Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "Ф" (часть 4, "ФИШ"-"ФОР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 4, "ФИШ"-"ФОР")

ФИШАРТ

ФИШАРТ Иоганн (Johann Fischart, 1546 или 47 - ок. 1590) - немецкий поэт и сатирик эпохи Реформации. Р. в Страсбурге. Обучался в Вормсе у поэта и педагога Каспара Шейдта, затем предпринял большое путешествие, учился в Париже, Страсбурге, Сиене, в 1574 в Базеле получил степень доктора прав. С 1575 до 1580 жил в Страсбурге на положении вольного литератора; в 1580 переехал в Шпейер, где до 1583 практиковал как адвокат, был судьей в Форбахе (Лотарингия).

Ф. дебютировал ядовитыми стихотворными памфлетами, направленными против католического монашества («Der Barfusser Sekten und Kuttenstreit», «Von St. Dominici des Predigermunchs und St. Francisci Barfusers artlichen Leben», 1571, и др.). Своей вершины антикатолическая сатира в творчестве Ф. достигла в памфлете «Bienenkorb des heiligen romischen Immenschwarms» (Улей святой римской церкви, 1579) - вольная обработка одноименного произведения нидерландского сатирика Марникса ван Альдехонде (см. «Нидерландская литература») - и в стихотворном памфлете «Die Wunderlichst unerhortest Legend und Beschreibung des... vierhornigen Hutleins» (Описание четырехрогой шапочки, 1580) - беспощадной сатире, направленной против иезуитов. Сатира изображает ухищрения князя тьмы Люцифера, на погибель людей создающего орден иезуитов. В комической поэме «Flohaz Weiber Traz...» (Травля блох, 1573), повествующей о борьбе между женщинами и блохами, Ф. отдает дань популярным в XVI в. мотивам гробианизма (см.). В прозаической «Das Philosophisch Ehzuchtbuchlin...» (Философская книжечка о брачной жизни, 1578), написанной по Плутарху и Эразму, Ф. в бюргерско-протестантском духе восхваляет брак и семейное счастье. Из гуманистических источников почерпнуто и его юмористическое похвальное слово подагре (Podagrammisch Trostbuchlin, 1577), примыкающее к многочисленным юмористическим панегирикам, широко распространенным в европейской гуманистической литературе эпохи Возрождения. В пространном стихотворении «Das Gluckhafft Schiff von Zurich (Счастливый цюрихский корабль), описывающем поездку цюрихских граждан на праздник стрелков в Страсбург, Ф. высказывается за углубление дружеских связей между обоими протестантскими городами. Перу Ф. принадлежит также ряд стихотворений на духовные и светские темы, стихотворная обработка народной книги об Эйленшпигеле (Eulenspiegel Reimensweis, 1572) и др. Однако наиболее выдающееся произведение Ф. - это его вольная обработка первой книги комического романа Рабле - «Гаргантюа и Пантагрюэль» (Die Affentheurlich naupengeheurliche Geschichtklitterung von Thaten und Rahten... Gargantoi und Pantagruel, 1575), в к-рой Ф. заметно усиливает гротескный элемент оригинала. В названном произведении сатира на католицизм сочетается с широкой сатирой на различные пороки того времени. Однако Ф. не подымается до гуманистического вольномыслия Рабле. Его сатира ограничена рамками протестантского мировоззрения.

В заключение следует подчеркнуть выдающееся языковое мастерство Ф. Обладая широкой начитанностью, богатым жизненным опытом, Ф. создает язык колоритный, гибкий и богатый. Он питает пристрастие к гротеску, создает причудливый стиль, с прихотливой игрой слов, неожиданными оборотами - нанизыванием чужеродных понятий и пр.

Библиография:

I. Произведения Фишарта, изд. Kurz H. (3 Bde, Lpz., 1866-68), Hauften A. (3 Bde, Stuttgart, 1893-95), избранные произведения (Dichtungen), изд. K. Goedeke, Lpz. (1880).

II. Hauffen A., J. Fischart, 2 Bde, 1921-22; Leitzmann A., Fischartiana, Jena, 1924.

ФИШЕР КУНО

ФИШЕР Куно (Kuno Fischer, 1824-1907) - немецкий историк философии, с конца 1856 по 1872 профессор в Иене, затем до конца жизни - в Гейдельберге. Как мыслитель Ф. один из первых начал в немецкой философии поворот к Канту. Работы Ф. по эстетике и литературе: «Диотима, идея прекрасного» (Diotima, die Idee des Schonen, 1849), «О возникновении и формах развития остроумия» (uber die Entstehung und Entwicklungsformen des Witzes, 1871) и широко известные - о Шекспире, о Гёте, о Шиллере, о Лессинге. Метод рассмотрения поэтического творчества у Ф. тот же, что и философского: он оценивает и то и другое прежде всего в связи с историей развития личности автора. В работе о «Фаусте» Гёте (Goethe’s Faust, uber die Entstehung u. Composition des Gedichts, 1878) Ф. исследует вопрос о возникновении идеи и композиции поэмы, предварительно рассмотрев античные сказания о магах, средневековые о Фаусте, поэмы о нем до Гёте; сопоставляет «Фауста» Гёте с первоначальным наброском поэмы, т. н. «Прафаустом». Ф. отвергает толкования «Фауста» Гёте, исходящие из признания единой идеи, проникающей всю поэму. Такого единства, по Ф., в поэме нет, но в ней есть единство личности и истории развития поэта, так как поэма росла и развивалась вместе с ним. Ф. писал еще об «Ифигении» (Goethe’s Iphigenie, 1888), «Тассо» (Goethe’s Tasso, 1890), о сонетах Гёте (Goethe’s Sonettenkranz, 1896). У Ф. имеются работы о Шекспире - «Шекспир и легенда о Беконе» (Shakespeare u. d. Bacon-Mythen, 1895), «Развитие характера Ричарда III» (Shakespeare’s Charakterentwicklung Richard’s III, 1868), «Гамлет» (Shakespeare’s Hamlet, 1896). Наиболее значителен этюд о последнем произведении. Ф. ставит себе задачей понять характер Гамлета в связи со всем художественным целым трагедии. По мнению Ф., непосредственное чувство мести, к-рым действительно полон Гамлет, борется в нем с встречным потоком скорбных чувств, с жаждой смерти, вырастающей до мировой скорби, до подлинно пессимистического мировоззрения. В этом именно основание раздвоенности и бездейственности Гамлета, скованности его воли, а не в том, что он будто бы от природы меланхолик или вялый и слабый человек.

Ф. принадлежат статьи о Шиллере, из к-рых отметим этюд «Шиллер как философ» (Schiller als philosoph, 1859), где Ф., с отличающим его даром развивать чужие воззрения как свои собственные, анализирует работы поэта по философии искусства, к-рым придает крупное значение как продолжению и развитию взглядов Канта.

В книге «Лессинг как преобразователь немецкой литературы» (Lessing als Reformator der deutschen Literatur, 1881) Ф. видит в великом представителе немецкого просвещения сочетание критика и художника. Детально анализируются фабула, развитие действия и характеры всех персонажей главных драматических произведений Лессинга. Сопоставляются художественные произведения Лессинга с его критическими и философскими работами.

Литературоведческие этюды Ф. написаны ясно и просто, увлекают стройностью концепций и в свое время имели крупное значение. И теперь еще мимо этих работ нельзя пройти, хотя ограниченность Ф. - философа-идеалиста - сказалась и на его литературоведческих трудах. Ф. не выходит за пределы индивидуальной психологии писателя и имманентного анализа его произведений.

