Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТАТ"-"ТЕР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТАТ"-"ТЕР")

ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАТАРСКИЕ ЯЗЫКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАТАРСКО-КРЫМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТАТАРСКО-КРЫМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. - Начало Т.-к. л. относится к периоду крымского ханства (примерно с XIV в.). Это была дворцовая литература. Представителями ее были ханы и их приближенные. Они писали свои произведения на турецком яз., чуждом и непонятном для трудящихся масс Крыма. Из произведений этой литературы наиболее характерна поэма «Сефернаме», изображавшая войну против Польши в 1647-1648, к-рую вел Ислам Гирей в союзе с Богданом Хмельницким. В противовес дворцовой литературе татарский народ в Крыму создавал свою литературу, выдвигая певцов, сказителей (Эш-Мурза и др.), поэтов (Исмети, Шамиль Тохтаргазы и др.). Эту литературу трудящиеся массы устно передавали из поколения в поколение.

Таким обр. Т.-к. л. развивалась одновременно в двух направлениях. Одно шло от творчества крымских ханов и их приближенных через фазу влияния известного пантюркиста и буржуазного националиста Исмаила Гаспринского (в конце XIX в.) к группе буржуазных националистов «милли-фирке». Другое - от устного народного творчества: богатырского эпоса, народных песен, сказок и легенд, созданных кедаями - народными импровизаторами - к советской художественной литературе.

Богатство мотивов, многообразие жанров, простота и ясность языка и образов - вот чем отличалось устное народное творчество крымских татар от искусственной литературы крымско-татарских националистов.

В течение 2-3 десятилетий (в конце XIX и в начале XX в.) до революции 1905 в Т.-к. л. играл определенную роль И. Гаспринский - идейный предшественник «миллифирковцев». Под его влиянием и возникла группа писателей (1910-1911), известная под названием «миллифирковская школа». Группа литераторов буржуазных националистов, связанных с контрреволюционной партией «милли-фирке», особенно развивала свою литературную деятельность среди крымских татар после февральской революции 1917.

В своих политических выступлениях «миллифирковцы» в союзе с белогвардейщиной боролись против трудового народа и его интересов. В своих литературных произведениях они идеализировали нравы и традиции Крымского ханства. Считая себя «потомками» Чингис-хана, они мечтали о возвращении чингисхановских времен. Особенно яростна была борьба «миллифирковцев» против советской власти в период гражданской войны и в первые годы советской власти в Крыму.

Писатели «милли-фирке», борясь против народного языка крымских татар, создавали искусственный язык. В художественном отношении произведения «миллифирковцев» не представляли какой-либо ценности. Скудость мысли, беспомощный язык и оторванность от реальной действительности - их отличительная черта.

«Миллифирковцы» в Т.-к. л. не оставили сколько-нибудь заметного следа.

Обладая чрезвычайно богатым фольклором, крымские татары выдвинули народных певцов, импровизаторов (кедай), создававших образцы подлинно народной литературы. К числу выдающихся кедаев относятся: Эшмирзе Карт (70-80-е гг. XIX в.), Сейт-Мамбет, Курт-Мамбет (20-30-е гг. XX в.), песни к-рых стали достоянием широких масс крымских татар.

Богатырский эпос Т.-к. л. ярко представлен в старинных сказаниях о подвигах богатырей Эдиге (конец XIV - начало XV в.) и Чора-Батыра (середина XVI в.). В этих сказаниях воспевались героические подвиги богатырей, защищавших интересы трудового народа.

Ненависть народных масс к эксплоататорам и угнетателям получила наиболее яркое выражение в песнях. Множество песен отражает борьбу угнетенных масс против царизма, помещиков и мурзаков (о крымском джигите Алиме, о солдатчине, о русско-японской войне и др.). Известны песни, воспевающие революцию 1905, позднее - песни об ужасах империалистической войны.

С окончательным установлением советской власти в Крыму (1920) были созданы условия для органического развития советской Т.-к. л. Однако отчаянное сопротивление буржуазных националистов и их покровителей - троцкистов, проникших в советские культурные учреждения и в литературу, гнусные дела велиибрагимовцев, правых и так наз. «левых» всячески тормозили рост советской литературы в Крыму. Все же ряд писателей (Тынчеров, Ш. Алядин, Осман Амит, Амди Алим, Максуд Сулейман и др.), выступавших с 1927-1928, в своих произведениях стремились отображать советскую действительность, освоить достижения революции. Историческое решение партии от 23 апреля 1932 дало сильный толчок к подъему советской Т.-к. л. Т.-к. л. советского периода представлена группой писателей, выросших в борьбе с остатками буржуазного национализма. Создан ряд произведений, показывающих социалистическое строительство в Крыму, советский быт, роль комсомола и беспартийной трудящейся молодежи в революции, в социалистическом строительстве. Из этих произведений следует отметить «Алтайские рассказы» Тынчерова, «Песни червонного казака», «Земля смеется» Шамиля Алядина, «Кто работает, тот ест», «Хочу жить» Болата, музыкальную драму «Арзы-Киз» Болата и Бахшиша, песни Бахшиша, «Воспоминание о Сиваше» Максуда Сулеймана, целый ряд стихотворений Османа Амита и др. Многие песни советских татарских поэтов Крыма вошли в обиход масс и распеваются в городах и колхозах.

В связи с окончательной советизацией Крыма в 1920 начал усиленно создаваться советский татарско-крымский фольклор. В ряде песен («Шомпол», «Перекоп» и др.) показаны издевательства белогвардейцев над трудящейся молодежью, решительно уклонявшейся от службы в белой армии, и героическая борьба и победа Красной армии. В песне «Да здравствуют Советы» воспевается восторженная встреча народными массами Красной армии при вступлении ее в пределы Крыма и организация Советов.

За последние годы созданы многочисленные песни о Ленине и Сталине, о коммунистической партии, о колхозном строительстве, об орденоносцах, о Сталинской Конституции и о депутатах в Верховный Совет СССР и др.

Характерными чертами советского фольклора в Крыму являются советский патриотизм, оптимизм, любовь к вождям и родине. Нужно отметить, что до последнего времени буржуазные националисты извращали сущность и смысл фольклорных произведений и всячески мешали собиранию и изданию татарско-крымского фольклора, выявлению и воспитанию кадров народных певцов и сказителей. Разгром буржуазно-националистических и троцкистско-бухаринских элементов создал условия для успешного развития советской культуры и литературы в Крыму.

За последнее время развертывается большая работа по собиранию и изданию фольклора. Издан сборник татарских сказок и легенд «Анекдоты Насреддина Оджи и Ахмет Акая»; подготовляется издание сборников «Эдиге» и «Чора-Батыр», «Песни крымских татар», сборник крымско-татарского советского фольклора и др. Необходимо отметить, что совсем недавно запись и печатание произведений кедаев носили случайный характер, также не было никакой связи между народными кедаями и поэтами - представителями письменной литературы. Созданию контакта между ними всячески мешали враги народа, проникшие в руководство Союза советских писателей.

После ликвидации враждебных элементов и обновления руководства ССП контакт стал налаживаться. 6-го февраля 1938 состоялось всекрымское совещание народных кедаев и сказителей, положившее начало систематической политико-воспитательной и творческой работе среди них. Недавно издан общий сборник произведений кедаев и поэтов «Песни и стихи о Сталине».

Т.-к. л. за последние годы обогатилась переводами произведений мировых классиков и писателей: Пушкина, Горького, Крылова, Мопассана, Свифта, Киплинга, советских авторов: Маяковского, М. Шолохова и др. В переводческой работе принимают участие почти все советские писатели Крыма.

ТАТСКИЙ ЯЗЫК

ТАТСКИЙ ЯЗЫК (общее название - «зухун тати», частные - «парси», «фарси» или по названию местности, напр. «лахиджи») относится к иранской системе языков, представляя собою одно из новоперсидских наречий. От современного персидского языка (см.) он отличается: в фонетике - наличием в большинстве его говоров двух так наз. «арабских» фонем - «айна» и гортанного спиранта С›, сравнительной неустойчивостью гласных и их известной тенденцией к сингармонизму, наличием так наз. ротацизма, т. е. соответствием в известных положениях звука «р» персидскому «д», наличием в одном из говоров зубного «эмфатического» звука; в морфологии - бо`льшим, чем в персидском языке, числом форм для выражения времен, обычным отсутствием изафета, т. е. гласного звука, соединяющего определяемое слово с последующим определением, постановкой прилагательного перед существительным, при снабжении прилагательного гласным окончанием. Для выражения падежных отношений служат предлоги и послелоги, а также используется специальный суффикс косвенного падежа. В синтаксисе следует отметить отсутствие в татском, как и в персидском, характерной для большинства иранских наречий страдательной конструкции переходных глаголов. В своей лексике Т. яз. также весьма близок к персидскому, с соответствующим учетом фонетических изменений. Татоязычного населения на Кавказе до 150 000 человек, живущих разбросанно, вперемешку среди других народов, гл. обр. среди тюркоязычного населения Вост. Кавказа - азербайджанцев и кумыков. Разбросанность татоязычного населения имела следствием дробление языка на ряд говоров, в общем все же достаточно близких друг к другу. Из них известное письменное закрепление получили только татские говоры горских евреев, принявших в 1929 латинизированный новый алфавит, а в 1938 с остальными народами Дагестана перешедших на русский алфавит. Литературный яз. горских евреев, впрочем, отражает только южный говор этой группы татов, т. е. говор г. Дербента и г. Кубы, а не северный. Говоры татов-мусульман (на Апшероне, в районах Кубинском, Девечинском, Конахкендском, Хизинском, Шемахинском, в с. Лахидж) пока еще все бесписьменны и еще недостаточно изучены; наиболее исследован говор с. Лахидж. Большинство татов-мусульман владеет азербайджанским языком. Уже давно поставлен вопрос о выработке литературного языка для этой преобладающей массы татского населения, а тем самым и вопрос о том, каким путем должна пойти в дальнейшем выработка единого литературного языка татов.

