Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "С" (часть 2, "САЛ"-"САН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "САЛ"-"САН")

САЛАВАТОВ

САЛАВАТОВ Алим-Паша (1901-) - известный кумыкский поэт и драматург. Р. в сел. Аксай Хасав Юротовского р-на Дагестанской АССР. Окончил Азербайжданский пединститут (1927). Работал преподавателем техникума. В настоящее время занимается научно-исследовательской работой в области литературы. Перу С. принадлежит ряд статей по истории кумыкской литературы, в частности о творчестве Ирчи Козака. С. пишет примущественно стихи. Его первая книга (1926) окрашена пессимизмом. Дальнейший рост поэзии С. характеризуется постепенным оптимистическим подъемом. Произведения С. посвящены гл. обр. гражданской войне в Дагестане. Он автор яркой поэмы о партизанском движении и талантливой пьесы «Красные партизаны», премированной на дагестанском республиканском конкурсе.

Библиография:

I. Первая книга, Сб. стихов, М. - Кала, Даггиз, 1931. На русск. яз. перев.: Из пролога к поэме «Красные партизаны», перев. А.Тарковский, в изд. Капиев Эф., Дагестанская антология, М., 1934.

II. СултановК., О детской литературе, журн. «Ком. просвещение», №4; Его же, О книге Алихманова, там же.

САЛАВАТ ЮЛАЕВ

САЛАВАТ ЮЛАЕВ - башкирский поэт, импровизатор. Известный сподвижник Пугачева, один из главных руководителей башкир в пугачевском движении. Отец С.Ю. - Юлай Азналин - был богатым старшиной, Шайтан-Кудейской волости, деревни Юлаевой (на Сибирской дороге). Обездоленный царскими колонизаторами, он последовал примеру своего сына и примкнул к пугачевскому движению. С момента перехода на сторону Пугачева С.Ю. - активный участник движения и вождь башкир среди повстанцев. Стоя во главе крупных отрядов башкир в 2-3 тыс. чел., С.Ю. отчаянно боролся против царских войск под Уфой, Красноуфимском, под Осой и Кунгуром.

После того как Пугачев был разбит и взят в плен царскими палачами, С.Ю. продолжал борьбу, терроризировал царских колонизаторов и, по показаниям башкирского старшины Кулея Балтачева, «чинил разорения столь громкие, что имя его, Салавата, в тамошних местах везде слышно было». После окончательного разгрома в январе 1775 С.Ю. бежал в киргизские степи, но был пойман. 16 июля 1775 С.Ю. и отец его Юлай были приговорены к жесточайшему телесному наказанию и ссылке на пожизненную каторгу в Балтийский порт. Дальнейшая судьба С. неизвестна.

По свидетельству современников, С.Ю. выделялся своей храбростью, смелостью и умом, несмотря на молодой возраст.

О его отваге и силе башкиры сложили песню.

Сложено много песен и сказов о С.Ю., его силе, храбрости и героических подвигах. Часть песен приписывается самому С.Ю. В этих песнях он воспевает Урал и подвиги башкирских богатырей в борьбе против врагов башкирского народа - против царизма. Среди песен, приписываемых С.Ю., имеются и интимно-лирические - о красавице Зюлейке и о родных кочевьях.

Песни и стихи С.Ю. в подлинниках до нас не дошли, сохранилась лишь личная подпись его на Пугачевском манифесте, написанном на татарском языке («Красный архив», №8).

О С.Ю. как башкирском поэте и борце против царизма сохранилось много легенд, и трудно пока установить подлинность авторства песен, приписываемых С., и грань, отделяющую их от устной башкирской народной поэзии.

Библиография:

Дело №592 и 593 о пугачевском бунте и дело №427 о башкирском полковнике Салавате (арх. ВЦИК РСФСР); Башкир Салават Юлаев. Пугачевский бригадир, певец и импровизатор, Игнатьев, изд., Казань, 1894; КарминМ., Очерки из истории классовой борьбы в Башкирии, журн. «Хозяйство в Башкирии», №3-4 за 1934, изд. Башгосплана; ТипиевШ., Очерки по истории Башкирии, изд. Башгиза, 1930.

САЛИАС-ДЕ-ТУРНЕМИР

САЛИАС-ДЕ-ТУРНЕМИР Евгений Андреевич (1841-1908) - русский писатель. Р. в аристократической семье: отец - французский граф, мать - из старинного дворянского рода Сухово-Кобылиных, писательница, известная под псевдонимом Евгении Тур (см.). Учился С.-де-Т. в Московской 3-й гимназии и Московском ун-те (1859-1862) на юридическом факульте. В 1861 в Московском ун-те происходили студенческие волнения, в к-рых С. де-Т. принимал некоторое участие, за что был уволен. С 1862-1869 С.-де-Т. жил за границей, вел знакомство с семьей Герцена, Огарева. В 1869 возвратился в Россию и поступил на службу, последовательно занимая должности чиновника особых поручений при Тамбовском губернаторе, редактора «С.-Петербургских ведомостей», управляющего Московскими театрами и заведующего Московским архивом императорского двора. В 1881-1882 издавал литературно-художественный журн. «Полярная звезда».

С.-де-Т. начал свою литературную деятельность бытовыми повестями. Наиболее интересной является «Тьма» («Современник», 1863). В ней С.-де-Т. дает критику быта аристократии (невежество, разврат, жестокое обращение с детьми). Критическая сторона этого произведения С.-де-Т. привлекла внимание Герцена и Огарева.

Усиление реакции в России и в Европе оттолкнуло С.-де-Т. от либерализма. После довольно длительного молчания в начале 70-х гг. С.-де-Т. выступил с историческими романами, к-рые гл. обр. и сделали его имя известным. На первый план здесь выдвигаются патриотические настроения. Темы для своих романов С.-де-Т. брал гл. обр. из «славного века» Екатерины II и из эпохи царствования Александра I. Главными действующими лицами романов С.-де-Т. являются феодалы-аристократы, крупные сановники, цари, царицы, принцы, помещики верные слуги государю, отечеству , крепостные - верные слуги , рабы своих господ. Массовые народные движения объясняются мелкими случайными причинами - неудачными начальниками, невежественностью администрации и т.д. («Пугачевцы», «На Москве», «Военные мужики»). Революционное движение крестьянства («Пугачевцы») дано С.-де-Т. в сугубо реакционном, охранительном освещении. С.-де-Т. выступал также и как журналист (газ. «С.-Петербургские ведомости», журн. «Полярная звезда»). В журнал «Полярная звезда» он привлек умеренных либералов и консерваторов (Пассек, Бестужев-Рюмин, Соколов Н. и др.). Перед революцией 1905 у С.-де-Т. снова замечается прилив либерализма. В «Военных мужиках» (1903) он дает картину жестокой расправы после подавления бунта в военных поселениях, обещает написать роман-мемуары, к-рые можно будет напечатать только за границей. Но революция 1905 сильно напугала С.-де-Т., все остатки либерализма окончательно исчезли.

В художественном отношении С.-де-Т. слаб и не самостоятелен. Он эпигонски подражал напр. Тургеневу, Л.Толстому.

Библиография:

I. Собр. сочин. Салиаса, 22тт., изд. А.А.Карцева, тт.I-XX, М., 1894-1896, тт.XXI, XXII, М., 1899 и дополн. тт. с XXIII-XXXIV, М., 1900-1909; Собр. сочин. Салиаса, в 24кн., изд. Петровича, прилож., к журн. «Родная речь» за 1904; Семь арестов. (Из воспоминаний), «Исторический вестник», 1898, №№1, 2, 3.

