Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "С" (часть 12, "СТИ"-"СУЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 12, "СТИ"-"СУЛ")

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ - термин, к-рым обозначают небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные стихотворной организации речи и поэтому точнее характеризуемые термином «лирика в прозе».

К произведениям такого рода относятся известные «Стихотворения в прозе» Тургенева, «Поэмы в прозе» Бодлера и др. Типическими признаками С. в п. является их краткость, рудиментарный, а иногда и вовсе отсутствующий сюжет, изображение характера в отдельном его проявлении, а не в относительно законченном кругу событий, повышенная выразительность повествовательного строя речи и, наконец, как часто полагают, ритмичность речи. Таким образом С. в п. представляется своеобразным сочетанием признаков стиха и прозы, чем и объясняется его оксюморонное наименование: обычно мы называем прозой как раз такие формы речи, к-рые по своей организации полярны стиху. Однако нужно отметить, что, несмотря на все попытки определить признаки «ритма прозы», такого определения найти не удалось. Ошибочность обычного представления о С. в п., выразившаяся и в двусмысленном его наименовании, состоит в том, что в определении его структуры шли от внешних аналогий со стихом, тогда как структурные особенности т. наз. С. в п. - глубже и своеобразнее. Легко заметить, что в С. в п. мы сталкиваемся с характерными чертами лирики. Действительность в нем отражается не столько путем непосредственного изображения объективных явлений, как в эпосе, сколько путем изображения субъективного переживания, вызванного тем или иным явлением жизни. Эта характернейшая черта лирики полностью наличествует и в С. в п. Отсюда и вытекают такие структурно родственные лирике его особенности, как рудиментарность сюжета, показ характера в его отдельном состоянии, а не в цепи их, краткость и, наконец, специфическая лиричность авторской речи, ее индивидуально-эмоциональная окраска. Речь произведения такого типа характеризуется обилием и эмоциональностью пауз, относительной самостоятельностью слова, зачастую интонационно равного целому предложению, обилием восклицательных и вопросительных построений, богатством эмфазами и т. д. Стих является лишь одной из форм такого рода поэтической речи, формой, в к-рой указанные особенности сочетаются с ритмом в точном смысле этого слова. Сама же лирически окрашенная поэтическая речь распространена и в прозе, где она дает весьма разнообразные виды, подчас очень близкие к стиху, но не имеющие стиховой ритмической организации и связанных с ней явлений (константы, строфы, рифмы и т. д.). Так организованная проза может быть вкраплена в общее повествование (например авторские отступления в «Мертвых душах» Гоголя), но может иметь и самостоятельное значение. В последнем случае мы и имеем дело с так называемым стихотворением в прозе, которое на самом деле представляет собой не что иное, как лирическую прозу, лирику в прозе, явление в известной мере переходное и возникающее на «стыке» лирики и эпоса, как двух основных форм развертывания образов, и организации художественной речи в литературе.

Явление лиризации прозы характерно гл. обр. для литературных стилей, проникнутых субъективизмом, - для романтизма, импрессионизма. От лиризации прозы, от жанра С. в п. следует отличать искусственные попытки внести в прозу принципы стихотворной ритмической структуры (напр. Вельтман, А. Белый), что приводит на деле к чередованию стихотворных и прозаических фрагментов или к фактическому превращению прозы в стих.

Библиография:

Гросман Л., Портрет Манон Леско (два этюда о Тургеневе), изд. 2-е, изд. «Северные дни», М., 1922; Шенгели Г., Трактат о русском стихе, изд. 2, Гиз., М. - П., 1923, стр. 178-181; Пешковский А., Ритмика «стихотворений в прозе» Тургенева (в сборнике «Русская речь», новая серия, II, издание «Academia», Ленинград, 1928); Тимофеев Л., Проблемы стиховедения (материалы к социологии стиха), издание «Федерация», Москва, 1931, стр. 79-100.

СТОПА

СТОПА (др.-греч. πους лат. pes) - термин античной метрики, к-рый означает сочетание долгих и кратких слогов, закономерно повторяющееся в стихе. С. является ритмической единицей античного стиха, т. е. наименьшей ритмической группой, подчиненной одному главному ритмическому ударению. Состав С. колеблется от двух до шести мор (см.). Сильная часть С., отмеченная ритмическим ударением, сперва называлась тесисом; слабая, в к-рой ритмическое ударение отсутствует, - арсисом. Позднейшие метрики стали обозначать сильную часть стопы арсисом, а слабую тесисом.

Термин С., вместе с другими понятиями античной метрики, был перенесен в русское стихосложение для обозначения ритмической группы из одного ударяемого и одного или нескольких неударяемых слогов (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест). Однако С. в русском стихе (особенно двусложная) не является закономерно повторяющейся ритмической единицей вследствие частых пропусков ритмических ударений (см. Ипостаса) и несоизмеримости этих ударений по силе. Поэтому в современной теории русского стихосложения появляется тенденция отказаться от понятия С. и считать основной ритмической единицей стих.

Библиография:

Казанский Б., Учение об арсисе и тезисе, «Журнал министерства народн. просвещ.», Петроград, 1915, авг. и дек. См. также Стихосложение.

СТОРОЖЕНКО А. П.

СТОРОЖЕНКО Алексей Петрович (1806-1874) - украинский писатель. Р. на Полтавщине в помещичьей семье. Окончил в 1821 Петербургский кадетский корпус, участвовал в подавлении польского восстания. Монархист-крепостник.

Писать по-русски и украински начал в 50-х гг. Находился под сильным влиянием дворянской романтической литературы. С. идеализировал взаимоотношения между помещиком и крепостным. В своих произведениях на украинском яз. - рассказах, построенных на фольклорном материале («Вив в дядька на сухеньке») и юмористических рассказах-анекдотах («Голка», «Не в добрый час») - С. модифицировал дворянско-помещичий «малороссийский анекдот», столь распространенный в первой половине XIX в. Во второй половине XIX в. представители националистической буржуазии (Г. Житецкий, А. Кримский и др.) критиковали С. за идеализацию старины и «извращение исторической правды», хотя и использовали его романтику в националистических целях.

Библиография:

Оповiдання, т. I-V, Львов, 1901-1905; Твори, т. II, изд. «Серп и молот», Киiв, 1918-1919; Твори, т. I и II, Держ. Вид-во Украiни, Харкiв - Одеса, 1930; т. III и IV, изд. «Лiтература i мистецтво», Харкiв, 1931.

СТОРОЖЕНКО Н. И.

СТОРОЖЕНКО Николай Ильич (1836-1906) - видный историк западных лит-р, один из первых специалистов в этой области в России. Р. на Украине в мелкопоместной семье. В 1860 окончил Московский ун-т.

Несколько раз был за границей (Франция, Англия), где собрал материал для своих двух диссертаций («Предшественники Шекспира», СПБ, 1872, и «Роберт Грин, его жизнь и сочинения», М., 1878). В 1872 читал лекции в Московском ун-те и на Высших женских курсах. Был избран вице-президентом нового шекспировского общества в Англии. Основные работы С. связаны с творчеством Шекспира. Кроме указанных - «Шекспировская критика в Германии» («Вестник Европы», 1869, кн. 10-11), «Психология любви и ревности у Шекспира» («Вестник Европы», 1899, кн. 9), «Макбет» («Артист», 1889, кн. 2-4), «Прототипы Фальстафа» («Артист», 1891, кн. 15), «О сонетах Шекспира в автобиографическом отношении» (1900) - см. в его кн. «Опыты изучения Шекспира» (1902), - С. дал также общий курс лекций о Шекспире (литографированное издание). Работы эти, ценные по фактическому материалу, не дают, однако, целостной концепции творчества великого английского писателя. Много сделал С. для изучения эпохи Возрождения вообще; им написаны: «Философия Дон-Кихота» («Вестник Европы», 1885, кн. 9), «Джордано Бруно как поэт, сатирик и драматург» («Газета Гатцука», 1885, № 7), «Вольнодумец эпохи Возрождения» (Этьен Доле`) (в сб.: В память С. А. Юрьева, М., 1890), «Педагогические теории эпохи Возрождения» («Пантеон литературы», 1888, кн. 4) и др. Большой популярностью пользовался «Очерк истории западноевропейской литературы» (Москва, 1908).

С. принадлежал к группе либеральных ученых своего времени. Он много сделал для распространения женского образования. Либерализм С. сказался между прочим в напечатании одной из его статей в сборнике «В помощь евреям» (М., 1901); духом либерализма пропитаны такие его статьи, как напр. «Байрон как защитник угнетенных народностей Востока» («Газета Гатцука», 1879, №№ 44-47), «Английские поэты нужды и горя» - о Роберте Бернсе, Дж. Краббе, Э. Элиот и Т. Гуде («Северный вестник», 1893, кн. 5), «Апостол гуманности и свободы» - о Т. Паркере («Книжки недели», 1899, № 5) и др. В отношении методологическом С. стоял на точке зрения культурно-исторической школы, стремясь в своих исследованиях прежде всего установить нити, связывающие литературное произведение со средой, с духом времени. Благодаря богатству фактического материала работы С. сохраняют свое значение и в настоящее время, несмотря на их методологическую порочность.

Ряд работ С. остался ненапечатанным (литографированные курсы лекций по западноевропейской драме нового времени, по истории литературы эпохи Возрождения в Италии, Германии и Франции, очерк истории англоамериканской литературы, лекции о Шекспире и Данте.

