Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "С" (часть 1, "САА"-"САК")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САА"-"САК")

САА ДЕ МИРАНДА

САА ДЕ МИРАНДА Франсишко (Francisco Sa de Miranda, 1485-1558) - португальский поэт и гуманист. Воспитывался и жил при дворе короля Мануэла I, но не поладил с ним и вынужден был уединиться в своем имении. Много путешествовал по Италии, знакомясь с ее литературой. Из Италии С. де М. перенес в Португалию, находившуюся в процессе интенсивного развития буржуазных отношений, идеи итальянских гуманистов, а также формы итальянской поэзии: сонет, терцины, октавы, начав так. обр. новую эпоху в развитии португальской литературы и подготовив появление величайшего португальского поэта Камоэнса (см.). С. де М. сыграл крупную роль в истории пасторали (эклоги). Кроме большого количества в разных формах написанных лирических стихотворений (частично на испанском языке) перу С. де М. принадлежат две комедии («Estrangeiros» - Чужие, ок. 1527 - и «Vilhalpandos» - Хвастуны, ок. 1538), также построенные по итальянским образцам.

Библиография:

I. Poesias, ed. C.Michaelis de Vasconcellos, Halle, 1885 (с вступ. ст.).

II. SaimaraesD., Verses portugueses, Lisboa, 1909; Michaelis de VasconcellosC., Novos estudos sobre Sa de Miranda, Lisboa, 1911; PereiraE., As comedias de Saa de Miranda, «Boletim de Secunda Clase de Acad. des Sciences Lisboa», 1914, IX.

СААЛЬ

СААЛЬ Андрее (Andres Saal, 1861-1931) - эстонский писатель. Был учителем, журналистом, цинкографом, с 1898-1920 жил в Батавии, на о. Ява, в качестве топографа на голландской службе, в 1920 переселился в США (Лос Анжелос). Его литературное творчество относится главным образом к концу 80-х и началу 90-х гг. прошлого столетия, т.е. к периоду реакции и руссификаторской политики Александра III. Выросший в традициях национального романтизма, отражавшего национальное движение (борьба эстонской деревенской буржуазии против немецких баронов) 70-х и 80-х гг., С. является продолжателем этих традиций, но уже в период упадка национального движения. Не имея возможности писать на современные темы, он переносит действие в далекое прошлое и дает целый ряд романов и рассказов из истории эстонского народа, в том числе свою наиболее выдающуюся трилогию «Wambola» (1889), «Aita» (1891) и «Leili» (1892), изображающую борьбу эстонцев против немецких поработителей в начале XIIIв. Кроме того в 90-х гг. он дал ряд чисто исторических работ. К более позднему периоду относится ряд произведений на разные темы, из к-рых наиболее известным является роман «Walge wanne» (Белое проклятие, 1911) из жизни голландских колоний. Исторические романы С. в свое время пользовались громадной популярностью, оказывая на читателей сильное воспитательное влияние в националистическом духе, хотя им присущи были все недостатки романтического творчества: чрезмерное разбухание, нереальность типов, необоснованность событий и пр. Несмотря на серьезную подготовительную работу, С. не удалось дать правдоподобного описания быта и условий жизни далекого прошлого.

Библиография:

KampmannM., Eesti kirjandusloo peajooned, II, 3 trukk, Tartu, 1933.

СААМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

СААМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - принадлежит к литературам финно-угорских народностей (литература на саамских языках, особенно на зап.-саамских языках и более всего на шведско-саамском и норвежско-саамском) наряду с венгерской, финской и эстонской. Первые письменные памятники С.л. (на шведско-саамсском языке) восходят еще к началу XVIIв. С.л. носила исключительно церковно-миссионерский характер, издавалась для саамов Швеции, Норвегии, Финляндии и отчасти России (для последней только с конца XIXв.). Такой же в общем она осталась и по сегодняшний день в зарубежных странах (Норвегии, Швеции и Финляндии, где живет большинство саамов; см. Саамский язык.) Исключение составляет до последнего времени единственное художественное произведение, принадлежащее писателю-сааму J.Turi (из шведских саамов) книга к-рого «Muittalus samid birra» (Stockholm, 1917) - художественная автобиография - переведена на шведский, датский, английский, немецкий языки. Советские саамы, получившие письменность на родном языке в 1933, еще не успели создать самостоятельной художественной литературы (школьная для первых двух классов нач. школы и художественно-переводная уже имеется). Художественную ценность представляет саамский фольклор. Различными учеными, гл. обр. зап.-европейскими, собраны многочисленные саамские сказки, легенды, предания и отчасти песни и другие произведения народного творчества. В последнее время значительный фольклорный материал (пока неопубликованный) собран среди Кольских саамов А.Г.Эндюковским во время экспедиций летом 1933 и 1934. Более или менее обстоятельных теоретических исследований по саамскому фольклору очень мало. Можно указать лишь на работу Н.Харузина «Русские лопари» (М., 1890), где есть большая глава «О народном творчестве у лопарей», и К.В. Wiklund’а «Lapparnes sang och poesi» (Uppsala 1906) - очерк о народной поэзии у саамов. Известна ценная работа J.Qvigstad’а «Lappische Marchen und Sagenvarianten» (Helsinki, 1925, FF Communications, v. XVIII, №60, p. 1-64), где дается (по системе известного финского фольклориста Antti Aarne) тематическая классификация обширнейшего фольклорного материала, записанного среди норвежских, шведских, финских и русских саамов. К самобытной сюжетике саамского фольклора относятся сказки о животных, о превращениях, о нойдах (колдунах), рассказы-легенды о нашествиях чуди, о сверхъестественных существах и др. Это - дореволюционный фольклор, создававшийся на протяжении истории саамов и до сих пор еще бытующий среди них. В этом фольклоре отразилась в художественной форме неписанная история саамов, находившихся под гнетом Швеции, Норвегии и царской России. С этой точки зрения саамский фольклор имеет важное значение как исторический источник. Современная революционная тематика пока еще мало отразилась в фольклоре Кольских саамов.

Библиография:

Кроме вышеназванных работ по саамскому фольклору, в первую очередь должны быть указаны следующие труды: QvigstadJ., Lappiske eventyr og sagn (Лопарские сказки с норвежскими переводами), т.I-IV, Oslo, изд. Instituttet for sammenlignende kulturforskning, 1927-1929; ItkonenT., Koltanja kuolanlappalaista satuja, Helsinki, 1931; KoskimiesA.V. ja ItkonenT.J., Inarinlappalaista kansantietoutta, Helsinki, 1917.

Библиографические указания по саамскому фольклору содержатся в «Bibliographie der lappischen Litteratur» J.K.Qvigstad u. K.B.Wiklund, Helsingfors, 1899 (Memoires de la Societe Finno-Ougrienne, XIII).

СААМСКИЙ ЯЗЫК

СААМСКИЙ ЯЗЫК - более известный под названием лопарского, принадлежит к финно-угорским языкам (см.). Говорящие на нем лопари, или лапландцы - коренное население севера Скандинавии, Финляндиии и Кольского полуострова - сами себя называют samek, sabmelazat (в Скандинавии), а также saami, saame (Кольские лопари), откуда и происходят названия саамы (саами) и саамский язык, принятые теперь у нас после революции. Саамы живут в пределах четырех различных государств: Норвегии, Швеции, Финляндии и СССР. Общая численность саамов около 33 000 чел. Приблизительно 68,9% живет в Норвегии, 21% - в Швеции, 4,9% - в Финляндии и 5,2% - в СССР (в Мурманском окр. Ленинградской обл.; по данным УНХУ, на 1/I 1933 - 1 806 чел.). Государственно-территориальная раздробленность, наряду с другими факторами, оказала сильнейшее влияние на С. яз. Собственно существует не один, а несколько С. яз. с резко отличающимися диалектами внутри каждого из них. Норвежско-саамский язык имеет диалекты: полмак, карасьок, каутокейно и др.; шведско-саамский - луле, пите, уме и так. наз. южно-лопарский; финско-саамский - диалект энаре и наконец кольско-саамский - диалекты кильдинский, туломский и иоканьгский. Кильдинский диалект положен в основу литературного языка кольских саамов как диалект, на к-ром говорит относительное большинство живущих в СССР саамов (свыше 47%), центральный по своему географическому положению и промежуточный по составляющим его характерным признакам между туломским (западным) и иоканьгским (восточным) диалектами.

По особенностям своего грамматического строя С. яз., в частности кольско-саамский, являются не агглютинативными, какими в науке они считаются по традиции (вместе с другими финно-угорскими), а такими же, если не более флективными, чем любой из индоевропейских языков, в том числе и русский. В кольско-саамском яз. напр. основа слова меняется при склонении и спряжении. Даже заимствованные слова в большинстве случаев не составляют исключения. Во всех С. яз. можно обнаружить древние заимствования из финского и скандинавских яз., а также отчасти литовско-латышские (через посредство финского). Это обстоятельство имеет большое значение при изучении истории как саамских, так и финского и скандинавских языков. Кроме того в каждом из С. яз. нашли отражение новые словарные заимствования из языков окружающих соседей. В частности, в кольско-саамском яз. много русских заимствований. Проблема происхождения С. яз. или саамских языков еще ждет своего разрешения.

Библиография:

FrilsJ.A., Formenlehre der lappischen Sprache in kurzer Fassung, Christiania, 1887; оттиск из его книги: Lexikon Lapponicum Christiania, 1887; WiklundK.B., Larobok i lapska spraket, 2 revid. uppl., Uppsala, 1915; NielsenK., Laerebok i lappisk, utarbeidet pa grunnlag av dialektene i Polmak, Karasjok og Kautokeino. I.Crammatik, Oslo, 1926; Его же, Lappisk ordbok, grunnet pa dialektene i Polmak, Karasjok og Kautokeino. Bd. I A - F, Oslo, 1932. Подробную библиографию по саамским языкам можно найти в «Bibliographie der lappischen Litteratur» von J.Qvigstad und K.B.Wiklund, Helsingfors, 1899 (Memoires de la Societe Finno-Ougrienne, XIII) и в списке «Publications de la Societe Finno-Ougrienne», Helsinki, 1925, и последующие изд.

