Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТЕР"-"ТИР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТЕР"-"ТИР")

ТЕРМИНОЛОГИЯ

ТЕРМИНОЛОГИЯ - специфический сектор лексики, система терминов - слов научного (философского, общественно-политического, научно-технического) языка, обладающих определенным, четко отграниченным значением; при этом, как указывает Энгельс («Диалектика природы»), значение каждого термина координировано со значением всех остальных терминов той же сферы.

Развитие Т. неизбежно сопутствует развитию научной мысли, так как ни одна система знаний не может быть изложена без языка. «Идеи, - говорит Маркс, - не существуют оторванно от языка» (Архив Маркса и Энгельса, т. IV).

Так напр., в древнегреческом языке развитие античной философии отражено созданием первых философских терминов, послуживших образцом для соответствующей Т. в других (латинском, славянских) языках. В европейских странах нового времени мощный подъем научной и философской мысли с эпохи Ренессанса знаменуется развитием Т. сперва на латинском, позднее - в связи с ростом национального самосознания - на национальных языках; в период консолидации национальных языков академии и Sprachgesellschaften занимаются разработкой и стабилизацией не только лит-ой и поэтической лексики, но и научной Т., издавая терминологические словари, а позднее, в связи с усилением стандартизации производства, частично и унификацией их.

Точно так же изменения общественно-политической Т. отражают смену общественных форм и борьбу классов; в частности раннее вступление Англии и Франции на путь капиталистического развития знаменуется ранней разработкой политических терминов в английском и французском языках, послуживших образцами для образования соответствующих терминов в других языках (ср. «бюджет», «парламент», «депутат», «революционер»; о влиянии французской революции на развитие общественно-политической Т. во французском языке - ср. Лафарг П., Язык и революция). Выступление пролетариата на политическую арену, создание им своей революционной теории и своей революционной практики знаменуется созданием ряда экономических и политических терминов; о необходимости четкой Т., о борьбе с искажающими действительность построениями буржуазных идеологов и выражающими эти построения терминами неоднократно говорят классики марксизма-ленинизма; победа пролетариата в СССР и переход страны на путь социалистического строительства обогащают общественно-политическую Т. рядом новых терминов («пятилетка», «ударник», «совет» и др.), служащих образцами для Т. рабочего движения других стран.

Ясно, что Т. представляет собою один из важнейших участков языкового строительства в СССР, в особенности, когда дело идет о языках, получивших письменность лишь после Октябрьской революции. Под Т. в данном случае подразумеваются не только номенклатуры и термины отдельных областей науки и техники, но и словотворчество в более широком смысле слова, т. е. все новые слова, создающиеся в языках ранее отсталых для обозначения всех понятий, возникающих в процессе социалистического строительства. Громадное значение приобретает разработка терминологических словарей на национальных языках. В первую очередь здесь важны словари общественно-политических Т. - участок терминологической работы, требующий особой бдительности, чтобы не допустить извращения и выхолащивания политического содержания терминов. Что касается Т. отдельных областей науки и техники, то источником для разработки терминов и новых слов на национальных языках служат, с одной стороны, лексические богатства и средства самих этих языков, с другой стороны - многочисленные русские и международные термины. При этом в области Т., как и на других участках культурного и языкового строительства, необходима борьба с уклонами и извращениями, с игнорированием средств родного языка и протаскиванием совершенно ненужных слов из других языков (напр. польских слов в украинский и белорусский языки, финских слов в карельский и т. п.); со стремлением избежать международных слов, с созданием искусственных и надуманных слов, имеющих своей целью отгородить данный язык от сближения с другими языками братских народов СССР, а в области общественно-политической Т. с попытками воскресить архаические слова с классово-чуждым содержанием. Большое значение для сближения между собою языков братских народов СССР имеет унификация международной части Т. Проведенная за время после Великой Октябрьской социалистической революции значительная работа по созданию Т. на языках народов СССР является одним из важных звеньев в строительстве национальных языков единственной в мире страны, осуществившей принцип равноправия национальностей.

ТЕРПИГОРЕВ

ТЕРПИГОРЕВ Сергей Николаевич (псевдоним Сергей Атава) (1841-1895) - писатель. Р. в богатой помещичьей семье, впоследствии разорившейся. До тринадцати лет воспитывался дома. Много читал, пользуясь обширной библиотекой отца. Затем учился в тамбовской гимназии (свое детство и годы учения Т. подробно описал в книге «Мои воспоминания»). В 1860 поступил в Петербургский ун-т. В 1862 Т. был уволен из ун-та в связи со студенческими «беспорядками» с обязательством выехать из Петербурга. После 4-летнего пребывания на родине, в деревне, Т. вернулся (1867) в Петербург, где и жил до самой смерти.

Первым напечатанным произведением Т. была «Черствая доля. Рассказ из тяжелого прошлого» в газете «Русский мир» Гиероглифова (1861). В следующем году Т. деятельно участвовал в юмористическом листке «Гудок», помещая заметки «обличительного» характера (часть под псевдонимами: Сергей Заноза, Сергей Чемеричка и др.). Во время пребывания своего в деревне Т. стал корреспондентом «Голоса», всячески «обличая» местных (тамбовских) заправил. В 1870 в «Отечественных записках» появился очерк «В степи» и комедия «Слияние». Эти произведения обратили на себя внимание. В течение следующего десятилетия Т. почти ничего не печатал, занимаясь всевозможными коммерческими предприятиями, подрядами и т. п.

В январе 1880 в «Отечественных записках» Т. под псевдонимом (С. Атава) начал печатать наиболее известное свое произведение - «Оскудение. Очерки, заметки и размышления тамбовского помещика». Очерки имели огромный успех. Т. стал печататься во многих журналах («Русское богатство», «Северный вестник», «Новь», «Нива» и др.), помещая там рассказы, повести, очерки. В 1881 Салтыков рекомендует его Стасюлевичу в газ. «Порядок». Напечатав там девять фельетонов, Т. перешел в «Новое время», где стал постоянным сотрудником, поместив более шестисот «воскресных» фельетонов. С 1887 он также постоянный сотрудник «Исторического вестника», где появились очерки под общим заглавием «Потревоженные тени», воспоминания и ряд других произведений Т. Значительная часть написанного Т. выходила в 1880-1890 отдельными сборниками и изданиями.

Необходимость перехода к капиталистической системе хозяйства поставила помещиков перед большими затруднениями. Старый экономический и политический уклад явно вел к «оскудению». Летописцем этого «оскудения» и выступил Т. Он показал вместе с тем и попытки некоторых помещиков немедленно перейти к капиталистическому хозяйствованию, попытки капитализировать полученные «выкупные» «ссуды» и пр. Неудачи этих предприятий даны как следствие неприспособленности дворянства к новым формам жизни. Т. жестоко осмеял все эти попытки, ярко показав паразитарную сущность дворянства. В очерках Т. описывал лишь то, что знал достоверно, что сам видел. Уже детские годы дали Т. много наблюдений. Он видел, как дядя травил собаками дьякона, как отец с жандармами освобождал крестьянских девушек из гарема богатого помещика и т. п. Он подчеркивает безделие и беззаботность помещиков и с горечью констатирует: «Нет такой силы, которая могла бы поднять падающий класс». Во многом следуя за Щедриным, Терпигорев изображал распад помещичьей жизни. В своих позднейших очерках «Потревоженные тени» Т. нарисовал жуткие картины крепостничества. Он не щадил красок при описании ужасов крепостного быта и дал колоритные фигуры крепостников-помещиков.

За вычетом образов крепостников очерки Т. лишены острой сатирической направленности. Они часто окрашены в мягкие, юмористические тона и даже не лишены идеализации старой дворянской жизни.

«Оскудение» сохраняет свое значение и до сегодняшнего дня. Очерки, написанные с большим знанием материала, полны интересных наблюдений, любопытных типов, правдиво отражают пореформенный быт российского дворянства. Представляют большой интерес и очерки «Потревоженные тени».

Из остальных произведений Т. следует отметить «Воспоминания» («Историч. вестник», 1896, №№ 1-5) как ценный биографический материал и как довольно яркое описание постановки образования в дореформенное время.

Библиография:

I. Собр. соч., 6 тт. Ред. С. Н. Шубинского, изд. А. Ф. Маркса, СПБ (1899); Оскудение. (Очерки помещичьего разорения), СПБ, 1881; то же, 2-е изд. (2 тт.), СПБ, 1882; Узорочная пестрядь, СПБ, 1883; Желтая книга (Сказание о новых княгинях и старых князьях), СПБ - М., 1885; Жорж и К°, СПБ, 1888; Марфинькино счастье (и др. повести), СПБ - М., 1888; Потревоженные тени, 2 тт., СПБ, 1888-1890; Исторические рассказы и воспоминания, СПБ, 1890; Дорожные очерки, СПБ, 1897.

II. Быков П. В., С. Н. Терпигорев (биографический очерк в кн.: Собр. соч. С. Н. Терпигорева, изд. А. Ф. Маркса, т. I, СПБ (1899)); Плотников М., Летописец недавнего прошлого, «Образование», 1900, № 5; Медведский К., С. Н. Терпигорев, «Исторический вестник», 1895, № 8; Фаресов А., С. Н. Терпигорев, «Новое слово», 1895, № 9.

III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включит., ч. II, СПБ, 1902.

ТЕРРАЙЛЬ ПОНСОН, ДЮ

ТЕРРАЙЛЬ ПОНСОН, дю (Пьер Алексис, виконт, 1829-1871) - французский романист. Служил некоторое время офицером. Первые его литературные опыты - фельетоны в «Mode» и «Opinion publique», 1850-1851. В 1853 широкий круг читателей привлек роман Т. «Кулисы света» («Les coulisses du monde», 3 ч.). В 1858-59 начал выходить известнейший из романов Т. - «Похождения Рокамболя» («Les exploits de Rocambole», 22 тома). До 1870 Т. печатал романы-фельетоны одновременно в пяти газетах. Во время франко-прусской войны 1870 организовал отряд вольных стрелков.