Библиография:

Языков Д. Д., Библиографический указатель к печатным трудам Н. И. Стороженко, в кн.: Под знаменем науки (Юбилейный сборник в честь Н. И. Стороженко), М., 1902; Павловский И. Ф., Краткий биографический словарь ученых и писателей Полтавской губ. с пол. XVIII в., Полтава, 1912; Его же, Первое дополнение к краткому биографическому словарю..., Полтава, 1913.

СТОЮНИН

СТОЮНИН Владимир Яковлевич (1826-1888) - методист и историк русской литературы. Р. в купеческой семье. Окончив Петербургский ун-т, был преподавателем русского языка и словесности в 3-й петербургской гимназии, пользовался большой популярностью среди учительства и в официальных кругах как прекрасный педагог.

С конца 50-х гг. началась литературная деятельность С. Он редактировал журнал «Русский мир», где поместил ряд литературно-критических очерков. В 60-х гг. С. увлекался школами взрослых и женским образованием. Прервав из-за столкновения с «влиятельными особами» на несколько лет педагогическую деятельность, он возвращается к ней в 1881 в качестве преподавателя в частной женской гимназии, открытой его женой, М. Н. Стоюниной. Здесь Стоюнин получил возможность построить образовательно-воспитательную работу соответственно своим педагогическим взглядам.

Литературное наследство С. значительно по своему объему. Количество написанных им книг и статей, включая сюда и мелкие журнальные заметки, доходит до 200. С. писал статьи, посвященные вопросам педагогики и истории народного образования, статьи и заметки историко-литературного и литературно-критического содержания и работы учебно-методического характера. Историко-литературные работы С. не представляют большой ценности. Лучшие из этих работ - о А. С. Пушкине, А. С. Шишкове и о Я. Б. Княжнине. Значительно большее значение имеют работы учебно-методического характера: «О преподавании русской литературы» (1864), «Руководство для исторического изучения замечательнейших произведений русской литературы (до новейшего периода)» (1869), «Руководство для теоретического изучения литературы по лучшим образцам русским и иностранным» (1869) и т. п., оказавшие исключительно большое влияние на преподавательскую практику в дореволюционной школе. Изучение структуры произведения в целях выявления идейного его содержания - господствующий прием в методике С.

Библиография:

I. О преподавании русской литературы, СПБ, 1864, изд. 5-е, СПБ, 1898; Руководство для исторического изучения замечательнейших произведений русской литературы (до новейшего периода), СПБ, 1869, изд. 5-е, СПБ, 1879; Руководство для теоретического изучения литературы по лучшим образцам русским и иностранным, СПБ, 1869, изд. 6-е, СПБ, 1879; Руководство для преподавателей русского яз. в младших классах среднеучебных заведений, Классная русская хрестоматия, СПБ, 1876, изд. 4-е (на книге указано ошибочно «второе»), СПБ, 1889; Хрестоматия к руководству для теоретического изучения литературы, 2 чч., СПБ, 1879; Исторические сочинения В. Стоюнина, ч. I. А. С. Шишков, СПБ, 1880; ч. II. Пушкин, СПБ, 1881; Педагогические сочинения, СПБ, 1892; Пушкин, изд. 2-е, СПБ, 1906.

II. Сиповский В. Д., В. Я. Стоюнин, Биографический очерк, «Вестник Европы», 1889, № 3 (перепечатано как предисловие к книге «Педагогические сочинения Стоюнина»); Грузинский А. Е., Историко-литературные работы В. Я. Стоюнина, «Пантеон литературы», 1889, № 1; Поливанов Л. И., В. Я. Стоюнин как автор учебных руководств по русск. яз. и словесности, там же, 1889, № 2; Витберг Ф. А., В. Я. Стоюнин как педагог и человек, СПБ, 1889.

III. Витберг Ф., Библиографический указатель сочинений В. Я Стоюнина и статей о нем (1848-1891) - приложение к «Педагогическим сочинениям В. Я. С.»., СПБ, 1892.

СТРАПАРОЛА

СТРАПАРОЛА Джанфранческо (Gianfrancesco Straparola из Караваджо. Р. в конце XV века - 1557) - итальянский новеллист. О жизни С. сведений не сохранилось. Имя Straparola, очевидно, возникло из прозвища (в переводе «болтун»), что встречалось часто в ту эпоху. С. стал известен сборником новелл «Веселые ночи» (Le piacevoli notti, 1550-1553, в др. издании - Le tredici piacevoli notti..., 1607, Le tredici piacevolissime notti). Как в «Декамероне» Боккаччо - рассказчики собираются, чтобы приятно провести время, на острове Мурано близ Венеции, во дворце Октавиана (Марко Сфорца). Общество, состоящее из девушек, дам и кавалеров (среди последних: писатель Пьетро Бембо, поэты Бернардо Каппелло, Буркьелло и др.), возглавлено дочерью Сфорца - Марией Лукрецией. В течение 12 ночей рассказывают для развлечения по 5 новелл, а в последнюю 13-ю - 13; так. обр. составляются 73 новеллы сборника. Особенностью «Веселых ночей» является обязательная загадка в стихах в конце новеллы. С. заимствовал сюжеты для новелл у Боккаччо, Саккетти, в фольклоре. Вялый, неровный стиль и бедный язык свидетельствовали о деградации новеллы. Лишенная социальной заостренности (С. живет в эпоху феодально-католичеческой реакции), новелла С. имеет сходство со сказкой; в ней очень силен волшебный, сверхъестественный элемент (Король-свинья, Чезарино де Берни); ряд новелл имеет анекдотический характер (Монахиня-гермафродит, Золотые рога).

Популярность «Веселых ночей» была значительна: с 1550 по 1608 книга вышла в 20 изданиях. В XVI веке они были переведены на французский язык (1560-1572), в 1817 - на немецкий язык (только сказки; полностью - в 1908). Страпарола писал также стихи (сонеты, страмботты), которые вошли в сборник 1508 (Opera nova).

Библиография:

I. Sonetti, Strambotti, Epistoli, Venezia, 1508; Le piacevoli notti с 1550 переиздавались много раз, лучшее новое изд. Под редакцией G. Rua, 2 vol., Bari, 1927. Несколько новелл С. в сб. «Новеллы итальянского Возрождения», т. II, ч. 3, М., 1913.

II. Passano G. B., I novellieri italiani in prosa..., 2 ed., Torino, 1878; Rua G., Le piacevoli notti di G. F. Straparola, Roma, 1898; Bonomi C. M., Gianfrancesco Straparola da Carabaggio, Pavia, 1899.

СТРАХОВ

СТРАХОВ Николай Николаевич (1828-1896) - критик, публицист. Р. в Белгороде, Курской губ., в семье священика. Учился в духовной семинарии. В 1851 кончил Главный педагогический ин-т. Был десять лет преподавателем математики и естественных наук в Одессе и Петербурге. В 1857 защитил диссертацию на степень магистра зоологии, но кафедры в столицах не получил. В 1850 пробовал писать стихи и журнальные заметки. В 1858 поместил в «Русском мире» «Письма об органической жизни», к-рые его сблизили с Ап. Григорьевым. С. был горячим поклонником и пропагандистом теории этого критика.

Решающее влияние на переход С. к лит-ой критике и публицистике оказало сближение его с братьями Достоевскими и приглашение сотрудничать в их журнале «Время» (1861-1863). С. написал ряд статей под псевдонимом Н. Косица, гл. обр. полемизируя с «Современником» и «Русским словом». Из-за статьи С. «Роковой вопрос», явившейся откликом на польское восстание 1863, «Время» было закрыто. Скоро журнал стал выходить вновь под названием «Эпоха», и С. продолжал сотрудничать в нем до его ликвидации в 1865. В следующие за тем годы С. усиленно занимался переводами научной литературы, по преимуществу философского, исторического и естественно-исторического характера (Куно Фишер, Ренан, Тэн, Брэм, Ланге, Штраус и др.). В 1867 С. редактировал «Отечественные записки» Краевского, в 1869-1872 был главным руководителем журн. «Заря». В 1873 поступил на службу в Публичную библиотеку, где служил до 1885.

По своим политическим убеждениям С. был националистом-консерватором, сторонником «самобытного» развития России. Наиболее близки ему по идеологии Н. Я. Данилевский, Достоевский, Лесков. Он был яростным врагом дарвинизма, с различными проявлениями к-рого он сражался на протяжении 30 лет.

Три книжки статей С., озаглавленные «Борьба с Западом в русской литературе», ставили себе задачей дать анализ философских и этических основ европейского «нигилизма» и показать его вред для русского общества. Эти позиции С. были, разумеется, глубоко враждебны революционному движению того времени.

Литературно-критические статьи С. проникнуты той же борьбой с европейским «нигилизмом» и защитой «самобытного», «органического» начала в русской литературе. Нападки на Писарева, Щедрина, Чернышевского, Некрасова перемежаются в них с сочувственными отзывами об аксаковском «Дне», с защитой «почвы» и «органических проявлений народной сущности». С. выступал против Тургенева как западника. Воплощение «русского сердца» С. видел в Пушкине. Его привлекала борьба за русскую самобытность и органичность у Достоевского и у Толстого. Статьи о последнем (особенно о «Войне и мире») составляют наиболее значительную часть наследия С. Они не лишены интереса со стороны характеристики художественных достоинств романов Л. Толстого. Кроме статей об указанных выше писателях С. оставил очень сочувственные заметки о ряде поэтов - о Тютчеве, Фете, Ап. Майкове, Полонском, к-рых он ощущал идеологически близкими себе, и резко враждебные - о Некрасове и Минаеве.

