Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТИР"-"ТРА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТИР"-"ТРА")

ТИРТЕЙ

ТИРТЕЙ - греческий элегический поэт VII в. до н. э.; по античному (малодостоверному) преданию, афинянин, отправленный на помощь спартанцам во время второй мессенской войны и воодушевлявший спартанцев своими песнями, - в действительности скорее всего малоазиатский иониец. Стихотворения Т., написанные в стиле ионийской элегии и во многом перекликающиеся с медитативными частями гомеровского эпоса, составляют своего рода катехизис гражданской идеологии Спарты архаического периода. Тематика Т. - хвала спартанским учреждениям, мифы, освящающие строй спартанской общины, призывы к сохранению «доброго порядка», прославление воинской доблести и описание жалкой участи труса. Безыскусственные, но сильные стихи Т. служили у спартанцев военными песнями. Дошедшие до нас в цитатах античных писателей отрывки Т. содержат ряд интерполяций, к-рые, может быть, принадлежат спартанофильским кругам афинской аристократии.

Библиография:

Bergk T., Poetae lyrici Graeci, Ed. 4, vol. II, Lpz., 1882; Diehl E., Anthologia lyrica graeca, Lpz., 1925.

ТИТЛА

ТИТЛА - надстрочные знаки, усвоенные славянским письмом от греческого и обозначавшие пропуск строчных букв. Т. ставилось или без выноса буквы над строкой: сÑъ (сын) или с выносом пропущенной буквы: рС”ч̃С” (рече), вС”ч̃ръ (вечер). Первый вид сокращений допускался в словах культового характера, второй - в словах обиходных, но часто встречающихся. Т. обычны в уставе и раннем полууставе, в позднейшем полууставе и в скорописи все чаще встречается вынос букв без Т. Начертание и применение Т. являются одним из признаков, по к-рым палеография определяет время и место возникновения рукописи.

ТИХОНОВ В. А.

ТИХОНОВ Владимир Алексеевич (1857-1914) - русский писатель. Р. в семье богатого, впоследствии разорившегося, откупщика. Был офицером, профессиональным актером (оставил «Театральные воспоминания»), приказчиком, коммивояжером. Печататься начал с 1878 («Сутки на очереди» - очерк). С 1882 целиком отдался лит-ой и журналистской деятельности. Сотрудничал в «Новом времени», «России», был редактором журнала «Север». Неизменно выступал как представитель консервативных кругов русской интеллигенции 80-90-х гг.

Темы Т. обычно связаны с проблемой семьи и брака, противоречия жизни ограничиваются конфликтами на почве неудачной любви («Пустоцвет», СПБ, 1899), ревности («Дело семейное») и т. д. Брак по любви, культурная семейная жизнь, воспитание детей - такова проповедь героев Тихонова. Социальные проблемы ни их, ни самого Т. не волнуют. Критика мещанства, а отчасти и «власти денег» («Не пара») поверхностна и слащаво-сентиментальна.

Библиография:

I. Полное собрание сочинений, изд. А. А. Каспари, СПБ, 1914 (в приложении к журн. «Родина»); Автобиография в сб. «Первые литературные шаги», собрал Ф. Ф. Фидлер (М., 1911).

II. Зарин А. Е., В. А. Тихонов, «Исторический вестник», 1914, июнь.

III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включ., ч. II, СПБ, 1902.

ТИХОНОВ Н. С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТИХОНРАВОВ

ТИХОНРАВОВ Николай Саввич (1832-1893) - историк русской литературы, профессор Московского ун-та (с 1859), академик (с 1890). Сын фельдшера одной из московских больниц.

Методологическая позиция Т. явилась результатом воздействия на него в первую очередь Ф. И. Буслаева. От других учителей - историков С. М. Соловьева и Т. Н. Грановского - Т. усвоил идею «органического развития» России и близость к «западничеству». Выступил в печати в 1850 со статьей о Катулле. В дальнейшем Т. специализировался по истории древнерусской литературы и литературы XVIII в.; наряду с этим он много занимался изучением творчества Гоголя.

Задача истории литературы состоит, по мнению Т., в том, чтобы «уяснить исторический ход литературы, умственное и нравственное состояние того общества, которого последняя была выражением, уловить в произведениях слова постепенное развитие народного сознания - развитие, которое не знает скачков и перерывов» («Библиографич. записки», 1859, № 2, стр. 56). Т. противополагал «всю массу словесных произведений» аристократической литературе высших слоев общества, настаивал на изучении поэтической продукции в первую очередь «низших классов народа», в частности на изучении «литературы староверов».

В связи с этим находится борьба Т. с «эстетическим методом», к-рый, по его мнению, вырос в результате аристократического пренебрежения к «народной» литературе. В противовес этому методу Т. выдвигает «объективно-беспристрастный», «научный», «сравнительно-исторический метод». Наиболее полно методологическая позиция Т. отразилась в его рецензии на «Историю русской словесности» А. Д. Галахова (СПБ, 1878; перепеч. в «Сочин.» Т.).

Работы Т. в основном посвящены: а) критическому изданию памятников средневековой русской литературы, б) исследованиям по отдельным частным вопросам. К первой группе трудов Т. относится ряд публикаций в издававшихся им «Летописях русской литературы и древности» (5 тт., 1859-1863) - напр. «Повесть о Савве Грудцыне» «Сказание об Индейском царстве», «Стих о Голубиной книге», «Автобиография протопопа Аввакума» и др., затем «Памятники отреченной русской литературы» (1863), «Слово о полку Игореве» и др. Сюда же по типу работы примыкает критическое издание сочинений Гоголя (десятое, 5 тт., М., 1889-1890; тома 6 и 7 были подготовлены Т., но выпущены в свет уже после его смерти Б. И. Шенроком), «Ревизор», первоначальный сценический текст (1886) и др. К этой же группе относятся двухтомные «Русские драматические произведения 1672-1725 гг.» (1874) (отпечатанные ценнейшие «примечания» к этому изданию не были выпущены в свет и сохранились в нескольких экземплярах).

Исследовательские работы Т. невелики по объему и почти всегда связаны с публиковавшимися им текстами; это - статьи об апокрифах, о начальном периоде русского театра и т. д. Особо следует отметить большую статью «Московские вольнодумцы начала XVIII века и Стефан Яворский» («Русский вестник», 1870, кн. 9, и 1871, кн. 2 и 6). Большая часть работ Тихонравова, не выходивших отдельным изданием, перепечатана в его сочинениях.

Исключительное владение фактическим, в значительной мере рукописным, материалом, обширные познания в средневековой и новой европейской литературе, позволявшие Т. устанавливать взаимосвязанность русской и иностранной литературы, обильные публикации первостепенных по значению текстов сохраняют за работами Т. и до сих пор ценность источников.

Т. долгое время пользовался славой классического издателя Гоголя. Однако в XX в. эдиционные принципы Т. подверглись основательной и во многом справедливой критике.

Как профессор Т. пользовался большим влиянием и создал заметную в дореволюционной лит-ой историографии «тихонравовскую школу» (Вс. Миллер и др.).

Библиография:

I. Сочинения, М., 1898.

II. Руднев А. Г., Академик Н. С. Тихонравов и его труды по изучению памятников древнерусской литературы, Варшава, 1914 (оттиск из «Варшавских университетских известий», 1913-1914); Архангельский А. С., Памяти Н. С. Тихонравова. Ученые труды Н. С. Тихонравова в связи с более ранними изучениями в области истории русской литературы, Казань, 1894; Памяти Николая Саввича Тихонравова, М., 1894 (Сборник, изданный Московским археологическим обществом и Обществом любителей российской словесности); Пыпин А. Н., Н. С. Тихонравов и его научная деятельность, в кн.: Сочинения Н. С. Тихонравова, т. I, М., 1898.

III. Языков Д. Д., Обзор жизни и трудов русских писателей и писательниц, вып. 13, П., 1916 (Сборн. Отд. рус. яз. и слов. Акад. наук, т. XCV, № 3) (наиболее полный список работ Т. и литературы о нем); Материалы для биографич. словаря действительных членов Академии наук, ч. II, П., 1917; о собрании рукописей Тихонравова - Георгиевский Г. П., Собрание Н. С. Тихонравова. I. Рукописи, М., 1913.

