Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "С" (часть 3, "САП"-"СВЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "САП"-"СВЕ")

САПФИЧЕСКАЯ СТРОФА

САПФИЧЕСКАЯ СТРОФА. - В античном стихосложении так назывались две строфы (по преданию употребленные впервые греческой поэтессой Сапфо (см.) и потом вошедшие в античную лирику. Одна из этих строф состоит из трех малых сапфических стихов (см.), к-рые заключаются адониевым стихом (см.), имеющим форму «-UU-U». Такими строфами написан у Сапфо, например «Гимн Афродите». В римской лирике эта строфа заимствуется Катуллом (см.). Гораций кроме этой формы строфы употребляет большую С.с.; она состоит из четырех стихов - повторенных два раза ферекратова стиха («-UU-U-U») и большого сапфического (см.). В русской литературе попытки вопроизвести С.с. на базе тонико-силлабического стихосложения делались Брюсовым и некоторыми другими.

САПФИЧЕСКИЙ СТИХ

САПФИЧЕСКИЙ СТИХ - в античном стихосложении так назывались разной формы стихи, введение к-рых приписывается греческой поэтессе Сапфо (см.). По своей ритмике С.с. относятся к смешанным размерам, логаэдам (см.). Собственно С.с. имел форму:

---------;

у Сапфо иногда впереди появлялся долгий или краткий слог, признаваемый некоторыми метриками предударным, анакрузой (см.). Малый С.с. - одиннадцатисложник, имеющий форму:

-U---UU-U-U;

его особенно любил римский лирик Катулл (см.), ср. его латинский перевод из Сапфо:

«Ille mi par esse deo videtur».

ритм этого стиха (с его переломом), близкий к прозе, хорошо подходил к яркой реалистичности поэзии Катулла. Эту форму С.с. часто употребляет в своих одах и Гораций (см.), внесший в его структуру большую строгость. Большой С.с. представляет собой соединение определенной формы гликонова и ферекратова стиха:

-U---UU--UU-U-U;

он встречается в лирике Горация и повидимому, несмотря на название, не употреблялся Сапфо.

Библиография:

Wilamowitz-MoellendorffU., v., Griechische Verskunst, Berlin, 1921; KralJ., Beitrage zur griechischen Metrik, Prag, 1925; ДенисовЯ., Основная метрика у древних греков и римлян, М., 1888; Гриневич, К., Versus sapphicus (О переводах с античных языков), «Гермес» (П.), 1914, №15-16 (141-142).

САПФО

САПФО (Псапфо, ок. 600 до н.э.) - греч. поэтесса. Уроженка острова Лесбоса. Творчество С. отражает кризис аристократической идеологии, распад старых социальных связей и рост значения индивида. Замкнутой мужской общине (пережиток более древних «мужских союзов») противостояла женская община, и являлась руководительницей «дома служения Музам», где аристократические девушки получали музыкальное и поэтическое образование. Революционное движение на Лесбосе, заставившее поэтессу на время покинуть родину, не нашло непосредственного отражения в ее поэзии; но в связи с общим настроением растерянности, охватившим аристократические круги, любовная лирика С. развертывается в мотивах безысходности и тоски. Основная тематика С. - женские культовые гимны, свадебные песни, любовные и дружеские излияния, адресованные ученицам «дома Муз». С. широко использует и фольклорную песню и эпос, но традиционные мотивы получают у нее личную трактовку. Биография С. вскоре стала предметом легенды (самоубийство от безнадежной любви к мифическому красавцу Фаону) и мишенью насмешек комедии над однополой любовью, но литературная слава и литературное влияние лесбосской поэтессы оставались весьма значительными вплоть до поздней античности. Византийская эпоха сохранила от поэзии С. лишь два цельных стихотворения и ряд случайных отрывков, но папирусные находки последних 30 лет значительно расширили материал исследования. Образ С. нередко служил предметом художественной обработки у писателей Нового времени (Дж. Лили, м-м де Сталь, Грильпарцер и др.).

Библиография:

I. Издания текста: Bergk T. (Hrsgb.), Poetae lyrici Graeci, III4, Lpz., 1882; Diehl E. (Hrsgb.), Anthologia lyrica graeca, Lpz., 1923. Русские переводы: Алкей и Сафо. Песни и лирические отрывки, в перев. и со вступ. ст. Вяч. Иванова, изд. М. и С.Сабашниковых, М., 1914; Сафо, Стихотворения и фрагменты, перев. с греч. В.Вересаева, М., 1915.

II. CipolliniA., Saffo, Milano, 1890 (об образе Сапфо в драме новейшего времени); Wilamowitz-MoellendorffU., v., Sappho u. Simonides, Berlin, 1913; RudigerH., Sappho, ihr Ruf u. Ruhm bei d. Nachwelt, Lpz., 1933; ТроцкийИ., Из истории античной эротики. Сапфо, сб. «Посев», Одесса, 1921.

САРА-АКН

САРА-АКН - казахская народная поэтесса второй половины XIXв. Родом из племени Матай (Алма-атинской области, Илинского района). Популярность приобрела на «алтыс» (стихотворном соревновании) с известным казахским народным поэтом Биржан-сал. С. в сущности первая женщина, резко выступавшая в своих стихах против закрепощения казахских женщин, против «калыма» - купли-продажи женщин. Ее имя стало символом стремления к свободе для угнетенных масс. Произведения С. и Биржан-Сал выдержали ряд изданий до революции и после нее. Казахский писатель Иса Бензаков переделал этот «алтыс» в драматическое произведение, к-рое ставится к Казахском государственном драматическом театре.

САРДУ

САРДУ Викторьен (Victorien Sardou, 1831-1908) - французский буржуазный драматург периода Второй империи. Сын видного лексикографа. В 1854 неудачно дебютировал в театре «Одеон» комедией «La taverne des etudiants». Шумным успехом его пьесы начинают пользоваться в 60-х гг. За комедию «Les Ganaches» (1862) - панегирик Второй империи - получил орден Почетного легиона. С 1877 С. - член Французской академии.