Библиография:

Из истории литературного нигилизма (1861-1865), СПБ, 1890 (статьи из журн. «Время», «Эпоха», «Биб-ка для чтения»); Заметки о Пушкине и других поэтах, СПБ, 1888; то же, 3 изд., Киев, 1913 (статьи из «Отечественных записок», «Складчины», «Гражданина» и др. с 1866); «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Отеч. записки», 1867, т. 171, кн. 3 и 4; Бедность нашей литературы (Критич. и историч. очерк), СПБ, 1868; Критические статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом (1862-1885), СПБ, 1885; то же, 5 изд., Киев 1908; Переписка Л. Н. Толстого с Н. Н. Страховым (1870-1894), в кн.: Толстовский музей, т. II, СПБ, 1914; Воспоминания о Достоевском, в посмертном Собр. соч. Достоевского, т. I, СПБ, 1882; Воспоминания и отрывки, СПБ, 1892 (стихотворения С., статьи «Толки об Л. Н. Толстом»); Борьба с Западом в нашей литературе, кн. 1, СПБ, 1882 (3 изд., Киев, 1897), кн. 2, СПБ, 1883 (3 изд., Киев, 1897), кн. 3, СПБ, 1896 (2-е изд., Киев, 1898).

СТРАШИМИРОВ

СТРАШИМИРОВ Антон (1872-) - болгарский писатель, сын мастерового-каменщика. Род. в Варне. Рано осиротев, он долгие годы вел скитальческую жизнь в качестве рабочего и служащего. Эти скитания и учительская работа в разных глухих уголках Болгарии дали С. огромный запас наблюдений. Выступив на литературном поприще в 1890, дал до настоящего дня свыше 30 тт. рассказов, очерков, повестей, романов, драматургических произведений и статей по всевозможным вопросам литературы и общественности.

Из наиболее крупных художественных произведений С. можно отметить: романы «Смутное врьме» (1899), «Есенни дни» (1902), «Срьща» (1904), «Бена» (1921, 2 изд., 1927), «Без пС«ть» (1919), «Хоро» (1926), «Роби» (1930); повести и рассказы - «Смех и слъзи» (сборник, 1897), «КръстоцС«ть» (1903), «Преход» (1926) и др.; драмы - «Вампир» (1902), «ОтвС«д» (1906), «Кьм слънцето» (1917) и др.; комедии - «Мрак» (1901), «С векърва» (1906) и др.

В своих многочисленных произведениях из сельского быта и жизни городской интеллигенции С. дает довольно широкую картину классовой борьбы и разложения болгарской буржуазии. Современной болгарской деревни и рабочего класса он, однако, не знает. По стилю своего творчества С. художник-реалист, он интересуется боевыми моментами социальной жизни. В своем лучшем произведении - романе «Хоро» (1926), имеющемся в русском переводе (1929), автор в блестящей художественной форме заклеймил своим мужественным словом палачей, подавивших героическое сентябрьское восстание 1923. Подобных произведений у С. немного. Но это не дает оснований сбрасывать литературное наследие С. со счетов истории болгарской литературы, как это делает болгарская эстетствующая идеалистическая критика. Поднявшись собственными силами из народных «низов», С. прошел нелегкий путь писателя-демократа.

Библиография:

I. Книги С. (кроме указанных в тексте): Пиеси, т. I, София 1910; Съчинения, т. I - Етюди, София, 1919; Змей, София, 1919; Комедии, София, 1922; Български театр (драма), София, 1922; Антология (София), 1922; Избрани съчинения, т. I-III, (София, 1929). На русск. яз.: Хоровод, пер. Царбулановой, М., 1928; то же, пер. К. Пушкаревича и Д. Димитрова, Л., 1929.

II. Бакалов Г., В криво огледало, «Звезда», литературно-обществен. двуседмичник, Год 11, № 2, София, 30 авг. 1933, стр. 38-45; Ангелов Бож., Българска литература, ч. II, София, 1924, стр. 303-305; Антон Страшимиров, Личност и дело (1872-1931), Юбилеен сборник по случай 60-та година от рождението, София, 1931; Василев В., Антон Страшимиров, «Български писатели», т. V, София, стр. 138-154, и отд., София, 1931.

СТРЕЙВЕЛЬС

СТРЕЙВЕЛЬС Стин (Stijn Streuvels, 1872-) - псевдоним фламандского писателя Франка Латейра (Franc Lateur). Р. в Геуле (Heule), близ Кортрийк, в семье маляра, позднее владельца булочной. Его мать была сестрой поэта Гвидо Гезелле (Guido Gezelle). Его сельские рассказы и эскизы деревенской жизни (сборники «Весенняя жизнь», «Летняя страна», «Солнечное время», «Танец смерти» и «Дни» - 1899-1902) имели исключительный успех, в особенности в Голландии, затем и во Фландрии. Их характеризует своеобразное смешение реализма с идиллией и крайне пышный стиль, насыщенный диалектизмами и архаизмами. С. изображает мир, к-рый хорошо знает, но романтизирует его, особенно в его связях с природой, к-рую С. всегда изображает с большой теплотой.

Последующие произведения С. имели значительно меньший успех. К годам мировой войны относится его «Дневник».

После мировой войны, когда противоположность между идиллическим миром С. и суровой действительностью слишком обострилась, популярность С. заметно пошатнулась. В последние годы С. приспосабливал свои сочинения к взглядам римско-католической церкви. Его продуктивность сейчас невелика. С. - поклонник Толстого и Достоевского, ради к-рых он изучил русский язык.

Библиография:

De Pillecyn F., Stijn Streuvels en zijn werk, Thielf, 1932.

СТРЕКОЗА

«СТРЕКОЗА» - юмористический и сатирический еженедельник либерально-буржуазного направления, выходил в Петербурге (1875-1908). В свое время наиболее значительный из журналов этого типа; издавал «С.» Г. Корнфельд, редактировал вначале Н. А. Богданов, с 1879 - И. Ф. Василевский (Буква). Тираж достигал 8-9 тыс. экземпляров; в нем дебютировал А. П. Чехов в 1879.

Созданный через два года после закрытия «Искры», новый еженедельник отразил перемены политической обстановки: не поднимаясь до подлинной общественной сатиры, он направил острие юмора на «мелочи быта» (брак, семья, служебная карьера, светские условности и т. п.). Развлекательный материал, подчас «скользкого» содержания («ресторанные» и «альковные» остроты), преобладал над политической «злобой дня», критика существующего строя подменялась высмеиванием личных недостатков отдельных представителей его. Положительным в «С». было изобличение мещанина, рассматриваемого как оплот реакции.

Подъем революционного движения и революция 1905 мало изменили характер издания, журнал попрежнему избегал социальных проблем, робко касаясь конституционных свобод, что резко отличало его от сатирических журналов того времени.

Ряд рисунков «С.», впрочем довольно беззубых, был запрещен цензурой (до выхода): 2 шаржа на главу французского правительства (1894-1902), карикатура, изображавшая российского обывателя в кандалах, с надписью: «рутина», «канцеляризм», «формализм» (1905) и т. д.; № 35 за 1907 был подвергнут аресту, однако скоро снятому, за рисунок, направленный против Илиодора.

В 1905 в журнал влилась группа талантливых молодых сатириков и карикатуристов, превративших затем в 1908 «С.» в «Сатирикон» (см.).

СТРИНДБЕРГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРОФА

СТРОФА - организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.

Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в С. является соединение их рифмой, к-рая своими созвучиями организует стихи в строфические группы. Поэтому элементарные схемы рифмовки являются одновременно простейшими типами С. Так парная рифмовка (aa bb cc и т. д.) дает кратчайшую из возможных строф - двустишие. Последнее при правильном чередовании женских и мужских рифм может быть превращено в четверостишие. Перекрестное (abab cdcd и т. д.) и опоясывающее (abba cddc и т. д.) сочетания рифм соответствуют двум основным видам четверостишия.

Соединение в различных комбинациях простейших видов С. между собою дает множество сложных С. Напр. сочетание двустишия с четверостишием составляет С. из шести стихов: ccabab или ababcc, или ccabba или abbacc. Из соединений двух четверостиший различных типов получается восьмистишие и т. д.

Соединение стихов посредством рифм является наиболее распространенным, но далеко не единственным способом построения С. В белом (нерифмованном) стихе С. создается при помощи сочетания в определенном порядке стихов с различными клаузулами (окончаниями) - чаще всего женских с мужскими.

Значительное внимание как на Западе, так и в русской поэзии уделялось также сочетанию в С. рифмованных стихов с нерифмованными. Строфические виды могут быть также получены посредством введения в С. укороченных и удлиненных стихов. С одной стороны, нередко вводится в ряд стихов равной длины один более длинный или чаще более короткий, к-рый дает даже в сложнейших строфических построениях исключительную четкость композиционных очертаний. С другой стороны, большое распространение получило правильное чередование в С. стихов неравной длины, чаще всего рифмованных.

Следует еще принять во внимание, что все намеченные принципы построения С. могут комбинироваться друг с другом, что множество С. допускает удвоение посредством прибавления С. с обратным («зеркальным») расположением элементов.

