Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "Р" (часть 2, "РАЙ"-"РВА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 2, "РАЙ"-"РВА")

РАЙС

РАЙС Эльмер (Elmer L. Rice, настоящая фамилия Ф. Райценштейн, 1892-) - современный американский драматург. Закончил с отличием высшую юридическую школу в Нью Йорке. Творческий путь Р., не лишенный своеобразия, показателен для развития мелкобуржуазного реализма США. Судьбы представителей так наз. средних слоев, в частности «белых воротничков» - армии служащих, - основное, что интересует драматурга, поднявшего, как и целый ряд других американских писателей (Шервуд Андерсон, Синклер Льюис и др.), знамя критики монополистического капитала.

Первая вещь Р., поставленная на сцене, - пьеса «On trial» (На суде, 1914, изд. 1919) - является гуманистической критикой буржуазного правосудия, понимаемого автором весьма абстрактно. В пьесе нет и намека на то, что в основе буржуазного права и этики лежит классовое начало, классовый антагонизм.

В послевоенные годы частичной стабилизации капитализма, отмеченные подъемом волны капиталистической рационализации, Р. пишет о машине («Adding machine», 1923, «Subway», 1929), парализующей волю и чувства, не обнаруживая корней капиталистической рационализации; бунт его героев индивидуалистичен, анархичен и обречен на неудачу. Надежды на «просперити» («Street scene», 1929) сочетаются с неприятием американской действительности. Бунтари обращаются в бегство: в богемские кварталы Парижа - «Left bank» (Левый берег, 1931), в экзотические дали Италии - «See Naples and Die» (1929, изд. 1930). После горького разочарования герои пьес Р. обычно возвращаются к отечественным берегам.

В 1932 Р. посетил СССР. Недавно в своем интервью с английским корреспондентом газ. «Эра» он заявил, что советский театр занимает первое место в мире. Он видит также, что «Россия меньше всего стремится к войне», и поэтому стоит за то, чтобы «советской программе оказать всяческую поддержку».

По возвращении из СССР Райс написал пьесу о кризисе «We the people» (Мы народ, 1933). Автор мечется между правдой и ложью, стремясь свое реалистическое изображение падения мелкого накопителя примирить с оправданием капиталистической действительности и апелляцией к закону.

В своей последней пьесе - «Judgement day» (День суда, 1934) - на тему о фашизме в одной из европейских стран автор еще не изжил своих демократических и либеральных иллюзий. Они помешали ему вскрыть классовый смысл фашизма как диктатуры наиболее реакционных слоев буржуазии.

Библиография:

Державин, Америка и советский театр, «Красная газета» от 25/XI 1923; Балашов П., Американская драматургия, в журн. «Иностранная книга», 1934, № 4; Dickinson Th. H., Playwrights of the New American Theatre, N. Y., 1925; Isaacs E. I. R., Critics pleasure, Broadway in review, «Theatre Arts Monthly», 1934, November; Freeman J., Elmer Rice, «New Theatre», 1934, September.

РАКИЧ

РАКИЧ Милан (Милан РакиС›, 1876-) - сербский поэт. Был послом в Софии. Впервые выступил в литературе в начале 900-х гг. Несмотря на то, что за 30 лет своей лит-ой деятельности Р. написал не более 50 стихотворений, он является одним из наиболее читаемых поэтов в Сербии и прочих юго-славянских областях. Р. - поэт-лирик, большой мастер стиха. На его поэзию большое влияние оказали современные ему французские поэты. Темой стихотворений Р. являются обыкновенно пессимистические чувства, горечь жизни, гнет судьбы, но в более поздних произведениях звучат ноты некоторого стоицизма и борьбы. Большой успех имели его стихотворения на патриотические темы (о бое на Коссове), отражавшие боевое настроение сербской буржуазии накануне подготовлявшихся ею балканских войн.

Библиография:

СкерлиС› J., Писци и кСљиге, кСљ. I, Београд, 1904.

РАКОВСКИЙ

РАКОВСКИЙ Георгий (Савва) Стойкович (Георги С. Раковски, 1818-1866) - болгарский поэт и журналист. Как вся жизнь Р., так и его литературная деятельность были тесно связаны с болгарской национальной революцией, по своим движущим силам и по объективному результату являвшейся крестьянской буржуазной революцией. Уже в ранней молодости Р. принимал активное участие в борьбе ремесленников и городской бедноты против сословия чорбаджиев (богатеев), за что, по доносу, был арестован турецкими властями и посажен в константинопольскую тюрьму, где просидел больше трех лет. В 1855 из-за участия в революционном движении эмигрировал, жил в Румынии, Сербии, Греции, России, где неустанно занимался пропагандой идей политического освобождения от турецкого владычества и духовной эмансипации болгар от греческого духовенства. Р. явился первым решительным проповедником идей балканской федерации, в которой он видел путь к освобождению Болгарии. В 1861-1862 под его руководством образовался в Белграде болгарский легион, ставивший своей задачей вторжение в пределы Болгарии во время войны Сербии с Турцией, чтобы поднять восстание народных масс. Литературная деятельность Р. явилась одним из орудий его политич. борьбы.

В ряде произведений, к-рые были задуманы автором как исторические исследования и к-рые на самом деле имеют значение лишь как беллетристические произведения, Р. доказывает величие Болгарии в прошлом, которое сравнивается с печальным настоящим. Его исторические идеи, ничего общего не имеющие с наукой, проникнуты ярким национализмом. Но было бы глубоко ошибочным считать Р. типичным буржуазным националистом. В понятие «народ» Р. не включал чорбаджиев, считая их такими же врагами болгарского народа, как греческий патриархат или турецкий султанат. Эта сторона мировоззрения Р. делает его предшественником и учителем крупнейших болгарских революционеров.

В своей поэме «Горский путник» (напис. 1854, напеч. 1857) Р. воспевает болгарских гайдуков, мстящих турецкой власти и турецкой буржуазии за обиды, нанесенные бедноте. Эта поэма, проникнутая большим революционным пафосом, является образцом болгарской революционной поэзии. Образцом политического памфлета является его брошюра «Прьсельние в Руси или руската убийствена политика за българыты» (Переселение в Россию или политика, убийственная для болгар, 1861). Она направлена против переселения болгар в Россию, разоблачает хищническую политику крепостной России. «Куда вы идете, милые братья болгары? Знаете ли вы, что такое Россия? Знаете ли вы, какое рабство и какие вечные муки ждут вас там? Вас продадут и поделят между несколькими помещиками, которые, уделив вам немножко земли, чтобы вы построили себе более простые и бедные хижины, чем у цыган, заставят работать насильно кнутом, денно и нощно работать на них, как лошади, только из-за одежды и пищи. Да и то какая одежда и какая пища! Сырые кожи и черный хлеб, как земля. Вы будете их вечными рабами и они будут вас перепродавать друг другу, как скотов, как им заблагорассудится».