С. принадлежит более 50 пьес. Среди них имеются комедии-водевили («Nos intimes»), комедии нравов («Maison neuve», 1866), бытовые драмы («Dora», 1877; «Odette», 1881), исторические комедии («M-me Sans-Gene, 1893), трагедия («Patrie», 1869, в русском переводе «Граф де Ризоор») и т.п. Мастерское ведение интриги, острые неожиданные положения, пристрастие к сценическим эффектам, злободневные, точнее модные темы - основные качества пьес С., обеспечившие им успех у обывателя. Образы С. схематичны, резко разграничиваются на положительные и отрицательные; первые идеализированы и героизированы, вторые - в комедиях нередко подчеркнуто карикатурны, а в драмах превращаются в «коварных злодеев». Буржуазия Второй империи и Третьей республики - центральный герой творчества С. В «комедиях нравов» С. с беззлобной насмешкой и плоским морализированием рисует отдельные отрицательные стороны буржуазного быта («La famille Benoiton», 1865; «Maison neuve», «Nos bons villageois», 1866). Погоня за злободневностью приводит, с одной стороны, к постановке модных вопросов (так напр. «Daniel Rochat», 1880, и «Divercons», 1883, написаны на тему о церковном и гражданском браке, в период острой дискуссии по этому вопросу в парламенте и прессе); с другой стороны, к памфлету («Rabagas», 1872 - против левых политических деятелей). В драмах С. коллизия обычно создается не внутренними противоречиями, а теми искусственными положениями, в к-рых поставлены герои. Многие пьесы С. переведены на руский язык. У нас они имели успех в 80-90-х гг. («Нервные люди», перев. Вальден; «M-me Сан-Жен», перев. Ф.Корша; «Граф де Ризоор», перев. Арбенина; «Запретный плод», перев. Дмитриева).

Библиография:

I. Полного собрания сочинений Сарду нет. На русск. яз. перев.: Нервные люди, перев. М. де-Вальден, СПБ, 1874 (Les gens nerveux, 1859); Черные демоны, перев. М.В.Карнеева, М., 1877; Даниэль Роша, перев. П.Вейнберга, М., 1881; Разлученная жена, перев. М.В.Карнеева, М., 1882; Родина, перев. О.Гриднина и Н.Самойлова, СПБ, 1883; Запретный плод (Divorcons. Разведемся), перев. А.Дмитриева, М., 1884; M-me Сан-Жен, перев. Ф.Корша, М., 1894; Термидор, СПБ, 1895; Марсель, М., 1896; Граф де Ризоор (Patrie), перев. Н.Арбенина, СПБ, 1898.

II. ZolaB., Nos auteurs dramatiques, P., 1881; ClaretieJ., V.Sardou (Celebrites contemporaines, XII), P., 1883; RebellH., V.Sardou, P., 1903; MoulyG., Vie prodigieuse de V.Sardou, P., 1931; (Утин Е.), Драматическое искусство во Франции. Сарду и Барьер, «Вестник Европы», 1868, кн. 10 (статья без подписи).

САРКАЗМ

САРКАЗМ (от греческого sarkadzo - рвать, терзать) - один из видов сатирического изобличения. Как и сатира, С. заключает в себе борьбу с враждебными явлениями действительности через осмеяние ее. Беспощадность, резкость изобличения - отличительная особенность сарказма. В отличие от иронии в сарказме находит свое выражение высшая степень негодования, ненависть. С. никогда не является характерным приемом юмориста, к-рый, выявляя смешное в действительности, изображает ее всегда с известной долей симпатии и сочувствия.

Комический элемент в саркастическом изобличении может быть весьма ничтожен. В С. негодование высказывается вполне открыто. С таким С. говорит напр. Лермонтов о своем поколении: «богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом...», и заключает свою «Думу» едким сравнением отношения к нему будущих поколений с «насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом».

Одним из требований саркастической действенности является афористичность. Афористическую форму С. использует напр. Ленин для концовки статьи о Гейдене: «Что такое филистер? Пустая кишка, полная трусости и надежды, что бог сжалится. Что такое российский либерально-демократический филистер кадетского и около-кадетского лагеря? Пустая кишка, полная трусости и надежды, что контр-революционный помещик сжалится!» (Сочин., т.XII, стр.11).

Благодаря своей непосредственной ударности С. является формой изобличения, в одинаковой степени присущей публицистике, полемике, ораторской речи, так же как и художественной литературе. Именно поэтому С. особенно широко используется в условиях острой политической и классовой борьбы. Развитая политическая жизнь Греции и Рима породила высокие образцы С. у Демосфена, Цицерона и Ювенала. Глубоким С. было проникнуто творчество великих борцов молодой буржуазии против феодализма. Рабле, гуманист, боровшийся против скованности сознания теологией и схоластической наукой, стрелы С. направляет против схоластических ученых, производя от слова «Сорбонна» насмешливые - сорбонята, сорбониды и т.д. Вольтер широко использовал прием С. для изобличения церкви и ее служителей в своих памфлетах и в особенности в «Орлеанской девственнице». В памфлетах Вольтера С. по адресу церкви подымался до патетики негодования в часто повторяемой концовке: «Ecrasez l’infame». Чрезвычайным разнообразием отличаются сарказмы Свифта в его изобличении различных сторон общественной жизни современной ему Англии.

Глубочайшим негодованием проникнут С. русских революционно-демократических писателей (Чернышевский, Салтыков-Щедрин, и др.) в их борьбе с самодержавием, крепостничеством, либералами. Так, у Салтыкова мы находим в громадном числе такие полные С. выражения, как «административный восторг», «воспитанник цензурного ведомства» (о себе) и т.п.

С исключительной едкостью использовал сарказм Ленин в своей полемике с либералами, с меньшевиками, с Троцким. Так, в своей статье «О нарушении единства» (т.XVII, стр.393) Ленин пишет о Троцком: «Троцкий потому и избегает фактов и конкретных указаний, что они беспощадно опровергают все его сердитые возгласы и напыщенные фразы. Конечно встать в позу и сказать: грубая сектантская каррикатура - очень ловко. Подбавить еще похлесче, еще понасыщеннее словечек о раскрепощении от консервативной фракционности также не трудно. Только не очень ли уж это дешево? Не взято ли это оружие из арсенала той эпохи, когда Троцкий блистал перед гимназистами?»