Библиография:

Труды Миллера Вс. Ф.: Материалы для изучения еврейско-татского языка. Введение, тексты, словарь, СПБ, 1892; Очерк фонетики еврейско-татского наречия, М., 1900; Очерк морфологии еврейско-татского наречия, М., 1901; О семитических элементах в татском наречии горских евреев, «Древности восточные», изд. Моск. арх. об-ва, т. II, вып. 3, М., 1903; Еврейско-татский ма’ни, ЗВО, т. XXI. - Татские этюды, ч. I, Тексты и татско-русский словарь, М., 1905; Татские этюды, ч. II, Опыт грамматики татского языка, М., 1907; Труды Миллера Б. В.: Таты, их расселение и говоры, Баку, 1929; О кубинском говоре татского наречия горских евреев Кавказа, Л., 1932; Говоры татов Азербайджана, Л., 1936; Анисимов Н. А., Grammatik zuhun tati, M., Центриздат, 1932 (на татском языке).

ТАХТИ

ТAХТИ (псевдоним Ильи Ефимовича Ефимова, 1889-1938) - чувашский писатель. Окончил Литературный ин-т в Москве и этнографический факультет Московского государственного ун-та.

Первоначально писал на русском языке очерки, фельетоны, рассказы («Хурась», 1911), повести («Темме», 1915-1916), издал сборник чувашских народных песен (1911). После революции активно участвовал в газетах «Чаваш хресчене», «Коммунар», «Канаш» и журналах («Сунтал» и др.) как очеркист, фельетонист.

Лит-ой работой начал систематически заниматься после Октябрьской революции. Первым и наиболее известным произведением писателя после революции является сатирическая поэма «Колчак» (1919), остро разоблачавшая политическое содержание колчаковщины, показавшая великое значение борьбы трудящихся с контрреволюцией. В последующие годы Т. писал юмористические рассказы и повести, преимущественно о консервативных традициях и пережитках прошлого, еще не изжитых чувашской советской деревней, о крепнущей дружбе между советскими народами.

Т. - один из лучших знатоков чувашского литературного языка. Знание фольклора и умение им пользоваться чувствуется во всем творчестве Т. В этом смысле характерна поэма «Колчак», написанная семисложным народно-песенным размером. Простота и образность речи делают произведения Т. доступными для самых широких масс читателей.

Библиография:

На чувашск. языке: (Стихи и рассказы), Шупашкар, 1930; Колчак (Поэма), Шупашкар, 1935; Юмористические рассказы, Шупашкар, 1936.

ТАЯМА

ТАЯМА (литературное имя Катай, 1871-1930) - японский писатель, основатель и видный представитель буржуазного натуралистического романа. Начав свою литературную деятельность в 1891, он достиг творческой зрелости под влиянием Флобера, Золя, Мопассана и Гюисманса. Т. выступил в 1904 с требованием «неприкрашенного изображения» в литературе. Его «Постель» (Футон) была первым значительным натуралистическим романом в Японии. В последние годы жизни Т. отказался от натурализма и впал в символизм и мистику. Его перу принадлежит перевод «Казаков» Л. Толстого.

ТВАРДОВСКИЙ

ТВАРДОВСКИЙ Александр Трифонович (1910-) - современный поэт. Род. в Западной области, в семье кулака. В юношеском возрасте, порвав с семьей, начал самостоятельно зарабатывать. Впервые стал печататься в газетах и журналах Смоленска в 1925. Многочисленные газетные очерки, повесть «Дневник председателя колхоза», поэмы «Путь к социализму», «Вступление» посвящены одной теме - колхозному строительству и явились своего рода творческой подготовкой поэта к созданию основного его произведения - «Страна Муравия» (1936). Это поэма с полусказочным, условным сюжетом. Действие ее относится примерно к 1930-1931. Герой поэмы «последний единоличник» - Никита Моргунок, мечтающий о сказочной стране Муравии - символе единоличного крестьянского счастья, в к-рой свято соблюдается принцип частной собственности: «колодец твой, и ельник твой, и шишки все еловые». На простой телеге уезжает он из родного села в поисках легендарной Муравии. Дорожные приключения Моргунка - его встречи с бродячим попом, с раскулаченными врагами, его наблюдения над новым, счастливым колхозным бытом - составляют сюжет поэмы, смысл к-рой сводится к утверждению торжества колхозного строя. Собственнические иллюзии героя разбиты: вместо легендарной страны Муравии перед ним открывается дорога в светлую и радостную колхозную жизнь.

В своей поэме, чуждой псевдонародного украшательства и стилизации, Т. широко использует фольклорные жанры, разнообразные народные ритмы, реалистически воспроизводит лексику новой, советской деревни. И в стиле и в композиции поэмы заметно влияние Некрасова, в частности его поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Т. также является автором ряда лирических стихотворений, связанных гл. обр. с деревенской тематикой. В 1939 награжден орденом Ленина.

Библиография:

Путь к социализму, поэма, изд. «Молодая гвардия», М., 1931; Дневник председателя колхоза, Западн. обл. изд., Смоленск, 1932; Вступление, поэма, Запгиз, Смоленск, 1933; Стихи о зажиточной жизни (совместно с Н. Рыленковым и С. Фиксиным), Зап. обл. гос. изд., Смоленск, 1934; Молочный колхоз, Запгиз, Смоленск, 1934 (стихи для детей); Сборник стихов (1930-1935), Запгиз, Смоленск, 1936; Страна Муравия, поэма, Огиз - Запгиз, Смоленск, 1936; то же, «Советский писатель», М., 1936; то же, Гослитиздат, 1937; На льдине, Огиз - Запгиз, Смоленск, 1936 (стихи для детей); Стихи, изд. «Советский писатель», М., 1937.

ТВЕН

ТВЕН Марк (Mark Twain (1835-1910), псевдоним Самуэля Ланггорна Клеменса) - американский писатель. Р. в семье мелкого торговца. Участвовал в гражданской войне сперва на стороне конфедератов, а потом на стороне федеральных армий; оставался затем до конца жизни страстным противником рабовладения. Свою литературную деятельность Т., как и большинство американских писателей начал с журналистики. В 1867 он совершил длительное путешествие на туристском пароходе в качестве корреспондента крупной газеты «Alta California». Из его еженедельных корреспонденций впоследствии составилась одна из его наиболее популярных книг «Простодушные за границей» (The innocents abroad, 1869). Т. скоро завоевал мировую известность.

Творчество Т. очень разнообразно. Он оставил более 25 томов произведений различнейших жанров, от легких скетчей и фельетонов до толстых исторических романов.

Т. начал писать в 60-х гг., в период экономического подъема США. Вера в американскую демократию, в превосходство американской конституции над европейской государственностью красной нитью проходит сквозь все его произведения раннего периода. Добродушно подтрунивая над «простодушием» своих соотечественников, совершающих средиземноморское путешествие, Т. в то же время саркастически высмеивает нравы и обычаи Старого Света. Этот иронический тон проскальзывает в «Простодушных за границей», в «Путешествии за границу» (A tramp abroad, 1880) и в других путевых очерках, относящихся к Европе. У себя на родине молодой Т. еще не находит объектов для сатирического высмеивания. Его первая книга «Знаменитая скачущая лягушка» (The celebrated jumping frog of Calaveras Country, напис. 1865, изд. 1867) представляет собой сборник комических скетчей и рассказов анекдотического характера. Мировую славу Т. создали романы о Томе Сойере и его товарище Геккльберри Финне. Первый из этих романов - «Приключения Тома Сойера» (The Adventures of Tom Sawyer, напис. 1875, изд. 1876) - прозвучал свежим и новым словом в американской литературе для юношества. Юные герои романа Т. наделены предприимчивостью, смелостью и воображением, переживают различные приключения, совершают «подвиги», - они увлекают своей энергией и непосредственностью. Все это делает понятным, почему Том Сойер был и остается до сих пор одной из любимых книг юношества всех стран и с увлечением читается также и взрослыми. Продолжением «Тома Сойера» служат «Приключения Геккльберри Финна» (The Adventures of Huckleberry Finn, 1884), «Том Сойер за границей» (Tom Sawyer abroad, 1894) и «Том Сойер сыщик» (Tom Sawyer Detective, 1896). Здесь очень ярко разработаны образы обоих мальчиков. Это не только живые и яркие индивидуальные характеры, но и представители определенной социальной среды. Буржуазный мальчик Том Сойер противопоставлен Гекку - сыну пьяницы и бродяги, презирающему буржуазную мораль.

Почти такою же известностью, как книги о Томе и Гекке, пользуется и другой роман Твена для юношества - «Принц и нищий» (The prince and the pauper, 1881), задуманный сначала для развлечения его собственных детей; но здесь под веселым авантюрным сюжетом полусказочного характера отчетливо проступают политические тенденции Т. По своим убеждениям он - демократ, расценивающий историю и современность с позиций демократической американской конституции. Ему ненавистен монархический строй, сословная иерархия и аристократическое чванство, особенно ярко сохранившиеся в Англии. И хотя в романе «Принц и нищий» действие переносится в область отдаленного прошлого - в эпоху царствования Эдуарда VII, - но нетрудно увидеть в этой остроумной «наивной» книжке злую сатиру на государственную систему Англии. Еще более ярка сатира в фантастическом романе «Янки при дворе короля Артура» (Jankee at the Court of King Arthur, 1889), где прокламируются демократические принципы американской конституции.