II. СкабичевскийА., Литературные противоречия, «Отечественные записки», 1874, №3 и в «Сочин.», т.II, изд. 3, СПБ, 1903; ИзмайловА., Литературный Олимп, М., 1911; ВведенскийА., Современные литературные деятели. Гр. Е.А.Салиас, «Исторический вестник», 1890, №8; БороздинА., Тридцатипятилетие литературной деятельности Е.А.Салиас, «Исторический вестник», 1899, №2.

III. МезиерА.В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч.2, СПБ., 1902.

САЛИНАС

САЛИНАС Педро (Pedro Salinas, 1892-) - один из значительнейших буржуазных поэтов современной Испании, критик и исследователь-филолог. Преподавал испанский язык в Сорбонне и в Кембриджском ун-те, много путешествовал.

Характерными чертами его поэзии являются формальное совершенство, изысканность при полном отказе от конкретно-психологических и тем более общественно-политических мотивов во имя замкнутой в самой себе «чистой поэзии». В позднейших стихах С. идет по пути большего наполнения своей поэзии конкретным содержанием.

Библиография:

Presagios, Madrid, 1923; Seguro Azar, Madrid, 1929; Fabula y signo, Madrid, 1931; La voz a ti debida, Madrid, 1933.

САЛМАН

САЛМАН Момтаз (1883-) - азербайджанский тюркский фольклорист, собиратель памятников старины. Р. в гор. Нухе, в семье купца. Самоучка. Литературную деятельность начал в 1906. Оригинальных произведений С. написал весьма немного. Художественной значимости они не имеют. В истории тюркской литературы С. является гл. обр. активным собирателем литературных памятников и фольклорных ценностей. За годы революции он издал биографии и произведения 16 писателей Азербайджана XV-XIXвв., 2 тома произведений народных поэтов «Эль Шаирлери». Эти издания дают богатый материал для исследователя тюркской литературы.

Библиография:

СамойловичА.Н., журнал «Новый Восток».

САЛОВ

САЛОВ Илья Александрович (1835-1902) писатель. Р. в обедневшей дворянской семье. Служил в канцелярии московского губернатора, во 2-й половине 60-х гг. поселился а своем имении Саратовской губ., служил мировым судьей, а затем земским начальником. Литературную деятельность начал в 1854. В ранних произведениях («Забытая усадьба», «Мертвое тело», «Лесник» и др.), написанных под явным влиянием Тургенева, С. выступил как живописец природы и сельского дореформенного быта. Это - небольшие, преимущественно охотничьи рассказы.

Несомненный интерес для нашего времени представляет второй этап лит-ой деятельности С., возобновленной им после 16-летнего перерыва. В забытых произведениях периода сотрудничества в «Отечественных записках» (с 1877 и до их закрытия), а затем в «Русской мысли» С. дал картину распада помещичьего хозяйства и роста капиталистических отношений в деревне. Деревня 70-80-х гг. представляется ему ареной мрачных человеческих трагедий: крестьяне стонут в сетях кулачества, дворянство разоряется и деградирует, моральные устои падают. Невежество и бесправие народа, дикость деревенских капиталистов и произвол властей постоянно привлекают внимание писателя. В пользовавшейся большой известностью повести «Ольшанский молодой барин» (шла на сцене театра Корша в Москве под названием «Степь-матушка») им нарисована широкая картина дворянского оскудения. Ненавистная С. фигура кулака-предпринимателя получила характеристику почти во всех его произведениях.

С. - реалист; дворянская ограниченность его реализма сказалась в некоторой идеализации быта дореформенной России («Филемон и Бавкида»), в явном сочувствии теряющему экономическую мощь дворянству. Немногочисленные критики С. справедливо отмечали «фотографичность» его таланта. В тоне спокойного эпического повествования он только описывает явления, только констатирует факты, даже не всегда выявляя свое отношение к ним. Но благодаря прекрасному знанию материала, тщательности описаний, яркости характеристик, выводы напрашиваются сами собою.

В 90-х гг. С. писал пьесы (печатавшиеся в журналах «Артист», «Театрал»), к-рые с успехом давались в провинциальных и столичных театрах.

Библиография:

I. Полное собр. сочин., т.I-XV, СПБ., 1908-1910; Умчавшиеся годы (из моих воспоминания), «Русская мысль», 1897, VII-X; Из воспоминаний, «Исторический вестник», 1906, X-XI.

II. МезиерА.В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч.2, СПБ, 1902; ВладиславлевИ.В., Русские писатели, изд. 4, Л., 1924; СушицкийВ.А., Саратов в беллетристике. Библиографический указатель Под редакцией А.П.Скафтымова и В.А.Бочкарева, Саратов, 1934.

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

САЛЬМОН

САЛЬМОН Андре (Andre Salmon, 1881-) - французский поэт, романист и художественный критик. Р. в семье художника. Юность провел в Петербурге. Дебютировал в 1903 в «Plume», издавал с Аполлинером «Festin d’Esope». С 1905-1907 участвовал в издании Поля Фора «Vers et prose». Первая книга стихов - «Ames en peine et corps sans ame... Poemes» - вышла в 1905. От классических стиховых форм первых книг («Les Feeries», 1907; «Le Calumet», 1910) С. перешел к свободному стиху. Начав под сильным влиянием символизма (Верлен, Малларме), С. позднее стал наряду с Аполлинером во главе новаторских течений, привнося в свое творчество некоторые черты от кубистической живописи - многоплановость образа и деформацию линий действительности. Через горнило империалистической войны С. пришел к анархическому индивидуализму и мелкобуржуазному гуманизму. Излюбленные объекты наблюдений С. - посетители ночных кабачков, бродяги, бесталанные художники, люди, выбитые из колеи упорядоченной буржуазной жизни. Характерно для С. его «Tendres canailles» (1913) - романтизированные характеристики обитателей этого мира. «L’entrepreneur d’illuminations» (1921; русск. перев. Т.Ириновой, Под редакцией и со вступ. ст. М.Эйхенгольца, «Устроитель иллюминаций», Гиз, М. - Л., 1927) - одно из лучших его произведений, галлерея образов, часто доходящих до гротеска. Ироническое, иногда негодующее отношение к некоторым явлениям капиталистического строя, лишенное сознания выхода, порождает роматически-мрачные тона его поэзии. Образы С., иногда эмоционально и художественно значительные, отличаются импрессионистической выразительностью. Необычность их сочетаний и чрезмерный импрессионизм делают лирику С. порой малопонятной, С. принадлежит несколько книг по вопросам искусства.

Библиография:

I. Prikaz, 1919; C’est une belle fille, 1920; Le livre et la bouteille, 1920; Le manuscrit trouve dans un chapeau, 1920; La negresse du Sacre-COur, 1920; L’age de l’humanite, 1921; Peindre, 1921; Tout l’or du monde, 1927; Propos d’Atelier, 1922; Une orgie a Saint-Petersbourg, 1925; Donat vainqueur, 1928 и др.

II. ApollinaireG., Andre Salmon, «Vers et Prose», 1908, 14, p. 118-124; BillyA., La muse aux besicles, P., 1924.

САМЕД

САМЕД Вургун (Векилов, 1906-) - тюркский советский поэт. Р. в семье бедняка. В 1924 окончил казахский педтехникум; учился также в II МГУ. Член КСМ, член Зак. ЦИК: Ответ. секретарь ССП Азербайджана. В 1936 награжден орденом Ленина.