В советской литературе, классово осознанной и острой, С. по отношению к врагу должен найти и находит благоприятные условия для своего развития. Мы встречам С. у Маяковского, М.Кольцова и др.

САРСЕ

САРСЕ Франциск (Francisque Sarcey, 1827-1899) - популярный французский критик, фельетонист и публицист. Окончив Нормальную школу, некоторое время был преподавателем. С 1860 С. всецело отдается лит-ой и журнальной работе. Умеренный либерал, он в своих суждениях о явлениях искусства руководствовался критерием «здравого смысла» (bon sens), т.е. писал так, как это было приемлемо и понятно для среднего парижского буржуа. Как театральный критик Сарсе очень быстро занял одно из первых мест, он нередко превозносил произведения, отличающиеся лишь внешними эффектными положениями, и часто замалчивал пьесы таких драматургов, к-рые, чуждаясь искусственных эффектов в построении интриги, пытались дать более углубленную картину человеческих переживаний и отношений. Такая участь напр. постигла Анри Бека. Защитник французских комедийных традиций, С. чрезмерно превозносил Лабиша и Гандильо, считая Скриба и Сарду едва ли не первыми драматургами Франции, и остался совершенно чужд к новым веяниям в области драматургии, связанным с именами Г.Ибсена, Л.Толстого, Гауптмана и Зудермана.

Ряд критических статей и фельетонов С. вышел отдельными изданиями: «Comediens et comediennes» (1878-1884), «Les miseres d’un fonctionnaire chinois» (1862), «Gare a vos yeux» (1884), «40 ans de theatre» (1900-1902). С. пробовал также свои силы в области беллетристики. Его перу принадлежат романы: общественно-сатирический «Le nouveau seigneur de village» (1862) и автобиографический «Etienne Moret» (1876). С. как мемуаристу принадлежат: «Le siege de Paris» (1871), «Souvenirs de jeunesse» (1884), «Souvenirs d’age mur» (1892).

Библиография:

I. ЛансонГ., История французской литературы XIXв., перев. Под редакцией П.О.Морозова, изд. ред. журн. «Образование», СПБ, 1897; «Новый журнал иностранной литературы», 1899, №6, хроника.

II. Список произведений Сарсе и литературы о нем приведен у ThiemeH.P., Bibliographie de la litterature francaise, t.II, P., 1933.

САРЬЯН

САРЬЯН Гегам (1902-) - выдающийся армянский советский поэт. Р. в Тавризе (Иран). Учился в армянской епархиальной школе. В 1922 переселился в Советскую Армению, где и работает в настоящее время на литературном поприще. С. обогатил советскую поэзию Армении рядом ценных произведений, в к-рых отобразил угнетенное положение женщины Востока и ее стремления к освобождению («Гюльнара»). Его книги «Страна Советов» и «Железный топот» проникнуты пафосом борьбы и верой в победу социализма. Многие из стихотворений С. переведены на русский язык.

Библиография:

I. На армянском языке: Свадьба Ширака, Поэма, Ленинакан, 1925, Гибель Юнкерса, Поэма, Ленинакан, 1926, Чужой человек, Повесть, Эривань, 1929, Рассказы, Эривань, 1928, Страна Советов, Сборник стихов, Эривань, 1930; Железный топот, Сборник стихов, Эривань, 1934.

II. На русском языке: КрейтанГ., Поэты народов Закавказья, Тифлис, 1932; Поэты Закавказья, Тифлис, 1933; ГатовА., Поэты Армении, М., 1934.

САССУН

САССУН Сигфрид (Siegfried Sasson, 1886-) - английский писатель. Происходит из обуржуазившейся аристократической семьи. Участвовал в войне 1914-1918. Вернувшись после контузии в Англию, выступил в печати против войны. Выступление произвело известную сенсацию, поскольку оно исходило от гвардейского офицера, награжденного за боевые отличия, однако оно не заключало в себе ничего революционного и никак не смыкалось с борьбой рабочих после войны. Стихи С. о войне - наиболее значительные (после В.Оуэна) английские военные стихи. С. не сходит в них с позиций буржуазного пацифизма, но умеет найти острое выражение ненависти к окопному аду. Стихи, написанные после войны, менее значительны; основной их мотив - пессимистическое отвращение к пошлости буржуазного мира, выраженное в формах скептической иронии. В 1928-1930 издал две автобиографические книги - «Memoirs of a fox-hunting man» (Воспоминания парфорсного охотника, 1928) и «Memoirs of an infantry officer» (Мемуары пехотного офицера, 1930). Последние имеют много общего с «Смертью героя» Олдингтона (см.), к-рой они однако значительно уступают по обобщающей силе.

Библиография:

I. Стихи: The old huntsman, L., 1917; Counter-attack, L., 1918; War poems, L., 1919; Catirical poems, L., 1926; The Heart’s journey, L., 1928; The road to ruin, L., 1933, и др.

II. Dilly Tante, Living Authors, N.Y., 1932.

САТАНА ИЛИ ДЬЯВОЛ

САТАНА (греч. Satanas), или ДЬЯВОЛ (греч. Diabolos) - в христианской мифологии воплощение злого начала, владыка ада, некогда добрый ангел (Люцифер), поднявший восстание на бога, но низверженный им в преисподнюю. Согласно Апокалипсису (см.) перед «концом мира» С. будет властвовать над землей, вступит в открытый бой с богом, но будет побежден и окончательно повержен. Образ С. - князя адских сил, источника зла - обычен в средневековой литературе. В эпоху Возрождения, с развитием буржуазного вольномыслия, С. нередко рисуется в комическом виде. Во французских фаблио, в шванках и фастнахтшпилях (см.) Г.Сакса это чаще всего «глупый бес» (der dumme Teufel), к-рого без труда дурачат лукавые ландскнехты и пр. В XVIIв. величайший поэт пуританской революции Мильтон (см.) делает образ мятежного Люцифера воплощением революционной патетики в своей поэме «Потерянный рай». В XVIIIв. «бурные гении» в Германии (Гёте, Клингер, Мюллер) трактуют тему дьявола (Мефистофель) в связи с социально-философской проблематикой просветительского движения (см. «Фауст»). В новейшее время, в период декаданса буржуазной культуры, в связи с развитием мистических исканий тема «князя тьмы» в буржуазной литературе вновь приобретает значение, лишаясь однако тех просветительских тенденций, к-рые характеризовали ее в предшествующий период.