Большинство литературных произведений Р. проникнуто призывом к борьбе за национальное освобождение болгарского народа.

Разносторонняя деятельность Р. - поэта, журналиста, историка, политика - окружила имя неукротимого революционера легендарной славой. Умер он от туберкулеза в Бухаресте как раз на пороге того массового революционного движения, о к-ром он мечтал.

Библиография:

I. Съчинения, Избор, характеристика и обяснителни бележки от М. Арнаудов, София, 1922; Страница из историята на българското възраждане, в сб. «Мысъл», кн. II, София, 1910.

II. Арнаудов М., Г. С. Раковски, София, 1929; Пенев Б., Биография (Раковского), и Арнаудов М., Поетическо дело, в сб. «Г. С. Раковски», София, 1917; Шишманов Ив. Д., Раковски като политик, и Арнаудов М., Раковски и «Горски Пътник», в «Сборнике на българската академия наукить», кн. IX (клонъ истор.-филолог.), София, 1918; Кабакчиев Хр., Българскить революционери Раковски, Каравеловъ, Левски и Ботйов за Балканската Федерация, София, 1915; Бакалов Г., Нашите революционери Раковски, Левски, Ботев, София, 1924.

РАКУГО

РАКУГО - японское слово, означающее комический рассказ или анекдот. Под этим названием обычно известны рассказы, читаемые профессиональными рассказчиками (ракугока) гл. обр. на эстраде, где они выступали до последнего времени наряду с певцами и музыкантами. Как по форме, так и по содержанию эти рассказы чрезвычайно разнообразны. Иногда они имеют характер анекдота, иногда же представляют собой довольно длинный рассказ. Действующими лицами наряду с людьми (чаще всего простаками-крестьянами, мелкими городскими обывателями и пр.) выступают также животные (напр. блохи). Этим самым Р. иногда напоминают басни. Действие происходит как в старое время, так и в современную нам эпоху. Комический элемент в них составляют не только положения, в к-рых оказываются действующие лица, но также игра слов, метафор и пр. Почти всегда наиболее комическим бывает окончание рассказа. Авторами Р. являются как сами рассказчики, так и специальные составители таких рассказов, которые подчас бывают помощниками рассказчиков. Наибольшей известностью пользуются рассказчики: Санйотей Энтио - автор «Кентсуку Юка» (Бранящаяся ниша), Санйотей Энсей - автор «Ханами Дзаке» (Водка Ханами), Каминаримон Дзироку - автор «Хацуюки» (Первый снег), Такадзава Ротей и мн. др.

Библиография:

Ракуго Дзенсю, 3 тт., изд. Дай Нихон Юбенкай, Кодан-ся, Токио, 1929.

РАМАЯНА

РАМАЯНА (Ramayana) - знаменитый эпос древней Индии, получивший свое окончательное оформление между IV в. до н. э. - II в. н. э. В отличие от Махабхараты (см.) Р. представляет собой сравнительно стройное целое и по композиции и по развертыванию сюжета. Индийские поэтики называют мифического автора Р. - Вальмики - «первым поэтом» (адикави), а саму Р. - первым художественным эпосом (кавья - см.). Действительно в Р. уже четко выступают черты творческого метода позднейшего стиля кавья: насыщенность изложения лиризмом; тщательное выписывание картин природы, приобретающих часто символический характер; обилие стилистических украшений - сравнений, поэтических тропов и фигур, многозначных выражений, осуществляющих принцип «двойного смысла» (dhvani).

Двадцать четыре тысячи двустиший (шьлока) Р. разделены на семь книг, именуемых:

1. «Книга о детстве» (Рамы, героя Р.);

2. «Книга о (царском дворе в) Айодхья»;

3. «Книга о (жизни изгнанника Рамы в) лесной пустыне»;

4. «Книга о (союзе Рамы с обезьяньим царем в) Кишкинда»;

5. «Прекрасная книга» (об острове Ланка - царстве злого духа Раваны, похитителя супруги Рамы - Ситы);

6. «Книга о бое» (обезьяньего войска Рамы с войском демонов Раваны);

7. «Заключительная книга».

Основной фабулой является история царственного изгнанника Рамы и его верной супруги Ситы, их жизнь в лесном уединении, похищение Ситы царем злых духов (ракшаса) Раваной, поиски ее Рамой, его союз с обезьяньим царем, осада острова Ланка - царства Равана, бой обезьян с ракшасами и единоборство Рамы с десятиголовым Раваной, победа его, освобождение Ситы и последняя разлука с ней Рамы. Разумеется, не все элементы фабулы одинаково древнего происхождения, на ней есть позднейшие наслоения, и весьма вероятно, что первая и седьмая книги, полагающие начало культу Рамы как воплощения Вишну, являются позднейшей интерполяцией. Популярность Р. огромна, об этом свидетельствует обилие ее версий (важнейшие - так наз. бомбейская, западная и бенгальская); ее влияние на позднейшие литературы Индии ни с чем не сравнимо; в драматической и в метрической формах, на санскрите и на новоиндийских языках бесконечно разрабатывались эпизоды Р., развертывались отдельные образы - образы Рамы, его преданного брата Лакшманы, отважного и ловкого обезьяньего витязя Ганумана и в особенности кроткой Ситы, ставшей символом супружеской верности и чистой женственности. На европейские литературы Р., с к-рой европейцы ознакомились очень поздно, не оказала влияния.

Библиография:

I. Переводы на европейские языки: на английский - R. T. H. Griffith, Benares - L., 5 vv., 1870-1874 (стихотв.); М. М. Dutt, Calc., 1892-1894 (прозаич.); на франц. - Н. Fauche, 9 vv., P., 1835-1858, двухтомн. издание, Р., 1864; A. Reussel, 2 vv., P., 1903; на итальянский - G. Corresio, 10 vv. (5 vv. - оригинальн., 5 vv. - перев.), Р., 1843-1858. Сокращенный пересказ в стихах - Romesh Dutt, Ramayana, L., 1899. Кроме того есть переводы отдельных эпизодов Р. и на немецкий язык.

II. Jacobi H. G., Das Ramayana, Bonn, 1893; Baumgartner A., Das Ramayana und die Rama-literatur der Inder, Freib. i/B., 1894; Oman J. C., The great Indian epics, L., 1899; Dine sachandra Sena, The Bengali Ramayanas, Calc., 1920.

РАМИЕВ З. С.

РАМИЕВ Закир Садыкович (псевд. Дардменд) (1859-1921) - татарский поэт. Р. в купеческой семье в д. Зирган б. Оренбургской губ. Некоторое время учился в Константинополе. По возвращении оттуда Р. совместно с братом организовал добычу золота на Урале; впоследствии стал крупным золотопромышленником. После революции 1905 руководил газ. «Вакыт» и журн. «Шуро» - органами татарской либеральной буржуазии.

