., 1930. Кроме того ценны следующие вступительные статьи к отдельным изданиям «Манон»: J. Janin (1839), G. Planche (1839), John Lemoinne (1860), Arsène Houssaye (1874), A. France (1877), M. de Lescure (1879), G. de Maupassant (1885), Gauthier-Ferrières (éd. Larousse, s. a.). Лучшее издание «Манон» Glady frères, Paris, 1875 (с предисл. A. Dumas-fils и библиографией A. de Montaiglon).

Предыдущая страница Следующая страница