Юмор Т. проявляется не столько в языке, в стилистических приемах, сколько в комических ситуациях. В этом отношении Т. отличается чрезвычайной изобретательностью. Пользуясь приемом преувеличения разных жизненных ситуаций, Т. пренебрегает такими обычными средствами рассмешить читателя, как остроты, каламбур. В лучших вещах юмор Т. переходит в грусть, вызванную нарастающим разочарованием в американской действительности. Разрыв между демократическими принципами и их претворением в жизнь обостряет сатирическую тенденцию у Т. И тут начинается трагедия Т., этого «веселого» писателя: творческие устремления зовут его к серьезному жанру, осмысление действительности влечет его к сатире, а писательская слава заставляет его оставаться юмористом. Сатирические элементы почти нигде в произведениях Т. не достигают настоящей глубины. Это происходит отчасти из нечеткости его собственной политической позиции, отчасти из боязни сказать правду о своей родине и бросить вызов общественному мнению. В романе «Американский претендент» (The American claimant, 1892) он высмеивает аристократическое чванство великобританской знати, но вместе с тем как бы вскользь роняет замечание: «в республике, где все свободны и равны, капитал и власть создали все-таки высшее сословие». Но сатирическая интонация растворяется в сентиментальной истории романтической любви аристократа Россмара и американки Салли. В «Уильсон Мякинная голова» (The tragedy of puddinhead Wilson, 1894) едкое осуждение рабовладельческого прошлого Штатов сводится к запутанной авантюрной интриге, в результате к-рой выясняется, что подмененный негр все же оказался отъявленным негодяем. Правда, в некоторых более мелких вещах сатира Т. достигает большей смелости. Так, в рассказе «Человек, подкупивший Гейдльбург» (The man, that corrupted Hadleyburg, напис. 1898, изд. 1900) высмеивается ханжество и дутая «честность» среднего буржуа. В «Путешествии капитана Стромфильда на небо» (Captain Stromfield’s visit to heaven, напис. 1868, изд. 1909), рассказе, к-рый Т. долго не решался опубликовать, осмеивается церковное представление о рае.

Самого Т. не удовлетворяла деятельность не только юмориста, но даже и сатирика, особенно к концу жизни. Он пишет исторический роман «Жанна д’Арк» (Personal recollections of Joan of Arc, 1896). Роман почти лишен юмора и проникнут высоким пафосом утверждения героической личности Жанны д’Арк. Т. считал этот роман своим лучшим произведением, хотя по существу роман слаб. Но этот опыт - единственный в творчестве Т.: он вынужден был оставаться до конца жизни блестящим юмористом и поддерживать свою славу. Эта «неудача» личной писательской судьбы, а также растущая социальная неудовлетворенность усиливают пессимистическое настроение Т., нашедшее выражение в его позднем творчестве. Так, глубоким пессимизмом проникнуты его рассказы «Что такое человек» (What is man, напис. 1898, изд. 1906) и «Таинственный незнакомец» (The mysterious stranger, напис. 1898, изд. 1916). Тот же пессимизм звучит, несмотря на юмористическую форму изложения, и в его «Автобиографии» (Mark Twain’s Autobiography), вышедшей полностью в Америке лишь в 1924. Но этот Т. читателю неизвестен. С его именем связано представление о неистощимом рассказчике-анекдотисте, авторе романов о Томе и Гекке, а подлинная, большая трагедия писателя спрятана под веселым смехом его насыщенных юмором произведений.

Библиография:

I. Writings, 25 vls, N. Y., 1910; Definitive edition of the complete writings, 35 vls, N. Y., 1922-1923; Letters, ed. by A. B. Paine, 2 vls, N. Y., 1917; Speeches, N. Y., 1910; Mark Twain’s notebook, ed. by A. B. Paine, N. Y., 1935. Собрание сочинений, 11 тт., изд. Пантелеева, СПБ, 1896-1899; Собрание сочинений. Пер. Под редакцией И. Ф. Василевского (Буквы), 3 тт., СПБ, 1898 (премия журн. «Стрекоза»); Сочинения, 7 тт., М., 1907 (прилож. к журн. «Вокруг света»); Собрание сочинений, 11 тт., изд. М. Г. Корнфельд, СПБ, 1910-1913 (вступительная статья А. Аверченко); Собрание сочинений, 28 книг, изд. П. П. Сойкина СПБ, 1911 (вступительная статья И. Ясинского; приложение к журналу «Природа и люди»); Избранные рассказы, 3 кн., изд. «Шиповник», СПБ (1911-1912); Собрание сочинений, под редакцией П. К. Губера и К. И. Чуковского, 6 тт., Гиз, М. - Л., 1927-1929; Избранные рассказы. Перевод С. Г. Займовского. Гослитиздат, М., 1936.; Избр. произв. гос. изд. «Худ. лит.», М., 1937.

II. Howells W. D., My Mark Twain, N. Y., 1910; Его же, Life in letters, 2 vls., N. Y., 1928; Henderson A., Mark Twain, L., 1911; Paine A. B., Mark Twain, 3 vls, N. Y., 1912; Schonemann F., Mark Twain als literarische Personlichkeit, Jena, 1925; Leacock S. B., Mark Twain, N. Y., 1933; Emberson F., Mark Twain’s vocabulary, Columbia, 1935; Wagenknecht E. C., Mark Twain, the man and his work. New Haven, 1935; Куприн А. И., Полн. собр. соч., т. VII, изд. т-ва А. Ф. Маркс, СПБ, 1912 (см. ст.: «Умер смех»); Гнедич П., Марк Твэн, сатана и Шекспир, в кн.: Ежегодник имп. театров, (СПБ), 1912, вып. III; Синклер Э., Тайна жизни Марка Твэна, в кн.: Твэн М., Рассказы, пер. А. Дейча, М., 1926 (в серии: Библиотека «Огонек», № 132); Д(ержавин) К., Жизнь и творчество Марка Твэна, в кн.: О «Похождениях Тома Сойера» (Сборник статей), изд. Гос. театра юных зрителей, Л., 1937; Старцев А., Марк Твен и Америка, в кн.: Твен М., Избр. произв., М., 1937, стр. 5-27.

III. Johnson M., Bibliography of the work of Mark Twain, N. Y., 1910; Schonemann F., Amerikanische Mark-Twain-Literatur, «Englische Studien», Bd. LVI, 1922.

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ - история создания произведений художественной литературы. Многие памятники мировой литературы имеют богатую Т. и., изучение к-рой помогает уяснению их смысла, их значения в истории литературы (напр. «Демон» Лермонтова, «Ревизор» Гоголя и мн. др.). Установление Т. и. базируется на изучении рукописей данного произведения (начиная с черновых набросков), различных его вариантов, редакций, авторской правки в корректурах, подготовительных материалов и т. п. К области Т. и. может быть отнесено также выяснение связи данного произведения с биографией автора и с жизненными прототипами. Если задачей текстологии (см.), к-рая оперирует с теми же материалами, является установление правильного текста, то задачи изучения Т. и. - выяснение самого процесса созидания произведения, замысла автора, эволюции замысла, его постепенного осуществления на различных этапах, уяснение того, от чего отталкивался автор, к чему он стремился, и, наконец, углубление наших представлений о законченном произведении данными, почерпнутыми из процесса его создания. Так напр. изучение творческой истории «Ревизора» может показать, как Гоголь отталкивался от фарса, водевиля, от традиций комедии классицизма и стремился к созданию реалистической, социально-сатирической комедии.

К фактам Т. и. обращались историки литературы самых различных направлений. В качестве же особого и чуть ли не важнейшего метода изучения литературных произведений Т. и. была выдвинута Пиксановым. Преувеличение роли Т. и., возведение ее изучения в особый метод или в важнейшую дисциплину науки о литературе влечет литературоведение в сторону психологизации и биографического метода. С точки зрения марксистско-ленинской науки о литературе установление фактов Т. и., как истории работы автора над произведением, не имеет самостоятельного методологического значения, а играет лишь подсобную роль. Тем не менее факты Т. и. представляют несомненный интерес при изучении творческого пути писателя, его художественно-творческой техники, а также при исследованиях текстологического порядка.

Библиография:

Пиксанов Н., Новый путь литературной науки. Изучение творческой истории шедевра (Принципы и методы), «Искусство», М., 1923, № 1; Пиксанов Н., Творческая история «Горя от ума»; Гиз, М. - Л., 1928; Сакулин П. Н., Проблема «творческой истории», «Известия Академии наук СССл, Отделение гуманитарных наук, VII серия, 1930, № 3; Вересаев В., Как работал Гоголь, изд. «Мир», М., 1932; Ашукин Н., Как работал Некрасов, изд. «Мир», М., 1933; Горнфельд А., Как работали Гёте, Шиллер и Гейне, изд. «Мир», М., 1934; Гудзий Н., Как работал Толстой, изд. «Советский писатель», М., 1936; Грифцов Б., Как работал Бальзак, изд. «Советский писатель», М., 1937; Тренин В., В мастерской стиха Маяковского, изд. «Советский писатель», М., 1937.