САБИНА

САБИНА Карл (Karel Sabina, 1813-1877) - чешский писатель и общественный деятель. Р. в Праге в бедной семье, не кончил средней школы, работал как журналист. С 1843 - член тайного политического общества мелкобуржуазно-радикального направления. Участвовал в революции 1848 как лидер так наз. Славянской липи (Slovanska Lipa) - левой группы чешского национального движения. После подавления революции 1848 был приговорен к 8 годам тюрьмы, из к-рой вышел в 1857. Работал как журналист до 1872, когда был уличен как агент австрийской полиции. С. умер в нищете в 1877.

Литературная деятельность С. носит журналистский характер. С. - скорее публицист, чем беллетрист. Он находился в тесной связи с пражскими немецкими писателями - Гартманом, Мейснером, Каппером и так наз. «истинными социалистами». В духе утопического социализма написана С. политическая брошюра «Obrana komunismu» (В защиту коммунизма). Литературную деятельность С. начал как поэт под влиянием Байрона и Мицкевича. Из большого количества его романов имеют некоторую ценность только роман «Na pousti» (В пустыне, 1863), в к-ром С. проповедует утопический социализм, и роман «Ozivene hroby» (Живые могилы, 1870) из жизни политических заключенных. В своих литературно-критических работах С. выступает как ярый защитник романтической школы. С. известен также как драматург и либреттист чешского композитора Сметаны.

Творчество С. не выделяется оригинальностью, хотя С. и обладает легкой, увлекательной манерой письма.

Библиография:

MachalJ., в кн. Literatura ceska XIX stoleti, III, 2, Praha, 1917, str. 412-450; Novak J.V. i A., Prehledne dejiny ceska literatury, vyd. 3, Olomouc, 1922; DonathO., Siegfried Kapper, «Archiv fur slav. Philologie», 1909, S. 400-447, 555-585.

САБИР

САБИР Мирза Алекпер Таир-Задэ (1862-1911) - азербайджанский тюркский поэт. Р. в гор. Шемахе (Аз. ССР), в семье мелкого лавочника. Учился в медресе, а затем в школе тюркского азербайджанского поэта Сейд Азима Ширвани. В юности некоторое время странствовал по Средней Азии и некоторым городам Персии. Вернувшись обратно в Шемаху, сблизился с поэтами Аббас Сихатом, М.Террахом и начал писать стихи. Находясь под влиянием Сихата, Сабир в начальный период своего творчества создавал гл. обр. интимно-лирические стихи и элегии. Революция 1905 вызвала резкий перелом в творчестве С.: он начал культивировать гражданские мотивы. С. выступил против армяно-мусульманской резни, написал стихотворение «Интернационал», к-рое однако было пропущено цензурой лишь в сокращенном виде. Развитие таланта и творческих сил С. в значительной степени обусловлено его деятельностью в журнале «Молла Насредин» (см. «Тюркская литература»). Первые 5-6 лет издания этого журнала неразрывно связаны с именем С. Он принимал в журнале активное участие (под псевдонимом «Хоп-хоп»), разоблачая в своих произведениях отсталый быт среды, остро высмеивая фанатизм и невежество лицемерных мулл, духовенства, темноту отсталых масс, страстно осуждая поведение и деяния кулаков и богачей, интеллигентов-тунеядцев, щеголявших внешним «европеизмом». Несмотря на преследования со стороны духовенства, натравливавшего на писателя темные массы, С. продолжал настойчиво бороться за свои идеи, писал в различных журналах и газетах под разными псевдонимами («Мират», «Фазил», «Алгар-Гюлеген» и др.). Однако усиливавшаяся травля и тяжелые бедственные условия жизни вынудили С. покинуть Шемаху и переехать в Баку, где он учительствовал и через некоторое время умер в нищете.

С. был выразителем идей национально-освободительного движения в Азербайджане после революции 1905. Он страстно боролся за расширение и углубление этого движения. Его творческое внимание привлекали самые темные стороны жизни и быта азербайджанско-тюркской общественности: фанатизм, разврат, социальный гнет, невежество. Его постоянно тревожил факт эксплоатации трудящихся, гибнущих в нищете, сибаритствующим «высшим обществом» и имущим классом. Писатель сильно чувствовал социальные противоречия и энергично боролся за разрушение гнилого строя, но он не был социалистом. Он также не до конца порвал с религией, хотя и резко выступал против господствовавших религиозных мусульманских нравов, особенно против сект шиитизма и суннитизма. С. значительно содействовал революционному движению в Иране и Турции в период 1905-1910. В своих стихах он едко высмеивал режим султана Абдул-Гамида и Мамед Али Шаха. Реализм, социально-политический лиризм и острая сатира - вот основные элементы, характеризующие творчество С., сыгравшее революционизирующую роль в воспитании молодого поколения. С. писал просто и понятно. Он умел сочетать живую речь народа с языком литературы, в результате чего язык его стал доступным для широких масс трудящихся.

Подлинная оценка С. была дана только после пролетарской революции в Азербайджане. Его собрание сочинений неоднократно издавалось. Открыты школы, сады, библиотеки имени С. В 1922 ему поставлен памятник в Баку.

Библиография:

I. Хоп-хоп наме - полное собр. сочин. Сабира, Баку, Азернешер, 1934, Сегилмиш Шенрлери - избранные стихотворения, Баку, Азернешер, 1934.

II. Подробная биография Сабира, написанная С.Гусейным Мохпетдин-Сабир, 1934 (статья в журн. «Эдеби Парчалар»). Юбилейный сборник статей о Сабире, Баку и др.

САБИРОВА

САБИРОВА Манзура (псевдоним Айдын) - современная узбекская поэтесса. Р. в Ташкенте. Начальное образование получила в Махалинской старометодной школе, в 1930 окончила Педакадемию в Самарканде.

Писать начала в 1925. Ее первое произведение - пьеса «К новой жизни», изображающая раскрепощение угнетенных женщин Узбекистана. С. в основном работает в области поэзии. В 1931 вышел ее сборник стихов «Песни рассвета», в 1932 - сборник стихов «Умелые руки». Пишет также рассказы, очерки из жизни колхозниц, работниц фабрик и заводов. Творчество С. глубоко социально. Писательница воспевает победу новой жизни. Ее творческое внимание привлекают гл. обр. перспективы нового быта и мотивы переделки сознания трудящихся женщин Узбекистана.

Библиография:

Песня рассвета, Сб. стихотв., ч.1, Узгосиздат, Ташкент - Баку, 1931; Умелые руки, Сб. поэм, Узгиз, Ташкент - Баку, 1932.

САВИН В. А.

САВИН Виктор Алексеевич (псевдоним Ньобдинса Виттор, 1888-) - известный коми писатель, поэт, критик, драматург, режиссер, композитор. Р. в с. Небдино Коми авт. области, в бедной семье. Член ВКП(б) с 1918. Литературную деятельность начал 30 лет, освещая своим творчеством задачи социалистического строительства и откликаясь на актуальные вопросы текущей жизни.

Наиболее крупные произведения С. написал в первое десятилетие после Октября. В этот период он писал о прошлом Коми деревни. Ряд произведений С. проникнут сатирой и юмором; эти произведения, являясь орудием борьбы против пережитков прошлого, наиболее удавались С. Особенно много С. создал в области драматургии: свыше 20 пьес, инсценировок и ораторий. Из наиболее значительных следует назвать историческую драму «Кулемдинса бунт», посвященную восстанию крестьян с. Кулемдин в 1841-1843. С. верно показал силу и слабость крестьянского движения, удачно выявив роль кулачества (образ волостного головы Онись-Грии). В этой драме наиболее сильными являются массовые сцены. Наибольшей популярностью пользуются комедии С. «В раю» и «В аду», отражающие религию «дикаря-зырянина» (письмо Ленина к Горькому 1919). Созданный в этих комедиях образ крестьянина-бедняка Слюзь-Матвея - самый популярный в массах литературный образ. Удачна также пьеса «При восходе солнца цветок увял», дающая яркие образы из дореволюционного прошлого Коми и первый в коми литературе образ революционера. С. - один из организаторов первого национального театра «Сыкомтевчук», много работал он и по организации художественной самодеятельности в деревне. С. явился пионером и в области коми музыки: переложил на музыку ряд своих произведений.

В годы великих пятилеток С. не оказался на высоте новых задач; зачастую он не мог возвыситься над уровнем агитки, не мог удовлетворять художественным запросам нового политически и культурно созревшего читателя.

В творчестве С. в годы 1930-1931 имелись ошибки правооппортунистического и «левацкого» характера (пьесы «Вечернее», «Итог», «Моль», стих. «Комикып», стихотворный рапорт 12-й обл. партконференции). С. признал свои ошибки, хотя вследствие недостаточной теоретической подготовки еще не сумел органически преодолеть их в творчестве.

Библиография:

I. Сборник стихотворений, изд. Коми Гиз, Сыктывкар, 1924; Собр. сочин., т.I, Коми Гиз, 1931 (стихи и избранная проза до 1931); Собр. сочин., т.II, 1932 (избранные драм. произведения). Произведения последних лет - в журн. «Ударник», 1931-1932.

II. Из статей о С. большинство требует основательной критики. См. газ. «Иугьд туй» №154 от 22/XI 1928 (номер посвящен 10-летнему юбилею С. и содержит ряд статей и материалов о нем); ИзъюровИ., По поводу I тома сочинений Савина, «Ударник», 1931, №15-16; ОботуровИ., Писатель-большевик; ИзъюровИ., Савин как драматург, «Ударник», 1933, №9-12.