Литературную деятельность С. начал как поэт, воспевающий деревню, к-рую он противопоставлял городу. Первый этап его творчества насыщен идеализацией деревни. К концу первой пятилетки С. постепенно переходит на рельсы пролетарской поэзии. Отличительная черта творчества С. - стремление к более полному, реалистическому охвату и изображению жизни и людей советского Азербайджана. В этом смысле весьма характерна еще неоконченная, но опубликованная частями «Комсомольская поэма», изображающая борьбу и победу тюркского комсомола. В этой поэме, дающей реальное, глубоко конкретное изображение событий, С. показал себя мастером художественного пейзажа. Поэт достигает больших художественно-идейных обобщений. Особенностью поэтического стиля С. является его близость к сокровищнице ашугской народной поэзии, уменье использовать ценности устного народного творчества. При всей своей реалистичности поэзия С. сохраняет в себе черты подлинной революционной романтики - революционную героическую мечту. В этом отношении примечательно одно из последних стихотворений поэта «Орденоносный герой». С. также перевел ряд поэтических произведений («Евгений Онегин» Пушкина и др.).

Библиография:

Фонарь, Сб. стих., 1932; Клятва поэта, Сб. стих.,; 1930; Страницы сердца, 1934; стихи, Сб. стих., 1935.

САМЕН

САМЕН Альберт (Albert Victor Samain, 1858-1900) - французский поэт. Р. в Лилле. После смерти отца вынужден был оставить лицей и поступить на службу в банкирский дом. В 1893 издал свою первую книгу стихов «Au jardin de l’Infante». В 1897 вышло второе дополненное издание этой книги, за к-рое в 1898 С. получил от Французской академии премию. В том же году он выпустил вторую книгу стихов «Aux Flancs du Vase». После смерти С. в издательстве «Mercure de France» вышли следующие его книги: «Le Chariot d’Or», «Symphonie Heroique» (1901), «Aux Flancs du Vase, edition augmente de Polypheme et de Poemes inacheves» (1902), «Contes» (1902), «Polypheme, tragedie en deux actes» (1906).

С. - последователь Бодлера и Верлена, поэт смутных ощущений. Сборник «Aux Flancs du Vase» носит на себе следы знакомства их автора с буколической и антологической поэзией греков. Наряду с чисто импрессионистическими образами, к-рые всегда оставались свойственными творчеству С., здесь начинают встречаться и образы пластические, приближающие С. к парнасцам. Своеобразие ряду стихов О. придает появление в них на фоне субъективно воспринятой действительности мифологических образов («Soir de printemps», «Ideal»). В отличие от многих современных ему поэтов С. пользовался в своем творчестве традиционными формами французской поэзии, не прибегая к «свободному» стиху. Большинство его произведений написано четырехстрочными строфами, александрийским стихом или в форме сонета. Несколько стихотворений С. переведено на русский язык В.Брюсовым.

Библиография:

CoppeeF., Mon Franc-Parler (2-e serie), P., 1894; GourmontR., de, Le livre des masques P., 1896; Vigie-LecocqE., La poesie contemporaine (1884-1896), P., 1897; BocquetL., Albert Samain, P., 1905; БрюсовВ., Полн. собр. сочин. и переводов, т.XIX. Французские лирики XIXв., СПБ, 1913 (перев. стих. «На озере» и биобиблиографич. очерк).

САМИЙЛЕНКО

САМИЙЛЕНКО Владимир Иванович (1864-1925) - украинский поэт. Сын помещика. Окончил историко-филологический факультет Киевского ун-та. Служил мелким чиновником в черниговском и миргородском земстве, был членом «Старой громади». Под влиянием националистической среды примкнул в 1917 к врагам советской власти и эмигрировал. В 1924, разочаровавшись в петлюровщине, возвратился в УССР, где скоро умер, не успев выявить свою идейную перестройку.

Первые произведения С. появились в галицком журнале «Заря» в 1886 под псевдонимом В.Сивенький. В них уже заметны основные черты характера его лирики - чувство грусти и разочарованности, «гражданская скорбь» и плач о «несчастном люде». Его творчество того периода испытало влияние Надсона, отчасти и Якубовича-Мельшина. В 80-900-х гг. С. критиковал монархическую систему («Эльдорадо», «Всерос. свято», «Дума-цяця»), националистическое украинофильство («Патрiота Р†вана») и либерализм («Не будемо ми йти»), культивируя жанры политического фельетона и сатиры в украинской поэзии.

Творчество С. было глубоко противоречиво. С. испытал на себе влияние сатирической и пародийной поэзии искровцев, не освоив однако революционизирующего ее звучания. Искание новых форм сатиры и пародии вели С. к Беранже, к-рого он переводил, и к Гейне, у к-рого он воспринимал некоторые образы и ироническую манеру («Пригода», «Шляхи»). В поэзии Самийленко много недоговоренностей, либерально-абстрактных представлений о «правде», «общем благо, «силе духа» и т.д. Он не только не воспевал революции, но и не призывал к борьбе. Либерально-народнические настроения и привели С. в лагерь украинской контрреволюции. Характерно, что украинские буржуазные критики (Ефремов и др.) всячески старались умалить его талант, опошлить демократическую направленность сатиры С. и одновременно использовать последнюю в националистических целях. Значительна роль С. как художника-новатора. Он ввел в украинскую поэзию новые формы метрики и строфики, очищал язык от народнических шаблонов.

Библиография:

I. З поэзий Володимира Самiйленка, ч.1, Киiв, 1890; Украiна, Збiрник поэзii, Л., 1906; То же, Киiв, 1909; Вибранi твори, вид. «Книгоспiлка», 1926.

II. ЛейтесА. i ЯшекМ., Десять рокiв Украiнськоi лiтератури (1917-1927), т.I, ДВУ, Харкiв, 1928.

САМИ-ПАША

САМИ-ПАША Заде Сезаи (?-) - современный турецкий писатель. Один из выдающихся представителей периода «Тензимат» (см.). Р. в знатной семье известного государственного деятеля и писателя. С. долгое время был послом в Англии, Франции, Испании и других странах Европы, изучая в то же время их литературу и культуру. На литературное творчество С. наибольшее влияние оказали Реджан Заде Махмуд Экрем (см.) и особенно Кемаль Намык (см.) - крупнейший турецкий писатель и драматург второй половины XIXв. и один из первых буржуазных революционеров.

С. примыкает к группе, противников Абдулгамидовского деспотизма, активно участвует в их газ. «Шурайк Уммет» (Совет народа) и одно время работает в Париже в качестве главного редактора этой газеты. В своих литературных произведениях С.-П. является выразителем идей турецкой либеральной буржуазии. Он тесно связан с течением «Литературное возрождение» (Теджегдюд - см. Турецкая литература) характеризовавшимся поворотом от Востока к западной культуре. Его роман «Сергюзешт» (Приключение) является первым образцом романа, знаменующего зарождение реализма в турецкой литературе. Книга «Кючюк Шейлер» (Маленькие вещи) является основоположной для истории турецкой новеллы.

Турецкие критики сравнивают творческий путь С.-П. с развитием Жорж Санд. Для творческого метода С.-П. характерно сочетание романтизма с реализмом. Но в «Сергюзеште» романтизм все же доминирует над реализмом.

