Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "Р" (часть 4, "РЕМ"-"РИД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 4, "РЕМ"-"РИД")

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ (лат. «напоминание») - термин, применявшийся преимущественно литературоведами сравнительно-исторического и психологического направлений для обозначения моментов бессознательного подражания в творчестве поэта, отличаемого от заимствования (см.) - сознательного подражания. Так напр. в образе любви соловья и розы, широко используемом европейскими романтиками (Байрон, Гейне и др.), некоторые исследователи видели Р. аналогичного образа персидской лирики, в эту же примерно эпоху ставшей доступной европейскому читателю в переводах (переводы Hammer-Purgstall’я и др.).

О методологической значимости понятия «Р.», подражания, заимствования вообще - см. Подражание, Методы домарксистского литературоведения, раздел III - 6, 7 и 8.

РЕНАН

РЕНАН Эрнест (1823-1892) - французский семитолог, историк христианства, мыслитель. Р. - также автор «Drames philosophiques» (Четыре философские драмы, 1888). Презрение к народу и пристрастие к аристократии составляют одну из основ мировоззрения Ренана. Оно питается страхом социальной революции, внушенным еще событиями 1848 и с еще большей силой Коммуной 1871. Чувствуя отвращение к промышленной и торговой буржуазии, Ренан сам является представителем верхушки этой буржуазии, хотя и сохранившей еще культ разума, науки и искусства, вражду к церкви, но перед угрозой социальной революции смыкающейся со старой родовитой аристократией. Отсюда все противоречия в мировоззрении Р., получившие отражение и в его драмах.

Первая «философская драма» Р. - «Caliban» (Калибан, 1878) - является продолжением «Бури» Шекспира. Просперо, возвратившись в свое миланское герцогство, занимается лабораторно-научными изысканиями по овладению силами природы. Под главенством Калибана народ подымает восстание. Калибан становится герцогом. Свергнутому Просперо он все же предоставляет возможность отдаваться научной работе. Калибан - этот первобытный дикарь - с момента восстания произвольно превращается у Р. в олицетворение массы, которая по Ренану, подобно низшим расам пригодна только на то, чтобы служить расе высшей - аристократии. Однако у Р. Калибан оказывается лучшим правителем, чем Просперо, и народ имеет все основания предпочесть его последнему.

«L’eau de Jouvence» (Живая вода, 1880) - продолжение «Калибана» - в противоположность схематизму первой драмы отличается сложностью и даже запутанностью сюжета. Действие происходит в XIV веке. Аристократы пытаются склонить Просперо вернуть себе миланское герцогство и сообщают о своей работе вредителей, сознательно расстраивающих промышленность в герцогстве, и пр. Просперо отклоняет их предложения. Что же касается Калибана, то Ренан примиряется с ним, не переставая считать его представителем низшей части человечества. В предисловии к «Живой воде» Р. говорит, что сначала его драма была задумана так, что привела бы в восторг консерваторов, но что он, любя Просперо, не любит тех, кто мог бы помочь ему вернуть себе герцогство. «Калибан, под влиянием власти изменившийся к лучшему, мне больше нравится». «В сущности Калибан нам оказывает гораздо больше услуг, чем это мог бы сделать Просперо, восстановленный иезуитами и папскими зуавами. Правление Просперо было бы не возрождением, а тяжким гнетом». Характерно, что исчезнувший раньше Ариэль появляется снова; это значит, что воплощенное в этом образе идеальное начало не чуждо, по Р., и демократическому течению.

В «Le pretre de Nemi» (Священник из Неми, 1885) Ренан выражает свою «веру в конечное торжество религиозного и морального прогресса, несмотря на повторяющиеся победы глупости и зла». В последней драме Ренана «L’abbesse de Jouarre» (Жуарская аббатисса, 1886), хотя представлена борьба аристократии с демократией, но тема драмы совсем иная, именно - Р. хотел показать «пример искупления материнской любовью ошибки, допущенной против необходимости общественных правил».

Собственно художественные достоинства драм Р. невелики, выраженный в первых из них аристократический социальный идеал реакционен, но все же в драмах сохранились общие черты Ренана как крупного стилиста, мастера нюансов и красноречивого резонера.

К художественному наследию Р. относят также его «Souvenirs d’enfance et de jeunesse» (Воспоминания детства и юности, 1883), отдельные эпизоды к-рых имеют форму рассказов («Трепальщик льна»), и несомненно ряд глав его знаменитой «Жизни Иисуса» (1863), в к-рой автор часто сглаживал противоречия своих источников, исходя из соображений стройности и целостности образа Христа. Этот образ - не бога, а человека - проникнут психологизмом.

Библиография:

I. Собр. сочин., 12 тт., изд. Б. Фукса, Киев, 1902-1903 (т. V. Философские диалоги; т. VII. Философские драмы; т. X. Воспоминания детства и юности). Драмы Р. выходили и отдельными изданиями: Источник юности, перев. и вступ. ст. Ю. Спасского, М., 1909; Калибан, перев. М. А. Головкиной, М., 1906. Рассказы печатались в журналах: Бретонка - в «Сев. вестнике», 1890, VII; Трепальщик льна - в «Русском обозрении», 1893, V; Эмма Козилис - там же, 1893, VI; Жуарская игуменья - в «Вестнике иностранной литературы», 1895, VI.

II. Guilloux P., L’esprit de Renan, P., 1920; Kuchler W., E. Renan, Gotha, 1921; Lasserre P., E. Renan et nous, Paris, 1923; Brunetiere F., Pages sur E. Renan, P., 1924; Boulenger J., Е. Renan et ses critiques, P., 1928; Renard E., E. Renan. Les etapes de sa pensee, P., 1929; Арсеньев К. К., Философская драма Ренана: Калибан - «Вестник Европы», 1879, I; Золя Э., Два литературные торжества. В. Гюго и Ренан, «Вестник Европы», 1879, V; Страхов Н., Ренан, в кн. автора «Борьба с Западом в нашей литературе», кн. I, СПБ, 1882; Бурже П., Очерки современной психологии, СПБ, 1888; Леметр Жюль, Литературные характеристики, «Русская мысль», 1888, IV; Пелисье Ж., Литературное движение в XIX ст., Москва, 1891; Слонимский Л. З., Эрнест Ренан, «Вестник Европы», 1892, XI, XII; Николаев Ю., Ренан как беллетрист, «Русское обозрение», 1893, VI; Слонимский Л., Философские драмы Ренана, «Вестник Европы», 1893, I; Годлевский Ф. С., Ренан. Его жизнь и научно-литературная деятельность, СПБ, 1895; Брандес Г., Э. Ренан, «Собр. сочин.», т. XII, Киев, 1903; Фаге Э., Э. Ренан, в кн. «Политические мыслители и моралисты первой трети XIX века», 3-я серия, Москва, 1910.

III. Girard H. et Moncel H., Bibliographie des Ouvres de Renan, P., 1923.

РЕНАР

РЕНАР Жюль (Jules Renard, 1864-1910) - французский писатель. В молодости был мелким чиновником. По политическим убеждениям - левый радикал. Одно из первых произведений Ренара - роман «L’ecornifleur» (Блюдолиз, 1892), рисующий в сатирических тонах литератора-дармоеда. Уже эта первая вещь характерна для стиля Ренара - она вся состоит из маленьких главок, дающих как бы мозаичную картину. Крупнейшим произведением Р. является «Poil de carotte» (1894), история рыжего мальчика, нелюбимого в семье. Рассказывая о мелких событиях жизни ребенка, Р. показывает, как постепенно под влиянием враждебной среды портится характер мальчика. В дальнейших произведениях Р. проявил себя мастером миниатюры («Le vigneron dans sa vigne», 1894, и «Histoires naturelles», 1896). Исходя из конкретных явлений, Р. вскрывает психологию людей и животных. Животным, в которых Р. открывает черты, роднящие их с людьми, посвящена большая часть его миниатюр. Р. упорно трудился над внешней формой. Стремясь к максимальной выразительности языка, он однако далек от гонкуровского импрессионизма; он пишет чистым, ясным языком, свободным от неологизмов, фразы его коротки, сжаты, построение их просто и безупречно правильно, а потому и несколько сухо. Краткость его описаний иногда доходит до парадоксальности; так напр. миниатюра о змее состоит всего лишь из двух слов: «trop long» (чрезмерно длинна). Некоторые миниатюры Ренара послужили темой для музыкальных картинок Мориса Равеля. Кроме рассказов и романов Р. написал несколько одноактных пьес: «Le pain de menage» (1899), «Le plaisir de rompre» (1898) и др.; «L’ecornifleur» под названием «Monsieur Vernet» и «Poil de carotte» (1900) также были им переделаны для сцены.

Библиография:

I. Кроме указ. в тексте: Les sourires pinces, «Mercure de France», I, 1890, p. 242; La lanterne sourde, 1893; Bucoliques, 1898 (2 дополн. изд., 1905); Ragotte, 1908; Les cloportes (первый его роман, издан посмертно в 1919); L’oeil clair (тоже посмертно), Р., 1918; La demande, P., 1895; La bigote, P., 1912; Debuts litteraires (1883-1890), P., 1925; Le journal de J. Renard (1887-1910), 5 vv., 1925-1927; Correspondance, 1880-1910, P., 1928; Ouvres completes, 9 vv., Bernouard, P., 1927. Многие произведения Р. иллюстрированы крупными художниками: Histoires naturelles, с иллюстр. Тулуз-Лотрека, 1899, Боннара, 1904; Poil de carotte, с иллюстр. Валлотона, 1902, и др.

II. Byvanck W. G. G., Un hollandais a Paris en 1891, P., 1892; Viollis J., J. Renard, «Les marges», 1910, Juillet; Beaunier A., Visages d’hier et d’aujourd’hui, P., 1911; Ryner H., J. Renard, P., 1912; Du Fresnois A., Une annee de critique, P., 1914; Bachelin H., J. Renard, P., 1930; Гуревич Л., Новости иностранной литературы, «Жизнь», 1900, V.