До 1908 литературная деятельность Р. носила случайный характер. Расцвет его поэтической деятельности начался с 1908. В первом своем произведении - «Корабль» - Рамиев воспевал татарскую нацию в аллегорическом образе парусного корабля, плывущего неизвестно куда «по волнам будущего».

Для произведений Р. характерно сочетание скептицизма с проповедью эпикуреизма. Эта идейная направленность получила четкое выражение в стихотворении «Хаят» (имя женщины или по-арабски «жизнь»). Идеей бренности бытия и призывами «ловить момент» пронизаны и другие произведения Р.: в них заметно влияние средневековых фарсидских и турецких придворных поэтов-скептиков, которым он в некоторой степени подражал и к-рых также переводил. Известное влияние на творчество Р. имели и русские символисты начала XX в.; оно выражалось в отчужденности от общественных течений, в страхе перед революционной перестройкой действительности. Этим антисоциальным тенденциям соответствовал у Р. его «аристократический» язык, который он насыщал абстрактными понятиями, символами, арабскими, фарсидскими, турецкими, казанскими словами и оборотами речи, пренебрегая живой разговорной народной речью.

Один из излюбленных мотивов его лирики - это мотив природы, к которой поэт относился пассивно, созерцательно. Р. - буржуазно-эстетский поэт - иногда не прочь был наставнически поучать своих собратьев-писателей, призывая их служить чистому «искусству для искусства».

В пооктябрьский период своего творчества Р. проводил резко враждебные пролетарской революции идеи, изображая ее в виде оргии «бесов, вытеснивших невинных ангелов».

Библиография:

Дардменд, Собрание стихотворений, с библиографическим очерком и предисловием, Казань, 1928; Сборник татарской литературы (переводы отдельных стихов), ГИХЛ, 1931.

РАМИЕВ С. Л.

РАМИЕВ Сагит Лутфуллович (1880-1926) - татарский поэт. Р. в семье муллы-лесопромышленника в деревне Акманово б. Оренбургской губ. Учился в медрессе в Оренбурге. В 1906 активно участвовал в революционном движении среди татар, примкнув к татарским эсерам, редактировал орган этой партии - «Тан Юлдузы» (Полярная звезда). После его закрытия сотрудничал в бурж. газетах. В 1916 Р. очутился в списке сотрудников уфимской жандармерии, в том же году был исключен из их числа в виду непредставления необходимых для охранки сведений.

Начало поэтической деятельности Р. относится к 1906. Первые его произведения носили общий для большинства татарских поэтов того времени просветительский характер. Начиная с 1907 стихи Р. принимают ярко индивидуалистическую окраску; в них поэт возвеличивает свое «я», призывает «не подчиняться» законам человеческого общества. В основном же многие произведения Р. того времени («Я», «Человек», «Обманулся» и др.) глубоко пессимистичны. С течением времени в его творчестве развиваются религиозно-мистические мотивы.

После Октября Рамиев постепенно отошел от лит-ой жизни, ограничившись написанием 2-3 стихотворений и одной незаконченной поэмы под названием «Христос свободы», противоречивой и реакционной по своему содержанию.

Рамиев также известен как переводчик русских и зап.-европейских классиков. Он играл большую роль в развитии татарского стиха: впервые ввел тонику.

Библиография:

I. Сборник татарской литературы (перев. отдельных стихов Р.), ГИХЛ, 1931.

II. Ибрагимов, Татарские поэты, 1913; Журн. «Безнен Юл», 1926, № 3, и 1927, № 3.

РАМЮЗ

РАМЮЗ Фердинанд (Charles Ferdinand Ramuz, 1878-) - французский писатель. В своих романах рисует картины из жизни мелкой буржуазии, ремесленников, крестьян романской Швейцарии. Творчество Р. проникнуто духом буржуазного гуманизма. Сочувственно изображая тяжелые условия труда при капиталистической эксплоатации, автор выбирает героев, не способных к революционному протесту, смиренно принимающих свою участь. Сдвиги, происходящие в современной капиталистической деревне, расслоение, рост противоречий в ней ускользают от писателя («La fete des vignerons» - «Праздник виноградарей», 1929). Для Р., выражающего настроения мелкой буржуазии периода разложения капитализма, характерна сгущенная, тревожная атмосфера его романов: ничтожные с виду события вносят смятение в захолустную жизнь. С реализмом в описании быта и характеров Р. соединяет символизм и склонность к мистике («La guerison des maladies» - «Исцеление недугов», 1924, «Joie dans le ciel» - «Радость в небе», 1924). Его колеблющееся сознание мелкобуржуазного интеллигента пытается под материальной видимостью найти сокровенный смысл («Beaute sur la terre» - «Красота на земле», 1928). Рамюз проявляет особенный интерес к сфере подсознательного, определяющего поступки его персонажей.

В романах последнего времени Р. переходит от истории отдельных героев к изображению психологии коллективов. Неуравновешенность сознания выражается в отказе от логического развития повествования. Это подчеркивается импрессионистской манерой выражения. Р. пытается сохранить непосредственность в передаче мысли, ощущения, минутных впечатлений. Отсюда зачастую туманность и тяжеловесность стиля.

Библиография:

I. Кроме указ. в тексте: Aline, P., 1905; Aime Pache, peintre yaudois, P., 1911; Passage du poete, Geneve, 1923; Les signes parmi nous, Lausanne, 1921; Farinet ou la fausse monnaie, P., 1932, и др.; Затравленный (Jean Luc persecute), Роман, перев. К. Варшавской и Н. Вольпин, изд. «Прибой», Л., 1927; Алина, Роман, перев. Л. М. Ворковицкой, изд. «Биб-ка всемирной литературы», Л., 1928.

II. Lefevre F., Une heure avec..., 1-re serie, P., 1924; Martin du Gard M., Feux tournants, P., 1925; Pour ou contre C. F. Ramus «Cahiers de la quinzaine», 1926, p. 9-200; Kohler P., L’art de Ramuz (с библиогр.), Geneve, 1929; «Вестник иностранной литературы», 1928, VIII; Г., «Известия ЦИК и ВЦИК СССл, 1928, 25 июня (отзыв о русск. перев. «Алины»).

III. Thieme, Bibliographie de la litterature francaise de 1800-1930, P., 1933.

РАНТАМАЛА

РАНТАМАЛА Илмари (Algoth Untola, псевд. Irmari Rantamala, 1868-1918) - финский писатель. Сын крестьянина из восточной Финляндии, Р. с ранних лет работал батраком. Уже взрослым поступил в Учительскую семинарию, по окончании к-рой некоторое время учительствовал. С 1898 в течение ряда лет жил в Ленинграде, где усиленно занимался самообразованием. Работал в качестве журналиста и принимал участие в деятельности революц. организаций. По возвращении в Финляндию Р. примкнул к национально-консервативной партии, став даже редактором разных ее изданий. В годы войны Р. вновь резко повернул влево. Во время революции 1918 стал целиком на сторону пролетариата. Опубликовал в центральном органе соц.-дем. рабочей партии «Рабочий» ряд пламенных статей с призывами к вооруженной борьбе рабочего класса в союзе с крестьянством. В своих популярных фельетонах Рантамала вскрывал всю гнилость и продажность национально-буржуазных партий. В мае 1918 он был расстрелян финскими белогвардейцами.