Особую роль в композиции С., гл. обр. песенного типа, могут играть повторы тех или иных композиционных единиц. Здесь следует отметить повторы в пределах одной С., напр. повторение первого стиха в последнем стихе той же С., к-рое создает отчетливое кольцеобразное построение. В песенных жанрах нередко встречается также самостоятельная С. (см. Рефрен), которая без изменений повторяется после каждой С. стихотворения и, в закономерном чередовании с последним, дает циклически возвращающуюся двучленную композицию.

Наконец, в жанрах песенной, гл. обр. народной, лирики конструкция С. при отсутствии всяких других внешних структурных признаков создается иногда лишь при помощи последовательно проведенного синтаксического параллелизма. Такое построение С. тем более примечательно, что, как правило, в «литературных» стиховых формах синтаксис более или менее независим от строфических рамок. Наряду с жанрами, в к-рых совпадение синтаксического периода со С. узаконено правилами (см. Стансы), в строфике повествовательных стихотворных форм нередко имеет место расхождение границ С. с синтаксическим членением (строфический enjambement).

При определении термина С. выше было подчеркнуто в качестве обязательного ее признака требование закономерной повторяемости. Однако возможны стиховые жанры, в к-рых повторение С. ограничивается более или менее ощутимой аналогией, к-рая в ряде случаев оказывается достаточно отчетливой для сохранения за подобной нестрогой С. ее композиционных функций.

Мировая поэзия накопила огромное количество твердых строфических форм. Так античная поэзия является богатейшим источником строфических форм, к-рые позднее неустанно разрабатывались в лирике европейских народов. Таковы: элегический дистих, алкеева или горациева строфа, асклепиадова строфа нескольких видов, сапфическая малая и большая и др. Большинство античных С. неоднократно воспроизводилось и в русском стихосложении, правда чаще неточно. Гораздо меньшую роль в этом смысле сыграла в русской поэзии восточная поэзия, из к-рой в сравнительно недавнее время были попытки заимствования нек-рых форм (газель, персидское четверостишие). Из богатого строфического наследия романских народов наиболее знакомы русскому читателю нек-рые «твердые формы», как терцина, триолет, секстина, октава, сонет, рондо и др.

Из числа С., прочно воспринятых в русском стихосложении, следует в первую очередь назвать александрийский стих, заимствованный у французов и сделавшийся в русской поэзии XVIII в. обязательной формой классической трагедии и героической поэмы. Он состоит из двустиший цезурованного шестистопного ямба с парными рифмами, попеременно то мужскими, то женскими. Другие типы двустиший употреблялись чаще всего в жанре «романса», а также в эпиграммах, надписях и т. п. (ср. «Черная шаль» Пушкина).

Трехстишия простейшего вида - с одной рифмой, проходящей через все три стиха - встречаются у нас редко. Гораздо более популярной, в связи с многочисленными переводами из «Божественной комедии» Данте, оказалась терцина.

Четверостишие - самая распространенная из всех строф. У большинства русских поэтов эта С. едва ли не преобладает численно над всеми другими строфами, вместе взятыми. Помимо четверостиший, построенных по основным схемам рифмовки, значительное распространение получило четверостишие с холостыми (нерифмованными) нечетными стихами и рифмами, скрепляющими четные стихи. Необходимо также отметить т. н. «балладную» С., ставшую популярной со времен Жуковского.

Пятистишие как самостоятельная С. встречается сравнительно редко.

Строфа из шести стихов, помимо секстины, имеет несколько излюбленных схем, представляющих различные комбинации трех рифм. Среди них - простейший вид шестистишия с парной рифмовкой (ср. «Три пальмы» Лермонтова) и шестистишие типа aabccb (ср. «Усы» Пушкина).

Семистишие, так же как и большинство других С., состоящих из нечетного числа стихов, чрезвычайно редко употребляется в русском стихосложении. Как на любопытный его образец можно указать на С. типа aabcccb, примененную Лермонтовым в «Бородине».

Восьмистишия встречаются в русской поэзии довольно часто. Обыкновенно они представляют собою ту или иную комбинацию двух четверостиший. К так наз. «твердым формам» итальянского происхождения принадлежат сицилиана и получившая большое распространение октава, к-рой написаны такие мировые произведения, как «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо, «Лузиады» Камоэнса, «Дон-Жуан» Байрона. У нас ее усердно пропагандировал С. Шевырев, а всеобщее признание ей доставил «Домик в Коломне» Пушкина.

Одной из вариаций октавы является так наз. «спенсерова» С., введенная английским поэтом Э. Спенсером (1553-1599). Она состоит из восьми стихов пятистопного и одного шестистопного ямба с тремя рифмами, расположенными по схеме ababbcbcc. Значительного распространения, так же как и другие формы девятистишия, спенсерова строфа не имела.

Из числа строф, состоящих из десяти стихов, заслуживает упоминания популярное в XVIII в. десятистишие классической оды. Оно писалось четырехстопным ямбом с рифмовкой по схеме ab ab ccd ccd (примеры см. в одах Ломоносова).

Строфы, превышающие десять стихов, встречаются в русском стихосложении сравнительно редко. Особое значение в русской поэзии получила С. из 14 стихов, примененная Пушкиным в «Евгении Онегине» и потому прозванная «онегинской» С.; она строится по схеме A b A b CC d d E ff E gg (прописными буквами обозначены женские рифмы)

Строфы большего объема, чем описанные выше, мало употребительны и, по большей части, не проводятся последовательно через все произведение. Поэтому их целесообразнее рассматривать вне принципов повторности, лежащих в основе С., как свободные структурные единицы, приближающиеся по своему значению к роли глав или песен в композиции больших стихотворных форм.

Библиография:

Русская дана в кн:. Штокмар М. П., Библиография работ по стихосложению, (М.), 1933, и дополнение за 1933-1935 гг., «Литературный критик», 1936, кн. 8 и 9; Meyer R. M., Grundlagen des mittelhochdeutschen Strophenbaus, Strassburg, 1886; Schipper J., Englische Metrik..., T. 2 - Neuenglische Metrik, 2. Halfte - Strophenbau, Bonn, 1888; Naetebus G., Die nicht-lyrischen Strophenformen des Altfranzosischen, Lpz., 1891; Huegli E., Die romantischen Strophen in der Dichtung deutscher Romantiker, Zurich, 1900; Minor J., Neuhochdeutsche Metrik, 2. Aufl., Strassburg, 1902; Martinon Ph., Les strophes, P., 1913; Kossmann E. F., Die siebenzeilige Strophe in der deutschen Litteratur, Haag, 1923. См. также «Стихосложение» и статьи по отдельным видам С., упоминаемым в данной статье.

СТРОФИКА

СТРОФИКА - отдел стиховедения (см.), изучающий структуру строфы и ее различные формы (см. Строфа). Термин С. применяется и для обозначения совокупности строфических форм, употребляемых тем или иным писателем, литературным направлением и т. д.

СТРУГ

СТРУГ Андрей (Andrzej Strug, pseud. Tadeusza Galeckiego (псевдоним Тадеуша Галецкого), 1878-1937) - польский писатель. Юношей примкнул к революционному движению. После революции 1905 жил за границей до войны 1914.

Первый сборник его рассказов «Люди подполья» (Ludzi podziemni) вышел в 1908. Эти рассказы и следующие его произведения - «Из воспоминаний старого сочувствующего» (Ze wspomnien starego sympatyka, 1909), «На суровой службе» (W twardej sluzbie, 1909), «История одной бомбы» (Dzieje jednego pocisku, 1910), «Завтра» (Jutro, 1912), «Портрет» (Portret, 1913) - посвящены преимущественно революционной борьбе в Польше. С. в своих произведениях выводит гл. обр. интеллигентов. Герои его предстают перед нами загнанными, измученными, усталыми и физически и душевно. Слащавой романтикой подменяет он революционный пафос. Не изображая самоотверженной борьбы польского пролетариата, С. не воссоздает подлинной картины революционного движения в Польше. По той же причине в этих произведениях нет подлинной веры в торжество революции.

Но если в первый период своего творчества С. все же дает реалистические картинки революционного быта, то гораздо хуже обстоит с произведениями С., относящимися к периоду «независимой» Польши. Важнейшее из них - «Поколение Марка Свиды» (Pokolenie Marka Swidy, 1925). В этом романе С. пытался дать широкое полотно, изображающее «возрожденную» Польшу, воспевал польский патриотизм, проявившийся якобы в польско-советской войне. Ни слова не сказал С. о зарубежном империализме, бросившем свои силы на помощь Польше в страхе перед красной угрозой, ни слова о внутреннем фронте передовых рабочих. Описание войны уснащено махрово-контрреволюционными рассказами о большевиках. Еще более злобный пасквиль на революцию в России представляет «Могила неизвестного солдата» (Mogila nieznanego zolnierza, 1927). При всем этом оба романа проникнуты мистикой. Эти романы С. - несомненно реакционные произведения, пропитанные шовинистическим национализмом, хотя автор, рисуя первые годы польской «независимости», не мог скрыть морального разложения всех властителей Польши, прикрывавшихся громкими фразами об освобожденной родине. Оппозиционные настроения С. сказались и в его романе «Судьба кассира Спеванкевича» (Fortuna kasjera Spiewankiewiecza, 1928), правда, проникнутом той же мистикой, но обнажающем спекуляцию и коррупцию, характерную не только для финансового и правящего мира «независимой» Польши.