Библиография:

I. Из историко-литературных трудов Ф. на русский яз. переведено: Публичные лекции о Шиллере, М., 1890; Г. Э. Лессинг как преобразователь немецкой литературы. Пер. И. Рассадина, 2 чч., М., 1882; «Фауст» Гёте. Возникнование и состав поэмы. Пер. И. Городецкого, изд. 2-е, М., 1887; Самопризнания Шиллера. Публичная лекция, читанная в Иене 4 марта 1857, «Эпоха», 1864, т. XI; «Гамлет» Шекспира, М., 1905.

II. Falkenheim H., K. Fischer und die litterarhistorische Methode, B., 1892.

ФИШЕР ОТАКАР

ФИШЕР Отакар (Otakar Fischer, 1883-) - профессор немецкой литературы Пражского ун-та, чешский поэт, переводчик, известный современный критик. Из научных работ Ф. пользуются известностью «Клейст и его творчество» (1913), «Ф. Ницше» (1913) и «Вопросы литературной психологии» (1912). Целый ряд критических работ Ф. посвящен театру («К драме» - K dramatu, 1919). Ф. переводит Шекспира, Корнеля и др. западноевропейских драматических писателей. Им написана историческая трагедия «Пшемысловцы» (Premyslovci, 1918), трагедия «Геракл» (Herakles, 1919) и трагикомедия из послевоенной жизни «Часы мира» (Orloj sveta, 1921). В своих драматических произведениях Ф. ищет путей к классическому искусству, но в области драмы, как и лирики, он по существу романтик. В лирических произведениях - сборники «Царство мира» (Kralovna sveta, 1911), «Озаренные окна» (Ozarena okna, 1916), «Горящий куст» (1917), «Лето» (Leto, 1919), «Круги» (1921), «Голоса» (Hlasy, 1923) - Ф. воспевает любовь и смерть, дает ряд лирических описаний природы, тонко анализирует внутренние противоречия своего «я». В научных работах, критических статьях Ф. типичный эклектик, лишенный единства мировоззрения; в лирике он яркий выразитель мелкобуржуазной стихии - неустойчивой и колеблющейся, тревожимой неразрешимыми для нее социальными проблемами.

Библиография:

Novak I. a. Novak A., Prehledne dejiny ceske literatury, Olomouc, 1922; Pallas G. a Zelinka V., Obrasove dejiny literatury ceske, II, Praha, 1926.

ФЛАМАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ФЛАМАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. - Ф. л. средневековья и XVI в. так переплетена с североголландской (важнейшей частью к-рой она является), что раздельное рассмотрение их невозможно. В XVII и XVIII вв. в период испанского и австрийского господства о Ф. л. также не приходится говорить. Оживление наступило лишь после 1830, когда Фландрия составила часть вновь созданного королевства Бельгии. Отделение Бельгии от Голландии, к к-рой она принадлежала с 1815, усилило потребность в собственной литературе, а также в национальном самоопределении фламандской культуры.

Первым передовым бойцом фламандской национальной культуры был эссеист И. Ф. Виллемс (J. F. Willems, 1793-1846); первым более значительным, хотя и мало оригинальным, поэтом - К. Л. Ледеганш (K. L. Ledeganck, 1805-1847), главное произведение к-рого «Три братских города» (De drie Zustersteden, 1846) имеет определенную националистическую окраску. Большой круг читателей приобрел Г. Консциенс (H. Conscience, 1812-1883), автор популярных рассказов. К нему близок более реалистический И. Л. Д. Слиск (J. L. D. Sleezck, 1818-1901). Затем выдвинулись поэты - И. ван Бирс (J. van Beers, 1821-1888) и Т. ван Рисвик (Th. van Rijswijck, 1811-1849). Мастером очерков явился А. Бергманн (A. Bergmann, «Tony», 1835-1874). Во второй половине этого периода выдвигается новеллистка и романистка Виргиния Ловелинг (V. Loveling, 1836-1923). Единственным крупным поэтом этого периода был католический священник Гвидо Гезелле (Guido Gezelle, 1830-1899), находившийся под влиянием литературы XVII в., и Старинга (1767-1840), творец очень богатой, ритмически утонченной поэзии природы, к-рая, однако, мало ценилась его современниками. Вождем нового фламандского национального студенческого движения был поэт Альбрехт Роденбах (A. Rodenbach, 1856-1880).

Оживление национального самосознания во Фландрии, наметившееся в конце XIX в., совпало по времени с влиянием голландского литературного движения 1880, наложившего отпечаток и на Ф. л. этого времени. Новое течение, начало к-рому было положено в 1893 журналом «Van Nu en Straks» («О сегодняшнем и близком»), стремилось преодолеть узость мелкобуржуазных иллюзий и провинциальную скудость форм Ф. л. Однако значительным влиянием оно не пользовалось.

Жизнь крестьян все еще в основном аграрной Фландрии рисовали с большой любовью и успехом Цириель Бюисс (Cyriel Buysse, 1859-1932) и Стин Стрейвельс (Styn Streuvels, р. в 1872); первый - сын либерального фабриканта, реалистически и с легкой иронией изображал отсталость крестьянства; второй - деревенский пекарь, в произведениях к-рого - смесь реализма и пышной романтики природы. Самым значительным поэтом был мрачный, формально многообразный Карель ван де Вустин (Karel van de Woestyne, 1878-1929). Как народный поэт имеет большие заслуги Ренэ де Клерк (Rene de Klercq, 1877-1932), сын крестьянина, к-рый наряду с лирическими стихотворениями сочинял революционные песни и пользовался большой популярностью. После мировой войны он почти ничего не писал.

Типичным интеллигентом-эклектиком и скептиком, взгляды к-рого отчасти отмечены влиянием социал-демократии, является всесторонний Герман Тейрлинк (H. Teirlinck, р. 1879), тонкий стилист и романтик.

Многообещающей книгой «Pallieter» (1916), прославлявшей чувственную радость жизни, дебютировал Ф. Тиммерманс (F. Timmermans, р. 1886), к-рый впоследствии под церковным влиянием стал ханжой и не создал ничего значительного.

Наиболее влиятельным вождем молодого фламандского культурного движения является в настоящее время превосходный критик-эссеист, историк искусства А. Вермейлен (A. Vermeylen, р. 1872).

Нужду пролетариев (Антверпена) и мелкой буржуазии в послевоенное время ярко рисовал Лоде Циленс (Lode Zielens, р. 1901). Хотя работы Циленса проникнуты известной революционной тенденцией, она затеняется его пессимизмом. В условиях послевоенного времени коренится и пессимизм фрейдиста Г. Вальшапа (G. Walschap, р. 1898) и В. Элсшота (W. Elschot, псевд. A. de Ridder), к-рый обрисовал с беспощадным сарказмом пустоту мелкобуржуазной жизни.

Библиография:

Delepierr, J o., A Sketch of the history of Flemish literature..., L., 1860; Watter O., La litterature et la poesie flamandes, Tournay, 1893; Coopman Th., Geschiedenis der Vlaamsche letterkunde van het jaar 1830 tot heden, Amsterdam, 1910; Frings Th., uber die neuere flamische Literatur, Marburg, 1918; Bock E., de, Beknopt Overzicht van de vlaamsche Letterkunde in de 19 eeuv., Antwerpen, 1921; Hamelius P., Introduction a la litterature francaise et flamande de Belgique, Bruxelles, 1921; Его же, Histoire du mouvement flamand au XIX siecle, Bruxelles, 1924; Ridder A. de, La litterature flamande contemporaine, 1890-1923, Anvers, 1923; Kenis P., Een Overzicht van de vlaamsche letterkunde na «Van nu en Straks», Amsterdam, 1930.

ФЛАМАНДСКИЙ ЯЗЫК

ФЛАМАНДСКИЙ ЯЗЫК - голландский или нидерландский язык в современной Бельгии, где на нем говорит большинство населения (ок. 4 млн. из 7) и где он пользуется равноправием наравне с другим государственным языком - французским. Кроме того, Ф. яз. является родным языком жителей округа Дюнкерк департамента Нор во Франции (около бельгийской границы), где на нем говорит ок. 250 тыс. населения, большей частью двуязычного. Литературный Ф. яз. ничем не отличен от нидерландского; среди крестьянского населения, говорящего на фламандском языке, сохраняются местные особенности.