ТКАЧЕВ

ТКАЧЕВ Петр Никитич (1844-1885) - публицист и литературный критик. Происходил из мелкопоместной дворянской семьи. В 1861 поступил в Петербургский ун-т; вскоре принял участие в студенческом движении, был арестован и вследствие закрытия ун-та правительством вынужден прекратить занятия в нем. Тогда же Т. принял деятельное участие в революционных кружках, в связи с чем в 1862 был арестован и приговорен к трем месяцам тюрьмы. В том же году началась литературная деятельность Т.; он сотрудничал в «Библиотеке для чтения», «Времени», «Эпохе» и др. журналах. С конца 1865 Т. стал постоянным сотрудником «Русского слова» и заменившего его «Дела». К концу 60-х гг. Т. как публицист приобрел значительную популярность в кругах мелкобуржуазной интеллигенции. Одновременно с лит-ой деятельностью он продолжал и революционную работу, неоднократно подвергаясь обыскам и арестам. Сблизившись с С. Г. Нечаевым, Т. вместе с ним руководил студенческим движением 1869 в Петербурге, написал и напечатал прокламацию с изложением студенческих требований («К обществу»), в связи с чем снова подвергался аресту и в 1871 по процессу нечаевцев приговорен к 1 г. 4 мес. тюрьмы. По отбытии наказания Т. был выслан в Псковскую губ., откуда в конце 1873 бежал за границу. Поселившись в Швейцарии, он пытался сотрудничать в журн. П. Л. Лаврова «Вперед», но вскоре, убедившись в разногласиях относительно задач и методов революционной деятельности, порвал с Лавровым. Сблизившись с группой русских и польских эмигрантов-бланкистов, Т. вместе с ними издавал журнал «Набат» (1875-1881), орган русского бланкизма. Участвовал Т. и во французском бланкистском органе «Ni dieu, ni maitre». Эмиграция не помешала Т. продолжать сотрудничество в «Деле». В 70-х гг. он был одним из ближайших сотрудников этого журнала, выступая в нем под различными псевдонимами: Никитин, Нионов, Постный, Все тот же и др. В 1882, вследствие тяжелой болезни, литературная деятельность Т. прекратилась.

Примыкая в идейном отношении к русским просветителям 60-х гг., Т. тем не менее занимал в их среде обособленное место. Знакомство с теорией К. Маркса убедило Т. в том, что не сознание людей определяет их бытие, а бытием определяется их сознание. Еще в 1865 Т. заявил себя приверженцем учения Маркса. Ткачев в своих статьях не раз делал попытки установить и объяснить зависимость отдельных конкретных явлений жизни от экономики. Но это не делало Т. марксистом. Учение Маркса оставалось непонятым Т. Его экономический материализм был пропитан психологизмом и стоял в непосредственной связи с утилитарной системой морали, сторонником которой являлся Т. Деятельность как отдельного человека, так и общества определяется, по Т., расчетом, соображениями о личных выгодах; вследствие этого интерес экономический приобретает первенствующее значение. Понимая противоположность классовых интересов и неизбежность борьбы между различными классами общества, Т. рассматривал ее как частный вид всеобщей борьбы, наблюдающейся в истории человечества: борьбы государств, национальностей, общественных групп и индивидов между собою. Оставалась Т. чужда и диалектика Маркса, что было связано и с общими философскими взглядами Т. Не понимая философии Гегеля и отзываясь о ней, как о «чепухе», Т. выступал как сторонник общественно-научного, механистического материализма в духе Писарева. Наконец для Т. оставались чуждыми и взгляды Маркса на историческую роль пролетариата. Социальная революция рисовалась Т. как переворот, совершаемый «сознательным» меньшинством, захватывающим при помощи заговора государственную власть и устанавливающим свою диктатуру в целях проведения в жизнь ряда социальных реформ.

В области литературно-критической Т. выступал как сторонник реалистической критики Чернышевского и его последователей, однако сильно вульгаризируя ее. К «критике эстетической» и к теории «искусства для искусства» Т. относился резко отрицательно. Такую критику он упрекал в полном субъективизме. Т. отвергал существование единого эстетического критерия, указывая, что эстетические воззрения не только изменяются с течением времени, но и в одно и то же время бывают законно различны у людей различного общественного положения. В отличие от критики эстетической, Т. стремился доказать возможность критики, основанной на научных началах. Т. считал, что даже Добролюбов и Писарев не сумели избавиться от влияния эстетической критики. Писарев, по мнению Т., оценивал художественные произведения с точки зрения абстрактного идеала, и это делало его метод критики идеалистическим. Для того, чтобы стать научной, критика должна всецело отбросить вопрос о субъективных ощущениях, вызываемых в нас творением художника, и искать норм для оценки его в сумме социальных и исторических факторов. Литературный критик должен ограничиться оценкою «психологической» и «жизненной правды» художественного произведения, оставляя в стороне его «художественную правду». Сообразно с этим в художественном произведении Т. в первую очередь интересуют такие вопросы, как влияние жизненных условий на творчество художника, общественный смысл его произведений, соответствие действительности характеров и отношений, изображаемых художником. Эти вопросы интересовали Т. особенно потому, что в его глазах художественное творчество представляло ценность постольку, поскольку оно было полезно для общества. Т. даже заявлял, что художественная литература нужна для общества лишь потому, что в его среде имеются люди, к-рые по состоянию своего умственного развития недоступны для воздействия науки. Такие люди легко воспринимают идеи, если они преподносятся им в беллетристической форме. Этим определялось и отношение Т. к вопросу о тенденциозности в художественном творчестве. Т. считал, что наличие в художественном произведении определенной тенденции не только полезно, но и неизбежно.

Требуя от искусства, чтобы оно «поучало и вразумляло», Т. в высшей степени отрицательно относился к той беллетристике, к-рая стремится ограничиться бесстрастным протоколированием и копированием действительности. Причем Т. очень расширил, и произвольно, круг этой последней литературы. Так, он отзывался с осуждением о беллетристике типа Н. Успенского и В. Слепцова, к-рых он называл «эмпириками», а также о натуралистической школе Э. Золя. Еще более резко оценивал Т. дворянскую литературу, обвиняя Тургенева, Писемского и др. в искажении народной жизни и в том, что они занимались неактуальными проблемами.

Таким образом Т. прямолинейно отрицал многих значительнейших писателей из дворянского и даже революционно-демократического лагеря, резко снижая тем самым роль литературы в общественной жизни. Слабой стороной эстетических взглядов Т. было также совершенное отрицание возможности эстетической оценки произведения, вследствие отрицания им каких-либо общеобязательных объективных критериев. Несмотря на это, литературно-критическая деятельность Т. имела в свое время большое общественное значение, гл. обр. ввиду того, что он постоянно выступал на защиту реальной критики против всех попыток идеалистической ревизии литературного наследства просветителей, неоднократно предпринимавшихся в 70-е гг. литературными критиками народнического лагеря.

Библиография:

I. Избранные сочинения. Ред., вступ. статья и примеч. Б. П. Козьмина, тт. I-III и V-VI, М., 1932-1937, Избранные литературно-критические статьи. Ред., вступ. статья и примеч. Б. П. Козьмина, М. - Л., 1928.

II. Козьмин Б., П. Н. Ткачев и революционное движение 1860-х годов, М., 1922.

ТЛКАТИНЦИ

ТЛКАТИНЦИ (1863-1915) - псевдоним западно-армянского писателя Ованнеса Арутюньяна. В течение многих лет был учителем в армянских сельских школах. Писал рассказы, новеллы, стихи и драматические произведения. В его творчестве отразились патриархальный быт и нравы жителей глухой провинции конца XIX и начала XX в.

Персонажи произведений Т. - армянские и азербайджанские феодалы, сельские ростовщики, представители духовенства и эксплоатируемые армянские крестьяне.

Т. с юмором и сарказмом разоблачал и бичевал отдельных представителей эксплоататорских классов, в особенности духовенства, хотя в своих общественных взглядах и не шел дальше либерализма.

Язык Т. богат оборотами народной разговорной речи.

ТЛКУРАНЦИ

ТЛКУРАНЦИ (Тылкуранский) Ованнес (XV-XVI вв.) - средневековый армянский лирик. Р. в Месопотамии. Был католикосом в г. Сисе (Киликия) с 1489 по 1525.

Поэзия Т. по тематике родственна иранской. В ней сказывается влияние иранских лириков Хафиза и Омар-Хаяма. Т. воспевал природу, женщину, вино и любовь. В ряде стихотворений дидактического характера Т. призывал к религии. Особое место занимает среди его произведений поэма «Храбрый Липарит», отображающая героизм и трагическую гибель сына маршала армянского Киликийского царства Липарита.