Чрезвычайное усиление реакции в Польше заставили С. в последние годы примкнуть к прогрессивной группе польских писателей. В 1935 он подписал манифест левых писателей, призывавших создать единый фронт писателей для борьбы с реакцией и защиты культуры. На съезд польских писателей в защиту культуры, состоявшийся в 1936 во Львове, С. не мог приехать, но прислал письмо с выражением пожеланий успешной работы съезду и был избран в почетный президиум его. Позиция С. весьма показательна в том отношении, что ярко свидетельствует, какие широкие круги польской интеллигенции захватила волна протеста против буржуазно-помещичьей диктатуры.

Библиография:

Pisma, 20 vls, Warszawa - Krakow, 1931. На русск. яз. переведены: Деньги. Пер. Е. Гонзаго. Под редакцией Н. О. Лернера, Гиз, М. - П., 1923; История одной бомбы. Повесть из жизни революционной Польши. Пер. Е. Троповского. Изд. «Прибой», Л., 1924; Люди подполья. Сб. рассказов из жизни революционной Польши. Пер. Е. Троповского, изд. «Прибой», Л., 1924; Из воспоминаний старика сочувствующего. Пер. Е. и Л. Леонтьевых, изд. «Сеятель», Л., 1925; Поколение Марка Свиды. Повесть. Пер. Л. Т. Полянской, Гиз, М. - Л., 1926; Капитан Лозовский, Повесть. Сокращ. пер. Л. Полянской и К. Эрберга, Гиз, Л., 1928; Миллион кассира Спеванкевича. Пер. Е. Троповского, изд. «Прибой», Л., 1929; «Домой», рассказ, пер. Леонтьевых, Л., 1926, «Сеятель»; Нелегальные. Пер. Е. Троповского, Л., 1926.

СТУККЕНБЕРГ

СТУККЕНБЕРГ Вигго (Viggo Stuckenberg, 1863-1905) - датский писатель. Выходец из интеллигентской буржуазной семьи, изучал филологию в Копенгагенском ун-те. В своих ранних произведениях, относящихся к концу 80-х гг. (Собрание стихов (Digte, 1886), роман «I Gennembrud» (На рубеже, 1888) и «Messias» (1889)), С. стоял на позициях позитивизма, но уже в большой драматической поэме «Den vilde Jacger» (Дикий охотник, 1894) и диалогах «Romerske scener» (1895) он решительно порвал с реальной действительностью и ушел в мистику и метафизику средневековья. Полная разочарованность в окружающей действительности толкала С. еще дальше по пути романтической мечты, и с каждым новым произведением С. все больше погружался в область неясных ощущений и мистических предчувствий. Это роднит его с Метерлинком (см.). В романе «Valravn» (Ворон, 1896) любовь трактуется как проклятье жизни. В 1898 появился «Hjemfalden» (Раб семьи), роман в форме дневника человека, осужденного за ряд преступлений, совершенных им ради семьи, в 1899 - роман «Asmodeus», в к-ром С. старается раскрыть настроения и чувства бродяг больших дорог. Оба романа проникнуты глубоким пессимизмом, к-рый не оставляет С. и в последних его работах: сборник стихов «Flyvnde Sommer» (1898) и «Sne» (Снег, 1901).

Библиография:

I. Samlede Vaerker, Kobenhavn, 1910.

II. Rimestad C., Fra Stuckenberg til Seedorf, Kobenhavn, 1922-1923; Lassen C. C., V. Stuckenberg, Kobenhavn, 1923.

СТЫК

СТЫК - звуковой повтор, расположенный в конце одной речевой единицы (стиха, строфы) и в начале следующей и связующий их так. обр. по схеме: а + в||в + с. С. может быть чисто звуковым («я знаю, нежного Парни || Перо не в моде в наши дни», Пушкин), словесным (Вокзал сказал ему: «Хорошо» || «Хорошо», прошумел ему паровоз, Тихонов), состоящим из группы слов:

О весна без конца и без краю,

Без конца и без краю мечта...

(Блок)

и т. д. В сущности С. представляет собой соединение эпифоры (см.) с анафорой (см.), т. е. фигуру, обратную по своему строению кольцу (см.) (эпаналепсису). В античной стилистике эта фигура не получает специального наименования, но стилистики нового времени уделяют ей много внимания (франц. recommencement, немецк. Wortaufnahme) и т. п. С. является одним из типичных способов связи строф в народной песне, в эпосе и близких жанрах. См. Повтор звуковой.

СТЯЖЕНИЕ

СТЯЖЕНИЕ - лингвистический термин, обозначающий произнесение двух слоговых гласных в один слог. Так. обр. понятие С. охватывает ряд явлений, отчасти получивших особые наименования в восточной и античной метрике, как:

1) пропуск первой из двух гласных, из к-рых одной заканчивается, а другой начинается два смежных слова (в античной терминологии - синереза или элизия);

2) слитное произнесение как дифтонга двух смежных гласных внутри слова (в античной терминологии - эписиналефа);

3) слитное произнесение двух гласных с изменением их качества (в древнеиндийской грамматике - сандхи). Явления С. имеют большое значение при изучении стихосложения силлабического и метрического. См. Стихосложение.

СУАД

СУАД Хюсеин (1868-) - турецкий поэт и живописец. Р. в Стамбуле в семье чиновника. Старший брат известного турецкого писателя и политика Х. Джахида. Близкий друг и единомышленник известного писателя, одного из основателей литературы «Сервети Фюнун» Дж. Шехабеддина. Получил медицинское образование. Часть своей жизни провел в Европе, что имело сильное влияние на систему взглядов С. Начав свою поэтическую деятельность в духе старой классической поэзии, быстро перешел на сторону новой ли-тры, созданной под влиянием Запада. Когда С. жил в Европе, в литературе господствовал модернизм, но и реализм был тогда достаточно сильным литературным течением. С. был на стороне модернизма. Его романтика, сочетаясь с сентиментально-лирическим духом его поэзии, составляла ветвь того литературного течения, к-рое возглавлялось Т. Фикретом. С. был представителем литературы «Сервети Фюнун.

После младотурецкой революции 1908 С. выступил и как юморист. Под разными псевдонимами писал он тогда в журнале «Калем» (Перо). Большая заслуга С. состоит особенно в его активнейшем участии в оживлении и развитии театральной жизни Турции. Он писал комедии и организовывал драматические силы. Работал в качестве преподавателя «Дарульбеда-йи» (название драматического театра в Стамбуле), одним из основателей к-рого он был.

После мировой войны, периодически участвуя своими юмористическими стихами в анатолийских газетах, близко связался со все возраставшим национальным движением страны. Юмористические произведения С., выходившие под псевдонимом «Гавей Залим» (Несправедливый Гаве) (Гаве - имя легендарного революционера древней Персии), позднее вышли отдельной книгой под названием «Гаве дестани» (Баллада Гаве).

Значительная часть сентиментально-лирических стихов С., собранных позже в книге «Ланейи мелаль» (Гнездо печали), посвящена любовным темам. С. называли феминистом.

Прочие стихотворения С., особенно посвященные социальным темам, проникнуты скорбью о тяжелой жизни трудовых масс турецкого народа.

Библиография:

I. Ланейи мелаль (Гнездо печали); Гаве дестани (Баллада Гаве); Кирли чамашыолар (Грязное белье); Дарсе девам еделим (Будем учиться); Чюрюк темель (Гнилой фундамент); Ямалар (Заплаты) и др.

II. Хикмет И., История турецкой литературы, т. I, ч. 3., Баку, 1925; Хабиб И., История новой турецкой литературы, Стамбул, 1925; Шехабеддин Сулейман, История османской литературы, Стамбул, 1328 (1912).

СУБХИ ХАМДУЛЛА

СУБХИ ХАМДУЛЛА (Танриoвер, 1885-) - турецкий поэт, публицист, оратор. Родился в Стамбуле в аристократической семье. Отец - Субхи-паша, мать - черкешенка - пленница с Кавказа. В семье С. был ряд поэтов. С. учился в «Галата-сарайском лицее». Во время пребывания в школе С. выступил как поэт.

С начал свою литературную деятельность под сильным влиянием мастеров «Сервети Фюнун» - Т. Фикрета, Дж. Шехабеддина и Халида Зия, а после революции 1908 вошел в литературную группу «Феджри Ати». С. выделился своими ораторскими способностями. Одно время С. преподавал в университете эстетику. С. принадлежит ряд ценных исследований по изоискусству Востока и культурным памятникам Анатолии. После мировой войны, с оккупацией Стамбула европейскими империалистами, С. переселился в Анатолию и стал министром просвещения. В дальнейшем также занимал ряд высоких постов.

В эпоху С. турецкая литературная молодежь, увлекаясь любовными темами, мало интересовалась социально-политической жизнью страны. С. представлял одно из исключений, тесно связав свой лиризм с общественной тематикой. С точки зрения языка С. сделал большой шаг вперед от литературы «Сервети Фюнун» к последующему новому этапу турецкой литературы, в сторону реализма. В своем произведении «Эски чираган» (Старые светильники) С. талантливо изобразил всю гнусность эпохи деспотизма. Проза С. очень эмоциональна. В ней чувствуется кипучая энергия С. как общественного деятеля. В первой книге из серии «Даг йоли» (Горная дорога) С. весьма положительно отозвался о теоретическом основателе пантюркизма - Зия-Гёг-Алие. С. в своих публицистических статьях боролся против отрыва интеллигенции от крестьянства. С. - горячий пропагандист кемализма.