Библиография:

I. Сергюзешт (Приключение); Кючюк Шейлер (Маленькие вещи), перев. С.Э.Бертельса, М., Гиз., 1923. Рюмузюль-эдеб (Литературные эскизы), Стамбул (1316), 1900; Шир (пьеса), и много литературных и политических статей и др.

II. Рошен Эшреф, Дипорларки, Стамбул, 1918; ХабибИ., История новой турецкой литературы, Стамбул, 1925; ХикметИ., История турецкой литературы, т.1, ч.2, Баку, 1925.

САМОБЫТНИК

САМОБЫТНИК (псевдоним Алексея Ивановича Маширова, 1886-) - пролетарский поэт. Р. в Петербурге в семье мелкого ремесленника. С ранних лет ушел в революционное подполье, принимал участие в революции 1905. Коммунист. Неоднократно арестовывался. В 1916 был сослан в Сибирь. Литературную работу начал в 1908-1909. Участвовал в первом сборнике пролетарских поэтов Под редакцией Н.Сереброва с предисловием М.Горького (СПБ, 1914). В 1919 возглавлял Петроградский Пролеткульт, активный работник «Кузницы». Первый сб. стихов С. издан в 1918. Положение пролетариата, призыв к борьбе за лучшую жизнь - основные мотивы ранних стихов С. Романтически, отвлеченно рисуя идеал будущего, С. твердо верит в победу пролетариата. В аллегорическом стихотворении «Гребцы» С. развивает идею преемственности в борьбе поколений рабочих за лучшую жизнь: «мы гребцов усталых сменим и, бесстрашно в свой черед, дружно волны моря вспеним, смело двинемся вперед». Бодрый революционный оптимизм, питаемый чувством пролетарской солидарности, определяет собою все творчество С.

Формируясь как художник под руководством М.Горького, С. принял участие в лит-ой борьбе против эстетства и антиобщественности искусства периода литературного распада С. подчеркивал политическую действенность своей поэзии, сознательно и резко обнажал ее классовый смысл.

После Социалистческой революции тематика С. расширяется и изменяется. Освобожденный труд, пафос разрушения старого мира, борьба за коммунизм, твердая уверенность в торжестве коммунистического строя - основные его мотивы. Революционное дерзание у С. органически переплетается с идеей исторической роли пролетариата, как «гражданина вселенной» и пафосом его созидательных возможностей как «гражданина труда». С. один из первых пролетарских поэтов того времени создает романтически-величавый образ пролетария. Революционная романтика С. таила в себе и слабые стороны, к-рые особенно наглядно сказались в лит-ой практике «Кузницы» (см.). Как мастер стиха С. не оригинален. Лирика его носит призывный характер; порой С. прибегает к символизации. В настоящее время С. от литературы отошел.

Библиография:

I. Под красным знаменем. Стих., изд. Петроград. Пролеткульта, П., 1918 (5 изд., П., 1919); На перевале. Стихи, кн. II, изд. Пролеткульта, П., 1921; К развитию пролетарского творчества, «Кузница», 1922 (однодневная газ.).

II. ФричеВ., Пролетарская поэзия, М., 1918; БессалькоП. и КалининФ., Проблемы пролетарской культуры, П., 1919 (ст. «Пролетарские поэты»); Львов-РогачвскийВ., Новейшая русская литература, М., 1923; ГусманБ., Сто поэтов, Тверь, 1923; СиповскийВ., Поэзия народа, П., 1923; ОленевС., Самобытник, «На посту», 1923, кн 4; Полянский Вал (П. и Лебедев), На литературном фронте, М., 1924 (ст. «Мотивы рабочей жизни»), КубиковИ.Н., Рабочий класс в русской литературе, Ив.-Вознесенск, 1924 (гл. «Отображение рабочей жизни в поэзии»), ЦинговатовА., Поэзия Маширова-Самобытника, «Молодая гвардия», 1925, №8; КоганП.С., Пролетарская литература, Ив.-Вознесенск, 1926.

III. Львов-РогачевскийВ.В. и МандельштамР.С., Рабоче-крестьянские писатели, М. - Л., 1926; ВладиславлевИ.В., Литература великого десятилетия (1917-1927), т.I, М. - Л., 1928; Писатели современной эпохи, т.I, ред. Кузьмина; ГАХН, М., 1928.

САМСОНИДЗЕ

САМСОНИДЗЕ Петр (1898-) - известный грузинский пролетарский писатель. Член ВКП(б). Р. в семье дворянина в г. Хони. В 1919 окончил среднюю школу. С 1921-1932 состоял членом Груз АПП. С 1932 - член президиума ССПГ и председатель драмсекций.

Дореволюционный период творчества С. характеризуется меланхолической и индивидуалистической настроенностью, к-рую поэт постепенно преодолевал. В период 1921-1927 творчество поэта развивалось по линии художественного освоения пролетарской революции, однако произведения этого периода страдают чрезмерной абстрактностью, схематичностью. Патетическая приподнятость лозунговой поэзии причудливо сплетается в них с космическими мотивами. Этот поэтический эклектизм получил свое выражение в сборнике стихотворений «Голос огня» (1923).

С 1927 поэт гл. обр. работает над произведениями конкретно-бытового характера, посвященными социалистической реконструкции (сборник стихотворений «Новое слово», 1930), а также начинает выступать и как прозаик-драматург. В 1931-1932 С. издал пьесу «Салте», к-рая систематически ставится в государственном театре им. Руставели и в театрах гругих городов республики. Пьеса эта показывает колхозное строительство в Грузии и выявляет наиболее острые моменты классовой борьбы в новых условиях. В своих произведениях последнего времени С. все более приближается к реалистической манер письма.

Библиография:

I. Голос огня, Стих., 1932; Стихотворения, Сборник, 1927; Первая буря, Рассказ, 1929; Новое слово, Стих., 1930; Сальте, пьеса, 1935 (перев. на русск. яз., «Новый мир», 1933, №10; Избранные стихотворения, 1935).

II. ТорошелидзеМ., Грузинская литература, Тифлис, 1934; БуачидзеБ., Литература и современность, Заккнига, Тифлис, 1927; РадианиШ., Литературные портреты, Тифлис, 1927.

САМУЙЛЕНОК

САМУЙЛЕНОК Эдуард Людвигович (1907-) - белорусский советский писатель. Р. в семье крестьянина. Литературную деятельность начал о небольших рассказов и новелл в 1929. Несмотря на молодость и сравнительно небольшой литературный стаж, С. занял видное место среди белорусских советских прозаиков. Наибвлее характерными для С. являются его повести «Тэорыя Каленбрун», (1933), «ПаляСћнiчае шчасце» и роман «Пагiбель воСћка» (1935). В первой повести С. вскрывает тактику фашизма в стране, граничащей с БССР, и показывает борьбу компартии против фашистского режима. С. создал яркий, убедительный отнюдь не шаржированный образ фашиста Каленбруна, развивающего теорию о вторжении и нападении на коммунистический тыл, и еще более яркие, обвеянные лирической теплотой и глубокой нежностью, образы коммунистов - Мартина Крамарчика, Честа и Дроба. Показ победы над Каленбруном, над его теорией дан убедительно, правдиво. Действие в повести развивается в плане нарастающей динамики. В произведении «ПаляСћнiчае шчасце» С. обращается к иной тематике и трактует ее в иной творческой манере. Сохраняя сюжетную напряженность, он повествует в плане глубокой лиричности, несколько оттененной юмором, о страстном охотнике - старике Лавреневе, о том, как он преодолевает свои индивидуалистические чувства и подчиняется общеколхозному делу.