Авантюрный роман Т. представляет собой позднейшую стадию разложения готического романа (Радклифф, Матюрен). Основные элементы его - тайна, интрига, сенсационность - сохранились, но снижены в отношении идейно-художественной значимости. Наиболее известный из романов Т. - цикл приключений Рокамболя. Герой его - преступник, глава шайки «Червонных валетов». На каторге Рокамболь душевно переродился. Неуловимый, вездесущий, одаренный необычайной ловкостью и находчивостью, Рокамболь обладает «благородством» в духе героев Дюма-отца. В «Потерянном ребенке» (L’Enfant perdu) и «Терзаниях Шокинга» (Les Tribulations de Shoking) описывается с явным сочувствием деятельность ирландских фениев (партия национального освобождения). Здесь прославляется католицизм и его оплот - Франция. Т. использует, не считаясь с требованиями правдоподобия, все, что может дать материал для сенсационного романа, - политику, историю, уголовные дела. Идеологическая сущность его творчества иная, чем в социальном романе типа «Парижских тайн» Э. Сю, имеющем с ним некоторое сходство: для Т. не существует вопроса о социальной несправедливости по отношению к «низшим классам». В романах Т. подчеркивается «благородство» родовой аристократии, в привлекательных красках рисуются потомки старинной буржуазии, верные слуги, высмеиваются выскочки и т. п. Изображая международных авантюристов, Т. пытается укрепить основы буржуазной морали.

Романы Т. неоднократно переводились и на русский язык.

Библиография:

I. Черная волчица. Роман, СПБ, 1866; Боченки с золотом. Роман, СПБ, 1867 (продолжение ром. «Черная волчица»); Великосветские воры. Роман, СПБ, 1872; Таинственный золотой дом. Историч. роман, М., 1875; Цыганский царь. Революционные народные тираны, М., 1875; Кровавое ожерелье. Роман, М., 1875 (продолжение «Цыганского царя»); Похождения Рокамболя. Парижские драмы, 15 тт., СПБ, 1901; Тайны Парижа, 3 тт., СПБ, 1904; Молодость Генриха IV, 12 тт., СПБ, 1902-1904; то же в 11 тт., М., 1874-1876; то же в 10 тт., СПБ, 1912, и мн. др. На франц. яз.: Oeuvres completes, P. (1912-1914).

II. Fournel V., Figures d’hier et d’aujourd’huit, Paris, 1883; Praviel A., Le vicomte Ponson du Terrail, «Correspondant», 1929, 316, p. 93-106; Messac K., Le «Detective Novel» et l’influence de la pensee scientifique, P., 1929.

ТЕРЦЕТ

ТЕРЦЕТ (французск. tercet) - отдельная строфа (станс) из трех строк, законченная и самостоятельная как по смыслу, так и по внешним признакам построения. Требование структурной законченности в отношении рифмовки Т. приводит к тому, что единственной теоретически мыслимой комбинацией рифм является однорифменная схема: ааа, т. к. вторая рифма, введенная в Т., неизбежно оставалась бы холостой. Такая ограниченность возможностей сделала форму Т. непопулярной и почти неупотребительной.

В отличие от Т. как самостоятельной формы, описанной выше, следует отметить обычное во Франции применение термина Т. ко всякой строфе, состоящей из трех стихов. Кроме однорифменного типа aaa, bbb, ccc и т. д. здесь возможно несколько комбинаций рифмовки, являющихся результатом переброски в соседнюю строфу римфы, к-рая остается в пределах Т. незарифмованной. Классическим образцом такого построения Т. является форма терцин (см.). Из числа других аналогичных видов Т. необходимо назвать известную в средневековой поэзии схему: aab, bbc, ccd и т. д. Иногда при десятисложном или восьмисложном основном размере последний стих Т., рифма к-рого подхватывалась в следующей строфе, укорачивался до четырех слогов.

Термин Т. употребляется также специально для обозначения трехстиший сонета в отличие от его четырехстрочных строф, к-рые называются катренами.

Библиография:

Martinon Ph., Les strophes, P., 1912, pp. 79-88.

ТЕРЦИНЫ

ТЕРЦИНЫ (итал. terza rima, франц. rimes tiercees) - одна из особых, так наз. «твердых» поэтических форм итальянского происхождения. Т. состоят из трехстиший двухрифменного типа, причем сочетание рифм обязательно по схеме: aba, bcb, cdc и т. д. В заключение цепи Т. ставится один изолированный стих, рифмующий со вторым стихом последней строфы, вследствие чего она в сущности превращается в четверостишие с перекрестной рифмой вида sts, t. Иногда этот заключительный стих объединяется с предыдущей Т. также и графически.

Итальянские Т. строятся исключительно на женских рифмах, к-рые и вообще составляют особенность итальянской поэзии. Но в тех языках, к-рые допускают закономерное чередование мужских и женских рифм, после подражательных опытов, точно копировавших итальянские образцы, входят в употребление и Т. с рифмами двух видов. При этом приобретает обязательную силу правило чередования, к-рое запрещает соседство двух однородных рифм, не рифмующих между собой. Поэтому после Т., начинающейся мужской рифмой, идет Т. с женской рифмой в первом стихе и наоборот.

В итальянской поэзии за Т. закрепился размер одиннадцатисложника. Французы передают его аналогичным десятисложным размером с чередованием мужских и женских рифм, но иногда употребляют и александрийский, вернее - двенадцатисложный стих. В России закреплено традицией употребление пятистопного ямба с мужскими и женскими рифмами.

Изобретение Т. принадлежит, по словам Данте, Брунетто Латини. Сам Данте обессмертил форму Т. своей монументальной «Божественной комедией». Форму Т. разрабатывали также Петрарка, Ариосто и ряд других поэтов Италии, причем она находит применение также и в сатирических жанрах. Во Франции Т. получают широкое распространение в эпоху Возрождения. Поэты Плеяды также пользовались ими. В новейшее время, по следам Теофиля Готье и Леконта де Лиля, ряд французских поэтов культивирует форму Т. в лирических жанрах.

В Германию Т. проникают в конце XVI в., но значительную популярность завоевывают лишь у романтиков. В Англии употребление Т. распространилось лишь в XIX в.

В России одним из первых поэтов, давших образцы Т., был Пушкин:

В начале жизни школу помню я;

Там нас, детей беспечных было много,

Неровная и резвая семья;

Смиренная, одетая убого,

Но видом величавая жена

Над школою надзор хранила строго.

Толпою нашею окружена,

Приятным, сладким голосом, бывало,

С младенцами беседует она

и т. д.

Другой отрывок Пушкина, написанный в Т. шестистопными ямбами «И дале мы пошли», особенно характерен тем, что навеян Дантовой «Божественной комедией», переводы и подражания к-рой сохранили ведущую роль в разработке русских Т. в течение XIX в. Большой интерес к Т. проявляла и школа символистов.

Библиография:

Шульговский Н. Н., Теория и практика поэтического творчества, изд. Т-ва Вольфа, СПБ - М., 1914, стр. 410-414; Kastner L. E., History of the terza rima in France, «Zeitschrift fur franzosische Sprache und Literatur», 1904, Bd. XXVI, 241-253.

ТЕРЬЕ

ТЕРЬЕ Андре (Theuriet Andre, 1833-1907) - французский писатель. Сын чиновника. Занимал должность чиновника в провинции. После выхода сборника «Le chemin des bois» (1867) был избран в Академию. - Реализм Т. ослаблен большой дозой сентиментального идеализма. Тематику он черпает из жизни французской провинции. В идиллических тонах рисуя все, что касается усадьбы, фермы, жизни сельских ремесленников, Т. умалчивает о пауперизации деревни и эксплоатации труда в капиталистическом обществе. Он противопоставляет чистоту и «патриархальность» провинциальных, усадебных и деревенских нравов разлагающей атмосфере большого города. Характерны в этом отношении его поэмы из «Poesies» (1860-1874), (1874-1894), 1896; романы и рассказы: «Dans les roses» (1899), «Le fils Maugars» (1879) и многие другие. Смирение, христианствующий идеализм - сущность консервативной философии Т. («Lys sauvage», 1898).

Сюжеты Т. крайне однообразны. Психологический рисунок примитивен. В свои романы Т. вкладывает много автобиографического материала («Journal de Tristan», 1883, «Sous Bois», 1878, «Tante Aurelie», 1884). Много места в поэзии и прозе Т. занимают описания природы, изображение народных бытовых и религиозных обрядов.

Библиография:

I. Кроме перечисленных в тексте: In memoriam, 1857; Le bleu et le noir, 1873; Nos oiseaux, 1886-87; La ronde des saisons et des bois, 1892; Nouvelles intimes, 1870; Sauvageonne, 1880; Madame Heurteloup, 1882; Contes de la vie intime, 1888; Les mauvais menages, 1882; Bigarreau, 1886; L’affaire Froideville (Moeurs d’employes), 1887; La chanoinesse, 1893; Jardin d’automne, 1894; Le refuge, 1898; Le secret de Gertrude, 1883; La vie rustique, 1887 и др.

На русск. яз. переведены романы: Могар Младший, М., 1879; Дикарка, М., 1881; Месть мужа, М., 1882; Тетя Орели, СПБ, 1884; Жертва страсти, СПБ, 1892; Монахиня, СПБ, 1893; Роза-Лиза, М., 1895; Сокрушительные сердца, СПБ, 1896; Надорванные силы, СПБ, 1897; Провинциальная тина, СПБ, 1898; Дикая лилия, СПБ, 1900; Вилла Спокойная, СПБ, 1902; Рукопись каноника, Петербург, 1903; Воспитанница Вальбрюана, Петербург, 1906; В вихре великой революции, Петербург, 1908 и др.

II. Zola E., Romanciers naturalistes, P., 1881; Lemaitre J., Les contemporains, t. V, P., 1893. Подробную библиографию см. у Thieme H. P., Bibliographie de la litterature francaise de 1800 a 1930, т. II, P., 1933.

