Наши партнеры

ставки на киберспорт dota
https://zaimdozp.vip moneyboom оформить онлайн кредит на карту.

Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "С" (часть 4, "СВЕ"-"СЕЙ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 4, "СВЕ"-"СЕЙ")

СВЕРХРЕАЛИСТЫ

СВЕРХРЕАЛИСТЫ - см. Сюрреалисты.

СВЕТЛА

СВЕТЛА Каролина (Karolina Svetla, 1830-1899) - чешская писательница. Р. в Праге. Первая книга С., сборник рассказов из деревенской жизни «Двойное пробуждение» (Dvoji probuzeni), вышла в 1858. В ряде мелких рассказов Светла идеализирует деревенскую жизнь. Темой рассказов является всегда любовная история, вокруг которой группируются отдельные эпизоды. Из множества произведений писательницы значительный интерес представляет роман «Крест у речки» (Kriz u potoka), в к-ром С. удалось удачно использовать фольклор чешской деревни. В творчестве С., довольно плоском и художественно беспомощном, представляет интерес только прекрасное знание быта и фольклора чешской деревни. Именно эта сторона творчества С. имела значительное влияние на чешский крестьянский роман.

Следует также упомянуть ее «Воспоминания» (Upominky, 1874), к-рые однако страдают отсутствием объективности.

Библиография:

NovakA. i J.V.Prehledne dejiny ceske literatury, 3 vyd., Olomouc, 1922.

СВЕТЛОВ

СВЕТЛОВ Михаил Аркадьевич (1903-) - современный поэт. До 1927 член ВЛКСМ. Как поэт С. сформировался в 1924-1927. Входил в группу «Перевал» (см.), позднее - в РАПП (см.). Социалистическая революция сделала С. поэтом и определила строй его поэзии.

Торжественный романтический пафос нашей революции - характернейшая черта творчества С. В его книгах большое место занимает гражданская война - в пороховом дыму, бряцании сабель, ржании походных коней. Героика борьбы и смерти за революцию нашла себе яркое выражение в ряде лучших романтических стихотворений С. («Гренада», «Звезды», «Пирушки», «Двое», «В разведке», «Граница», поэма «Хлеб» и др.). Герои С. - это символы огромного духовного подъема массы в героической борьбе. Типичен для С. герой «Гренады». Но мироощущение С. не столько активное, сколько жертвенное. Он прославляет смерть в борьбе. С. мастерски использует контрасты - тщательное детализирующее описание обстановки действия и действующих лиц сочетается у него с лирически приподнятым, пафосным воспеванием революции.

Скрестив в своем творчестве поэтическое оружие иронии с лирическим «intermezzo», С. создал своеобразный жанр стихотворного раздумья. В лиричности и в иронии С. оказался наследником и учеником Гейне. Но С. вовсе не «советская копия» Гейне. Ирония для С. средство отрицания не действительности в целом, а лишь отдельных ее, неприемлемых для нового общества сторон и качеств. Ирония С. обращена и по адресу того воображаемого «железобетонного» оппонента, к-рый захотел бы отрицать возможность большой искренней человеческой любви у людей современности. В одном из своих лучших стихотворений «Старушка» (1927) С., прямо обращаясь к громыхающему «ваятелю красных человеческих статуй», иронически кается:

«Простите меня - я жалею старушек,

Но это - единственный мой недостаток».

Ирония служит у С. для усиления контраста между теми явлениями будничной и вместе с тем подлинно революционной жизни, к-рые он хочет лирически возвысить, облагородить, и теми сторонами действительности, к-рые требуют устранения, отрицания. Объекты сатирического осмеяния С. - это схоласты, леваки, упрощенцы. Их он высмеивает преимущественно косвенно как реальных, а иногда воображаемых оппонентов (стих. «На море», «Живые герои», «Проводы» и др.). Ирония насыщена глубокой ненавистью в тех случаях, когда С. обращается к врагам революции («Нэпман»). Иногда ирония переходит в мягкий юмор, подчеркивая теплое, интимное отношение поэта к описываемому.

Мировоззрение С., формировавшееся в годы нэпа, противоречиво. Пройдя боевую школу комсомола эпохи военного коммунизма, С. все же не сумел преодолеть некоторых мелкобуржуазных интеллигентских черт. Они особенно сказались в годы восстановительного периода. Романтика гражданской войны заслонила для него на время созидательные задачи нового этапа революции. Военная опасность, одно время особенно остро грозившая Советскому Союзу с западных границ, вопринимались С. в 1927 («Перед боем») как явление почти «положительное». Выражая боевую готовность защищать свою социалистическую родину, С. в то же время представляет настроения стихийно-анархического недовольства периодом мирного строительства. Оборотная сторона этого политического настроения - пессимизм, достигающий остроты в ярком, но идейно ущербном стихотворении «Дон-Кихот» (1929). В это же время С. создал ряд первоклассных стихотворений. Такова напр. «Рабфаковка» (1925), в к-рой С. удалось дать тонкую по мастерству цепь художественных сближений между девушкой-героиней гражданской войны, и рабфаковкой, берущей твердыни учебных зачетов. Таково также скупое, но крайне выразительное стихотворение «Баллада о чекисте Иване Петрове» (1933).

Нередко, когда С. обращается к поэтическому воплощению героических тем современности, стих его теряет лиричность, становится суше, газетней, прозаичней («Над Москвой», ряд газетных стихов о челюскинцах и др.).

Упадочные, пессимистические мотивы в настоящее время С. преодолевает. С. идет по правильному пути, - он не отметает основного созданного им в прошлые годы, не зачеркивает свой лирико-иронический, романтический подход к действительности, а старается насытить его новым и свежим социальным материалом.

Библиография:

I. Рельсы, Стихи, предисл. В.Рожицына, изд. «Молодой рабочий», Харьков, 1923; Стихи, изд. «Молодая гвардия», Л., 1924; Стихи о себе, изд. «Молодой рабочий», Харьков, 1923; Корни, Стихи, изд. «Московский рабочий», М., 1925; Ночные встречи, Стихи, изд. «Молодая гвардия», (М.), 1927; Хлеб, Поэма, изд. «Московский рабочий», М. - Л., (1928); Книга стихов, Гиз, М. - Л., 1929; Избранные стихи, изд. «Огонек», М., 1929; Гренада, изд. «Молодая гвардия». (М.), 1930; То же, Гиз., М. - Л., 1930, Избранные стихи (1923-1931), изд. «Федерация, М., 1932; Избранные стихи, Гослитиздат, М., 1935. Для детей: Горнист, изд. «Молодая гвардия», (М.), 1931.