ФЛЕРОВСКИЙ

ФЛЕРОВСКИЙ (настоящая фамилия Берви) Василий Васильевич (1829-1918) - известный в свое время публицист и социолог, выступавший также в качестве беллетриста и критика. Сын профессора Казанского ун-та; по окончании в 1849 ун-та служил в министерстве юстиции и имел в виду получить профессорскую кафедру. В 1862 Ф. обратился к царю со смелым письмом-протестом по поводу ареста 13 мировых посредников Тверской губ., сделавших заявление конституционного характера; за это он был арестован, подвергся освидетельствованию умственных способностей и выслан в Астрахань. После этого он долго преследовался правительством: высылался в Сибирь, Вологду, Архангельскую губ., жил под надзором полиции в разных провинциальных городах. В начале 70-х гг. имел связи с революционными кружками чайковцев и долгушинцев; для последних написал в 1873 агитационную брошюру «О мученике Николае и как должен жить человек по закону правды и природы», напечатанную в Швейцарии. В том же году в переделанном виде под заглавием «Как надо жить по закону природы и правды» брошюра была отпечатана Долгушиным летом в дер. Сареево.

Литературная деятельность Ф. была весьма разнообразна; он выпускал работы по вопросам социально-философским, экономическим, правовым и пр. Участвовал в «Современнике», «Дне», «Отечественных записках», «Неделе», «Слове», «Русской мысли», «Русской речи», «Устоях» и пр. Часть его работ была издана нелегально за границей и подверглась конфискации в России. Наибольшей популярностью пользовалась его вышедшая в 1869 книга «Положение рабочего класса в России». Другой настольной книгой для революционной молодежи 70-х гг. была его «Азбука социальных наук» (1871). Книга его «Положение рабочего класса в России» вызвала одобрительный отзыв К. Маркса, подчеркнувшего в ней правдивость изображения русской жизни. Маркс назвал ее «самой важной книгой, вышедшей после Положения рабочего класса в Англии Энгельса».

Флеровский был чистокровным идеалистом, убежденным, что для перестройки общественных отношений людям достаточно понять неразумность и несправедливость существующего строя. Ф. решительно отвергал классовую борьбу. Тем не менее он дал сильную критику русских общественных отношений, пропитанную ненавистью к правительству и помещикам, и восхвалял западноевропейский конституционный строй. В 70-е гг. теории Ф. оказывали сильное влияние на энтузиастически настроенных молодых народников. Как литературный критик Ф. выступил в 1868 со статьей «Изящный романист и его изящные критики» (подпись «С. Навалихин»), направленной против «Войны и мира» Л. Толстого. Ф. здесь доказывает, что любимые герои автора совершенно лишены нравственного чувства, тупы и необразованны; что в романе дается ряд «возмутительно грязных сцен». Ф. совершенно не понял величайшего создания русской литературы.

Ф. написал обширный роман «На жизнь и смерть» (1877), изданный за границей, и несколько повестей («В глуши», 1856, «Галатов», 1879, «Философия Стеши», 1882, «Забытая история», 1880). В романе и в повестях Ф. дал образы революционеров, пропагандируя дорогие ему идеи альтруизма и энтузиазма; много внимания Ф. уделял своей идее создания новой религии, основанной на разуме. Беллетристические произведения Ф., тягучие и многословные, не показывают в нем художественного дарования и не пользовались никаким успехом даже в свое время.

Библиография:

I. Кроме названных в тексте: Положение рабочего класса в России, СПБ, 1869; Свобода речи, терпимость и наши законы о печати, СПБ, 1869 (без имени автора); Три политические системы: Николай I, Александр II, Александр III, S. I. (Лондон), 1897 (автобиография в сокращенном виде напечатана в «Голосе минувшего», 1915, III, IV, VI, VII, VIII, IX; 1916, I, II, V-VI. Еще более сокращенное издание «Записки революционера-мечтателя», М. - Л., 1929).

II. Аптекман О. В., Вас. Вас. Берви-Флеровский, Л., 1925; Кункль А., Долгушинцы, Москва, 1932, стр. 13-21 (вступительная статья Б. Козьмина).

ФЛЕТЧЕР, БОМОНТ

ФЛЕТЧЕР Джон (Fletcher John, 1579-1625) и БОМОНТ Френсис (Beaumont Francis, 1584-1616) - выдающиеся английские драматурги, современники Шекспира. Ф. происходил из духовной знати. Б. - из старинной дворянской семьи. Оба драматурга тесно связаны продолжительным совместным творчеством, и почти невозможно установить достоверную долю каждого из них в том литературном наследстве, к-рое они оставили. С уверенностью можно приписать перу Ф. лишь пьесы, созданные уже после смерти Б., но и тут необходимо учесть безусловное соавторство Мэссинджера. Новейшие исследователи приходят к выводу, что из общего числа 52 пьес, носящих имена обоих драматургов, - одна или две принадлежат перу Бомонта, в 10 написанных совместно с Ф. ему принадлежит большая доля, 15 пьес написаны лишь Ф. и 22 написаны Ф. совместно с другими драматургами (особенно с Мэссинджером), участие же Ф. и Бомонта в авторстве остальных пьес сомнительно. К этому еще следует добавить историческую хронику «Генрих VIII», написанную Ф. совместно с Шекспиром, но обычно приписываемую лишь Шекспиру. Во всяком случае наиболее известные и выдающиеся произведения созданы Ф. и Бомонтом совместно, как напр. «The Knight of the Burning Pestle» (Рыцарь пламенеющего пестика, 1609-1610, изд. 1613), «Philaster» (Филастер, пост. 1610, напеч. 1620), «The Maid’s Tragedie» (Трагедия девушки, пост. 1611, напеч. 1619), «A King and no King» (Король и не-король, пост. 1611, напеч. 1619) и ряд других.

Творчество Ф. и Бомонта, развивавшееся на закате английского Возрождения, в период интенсивного развития буржуазно-пуританской идеологии, глубоко враждебной ренессансному театру, характеризуется эпикурейским отношением к миру, высмеиванием ханжества, скупости и ограниченности буржуазных кругов, фривольной утонченностью и сценической занимательностью.

Произведениям Ф. и Бомонта не свойственна глубина социально-философских проблем шекспировских трагедий, широкая разработка человеческих характеров, простота и реалистическая напряженность драматического действия. Ф. и Бомонт выступают мастерами занимательной интриги, легкого, изящного диалога, проповеди утонченных наслаждений. Поэтому после отмены запрещения театров при реставрации Стюартов Ф. и Бомонту было отдано предпочтение перед Шекспиром: «на каждую возобновленную пьесу Шекспира или Бен-Джонсона приходятся две пьесы Бомонта и Флетчера» - писал в 1666 драматург Драйден.

Решающую роль в пьесах Ф. и Бомонта играет любовь. Она изображается в самом широком диапазоне - от чувственной животной страсти («The Tragedie of Valentinian» - Трагедия Валентиниана, пост. ок. 1614, изд. 1647, Флетчер) до платонической дружбы («The Knight of Malta» - Мальтийский рыцарь, 1618-1619, Флетчер, Мэссинджер). Любовь является основным движущим компонентом интриг как в эротически-фривольных комедиях с неизбежными рогоносцами, так и в патетических трагедиях Ф. и Бомонта.