ТЕГНЕР

ТЕГНЕР Исайя (Tegner Esaias, 1782-1846) - крупнейший поэт Швеции. Сын сельского капеллана, выходца из крестьян. Окончил ун-т в Лунде, там же был доцентом по эстетике (1810) и профессором греческого языка (1812-1826). В 1819 стал членом Шведской академии, а последние 20 лет (с 1824) жизни занимал пост епископа в Вакшо. Т. дебютировал в литературе под сильным влиянием ложноклассицизма. Широкую известность доставила Т. в 1808 «Боевая песнь сконских ополченцев» (Krigssang for skanska landtvarnet), проникнутая пламенным патриотизмом, в результате чего она и нашла живейший отклик во всей стране, возбужденной предстоявшей войной с Данией. В 1811 Т. получил премию Шведской академии за поэму «Свея» (Svea - старинное название Швеции), в к-рой определился переход Т. от классицизма к романтизму. Первая часть поэмы написана традиционным александрийским стихом, во второй же части Т., ломая застывшие каноны академической школы, изливает в свободном и живом стихе волнующие его чувства, - славит красоту родной природы, бичует слабости и пороки своей эпохи и зовет соотечественников к борьбе за лучшее будущее.

Посетив в 1812 Стокгольм, Т., как бы в виде ответа ярым фосфористам, т. е. приверженцам немецкого романтизма, издававшим литературный журнал «Фосфор» (см. «Скандинавская литература», раздел: Шведская литература) и упрекавшим Т. в «показательно-выжидательном нейтралитете», примкнул к Союзу Готов, объединившему сторонников шведского романтизма и начавшему издавать журнал «Идуна», в к-ром печатались лучшие образцы шведской поэзии нового направления, очерки и статьи на темы о древнескандинавской истории и литературе. На несдержанные выпады фосфористов Т. откликался остроумными экспромтами и сатирическими стихотворениями (одно из лучших - «Полярное путешествие» - Polarresan). В двух своих знаменитых речах: в 1817 (на праздновании 300-летия Реформации) и в 1820 (на празднике торжественного посвящения магистрантов Лундского ун-та в магистры) - Т., отметив заслуги классической лит-ой школы, осудил крайние увлечения и слабости шведских романтиков, особенно неясность и туманность их творчества.

Поэтический талант самого Т. к тому времени созрел, и творчество его, питаемое такими источниками, как древнеклассическая поэзия и произведения Байрона, Эленшлегера, Гёте и Шиллера, подымалось к своим вершинам. Несколько патетический стиль Т., вполне, однако, гармонировавший с темами и отвечавший требованиям эпохи, поражает гибкостью и богатством оттенков, стих - силою, звучностью, разнообразием ритмов. Если прибавить к этому богатство и силу поэтических образов, глубину чувства и остроумие, то понятно, почему Т. оказался крупным художником слова в любой области - и в обработке монументальных древнескандинавских сказаний, и в меткой летучей сатире, и в идиллических картинах природы, и даже в частных своих письмах. Многие из последних - настоящие шедевры эпистолярного искусства. Не имел себе равного Т. во всей современной Скандинавии и как оратор. Творчество Т. - крупнейшее явление в шведской литературе XIX в. К числу лучших произведений Т. относятся поэмы: «Конфирманты» (Nattvardsbarnen, 1820), «Аксель» (Axel, 1821), «Песнь о Карле XII» (Karl XII, 1818), ставшая национальным гимном шведов; идиллия (в гекзаметрах) «Невеста» (Kronbrud, 1841) и «лебединая песнь поэта» - «Прощание с лирой» (Afsked til min lyra, 1845). Самое крупное и самое знаменитое произведение Т. - это «Сага о Фритьофе» (Frithiofs-saga, 1820-1825). Все характерные отличия творчества Т., о к-рых говорилось выше, сконцентрированы в этой саге, стяжавшей Т. мировую славу. Гёте дал о ней восторженный отзыв.

В 1825, в год выхода в свет саги о Фритьофе, Т. был неожиданно для себя назначен на пост верховного руководителя государственной церкви и епархии Вакшо.

Несоответствие его миросозерцания занимаемой должности (религиозность Т. была ближе к философии Платона, чем к христианству), травля со стороны либеральных партий, упрекавших Т. в измене «свободолюбивым» принципам (Т. видел в беспринципном либерализме не меньшую опасность для истинной культуры, чем в романтическом обскурантизме), а также личная драма (любовь к жене члена Лундского муниципалитета Эфрозине Пальм) - все это болезненно отразилось на психике поэта. Нерасположение Т. ко многим явлением современной действительности перешло в агрессивную брезгливость к «двуногой собачьей породе, именуемой людьми», и когда он писал, что «с чернью надо обращаться сурово и жестоко», он уже стоял на грани безумия, к-рого так страшился. Стихотворение «Черная меланхолия» (Svarmod) отражает этот несчастный период жизни Т. С осени 1840 до весны 1841 он прожил в доме для умалишенных в Шлезвиге. По возвращении он приступил к своей работе, но вскоре вновь заболел. Последние годы жизни Т. были сплошным страданием. Он умер в Векслё в 1846.

Библиография:

I. Фритьоф, скандинавский богатырь, пер. Я. Грота, Гельсингфорс, 1841; Избранные места из поэмы Владимир Великий, соч. Стагнелиуса, и Фритиофссага, соч. Тегнера. С шведск. И. Ш-й, М., 1845; Первое причащение, пер. В. Головина, СПБ, 1862; Сборник классических иностранных произведений, Под редакцией А. Н. Чудинова, т. I, Воронеж, 1875 (здесь напечатаны: «Фритьоф», «Аксель» и «Первое причащение» в пер. Я. К. Грота, Д. П. Ознобишина и В. И. Головина); Сага о Фритьофе... Аксель, изд. «Academia», М. - Л., 1935.

II. Брандес Г., Исайя Тегнер, в кн.: Г. Брандес, Новые веяния, СПБ, 1889, стр. 249-312, и в Собр. соч. Г. Брандеса, т. II, Киев, 1902; Hansen P. Nordiske Digtere..., 2 udg., Kobenhavn, 1880; Vasenius V., Sverige; och Finlands Litteraturhistoria, (Stockholm), 1902; Rondam V., Svensk Literatur, Kobenhavn, 1911; Nilsson A., в кн.: Tegner E., Filosofiska och estetiska skrifter Utg. av A. Nilsson..., Stockholm, 1913 (вводная статья); Santesson C. H., Tegners reflexionsdiktning, 1801-1805, «Upsala Universitetis Årsskrift», 1913, Bd. I; Nilsson A., Svensk romantik, Lund, 1916; Book F., E. Tegner, D. 1, Stockholm, 1917 (биография Т. до 1914); Gadelius B., Skapande fantasi och sjuka skalder..., Stockholm, 1927; Nilsson A., Tre fornnordiska gestalter, Lund, 1928; Schuck H., och Warburg K., Illustrerad svensk litteraturhistoria, D. 5, 3 uppl., Stockholm, 1929, D. 7, 1932 (библиография).

ТЕЗЕЙ

ТЕЗЕЙ - популярный герой античных сказаний, сын афинского царя Эгея. Уже в юные годы совершил ряд подвигов: убил кровожадного Прокруста, усмирил марафонского быка, разорявшего Аттику, убил Минотавра, чудовище, пожиравшее афинских юношей и девушек, к-рых ему посылали в виде дани на о. Крит. В этом последнем подвиге ему оказала помощь критская царевна Ариадна, помогшая ему выбраться из лабиринта, в котором обитало чудовище; после этого Т. увез было Ариадну в Афины, но на пути покинул ее на о. Наксосе, уступив требованиям бога Диониса. Став после смерти отца царем Афин, Т. продолжал свои подвиги: вместе с Гераклом ходил войной на амазонок, откуда вернулся с пленницей амазонкой Антиопой, к-рая родила ему сына Ипполита, но вскоре умерла. Т. женился тогда на сестре Ариадны Федре. Участвовал в походе аргонавтов, воевал с кентаврами; с царем лепитов Пирифоем спускался в подземное царство. Вернувшись на родину, по наговору Федры погубил невинного Ипполита - эпизод, разработанный в трагедиях Еврипида («Ипполит») и Расина («Федра»). История Т. была широко использована европейской литературой.

ТЕЙГЕ

ТЕЙГЕ Карл (Karel Teige, 1900-) - современный чешский критик-искусствовед. Т. один из организаторов ассоциации деятелей левого фронта в искусстве «Девять сил» (Devet sil), начавший свою деятельность в 1920 (Прага и Брно). В первые годы существования ассоциация находилась под влиянием советских литературных течений. Ее теоретики во главе с Т. занимались разработкой проблем пролетарского искусства (книга Т. «О советской культуре»). Постепенно среди членов ассоциации начался отход от позиций пролетарского искусства. Т. под влиянием Аполлинэра (Guillaume Apollinaire), французского поэта и критика, стал разрабатывать теорию «оптической поэзии», согласно к-рой стихи нужно не петь и читать, а смотреть, как кадры кино (книга Т. «Кино»). Вместе с В. Незвалом Тейге, пропагандируя новую поэзию - «поэтизм», выпустил «Манифесты поэтизма» (1928). Поэтизм в расплывчатой формулировке Т. «не является ни литературой, ни живописью.... вообще никаким измом, это не искусство, поэтизм - modus vivendi, уменье жить, это модернизированный эпикуреизм». Последователями проповедуемого Т. «поэтизма» в 20-е гг. были В. Незвал, Я. Сейферт, Ф. Галас, В. Вангура и Гоизль.

Библиография:

Pallas G. a Zelinka U., Obrazove dejiny literatury ceskl, II, Praha, 1926.