II. Машбиц-ВеровИ.М., Корни и «корни». О поэзии Михаила Светлова, «Комсомолия», 1925, №8; АсеевН., М.Светлов, «На литературном посту», 1927, №10; ПакентрейгерС., Лирика ума (М.Светлов), «Новый мир», 1927, №10; ПоступальскийИ., Поэзия М.Светлова, «Звезда», 1929, №4; РыковаН., Михаил Светлов, «На литературном посту», 1929, №17; ВиноградовИ., О творчестве М.Светлова, там же, 1929, №20; СурковА., Поэзия на новом этапе, «Молодая гвардия», 1931, №5-6; СоловьевВ., Михаил Светлов, «Ленинград», 1930, №3; ЛейтесА., Перевооружение романтики. М.Светлов, «Литературная газета», 1933, №57, 11 дек. Отзывы: СмирновН., «Красная новь», 1923, №7 (о «Рельсах»); ИсбахИ., «Октябрь», 1924, №1; Лаврова Кл., «Вестник книги», 1924, №4-5; ИсбахИ., «Книгоноша», 1924, №16 (о «Стихах»); ВеровА., «Октябрь», 1925, №5; Машбиц-ВеровИ., «Новый мир», 1925, №6 (о «Корнях»); Оксенов Ин., «Звезда», 1927, №8; ПоступальскийИ., «Красная новь». 1927, №7 (о «Ночных встречах»); Его же, «Новый мир», 1929, №5 (о поэме «Хлеб»); ЗелинскийК., «Литературная газета», 1929, №12; ЗенкевичМ., «Новый мир», 1930, №2 (о «Книге стихов»).

III. ВладиславлевИ.В., Литература великого десятилетия (1917-1927), т.I, М. - Л., 1928.

СВИНБЕРН

СВИНБЕРН - см. Суинберн.

СВИРИС

СВИРИС П. (Р. Sviris - Петр Блумфельд, 1890-) - латышский пролетарский поэт, критик, переводчик, журналист. Р. в семье мелкого ремесленника, в деревне. Окончил Вольмарскую учительскую семинарию, учился в ун-те им. Шанявского в Москве. Член ВКП(б) с 1911. Принимал активнее участие в Февральской и Октябрьской революциях в Москве. С 1918 по 1921 доброволец в Красной армии. Редактировал военно-научные журналы: «Гражданская война», «Революционный фронт», «Армия и революция». С 1922 - на советской и партийной работе. Литературную деятельность и сотрудничество в рабочей печати С. начал в 1910 в рабочих латышских газетах «Северное сияние» (Ziemeę-blāzma), «Новое время» (Jaunais Laiks) и др. С 1917 участвует в латышских изданиях в СССР. Отдельными книгами вышли: сборник стихов «Политические памфлеты о родине» (Politiski pamfleti par dzimteni, 1925), поэма «Год металла» (Metala gads, 1926), пьеса в стихах «9 января» (9 janvaris). Темы творчества С. в дореволюционный период - отношения между угнетенными и угнетателями, гл. обр. батрацкая жизнь; в период революции - героика гражданской войны, борьба за социалистическое общество и мировую победу пролетариата; темы социалистического строительства. Поэзия С. политически и социально насыщена, актуальна, глубоко реалистически прочувствована. Ее тематика охватывает революционные устремления латышского фабричного рабочего, батрака, бедняка-крестьянина, темы об индустриализации СССР. В переводе С. на русском яз. вышли несколько произведений латышской литературы: книги Р.Эйдемана «Степной ветер» (Ielenktie), «Местечковые рассказы» (Miesticka stāsti), А.Цеплиса «Отрицатели» (Noliedzeji), «Маленские волки» (Malienas vilki) и роман латвийской писательницы А.Краузе-Озолинъ «В вертящихся дверях» (Virpuęa durvīs). В 1926 в переводе С. издан сборник статей Ленина на латышском яз. («1905 год»). С. - переводчик 6-томника избранных сочинений Ленина на латышский язык.

СВИРСКИЙ

СВИРСКИЙ Алексей Иванович (1865-) - писатель-беллетрист. Р. в бедной еврейской семье. С 12 лет С. скитался по всей России, был в Персии и Турции, находя временный приют в тюрьмах, ночлежных домах и притонах. Работал портовым грузчиком, упряжным в донецких шахтах, чернорабочим на вышках Баку, на виноградниках и табачных плантациях Кавказа и Бессарабии. Первое стихотворение С., посвященное памяти А.Кольцова, было напечатано в 1892 в газ. «Ростовские н/Д. известия». С этих пор С. начал регулярно писать очерки из босяцкой жизни. Первые книги - «Ростовские трущобы», «По тюрьмам и вертепам», «Погибшие люди» - вышли в 1893, 1895, 1898, получив одобрение критика Скабичевского. С. написано до 20 книг - рассказов, очерков, повестей и пьес. После Великой Октябрьской пролетарской революции С. вступил в партию. В период гражданской войны был в Красной армии, с 1921 принимал участие в работе Всероссийского союза писателей.

Один из старейших пролетарских писателей, С. своим творчеством отражает процесс революционного формирования пролетарских масс и роста классового самосознания. В основе его творчества лежит суровый жизненный опыт пролетария. Темы произведений С.: жизнь городского «дна», ремесленного пролетариата, еврейской бедноты, фабричных рабочих, шахтеров, обывателей, интеллигенции и др. Особенно убедительны у С. картины жизни выбитых из колеи людей - босяков, воров, проституток, нищих, еврейской бедноты. Изображением этих сторон русской дореволюционной действительности С. обогатил литературу, внес в нее новые темы, новые типы.

Очерки и рассказы из рабочей жизни в художественном отношении уступают трущобным и тюремным очеркам. Сила этих очерков в том, что они насыщены непримиримым протестом и ненавистью к эксплоататорскому строю. Центральное место занимает повесть «Записки рабочего», появившаяся в 1907 и тогда же сожженная по постановлению петербургской судебной палаты. Тема повести - рост сознательности молодого пролетария, к-рый приходит к убеждению в необходимости борьбы не только с капиталистами-хозяевами, но и со всей политической системой царской России. Однако произведение это носит черты «агитки», не свободной и от идеологических ошибок (противопоставление жизни русских рабочих почти «идиллическому» существованию западных пролетариев). Живее и художественно ярче очерки, изображающие жизнь ремесленного пролетариата, гл. обр. молодежи («Дебют» и др.), а также еврейского ремесленничества («Портной Хацкель»).