САВИН Л.

САВИН Лев (псевдоним Савелия Моисеевича Лев, 1891-) - писатель. Р. в семье ремесленника. Окончил реальное училище. Служил счетоводом-бухгалтером. Был на фронте, позднее советский служащий. Писать начал с 1929. Первый роман С. «Юшка» рисует старую казарму, муштру, вражду солдат к офицерству, но противоречия царской армии С. не вскрыты. В сборнике «Гора-человек» наряду с изображением бесправности царского солдата («Рядовой Бессмертный») С. обращается к современной действительности («Сон наяву»). Развитию нефтяной промышленности в России, истории борьбы за советский Азербайджан посвящен роман «Нафта». Последняя вещь С. - «Вылазка Кандида» - представляет попытку сатирического изображения фашистской Германии. Поверхностное понимание фашистской действительности снижает идейное и художественное качество романа.

Библиография:

I. Юшка, Роман, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1930; То же, ГИХЛ, Л., 1931; Гора-человек, Рассказы, ГИХЛ, Л., 1931; Юшка в тылу, Роман, ГИХЛ, Л., 1931; Нафта, Роман, изд. «Сов. литература», М., 1933; Вылазка Кандида, или да не погибнет Вестфалия в пучине смеха, Перевод с немецкого г-на доктора Ральфа с добавлением, которое было найдено в кармане у доктора, когда он скончался в застенке на Александарплац в лето благодати господней 1934, Гослитиздат, Л., 1935.

II. Отзывы: Н.С. (Н.С.Свирин), Тень прошлого, «Локаф», 1931, №2; АнибалБ., «Новый мир», 1931, №5; ВальбеБ., «Звезда», 1930, №9-10 (об «Юшке»), ТамарченкоД., «Локаф», 1932, №4; АнибалБ., «Новый мир», 1931, №5 (об «Юшке в тылу»), ГарриА., «Изв. ЦИК СССР и ВЦИК», 1934, 6 марта, ПолонскийЕ., «Литературная газета», 1934, №1; Мартиросян, «Литературный Ленинград», 1934, №3 (о «Нафте»); НемеровскаяО., «Литературный Ленинград», 1935, №26, 8 июня; «Художественная литература», 1935, №8 (о «Вылазке Кандида»).

САВОДНИК

САВОДНИК Владимир Федорович (1874-) - историк литературы. Из мелкопоместных дворян. По окончании Московского ун-та - преподаватель словесности в средних школах. В настоящее время принимает участие в редактировании академического издания сочинений Л.Н.Толстого. Литературную деятельность С. начал мало значительными, близкими к символизму стихотворениями.

С. принадлежит ряд критических статей. Предметом их С. избирал близких ему по настроению поэтов - Соловьева Влад., Тютчева, Баратынского. Наиболее существенным из написанного С. являются «Очерки по истории русской литературы XIXв.». В первом издании их (1906) С. ограничился психологическими и эстетическими оценками. Под влиянием критики культурно-исторической школы С. ввел в дальнейших изданиях умеренно-либеральную характеристику общественно-литературного движения XIXв. «Очерки» С., наряду с «Кратким курсом русской словесности с древнейших времен до конца XVIIIв.» (М., 1913), имели большое распространение в дореволюционной средней школе, где были официальным учебником. В 1911 С. напечатал монографию «Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова, Тютчева»; научной ценности эта эклектическая работа, заполненная общими рассуждениями, не имеет. В 1914-1915 С. издавал сочинения Аполлона Григорьева и написал ряд критических очерков о нем, где дал положительную оценку творцу «органической» теории, ища в ней выхода из растерянности и хаоса, царивших в дворянско-буржуазной среде.

Библиография:

I. Стихотворения, М., 1898; Е.А.Баратынский, М., 1900; Джакомо Леопарди, поэт и мыслитель, М., 1900; Поэзия Вл.С.Соловьева, М., 1901; Ницшеанец 40-х гг. Макс Штирнер и его философия эгоизма, М., 1902; Новые стихотворения, М., 1903; Очерки по истории русской литературы XIXв., 1906 (последнее изд., 1919); Хрестоматия по древнерусской литературе, М., 1908; Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева, М., 1911; Сочинения Аполлона Григорьева (ред., биографический очерк и критич. статьи), М., 1914-1915; и др.

II. Статьи и рецензии о работах С.: «Вестник воспитания», 1906, №5; «Русское богатство», 1906, №9; «Вестник Европы», 1906, №11; «Русская школа», 1906, №12; «Образование», 1906, №8; «Русские ведомости», 1906, №140; «Критическое обозрение», 1907, №1 и 2; «Русская мысль», 1911, №№5 и 6; и др.

САВОЛАЙНЕН

САВОЛАЙНЕН Георгий Израилевич (1899) - финский советский писатель и журналист. Р. в семье крестьянина-бедняка. Окончил в 1921 Красногвардейский (Гатчинский) финский педагогический техникум. Работал учителем, избачом в деревне, инструктором финских школ. С 1928 - член ВКП(б). Принимал активное участие в селькоровском движении. Работал в финской секции Ленинградской АПП с момента ее основания (1928), являясь одним из первых ее организаторов. С. хорошо знает финскую деревню, а потому и основная тематика его произведений - это хозяйственное и культурное строительство на селе, жизнь финского крестьянства.

В 1927 вышла первая книжка С. «Материал для клубных вечеров» - злободневные рассказы и фельетоны на ингерманландском диалекте финского языка. В книге «Темные силы» (1931) С. пытается дать художественное изображение вредной деятельности церковников и сектантов, а в повести «Глина и песок» (1931) - изменения в психологии вчерашнего крестьянина, попавшего на завод. В 1933 вышла повесть для детей «Грани стираются» - о совместной работе деревенских и городских школьников-пионеров. Ряд рассказов и очерков. С. напечатан в ряде финских и русских журналов и альманахов («Ринтама», «Резец», «Весенний поток» и др.). В 1935 вышел 1-й том романа «В буре времен», посвященный социально-экономической и культурной истории финской деревни и показывающий значительный шаг вперед в творческой практике писателя. С. перевел с финского языка на русский книгу С.Палерма «Четырежды в бегах».

САВЧЕНКО

САВЧЕНКО Яков Григорьевич (1890-) - украинский поэт и литературный критик. Р. в семье полукрестьянина-полуремесленника. Некоторое время учительствовал, был соредактором ряда изданий («Критика», «Бибка нарисiв» и пр.), состоял членом лит-ой организации «Жовтень», а позднее - ВУСПП. Творческий облик поэта выявился в первой книге стихов «Поезii» (1918). Здесь С. показал себя последователем мелкобуржуазных романтиков и символистов, создавая трафаретно-фантастические образы ужасного и ирреального. Весь мир представлялся поэту в ореоле безнадежности, в «солнечной отраве». Во второй книге стихов «Земля» (1921) С., хотя и воспевал революцию, однако не понимал ее движущих сил: отсюда мотивы анархического бунтарства («Анархия»), космизма («Повстання»), отвлеченная патетика стиха («На Париж!», «Революцiя»). В то время С. испытал на себе влияние раннего Тычины, сказывавшееся в абстрактности образов; с другой стороны, лозунговость роднила его с украинскими футуристами того периода. После 1921 С. мало выступал как поэт, отдаваясь гл. обр. литературно-критической деятельности. В 1925-1926 он боролся против неоклассиков, националистических концепций Хвыльового, против упадочничества в украинской поэзии. Наряду с этой положительной стороной критической деятельности С., с ценными наблюдениями и замечаниями о советской лирике есть у него и ряд ошибок, выразившихся в либеральной недооценке классово враждебных произведений, в защите идеалистической романтики, в методологическом эклектизме.

Библиография:

I. Поезii, кн. 1, Житомiр, 1913; Земля, Житомiр, 1921; Азiатський апокалiпсис, вид. «Глобус», Киiв, 1926; Проти реставрацii грецько-римського мистецтва, вид. «Маса», Киiв, 1926; Поети й белетристи, ДВУ, Харкiв, 1927; Доба i письменник, Критика, ДВУ, Харкiв - Киiв, 1930; Олекса Слiсаренко, вид. «Маса», Киiв, 1931; Новi культури на Украiни, Харкiв, 1933.

II. ЩупакС., Проти формалiзму в лiтературознавствi, кн. «Боротьба за методологiю», ЛiМ, 1923 (изд. 2, 1934); ТкаченкоР†., Р†деолог романтики, «Критика», 1930, №9; рецензии: «Комунiст», 1927, №144.

САГА

САГА - в широком, не литературоведческом словоупотреблении иногда применяется как синоним сказания (см.). В точном литературоведческом употреблении как обозначение определенного жанра С. - староскандинавские прозаические повествования. Форма С. - прозаический рассказ, большею частью с вкрапленными в него отдельными стихотворными строфами («лаусависами»), впервые встречается у кельтов (так наз. «скел») и от них, может быть, перешла к исландцам. Однако вероятность этого заимствования ослабляется полным отсутствием в С. прямых заимствований из дошедших до нас ирландских текстов; нет также (при значительном количестве переводных С.) ни одного перевода скелов, к-рые по своей тематике резко отличаются от С. Кроме того кельтам совершенно чужды бытовые рассказы, к-рые являются как раз самыми старыми типами С.С. в том виде, в каком она дошла до нас, начала складываться, вероятно, в Исландии с Xв. Сами исландцы различали 5 периодов:

1) «время колонизации», от объединения Норвегии (872), вызвавшего отъезд недовольных Харальдом Прекрасноволосым в Исландию (с 874), до закрепления самоуправления Исландии (930);

2) «век саг», время бурных распрей, давшее главный материал для родовых С. (приблизительно от 930 до 1030);

3) «мирный век» (1030-1130), в к-рый, повидимому, окончательно сложились С. о предшествовавших событиях;

4) «век записей», когда исландцы (по примеру англосаксов) стали пользоваться латинским алфавитом для записи произведений своей словесности (с нач. XIIв.); для С. особенно важна дата написания «Книги об исландцах» Ари Мудрого (1133-1134), составленной по С.; эта эпоха продолжается приблизительно от 1130 до 1230;

5) «время Стурлунгов» - эпоха собирания, толкования и изучения староисландской литературы и попыток возродить ее; крупнейшим деятелем эпохи является Сноррри Стурлусон, составитель поэтического трактата «Эдда» (см.) и его род; так. обр. «время стурлунгов» - это эпоха до присоединения Исландии к Норвегии (1261) и ближайшие десятилетия. Затем составление С. в виде компиляций, переводов и подражаний («лживые С.») сосредоточивается вокруг норвежского двора, хотя авторами еще и тогда часто являются исландцы; в XIVв. оно заканчивается.