Р. - один из выдающихся писателей Финляндии. Почти все творчество его посвящено изображению капиталистического города. Р. дал широкую картину эксплоатации и угнетения широких слоев трудящихся. В его романах («Harhama», «Martva») перед глазами читателя проходят картины биржевых спекуляций, подлогов и обмана, к-рыми достигаются богатство и роскошь правящих классов. Давая реалистически-правдивую картину современного буржуазного общества, Р. однако далек от настоящих революционных выводов. Герой его первого и в художественном отношении наиболее ценного романа «Harhama» (Заблуждение, 1909) мечется от одной крайности к другой в поисках выхода из буржуазного общества, «в поисках жизненной правды». Так, пламенный борец в рядах революционных рабочих, интернационалист, он неожиданно становится на сторону буржуазных националистов Финляндии. От увлечения атеизмом и борьбы с буржуазными предрассудками он легко переходит к религиозности и пацифизму. Эти метания, изображенные в автобиографическом романе, характеризуют как мелкобуржуазного анархиста не только его героя. Черты анархизма и индивидуализма характерны для всего творчества Р. в целом. Выходец из крестьянства угнетенной страны, Р. в своем творчестве отобразил идеологию и настроения этой социальной группы. Его революционность - это революционность крестьянина-бунтаря, хотя устами рабочего Николая из романа «Заблуждение» Р. и высказывает мысль, что освобождение человечества возможно только через пролетарскую революцию. Р. мечется между революционной борьбой и своеобразным богоискательством, интернационализмом и национализмом. Неустойчивость его мировоззрения наложила свой отпечаток и на стиль романа. В основном реалистический, он неожиданно осложняется элементами космизма и даже мистицизма. Чисто реалистическими являются его повести из жизни крестьян, стоящие на значительной художественной высоте. Таковы его «Avuttomia» (Беспомощные, 1913), «Turmantalo» (Дом несчастья, 1917) - оба из жизни бедняков-арендаторов (торпарей), разоряемых растущей деревенской буржуазией. Кроме того Р. написал целый ряд высоко художественных рассказов из жизни современной деревни. Большинство из них написано под псевдонимом Майю Лассила (Maiju Lassila). К ним относятся: «Tulitikkuja Lainaamassa» (В поисках спичек, 1910), юмористическая повесть из жизни крестьян восточной Финляндии «Elaman vaihteessa» (На переломе жизни, 1912), «Rakkautta» (Любовь, 1912), «Liika viisas» (Слишком умный, 1915), «livana» (Иван, 1915) и др. Много внимания Р. уделял также отображению детской психологии: «Pojat asialla» (Мальчуган за делом, 1911), «Tytot talosilla» (Девочки играют в домохозяйство, 1912), «Isa ja poika» (Отец и сын, 1914) и др. Рантамала - автор также нескольких пьес: «Nuori myllari» (Молодой мельник, 1912), «Luonnon Lapsia» (Дети природы, 1912) И др.

РАПИСАРДИ

РАПИСАРДИ (Mario Rapisardi, 1844-1915) - итальянский поэт. Долгое время был доцентом и профессором в Катанье. От монархических идей перешел к республиканским; был сторонником позитивистской философии и учения Дарвина. В поэзии Р. выступил противником Кардуччи, хотя и был к нему по характеру своего творчества довольно близок. Р. написал ряд философских поэм - «La Palingenesi» (Возрождение, 1868), «Lucifero» (Люцифер, 1877), «Giobbe» (Иов, 1884), «L’Atlantide» (Атлантида, 1894). В поэмах Р. заметно проступают социалистические тенденции; в «Углекопах» Р. изобразил положение рабочего класса, впервые коснувшись в итальянской поэзии этого вопроса. В своих поэмах Р. выводил титанов, стремился к монументальному искусству, к большим полотнам; его занимали вопросы реформы религии, свободы человеческого разума, проблема мировой истории. В творчестве Р. можно проследить влияние Гюго («Contempactions»), Виньи. Фашистская критика использовала творчество Р., считая его поэтом «родины, героизма и славы», и, сравнивая с зарубежными великими поэтами, находит, что равных ему в Италии нет. Сам Р. в сонете «Precipita la notte» относит к лучшим своим произведениям «Иова», «Poesie religiose» (Религиозные стихи, 1887), «Poemetti» (Маленькие поэмы, 1885-1907). Р. переведены на итальянский язык - «О природе вещей» Лукреция, (1880), «Освобожденный Прометей» Шелли (1892), оды Горация (1897), Катулл (1889) и др.

Библиография:

I. Opere ordinate e corrette da esso, 6 vv., Katania, Giannotta, 1894-1897; Poemi, liriche e traduzioni di M. Rapisardi, Palermo, 1911.

II. Niceforo R., M. Rapisardi, 1872; Carducci G., Opere, v. IV, Bologna, 1889; Croce В., La letteratura della nuova Italia, v. II, Bari, 1914-1915; Pascal C., L’opera poetica di M. Rapisardi, Catania, 1914 (переизд. в 1929); Samperisi G., La poesia di M. Rapisardi, Palermo, 1926; De Gubernatis A., M. Rapisardi, Milano, 1926; Di Rosa G., Il poeta dell’uman genio: M. Rapisardi, 1926; Perticone G., L’opera di M. Rapisardi, 1926; Rosina G., M. Rapisardi, 1926; Stazzone Russo A., Saggi sulle liriche di M. Rapisardi, Vibo Valentia, 1928; Rapisardi M. e Carducci G., Polemika, 5-a ed., Catania, 1928.

«РАПП»

«РАПП» - см. Пролетарская литература.

РАПП

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАПСОДЫ

РАПСОДЫ (согласно античным объяснениям термина - «сшиватели песен» или «певцы с жезлом в руке») - профессиональные исполнители эпических, гл. обр. гомеровских поэм в классической Греции; странствующие певцы, декламировавшие поэмы с жезлом в руке (жезл - символ права выступать на собрании).

Рапсодика относится уже к более поздней стадии развития эпоса, к эпохе больших поэм с более или менее закрепленным текстом; на более ранней ступени эпическая песня импровизировалась аэдом, певцом, сопровождавшим свое пение бряцанием на лире. На рапсодической стадии исполнение уже отделилось от творчества, хотя отдельные Р. могли быть одновременно и поэтами (см. Гезиод). В историческую эпоху большие поэмы исполнялись обычно на празднествах в форме состязания Р. Гомеровские поэмы рассчитаны уже на рапсодическое исполнение, хотя в самых поэмах, действие к-рых отнесено к далекому прошлому, упоминается лишь об аэдах. Р., иногда объединенные в целые школы, сыграли, повидимому, значительную роль в деле собирания греческого эпоса на стадии его разложения. Древность представляла себе Гомера рапсодом, а гомеровская критика (см. Гомер) приписывала Р. создание гомеровских поэм, объединение отдельных малых песен в большой эпос.