Особое место в творчестве С. занимает изображение детей и подростков городской окраины. С. дает яркие и красочные картины жизни полунищей и совершенно нищей детворы, вынужденной с ранних лет в ожесточенной борьбе добывать себе кусок хлеба («Дети улицы», «Первый выход», «Вор» и повесть «Рыжик» - наиболее популярные произведения С. о детях). Особенно хороша повесть «Рыжик».

Послеоктябрьская действительность еще не нашла своего отражения в творчестве С. Рассказы С. из послереволюционной жизни («Стальное сердце», «Хорошая жизнь» и др.) художественно слабы. Зато автобиографическая повесть «История моей жизни», рисующая тяжелое детство автора, его скитальческую голодную жизнь, жестокую борьбу за существование и постепенное осознание порочности существовавшего общественного строя, представляет яркий и волнующий документ недавнего прошлого. «История моей жизни» написана уверенной рукой писателя, владеющего техникой реалистического, глубоко правдивого художественного повествования.

Библиография:

I. Собр. сочин., 6тт., изд. «Освобождение», СПБ, 1909-1916 (т.VI - изд. «Северные дни»); Полное собр. сочин., с автобиограф. и критико-биограф. очерком И.Кубикова, 10тт., «Зиф», М. 1928-1930; История моей жизни, изд. «Советский писатель», М., 1935.

II. Машбиц-ВеровИ., Творчество А.Свирского, «На литературном посту», 1926, №2; ГроссманЛ., А.Свирский, «Красная нива», 1926, №12; ДинамовС., А.Свирский, «Книгоноша», 1926, №14; Соболев Юр., А.Свирский, «Журналист», 1926, №3; Смирнов-КутачевскийА., Мастер очерка, «Красная новь», 1929, №11.

III. ВладиславлевИ.В., Русские писатели, изд. 4, М. - Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия (1917-1927), т.I, М. - Л., 1928; Писатели современной эпохи, т.I, ред. Б.П.Козьмина, М., 1928.

СВИФТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВОБОДНЫЙ СТИХ

СВОБОДНЫЙ СТИХ (франц. «vers libre», итал. «verso libero», немец. «freie Rhythmen») - термин, применявшийся различными поэтическими школами к разнообразным попыткам реформировать устоявшиеся и канонизованные традицией формы организации стиха и вне конкретного исторического окружения лишенный какого-либо определенного содержания.

Так напр. во французской классической поэзии, на фоне закрепленного правилами употребления стихов равной длины, термином «vers libre» отмечали (напр. у Мольера) сочетание в одном произведении стихов неравносложных, но в согласии с правилами четких по числу слогов. Такого рода стихи в России получили распространение под названием вольных (см.). Независимо от подобного употребления термина «С.с.» ряд представителей французской поэзии конца XIX и начала XXвв. (Г.Кан, Ж.Лафорг, Р.Гиль, А.Рембо, Вьеле-Гриффэн и др.), объединили под понятием С.с. целый рад довольно разнородных задач: пользование нечетносложными размерами, свобода размещения цезуры, переоценка роли «e muet» в стихе и др. Многие из этих исканий были перенесены на русскую почву школой русских символистов, к-рые однако включили в понятие С.с. также ритмические формы совершенно иного порядка, построенные на параллелизме - так наз. freie Rhythmen, заимствованные из немецкой поэзии (Гёте, Гейне) и ранее культивировавшиеся у нас Фетом, затем Блоком, Кузьминым. Иногда С.с. называют и так наз. «паузник», допускающий колебание числа слогов (от 1 до 2) в междуударных промежутках. С.с. называли и акцентный стих, разработанный Маяковским и получивший в современной советской поэзии широкое распространение; этот С.с. не имеет ограничений в числе междуударных слогов и строится на счете ударяемых слогов стиха (см. Дольник).

Библиография:

Русская литература по С.с. дана в кн.: ШтокмарМ.П., Библиография работ по стихосложению, (М.), 1933 (см. по предметному указателю). Vildrac Ch., Le Verlibrisme, Ermont (Seine-et-Ofse), 1902; BeraudH., L’Heritage des symbolistes. Origines, technique ot defense du vers libre francais, P., 1906; KahnG., Le vers libre, P., 1912; DondoM., Vers libre. A logical development of french Verse, P., 1922; DujardinE., Les premiers poetes du vers libre (Les hommes et les idees), P., 1922; Benoist-HanappierL., Die freien Rhythmen in der deutschen Lyrik, Halle, 1905.

СВЫДНИЦКИЙ

СВЫДНИЦКИЙ Анатоль Патрикеевич (1834-1871) - украинский писатель. Сын священника. Р. в д. Маньково на Подолии. Учился в духовной семинарии, затем в Киевском ун-те. Учительствовал в Миргороде (1860-1862), служил по акцизному ведомству (1862-1869), работал в центральном архиве (1869-1870) и пытался даже в 1870 получить сан и приход священника.

С. отображал действительность 40-60-х гг. односторонне и сочувственно, показывая гл. обр. чиновничество и духовенство. Главное его произведение «Люборацькi» рисует распад духовенства 30-40-х гг. XIXв. в условиях капиталистического развития, ломку патриархальных форм жизни и воспитания. Симпатии автора на стороне «старосветских батюшек». Отрицательно изображая процессы разложения патриархализма среди духовенства, С. усматривал причины его в «неукраинском» воспитании. С. - приверженец системы националистического буржуазного воспитания.

Определенное художественное значение имеет в «Люборацьких» описание бурсы 30-40-х гг., но от «Очерков бурсы» Помяловского, написанных одновременно (1862-1863), изображение С. существенно отличается своей националистической тенденцией. Тематика рассказов и очерков С. разнообразна (до 18, печатались на русском языке в 1869-1872 в «Киевлянине»): здесь и легенды о разбойниках («Неразгаданный преступник»), и люмпены («Жебраки»), и чиновники («Хоч з мосту та в воду»), и среда духовенства («Гаврусь и Катруся»), и ростовщики («Орендар»). С. использовал очерки из демократической русской литературы 50-70-х гг. Для его рассказов характерно либерально-объективистское отображение украинской действительности.

Художественное значение С. прежде всего в том, что он один из первых в укр. литературе четко выразил принципы реализма с его жанрами бытовой повести и романа и тенденцией к внешней картинности и бытовой детали. В «Люборацьких» внешне изобразительные описания и жанровые сцены чередуются с попытками психологического показа персонажей. Язык «Люборацьких» свободен от этнографических примитивов М.Вовчка, Олельковича, Носа и др. представителей этнографического реализма 50-60-х гг.

Библиография:

Люборацькi, вид. «Час»; Оповiдання, «Книгоспiлка», Киiв, 1927.