Хотя записи начинаются не раньше XIIв., мы все же можем считать дошедшие до нас версии традиционных С. очень близкими к первоначальным, ибо преемственность традиции между «веком саг» и «веком записей» является непрерывной. Так напр. предание о Снорре Жреце, одном из виднейших государственных деятелей «века саг» (ум. в 1031), Ари (р. в 1067) перенял со слов Турид Сноррадоттир, дочери Снорре.

Рассказчики С. в отличие от кельтских «филидов» не были профессионалами и принадлежали к сословию крестьян-землевладельцев (бондов); они не извлекали никакой прибыли из своего искусства в отличие от скальдов (см.), дорого продававших свою музу. Проза повидимому не считалась искусством, и потому имена рассказчиков и авторов С. до нас не дошли, хотя слушать их очень любили. Рассказывались С. и у семейного очага, и в дороге, и во всяком большом собрании людей, а также и при королевских дворах. В XIII и XIVвв. С. уже гораздо чаще читались, чем рассказывались, и окончательно перешли из фольклора в письменную литературу.

С. очень разнообразны. Древнейшие из них являются то семейными хрониками, охватывающими судьбу нескольких поколений, то своеобразными бытовыми «романами», то небольшими повестями об отдельных событиях (кровавой распре, интересном судебном процессе). Нередко С. является «историей одной любви», и тогда ее героем почти всегда бывает поэт (Гунлауг Змеиный Язык, Кормак, Бьорн Хитделакаппи и др.). Традиционная С. есть достояние рода, и если даже она передает биографию одного героя, то всегда, сообщает генеалогические сведения; эта манера перешла и в фантастическую С. Вскоре исландские рассказчики переходят от узких островных интересов к сюжетам более широкого исторического значения (исторические С., напр. об Олафе Триггвасоне, Олафе Святом и пр.); с момента крещения Исландии (1000) история местной церкви тоже становится достоянием С. (С. об епископах); появляются и пересказы западных и византийских житий (см.). Исландское мореплавание нашло отражение напр. в повести об открытии Америки в 1000 (сага об Эйрике Красном) и др.; но правдивое описание очень быстро вырождается в описание фантастических путешествий традиционных или вымышленных героев («лживые С.»), причем Русь (Гардарики) нередко является ареной самых чудесных приключений. Перелагаются в прозу и сюжеты старых песен: такова напр. «Волсунга-сага», прозаизирующая песни «Эдды» о Нибелунгах с привлечением других эпических материалов. По мере сближения Скандинавии с европейским континентом, особенно усиливавшегося начиная с XIIв. (см. «Скандинавская литература»), исландцы и норвежцы знакомятся с эпическими сюжетами рыцарской литературы и обрабатывают их в форме С. Добросовестность исландских компиляторов делает эти С. ценнейшими памятниками европейских эпических циклов. Так напр. французские поэмы о Тристане дошли до нас в отрывках, но многое может быть восполнено по «Тристамссаге»; «Карламагнуссага» является наиболее полной сводкой сказаний о Карле Великом, а «Тидрекесага» передает совершенно не дошедшие до нас нижненемецкие версии о Дитрихе Бернском и Нибелунгах. В эпоху Стурлунгов пытаются также подделаться под тон старинных исландских С., но эти подделки очень легко распознать («Винглундар-сага»). В некоторых С. сохранились фрагменты старинных народных песен («Волсунга-сага», «Херварар-сага» и др.). Проза С. отличается простотой и ясностью (меткие сжатые характеристики, лаконический диалог); она почти совершенно лишена риторических украшений; но в переводных сагах замечается влияние куртуазного стиля.

Библиография:

Эймундова сага. Текст, перев. и примеч. О.Сенковского, «Биб-ка для чтения», 1834, №№1-2, и в «Собр. сочин.» Сенковского, т.V, СПБ, 1858; БатюшковФ.Д., Сага о Финнбоге Сильном, «ЖМНП», 1885, II, VII, и отд., СПБ, 1885; СыромятниковС.Н., Сага об Эйрике Красном, СПБ, 1890; Древнесеверные саги и песни скальдов в перев. русских писателей, СПБ, 1903 (Русская классная биб-ка, изд. Под редакцией А.Н.Чудинова, серия II, вып.XXV); СмирновА.А., Древний ирландский эпос, вступ. ст. к изд. «Ирландские саги», изд. «Academia», М. - Л., 1933; Сага о Волсунгах, изд. «Academia», М. - Л., 1934; MogkE., Geschichte der norwegissch-islandischen Literatur, 2 Aufl., Strassburg, 1904, LiestolK., The origin of the Icelandic family sagas, Oslo, 1930; KohtH., The old Norse sagas, N.Y., 1931; SchlauchM., Romance in Iceland, N.Y., 1934.

САДИ

САДИ Мушаррафаддин ибн-Муслихаддин Абдаллах (1184 - дата смерти точно неизвестна, обычно указывают 1291) - один из крупнейших писателей Ирана. Р. в Ширазе, получил образование в известном медрессе Низамийэ в Багдаде, где учился за счет правителя провинции Фарс - Са’да ибн-Зенги, от имени к-ррго и образовано его прозвание (техаллус) - Са’ди. Биография его мало известна. Обычно жизнь его делят на три периода: 1) годы учения (до 1226), проведенные почти сплошь в Багдаде; 2) годы странствий (до 1256), во время к-рых он объездил почти весь тогдашний мусульманский мир от Индии до Сев. Африки; 3) заключительный период - возвращение в Шираз, где он и оставался до самой смерти. Еще в Багдаде С. познакомился с учениями суфизма, и странствия свои совершил в одежде дервиша. Однако, несмотря на это, он не примкнул к крайним течениям мистики, к-рой более или менее ярко окрашена только его поэма «Бустан» (Плодовый сад), законченная в 1257. Произведение, к-рому он гл. обр. обязан своей славой, «Гулистан» (Цветник), написанное в 1258, мистики содержит мало. Это - ряд мелких рассказиков, написанных блестящим, но не очень вычурным для того времени языком и украшенных прекрасными стихами. Объединены они по содержанию в 8 глав и затрагивают почти все важнейшие стороны тогдашней жизни. В этих рассказах С. ставит себе задачей дать читателю руководство по практической морали, помочь ему в трудное время, когда изнывавший под гнетом феодализма Иран подверглся вторжению монголов. Советы С. зачастую поражают нас своей аморальностью. Он рекомендует лесть перед сильными мира, раболепство, но в то же время месть за перенесенные обиды. Эти советы отражали настроения задавленной и темной, не подымавшейся до открытого протеста городской бедноты той эпохи. С. не обольщает себя иллюзиями; в «праведном» отшельнике он умеет разглядеть человека, ищущего вполне «мирских» благ, и в деятельности богатого купца видит погоню за накопленным богатством, ставшую самоцелью Однако суровые выводы С. затуманены мягким юмором. Эти свойства «Гулистана» сделали его учебником житейской мудрости «маленького человека» и обеспечили ему распространение в самых широких кругах средневековой Персии. Многие изречения и строки этой книги сделались поговорками и продолжают жить на Ближнем Востоке и посейчас. Помимо указанных произведений от С. дошел до нас ряд сборников его стихов, среди к-рых один на арабском языке, показывающий, в каком совершенстве С. владел и этим языком. В другом сборнике С. один из первых использовал в качестве технического приема чередование арабских и персидских строк (так наз. муламмаат). Большое значение имеют сборники его лирических газелей (см.), к-рыми он в значительной степени подготовил путь для знаменитого Хафиза. В газелях С. уже чувствуется та искренность, к-рая отличает Хафиза от обычной придворной лирики, но они тоже не чужды некоторого налета дидактики.

Следует упомянуть также сравнительно мало известные рисалэ (послания), из к-рых одно представляет собой пародию на «беседу» суфийского «старца». Здесь С. совершенно откровенно издевается в довольно циничной форме над теми приемами, при помощи к-рых шейхи улавливали свою паству. Особенности творчества С., его блестящий язык, его демократические тенденции сделали произведения С., а в особенности «Гулистан», излюбленной книгой старой Иранской школы. Популярность С. сделала его одним из первых авторов Ирана, с к-рыми познакомился зап.-европейский читатель. Первый французский перевод «Гулистана» Дюрие (Du Ryer) вышел уже в 1634, в 1651 он был переведен в Амстердаме Гентиусом на латинский язык, а известным путешественником Олеарием, к-рый и привез в Германию рукопись, послужившую основой для Гентиуса, - на немецкий (1654). В настоящее время «Гулистан» переведен уже почти на все языки Европы и Ближнего Востока. На русском языке С. появился (в переводе с французского) уже в 1796 («Приятное и полезное препровождение времени», ч.12), а в период с 1826-1836 отрывки из его произведений печатались почти во всех крупных литературных журналах.