Библиография:

DreyerM., Der Teuffel in der Dichtung des Mittelalters, Diss., Rostock, 1884; OsbornM., Die Teufelsliteratur des 16. Jahrhunderts, Berlin, 1893; MatuszewskiJ., Djawol w poesij, Warszawa, 1894 (русск. перев. В.М.Лаврова, М., 1901); LandauM., Holle u. Fegfeuer in Volksglaube, Dichtung u. Kirchenlehre, Halb., 1909; HaslinghuisE.J., De Diuvel in het Drama der middeleuwen, Diss., Leiden, 1913; RudwinM.J., Devil in legend and literature, Chicago, 1931.

САТИН

САТИН Николай Михайлович (1814-1873) - поэт, переводчик. Участник кружка Герцена - Огарева, близкий друг последнего во весь доэмигрантский период (до 1856). Р. в семье помещика Тамбовской губ. Образование получил в Московском ун-те. Привлеченный к «Делу о лицах, певших пасквильные стихи» в 1834, был в 1835 одновременно с Герценом и Огаревым сослан на родину, а позднее (в 1837) отпущен для излечения ревматизма на Кавказ, где довольно близко сошелся с В.Г.Белинским.

В конце 40-х гг. С. отошел от лит-ой деятельности, принимая энергичное участие в организации фабрик, основанных на вольнонаемном труде в поместьях Огарева. Деятельность С. в этот период имела характер предпринимательства. Элементы социалистически-утопического эксперимента, к-рый производился в начале 50-х гг. Огаревым, постепенно исчезли. В последующие годы С. поддерживал связь с Огаревым и Герценом (сообщал материалы для лондонского «Колокола»).

Сатин оставил ряд лирических стихотворений, рассеянных в журналах («Отечественные записки», 1840-1842, «Современник», в альманахе «Литературный вестник», 1844 и др.), несколько статей о зап.-европейской литературе в тех же изданиях; бо`льшую известность получили и сохранили переводы С. шекспировских комедий («Буря», «Сон в Иванову ночь» и др.), неоднократно перепечатывавшиеся и после смерти С. Опубликованные уже после смерти С. (в сборниках «Почин», 1895) отрывки из воспоминаний, касающиеся преимущественно В.Г.Белинского, М.Ю.Лермонтова, широко вошли в обиход историко-литературных изучений, давая любопытные черты для характеристики лит-ой действительности 30-х гг. Никогда не издававшиеся отдельно стихотворения С- представляют собой лирический цикл, написанный под сильным влиянием немецкой поэзии (особенно Шиллера).

Библиография:

МодзалевскийБ., СатинН.М., «Русский биографический словарь», том Сабанеев - Смыслов, СПБ, 1904 (с библиографией). Новейшая литература указана у ПиксановаН.К., Два века русской литературы, изд. 2, М., (1924), стр.114-115 (разработка темы «Н.М.Сатин. Жизнь. Личность. Писательство»).

САТИРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

САТИРИКОН

«САТИРИКОН» - еженедельный «тонкий» журнал сатиры и юмора. Издавался в Петербурге с 1908 по 1914 (№16 - последний) М.Корнфельдом. Первые 8 номеров «С.» вышли Под редакцией А.А.Радакова, после чего бессменным редактором стал А.Г.Аверченко. «С.» - наиболее популярный сатирический журнал своего времени. Он объединял вокруг себя кадры талантливых писателей и художников-юмористов. Кроме А.Г.Аверченко, печатавшего здесь многие из своих рассказов и фельетонов, в журнале принимали участие писатели Тэффи, Саша Черный, О.Дымов, Я.Гордин, В.Л.Азов, О.Л.Д’Ор, А.Яблоновский, С.Городецкий, И.Вышлевский, Скиталец и др. Журнал хорошо иллюстрировался и оформлялся художниками-сатириконцами - А.Радимовым, Н.Ремизовым (Ре-ми), И.Билибиным, Л.Бакстом, Б.Кустодиевым, А.Юнгером и др.

Деятельность «С.», протекавшая в годы реакции, входит в русло политической и культурной деятельности кадетов (либералов). Оппозиционность «С.» была беззубой, никогда не поднималась до смелой решительной критики реакционной государственной машины правительства, Государственной думы, политики черносотенцев. Идейно-тематический диапазон журнала был крайне узким. Лишь изредка и половинчато высмеивались отдельные мероприятия правительства, «деятельность» черносотенцов-погромщиков и т.п. Критические стрелы «С.» были направлены гл. обр. против бытовых и «общечеловеческих» пороков и обывательщины.

Основная группа писателей-сатириконцев стояла особняком в лагере буржуазно-модернистской литературы. Во многих фельетонах и карикатурах подвергались осмеяннию декаденты, модернисты, проповедующие эротизм и порнографию (Ф.Сологуб, З.Гиппиус, Кузмин, Арцыбашев и др.).

В конце 1913 основные кадры писателей и художников ушли от издателя и образовали «Новый сатирикон», выходивший в годы войны. Однако этот второй период деятельности сатириконцев характеризуется бесцветностью. «Новый сатирикон» после революции занявший позицию, ярко враждебную советской власти, был закрыт. Основные его кадры оказались в лагере белой эмиграции, продолжая из-за границы бессильно злопыхательствовать против советской власти.

САТИРИЧЕСКИЙ РОМАН

САТИРИЧЕСКИЙ РОМАН - см. Сатира и Роман.