Помимо грациозной, остроумной и ловкой женщины, умеющей любить и наслаждаться, в творчестве Ф. и Бомонта встречаются женские натуры большого чувства и силы воли: Люцина, не снесшая бесчестия и покончившая с собой («Валентиниан»), Юлия, жена римского заговорщика-тираноборца («The Double Marriage» - Двойной брак, ок. 1620). Но тираноборчество в этой пьесе не характерно для творчества Ф. и Бомонта. Наоборот, в большей части их произведений звучит мотив божественности королевской власти, безоговорочного подчинения королю («Трагедия девушки» и др.). Особенно характерна в этом отношении пьеса «The Loyal Subject» (Верноподданный, 1618, Флетчер), действие к-рой происходит в России во время татарщины. Доблестный воевода подвергается опале со стороны князя, завидующего его военным успехам; несмотря на заслуги, воеводу пытают и приговаривают к смерти, обвиняя в заговоре. Но верный своему долгу воевода во время мятежа солдат, освобождающих его из застенка, спасает князя от неминуемой смерти. Сюжет близок к пьесе Гейвуда «Royall King and Loyal Subject».

Чрезвычайно интересна комедия «Рыцарь пламенеющего пестика», в к-рой высмеиваются вкусы буржуазной публики, ограниченность мещанства (тема, разработанная и в другой комедии «Маленький французский адвокат» - The Little French Lawyer, 1619-1620, изд. 1647), ее стремление к натуралистической драматургии. Двойное действие пьесы, беспрерывная «сцена на сцене» не только чрезвычайно оригинально разработаны, но представляют собою исключительно ценный документ о нравах и обычаях театра того времени, о театральной публике и технике сцены.

Для гедонистического мировоззрения драматургов характерна пьеса «The Spanish Curate» (Испанский священник, пост. 1622, изд. 1647, Флетчер и Мэссинджер), где двойная интрига, с одной стороны, прославляет чувственную любовь в чисто гуманистических тонах, с другой - весело разоблачает плутовство монахов.

Библиография:

I. The works of Beaumont and Fletcher ed. by A. Dyce, II vls, L , 1843-1846; ed. by A. Glover a. A. R. Waller, 10 vls (Cambridge English Classics), Cambridge, 1905-1912; Variorum cel. L., Bullen, 1904. (прод.), до 1933 вышло 4 тт.; Испанский священник, пер., обработка и вступ. статья М. Лозинского, Гослитиздат, М., 1935; то же, изд. Цедрам, М. - Л., 1935; Укрощение укротителя, пер. И. Аксенова, в кн.: И. Аксенов, Елизаветинцы, Гослитиздат, М., 1938.

II. Macaulay G. C., Francis Beaumont, a critical Study, L., 1883; Thorndike A. H., The influence of Beaumont and Fletcher on Shakespeare, Worcester, Mass., 1901; Hatcher O. L., J. Fletscher: a study in dramatic method, Chicago, 1905; Brereton J., Le Gay, Marginalia on Beaumont and Fletcher, 2 pts, Sydney, 1906; Gayley C. M., Beaumont, the dramatist, N. Y., 1914; Swinburne A. C., Contemporaries of Shakespeare, ed. by E. Cosse a. T. J. Wise, L., 1919; Sprague A. C., Beamont and Fletcher on the Restoration Stage, Cambridge, 1926; Аксенов И. А., Гамлет и другие опыты в содействие отечественной шекспирологии (...), изд. «Федерация», М., 1930 (стр. 55-64); Его же, Шекспир, статьи, ч. 1, ГИХЛ, М., 1937 (по указателю); Его же, Елизаветинцы, П., 1938 (статья «Джон Флетчер»).

III. Potter A. C., A bibliography of Beaumont and Fletcher, Cambridge, 1890.

ФЛОБЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЛОРИАН

ФЛОРИАН Жан Пьер (Jean Pierre Claris de Florian, 1755-1794) - французский писатель, происходил из обедневшей дворянской семьи, со стороны матери внучатный племянник Вольтера. Место пажа у герцога Пентьеврского, полученное при содействии Вольтера, открыло Ф. доступ в придворно-аристократические круги. В 1788 избран в Академию. В период якобинской диктатуры был арестован, умер вскоре после освобождения. Плодовитый и популярный в конце XVIII века писатель, Ф. в своем творчестве сочетал отдельные черты руссоизма (чувствительность, культ природы) с галантно-аристократическими тенденциями, идущими от стиля рококо (экзотизм, образы античной мифологии, утонченно-изысканные персонажи, пикантность ситуаций). Таковы его пасторали «Галатея» (Galatee, 1783), перевод-переработка одноименной пасторали Сервантеса, «Эстелла» (Estelle, 1788) и др., псевдоисторические романы и поэмы «Нума Помпилий» (Numa Pompilius, 1786), «Гонсальв Кордовский» (Gonzalve de Cordove, 1791), «Вильгельм Телль» (Guillaume Tell, изд. посмертное, в 1802), а также ряд прозаических и стихотворных новелл. Для театра Флориан писал «Арлекинады», лишенные острого комизма комедии масок. Ф. принадлежит «вольный» перевод «Дон-Кихота» Сервантеса (1799), в котором полностью вытравлена реально-сатирическая струя испанского романа. Несколько особняком стоят «Басни» (Fables) Ф. (1792), продолжающие традицию Лафонтена и при всей своей условности содержащие известные элементы реализма. Широкое признание получил Флориан в России конца XVIII и начала XIX вв. Жуковский перевел «Вильгельма Телля», пасторальную новеллу «Розальба» (М., 1802 и 1817), ряд басен, а также флориановского «Дон-Кихота» (6 чч. 1803-1806).

Библиография:

I. Oeuvres completes, ed. par A. Renouard, 16 vls, 1820; Oeuvres inedites publ. p. G. de Pixerecourt, 4 vls, 1824; Нума Помпилий вторый царь римский, пер. Гр. Шиповский, 2 чч., СПБ, 1788 (вышло 3 издания); «Новые новости», СПБ, 1792; Эстелла, пастушеская повесть, пер. Ал-дра Козлова, СПБ, 1789 (имеются и др. переводы), Добрый сын, комедия в 3-х д., пер. Пав. Иванов, СПБ, 1800 и др. См. Роспись российским книгам для чтения из библиотеки Александра Смирдина, СПБ, 1828.

II. Montvaillant A. de, Florian, Sa vie, ses oeuvres, sa correspondance, 1879; Claretie L., Florian, 1889; Sainte-Beuve C. A., Causeries du lundi, v. III, 1857-1862.

ФОГАЦЦАРО

ФОГАЦЦАРО Антонио (Fogazzaro, 1842-1911) - итальянский писатель. Происходил из дворянской семьи, подвергшейся преследованию со стороны австрийской полиции за патриотические взгляды отца-писателя и эмигрировавшей из Винченцы в Турин. Фогаццаро дебютировал как поэт. К 1874 относится его поэма «Миранда» (Miranda, 1874). В 1876 появился сборник религиозных стихов «Valsolda» (1876). Однако наибольший интерес представляют романы Ф., в к-рых он выступал как основоположник и крупнейший представитель идеалистического психологического романа в Италии. Таковы его романы: «Мальомбра» (Malombra, 1881), в котором отражен быт уходящей аристократии; «Даниеле Кортис» (Daniele Cortis, 1885); «Тайна поэта» (Il mistero del poeta, 1887) и др. В романах Ф. заметная роль отводится случаю, определяющему судьбу героев («Мальомбра»), в них развиваются идеи оккультизма и спиритизма. Значительнейшее произведение Ф. - роман «Отживший мирок» (Piccolo mondo antico, 1895) (первая часть трилогии), в котором события развертываются на фоне провинциальной жизни Италии середины XIX в. В романе нашел отражение рост национально-освободительного движения, показаны притеснения австрийцев и пр. В центре произведения - судьба супругов Майрони, их переживания, разногласия, возникающие на почве различия их философско-религиозных взглядов и темпераментов. Утопические мотивы звучат в романе «Современный мирок» (Piccolo mondo moderno, 1900) (вторая часть трилогии), герой к-рого Пьер Майрони решает передать свое имущество в общинное пользование крестьянам, будучи уверен, что «если в разных местах образуются подобные общины, то они послужат несомненно источником общественного оздоровления». Излагая утопию Пьера, Ф. зовет к идеализированному прошлому, видя в земле источник всех благ человечества. Последняя часть трилогии - роман «Святой» (Il santo, 1906) - повествует о дальнейшей участи Пьера Майрони, ставшего братом Бенедетто; в его уста вложены мысли Ф. о переустройстве современного общества на христианских началах. Брат Бенедетто преждевременно гибнет, не осуществив своих идеалов, но успевает «обратить на путь истины» свою возлюбленную, Жанну Дессаль. Роман «Святой» был запрещен и внесен в Index. В 1911 появился последний роман Ф. «Лейла» (Leila), в к-ром описана борьба церкви и разных людей вокруг наследства богатой девушки Лейлы; судьба героини завершается браком и отказом от богатства. Простая трудовая жизнь и любовь к ближним, соединенная с верой в бога, - предел стремлений героев «Лейлы». Натуралистические приемы, использование диалектов для более полной обрисовки персонажей - позволяют говорить о близости Ф. к «веризму» и «реджионализму».