Библиография:

I. Издания текста: Куллиат, Полное собр. сочин., изд. J.H.Harrington, 2 vv., Calcutta, 1791-1795 (издание полное, но сильно искажающее текст), после этого многократно литографировался на Востоке. «Гулистан» - лучшие европейские издания: E.B.Eastwick (со словарем), Hertford, 1850; F.Johnson (со словарем), Hertford, 1863; J.T.Platts (со словарем), L., 1872, new ed. L., 1874. «Бустан» - лучшие издания: K.H.Graf, Wien, 1858; J.T.Platts furtner collated a annotated by A.Rogers, L., 1891. Переводы, GrafK.H., Moslicheddin Sadi’s Rosen-Garten, Lpz., 1846; Его же, Moslicheddin Sadis Lustgarten (Bostan), Jena, 1850; EastwickE.B., The Gulistan, or the Rose Garden..., Hertford, 1852; Defremery Ch., Gulistan ou le Parterre des roses. P., 1858; PlattsJ.T., The Gulistan, or Rose-garden..., L., 1876; Barbier de MeynardA.C. Le Boustan ou Verger, P., 1880; НазарианцС., Розовый кустарник шейха Муслехеддин Саади Ширазского, М., 1857; ЛамбросК., Гюлистан, Одесса, 1862; ХолмогоровИ., Гюлистан, М., 1882, УрриН., Саади, Сад плодовый, СПБ, б.г.; БертельсЕ.Э., Гулистан, Избранные рассказы, Гиз, Берлин, 1923; ЧайкинК., Бустан, ивд. «Academia», М., 1935.

II. Masse H., Essai sur le poete Saadi suivi d’une bibliographie, P., 1919 (содержит обширную библиографию, составляющую наиболее ценную часть этой книги); BacherW., Sa’di-Studien, «Zeitschrift der morgenlandischen Gesellschaft», XXX, S. 81-106; ХолмогоровИ., Шейх Мослихуддин Саади Ширазский и его значение в истории персидской литературы, Казань, 1865 («Ученые записки Казанского ун-та»); КрымскийА.Е., История Персии, ее литературы и дервишевской теософии, т.III №1-2, М., 1914-1917 (здесь же и библиография, доведенная до 1915).

САДОВСКОЙ

САДОВСКОЙ Борис Александрович (1881-) поэт и беллетрист. Р. в дворянской семье.

Учился на историко-филологическом и юридическом факультетах Московского ун-та. Писать начал с 1901. Принимал участие в журналах и сборниках символизма («Весы», «Золотое руно» и др.). С. выступал хранителем традиции так наз. «чистой» дворянской поэзии, связанной с именами Фета, Полонского. Талантливый поэт, С. тем ярче представляет идейное измельчание буржуазно-дворянской поэзии в канун революции. Он не выходит из круга тем природы, любви, к-рым дает идиллическую трактовку, любовно воспроизводит детали быта (напр. книжка «Самовар»), оттенки переживаний. Преобладают у С. картины сельской природы, к городу С. относится отчужденно, в отдельных зарисовках города С. привлекает лишь то, что напоминает привычные сельские образы. Проза С. входит в русло так наз. стилизованной прозы. Беря темы из русской жизни конца XVIII, начала XIXвв., С. самым построением художественных образов, ритмом повествования стремится воспроизвести стиль эпохи, заимствует ее литературные формы. Нередко сюжетом взяты эпизоды из биографии русских поэтов XIXв. Сборник критических статей С. «Русская Камена», как и исследование о жизни и творчестве Фета, выражает попытки реставрировать традиции «чистой лирики». Выступая «хранителем заветов» русской культуры, С. полемизировал с футуризмом, акмеизмом.

Библиография:

I. Позднее утро. Стихотворения 1904-1908 гг., изд., автора, М., 1909; Русская Камена, Статья, кн-во «Мусагет», М., 1910; Узор чугунный (Рассказы), изд. «Альциона», М., 1911; Пятьдесят лебедей (Стихотворения 1909-1911 гг.), изд. «Огни», СПБ, 1913; Косые лучи. Пять поэм, изд. В.Португалова, М., 1914; Самовар, изд. «Альциона», М., 1914; Полдень. Собрание стихов 1905-1914 гг., изд. «Лукоморье», П., 1915; Озимь. Статьи о русской поэзии, П., 1915; Лебединые клики, Двуглавый орел. Повести, изд. быв. М.В.Попова, П., 1915; Адмиралтейская игла. Рассказы 1909-1914, изд. быв. М.В.Попова, П., 1915; Ледоход, Статьи и заметки, П., 1916; Обитель смерти, Стихи, изд. автора, Н.-Новгород, 1917; Морозные узоры, Рассказы в стихах и прозе, изд. «Время», П., 1922; Приключения Карла Вебера, Роман, изд. «Федерация» - «Круг», М., 1928.

II. ИвановГ., О новых стихах, «Аполлон», 1915, №3, 1916, №6-7; ВыгодскийД., «Книга и революция», 1922, №11-12.

III. Писатели современной эпохи, т.I, ред. Б.П.Козьмина, М., 1928.

САДОВЯНУ

САДОВЯНУ Михаил (Mihail Sadoveanu, 1880-) - известный румынский писатель. Представитель мелкобуржуазной интеллигенции, автор многочисленных романов и повестей. В начале своей лит-ой деятельности (900-е гг.) С. примыкал к народнической группе, объединившейся вокруг журн. «Viata Romaneasca». С. дебютировал в 1904 историческим романом «Soimii», сразу поставившим его в первые ряды литературы. В творчестве С. различаются 2 основных жанра: бытовые романы и повести и исторические романы. Преобладающим жанром являются бытовые романы и повести, изображающие жизнь зажиточных крестьян, мелких помещиков, жителей маленьких городков и местечек. Герои романов и повестей Садовяну - незаметные люди с мелкими интересами и мелкими страстями. С. с большой любовью и даже с некоторой сентиментальностью изображает жизнь и психологию этих людей, подробно останавливаясь на их переживаниях и быте. Из романов этого жанра укажем: «Venea o moartea pe Siret», «Duduia Margareta», «Ynsemnarile lui Nicolai Manea», «Neamul Soimarestilor», «Mormantul unui copil», «Floare Ofilita», «Demonul tineretei». Из сборников повестей назовем: «Dureri innabusite», «Povestiri din rasboiu», «Povestiri de Seara», «Oameni si locuri» и вышедший недавно сборник «Un cal si um om».

В последнее время С. пишет по преимуществу романы исторические - на сюжеты из эпохи борьбы румынских княжеств - XV, XVI, XVIIвв. Здесь он добросовестно старается верно воспроизвести историческую обстановку, но это ему мало удается: классовые противоречия у Садовяну сглажены. Изображение исторических событий уступает место картинам быта, к-рые вместе с психологическим анализом являются наиболее характерной чертой романов С. Кроме указанного уже романа «Soimii» назовем еще следующие исторические романы, вышедшие в последние годы: «Hanu Ancutei» «Lodia cancerulur», «Nunta Domnitei Ruxanda».

Четкость, ясность, пластичность стиля, необычайная музыкальность языка, большое мастерство в изображении природы дают основание крупнейшим критикам Румынии сравнивать С. с Флобером, Мопассаном и Анатолем Франсом.

Библиография:

I. Переводов на русский яз. произведений Садовяну нет.

II. AdamescuG., Istoria Literaturii romane, Bucuresti, 1921-1928; Статьи в журнале «Viata Romaneasca», 1927-1930.

САДОФЬЕВ

САДОФЬЕВ Илья Иванович (псевдоним Аксень-Ачкасов, 1889-) - пролетарский поэт. Сын крестьянина. Окончив сел. школу, работал в Петербурге мальчиком в чайной, затем рабочим. События 1905 имели большое влияние на С. В 1916 за принадлежность к РСДРП(б) был приговорен к ссылке в Якутию. В период Октября С. - один из активных работников Ленинградского пролеткульта и лит-ой группы «Космист». Печатается с 1912. Первый сборник стихов издан в 1918.

Тематика раннего творчества С. - завод, труд рабочего. С. далек от сентиментально-слезивой поэтизации рабочего, поэт говорит об организующей роли заводского труда. Творчество С. в период пролетарской революции - яркий пример революционной романтики «Кузницы» (см.). В стихах о «России» С. дает образ интернационального пролетариата - «Мира Властелина», - борющегося за «Мировой совет». Сила С. - в пафосе революционной борьбы. Слабость - в отсутствии конкретного изображения революции. С. находился под влиянием символистов. Напряженный, но абстрактный пафос борьбы обычно выливается в форму символических образов революции рабочего класса. Словарный состав стихов С. романтически приподнят.

В условиях нэпа С. переживал идейно-творческий кризис, связанный с непониманием генерального пути развития революции и преувеличенным представлением о силе капиталистических элементов в стране. В его творчестве понижается политический темперамент, звучат нотки индивидуализма, темы любви, искусства - в центре внимания С. Но постепенно поэт преодолевал настроение упадка и сумел создать цикл стихотворении «Бродяжная тяга», где дал волнующую конкретную биографию сельского бедняка, переделывающегося в условиях заводского труда. Содержанием более позднего сб. «Неугомонь» является сатирическое бичевание мещанского быта, борьба с культурно-бытовым разгильдяйством, призыв к боевой настороженности. Однако эти стихи С. по уровню поэтической культуры еще слабы. В историю советской поэзии С. вошел как яркий представитель революционной романтики.

Библиография:

I. Песни Митьки, Баллада, изд. Н.А.Грюмберга, П., 1917; Динамо-стихи, изд. «Пролеткульт», П., 1918 (и поздн. изд.); Окровавленная лестница, Рассказы (1915-1919 гг.), изд. «Пролеткульт», П., 1920; Сильнее смерти, Поэма, изд. «Космист», П., 1922; Простей простого, Стихи и поэмы, изд. «Недра», М., 1925; Огни, Поэма, изд. «Ленинградская правда», Л., 1927; Звонкая кровь (Книга восьмистиший (1920-1926)), изд. «Прибой», Л., (1927); Крутая жизнь, изд. «Прибой», Л., 1929; Избранные стихи, М., 1929 (Биб-ка «Огонек»); Неугомонь, изд. «Прибой», Л., 1930; Кованое время, ГИХЛ, М. - Л., (1931); Индустриальным трактором (Избранные поэмы), ГИХЛ, Л. - М., 1932; Стихотворения, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1934.