Библиография:

I. На русск. яз.: Два стихотворения в сб. «Поэзия Армении», Под редакцией В. Брюсова, М., 1916, стр. 205-206.

II. На армянск. яз.: Костаньян К., Тлкуранци и его песни, Тифлис, 1892.

ТОДЗИ

ТОДЗИ Федериго (Federigo Tozzi, 1883-1920) - итальянский писатель. Известность Т. начинается после его смерти, с выходом в свет важнейших его произведений - романов «Tre Groci» (Три креста; вышел в 1920, в последние дни жизни автора) и «Il podere» (Имение, 1921). Основная психологическая тема Т. - тема автобиографическая: конфликт между идеалистически настроенной, сложной, склонной к страданию натурой и жестокой действительностью. Тематика Т. развертывается то в условиях крестьянского быта («Con gli oechi chinsi» (С закрытыми глазами, 1919, «Il podere» и др.), то в окружении маленького мирка провинциальной железнодорожной станции («Ricordi di un impiegato» (Воспоминания чиновника, 1920)). Сын разбогатевшего крестьянина из-под Сиены, с детства подавленный отцовским гнетом, Т. вошел в жизнь неудачником; ему не давались ни школа (архиепископский колледж, училище изящных искусств, железнодорожный техникум), ни карьера. Отсутствие социальных связей, деклассированность, а также пережитки отсталого крестьянского мировоззрения направили социальный протест Т. в русло политически и философски реакционной мысли («Орган итальянской духовной реакции», таков подзаголовок журнала «La Torre» - «Башня», к-рый пытался издавать в 1913 Т. с друзьями). В творчестве Т. социальное одиночество сказалось глубоким пессимизмом, мучительными переживаниями героев и субъективизмом. В соответствии с этим крестьянская, плебейская тематика, сближающая Т. с Верга, дана в индивидуалистических тонах. Однако яркий реализм, превосходное знание описываемой им среды и широта психологических проблем ставят Т. в ряд крупных итальянских писателей послевоенного времени.

Библиография:

I. Кроме перечисленных - La zampogna verde, 1911; La citta della vergine, Genova, 1 923; Bestie, Milano, 1917; Gli egoisti e L’Incalco, Roma, 1921; Giovani: novelle, Milano, 1920; Novale Diario intimo, Milano, 1920.

II. Guilliotti D., Libri del giorno, 1919; Borgese G. A., Tempo di edificare, Milano, 1923; Russo L., Narratori, Roma, 1923.

ТОДОРОВ

ТОДОРОВ Петко Ю. (1879-1916) - болгарский писатель. Р. в г. Елена; умер от туберкулеза в Швейцарии. Среднее и высшее образование получил во Франции, Германии и Швейцарии. Некоторое время изучал сочиненения К. Маркса и Фр. Энгельса, но скоро отошел от марксизма. Т. отрицал капиталистический путь и идеализировал патриархальный быт деревни. В его творчестве это сказалось в отходе от действительности в мир народно-поэтической легенды, к «народности», в своеобразно-романтическом ее восприятии.

Как писатель Т. известен небольшими по объему и очаровательными по форме рассказами «Идиллии» (1908), а также своими драмами. Основное содержание всех произведений Т., за исключением драмы «Първите» (1912|, - эксплоатируемая кулаком болгарская деревня, борющаяся со своими насильниками, к-рую Т. показывает в характерно-романтической дымке, сквозь призму народно-поэтической фантастики. «Идиллии» Т. представляют собою большей частью рассказы из жизни патриархальной болгарской деревни, заимствованные автором из фольклора («Орисници», «Змейно», «Над черкова» и др.). В них автор на фоне картин сельской природы и крестьянского быта вырисовывает своеобразные и оригинальные фигуры своих героев из крестьянской среды. Среди «Идиллий» Т. имеется несколько рассказов, представляющих собою развернутые поэтические аллегории («Радость», «Борьба» и др.).

В героях своих рассказов Т. обыкновенно рисует незаурядные поэтически настроенные натуры. Они жаждут простора и воли, но не могут выступить против окружающей действительности. Они пассивно подчиняются своей «орисии», т. е. предопределению судьбы, и, переживая тяжелую внутреннюю драму, остаются одинокими. Одиночество - основной мотив творчества Т. на первом этапе его развития.

Более популярен в Болгарии Т. своими драмами: «Зидари» (Строители, 1899), «Страхил страшен хайдутни» (1903), «Самодива» (1904), «Невяста Боряна» (1907), «Змейова сватба» (1910) и «Първите» (Первые, 1912). По содержанию в большинстве они представляют собою драматизированную обработку народно-фантастических, песенных, сказочных и балладных сюжетов, развертывающихся на фоне патриархального народного быта. Наконец, позднейшая драма Т. «Първите» представляет собой в молодой болгарской литературе лучший, если не единственный в своем роде образец социальной драмы: автор дает в ней страничку из истории классовой борьбы в Болгарии до освобождения от турецкого гнета. Преждевременная смерть поэта прервала его работу на этом этапе развития, когда от фантастической романтики он решительно переходил к реализму и боевым социальным проблемам. Однако и то, что успел дать Т., свидетельствует о его выдающемся литературно-художественном даровании. Исключительная художественность языка, колоритность стиля, живописность образов, пронизывающий его творчество лиризм и глубокое чувство природы делают Т. одним из наиболее выдающихся и оригинальных мастеров художественного слова в болгарской литературе.

Библиография:

Д-р К. Кръстев (В. Миролюбов), Певец на воля к младост, в его кн. «Млади и стари», София, 1906, стр. 47-93; Его же, Петко Тодоров, «Демократически преглед», год VII, София, 1909, кн. 7; Протич А., Драмите на П. Ю. Тодоров, в его кн.: Искусство, театър и литература, София, 1907; Ангелов Б., Идилиите на П. Ю. Тодоров, «Демократически преглед», год VII, София, 1909, кн. 5; Его же, Българска литература, ч. II, София, 1924, стр. 358-360.

ТОДРИЯ

ТОДРИЯ Сильва (1880-1936) - советский грузинский писатель, юморист и крупный общественный деятель. Р. в беднейшей крестьянской семье. Член ВКП(б) с 1902. В течение многих лет работал наборщиком в подпольных типографиях. Принимал участие в декабрьском восстании 1905 в Москве. Семь раз подвергался аресту (два раза при меньшевистском правительстве в Грузии).

В 1921, со дня советизации Грузии, Т. занимал крупные посты. Был наркомом, а в 1933-1936 был секретарем Зак. ЦИК.

Т. - один из основоположников и руководителей Объединения пролетарских писателей Грузии. Литературная деятельность его началась с 1917 и развивалась гл. обр. в области юмора и сатиры. Пройдя долгий путь большевистской партийной работы, Т. внес в советскую грузинскую юмористику много политической остроты и гибкости.

Тематика Т. весьма богата и многостороння. В своих произведениях он касался гл. обр. вопросов текущей политической борьбы, разоблачал классового врага, писал о том, как преодолевались уродливые пережитки старого быта. Особенно удавалось Т. сатирическое изображение остатков меньшевистской партии и классовых врагов. Резка и остра сатира Т. в изобличении представителей религии и приверженцев религиозных ритуалов («Библия»).

Т. систематически сотрудничал в грузинском юмористическом журнале «Нианги».

Библиография:

Смех сквозь слезы, 1922; Кривое зеркало, 1927; Сатира и юмор, 1934; Ветхий и новый заветы, 1934; Житие Грузии, 1936.

ТОКУТОМИ

ТОКУТОМИ Кэндзёро, литературное имя Рока (1868-1927) - один из крупнейших японских писателей. Т. родился в небогатой помещичьей семье, детство провел в деревне, в полупатриархальной обстановке. С 1878 по 1887 учился в колледже в Киото. Там он познакомился с основными началами буржуазного либерализма и христианской этикой. В 1889 Т. переехал в Токио, где под влиянием начавшегося еще раньше демократического (Минкен ундо) либерального движения вступил в политическое и лит-ное содружество Мин’ся, куда входили передовые общественные деятели молодой японской буржуазии, отстаивавшей необходимость введения в Японии буржуазно-демократического строя. Перу Т. принадлежат биографии Гладстона, Дж. Брайта, Кобдена и др. С введением в Японии конституции прусского образца в 1889 и отхода буржуазии от либерального движения Т. переключился на литературную деятельность, знакомился с русскими классиками - в 1895 перевел «Тараса Бульбу» Гоголя, а в 1897 выпустил биографию Л. Толстого. В своем первом художественном романе «Лучше не жить» (Хототогису), вышедшем в 1898, Т. впервые ставит проблему столкновения старой феодальной морали с новыми понятиями и воззрениями, возникшими в результате развития капиталистической Японии. В дальнейших своих произведениях, в частности в романе «Черное течение» (Куросиво, 1902), Т. расширяет свою обличительную критику существующего строя, но при этом он исходит уже не из буржуазного либерализма, а из крестьянского народничества, обвиняя правящую клику господствующих классов в том, что ее благополучие зиждется на беспощадной эксплоатации и разорении крестьянских масс. Одновременно с этим он рисует продажность и разложение высшего чиновничества и аристократии. Появление этого романа было крупнейшим политическим событием, поскольку политическая острота его усиливалась тем, что в нем были выведены все виднейшие политические деятели того времени. Затем Т. окончательно порывает с либерализмом. В 1906 он посетил Иерусалим и Ясную Поляну. В формировании последующих его взглядов встреча с Л. Толстым произвела решающее впечатление. Возвратясь в Японию, он поселился в деревне, сам начал обрабатывать землю, а его идеалом становится крестьянский труд, к-рый он рассматривал как нечто извечное, отрицая значение «фабрик, заводов, банков, прилавка». Теперь он уже не критикует и не призывает к перестройке существующего строя. Любование природой в духе старых китайских и японских поэтов пронизывает все его последующие произведения. Однако как художник Т. никогда не терял чувства реальности, он видел фальшь своего положения, иронически называя себя «любительствующим мужичком» (Битэки-хякусё), и только это сознание заставило его вернуться обратно в город. После кругосветного путешествия в 1919-1920 Т. окончательно впадает в христианскую мистику. В последние годы своей жизни (1925-1927) писал большой роман «Фудзи». Этим заканчивается серия его автобиографических романов, где отражена жизнь молодого человека с его надеждами и разочарованиями в условиях буржуазно-помещичьей Японии. К этим романам относятся «Воспоминания» (Омоидэ-ноки, 1900), «Паразит» (Ядориги, 1909), «Глаза карие, глаза черные» (Курой мэ то тяиро-но мэ, 1914) и «Фудзи».