СЕВАК

СЕВАК Рубен (1885-1915) - псевдоним известного зап.-армянского поэта Рубена Чилингаряна. Р. в Силивре (Турция), Учился в средней школе в Константинополе, затем - на медицинском факультете в Лозанне (Швейцария).

Содержание поэзии С. составляют гл. обр. националистические мотивы протеста против социального неравенства. Из зап.-армянских досоветских писателей С. выделяется своей демократической настроенностью в ряде стихов.

Под впечатлением Киликийской резни 1908 Севак написал поэму «Красная книга». Из литературного наследия С. заслуживает внимания высокохудожественое стихотворение «Трубадуры», заклычающее в себе мысль о деградации искусства при капитализме С. - автор целого ряда интимно лирических стихов, отличающихся глубокой эмоциональностью. Произведения С. рассеяны по страницам зап.-армянской прессы.

В 1915, во время армянской резни в султанской Турции, С. был убит.

СЕВАМОНО

«СЕВАМОНО» - одна из двух основных категорий пьес театра Кабуки. Тогда как для одной категории - «дзидаймоно», исторической трагедии, - характерным является героико-романтическая тематика, вторая - «севамоно», бытовая драма, - характеризуется сентиментально-дидактическим уклоном.

В «С.» налицо характерные черты «мещанской драмы». Сюжеты пьес «С.» взяты из жизни феодального города (эпоха Эдо) с его купцами, ремесленниками, приказчиками, слугами, с его бродягами и разбойниками, проститутками и пр. Антагонизм между чувством и долгом зачастую лежит в основе развития действия в пьесах «С.».

Основоположником «С.» является знаменитый драматург Тикамацу Мондзаэмон (1653-1724), с такими его монументальными произведениями, как «Умэгава Тюбэй», «Охан-Тёэмон» и др. «С.» эпохи Тикамацу называется «Ко-севамоно», т.е. старый «С.». Пьесы «С.» после драматургов Цуруя Намбоку (1751-1829) и Каватакэ Мокуами (1830-1893), как напр. «Иоцуя Кайдан», «Саннин-Китиза», «Нэдзуми-Козо» и др., называются «син-севамоно», т.е. новый «С.», или «ки-севамоно» - свежий «С.». «С.» продолжает развиваться и после «революции Мейдзи» и называется уже «зангиримоно» («коротко остриженная голова»), т.е. пьесы, где встречаются действующие лица с коротко остриженной головой в противоположность прежним персонажам со старыми замысловатыми прическами. В общем «С.» представляет собой социально-бытовую драму того времени, т.е. драму, в к-рой выведены страдания угнетенных самураями мещан, стремления их к новой жизни, их борьба за свободу.

Однако разделение пьес Кабуки на «С.» и «дзидаймоно» не выдерживается строго. Так, в ежедневных программах спектаклей Кабуки обычно первая пьеса - историческая трагедия, а вторая - бытовая драма, причем зачастую персонажи первой, напр. самураи, выведены во второй уже в другой роли - роли мещанина. Эти смешения «С.» и «дзидаймоно» продолжались и после «революции Мейдзи».

СЕВЕРЕН

СЕВЕРЕН Фернанд (Fernand Severin, 1867-) - бельгийский поэт. Р. в семье богатого фермера. Писал на французском языке. Начало его лит-ой работы связано с журн. «Молодая Бельгия». Сильное влияние парнасцев и символистов заметно на содержании и форме стихов С. Его творчество выражает мировоззрение феодально-патриархальных групп, страшившихся роста промышленного капитализма. Чувство горечи и неудовлетворенности, протест против натиска города заставляют С. искать одиночества и близости к природе. Поэзия С. проникнута своеобразным пантеизмом («La solitude heureuse», 1904; «La source au fond des bois», 1925). От раздражающей действительности С. уходит в мир снов и фантастики, населенный призрачными образами («Lys», 1888; «Le don d’enfance», 1891). Лирика С. имеет много общего с лирикой Виньи, Шелли, Верлена, достигая порой большого эмоционального подъема и музыкальности.

Библиография:

Poemes ingenus, P., 1899; Poemes, P., 1908.

СЕВЕРНАЯ ПЧЕЛА

«СЕВЕРНАЯ ПЧЕЛА» - газета, негласный орган III Отделения, основана в 1825. Редактор-издатель с 1825-1830 - Ф.В.Булгарин, с 1831-1859 - Булгарин и Н.И.Греч, с 1860-1864 - П.С.Усов. До 1831 выходила 3 раза в неделю, с 1831 - ежедневно. Пропаганда патриотизма и благонамеренности, утверждение охранительных тенденций - основное содержание газеты.

Ведущую роль в «С.п.» играл Булгарин, к-рого шеф жандармов Бенкендорф, по собственному признанию, «употреблял по своему усмотрению по письменной части на пользу службы». «С.п.» пользовалась монополией помещения политических известий, всевозможными способами выражая свое отвращение к конституциям, к парламентским ораторам Франции и Англии, представляя последних как крикунов и вольнодумцев, нуждающихся в полицейском внушении. Помимо внутренних и иностранных новостей газета печатала нравоописательные рассказы, библиографию, «смесь» и моды. Литературно-критическая часть «С.п.» отразила быструю эволюцию Булгарина от внешней близости к декабристам до лит-ой работы по заказу III Отделения. Начав литературный отдел печатанием произведений Пушкина и Рылеева и восторженной оценкой поэмы последнего «Войнаровский», она дошла затем до прямой травли Пушкина, помещая фельетоны, полные издевательских выходок по адресу поэта, упреков за прошлое «вольнодумство» и т.п. В школе французских романтиков «С.п.» видела наследие французской революции, разрушительницу нравственности и устоев государственности. Творчество Гоголя характеризовалось газетой как изображение без всякой нравственной цели «заднего двора жизни человечества» В критических статьях «С.п.» доходила не олько до прямой ругани, но и занималась доносами на писателей. После Крымского разгрома в связи с радикализацией общественного мнения круг читателей газеты начал сокращаться. Попытка Усова преобразовать «С.п.» по типу больших иностранных газет (формат, расположение отделов) не увенчалась успехом. В 1864 «С.п.» прекратила свое существование.

Библиография:

КаратыгинП., «Северная пчела». Годы 1825-1859, «Русский архив», 1882, №4; УсовП.С., Из моих воспоминаний, «Исторический вестник», 1882, I-III, V, 1883, II-V, 1884, III; ЛемкеМ., Николаевские жандармы и литература 1826-1855 гг., изд. 2, СПБ., 1909; СтолпянскийП., Пушкин и «Северная пчела», «Пушкин и его современники», вып.XIX-XX, СПБ, 1914, и вып.XXIII-XXIV, П., 1916; ПиксановН.К., Два века русской литературы, изд. 2, М., (1924), стр.120-122, 166-167; ГречН.И., Записки о моей жизни, изд. «Academia», М. - Л., 1930 (в комментариях - новые материалы к истории «С.п.» и ее писателей).