ТЕЙМУРАЗ I

ТЕЙМУРАЗ I (1589-1668) - выдающийся грузинский поэт так наз. эпохи Возрождения. Главный представитель персидского направления, заимствовал из персидской литературы сюжеты для своих романтических поэм: «Иосеб-Зилиханиани», «Лейл-Меджнуниани», «Шампарваниани» (Свеча и мотылек), «Вард-булбулиани» (Роза и соловей). Особого внимания заслуживает «Вард-булбулиани»: аллегорически-любовные мотивы этой поэмы послужили объектом подражаний в последующей грузинской поэзии. Как оригинальный поэт Т. - преимущественно лирик - воспевал любовные наслаждения и вино. При всем своем эпикуреизме поэзия Т. проникнута пессимистическими нотками. Общественные неурядицы в Грузии XVII в., политические неудачи автора, изгнание, странствования по чужбине (Т. лично искал защиты у оттоманского султана в Константинополе, у русского царя в Москве, у персидского шаха в Испагани), тяжелые семейные трагедии (Шах-Аббас Великий замучил мать Теймураза и его двух сыновей) наложили свою печать на творчество Теймураза.

В своих стихах поэт пользовался преимущественно руставелиевским 16-сложным стихом «шаири». Т. - большой мастер чрезвычайно сложных и отчасти искусственных каламбурных стихов «Маджама». Полное собрание сочинений Т. издано в Тбилиси в 1934 под редакцией и со вступительными статьями А. Барамидзе и Г. Джакобия.

ТЕЙРЛИНК

ТЕЙРЛИНК (Teirlinck Herman, 1879-) - фламандский писатель. Р. в Брюсселе. Изучал вначале медицину, затем философию. Т. хороший рассказчик, тонкий стилист. Его лучшие произведения: «Господин Сержансон» (Mijnheer I. B. Serjanszoon; orator didactus, 1908), шутливый, проникнутый скептицизмом рассказ, и «Обезьянка с ножками из слоновой кости» (Het ivoren aapje, 1909), реалистический роман в форме фантазии, имеющий фоном революционные события, к которым автор относится не без симпатии, хотя и без достаточного их понимания. Т. был одним из первых, кто понял достижения советского театра и пытался их использовать («Замедленный фильм» (De vertraagde film, drama, 1922), «Я служу» (Ik dien een Spel, 1924), «Штурмующие башни» (De leemen torens, 1918)). Политически он принадлежит, хотя и не играет активной роли, к социал-демократам.

Библиография:

Gedenhoek ter gelegenheid van des Schriivers 50-ен verjaardag uitgegeben, 1879-1929, Antwerpen, 1930.

ТЕККЕРЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕКСТОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕЛЕСКОП

«ТЕЛЕСКОП» (1831-1836) - двухнедельный «журнал современного просвещения», изд. в Москве Н. И. Надеждиным (с 1834 при ближайшем участии В. Г. Белинского) с приложением «Молвы», еженедельной газеты «мод и новостей».

Эстетическая позиция «Т.» состояла в выдвижении проблемы «естества» и конкретной действительности, в теоретическом обосновании «народности» и «действительности» как подлинных основ художественного творчества, в защите идейности и социальной направленности искусства. Эти принципы утверждались как подлинно «романтические», в противовес классицизму. «Т». были враждебны и буржуазно-либеральная позиция «Московского телеграфа», и вульгарная романтика реакционного мещанства («Северная пчела» Ф. В. Булгарина и «Сын отечества» Н. И. Греча), и дворянская «светская» эстетика «Московского наблюдателя». В отношении политическом «Т.» держался весьма умеренных взглядов. Но формула «народности», защищавшаяся «Т.» в ее социальном содержании, была диаметрально противоположна казенной «охранительной теории». Именно поэтому журнал сочувственно оценивал демократические сатиры О. Барбье и приветствовал направление «Молодой Германии». Для эстетической и лит-ой позиции «Т.» определяющими в 1831-1833 являются статьи Н. И. Надеждина («Современное направление просвещения», «Борис Годунов» Пушкина, «Европеизм и народность» и др.), а также переводы статей западноевропейской критики. «Т.» принадлежит заслуга систематической популяризации на русской почве творчества Бальзака.

В первые годы издания «Т.» в нем принимали участие М. П. Погодин, некоторые из бывших сотрудников «Московского вестника» - В. П. Андросов, С. П. Шевырев и др. Пушкин под псевдонимом Феофилакта Косичкина опубликовал в журнале два своих памфлета, направленных против Ф. В. Булгарина. В марте 1833 к участию в «Т». в качестве переводчика и рецензента был привлечен В. Г. Белинский, уже в 1834 на страницах «Молвы» дебютировавший знаменитыми «Литературными мечтаниями». Программное выступление будущего великого критика вызвало резкое осуждение со стороны части сотрудников журнала (В. П. Андросов, С. П. Шевырев и др.), именно тех, к-рые с 1835 объединились в «Московском наблюдателе».

С июня до середины декабря 1835 «Т.» и «Молва», ввиду отъезда Надеждина за границу, редактировались Белинским. В пору «временной редакции» в журнале приняли участие друзья Белинского из кружка Н. В. Станкевича - К. С. Аксаков, В. И. Красов и др., начал печататься А. В. Кольцов; Белинский опубликовал в это время ряд своих статей.

После возвращения Надеждина к обязанностям редактора-издателя Белинский вместе с ним занял руководящее положение в журнале. В 1836 расширился и круг сотрудников «Т.». В журнале приняли участие М. А. Бакунин, И. И. Панаев, В. П. Боткин, П. Н. Кудрявцев и др. Вся первая половина 1836 была занята в «Т.» напряженной полемикой с «Московским наблюдателем». В «Т.» впервые Бакунин начал пропаганду Гегеля; через него Гегелем увлекся и Белинский, неправильно истолковавший гегелевское положение о том, что «все разумное - действительно, все действительное - разумно». 20 октября 1836 за помещение в «Т.» «Философического письма» П. Я. Чаадаева (см.) по повелению Николая I журнал был запрещен, а его редактор-издатель сослан.

Историческое значение «Т.» правильно определил Н. Г. Чернышевский. Он считал, что «критикою Телескопа было положено основание критике гоголевского периода».

Библиография:

Чернышевский Н. Г., Очерки гоголевского периода русской литературы, гл. IV (Избранные сочинения Н. Г. Чернышевского, М., 1934, стр. 330-374; первоначально в «Современнике», 1855-1856); Лемке М. К., Николаевские жандармы, СПБ, 1908.

ТЕЛЕСТИХ

ТЕЛЕСТИХ - особая стихотворная форма, в к-рой последние буквы каждого стиха, при чтении сверху вниз, образуют какое-либо слово, фразу или имя. По своему композиционному замыслу Т. аналогичен акростиху, в к-ром сходную роль играют начальные буквы стихов, и мезостиху, в к-ром вертикальный ряд образуется буквами, расположенными одна под другой в середине стихотворных строк. Однако для рифмованного стиха техника выполнения Т. обставлена неизмеримо большими трудностями.

Т., вместе с другими стихотворными фокусами, широко культивировался в римской поэзии III-IV вв. н. э. и был знаком также поэтам средних веков. В новейшее время Т. совершенно забыт.

ТЕЛЕШОВ

ТЕЛЕШОВ Николай Дмитриевич (1867-) - прозаик. Происходит из крестьян Владимирской губ. Окончил Практическую академию в Москве. Первые стихи были напечатаны в журнале «Радуга» (1884). В 1898 организовал кружок писателей «Среда», в к-рый входили М. Горький, Серафимович, Вересаев, Бунин и др. Участвовал в сборниках издательства «Знание». Организовал под Москвой в Малаховке первую в России деревенскую гимназию для крестьян, рабочих и железнодорожных служащих.

После Октябрьской революции принимал участие в работе литературно-просветительных организаций. С 1923 по настоящее время работает в качестве зав. музеем Московского Академического ордена Ленина Художественного театра им. Горького.

Продолжатель традиций русского реализма, Т. до революции был идейно связан с либерально-народнической интеллигенцией. Жизни крестьян посвящен ряд его произведений. Основную ценность представляют его очерки, посвященные мрачному быту сибирских переселенцев в 80-90-х гг. («На ходу», «Самоходы», «Нужда», «Домой» и др.), написанные на основе наблюдений, сделанных им во время путешествий по Уралу и Сибири. Эти бытовые очерки подкупают своей простотой, бесхитростностью, правдивостью повествования. В ряде рассказов («Крамола», «Петля» и др.) Т. сочувственно откликнулся на революцию 1905. Но к общественным проблемам Т. подходит почти исключительно со стороны этической. Созерцательное отношение к действительности, отвлеченно-гуманистический подход к народу характеризуют его дореволюционное творчество.

После революции Т. написал немного (в основном литературные воспоминания о прошлом: встречи с Чеховым, Горьким, Л. Андреевым и др.).

Т. известен также как автор произведений для детей и юношества.