Библиография:

Schmid W., Geschichte der griechischen Literatur, T. I, Bd I, Munchen, 1929, S. 156 ff. (дана литература).

РАСИМ

РАСИМ Ахмед (1876-1933) - турецкий писатель. Р. в Стамбуле в мелкобуржуазной семье. Сейчас же по окончании школы - интерната для сирот - занялся лит-ой деятельностью. Писал много и в самых разнообразных областях. Р. известен как беллетрист, поэт, очеркист, детский писатель, переводчик, лингвист, историк. Писал почти во всех газетах и журналах своего времени. Творчество Расима развертывалось в период борьбы и смены разных течений - «Тензимат», «Эдебият джедиген», «Феджры Ати» и др. (см. Турецкая литература). Р. не примыкал ни к одной из существовавших тогда литературных школ. Идеолог городских мелкобуржуазных слоев, Р. писал гл. обр. мелкие реалистические рассказы, окрашенные юмором. Основное внимание в этих рассказах Р. уделял бытовым картинам старого Стамбула. Главные произведения его собраны в сборники: «Умр Эдеби» (Литературная жизнь, 4 тт.), «Эшкал-Заман» (Картины времени), «Мухарир, Шаир, Эдиб» (Писатель, поэт, литератор) и др. Р. писал простым, понятным для широких масс языком. Р. - один из самых популярных «народных» писателей. Р. долго работал с знаменитым турецким публицистом Махмуд Садыком. Близок к Р. по реалистическим тенденциям своего творчества, юмористически окрашенного, Рахми Гуссейн (см.). Помимо рассказов наибольшее значение из написанного Р. имеет его грамматика турецкого языка, являющаяся одной из лучших, и 4-томник «Османская история».

Библиография:

Исмаил Хабиб, История новой турецкой литературы, Стамбул, 1925; Исмаил Хикмет, История турецкой литературы, т. I, ч. 2, Баку, 1925.

РАСИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАСКОЛЬНИКОВ

РАСКОЛЬНИКОВ Федор Федорович (псевдоним Ильина, 1892-) - советский писатель и журналист. Происходит из семьи духовного звания. Член ВКП(б) с 1910. С 1911-1914 работал в партийной прессе. Во время войны 1914 - во флоте. После Февральской революции руководил кронштадтской газетой «Голос правды», был председателем Кронштадтского совета. В октябрьские дни - участник боев под Пулковым. После Октября - комиссар морского генерального штаба, замнаркоммора, командующий волжской флотилией, член РВС восточного фронта. В 1919 - участник взятия Казани, командующий Каспийской флотилией. В 1920 - командующий Балтфлотом. С 1921-1923 - полпред в Афганистане. С 1924-1930 редактировал журнал «Красная новь», был членом коллегии Наркомпроса и начальником Главискусства. С 1930-1934 - на дипломатической работе. Награжден двумя орденами Красного знамени.

Внимание Р.-писателя сосредоточивается гл. обр. на исторически-значительных событиях общественной жизни. Он пишет трагедию «Робеспьер» (1930), трагедию мелкобуржуазной революционности, вступившей в конфликт как с потребностями упрочивающей свое господство крупной буржуазии, так и с потребностями пролетарских трудящихся масс. Позднее дает серию очерков-рассказов под общим заглавием «Рассказы мичмана Ильина» (1934), в которых воспроизводит яркие страницы недавнего прошлого - разгон учредительного собрания, гибель черноморского флота, продвижение и действия каспийской флотилии и т. п. события, участником которых был он сам, «мичман Ильин». Широта политического и исторического диапазона писателя делает произведения его глубоко содержательными. Однако Р. недостает живости и реалистичности изображения. В трагедии «Робеспьер» главный герой трагедии Робеспьер, так же как и его ближайший соратник Сен-Жюст, не получил реалистич. разработки. В «Рассказах мичмана Ильина» Р. излишне лаконичен, дает подчас протокольную запись событий и не всегда раскрывает причинную обусловленность совершившегося. Так, в рассказе о гибели черноморского флота не раскрывается историческая необходимость этого акта. Рассказы Раскольникова фрагментарны и могут служить источником для создания широких эпических и драматич. полотен. Р. произведена переработка романа Толстого «Воскресение» для сцены (поставлена в МХАТ им. Горького). Стремясь не отступать от текста романа, Р. создал пьесу, распадающуюся на ряд эпизодов, скрепленных ролью ведущего.

Библиография:

I. Робеспьер, Социальная трагедия в 4 д. и 6 карт., «Красная новь», 1930, I; То же, отд. изд.; Робеспьер, ГИХЛ, Ленинград - Москва, 1931; Кронштадтцы. Из воспоминаний (1917), изд. «Молодая гвардия», Москва, 1931; То же, 2 издание, Москва, 1932; Рассказы мичмана Ильина, изд. «Советская литература», Москва, 1934; Рассказы комфлота, издание Жургазобъединения, Москва, 1934.

II. Отзывы: Гунн, «На литературном посту», 1930, VII (о «Робеспьере»); Нанич Р., «Искусство», 1929, I-II (о пьесе «Воскресение»); Полякова М., «Новый мир», 1934, II; Красноставский М., «Знамя», 1934, V; Вишневский Вс., «Художественная литература», 1934, V; Буднев В., «Литературная газета», 1934, 12 марта; Курт Леонид, газ. «Красная звезда», 1934, 2 авг., и др.

РАСМУССЕН

РАСМУССЕН Эмиль (Lauritz Emil Rasmussen, 1873-) - датский писатель. Р. в буржуазной семье. Много лет путешествовал по Европе, Азии и Африке.

В своем творчестве Р. ярко отражает настроения верхушечных слоев буржуазии, совершенно оторванных от капиталистического производства, жизненной целью к-рых становится погоня за разнообразными формами наслаждения. Действие почти всех произведений Расмуссена перенесено на юг, в экзотические страны. Герой Р. - человек-зверь, всецело подчиненный своим страстям и инстинктам. Все романы Р. почти без исключения целиком посвящены чисто сексуальным проблемам: «Mafia» (Маффия, 1906), «Den kolde Eros» (Холодный Эрос, 1908), «Skrifte maals djaevelen» (Дьявол исповеди, 1915), «Hvad Kvinder vil» (Чего хотят женщины, 1910), «Hvad Kvinder hoster» Что пожинают женщины, 1912), «Via del Inferno» (1913), «Det polske Blod» (Польская кровь, 1918) и др. Эротика тут превращается в основной вопрос жизни. К какой бы среде и стране ни принадлежали его герои, все они без исключения дегустаторы жизни, основной проблемой существования которых является наслаждение. Человек, беспомощная пешка «извечных» страстей и инстинктов, всецело подчиняется голосу крови («Польская кровь»).