В данное время С. турецкий посланник в Бухаресте.

Библиография:

I. Даг йоли (Dag yolu) (Горная дорога - название книг, в которых собраны и изданы его работы; стихотворения: Эски чираган (Старые светильники)); Аннемин дерди (Скорбь моей матери) и др.

II. На турецком языке: Исмаил Хабиб, История новой турецкой литературы, Стамбул, 1925; Исмаил Хикмет, История турецкой литературы (XX век), т. I, ч. 3, Баку, 1925.

СУВЕСТР

СУВЕСТР Эмиль (Souvestre Emile, 1806-1854) - французский писатель. Сын инженера. Переменил ряд профессий, попутно занимаясь литературой. Наиболее значительными и характерными из многочисленных произведений Сувестра являются те, в к-рых изображена жизнь обитателей Бретани, его родины: «Les derniers bretons», 1835-1837, «Le foyer breton», 1844.

В произведениях С. фигурируют в качестве героев мелкая городская буржуазия и трудовые слои населения вплоть до пролетарита («Un philosophe sous les toits», 1850, «Les confessions d’un ouvrier», 1851).

Характеры и события С. трактует в сентиментально-христианском духе, прерывая повествование длинными рассуждениями. В благотворительности богачей и покорности эксплоатируемых писатель находит возможность примирения при всяких проявлениях социальной розни.

Произведения С. написаны легко, зачастую с большой дозой юмора.

Библиография:

Кроме перечисленных в тексте: «Le memorial de famille», 1854; «Recits et souvenirs», 1853; «Souvenirs d’un veillard», 2 vls, 1865; «La Bretagne pittoresque», 1845; «Causeries historiques et litteraires», 2 vls, 1854, 3 vls, 1860; Пьесы: «Henry Hamelin», 1838; «L’oncle Baptiste», 1842; «Pierre Landais», 1843; «La parisienne» (совм. с Dubois Davesnes), 1844; «Le mousse», 1846. Подробную библиографию произведений см. Thieme H. P., Bibliographie de la litterature francaise..., T. II, P., 1933. На русск. яз. переведено: «Парижская женщина», «Библиотека для чтения», 1836, I, II; «Степени женщин», М., 1836; «Пьер Ланде». Повесть, «Отечественные записки», 1840, XII; «Опись». Повесть, «Москвитянин», 1845, IV; «Охотник на диких коз», там же, 1854, VI; «Крестница из немецких кантонов», там же, 1853, XII; «Дневник обитателя мансарды», «Б-ка для чтения», 1852, X; 1853, II; «Смотритель над шлюзами». Повесть, «Современник», 1853; II; «Философ на чердаке (Год жизни)», СПБ, 1894 (ранее под загл.: «Год жизни. Из записок бедняка-мыслителя», СПБ, 1869) и др.

СУВОРИН

СУВОРИН Алексей Сергеевич (1834-1912), журналист, издатель, драматург. Журналистская карьера С. началась с умеренно-либеральных фельетонов и очерков, к-рые он под псевдонимами «А. Бобровский» и «Незнакомец» помещал в «С.-Петербургских ведомостях» В. Ф. Корша и в «Биржевых ведомостях». Эти фельетоны, изданные отдельной книгой под названием «Всякие» (СПБ, 1866), послужили причиной ареста С.; сама книга была уничтожена цензурой (изд. 2-е, СПБ, 1909).

В 1876 С. купил газету «Новое время», вызвавшую на первых порах оптимистические ожидания буржуазно-демократической интеллигенции. Однако через некоторое время с полной очевидностью выяснился подлинный политический облик Суворина как фактического редактора и издателя газеты.

Политическую физиономию «Нового времени» Салтыков-Щедрин метко охарактеризовал кличкой «Чего изволите». Ставшая на ряд лет самым распространенным изданием в России, газета «Новое время» двусмысленно называлась Сувориным «парламентом мнений». Часто Суворин помещал в ней статьи диаметрально противоположных направлений. Суворин печатал в «Новом времени» свои «Маленькие письма», свидетельство превращения недавнего либерала и западника, противника Каткова в открытого охранителя-славянофила, великодержавного шовиниста, злобного, непримиримого врага развивавшегося рабочего движения.

В годы реакции С. выступает вместе со Столыпиным и Дурново как ярый монархист, черносотенец, ревностный охранитель царского самодержавия.

С. основал большое книгоиздательство с сетью книжных магазинов, организовал монопольное «Контрагентство печати», продвигавшее к провинциальному читателю патриотическую литературу.

С конца 80-х гг. С. занялся театром, возглавляя литературно-артистический кружок в Малом театре, где поставил свою пьесу «Татьяна Репина» (1889). Пьеса эта, написанная в мелодраматических тонах, посвящена описанию трагической смерти известной провинциальной актрисы Кадминой. Продолжение этой пьесы под тем же названием написано было А. П. Чеховым (1889). Именно в эти годы, еще до того, как С. превратился в махрового реакционера, Чехов был с ним в дружеских отношениях, хотя и тогда оба писателя занимали разные идейно-политические позиции.

К драматургическим опытам С. относится также драма «Медея» (вместе с В. Бурениным) и др. пьесы, маловыразительные и слабые со стороны идейной и сценической. Беспринципность С. ярко вскрывается в случайно найденном интимном его дневнике, в к-ром он критикует своих виднейших современников, а иногда и всю общественно-политическую систему, к-рой он раболепно служил.

Библиография:

I. Незнакомец (А. Суворин), Очерки и картинки, кн. 1-2, СПБ, 1875; Суворин А., Татьяна Репина, СПБ, 1913; 3-е изд., СПБ, 1899; Суворин А., В конце века. Любовь. Роман, СПБ, 1893, 3-е изд., СПБ, 1913; Письма А. С. Суворина к В. В. Розанову, СПБ, 1913. Дневник А. С. Суворина. Ред., предисл. и примеч. М. Кричевского, М. - П., 1923; Письма русских писателей к А. С. Суворину. Подготовил к печати Д. И. Абрамович, Л., 1927.

II. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включ., ч. II, СПБ, 1902.

СУДРАБУ

СУДРАБУ Эджус (Эдуард Зильбер, 1860-), латышский писатель и поэт. Народный учитель по профессии, С. выступил впервые в печати в 1880 с рядом лирических стихов. Первые его произведения - стихи и несколько поэм - проникнуты той национальной романтикой, к-рая была характерна для целого поколения латышских поэтов того времени. Национальная романтика, имевшая вначале определенно прогрессивное значение как противопоставление национального самосознания насильственному насаждению чужой культуры, в дальнейшем своем развитии превратилась в чисто буржуазное реакционное литературное течение, против к-рого и ополчились наиболее революционные поэты и писатели, примыкавшие к так наз. «новому течению» (Jaun̄a strāva). К этому-то течению, возглавляемому молодыми марксистами социал-демократами, примкнул и С., решительно порвавший со старыми романтическими традициями. После 1905 С., за участие в революционном движении, был вынужден покинуть родину и переселиться в глубь России. Здесь он переезжает из одного города в другой, вплоть до революции 1917. С 1920 С. живет в Москве и занимается лит-ой работой.

За свою более чем полувековую литературную деятельность С. написано более десяти томов романов, рассказов, эпических поэм, стихов. С. прекрасно владеет иностранными языками, он большой знаток мировой литературы, перевел целый ряд как прозаических, так и поэтических произведений с французского, русского, польского, литовского, чешского и др. языков на латышский язык.

С. переводил произведения Лермонтова, Пушкина, Дельвига, Чехова, Гоголя, Гаршина и Горького, с польского - Мицкевича, Сенкевича, Конопницкого, с литовского - Донелайтиса, с словацкого - Ваянского, с французского - Рене, Базина, Шарля де-Костер, с чешского - «Бравый солдат Швейк» и др. Из его оригинальных произведений, столь разнообразных по форме и неодинаковых по своим художественным качествам, наиболее сильны его реалистические рассказы, как напр. «Стервятники» (Maitos putni) - большой рассказ, посвященный возвращению латышских беженцев на родину, и рассказы из крестьянской жизни: «Dullais Dauka», «Pusmasos dels», «Laimzemes skola», «Velna dzinejs».

Поэзия С. последних лет целиком посвящена злободневной современной тематике. Он объезжает латышские колхозы в СССР и дает целый ряд стихов и рассказов, посвященных жизни колхозников. Очень большое место в его поэзии занимает жизнь рабочего класса и крестьянства в современной Латвии. Свою острую бичующую ненависть С. направляет против буржуазии, ее писателей и газетчиков, - весь его пафос направлен на призыв рабочих и крестьян к свержению гнета помещиков и капиталистов.

С большим энтузиазмом продолжает С. в настоящее время свою литературную деятельность, активно участвуя в борьбе за лучшие идеалы человечества - за коммунизм.

От национального романтизма к социалистическому реализму - таков путь, пройденный С.

СУИНБЕРН

СУИНБЕРН Эльджернон Чарльз (Algernon Charles Swinburne, 1837-1909) - английский поэт. Род. в семье адмирала. В 1848 был отдан в Итонский колледж. Окончив Оксфордский университет, С. провел несколько лет в Италии. По возвращении в Лондон сблизился с вождем прерафаэлитов У. М. Россети (см.). С. обладал большой эрудицией в области истории литературы и в совершенстве владел греческим, латынью, французским и итальянским языками.