Библиография:

I. На тройках. Очерки и рассказы, изд. Сытина, М., 1895; За Урал (Из скитаний по Западной Сибири). Очерки, М., 1897; Маленький роман (Дети), изд. Клюкина и Ефимова, М., 1898; Повести и рассказы, изд. Сытина, М., 1899; Рассказы, 2 тт., изд. т-ва «Знание», 1903-1908; Между двух берегов, изд. «Освобождение», СПБ, 1909; Рассказы и сказки для юных читателей, изд. т-ва «Просвещение», СПБ, 1911; Рассказы, изд. Кн-ва писателей в Москве, М., 1913-1917 (кн. 1. Сухая беда; кн. 2. Черной ночью; кн. 3. Золотая осень; кн. 4. Крамола); Верный друг и др. рассказы, изд. Кн-ва писателей в Москве, М., 1915; Елка Митрича, Гиз, М., 1919; то же, Гиз, М. - П., 1923; Рассказы, изд. Гржебина, Берлин, 1922; Переселенцы. Рассказы, изд. «Федерация», М., 1929; Литературные воспоминания, изд. Московск. т-ва писателей, М., 1931; Избранные рассказы, Гослитиздат, М., 1935. Автобиография: «Писатели», Под редакцией В. Лидина, изд. 2-е, М., 1928.

II. Коган П. С., Из жизни и литературы, «Образование», 1899, № 7-8; Протопопов М., Простые таланты, «Русская мысль», 1903, № 3; Луначарский А. В., О чести, «Правда», 1905, № 9-10 (перепеч. в сб. автора: Критические этюды, М., 1925); Соболев Ю., Н. Телешов, «Журналист», 1925, № 3.

ТЕЛУГУ

ТЕЛУГУ (Telugu) - один из важнейших дравидийских языков Индии. Область распространения Т. в основном - Декан; число говорящих на Т. - 24 млн. Т. обладает большим разнообразием диалектов как локальных, так и кастовых. Наиболее известны северные диалекты. Литературный Т. (с V в. н. э.) основан на одном из северных диалектов. Непрерывная литературная традиция на нем идет с XI в. н. э. (древнейшая из грамматик, переработка «Махабхараты»). Особенного развития литература на Т. достигает в XIV и последующих столетиях (эпос, поэзия на религиозные, философские и эротические темы). С середины XIX в. на Т. развивается пресса и художественная литература, пользующаяся европейскими формами. Т. в письме и печати пользуется одной из разновидностей южноиндийского алфавита, восходящего к письму брахми (brahmi).

Библиография:

Linguistic Survey of India, vol. IV, Munda and Dravidian Languages, Calcutta, Compiled a. ed. G. A. Grierson, 1906; Venkayya J., Telugu Grammar, Madras, 1889; Morris H., Simplified Grammar of the Telugu Language, L., 1890; Percival P., Anglo-Telugu Dictionary, 5 ed., Madras, 1886; Sankara Narayana, Telugu English Dictionary, Madras, 1900.

ТЕМАТИКА

ТЕМАТИКА - совокупность основных и побочных тем литературного произведения или ряда произведений одного писателя или целой группы, школы, направления. Тема (греч.) - предмет изложения, повествования, изображения, то, о чем говорит автор в произведении. Каждое явление действительности, - будь то живые лица, представители различных социальных слоев, события и отношения общественной и личной жизни, мысли и переживания, будь то черты быта, картины природы или образы фантазии, - может стать темой литературного изображения, возбудив интерес художника и став предметом его познавательных обобщений и идейных оценок. Литературная Т. обладает той же универсальностью, что и Т. науки, но, являясь отражением действительности не в понятиях, а в образах, литературная тематика раскрывается с большей чувственной наглядностью. Разработанная в литературном произведении тема представляет собой не только объект отражения, но неразрывно связана с тем или иным ее пониманием со стороны автора, к-рый раскрывает ее с той или иной степенью глубины, правильности и многосторонности. В изображаемых им явлениях жизни он интересуется определенными сторонами и моментами, оставляя в тени другие, игнорируя третьи. Каждый писатель в общих границах Т. своего произведения и творчества выдвигает тот или иной круг вопросов, ту или иную проблематику. Так Пушкин в «Медном всаднике», избрав тему судьбы «маленького человека», выдвигал на этом материале проблемы исторической необходимости, столкновения интересов личности и государственного развития. Так Гоголь, в «петербургских повестях», беря аналогичную тему судьбы «маленького человека», разрабатывал ее в аспекте демократического гуманизма, ставил проблемы равенства людей, отражал подавление человека бюрократической машиной.

Так. обр. Т. художественного произведения является отражением жизни и связана с ее идейным пониманием, т. е. представляет собой момент содержания произведения. В то же время Т. является результатом творческого отбора фактов жизни, их творческого сочетания для создания художественного образа, т. е. представляет собой момент формы произведения.

Широкое и полное раскрытие темы, даваемое в эпосе и драме, заключается в том, что явление жизни, интересующее писателя, изображается в его движении и развитии, в его связях и отношениях с другими явлениями. Тема разрабатывается в сюжете (см.), в его мотивах (см.) и эпизодах (см.); сюжет отражает существенные противоречия социальной жизни и столкновения частных и личных интересов. Центральные типические герои изображаются в типических отношениях между собой и с другими, второстепенными, героями, составляющими их типическую среду. В выборе героев, в развертывании сюжета, в построении коллизии и интриги отражается жизнь, выражается обобщающее понимание жизни писателем. Т. и связанная с ней проблематика являются исходным моментом в развертывании содержания произведения, творчества писателя, известного литературного направления. Каждая новая ступень в историческом развитии общества, каждое новое литературное направление выдвигает свою Т. Буржуазные писатели Англии XVIII в. - Ричардсон, Стерн, Филдинг и др. - стали изображать обыденную жизнь мещанства, в противовес героической Т. трагедий и поэм предшествующей революционной эпохи. В одну и ту же эпоху представители различных литературных направлений нередко выбирают сходные темы, подсказанные своеобразием эпохи, но раскрывают их различно, обнаруживая в разной мере правильное (или неправильное) понимание и оценку изображаемого явления жизни. При этом их конкретная Т. в развернутом виде не совпадает. Так, и Чернышевский, и Тургенев писали о «новых людях», - о передовых разночинцах, материалистах и революционерах, - но создали глубоко различные образы (Базаров у Тургенева, Лопухов и Кирсанов у Чернышевского). Различное понимание темы выражается в различных сюжетах и подборе героев. Характер темы и ее развитие обусловлены как процессами самой объективной действительности, так и подходом к ней художника, выдвигающего те или иные ее стороны.

В советской литературе и критике проблема Т. чрезвычайно актуальна. Преодолевая тематическую ограниченность классового искусства, советская литература распространяет свой идейный интерес на всю историю человечества и в пределах этой необъятной темы выдвигает свою проблематику - борьбу народов со своими поработителями, историческое движение к свободному, бесклассовому обществу, строительство социализма в Советской стране, развертывающееся в борьбе со всеми силами старого мира.

ТЕНДЕНЦИОЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТЕНДЕНЦИОЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА - термин, употребляющийся в критике обычно для обозначения произведений, к-рые подчеркнуто проводят определенную систему социально-политических или этических и других взглядов автора. По существу каждый писатель отстаивает то или иное идейное направление, воплощает в своих творениях ту или иную тенденцию.

Даже и у тех, кто в противовес тенденциозности творчества выдвигает лозунг «искусство для искусства» в стремлении оторвать искусство от общественной практики, сказывается определенная тенденция. Произведениям же величайших классиков литературы всегда свойственна глубокая и мощная идейная целеустремленность, всегда присуща определенная тенденция: «Отец трагедии Эсхил и отец комедии Аристофан, - говорит Ф. Энгельс в письме к М. Каутской, - были оба ярко выраженными тенденциозными поэтами, точно так же и Данте и Сервантес, а главное достоинство Коварства и любви Шиллера состоит в том, что это - первая немецкая политически-тенденциозная драма. Современные русские и норвежские писатели, которые пишут превосходные романы, все сплошь тенденциозны» («Маркс и Энгельс об искусстве», 1937, стр. 161).

Ленинский принцип партийности литературы дает дальнейшее развитие той же трактовки проблемы тенденциозности, какую мы находим в приведенном высказывании Ф. Энгельса. Совершенно справедливо поэтому положение тов. А. А. Жданова о тенденциозности нашей советской литературы, высказанное им на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей: «Да, наша советская литература тенденциозна, и мы гордимся ее тенденциозностью, потому что наша тенденция заключается в том, чтобы освободить трудящихся, - все человечество от ига капиталистического рабства».

Именно в силу глубины и жизненности революционных тенденций советской литературы ее тенденциозность отнюдь не идет вразрез с ее реалистичностью, наоборот, правдивый показ действительности является необходимым условием революционной функции произведения. Отсюда - единство сталинского принципа социалистического реализма и критерия большевистской партийности, революционной действенности литературы. Тенденциозность в указанном смысле, будучи присуща величайшим образцам мировой литературы, является существенным признаком высокой художественной ценности произведения. Здесь, однако, должно быть соблюдено условие, о к-ром говорит Энгельс в цитированном письме: «Но я думаю, что тенденция должна сама по себе вытекать из положения и действия, без того, чтобы на это особо указывалось...» Образы и ситуации произведения, правильно отражающие действительность, своим движением, развитием должны подводить читателя к восприятию идеи, должны показать, что тенденция вытекает из самой действительности. В противном случае произведение не может быть эстетически полноценным, художественно убедительным. Для него тогда характерны примитивность, схематизм, навязчивость, так как художественное освоение действительности подменено в нем отвлеченными представлениями о ней, готовыми выводами, лишь облеченными в беллетристическую форму. В полноценных созданиях искусства тенденциозность соединяется с полнотой образного воплощения идеи.