Типичный импрессионист, блестящий стилист, Р. своими романами приобрел широкую известность среди буржуазных кругов современной Дании. Провозглашался в свое время датским Д’Аннунцио. Все его творчество стоит однако на уровне современного буржуазного чтива.

РАССКАЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАССУЖДЕНИЕ

РАССУЖДЕНИЕ - один из трех элементов сочинения, устанавливаемый традиционной стилистикой и определяемый как раскрытие частей целого в их логической последовательности, как доказательное развертывание мысли по определенной схеме (см. «Хрия»). По существу Р. есть форма изложения научной прозы или ораторской речи, однако элементы этих видов речи могут входить в структуру художественного произведения (в авторских отступлениях, во включении тех или иных сведений, необходимых для развертывания повествования, в раскрытии моральной значимости изображаемых событий, иногда в речах действующих лиц и т. п.) и даже создавать особые жанры дидактической литературы (см.).

РАТГАУЗ

РАТГАУЗ Даниил Максимович (1869-?) - поэт. Учился на юридическом факультете Киевского университета. Печататься начал с 1888. Поэт городских буржуазно-мещанских слоев, Р. дал глубоко аполитичную, любовно-сентиментальную, убаюкивающую лирику. Настроения и образы его лирических стихотворений шаблонны, Р. гонится за внешней красивостью и чувствительностью. Стихи его отличаются мелодичностью и музыкальностью. Около двух 10-летий сентиментальная лирика Р. была широко известна в обывательских мещанских кругах. Популярность Р. поддерживалась тем, что многие из его стихотворений были переложены на музыку (Чайковский - «Мы сидели с тобой у заснувшей реки» и др., Гречанинов, Кюи, Рахманинов, Ипполитов-Иванов). Февральскую революцию Р. приветствовал гимном «1-е марта 1917». Но скоро восторженные гимны Р. сменил на песни тоски и злобное улюлюканье по адресу пролетариата. Эмигрировав в 1922, Р. примкнул к резко враждебным СССР политическим и литературным белоэмигрантским группам.

Библиография:

I. Полное собр. стихотворений, 3 тт., СПБ, 1909-1910; Избранные стихотворения, издание Биб-ки «Гонг», Киев, 1910; Избранные стихотворения, изд. «Всеобщей биб-ки», П., 1916; Мои песни, М., 1917; Мои песни, изд. О. Дьяковой, Берлин, 1922.

II. Брюсов В., Далекие и близкие, М., 1912; К. Р., Критические отзывы, П., 1915; Гумилев П., Письма о русской поэзии, П., 1923, стр. 83, 84, 206; Перцов П. П., Русская поэзия 30 лет назад, в сб. «Свиток», М., 1926, № 4.

III. Владиславлев И., Энциклопедический словарь, изд. Гранат, изд. 7, т. XI (прилож.); Писатели современной эпохи, т. I, Под редакцией Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928.

РАУДСЕПП

РАУДСЕПП Гуго (1883-) - эстонский писатель. В молодости переменил ряд профессий, с 1907 становится журналистом. С 1917 по 1920 - активный работник партии эсеров, от к-рой входил в секретариат учредительного собрания буржуазной Эстонии (1919-1920). Отказавшись в 1920 от политической деятельности, Р. посвятил себя всецело литературе. Р. - автор ряда небольших рассказов, критических статей по вопросам литературы и театра и большого количества фельетонов. В 1923 вышла из печати его первая комедия «Демобилизованный глава семьи» на тему о ломке быта в послевоенное время. Вслед за этой комедией Р. написал более десятка пьес, по преимуществу бытовых. Некоторые комедии ставились в центральных театрах по сто и больше раз. Большинство из них пользуется большим успехом, переводилось на другие языки (финский, латышский) и ставилось также и на латышских и финских сценах.

У современной эстонской буржуазной критики Р. стяжал лавры «крупнейшего драматического писателя». На самом же деле пьесы Р., пользующиеся большим успехом среди мелкобуржуазного зрителя, стоят на довольно низком художественном уровне.

Критика Р. направлена гл. обр. против буржуазных выскочек, кулаков, мнящих себя барами, и других ненавистных мелкому буржуа типов.

РАУПАХ

РАУПАХ Эрнст Вениамин (Ernst Raupach, 1784-1852) - немецкий драматический писатель. Был долгое время домашним учителем в Петербурге, а с 1816 там же профессором в Педагогическом институте. В конце 1821 Р. за вольнодумство был отставлен от профессуры. После путешествия в Италию издал свои «Письма» под псевдонимом Гирземенцель (Lebrecht Hirsemenzels, eines deutschen Schulmeisters, Briefe aus und uber Italien, 1823), впоследствии пародированные Иммерманом в его «Мюнхгаузене». С 1821 Р. всецело отдался драматургической деятельности. Длинный ряд его драм и трагедий посвящен изображению исторических деятелей: «Конец Кромвеля» (Cromwells Ende, 1841), «Мирабо» (Mirabeau, 1850) и др., большой цикл «Die Hohenstaufen» (Гогенштауфены, 1837 (16 драм: от Фридриха Барбароссы до Конрадина)). Несколько пьес Р. так или иначе касаются России: «Timoleon der Befreier» (Тимолеон Освободитель, 1814), где в изображении древних Сиракуз даны явные намеки на русских деятелей в период борьбы с Наполеоном; «Die Fursten Chawansky» (Князья Хованские, 1810), где основой сюжета взят стрелецкий бунт; «Die Leibeigenen oder Isidor und Olga» (Крепостные, или Исидор и Ольга, 1826), где с точки зрения либерального буржуа рисуется гнет крепостного права в России. Многочисленны также комедии Р. («Dramatische Werke komischer Gattung», 4 Bde, 1829-1835).

Проводя в своих пьесах идеологию либерального бюргерства своего времени, Р. обнаруживает немало знаний и технической сноровки, но в целом его продукция явно подражательна. Однако искусно приноравливаясь к вкусам публики, Р. добился популярности «второго Коцебу».

Собственно для России имеет некоторое значение деятельность Раупаха не как драматического писателя, а как либерального педагога, преследовавшегося за распространение «вольномыслия».

Библиография:

Raupach Р., E. Raupach, Berlin, 1853; Wolff E., Raupachs Hohenstaufendramen, Diss., Lpz., 1912; Kohlweyer K., Raupach und die Romantik, Diss., Gottingen, 1923.