СЕВЕРНЫЙ ВЕСТНИК

«СЕВЕРНЫЙ ВЕСТНИК» - журнал, сыгравший видную роль в литературном движении конца XIXв. (выходил в Петербурге с 1885 по 1898). Основан А.Евреиновой, редактировавшей журнал до 1889, был приютом для группы народников во главе с Н.Михайловским (Г.Успенский, Протопопов, ЮжаковВ.В. и др.) после закрытия в 1884 «Отечественных записок». «С.в.» не являлся однако чисто народническим органом, стремясь к консолидации всяческих либерально-прогрессивных сил. В 1890 «С.в.» был приобретен группой во главе с Л.Гуревич, ставшей издателем, а в дальнейшем и редактором журнала (1891-1895 редактор - М.Н.Альбов). В 1891 народническая группа отделилась от «С.в.» и создала собственный орган, овладев «Русским богатством». В 90-х гг. «С.в.» становится проводником идеалистической реакции в критике и нарождающегося символизма в художественной литературе. Журнал обильно печатает Мережковского (первый манифест русских символистов - статья «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», роман «Отверженный», стихи и др.), Сологуба (роман «Тяжелые сны», рассказы, стихи), Минского (статьи, стихи), З.Гиппиус (рассказы, стихи), Бальмонта. Наряду с отечественными журнал пропагандирует западных символистов, импрессионистов, печатая переводы Метерлинка, Ибсена, Гамсуна, Гауптмана, д’Аннунцио и др. С 1890 главным идеологом и фактическим редактором «С.в.» становится А.Волынский. При новой редакции журнал открывает борьбу против идеологии революционной демократии, против традиций 60-х гг. и даже против современного народничества, ополчается против Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Михайловского. С позиций воинствующего идеализма журнал борется с материалистическими тенденциями, с позитивизмом, утилитаризмом, с реализмом и натурализмом в литературе, бросает антиобщественные лозунги, отстаивает аполитичность в искусстве; публицистической критике противопоставляется философская, эстетике Чернышевского - эстетика Рескина. Журнал поднимает на щит Лескова, Достоевского, А.Григорьева, «Переписку» Гоголя, приветствует всячески проявления идейной реакции - антиобщественный индивидуализм, эстетизм, «религиозные искания» и др. В журнале наряду с художественной литературой и лит-ой критикой были представлены - научный отдел, внутреннее обозрение, политическая хроника, обзоры политико-экономической жизни за границей, особенно широко поставленный областной отдел и т.д. В общественно-политическом разделе журнал продолжал печатать прогрессивно-либеральные статьи, ориентированные на читателя-земца. Этот эклектизм, промежуточность журнала привели его к краху в 1898.

Библиография:

Евгеньев-МаксимовВ.Е. и МаксимовД., Из прошлого русской журналистики, Л., 1930 (стр.85-128; «Северный вестник и символисты»); Чешихин-Ветринский, Очерк истории журналистики за вторую половину XIXв. (в «Истории русской литературы XIXв.», Под редакцией Д.Н.Овсярико-Куликовского, т.V); ГуревичЛ., История «Северного вестника», «Русская литература XXв. 1890-1910г.», Под редакцией С.А.Венгерова, т.I, вып.3, б.г.; МолоствовН.Г., Борец за идеализм (А.Л.Волынский), изд. 2, СПБ, 1903; МезиерА.В., Словарный указатель по книговедению, П., 1924, стр.310-311, 839.

СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - см. Соединенных Штатов литература.

СЕВЕРЯНИН

СЕВЕРЯНИН Игорь (псевдоним Игоря Васильевича Лотарева, 1887-) - поэт. По происхождению дворянин. В настоящее время белоэмигрант.

Выученик «салонных» поэтов - Фофанова, Лохвицкой, Бальмонта, - С. в 1911 выступил в брошюре «Ручьи в лилиях», как основоположник группы «Эгофутуризма», но вскоре вышел из группы. В период 1910-1917 С. был популярнейшим поэтом мещанства, провозгласившего его «королем поэтов». Первый сб. стихов С. «Громокипящий кубок» (1913-1914) за один год разошелся в 5 изд., произведя фурор в аполитично настроенных буржуазных кругах.

«Эгопоэзия» С. опирается на примитивную философию «всесильного эгоизма, как единственно правдивой и жизненной интуиции», на стремление поставить свой скудный мирок узко личных чувств в центр всего сущего. Однако это не обозначает у С. призыва к углублению в себя. Он провозглашает лишь принцип «изящного» прожигания жизни с «куртизанками».

Изукрашенный эротизм полуприкрыт умолчаниями и «поэзонапевностью» стихов о шуршащих шелках, о будуарах и т.п.

Эгоцентрический примитивизм С. обусловил его тематический круг. В стихах С. нет проблем, нет оригинальных мыслей. С. напевно твердит о нежно-грустной любви пажа к королеве, о томлении неразделенной страсти и жестокости разлуки. Для эмоционального строя стихов С. характерен «салонный» элегизм вокруг любовных тем применительно к запросам сытого мещанина.

Языковое новаторство С. имело чисто эстетские цели и исчерпывалось установкой на салонную «оригинальную красивость» («вуалить, офлерить, офиалить, весениться, ореолочно» и т.д.).

Объявляя себя эгофутуристом, С. однако ни формально ни идейно не имел ничего общего с основным, богемно-бунтарским руслом русского футуризма. Порожденная реакцией после революции 1905, поэзия С. культивирует и освящает общественную пассивность, убаюкивая сладкими мотивами романсов. Страстно борясь с поэзией Северянина, Маяковский писал о ней: «У нее много поклонников, она великолепна для тех, чей круг желаний не выходит из пределов «пройтиться по Морской с шатенками». Войну 1914 С. встретил ура-патриотическими стихами («И я, ваш нежный, ваш единственный, я поведу вас на Берлин» и др.). На Октябрьскую революцию С. откликнулся «позой скорбного утешения» и упованиями на реставрацию старого. В 1920 появилась его «поэза отчаянья». Последние сб. стихов С., изданные за границей, являются пустыми беспомощными бледными перепевами первого десятилетия его поэтической деятельности.