САТУРНИЙСКИЙ СТИХ

САТУРНИЙСКИЙ СТИХ - первоначальный стихотворный размер у античных римлян; на его древность указывает его название от древнейшего италийского бога Сатурна. Ритмическая структура С.с. до сих пор не вполне выяснена. В его основе лежит ямбический и трохеический (хореический) ритм, близко подходящий к прозаической речи. Самая частая форма С.с.:

---U --U || -UU U-U

Цезура является обязательным его элементом. Слабые части стоп могут заменяться долгими слогами, в свою очередь разлагающимися на два кратких, а в некоторых случаях слабые части могут сокращаться. В историческую эпоху (IIIв. до н.э.) С.с. несомненно трактовался как квантитативный, т.е. основанный, как и другие античные размеры, на чередовании долгих и кратких слогов (см. «Стихосложение»), так понимали его и античные метрики. Однако, имея в виду громадное значение в С.с. лишь сильных частей стоп, возможно предположение, что он возник еще на стадии сильного экспираторного ударения на первом слоге латинских слов (Vendryes). С.с., в своей основе «народный», был заимствован жрецами для религиозных гимнов; им писались эпитафии на гробницах полководцев; он употреблялся римскими поэтами до Энния (нач. IIв. до н.э.), к-рый заменил его перенесенным из Греции дактилическим гекзаметром.

Библиография:

KralJ., Grecka a rimska rhythmika a metrika, Praha, 1913; Korsch Th., De versu Saturnio, Mosquae, 1869; Его же, De Saturnio Latinorum versu, «ЖМНП», 1882, апрель и май (на латинск. яз.; статья вызвана книгой L.Havet под тем же заглавием, Р., 1880); ДенисовЯ., Основная метрика у древних греков и римлян, М., 1888.

САФА

САФА Исмаил (1857-1901) - турецкий поэт. Р. в Мекке (Аравия). Отец С. был из знати Трапезунда. Учился и воспитывался в Стамбуле. После окончания среднего учебного заведения служил мелким чиновником, одновременно начал писать. Время это характеризуется борьбой между реакционной неоклассической литературой и новой романтической литературой во главе с Реджаи-Задэ, отражающей движение прогрессивных слоев либеральной буржуазии, С. вначале был на стороне неоклассицизма, писал, подражая газелям и стихам М.Наджи и его сторонников. Был главным редактором журн. «Мирсад» (Наблюдательный пункт). Вскоре просветительные тенденции С. привели его к новому течению Реджаи-Задэ. Особенно крепко он был связан с учеником Реджаи-Задэ, знаменитым поэтом Тевфик Фикретом (см.), С. становится участником «Сервети Фюнун», группы революционной писательской интеллигенции. В 1898 С. вместе с другими участниками «Сервети Фюнун» был выслан в Синае, где и умер после четырехлетней ссылки.

Для творческого пути С. показателен его рост от реакционной литературы Наджи к самой передовой литературе Фикрета.

С. много внимания уделял форме своей поэзии, особенно полноте рифм. Язык С. выделялся простотой и понятностью. Характерны для него лирика социального содержания и реалистические стихи. Постоянные поражения в борьбе с абсолютистским режимом определили пессимистическую струю в творчестве С. Отсюда элегические мотивы, размышления о смерти, о печальной жизни сирот, мотивы несчастной любви и т.п. Описания природы у С. нередко также проникнуты грустью. Стихотворные рассказы С. окрашены трогательным лиризмом.

Библиография:

I. Снухат (Внезапно мелькнувшие творения); Хяссипат (Чувства); Менсипат (Забытые); Магдуреи севда (Потерпевшая от любви); Мулахазат здебийе (Литературные соображения) и др.

II. Хикмет Исмаил, История турецкой литературы, т.I, ч.2, 1925; Хабиб Исмаил, История новой турецкой литературы, Стамбул, 1925.

САФАРОВ

САФАРОВ Назыр (1905-) - узбекский драматург. Член ВКП(б). Р. в селении Каландархана Дзижакского района УзССР. После революции учился на вечерних курсах. Активно участвовал в работе комсомольских организаций. С 1931 сотрудничает в периодической печати.

Писать начал с 1928. Первое его произведение - «Незабываемые дни» - изображает восстание угнетенных крестьянских масс против царизма в 1916.

В соавторстве с Зиа Саидовым написал драму «История заговорила» (см. Саидов Зиа), разоблачающую узбекских националистов. С. в последнее время (1935) написал новую пьесу о Дзижакском восстании 1916.

Библиография:

Зиа Саидов и Сафаров, История заговорила, Узгосиздат, Ташкент, 1932.

САФИР

САФИР Мориц Готлиб (Moritz Gottlieb Saphir, 1795-1858) - немецкий юморист и журналист. По происхождению - венгерский еврей. Впервые обратил на себя внимание сборником стихов «Poetische Erstlinge» (1821). Издавал театральные и юмористические журналы, пользовавшиеся большим успехом. В Берлине издан был против С. памфлет, на к-рый он ответил брошюрой, выдержавшей 4 издания за неделю: «Der getodtete und dennoch lebende Saphir» (Убитый, но тем не менее живой Сафир, 1828). Литературная производительность С. весьма велика. В 1884 было издано собрание его избранных сочинений в 12тт., в 1890 - сочинения в 26тт. Наибольшим успехом пользовались «Fliegendes Album fur Ernst, Scherz, Humor...» (Летучий альбом серьезного, шуток, юмора и жизнерадостности, 1846), «Conversations-Lexikon fur Geistwitz und Humor» Словарь остроумия и юмора, 1851-1852, 2 Aufl., 1860, 3 Aufl., 1893), а также «Humoristische Abende» (Юмористические вечера, 1830), «Dumme Briefe» (Глупые письма, 1834) и др.

Свой неглубокий талант С. подчинил блеску острословия, эффектам игры слов и каламбуров и создал себе огромную известность, выражая настроения несклонных к серьезным общественным переменам групп городского мещанства. Юмор и острословие С. направлены на такие темы, как жизнь и смерть, ум и глупость, литература, брак и пр.

Библиография:

На русск. яз. перев.: Избранные рассказы, перев. Под редакцией Саши Черного, изд. «Шиповник», СПБ, 1911; Рассказы, СПБ, 1911 (биб-ка «Сатирикон»).

САХАТ

САХАТ - см. Аббас Кули Мехти Задэ.

САХАТОВ

САХАТОВ Курбан (1905) - туркменский литературный критик. Р. в Ашхабадском районе. Учился в начальной школе, позднее в ИКП. В 1919 вступил в комсомол, в 1925 - в коммунистическую партию. Состоял секретарем райкома и зав. агитпропом ЦК КП(б) Т. В настоящее время - Наркомзем ТССР. Член ЦК КП(б) Т.