ТЕРЬЯН

ТЕРЬЯН Ваан (1885-1920) - крупный армянский поэт, самый яркий представитель новой армянской поэзии дооктябрьского периода. Р. в семье священника. Окончил историко-филологический факультет Московского ун-та. В первые дни Великой Октябрьской социалистической революции Т. вступил в ряды коммунистической партии и принимал активное участие в советском социалистическом строительстве. В 1918-1920 возглавлял комиссариат по армянским делам, проводил большую организационно-пропагандистскую и литературно-издательскую работу. Умер в 1920 от туберкулеза легких.

Первая книжка стихов Т. «Грезы предвечерья» (1908) явилась крупным событием в армянской литературе. 23-летний поэт стал создателем модернистской поэтической школы, господствовавшей в армянской литературе вплоть до Октября. Творчество Т. развивалось под большим влиянием русских символистов, особенно Александра Блока, а также крупнейших французских лириков второй половины XIX в. (П. Верлен, Ш. Бодлер и др.). Неопределенная, беспредметная тоска, чувство неудовлетворенности, стремление к неведомому и неизведанному, мечты о прекрасном, но недосягаемом, сумеречные грезы, осень, туман - таковы основные мотивы поэзии Т., отвечавшие в то время пессимистической настроенности широкой мелкобуржуазной интеллигенции. Это и обусловило огромный успех и популярность Т. Однако Т. не был певцом безнадежного пессимизма и беспросветного отчаянья, - в «сумеречности» его поэзии таилась глубокая неудовлетворенность буржуазно-капиталистическим строем. Т. не был поэтом-индивидуалистом ницшеанского склада. В его томленьи одиночеством всегда звучала тоска по коллективу. Вот почему восторженное приятие Т. Великой Октябрьской социалистической революции и его вступление в ряды коммунистической партии были вполне естественны и понятны. Не напрасно один из наиболее удачных циклов послеоктябрьских стихов Т. носит символическое заглавие «Возвращение»: эти стихи перекликаются с революционными мотивами стихов, написанных в период революции 1905. После долгого блуждания поэт вступил в «лучезарную долину света», подошел вплотную к революционной советской действительности.

Поэзия Т. с ее тончайшим лиризмом, исключительной музыкальностью стиха, богатством и чистотой языка, глубиной и проникновенностью чувств - крупнейшее явление в истории армянской литературы. Большое поэтическое мастерство Т. оказывало сильное влияние на дальнейшие формальные достижения армянской советской поэзии.

Библиография:

На армянск. яз.: Грезы предвечерья, Стихи, Тифлис, 1908; Стихотворения, М., 1912; Собрание сочин., 4 тт., изд. Армгиза, Константинополь - Ереван, 1923.

ТЕСЛЕНКО

ТЕСЛЕНКО Архип Ефимович (1882-1911) - украинский писатель. Р. в бедной крестьянской семье. Служил писарем в волости, затем у нотариуса. Начал печататься в 1904. За агитацию среди крестьян (в 1905-1906) дважды был арестован и сослан на 4 года. По возвращении (в 1909) опубликовал ряд произведений; значительная часть рассказов Т. издана после его смерти.

В украинской литературе XX в. Т. был выразителем революционно-демократического направления. Отличительной чертой его творчества являются стихийная ненависть к буржуазии, решительное отрицание «панства», церкви, устоев дворянско-буржуазной монархической государственности. Однако протест Т. против существующего социального строя был ограничен и непоследователен, поскольку он не видел выхода в революционной борьбе, руководимой пролетариатом.

В своей пьесе «Патрiоти» Т. вскрывал закулисную сторону еврейских погромов, показывая, как с ведома и при содействии полиции организовывались черносотенные банды. Начав с либерально-народнической критики действительности («За пашпортом», «Хуторяночка»), Т. в дальнейшем переходил к более резкой разоблачительной критике, что особенно сказалось в ярком показе жизни крестьянской нищеты, тюремного и люмпенского быта. Типичный герой Т. - молодой батрак, стремящийся к культуре, мечтающий об интеллигентном труде, но жизнь разбивает его иллюзии («Тяжко», «Прощай, життя» и др.). Многие рассказы Т. автобиографичны («Погоняй до ямы», «Немаэ матусi» и др.). Весьма художественны созданные писателем образы крестьянского мальчика («Школяр»), матери-крестьянки («Немаэ матусi»), батрацкой молодежи. Здесь много типического, познавательно ценного. Произведения Т. имели революционизирующее влияние на последующих украинских писателей. Использовав в начале своего творчества «сказовое» мастерство М. Вовчка, Т. затем переработал ее художественную манеру, углубляя психологическую трактовку персонажей, заставляя своих героев говорить интимным языком «души», передавая их мысли, чувства средствами их языка, через их обычные представления, сохраняя фольклорные оттенки.

Библиография:

Стречена життя, Киiв, 1911. 3 книги життя, Киiв, 1912; след. изд. 1918, 1925, 1929.

ТЕТМАЙЕР

ТЕТМАЙЕР Пржерва Казимир (Kazimierz Przerwa Tetmajer, 1865-) - польский поэт и романист; по происхождению дворянин из Галиции; в литературу вошел с 90-х гг. На польскую литературу оказал значительное влияние гл. обр. как утонченный поэт-импрессионист, последователь французских декадентов. В 90-х - начале 900-х гг. поэзия Т., его романы о художнике - «Ангел смерти» (Aniot smierci), 1898, «Панна Мери» (Panna Mery), 1901, «Гибель» (Zatracenie), 1905, драматические фантазии - «Сфинкс», «Корабль-призрак» - питаются обычными в декадентских кругах темами и образами: эстетствующий индивидуализм, культ гения, искусства, утонченных наслаждений, эротические мотивы, «экстазы любви и скорби», мотивы надломленности, трепета перед непостижимым, тяготения к смерти и т. д. Одинокий художник противопоставляется массе, его «гигантские», гиперболизированные переживания - пустоте светского быта и мещанской «прозе жизни». Главная тема романов Т. в этот период («Бездна», «Панна Мери» и др.) - всевластие пола.

Начиная с периода революции 1905, Т. обращается к социальным, политическим и историческим темам, к проблеме народности. Цикл рассказов Т. «На горных уступах» (Na skalnem Podhalu, 1903-1910), его романы «Марина из Грубаго» (Maryna z Hrubego, 1909), «Яносик Литмановский» (1911) проникнуты тенденциями буржуазного «народничества», «землячества» в духе «Молодой Польши». В своих легендарно-исторических романах Т. показывает чудовищное угнетение крестьян панами в земледельческих районах, вспышки бунта, зверские расправы с повстанцами. Главной силой, борющейся со шляхтой, у Т. является горская вольница, возглавляемая «благородными разбойниками».

В те же годы Т. развертывает свои социальные идеи в жанре фантастико-политического, утопического романа - «Король Андрей» (Krol Andrzejg, 1909), «Игра волн» (Gra fal, 1910). Эти романы проникнуты идеологией буржуазного национализма «Молодой Польши», идеями подчинения классовой борьбы национальным задачам. Т. гипотетически рисует освободительную борьбу некоего южно-славянского государства против германской и итальянской агрессии и одновременно внутреннюю социально-политическую борьбу в этом государстве. В образе капитана Поляна - Тетмайер предвосхищает многие черты буржуазных деятелей. Т. показывает, как этот «политический декадент», беспринципный авантюрист, движимый узко-эгоистическими побуждениями, при помощи демагогии и при содействии либералов и социалистических лидеров-оппортунистов захватывает диктаторскую власть. Полян не скупится на демагогические обещания. Немедленно после захвата власти он освободительные задачи подменяет лозунгами «славянской империи», милитаризмом; полный презрения к парламентаризму, Полян устанавливает откровенную военную диктатуру, провоцирует войну, которую ведет затем варварскими средствами. Однако в конечном счете Тетмайер приходит не к разоблачению, а к апофеозу своего героя; он склоняется перед своим диктатором как перед грозным орудием исторического рока, наделяет его ореолом ницшеанского «сверхчеловека», к-рый осуществляет национальное дело, «славянскую миссию». Самозванные вожди, авантюристы у Т. преображаются; начав с узко-личных побуждений, они кончают сознанием своих исторических задач (Полян, Костка, Литмановский). Тот же круг идей разрабатывается Т. и в цикле романов о Наполеоне - «Конец эпопеи» (Koniec epopei, 4 t., 1913-1917). Так. обр. буржуазный национализм Т. завершился идеологией империалистической реакции. В годы войны Т. стал апологетом пилсудчины и затем вступил в реакционную кулацкую партию «Пяст».

Библиография:

Poezye, I-VIII, Warszawa, 1891-1924; Rewolucja (драма), 1906; Собр. соч. (проза) в 10 тт., изд. Саблина, 1909-11 (со статьей Фельдмана); Яцимирский, Нов. польская литература, т. II, СПБ, 1908.

ТЕТРАМЕТР

ТЕТРАМЕТР - название метрического члена (стиха) в античном стихосложении, состоящего из четырех метров. Т. может состоять: или из четырех стоп - в том случае, когда каждая стопа произносится в четыре и более единицы времени и сама составляет метр (напр. дактили, анапесты, ионики, дохмии); или из восьми стоп - в том случае, когда входящие в него стопы трехморные, то есть произносятся в три единицы времени (трехморные дактили, ямбы, трохеи), и когда метр образуется диподией (двумя стопами) с одним главным ритмическим ударением. Т. встречаются в логаэдах; в античной лирике и драме часто встречаются ямбические и трохеические Т., полные и усеченные.

См. Стихосложение античное.

ТИБЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТИБЕТСКИЙ ЯЗЫК

ТИБЕТСКИЙ ЯЗЫК - принадлежит к т. наз. загималайской (или тибето-гималайской) группе языков тибето-бирманских. Обычно считается односложным и изолирующим языком. Но с этим трудно согласиться. И в живом тибетском языке и в письменных памятниках всех эпох мы находим немало отчетливых многосложных образований.

Агглютинация в Т. яз. настолько ясно выражена, что его с не меньшим правом можно было бы назвать агглютинирующим языком. Кроме того, в нем, хотя и в весьма слабой степени, наблюдается и настоящая флексия. Правильнее всего, пожалуй, было бы считать Т. яз. переходным от изолирующего к агглютинирующему типу, причем ближе к последнему.