ТОЛЛЕНС

ТОЛЛЕНС (Tollens Hendrick, 1780-1856) - голландский поэт. Р. в Роттердаме, был купцом. В своих многочисленных произведениях (пасторали, баллады, романсы, легенды, народные песни и пр.) он охотно разрабатывал национальную тематику, прославляя домашний уют и довольство жизнью. Наиболее известное его произведение - поэма «De overwintering op Nowa-Zembla» (Зимовка на Новой Земле, 1819). Т. является также автором голландского национального гимна «У кого нидерландская кровь в жилах течет» (Wien Neerlandsch blped, 1815). Т. был наиболее читаемым поэтом своего времени.

Библиография:

I. Gezamenttijke dichtwerken, 12 dln., Leeuwarden, 1855-1857.

II. Schotel G. D. J., Tollens en zijn tijd, Tiel, 1866.

ТОЛЛЕР

ТОЛЛЕР Эрнст (Ernst Toller 1893-) - немецкий драматург, поэт и общественный деятель. Выходец из еврейской мелкобуржуазной семьи. Юношей начал писать мятежно-романтические стихи. Долго жил во Франции. В 1914 Т. вступает добровольцем в армию. Лишь двухлетнее пребывание в окопах излечивает Т. от шовинистического угара. Недавний патриот становится мечтательным пацифистом. Огромное влияние оказало на дальнейшее развитие Т. падение царской власти в России. Т. выступал на собраниях, рабочие выбирают его членом стачечного комитета. Скоро Т. очутился в военной тюрьме. Там он читает Бакунина и Ландауэра, Маркса и Энгельса, но остается мечтательным бунтарем с путаной социальной программой. Когда в ноябре 1918 монархия пала, Т. вместе с независимыми с.-д. и социал-шовинистами образовал с.-д мюнхенское правительство. Убийство К. Эйснера графом Арко (1919) привело к обострению борьбы за власть в Баварии. 7 апреля в Мюнхене провозглашена советская республика. Во главе ее стал Т. и анархист Ландауэр. Реакция собрала огромные силы и бросила их на Мюнхен. Прекраснодушный мятежник Т. явился невольным ее пособником: он развалил фронт в Дахау с целью «избежать кровопролития» и «склонить к мирным переговорам» вильгельмовских генералов. Революция сломлена. Лучшие сыны ее убиты. Военный суд приговорил Т. к пятилетнему заключению в крепости. Во время заключения в крепости Т. написал ряд драм, их ставили берлинские театры, и в 1924 Т. выходит из тюрьмы прославленным драматургом.

В годы 1924-1930 Т. отдается полностью лит-ой деятельности, однако произведения этой поры уже не находили прежнего резонанса ни в Германии, ни за ее рубежом - за исключением глубоко пессимистической драмы «Гоп-ля, мы живем». В момент государственного переворота Т. случайно оказался в Швейцарии. Литературная деятельность для Т. стала в Германии невозможной. Через некоторое время Т. эмигрировал и принимал деятельное участие в общественной борьбе за границей. Покончил самоубийством в 1939.

На лит-ой деятельности Т. лежит тот же отпечаток двойственности, что и на его политических выступлениях. Т. органически связан с немецким экспрессионизмом (см.). Хотя в наши дни Т. считает свой экспрессионизм «данью времени» и утверждает, что он пришел к социалистическому реализму, однако и поэтика его и творческие навыки противоречат требованиям реализма. Т. остро воспринимает явления действительности, но он бессилен преодолеть свой анархический субъективизм. Ограниченность поля зрения и субъективизм отразились и на форме его произведений. Даже исходя из подлинного познания действительности, он облекает это познание в преувеличенные или схематизированные образы. Его персонажи часто лишены крови и плоти. Луначарский правильно отмечает утомительную манерность Т. и «быструю смену незавершенных, как бы мигающих образов».

Первую свою драму «Поворот» (Die Wendung) Т. начал писать во время войны и закончил в крепости. Затем в крепости были написаны «Человек-масса» (Masse-Mensch, 1921), «Машиноборцы» (Die Maschinensturmer, 1922), гротеск «Раскованный Вотан» (Der entfesselte Wotan, 1923), «Хинкеманн» (Hinkemann, 1924) и две книги стихотворений (Gedichte der Gefangenen, 1921, Das Schwalbenbuch, 1924). Лучшее в лирике Т. - неизбывная, подчас сентиментальная любовь к бытию в его конкретных явлениях, преодолевающая пессимизм «скорбника». Комедии и гротески Т. с их «комизмом ситуаций», а не характеров лишены свободного и живого юмора. Т. бичует в них ложь и ничтожество современного ему общества, в них ценны второстепенные персонажи, оригинальны и метки лишь отдельные сцены. В «Машиноборцах» и «Человеке-массе» Т. строит фабулу на конфликте революционера-одиночки и массы. Трагизм гибнущей высокой личности одна из излюбленных его тем. «Гоп-ля, мы живем» говорит о разочаровании Т. в силах революции, дает резко сатирическую картину Веймарской республики. Т. идет в своих драмах от реализма к феерии, к «сценической оратории», но изобразительные возможности Т. беднее поставленных им себе грандиозных задач.

Пьесы «Американское чудо» (Wunder in Amerika, 1928) и «Слепая богиня» (Die blinde Gottin, 1929) ниже уровня более ранних произведений Т. и прошли не отмеченными советским читателем и критикой. В годы подготовки государственного переворота 1933 и в эмиграции Т. много пишет прозой. Наиболее значительным прозаическим произведением Т. является книга его воспоминаний «Юность в Германии» (Eine Jugend in Deutschland, 1933). Т. рассказывает в ней о своем поколении, о Германии вильгельмовской эпохи, о собственных колебаниях и ошибках. Почти половина книги посвящена Баварской советской республике и последствиям ее разгрома. В 1935 Т. выпустил «Тюремные письма» (Briefe aus dem Gefangnis).

Ошибки и срывы Т. велики. Все же его творчество, исполненное ненависти к капитализму, сохраняет свое общественное значение.

Основные произведения Т. ставились на советской сцене.

Библиография:

I. Человек-масса, М. - П., 1923; Разрушители машин, Ив.-Вознесенск, 1923; Эуген несчастный, П., 1923; Освобожденный Вотан, Л. - М., 1924; то же, 2 изд., Л. - М., 1925; Тюремные песни, М., 1925 (стихи); Штурм голода, М., 1926 (рассказы); Песни заключенного (стихи) в сб.: Революционная поэзия на Западе, М., 1927; Живем, живем! Л., 1928; Дело об убийстве, М., 1934 (переработка пьесы «Слепая богиня»); Гасить котлы! М., 1935; Юность в Германии, М., 1935; Допрос (Новелла), «Огонек», 1936, № 29 (575).

II. Droop F., B. Toller und seine Buhnenwerke. Mit selbstbiograph. Notizen dr. Buhnendichters, B., 1922; Signer P., Ernst Toller (Eine Studie), B., 1924; Chandler F. W., Modern Continental playwrights, N. Y., 1931; West R., Ending in earnest, N. Y., 1931; Authors today and yesterday, ed. by S. J. Kunitz, 2 nd ed., N. Y. 1934; Предислов. А. Луначарского к кн.: Толлер Э., Тюремные песни, М., 1925; Из автобиографии Эрнеста Толлера в кн.: Толлер Э. Освобожденный Вотан (2 изд.), Л. - М., 1925.

ТОЛСТОЙ А. К.