Перу Фогаццаро принадлежит также несколько сборников новелл. Многие произведения Ф. переведены на европейские языки, в т. ч. и на русский.

Библиография:

I. Собрание сочинений. Т. I. Отживший мирок. Ч. 1. Пер. Т. Герценштейн. С предисл. В. М. Фриче, изд. «Современные проблемы», М., 1911; Вера. Новеллы, изд. кн-ва «Атенеум», М., 1912; Героический мирок, СПБ, 1896 (то же, что «Отживший мирок»); Исчезнувшие тени, роман, СПБ, 1899; Святой, в журн. «Вестник Европы», 1906, I-IV.

II. Иванов М. М., Очерки современной итальянской литературы, Петербург, 1902; Зиновьева Э., Кастовые тенденции в современной художественной литературе, «Образование», 1903, I-II, IV; Луначарский А. В., Поэт неокатолицизма, «Киевск. мысль», 1910, № 353, 22 дек.; Фриче В. М., Поэт отжившего мирка - предисл. к русск. перев. «Отжившего мирка», Москва, 1911; Rumor S., A. Fogazzaro, Milano, 1920 (дана литература); Croce B., Letteratura della nuova Italia, IV, Bari, 1929, p. 129-140; Donadoni E., A. Fogazzaro, Napoli, 1913; Gallarati-Scotti T., La vita di A. Fogazzaro, Milano, 1920; Leo U., Fogazzaro’s Stil und der simbolistische Lebensroman, Heidelberg, 1928; Molmenti P., A. Fogazzaro, Milano, 1900; Donadoni E., A. Fogazzaro, Napoli, 1913.

ФОЛЕНГО

ФОЛЕНГО (Folengo Girolamo) - в монашестве Теофило, писал под псевдонимом Merlin Cocai (1496-1544) - итальянский писатель. Ф. получил образование в Мантуе и Болонье, после чего вступил в бенедиктинский орден. В 1515 Ф. бежал из монастыря со своей возлюбленной и лишь в 1534 окончательно вернулся к бенедиктинцам. Являясь крупнейшим представителем макаронической поэзии, Ф. оказал значительное влияние на литературу своего времени, его воздействие испытали Рабле и Фишарт. Протестуя против засилия рыцарской поэмы и ее канонов, Ф. в юмористических поэмах поднялся до прямого обличения современности, особенно резко нападая на монашество и духовенство и отмечая пагубность бесконечных междоусобий для Италии. В трех книгах ранней своей поэмы «Moschaea» (Ужасная война мух и муравьев), во многом подражающей «Батрахомиомахии», Фоленго говорит о раздорах итальянских князей, опустошающих государство. Описания осады крепости, сражения муравьев и их союзников (блох, клопов, пауков с мухами, находящими помощь со стороны бабочек, комаров и слепней), полны забавных деталей. Война заканчивается поражением мух, хотя их герой, навозный жук, дорого продает жизнь, уничтожив множество врагов. К этому периоду относится пародия Ф. на пасторальную поэзию «Zanitonella». Основной удар произведения направлен против петраркистов и модных литературных увлечений. Крупнейшее произведение Ф. пародийная поэма «Macaronea» или «Baldus» имеет несколько редакций: 1-я (1517) содержит 17 песен (книг), 2-я (1521) состоит из 25 песен, 3-я (1539-1540) и посмертная (1552). Сохраняя в своей поэме традиции «Морганте» Л. Пульчи, Фоленго дал образец пародии на рыцарскую поэму. Герой поэмы Бальдус, сын Гвидо, из рода Ринальдо Монтальбанского, и Бальдовины, дочери Карла Великого, лишившись матери, был воспитан в бедности; рано проявив свои воинственные наклонности, Бальдус сошелся с великаном Фракассом, родственным Морганте Пульчи, Чингаром (близким к Маргутте того же Пульчи) и получеловеком, полусобакой Фалькетто. Освобождение Бальдуса из тюрьмы Чингаром, переодевшимся монахом, рассказ о гостинице для направляющихся в ад грешников, подвиги Фракасса, проделки Чингара переданы весело и убедительно. Реализм бытовых сцен переплетается с суровыми диатрибами по адресу монашества и церкви. С большой едкостью говорит Ф. о схоластах и их учености. Тщательная обработка макаронических гекзаметров «Бальдуса», подкупающий реализм, острая и веселая сатира определяют успех поэмы, переведенной уже в 1606 (с изд. 1552) на французский яз., с поучительным указанием, что Ф. - «prototype de Rabelais», а позже и на др. языки, в том числе на турецкий. В поэме «Orlandino» (1526), посвященной юности Роланда и написанной октавами, Ф., скрывшийся под псевдонимом Limerno Pitocco, занял позицию, близкую к Лютеру (нападки на торговлю индульгенциями, мысли о вере, монашестве, молитвах и пр.). Составленная из кусков итальянских, латинских и макаронических стихов, вперемежку с прозой, поэма «Caos del Triperuno» (1527), полная аллегорий и туманных мыслей, знаменует отход Ф. от критики церкви и существующих порядков; в последние годы жизни Ф. написаны: покаянная поэма «Umanita del figliuol di Dio» (изд. 1553), в октавах, посвященная «достойным бойцам во имя Христово», три трагедии (Cecilia, Cristina, Catarina), мистерия и др.

Библиография:

I. Le Maccheronee a cura di A. Luzio, 2 ed., Bari, 1928; Opere italiane, 3 vls, Bari, 1911-14.

II. Renda U., Nuove indagini sul Folengo, «Giornale storico della letteratura italiana, v. XXIV, p. 33 и след.; Его же, Sul Caos del Triperuno, Palermo, 1896; De Sanctis F., Storia della letteratura italiana, cap. XIV; Luzio A., Studi folenghiani, Firenze, 1899; Zumbini B., Vita raesana e cittadina nel poema del Folengo, «Raccolta d’Ancona», Firenze, 1901; Biondolillo F., La Macaronea di Merlin Cocai, Pallermo, 1911; Parodi E. G., Poeti antichi e moderni, Firenze, 1923.

ФОЛЬКЛОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОМИН А. Г.