Библиография:

I. Поэзы. Кн. I. Громокипящий кубок, с предисл. Ф.Сологуба, изд. «Гриф», М., 1913; То же, изд. В.Пашуканис, М., 1918; кн.II. Златолира, изд. «Гриф», М., 1914; То же, изд. «Земля», П., 1918; кн.III. Ананасы в шампанском, изд. «Наши дни», М., 1915; кн.IV. Victoria regia, изд. то же, М., 1915; кн.V. Поэзоантракт, изд. то же, М., 1915 (3-е, П., 1918-1919); кн.VI. Тост безответный, М., 1916; Мимозы льна. Поэзоальманах, П., 1916; Поэзоконцерт. Избр. поэзы для публичного чтения, М., 1918; За струнной изгородью. Избр. поэзы, М., 1918, и ряд изданий за границей.

II. ТальниковД., Недоразумение в стихах («Златолира»), «Современный мир», 1914, №6; СадовскийБ., Озимь. Статьи о русской поэзии, П., 1915; РедкоА., Фазы И.Северянина, «Русские записки», 1915, №5; ЧуковскийК., Футуристы, П., 1922; БобровС., Записки стихотворца, кн. II, М., 1923.

III. ВладиславлевИ.В., Русские писатели, изд. 4, М. - Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия (1917-1927), т.I, М. - Л., 1928.

СЕВИНЬЕ

СЕВИНЬЕ Мария де Рабютен-Шанталь, маркиза (Marie de Rabutin-Chantal, marquise de Sevigne, 1626-1696) - вошла в историю французской литературы как выдающийся мастер эпистолярного стиля. По рождению и положению в обществе принадлежала к высшей аристократии, в молодости посещала салон Рамбулье. В своих многочисленных письмах (большая часть к-рых относится к ее дочери, уехавшей в Прованс в 1670) С. рисует широкую картину современных ей великосветских нравов, политической и придворной жизни 1670-1696. Однако она обычно не поднимается до критического осмысления виденного, она не столько анализирует, сколько рассказывает.

Сообщая политические новости или события повседневной жизни, С. дает яркие характеристики людей того времени, в том числе и многих выдающихся деятелей, с к-рыми она была в дружеских отношениях (Ларошфуко, г-жа де Лафайет, Ретц и др.). Ее привлекают философия и литература. Она весьма сведуща в античных и новых писателях; с увлечением читает Квинтилиана, Тацита, восхищается Николем и Паскалем. Прециозная литература еще не утратила для нее своего обаяния (Ла Кальпренед и др.), Корнеля она явно предпочитает Расину, но высоко ценит творчество Мольера. Помимо исторической ценности ее письма обладают большими литературными достоинствами, причем они в значительной степени отражают процветавшее в то время искусство салонной беседы - «causerie». Письма Севинье написаны легким, непринужденным, изящным языком, полны остроумных и образных описаний. По чистоте и красоте языка С. занимает место наряду с величайшими французскими писателями классического века.

Библиография:

I. Lettres, «Collection des Grands Ecrivains de la France», 14 vv., P., 1861-1867; Lettres inedites, 2 vv., P., 1876.

II. BoissierG., M-me de Sevigne, P., 1887; Sainte-BeuveC., Portraits de femmes, P., 1844, 1852, 1870; Его же, Causeries du lundi, t.I, P., 1851; Его же, Nouveaux lundis, t.I, P., 1863; CombesE., Le siecle de Louis XIV d’apres M-me de Sevigne, P., 1886; SteinW., v., Die Sentenzen und Reflexionen der Frau von Sevigne, Lpz., 1903; Abbe Calvet, Les idees morales de M-me Sevigne, P., 1907.

СЕГЮР

СЕГЮР Софи (Sophie Segur, 1799-1874) - французская писательница. Писала романы для детей. С. - дочь Растопчина, известного деятеля времен французско-русской войны 1812, нашумевшего в свое время шовинистическими прокламациями и выпадами против французов. С юношеских лет жила во Франции. Писать начала поздно. Первая книга («Nouveaux contes de fees») вышла в 1857. С. - типичная представительница дворянской знати на ее ущербе, оттесняемой поднимающейся буржуазией. С. старается передать молодым читателям свою феодально-патриархальную идеологию и укрепить основы воспитания в дворянско-религиозном духе.

Сюжет и характеры детских романов С. развиваются обычно в обстановке дворянского поместья. Олицетворением добродетели почти всегда являются герои родственного писательнице класса и слуги, преданные аристократической верхушке. Ненавистное С. буржуазное сословие наделено в ее изображении целым рядом отталкивающих черт. Несмотря на сентиментальный морализирующий тон, отдельные описания и типы отличаются грубостью и резкостью (особенно в «Le general Dourakine», 1864). Романам С. со стилистической стороны свойственны легкость языка и живость изложения. Наиболее известны: «Les petites filles modeles» (1858), «Les vacances» (1859), «Memoires d’un ane» (1860), «Les bons enfants» (1862), «Le malheurs de Sophie» (1864).

Романы С. переводились на русский язык.

Библиография:

I. Записки осла, СПБ. 1864; Приключения Сонички, СПБ, 1864; Примерные девочки, СПБ, 1869; То же, СПБ, 1911 (Золотая биб-ка т-ва Вольф); Каникулы, СПБ, 1870; То же, СПБ, 1911 (Золотая биб-ка т-ва Вольф); Сонины проказы, СПБ, 1911 (Золотая биб-ка т-ва Вольф); После грозы, СПБ, 1911; Маленький горбун, СПБ, 1912, и др.

II. Список произведений и литературы о Сегюр приведен у ThiemeH.P., Bibliographie de la litterature francaise, t.II, P., 1933.

СЕДЕН

СЕДЕН Мишель Жан (Michel Jean Sedaine, 1719-1797) - французский драматург. Р. в Париже, в семье бедного архитектора. Рано потерял отца. В ранней молодости был каменотесом. Позднее стал архитектором, был секретарем Академии архитектуры. В литературе С. дебютировал стихами («Pieces fugitives, 1752), из к-рых особенный успех имело его «epitre a mon habit» (Послание к моему платью, 1752). В 1756 С. начал работать в парижском театре Итальянской Комедии в качестве либреттиста комических опер, музыку к к-рым писали выдающиеся буржуазные композиторы - Филидор, Монсиньи, позже - Гретри. Особый успех имели комические оперы С. «Le diable a quatre» (Переполох, 1756, изд. в 1757), «Blaise le savetier» (Блез башмачник, 1759), «On ne s’avise jamais de tout» (Всего не предусмотришь, 1761), «Le roi et le fermier» (Король и фермер, 1762), «Rose et Colas» (Роза и Колас, 1764).