Такой полноты нет и не может быть в произведениях, в к-рых в угоду тенденции автор искажает действительность, подбирает материал исключительно в целях оправдания выдвигаемой им идеи, не считаясь с направлением развития общественной жизни, ее основным характером. Особенно это относится к произведениям с тенденцией реакционного характера. Такая тенденция вступает в противоречие с общим ходом исторического прогресса, и потому писатель, ее проводящий, в угоду своей идее искажает действительность. Реакционная тенденция исключает или по крайней мере снижает реалистическое качество произведения, а вместе с тем и подлинную художественную ценность. Если же произведение реакционно мыслящего писателя в некоторых случаях и может иметь немалое художественное значение, то лишь в той мере, в какой «перо гения всегда более велико, нежели он сам» (Гейне), т. е. постольку, поскольку образное постижение и отражение действительности удалось такому писателю вопреки его тенденциозности, поскольку оно выходит за пределы идеи, которую он пытается оправдать в своем творчестве. Так следует объяснить например художественную значимость многих произведений Достоевского, писателя, стоявшего на реакционных позициях, но с огромной силой отразившего противоречия общества, построенного на эксплоатации. Но соединение художественной зоркости с идейной слепотой, с ложной тенденцией не может не сказаться и для гениального писателя, так или иначе ослабляя художественную ценность создаваемых им образов.

Утверждая положение о тенденциозности всякого вообще художественного творчества, мы все же не должны снимать вопроса и о формах и средствах творческого осуществления тенденции, о необходимости использования жанров, наиболее заостренных в своей тенденциозности. Таковы в литературе жанры политической поэзии, сатиры, фельетона, боевой революционной песни, в живописи - плакаты. Враг народа Бухарин, пытаясь, в целях лит-ой диверсии, дезориентировать советских писателей, старался опорочить идейно насыщенное, политически заостренное творчество Маяковского, выдвигая в качестве «образца» советской поэзии творчество путаное, вычурное, полное формалистических ухищрений. В противовес этой враждебной теории советские поэты и критики констатируют огромную ценность лучших достижений политической поэзии прошлого и нашей современности, - произведений, соединяющих идейную остроту, отчетливую тенденцию с эстетической полноценностью художественных образов.

Библиография:

Маркс и Энгельс о литературе (новые материалы), Жур.-газ. объединение, Москва, 1933; К. Маркс, Ф. Энгельс об искусстве, сборник Под редакцией М. Лифшица, издательство «Искусство», Москва - Ленинград, 1937 (стр. 159-165 - письма Ф. Энгельса М. Каутской и М. Гаркнес); Ленин В. И., Сочинения, 3 изд., т. VIII, М. - Л., 1929 (статья «Партийная организация и партийная литература»); Чернышевский Н. Г., Полное собрание сочинений, т. III, Петербург, 1906(статья «Стихотворения Н. Щербины»); Добролюбов Н. А., Полн. собр. соч., Под редакцией Е. Аничкова, т. III, Петербург, 1912 (статья «О дидактизме в романах»).

ТЕНЗИМАТ ЭДАБИАТИ

ТЕНЗИМАТ ЭДАБИАТИ - см. Турецкая литература.

ТЕННИСОН

ТЕННИСОН Альфред (Alfred Tennyson, 1809-1892) - английский поэт. Р. в семье священника. Провел три года в Кэмбриджском ун-те (1828-1831), к-рый окончил, не получив никакой ученой степени. 18-ти лет выпустил совместно с одним из своих братьев сборник «Стихотворения двух братьев» (Poems by Two Brotherst, 1827), в 1829 получил в ун-те медаль за стихотворение «Тимбукту», а в 1830 выступил со сборником «Стихотворений, преимущественно лирических» (Poems chiefly Lyrical), с к-рого собственно и начинается его поэтическая карьера. Т. - автор двадцати книг стихов, поэм и стихотворных драм. Патриотизм, доходивший до националистического шовинизма, безоговорочная приверженность к буржуазному строю, отсутствие каких бы то ни было отступлений от ханжески-пуританской морали снискали Т. быстрое признание. В 1850, после смерти Вордсворта, викторианская буржуазия наградила своего поэта званием лауреата. В качестве такового Т. писал верноподданнические оды королеве Виктории, пожаловавшей ему в 1884 титул барона и пэра Англии. Бесспорно талантливый поэт, мастер стиха, Т. замкнул себя в пределах тематики, к-рая в сущности была очень удалена от жизни. За исключением небольшого числа националистических стихотворений («Ода на смерть герцога Веллингтона», «Атака легкой кавалерии» и некоторые др.) его лирика посвящена переживаниям интимного характера, абстрактным моральным проблемам и изображению природы. В ряде поэм Теннисон отдает немалую дань неоклассицизму («Энона», «Улисс», «Лукреций» и др.), но в особенности стремится возродить средневековый рыцарский роман, работая над преданиями о короле Артуре и рыцарях круглого стола. Теннисон создает цикл «Идиллии короля» (Idylls of the King, 1859), в к-рый входят более ранние: «Сэр Галахад» (1842), «Сэр Ланселот и Джиневра» (1842), а также позднейшие - «Св. Грааль» (The Holy Grail, 1869), «Гарет и Линетта» (Gareth und Lynette, 1872) и др. Особняком стоит более близкая к современности поэма «Енох Арден» (Enoch Arden, 1864), в к-рой Т. избражает самопожертвование человека, ценящего выше всего «священный семейный очаг». В «Памяти Артура Генри Халама» (In Memoriam, 1850) Т. дает образцы медитативной лирики, наполняя стихи рассуждениями, в к-рых раскрывает свою философию, не выходящую за пределы позитивизма. Из других крупных поэм следует отметить еще «Принцессу» (The Princess, 1847) и «Мод» (Maud, 1855). Кроме того Т. написал также три исторические драмы: «Королева Мери» (Queen Mary, 1875), «Гарольд» (Harold, 1876) и «Бекет» (Becket, 1884), а также идиллическую комедию «Робин Гуд и дева Марианна» (The foresters, Robin Hood and Maid Marian, 1892).

Библиография:

I. Works, ed. by H. Tennyson (Eyersley ed.), 9 vls, L., 1907-1908; Английские поэты в биографиях и образцах, сост. Н. В. Гербель, СПБ, 1875 (перевод ряда стихотворений Т.); Королевские идиллии, пер. О. Н. Чюминой, СПБ, 1903.

II. Tennyson H., A. Tennyson, 2 vls, L., 1897.

III. Ehrsam T. G. (и др.), Bibliographies of twelve Victorian authors, N. Y., 1936, p. 299-362.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - теоретическая часть литературоведения, входящая в литературоведение наряду с историей литературы и лит-ой критикой, опирающаяся на эти области литературоведения и вместе с тем дающая им принципиальное обоснование. С другой стороны, Т. л. ближайшим образом связана с философией и эстетикой (см.). Разработка таких вопросов, как вопрос о сущности познания действительности, следовательно, и поэтического ее познания (ленинская теория отражения), вопрос об основаниях эстетической оценки, о социальной функции литературы как одной из форм идеологии и т. п., ставят Т. л. в ближайшую зависимость от названных дисциплин. Т. л. изучает природу поэтического познания действительности и принципы его исследования (методология), а также исторические его формы (поэтика). Основные проблемы Т. л. - методологические: специфика литературы, литература и действительность, генезис и функция литературы, классовость литературы, партийность литературы, содержание и форма в литературе, критерий художественности, литературный процесс, литературный стиль, художественный метод в литературе, социалистический реализм; проблемы поэтики в Т. л.: образ, идея, тема, поэтический род, жанр, композиция, поэтический язык, ритм, стих, фоника в их стилевом значении. Для марксистско-ленинского литературоведения существенным является решительное подчеркивание единства вопросов методологии и поэтики, рассмотрение вторых на основе первых, четкая связь с методологией при рассмотрении всего круга проблем поэтики. В силу этого деление проблем Т. л. на проблемы методологии и поэтики в известной мере условно, так как любой вопрос формы, структуры литературного произведения может быть поставлен и чисто методологически (напр. общая постановка вопроса о функции ритма, стиха, фоники и пр. в литературном произведении и т. п.) и в плоскости поэтики (определенные исторические и, следовательно, стилевые особенности тех или иных ритмических, языковых и пр. категорий). С другой стороны, естественно, методологические вопросы могут быть поставлены лишь при учете исторического развития литературных форм. Утверждение тесного единства основных разделов Т. л., характерное для марксизма-ленинизма, отличает его литературную теорию от старых «теорий словесности» и формалистических «теорий литературы», где вопросы поэтики рассматривались якобы вне определенных методологических предпосылок, чисто описательно, но где в действительности эти предпосылки были лишь скрыты и носили неизменно идеалистический характер.

ТЕПФЕР

ТЕПФЕР Рудольф (Rodolph Toepffer, 1799-1846) - франко-швейцарский писатель, художник и педагог. Известен своими рассказами, романами и очерками из швейцарской жизни. По манере изложения и мировоззренческой позиции весьма близок Стерну. Лучшим образцом творчества Т. является наиболее популярный сборник его рассказов - «Nouvelles genevoises».

Т. - реалист, но его ироническая критика швейцарского мещанства сильно смягчена «чувствительностью» и не наносит ему серьезного удара.

Библиография:

I. Oeuvres completes, 5 vls, P., 1852-1861. По-русски имеются: Женевские рассказы, 2 чч., М., 1853; Наследство, СПБ, 1857; Сын дьявола, 4 чч., М., 1859 и др.

II. Sainte-Beuve C. A., Portraits litteraires, t. III, P. (1864); Portraits contemporains, t. III, P., 1846; Causeries du lundi, t. VIII, P., 1857-1862; Barbey d’Aurevilly J., Les oeuvres et les hommes, 2 serie, Litterature etrangere, P., 1890.