РАФИЛИ

РАФИЛИ Микаэль (1905-) - азербайджанско-тюркский советский поэт. Родился в буржуазной семье. Окончил I Гос. ун-т в Москве. Писать начал с 1926; выступал как поэт, критик и переводчик. Наиболее значительны его поэтические произведения. В 1929 он издал два сборника своих стихов: «Пенджере» (Окно) и «Лирика». Являясь представителем перестраивающихся под руководством пролетариата мелкобуржуазных слоев, поэт обнаруживает в своих произведениях всю противоречивость мелкобуржуазной психологии: периодами он проявлял себя революционным поэтом, идущим нога в ногу с пролетариатом, периодами - упадочническим лириком, подчиняющимся своим внутренним противоречиям. Однако на своем пути к революции Р. упорно и успешно преодолевал мелкобуржуазную неустойчивость. В лучших своих произведениях - «Город и деревня», «Коммунист без партбилета», «Ночь и улица», «Севастополь» - Р. достиг значительной идейно-художественной высоты. В его творчестве сказывается влияние некоторых особенностей тюркской устной народной поэзии, а также некоторых европейских поэтов, в особенности Э. Верхарна. Р. между прочим - автор ряда статей по истории западной литературы, книжек о Маяковском, Горьком, Серафимовиче, переводов стихов Маяковского, Блока, Гюго и Толстого.

Библиография:

I. Пенджере, Баку, 1929; Лирика, Баку, 1930; М. Горький (к 40-летию его литературной деятельности), Баку, 1932; Владимир Маяковский, Баку, 1932; А. Серафимович (его жизнь и творчество), Баку, 1933, и др.

II. Статьи: Кулиева М., Назими А., Мехти Г., в журн. «Инколаб ве Меденийет», газ. «Коммунист» за 1929.

РАФЛИ

РАФЛИ - гадательная книга апокрифического характера, отмечавшаяся в русских индексах запрещенных, или «отреченных» книг наряду с такими апокрифическими книгами, как «Остролог», «Чаровник», «Волховник», «Звездочетец» и др. Она была между прочим осуждена и Стоглавым собором 1551 наряду с другими указанными книгами. В ней нарисованы круги с цифрами в различных комбинациях. Цифры, на которые попадает брошенный шарик или зерно, сопровождены выписками преимущественно из книг «священного писания» и апокрифов и толкованиями этих выписок. Пример такой выписки с толкованием: «Летели две птицы через Тивириадское море и сели те две птицы сверх сырова дуба и вили себе гнездо и вывели дети своя, и возрадовались птицы гнезду своему и детем. Тако и ты, человече, возрадуешься орудию своему, аще о пути или о дому своем, или недруга боишися, то радостию совершится, аще хощеши женитца, и та тебе мысль будетца».

Библиография:

Текст «Р.» по рукописи XVII-XVIII вв. напечатан в «Памятниках старинной русской литературы», изд. гр. Г. Кушелева-Безбородко, СПБ, 1860, вып. III, стр. 161-166.

РАФФИ

РАФФИ (Акоп-Мелик-Акопян, 1835-1888) - армянский писатель. Р. в с. Паяджук (Иран). Сын крупного купца. Много путешествовал по Турецкой Армении и Ирану. Нек-рое время был учителем в армянских народных школах на Кавказе. Выступил в литературе в 1860 («Ахтамарский монастырь», напечатанный в «Юсиспайле»). Активно сотрудничал в газ. «Мшак» (Работник) - органе армянской либеральной буржуазии. Вслед за серией мелких рассказов из иранской (персидской) жизни появились в свет первые крупные произведения Р.: «Салби» (имя), «Захрумар» (1871) и «Воски акахах» (Золотой петушок), отображающие отсталый быт и нравы армянского купечества (Чанчур Иваныч, Масисьян). Консервативным персонажам противопоставлены представители нарождающегося торгово-промышленного капитала, ратующие за национальное возрождение армян, за светское руководство культурно-просветительными учреждениями, раньше находившимися в ведении армянского реакционного духовенства (Микаэль, Стапан).

Р. завоевал себе имя в литературе своими программно-тенденциозными романами «Джелаледдин» (1878), «Хенш» (Сумасброд) из периода русско-турецкой войны 1877-1878 и «Кайцер» (Искры, 1883). Эта трилогия отражает политический романтизм молодой армянской буржуазии, мечтавшей в ту пору об освобождении Турецкой Армении из-под ига султанизма, развитии ее производительных сил и превращении ее в рынок сбыта. В этих произведениях Р. проводил идею национального освобождения, акцентируя необходимость вооруженного восстания.

Выдвигая проблему социального неравенства, писатель мыслил последнее не как результат классовых противоречий в Турции, а как явление расовой вражды. Отсюда тот воинствующий национализм, носителями которого являются его персонажи - Сахрат («Джелаледдин»), Вартан, Мелик-Мансур, Дудунчян, Аво, Аслан, Кюро («Искры»). Это крайне идеализированные прообразы деятелей националистического движения, на протяжении десятилетия стремившихся к установлению буржуазно-демократического строя в Армении. Все они наделены чертами романтической героики, патриотизма. Персонажи эти надуманы, характеристика их неубедительна.

Проблема социального неравенства затронута и в «исторических» романах «Давид-бек» (1880-1881) и «Самуэл» (1885). Но и эти романы лишены исторического значения, поскольку историческая действительность искажена в угоду тенденциям автора.

Творчество Р. первого периода характеризуется сплетением реализма и романтизма, второго - уходом в мир романтики, фантазии. Появление Р. в литературе ознаменовало новый этап развития художественной прозы (эволюция романа, расширение круга тематики).

Имя Р. на протяжении 30 лет было знаменем воинствующего национализма для армянских буржуазных партий. Для трудящихся масс советской Армении творчество Раффи не представляет особой ценности за исключением страниц из «Захрумара» и «Золотого петушка», а также «Полос земли», рисующих эксплоатацию армянского крестьянства.

Библиография:

I. Кроме указ. в тексте: Один так, другой этак, Тифлис, 1890; Дневник Крестокрада, Тифлис, 1890; Повести и рассказы, изд. 2, Тифлис, 1891. Исторические работы: Пять княжеств, издание 2, Тифлис, 1895. Публицистика: Армянская женщина и армянская молодежь, Тифлис, 1890; Турецкие армяне, Тифлис, 1895; Орел Васпуракана, Тифлис, 1893.

II. На армянском яз.: Сурхатян, Мечты турецких армян и сон «сумасброда» Раффи, ст. в лит.-худ. сборнике, Тифлис, 1915; Его же, Армянская литература, т. I, Эривань, 1926; Ванандеци, Романы Раффи, Гиз ССР Армении, Эривань, 1928. На русском яз.: Макинцян, Очерк армянской литературы, в сб. «Армянская литература», Под редакцией М. Горького, СПБ, 1916.