РЕНАР-ЛИС

PEHAP-ЛИС (Renard) - герой французской средневековой сатирической эпопеи «Roman de Renard» (Роман о Лисе, конец XII-XIV вв.), облеченной в форму животного эпоса и ярко отразившей мировоззрение поднимающегося городского сословия. Особый цикл стихотворных сказаний о Лисе складывается в XII в. в северо-восточной Франции. Из этих произведений и вырастает «Роман о Лисе». В своем окончательном виде (роман, как указано выше, складывался на протяжении примерно двух столетий) «Роман о Лисе» представляет собой монументальное произведение, содержащее около 35 000 парно рифмующихся стихов, и подобно эпическим поэмам делится на отдельные песни, или ветви (aventures, branches), которых насчитывается в разных редакциях более 30. Основной сюжетной линией произведения является победоносная борьба умного Р.-Л. с волком Изенгрином, представителем грубой физической силы. Роман осмеивает неудачи волка, под личиной которого явственно проступают черты средневекового феодала, попутно набрасывает широкую картину феодальной действительности, интерпретируемую с позиций горожанина. «Роман о Лисе», собравший в себе ряд характерных черт молодой буржуазной литературы, имел большой успех и за пределами Франции. В 1180 Heinrich der Glichesare (Генрих, по прозвищу Лицемер) перевел на немецкий яз. одну из французских версий романа. В XIII в. появилась его фламандская обработка. К этой версии восходят все позднейшие немецкие редакции «Романа о Лисе», в том числе «Reineke de Vos» (1498), которым в XVIII в. воспользовался Гёте для написания своей знаменитой поэмы в гекзаметрах «Рейнеке-Лис» (1794).

Библиография:

I. Le Roman de Renart, publie par E. Martin, 3 vv., Strassburg, 1882-1887; Potvin Ch., Le Roman du Renard, mis en vers.., Bruxelles, 1860 (дана литература); Paris P., Les aventures de maitre Renart... mises en nouveau langage suivies de nouvelles recherches sur le Roman de Renart, P., 1861.

II. Grimm J., Reinhart Fuchs, Berlin, 1834; Его же, Sendschreiben an K. Lachmann uber Reinhart Fuchs. Lpz., 1840; Rothe A., Les Romans du Renard, examines, analyses et compares, P., 1845; Buttner H., Studien zu dem Roman de Renart und dem Reinhart Fuchs, 2 Hefte, Strassburg, 1891; Sudre L., Les sources du roman de Renart, P., 1892; Paris G., Le Roman de Renard, P., 1895; Silcher G., Tierfahrt, Tiermarchen und Tierepos mit besonderer Berucksichtigung des Roman de Renart, «Jahresb. d. Oberrealschule zu Reutlingen», 1905 (подробная библиография «Романа о Лисе»): Glass H., Auffassung und Darstellung d Tierwelt im franzosischen Roman de Renart, Tubingen, 1910; Foulet L., Le roman de Renart, P., 1914; Tilander G., Lexique du Roman de Renart, P., 1924; Колмачевский Л., Животный эпос на Западе и у славян, Казань, 1882; Дашкевич Н., Вопрос о происхождении и развитии эпоса о животных по исследованиям последнего тридцатилетия, Киев, 1904; Стороженко Н., Очерк истории западноевропейской литературы, изд. 3, М., 1912.

РЕНЕССАНС

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕНН

РЕНН Людвиг (Ludwig Renn, псевд. Арнольда Фит-Гольсенау, 1889-) - современный германский писатель, один из крупнейших представителей германской интеллигенции, перешедших на сторону революционного пролетариата. Р. в дворянско-офицерской семье, учился в военной школе, участвовал в империалистической войне в качестве командира батальона. Революционные события 1918-1920 вызвали решительный перелом в убеждениях Р.; он ушел с военной службы, - непосредственным поводом к его уходу был его отказ стрелять в революционных рабочих во время капповского путча. После нескольких лет неопределенных исканий Р. вступил в коммунистическую партию Германии. В 1928 вышла его первая книга «Krieg» (Война). Р. спокойно, с профессиональной деловитостью бывшего фронтовика рассказывает о военных действиях, участником к-рых он был; его герой - честный и исполнительный военнослужащий, беспрекословно повинующийся офицерам. В романе отсутствует пацифистская тенденция, но даваемый Ренном ничем не прикрашенный образ империалистического фронта, несмотря на объективизм, делает его роман по существу антивоенным. Ренн прекрасно передает психологию серого «неизвестного солдата», не поднявшегося до протеста против империалистической войны, но смутно сознающего ее жестокость и несправедливость. Р. не вскрывает классового характера империалистической войны, но с предельной ясностью показывает, что его герой - как писал впоследствии он сам - «повинуется именно потому, что ему неизвестно, во имя какой цели следовало бы ему не повиноваться». «Война» сразу доставила ее автору мировую славу; несмотря на ее политическую недоговоренность, она явилась одним из наиболее реалистически-правдивых, свободных от пацифистской фразеологии произведений об империалистической войне. Второй роман Р. - «Nach Krieg» (После войны) - был написан им уже после вступления в компартию (напечатан в 1930) и носит на себе глубокие следы перестройки сознания Р. «После войны» является сюжетным продолжением «Войны», но во многом по существу ее опровержением. В то время как в «Войне» фронт изображен как единое целое, солдаты даны в изоляции от трудящегося населения страны, «После войны» показывает классовую борьбу внутри армии, связанную с классовой борьбой в стране. Ренн решительно разоблачает систему коррупции, гнили в вильгельмовской армии; разоблачает социал-демократию. Его герой окончательно разочаровался в сметенном ноябрьской революцией монархическом строе и в старой армии; но он не находит пути к революционному движению, остается на распутьи - так кончается «После войны». Оба романа Р. замечательны своей простотой. «После войны» в художественном отношении стоит гораздо выше «Войны»: преодолев свою прежнюю объективистскую установку, Р. сумел сделать свой второй роман по-боевому заостренным против социал-демократии. В течение последних лет Р. почти не писал художественных произведений: его книжка «Russlandfahrten» (Поездки по России, 1932) - скорей очерки полугазетного типа. В 1929-1932 Ренн работал в Союзе пролетарско-революционных писателей Германии в качестве одного из руководителей Союза и одного из редакторов его органа «Linkskurve». В конце 1932, еще при правительстве Шлейхера, он был арестован во время полицейского налета на Марксистскую рабочую школу, в которой он преподавал, но вскоре был освобожден. После фашистского переворота его арестовали вторично и приговорили к 21/2 годам тюремного заключения «за подготовку к государственной измене».

Библиография:

Ренн Л., О предпосылках к моей книге «Война», «Вестник иностранной литературы», 1929, № 6; Биха Отто, Солдат и горняк, «Литература мировой революции», 1931, № 2-3; Мотылева Т., Людвиг Ренн, «Рост», 1933, № 15; Biha O., Der Soldat u. der Kumpel, «Linkskurve», 1930, № 11.

РЕНЬЕ А.

РЕНЬЕ Анри, де (Henri de Regnier, 1864-) - французский поэт и романист. Р. в семье мелкого чиновника. Окончив юридический факультет, собирался стать дипломатом, но, увлекшись поэзией, целиком посвятил себя лит-ой деятельности. С 1911 - член Французской академии.

Р. дебютировал как поэт, примкнув к группе символистов. Особенно сильное влияние испытал он вначале со стороны Малларме (см.). Однако вскоре он занял в этой группировке довольно умеренную позицию, чуждаясь туманной вычурности, «магических формул» и других крайностей символизма. Почти с самого начала стихи Р. обнаружили его стремление к ясности и естественной пластичности образов. В предисловии к первому сборнику своих стихов «Les lendemains» (На завтра, 1885) Р. определяет свою задачу как «воскрешение прошлого, увековечение его мимолетных минут». Р. широко усвоил восходящую к Бодлеру идею «соответствий», существующих между вещами или рядами явлений жизни и природы. Но соответствия эти не имеют для него «таинственного» смысла и не уводят в какой-то «запредельный» мир, а имеют чувственно-материальный характер.

С 1900 Р. все более переходит к прозе. За самыми ранними рассказами его, выдержанными еще в символической манере и вошедшими в сборник «La canne de jaspe» (Яшмовая трость, 1897), последовал ряд романов. Вся поэзия Ренье, как и позднейшая его проза, проникнута ретроспективным эстетизмом и гедонизмом, окрашенным «сладкой меланхолией».

В своих произведениях Р. выступает как импрессионист с крайне незначительными элементами реализма. Основная тема его - любовь, для к-рой окружающая обстановка служит лишь декоративным и создающим настроение фоном. Герои Р. - обычно весьма состоятельные, праздные люди, часто без всякой профессии, все заботы и стремления к-рых относятся к области сердечных переживаний, подробнейшим образом анализируемых Ренье при полном отрыве их от окружающей жизненной обстановки. Холодный наблюдатель игры страстей в человеческом сердце, он считает, что назначение человека в том, чтобы наслаждаться мимолетными чувственными радостями жизни - грезить, любить, страдать и гибнуть, не задаваясь вопросом о причинах и смысле происходящего с ним. Его герои целиком отдаются пассивному созерцанию и самоанализу. Этот последовательный аморализм (связанный с эпикурейской безрелигиозностью) и фатализм выражаются в полном обходе Ренье всяких социальных и нравственных проблем.

Цель искусства для Р. - занимательность и развлечение. Он достигает этого не сложной фабулой или живым действием, а психологическими тонкостями, «причудливым» и «своеобразным». Поэтому он чрезвычайно любит изображать всякого рода чудаков и маниаков. Все изображаемое им крайне опоэтизировано: бытовые подробности обходятся, уродливое подается в плане пикантного гротеска, эротика (иногда очень острая) «изящно завуалирована». Ренье - выдающийся стилист, мастер характеристик и описаний. Но это искусство его, по указанным причинам, необыкновенно ограничено.