Последний роман С. «Пагiбель воСћка» представляет большое эпическое полотно о людях послереволюционной деревни, преодолевающих инстинкт собственничества.

САН-ГО-ЧЖИ

«САН-ГО-ЧЖИ» (История трех царств, 220-277) - исторический роман, занимавший и частью продолжающий занимать в китайской литературе место, близкое к «Илиаде» Гомера. Посвящен эпохе троецарствия, т.е. распада Китая после падения 2-й Ханьской династии на 3 независимых владения (Вэй 220-264, У - 222-277 и Шу Хань - 221-263). Тематика романа при ее конфуцианской ортодоксальности отражает настроения широких масс города и деревни рабовладельческого общества, развертывая перед нами картину крупнейшего крестьянского восстания 185, известного под названием «восстания желтых тюрбанов». Наряду с описанием битв, поединков, массовых сцен в «С.-Г.-Ч.» даны бытовые сцены. Герои романа - Лю Бэй, основатель династии Шухань; Чжуго Лян - министр-полководец, мудрый волшебник; Гуань Чжун - воин, обоготворенный позднее как бог войны (1594). Тематика романа послужила к созданию ряда пьес, идущих и сейчас на сценах классического театра. Герои романа - популярные фигуры живописи и лубка. Значительная часть текста романа исторична, но фантазия авторов ввела новых героев, отвела историческим лицам иные роли. Цель романа восхваление добродетельных героев, правителя, преданных вассалов и опорочение изменников трону и законной власти. Первые подвиги, к-рые совершают герои романа, - истребление повстанцев, «желтых тюрбанов». Роман «С.-Г.-Ч.» - первый в серии исторических романов Китая («Дунчжоу легочжи» - «История В.Чжоу» и т.д.) источником своим имеет исторический текст в устной редакции, что отмечено еще известным писателем сунской эпохи Су Дун-по.

Литературное оформление роман получил в монгольскую эпоху XIII-XIVвв., и неизвестный Ло Гуань-чжун, к-рому приписывается авторство, является, повидимому, одним из его оформителей. Каждой главе романа предшествует двухстрофное изложение темы и позднейшие (в популярном оформлении романа) вставки-рассуждения, напр. «Сын неба - солнце, а если бы оно, т.е. солнце, заимствовало свет у светящегося червяка, солнце не было бы солнцем и сын неба не был бы таковым, получая свою власть от других». Язык романа изобилует эпитетами, ставшими классическими.

«С.-г.-ч.» не ограничивается изложением истории главных героев, т.к. по существу это сборник отдельных эпических рассказов, связанных одной общей темой. Переведен на монгольский и манчжурский языки.

Роман широко распространен в форме «Саньючжияньи» - «Популярное изложение истории троецарствия».

Библиография:

I. San-koue-tchy. Histoire des trois royaumes. Roman historique, trad sur de textes chinois et mandchour. Th. Pavie, 2 vv., P., 1845-1851.

II. Лу Сюнь, История китайской повести (на кит. яз.), GrubeW., Geschichte der chin. Literatur, Lpz., 1902.

САНД

Статья большая, находится на отдельной странице.

САНДБЕРГ

САНДБЕРГ Карл (Carl Sandburg, 1878-) - крупнейший поэт современной Америки. По национальности - швед. Во время испано-американской войны был волонтером в войсках США. В 1907-1908 С. - районный организатор соц.-дем. партии в штате Висконсин. Во время мировой войны - газетный корреспондент.

Первый небольшой сборник стихов, к-рый прошел незамеченным, С. опубликовал в 1904. Известность С. начинается с 1914, когда за поэму «Чикаго» он получил «премию Левинсона». В 1918 С. разделил годовую премию Американского общества поэзии с поэтессой Маргарэт Уиддемер (M.Widdemer), в 1921 - с поэтом Стивен Винсент Бенет (Stephen V.Benet).

В своем творчестве С. боролся против оторванной от жизни «традиционной» поэзии, парящей в мире возвышенных шаблонов. Борьба эта шла по двум линиям: по вопросам тематики и по вопросам метрического строя поэтической речи. Старой поэтической тематике - «лунному свету», «обнаженным плечам, улыбкам, болтовне», «любви и измене» - С. противопоставил новые мотивы: «голод, опасность и месть» (стихотворение «Выбор»), традиционной метрике - вольный белый стих с произвольной ритмикой, передающей строй живой разговорной речи; изысканному языку салонной поэзии - язык современного индустриального города, насыщенный элементами жаргона («слэнг») и выразительными провинциализмами Среднего Запада США (Middle West).

Основным источником поэтического вдохновения С., главной темой его творчества является крупный индустриальный город капиталистической Америки. С. часто затушевывает противоречия капиталистического города, воспевая мощь его созидания, «живую и кипучую радость, радость жить, быть грубым, сильным, искусным».

Уже в ранних произведениях С. наряду с показом язв капитализма имелись элементы апологетики буржуазного строя (главным образом по линии воспевания технической мощи капитализма). С. воспевал «народ, толпу, чернь, массу» (см. стих. «Я - народ, я - чернь»), как гуманист он восставал против буржуазной эксплоатации человека («Апога Имрос», «Землекопы» и мн. др.), как пацифист выступал против войны («Убийцы», «Кнопки», «Лжецы» и др.), но социальный протест этого поэта мелкой буржуазии не мог не быть в значительной степени абстрактным и расплывчатым. В процессе эволюции С. вправо этот протест все больше воспринимал черты мелкобуржуазного радикализма.

Буржуазия в конце концов «купила» С., к-рый в последние годы перепевает себя, снизив ноты бунтарства (сб. «Доброе утро, Америка» - «Good morning, America», 1928), пишет детские книги, в к-рых рассказывает детям «правду жизни» («Rootabaga stories», 1922, «Rootabaga pigeons», 1923), биографию А.Линкольна («Abraham Lincoln. The prairie years», 1926). Положительная роль С. состоит в том, что он ввел в современную американскую поэзию индустриальную и пролетарскую тематику, заставил стихи звучать гневом против бесчеловечной эксплоатации пролетариата. Поэтому многие его произведения не утеряли своего значения и сейчас, когда революционный пролетариат Америки создает свою поэзию, проникнутую духом непримиримой ненависти к капитализму, духом борьбы за социалистическую революцию.

Библиография:

I. Chicago poems. N.Y., 1916; Smoke and steel, N.Y., 1920; Selected poems, N.Y., 1926; Early moon, N.Y., 1930, и др.

II. UntermeyerL., New era in American poetry, N.Y., 1918; p. 95-109; MaynardT., Our best poets English a. American, N.Y., 1922; ShermanS.P., Americans, N.Y., 1923; HansenH., Carl Sandburg, the man a. his poetry, Girard, Kansas, 1925. HolcombE.L., Whitman a. Sandburg, «English Journal», 1928, sept., p. 549-555; JacquotJ., Carl Sandburg, «Monde», 1932, 20/VIII.