ТОЛСТОЙ Алексей Константинович, граф (1817-1875) - поэт, драматург и беллетрист. Раннее детство провел на Украине, в имении своего дяди А. Перовского, писателя, известного в 20-х гг. под псевдонимом Погорельский. Получил домашнее воспитание, был близок к придворной жизни. Много путешествовал по России и за границей, с 1836 служил в русской миссии во Франкфурте, в 1855 участвовал в севастопольской кампании. Умер в своем черниговском поместьи. Несмотря на блестящую придворную карьеру (был флигель-адъютантом Александра II, потом егермейстером), Т. в своем творчестве отразил фрондерские настроения славянофильского оттенка. Конфликты Т. с Александром II на почве борьбы за личную независимость поэта, за освобождение его от придворных уз нашли отражение в «Илье Муромце» («государыне-пустыне поклонюся вновь»), в «Садко», где в аллегорической форме едко осмеивается царский двор, а также и в декларативной поэме «Иоанн Дамаскин», прославляющей уход поэта из великолепного дворца калифа («отпусти меня, калиф, дозволь дышать и петь на воле»). Корни этого вольнолюбия Т. лежат глубоко в прошлом. Он всячески поэтизирует Киевскую Русь, противопоставляемую абсолютизму как якобы антиславянскому в своей основе, «татарскому» началу («Змей-тугарин», «Поток-богатырь»). Славянофилы 40-50-х гг. возводили в культ московский период русской истории. Т. был убежден, что и московский период был извращением истинно славянского духа. Иван Грозный именно как истребитель боярских родов и создатель бюрократического государства символизирует в глазах Т. злое начало в русской истории. Обращаясь к русской истории, Т. превращал в героев всех борцов за реставрацию феодальных вольностей («Князь Михайло Репнин», «Василий Шибанов»), зло издеваясь над ревнителями централизма не только в историческом плане, но и в злободневных откликах (см. напр. стих. «Единство», бичующее Каткова), и в то же время еще более яростно отвергая политически прогрессивные, буржуазно-демократические течения («Поток-богатырь», «Баллада с тенденцией»). Поэтическая продукция Т. - это, во-первых, баллады из древнерусской (иногда древнескандинавской) жизни с резко выраженной героической тематикой, во-вторых - ряд лирических произведений, преимущественно отражающих тягу к природе, к примитивным жизненным впечатлениям. Следует отметить, что и в балладах Т. героическая эпичность сочетается с жизнерадостным биологизмом, с любовным проникновением в жизнь птиц, животных и растений, с которой так гармонирует эмоциональный мир излюбленных героев Т. Герой баллад Т. - как правило - рисуется в облике мужественного, полнокровного и грубого варвара. В культ возводятся физическая сила, мужество, несокрушимое здоровье. Жизнерадостный биологизм, опьянение ярью «веселого месяца мая», под воздействием к-рой «в лугах поют стрекозы, в лесах поют ручьи», а княжеским дочерям «не шьется, хоть иглы изломай» - служит лейтмотивом баллады «Сватовство», где мы имеем пример сочетания феодальной героики с поэтизацией весеннего ликования природы. Характерно, что и смерть, подстерегающая феодального героя Т. («Канут»), не воспринимается в мрачном свете, т. к. рисуется на фоне весеннего цветения, смягчающего трагизм фабулы. Здесь корни примитивного пантеизма, своеобразного язычества Т. Крещение Руси Т. воспринимает с оттенком весьма заметной иронии («Попы пришли толпами, крестятся и кадят»). В трактовке Т. князь Владимир отнюдь не христианин, заботящийся о просвещении своей страны, а самый неподдельный варвар-язычник, воспринимающий христианскую мораль. Сочетание языческих симпатий с идеологией славянофильства придает позиции Т. известное своеобразие, резко отличающее ее от канонического славянофильства. В противоположность штампам салонной поэзии он сплошь и рядом ярко передает грубое, здоровое чувство бытия. Тяга к патриархальности объясняет наличие у Т. сплошь и рядом нарочитого снижения стиля, стремления к простонародности как в лексике, так и в отборе изобразительного материала. Славянофильская тенденция определяет тягу Т. к имитации народной песни («Кабы знала я, кабы ведала», «Ой, честь ли то молодцу лен прясти» и т. п.). Некоторые его деревенские пейзажи внешне напоминают некрасовские («У мельницы старой и шаткой сидели в траве мужики, телега с разбитой лошадкой лениво подвозит мешки»). Но реализм Т. носит внешний характер, сколько-нибудь глубокой правдивости в отображении действительности у Т. нет, если не считать некоторых сторон современной бюрократической системы, разоблачавшейся Т.

Здесь Т. проявил себя как талантливый сатирик. Некоторые его сатирические поэмы, направленные против царизма и бюрократии («Русская история от Гостомысла», «Сон Попова»), являются шедевром этого жанра и пользовались в свое время большой популярностью в радикальных кругах, несколько примиряя последние с реакционными выпадами Т. Сатирическое дарование Т. сказалось и в создании (вместе с бр. Жемчужниковыми) образа Козьмы Пруткова.

Лучшим драматическим произведениям Т. («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоанович») присущи большая сила драматизма и острая для своего времени актуальность. Значительно трафаретнее Т. в своей салонной лирике. Исторический роман «Князь Серебряный», проникнутый проповедью монархизма, художественно слаб. «Князь Серебряный» по существу означал возврат к ставшему для 60-70-х гг. архаизмом типу исторического романа 30-х гг., наиболее характерным представителем к-рого был Загоскин. В «Князе Серебряном» - тот же схематизм в обрисовке персонажей, то же наивное противопоставление добродетели пороку, то же увлечение внешней, поверхностной стилизацией Московской Руси, нанизыванием бытовых деталей с крайне примитивной по существу трактовкой исторических событий.

Библиография:

I. Стихотворения графа А. К. Толстого, СПБ, 1867 (единственный прижизненный сборник); Полное собрание стихотворений, тт. I-II, СПБ, 1876 (ред. М. М. Стасюлевича; впервые объединены посмертные стихотворения Т.); Полное собрание сочинений, тт. I-IV, СПБ, 1884 (ред. кн. Д. Н. Цертелева; в дальнейшем это изд. механически перепечатывалось вплоть до 1907); Полное собр. соч., 4 тт. (12 книг), изд. А. Ф. Маркса (прилож. к журн. «Нива»), СПБ, 1907-1908 (ред. П. В. Быкова, критико-биографич. очерк С. А. Венгерова; наиболее полное изд.); Полное собрание стихотворений. Вступ. статья, ред. и примеч. И. Ямпольского, изд. «Советский писатель», (Л.), 1937 (в серии: «Библиотека поэта», Под редакцией М. Горького; самое полное изд. стихотворений Т.); Стихотворения, изд. то же, (Л.), 1936 («Библиотека поэта». Малая серия, № 41. Вступ. статья, ред. и примеч. И. Ямпольского). Письма: кроме писем, вошедших в т. IV изд. 1908, см. письма Т. к М. М. Стасюлевичу в кн.: М. М. Стасюлевич и его современники в их переписке, т. II, СПБ, 1912; к А. М. Жемчужникову - «Русская мысль», М. - П., 1915, кн. XI; к А. А. Фету - в кн.: Мои воспоминания А. Фета, ч. II, М., 1890.

II. Салтыков-Щедрин, Полн. собр. соч., т. V (О «Кн. Серебряном»); Соколов Н. М., Иллюзии поэтического творчества. Эпос и лирика гр. А. К. Толстого, СПБ, 1890; Котляревский Н., Старинные портреты, СПБ, 1907; Венгеров С. А., Алексей Толстой (критико-биографический очерк) в кн.: Полн. собр. сочин. Т., изд. А. Ф. Маркса, т. I, СПБ, 1907; Денисюк Н., Гр. А. К. Толстой. Его время, жизнь и сочинения, М., 1907; А. К. Толстой. Его жизнь и сочинения, Сборник историко-литературных статей. Сост. В. Покровский, 2-е изд., М., 1908; Назаревский Б., Гр. А. К. Толстой. Его жизнь и произведения, М., 1911; Кондратьев А. А., Гр. А. К. Толстой. Материалы для истории жизни и творчества, Петербург, 1912; Lirondelle A., Le poete A. Tolstoi, P., 1912.

III. Библиографич. указания см. в Полн. собр. соч., Т., изд. А. Ф. Маркса, т. IV, СПБ, 1908 (сост. П. В. Быков), и в упомянутых выше книгах А. Кондратьева, A. Lirondelle.

ТОЛСТОЙ А. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТОЛСТОЙ Л. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТОМАН

ТОМАН Карл (Karel Toman, 1877-) - псевдоним чешского поэта Антонина Бернашека, начавшего литературную деятельность в конце 90-х гг. сборником стихов «Сказки крови» (Pahadky krve, 1898), написанных под сильным влиянием французских поэтов-декадентов. В вышедших позднее сборниках «Торс жизни» (Torso zivota, 1902) и «Меланхолический путь» (Melancholicka pout, 1906) Т. постепенно переходит к темам реальной жизни, воспевает любовь к страждущим и угнетенным. В следующих сборниках «Солнечные часы» (Slunecni hodiny, 1913), «Месяцы» (Mesice, 1919), «Голос тишины» (Hlas ticha, 1924) Т. далек от бурных стремлений молодости. Погруженный в мир субъективных переживаний, поэт начинает находить очарование в национальных традициях («Семейные стихи», 1918; сборник «Месяцы»). В эпоху войны Т. воспевал красоты своей родины, в отрыве от к-рой человек не может достигнуть счастья. Излюбленная форма его лирики - песня - простая, сжатая, лишенная всяких декоративных украшений.