ФОМИН Александр Григорьевич (1887) - литературовед, библиограф. В своих работах о Белинском, Чернышевском, Шелгунове, Никитине и др. Ф. тяготеет к историко-культурной школе. Из составленных Ф. библиографических указателей следует отметить: «Чехов в русской критике» (СПБ, 1907) (первоначально «Литературный вестник», 1904, т. VIII): «Библиография произведений А. И. Герцена и литература о нем» (в книге «Ветринский-Чешихин, Герцен», СПБ, 1908); «Опыт библиографического указателя литературы о М. В. Ломоносове» (в изд. Выставка «Ломоносов и Елизаветинское время», т. VII, П., 1915); «Библиография новейшей русской литературы» (в изд. «Русская литература XX в.». Под редакцией С. А. Венгерова, т. II, М., 1915); наиболее полная библиография некоторых крупных писателей: «Puschkiniana», 1900-1910, Л., 1929; «Путеводитель по библиографии Маркса, Энгельса и Ленина», Л., 1934; Путеводитель по библиографии, хронологии и энциклопедии литературы, Л., 1934; Puschkiniana, 1911-1917, М. - Л., 1937. Другие работы Ф. относятся к теории, методике и технике библиографии: «Современное состояние русской библиографии и ее очередные задачи» («Книга о книге», вып. I, Л., 1927), «Методы составления библиографических указателей» (там же, вып. II, Л., 1931), «Аннотации», теория и практика их составления (Л., 1929), «Библиография литературы» (Лит. энциклопедия, т. I, М., 1929); «Книговедение, как наука» (Л., 1931) и др. Работы Ф. ценны по своему большому фактическому материалу.

Библиография:

Павловский И. Ф., Первое дополнение к Краткому биографическому словарю ученых и писателей Полтавской губ., Полтава, 1913; Новосадский И. В., «Теория книговедения и марксизм», «Труды Музея книги, документы и письма», вып. 1, Статьи по книговедению, Л., 1931, стр. 23-26.

ФОМИН С. Ф.

ФОМИН Семен Фомич (1903-1936) - чувашский советский писатель. Учился на чувашских педагогических курсах в г. Казани (в 1920-1921).

В ранних произведениях Ф. (сборник «Стихи и песни», 1922), относящихся к 1920-1921, отражено революционное пробуждение чувашских трудящихся. В 1922-1923 Ф. перешел к прозе. Среди ранних его рассказов и повестей особое место занимали произведения о чувашской деревне в годы гражданской войны («В бурю», «Комсомольские рассказы», «Наша сила» и др.). Острая классовая борьба в деревне, рост революционных сил, борьба с косностью, пережитками старины среди трудящихся, замечательная работа первых деревенских комсомольцев - все это изображено Ф. реалистически и художественно выразительно.

В начале нэпа Ф. пережил значительные колебания. В творческой работе писателя эти колебания выразились в том, что в некоторых своих произведениях он показывал лишь отрицательные явления восстановительного периода, причем людей и события он описывал натуралистически. В 1931 Ф. выступил с повестью из эпохи революции 1905 и времен реакции («Детство»), к-рая им написана с таким же мастерством, как и прежние лучшие его произведения. В последнее время Ф. упорно работал над материалом из эпохи сталинских пятилеток, но преждевременная смерть прервала эту работу.

Кроме повестей и рассказов Фомин писал и драмы («Анюкпа Ванюк» и др.), переводил с русского, немецкого и других языков на чувашский.

Библиография:

I. Стихи и песни, сборн., Чебоксары, 1922; Голодные годы, Повесть, Чебоксары, 1294; Комсомольские рассказы, сборн., Чебоксары, 1926; Тимуш (Тимоша), Шупашкар, 1929; Ача чухнехи (Детство), повесть, Шупашкар, 1931; 2-е изд., 1935; В пути, сборн. рассказов, Шупашкар, 1933.

ФОНВИЗИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОНЕТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОНИКА

ФОНИКА - отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию. При широком толковании термина Ф. в последнюю включается и учение о стихотворной ритмике. Однако более обычным и более четким является ограничение понятия Ф. изучением сочетаний гласных и согласных звуков в звуковых комплексах и их конструктивной функции в организации стихового ряда. В силу этого учение о рифме, как о звуковом повторе, относится к Ф., а ритмообразующая ее роль входит в теорию ритма и композиции стиха.

Одним из основных достижений современной Ф. является отказ от зрительно-графического рассмотрения фонической организации стиха, при к-ром принимались во внимание не звуки, а буквы, тогда как между письмом и произношением любого языка имеются расхождения, иногда очень значительные. Например буквы русского языка «я», «ё», «ю» не соответствуют никакому самостоятельному звуку, а являются в положении после гласного звуками «а», «о», «у» с предшествующим им «й». Поэтому по большей части случаи зияния, т. е. неприятного для слуха столкновения гласных звуков, в русском стихе являются мнимыми, основанными на излишнем доверии к написанию слова. Ряд русских согласных звуков изменяет свое звучание в зависимости от положения в слове и соседства с другими звуками (напр. «луг», «нож» произносятся как «лук», «нош»). Неударяемые гласные теряют в различной степени длительность и отчетливость звучания и даже меняют его качество. Ударения, расстановка к-рых образует ритмическую организацию стиха, становятся в то же время опорными пунктами и его фонической организации. Звуковые повторы гласных (нередко называемые неудачным термином «ассонанс») ощутимы и отчетливы только тогда, когда они образуются ударяемыми гласными. Повторы согласных (обычно обозначаемые словом «аллитерация»), хотя и сохраняют ощутимость, где бы они ни стояли, но приобретают особую яркость, когда они непосредственно предшествуют ударяемым гласным. Ф. не ограничивается рассмотрением лишь звуковых повторов (см.) стиха, но учитывает также общее распределение звуковых масс, сходство или контрасты звуков по способу их произношения, смену тембров и т. п. Сумму всех средств звуковой организации стиха обычно называют инструментовкой. При анализе фонической организации стиха следует иметь в виду, что число звуков каждого языка сравнительно невелико, вследствие чего близкое соседство одинаковых звуков в ней всегда в некоторой степени наличествует, не являясь признаком ее художественной организации. Поэтому о звуковых повторах в стихе нельзя говорить отвлеченно, а лишь в сопоставлении с фонетической системой данного языка. Следует отметить также, что отношение к звуковой насыщенности стиха, в частности к пользованию звуковыми повторами, в разные эпохи испытывало значительные изменения. Поэтому трактовка вопросов Ф. вне конкретной исторической перспективы привела бы к существенным научным промахам.

Вопросы фонической организации стиха, усиленно обсуждавшиеся в русской поэзии с начала XX в., имеют в мировой лит-ре многовековую давность. Еще античная поэзия обладала детально разработанной системой правил, оберегавших стих от неблагозвучия (какофонии). Значительной популярностью пользовалось также мастерство звукоподражания, образцы которого в «Энеиде» Вергилия сохранили и до нашего времени широкую известность. Русская поэзия XVIII в., восприняв ряд понятий и терминов античной поэтики, именно в таком объеме включила в свой обиход вопросы Ф. стиха. С одной стороны, проявлялась забота о «сладкозвучии» или «сладкогласии» стиха (позднее эти термины были заменены аналогичным словом древнегреческого происхождения «эвфония») - стремились избежать «стычки», т. е. столкновения трудно произносимых согласных звуков или неприятного для слуха «слития» гласных. С другой стороны, иногда прибегали к «подражательной гармонии слова», т. е. к средствам звуковой изобразительности, к-рые в XVIII в. понимали примитивно - как непосредственное звукоподражание. Примером может служить подражание кваканию лягушек у Сумарокова: «О как, о как нам к вам, к вам, боги, не гласить». Однако уже в первой четверти XIX в. стало проявляться стремление расширить понятие «подражательной гармонии» и найти в звуковой организации стиха средства для передачи эмоционального содержания и образной выразительности произведения. Разумеется, как эти попытки, так и аналогичные позднейшие рассуждения русских символистов в области звукописи и эмоциональной или даже мистической значимости звуков поэтической речи, не имели научной лингвистической основы. Но как показатель углубленной работы над фоникой стиха у поэтов XIX-XX вв. такие высказывания знаменательны. Достаточно указать на замечание Пушкина в письме к Вяземскому (14-15 авг. 1825): «вла-вла - звуки музыкальные», или на разностороннее обсуждение Ф. стиха у такого современного поэта, как Маяковский.