Первые произведения С.: две драмы - «Королева-мать» (The Queen-Mother) и «Розамунда» (Rosamond, Two plays), опубликованные в 1860, прошли совершенно незамеченными. Изданная в 1865 трагедия в античной манере «Аталанта в Калидоне» (Atalanta in Calydon) привлекла внимание критиков, а вышедшие в 1866 «Поэмы и баллады» (Poems and Ballads) принесли автору скандальную известность: респектабельная буржуазная публика была шокирована откровенностью эротических мотивов. С. в этот период декларирует свою близость к прерафаэлитам. В 1871 выходит сборник гражданской поэзии С.: «Песни перед восходом солнца» (Songs before Sunrise). За этим следует целый ряд сборников: «Песни двух наций» (Songs of Two Nations, 1875), вторая (1875) и третья (1889) серии «Поэм и баллад», «Песни прилива» (Songs of the Springtides, 1880), поэма - «Тристрам из Лионнэ» (Tristram of Lyonesse, 1882). В то же время С. продолжает работу в области стихотворной драмы. Особое место среди драматических произведений С. занимает трилогия, посвященная Марии Стюарт: «Шастеляр» (Chastelard, 1865), «Босуэлл» (Bothwell, 1874), «Мэри Стюарт» (Mary Stuart, 1881). С. является автором ряда историко-литературных исследований (о Шекспире, Гюго и др.) и сборников критических статей.

С. продолжал традиции революционных романтиков: Байрона, Лэндора. Обращение к прошлому носит у С. характер неприятия, отрицания современной ему действительности буржуазной, викторианской Англии. Отсюда другие мотивы С.: его свободолюбие, выразившееся в восхвалении национально-освободительной борьбы в Италии, в прославлении республиканизма, в пренебрежении к устоям буржуазной морали и т. д. Однако как в критике, так и в утверждении положительных социальных взглядов С. не шел, по существу, дальше мелкобуржуазного радикализма; в последние годы жизни С. стал петь гимны британскому империализму, прославляя англо-бурскую войну.

Изображение отдаленного прошлого занимает главное место в творчестве С. Он любил браться за исторические темы, разрабатывавшиеся до него, стремясь, с одной стороны, к большей исторической точности, а с другой - к более углубленной психологической мотивировке. Это особенно проявилось в «Марино Фалиеро» (драме, к-рую в этом смысле нужно сравнить с одноименной трагедией Байрона) и в трилогии о Марии Стюарт, снимающей всякий налет идеализации с шотландской королевы и в этом отношении сравнимой с «Марией Стюарт» Шиллера. Вообще в целом ряде произведений С. противопоставляет себя консервативным поэтам викторианской Англии отличной от них трактовкой одних и тех же тем. В этом плане изображение античности, средневековья и отдельных эпизодов из истории Англии у С., в отличие от Теннисона и Броунинга, характеризуется подчеркнутой страстностью (в противоположность идиллическому тону обоих других поэтов), враждебностью ко всяким проявлениям пуританского духа и т. п.

Хотя С. и декларировал свою приверженность принципам прерафаэлизма, он безусловно выходит за пределы этого направления. Будучи связан, с одной стороны, с традициями революционного романтизма, он, с другой стороны, тяготеет к французской поэзии. Здесь его первой любовью был Виктор Гюго, перед поэзией к-рого он преклонялся.

Позднее С. проявил большой интерес к Готье и Бодлеру, к-рые оказали на него известное влияние. С. придавал огромное значение музыке слова и стиха; он, по справедливости, считается самым «музыкальным» из всех английских поэтов второй половины XIX века. С. является одним из предшественников модернистского эстетизма в английской литературе (О. Уайльд и др.).

Библиография:

I. The complete works, ed. by E. Gosse a. Th. J. Wise, 20 vls., L., 1925-1928 (в т. XIX - биография, составл. E. Gosse, в XX - Bibliography of the writings in prose and verse of A. C. Swinburne, by Th. J. Wisel; Кашкин И., Три английских поэта, «Знамя», 1937, № 3. Антология новой английской поэзии, вступит. статья и комментарии М. Гутнера, гос. изд. «Худ. литература», Л., 1937 (на стр. 133-148 переводы неск. произв. Суинберна).

II. Thomas E., A. C. Swinburne, L., 1912; Drinkwater J., Swinburne, L., 1913; Reul P., de, L’oeuvre de Swinburne, Bruxelles, 1922; Watts-Dunton C., The Home life of Swinburne, L., 1922; Lohrer A., Swinburne als Kritiker der Literatur, Diss., Zurich, Weida in Thur., 1925; Nicolson H. G., Swinburne (Englishmen of letters), L., 1926; Welby T. E., A study of Swinburne, L., 1926; Его же, Swinburne: a literary biography, L., 1932; Chew S. C., Swinburne, Boston, 1929; Lafourcade G., La jeunesse de Swinburne (1837-1867), 2 vls., Strassbourg, 1929; Rutland W. R., Swinburne, A nineteenth century Hellene, Oxford, 1931; Hyder C. K., Swinburne’s literary career and fame, Durham, North Carolina, 1933 (дана литература); Бердетт О., Новая трагедия Суинберна, «Весы», 1908, № 6; Васильев Н., Поэзия Свинберна, «Вестник Европы», 1909, № 8.; Его же, Свинберн, в сб.: Творчество, Казань, 1909 (статья и переводы); Алексеев М., Сибирская ссылка и английский поэт, «Сибирские огни», 1928, № 4.

СУЛЕЙМАН НАЗИФ

СУЛЕЙМАН Назиф (Ибрагим Джехди, 1869-1927) - турецкий литературовед и поэт. Р. в Диярбекире. Старший брат известного поэта Фаик Али. Отец С. - Саид-паша - был одним из известных поэтов и историков своего времени. С. систематического образования и воспитания не получил. Путешествовал по Европе, Северной Африке и Индии. Был политическим эмигрантом в период Абдул-Гамида. Одно из первых произведений С. - политический сборник стихов «Гизли Фиганлар» (Тайные вопли), написанный против деспота Абдул-Гамида. В литературу вошел работами по изучению Намик Кемаля и Зия-паши. С. был одним из видных литераторов периода «Сервети Фюнун». Несколько раз назначался на должность вали (губернатора). С. издавал ряд газет. После младотурецкой революции 1908 С., борясь против пантюркизма, вступал в полемику с журналом «Тюрк юрду». Во время оккупации Стамбула за резкие политические статьи против оккупантов командованием французских оккупационных войск чуть не был казнен. Выступал ярым сторонником «османского литературного языка» с характерным для него обилием арабских и персидских слов.

С. выражал настроения национально-освободительного движения. Его книжка «Кафири хакикат» (Отрицатель правды) посвящена восстанию риффов против Испании. Но в этой книжке С. защищает риффов не как защитник национально-освободительного движения угнетенного народа, а с точки зрения турецких империалистов. В своем историко-политическом сборнике очерков «Змеиный рассказ истории» С. сильно нападал на последнего турецкого султана и халифа Вахидеддина, к-рый после 4-летнего ограбления и истязания народа покинул страну и сбежал на остров Мальту. Но С. выступил и здесь не против султаната вообще, а против такого султана, как Вахидеддин. В литературно-критическом произведении «Махмед Акиф» С. высказался против атеиста-материалиста Т. Фикрета, защищая пансиламиста М. Акифа. И вообще для идеологии С. эти два мотива - отечество и религия - являются весьма характерными. Они у него раскрываются в неразрывном единстве. С. является сторонником оттоманской культуры и противником пантюркизма и пантуранизма. Поэзия слабее его прозы. Ряд его произведений сыграл положительную роль в докемалистской Турции.

Из европейских писателей С. больше всего ценил В. Гюго и С. Прюдома, особенно за их религиозные идеи. Несмотря на то, что С. умер всего 12 лет назад, он для современной Турции уже устарел.

Библиография:

I. Астани тарихде (На пороге истории); Елджезире мектублары (Письма из Алжира); Ики иттифакын тарихчеси (История двух союзов); Пьер Лоти Хитабеси (Речь Пьера Лоти); Чалынмыш yльке (Похищенная страна); Хазрети Исайе ачык мектуб (Открытое письмо Иисусу Христу); Фюзули (литературно-историческая книга о великом поэте); (Лебиан касрынын сахибеси (Владетельница Лебнакского дворца - большой рассказ, перев. с франц.); Виктор Гюгонун бир мектуби (Одно письмо В. Гюго) и мн. др.

II. Хабиб И., История новой турецкой литературы, Стамбул, 1925; Хикмет И., История турецкой литературы, ч. 3, Баку, 1925.