Глагол в Т. яз. не отличается от имени и в сущности также является именем. Он всегда безличен, по числам не изменяется, залогов непосредственно не различает. У непереходных глаголов действующее лицо ставится в именительном падеже, у переходных - в творительном.

В простом предложении глагол всегда на конце, родительный падеж перед определяемым, прилагательное и числительное - после определяемого, агент действия (творительный падеж) либо перед дополнением, либо после него. Сочинение предложений осуществляется союзом «и» (dan̄), а равно присоединением к глаголу суффикса винительно-дательно-местного падежа «la». Придаточные предложения образуются через деепричастия и через присоединение к глаголу суффикса родительного падежа (kyi) с значением «но», «однако» или суффикс местного падежа (na) со значением «если», «когда».

Различают три группы диалектов Т. яз. -

1) центральную (куда входят диалект Лхасы и провинций Уй и Цзян);

2) восточную (диалект провинции Кам) и

3) западную (диалекты Ладака, Лагула, Балтистана, Пурига и др.). Последняя наиболее изучена.

Большое влияние на Т. яз., особенно в отношении словаря, имел санскрит, из коего Т. яз. приобрел путем буквального перевода (кальки) санскритских слов почти всю свою научную и религиозно-философскую терминологию. Из Индии же Т. яз. заимствовал и свой алфавит.

Графика Т. яз. весьма архаична. Произношение и правописание резко расходятся. Алфавит насчитывает 30 знаков согласных (в том числе и «а» - alif арабского языка) и четыре знака для огласовки. В живой речи некоторые знаки вовсе не произносятся, а некоторые произносятся иначе. В частности все сочетания согласных произносятся как один согласный звук.

Библиография:

Грамматики: Csoma de Koros A., A Grammar of the Tibetan language, Calkutta, 1934; Schmidt J. J., Grammatik der tibetischen Sprache, SPB, 1839 (русск. пер. тогда же); Foucaux P. E., Grammaire de la langue tibetaine, P., 1858; Jaschke H. A., A short practical grammar of the Tibetan language Kye - Lang, 1865 (2-е изд., L., 1883, под назв. Tibetan Grammar, 3-е анастатическое изд. с дополнением A. H. Francke u. W. Simon, B., 1929); Cordier P., Cours de Tibetain classique (Hanoi, 1907-1908) (литограф.). Учебники разговорного языка: Sandberg G., Handbook of colloquial Tibetan, Calkutta, 1894; Henderson V. C., Tibetan Manual, Calcutta, 1903; Amundsen E., Primer of Standard Tibetan Darjeeling, 1903; Bell Ch. A., Manual of colloquial Tibetan, Calcutta, 1905 (2-е изд. в 2 отдельных частях: Grammar of colloquial Tibetan, Calcutta, 1919; Tibetan-English coolloquial dictionary, Calcutta, 1920); Цибиков Г., Пособие для изучения тибетского языка, ч. 1, разговорная речь, Владивосток, 1908; Hannah H. B., Grammar of the Tibetan language literary and colloquial, Calcutta, 1912; Словари: Csoma de Koros A., Essay towards a dictionary Tibetan and English, Calcutta, 1834; Schmidt J. J., Tibetisch-deutsches Worterbuch, SPB, 1841 (по-русски 1843); Jaschke H. A., Handworterbuch der tibetischen Sprache, Gnadau, 1871 (литограф.); Его же, A Tibetan-English Dictionary..., L., 1881; Dictionnaire thibetain-latin-francais, Par les missionaires... du Thibe, Hongkong, 1899; Sarat Chandra Das, A Tibetan English Dictionary, Calcutta, 1902; Kazi Dawasamdup Ah., An English Tibetan Dictionary, Calcutta, 1919.

ТИБОДЕ

ТИБОДЕ Альберт (Albert Thibaudet, 1874-1937) - французский критик, историк литературы и публицист. Преподавал в Нью-Йоркском и Женевском университетах. Основные труды Т., проникнутые либеральным духом широкой «терпимости» и «объективизма», посвящены французской литературе XIX и XX вв. Важнейшие из них: «Стендаль» (Stendahl, 1931), «Флобер» (Gustave Flaubert, 1922), «Поэзия Стефана Малларме» (La poesie de Stephane Mallarme, 1912), «Поль Валери» (Paul Valery, 1923), «Физиология критики» (Phisiologie de la critique, 1930), «Интерьеры: Бодлер, Фромантэн, Амьель» (Interieurs: Baudelaire, Fromentin, Amiel, 1924), «Республика профессоров» (La Republique des professeurs, 1927), ответ на известную книгу Бенда «Предательство интеллигентов» (La trahison des clercs, 1927) и трехтомник «Тридцатилетие французской жизни» (Trente ans de vie francaise), посвященный Моррасу, Барресу и бергсонианству (1920, 1921, 1924). В последние годы жизни Т. являлся одним из основных сотрудников внепартийного левого ежемесячника «Новое французское обозрение» (Nouvelle Revue Francaise), почти в каждом номере к-рого появлялись очередные «Размышления» Т. на литературные или общественные темы.

ТИБУЛЛ

ТИБУЛЛ Алабий (р. ок. 55, ум. в 19 до н. э.) - римский поэт, один из выдающихся мастеров любовной элегии. По происхождению римский всадник, Т. принадлежал, повидимому, к тем немалочисленным слоям рабовладельческого класса, к-рые пострадали в эпоху падения республики и на первых порах находились в оппозиции к государственному строю, установленному Августом. Т. примыкал к литературному кружку, группировавшемуся вокруг республиканца Мессаллы, и, в отличие от большинства современных ему поэтов, не только не прославлял императора, но даже ни разу не упоминал его имени. Основная тема Т. - любовная тоска, мечтания о тихом счастьи. В античных условиях тематика эта является уже симптомом распада гражданского общества. По справедливому замечанию Энгельса, «любовные отношения в современном смысле имеют место в древности лишь вне официального общества» и встречаются «лишь как результат распада погибающего древнего мира». Любовные переживания Т. в значительной мере стилизованы; образ «бедного» влюбленного, неспособного к войне и добыче и не имеющего средств удовлетворить «алчность» возлюбленной, восходит к эллинистической литературе и стоит в противоречии с действительной биографией Т., человека состоятельного и получившего воинские награды за участие в аквитанском походе; это лишь литературная маска для более выпуклого изображения внутреннего мира, наподобие «пастушеской» маски современника Т. - Вергилия; не менее стилизован и образ «возлюбленной». Стихотворения Т. пронизаны стремлением уйти от действительной жизни, противопоставить ей область мечтаний, не реализующихся и окрашенных поэтому в скорбные тона. Мир мотивов Т. очень ограничен: любовь, идиллические картины сельской жизни с ее традиционной обрядностью, довольство малым, ненависть к войне и алчности. При разработке этих тем Т. широко использовал эротическую поэзию эллинизма, но создал для них своеобразный стиль ассоциативного «скольжения» (Лео), незаметного перехода от одной темы к другой, соответствующий мечтательному характеру всего творчества поэта; исходя из некоторой ситуации, он развертывал вокруг нее всю совокупность своих любимых тем, не всегда заботясь о выдержанности самой ситуации, но строго следя за внутренним развитием настроения и единством тона. Ярких красок и резких контуров Т. избегал; его стихотворения лишены силы и страстности, отличающих его соперника в области элегии - Проперция. В области языка Т. строгий пурист, его стиль прост и прозаичен; за «отделанность» и «изящество» ценила Т. античная критика.

Т. принадлежат два небольших сборника элегий; в первом - центральное место занимают стихотворения, посвященные возлюбленной поэта, фигурирующей под именем «Делия»; второй сборник посвящен «Немезиде». Впоследствии к этим двум сборникам был присоединен третий, содержащий, помимо подлинных стихотворений Т., и произведения других поэтов из кружка Мессаллы, в том числе и подражателя Т., Лигдама. Этот сборник обычно издается вместе с подлинными сборниками Т. В западноевропейской литературе Т. пользовался особенно широким признанием в XVIII в.; из русских поэтов им интересовались Батюшков, Пушкин, Фет.

Библиография:

I. Elegiae..., ed. E. Hiller, Lpz., 1885; Tibulle et les auteurs du Corpus Tibullianum, Texte etabli p. A. Cartault, P., 1909; Albii Tibulli aliorumque carminum libri trec., ed. F. W. Levy, Lpz., 1927; Albii Tibulli aliorumque carminum libri IV, rec. F. Calonghi, Torino, 1928. Комментарии: Albii Tibulli carmina... explicuit L. Dissenius, p. I-II, Gottingen, 1835; Elegies of A. Tibullus..., ed. by K. F. Smith, N. Y., 1913. Главнейшие пер. Т. на русск. яз.: Элегии Тибулла. Перевод А. Фета, М., 1886; то же, издание 2-е, СПБ, 1898 (почти полный перевод; недостает только элегий к Марафу и панегирика Мессалле); перевод отдельных элегий: А. Ф. Мерзлякова в его книге: Подражания и переводы..., ч. II, М., 1826; К. Н. Батюшкова (1, 3 и 10; III, 3) в кн.: Соч. К. Н. Батюшкова, изд. П. Н. Батюшкова, тт. I и II, СПБ, 1885-1887; Н. Фоккова (1, 10), «Журнал министерства народного просвещения», 1874, май; Элегии любви. Пер. Пл. Н. Краснова, М., 1901.

II. Leo F., uber einige Elegien Tibulls, «Philologische Untersuchungen», 2. Heft., Berlin, 1881; Cartault A., A propos du Corpus Tibullianum, P., 1906; Schuster M., Tibull-Studien, Wien, 1930; Корш Ф. Е., Римская элегия и романтизм, Москва, 1899.

ТИК

ТИК Людвиг (Johann Ludwig Tieck, 1773-1853) - немецкий писатель, один из крупнейших представителей романтической школы. Сын зажиточного берлинского ремесленника. Окончил гимназию, учился в Галльском и Геттингенском университетах, где усиленно изучал Шекспира и Сервантеса. Лит-ой работой Т. занялся еще на школьной скамье. В 1797 Т. встретился с братьями Шлегель (см.). Это знакомство сыграло решающую роль в литературном развитии Т. В 1799 Т. вошел в т. наз. иенский кружок романтиков. Стяжал признание и восхищение теоретиков романтизма романом «Странствование Франца Штернбальда» (Franz Sternbalds Wanderungen, 1798).