Библиография:

русская указана в кн.: Штокмар М. П., Библиография работ по стихосложению, (М.), 1933.

ФОНТАНЕ

ФОНТАНЕ Теодор (Fontane Theodor, 1819-1898) - немецкий поэт и романист. Один из представителей группы писателей, боровшихся за полное государственное объединение Германии. Ранние его произведения представляют собой собрание художественных очерков, изданных в 4 томах (Wanderungen durch die Mark Brandenburg, 1862-1882). Эти очерки Фонтане живописуют прусский быт его времени. Как поэт Фонтане является зачинателем немецкой реалистической бытовой баллады; он культивировал тематику будничных событий и происшествий. Наиболее известные произведения Фонтане написаны в конце его жизни: романы L’Adultera (1882), Jrrungen, Wirrungen (1888), Frau Jenny Treibel (1892), Effi Briest (1895). В этих произведениях Фонтане изображал жизнь и нравы прусской аристократии. Для художественной манеры Фонтане характерен мягкий «всепрощающий» юмор. В своем творчестве Фонтане проявил себя убежденным сторонником Бисмарка.

Библиография:

I. Gesammelte Werke, 22 Bde, Berlin, 1905-1911; Wanderungen durch die Mark Brandenburg, neue Ausg., 5 Bde, Stuttgart, 1925; Gesamtausgabe der erzahlenden Schriften, 9 Bde, Berlin, 1925.

II. Meyer R. M., Fontane, «Allg. Deutsche Biographie», Bd. 48, Lpz., 1903; Ettlinger J., Th. Fontane (Die Literatur, Bd. 16), B., 1904; Wandrey C., Th. Fontane, Munchen, 1919 (дана литература); Kricker G., Fontane der Mensch, der Mensch und sein Werk, B., 1921; Mann Th., Th. Fontane (Vortrag), B., 1930; Sieper G., Der historische Roman und die historische Novelle bei Raabe und Fontane, Weimar, 1930.

ФОНТЕНА

ФОНТЕНА Андре (Fontainas Andre, 1865-), бельгийский писатель. Писал на французском языке. Известен гл. обр. как поэт. Его творчество тесно связано со школами французских символистов и парнасцев. Поэт стремится к наиболее полному выражению тончайших ощущений и восприятий, часто принимающих у него фантастический характер. От социальных проблем он замыкается в круг «спокойных снов». Типичный представитель лит-ого эстетизма и гурманства, свойственных лит-ре буржуазного декаданса, Ф. находился под сильным влиянием Малларме, особенно заметным в первой книге стихов «Le sang des fleurs» (Кровь цветов, 1889). В 1897 вышли «Crepuscules» (Сумерки), объединившие в одном издании ряд характерных для поэта сборников. Стихи Ф. отличаются поэтическим мастерством, но холодны и лишены эмоционального напряжения. От александрийского стиха, сонета и др. классических форм он легко переходит к свободному стиху. Словесные ухищрения делают его стихи часто искусственными. Кроме сборников стихов Ф. написал несколько малозначительных романов и ряд статей и монографий о живописи и лит-ре.

Библиография:

Кроме перечисленных в тексте: Le jardin des iles claires, P., 1901; Роман - Les etangs noirs, 1912; L’allee des glaiuels, 1921; Recits au soleil, P., 1922; Lumieres sensibles (1928), «Allusions», 1930; Mes souvenirs du symbolisme, 1928; Tableau de la poesie francaise d’aujourd’hui, 1931.

ФОНТЕНЕЛЬ

ФОНТЕНЕЛЬ (Bernard le Bouyer de Fontenelle, 1657-1757) - французский писатель, сын провинциального адвоката, племянник П. Корнеля. Лит-ая деятельность Ф. началась в конце 70-х гг. (XVII в.) с сотрудничества в журнале «Mercure galant». Войдя в лит-ру как эпигон прециозной школы с ее условно-изысканной тематикой и вычурным стилем, Ф. в дальнейшем стал зачинателем движения французских просветителей XVIII в. Ранние произведения Ф.: лирика (мадригалы, сонеты, стихи на случай и т. п.), пасторальные поэмы, роман «Письма кавалера де Эр...» (Lettres du chevalien d’Her), трагедия «Аспар» (Aspar, 1680), - вызвали резкое осуждение со стороны классиков (Расина, Буало). Последующая лит-ая деятельность Ф., проникнутая публицистическими тенденциями ( «История оракулов» (L’Histoire des oracles, 1687), направленная против суеверий), пропагандой научного миросозерцания ( «Рассуждение о множественности миров» (Entretiens sur la pluralite des mondes, 1686), «Похвальные слова академиков» (eloges historiques des Academiciens, 1708, 1719), «Предисловие» по «Истории Академии наук» (Histoire de l’Academie royale des sciences..., 1702), непременным секретарем которой он состоял с 1699), получила высокую оценку Вольтера. Значительный интерес представляют его «Диалоги мертвых» (Dialogues des Morts, 1683), написанные в форме беседы великих людей прошлого на морально-философские, социально-политические и другие темы. Острый скептицизм, снижение «авторитетов» (Сократ, Аристотель), неожиданные собеседники (Сенека и Скаррон, Парацельс и Мольер), чередование серьезных мировоззренческих споров с рассуждениями салонно-прециозного характера (спор Сапфо и Лауры, что приятнее в любви: «защищаться» или «нападать»), язык то простой и суховатый, то нарочито изысканный в зависимости от темы и собеседников - все это придавало произведению причудливо-противоречивый характер.

В дальнейшем Фонтенель мастерски овладел особым видом философски-моралистической и научно-популярной литературы, в которой пропаганда рационалистического миросозерцания и научных данных сочеталась с внешней занимательностью и утонченным изяществом стиля. С этой стороны характерны его «Рассуждения о множественности миров», пропагандирующие декартовскую астрономическую систему в форме изысканно-светского разговора ученого и маркизы. Принимая участие в острой литературной полемике конца XVII и начала XVIII в. по поводу сравнительной ценности античных и современных авторов (т. н. Querelle des anciens et des modernes), Фонтенель был на стороне отстаивавших примат современности (Digression sur les anciens et les modernes, 1688).

Библиография:

I. Oeuvres completes, 11 vls, P., 1758-1766; Oeuvres, 5 vls, Paris, 1825; Oeuvres (choisies), P., 1852; Sainte-Beuve C. A., Causeries du lundi, t. III, Paris, (1857)-1862; Flourens M. I., Fontenelle..., Paris, 1847; Maigron L., Fontenelle, Paris, 1906.

На русск. яз.: Разговоры о множестве миров господина Фонтенелля Парижской академии наук секретаря. Перевод Антиоха Кантемира, СПБ, 1740 (перевод был сделан еще в 1730; переводчик присоединил от себя предисловие и примечания); издание 3-е, 1802; то же, новый перевод кн. Е. А. Трубецкой, М., 1802; Разговор в царстве мертвых. Артемизия и Раймунд Луллий («Сочинения и переводы», май, 1758); Оставшиеся письма Фонтенелля и доктора Юнга («Новые ежемесячные сочинения», ч. LXIX, март, 1792).

ФОР

ФОР Поль (р. 1872-) - французский поэт. Принадлежит к младшему поколению французских символистов, к-рое творило под непосредственным влиянием изощрившейся в формальных поисках поэзии Малларме и одновременно училось эстетскому любованию «вещностью» у Эредиа и Теофиля Готье. Отличается исключительной для поэта плодовитостью: за 25-30 лет лит-ой деятельности им выпущено больше 20 томов стихотворений, носящих общее заглавие «Ballades francaises» (Французские баллады).