Несмотря на показную аполитичность Р. и его равнодушие к общественным вопросам, классовые позиции его очевидны. Низшие классы общества у него совершенно не фигурируют. Он исполнен также «великолепного» презрения к буржуазному строю жизни и к «мещанской» психологии. Положительные образы его почти сплошь принадлежат к аристократии, ведущей паразитарное существование. Однако заключить из этого о чисто феодальной идеологии Ренье было бы неправильно. В группе своих исторических романов, посвященных французским XVII и XVIII вв. (эпоха, отлично изученная Р.), он ярко вскрывает все гнетущее беззаконие и бесчеловечность старого режима - «Le bon plaisir» (По прихоти короля, 1902), «Les rencontres de M. de Breot» (Встречи г-на де Брео, 1904), «La pecheresse» (Грешница, 1920). A в романах из современной жизни у него часто изображены в комическом или прямо отталкивающем виде старые аристократические замашки, смешные в наше время - «Les vacances d’un jeune homme sage» (Каникулы скромного молодого человека, 1903), «Le mariage de minuit» (Полуночная свадьба, 1903), «Le divertissement provincial» (Провинциальное развлечение, 1925). Р. - идеолог тех слоев буржуазии, к-рые, оторвавшись от жизни и чувствуя свою обреченность, ищут утешения в бесперспективном и индиферентном ко всему гедонизме.

За последние 10 лет творчество Р. совершенно иссякло. Им было выпущено лишь несколько книжек импрессионистических и довольно бесцветных характеристик и воспоминаний («Nos rencontres», 1931, «De mon temps», 1933, и т. д.).

Библиография:

I. «Ouvres» Ренье выходят в 1913 в изд-ве «Mercure de France», в 1931 вышел 7-й т. «Ouvre romanesque», 1-re serie, 6 vv., вышло в 1929 в изд-ве «Trianon». Кроме указанного в тексте: Poemes anciens et romanesques, 1890; Les jeux rustiques et divins, 1897; Les medailles d’argile, 1900; Les amants singuliers, 1901; La double maitresse, 1900; La Cite des eaux, 1902; Le passe vivant, 1905; La sandale ailee, 1906; La peur de l’amour, 1907; Couleur du temps, 1909; Le miroir des heures, 1910; L’Amphisbene, 1912; Le plateau de laque, 1913; La Flambee, 1909 (русск. перев.: Первая страсть, 1913); Romaine Mirmault, 1914; L’illusion heroique de Tito Bassi, 1916; Histoires incertaines, 1920; Proses datees, 1925; Baudelaire et «Les Fleurs du mal», 1925; L’escapade, 1926; Vues, 1926; L’Altona ou la vie venitienne, 1919-1924, 2 vv., 1928; Casanova chez Voltaire, 1929; Supplement aux lettres du president de Brosses, 1929; Le vrai bonheur ou les amantes de Stresa, 1929; Escales en Mediterranee, 1931; Lettres diverses et curieuses ecrites par plusieurs a l’un d’entre eux, 1933, и др.; Собр. сочин. Под редакцией М. Кузмина, А. Смирнова и Ф. Сологуба, 19 тт., изд. «Academia», Л., 1924-1927 (только беллетристические произведения).

II. Gourmont J., de, H. de Regnier et son Ouvre, P., 1908; Berton H., H. de Regnier, le poete et le romancier, P., 1910; Honnert R., H. de Regnier, P., 1923; Венгерова З., Литературные характеристики, кн. II, СПБ, 1905; Гурмон Р., Книга масок, СПБ, 1913; Грифцов Б., Последний поэт, «София», 1914, V; Волошин М., Анри де Ренье, в сб. «Лики творчества», кн. I, СПБ, 1914; Смирнов А. А., Анри де Ренье, романист и рассказчик, Л., 1926.

РЕНЬЕ М.

РЕНЬЕ Матюрен (Mathurin Regnier, 1573-1613) - французский поэт-сатирик. Сын зажиточного буржуа из Шартра; служил в свите французского посольства в Риме; вернувшись во Францию, получил доступ ко двору. В 1608 вышло первое издание его сатир. Творчество Р. своеобразно соединяет различные социальные и литературные влияния. В его жанровых картинах из быта различных слоев французского общества, от королевского дворца («La vie de la cour» - «Придворная жизнь») до низкопробного притона разврата («Le mauvais gite» - «Дурное место»), в идеализации образа беспечного нищенствующего поэта («Les poetes» - «Поэты»), в нападках на ханжей («Macette...» - «Масетта...»), ученых педантов («Le souper ridicule» - «Смешной обед»), в резких выпадах против придворной челяди и прорвавшейся к власти плутократии («финансистов», «банкиров») виден идеолог мелкой буржуазии, последователь отчасти Вийона, отчасти Рабле. В то же время, взяв за образец Горация и Ювенала, Р. вместе с другими поэтами своей эпохи положил начало классицизму XVII в. - стилю придворного дворянства, сомкнувшегося с крупной буржуазией. Своеобразен язык Р.: книжно-литературная речь, изобилующая отвлеченными понятиями, мифологическими образами, переходит в живую, красочную разговорную речь с простонародными оборотами, иногда грубыми до крайнего цинизма.

Из сатирических образов Р. особенно выделяется Масетта («Macette ou l’hypocrisie deconcertee» - «Масетта или разоблаченное лицемерие»), в уста которой вложена циничная мораль эпохи, сводящаяся к тому, что «скрытый грех уже наполовину прощенный» и «умная сумеет себя продать там, где глупая только отдается».

Характерно, что Р. высоко ценили и классики и романтики. Буало, канонизировав Р. как создателя жанра классической сатиры, объявил его лучшим знатоком нравов до Мольера, а Сент-Бёв, восторгаясь его порывистой страстностью, называет его одним из немногих поэтов прошлого, у кого «новой школе» есть чему поучиться.

Библиография:

I. Les premieres Ouvres ou satyres de Regnier, 1608; Les satyres du sieur Regnier, 1609, 1612, 1613; Les satyres et autres Ouvres folastres du sieur Regnier, 1616; Les satyres... Leyde, 1642 (неоднократно переиздавалось). Лучшие издания: Ouvres de Regnier (Brossette), 1729; (M. Viollet le-Duc) 1822; (Его же) 1853; (P. Poitevin) 1860; (E. Barthelemis) 1862; (E. Courbet) 1875; (J. Plattard) 1930.

II. Cherrier H., Bibliographie et iconographie des Ouvres de M. Regnier, P., 1885; Vianey J., M. Regnier, 1896; Perceau L., M. Regnier et les satyriques, 1930 (подчеркнут эротический элемент в творчестве Ренье).

РЕНЬЯР

РЕНЬЯР Жан Франсуа (Jean Francois Regnard, 1655-1709) - французский комедиограф, ближайший преемник Мольера (см.). Р. в Париже в семье богатого торговца. В молодости много путешествовал. Вел рассеянную светскую жизнь. Типичный представитель аристократизировавшейся верхушки торговой буржуазии, беззаботный эпикуреец, кутила, повеса и игрок, Р. смотрел на литературную работу как на развлечение.

Р. привлек к себе внимание общества «Satire contre les maris» (Сатира на мужей, 1694), написанной в ответ на старческую «Сатиру на женщин» Буало (см.). Но свое подлинное призвание Р. нашел в театре. Он начал с сочинения полуимпровизованных фарсов для театра «Итальянской комедии» с масками commedia dell’arte (см.). Параллельно Р. дебютировал в привилегированном театре «Французской комедии» пьеской «La serenade» (Серенада, 1694). За «Серенадой» последовал «Le bal» (Бал, 1696) - одноактная буффонада в манере Скаррона (см.). Постановка «Le joueur» (Игрок, 1696) выдвинула Р. на первое место среди французских комедиографов. Комизм пьесы построен на частых переходах героя к любви от карт и к картам от любви, причем переходы эти не мотивированы психологически, а вводятся Р. только для смехотворного эффекта. Столь же поверхностны по обрисовке характеров и блестящи по комической изобретательности пьесы «Le distrait» (Рассеянный, 1697), «Democrite amoureux» (Демокрит, 1700) и особенно маскарадная буффонная комедия «Les folies amoureuses» (Любовные безумства, 1704).

Не довольствуясь постоянными заимствованиями у Мольера, Р. берет у Плавта («Mostellaria») сюжет одноактного фарса «Le retour imprevu» (Непредвиденное возвращение, 1700), а также «Les Menechmes» (Менехмы, 1705), наиболее классической из его комедий. Последняя и популярнейшая комедия Р. - «Le legataire universel» (Единственный наследник, 1708).

В истории французской комедии Р. занимает место крупнейшего представителя развлекательной комедии положений (см. Комедия), лишенной серьезных моралистических и сатирических заданий. Глубокой принципиальности, философской глубине, крепкой буржуазной морали Мольера противостоят игривая поверхностность, беспринципность и имморализм Р., циническое презрение к семье, браку и мещанским добродетелям, «философия» наслаждения и безотчетного веселья. Все это - черты идеологии разлагающегося дворянства. Буржуа по происхождению, Р. является в основном не буржуазным, а дворянским художником, хотя в его комедиях заложено немало и буржуазных тенденций. Особенно примечательны в этом смысле его образы слуг и служанок, отличающиеся от мольеровских значительно большей активностью и напористостью. От его наблюдательности не ускользнуло формирование нового типа честолюбивого плебея, рвущегося к богатству и положению в обществе и взирающего с презрением на своих господ. Однако как дворянский писатель Р. не развивает этих тенденций. Дворянская установка Р. находит яркое выражение также в его приверженности классической доктрине.

Кроме комедий Р. оставил еще трагедию «Sapor», либретто оперы-балета «Le carnaval de Venise» (1699), автобиографический роман «La provencale» (изд. в 1731) и др.