ТЕРЕНЦИЙ

ТЕРЕНЦИЙ (полное имя - Публий Теренций Афр. Р. ок. 190 - ум. в 159 до н. э.) - римский комедиограф. Рожденный в Карфагене, Т. был привезен в Рим, где был рабом сенатора Теренция; отпущенный на волю, он получил родовое имя своего патрона, написал шесть комедий, которые были поставлены в 166-160 (до н. э.). Теренций был близок к кружку Сципионов, являясь одним из литературных пропагандистов идей этого кружка. Литературные противники Т. высказывали даже подозрение, что он подставное лицо, под именем к-рого молодые аристократы ставили свои произведения на сцене; Т. не очень энергично защищался от этого подозрения, льстившего его покровителям, но авторитетные античные филологи не сомневались в авторстве самого Т. Комедии Т., как и его предшественников, Плавта, Цецилия и др., являются вольными переводами с греческого, но и выбор оригиналов и характер обработки свидетельствуют о стремлении повысить идеологический и художественный уровень римской комедии, не выходя все же за рамки семейно-бытовой тематики. Т. кладет в основу своих комедий пьесы Менандра, наиболее богатого идейным содержанием представителя «новой» аттической комедии, и его подражателя Аполлодора и близко придерживается оригиналов, устраняя лишь специфические моменты греческого быта.

В отличие от Плавта, Т. не стремится к непосредственным комическим эффектам; образы и ситуации его комедий часто имеют целью не рассмешить, а растрогать зрителя (нежные друзья, добрые гетеры, угнетенная жена, отец, карающий себя за суровость к сыну, и т. п.). Однако идеологическая направленность комедий Менандра, отражающая распад полиса (государства-города), не всегда оказывается приемлемой для Рима середины II в., когда «государство-город» лишь вступал в период кризиса. Так, в «Братьях», где ставится проблема снисходительного и сурового воспитания, Т. изменяет концовку Менандровой пьесы с тем, чтобы показать известную правомерность консервативной точки зрения. Принимая таким образом установку на серьезную драму, Т. придает большое значение последовательности в характеристике персонажей. Он отказывается от традиционных комедийных вольностей вроде непосредственных обращений актеров к зрителям, нарушающих сценическую иллюзию, не прибегает и к обычному в римской комедии введению музыкального элемента, сохраняет тонкую диалогическую структуру подлинника, но зато считает необходимым повысить фабульную занимательность. В этих целях он возвращается к отвергнутому в послеплавтовской комедии старому приему - «контаминации» - обогащению основного оригинала образами и ситуациями, заимствованными из другой греческой пьесы; контаминация, однако, не нарушает у него цельности действия, и без указаний самого автора и античных комментаторов, имевших возможность сравнивать пьесы Т. с их источниками, ее наличия не удалось бы установить. Наблюдается даже чуждое, в общем, античной драме стремление заинтриговать зрителя; традиционный пролог не содержит предварительного осведомления зрителя о соотношениях, не известных действующим лицам пьесы, и используется исключительно в целях лит-ой полемики.

Комедии Т. не пользовались большим успехом у современников. Античная критика отмечала отсутствие у него «комической силы» (Цезарь). Однако дальнейшее развитие римской комедии пошло в значительной мере по пути Т., а реторическая школа ценила его за «чистоту» языка и искусное ведение диалога. Все комедии Т. сохранились, дошло и несколько античных комментариев к ним (важнейший - Элия Доната в IV в. н. э.). О популярности Т. в начале средних веков свидетельствуют церковные драмы Хротсвиты (X в.), написанные в стиле Теренция с тем, чтобы вытеснить его из монастырского чтения.

Драматическая техника Т. служила одним из образцов для драмы эпохи абсолютизма (от новоаттической комедии Менандра сколько-нибудь значительные отрывки стали известны лишь в XX в.). Мольер использовал «Формиона» в «Проделках Скапена», «Братьев» - в «Школе жен»; на «серьезный жанр» Теренция особенно часто ссылались теоретики «слезной комедии» XVIII в. (Дидро, Лессинг и др.).

Библиография:

I. Издания Umpfenbach, B., 1870; C. Dziatzko, Lpz., 1884; R. Y. Tyrrell, Oxford, б. г.; S. G. Ashmore, L., 1908; Oxford, 1910. Перевод комедий Т. на русск. яз.: «Andria» Д. Подгурского (Киев, 1874), В. Алексеева (СПБ, 1896), С. Николаева (Воронеж, 1897), «Гэавтонтиморуменос» А. Резоали (Киев, 1862), А. К. Деллен (Харьков, 1879), «Братья» М. П. П(етров)ского («Зап. Казанск. ун-та», 1873, № 2-3); «Евнух» А. М. Фогеля (Киев, 1884), П. Черняева («Университетск. изв.» (Варшава) 1914, II, III), «Свекровь» П. Черняева (там же, 1913, V и отд.: Варшава, 1913). Полный пер. всех комедий (А. Хвостова, М. Головина и др.) был издан в СПБ, в 1773-1774 (3 тт., Texte en regard). Из др. переводов известную литературную ценность имеет только пер. «Формиона» А. Н. Сиротинина (ЖМНП, 1900, апр. - июнь; рифмованными стихами). Имеется неполный и не везде точный пер. комедии «Свекровь» - А. Н. Островского («Сборник памяти Островского», П., 1923); Новейший пер.: Комедии, пер. А. В. Артюшкова, ред. и комм. М. М. Покровского, изд. «Academia» (М. - Л.), 1934 (все шесть комедий пер. размером подлинника).

II. Помимо общих курсов истории римской литературы см.: Thesel R., 1888; Leo F., Plautinische Forschungen, 2 Aufl., B., 1912; Legrand P. E., Daos, Lyon, 1910; Fabia R., Les prologues de Terence; Frank T., Life a. literature in the Roman republic, Cambridge, 1930; Варнеке Б. В., Римский поэт Теренций на западноевропейской сцене, «Вестн. всемирной истории», 1900, № 10, сент.; Его же, Наблюдения над древнеримской комедией. К истории типов, Казань, 1905; Его же, Екатерина вторая и римская комедия, СПБ, 1907; Черняев П., Наблюдения над Теренцием и его истолкователем Донатом, Варшава, 1910; Его же, Быт и нравы по комедиям Теренция, Варшава, 1912; Его же, Отражение «новой» комедии, преимущественно Менандра, в пьесах Теренция, Харьков, 1913.

ТЕРЕСА-ДЕ-ХЕСУС

ТЕРЕСА-ДЕ-ХЕСУС (Тереса Иисусова, Teresa de Jesus, 1515-1582) - наиболее известная из мистических писательниц Испании. Р. в Авила-де-лос-Кабальерос в стародворянской семье. Ее светское имя - Тереса-де-Сенеда-и-Аумада. Первым произведением Т. был рыцарский роман. Вступив 16 лет в монастырь, Т.-д.-Х. со всем пылом отдалась религиозной жизни и явилась вместе с Игн. Лойолой одним из лидеров клерикально-феодальной реакции. Еще при жизни была признана «святой». Канонизирована папой в 1622 и тогда же объявлена «покровительницей Испании» сперва королем Филиппом III, а затем кортесами.

Своей лит-ой известностью Т.-д.-Х. обязана мистическому трактату «Часы бдений, или внутренний замок» (Libro blamado Castillo interior o las Moradas, 1577) и гл. обр. религиозным стихотворениям («песни»), отмеченным печатью сильного эротизма. Художественные качества трактатов и песен сделали Т.-д.-Х. одним из признанных у нее на родине классиков испанской литературы. В настоящее время творчество Т.-д.-Х. используется испанским фашизмом в интересах реакции.

Библиография:

I. Escritos, ed v. de la Fuente, Biblioteca de Autores Espanoles, t. LIII, LV, Madrid, 1861-1862; Obras, ed. Silverio de Santa Teresa, 9 vls, Burgos, 1915-1924; Camino de perfeccion, 2 vls (Clasicos castellanos, 98, 100), Madrid, 1929-1930; Las moradas (в той же серии, № 1), Madrid, 1916.

II. Различные оценки творчества Т.-д.-Х. можно найти у Маргариты Нелькен; Nelken M., Las Escritoras Espanolas (Col Labor, Secc. III, № 262), Barcelona - Buenos-Aires, 1930; Dominguez-Berrueta (I.), Santa Teresa de Jesus, Madrid, 1934; Sender-Ramon I., El verbo se hizo sexo (Teresa de Jesus), Novela biografica, Madrid, 1931.

ТЕРЗЯН

ТЕРЗЯН Товмас (1840-1909) - западноармянский поэт, драматург, педагог и общественный деятель. Р. в Константинополе в семье портного. Учился у мхитаристов (религиозный орден, основанный Мхитаром из Себастиан).

Т. - романтик, поэт индивидуалистических переживаний. На развитие его творчества оказали влияние Ламартин, Байрон, Гюго и др. Язык Т. архаичен. Писал он первоначально на грабаре (древнеармянские яз.), а затем на смешанном грабаре и ашхарабаре (новоармянский язык). Перу Т. принадлежат переводы с оригинала дошедших до нас стихов Анакреона, Пиндара, также переводы из Тассо, Лонгфелло, Томаса Мора, В. Гюго и др.

Библиография:

На армянском яз.: Сандухт, драма, Константинополь, 1862; Аршак Второй, драма, Константинополь, 1871; Иосиф Прекрасный, Константинополь, 1871; Фауст, драма, подражание Гёте, Венеция, 1871; Стихотворения, сборн., т. I и II, Венеция, 1929.

Предыдущая страница Следующая страница