САНДЖИ

САНДЖИ Калян (1905-) - калмыцкий писатель, знаток калмыцкого фольклора и языка. Р. в Калмобласти, в семье крестьянина-скотовода. Был подпаском. В 1927 окончил Калмпедтехникум. В 1932 - литературно-лингвистическое отд. Саратовск. ун-та. Член ВКП(б). В 1929-1932 член Калм АПП, с 1934 - член Правления ССПК. В 1928-1929 работал в областной газ. «Танг-чин-Зянг», где поместил первую свою поэму о гражданской войне «Baatrulan hard». Эта поэма, написанная в стиле «Джамгар» (героического народного эпоса) и «Песни о Гайавате» Лонгфелло, выявила С. как поэта, творчество к-рого тесно связано с фольклором. За последние годы С. пишет преимущественно о колхозном строительстве. В одном из последних своих произведений - поэме «Бригадир» (на колхозную тему) - поэт достиг заметного успеха в смысле реалистического отображения нашей действительности.

Библиография:

Сборник стихов, Н.-В. Крайиздат ОГИЗа РСФСР, Саратов, 1932, стр.32; ряд рассказов помещен в журн. «По заветам Ленина», с №1 по 34 за 1931, Саратов - М., изд. Н.-В. Крайиздата; журнал «Мана Келн», Элиста, 1935, №6.

САНДЫБАЕВ

САНДЫБАЕВ Ибрай (1846-1932) - известный казахский поэт, композитор и импровизатор. Р. в семье бедняка-скотовода в Айртанском районе Карагандинской области Казахстана. Известность С. приобрел в юношеском возрасте на словесных состязаниях народных акынов (певцов-поэтов), одержав ряд побед над своими противниками. Особенно известен его стихотворный спор с Атбасарским акыном Доскей. В этом состязании примечательно то, что обе стороны подчеркивали факт разложения натурального хозяйства под воздействием рыночных отношений. Поэты и С. в особенности считали это явление злом, резко нападая на торговцев-казахов. Ему принадлежит около 50 песен и мотивов к ним.

Оставаясь защитником феодального уклада, С. Октябрьскую социалистическую революцию принял лишь как орудие освобождения казахской нации в целом от гнета царизма и его колонизаторской агрессии. Поэт воспевал революцию, романтизируя ее, прославляя Ленина как ее вождя. В период нэпа С. сочинил ряд песен, в к-рых воспевал силу советской власти. Из них замечательна «Парауз» (Паровоз), на тему о первом паровозе, прокурсировавшем между городом Петропавловском и Карагандинскими угольными копями (Казжелдорстрой). Последний период его жизни проникнут глубоким пессимизмом.

Институт национальной культуры Казахстана приступил к собиранию и изданию литературного наследия С.

САНИ

САНИ Сулейман Ахундов (1875-) - современный тюркский беллетрист и драматург. Получил образование в Закавказской учительской семинарии. Первое произведение С. - пьеса «Тамахкяр» (Жадный), 1899. С. писал для детей (популярны его «Курхулу Нагылар», «Карадже Кыз» и др.).

Творчество С., несмотря на ярко выраженные прогрессивные тенденции, не чуждо элементов романтической идеализации феодального прошлого («Кан-Булаги» - Кровавый родник: пьеса «Лачин Ювасы»).

Для С. характерно лирическое восприятие дйствительности («Караджеа Кыз»). Язык С. отличается доступностью.

САНКТИС, ДЕ

САНКТИС Франческо, де (Francesco De Sanctis, 1817-1883) - видный итальянский критик и историк литературы. Принимал участие в восстании против Бурбонов в 1848, за что поплатился тремя годами тюрьмы. В 1861 был избран депутатом парламента; несколько раз занимал пост министра народного просвещения. С 1872 был профессором истории литературы в Неаполе. С. сыграл значительную роль в развитии итальянской буржуазной мысли. Заново переоценив ряд явлений итальянской литературы, С. использовал в основном методы, близкие к историко-культурной школе. Задачи критика, по С., сводятся к исследованию творчества писателя, которому предшествует тщательное изучение эпохи, среды, личности; причем наиболее существенным является установление того, насколько полно и своеобразно подошел к явлениям современности поэт и какую художественную форму придал он своим восприятиям. «История литературы» С. является скорее историей цивилизации, религии, политического бытия. Воспитанный на «Эстетике» Гегеля и литературных трудах Шлегеля, С. подверг критическому пересмотру многие явления мировой литературы (Шекспир, лирика Леопарди и Петрарки и пр.).

Библиография:

I. Важнейшие работы: Saggi critici, Napoli, 1867; Nuovi saggi critici, 2-a ed., Napoli, 1879: La letteratura italiana nel secolo XIX, Napoli, 1897; Storia della letteratura italiana, Bari, 1912 (первое критическое изд. Под редакцией Кроче); Opere complete di F. de Sanctis (в 18тт.) выходят в Неаполе, Под редакцией N.Cortese с 1930.

II. TorracaP., Commemorazione di F. de Sanctis nal primo centenario della nascita, Napoli, 1917; CroceB., Gli schrtti di F. de Sanctis e la loro varia fortuna, Saggio bibliografico, Bari, 1917; Его же, La letteratura della Nuova Italia, v. 1, 3-a ed., Bari, 1929; DrakeW.A., F. de Sanctis, «The North American Review», 1926, IX-XI.

САННАДЗАРО

САННАДЗАРО Якопо (Jacopo Sannazzaro, 1458-1530) - итальянский и неолатинский поэт. Происходил из испанской дворянской семьи, выселившейся в Италию. Р. в Неаполе. В возрасте 22 лет сблизился с кружком неаполитанских гуманистов, возглавляемым неолатинским поэтом Понтано (см.). С. стал учеником Понтано и членом основанной им Понтанианской академии, в к-рой работал под именем Actius Sincerus. Был тесно связан с неаполитанскими королями араганской династии, принимал участие в их походах в Тоскану (1479) и в Отранто (1481) и сопровождал последнего из них Федериго в изгнании во Францию (1501), откуда вернулся на родину только после его смерти (1504). Остаток жизни прожил уединенно на своей вилле Мерджеллине, целиком погруженный в литературные и научные занятия. В старости отдался религиозным настроениям, построил на свои средства церковь, в к-рой и похоронен.

Свою литературную деятельность С. начал сочинением аллегорических пьес, прославляющих военные подвиги арагонских королей и расчитанных на исполнение во время придворных празднеств. Несмотря на литературность языка, изобилие античных реминисценций и отсутствие комического элемента, эти пьески названы С. фарсами, в виду их внешнего сходства (простота и неправильность построения, 11-сложный стих с внутренними рифмами) с этим «народным» жанром. Для увеселения неаполитанского двора С. написал также свои комические монологи («Gliommeri» - «Клубки»), подражающие репертуару жонглеров и переполненные злободневными намеками, насмешками над живыми людьми, народными выражениями, пословицами и т.д. К юности С. относятся и его любовные стихотворения, написанные в манере Петрарки и начавшие волну «петраркизма» в итальянской лирике XVIв.