Большей частью эти «баллады» составляют тематические циклы. Иногда стихотворения каждого цикла настолько тесно объединены между собою, что образуют как бы связное лирическое повествование - лирический роман. Так, т. III «Баллад» представляет собою исторический «Роман о Людовике XI», в томе VI - «Сентиментальный Париж, или роман моих 20 лет», в т. VIII - «Конскомб, или голый человек, упавший из рая». Лучшее у Ф. - стихи, в к-рых он подражает народным песням и воспевает природу: он подлинный мастер лирического пейзажа в современной французской поэзии. Его «чувство природы» насквозь эстетизировано. Во время войны Ф. выпустил XVII, XVIII, XIX и XX тт. «Баллад», проникнутых слащавым патриотизмом, доходящим порою до самого безудержного шовинизма. С точки зрения художественной они также являются самым неудачным из написанного Ф.

Ф. пытался быть новатором в области формы. Он заявлял, что им создан особый вид ритмической и рифмованной речи, полустихотворной, полупрозаической. Однако чаще всего этот новый стих - просто классический александрийский размер, несколько облегченный и напечатанный как проза.

В 1912 Ф., в результате анкеты, проведенной одним журналом, был признан «королем поэтов».

Библиография:

I. Ballades francaises, издавались Mercure de France (vv. I-VIII, 1897-1906), Eug. Figuiere (vv. IX-XVI, 1908-1914), Em.-Paul freres (v. XVII, 1916), Monnier (v. XVIII), Payot (vv. XIX et XX, 1916-1917) и др. Имеются две антологии изд. Mercure de France (1917) и Figuiere (1913).

II. Bonneau G., Paroles pour P. Fort, P., 1934; По-русски очерки о поэзии Ф. и переводы его баллад дали: Брюсов В. («Полное собрание сочинений и переводов», т. XXI. Французские лирики XIX века, СПБ, 1913). См. еще статьи: Луначарский А. В., Князь поэтов в народном университете, «Современник», 1913, II; «Молодая французская поэзия», там же, 1913, VIII (обе статьи перепеч. в его книге «Этюды критические», «ЗиФ», М., 1925); Поэзия и война, «День», 1915, № 99, 12 апр.

ФОРД

ФОРД Джон (John Ford, 1586-1649) - один из крупнейших английских драматургов шекспировской плеяды. Юрист по профессии, он получил хорошее классическое образование в Оксфорде. Дебютировал как поэт, автор поэм, элегий и сонетов (элегия «Памятник славы» - «Fames Memorial», 1606, и др.). Первые драмы, как это было обычно в тот период, Ф. написал в сотрудничестве с другими драматургами: трагедию «Матереубийца» (A late murther of the sonne upon the mother, зарег. 1624) совместно с Уебстером, трагикомедию «Бристольский купец» (The bristowe merchant, зарег. 1624) - с Деккером, с ним же и Роули (Rawley) трагикомедию «Эдмонтонская ведьма» (The witch of Edmonton, ок. 1621, напеч. 1658); вместе с Деккером Фордом была написана «маска» «Любимец солнца» (The sun’s darling, A moral masque, 1624, напечатана 1656).

Первой самостоятельной пьесой Ф. была трагедия «Меланхолия влюбленного» (The lover’s melancholy, пост. 1628, напеч. 1629), отличающаяся запутанной и сложной интригой. Интермедия «Аллегория меланхолии», включенная в пьесу, написана под влиянием «Анатомии меланхолии» Бартона (Burton), а вся трагедия носит следы подражания «Гамлету» Шекспира. Следующая трагедия Ф. «Разбитое сердце» (The broken heart, напечат. 1633) отличается еще более сложной интригой, тремя переплетающимися сюжетными линиями; пьеса прославляет мужество спартанской царевны Каталанты.

Теме ревности посвящена трагедия «Жертва любви» (Loves sacrifice, напечат. 1633), в к-рой сказывается сильное влияние шекспировского «Отелло». Лучшей трагедией Форда является «Жаль, что она развратница» (Tis pity shees a whore», напечат. 1633), где он с гуманистических позиций оправдывает женщину, греховно полюбившую своего брата, что приводит к гибели обоих. В исторической хронике «Перкин Варбек» (The chronicle historie of Perkin Warbeck», напечат. 1634) с большой художественностью разрабатывается история самозванца Варбека, борющегося против Генриха VII.

Комедии Ф. - «Вымыслы целомудрия и благородства» (The fancies, chaste and noble, напечат. 1638) и «Испытание леди» (The ladies triall, пост. 1638, напечат. 1639) - менее значительны.

Характеры трагедий Ф. очерчены ярко и сильно; они показывают умение изображать человеческую психологию. Композиционное мастерство Ф., напряженное действие его драм позволяют ему занять крупное место в истории английской драмы. Чрезмерная усложненность интриги, проникновение романтических элементов, отказ от локализации, сказывающиеся в творчестве Ф., характерны как проявление начавшегося упадка елизаветинской драмы этого периода.

Библиография:

I. Соч.: The Works, ed. by W. Gifford a. A. Duce, 3 vls, L., 1864, new ed., L., 1895; The best plays, ed. by H. Ellis, L., 1888, new. ed., 1903; A critical edition of Fords Percin Warbeck, by M. C. Struble, Seattle (1926); Dramatic works, ed. by H. de Vocht, v. II, Louvain, 1927 (продолжает издание: Dramatische Werke in Neudruck, Bd. I, hrsg. v. W. Bang, Louvain, 1908).

II. Wolff M., J. Ford, Heidelberg Diss., 1880; Cochnower M. E., J. Ford, в кн.: Seventeenth Century Studies, ed. by R. Shafer, Princeton, 1933, pp. 121-175.

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА

ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА - см. Методы домарксистского литературоведения

ФОРСТЕР

ФОРСТЕР Эдуард Морган (Forster Eduard Morgan, 1879-) - современный английский романист. Род. в обеспеченной буржуазной семье, окончил Кембриджский университет. В 1905 вышел его первый роман «Where Angels Fear to Tread». Ф. постоянно разрабатывает тему «маленьких» людей, противостоящих людям чистой наживы, собственникам. Он критикует буржуазную интеллигенцию за неискренность, расчетливость, противопоставляя ей неиспорченных людей чувства. Таковы темы «A Room with a View» (1908), наиболее популярного «Howards End» (1911), сборн. новелл «The celestial Omnibus» (1911).

Для Ф. основное в произведении характеры, трактуемые как «общечеловеческие» типы, индивидуальные взаимоотношения и противоречия, психологический реализм.

После большого перерыва (в 1920 вышла «The Story of the Siren», в 1923 - «Pharos et Pharillon») Ф. выпустил в 1924 «A Passage to India», откликнувшись на тему о колониях исключительно в плане взаимопонимания и содружества английской и индусской буржуазии. Перенося центр тяжести в план индивидуальных взаимоотношений, Ф. под видом аполитичности стыдливо поощряет колониальную агрессию. Ф. принадлежит сборник критических статей «Aspects of the novel» (1927).

Ясность и простота, скупость на изобразительные средства и в то же время красочность языка являются достоинствами Ф.

Библиография:

Bullet Gr., Modern English Fiction, L., 1926; Johnson R., Some Contemporary Novelists men, L., 1922; Willaims H., Modern English Writers..., 3 rd ed., L., 1925; Hommage a. M. Forster, The Nation and Athenaeum, 1928, 4/VIII, p. 589-591. На русский язык переведено: Поездка в Индию (История одного преступления). Роман. Перевод Л. И. Некрасовой. Издание М. и С. Сабашниковых, М., 1925.

Предыдущая страница

© 2000- NIV