Библиография:

I. Критического собр. сочин. Р. не существует. Наиболее полные издания его сочинений - Ribou, 5 vv., 1731; G. Garnier, 6 vv., 1789-1790; Lequien, 6 vv., 1820; Crapelet, 6 vv., 1822; Michiels, 2 vv., 1854; Менехмы, или Близнецы, перев. В. И. Лукина, СПБ, 1763; Задумчивой, переложенный на российские нравы В. Лукиным, СПБ, 1769; Игрок, б. г.; Нечаянное возвращение, Москва, 1779; Серенада, или Музыкант поневоле, перев. М. Окулова, М., 1788; Единственный наследник, перев. В. Лихачева, Петербург, 1904.

II. Toldo P., etudes sur le theatre de Regnard, «Revue d’histoire litteraire de la France», 1903-1905; Guyot J., Le poete J. Regnard en son chasteau de Grillon, 1907.

III. Compaignon de Marcheville M., Bibliographie et iconographie des Ouvres de J. F. Regnard, 1877.

РЕПИДЕ

РЕПИДЕ Педро, де (Pedro de Repide, 1882-) - современный испанский писатель, публицист, беллетрист и драматург. Занимает в течение многих лет должность историографа Мадрида при местном муниципалитете, являясь в то же время одним из основных руководителей и сотрудников либерально-республиканской газ. «La libertad». B 1930 посетил СССР и написал после того ряд статей, собранных в книгу «La Rusia de ahora» (Россия сегодня, 1930), одну из лучших испанских книг об СССР, положительно оценивающую целый ряд сторон советской действительности. Вскоре после свержения монархии в Испании Р. поднял в ряде статей вопрос о признании Советского Союза, подчеркивая экономическую и культурную мощь Союза. Позднее вступил в организованный в 1931 и вскоре распавшийся Союз пролетарских и революционных писателей Испании.

Прекрасный знаток Мадрида в его прошлом и настоящем, Р. стяжал себе значительную популярность как бытописатель и очеркист, умеющий облечь свои наблюдения в форму занимательного романа-хроники («Del Kastro a Maravillas», 1907; «El Madrid de los abuelos», 1908; «La Negra», 1915) или комедии нравов («La casa de todos», 1908; «Cadenas de rosas», 1908; «Veteranos», 1917). Целый ряд пьес Р., преимущественно «малого жанра», с успехом шел на мадридской сцене.

Библиография:

I. Рабочий клуб и ночной санаторий (Из книги «Россия сегодня»), «Литература мировой революции», 1932, № 9-10.

II. Педро де Репиде о «Литературе мировой революции», «Литература мировой революции», 1932, № 5 (Дана в выдержках статья П. де Репиде «Социальные письма», опубликованная в «La libertad», 1932, № 3724).

РЕПЛИКА

РЕПЛИКА - в терминологии театра - элемент диалога, ответная фраза партнера на сцене, а в более узком, техническом смысле - последние слова фразы, точное знание к-рых необходимо не только произносящему, но и слушающему, т. к. последний без знания Р. не может во-время вступить в разговор и нарушит тем самым правдоподобие и ритм диалога. См. Диалог.

РЕТАРДАЦИЯ

РЕТАРДАЦИЯ (лат. «запаздывание») - термин, применяемый иногда для обозначения задержки ожидаемой развязки (см.) в драматических и повествовательных жанрах. Обычно Р. создается или введением дополнительных действующих лиц, выступление которых приостанавливает развертывание главного действия между кульминационным моментом и развязкой, или введением ряда эпизодов, в к-рых участвуют герои основной фабулы, но к-рые не вносят каких-либо изменений в ситуацию главного действия. В четко расчлененных по строению жанрах Р. часто достигается отнесением кульминационного пункта действия на конец членения (акта, главы - такова напр. типичная композиция криминального и детективного романа). В эпических жанрах фольклора существуют почти канонические формы Р. - как ступенчатое строение (разложение ситуации на несколько однотипных эпизодов, постепенно ее усиливающих), различные виды повторения и т. п. Р. является одной из основных форм композиции, создающих Spannung (см.).

См. Сюжет.

РЕТИФ ДЕ ЛА БРЕТОНН

РЕТИФ де ла БРЕТОНН (Nicolas Anne Edme Retif de la Bretonne, 1734-1806) - французский писатель. Сын крестьянина, детство провел в деревне. 15 лет поступил в учение к типографу в Оксерре, в 1755 отправился в Париж, где и стал вести деятельную, полную превратностей и приключений (особенно любовных) жизнь, сначала в качестве наборщика, а затем писателя. Р. де ла Б. становится отобразителем быта и идей социальных кругов, обычно игнорировавшихся «высокой» литературой XVIII в., идеологом плебейско-демократических слоев.

Свои многочисленные романы Р. де ла Б. писал с необычайной легкостью, многие произведения он прямо без помощи черновика набирал в типографии; так, роман «Fille naturelle» (1769) был им задуман, набран и напечатан в 6 дней, всего им написано свыше 200 тт. Романы Р. де ла Б. своей плебейской «грубостью», идейной левизной, а также сгущенным реализмом, особенно в постоянных у Р. де ла Б. картинах испорченности нравов, вызывали презрение и негодование у адептов «высокой» буржуазно-дворянской литературы (Р. де ла Б. называли «Жан Жаком рынков», «Руссо помойных ям», «Вольтером служанок» и т. д.), но снискали себе однако значительный успех в широких читательских кругах. На обвинение в грубости, разнузданности и цинизме Р. де ла Б. отвечал: «Если в моих произведениях подробности носят вольный характер, то суть их нравственна и цель полезна. Я описываю нравы, а последние испорчены, не могу же я рисовать быта Астреи». Своих литературных врагов Р. де ла Б. в свою очередь третирует в сатирическом романе «Le menage parisien» (Парижская семья, 1773), где под анаграммами выводятся Дора`, Грессе, Пирон, Кребийон, Вольтер и др.

К числу лучших романов Р. де ла Б. принадлежат: «Le pied de Fanchette» (1769), положивший начало известности писателя, «Le pornographe ou idees d’un honnete homme sur un projet de reglement pour les prostituees» (1769), «Le paysan perverti» (1775) - роман, имеющий автобиографический характер, «La paysanne pervertie» (1779), «La vie de mon pere» (1779 (фактич. 1778)) и «Les contemporaines ou aventures des plus jolies femmes de l’age present» (1780-1785, 42 тт.) - обширное собрание эротических новеллет, почерпнутых из многочисленных любовных похождений автора.

Выдающийся интерес для понимания социально-политич. воззрений Р. де ла Б. как идеолога плебейско-демократических слоев представляет его утопический роман «La decouverte australe, ou les Antipodes» (1781), в котором автор, окрыленный идеями Руссо о естественном человеке, набрасывает картину идеального государства, каковым оказывается вымышленное государство мегапатагонцев, населяющих один из островов южного океана. Здесь царят всеобщее довольство и счастье, т. к. туземцы не знают социального и имущественного неравенства, порождающего страдания и пороки. Здесь все трудятся, но труд здесь не изнурителен, а почетен. «Между равными все должно быть общим, каждый трудись для общего блага, каждый получает в нем одинаковую долю» - гласят правила, регулирующие их общественную мораль. Отношение полов отличается здесь относительной свободой, однако женщина рассматривается как пол, подчиненный мужчине. К роману Р. де ла Б. прилагает «Письмо обезьяны к своим соплеменникам» (Lettre d’un singe aux animaux de son espece) - ядовитый памфлет на государственные и социальные учреждения дореволюционной Франции.

Когда вспыхнула франц. революция 1789, Р. де ла Б. оказался в числе ее наиболее горячих сторонников, несмотря на то, что революционный катаклизм подорвал его материальное благополучие, созданное неутомимым литературным трудом. Он пишет роман «Les nuits de Paris» (Парижские ночи, 1788-1794), в к-ром обрушивается на старый порядок, прославляет революцию и ее вождей - Марата и Робеспьера, требует упразднения всех религиозных культов и пр. Заключительные части романа дают яркую картину жизни Парижа в эпоху террора. В 1795 Конвент ассигновал Р. де ла Б. скромное пособие. Конец жизни он провел мелким государственным служащим, занимая места, доставленные ему хлопотами Карно и Мерсье (см.). Во время «заговора равных» Р. де ла Б. принадлежал к числу сторонников и даже повидимому сообщников Бабефа, с идеями к-рого он перекликался в своем утопическом романе «La decouverte australe». С 1794 Р. де ла Б. трудился над созданием своей замечательной автобиографии «M-r Nicolas, ou le cOur humain devoile» (1794-1797, 16 тт.), вызвавшей восторженные отзывы В. Гумбольдта, Гёте и Шиллера. Однако очень быстро имя Р. де ла Б. покрывается забвением. На протяжении ряда десятилетий XIX в. Р. де ла Б. замалчивался критикой, и только Жерарде Нерваль в сер. XIX в. воскресил память забытого писателя, опубликовав о нем как об авторе «М-сье Николя» ряд статей. О Р. де ла Б. начинают писать как о Бальзаке XVIII в., начинают интересоваться его социально-утопическими концепциями; наряду с этим эротоманы устанавливают его культ как эротического писателя.

Библиография:

I. Gerard de Nerval, Les illumines, P., 1852 (позднейш. изд. 1926); Monselet Ch., Restif de la Bretonne, P., 1854; Duhren, Retif de la Bretonne. Der Mensch, der Schriftsteller, der Reformator, Berlin, 1906; Grasilier L., Retif de la Bretonne inconnu, P., 1927; Funck-Brentano F., Retif de la Bretonne, P., 1928.

II. Lacroix P. (Bibliophile Jacob), Bibliographie et iconographie de tous les ouvrages de Restif de la Bretonne, P., 1875; Duhren, Retif-Bibliothek. Verzeichnis der franzosischen u. deutschen Ausgaben u. Schriften von und uber Retif de la Bretonne, Berlin, 1906.