Но все эти юношеские произведения С. бледнеют перед его знаменитым пастушеским романом «Arcadia» (Аркадия, написан между 1481 и 1486, издан 1504), положившим начало моде на пастораль (см.) в Италии и в других европейских странах. «Аркадия» - описание блаженной страны пастухов, в к-рой ищет убежища отвергнутый любовник Синчеро (автобиографический образ). Синчеро принимает участие в празднествах, играх и песнях пастухов, внимает их любовным жалобам и оплакивает собственные горести. Затем он возвращается на родину, узнает о смерти своей жестокой возлюбленной и скорбит о ней. Все это изложено в 12 «гимнах» (идиллических картинах в прозе), чередующихся с 12 «эклогами» (буколические диалоги в стихах). Те и другие переполнены заимствованиями у мастеров античной и ренессансной буколической поэзии (Феокрита, Вергилия, Овидия, Кальпурния, Петрарки, Бокаччо). Самый прием чередования прозаических кусков с поэтическими взят С. из «Амето» Бокаччо. Весь тематический материал «Аркадии» искусственен и традиционен. Ни итальянская природа, ни итальянская деревенская жизнь не проглядывают через условные очертания ее образов. И все же роман показался современникам С. весьма актуальным в силу пронизывающего его утонченного изображения чувств. К тому же пастушеские маски «Аркадии» скрывали идеализованных неаполитанских аристократов, а весь роман в целом реализовал грезу гуманистически образованной землевладельческой знати Неаполя, проводившей политику рефеодализации Италии. Роман имел громадный успех, в течение XVIв. он выдержал 59 изданий и был переведен на все зап.-европ. яз.

В качестве поэта-гуманиста С. написал также ряд латинских стихотворений. Среди последних наибольшей известностью пользуются его «Eclogae piscatoria» (Рыбацкие эклоги). Их тематическая новизна - в замене традиционных в буколической поэзии пастухов рыбаками неаполитанского побережья. Большая реалистичность «Рыбацких эклог» сочетается с чисто вергилиевской прелестью латинских стихов С., к-рые значительно гибче и изящнее его итальянских стихов.

Большим мастерством формы и разнообразием содержания отличаются также сборники латинских элегий (3 книги) и эпиграмм (3 книги), в к-рых С. повествует о различных радостных и горестных событиях своей жизни. В этих стихотворениях находят себе особенно полное выражение патриотические и монархические настроения С., не за страх, а за совесть служившего арагонской династии. Наконец старческие пиетические настроения С. породили большую латинскую религиозную поэму «De partu Virginis» (О родах девы Марии, 1526), к-рая, несмотря на его упорную 20-летнюю работу над ней, не может быть признана полноценным художественным произведением.

Библиография:

I. Лучшее издание итальянских сочинений Саннадзаро: Le opere volgari, a cura di G.B.Crispo, Padova, 1723. Полное издание его латинских сочинений вышло в Амстердаме (Actii Synceri Sannazarii opera latine scripta), 1728. Избранные латинские стихи - в сборнике Poeti umanisti maggiori, a cura di L.Grilli, Citta di Castello, 1914. Лучшие комментированные издания «Аркадии» - M.Scherillo, Torino, 1888, Torino, 1926.

II. ColangeloF., Vita di Giacopo Sannazzaro, 2-a ed., Napoli, 1819; TorracaF., Gli imitatori stranieri del Sannazzaro, Roma, 1882; Его же, La materia dell’Arcadia del Sannazzaro, Citta di Castello, 1888; SainatiA., La lirica latina del Rinascimento, Pisa, 1919; ScherilloM., Le origini e lo svolgimento della letteratura italiana, v. II, parte I, Milano, 1926. см. также библиографию к ст. Пастораль.

САННИКОВ

САННИКОВ Григорий Александрович (1899) - поэт. Член ВКП(б) с 1917. Р. в семье ремесленника. По окончании городского уч-ща работал по найму. В 1916 учился в Москве на архитектурных курсах, затем в народном Университете Шанявского. До 1922 был в Красной армии. Окончил литературную студию Московского пролеткульта. Был членом президиума ВАПП, редактировал журнал «Октябрь» (1926).

Печататься начал с 1919-1920. Творчески определился, участвуя в группе «Кузница», был одним из ее организаторов. Творчество С. этого периода, так же как и других поэтов «Кузницы», посвящено мотивам труда, борьбы и носит абстрактно-патетический характер, Лирика С. окрашивается переживаниями общественного порядка («Весеннее», «Первомайский салют» и др.). Позднее С. переходит к изображению синтезированных процессов жизни (поэма «Корабли», «Восстание паровозов»), нащупывает свои ритмические и стилевые приемы. Среди поэтов «Кузницы» С. выделяется большей конкретностью образов и этим перекликается с В.Казиным и Н.Полетаевым и с прозаиками «Кузницы» - Ф.Гладковым и Н.Ляшко. Поэма «Восстание паровозов» (1922) - первая попытка С. создать жанр «производственной поэмы», позднее развитая им в таких вещах, как роман в стихах «В гостях у египтян» (1931-1932) и поэма «Сказание о каучуке» (1933). Как поэт С. много работает, ищет новых путей. Еще в 1925 он дает фрагменты эпопеи «Лениниада», посвященной путям революции, биографии В.И.Ленина и перспективам строящегося социализма. Эти фрагменты перерабатываются им в поэму «Куранты» (1929), где дается углубление социального материала, обогащение ритмическое, звуковое. Отдельные места поэмы, «Смерть вождя», «Гимн могил» - ярки, правдивы, вошли почти во все хрестоматии. Но в обоих вариантах поэма остается символистичной, отвлеченной по образной структуре.

В результате путешествий по советскому и зарубежному Востоку и вокруг Европы С. написаны сборники «Молодое вино» (книга лирики о молодом пробуждающемся Востоке), «На память океану» (морской лирический цикл) и книга очерков «Тропический рейс» о путешествии в Аравию.

Поэмы С. «В гостях у египтян» и «Сказание о каучуке» посвящены крупнейшим проблемам первой пятилетки - проблеме египетского хлопка в условиях среднеазиатских республик и проблеме натурального и синтетического каучука. Своеобразие стиля поэта состоит в стремлении сочетать точные документальные данные с художественным вымыслом, образную речь с сухими прозаизмами, патетику с иронией, эпичность с лиризмом. Недостаток поэм - слишком скупое, бледное изображение людей, боровшихся за хлопок и каучук. Однако, несмотря на неудачи, представляет интерес сама попытка утвердить в литературе жанр реалистического очерка в лирико-поэтической форме.

Недавно изданный том стихов «Восток» охватывает наиболее значительные стихи С. о Востоке.

Библиография:

I. Лирика, изд. ВААП, М., 1921; Дни, изд. «Кузница», Вятка, 1922; Под грузом (Поэма и стихи 1919-1922), изд. «Кузница», М., 1923; Лениниада. Фрагменты поэмы, М. - Л., 1925; Лениниада. Поэма, «Рабочий журнал», 1924, кн. 1; Лениниада, IV часть, «Рабочий журнал», 1925, кн. 1-2; КазинВ., ЛяшкоН., Санников г., Цветы труда, Гиз. М., 1923; Их было четверо, Рассказ, «Гудки», 1919, №4; «Ку-ку», изд. Кузница, М., б.г.; Поэма, альм. «Вехи Октября», 1923; Избранные стихотворения, М., 1927 (Биб-ка «Огонек»); Молодое вино, Гиз, М., 1927; На память океану. Стихотворения, изд. «Заккнига», Тифлис, 1928; Красная площадь, Избранные поэмы, 1921-1928 гг., Гиз, М. - Л., 1929; Тропический рейс, ГИХЛ, М. - Л., 1931; В гостях у египтян. Роман в стихах (Из документов пятилетки), изд. «Советская литература», М., 1933; Сказание о каучуке. В одиннадцати песнях. (Из документов пятилетки), ГИХЛ, (М.), 1934; Восток. Стихи и поэмы. 1925-1934, Гослитиздат, М., 1935.