Библиография:

Novak A. J., Prehledne dejiny ceske literatury, Olomouc, 1922; Pallas Cr., a Zelinka V., Obrasove dejiny literatury ceske, II, Praha, 1926.

ТОМАШЕВСКИЙ

ТОМАШЕВСКИЙ Борис Викторович (1890-) - современный литературовед. Р. в Петербурге в семье юриста-статистика. Высшее образование получил в Льеже. Первое выступление в печати относится к 1915 г. Тогда же были закончены «Заметки о Пушкине», появившиеся в издании «Пушкин и его современники» (вып. XXVIII, П., 1917). С 1915 по 1918 Т. - на австрийском фронте, потом - на советской работе в Москве, где он сблизился с московским лингвистическим кружком и вошел в Опояз. С 1920 Т. в Петрограде; занимается научно-исследовательской и педагогической работой. Совместно со Шкловским (см.), Тыняновым (см.), Эйхенбаумом (см.) и др. Т. был одним из наиболее последовательных и активных представителей формальной школы. Т. выпустил: «Русское стихосложение. Метрика» («Academia», П., 1923), «Теория литературы» (Гиз, 1925, изд. 6-е, 1931), «О стихе» (изд. «Прибой», Л., 1929) и др. (перечень см. в справочнике М. Штокмара: «Библиография работ по стихосложению», ГИХЛ (М.), 1933, стр. 130-132). Игнорирование познавательной сущности литературы, ее идейной стороны, внешне-описательный подход и пр. неизбежные пороки формализма лишили эти работы Т. большого научного значения. После капитуляции формализма Т. занялся преимущественно текстологией. Выступив еще в 1915-1918 с рядом рецензий и статей о поэтике Пушкина (в «Аполлоне» 1915, № 10, и 1916, № 2 и в сборнике «Пушкин и его современники», вып. 29-30, П., 1918), Т. в 1922 приготовил к печати «Гавриилиаду» Пушкина и посвятил ей специальное исследование. Т. написал ряд статей и по другим частным вопросам пушкиноведения. С 1922 по 1930 Т. совместно с К. И. Халабаевым (см.) редактировал в Госиздате целый ряд изданий Пушкина, закончил работу по собранию сочинений А. Н. Островского (1923-1924) и редактировал «Сочинения Достоевского» (13 тт. в 1926-1930).

В последние годы под редакцией Т. вышли в издании «Библиотеки поэта» «Ирои-комическая поэма» (Л., 1933) и «Полное собрание стихотворений» А. А. Дельвига (Л., 1934). Некоторые итоги своей научной текстологической работы Т. подвел в книге «Писатель и книга». Очерк текстологии («Прибой», Л., 1928). Здесь даны примеры из редакционно-текстологической практики по Пушкину, Грибоедову, Гоголю, Тургеневу, Толстому, Достоевскому и др.

Формализм как методологическая основа работ Т. помешал Т. дать для лит-ой науки больше, чем ряд отдельных наблюдений. Исключение представляют текстологические его работы, стоящие на высоком уровне, свидетельствующие о том, что Т. в этой своей работе подходит не только с великолепным знанием материала, но и с глубоким научным пониманием творчества писателя.

ТОММАЗЕО

ТОММАЗЕО Николо (Niccolo Tommaseo, 1802-1874) - итальянский писатель, критик и филолог. Р. в Далмации в славянской семье (его настоящая фамилия - Томашич). Изучал юридические науки в Падуе. В 1848 был министром просвещения в республиканском правительстве Венеции. После падения власти Манина бежал на Корфу, с 1861 обосновался во Флоренции. Его литературное наследие велико и многообразно. Он писал политические трактаты и памфлеты, сочинения религиозного и философского характера, труды по педагогике, филологии, истории литературы, эстетике. Из числа его художественных произведений наибольший интерес представляют исторические романы («Il duca d’Atene», 1837) (изд. в Париже) и стихотворения (сборн. «Memorie poetiche e poesie», 1838), пронизанные национально-патриотическими, либеральными и религиозными мотивами. Т. принадлежит ряд исследований о Данте, в частности сочинение «La commedia di Dante» (1837), в к-ром Т. обстоятельно исследует литературные источники «Божественной комедии». Значительную роль в истории итальянской филологии сыграл его монументальный словарь итальянского языка, составленный совместно с Б. Беллини («Dizionario della lingua italiana», 4 тт., 1861-1879).

Библиография:

I. Избранные сочин. изданы G. Falorsi (1895), Poesie, Firenze, 1910; Scritti di critica e di estetica scelte da A. Albertazzi, Napoli, 1913.

II. Mikeli V., Saggio critico sul Niccolo Tommaseo, «Ateneo Veneto», v. IX, 1885; Croce B., N. Tommaseo, «Critica», v. X, 1912; Vesin, N. Tommaseo poeta, Bologna, 1914; Prunas P., La critiica, l’arte e l’idea sociale di N. Tommaseo, Firenze, 1901.

ТОМСОН

ТОМСОН Джеймз (James Thomson, 1700-1748) - английский поэт. По происхождению шотландец. В 1726-1730 вышла его описательная поэма «Времена года» (The Seasons), написанная белыми стихами в манере Мильтона; в год его смерти - аллегорическая поэма «Замок лени» (The Castle of Indolence), где он впервые возродил спенсеровскую строфу (ababbcbcc), к-рой впоследствии был написан «Чайлд-Гарольд» Байрона и ряд поэм Шелли и Китса. Не будучи крупным самостоятельным поэтом, Т. тем не менее сыграл значительную роль в развитии европейской поэзии XVIII в. У него впервые проявляется систематическая ориентация, с одной стороны, на поэтов Ренессанса (Спенсера и Мильтона), как реакция против рассудочного стиля классицистов, с другой - на новую, «преромантическую» тематику. В обоих этих направлениях Т. сделал только первые шаги, но влияние его на английскую и немецкую поэзию было огромно. В России, в конце XVIII - нач. XIX вв. Т. тоже сыграл большую роль («О, Томсон, ты открыл природы красоту», Карамзин, 1788). Его переводили Жуковский, Мерзляков и др. Кроме двух поэм Т. написал несколько трагедий, не имеющих большого значения, и английский гимн Rule Britannia.

Библиография:

I. Works, With a biography by D. C. Tovey, vls 1-2, L., 1897; The complete poetical works, with notes by J. Logie Robertson, Oxford, 1908; Thomson’s Seasons (Critical edition, being a reproduction of the original texts, with all the various readings of the later editions, historically arranged, by Otto Zippel), B., 1908 (Palaestra, LXVI); Четыре времени года, М., 1798; то же, М., 1803; то же, М., 1812.

II. Morel Leon, James Thomson, sa vie et ses oeuvres, 1895 (есть библиография изданий Т., переводов его произведений и литературы о нем); Macaulay G. C., James Thomson, N. Y., 1908; Anwander Erna, Pseudoklassizitisches und romantisches in Thomson’s Seasons. Lpz., 1930; Геттнер Г., История всеобщей литературы XVIII в., т. I, Английская литература (1660-1779), СПБ, 1863, стр. 444-449.

ТОПЕЛИУС

ТОПЕЛИУС Захарий (Zacharias Topelius, 1818-1898) - выдающийся шведо-финский писатель. Р. в семье врача, первого собирателя финского фольклора. В 1883 Т. переехал из провинции в Гельсингфорс и поселился у знаменитого поэта И. Л. Рунеберга (см.), в к-ром нашел ближайшего друга и наставника. Вокруг Рунеберга, стоявшего во главе национально-патриотического движения финнов в 30-х гг., группировалась наиболее талантливая и прогрессивная молодежь Финляндии. Кружок Рунеберга оказал сильнейшее влияние на молодого Т., предопределив дальнейшее развитие его лит-ой и общественно-политической деятельности. По окончании ун-та в 1840 Т. стал в 1841 редактором «Гельсингфорсских известий» (Helsingfors Tidningar) и руководил газетою до 1860. Т. писал в газете общеполитические статьи и обзоры в либеральном духе, а в стихах и поэмах иносказательно выражал сокровенные думы и чаяния прогрессивных слоев финского народа, жестоко страдавшего под гнетом царизма. Особенным успехом пользовались «Гельсингфорсские письма» Т. Руссофильская позиция Т. во время Крымской войны (в своей идеалистической наивности Т. надеялся, что «победоносная» Россия даст Финляндии независимость) оттолкнула от него более радикальную часть финнов. Оставив публицистическую деятельность, Т. перешел к педагогической; в 1873 он получил кафедру истории в Гельсингфорсском ун-те и был затем его ректором. В 1878 он ушел из ун-та и всецело отдался лит-ой работе.