РЕТОРИКА, ИЛИ РИТОРИКА

РЕТОРИКА, или РИТОРИКА (греческое rhētorikē, латинское rhetorica) - выросла на древнегреческой почве в VI-IV вв. до н. э. как теория искусства убеждать словом. «Реторика - творец убеждения» (Горгий Леонтинский и др.). Развитие товарно-денежного хозяйства в условиях антично-рабовладельческой формации привело к возвышению городов-государств (Афины и др.), к открытой и острой борьбе классов и партий. В условиях античного общества почти исключительной формой «убеждения» (агитации) была ораторская речь - необходимое и могущественное орудие политического успеха (см. «Речь ораторская»). Поэтому Р. возникла как теория ораторской речи и тем самым как тактическое руководство в политической борьбе. Это определило содержание и характер Р. Еще сицилийцу Кораксу (VI в.), к-рого считали - вместе с Эмпедоклом - «изобретателем» Р., приписывалось основное теоретическое положение: «главная цель оратора - не раскрытие истины, но убедительность при помощи вероятного (eikos)». Впоследствии, несмотря на попытку Аристотеля обосновать Р. не как искусство убеждать, а как руководство к отысканию лучших способов аргументации в связи с обстоятельствами и природой данного дела, положение Коракса повторялось неоднократно греческими и римскими риторами: цель Р., по Корнелию Цельсу, - «говорить убедительнее в сомнительных общественных делах. Оратор ищет только подобия истины. Ибо не сознание правоты является наградой, а победа в споре...» Еще Платон осудил Р. как «искусство обмана», «словесную ловкость» «великое делать малым, малое великим, ложное истинным, истинное ложным». Осуждение Р. было осуждением софистической философии. Субъективно-идеалистическое учение софистов с их релятивистски-скептическим отношением к «познанию истины» было философским основанием Р. Из положения Протагора - «вещи являются для каждого лишь тем, что он в них видит, согласно своим свойствам, следовательно человек - мера всех вещей» - вытекало, что хотя все суждения правильны, но не все равноценны, т. е. индивидуум или коллектив познают реальность не в одинаковой степени, а в соответствии с «состоянием организма», к-рое может измениться под влиянием людей, познающих больше, чем другие; люди эти - софисты и ораторы, влияющие на общество посредством слова. Мера истинности и убедительности слов оратора - дело его «искусства», его «изобретения». Поэтому Р. занята отысканием действенных речевых средств для создания убедительности независимо от объективного содержания. Отсюда чисто практическая задача Р. - вооружить политика средством «пленения» и «укрощения» массы.

В соответствии с этим Р. изучает:

1. Изобретение идейного материала речи:

а) отыскание выгодной точки зрения и опорного пункта, «статуса для аргументации»;

б) нахождение доказательства и аргументации при помощи диалектики, к-рой древние называли науку вести спор при помощи логич. доводов, достигшее у софистов особой изощренности;

в) использование «общих мест» - формально логических «источников» «распространения» аргументации: обобщений и разделений вида и рода, сравнений, контрастов и пр.;

г) применение средств эмоционального воздействия в соответствии с тем, какой эффект желателен: энтузиазм или ненависть, страх или надежда и пр.;

д) характер нравственного облика оратора, гарантирующий доверие к словам.

2. Распределение материала речи - ораторский порядок, основанный не на логической или исторической последовательности, а на психологической действенности; общая композиционная схема речи:

а) вступление (разных видов);

б) повествование, имеющее целью выгодный подбор и размещение фактов,

в) рассуждение - обоснование своих положений и опровержение противных,

г) заключение - подведение итогов, агитационный призыв.

3. Изложение, или стиль речи, забота о к-ром «необходима вследствие нравственной испорченности слушателей»:

а) стилевые особенности судебной, общеполитической, торжественной речи;

б) разделение стилей на «простой», «умеренный» и «возвышенный» в зависимости от использования «украшений»;

в) строение периода;

г) «тропы» (метафора, метонимия, перифраз и пр.), «фигуры мыслей» (антитеза, градация, коррекция и пр.) и «словесные фигуры» (риторический вопрос, анафора и пр.). Кроме указанных трех частей в Р. включались вопросы изучения слушателей (у Аристотеля) и вопросы запоминания речи и произнесения (голос, жесты и пр.).

По мере развития прозы исторической, философской и художественной Р. становилась теорией «красноречия» вообще: проза неораторская складывалась под влиянием ораторской речи и реторических принципов. С падением античной демократии реторика утратила прямой тактико-политический характер. Августин (IV в.) теологизировал античную реторику, и впоследствии она стала частью средневековой схоластики - догматической теорией «сочинения»: учением о «хриях», «тропах» и «фигурах». В несколько модернизированном «облегченном» виде она перешла в дворянско-буржуазную школу на правах «теории словесности», преимущественно «прозы». С другой стороны, буржуазия возродила Р. как ораторскую теорию в соответствии с нуждами классовой борьбы сперва с феодалами, а затем с пролетариатом (классический образец - «Parliamentary logic» (Парламентская логика, 1808) В. Г. Гамильтона). Философское обоснование дал ей Гегель: в «Эстетике» он, исходя из принципов античной Р., определил реторическое слово как практическое средство «убеждения» в целях «достижения интереса» в отличие от речи «поэтической», выражающей «дух, свободно созерцающий свою сущность». Реторическое слово служит не «истине», а «выгоде», отражая накипь «наличного бытия». Так. обр. Гегель санкционировал разделение речи как выражения подлинной действительности («духа») и речи реторической - с установкой на слушателя, на убеждение и «достижение интереса» (агитация). Вся буржуазная наука приняла гегелевскую трактовку реторического слова за основу (вплоть до наших дней), т. к. эта трактовка соответствует буржуазной практике: идеологическая обработка масс, необходимая для «достижения интереса», требует не истины, а «правдоподобия» как формы политического обмана. Р. фетишизирует слово, наделяя его собственным, в конечном счете мистическим содержанием и имманентной «силой». Пролетариат не нуждается в средствах обмана, не «изобретает» истин и не фетишизирует форм выражения. «Нет ничего противнее духу марксизма, как фраза» (Ленин). Об ораторском искусстве пролетариата - см. Речь ораторская.

Библиография:

Платон, «Федр», «Горгий» (русский перев. В. Н. Карпова в «Сочинениях Платона», чч. 2-4, изд. 2, СПБ, 1863); Аристотель, Риторика, СПБ, 1894; Квинтилиан, Двенадцать книг риторических наставлений, перев. с латинск. А. Никольский, 2 чч., СПБ, 1834; То же, перев. 10-й книги В. А. Алексеева, СПБ, 1896; Cicero, De Oratore, впервые изд. в Subiaco, 1465, комментир. изд. F. Ellendt, Konigsberg, 1840; G. Sorof, 3 Aufl., Berlin, 1875; A. S. Wilkins, Oxford, 1892, и др.; Его же, Orator, впервые изд. в Венеции в 1492, комментир. изд. О. Jahn - W. Kroll, Berlin, 1913, и др.; Его же, Brutus, впервые напечатано в 1475; позднейшие изд. H. Meyer, Halle, 1838, Th. Stangl, Lpz., 1886, переиздано в 1920, Martha, P., 1907, и др.; Tacitus, Dialogus de oratoribus, hrsg. v. A. Gudeman, 2 Aufl., Lpz., 1914; Augustinus A., De doctrina christiana, Bonn, 1930; Rhetores graeci, ex recognitione L. Spengel, 3 Bde, Lpz., 1853-1856; с 1894 выходит 2 изд., Под редакцией Н. Rabe и других, пока вышли тома I, II, V, VI, X, XI, XIII-XV, последний том вышел в 1931; Walz, Rhetores graeci, 9 Bde, Stuttgart, 1832-1836; Halm C., Rhetores latini minores, Lpz., 1864; Norden E., Die antike Kunstprosa, 4 Bde, Lpz., 1915-1923; Gomperz H., Sophistik und Rhetorik, Lpz., 1912; Chaignet A. E., La rhetorique et son histoire, P., 1888; Volkmann R., Die Rhetorik der Griechen u. Romer, 2 Aufl., Lpz., 1885; Ernesti J. A., Initia rhetorica, Lpz., 1750-1783; Schott H. A., Die Theorie der Beredsamkeit, Lpz., 1828-1849; Blair H., Lectures on Rhetoric and belles-lettres, 3 vv., Dublin, 1783; Campbell G., The Philosophy of Rhetoric, 2 vv., L., 1776; Whately R., Elements of Rhetoric, ed. l, Gotha, 1827, ed. 10, N. Y., 1880 (есть нем. перев. «Grundlagen der Rhetorik», 1884); Bascom J., Philosophy of Rhetorik, 2-nd ed., N. Y., 1888; Wackernagel W., Poetik, Rhetorik u. Stylistik, 3 Aufl., Halle, 1906; Batteux Ch., Principes de litterature, в серии «Cours des belleslettres», P., 1765; Philippi A., Die Kunst der Rede, Lpz., 1896; Le Clerc J. V., Nouvelle rhetorique francaise, P., 1822; Ломоносов М. В., Краткое руководство к красноречию, кн. I, в которой содержится риторика..., СПБ, 1748 (и в «Сочинениях», ред. М. И. Сухомлинова, т. III, СПБ, 1895); Опыт риторики (по Блеру), СПБ, 1791; Никольский А. С., Основания российской словесности, СПБ, 1792; Рижский Ив., Опыт риторики, СПБ, 1796; Мерзляков А., Об истинных качествах поэта и оратора рассуждение, М., 1824; Толмачев Я., Военное красноречие, 3 чч., СПБ, 1825; Галич А. И., Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений, СПБ, 1830; Кошанский Н., Общая реторика, СПБ, 1829; Сперанский М., Правила высшего красноречия, 1844; Фойгт К., Мысли об истинном значении и содержании риторики, «ЖМНП», 1856, ч. 86; Миттермайер К., Руководство к судебной защите по уголовным делам, М., 1863; Гегель, Курс эстетики, кн. II, М., 1860; Луньяк И., Риторические этюды, СПБ, 1881; Певницкий В. Ф., Церковное красноречие и его основные законы, Киев, 1906; Гофман В., Слово оратора (Риторика и политика), Л., (1932). См. также библиографию к ст. Речь ораторская.