Захваченный идеями буржуазной реконструкции театра, формулированными Дидро (см.), С. применил их на практике в своей драме «Le philosophe sans le savoir» (Философ, сам того не зная, 1765). Сначала запрещенная цензурой к постановке и шедшая в закрытых спектаклях, затем представленная в театре Французской Комедии, эта пьеса имела громадный успех и сразу укрепила позиции нового буржуазного жанра, явившись его лучшим образцом. Дидро с восторгом приветствовал в С. своего последователя, великолепно реализовавшего его новаторские идеи. Действительно, С. сумел в своем «Философе» облечь четкую, выдержанную, буржуазно-просветительскую идеологию (защита купеческих занятий от дворянского презрения к ним, разрушение сословных преград в вопросах любви, обличение дуэли) в необычайно простую, реалистически полнокровную, эмоционально насыщенную и увлекательную форму. Поднятая на щит энциклопедистами, пьеса С. имела большой резонанс также за пределами Франции.

После «Философа» С. поставил еще в театре Французской Комедии блестящую одноактную комедию «La gageure imprevue» (Нечаянное пари, 1768), фабула к-рой заимствована из новеллы Скаррона «Тщетная предосторожность». Несмотря на большой успех пьес С., он не мог ужиться в придворно-бюрократическом театре Французской Комедии и снова вернулся к писанию либретто комических опер. Он радикально реформировал этот жанр в направлении тех же идей Дидро и положил начало жанру мещанской комической оперы, в к-рой основная серьезная, граничащая с трагедией фабула уснащалась шутками второстепенных персонажей, связанных с традициями итальянской комедии масок. Лучшими мещанскими операми этого стиля явились «Le deserteur» (Дезертир, 1769) и «Richard COur-de-Lion» (Ричард Львиное Сердце, 1786). Последняя сыграла роль в избрании С. членом Французской академии (1786). Мещанские оперы С. пользовались большим успехом в Германии и повлияли на оперную драматургию эпохи буржуазной Французской революции 1789.

Библиография:

I. Собрания пьес Седена в оригинале: Ouvres dramatiques, 5 vv., P., an VIII (1800); Ouvres choisies, publ. p. M.Auger, 3 vv., P., 1813. Критическое издание «Le philosophe sans le savoir», основанное на 2-м парижском издании 1766, дал T.E.Oliver (University off Illinois studies), Urbana, 1913. На русск. яз. перев.: Нечаянный заклад, М., 1779; Беглой солдат, перев. В.Вороблевского, М., 1781; То же - Беглец, перев. В.Левшина, Калуга, 1793.

II. GisiM., Sedaine, sein Leben und seine Werke, Berlin, 1883; ReyA., La vieillesse de Sedaine (Notes sur mon village), P., 1906; Guieysse-FrereE., Sedaine, ses protecteurs et ses amis, P., 1907; GuntherL., L’Ouvre dramatique de Sedaine, P., 1908; ArnoldsonL., Sedaine et les musiciens de son temps, P., 1934; ИвановИ.И., Политическая, роль французского театр а в связи с философией XVIIIв., М., 1895.

III. CurzonH., de, Bibliographie des publications relatives a Sedaine, «Le bibliographe moderne», 1898.

СЕДЕРБЕРГ

СЕДЕРБЕРГ Яльмар (Hjalmar Soderberg, 1869-) - шведский писатель. Р. в Стокгольме, в семье небогатого чиновника. В 1888 поступил в Упсальский ун-т. С. дебютировал в литературе в 1895 большой новеллой из стокгольмской жизни «Forvillelser» (Заблуждение). В 1898 вышел его сборник новелл «Historietter» (Небольшие истории) В 1901 он выпустил роман «Martin Bircks ungdom» (Молодость Мартина Бирка), в к-ром с выдающимся мастерством рисует всю глубину разочарованности и тоски одиночества современной ему мелкобуржуазной молодежи. На собрании рассказов «Framlingarna» (Чужие, 1903) лежит печать явственного воздействия Анатоля Франса и его тонкой социальной иронии. Наконец в 1905 вышел его большой роман «Doktor Glas», где С. по-ницшеански отстаивает допустимость убийства. Проблема этических возможностей отдельного человека ставится и в его драме «Gertrud» (Гертруда, 1906). Переехав в Копенгаген, С. продолжает с неослабевающей энергией свою творческую деятельность. «Det morknar over vagen» (Темнеет над дорогой, 1907), «Vaida sidor» (Избранные страницы, 1908), «Hjartats oro» (Волнение сердца, 1909), пьеса «Aftonst-jarnan» (Вечерняя звезда, 1912), «Den allvar-samma leken» (Серьезнейшая игра, 1912), «Den talangfulla draken» (Талантливый дракон, 1913), «Jahves eld» (Огонь Яхве, 1918), драма на тему о политическом положении после империалистической войны «odestimmen» (Роковой час, 1922), «Resan tile Rom» (Поездка в Рим, 1929) и наконец роман «Jesus Barrabas» (Иисус Варрава), в к-ром С. отождествляет Христа с Варравой, делая из него героя-бунтаря, - вот этапы творческого пути С. Будучи в настоящее время связан с идеологией индивидуального анархизма, С. остается писателем-одиночкой, непонятым и почти забытым.

Библиография:

Гертруда, Драма, перев. Ю.Балтрушайтиса, изд. Антик, М., 1908; По течению. Мелкий дождь. Сатана, майор и придворный проповедник. Воздаяние за грех. Бездомная собака. Тень, «Северные сборники», издание «Шиповник», книга 5, СПБ, 1908.

СЕИД А. Ш.

СЕИД Азим Ширвани (1835-1888), - азербайджанский тюркский поэт. Р. в семье священнослужителя в гор. Шемаха. В юности изучал схоластику в Наджафе, Багдаде и Египте; возвратившись в Шемаху, открыл свою школу.

Находясь под влиянием фарсидских и тюркских поэтов (Сади, Хафиз, Физули и др.), С. в первый период своего творчества, писал гл. обр. элегии и газелы на фарсидском и тюркском языках и мало чем отличался от поэтов старых времен. С. создал ряд художественных интимно-лирических произведений, являясь последним и самым большим мастером школы Физули; однако не этим обусловливается то видное место в азербайджанской литературе, к-рое занимает в ней С. В своих произведениях С. отражал умонастроения тюркской мелкой буржуазии: идеологическая двойственность и колебания сильно выражены в них. С одной стороны, С. тяготел к идеологии прошлого, к консерватизму, к реакции. Он мыслил религиозно, защищал традиции прошлого, выступая против всяких прогрессивных мыслей, восхваляя помещиков, беков, оберегая их интересы. Но порой Ширвани обрушивался на прошлое, развивал либеральные мысли, сатирически высмеивал обычаи, законы своей среды, ратовал за свободомыслие. В ряде сатир он резко критиковал нравы мечети, высмеивал духовенство. Рисуя его беспечную жизнь, он клеймил его за дармоедство. Однако С. не против религии - он ратовал лишь за реформу, отвечающую требованиям «разума религии».