С. написал ряд критических статей о туркменской художественной литературе и по общим вопросам строительства новой культуры - национальной по форме, социалистической по содержанию. В туркменской литературе он один из первых выступил против проявлений местного национализма, пантюркизма и великорусского шовинизма, разоблачая классовых врагов, пытавшихся протаскивать свою идеологию под лозунгами советской литературы и культуры (Эфендиева, Гельдыева, Бурунова, Кербабаева и др., впоследствии оказавшихся контрреволюционными националистами), С. также написал ряд статей о творчестве молодых советских писателей (о Таш-Назарове, Насырли, Аламышеве), способствовавших росту молодой советской литературы Туркмении.

Библиография:

О национальной туркменской художественной литературе. (Возможна ли у нас пролетарская художественная литература), газ. «Туркм. искра», 1929, №63, стр.2; О национальной туркменской художественной литературе, газ. «Туркм. искра», 1929, №64; О национальной туркменской художественной литературе (О старом наследстве), «Туркм. искра», 1929, №67; О национальной туркменской литературе (О творчестве Кербабаева и Насырли), газ. «Туркм. искра», 1929, №68-69; «Батрак» О.Таш-Назарова, гаэ. «Туркм. искра», 1931, №201.

САХИР

САХИР Джелал (1883-1935) - турецкий поэт, Р. в Стамбуле. Сын губернатора С. является одним из последних представителей группы «Сервети Фюнун» (см. Турецкая литература). Когда С. окончил среднюю школу, «Сервети Фюнун» находился в периоде своего расцвета. Литературная молодежь под влиянием Т.Фикрета (см.) и Халида Зия, освобождаясь от старых литературных канонов и убеждений, с большим увлечением следовала за течением «Эдебийати Джедиде» (см. «Турецкая литература»), направленным против абсолютизма султана Абдул-Гамида.

С. еще 16-летним юношей, войдя в «Сервети Фюнун», проявил себя как талантливый лирический поэт. Однако он отличался от всех других серветифюнуновцев тем, что в это время меньше всего затрагивал социально-политические темы. Для него были характерны сентиментальные стихи о женщине, женственности, о любви, о сердце. В дальнейшем у С. обнаруживается перелом в сторону общественно-политической тематики. Тирания эпохи Абдул-Гамида наложила сильный отпечаток пессимизма на творчество С. Насквозь романтична и сентиментальна его книга С. «Бухран» (Кризис). С. выражал настроения рождающейся буржуазии, к-рая не могла развиваться, находясь в тисках феодальной монархии.

Революцию 1908 С. встретил в радостью. После революции во главе с С. была создана литературная группа «Феджри Ати» (см. Турецкая литература). Но С., и тогда не порвав с «Сервети Фюнун», выступал в качестве сторонника и заступника его главаря Т.Фиктера, когда последний подвергался нападкам со стороны реакционных элементов. После роспуска «Феджри Ати» Сахкр, присоединившись к главарям пантуркизма, вошел в «Тюрк Юрду» (см. Турецкая литература). Здесь в творчестве С. происходит большой перелом. Вчерашний османский литературный язык с обилием арабских и персидских слов заменяется у него простым турецким языком, арабская метрика стиха - турецкой национальной метрикой. Изменились и тематика и дух его творчества: бедствия Турции периода мировой войны, обострившие национализм турок, сильно влияли и на С. Написав напр. свое «Увы», он упрекал тех, кто относился равнодушно к несчастиям родины и нации. В первые годы пролетарской революции творчество С. первого периода имело большое влияние на поэзию азербайджанской лит-ой молодежи.

Библиография:

Бейаз гольгелер (Белые тени); Бухран (Кризис (разумеется душевный)); Сиях Китаб (Черная (траурная) книга) и др.

II. Раиф Недждет, Литературная жизнь, Стамбул, 1922; ХабибИ., История новой турецкой литературы, Стамбул, 1925, ХикметИ., История турецкой литературы, Баку, 1925.

САЯНОВ

САЯНОВ Виссарион Михайлович (1903-) - поэт, прозаик. Р. в семье ссыльных в Сибири. Там же провел детство. Был в Красной армии, на советской работе; учился в Ленинградском ун-те. Много ездил по Уралу, Казакстану и Сибири. С. - активный участник пролетарского литературного движения, был членом правления РАПП и ЛАПП; основатель ленинградской лит-ой группы «Смена», член редколлегий ряда журналов.

С., один из первых и значительных комсомольских поэтов, с самого начала выступает по преимуществу как лирик. Герой С. побывал на фронте гражданской войны и вернулся на свой родной завод («Фартовые года»). На первых стихах С. сказалось увлечение «блатной» лексикой. Характернее для С. стремление расширить свою лирическую тему путем исторических, гл. обр. историко-революционных сопоставлений. Поэтому уже в стихах, составивших сборник «Фартовые года», локальные детали, характеризующие лирического героя, сочетаются с перспективной, хотя и абстрактно выраженной обрисовкой революционной эпохи в целом.

Два плана - бытовой и общественный, эпохиальный - вначале даны у С. в сплетении. Условный «блатной жаргон» в свою очередь переплетается с высокой пафосной лирикой.

В дальнейшем развитии творчества С. выделяется и побеждает интерес к общественной тематике. Раскрывая тему пролетарской революции, С. увлекается аналогиями, реминисценциями, отступлениями в прошлое. Стихи С. - патетичны и в то же время несколько абстрактны.

Практическая творческая деятельность С. дополнялась теоретическим осмыслением принципов работы над стихом. С. выступил с рядом статей о поэзии, гл. обр. по вопросу об использовании классического наследства. Он внес ряд уточнений в споры о «реализме, романтизме, натурализме» и поэзии. Ценны его работы о символизме и акмеизме.

С. стремился сознательно использовать элементы символистской, акмеистической и футуристической поэтики в новом синтезе. Увлечение экспериментом пагубно отразилось на творчестве С.: неудачна получилась насквозь условная поэма «Картонажная Америка». Общая культурность обернулась книжностью и литературностью; эмоциональность - эмоциональной заумью; патетика - алогической риторикой. Не лишены этих черт и стихи, составившие цикл «Семейная хроника». В этом цикле С. дал картину смены поколений полурабочей, полумелкобуржуазной семьи в тесной связи с развитием революционного движения.