РЕУФ

РЕУФ Мехмед (1875-1918) - турецкий прозаик. Р. в Стамбуле. Владея французским и английским яз., близко познакомился с зап.-европейской литературой. Воспринял некоторые влияния А. Додэ, Флобера, Мопассана, в меньшей мере Золя. В турецкой литературе связан с Халид-Зия, основателем прозы «Сервети-Фюнун» (см. «Турецкая литература»). Р. - один из крупных представителей этой школы, идеолог прогрессивной буржуазии, активный участник европеизации турецкой литературы. Начал литературную деятельность с авантюрных романов и лирических рассказов. В зрелые годы дал ряд романов, написанных в плане психологического реализма. Самым значительным из них является «Ейлюль» (Сентябрь), одно из лучших произведений турецкой литературы. В своих романах и рассказах Р. рисует быт и настроения буржуазных слоев турецкого общества, становившихся на путь европейской буржуазной культуры. Вместе с тем Р. близки националистические мотивы. Активный деятель турецкой буржуазии, Р. противопоставлял свое творчество сторонникам «искусства для искусства». Литературная деятельность Р., протекавшая в значительной своей части в годы тирании султана Абдула Гамида, имела большое прогрессивное значение.

Библиография:

I. Кроме указ. в тексте: Фердаи Гарам (После муки любви); Гендж кыз калби (Сердце девочки); Менекше (Фиалка); Ихтизар (Агония); Сон эмел (Последнее желание). Пьесы: Пендже (Лапа); Джидаль (Драка); Ики куввет (Две силы) и др.

II. Исмаил Хабиб, История новой турецкой литературы, Стамбул, 1925; Исмаил Хикмет, История турецкой литературы (XX век), Баку, 1925.

РЕФРЕН

РЕФРЕН - см. Припев.

РЕЦ

РЕЦ Франсуа Поль (Francois Paul de Gondi de Retz, 1613-1679) - франц. политический деятель и писатель. Один из вождей феодальной партии в эпоху Фронды. Парижский архиепископ и кардинал. Пользовался большим влиянием в среде парижской мелкой буржуазии. Из его литературного наследства исключительное значение имеют «Мемуары» (писались в сер. 60-х годов XVII века, впервые изданы в 1717). Особенно интересна 2-я часть, посвященная эпохе Фронды. Идеолог феодальной аристократии, Р. скорбел о гибели того порядка, к-рый «смирял произвол королей и препятствовал разнузданности народа». Он сумел нарисовать картину морального оскудения своего класса в критическую эпоху борьбы с укреплявшимся абсолютизмом. «Мемуары», написанные в тоне непринужденной исповеди светского человека (временами откровенной до цинизма, местами полной едкой иронии), пересыпанные крепкими словечками улицы, представляют своеобразный памятник художественной публицистики XVII в. Для Р. характерно оригинальное соединение литературной традиции аристократических салонов и бичующей политической сатиры мятежного Парижа времен Фронды.

Библиография:

I. Ouvres completes, 12 vv., 1872-1929 (первые 10 тт. вышли в 1872-1896, в 1920 и в 1929 вышли дополнительные тома, в последнем томе напечатана биография Retz’a, написанная Batiffol’ем); Критическое издание в серии «Collection des grands ecrivains de la France»: Memoires, introd. et notice p. A. Maurois, 4 vv., 1929.

II. Sainte-Beuve C., Causeries du lundi, t. V, P., 1852; Curnier L., Le cardinal de Retz et son temps, 2 vv., P., 1863; Topin M., Le cardinal de Retz, 1864; Labitte J., Le cardinal de Retz, Amiens, 1869; Batiffol L., Le cardinal de Retz, Paris, 1927 (переиздано с обстоятельными комментариями в (XII) т. «Ouvres completes», под названием «Biographie du cardinal de Retz»).

РЕЦЕНЗИЯ

РЕЦЕНЗИЯ - один из распространенных критических жанров. Р. составляют в толстых журналах так наз. «библиографический» отдел. Р. - критический разбор произведения - литературно-художественного, научного, публицистического характера и т. п., - дающий информацию об этом произведении и оценку его в таких пределах, что краткий отзыв не перерастает в критический этюд (см. Критика). В дальнейшем мы будем касаться лишь рецензий на произведения беллетристические.

Р. распадается на три части:

1. Библиографически точное обозначение рецензируемой книги. Выписывается фамилия, имя автора и название книги, том или часть, если книга разделена на таковые, издательство, место и год издания, число страниц в книге, тираж и цена.

2. Изложение содержания книги. Для информации о художественном произведении необходимо пересказать фабулу, для научной работы - краткий пересказ содержания по главам или отделам книги.

3. Оценка книги. Последняя часть самая существенная в Р., в ней выявляется характер Р. как одного из жанров лит-ой критики (см.).

Характер Р., ее идейный уровень обусловлены классовым мировоззрением автора, его литературоведческой подготовкой, его критическим мастерством. В наиболее передовых журналах прошлого Р. всегда играла роль боевого застрельщика в борьбе против отсталых и классово-чуждых произведений. В русской литературе редакторы - революционные демократы 60-х гг. - придавали Р. значение идейно-политической оценки литературы. По мнению Добролюбова, «журнал должен брать для библиографии только такие сочинения, которые или не согласны или же согласны с его направлением; в первом случае он имеет возможность опровергнуть враждебные мысли, подрывать, осмеивать, уничтожать их, во втором же случае ему предоставляется предлог повторить свои собственные мысли, напомнить о них, разъяснить, подтвердить или усилить их. Сочинения же индифферентные в смысле направления, хотя бы и серьезные и интересные сами по себе, не должны попадать в библиографию общего журнала» (см. воспоминания М. Антоновича, в сб. «Шестидесятые годы», изд. «Academia», 1933, стр. 139).

Современная марксистская Р. должна быть строго научной и в то же время актуально-публицистической. Давая информацию о выходе книги и оценку ее, рецензент должен произвести научный анализ материала и осветить результаты своего исследования с точки зрения политических задач рабочего класса. Оценка должна не привноситься извне, а вытекать органически из факта, из его природы, которая определяет значение произведения для социалистического строительства. Рецензент должен уметь показать достижения или ошибки автора, подвергнуть критике последние; он должен уметь давать социальные характеристики не только идей, но и всех других элементов произведения. Абстрактные определения в Р. вроде таких, как «широкий замысел, оригинальная и острая фабула, интересная форма» и т. д., не дают в руки читателя критерия для оценки ни художественной ни идейной стороны произведения. Со стороны стиля Р. требует от автора краткости, уменья формулировать свои мысли в точной, сжатой и отчетливой форме.

Р. не требует развернутой аргументации, она должна избегать всяких отступлений от непосредственной задачи, исторических, философских и др. экскурсов. В противном случае Р. превращается в критическую статью. В истории критики мы находим еще особый вид Р. - авторецензии. Они обычно появляются тогда, когда в условиях лит-ой борьбы противники прибегают к замалчиванию тех или иных книг. Примером авторецензии может служить авторецензия Н. Г. Чернышевского на его книгу «Эстетические отношения искусства к действительности».

Библиография:

Meunier E. F., Die Entwicklung des Feuilletons der grossen Presse, Diss., Hdlb., 1914; Lempicki S., v., uber literarische Kritik u. die Probleme ihrer Erforschung, «Euphorion», XXV, 1924, S. 501 ff.; Eckardt F., Das Besprechungswesen, Lpz., 1927; Мацуев Н. И., Художественная литература русская и переводная. 1917-1925 гг., Указатель статей и рецензий, М. - Одесса, 1926; Сомов Н. М., Критическая библиография. (Очерк газетной и журнальной библиографии), M., 1928, стр. 50 и сл.; Мацуев Н. И., Художественная литература в оценке периодической печати, «Литературный критик», 1933, №№ 4, 5 и 7; Его же, Критика и литературоведение (Библиографический указатель), там же, 1934, №№ 2 и 3 (последняя работа является продолжением предыдущей; обе регистрируют рецензии и статьи по критике и литературоведению с апреля 1932 по август 1933); Летопись рецензий за 1934 г., Под редакцией Я. Н. Белецкого, В. И. Соловьева, Е. И. Шамурина, изд. Гос. центральной книжной палаты, М., 1935.

РЕЧЬ ОРАТОРСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕШАД

РЕШАД Нури (ок. 1892-) - турецкий писатель. Работал в качестве учителя начальной школы, затем, получив высшее образование, - средней школы. Уехал из Стамбула в провинцию, считая важнейшей задачей просветительную работу среди низших слоев народа. Эта связь с жизнью страны позволила Р. накопить большой материал для лит-ой работы. Р. стал печататься после революции 1908 в условиях большого оживления турецкой литературы. Начал Р. с театральной критики. Затем выступил как драматург, написав «Ханчер» (Кинжал), «Ески рууя» (Старый сон) и др., поставленные в крупнейшем национальном театре Стамбула «Дарюльбедае». Одновременно Р. написал ряд рассказов. Значение Р. в турецкой литературе определяется однако не этими произведениями, а большими романами и прежде всего романом «Чалы-Кушу» (Королек). Турецкая литература даже периода «Эдебийат-Джедиде» (Новая литература) занималась гл. обр. жизнью стамбульской аристократии, буржуазии и мещанства (см. Турецкая литература). Решад показал провинциальную Турцию, реалистически вскрыв противоречия между «прекрасным» буржуазно-помещичьим Стамбулом и нищей, разоренной Анатолией. В «Чалы-Кушу» Р. дал образ Фериде, девушки, вышедшей из «воспитанной» семьи Стамбула, покинувшей спокойную жизнь и приехавшей в Анатолию с целью просвещать «жалких детей народа». Претерпевая огромные трудности, она в качестве учительницы работает в Анатолии. «Лицом к Анатолии, к народу, который погряз в темноте» - таков основной смысл романа. Вместе с тем положительным героем выступает здесь и представитель пантуркизма, защитник националистических идей. Реализму Р. соответствует и язык его романа - живой, простой, близкий к разговорной речи. Язык Р. является образцовым языком прозы современной турецкой литературы. Романом «Чалы-Кушу», этим крупнейшим явлением новой турецкой литературы, а также другим своим романом - «Дудактан-Кальбе» (От губ в сердце) - Р. выступил как яркий выразитель буржуазно-демократического и националистического движения новой Турции.