То, что стихийно зрело в Т., получает в иенском кружке обоснование, подымается на высоту философии. После распада иенского кружка Т. надолго почти совершенно прекратил литературную деятельность. С 1819 он занимался гл. обр. историей театра и драмы. С 1825 Тик состоял официальным драматургом дрезденского придворного театра. Его последнее произведение - роман «Vittoria Accorombona» (1840).

Т. - первый писатель, осуществивший в творческой практике принципы романтической теории, раскрывший с большой силой психологию немецкой мелкобуржуазной интеллигенции начала XIX в. Отвращение к пошлой действительности, ужас перед нею ведут Т. к уходу от действительной жизни в экзотику и фантастику, в отдаленное прошлое народа и в замкнутый мир индивидуальных переживаний. В ранних произведениях Т. культивирует образы экзотического Востока («Almansur», 1790 (напеч. впервые в 1798), «Abdallah», 1792 (напеч. в 1795)), обращается к народной сказке («Volksmarchen, hrsg. von Peter Lebrecht», 1797), изучает вместе с Ваккенродером (см.) немецкое средневековье, поэтизирует старый Нюренберг, культивирует столь существенный для романтизма принцип народности (Volkstumlichkeit) в смысле любви к национальной старине. Вместе с тем он изощренно передает смятение раздвоенного сознания («Der blonde Ekbert», 1797), тонко анализирует утомленную и неуравновешенную душу. Характерен роман Т. «История Вильяма Ловелля» («Die Geschichte des Herrn William Lovell», 1793-1795), напеч. 1795-1796, где интерес к психологическому анализу перерастает в отчетливое отрицание мира вне познающего его субъекта. В творческой манере Т. все эти тенденции проявились в подчеркнутом отказе от реализма. Чрезвычайно характерны для стиля Т. его драмы, в к-рых один из основных принципов романтической эстетики - принцип иронии нашел наиболее полное выражение. Его пьеса «Кот в сапогах» («Der gestiefelte Kater», 1797) - полемически заостренный выпад против мещанской драмы; здесь провозглашено требование «театральности», основанное на понимании театра как искусства, якобы по самой специфике своей враждебного реализму. Дарование Т. раскрылось в Иене во всей силе в драме «Геновева» (Leben und Tod der heiligen Genoveva, 1800). Сюжет «Геновевы» заимствован из народной лубочной книги - «Легенды о св. Геновеве». Сказочные рыцарские времена, битвы с маврами, рыцарские замки, феодальная любовь, верность, месть, фантастические приключения, мистическое настроение, прозрения и предчувствия, вторжение сверхъестественного в обыденную жизнь, ощущение удвоения мира, иной, высшей сущности - такова «Геновева» Т. Драматическое построение ее основано на непрерывной перемене места действия, нагнетании настроения.

Художественные тенденции «Геновевы» реализуются Т. еще раз в драме «Император Октавиан» (Kaiser Oktavianus, 1802, напеч. 1804). Но «Геновева» остается высшим взлетом романтизма Т.; за нею начинается спад, разложение, уход от художественной литературы, слабые попытки вернуться к ней - и переход к историко-литературной работе, сохраняющей, однако, неизменными принципы и влечения Т. как художника.

Библиография:

I. Schriften, 20 Bde, B., 1828-1846; Kritische Schriften, 4 Bde, Lpz., 1848-1852; Gesammelte Novellen, 12 Bde, B., 1852-1854; Nachgelassene Schriften, hrsg. v. R. Kopke, 2 Bde, Lpz., 1855. Об искусстве и художниках (Размышления отшельника, любителя изящного), изд. Л. Т., М., 1826 (нов. изд. с предисл. П. Н. Сакулина, М., 1914); Кот в сапогах, «Любовь к трем апельсинам», П., 1916, кн. 1; ряд произведений в сб.: «Немецкая романтическая повесть», с вступ. ст. и комм. Н. Берковского, т. I, Москва - Ленинград, 1935.

II. Kopke R., L. Tieck, 2 Tle, Lpz., 1855; Briefe an L. Tieck, ausgew. und hrsg. v. K. v. Holtei, 4 Bde, Breslau, 1864-1865; Bischoff H., L. Tieck als Dramaturg, Brussel, 1897; Miessner W., L. Tiecks Lyrik, B., 1902; Gunther H., Romantische Kritik und Satire bei L. Tieck, Lpz., 1907; Drach E., L. Tiecks Buhnenreformen, B., 1909; L. Tieck und die Bruder F. u. A. W. Schlegel. Briefe, hrsg. v. H. Lupeke, Frankfurt a. M., 1930; Zeydel E. H., L. Tieck and England, Princeton, 1931; Гайм Р., Романтическая школа, М., 1891; Брандес Г., Литература XIX в. в ее главнейших течениях (Немецкая литература), СПБ, 1900; Жирмунский В., Немецкий романтизм и современная мистика, СПБ, 1914.

ТИКАМАЦУ

ТИКАМАЦУ Мондзаэмон (настоящее имя Сугимори Нобумори, 1653-1724) - крупный японский драматург эпохи разложения феодального строя и появления буржуазии (1600-1867). Создатель театра горожан в противовес придворно-феодальному театру. Выходец из разорившейся самурайской семьи, 20-ти лет покинул буддийский монастырь, куда он был отдан в детстве. Переселился в Киото, где в 1677 выступил в качестве драматурга, а несколько позже и режиссера. Т. тесно связывается с Такэмо То-Гидаю, директором осакского марионеточного театра, и с этой поры начинается их теснейшее содружество, выдвинувшее театр Такэмо То-Гидаю на первое место в Японии. В 1690 Т. переселился в Осака, где оставался до самой смерти. Т. впервые выводит на сцену мещанскую драму, отвечавшую запросам городского люда того времени. В основу одной из его натуралистических пьес положена переработка литературного сборника «Сайкаку» (Пятеро женщин). Здесь показана пестрота феодального города, все более превращавшегося в торгово-ремесленный центр, где находилось много обедневших самураев и бежавших в город разорившихся крестьян. Здесь же выступают купцы, ремесленники, подмастерья, бонзы, купеческие жены, гейши и просто проститутки. Основное содержание - бытовое: семейные конфликты, неудачная торговля, неожиданное обогащение и т. д. Все эти пьесы были рассчитаны на марионеточный театр, где действие оторвано от текста, произносимого чтецом-декламатором. От его лица вводятся многочисленные отступления, объяснения ситуаций, характеристика персонажей. Злободневность действия и его тесная связь с действительностью подкрепляются множеством вставок популярных песен и стишков, намеками на политические события и т. д. Драматургия Т., выросшая на основе предшествующей драматической, сказовой и поэтической литературы, глубоко народна и близка народным массам.

Своими пьесами Т. не только расшатывал и высмеивал разлагавшееся дворянство, но впервые показал нарождавшуюся японскую буржуазию и ее подлинное лицо. В противовес ходульной феодальной драме Т. создает пьесы, полные мещанского сентиментализма, рисуя обычные человеческие чувства средних слоев городского населения. В его любовных драмах выводятся общественные препятствия, разделяющие любящих, и сочувствие зрителей их несчастьям, что объективно было направлено против феодального произвола и насилия. Наряду с мещанской драмой (Сэвамано) Т. создает также исторические трагедии (Дзидаймоно), построенные им на материале различных хроник, эпопей и даже изустного сказа. Здесь героями выступают князья, военачальники, самураи и т. д. Нередко идеологию дворянства Т. в своих пьесах стремится использовать в интересах нарождавшейся японской буржуазии. Т. создает драматическое действие огромного напряжения, рисует характеры и типы, дает такие способы разрешения раздирающих их противоречий, к-рые по сути уже не принадлежат феодальной эпохе. Именно в этом сказалась положительная роль Т. как носителя идей нарождавшейся буржуазии. Он написал более ста пьес, лучшими из них считаются: из мещанских драм - «Югири-Ава-Наруто» (1720), «Мейдо-но-хикяку» (1711) и «Онна-гороси абура-дзигоку» (1721); из пьес о любовных самоубийствах - «Тэн-но Амидзима» (1720); из исторических трагедий - «Юки-онна гомай хагоита» (1705), «Кокусэн я кассаэн» (1715), «Сога кайкэйдзан» (1718).

ТИКНОР

ТИКНОР Джордж (George Ticknor, 1791-1871) - американский литературовед, избравший своей специальностью историю испанской литературы. Р. в Бостоне в США. Для завершения образования совершил поездку в Европу. Изучал филологию и историю литературы в Геттингенском ун-те, занимался старофранцузским и итальянским языками в Париже. Посетил Англию, Германию, Италию, Испанию и Португалию. Живя в Мадриде, Т. хорошо усвоил испанский язык, а непосредственное знакомство с испанской жизнью укрепило в нем желание заняться историей испанской литературы.

Вернувшись в Бостон в 1819, Т. был назначен профессором французской и испанской литературы в Harward College, кафедру которой и занимал до 1834.

Крупнейшее создание Т. - монументальная «История испанской литературы» (History of spanisch litterature, 1-е изд., 1849), переведенная на ряд европейских языков (русск. перев. Под редакцией Н. И. Стороженко вышел в 1883-1891) и до сих пор не утратившая своего значения. Построенный на основе культурно-исторического метода, труд Т. охватывает испанскую словесность от времен образования кастильского языка до эпохи Фердинанда III. Т. до конца своей жизни продолжал работать над «Историей испанской литературы», внося в каждое новое ее издание дополнения и изменения. Из других литературных работ Т. заслуживает упоминания «Биография Вилльяма Прескотта» (Life of William Hickling Prescott, 1864).

По своим политическим убеждениям Т. был правоверным республиканцем, строгим приверженцем американской конституции.