Следующий цикл, составляющий книгу «Золотая Олёкма» (1933) в портретах, в песнях, и романсах, в лирических, характерных для С. стихах, объединен темой Сибири: старой - капиталистической, хищнической, каторжной, и новой - социалистической, индустриальной. Здесь стих С. освобождается от книжности, псевдокультурности, прорывается к живой теме. Борясь за большую поэтическую форму, С. работает над использованием фольклора, гл. обр. эпического. С 1930 С. выступает и как прозаик, но проза его значительно слабее, чем поэзия, хотя и отличается разнообразием и актуальностью своих тем. Наиболее значителен из прозаических произведений С. роман о первых русских авиаторах «Небо и земля», положительно оцененный советской критикой.

Библиография:

I. Стихотворные сборники: Фартовые года, Гиз, Л., 1926; изд. 2, «Прибой», Л., (1927); Комсомольские стихи, изд. «Московский рабочий», М. - Л., (1928); Современники, Л., 1929; Картонажная Америка, Поэма, изд. «Прибой», (Л.), 1929; Современники. Избранные стихи, изд. «Красная газета», (Л.), 1929; Избранные стихи, ГИХЛ, Л. - М., 1931; Собрание стихотворений, т.I. Стихотворения 1925-1930, ГИХЛ, Л., 1931; Семейная хроника, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., (1931); Избранные комсомольские стихи, изд. «Молодая гвардия», Л. - М., 1933; Золотая Олекма, Изд-во писателей в Ленинграде, (Л., 1934); Избранные стихи, Гослитиздат, (М.), 1934. Проза: Подруга верная моя, Повесть, изд. «Прибой», Л., 1930; Остров Мадагаскар, Повесть, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., (1933); Олегов щит, (Повесть), идз. «Советский писатель», М., 1934; Небо и земля, кн. 1, Гослитиздат, Л., 1935; Истоки литературы: Современные литературные группировки, изд. «Прибой», (Л.), 1928; изд. 3, Л. - М., 1931; От классиков к современности, изд. «Прибой», Л., 1929; Очерки по истории русской поэзии XXв., изд. «Красная газета», Л., 1929; Начала стиха, изд. то же, Л., 1930.

II. ВиноградовИ., Виссарион Саянов, «На литературном посту», 1930, №4; Его же, О художественном методе В.Саянова, «Ленинград», 1932, №2. Отзывы: ОбрадовичС., «Красная новь», 1926, №6; АсеевН., «Печать и революция», 1926, №4; Его же, «Новый мир», 1926, №10; ПоступальскийИ., «Красная новь», 1927, №10; СветловМ., «Октябрь», 1928, №9-10; ПоступальскийИ., «Печать и революция», 1929, №2-3; ЗенкевичМ., «Новый мир», 1929, №6; БескинО., «Красная новь», 1929, №10; ЛевинЛ., Оборотная сторона романтика, «Литературная газета», 1931, №3, 14 янв.; МессерР., «Звезда», 1931, №1; РостовскаяН., «Книга - строителям социализма (Худ. литература)», 1932, №6-7; РешетовА., «Звезда», 1934, №4; МустанговаЕ., «Литературный современник», 1934, №9; ТарасенковА., «Литературная газета», 1934, №28; МакедоновА. «Литературная газета», 1931, №54; Его же, «Пролетарская литература», 1931, №5-6; МустанговаЕ., «Литературный современник», 1934, №9; ГнединаН., «Художественная литература», 1934, №4; Тарасенков Ан., «Художественная литература», 1935, №5.

III. ВладиславлевИ.В., Литература великого десятилетия (1917-1927), т.I, Москва - Ленинград, 1928.

САЯТ-НОВА

САЯТ-НОВА (псевдоним Арутюна Саядяна, 1719-1795) - народный поэт (ашуг) Закавказья. Писал и распевал свои песни на армянском, грузинском и тюркском языках. Р. в Тифлисе, в семье бедного переселенца из Турецкой Армении. Состоял придворным поэтом и певцом грузинского царя ИраклияII. В преклонном возрасте принял духовный сан. Всю свою жизнь С.-Н. провел в Грузии. Стихи С.-Н. дошли до нас на армянском яз. в количестве 60, на грузинском - 34, на тюркском - 115 (последние пока не опубликованы и хранятся в Азиатском музее в Ленинграде). С.-Н. был открыт любителем армянской литературы и собирателем народных песен П.Ахвердовым, издавшим первый сборник его стихотворений в Москве в 1852. Позднее вышли в свет «Избранные стихотворения» в Баку в 1914, «Полное собрание стихотворений», на армянском языке - в 1932 в г. Эривани.

Основной мотив поэзии С.-Н. - любовь, воспетая им в ярких красках. Неудовлетворенное чувство отвергнутой любви у поэта-ашуга проникнуто глубоким пессимизмом.

В образах, эпитетах и сравнениях, к к-рым прибегал поэт в своей интимной лирике, сказывались традиции влияния феодально-придворной среды:

«Я сяду, ты мне бросишь тень, в пустыне - стан ты для меня.

Узнав мой грех, меня убей: Султан и хан ты для меня.

Как шаха, я тебя молю; молчишь, не отвечая, ты» («Я на чужбине соловей...»).

Период интимной лирики продолжался однако недолго. Разочарование в любви, изгнание из дворца в результате придворных интриг, уход в монастырь породили в нем пессимистические настроения, принявшие религиозную окраску. Эти настроения нашли свое выражение в ряде нравоучительных песен, проникнутых реакционной христианской моралью.

Художественные достоинства поэта проявлялись гл. обр. в его песнях любви. В противовес замкнутой угасавшей поэзии средних веков песни любви С.-Н. получили распространение среди демократических слоев и пользовались большой популярностью. По мастерству С.-Н. является непревзойденным талантливейшим представителем поэзии ашугов XVIIIв.