Библиография:

I. Кроме указ. в тексте: Теменна (Приветствие); Сонмюш йылдызлар (Гашеные звезды); Гизли Эл (Тайная рука); Таш парчасы (Кусок камня) и др.

II. Исмаил Хабиб, История новой турецкой литературы, Стамбул, 1925; Исмаил Хикмет, История турецкой литературы (Двадцатый век), Баку, 1926.

РЕШЕТНИКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕШЕТОВ

РЕШЕТОВ Александр Ефимович (1909-) - современный поэт. Р. в семье крестьянина. Член ВКП(б) с 1930. Начал печататься с 1928 в журн. «Резец». В 1931 состоял в ЛАПП. Творчество Р. всецело связано с реконструктивным периодом. Комсомольская молодежь, ее настроения, формирующиеся в условиях напряженной борьбы за социализм, коллективизация деревни, борьба с кулачеством - основные мотивы первого сборника стихов Р. «Так мы живем!» (1931). Достоинства и недостатки сборника характерны для творчества большинства начинающих рабочих-поэтов. К первым относится партийная направленность стихов Решетова, ко вторым - слабое умение автора раскрыть поставленную тему в полновесных образах. Стихи слабы технически. Вторая книга («В пути», 1934) значительно лучше первой. Р. показывает гибель старой деревни и сдвиги, происшедшие в сознании колхозных масс. Лучше удается Р. разоблачение собственнической психологии, образы же социалистической деревни слабее. Наиболее острые моменты колхозной действительности - классовая борьба, организация социалистических форм труда - затронуты поверхностно.

Библиография:

I. Так мы живем!, ГИХЛ, Л.-М., 1931; То же, 2 дополненное и переработанное изд., «Молодая гвардия», М.-Л., 1932; В пути, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1934; Стихотворения 1928-1933 гг., изд. «Молодая гвардия», (Л.), 1934.

II. Рецензии на сборник «Так мы живем!»: Мессер Р., «Звезда», 1931, № 5; «Книга - строителям социализма», 1931, № 14; Г. А., «Молодая гвардия», 1931, № 17-18; «Юный пролетарий», 1932, № 33; Надеждина С., «Книга молодежи», 1932, № 12; Долинов М., «Художественная литература», 1932, № 2. На «Стихотворения 1928-1933 гг.»: Родов С., «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1934, № 235, 6 октября.

РЖЕВСКИЙ

РЖЕВСКИЙ Алексей Андреевич (1737-1804) - популярный в XVIII в. лирический поэт, член Российской академии, видный масон. Происходил из старинного дворянского рода. Его кратковременная литературная деятельность (1759-1763) носит отпечаток аристократического дилетантства. Блестящая придворная карьера в царствование Екатерины II заглушила в Р. писателя: за всю последующую жизнь он написал всего несколько од и две трагедии: «Прелеста» и «Смердий» (ставились на сцене, напечатаны не были).

Поэтическое наследие Р. отличается богатством жанров: он писал оды - торжественные и анакреонтические, элегии, идиллии, стансы, сонеты, эклоги, басни, притчи и т. д. По своему литературному направлению Р. примыкал к группе Сумарокова и на первом этапе своего творчества сильно ему подражал. Оды Р., посвященные императорам, царствования к-рых он пережил, шаблонны; лучшие его произведения - стансы и элегии. В них преобладают мотивы неразделенной и тоскующей любви и грусти о непостоянстве и суете всего земного. Лирика Р. всегда соединена с дидактикой и является отголоском его масонских взглядов. Проповедь рационалистической добродетели, умеренности и внутреннего самоусовершенствования сочетается с признанием неизбежности желаний и страстей; истинное блаженство дает лишь душевное спокойствие, доступное человеку на всех без различия ступенях социальной лестницы; конечное успокоение и свободу дает смерть.

Внутренняя сосредоточенность некоторой части лирики Р. выгодно выделяет ее на бравурном фоне торжественной поэзии его эпохи; однако образами и красками она не богата. Идейная опустошенность привела Р. к преобладанию в его творчестве формы над содержанием. Р. внес в поэзию ряд сложных литературных приемов: стихотворение-период, построенное по типу загадки, стихотворение, читаемое с разным расположением строк, ода из односложных слов и т. п. подчеркнутые ухищрения стиля.

Стихотворения Р. печатались в журн. «Трудолюбивая пчела» и «Ежемесячные сочинения» (1759), «Полезное увеселение» (1760-1762) и «Свободные часы» (1763); отдельным собранием изданы не были.

Библиография:

I. Русский биографический словарь, т. Рейтерн - Рольцберг, СПБ, 1913 (статья без подписи); Гуковский Гр., Ржевский, в его книге: Русская поэзия XVIII в., Л., 1927 (Вопросы поэтики, вып. X).

II. Венгеров С. А., Русская поэзия, вып. VI, СПБ, 1897.

РЗАЙ

РЗАЙ Виктор Ефремович (1904-) - чувашский советский писатель. Р. в с. Ковали Уртарского р-на. Учился в Восточном пединституте в Казани. Начал печататься в 1926. В 1927 издал сборник стихов «Сямрäк вăхăт» (Молодость). В том же году напечатана поэма Р. «Пăхäр чёлём» (Медная трубка). С 1928 Р. выступает исключительно как прозаик. Названный сборник стихотворений отражает идейные колебания молодого автора: стремление порвать с идиотизмом старой деревни, преодолеть кулацкие влияния, осознание Октябрьской революции как начала «новой жизни» и в то же время кулацко-националистическое восприятие советской деревни (в некоторых произведениях), романтизацию отдельных сторон старой, уходящей деревни и любовное прощание с ней. Поэма «Медная трубка» трактует Октябрь исключительно в аспекте расплаты батрака Алексея (председателя комбеда) с отдельным кулаком, но не показывает борьбы беднейшего крестьянства, организованного в комбеды, против контрреволюционного кулачества. В другой повести - «Пушар» - недостаточная классовая сознательность Р. определяет собою некоторое облагораживание образов представителей контрреволюции. В общем произведения первого периода творчества Р. (1926-1929) указывают, что он не понимал еще социалистический сущности Октября.

Повесть «Тaпра каласять» (Говорит земля, опубликованы первые главы) свидетельствует об искренней и решительной перестройке Р. В этой повести, изображающей социалистическую переделку деревни, писатель с большим мастерством создает образы борцов за коллективизацию, успешно преодолевая схематизм и натуралистическую поверхностность в показе людей и фактов. Язык его обретает все большую ясность и простоту.

Библиография:

I. На чувашск. яз.: Сямрäк вăхăт (Сб.), Чебоксары, 1927; Пăхäр чёлём (Поэма), журн. «Сунтал», 1927, № 5; Сäкман айёнчи ача амäше, Шаннä вёлтёреноем, Йунлă пупсем и др. рассказы, газ. «Канаш» за 1926-1927; Усё хапха (Повесть), там же, сентябрь 1927; Серия сатирических и юмористических рассказов (около 20), в журн. «Капкäн» за 1927; О, хӗвел (Рассказ), альм. «Утäм», № 2; Висё калав (Сб. детских рассказов, под псевдонимом Шеппе В.), Казань, 1930; Тäпра каласять (Повесть), альм. «Утäм», 1930, № 3 (I гл.), 1932, № 4 (II гл.); Петрушäн сäкман сюк, там же (под псевдонимом «Ш»); Кÿршёсем (Рассказ), сб. «Паянтан епё те колхоза нёретёп», Чувашиздат, 1933; О молодых чувашских писателях и наши задачи, Чувашиздат, 1934. На русском яз.: рассказ в журн. «Натиск» (орг. Горьковского оргкомитета сов. писателей), 1933, № 7-8; Отрывок из повести «Тäпра каласять» под названием «Бурундуй», в сб. «С волжских берегов», Горьковское краевое изд-во, 1932.

II. Исаев Дм., Сб. критических статей «За пролетарскую литературу», Чувашиздат, 1930; Кузнецов И. Д., Национальный вопрос и чувашская художественная литература, Чувашиздат, 1931 (статьи «Сесьпэль Мишши пултарулaхё тавра»); Васильев П., Краткий очерк истории чувашской литературы, Центриздат, М., 1930; Данилов Д. и др., Советская Чувашия, Соцэкгиз, М., 1933; Федоров М., О поэме В. Рзай «Перед грозой», «Сунтал», 1927, № 4.

РЗА-РАСУЛ

РЗА-РАСУЛ (1910-) - азербайджанско-тюркский советский поэт. В 1931 Р.-Р. опубликовал поэму «Большевистская весна». В этом наиболее художественном своем произведении Р.-Р. пытается изобразить борьбу за хлопок в Азербайджане. Оно проникнуто пафосом соц. строительства. В 1932 вышла его книжка «Чапей», которая содержит поэму, посвященную революционному движению в Китае, и стих. «Октябрь». В «Чапее» Рза-Расул показывает борьбу китайских трудящихся против капитализма. К недостаткам его творчества следует отнести искусственность композиции, перегрузку метафорами. Последняя поэма Р.-Р. «Алмания» (Германия, 1933) является его лучшим произведением. В этой поэме Р.-Р. изображает революционное движение в Германии, фашистскую реакцию и частично процесс Димитрова.

Библиография:

I. Большевистская весна, журн. «Инкилаб ве медениет», Баку, 1931, № 3-4; Чапей, Баку, 1932.

II. Мехти Г., Литературные бои, Баку, 1932; Джахангиров, Предисловие к «Чапей», Баку, 1932.

РИБЕЙРО

РИБЕЙРО Акилино (Aquilino Ribeiro, 1885-) - один из крупнейших писателей современной Португалии. Рибейро - представитель той части мелкобуржуазной интеллигенции, к-рая тяготеет к радикально-революционным течениям европейской мысли, но не решается еще окончательно примкнуть к ним.