II. Львов-РогачевскийВ., Поэзия новой России. Поэты полей и городских окраин, М., 1919; Сиповский В., Поэзия народа, П., 1923; ГусманБ., Сто поэтов, Тверь, 1923; ПолянскийВ. (ЛебедевП.И.), На литературном фронте, Сб. ст., М., 1924; ДосекинЕ., По поводу обличительных упражнений Ильи Садофьева, «Звезда», 1926, №2; ПчелинцевИ., «Кузница», 1922, №9 (отз. об «Окровавленной лестнице»); Оксенов Ин., «Книга и революция», 1922, №6 (о «Сильнее смерти»); ДрузинВ., «Звезда», 1926, №1; ЗенкевичМ., «Печать и революция», 1926, №4; ДынникВ., «Красная новь», 1927, №2 (о сб. «Простей порстого»); ЗенкевичМ., «Печать и революция», 1927, №5; Оксенов Ин., «Звезда», 1927, №7 (о сб. «Звонкая кровь»); ДрузинВ., «Звезда», 1929, №6; МессерР. «Резец», 1929, №1 (о «Крутой жизни»); ГладковЛ., «Книга - строителям социализма. (Художественная литература»), 1932, №21 (об «Индустриальным трактором»).

III. Автобиографию С. см.: ЗаволокинП.Я., Современные рабоче-крестьянские писатели, Ив.-Вознесенск, 1925; НикитинаЕ.Ф., Русская литература от символизма до наших дней, М., 1926; ВладиславлевИ.В. Литература великого десятилетия (1917-1927), т.I, М. - Л., 1928.

САЖИН

САЖИН Иван Иванович (Ичет Иван) - коми писатель, коммунист, педагог. Автор первой на коми-языке повести «Великая борьба». Повесть не имеет завершенного сюжета и скорее напоминает кинохронику. В ней С. рисует ряд эпизодов из гражданской войны в Коми области. Наиболее удачными произведениями являются небольшие юмористические, несколько напоминающие Чехова, насыщенные лиризмом рассказы из быта коми деревни. Эти рассказы («Нечего есть», «Шева чуман», «Черный ручей», «Масленица» и др.) сыграли большую роль в борьбе против предрассудков, невежества и косности коми деревни. С 1931 С. ничего не писал.

Библиография:

I. Великая борьба, Повесть, Комигиз, 1927, стр.53; Стихотворения и рассказы, журн. «Ордым» за 1926, 1927, 1928, 1929; Сатира, сборник, Комигиз, 1933.

II. Журн. «Ордым», 1928, №10.

САИДОВ Г.

САИДОВ Гарун (1891-1919) - выдающийся лакский поэт и драматург. Р. в семье крестьянина-переводчика при окружном суде. Еще студентом Московского коммерческого ин-та примкнул к РСДРП (б). С. - один из самых крупных деятелей пролетарской октябрьской революции в Дагестане, один из руководителей дагестанской большевистской организации в 1917 и первый председатель Дагестанского исполкома. В 1918-1919 - организатор и руководитель краснопартизанских отрядов. Расстрелян белогвардейцами в 1919.

С. - первый дагестанский драматург. В 1915 он написал первую лакскую революционную пьесу «Лудильщики», дающую яркую картину страданий лакских кустарей, странствовавших в поисках заработка по всей России. Пьеса показывает сложную систему эксплоатации: кулак-скупщик душит мелкого кустаря, а последний выжимает все соки из подмастерьев. Кроме того С. написал ряд ярких революционных стихотворений и песен («Свобода», «В горах среди груды камней» и др.), в к-рых призывал горских пролетариев и трудящихся к борьбе против самодержавия, а позднее - и против националистической, белогвардейской контрреволюции.

Библиография:

Отд. изд.: Лудильщики, M-gala, 1929. Стихи С. см. сборник: Шаги революции, M-gala, 1932. Переводы на русск. яз.: Калай-Читал. (Отрывки из драмы), перев. Эффенди Капиев, в изд. Дагестанская антология, сост. Эффенди Капиев, М., 1934.

САИДОВ З.

САИДОВ Зиа (1901-) - узбекский драматург. Член ВКП(б). Р. в Ташкенте. Учился в местной школе. Был батраком, рабочим на табачной фабрике. До 1924 работал в комсомольских организациях и в периодической печати.

Литературную деятельность начал в 1922; пишет публицистические статьи, художественные очерки, фельетоны. С. - также драматург и театральный деятель Узбекистана (в настоящее время - директор Узб. драматического академического театра). Им написаны драмы «Кровавые дни» и «Борьба за новую жизнь». Наиболее значительное его драматическое произведение «История заговорила», написанное в соавторстве с драматургом Сафаровым (см.), заняло видное место в репертуаре молодого узбекского театра. В этом произведении вскрыта и показана контрреволюционная деятельность тайных организаций узбекских националистов. В настоящее время С. работает над пьесами из колхозной жизни.

Библиография:

Зиа Саиди Сафаров, Тарих тильгя кирди (История заговорила), Узгосиздат, Ташкент, 1932.

САЙКАКУ

САЙКАКУ (Ихара С., 1642-) - крупнейший писатель эпохи позднего феодализма в Японии («период Токугава», 1600-1868), эпохи распада экономических и социальных устоев феодализма, упадка могущества господствующего класса - феодального дворянства (самурайства) - и бурного подъема экономической мощи и политического значения третьего сословия, представителем литературы к-рого и является С. Творчество С. принадлежит городу Осака, крупнейшему в то время торговому центру страны, отчасти - соседнему городу Киото, но его произведения уже в эпоху Токугава получили широкое значение. Свою литературную деятельность С. начал с поэзии хайкай (см.), выступая учеником Нисияма Соин. С. развил в себе требуемую поэзией хайкай острую наблюдательность, крепкое чувство реализма, уменье быстро схватить и сжато, но ярко выразить характерную для данного явления или человека черту.

САЙФИ КУДАШ

САЙФИ КУДАШ (псевдоним Кудашева Сайфетдина Фаттахетдиновича, 1894) - татарский поэт. Сын крестьянина-середняка, С.К. одно время имел связь с националистической контрреволюционной организацией «Джидиган», вследствие чего был исключен из рядов РАПП. Писатель однако скоро перестроился и после постановления ЦК от 23/IV 1932 с новой силой переключился на творческую работу. В настоящее время - член Союза советских писателей.

Ранние юмористические стихи С.К., печатавшиеся в журнале «Кармак» (1916, Оренбург), были направлены против мусульманского духовенства, являвшегося тогда вернейшей опорой самодержавия, и против религии и религиозных обрядов.

В период между Февральской и Октябрьской пролетауской революциями С.К. перешел к тематике национально-освободительного движения, этапы к-рого получили отражение в творчестве поэта. В период керенщины и колчаковщины, когда национальный парламент мусульман стал орудием контрреволюционных сил, С.К. в своем творчестве обращался к политически злободневным темам. Стихи «Вперед», «Долой войны», «Земля», «Татарская буржуазия», «Предателям» указывают на поворот писателя к социалистической революции. С 1921 тематика Сайфи Кудаша все более конкретизируется. Стихи «Вместе», «Соха и плуг», «Идут», «Новая деревня», «Песнь селькора» и др. посвящены борьбе с последствиями голода, перестройке сельского хозяйства, организации культурной работы в деревне.

Накануне колхозного движения и ликвидации кулачества как класса С.К. написал ряд стихов и поэм об организации артелей и поднятии урожая. Наиболее художественные произведения этого периода: «На безмежных полях», «Артель», «В ожидании весны», «Куколь», «Песнь лебеды», «Праздник урожая». В начале колхозного движения поэт, под впечатлением исторического письма т. Сталина, написал большое стихотворение под названием «Письмо» и «Колхозный марш» (последнее переложено на музыку). Достижениям коллективизации посвящена повесть в стихах «Куш Каен». Это крупное произведение отражает период укрепления колхозов, показывает героев и героинь колхозного движения в их борьбе с классовым врагом.

С.К. немало занимался и детской литературой. Его произведения для детей - «При помещиках», «Коллективная жизнь», «Будь готов» - переиздавались и в переводе на башкирский язык.

Библиография:

I. Главные произведения: Песни свободы, Сб. стихов, изд-во бр. Хусаиновых, Уфа, 1917; Чаяния татарина, Сб. стихов, изд. то же, Уфа, 1947; Песни плуга, Сб. стихов, Башгиз, Уфа, 1926; Герой борьбы, Сб. стихов, Центриздат, М., 1928; Коллективная жизнь, Рассказ в стихах для детей, Башгиз, Уфа, 1930; В ожидании весны, Сб. стихов, Башкиз, Уфа, 1930; Вторая молодость, Башюниздат, Уфа, 1934; Свекла Нурулла, поэма, Башюниздат, 1935; Две березы, Повесть в стихах, Уфа, Башюнниздат, 1935; Во времена помещиков, Рассказ для детей, Башюниадат, Уфа, 1934; Второй шаг, Роман в стихах, 1935.

II. НигматиГ., Десять лет татарской литературы, 1930; ГирфановК., Стихи С.Кудаша, ст. в газете «Коммуна», орг. Башобкома ВКП(б) и Баш. ЦИК, №№51, 52, 1934.