Библиография:

I. На армян. яз.: Стихотворения, изд. Г.Ахвердова, М., 1852; Избранные стихотворения, изд. Бакинск. армянского культ. союза, Баку, 1914; Полное собрание стихотворений, Гиз ССР Армении, Эривань, 1932. На грузинск. яз.: Стихотворения, Под редакцией и с предисл. И.Грашашвили, Тифлис, 1918. В переводе на русск. яз.: Поэзия Армении, Под редакцией В.Брюсова, М., 1916; Шарти, Армянские поэты, Саратов, 1916.

II. Макинцян. Статья-предисловие к «Полному собранию стихотворений» Саят-Новы, Эривань, 1932; ЛавонянГ., Там ты - Саят-Нова, жизнь и литературная деятельность; Сурхатян, Литературные перлы, т.I, Тифлис, 1932; Его же, Саят-Нова, в журн. «Нор-Ашхар», 1922, №1, стр.97-98. На русском яз.: БрюсовВ., Поэзия Армении М., 1916, стр.59-64. На груз. яз.: Леонидзе, Ашуг Саят-Нова, Тифлис, 1930.

СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ

СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ - см. Обрядовая поэзия.

СВАНГ

СВАНГ (swang) - своеобразный жанр культового представления, бытующий в современном Пенджабе (Индия). Текст С. частью рецитируется и поется, частью воспроизводится в драматической игре; исполнителями выступают жрецы.

Библиография:

TempleR.C., The Legends of the Panjab, Bombay, 1884; Его же, ст. в «Indian Antiquary», 1881, v. X.

СВЕВО

СВЕВО (точнее Звево) Итало (Italo Svevo, 1861-1928) - «итало-австриец», псевдоним крупного итальянского писателя триестинца Этторе Шмиц (Ettore Schmitz). Свево приобрел известность прежде всего во Франции, где Ларбо (см.), Джойс (см.) и специалист по итальянской литературе Кремье провозгласили его единственным современным итальянским романистом мирового значения. Первый роман С. «Una Vita» (1892) прошел почти незамеченным. Полное молчание, встретившее второй роман С. - «Senilita» (1898), побудило автора бросить перо. Через 20 лет дружба и горячее одобрение Джойса возвращают С. литературе. В 60 лет он пишет «La Coscienza di Zeno» (1923), роман, приветствуемый французской критикой (перев. 1927) как крупнейшее произведение «итальянского Пруста».

Романы С. автобиографичны: его основная тема - находящийся в конфликте с миром, постоянно колеблющийся герой, пристально наблюдающий за своими душевными движениями. В первом романе - это молодой провинциал, начинающий служебную карьеру; противоречивость чувств и ряд неудач приводят его к самоубийству. «Senilita» дает драму преждевременной старости героя, неудовлетворенного собой и жизнью, становящегося мучеником слепой страсти. Последний роман - род исповеди, якобы написанной неврастеником-пациентом врача-фрейдиста. Жизненные успехи С., восхождение по социальной лестнице от банковского служащего до крупного коммерсанта, отразились в его творчестве. Герой романа - Дзено - приемлет существование как приятную необходимость, освобождая себя от лишнего груза идей и моральной ответственности.

Библиография:

I. Кроме указанных трех романов несколько рассказов, собранных в посмертном издании «La novella del buon vecchio e della bella fanciulla e altri scritti», Milano, 1929.

II. PiceniE., La Bancarella delle novita, Milano, 1928; SteinbergF., L’opera di italo Svevo, Trieste, 1928; Спец. №№журн. «Convegno», Milano, 1929, №1-2; «Solana», Firenze, 1929, 3-4, March - April (со ст. Эренбурга и др.).

III. HellwigK. u. MetelmannE., Italo Svevo. Bibllogr., «Schone Literatur», 1929, S. 406; KunitzS.J., Authors today and yesterday, 2-nd. ed., N.Y., 1934.

СВЕНТОХОВСКИЙ

СВЕНТОХОВСКИЙ Александр (Aleksander Świetochowski, 1849-) - польский писатель, идеолог буржуазной Польши. Начал свой литературный путь в качестве сторонника «позитивизма» (см. Польская литература), либерала, «прогрессиста». Преисполненный презрения к «толпе», к массе, противник шляхетского романтизма, потерявшего почву после восстания 1863, с одной стороны, и рабочего движения - с другой, индивидуалист, признающий только избранников, «аристократов духа», С. стал кумиром польской буржуазной интеллигенции. В меру того, как крепла буржуазия и классовая борьба разгоралась с большой силой, С. все больше переходил на позиции самой оголтелой реакции. Вчерашний «гордый» индивидуалист разоблачает себя как самый обыкновенный мракобес.

В своих художественных произведениях С. проводит те политические идеи, к-рые развивает как публицист. Его рассказы посвящены национальной борьбе. Таковы три его нашумевших в свое время рассказа, посвященных беднякам-иностранцам, пришедшим в Польшу искать работы. Украинец, еврейка и немец погибают в неравной борьбе за существование с коренным населением. Антидемократизм тенденции рассказов С. выражен в предисловии к ним автора: в народных низах, пишет С., господствует власть грубых инстинктов, следствием чего может быть лишь кровавая расправа. Одна и та же концовка во всех этих рассказах («Я прощаю тебе, что ты хотел работать у нас и быть нашим братом») толковалась различно. В ней усматривали «скорбную иронию», даже «грозное предостережение тому племенному фанатизму, который готов выжить из «своей» страны честный и работящий элемент»; однако элементы шовинизма в сочетании с антидемократизмом и враждой к рабочему движению достаточно выражены и в первый, «прогрессивный», период деятельности С. При всем своем презрении к «грубым» методам борьбы с «инородцами» С. вряд ли признавал за ними право на существование и труд в Польше. Все это создает достаточно целостный облик буржуазного писателя и публициста, эволюция которого вполне последовательно закончилась в рядах «народовой демократии».

Библиография:

I. Pisma, T.I-VII, Warszawa, 1896-1899; из невошедших в собр. сочин. Drygałowie, 1914; Nałęcze 1929 (романы); Duchy, 1900-1909 (цикл драм) и др.

II. ЯцимирскийА.И., Новейшая польская литература. От восстания 1863 года до наших дней, т.I, СПБ, 1908 (главы VI и XII), т.II, СПБ, 1908 (глава I).

Предыдущая страница Следующая страница