Художественное творчество Т. весьма многообразно. Он писал лирические стихотворения, романы, повести и пр. Лучшие стихотворения Т. относятся к периоду до 1860. В стихах, блещущих изяществом формы, нашли свое отражение глубокая любовь Т. к родине и к ее природе (стихотворения: «Таяние льдов на р. Улео» - «Jslessningen paa Ulea, «Лесные песни» - Sylviavisor, «Зимняя улица» - Vintergatan и др.). В более поздних стихах Т. преобладают мотивы религиозные, ортодоксально-христианские. Первый из четырех сборников стихов Т. - «Цветы вереска» (Ljungblommor) - вышел в 1845; последний (Nya blad) в 70-х гг. В 1882 вышел еще сборник стих. «Zjung», но в него вошли преимущественно старые вещи.

Из прозаических произведений Т. главное место занимают исторические романы, повести и рассказы, в к-рых сильно сказалось влияние Вальтера Скотта, Виктора Гюго и Б. С. Ингеманна, датского исторического романиста. Вышедший в свет в 1850 роман Т. «Герцогиня Финляндская» (Hertuginnan at Finland) явился первой попыткой создания в шведо-финской литературе крупного национально-исторического романа. Знаменитые «Рассказы фельдшера» (Faltskarus berattelser, 1854-1867) дают художественное отображение истории Финляндии со времен Густава II Адольфа до Густава III. Романтический уклон творчества Т. дает себя знать в этом произведении чрезмерною идеализацией финнов и чрезмерным преклонением автора перед героическими фигурами истории. Увлекательно написан вышедший в 1879 роман из эпохи королевы Христины - «Дети звезд» (Stjarnernas Kungabarn). В ряде новелл и повестей Топелиус дает бытовые картины народной жизни. Из драматических произведений Т. следует отметить трагедию «Регина фон Эммериц» (Regina von Emmeritz, 1853) и драму «50 лет спустя» (Efter femtio ar, 1851), в основу к-рых положены эпизоды из тех же «Рассказов фельдшера». В Европе Т. особенно широко известен как автор сказок «Sagor» (1847-1852). В более ранних из них чувствуется некоторое подражание Андерсену, но потом Т. находит свой собственный оригинальный тон.

Натуралистическое движение в литературе 80-х гг. встретило в Т. ярого противника.

Т. быстро завоевал и прочно сохранил место популярнейшего (наряду с Рунебергом) шведо-финского писателя Финляндии. Шведская академия наградила его за литературные заслуги золотой медалью. Творчество Т. оказало значительное влияние на многих не только финских, но и шведских писателей последующих поколений.

Библиография:

I. На русск. яз.: Сказки, перев. М. Гранстрем и Гурьевой, СПБ, 1882; Сказки, перев. М. Гранстрем, СПБ, 1893; Сказки, изд. Аскарханова, СПБ, 1893-1897; Регина фон Эммериц, перев. А. Полторацкой, Орел, 1897; Юнгарсы, перев. А. Полторацкой, изд. Мамонтова, М., 1898; Рассказы фельдшера, перев. М. Благовещенской, изд. Девриена, 1907; Жемчужина Адальминг, Избр. сказки. Милосердный богач, перев. М. Благовещенской, изд. Поповой, 1909-1913; Samlade Skriften Utg. af G. V. Vaseniusi Stockholm, 1899-1907; Dagbocker af P. Nybers, Helsinki, 1918-1924.

II. Vasenius G. V., Z. Topelius, 6 ves., Stockholm, 1913-1930; Lagerlof S., Zachris Topelius, Stockholm 1920, нем. пер., Munchen, 1921; Nordisk, Digtere i vort aarhundrede.., udg. af. P. Hansen, Kobenhavn, 1880; Rordam V., Svensk Litteratur, Kjobenhaven, 1911; Vasenius V., Larobok i Sveriges och Finlands. Litteraturhistoria, 2 uppl., (Stockholm), 1890.

ТОРАЙГЫРОВ

ТОРАЙГЫРОВ Султан-Махмут (1893-1920) - выдающийся казахский поэт. Происходил из бедной семьи. Учился в медрессе «светского» направления.

Литературную деятельность начал в 1912. Показывая социальные противоречия дореволюционного казахского аула (стихотворения «Контрасты», «Народу», «Кто они?» и др.), Т. в своих произведениях популяризировал идеи мелкобуржуазного «просветительства». Впоследствии Т. поднялся до понимания классовых противоречий. Поэма «Беднота», служащая ярким примером такой эволюции поэта, описывает тяжелое положение казахской бедноты и рабочих и разоблачает жестокую эксплоатацию их казахскими феодалами и капиталистами.

В конце 1920 Т. умер от туберкулеза, в расцвете творческих сил.

Т. - один из писателей демократического направления в дореволюционной казахской литературе, решительный противник религии и феодальных устоев. Огромны заслуги Т. в развитии казахского литературного языка.

Библиография:

Полное собр. соч., Каз. издат., 1933.

ТОРО

ТОРО (Thoreau, Henry David, 1817-1862) - американский писатель. Р. в семье бедного фермера. Несмотря на университетское образование, продолжал заниматься ремесленным трудом, стремясь увязать свою общественно-философскую теорию с жизненной практикой. Творчество Т. становится понятным в свете усиливающегося в 30-40-х гг. протеста мелкобуржуазных групп против развития капитализма в Америке. Протест этот нашел отражение в идеалистических течениях.

К этому времени возникает общество трансценденталистов (см. «Соединенных Штатов литература») во главе с философом Эмерсоном, к к-рому примкнул Т.

Для доказательства осуществимости своих теоретических положений Т. поселился в 1851 в лесу на берегу р. Уолдана. Он жил там в течение двух лет, добывая средства к существованию исключительно физическим трудом.

В 1854 вышел рассказ о его жизни в лесу под заглавием «Уолден, или жизнь в лесах» (Walden, or Life in the Woods). Здесь Т. выступил как философ, естествоиспытатель и социолог-утопист. Из других произведений раннего периода следует назвать «Неделю на реках Конкордии и Мерримаке» (A Week on the Concord and Merrimac rivers (напис. 1847, изд. 1849)).

Перу Т. принадлежит много лирических стихотворений, темой к-рых также является природа и ее воздействие на человека («Прогулки» (The Excursions, 1863)).

Т. сопоставляют с Толстым, считая однако первого более последовательным в своей проповеди и ее претворении в жизнь, чем последнего.

В своем трактате о «Гражданском неповиновении» (Civil Disobedience), впервые опубликованном под названием «Resistance to 1849 Civil government», Т. обрушивается на правительство, прикрывающееся «маской миролюбивой демократии».

Т. противопоставляет идеологии буржуазной плутократии идеологию мелкобуржуазную, представляющую собой своеобразный руссоизм на американской почве: проповедует опрощение, физический труд для всех, умеренность, восстает против новой урбанистической цивилизации.

Отличительной чертой стиля Т. является стремление к антитезе и парадоксу.

Библиография:

I. The Writings of H. D. Thoreau (Riviside ed.), II vls., Boston, 1894-95; Walden ed., 20 vls, Boston, 1906.

II. Emerson R. W., Introductory Note to «Excursions», Boston, 1863; Macy J. A., The spirit of American Literature, N. Y., 1926; Channing W. E., Thoreau: the poet-naturalist, new ed., cul. by F. B. Sanborn, Boston, 1902; Sanborn F. B., The life of H. D. Thoreau, Boston, 1917; Baralgette L., H. Thoreau, bachelor of nature, N. Y., 1924; Atkinson J. B., H. Thoreau, the cosmie Yankee, N. Y., 1927; Van Doren M., H. D. Thoreau, Boston, 1916. На русском яз.: Вальден или жизнь в лесах. С биографич. очерком, напис. Р. В. Эмерсоном. Пер. П. Буланже, изд. «Посредник», М., 1910. Ранее изд. под назв. «Опыт упрощения жизни» (У Вальденского озера в Америке), М., 1900.