Библиография:

Стороженко Н. И., Джордж Тикнор (биографический очерк) в I т. русского перевода «Истории испанской литературы» Тикнора, М., 1883; G. Ticknor Life, Letters and Journals..., ed. by G. S. Hillard..., 2 vls, Boston, 1909; Wendell B., A literary history of America, L., 1900.

ТИЛЛЕ

ТИЛЛЕ Вацлав (Vaclav Tille, 1867-) - профессор сравнительной истории лит-р Пражского ун-та, ученик знаменитого филолога-романиста Гастона Пари (G. Paris). Т. много занимался сравнительным изучением фольклора. Ему принадлежит ряд исследований и изданий текстов: «Чешские сказки Эрбена» (K. J. Erben, České pohádky, 1905), два издания сказок Б. Немцовой (Národní pohádky, 1904 и 1907) и монография о ней (1905). Под псевдонимом В. Ржига (Václav Řiha) Т. выпустил народные сказки в обработке для детей. Большую научную ценность имеют работы Т., посвященные изучению сказочных сюжетов, зафиксированных в хрониках Козмы (XIII в.) и Гайка (V. Hájek, XVI в.).

Из крупных научных монографий следует отметить - «Философия литературы у Тэна и его предшественников» (Filosofie literatury и Taina a předchůdcův, 1902), «М. Метерлинк» (1910), филологическая работа о французском эпосе - «Roncesvalles» (1912). Т. уделяет много внимания театру и сравнительному изучению сценического искусства и мимики. В его «Театральных воспоминаниях» (1917) имеется ряд ценных высказываний об искусстве режиссера.

Библиография:

Melanges publ. en l’honneur de Vaclav Tille a l’occasion de son 60-e anniversaire par J. Polivka, J. Frcek, J. Jezek et J. Horak, Praha, 1927.

ТИЛЬГЕР

ТИЛЬГЕР Адриан (Adriano Tilgher, 1885-) - современный итальянский философ и критик. Начало его деятельности падает на 10-е гг. XX в. На почве, подготовленной Кроче, он строит свою систему мировоззрения, провозглашая «религию действия» сущностью современной цивилизации. В отличие от Кроче эстетика Т. носит волевой характер. Т. мыслит искусство как претворение художником еще неоформленного современного ему процесса жизни; критерием ценности произведения является оригинальность - то новое, что внесено художником, - и актуальность, соответствие текущему моменту жизни. Сообразно этому, Т. как критик поддерживает новаторов в литературе. До войны он выдвигает Маринетти и футуристов, пропагандирует малодоступных писателей, группировавшихся вокруг журнала «Voce» (Голос). Особенный вес имели высказывания Т. о театре, которому он посвятил основные свои критические работы (этюды о современном театре, собранные в два тома в 1922 и 1926). Т. противопоставил старому реалистическому театру новое искусство Пиранделло, Россо ди Сан-Секондо, театр гротеска; все эти явления, в сущности, «открыты» им и вошли в историю итальянского театра 10-20-х гг. прежде всего в свете благоприятной оценки Т. В разброде, наступившем среди итальянской интеллигенции при столкновении с жестокой действительностью фашистской диктатуры, Т. не примкнул к победителям. В последние годы он почти целиком оставляет актуальную литературную критику для чисто академической работы: Estetica, 1931 (Эстетика, 1931), монография о неаполитанской диалектальной поэзии (La poesia dialettale napoletana, 1880-1930) и др.

Библиография:

Arte, Conoscenze e realta, Torino, 1911; Teoria del pragmatismo trascendentale, Torino, 1915; Filosofi antichi Todi, 1921; La crisi mondiale, Bologna, 1921; Voci del tempo, Roma, 1922; La visioni greca della vita, Roma, 1922, Studi sul teatro contemporaneo, 3 ed., Roma, 1928; Storia e Antistoria, Rieti, 1927; Julien Benda e il probleme del Tradimento dee chierici, Roma, 1930 и др.

ТИЛЬШОВА

ТИЛЬШОВА Анна Мария (Tilschova Anna Maria, 1873-) - чешская писательница, выступавшая в своих ранних произведениях под псевдонимом Анна Мария. Т. выросла в обстановке богатой пражской патрицианской семьи.

Литературная деятельность Т. началась в начале XX в., когда в чешской литературе особенно сильно сказались влияния новейших течений западноевропейских лит-р - импрессионизма и символизма. Кроме того в начале XX века вновь появляется в чешской литературе ряд крупных представителей натуралистического романа.

Первые произведения Т. написаны в импрессионистической манере: «Семнадцать повестей» (Sedmnact povidek, 1909) - на темы из интимных переживаний светской женщины. Цикл повестей «На горах» (Na horach, 1905) посвящен чешской провинции. От импрессионистических рассказов Тильшова переходит к натуралистическим новеллам, сюжеты для которых она черпает из быта близко знакомой ей среды пражской торговой и промышленной буржуазии.

Тонкость психологического анализа переживаний персонажей новелл Т., конкретность и четкость изображения реальной действительности ставят новеллы Т. в ряд лучших произведений чешского натурализма. Отдельные новеллы Т. собраны в сборниках «Фанни» (Fany, 1915), «Грешница» (Hriskice, 1918), «Город» (Meste, 1919). В ряде новелл сборника «Горе от любви» (Hore z lasky, 1921) Т. рисует переживания простых женщин, непосредственных натур из народа.

В своих больших социальных романах - «Старинная семья» (Stara rodina, 1916), «Сыновья» (Synove, 1918), «Наследники» (Dedicove, 1923) - Т. описывает среду пражской буржуазии. Роман «Сыновья» написан на ту же тему, что и известный роман Томаса Манна «Будденброки» - распад и вырождение старинной буржуазной семьи, не приспособленной к новым условиям, созданным капиталистическими отношениями. С объективистской наукообразностью, характерной для натурализма, Т. дает образ героя, лишенного воли и жизни, неспособного к сильным чувствам, физически вырождающегося.

В романе «Искупление» (Vykoupeni, 1923) изображена жизнь пражской богемы.

Библиография:

Novak I. A., Prehledne dejiny ceske literatury, 3 vyd., Olomouc, 1922.

ТИМКОВСКИЙ

ТИМКОВСКИЙ Николай Иванович (1863-1922) - прозаик и драматург; кроме того автор статей по вопросам педагогики. Род. в семье бедного чиновника, окончил историко-филологич. фак-т Московского ун-та. Литературная деятельность началась с 1891. Сотрудничал в журналах «Русская мысль», «Русское богатство», «Северный вестник» и др. Являясь по характеру своего творчества реалистом-бытовиком, Т. посвящал свои рассказы гл. обр. жизни городской интеллигенции. Он показывал обездоленность и жестокую борьбу за существование среди этой интеллигенции («Место», «Старая гувернантка» и др.), ее душевные терзания при бессилии решить сложные вопросы социального характера («Маленькие дела и большие вопросы»). С другой стороны, Т. изображал жестокость и пошлость разбогатевшей части городского мещанства («Звезды»). В одном из наиболее популярных в свое время рассказов Т. - «Сергей Шумов» (1896) - вскрыта душевная драма гимназиста, искалеченного безобразным режимом царской гимназии, отравленного атмосферой морально разложившейся буржуазной семьи.

В более поздней повести Т. «В дворянской берлоге» (1912) изображена помещичья семья, прозябающая и одичавшая в своей «берлоге», лишенная даже налета старой культурности дворянских гнезд.

Особенностью творчества Т. является его публицистичность, к-рая обнаруживается в обширных диалогах, в пространных рассуждениях героев его рассказов. Публицистический характер носит и его драматургия. Резко выраженная идейная направленность Т. не идет однако дальше расплывчатого гуманизма.

Из драматических произведений Т. выделяются пьесы: «Сильные и слабые», «Два лагеря», «Защитник», «В борьбе за жизнь» и юмористические одноактные пьесы «Шашки» и «Гувернантка».

Библиография:

I. Повести и рассказы, тт. I-IV, изд. С. Дороватовского и А. Чарушникова, М., 1901-1909; Пьесы, тт. I-II, изд. М. Н. Прокоповича, М., 1908; Душа Л. Н. Толстого, изд. Книгоиздательство писателей в Москве, М., 1913; Соч., т. I-XIII, изд. Книгоиздательство писателей в Москве, М., 1914-1918 (несколько изданий); Рассказы с предисл. А. Серафимовича, изд. «Земля и фабрика», М. - Л., 1925.

II. Галлерея русских писателей, изд. С. Скирмунта, М., 1901; Словарь членов общества любителей российской словесности, М., 1911; Кремень А., Литературная иллюстрация к вопросу о средней школе, «Образование», 1899, № 12 (О рассказе «Сергей Шумов»); Богданович А., Критические заметки, «Мир божий», 1900, № 6; Потапов Ал., Действительность без «героев», «Образование», 1901, № 9; Михайловский Н., Последние сочинения, т. II, СПБ, 1905, стр. 132-137 (первоначально: «Русское богатство», 1902, № 1); Коробка Н., Дворянские гнезда в изображении современной беллетристики, «Запросы жизни», 1912, № 21; Короленко В. Г., Собр. соч., т. IX, изд. А. Ф. Маркса, СПБ, 1914, стр. 353-356; Луначарский А. В., Критические этюды («Русская литература»), Л., 1925, стр. 401-405 (первоначально: «Образование», 1904, № 7 - о драме Т. «Сильные и слабые»).

ТИММЕРМАНС

ТИММЕРМАНС Феликс (Timmermans Felix, 1886) - фламандский писатель. Р. в Лиере, около Амстердама. Приобрел большую известность книгой приключений во вкусе Эуленшпигеля (см.) «Pollieter» (1916), прославляющей чувственную радость жизни. После выхода нескольких изданий автор по требованию католического духовенства отказался от своей книги. Все его последующие произведения представляют значительно меньший интерес, они нередко слащавы и проникнуты ханжеством. Наиболее известны из них: «Анна Мария» (Anna Marie, 1921), «Младенец Христос во Фландрии» (Het ikindeken Jezus in Vla anderen, 1917), «Особо прекрасные часы барышни Симфароза» (De zeer schoone uren van Juffrouw Symfarosa, 1918), «Священник из цветущего виноградника» (De pastoor nit den bloeyenden Wijngaerdt, 1923).