РАХМИ

РАХМИ Гусейн (1866-) - турецкий писатель. Р. в Стамбуле, в семье крупного чиновника. В ранней молодости много путешествовал вместе с отцом, работавшим в турецких посольствах за границей. Служил в министерстве юстиции. Вступив в литературу в эпоху «Тензимат» (см. «Турецкая литература»), когда в турецкой литературе шла борьба между классицизмом и романтизмом, Р. не примкнул ни к одному из этих лагерей. Ту же независимость от основных направлений литературы Р. сохранил и в эпоху «Эдебият Джедиге» (см. «Турецкая литература»), выступая как мелкобуржуазный реалист. Основное в творчестве Р. - бытописание широких мелкобуржуазных слоев. Так, в одном из лучших своих произведений, романе «Иффет», названном по имени главной героини, Рахми показывает тяжелую участь бедной девушки, преследуемой нуждой, буржуазным законом и гнусными предложениями богача. В других произведениях Р. интересна их юмористическая окраска. Простота языка Рахми, столь отличная от романтической выспренности современной ему литературы, содействовала широкой популярности буржуазно-демократических произведений Р. Демократический характер творчества Р. вызвал сначала длительное его замалчивание, а затем резкие нападки со стороны буржуазной литературы (Шехабетдин Сулейман (см.), Али Наджи). Противники Рахми пытались дискредитировать его творчество низведением его до уровня пинкертоновщины. Последовавшее затем признание Р. выразилось напр. в высказываниях крупнейшего турецкого поэта Абдулхакка Хамида, в несколько односторонней переоценке его творчества, вплоть до квалификации его «турецким Золя». Но несомненно, что Рахми был одним из лучших представителей турецкого мелкобуржуазного реализма. Ряд произведений Р. переведен на французский и немецкий языки.

Библиография:

I. Мюроббийо (Воспитательница); Метрес (Любовница); Джады (Ведьма); Шып Совди (Моментально влюбился); Хазан бюлбюли (Осенний соловей); Иффет (имя героини романа); Хакка сыгындык (Прибегали к защите бога истины); Тесадюф (Встреча); Сон арзу (Последнее желание); Тебессюми Элем (Улыбка печали); Эфеунджу баба (Старец-волшебник); Каинанам ысыл кудурду (Как взбесилась моя теща) и др.

II. Исмаил Хабиб, История новой турецкой литературы, Стамбул, 1925; Исмаил Хикмет, История турецкой литературы, том I, часть 2, Баку, 1925.

РАХТАНОВ

РАХТАНОВ Исай Аркадьевич (1907-) - советский писатель. Сын врача. Детство провел в Китае. В 1923 приехал в СССР. Учился в Ленинградском институте истории искусств. Печататься начал с 1929.

В произведениях для детей Р. пользуется своими заграничными наблюдениями. В живой увлекательной форме он показывает своеобразное преломление классовой борьбы в среде детей разных национальностей - американцев, русских, китайцев («Чин-Чин-Чайнамен»). В рассказах для взрослых Р. ставит проблемы личной жизни («Чистая любовь», «Последняя ночь любви»). В своих произведениях Р. стремится передать бодрые и радостные настроения советской молодежи. Рахтанов разрабатывает новеллистический жанр. Рассказы его сюжетны, язык живой и образный. Характерными свойствами его произведений являются остроумные приемы характеристик, оригинальные ситуации. Будучи еще молодым писателем, Рахтанов не всегда поднимается до художественных обобщений. Детали подчас превалируют в его повествовании над изображением существенных сторон действительности.

Библиография:

I. Чин-Чин-Чайнамен и Бонни Сидней, изд. «Молодая гвардия», М.-Л., 1931, Кукисвумчерр (Хибины), изд. то же, М.-Л., 1932.

II. Отзывы: «Книга - строителям социализма», 1931, № 20; «Стройка», 1931, № 12 (О «Чин-Чин-Чайнамен»); Долмат, «Пионерская правда», 1933, 23 марта; Майзель М., «Красная газета», веч. вып., (Л.), 1933, 1 июня; Ильин Ф., «Детская и юношеская литература», 1933, № 5.

Р-ВА

Р-ВА Зенеида (псевдоним Елены Андреевны Ган, 1814-1842) - русская писательница. Жена артиллерийского капитана П. А. Гана, Р. всю свою жизнь провела в скитаниях по России, следуя со всей семьей вслед за мужем. Первая ее повесть «Идеал» появилась в «Библиотеке для чтения» в 1837. Вслед за ней в том же журнале последовательно печатались повести: «Утбалла» и «Джеллаледдин» (1838), «Медальон» (1839), «Суд света» (1840), «Теофания Аббиаджио» (1841). Поссорившись с редактором «Библиотеки для чтения» Сенковским, отчасти из-за бесцеремонных исправлений им ее рукописей, Р. перешла в «Отечественные записки», где напечатала «Напрасный дар» и «Любонька» (1842).

Повести Р. (лучшая из них «Теофания Аббиаджио») интересны попыткой поставить вопрос о положении женщины в семье и обществе, в «свете». В этом отношении творчество Р. отразило интересы русского общества и литературы 40-х годов, в особенности демократической их группы, к социальным проблемам и среди них - к вопросу о положении женщины. Не поднявшись до радикальной постановки женского вопроса, до требований равенства в правах с мужчиной, Р. скорбит лишь о недостаточном уважении к женщине, о непонимании мужчинами всей глубины ее чувства. Р. находилась под идейным воздействием Ж. Санд (почему ее и называли «русской Ж. Санд»). Повести Р. в художественном отношении не превышают среднего уровня журнальной беллетристики 30-х гг. Отзываясь провинциальным романтизмом и написанные языком в стиле Марлинского, повести Р. входят в общий поток так наз. «светской повести», с обычным для нее противопоставлением романтического героя и «холодного света». Но «женская» тематика и несомненные литературные способности Р. сделали ее повести в свое время довольно популярными и вызвали благожелательный отзыв Белинского («Полное собрание сочинений», Под редакцией С. А. Венгерова, т. VIII).

Библиография:

I. Сочинения, 4 тт., СПБ, 1843; Полное собр. сочин., СПБ, 1905; Письма Р., «Русская мысль», 1911, № 12.

II. Белинский В. Г., Сочинения Зенеиды Р-вой, в «Полном собр. сочин.» Белинского, ред. С. А. Венгерова, т. VIII, СПБ, 1843; Некрасова Е., Е. Ган, «Русская старина», 1886, № 8-9; Старевский А., Роман одной забытой романистки, «Исторический вестник», 1886, №№ 8, 9, 11; Гершензон М., Русская женщина 30-х гг., «Русская мысль», 1911, № 12; Батуринский В., Статья в «Русском биографическом словаре», СПБ, 1914; Белецкий А. И., Тургенев и русские писательницы 30-60-х гг., в книге: Творческий путь Тургенева, сб. Под редакцией Н. Бродского, Петроград, 1923.

Предыдущая страница Следующая страница