СУЛЕЙМАН НЕСИБ

СУЛЕЙМАН Несиб (Сулейман-паша заде Сами, 1866-1917) - турецкий писатель. Р. в Стамбуле. Сын политич. деятеля и ученого Сулеймана Хюссин-паши, погибшего в борьбе против монархии вместе со знаменитым буржуазным революционером Мидхат-пашой. С. получил высшее образование в школе по подготовке гражданских чиновников. В этой школе у него преподавателем по литературе был Реджан-заде М. Экрем, под руководством которого С. воспитывался и развивался в духе западной культуры. С. примкнул к прогрессивному движению в те времена, когда еще сильны были реакционнейшая политика монархизма и религия ислама. Обе эти силы объединились в лице кровавого деспота султана и халифа Абдул-Гамида. И до, в особенности же после младотурецкой революции 1908 С. находился на разных ответственных должностях в министерстве просвещения: ректор ун-та, член научного совета и др. Он был также преподавателем истории, литературы, химии, географии и т. д. С. владел персидским, арабским, французским и английским языками. С. вначале шел по пути старой литературы, был противником реакционной литературы неоклассицизма Наджи. С организацией «Сервети Фюнун» во главе с Т. Фикретом С. вступил в эту литературную группу, где выделялся своим либерализмом. Поэтому по существу он оставался в стороне от их борьбы. Гуманизм его носил отвлеченный характер: таковы его призывы к истине, справедливости, братству всех людей и т. п. Вместе с тем под влиянием Т. Фикрета С. писал против войны, против империализма, против лицемерия и хищничества европейских империалистов. С. писал много любовно-лирических сонетов и пр. стихов. У него находим мы немало и веселых и изящных песен. С. писал также и для детей.

Библиография:

I. Сулейман-паша Заде Сами-бей (посмертная книга, большой сборник его лучших поэтических произведений с подробной биографией его); Ильми тербийейи атфал (Наука о воспитании детей); Уроки обучения и воспитания в методах Фребеля и Песталоцци (перевод). Кроме того у С. имеется ряд неиздан. произведений, в том числе «Краткий философский словарь», стихи на франц. яз.

II. Хабиб И., История новой турецкой литературы, Стамбул, 1925; Хикмет И., История турецкой литературы, т. I, ч. 3, Баку, 1925.

СУЛЕЙМАНОВ

СУЛЕЙМАНОВ Абдул-Вагаб (1909-) - советский кумыкский поэт. До 17 лет был пастухом. Начал писать стихи с 1926. Произведения С. посвящены колхозному строительству, новому быту. Наиболее значительное произведение С. - повесть в стихах «Политотдел». С. выступает и как прозаик. Из молодых кумыкских поэтов С. является одним из наиболее значительных.

Библиография:

I. На кумыкском яз.: Из тьмы в свет, Махач-Кала, 1930; Волны революции, Махач-Кала, 1930; Журавли, Махач-Кала, 1935; Челюскинцы, Махач-Кала, 1935. На русск. яз.: Журавли, пер. Н. Славинской, в сб. «Поэты Советского Дагестана», М. - Пятигорск, 1936.

II. Эффенди Капиев, Основные этапы развития советских литератур Дагестана, «Дагестанская правда», 1934, № 106; Его же, Дагестанская антология, М., ГИХЛ, 1934.

СУЛЕЙМАН СТАЛЬСКИЙ

СУЛЕЙМАН СТАЛЬСКИЙ (1868-1937) - замечательный народный поэт Дагестана. По национальности лезгин. Р. в ауле Ашага-Сталь (отсюда Стальский, по-лезгински Stal Sulejman), Касумкентского района, ДАССР, в бедной крестьянской семье. Рано лишившись родителей, С. с 13 лет работал по найму: батраком у помещиков, рабочим на бакинских нефтяных промыслах, землекопом на строительстве моста через Аму-Дарью. Впервые выступил в 1905-1909, вызвав на соревнование народных бродячих певцов (ашугов). С. стихи свои слагал устно.

Из дореволюционных произведений С. наиболее известны: «Муллы», «Судьи», «Старшине». В этих произведениях С. выступал как разоблачитель горской знати и ставленников русского самодержавия - царских чиновников. Органически связанный с лезгинской беднотой, С. являлся выразителем ее дум и настроений, ее ревностным защитником. В период жесточайшего колониального угнетения горского крестьянства, эксплоатации его местными феодалами и мусульманским духовенством песни С. сыграли большую революционную роль, - они будили сознание трудящихся масс, призывали к борьбе с властью помещиков.

Великую Октябрьскую социалистическую революцию С. принял как желанное осуществление своей мечты, - он приветствовал ее новыми, радостными стихами. Особенно широкую популярность приобрели его стихи-песни: «Погибни, старый мир», «Рабочий», «Двадцать первое января», «После смерти Ленина».

На первом съезде писателей Дагестана С. был избран делегатом на Всесоюзный съезд советских писателей. На этом съезде А. М. Горький назвал Стальского Гомером XX в. С этого времени (1934) творческая активность С. еще более повысилась. Он создал ряд новых произведений на самые разнообразные темы: о социалистической перестройке лезгинского аула, о новых формах труда, о великих победах, достижениях на фронте социалистического строительства, о любви к родине, о Красной армии, о партии большевиков, о Сталинской Конституции. Особенно замечательны: цикл песен С. о величайшем вожде пролетарской революции - товарище Сталине, песни о Кирове, Серго Орджоникидзе, о советской героике. Отличительная черта этих произведений - глубокая искренность, эмоциональная насыщенность. Его песни приобретают огромное организующее политическое значение. С. создал также ряд крупных произведений. Первое из них - поэма «Дагестан». Поэма охватывает три периода истории Дагестана: годы борьбы дагестанских горцев с русским самодержавием за свою независимость, годы колониального угнетения и, наконец, период гражданской войны и социалистического расцвета ДАССР. Поэма С. была создана к 15-летию советизации Дагестана. Второе крупное его произведение - «Поэма о Серго Орджоникидзе, любимом сподвижнике и друге великого Сталина». Эта поэма построена как сказание о герое-богатыре. Ритмическое строение поэмы, с умелым использованием рефрена, приближает ее к лучшим образцам старинных горских эпических песен. Рефрен в поэме использован не только как внешний прием, но и как смысловое завершение каждой строфы. Поэма богата метафорами, сравнениями и образами. Она была создана к 50-летнему юбилею Серго Орджоникидзе. Третья поэма - «Думы о родине», являющая образец подлинного советского патриотизма, посвящена 20-летию Октября; она содержит более пятисот стихотворных строк.

С. обогатил поэтический словарь лезгинской поэзии, его поэтические выражения вошли в разговорный язык лезгин, сделались народными поговорками. Излюбленная форма стиха у С. - обычные ашугские рубаи: три строки рифмованные, одна свободная (в различных комбинациях).

До революции С. гневно бичевал угнетателей народа, он был поэтом народного горя. Великий Октябрь сделал его поэтом народной радости. До последних дней своей жизни поэт зорко следил за событиями нашей действительности, за нашими достижениями и незамедлительно откликался на них подлинно-народными вдохновенно-чуткими песнями. Еще за несколько дней до смерти С. написал стихотворение, посвященное выборам в Верховный Совет. В нем он призывал трудящихся Дагестана подавать свои голоса за вождя народов - товарища Сталина.

С. был выставлен кандидатом в депутаты в Верховный Совет трудящимися Касумкентского и Дербентского районов Дагестана. Поэзия для С. не являлась профессией - он был членом Ашага-Стальского колхоза им. тов. Кирова до самой своей смерти и занимался сельским хозяйством. В 1934 ЦИК ДАССР присвоил С. звание народного поэта Дагестана. На X Вседагестанском съезде Советов он был избран в члены ДагЦИКа. В 1936 ЦИК СССР наградил С. орденом Ленина. Стихи С. переведены на многие языки народов Советского Союза. Переводы на русский язык печатались гл. обр. в «Правде» и «Известиях». Ряд стихотворений С. переложен на музыку.

Библиография:

I. На лезгинск. яз.: Лезгинские поэты, Центр. изд. народов СССР, М., 1927; Сборн. лезгинской литературы, Махач-Кала, 1934; Избр. стихи, Махач-Кала, 1934. Пер. на русск. яз.: Дагестанская антология, М. - Л., 1934; Стихи и песни, М., 1936; Шаири, Пятигорск, 1936; Поэма о Серго Орджоникидзе, Пятигорск, 1936; Рассказ о себе, «Правда», 1936, 20/IV, № 110; Сыну (отрывок из посмертной поэмы о Сталине), «Правда», 1937, 5/XII, № 334; Избранные песни и стихи, перевод с лезгинского под редакцией Эффенди Капиева, вступ. очерк П. Павленко, изд. «Советский писатель», (М.), 1938.

II. Эффенди Капиев, Дагестанская антология, М. - Л., 1934; Его же, Сулейман Стальский, предисловие к кн. «Стихи и песни Стальского», М., 1936; Его же, У Сулеймана Стальского, «Комсомольская правда», 1937, 20/IV, № 90; Фатуев Р., Певцы страны гор, «Литературная газета», 1934, № 26; Его же, Великий ашуг, «Литературная газета», 1936, 15/Х, № 58; Его же, Сулейман Стальский, «Литературная газета», 1936, 5/II, № 7; Его же, Поэма о Серго Орджоникидзе, «Литературная газета», 1936, 15/XI, № 64; Его же, Литература народов Дагестана, «Литературный критик», М., 1936, № 11; Луговской Вл., Сулейман Стальский, «Литературный критик», М., 1936, № 12; Его же, Сулейман Стальский, «Литературная газета», 1937, 30/IX, № 53; Трегуб С., Гомер XX века, «Комсомольская правда», М., 1936, 27/VII, № 172; Наш Сулейман, передовая статья «Дагестанской правды», Махач-Кала, 1936, № 92.

Предыдущая страница Следующая страница