Библиография:

Rutten T., Felix Timmermans, Groningen.

ТИМОНЕДА

ТИМОНЕДА Хуан де (Juan de Timoneda (?- ум. 1583)) - испанский драматург, новеллист и собиратель народной поэзии. Жил в Валенсии, где занимался книжным делом. Несмотря на скромное художественное дарование, Т. сыграл довольно крупную культурную роль, успешно содействуя развитию влияния литературы итальянского и испанского Ренессанса (Бокаччо, «Селестина», плутовской роман). Как драматург он посвящает все свое внимание бытовой комедии, учитывая, однако, латинизирующие (Ариосто), психологические (пастораль) и жанровые (commedia rusticale) тенденции итальянской драматургии, а также опираясь на опыт основоположников испанского светского театра - Торрес Наарро, Лопе де Руэды. «Три комедии» в прозе (Las tres comedias, 1559), куда вместе с переработками испанских переводов Плавта («Амфитрион», «Близнецы») входит пьеса с современной тематикой («Корнелия»), представляют своего рода вступление к серии стихотворных бытовых пьес сборника «Turiana» (т. е. «Поэзия с берегов р. Турии», 1565), где развернута актуальная для Ренессанса проблематика свободной любви, брака по выбору, распада семьи и т. п. («Филомена», «Аврелия», «Палиано» и др.); здесь же даны удачные образцы интермедий («Слепцы»), в к-рых Т. следует реалистич. традициям плутовского романа («Ласарильо») и Лопе де Руэды. О связанности Т. характерными для его эпохи религиозными традициями свидетельствуют «Триптихи» (Ternarios sacramentales, 1575, 2 тт.), стихотворные опыты в области жанра «autos sacramentales» («представления в честь таинства причастия»). Не менее важное место, чем пьесы, занимают в его творчестве прозаические сборники: «Десерт, или утеха путника» (El Sobremesa y alivio de caminantes, 1563, 2 части), включающий 165 повестушек, паремий и фацеций, взятых из Бокаччо, Поджо, Морлини, Гевары и др.; «Полезное назидание, или хранилище анекдотов» (El buen aviso y portacuentos, 1564), собрание 175 занятных житейских казусов, и наконец «Притчи» (El Patranuelo, 1566), где в 22 отрывках сжато и деловито пересказаны фабулы новелл, извлеченные автором из Бокаччо, Банделло, Gesta Romanorum, Ариосто и др. Просвещенная издательская деятельность Т., сохранившая для потомства сочинения его талантливого друга и вдохновителя Лопе де Руэды (умер ок. 1567), высокохудожественные памятники народной литературы («Роза романсов» - Rosa de romances, 1573, Кансьонеро - ок. 1565) - рисуют в самом положительном свете облик этого образованного и умного представителя испанского Ренессанса.

Библиография:

I. Teatro profano ed. M. Menendez y Pelayo, Valencia, 1911; Autos, ed. Gonzales Pedroso, Madrid, 1908 (Biblioteca de Autores espanoles, v. 58); Sobremesa y Patranuelo (та же серия, v. 3); Buen aviso y portacuentos, ed. R. Schevill, «Revue hispanique, v. 24), N. Y. - Paris, 1911; Romances y Poesias (Biblioteca de Autores espanoles, v. 10, 16 и 42).

II. Петров Д. К., Заметки по истории староиспанской комедии, Петербург, 1907; Dunlop J., Geschichte der Prosadichtung, oder Geschichte der Romane..., ubers v. F. Liebrecht, B., 1851; Menendez y Pelayo M., Origines de la novela, t. II, Madrid, 1907; Crawford J. P., Spanish drama before Lope de Vega, Philadelphia, 1922.

ТИМОФЕЕВ А. В.

ТИМОФЕЕВ Алексей Васильевич (1812-1883) - поэт и беллетрист. Р. в г. Курмыше б. Симбирской губ. в богатой помещичьей семье. Учился на юридическом факультете Казанского ун-та. Переехав в Петербург, он в 1832 дебютировал в литературе драмой «Разочарованный», а в 1833-1837 выступил с рядом книг, имевших успех. Отмечая неопытность и незрелость автора, молодой Белинский признавал его повесть «Художник» (1834) «замечательным явлением в литературе». Больший успех имели книжки стихов («Двенадцать песен», 1833, «Песни», 1835) и мистерии Т. Однако Белинский отозвался о стихах Т. в пренебрежительном тоне, отрицая в нем поэтическое дарование. После 1843 Т. надолго совершенно исчез с литературного горизонта, увлекшись бюрократической карьерой. В 70-х гг., выйдя в отставку и вернувшись в Петербург, Т. возобновил, после 30 лет перерыва, свою литературную деятельность. Но изданная им в 1876 обширная поэма в 2 томах «Микула Селянинович» - труд многих лет - не имела никакого успеха, и Т. умолк навсегда.

Т. находился под влиянием Полевого (напр. «Художник» по заглавию и теме близок к повести Н. Полевого «Живописец»), но влияние это было по существу поверхностным и кратковременным.

В основном Т. один из характерных представителей того напыщенного романтизма 30-х гг., к-рый связывается обычно с именем Кукольника. В своих драматических сценах «Поэт» (1834), «Елизавета Кульман» (1835) Т. старался показать на фоне жестокой судьбы и бессмысленности человеческого существования «неземное предназначение» поэта.

Прозаические произведения Т. (из исторических повестей лучшая - «Чернокнижник», из эпохи опричнины) отличаются выспренним слогом и изобилуют афоризмами вроде следующих: «человек создан для крайностей», «человек был всегда неразгаданной тайной» и т. д.

Несколько проще и искреннее лирика Т. Здесь также есть страхи и ужасы, но поэт не скрывает, что это только игра, поза, и готов иронизировать над собой. В поэзии Т. есть одно качество, выгодно отличающее его от Кукольника. Это - интерес к фольклору. Правда, его поэма «Микула Селянинович», являющаяся неудачной попыткой дать философию русской истории, насколько она отразилась в народной мифологии, слишком перегружена сведениями из области древних религий. Зато в некоторых своих лирических песнях Т. обнаружил настоящее чутье русского фольклора. Из всего литературного наследия Т. только ряд песен и романсов надолго пережил автора. Положенные на музыку лучшими композиторами, многие из них вошли в фольклор. Таковы: «Не бушуйте, ветры буйные», «Не женись на умнице», «Борода ль моя, бородушка» и др.

Заслуживает внимания и стихотворная техника Т. В противоположность Бенедиктову, с к-рым его нередко сближали, Т. не имел пристрастия к рифмам: нерифмованных стихов у него больше, чем рифмованных. Иногда («Свадьба», «Челнок» и т. д.) он дает чередование разных размеров, а в мистериях стихотворную речь перемежает с прозаической. Редкий в русской поэзии пример рифмовки (только нечетных строк) дает он в «Микуле Селяниновиче».

Библиография:

I. Опыты в прозе и стихах, в 3 чч., Петербург, 1837; Микула Селянинович, Поэма в 12 песнях, Сочинения А. Тимофеева в 2 тт., Петербург, 1876.

II. Гербель Н. В., Русские поэты в биографиях и образцах, СПБ, 1873, изд. 3-е, СПБ 1888; Русский биографический словарь, том «Суворова - Ткачев», СПБ, 1912.

ТИМОФЕЕВ Л. И.

ТИМОФЕЕВ Леонид Иванович (1904-) - литературовед. Р. в семье учителя, окончил Литературный ин-т им. Брюсова и ин-т литературы РАНИОН. С 1926 - преподаватель, затем профессор ряда московских вузов. Литературоведческие занятия Т. посвящены гл. обр. вопросам теории литературы, в частности Т. занимается проблемами стиховедения. Историко-литературные интересы Т. сосредоточиваются преимущественно на русской литературе XVIII и XX вв. В своих работах Т. первоначально испытывал влияние формализма и других немарксистских воззрений, которые он впоследствии преодолел. Ценной стороной работ Т. является освещение структурных элементов поэтического произведения (язык, стих, звук, ритм) в их единстве с общими стилевыми особенностями, с идейным содержанием. Так, Т. широко разработал положение о том, что в стихотворении интонация, обусловленная его содержанием, и является определяющим формальные элементы стиха фактором. Это содействовало освобождению теории литературы от чисто формалистического внешнего описания стиха и, с другой стороны, от вульгарного непосредственного приурочивания определенных размеров и звуков к тем или другим настроениям и идеям. Основные работы Т.: «Проблемы стиховедения», Материалы к социологии стиха, М., 1931, «Теория литературы», учебник для высших учебных заведений, Москва, 1934, «Стих и проза. Теория литературы для начинающего писателя», М., 1935.

ТИНЕР

ТИНЕР Марсель (Tinayre Marcel, 1877-1936) - французская писательница. Ей принадлежат многочисленные романы, гл. обр. из жизни современной буржуазной женщины. Смягчая краски, затемняя смысл социальных противоречий, Т. выступает с сочувствием идеям буржуазной филантропии (Helle, 1899).

В характерных для Т. романах (La maison de Peche, 1902, La Rebelle, 1905, L’amour qui pleure, 1908, L’ombre de l’amour, 1910, La douceur de vivre, 1911) на первом плане любовные переживания героев. Отмеченные печатью разложения, герои Т. отталкиваются от действительности. Несмотря на некоторое свободомыслие, Т. свойственен религиозный мистицизм, она сохраняет привязанность к католической обрядности. Романы Т. неоднократно переводились на русский язык.

Библиография:

Thieme H. P., Bibliographie de la litterature francaise de 1800 a 1930, t. II, P., 1933; Собрание сочинений, 5 тт., изд. «Энергия», М., 1909-1912.

ТИП

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТИРАДА

ТИРАДА (французское tirade) или лэсса (французское laisse monorime) - строфа старофранцузского стихосложения, соединяющая одним ассонансом или, позднее, рифмой известное число стихов одного размера. Обычно Т. состоит из десяти- или двенадцатисложных стихов, реже из восьмисложников; так напр. Т. «Песни о Роланде» содержат от 5 до 35 десятисложных стихов, причем обычный их объем - от 7 до 17 стихов. В некоторых произведениях встречается Т., последний стих к-рой вдвое короче остальных: такова Т. в некоторых эпопеях цикла Гильома Оранского, в «Окассен и Николет».