Р. начал с «региональных» рассказов, сразу обративших на себя внимание как исключительными достоинствами языка, так и четкостью в обрисовке людей, общественных отношений и природы португальской провинции. Его сборники новелл («Jardin dos tormentos», 1913, «Filhas de Babilonia», 1925) дают целую галерею типов, тесно связанных с окружающей их социально-бытовой атмосферой, чрезвычайно жизненных, реальных. Сочувственное отношение Рибейро к представителям низших классов заставляет португальскую критику сравнивать его рассказы с ранними произведениями Горького.

Переходя к роману, Р. пытается нарисовать более широкие социальные полотна. В «Via sinuoso» (Извилистый путь, 1918), рисуя мелкобуржуазную провинциальную среду последних лет монархии, Рибейро создает тип молодого человека нового поколения, ведущего борьбу против «отцов». Воспитанный в клерикальной семье, верной традициям, герой, по мере того как сталкивается с реальной жизнью, постепенно приходит к сознанию лживости окружающей его обстановки, отказывается от нее, разоблачает церковь и ее реакционную деморализующую роль и становится революционером, борцом за раскрепощение от буржуазной догматики и лицемерия, за создание новых социальных и моральных ценностей. Не выходя за пределы индивидуалистического понимания свободы личности, не имея под ногами твердой почвы, герой характеризует целый социальный слой, отражает определенный этап в истории общественной мысли Португалии.

Этой же теме борьбы «отцов и детей», мятежа мелкобуржуазной молодежи против своей среды, в частности против церкви как основного зла пиренейских стран, посвятил Р. и роман «Человек, который убил дьявола» (O homen que maton o Diabo, 1930).

Библиография:

Correia de Costa, Eca, Fialho e Aquilino, Lisboa, 1923; Cardoso de Oliveira J. M., Poetas e prosadores portugueses, Lisboa, 1923.

РИВАС

РИВАС, герцог, де (Angel de Saavedra y Ramirez de Rivas, 1791-1865) - испанский поэт и драматург. Родился в Кордове, в аристократической семье, участвовал в освободительной войне (1809), позднее принимал активное участие в политической борьбе, был депутатом и секретарем кортесов. Принадлежа к партии «восторженных» (крайних), вынужден был с большой группой революционно настроенной буржуазной интеллигенции эмигрировать вследствие абсолютистского террора. В Лондоне Ривас познакомился с Байроном и Вальтером Скоттом, в Париже увлекался идеями французского романтизма. Вернувшись в Испанию (1834), получил герцогский титул, постепенно сошелся с консерваторами, дважды назначался министром, послом в Италию и Париж, председателем Государственного совета.

Литературная деятельность Риваса началась с подражания классикам («Ensayos poeticos», 1813); он писал поэмы, исторические оды, исторические трагедии («Ataulfo», «Alatar», 1814, и др.), напоминающие Альфиери (см.). Сильное влияние В. Скотта произвело постепенный переворот в творчестве Р., введя в него романтические элементы, которые становятся главенствующими уже в поэме «El faro de Malta» (1828). Следующая поэма «El Moro exposito» (Мавр найденыш, 1834) знаменует собой победу романтизма как направления в Испании. Большая эпопея, воскрешающая испанскую и арабскую старину, излагающая древнюю легенду о семи инфантах Лары, была издана с предисловием Галиано, сыгравшим роль манифеста новой школы. В том же духе романтической стилизации древнего эпоса написаны и «Romances historicos» (Исторические романсы, 1841) Р.

Первое место в творчестве Р. занимает однако драма. Лучшее его драматическое произведение «Don alvaro o la Fuerza del sino» (прозаический текст - 1831, частичная стихотворная переработка, изд. и постановка на сцене - 1835). Экзотические образы, загадочные характеры, национально-временный колорит, возвышенная декламация наряду с рядом формальных «вольностей» (вольная рифма, чередование стихов с прозой, нарушение «единств», смешение трагического с комическим) - все это делает драму типичным продуктом романтической школы. Последующие драматические произведения Риваса не отличаются таким совершенством и не имели такого успеха, как названная пьеса, обеспечившая Р. видное место в развитии испанской драматургии.

Библиография:

I. Obras completas, 5 vv., Madrid, 1854-1855; Obras, 7 vv., Madrid, 1894-1904; Romances, ed. di C. de Rivas Cherif, 2 vv., Madrid, 1912.

II. Cueto L. A., de (marques de Valmar), Discurso necrologico literario en elogio del Duque de Rivas, Madrid, 1866, перепеч. в «Memorias de la Academia espanola», Madrid, 1870, Anno 1, v. II; Canete M., Escritores espanoles e hispano-americanos. El Duque de Rivas, Madrid, 1884; Pineyro E., El romanticismo en Espana, Р., s. a.; Azorin, Rivas y Larra: razon social del romanticismo en Espana, Madrid, 1916; Его же, El Duque de Rivas, в кн. «Clasicos y modernos», Madrid, 1919 (Obras cornpl., v. XII); Peers E. A., Rivas and romanticism in Spain, L., 1924; Его же, Angel de Saavedra, duque de Rivas, «Revue hispanique», 1923, v. 58, № 133-134; Смирнов А. А., Испанский романтизм, История западной литературы, Под редакцией Батюшкова, т. III, М., 1910.

РИД Д.

РИД Джон (John Reed, 1887-1920) - американский революционный журналист. Похоронен на Красной площади у кремлевской стены. Р. вырос в состоятельной интеллигентной семье. Завершив свое образование в Гарвардском ун-те, обратился к журналистике.

Бурный рост рабочего движения и радикализация мелкобуржуазной интеллигенции в США в первом десятилетии XX в. определили социальную направленность журналистской деятельности Р. Вместе с группой революционно настроенных литераторов Рид в 1910 основал и редактировал социалистический художественный ежемесячник «Masses» (Массы), от к-рого ведет свое начало нынешний орган американского революционного искусства («New Masses», см. (Новые массы)). Наиболее значительными эпизодами довоенного периода журналистской деятельности Р. нужно считать его выступление против Рокфеллера в связи с кровопролитной стачкой в Колорадо, выдающуюся активность в стачке текстильщиков в Паттерсоне и в особенности корреспондентскую деятельность в Мексике в годы крестьянской партизанской революции, направленной против англо-американского империализма и его ставленников. Сборник его очерков «Революционная Мексика» (1914) - яркая и смелая книга.

С первых месяцев империалистической войны Р. - корреспондент с театра военных действий. Его книга «Вдоль фронта», результат поездки по восточной окраине воюющей Европы (Балканы, Россия, Ближний Восток), интересна не только блестящими правдивыми зарисовками мрачной и своеобразной «фронтовой жизни». В ней ясно ощущается перерастание благодушного пацифизма автора и горячий принципиальный протест. Неудивительно, что в 1917 интернационалист Р., уже обвиненный отечественной прессой в «германофильстве», оказывается в России. Встав на сторону большевиков, он был свидетелем и участником как предоктябрьских событий, так и самой революции. Вернувшись в США, Р. написал и издал книгу «Десять дней, которые потрясли мир» (1918) и, организовав с группой революционных социалистов раскол социалистической партии, принял участие в организации коммунистического рабочего движения. Травимый в печати и преследуемый полицией и судом, Рид снова едет в Россию. Он присутствует на II конгрессе Коминтерна как делегат США. На этом посту его настигла смерть. Книга Р. об Октябрьской революции - «10 дней, которые потрясли мир» - переведена на многие языки и в свое время сыграла громадную роль в деле революционного воспитания рабочих и интеллигенции за рубежом. Клевете буржуазной печати книга Р. противопоставила полное пафоса революционного героизма повествование о великих исторических днях Октября. Однако в ней имеются серьезные политические недостатки. Недостаточное понимание вопросов стратегии и тактики революции, крупнейшие ошибки в ряде положений (переоценка роли Троцкого, объективистское изображение штрейкбрехерства Каменева, Рязанова и др.) и т. п. делают книгу не соответствующей требованиям современного советского читателя.

Имя Рида как певца пролетарской революции стало знаменем американской революционной литературы. Объединения революционного искусства, созданные в последние годы во всех крупных городах США, носят название «Клубы имени Джона Рида».

Библиография:

I. 10 дней, которые потрясли мир, перев. В. Яроцкого, предисл. Н. Ленина и Н. Крупской. Краткая биография Джона Рида А. Р. Вильямса, изд. «Красная новь», Москва. 1923 (неск. изд.); Революционная Мексика, перев. П. Охрименко, предисл. к русск. изд. А. Р. Вильямса, изд. «Современные проблемы», М., 1925; Вдоль фронта, перев. И. В. Саблина и В. Ф. Корш, с предисл. А. Старчакова, «ЗиФ», М.-Л., 1928; Дочь революции, перев. Я. М. Черняка, с предисл. Н. Крупской, изд. «Московский рабочий», М., 1928 (то же под названием: Бродвэй, перев. М. Г. Волосова, изд. «Прибой», Ленинград, 1928; Ночь на Бродвэе, перев. П. Охрименко, изд. «Пролетарий», Харьков, 1928).

II. Dos Passos J., Jack Reed, «New Masses», 1930, Oct.; Gold M., John Reed’s anniversary, там же; Dinamov S., The literary method of J. Reed, «Literature of the world revolution», 1931, 4, p. 106-116; Hicks G., J. Reed, «New Masses», 1932, Dec.; Исбах Ал., «Октябрь», 1928, V (отзыв о книге «Вдоль фронта»); Дос-Пассос Д., Джон Рид, «Вестник иностранной литературы», 1928, XI; Динамов С., Творческий метод Джона Рида, «На литературном посту», 1930, XV-XVI; Вальбе Б., Джон Рид (Опыт литературной характеристики), «Ленинград», 1930, V-VI.

Предыдущая страница Следующая страница