III. Allen F. H., A Bibliography of H. D. Thoreau, Boston, 1908.

ТОРРЕС-БОДЕТ

ТОРРЕС-БОДЕТ Хайме (1902-) - современный мексиканский поэт. Живет почти безвыездно в Европе (Франции и Испании). На литературное поприще выступил в 1918 со сборником стихов «Пыл» (Fervor), за к-рым последовали «Сердце бредит» (1922), «Песни» (1922), «Новые песни» (1923), «Дом» (La Casa, 1923), «Дни» (Los Dias, 1923), «Поэмы» (Poemas, 1924) и др. Наиболее известные книги Т.-Б.: «Прозерпина» (Proserpina rescatada, 1931), «Сентиментальное воспитание» (La educacion sentimental, 1930), «Стихи», «Изгнание» (Destierro, 1930) и роман из жизни кино «Дневная звезда» (Estrella de dia, 1933). Т.-Б. является вождем той группы молодых мексиканских поэтов, к-рые в своем творчестве ориентируются гл. обр. на поэтические течения Западной Европы, в частности на французских символистов и на испанских поэтов Мануэля Мачадо и Хуан Рамон-Хименеса, не порывая, однако, с национальной почвой (т. н. «экзотическая индо-американская ветвь символистов»). Содержание его поэзии образуют лирические переживания, облекаемые в форму поэтических символов. Впрочем в некоторых своих стихотворениях Т.-Б. касается и социальных тем (напр. стихотворение «На пути из фермы горной»). Поэзия Т.-Б. мелодична и красочна. Пишет Т.-Б. преимущественно ассонансами, избегая рифмы.

ТОРРЕС НААРРО

ТОРРЕС НААРРО Бартоломе (Bartolome Torres Naharre, ум. ок. 1530) - один из первых испанских драматургов, много сделавший для расцвета испанской драмы «золотого века». Был солдатом, потом монахом (биография его почти неизвестна). В комедии «Hymenea» он впервые на сцене выдвинул вопрос дворянской «чести», к-рый играет такую большую роль в дальнейшем развитии испанского театра. Впервые Т. Н. дал также развитие характера на сцене, строя на нем драматический сюжет, освещая его в разных сценических положениях. Отсутствие чувства меры - основной недостаток пьес Т. Н., приводящий к нагромождению порою нелепых эпизодов и пр.

Т. Н. был и первым испанским теоретиком театра. В предисловии к собранию своих пьес (Propalladia) он делит комедии на два вида: комедии действительности (a noticia) и комедии воображения (a fantasia), к-рая говорит о вещах «фантастических или воображаемых, имеющих характер истинных, не будучи таковыми». Следуя Горацию, Т. Н. предлагает делить комедию на пять актов «jornadas»; количество действующих лиц он определяет в шесть - двенадцать, их не должно быть ни «так мало, чтоб представление казалось глухим, ни так много, чтоб создавалась неразбериха».

Библиография:

I. La Propaladia (первое изд. Napoles, 1517, последнее, комментированное в серии Libros de Antano, t. IX-X, ed. M. Canete y M. Menendez y Pelayo, с обстоятельным предисловием последнего), Madrid, 1880-1890.

II. Romera-Navarro M., Estudio de la «Comedia Himenea» de Torres Naharro, «Romanic Rewiew», v. XII, 1921, p. 50-72; Stiefel A. L., Zur Bibliographie des Torres Naharro, «Archiv fur das Studium der neueren Sprachen und Literaturen», v. CXIX, 1907, s. 195-196.

ТРАВЕСТИ

ТРАВЕСТИ (от итал. travestire - «переодевать») - вид комической поэзии, сформировавшийся в эпоху Возрождения в связи с общим развитием бурлескной поэзии. Комизм Т. строится на том, что серьезное содержание выражается несоответствующими ему образами и стилистическими средствами, а «возвышенные герои» классической античной либо неоклассической (реже - средневековой) литературы оказываются как бы «переодетыми» в шутовское чуждое им одеяние.

Раньше всего Т. возникает в Италии. Ранними образцами итальянской Т. можно считать Orlando riffato - ирои-комическую поэму Франческо Берни (1541), являющуюся соответственной переделкой Orlando Innamorato Боярдо и подобную же переделку того же сюжета, принадлежащую перу Лодовико Доменики (1545). Но только в следующем веке мы видим уже по-настоящему сформировавшуюся Т., нашедшую, наконец, свой основной объект - образы античной древности, прежде всего столь высоко чтимой средневековьем и гуманистами «Энеиды». Такова «Eneide travestita» Лалли (1633), нашедшего себе многочисленных подражателей.

Во Франции наиболее ярким произведением этого жанра явилась знаменитая в свое время «Eneide travestie» Скаррона (см.) (1648-1653). Так как Скаррон прервал свое изложение на восьмой песне «Энеиды», то вскоре появились попытки продолжения. Более самостоятелен d’Assoucy со своим «Ravissement de Proserpine». Был и еще целый ряд подобных попыток во французской литературе, но мало удачных. Несколько выделяется в этом ряду попытка травестировать «Генриаду» Вольтера, попытка, сделанная Монброном (1758).

Начало немецкой Т., в конце XVIII в., положил Михаэлис со своим «Leben und Taten des teuren Helden Aeneas». Erstes Marlein, 1771. Но это произведение, как и последующее аналогичное Ф. Беркана (1779-1783), были еще очень слабыми. Более удачный образец Т. дал лишь А. Блумауэр (1784-1788), вызвавший ряд подражателей и последователей в Германии и даже за ее пределами. Резкие выпады Блумауэра против иезуитов, яркие картины немецкого быта под покровом рассказа об Энее и его спутниках, удачное применение комического тона - обусловили довольно большую популярность Блумауэра и его травестированной «Энеиды».

На английской почве Скаррону подражал в своем травестированном Вергилии К. Коттон; но важнейшим памятником Т. в Англии является «Hudibras» Бётлера (1669) - злая сатира на пуритан. Из других Т. можно назвать Т. 4 кн. «Энеиды» голландского поэта П. Лангендика (1735) и поэму датского поэта Гольберга (1754), травестировавшего в своей поэме ряд мест из «Энеиды».

В России конец XVIII в. ознаменовался несколькими травестированными поэмами. Одна из них - «Виргилиева Енейда, вывороченная наизнанку» Н. П. Осипова (1791) и с продолжением Котельницкого (в 1801). Далее к тому же жанру относятся «Ясон, похититель златого руна, во вкусе нового Енея» Наумова (1794) и «Похищение Прозерпины» Котельницкого и Люценко (1795). Все эти произведения сохранили теперь только историческое значение. Напротив, поныне сохранила свою свежесть высокохудожественная украинская Т. - «Энеида» И. Котляревского (1-е полное посмертное изд. 1842, написана же была в период от 90-х гг. XVIII столетия и до 20-х гг. XIX столетия). Была попытка травестировать «Энеиду» и в белорусской литературе («Энаiда навыварат»; другой образец Т. - «Тарас на Парнасе»).

В новейшей европейской литературе жанр Т. развития не получил и в значительной мере является образцом пережиточной жанровой формы. Особняком стоят музыкальные Т. Оффенбаха - «Прекрасная Елена» и «Орфей в аду».

Библиография:

I. «Ирои-комическая поэма», редакция и примечания Б. Томашевского, изд. Писателей в Ленинграде, Л., 1933 (перепечатаны с некоторыми сокращениями «Виргилиева Енейда, вывороченная наизнанку» Н. П. Осипова, «Окончание Виргилиевой Енейды, вывороченной наизнанку» Александра Котельницкого, «Ясон, похититель златого руна во вкусе нового Енея» И. Наумова, «Похищение Прозерпины» Е. Люценко и А. Котельницкого); Котляревский И., Енеiда, Под редакцией и со вступ. статьей У. Айзенштока, вид. «Книгоспiлка», Киiв, 1927; Карский Е., Белорусская Энеида наизнанку, в сб.: Пошана, сборник Харьковского историко-филологического общества, т. XVIII, Харьков, 1909 (лучшее издание текста сохранившихся отрывков белорусской «Энеиды» со сводкой вариантов); Дзяржынскi Ул., Выпiсы з беларускае лiтаратуры XIX i XX ст., Менск, 1926, изд. 2-е (текст белорусской «Энеиды» и «Тараса на Парнасе»).

II. Стешенко И. П., Поэзия И. П. Котляревского (к 100-летнему юбилею его «Энеиды»). 1 - И. П. Котляревский и Осипов. 2 - Котляревский в свете критики, Киев, 1898 (оттиск из «Киевской старины», 1898, июль - октябрь); Его же, Енеiда Котляревського i Котельницького в порiвняннii з иншими текстами, в сб. «Записки украiнського наукового товариства в Киiвi», книга IX, Киiв, 1912; Дашкевич Н., Малорусская и другие бурлескные (шутливые) Энеиды, Киев, 1898 (оттиск из «Киевской старины», 1898, сентябрь); Карский Е., Белоруссы, т. III, Очерки словесности белорусского племени, 3 (Художественная литература на народном языке), II., 1922 (стр. 9-22 - Белорусская Энеида наизнанку, стр. 79-82 - «Тарас на Парнасе»).

ТРАГЕДИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРАГИЧЕСКОЕ

ТРАГИЧЕСКОЕ - см. Эстетика.

Предыдущая страница Следующая страница