Как форма членения целого Т. типична для героического эпоса (chansons de geste): в последнем обычно каждая Т. развертывает один момент действия, создавая столь характерную для эпоса медлительную детальность повествования. Ср. напр. в «Песне о Роланде»: I Т. - экспозиция повествования, II Т. - совет у Марсилия, III Т. - речь Бланкандрина, V Т. - посылка послов и т. д. Иногда встречаются «повторяющиеся Т.» (couplets similaires), они не двигают повествование далее, но варьируют эпизод предыдущей Т., создавая характерное для эпоса повторение и нарастание действия; так в «Песне о Роланде» IV Т. варьирует содержание III Т. - речь Бланкандрина. Связь между Т. достигается повторением конца предыдущей строфы в начале последующей; ср. в «Песне о Роланде» конец IX Т. и начало X Т.:

Руки простер к творцу наш властелин,

Склонил главу, задумавшись сидит.

Наш император, он поник головой,

Дал не спеша ответ на речь послов.

Это так наз. recommencement типично и для народной песни.

В куртуазном эпосе тирада вытесняется рифмованными двустишиями из восьмисложных стихов. См. Стихосложение, Строфика.

ТИРСО ДЕ МОЛИНА

ТИРСО де МОЛИНА (Tirso de Molina, 1571-1648) - псевдоним выдающегося испанского драматурга; его настоящее имя - Габриель Тельес (Gabriel Tellez). Р. в дворянской семье. В 1601 сделался монахом ордена Милости (La Merced). В 1634 был назначен членом правления ордена, в 1635 - его историографом, в 1639 Т. д. М. получил степень магистра богословия. Путешествие в Америку (о. Сан-Доминго), куда он был послан (1616) для ревизии орденских учреждений, отразилось в его исторической трилогии, посвященной конквистадорам бр. Писарро («Единая цель решает все», «Американские амазонки» (Amazonas en las Indias), «Верность в борьбе с завистью» (La lealtad contra la envidia)). С 1620 Т. д. М. сблизился в Мадриде с Лопе де Вегой и его единомышленниками (Монтальван, Аларкон, Мира де Амескуа) и успешно начал свою художественную деятельность. В 1625 открытая театральная деятельность драматурга-монаха навлекла на него преследования и ссылку в провинциальный монастырь (г. Трухильо).

Подобно Лопе де Вега Т. д. М. отличается большой плодовитостью: по его собственному признанию, им сочинено свыше 400 комедий, из к-рых многие при его жизни пользовались известностью вне Испании (Италия, Америка, Франция). Из всего им написанного до нас дошли: 81 комедия, 5 ауто, две книги смешанного содержания (новеллы, комедии, лирика): «Толедские виллы» (Cigarrales de Toledo, 1621, 2-е изд., 1624) и «Развлечение и польза» (Deleytar aprovechando, 1635); рукописная «История ордена Милости» (Historia de la Orden de la Merced, напис. в 1639, 2 тт.) и «Жизнеописание святительницы Сервельонской».

Т. д. М. - прямой последователь новой драматургии Лопе де Вега, реалистические достижения к-рой он горячо отстаивал в «Толедских виллах»: он остается верен реалистическому методу. Т. д. М. сохраняет введенные Лопе жанры (исторические драмы, религиозные пьесы, бытовую комедию) и принципы (смешение трагического и комического, отказ от триединств, деление на 3 акта, стиховая форма), все же, взятое в целом и на фоне общего движения испанской драмы, творчество Т. д. М., несмотря на ряд блестящих достижений и новшеств, говорит о начавшемся ослаблении реалистических тенденций системы Лопе де Вега. Это достаточно ясно сказывается в исторических пьесах Т. д. М. (жанр, на большую идейную и художественную высоту поставленный Лопе де Вега), в к-рых частные и личные интересы героев почти полностью заслоняют прямую политическую проблему («Счастливая и злополучная судьба Альваро де Луна» (Prospera fortuna de D. Alvaro de Luna y adversa de Riny zope de Avalos, трилогия о бр. Писарро, «Антона Гарсиа» (Antona Garcia)). И только в некоторых лучших своих исторических пьесах (напр. «Благоразумные женщины») Т. д. М. поднимается до уровня своего учителя. Самобытен Т. д. М. в создании еще неиспробованного до него жанра социально-философских драм («Севильский обольститель», «Осужденный за сомнение»), послуживших впоследствии отправным пунктом для философских пьес Кальдерона. С большой глубиной и редкой силой обобщения он отражает в них наглядно обнаружившиеся противоречия «золотого века» испанской культуры, парадоксально сочетавшего в себе материалистические установки позднего Ренессанса с феодально-церковным духом контрреформации. Впервые в мировой литературе Т. д. М. создает в «Севильском обольстителе» (El вurlador de Sevilla, 1630) тот образ Дон Жуана, где социально-бытовая зарисовка совмещена с философским толкованием и за обликом феодала-сластолюбца чувствуется дерзкий вольнодумец, восстающий против устрашающего аппарата церковной морали и догмы. Герой «Осужденного за сомнение» (Condenado per Desconfiado), отшельник Пауло, с помощью хитрых экспериментов пытающийся вырвать у провидения тайну спасения своей души, является в сущности контрреформационным вариантом фаустовской темы и заключенной в ней проблемы свободного познания.

В области бытовой комедии («Комедия плаща и шпаги») Т. д. М. снижает реалистический метод Лопе де Вега и высоту его социальной проблематики своим пристрастием к формальным и натуралистическим эффектам, к-рые сделали его мастером «комедии интриги» (частые переодевания, эффекты трансформации, систематические «кви-про-кво» - ср. «Дон Хиль Зеленые Штаны» (Don Gil de las calzas verdes), «Благочестивая Марта» - Marta la piadosa, «Любовь - врач» - El amor medico - и др.) и уходящим в мелочи «жанристом» («Застенчивый во дворце» - El vergonroso en palacio, «Крестьянка из Вальекас» - La villana de Vallecas и др.).

В религиозных пьесах Т. д. М., в первую очередь в его «Комедиях о святых», с особенной остротой проявляются контрреформационные элементы его мировоззрения. Их характеризует погоня за феерическими эффектами и мишурой богословской учености («Святой портной» - Santo y sastre, «Озеро св. Викентия» - Los lagos de San Vicente). Произведение, вроде философски задуманной библейской драмы «Месть Тамары» (La venganza de Tamar) с ее откровенным изображением кровосмесительной любви (брата к сестре), трактуемой в смысле защиты прав освобожденной Ренессансом плоти, - одно из немногих исключений в его религиозном театре.

Хотя творчество Т. д. М. очень неровно и наряду с образцовыми созданиями включает не мало слабых, едва отделанных набросков, тем не менее его значение в истории испанского театра очень велико. Влияние Т. д. М. отразилось уже на ближайших его современниках: Кальдерон обязан ему не только философскими пьесами, но и техникой своего бытового театра. Аларкон, Мира де Амескуа, Морето и др. пользовались его сюжетами, типами и положениями.

Созданная им концепция Дон Жуана выросла до размеров подлинного мирового образа. С начала XX столетия интерес к творчеству Т. д. М. заметно усиливается как в Испании (В. С. Арместо), так и за границей. В наши дни работу по популяризации его творчества в массах проводит в Мадриде группа испанских революционных писателей (Р. Альберти, Р. Х. Сендер и др.).

Библиография:

I. Comedias escogidas publicadas por J. E. Hartzenbusch, Madrid, 1885 (Biblioteca de autores Espanoles, V); Comedias, publ. por E. Cotarelo y Mori, 2 vls, Madrid, 1906-1907 (Nuova Biblioteca de autores Espanoles, IV, IX); Autos sacramentales, publ. por E. Gonzalez Pedroso, Madrid, 1908 (Biblioteca de autores Espanoles, LVIII); Cigarrales de Toledo, ed. V. Said Armesto, Madrid, 1914; Vida de la santa madre de Cervellon, ed. N. Menendez y Pelayo «Revista de Archivos» 1908-1909, vls XVIII, XIX, XXI. Переводы: Дон Хиль Зеленые Штаны, перев. В. Пяста, Берлин, 1923; Театр, перев. В. Пяста и Т. Щепкиной-Куперник, изд. «Academia», М. - Л., 1935.

II. Rios de Lamperez B. de los, Del siglo de oro, Madrid, 1910; Munoz Pena P., El teatro del Maestro Tirso de Molina, Valladolid, 1889; Menendez y Pelayo M., Estudios de critica literaria, t. II, Madrid, 1895; Morel-Fatio A., etudes sur l’Espagne, 3-e serie, P., 1904; Menendez Pidal R., Estudios literarios, Madrid, 1920, p. 9-100; Bushee A. N., Tirso de Molina, «Revue hispanique», 1933; Morley G., The use of the verse-forms by Tirso de Molina, «Bulletin hispanique», 1905, v. VII, pp. 387-408; Его же, El uso de las combinaciones metricas en las comedias de Tirso de Molina, там же, 1914, v. XVI, p. 177-208; Gendarme de Bevotte G., La legende de Don Juan, 3 vls, P., 1906-1911; Schroder Th., Die dramatischen Bearbeitungen der Don Juan-Sage, Halle, 1912; Pfandl L., Geschichte der spanischen National-Literatur in ihrer Blutezeit, Freiburg i/Br., 1929; Кржевский В., Тирсо де Молина, в кн.: Тирсо де Молина, Дон Хиль Зеленые Штаны, пер. В. Пяста, Берлин, 1923; Кельин Ф., Тирсо де Молина и его время, в кн.: Тирсо де Молина, Театр, изд. «Academia», М. - Л., 1935; Веселовский Алексей, Этюды и характеристики, 3 изд. М., 1907 (статья «Легенда о Дон Жуане»); Тирсо де Молина и испанский театр, «Любовь к трем апельсинам», СПБ, 1914, кн. 2.

Предыдущая страница Следующая страница