САКВАРЕЛИДЗЕ

САКВАРЕЛИДЗЕ Павел Михайлович (1885-) - грузинский писатель. Учился в кутаисской классической гимназии. За участие в революционном движении неоднократно арестовывался и был приговорен в 1916 к 4 годам каторжных работ. До 1921 оставался в Сибири, затем поселился в Тифлисе. С 1921 С. редактор целого ряда журналов и нескольких ежедневных газет, в к-рых выступает как публицист. Издал цикл романов (семь), рисующих эпоху революции 1905 и реакции. В этих произведениях С. вскрывает мелкобуржуазную и реакционную сущность разных политических партий, в том числе и меньшевиков. Писатель показывает неустанную борьбу большевиков за сохранение большевистской партии, огромную работу по собиранию и воспитанию кадров для подготовки нового штурма против самодержавия. Яркие, увлекательные описания революционной борьбы против царизма способствовали росту популярности произвеведений С., особенно среди молодежи. Кроме романов С. писал мемуары, воспоминания о революционном движении.

Библиография:

Разрозненные страницы, Роман, 1930 (Имеется русский перевод под заглавием «На скате», Закгиз, Тифлис, 1934); Путем обычным, Роман, 1931; Камень и железо, Роман, 1932; Последний перегон, Роман, 1933; За разрушенным мостом, Роман, 1934; Пути и перепутья, Роман, 1935; На поднятых парусах, Роман, 1935. На русском яз.: Рассеянные листы (Воспоминания), кн. I, изд. Об-ва политкаторжан, Тифлис, 1934; Статьи и материалы, под общей ред. Луарсамидзе, изд. Об-ва политкаторжан, Тифлис, 1935.

САКЕТТИ

САКЕТТИ Франко (Franco Sacchetti, ок. 1330 - 1400) - итальянский писатель. Р. во Флоренции, в гвельфской семье. В молодости занимался торговлей, в 1350-1353 выполнял дипломатические поручения, был подестой в городах Тосканы и Романии и губернатором Флоренции. Уже в молодости С. стал известен своими мадригалами, балладами, шуточной поэмой «La battaglia dellie belle donne di Firenze colle vecchie» (Бой прекрасных женщин Флоренции со старухами). Как поэта многие современники ставили С. в один ряд с Петраркой. Однако центральное место в творчестве С. занимают его новеллы; из 300 новелл (Trecento novelle) до нас дошло 223, причем некоторые - во фрагментах. До первой четверти XVIIIв. новеллы С. не были напечатаны, хотя и были широко известны во множестве рукописных копий. В новеллах С. выступает острым наблюдателем жизни современной ему Флоренции. Подчас он не свободен в выборе сюжета и заимствует его у Бокаччо (ср. новеллу 85 с новеллой 7-й III дня, 101 - с 10-й III дня и др.), но в большинстве новелл С. остается вполне самостоятельным. Горожане, монахи, прелаты, знатные вельможи, шуты, крестьяне проходят вереницей через новеллы С.; женщину С. изображает редко и мало привлекательной, считая нужным поучать и исправлять ее поступки действиями мужа (ср. новеллы 85, 86). Уважением и любовью пронизана характеристика Данте в ряде новелл. Духовенство, как и у Бокаччо, не вызывает у С. сочувствия; торговля мощами, «обучение» братом Стефаном девушек крапивой, ловкий маневр священника Юччио, добившегося прощения у инквизитора, и пр. - удачное дополнение к образам и мотивам «Декамерона». В морализирующих концовках своих новелл С. также выступает против духовенства (новеллы 111, 116 и др.), ища одновременно истинной религии в своих «Sermoni evangelici». Язык С. близок к разговорному. По сравнению с «Декамероном» Бокаччо новеллы С. отличаются большей простотой и безыскусственностью. В своей переписке С. обнаруживает себя последовательным сторонником гуманизма.

Библиография:

I. Первое изд. новелл, Napoli 1724, (много раз переиздано); Rime, Lucca, 1853; I sermoni evangelici, le lettere.... Firenze, 1857; Человеческая комедия, перев. Т.Герценштейн, с предисл. А.А.Смирнова, М., 1907 (138 Новелл); Несколько новелл - в сб. П.Муратова «Новеллы итальянского Возрождения», ч.1, М., 1912.

II. PassanoG., I novellieri italiani in prosa..., Milano, 1864; FranciaL., di, F. Sacchetti novelliere, Pisa, 1902; AruchA., Ricerche e documenti Sacchettiani, Firenze, 1916; RossiV., Storia della lettaratura v. I, Milano, 1928; ЖебарЭ., Средневековые флорентийские новеллы, СПБ, 1905.

САККА-ДООМЕЙ

САККА-ДООМЕЙ - наиболее популярное сокращенное название Нихон Пролетариа Сакка Доомей (Союза пролетарских писателей Японии). Второе сокращенное название «Саку-До». Создан в феврале 1929 в результате реорганизации Пан-японской федерации пролетарского искусства (NAPF). С.-Д. объединял почти всех революционных писателей, поэтов, драматургов, критиков и пр. по всей Японии.

На первом конгрессе этого Союза были приняты следующие основные установки: бороться за освобождение пролетариата и за создание классовой литературы, бороться со всяческими репрессиями, направленными против революционного движения. Председателем Союза был избран на первом конгрессе революционный писатель и драматург Фудзимори Сейкити, на втором конгрессе - революционный писатель Эгути Киоси.

Основная литературная деятельность писателей - членов С.-Д. была сосредоточена первое время в журнале «Сэнки» (Боевое знамя, выходит с 1928) и журнале для детей «Сёнен-Сэнки», а с октября 1930 - в ежемесячном журнале революционного искусства «NAPF» - органе вышеуказанной организации пролетарского искусства с тем же названием. После реорганизации журн. «NAPF» и создания нового ежемесячного журнала (тираж 6 000) «Пролетариа Бунгаку» (Пролетарская литература, янв. 1932) и «Бунгаку Симбун» (Литературная газета, с окт. 1931) - массовой газеты, выходящей каждые две недели (тираж 1-го номера - 10 000 экз., 3-го номера - 20 000 экз., 5-го номера - 25 000 экз., 11-го номера - 13 000 экз. вследствие репрессий), - органах С.-Д. - здесь в основном сосредоточивается деятельность пролетарских писателей. Кроме того С.-Д. издавал многочисленные произведения своих членов - рассказы, поэмы, романы и т.д.

Как видно из цифровых данных по отчету ЦИК С.-Д., в двух крупнейших буржуазных журн. «Каидзо» и «Тюо-Коорен» в период с апреля 1929 по март 1930 было помещено 11 пролетарских, 18 соц.-дем. и 69 буржуазных литературных произведений. С апреля 1930 по март 1931 - пролетарских произведений было напечатано уже 30.

Спустя несколько месяцев после начала войны в Манчжурии на основе решения V съеда Профинтерна по вопросу об агитации и пропаганде была организована «Нихон Пролетария Бунка Реммей» (Федерация пролетарских культурных организаций Японии) - сокращенно «КОПФЯ», активным участником в деле создания к-рой был С.-Д., входящий туда в числе 13 массовых организаций, объединяемых Федерацией. Инициатива создания этой Федерации исходила от известного литературного критика Курахара Корехито, находящегося с 1932 по настоящее время в тюрьме за свою коммунистическую деятельность. Какими быстрыми темпами шло развитие революционной литературы, несмотря на реакцию в связи с грабительскими действиями японской военщины, мы можем видеть хотя бы исследующих статистических данных: весной 1932 количество членов достигает значительной цифры 312 чел. С.-Д. насчитывает в 1932г. 21 отделение, 260 кружков на предприятиях и в деревне, с общим количеством членов около 4500 чел.

Творчество С.-Д. за последние годы достигло высшей степени своего развития. В 1928-1929 в Японии пользовалась большой популярностью создавшаяся под влиянием советской литературы теория «пролетарского реализма», в духе к-рой были написаны такие произведения, как: «15-е марта 1928г.» и «Краболов Кобаяси Такидзи, «Повесть о мирном житье-бытье Аязато» Катаока Теппейи др. - первые произведения ярко выраженного пролетарского характера. Наряду с этим в революционных литературных кругах широко обсуждался вопрос о массовизации революционной литературы. На основе этой дискуссии, продолжавшейся долгое время и закончившейся приблизительно в конце 1928, были созданы такие произведения, как рассказы «Митинг на валу» Фудзимори Сейкити, первый пролетарский роман «Улица без солнца» Токунага Наоси, пьеса «По всей линии» Мураяма Томоёси, «Рассказ о Тэцу» Накано Сигэхару и др.

Второй конгресс С.-Д. в апреле 1930 решил, что революционные писатели должны поставить перед собой задачу, общую с задачей японского пролетариата и его компартией, и «основной линией в литературном движении должна быть большевизация пролетарской литературы». Результатом этой установки явились такие значительные произведения, как пьеса «Восстание» Фудзимори Сейкити, роман «Заводская ячейка», повесть «Организатор» и ряд других произведений Такидзи Кобаяси и т.д. В то же время левацкое неверное понимание этой установки еще более усилило глубокие сектантские тенденции, в дальнейшем не только мешавшим развитию революционного литературного движения, но явившиеся одной из причин ликвидации С.-Д.

После начала войны в Манчжурии, несмотря на чрезвычайно трудные условия работы, революционные писатели - члены С.-Д. - выпустили подряд несколько антивоенных произведений и произведений в защиту Советского Союза, как напр. «Аванпост» и др. рассказы Куросима Дэндзи, роман «Военный завод» Савамото Цурутети, пьесу «Нефтяные поля Северного Сахалина» Хисаита Эйдзиро и др.

С.-Д. уделял много внимания иностранной революционной литературе, не только переводя на японский язык русские, немецкие, американские, французские литературные произведения, но и большое место отводя организации связи с революционными писателями других стран, гл. обр. Германии и Америки. Наконец в конце 1930 С.-Д. послал в Харьков на съезд Международного объединения революционных писателей (МОРП) свою делегацию. Доклад японской делегации о работе С.-Д. вызвал одобрение всего съезда, что дало С.-Д. еще более широкие возможности в смысле развития своей деятельности в международном масштабе, а также усиления борьбы против соц.-дем. литераторов группы «Бун-Сэн». Через год, на своем 4-м конгрессе в июле 1931, С.-Д. открыто происоединился к МОРПу, став официально его секцией.