II. БрюсовВ., Среди стихов, «Печать и революция», 1922, №2; ГусманБ., Сто поэтов, изд. «Октябрь», Тверь, 1923; ИнгуловС., На ущербе, «На посту», 1923, №1; ЯкубовскийГ., Санников, «Прожектор», 1924, №6; Его же, Писатели «Кузницы», М., 1930: Отзывы о сб. «Лирика» и «Дни»: АксеновИ., «Печать и революция», 1922, №1. О сб. «Под грузом»: БрюсовВ., там же, 1923» №7. О «Лениниаде»: ЯкубовскийГ., «Новый мир», 1926, №1. О сб. «Молодое вино»: КрасильниковВ., «На литературном посту», 1927, №11-12. О сб. «На память океану»: ПоступальскийИ., «Печать и революция», 1929, №1. О сб. «Красная площадь»: ДивильковскийА., «Красная новь», 1930, №5; КрасильниковВ., «Земля советская», 1930, №4. О сб. «Тропический рейс»: ДивильковскийА., «Красная новь», 1931, №5-6. О «В гостях у египтян»: БрайнинаБ., «Книга и пролетарская революция», 1932, №10-12; БелыйА., «Новый мир», 1932, №11. О «Сказании о каучуке»: ЛевонтинЭ., «Художественная литература», 1934, №6; НезнамовП., «Литературная газета», 1934, №65. О сб. «Восток»: СалуяновФ., «Художественная литература», 1935, №8; О.М., «Подъем» (Воронеж), 1935, №5.

III. ВладиславлевИ.В., Русские писатели изд. 4, М. - Л., 1924; Писатели современной эпохи, т.I. Под редакцией Б.П.Козьмина, М. 1928.

САНТАЙАНА

САНТАЙАНА Джордж (George Santayana, 1863-) - северо-американский поэт. Р. в Мадриде (Испания). В возрасте 11 лет был перевезен в США. Окончил Харвардский ун-т. С 1889 до 1912 преподавал в нем философию (с 1907 как профессор). Незадолго до войны переехал в Европу, теперь живет в Англии. Написал ряд трудов по философии.

Как поэт С. дебютировал в 1894 сборником сонетов («Sonnets a. other verses»); в 1901 вышла его книга «The Hermit of Carmel» и в 1923 - последний сборник стихов («Poems»). Им написана также пьеса «Люцифер» (1899). Поэзия С. пользуется успехом у читателей из среды интеллигенции. Им импонируют тонкость нюансов в передаче мыслей и чувств и интеллектуальность поэзии С. Его «Сонеты» отражают на фоне традиционного воспевания некоей дамы духовную историю поэта-философа, неудовлетворенного религией и отказывающегося в конце концов от нее. С. интересен как выразитель протеста интеллигенции против варварства капиталистической цивилизации и нивеллировки личности в условиях империализма. Именно эти идейные мотивы заставили С. уехать из Америки, в к-рой он видел воплощение «современного варварства».

В своих философских работах С. выступает как идеалист («The life of Reason», 1905-1906; «Philosophical opinion in America», 1918, «Soliloquies in England», 1932). С. принадлежит также несколько критических этюдов о литературе.

САНТИЛЬЯНА, ДЕ

САНТИЛЬЯНА, де, маркиз (inigo Lopez de Mendoza, marques de Santillana, 1398-1458) - испанский поэт. Р. в аристократической семье, занимал разные государственные должности, участвовал в ряде военных походов, принимал активное участие в политической жизни страны, а также в придворных интригах двора кастильского короля Хуана II.

Человек, сочетавший в себе глубокие и разнообразные познания с большим литературным дарованием, С. стоял в центре той группы выдающихся поэтов, к-рой окружил себя Хуан II. С. был типичным представителем придворной поэзии рождающегося абсолютизма и сыграл большую роль в развитии новой испанской поэзии. Основная заслуга его - в расширении идейно-поэтического кругозора своей эпохи и в перенесении на испанскую почву достижений других европейских лит-р. Он систематически подражал и пропагандировал, античных и итальянских поэтов. Подражая Петрарке, он первый пишет по-испански сонеты «на итальянский лад» (Sonetos al italico modo). Под влиянием дантова «Ада», кое-что заимствуя у Бокаччо, С. пишет «Comedieta de Ponza» (Комедийку о Понсе, 1435) - историческую поэму в диалогической форме, посвященную большому морскому сражению 1435 (поражение Альфонса V Арагонского при р. Бусе). Самое заглавие ее С. оправдывает ссылкой на Данте, разумевшего под «комедией» произведение со счастливым концом. К итальянским же образцам восходят и остальные крупные произведения С.: дидактическая поэма «Dialogo de Bias contra Fortuna» и политическая обличительная сатира на одного из казненных королевских приближенных «Dochinae de Privados». Хорошее знание фольклора обнаруживают два сборника пословиц С. - один в прозе, другой в стихах. Значительный интерес представляют его песенки, относящиеся к области легкой и шутливой поэзии (decires, canciones, seranillas). Отражая некоторые тенденции провансальской лирики, они тем не менее отличаются самобытным мастерством, большой выразительностью и безыскусственной простотой. С. был первым испанским историком и теоретиком литературы. Свои взгляды он изложил в сопроводительном письме к своим стихам, направленным конестаблю португальскому дон Педро.

Библиография:

I. Obras, ed. J.Amador de los Rios, Madrid, 1854; Cancionero castellano del siglo XV, Ordenado p. R. Foulche, Delbosc, t.I, Madrid, 1912; Canciones y decires, ed. V.Garcia de Diego, Madrid, 1913; Bias contra Fortuna, N.-Y., 1912.

II. Perezy CurisM., El Marques de Santillana..., Montevideo, 1916; Menendezy PelayoM., Antologia, t.V., Madrid, 1919.

САНЫЛЫ

САНЫЛЫ Гаджи Керим (1878-) - тюркский поэт. Р. в семье середняка. Учился в Горийской учительской семинарии. Литературную деятельность начал в 1918.

Поэтическое творчество С. в период первого десятилетия советизации Азербайджана отражало отсталость дореволюционной тюркской деревни. В поэме «Аран Кечи», изображающей наиболее состоятельную прослойку тюркской деревни, С. романтизировал отсталый крестьянский быт: деревня показана как единое целое без борьбы и конфликтов. В произведении «Война за намус» С. пытался вскрыть истинную сущность феодальных войн в Азербайджане XVIIIв., но по существу идеализировал феодальный строй, усматривая в нем единство интересов крестьян и дворянства.

В произведении «Наша деревни» С. хотя и выступает ярым противником эксплоататоров, пропагандируя индустриализацию, но эта пропаганда носит абстрактный характер.

Поэт обнаруживает непонимание значения социалистической переделки деревни. В дальнейшем в творчестве С. стал намечаться сдвиг в смысле освоения нашей действительности. В этом отношении характерна последняя его книга «Труд Качаклары». Произведения С. изобилуют этнографическими бытовыми подробностями, крайне примитивными. С. в основном натуралист, использующий языковые провинциализмы.

Библиография:

Аран Кечу (Поэма); Намус Да’весы (Поэма); Кендимиз (Стихи); Труд Качаклары (Поэма), Азернешер, Баку, 1935.

Предыдущая страница Следующая страница