В некоторых своих произведениях С. реалистически показывал взаимоотношения помещиков, ханов с крестьянством. Главное значение С. в азербайджанской литературе определяется именно его сатирико-реалистической направленностью, конкретно выразившейся в разоблачении и резкой критике духовенства.

Как сатирик С. имел огромное влияние на Сабира (см.) и в этом отношении является его учителем.

Библиография:

Избранные стихи, Баку, Азернешер, 1931.

СЕИД Г.

СЕИД Гуссейн - см. Гуссейн Сеид.

СЕИДИ

СЕИДИ Сеид-Назар-Хабиб-Ходжа-Оглы (приблизительно - 1765-1826) - туркменский поэт из племени арсари, рода Кара-Бекаул. Участвовал в качестве руководителя одного из туркменских отрядов в борьбе против войск эмира бухарского Шах-Мурада (1897). Во время похода сына этого шаха Хайдартюре С. бежал в Хиву, откуда был приглашен в Кара-Кала его другом - поэтом Зелели. В бою персов против каракалиских туркмен (племени гоклен) в 1826 С. был взят в плен и убит.

С. - автор высокохудожественных интимно-лирических стихотворений. Из лучших произведений С. известны «Бердеун», «Калимды», «Нигарым», «Эйляр», «Хатыджа» и др.

Подобно большинству туркменских поэтов феодальной эпохи С. гл. обр. воспевал в своих произведениях ханов, беков и др. феодальных властителей. Однако С. в некоторых своих стихотворениях отразил борьбу туркмен с Хивой и Бухарой и эпизоды «аламанчилика» - набегов туркмен на Персию. Этими мотивами творчество С. резко отличается от других чисто лирических туркменских поэтов той эпохи.

Библиография:

Саидинин Ошуглары (Стихи Сейди), собр. Кульмухамедовым, Ашхабад, 1926.

СЕЙНТСБЕРИ

СЕЙНТСБЕРИ Джордж (George Edward Bateman Saintsbury, 1845-1931) - английский литературовед. Профессор литературы в Эдинбургском ун-те; автор огромного количества работ, из к-рых наиболее значительны «A history of criticism and literary taste in Europe» (История критики (от древнейших времен), три тома, 1900-1914), «A history of English prosody» (История английского стихосложения, 3тт., 1906-1910), «A history of the French novel» (История французского романа, 2тт., 1917 - 1919); редактор коллективной истории европейской литературы «Periods of European literature». Обладая исключительной начитанностью, С. был в то же время по существу не столько ученым, сколько дилетантом. Он типичнейший представитель той стопроцентной вкусовщины, к-рая характерна для английской буржуазной критики эпохи империализма. С. принципиально отрицает всякий метод, всякое наукообразие (кроме чисто библиографической точности). Оценки его часто резко пристрастны, иногда в связи с его политическими взглядами (он был крайний тори). Стиль С. - живой и темпераментный, но перегружен цитатами, намеками, вполне понятными только узкой университетской среде. Все это делает его типичным представителем привилегированной академической интеллигенции Англии.

СЕЙФЕДДИН ОМЕР

СЕЙФЕДДИН ОМЕР - см. Омер Сейфеддин.

СЕЙФЕРТ

СЕЙФЕРТ Ярослав (Jaroslav Seifert, 1900-) - чешский поэт. Р. в Праге. В 1920 С. вместе с рядом молодых писателей примкнул к группе мелкобуржуазных писателей, поэзия к-рых испытывала некоторое влияние революционного подъема рабочего движения. Во главе этой группы стоял выдающийся чешский поэт Волькер. В 1920 С. издал свой первый сборник стихов «Mesto v slzach» (Город в слезах). В своих первых стихах С. жалеет несчастных бедняков, проклинает город чудовище и воспевает идиллическую мещанскую жизнь. С. быстро отошел от социальной тематики, перешел к католическим мотивам и чисто лирическим импровизациям на темы «любовь» и «смерть». С. - талантливый поэт. Ему принадлежит заслуга создания музыкального свободного стиха, но его тематика ограничена. В своих формальных исканиях С. зашел в тупик, что особенно видно в последней книге его стихов «Jablko s klina» (Яблоко с клина), вышедшей в 1935.

Библиография:

Кроме указанного в тексте: Slavik zpiva spatne, Praha, 1926; Postovni holub, Basne 1928-29, Praha, 1929; Slezska pisen, Opava, 1932, и другие.

СЕЙФИ

СЕЙФИ Орхан (1889-) - турецкий поэт. Р. в семье пенсионера-полковника. Получил высшее юридическое образование. Издавал журн. «Хиябан» (Аллея), затем работал в пантуркистском журн. «Тюрк Юрду» (см. Турецкая литература) и «Йени меджмуа» (Новый журнал). С. писал юмористические вещи в журн. «Ай-Деде», издаваемом Рефик Халидом (см. Халид Рефик). Позже, совместно с поэтом Юсуф Зия издавал юмористический журнал «Ак Баба». С. во время мировой войны работал в качестве секретаря в Бюро законов палаты депутатов.

С. - один из талантливых лириков турецкой поэзии XX века. Весьма внимателен к формальной стороне своего творчества - языку, рифме, ритму, метрике. Своим произведением «Рассказ о Пери и пастухе». С. вступил в соревнование по чистоте, красоте и понятности языка с поэтом Юсуф Зия и остался победителем. Прекрасным поэтическим произведением является стихотворение С. «Буря и снег», написанное арабской метрикой - арузом, но с некоторыми отступлениями. По своей идеологии националист-пантуркист, С. написал под влиянием теоретика пантуркизма Зия Гёг Алпа (см.) ряд поэтических сказок на материале мифов, введенных в литературу последним.

С. много сделал для обработки турецкой национальной метрики и очищения турецкого яз. от арабских и персидских слов. Но язык С. лексически беден и недостаточен для создания крупных литературных произведений.

Библиография:

I. Гёнюльден сеслер (Голоса из сердца). Большой сборник стихотворений, песен и поэм и др.

II. ХабибИ., История новой турецкой литературы, Стамбул, 1925; ХикметИ., История турецкой литературы (XXв.), Баку, 1926.

Предыдущая страница Следующая страница