Параллельно с колоссальным ростом революционного литературного движения в Японии усиливались и преследования врагов: запрещение митингов, конфискация журналов (почти все номера запрещались. Так из 6 000 экземпляров июльского номера в 1932 - 5 400 было конфисковано и т.д.), книг, газет и др. материалов, выпускаемых С.-Д., нападения полиции на типографию, где печаталась революционная литература; аресты и заключения в тюрьму участников революционного литературного движения и пр. Особенно сильно это дало себя почувствовать весной 1932. Идеологический лидер и организатор революционного литературного движения, известный революционный литературный критик Курахара Корехито, о к-ром мы упоминали выше, и несколько других, всего около 60 писателей и критиков были арестованы и брошены в тюрьму. Такого рода явления были не только в центре, но и в провинции. В феврале 1933 был зверски замучен до смерти полицией молодой выдающийся революционный писатель-коммунист Такидзи Кобаяси - член С.-Д. В настоящее время многие товарищи еще томятся в тюрьме, из них Курахара Карехито, его последователь, тоже литературный критик - Миямото Кэндзи и один из основоположников революционной литературы - Ямада Сейдзабуро.

И все же работа С.-Д. шла вперед. «Бунгаку Симбун» (Литературная газета) твердо сохраняла свою сеть распространения примерно среди 10 000 читателей, к-рые по составу подразделялись на 20% рабочих, 30% крестьян и 50% служащих и студентов. Большую работу вел С.-Д. также вокруг «Комитета корейской литературы».

Значительно более, чем открытые репрессии, ослабляли С.-Д. внутренние происки врагов в лице провокаторов. В марте 1934 С.-Д. был ликвидирован.

Однако бывшие члены С.-Д., как напр. Токунага Наоси, Такеда Ринтаро, Хасимото Эйкити, Миоси Дзюро, Киси Сандзи, Накано Сигехару, Фудзимори Сейкити, Эгути Киоси, Кубокава Цурудзиро, Кубокава Инэко (писательница), Тюдзё Юрико (писательница, недавно арестованная), Куросима Дэндзи, Татэно Нобуюки, Цубои Сигедзи, Марияма Кэй и ряд других, организовали группы вокруг более 10 новых легальных журналов революционной литературы, как напр. «Бунгей» (Литература и искусство»), «Бунгаку Хёрон» (Литературный критик), «Сякау Хёрон» (Социальный критик), «Икита Симбун» (Живая газета), «Симпо» (Рост), «Бунгаку Кай» (Литературный мир), «Бунка Сюдан» (Культурный коллектив) и др., Нужно отметить, что кроме этих бывших членов С.-Д., за последнее время появились такие молодые революционные писатели, как напр. Симаги Кенсаку, автор сборника «Тюрьма», Хирата Короку, автор романа «Плененная земля», и др. Это показывает, какое большое влияние оказывал в свое время на этих писателей С.-Д., и говорит о богатом будущем революционной литературы.

САКС

САКС Ганс (Hans Sachs, 1494-1576) - наиболее значительный немецкий поэт-мейстерзингер. Р. в Нюренберге, в семье портняжного мастера. До 15 лет посещал местную латинскую школу, в 1509 был отдан в обучение к сапожнику. У ткача-мейстерзингера Лингарда Нунненбека усвоил первые правила стихосложения. С 1511 до 1516 в качестве сапожного подмастерья странствовал по Германии, по пути посещая различные мейстерзингерские школы. В 1514 в Мюнхене С. сочинил свою первую мейстерзингерскую песнь. Вернувшись в Нюренберг, он сдал в 1516 свою пробную работу (Meisterstuck), предусмотренную цеховыми регламентами, и стал мастером башмачного дела. С развитием реформации С. решительно примкнул к реформационному движению; в 1523 приветствовал М.Лютера в стихотворении «Die Wittenbergisch Nachtigall» (Виттенбергский соловей). В защиту реформации он написал ряд произведений, в том числе сатирические антипапские стихи, к-рые своей резкостью вызвали даже недовольство нюренбергского городского совета. Последний предписал С. «заниматься своим ремеслом - шитьем сапог и воздерживаться впредь от сочинения каких-нибудь книжечек и стихов» Сакс однако продолжал свою творческую деятельность, воздерживаясь все же по возможности от всего слишком резкого и нарушающего общественное «благочиние». В течение долгого времени он возглавлял нюренбергскую школу мейстерзингеров.

Лит-ное наследие С. огромно. В 1567 он произвел подсчет всего им написанного (в стихах «Valete») Согласно этому подсчету из-под его пера к указанному времени вышли: 4 275 мейстерзингерских песен, написанных на 275 мелодий, из к-рых 13 явились его оригинальным созданием (см. «Мейстерзанг»), 208 пьес для театра - комедии, трагедии и «масляничные представления» (см. Фастнахтшпиль); около 1 700 стихотворений, написанных в форме шпруха (рифмованными двустишиями), - шванки, басни, аллегории и пр.; множество духовных и светских песен, переложения псалмов, семь диалогов в прозе и т.д., всего 6 048 названий. После 1567 написано уже сравнительно немного произведений С. В общей сложности им написано около полмиллиона стихотворных строк. Особенного мастерства он достиг в своих стихотворных шванках, а также в многочисленных «масляничных представлениях», к-рые под его пером превращаются в ярчайшее явление немецкой театральной жизни XVIв.

Сюжеты своих многочисленных произведений С. черпал из самых различных источников. Библия в переводе Лютера, античные (Гомер, Овидий, Ливий и др.) и новые (особенно Бокаччо) писатели, всевозможные сборники новелл, фацетий, шванков и басен, памятники народной литературы, исторические хроники, описания путешествий, сочинения по естествознанию подсказывали С. сюжеты и темы его произведений. При этом он охотно разрабатывал один и тот же сюжет в различных поэтических формах (мейстерзингерская песнь, шпрух, комедия). Но, разрабатывая темы, взятые из мировой истории, С. не обнаруживал большого исторического чутья. Все события прошлого, на манер ксилографов позднего средневековья, он вправляет в раму современного ему немецкого быта. Его древний Рим крайне напоминает Нюренберг XVIв., а римляне и греки - сограждан поэта-мейстерзингера. Зато там, где Сакс рисует сценки, из окружающей его жизни, он достигает большой художественной виртуозности. Германия XVIв. нашла в нем своего талантливого бытописателя. Пестрая жизнь города и деревни, лукавые проделки школяров и ландскнехтов, простоватость крестьян, трудолюбие ремесленников и мн. др. изображаются им очень живо и просто, с мягким добродушным юмором. Он любит свой родной город и гордится им. Он слагает в честь него рифмованные «похвальные слова» (Lobspruche), в к-рых неторопливо описывает жизнь Нюренберга, его богатство и благоустроенность. В ряде стихотворений он знакомит читателя со своим домашним бытом, с наивной гордостью зажиточного бюргера перечисляя предметы своего домашнего обихода. Он ценит мир и тишину. Он за незыблемые устои крепкой бюргерской морали. Вместе с тем С. уже видит намечающийся упадок ремесла и горько сетует на купцов и промышленников, разоряющих бедного кустаря.

По своей художественной манере С. во многом еще продолжает традиции средневековой бюргерской литературы (аллегория, подчеркнутый дидактизм, ряд приемов, восходящих к куртуазной поэзии аллегорическое введение в дидактическое стихотворение, и пр.), но он уже зорко присматривается к достижениям литературы европейского Возрождения и стремится частично эти достижения привить современной немецкой бюргерской литературе. Подобно своему современнику художнику Л.Кранаху он переплетает элементы Ренессанса с элементами бюргерской готики. Его излюбленный стих - традиционный книттельферз (см.), к-рым в XVIIIв. воспользовался Гёте (при написании 1-й части «Фауста») высоко ценивший творчество С. (см. его стих. «Hans Sachsens poetische Sendung», 1776). Р.Вагнер вывел С. в своей музыкальной комедии «Нюренбергские мейстерзингеры».

Библиография:

I. Критическое издание собрания сочинений Г.Сакса выходило в 26тт., Под редакцией A. v. Keller’а и E.Goetze в Тюбингене с 1870 по 1908. В т.XXVI обширная библиография. На русск. яз. переведено: Шуточный рассказ, перев. Д.Минаев, см. «Немецкие поэты в биографиях и образцах», Под редакцией Н.В.Гербеля, СПБ, 1877 (здесь и краткий биографич. очерк).

II. RanischS., Historisch-kritische Lebensbeschreibung Hanns Sachsens, Altenburg, 1765; SchweitzerC., Un poete allemand au XVI-e siecle, etude sur la vie et les Ouvres de H.Sachs, Nancy, 1889; ThonF.W., Das Verhaltnis des Hans Sachs zu der antiken u. humanistischen Komodie, Diss., Halle a. S., 1889, GoetzeE., Hans Sachs, Bamberg, 1890; DrescherK., Studien zu Hans Sachs, 2 Tle, Marburg, 1890-1891; GeneeR., Hans Sachs und seine Zeit, Lpz., 1894; 2-te durchges Aufl., Lpz., 1902; EichlerF., Das Nachleben des Hans Sachs vom XVI bis ins XIX Jahrhundert, Lpz. 1904; GeigerE., Hans Sachs als Dichter in seinen Fastnachtspielen im Verhaltnis zu seinen Quellen, Halle, 1904; KaufmannP., Kritische Studien zu Hans Sachs, Breslau, Diss., 1915; ZionA., Stoffe u. Motive des Hans Sachs in seinen Fabeln u. Schwanken, Wurzburg, Diss., 1924.

САКУЛИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV